Межэтнический конфликт в Боснии и Герцеговине. Дейтонские соглашения и их реализация в наши дни


Тема

Межэтнический конфликт в Боснии и Герцеговине. Дейтонские соглашения и их реализация в наши дни


Введение


К богатой событиями истории Балканского полуострова на протяжении долгого времени приковано внимание мировой общественности, политических деятелей и просто интересующихся.

Вот уже более 15 лет прошло со времени завершения Югославской войны, войны в Боснии и Герцеговине. В конце 1995 года были подписаны Дейтонские мирные соглашения, положившие конец четырехлетней кровопролитной войне. И именно Босния и Герцеговина являлась очагом напряженности и точкой международно-политической активности во время и после войны. Противоречия, возникшие в Боснии и Герцеговине, имеют глубокое историческое прошлое. Конфликт трех этносов, трех религий, особо ярко проявился именно в этой бывшей республике Югославии.

Эта проблема не потеряла своей актуальности и в наши дни - несмотря на то, что боевые действия уже давно прекратились, ситуацию в стране назвать мирной еще очень сложно. Дейтонские соглашения завершили войну, но даровали Боснии и Герцеговине нежизнеспособную Конституцию. Как следствие, непрекращающиеся противоречия между тремя этносами раздирают страну вот уже 15 лет. Очередное обострение этот кризис получил в 2009 году, когда в одном из Образований на территории БиГ, Республике Сербской стали зреть мысли о референдуме по вопросу отделения от государства. В связи с чередой революций, имевших место в арабском мире, боснийская проблема ушла на второй план, но все же от этого она не стала менее актуальной.

Цель проведенного мною исследования - выявить истоки боснийского конфликта, рассмотрев важнейшие вехи в истории развития конфликта, а так же проанализировать Дейтонские соглашения и их последующую реализацию.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели, потребовалось решить следующие задачи:

определить важнейшие географические и этнические особенности Боснии и Герцеговины

проследить за тем, как установился мир, завершивший кровопролитную Боснийскую войну

проследить за тем, как реализуются Дейтонские соглашения, и как они влияют на жизнь в БиГ

В первой главе данного исследования повествуется о развитии Балканского полуострова с древних времен, о влиянии, которое оказывалось на Балканы, как со стороны католической священной Римской империи, так и со стороны православной Византии. Спустя несколько веков, Балканы подверглись влиянию Османского владычества, и познали третью религию - ислам. С тех пор на Балканах в равной степени имеют место быть три различные религии. Так же в данной главе отмечены основные этногеографические особенности Боснии и Герцеговины, среди которых стоит отметить специфическое географическое положение с ничтожно малым выходом к морю, сложный этнический состав и перемешанность населения в пределах государства, сильное переплетение этнического и религиозного факторов.

Во второй главе говорится о том, как многонациональная и самая толерантная из всех республик СФРЮ пришла к жестокому конфликту, разразившемуся на несколько лет. Гражданская война в Боснии и Герцеговине вызвала многочисленные жертвы и разрушения, окончательно разъединила три общины, проживающие на территории страны - сербов, хорватов, мусульман. Правда, хорваты и мусульмане, по инициативе США, образовали по итогам войны единую мусульманско-хорватскую федерацию. В 1992 году Босния и Герцеговина стала третьей югославской республикой, провозгласившей независимость (после Словении и Хорватии), даже несмотря на нежелание боснийских сербов выходить из состава союзной Югославии. Официально принято считать начало военных действий именно со дня объявления независимости БиГ. Мировое сообщество предпринимало немало попыток для того, чтобы погасить конфликт и привести его к миру. Стоит отметить план Венса-Оуэна (который не удалось реализовать) и Дейтонские соглашения, которые были подписаны в декабре 1995 года и установили пусть и хрупкий, но мир в Боснии и Герцеговине. Время показало, что наряду с миром, пусть и хрупким, соглашения принесли в регион новые проблемы.

В третьей главе представлен обзор современных проблем внутриполитической жизни Боснии и Герцеговины, основная масса которых это следствия Дейтонского соглашения. Среди новшеств, введенных согласно Дейтону, стоит отметить пост Высокого представителя в Боснии и Герцеговине, обладающего исключительными «боннскими» полномочиями, который ставит страну в тупик и не дает ей самостоятельно развиваться и принимать решения. Считается, что аппарат Высокого представителя в Боснии и Герцеговине не будет закрыт до тех пор, пока БиГ не превратится в работоспособное государство. Вот уже больше 15 лет прошло со времени подписания Дейтонских соглашений, и всё это время мировое сообщество убеждает сербов, хорватов и боснийцев в том, что единственной целью должно быть стремление к централизации, иначе Боснии не удастся вступить ни в НАТО, ни в ЕС. С 2009 года кризис в Боснии обострился и набирает всё новую силу.

Во время проведения исследования, было изучено определенное количество монографических изданий, а также научных и новостных статей, среди которых хотелось бы особо отметить книгу Мартыновой М.Ю. «Балканский кризис: народы и политика», которая стала хорошей теоретической базой для написанной мною работы.

Источниковой базой послужили: Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине, Конституция Боснии и Герцеговины, а также многочисленные резолюции Совета Безопасности ООН по БиГ.

Теоретической основой в написании курсовой работы также послужили исследования отечественных и зарубежных ученых об истории югославского кризиса и вооруженных конфликтах на Балканах. Среди российских исследователей можно назвать Е.Ю. Гуськову, М.Ю. Мартынову, А.Ионова, П. Искандерова, Н.Лукину и др.

События, происходящие в настоящее время на Балканах, имеют широкий общественный резонанс, так как всяческое обострение конфликта может сказаться не только на жизни в БиГ, но и во всей Европе. Это и послужило основной причиной для написания данной работы.


Глава 1. Особенности географического и этнического устройства Боснии и Герцеговины.


§ 1. Балканы - пороховой погреб Европы


Находясь под влиянием различных культур, Балканский полуостров на протяжении своей долгой истории часто являлся камнем преткновения в интересах различных держав. Посмотрим в далекое прошлое - именно здесь появились древнейшие цивилизации - римская и эллинская. На востоке полуострова сильнее было влияние восточных соседей, например, Византии, а на западе доминировали контакты с Римом. В средние века здесь пролегала граница восточного и западного христианств - на востоке располагалась православная Византия, а на западе католическая Священная Римская империя. Кроме того, спустя несколько веков под влиянием Османского владычества оказались некоторые из славянских народов Балканского полуострова, которые добровольно приняли ислам, чтобы избежать тяжелых условий жизни, которые ждали покоренных христиан и добиться некоторых привилегий, которыми пользовались мусульмане.

Ближе к концу 19 века еще более заметными стали отличия между западными землями и восточными, которые были покорены османами. К двадцатому веку ситуация на Балканах еще более обострилась и достигла своего апогея во второй половине двадцатого столетия. Сначала, после распада Австро-Венгрии, на Балканском полуострове возникло государственное образование. Оно «образовалось в результате объединения Королевства Хорватия и Славония, Королевства Далмация, Боснии и Герцеговины и Крайны в единое государство 29 октября 1918 года. 1 декабря того же года государство объединилось с Королевством Сербия, создав тем самым Югославию». Созданное в 1918 году Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев в 1929 году было официально переименовано в Королевство Югославия. В 1945 году образовалось социалистическое государство Югославия, в состав которой вошли 6 следующих республик - Черногория, Сербия, Македония, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина. Югославия превратилась в социалистическую федерацию, которая состояла из шести союзных республик и существовала под следующими названиями: Демократическая Федеративная Югославия (с 1945), Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ) (с 1946), Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) (c 1963). Республики эти были основаны по национальному принципу, т.е. практически все эти образования были моноэтничными, ввиду того, что ведущий лозунг гласил «одна нация - одно государство и одно государство для каждой нации».Исключением стала Босния и Герцеговина, которая находилась в самом сердце государства. В силу этого, этнический состав был сложнее, чем в других республиках. После смерти И.Б. Тито, кризис государства казался неизбежным. Кризис СФРЮ, противоречия между республиками в этой стране достигли своего апогея к 1991 г., когда оказалось нереальным дальнейшее существование единого государства. «Союзные органы власти прекратили деятельность в мае 1991 г., в июне же из Союзной Скупщины были отозваны делегаты Словении и Хорватии. Началом распада страны явились решения Скупщины Словении и Сабора Хорватии выйти из состава Югославии, что затем было подкреплено официальным провозглашением в июне 1991 г. независимых государств. После некоторых колебаний курс на создание самостоятельных государств взяли еще две республики Югославии - Босния и Герцеговина и Македония».

Референдумы в Словении (декабрь 1990 г.), Хорватии (май 1991г.), Македонии (сентябрь 1991г.), Боснии и Герцеговине (март 1992 г.) подтвердили желание большинства населения жить в независимых государствах. Лишь Сербия и Черногория выступили за сохранение федерации, законодательно провозгласив 27 апреля 1992 г. создание новой страны - Союзной республики Югославии.

