Международные организации

Содержание


1. Международные организации: понятие и правосубъектность

2. Членство в международных организациях

3. Международная организация труда (МОТ): статус и основные направления деятельности. Российская Федерация и МОТ

Задача

Заключение

Список литературы


1. Международные организации: понятие и правосубъектность


Под международной межгосударственной (межправительственной) организацией понимается объединение государств, которому присущи такие характерные черты как:

договорная основа организации, т.е. наличие международного соглашения государств о создании организации, определяющее ее функции и компетенцию;

наличие постоянно действующих органов;

подчиненность ее учреждения и деятельности международному праву.

Целью создания таких организаций является осуществление сотрудничества в экономической, политической, научно-технической, культурной, правовой и иных областях.

На сегодняшний день деятельность международных организаций входит в число ключевых организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества. Вместе с тем данный субъект международного права сформировался лишь на определенном этапе развития международных отношений: ранее для решения своих проблем государства в основном ориентировались на двустороннее взаимодействие. Однако с появлением представляющих угрозу для всего человечества глобальных проблем, в регулировании которых были заинтересованы все государства международного сообщества, стала очевидна неспособность двусторонних отношений обеспечить не только общие, но и индивидуальные интересы государств. Развитие многостороннего международного сотрудничества, требующего более высокого уровня международно-правового регулирования, привело к формированию международных организаций.

Первые постоянные международные объединения, которые считаются прообразами будущих международных организаций, - союзы городов и общин или религиозно-политические союзы племен и городов - были созданы в VI в. до н.э. в Древней Греции.

Следующим этапом развития международных организаций стало возникновение международных экономических и таможенных союзов, в частности, Ганзейского торгового союза и Германского таможенного союза.

Первой межправительственной организацией в ее классическом понимании считается созданная в 1831 году Центральная комиссия по судоходству на Рейне.

Во второй половине XIX в. было создано несколько международных организаций, характерной чертой которых было наличие постоянных органов, фиксированных членов и штаб-квартир (Международный союз для защиты литературной и художественной собственности, Всемирный почтовый союз и др.). Особенностью компетенции данных организаций был ее специальный характер. Таким образом, международные организации создавались, в первую очередь, в определенных областях межгосударственных отношений, которые более всего нуждались в регулировании.

После Первой мировой войны государствами было принято решение о необходимости создания международной организации, которая поддерживала бы международный мир и безопасность, в результате чего была создана Лига Наций, которая ставила перед собой задачу развития сотрудничества между народами, содействие предотвращению военных конфликтов и укрепление всеобщего мира и безопасности. Однако Вторая мировая война и другие межгосударственные военные конфликты показали неспособность данной организации справиться с указанной задачей.

В последующий период функционирования международных организаций обозначилась тенденция к расширению их роли в развитии международного права.

Новая эпоха в развитии международных организаций ознаменована принятием Устава Организации объединенных наций (ООН) - организации, играющей важнейшую роль как в поддержании международного мира и безопасности, так и в развитии мирного сотрудничества государств.

На сегодняшний день деятельностью международных организаций охвачены почти все области международной жизни, в том числе политические, гуманитарные, культурные, технические отношения. Большое значение имеет деятельность данных субъектов международного права в нормотворческой сфере, в особенности осуществляемый ими контроль за соблюдением государствами норм международного права.

На современном этапе международные организации выступают в качестве основного средства межгосударственного сотрудничества государств в самых различных областях.

Являясь вторичными (производными) субъектами международного права, международные организации создаются государствами. Процесс создания новой международной организации включает в себя три основных стадии:

) принятие учредительного документа;

) создание материальной структуры международной организации;

) созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

Международные организации также могут создаваться в упрощенном порядке - посредством принятия решения другой международной организацией. В этом случае выражение согласованной воли государств на создание международной организации осуществляется путем голосования за учредительную резолюцию, которая вступает в силу с момента ее принятия.

Для участия в международных отношениях организация должна обладать особой правосубъектностью, отличной от правосубъектности ее членов. Следует отметить, что по вопросу о соотношении правосубъектности и правоспособности международных организаций более или менее единая позиция у юристов-международников отсутствует. В литературе по международному праву можно выделить три варианта изложения взглядов на данную проблему. Первый вариант состоит в том, что понятия правосубъектности и правоспособности международной организации практически не различаются между собой. При таком варианте обычно употребляется только одно из этих понятий. Второй вариант характеризуется тем, что употребляются оба понятия одновременно, однако об их соотношении между собой ничего не говорится. Наконец, при третьем варианте правосубъектность и правоспособность международной организации предлагается разграничивать, однако конкретному обоснованию такого разграничения много внимания не уделяется.

Справедливой представляется точка зрения о необходимости различения данных понятий. Так, по мнению К.А. Бекяшева, в рамках правосубъектности международной организации следует выделять следующие составляющие:

а) правоспособность, под которой понимается способность международной организации иметь права и обязанности;

б) дееспособность, под которой понимается способность международной организации своими действиями осуществлять права и обязанности;

в) способность международной организации участвовать в процессе международного правотворчества;

г) способность международной организации нести юридическую ответственность за свои действия.

Тем самым правосубъектность международной организации - это присущее такой организации свойство (качество), позволяющее ей быть участником международных правоотношений. Любая международная межправительственная организация обладает международной правосубъектностью. Ее пределы обозначены прежде всего в учредительном акте международной организации: организация не может совершать действия, выходящие за пределы правосубъектности, определенной в ее уставе и иных документах.