Таким образом, начался процесс распада СФРЮ - первыми объявили о своей независимости Хорватия и Словения 25 июня 1991 года, а затем Македония в сентябре 1991 года, таким образом, дав толчок оживлению противоречий на Балканах. 6 апреля 1992 года заявила о своей независимости также и Босния и Герцеговина.


§2. Географические и этнические особенности Боснии и Герцеговины


Босния и Герцеговина является очень специфической страной. С точки зрения географии, это небольшое государство, с ничтожно малым выходом к морю (23км побережья), с огромным количеством горных хребтов - практически вся страна лежит на Динарском нагорье. А именно посреди этих хребтов, в больших межгорных котловинах расположены населенные пункты страны. Даже несмотря на то, что Босния имеет выход к морю, прибрежными водами все же обладает Хорватия. Стоит отметить, что название страны происходит от названия реки Босна, протекающей по территории государства.

Но в данном исследовании, опора всё же делается не столько на географический фактор, сколько на этнический в силу сложного и запутанного национального состава.

Босния и Герцеговина находилась в центре СФРЮ, этим и обусловлен сложный этнический состав и перемешанность населения. Абсолютным большинством до второй мировой войны являлись сербы, во время войны же, пытаясь спасти свои жизни, Боснию покинуло до 200.000 коренных жителей этих земель - сербов. Ввиду этой и многих других причин за время войны территорию Боснии и Герцеговины покинуло большое количество сербов.

Во второй половине 20 века ситуация в стране меняется, меняется этнический состав, становится сложнее. В этом смысле Босния и Герцеговина является особым случаем (среди всех бывших республик СФРЮ), где существовал и существует, пожалуй, самый сложный и неоднородный этнический состав. Население БиГ можно было разделить на три практически равноправные составляющие. Незадолго до распада Югославии, в Боснии и Герцеговине мусульмане составляли порядка 43,7% населения, сербы - 31,4% и хорваты - 17,3%. Кстати, стоит отметить, что численность мусульман (в этническом смысле) стала резко возрастать лишь с 1961 года, т. е. с того времени, когда они провозгласили себя самостоятельной нацией. «Их доля в населении Боснии и Герцеговины резко увеличилась с 0,1% до 13,4%». Кроме того, немаловажен и тот факт, что в Боснии и Герцеговине мусульмане имели более высокий естественный прирост по сравнению с другими народами. Но, в то же время, в период с 1948 года по 1981, хорватов и сербов становилось все меньше. Кроме того мусульмане (боснийцы или босняки) жили в районах, более развитых в экономическом отношении, а сербы и хорваты в более отсталых. Стоит отметить, что лишь с 1971 г. мусульмане стали синонимом народности. Мусульманское население в период социализма и в Югославии в целом, и в республике ощущало себя вполне комфортно. После второй мировой войны в стране было построено 700 мечетей, что существенно больше, чем за весь период османского владычества.

Таким образом, в Боснии и Герцеговине ни один народ не составлял абсолютного большинства, а ввиду сильной перемешанности, ни у одного из народов не было возможности консолидировать свою территорию, с целью отделения от Боснии и Герцеговины, как единого государства. Поэтому, во время вооруженного конфликта, стороны начали захватывать территорию, проводя на ней этнические чистки, имея целью добиться национальной однородности.

Помимо национальной принадлежности, одним из главных факторов этнической идентификации была также и религия. Стоит просто обратить внимание на название народов - это сербы, хорваты и мусульмане, и сразу становится ясно, что религиозная принадлежность определялась чаще всего этническим происхождением. И здесь снова обращаем внимание на пестроту населения: преимущественно православные сербы(в районах Адриатики проживали и сербы-католики), хорваты-католики и босняки-мусульмане. Босняки-мусульмане - это тоже славяне, которые являются потомками тех, кто когда-то во время османского владычества принял Ислам.

На территории БиГ спокойно уживались три веры и три церкви: католицизм, ислам и православие. По статистике на 1991 г. «27% браков в БиГ были смешанными». Сербы преобладали в Западной Боснии и Восточной Герцеговине, мусульмане - в Центральной и Восточной Боснии, хорваты - в Западной Герцеговине. В этническо-территориальном составе БиГ сербы занимали лидирующую позицию. Они представляли абсолютное большинство населения на 53,3 % территории республики.

Таким образом, религиозный и этнический факторы очень тесно переплетены, что значительно усложняет ситуацию в стране.

Современная Босния и Герцеговина располагается в центральной части Балканского полуострова, который на протяжении вот уже более 100 лет известен по всему миру как «пороховой погреб Европы». В состав современной Боснии и Герцеговины входят следующие административно-территориальные единицы - Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская. Оно имеет пограничные территории на западе и севере с Хорватией, на востоке - с Сербией, на юго-востоке - с Черногорией. Столицей Боснии и Герцеговины является город Сараево с населением 300 000 человек. На территории Боснии и Герцеговины проживает около 4,02 млн. человек. Босния и Герцеговина - это очень специфичная страна: на ее территории проживают граждане, исповедующие три разные религии (которые преобладают на территории страны) и говорящие на трех разных языках. Ввиду сложного этнического состава государственными являются три языка: боснийский, сербский и хорватский. По официальным данным, религиозный состав населения таков: мусульмане составляют 48% населения, православные - 37%, католики - 14%.

В Боснии этнические конфликты тесно переплетались и по сей день связаны с религиозным экстремизмом. Возникает ситуация, при которой сербо-боснийско-хорватские противостояния основываются на конфронтации православных христиан с мусульманами (именно как представителями религии Ислам) и католиками соответственно. Свое влияние оказывали и Хорватия и Сербия. Глядя на современную карту Боснии и Герцеговины нужно отметить, что территория Республики Сербской расположена преимущественно на севере (где граничит с Хорватией) и востоке (где проходит граница с Сербией и с государством Черногория. При этом Республика Сербская практически разделена пополам Округом Брчко, который обладает особым статусом и лишь де-юре входит в состав государства, а в реальности обладает автономным статусом и находится под международным правлением.

Сербы проживают в основном на территории западной, северо-западной Боснии,а также в восточной Герцеговине, а в восточной части центральной Боснии сербское население было сильно перемешано с мусульманским. Мусульмане-босняки преимущественно проживали в центральной Боснии, в восточной Боснии (смешаны с сербами), в части западной Боснии (на территории сербской Боснийской Краины), в части северной Боснии (смешаны с сербами и хорватами), в низменной части Герцеговины, в долине реки Неретвы. Хорваты компактно проживали в западной Герцеговине (в районе Дубровника), так же они располагались в центральной Боснии (смешаны с мусульманами), в северной и западной Боснии (смешаны с сербами). По официальным данным (перепись населения 1991 года) лишь 5,5% определили себя как югославы, остальные разделились на три достаточно равнозначных этноса.

В силу множества причин, прежде всего из-за весьма пестрого этнического состава населения, смешанного его проживания и тяготения хорватского и сербского населения к так называемым "своим" республикам, этот кризис приобрел здесь наиболее напряженный характер(из всех бывших республик СФРЮ) и вылился в кровопролитную, затяжную межэтническую гражданскую войну. В нее были замешаны и соседние республики бывшей Югославии. Помимо этого, в этот конфликт втянулись внешние силы: ряд стран и такие международные акторы как ООН, ЕС, НАТО.

Глава 2. Дейтонские соглашения как завершение Боснийской войны


§1. На пути к войне


Многонациональная Босния и Герцеговина считалась самой толерантной республикой Югославии. Никто не верил в возможность межнациональных столкновений на ее территории. И во время переговоров руководителей республик СФРЮ о судьбе федерации БиГ долго не определяла своей позиции. Тем не менее события развивались самым трагическим образом.

Непосредственно процесс распада СФРЮ начался в 1991 году. Добиваясь своей независимости, Хорватия и Словения вели боевые действия против центральной власти страны. Война за независимость Словении была самой наименее продолжительной, она велась в июне 1991 года и названа Десятидневной войной. Провозгласившая независимость Словения вела военные действия против Югославии. Война закончилась 7 июля 1991 года подписанием Брионского соглашения - ЮНА обязывалась прекратить военные действия, а Словения в свою очередь обещала приостановить вступление в силу декларации о независимости на срок 3 месяца. Наряду с Боснийской войной, военные действия также долгое время разворачивались и на территории Хорватии и непризнанной Республики Сербская Краина (сербское образование на территории Хорватии).

На территории Хорватии война шла между хорватами и сербами, проживающими в Крайне, а в Боснии и Герцеговине за два с лишним года сражались и мусульмане против сербов, и хорваты - против мусульман, и мусульмане вместе с хорватами против сербов, и часть мусульман вместе с сербами против мусульман, и даже сербы вместе с хорватами - против мусульман. В эти события были непосредственно вовлечены и Сербия, и Хорватия.

Если говорить обо всех войнах на территории Югославии, то стоит отметить, что кровавые события в Югославии, развиваясь по нарастающей, катились с севера на юг, в направлении к наиболее чреватым взрывом районам - начались в Словении и Хорватии, получили продолжение в Боснии и Герцеговине, Косово и др.

Конфликт в Словении, изначально, вызвал беспокойство, но, наверное, лишь потому, что это была первая тревога, но она не вызывала опасений, ведь этнический состав страны очень однороден, практически 90% населения составляли словенцы, представителей других этнических групп там проживало мало.

Более кровопролитным и опасным стал конфликт в Хорватии, который потребовал введения миротворческих сил ООН для того, чтобы обеспечить перемирие. Но он касался лишь сербскохорватских взаимоотношений и мало волновал внешние силы на Западе, стремившиеся использовать его для нажима на сербские власти.

Гражданская война в Боснии и Герцеговине вызвала многочисленные жертвы и разрушения, привела к расширению иностранного присутствия в этой республике, введению жестких экономических и политических санкций против Сербии и Черногории (односторонних и далеко не во всем оправданных) и, наконец, к прямым военным ударам воздушных сил НАТО по боснийским сербам.

Популярным являлся следующий лозунг - одна нация одно государство, и можно сказать, что практически во всех республиках этот лозунг был воплощен в жизнь. Стоит отметить, что в годы существования СФРЮ Босния и Герцеговина активнее всех республик воплощала в жизнь лозунг братство и единство, т.к. все ее властные структуры и учреждения последовательно соблюдали равноправное представительство этнических групп.

Напомню, что Тито предоставил мусульманам статус «народа» в 1961 году. Мусульмане - это хорватское и сербское по происхождению население, которое подверглось сильной исламизации в годы Османской империи, которые впоследствии обрели особую культуру и традиции. Мусульмане(босняки) являлись единственным южнославянским народом бывшей Югославии, которые не имели «своей» республики.

Лидеры национальных движений в республиках проводили политику одна нация - одно государство, и это привело к тому, что на первый план вышли именно межэтнические проблемы. Лидеры каждой из этнических общин вели активную политическую деятельность. Например, 10 июня 1991 года Мусульманская партия формирует Совет национальной обороны и принимает декларацию, которая начинается словами «Мусульмане Югославии находятся на историческом перепутье и имеют шанс, который не должен быть упущен….Это и есть только суверенная и целостная Босния и Герцеговина, как родина боснийских мусульман и отечество Югославских мусульман. Мы готовы бороться за этот шанс».

В июле 1991 года президент республики Босния и Герцеговина Алия Изетбегович совершил визит в Турцию, заявив там о желании БиГ вступить в Организацию исламских государств. Изетбегович еще в 1970 году выдвигал идею о создании мусульманского государства. По мнению Изетбеговича, земли, которые когда-то находились в составе исламских государств (например, Османской империи), должны туда вернуться.

Он считал, что необходимо создать новую интеллигенцию, которая будет по образу мысли и по духу исламской, и при помощи этой интеллигенции «будет установлен исламский порядок, т.е. исламское правительство и исламское общество». В таком государстве «не мусульманские общины» теоретически пользуются свободой вероисповедания и при условии лояльности к режиму, даже определенной государственной протекцией, но на деле они были существенно ограничены в своих гражданских правах: не могли принимать участие в выборах лидера государства, не имели права занимать высшие командные посты и должность президента. Неудивительно, что сербы и хорваты абсолютно негативно отреагировали на этот шаг, и посчитали, что Изетбегович хочет сделать из Боснии и Герцеговины исламскую республику.

Впоследствии, события стали развиваться так, что с каждым новым днем ситуация лишь усугублялось. Речь уже не шла о выходе из кризиса, думали , скорее о приближающемся начале войны. 14 октября 1991 года была разрушена коалиция, состоящая из трех наций - хорваты и мусульмане-депутаты вместе, не принимая во внимание желание сербской стороны, приняли Меморандум о суверенитете Боснии и Герцеговины.

Таким образом, война была неизбежна. В ноябре 1991 года новообразованная Скупщина сербского народа провела плебисцит, по результатам которого народ принял решение остаться в составе Югославии. Двумя месяцами позже была провозглашена Сербская Республика Боснии и Герцеговины, которая являлась частью югославской федерации.

В то же самое время, без участия сербского народа парламент страны принял решение провести референдум о независимости, который состоялся в начале марта 1992 года. Сербское население БиГ выступало за единую Боснию и Герцеговину и за то, чтобы остаться в составе СФРЮ. Так как сербы отказались принять участие, бойкотировав референдум, 63% проголосовавших выбрали независимость Боснии и Герцеговины. Каждый из лидеров трех общин понимал, что выйти из этого кризиса можно лишь посредством раздела страны на три части (в рамках БиГ), но реализовать на деле это было чрезвычайно трудно в силу множества причин, например, из-за проблем территориального раздела и из-за намерения хорватов и сербов присоединиться к «своим» республикам. По итогам референдума, в апреле 1992 года была провозглашена независимость Боснии и Герцеговины от СФРЮ.

Позиции трех сторон в развязавшемся конфликте были различными, каждая из общин преследовала свои цели. Сербы хотели сохранить БиГ в составе Югославии, но т.к. ввиду провозглашения независимости этого не вышло, то они старались занять территории, где преимущественно проживало сербское население, и имели целью отделение от мусульман, чтобы создать свое государство, которое бы в дальнейшем вновь вошло в состав Югославии.

Мусульмане же в свою очередь, желали создать унитарное мусульманское государство, а если бы БиГ распалась, то максимально расширить свою территорию, подключив к этой борьбе всех мусульман, населяющих Балканский полуостров.

У хорватов также были свои цели. Они также как и сербы, образовали свою республику Герцег-Босну, стремились еще больше увеличить ее территорию, а впоследствии присоединиться к Хорватии.

Начинается активное противостояние, которое позже доходит и до военного столкновения. Официально принято считать, что военные действия начались 6 апреля 1992 года, в тот день, когда была провозглашена независимость республики, но фактически это началось раньше. В последний день референдума, 1 марта, в центре Сараева произошел инцидент, от которого многие сербы ведут отсчет гражданской войны в Боснии. Сербская свадьба, выходившая из церкви, по старой традиции несла национальный триколор. Это не понравилось группе мусульманских боевиков, которые в грубой форме потребовали убрать знамя. В ответ на отказ, они открыли огонь, убив отца жениха и ранив священника.


§2. Попытки урегулирования конфликта. План Венса-Оуэна и Дейтонские соглашения


Мировое сообщество было изрядно обеспокоено происходившим на Балканах. Для боснийского конфликта является характерным особо сильное влияние международных акторов, в частности европейских и исламских стран, а также США. Также активно вмешивается в конфликт и Хорватия, которая помогала войсками и оружием боснийским хорватам. В сентябре 1991 года было введено эмбарго, но это не мешало исламским государствам поставлять оружие мусульманам. Сербы же получали поддержку от Югославии, в военных действиях даже участвовала ЮНА, и это дало сербам огромное преимущество, позволив захватить около 70% территории государства.

Стоит отметить, что мировое сообщество, в целом, приняло антисербскую позицию. Во всем мире именно сербов считали агрессорами, но неосмотрительно упрекать лишь одну сторону из трех в применении агрессии, когда в стране идет гражданская война.

ООН активно вмешивалась в конфликт и более того, 30 мая 1992 года, сославшись на то, что Югославия помогает боснийским сербам, вводит санкции против СРЮ. Возможно такая политика и была бы уместна, если бы помощь одной из сторон оказывало лишь одно государство. Но почему-то мировое сообщество закрывало глаза на то, что хорватская армия сражалась на стороне боснийских хорватов, не применяло никаких санкций в отношении Хорватии. Каждая из сторон, вовлеченных в конфликт, захватывала территории и проводила этнические чистки, но в этом мировое сообщество обвиняло лишь сербов, попрекая им резню в Сребренице и многие другие моменты. Но во внимание не был принят тот факт, что именно сербы пострадали от чисток больше, чем мусульмане и хорваты.

В период с 1992 по 1995 год, ООН предпринимает несколько попыток улаживания конфликта, разрабатывая различные планы мирного урегулирования. Стоит отметить, что все планы, которые предлагало мировое сообщество, не могли одновременно удовлетворить требования всех трех сторон конфликта. Один из таких планов был предложен осенью 1992 года специальным посланником генсека ООН и бывшим государственным деятелем США С.Венсом вместе с уполномоченным ЕС Д.Оуэном.

Венс и Оуэн представили свой план мирного урегулирования в Женеве зимой 1992-1993гг. Этот план включал в себя целый комплекс договоров о прекращении боевых действий и демилитаризаций, о конституционном устройстве и о новой карте государства с новыми границами. В своем плане они исходили из того, что Босния и Герцеговина должна остаться единым государством. Этот план не удовлетворял боснийских сербов, так как с тем разделом территорий, который был предложен в плане, сербам не удалось бы реализовать свою цель - объединить свои территории и присоединиться к Югославии, т.к. территория сербов была разделена на несколько частей. Сербы также обусловили свой отказ тем, что к началу 1993 года под их контролем находилось уже около 70% территории страны, а по плану им следовало бы отдать значительную часть этих приобретений.

Также план был невыгоден и мусульманам - они не смогут создать исламское государство, так как страна становится децентрализованной, и все три народа получили бы равные права. Это не соответствовало замыслу Изетбеговича, который полагал, что мусульмане должны стать основным народом, а сербы и хорваты бы стали национальными меньшинствами.

Хорваты в целом согласились с планом и были готовы подписать документы и карту. Карта раздела Боснии и Герцеговины удовлетворяла почти все притязания хорватов. Кроме того, по этому плану, хорваты получали еще и такие территории, которые они даже не просили, и это создавало условия для объединения с Хорватией. В силу того, что конфликтующие стороны не одобрили этот план, необходимо было искать другие решения.

После провала плана Венса-Оуэна в процессе переговоров значительно увеличилась роль США. А военные действия тем временем набирали ход. Так как предотвратить кризис не удалось, США и НАТО выработали новую стратегию, по которой предполагалось применение войск североатлантического альянса. США вмешались в боснийский конфликт и провозгласили своей целью «установление мира при сохранении единства территории Боснии и Герцеговины», но таким было официальное заявление. На деле же, США видели, какие выгоды можно извлечь из этого кризиса для усиления своего влияния на Балканах. С начала конфликта, безоговорочно, симпатии США были на стороне провозгласившей независимость Боснии и Герцеговины, они всячески поддерживали мусульманскую общину. Президент США Билл Клинтон поначалу выражал поддержку идее многонационального боснийского государства, но вскоре выступил с заявлением о намерении вооружить боснийцев и использовать военную авиацию НАТО против "сербских агрессоров". США хотели укрепить влияние не только на Балканах, но и утвердиться за счет того, что переговоры под эгидой ЕС не приводили к единому решению. США поступает немного иначе - давление на Балканах теперь становится не просто политическим или экономическим, оно становится военным.

Кроме того, для того, чтобы изолировать сербов, США выдвигали еще одну идею - идею создания Мусульманско-Хорватской федерации, в этом США видели свою выгоду. Это соглашение было подписано в апреле 1994 года в Вашингтоне, как и рассчитывали подписывающие этот договор, сербы отказались к нему присоединиться.

И вот с апреля 1994 года НАТО начинает активные бомбардировки сербских позиций. В стане боснийских сербов начались разногласия между лидерами, и этим удачно воспользовались противники - НАТО уничтожило центры связи, системы ПВО и многие другие объекты, а хорваты в свою очередь успешно провели операцию по захвату территории Сербской Краины. Одновременно с этим не прекращались переговоры контактной группы, но им не удавалось добиться положительного результата. США видели, что ни ООН, ни ЕС не имели возможности добиться успешного завершения переговоров, это стало удачным моментом для США, чтобы взять инициативу в свои руки. Именно под эгидой США начался новый этап переговоров, который и завершил Боснийскую войну.


§3. Дейтонские соглашения - главный юридический итог Боснийской войны


Первоначально проведение переговоров намечалось в Кэмп-Дэвиде, загородной резиденции президента США. «Но накануне встреча была перенесена на военно-воздушную базу Райт-Паттерсон, близ г. Дейтона, штат Огайо, что оказалось весьма предусмотрительным». Перенос переговоров из одного места в другое был мотивирован более подходящими условиями работы, а также соображениями безопасности. Стоит отметить, что переговоры, вопреки ожиданиям, продолжались три недели, и договор был парафирован в тот день, когда встреча должна была закончиться, вне зависимости с результатом или без. По всей видимости, до последнего момента не были устранены все разногласия и сомнения в необходимости и верности подписания данного соглашения. Данный договор получил название «Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине» и состоял из целого ряда документов:

·Соглашение о военных аспектах мирного урегулирования

·Соглашение о стабилизации в регионе

·Соглашение о линии разграничения между образованиями и связанных с этим вопросах

·Соглашение о выборах

·Конституция Боснии и Герцеговины

·Соглашение об арбитраже

·Соглашение по правам человека

·Соглашение о беженцах и перемещенных лицах

·Соглашение о Комиссии по охране национальных памятников

·Соглашение об учреждении публичных корпораций Боснии и Герцеговины

·Соглашение об осуществлении гражданских аспектов мирного урегулирования

·Соглашение о специальных международных полицейских силах

Соглашение состояло из общей части и одиннадцати вышеуказанных приложений. В соответствии с этим соглашением, Босния и Герцеговина оставалась единым государством, но делилась на две части - Мусульманско-Хорватская федерация и Республика Сербская. Сербы получали лишь 49% территории государства (во время военных действий им принадлежало около 70%, к окончанию 44%), а босняки и хорваты, соответственно, 51%. Также в соответствии с соглашениями о военных аспектах регулирования и о стабилизации в регионе, сербы должны были передать мусульманам и хорватам город Горажде. Он являлся почти анклавом, соединённым с остальной территорий федерации своеобразным коридором, который находился под контролем международных сил. Сараево оставалось столицей Боснии и Герцеговины и со всеми прилегающими к нему сербскими районами оставалось в мусульманской зоне. Неясна ситуация с округом Брчко. Де-юре он входит в состав федерации, а на самом деле находится под международным управлением. Согласно пункту 3 первой статьи Конституции, «Босния и Герцеговина состоит из двух образований - Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской»(Образований). Отдельным пунктом в первой статье говорится также и о гражданстве - житель Боснии и Герцеговины может быть гражданином как Боснии и Герцеговины, так и Образований.

Согласно второй статье, всем людям, проживающим в Боснии и Герцеговине «будет обеспечен наивысший уровень международно признанных прав человека и основных свобод».

В третьей статье Конституции говорится об обязанностях институтов Боснии и Герцеговины и Образований и об отношениях между ними. В этой статье говорилось о том, что Образования могут устанавливать особые параллельные отношения с соседними государствами, заключать соглашения с международными организациями. Кроме того, Образования содержат гражданские правоохранительные учреждения, а также выполняют все правительственные функции, прямо не возложенные на государственные институты.

Эта статья определяла, что будет относиться к ведению центрального (общегосударственного) правительства: внешняя политика, внешняя торговля, денежно-кредитная политика, финансирование институтов и международных обязательств Боснии и Герцеговины, иммиграционная политика, транспортное сообщение между Образованиями.

Следующие две статьи определяли порядок функционирования власти. Законодательную власть согласно Конституции осуществляет двухпалатный парламент - Парламентская ассамблея, состоящий из Палаты представителей и Палаты народов. Третья часть депутатов избиралась от РС, остальные - от МХФ. Законы утверждались обеими палатами; решения должны были приниматься большинством голосов. Хотя решение Парламентской ассамблеи может быть объявлено наносящим ущерб жизненным интересам боснийского, сербского или хорватского народов большинством боснийских, сербских или хорватских депутатов. Парламентской ассамблее следовало отвечать за принятие законов, ратификацию договоров, утверждение бюджета.

Исполнительную власть должен был осуществлять Президиум, который состоит из трех человек - сербы, боснийца и хорвата, которые избираются непосредственно от территории Образований. В ведении Президиума находятся внешняя политика, назначение послов, представление Боснии и Герцеговины в международных организациях, выполнение решений Парламентской ассамблеи.

Президиумом назначается Председатель Совета министров, который в свою очередь занимается назначением министров, при этом две трети из них должны быть от мусульманско-хорватской федерации и третья часть - от Республики Сербской. Совет министров ответственен за внешнюю политику, внешнюю торговлю, денежно-кредитную политику и т.д.

За соблюдение конституции несет ответственность Конституционный суд, состоящий из девяти человек: четыре избираются от мусульманско-хорватской федерации, двое - от Республики Сербской, а остальные назначаются Председателем Европейского суда по правам человека, более того, они не должны являться гражданами Боснии и Герцеговины или другого соседнего государства.

Денежно-кредитная политика на территории всей Боснии и Герцеговины определялась Центральным банком. В Совет управляющих входило три члена, которые назначались Президиумом: двое от мусульманско-хорватской федерации (вместе имели один голос) и один от Республики Сербской. МВФ назначала управляющего и он не мог быть гражданином Боснии и Герцеговины или любого другого пограничного государства. Таким образом, получается, что Международный валютный фонд в состоянии не просто контролировать политику БиГ в сфере финансов, но еще способен влиять на нее.

В статье девять оговаривались особые положения, одно из которых было особо неприятно для сербов. Согласно этой статье «лица, обвиненные Международным трибуналом по бывшей Югославии, не могли занимать какие-либо административные, выборные или другие государственные должности на территории Боснии и Герцеговины». В этой статье был особый подтекст - США, как главный посредник на переговорах сделали всё, чтобы Р.Караджич и Р.Младич были отстранены от политики, а также другие популярных среди боснийских сербов лидеров. Таким образом они надеялись изменить внутриполитическую ситуацию, считая, что теперь новое руководство должно занять более мягкую позицию по отношению к США.

Помимо Конституции БиГ, одним из важных приложений к Общему Рамочному Соглашению являлось соглашение об осуществлении гражданских аспектов мирного урегулирования. Согласно статье первой данного документа стороны договаривались о введении на территории БиГ должности Высокого Представителя, который «следил бы за осуществлением мирного урегулирования», поддерживал отношения с обоими Образованиями и координировал деятельность по мирному урегулированию на территории Боснии и Герцеговины. Также оговаривалось, что Высокий Представитель «никоим образом не вмешивается в проведение военных операций»

Следует раскрыть позиции каждой их трех сторон после подписания Дейтонских соглашений. В первую очередь оценим насколько были удовлетворены боснийские сербы. В общем, сербы выступали против Дейтонского соглашения, их требования были выполнены лишь частично. Сербы выражали недовольство тем, что Горажде и Сараево останутся в мусульманской зоне. Также Республика Сербская не получила выхода к морю в области Дубровника. Но самое большое негодование сербской стороны вызывал тот факт, что вооруженные силы НАТО согласно Дейтонскому соглашению, имеют право находиться на территории РС. Конечно, если сравнить Дейтонские соглашения с планом Венса-Оуэна, то сербы все же выигрывали в том, что территория Республики Сербской была объединена и обладала общей границей с Союзной Республикой Югославия. Это оставляло некоторый шанс в дальнейшем отделиться от Боснии и Герцеговины, т.к. помимо этого, Конституция неясно определяла характер отношений между Образованиями и центральной властью в Сараево.

Но сравнению с сербами, можно сказать, что хорваты достигли своих целей, даже при условии, что самопровозглашенная Герцег-Босна была ликвидирована, а хорваты стали одним из народов, образующих мусульманско-хорватскую федерацию.

Мусульмане, впрочем, как и сербы, были недовольны итогом Дейтона - не было создано единое исламское государство, а страна на деле разделилась на две части. Отношения были плохими не только с сербами, но и с хорватами, с которыми они образовывали единую федерацию. И это неудивительно, ведь инициатором этого «союза» были не сами хорваты или мусульмане, а США, которые навязали этот союз в 1994 году. В силу этих причин, союз был нежизнеспособен, и это дает о себе знать и сейчас.

Один из сербских аналитиков пишет, что подписание Дейтона при участии Хорватии Сербии и Черногорья - это «юридическая нелепость, так как только жители своей страны имеют твердое право формировать ее будущее».

Очевидным является тот факт, что по итогам этих соглашений больше всех были удовлетворены США - в очередной раз им удалось доказать свое влияние всему миру, и теперь, весь мир видел, что без помощи США невозможно решить такого рода проблемы. Будучи инициаторами этого мирного соглашения, США говорили о создании справедливого и прочного мира. А вот удалось ли это на деле, вопрос достаточно спорный. С одной стороны, Дейтонские соглашения действительно прекратили военные действия на территории бывшей Югославии, но США, во-первых, навязали хорватам и мусульманам идею создания федерации, которая не устраивала ни тех, ни других. Во-вторых, в силу того, что были созданы два Образования, страна на практике оказалась разделенной. Так что трудно назвать тот мир, который привнесли американцы в БиГ прочным и справедливым. Этот мир на деле оказался хрупким и вынужденным для всех, и поддерживался лишь присутствием миротворческих сил.


Глава 3. Босния и Герцеговина после Дейтона. 16 лет спустя


Со времени распада Югославии, практически во всех бывших республиках СФРЮ заметны изменения в политической жизни. Пожалуй, единственной страной, которая находится в неопределенности и «застое» является Босния и Герцеговина. Спустя 16 после подписания мира и обретения Конституции, ситуация в стране до сих пор остается неясной. Новый виток развития получил в 2009 году и до сих пор нельзя сказать, что он разрешен.

В данной главе, мы проанализируем, в какой мере выполнялись или выполняются соглашения, подписанные в Дейтоне в 1995 году и насколько власти Образований следуют соглашениям Дейтона. Приложения к Соглашению можно условно разделить на две части: блок военных проблем и проблемы гражданского урегулирования.

Во-первых, посмотрим, о чем говорили соглашения о военных аспектах мирного урегулирования и о стабилизации в регионе. Для того, чтобы выполнить военные соглашения в Боснии и Герцеговине были развернуты международные силы по выполнению соглашений (СВС) общей численностью около 84 тысяч человек. В их число входили контингенты 14 стран НАТО и 10 стран, которые не входили в альянс. Кстати, стоит отметить, что среди подписывавших Общее рамочное соглашение, Россия была единственной страной, которая не подписала их целиком. Исключением стало Приложение 1 . Тем самым Россия выразила несогласие с двумя его составными частями, а именно: "Приложение 1.A - Соглашение о военных аспектах мирного урегулирования" и "Приложение 1.B - Соглашение о стабилизации в регионе". Именно в них идет речь о блоке НАТО и участии его сил в мирном урегулировании. В целом, операция, которая проводилась СВС оказалась достаточно успешной - до середины января 1996 года из четырехкилометровой линии прекращения огня все стороны вывели свои войска, а к середине марта того же года войска были выведены и из районов, которые переходили другим сторонам. Также планировался обмен военнопленными, но он не был совершен вовремя. По официальным данным на начало 1996 года, сербы держали в плену 151 человека (из имевшихся в списках), мусульмане - 318, хорваты - 177. Единственное, что заставило все три стороны активизировать освобождение пленных - это угрозы прекращения экономической помощи и сохранения эмбарго на военные поставки. Но тем не менее, в срок обмен пленными так и не совершился - к апрелю 1996 года, только по официальным данным, в плену пребывало еще около 80 человек.

В соответствии с соглашением об осуществлении гражданских аспектов мирного урегулирования, на территории Боснии и Герцеговины был создан пост Высокого Представителя вместе с Аппаратом Высокого представителя для наблюдения за осуществлением этого соглашения. Первым человеком, который был назначен на этот пост, стал последний сопредседатель от ЕС Международной конференции по бывшей Югославии, нынешний министр иностранных дел Швеции К. Бильдт. Стоит отметить, что выбор пал на человека, который незадолго до этого был объявлен персоной нон грата одной из сторон. В своей монографии М. Мартынова высказывает свое мнение на этот счет и делает вывод, что «кураторы мирного процесса хотели лишний раз подчеркнуть, кому принадлежит право принятия ответственных решений».

Высокий представитель в Боснии и Герцеговине одновременно является и Специальным представителем Европейского союза в БиГ. Аппарат Высокого Представителя действует вот уже больше 15 лет. Однако, 27 февраля 2007 года Совет по выполнению Мирного соглашения принял решение прекратить мандат Высокого представителя с 30 июня 2008 года. Тем не менее, в феврале 2008 года, было принято решение продлить мандат на неопределённый срок, учитывая его положительные показатели. Все Высокие представители являлись жителями стран Евросоюза, а их полномочия были получены от Организации Объединённых Наций. Стоит отметить, что за более чем 15 лет существования АВП сменилось 7 Высоких Представителей.

Чтобы доказать, что эта должность на самом деле значима, стоит привести один пример. С 2007 по 2009 гг. должность Высокого Представителя занимал представитель Словакии Мирослав Лайчак. 16 декабря 2007 года крупнейшая газета боснийских сербов «Nezavisne novine» назвала Лайчака человеком года. Почти две недели спустя, 28 декабря, аналогичный титул ему присвоила газета боснийских мусульман «Dnevni Avaz». Иными словами, ВП является очень важной фигурой во внутриполитической жизни Боснии и Герцеговины, и пожалуй, единственная, которая своими действиями пытается сплотить три общины. Существует также и такое мнение, что шаткий мир в Боснии и Герцеговине поддерживается лишь присутствием Высокого Представителя - если пост ВП будет упразднен, мировое сообщество сомневается в будущем БиГ. На данный момент пост Высокого Представителя занимает Валентин Инцко, представитель Австрии и он считает, что АВП в Боснии и Герцеговине не будет закрыт до тех пор, пока БиГ не превратится в работоспособное государство. То есть, ЕС и все мировое сообщество не считают БиГ жизнеспособным государством, ожидают либо ее развал, либо очередное продолжение кровопролитной войны при условии прекращения деятельности Высокого Представителя.

А с другой стороны, пост Высокого Представителя как бы ставит страну в тупик - он не дает ей самостоятельно развиваться, решать свои внутриполитические проблемы, ведь Высокий представитель обладает исключительными полномочиями, в частности он может увольнять государственных деятелей, действия которых, по его мнению, несут угрозу миру и безопасности БиГ. Он также наделен правом отменять решения боснийских властей и выносить свои собственные. То есть этот пост, который официально должен превращать в жизнь и созидать положительное, на деле, давно уже превратился в препятствие прогрессивным изменениям в стране, неся в какой-то мере и деструктивный характер.

Вот уже больше 15 лет прошло со времени подписания Дейтонских соглашений, и всё это время мировое сообщество убеждает сербов, хорватов и боснийцев в том, что единственной целью должно быть стремление к централизации, иначе Боснии не удастся вступить ни в НАТО, ни в ЕС. Для того, чтобы реализовать эти планы и введена должность Высокого представителя.

Но ведь наряду с Высоким представителем, в Боснии и Герцеговине существуют свои собственные органы власти, например, Президиум, де-юре в ведении которого находится внешняя политика, ведение переговоров и др. А получается на деле по-другому - Высокий Представитель дает указание властям БиГ, если власти по каким-либо причинам не выполняют это указание, то ВП в праве воспользоваться своими практически неограниченными полномочиями. Ярким примером тому может послужить второй по счету Высокий представитель (1997-1999) Карлос Вестендорп, который использовал свои полномочия для того, чтобы смещать выбранных народом должностных лиц. Например, лишал места в парламенте депутатов-сербов, или, более того, в 1998 году заменил по своему усмотрению победившего на выборах президента Республики Сербской радикала Николу Поплашена на Милорада Додика, представлявшего партию независимых социал-демократов. И это неединичный случай такого «произвола». В целом, все решения, принятые органами власти были навязаны именно им. Под контролем находились СМИ - в 1998 года под руководством Вестендорпа начали создавать Комиссию правды, которая наполовину состояла из иностранцев и должна была следить за СМИ, выступая в качестве цензуры.

Следующим Высоким представителем был представитель Австрии Вольфганг Петрич (1999-2002). В апреле 2000 года он снял с предвыборной гонки Сербскую Радикальную партию, а по прогнозам, за нее собирались проголосовать около 40% сербов.

В целом, Высокие Представители приняли более 800 различных решений, многократно использовав «боннские полномочия», чаще всего - в отношении боснийских сербов. Зачастую это вело к усилению внутренней напряжённости и активизации международных споров. Однако ситуация никогда не выходила из-под контроля. И никого не смущало, что при этом они нарушали Конституцию Боснии и Герцеговины, когда переносили полномочия из Образований в общегосударственные органы БиГ, создавали новые институты, наличие которых не предусматривалось Общим Рамочным Соглашением. Передача полномочий касались и тех органов, за которыми закреплялось принятие решений на уровне Образований, например, полиции, армии, налоговой сферы и т.п.

Цель всех неправомерных действий была одна - создать унитарное государство. Все Высокие Представители действовали так, чтобы осуществить эту задачу. По мнению мусульман и хорватов, Дейтонские соглашения устарели, и для Боснии нужны новые законы - они согласны начать конституционную реформу и территориальное переустройство. Совсем другое мнение у боснийских сербов. Они категорически против уменьшения автономии для Республики Сербской (к чему стремится мировое сообщество), поэтому в 2006 году началась разработка закона о референдуме, на котором власти хотят спросить у населения РС об отношении к таким действиям Аппарата Высокого представителя. Во всех проектах трансформации государства предполагается передача власти от Образований к общегосударственным институтам (даже в сфере образования, здравоохранения, финансовой системы). Таким образом, дошло до того, что Скупщина РС в мае 209 года приняла решение больше не поддаваться давлению извне и не соглашаться с решениями, расходящимися с интересами Республики Сербской. Народная скупщина Республики Сербской 14 мая 2009 года одобрила заключения, согласно которым переход конституционных полномочий от Образования к государству может осуществляться только с согласия Образования.

Нет никаких сомнений, что этот факт вызвал недовольство на Западе и высокий представитель, воспользовавшись своими боннскими (исключительными) полномочиями аннулировал это решение. Высокий представитель в БиГ Валентин Инцко заявил, что эти заключения являются антиконституционными и потребовал их пересмотра. Запад считает, что эти заключения лишь ослабят боснийское государство и замедлят процесс реформ, которые необходимы для евроинтеграции. Власти Республики Сербской отказались идти на компромисс и на следующий день, 15 мая 2009 года опубликовали этот документ в газете, и таким образом, на следующий день он вступил в силу. С того времени, Инцко проводил переговоры с властями Республики Сербской и с гарантами мира в БиГ, но компромисс не был найден, и в итоге, воспользовавшись в очередной раз своими полномочиями, Высокий представитель объявил заключения Скупщины РС вне закона. Но Республика Сербская ничего не может сделать с этим аннулированием, так как Высокий представитель является последней инстанцией в трактовке гражданских аспектов Дейтонского соглашения. Но на этом ситуация не затихла - мусульмане и хорваты открыто поддержали решения Инцко а также призвали его уволить премьер-министра Республики Сербской Милорада Додика(ныне президент). Теперь власти Республики Сербской призывают к скорейшей трансформации аппарата Высокого Представителя(который должен был быть упразднен уже несколько лет назад) в миссию специального представителя ЕС, который не будет наделен такими исключительными полномочиями. Боснийские сербы, против которых в боснийском конфликте ополчился весь Запад, вероятно, рассчитывают на Россию и Сербию и пытаются всячески заручиться их поддержкой. Об этом свидетельствует приличное количество встреч на официальном уровне. Кроме того, Россия заявила о недопустимости одностороннего давления на руководство Республики Сербской и попыток ущемления её конституционного статуса, определённого Дейтонским соглашением. Незадолго до этого, Россия поддержала кандидатуру Инцко при назначении на пост Высокого представителя, считая его опытным и непредвзятым дипломатом. Критика со стороны Москвы в его адрес впервые прозвучала в столь резкой форме. Что касается противоречий России с западными странами по ситуации в БиГ, то они возникают регулярно. Однако споры Москвы с партнёрами, как правило, не ведут к конфронтации.

ноября 2010 г. М. Додик стал восьмым президентом Республики Сербской. Свою главную задачу он определил как сохранение автономии, статуса и прав РС. Додик продолжил искать поддержку в лице России. В марте 2011 года Владимир Путин посетил Белград с деловым визитом, где встретился и с Президентом Республики Сербской. Возможно предположить, что смелость и уверенность в своих действиях появилась у президента РС после его встречи с Путиным. Встреча была недолгой, но плодотворной, т.к. дальнейшее развитие получило научное и культурное сотрудничество. В Республике Сербской планируется открыть русский университет, а Москва будет выделять стипендии для обучения сербских студентов в Москве. Разговор Додика и Путина также коснулся и отношения к военному блоку НАТО. Президент Республики Серсбкой высказал уверенность, что народ РС на референдуме, без которого невозможно принять решение, однозначно выскажется против НАТО. В. В. Путин поддержал позицию Республики Сербской, и сказал, что настало время отменить полномочия Высокого представителя, а Дейтонское соглашение оставить неприкосновенным.

апреля 2011 года состоялось заседание Сената РС. В своем выступлении президент М. Додик описывал ситуацию в БиГ и озвучил настрой о проведении референдума о навязываемых решениях Высокого представителя, в частности о Суде и Прокуратуре, где необъективность в отношении сербов стала делом привычным. Все сенаторы, безусловно, поддержали М. Додика. 13 апреля 2011 года Скупщина Республики Сербской, включая всех делегатов-боснийцев, проголосовала за предложение президента.

Неудивительно, что реакция Запада оказалась незамедлительной, так как такая процедура как референдум, вызвала у них панику. 22 апреля 2011 года Совет по имплементации мира предложил президенту Республики Сербской самому добровольно отметить решение о референдуме, а Высокий Представитель призвал «не нарушать стабильность Боснии и Герцеговины и не разваливать ее правовую систему».

Также помимо соглашения о гражданских аспектах мирного урегулирования, в Общее Рамочное Соглашение вошла и конституция Боснии и Герцеговины, подписанная в декабре 1995 года в Париже.

Конституция состоит из преамбулы, 12 статей, каждая из которых разделена на несколько пунктов, и 2 приложений. Поправки принимаются парламентом. С ноября 2005 года проводятся переговоры по изменению конституции. Среди обсуждаемых инициатив - замена коллегиального президиума на единого президента, усиление полномочий парламента. Дейтонские соглашения дали Боснии и Герцеговине такую конституцию, которая создала неестественные разделительные линии в стране. В боснийской конституции записано, что это государство сербов, мусульман (бошняков) и хорватов, хотя здесь проживают и представители других народов, также выходцы из многонациональных семей. «До войны это была страна всех ее граждан». В марте 2009 г. в конституцию впервые были внесены изменения, а в декабре 2009 года Европейский суд по правам человека признал нарушающими ЕКПЧ положения конституции о том, что только этнические боснийцы, сербы и хорватами могут быть членами президиума страны и верхней палаты парламента.

Дейтонское соглашение, безусловно, принесло мир в Боснию и Герцеговину, остановило войну и массовые убийства, кровопролитие. Но, выходит так, что те, кто не относят себя ни к одному из трех государствообразующих народов, ощущают себя ущемленными. Эти люди, в отличие от бошняков, сербов и хорватов, не могут в полной мере участвовать в политической жизни страны. Они не могут, например, избираться в президиум, который состоит из трех человек - представителей каждой из трех наций.

А ведь эта Конституция была создана при посредничестве США, страной, где все говорят о безграничной «демократии», где действует своя, очень прогрессивная конституция.

А теперь представители Запада, при посредничестве которых была создана Конституция (являлись ее гарантами), достаточно часто заявляют, что Босния и Герцеговина не сможет претендовать на членство в ЕС и НАТО без внесения нескольких поправок в конституцию. Такой позиции, например, придерживается канцлер ФРГ Ангела Меркель. Президент Республики Сербской М.Додик в феврале 2011 года провел встречу с федеральным канцлером Германии в Берлине, на которой он отказался от необходимости поправок к конституции Боснии для того, чтобы усилить роль центрального правительства страны. Додик объяснил, что сербы не поступятся своими властными полномочиями на территории Республики Сербской в составе Боснии. На усилении боснийского правительства настаивает Европейский союз - в связи с намерением Боснии и Герцеговины вступить в ЕС. А Россия в свою очередь считает неприемлемым увязывание конституционной реформы в Боснии и Герцеговине с предоставлением стране статуса кандидата в ЕС.

США и ЕС предпринимали попытки навязать Боснии собственный пакет конституционных поправок и предложили их рассмотреть лидерам семи основных партий БиГ . Два раунда переговоров прошли в октябре 2009 года на военной базе Бутмир в Сараево, но они не дали результатов. Стороны, участвовавшие в переговорах, по разным причинам отвергли "бутмирский пакет". Предложения Запада, но с оговорками, была готова принять лишь одна из мусульманских партий. США и ЕС позднее представили скорректированные предложения, однако и они не нашли поддержки у местных лидеров. После неудавшихся переговоров Запад вновь дал понять, что без изменения Конституции полноценное сближение с ЕС будет невозможным. В представление Запада, эффективная модель управления предполагает определенную централизацию в БиГ. И хотя почти все боснийские политики выступают за интеграцию в Европу, идти на серьезную корректировку системы власти они не рискуют, или хотят, чтобы преобразования имели иной характер, чем предлагает Запад.

Интересно мнение В.Чуркина, который является представителем РФ при ООН. Он считает, «что сам аппарат Высокого представителя, по сути, стал институтом дестабилизации в БиГ. Необоснованное и поспешное использование "боннских полномочий" с неизбежностью ведет к нагнетанию напряженности в БиГ. Россия, как известно, давно призывает отказаться от этого изжившего себя инструментария» .

Если судить по опросам, то 83% граждан Боснии и Герцеговины поддерживают интеграцию в Евросоюз. Двойственность ситуации заключается в том, что с одной стороны, мировое сообщество не намерено упразднить Аппарат Высокого Представителя, так как считает, что БиГ не сможет существовать как самостоятельное государство, а с другой стороны, разговоры о евроинтеграции кажутся нереальными, пока страна находится под контролем и управлением международной администрации.

Большинство противоречий, которые возникали на территории Боснии и Герцеговины со времени подписания Дейтонских соглашений, в основном имело место между мусульманами и боснийским сербами. Но после выборов в октябре 2010 года, к удивлению мировой общественности, власти в Республике Сербской выбраны и спокойной функционируют. Конфликт же обострился между представителями хорватской общины и мусульманами в Федерации Боснии и Герцеговины, и кажется, он грозит расколом Федерации на две части. Всеобщие и партийные выбора прошли в БиГ в октябре 2010 года, а в ФБиГ новое правительство (которое нельзя назвать легитимным) было утверждено лишь спустя 5 месяцев, в марте 2011 года. «По Дейтонскому соглашению, которое окончило войну в 1995 году, отсутствие правительства в Федерации означает отсутствие такового и на государственном уровне».

Суть конфликта заключается в том, что две крупнейшие хорватские партии в ФБиГ - ХДС- БиГ (Хорватское демократическое содружество) и ХДС-1990 - отказались присутствовать на учредительной сессии одной из палат Парламента - Палаты народов (Дом народов), не признав законными новый парламент и правительство. В Доме народов представлены 58 депутатов, но на сессию собрались только 33. Партии боснийских хорватов ХДС-БиГ и ХДС-1990, которые получили подавляющее большинство голосов хорватов на всеобщих выборах в октябре 2010 года, утверждают о своих правах на всю национальную квоту в структурах власти на всех уровнях, но мусуьманская СДП, общий победитель выборов в Федерации, потребовала себе четвертую часть "хорватских портфелей".

Переговоры между представителями партий длились почти полгода и окончились ничем. В марте 2011 года на заседании Парламента, которое прошло в неполном составе, был утвержден нелегитимный Парламент и правительство Федерации БиГ. Парламент утвердил премьером ФБиГ Нермина Никшича от СДП, а президентом - хорвата Живко Будимира. Прежний президент ФБиГ Боряна Кришто отказалась передавать свои функции Живко Будимиру. «Центральная избирательная комиссия остается при мнении, что еще не созданы условия для подтверждения результатов выборов в Дом народов Парламента ФБиГ, т.к. еще не завершились выборы во всех 10 кантонах энтитета».

Хорватская община, у которой, казалось бы, ранее практически не было видимых противоречий с другими общинами, предприняла еще один очень решительный шаг. 18 апреля 2011 года лидеры основных хорватских партий Боснии и Герцеговины потребовали внести изменения в Конституцию БиГ, которые позволили бы создать три автономные области (Образования), одна из которых будет хорватская(сейчас существуют лишь Республика Сербская и МХФ). Требование о хорватской автономии было изложено в резолюции, принятой в Мостаре, на которой хорватские партии учредили Хорватское народное собрание (ХНС). «Во встрече приняли участие около 500 боснийских хорватских политиков. Председателем ХНС был избран лидер ХДС-БиГ Драган Чович». Участники встречи заявили, что «хорватский народ в БиГ маргинализован и лишен прав, которыми обладают бошняки и сербы».

В силу того, что вновь обострившийся кризис развивается очень быстро, не исключено и применение силы со стороны мирового сообщества. Такого мнения придерживается бывший Высокий представитель в БиГ Пэдди Эшдаун, который выступает за исламизированную унитарную Боснию и Герцеговину. Эшдаун не исключает применения силы: «Международное сообщество… должно со всей определенностью сказать, что готово любой ценой, включая и военную акцию, сохранить территориальную целостность и суверенитет БиГ...» На фоне таких выступлений, решение Совета Безопасности ООН о продлении мандата международных сил ЕС по стабилизации кажется вполне обоснованным.

Проблемы отсутствия единства на руководящих постах страны коснулись и сферы, далекой от политики. Единства в Боснии нет по многим вопросам. В начале апреля 2011 года Боснийская федерация футбола была исключена из ФИФА, причиной тому послужило наличие трех глав федерации (представляющих интересы трех общин) вместо одного. Тем самым Босния потеряла всяческую надежду на участие в отборочном турнире к Евро-2012. В связи с этим скандалом, национальные клубы, а также сборная БиГ не могут выступать на международных турнирах, до тех пор пока ситуация не уладится. Этот пример достаточно наглядно показывают всю суть конфликта - единства во мнениях нет, их всегда три.

Тем не менее, можно отметить один положительный сдвиг в отношениях Боснии и Герцеговины и ЕС. В конце 2010 года Европейский Союз отменил визы для краткосрочных поездок для граждан Албании и Боснии и Герцеговины, взамен потребовав введение биометрических паспортов и ужесточение таможенного контроля.

Подводя итог, следует сказать, что Дейтон положил конец кровопролитию, но в то же время сделал законными искусственные разделительные линии, которые препятствуют примирению общества и созданию жизнеспособного государства. Как уже было сказано, раскол в Боснии и Герцеговине коснулся всех сфер жизни: политики, экономики, образования, человеческих отношений и даже спорта.

Спустя 16 лет после войны Босния и Герцеговина не имеет общего плана развития и построения отношений с внешним миром. Однако, в БиГ «есть самая дорогостоящая в Европе администрация: огромный бюрократический аппарат олицетворяет предусмотренную Дейтоном многоуровневую систему власти». Поэтому переживания о Боснии «вращаются вокруг того, является ли целесообразным переход от обладающего исключительными полномочиями Высокого представителя к менее слабому (в смысле власти) посланнику ЕС»

Если ссылаться на официальные данные, то безработица в БиГ сейчас составляет около20%. Страна не может также и рассчитывать на иностранные инвестиции, поскольку БиГ воспринимается как государство высокого политического риска.

Через 16 лет после завершения войны боснийские народы продолжают жить обособленно друг от друга. Недоверие и страх по отношению друг к другу очень сильны, хотя возобновление масштабного вооруженного конфликта вряд ли является возможным.

С точки зрения безопасности, ситуация в Боснии и Герцеговине является достаточно стабильной. Ухудшения в этой сфере не наблюдается, даже несмотря на экономические трудности и националистические взгляды большинства политиков.

Все боснийские общины также настроены на интеграцию в Евросоюз, но "идеи "Великой Сербии" и "Великой Хорватии", которые пытались реализовать за счет Боснии и Герцеговины, по-прежнему живы». В итоге БиГ стала жертвой самого кровавого конфликта, и пока очень далека от стандартов ЕС.

Основная причина всех бед - отсутствие нормального политического диалога и взаимодействия между боснийскими сторонами, и это сказывается на всех сферах жизни страны и отражается на ее международном имидже.

В столицах трех общин - Баня-Луке, Мостаре и Сараево - регулярно проходят так называемые «акции ненависти», в ходе которых демонстранты, разделённые по этническому и религиозному принципу, обмениваются взаимными обвинениями, жгут флаги и портреты политиков противников, а также угрожают недругам физической расправой. Несмотря на попытки правительства прекратить эти акции, это становится безуспешным, так как националистические взгляды среди жителей Боснии и Герцеговины преобладают.

Две части страны обладают широчайшей самостоятельностью. Поэтому, США и страны ЕС настаивают на реформе конституции Боснии и Герцеговины. По их мнению, централизация власти должна привести к укреплению демократии, а также - это единственный путь БиГ в ЕС и НАТО.

Долгое время ЕС не обращал внимания на ситуацию в Боснии, заботясь больше о будущем Косово, и о том, как добиться стабильности в Сербии. Наверное, это было ошибкой, ведь «вероятный распад Боснии и Герцеговины придаст всему региону нестабильность, а в худшем случае, даже может возобновить Балканскую войну».

На данный момент, ситуация в стране складывается так, что хорваты требуют создания третьего Образования. Сербы же, настаивают на сохранении за ними максимальной автономии, угрожая в противном случае выходом из состава Боснии и Герцеговины. А некоторые из мусульманских политиков призывают к предельной централизации, и даже к упразднению двух ныне существующих Образований.

Пока мы не увидим какой-либо склонности к компромиссу хотя бы от одной из сторон, невозможно даже и прогнозировать завершение конфликта.

конфликт война босния герцеговина

Заключение


Балканский полуостров, который когда-то подвергся влиянию с трех сторон - Священной Римской империи, Византии и Османской империи недаром называют «пороховым погребом Европы». Балканы на протяжении нескольких веков были и сейчас являются ареной постоянного соперничества и противостояния мировых держав за влияние в этом регионе.

Цель, поставленная в нашем исследовании, была достигнута, так как нам удалось определить важнейшие этнические особенности Боснии и Герцеговины и характерные черты внутриполитической жизни в этой стране. Так же в данной работе мы проанализировали Дейтонские соглашения и проследили за их реализацией в настоящее время.

Проблема урегулирования боснийского конфликта в наши дни является важным вопросом повестки дня постоянно расширяющегося Европейского Союза. Босния и Герцеговина, лишь объединенная и неразделимая, сможет присоединиться к «европейской семье». Пока перспективы присоединения Боснии являются достаточно призрачными, так как конфликт получил очередное обострение в последние пару лет.

В работе были рассмотрены основные особенности Балкан в целом, и Боснии и Герцеговины в географическом и этническом плане. Во время исследования было установлено, что из всех югославских республик, Босния и Герцеговина является страной, в которой существует самый сложный и неоднородный этнический состав. Население Боснии и Герцеговины можно разделить на три равноценные составляющие: сербы, хорваты, бошняки-мусульмане, среди которых постоянно возникают противоречия по тому или иному вопросу. В довоенное время среди населения преобладали сербы, а во второй половине двадцатого века существенно увеличилось мусульманское население страны. Таким образом, в Боснии и Герцеговине ни один народ не составлял абсолютного большинства, а ввиду сильной перемешанности, ни у одного из народов не было возможности консолидировать свою территорию, с целью отделения от Боснии и Герцеговины, хотя каждый из народов помышлял об этом.

Также в данном исследовании было выявлено, что зачастую религиозная принадлежность определяется этническим происхождением. И здесь снова обращаем внимание на пестроту населения: преимущественно православные сербы, хорваты-католики и босняки-мусульмане. Босняки-мусульмане - это тоже славяне, которые являются потомками тех, кто когда-то во время османского владычества принял ислам. Таким образом, стоит сделать вывод, что религиозный и этнический факторы очень тесно переплетены, что значительно усложняет ситуацию в стране.

В силу всех вышеперечисленных факторов, прежде всего из-за весьма пестрого этнического состава населения, смешанного его проживания и тяготения хорватского и сербского населения к так называемым "своим" республикам, кризис 1990-х приобрел здесь наиболее напряженный характер (из всех бывших республик СФРЮ) и вылился в кровопролитную, затяжную межэтническую гражданскую войну.

В ходе исследования было установлено, что Боснийская война, продолжавшаяся с 1992 по 1995 год, принесла с собой мирный договор, разработанный при посредничестве США. Дейтонские соглашения, включающие в себя основную часть и целый ряд приложений (соглашений). Соглашения ознаменовали окончание войны, но невозможно сказать, что привнесли в страну окончательный мир. Мы установили, что на данный момент ситуация в БиГ по-прежнему остается сложной, между тремя общинами возникают всё новые и новые противоречия, в основном по вопросам власти, реформы конституции.

Также было установлено, что основными угрозами целостности страны являются планирующийся Республикой Сербской референдум (об эффективности Аппарата Высокого представителя), а также недавно возникшие намерения хорватской стороны добиться создания третьего Образования в рамках государства для хорватов.

Спустя 16 после подписания мира и обретения Конституции, ситуация в стране до сих пор остается неясной. Новый виток развития конфликт получил в 2009 году и до сих пор нельзя сказать, что он разрешен.

Предсказывая возможные перспективы, стоит обратить внимание на то, что до тех пор, пока в стране не налажен нормальный политический диалог между тремя сторонами, разрешение конфликта кажется маловероятным. Также вызывает сомнение и необходимость наличия Аппарата Высокого Представителя, который является наивысшей инстанцией в стране, способной своими «боннскими» полномочиями отменять любое решение, принятое на государственном уровне. Новообразованному самостоятельному государству БиГ не удается наладить внутриполитическую жизнь, так как Высокий представитель является последней инстанцией в трактовке гражданских аспектов Дейтонского соглашения. Но ведь наряду с Высоким представителем, в Боснии и Герцеговине существуют свои собственные органы власти, например, Президиум, де-юре в ведении которого находится внешняя политика, ведение переговоров и др. А на деле выходит совсем по-другому - Высокий Представитель дает указание властям БиГ, если власти по каким-либо причинам не выполняют это указание, то ВП в праве воспользоваться своими практически неограниченными полномочиями.

Проведя данное исследование, мы достигли своих целей, выявив особые черты и истоки противостояния в Боснии и Герцеговине, а так же проанализировали Дейтонские соглашения и их реализацию на современном этапе.


Список использованных источников и литературы


1)Барышников Д.Н. Этнический конфликт в Боснии и Герцеговине. Миротворческая миссия в Мостаре. - Спб.: Надежда, 1998

2)Гуськова Е.Ю. Наши миротворцы на Балканах Москва, Индрик, 2007

)Гуськова Е.Ю. Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии Москва 1999

)Мартынова М.Ю. Балканский кризис: народы и политика Москва «Старый сад» 1998

)Писарев Ю.А. Создание Югославского государства в 1918 г.: уроки истории; Новая и новейшая история, №1, 1992

6)Kreimer A., Muscat R. Bosnia and Herzegovina post-conflict reconstruction, the World Bank, 2000


Теги: Межэтнический конфликт в Боснии и Герцеговине. Дейтонские соглашения и их реализация в наши дни  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 21957
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Межэтнический конфликт в Боснии и Герцеговине. Дейтонские соглашения и их реализация в наши дни
Назад