Одной из важнейших характеристик правосубъектности международных организаций является возможность их участия в процессе создания норм и принципов международного права. При этом ни одна международная организация не наделена нормотворческими полномочиями, т.е. правом создавать международно-правовые нормы: любая содержащаяся в принятых международной организацией актах норма становится обязательной для конкретного государства только после ее признания данным государством в качестве обязательной международно-правовой нормы.

Пределы правотворческой деятельности международной организации также определяются в рамках ее учредительного документа.

Другой важнейшей характеристикой правосубъектности международных организаций является их юридическая ответственность за свои действия. Как отмечается в литературе, проблема ответственности международных организаций, наряду с проблемой ответственности государств, входит в число наиболее сложных и неоднозначных в современном международном праве. Главная сложность ответственности международных организаций непосредственно связана с их природой, с тем, что они являются продуктом согласования воль государств, учредивших данную организацию. На сегодняшний день основными формами реализации международными организациями ответственности являются реституция, компенсация и сатисфакция.


. Членство в международных организациях


Членство в международных организациях, определяющее характеристики членов и критерии их вступления и выхода из этих организаций, имеет ряд аспектов, которые обычно находят отражение в учредительных актах организаций.

. Категории членов международных организаций.

В западной доктрине принято различать категории полноправных и неполноправных членов международной организации. К первым, по их мнению, относятся государства, ко вторым - несамоуправляемые территории и некоторые суверенные государства. Однако, как справедливо отмечает К.А. Бекяшев, так же, как и деление членов международных организаций на первоначальные и присоединившиеся (главные и второстепенные), такое разделение противоречит фундаментальному принципу суверенного равенства государств, на котором основывается любая межправительственная организация.

Еще одной категорией членов международных организаций являются так называемые частичные члены. Особенность их членства состоит в том, что такие государства участвуют только в работе конкретного органа международной организации. Данная форма членства позволяет международной организации привлечь к ее работе практически все государства, заинтересованные в решении соответствующих проблем, минуя официальную процедуру приобретения членства.

. Условия вступления в международную организацию.

Обычно учредительные акты международных организаций предусматривают возможность свободного вступления в них государств, разделяющих принципы данной организации. Как правило, для первоначальных членов международной организации, т.е. государств, участвовавших в разработке и принятии ее учредительного акта, устанавливаются более льготные условия вступления. Другие государства принимаются путем голосования. Так, например, Устав Международной авиационной федерации (ФАИ) предусматривает 5 категорий (типов) членства: члены-учредители, действительные члены, ассоциативные члены, аффилированные члены, временные члены. Согласно подразделу 2.3. Устава членством первого типа обладает каждая из международных организаций, принявшая в 1905 году участие в основополагающем акте ФАИ. Для принятия же действительных членов подпунктом 2.2.1.2 Устава предусмотрено голосование Генеральной конференцией: для положительного решения необходимо 2/3 голосов членов, присутствующих лично или через представителей.

. Права и обязанности членов международной организации.

Права и обязанности государств, вытекающие из членства в международной организации, можно разделить на 3 группы:

) вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права;

) непосредственно касающиеся участия государств во внутренней текущей деятельности международной организации;

) связанные с соблюдением основных положений учредительного акта организации.

Помимо этого, такие права и обязанности по своему характеру могут быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальные права и обязанности, как правило, закрепляются в учредительных актах или решениях организации (например, обязанность члена организации регулярно вносить членские взносы, в определенный срок представлять отчеты о выполнении конвенций или учредительного акта и др.). Коллективные права и обязанности обычно находят закрепление в учредительных актах или резолюциях международных организаций. Особенностью такого рода прав и обязанностей является наличие их общих адресатов, когда два и более члена организации должны предпринять определенные совместные действия, затрагивающие интересы всех ее участников.

. Прекращение членства.

В учредительных актах международных организаций обычно встречаются следующие способы прекращения членства в них:

выход из организации, который может быть добровольным или автоматическим;

исключение из числа членов организации;

прекращение существования государства;

ликвидация организации.

Выход из организации предполагает соблюдение определенного порядка (подача заявления, соблюдение сроков, выполнение обязательств и т.п.).

Являясь разновидностью добровольного выхода, автоматический выход предполагает, что государство ipso facto в силу определенных обстоятельств должно прекратить членство в организации. Например, любое государство, переставшее быть членом Международного валютного фонда, через три месяца автоматически выбывает из числа членов Международного банка реконструкции и развития.

Исключение как вид прекращения членства применяется в качестве санкции за допущенные государством-членом нарушения.

Наличие такого основания прекращения членства в международной организации как прекращение существования государства связано с возможностью смены одного государства другим в случае возникновения нового независимого государства, объединения или отделения территории государства.

Членство в международной организации прекращается ipso facto в результате ее ликвидации.

международная организация труд

3. Международная организация труда (МОТ): статус и основные направления деятельности. Российская Федерация и МОТ


Международная организация труда (МОТ), являющаяся одной из ведущих международных организаций, была образована в 1919 г. С 1946 г. она является специализированным учреждением ООН. В настоящее время МОТ объединяет 185 государств.

В основе деятельности МОТ лежат свободный и открытый обмен мнениями и опытом, содействие укреплению механизмов ведения диалога и формирование консенсуса. Трехсторонняя структура организации позволяет сторонам социального диалога достичь соглашения по поводу решения актуальных задач в регулировании социально-трудовых отношений. Принятые совместно представителями работников, работодателей и правительств решения оформляются в виде конвенций и рекомендаций МОТ.

Основные направления деятельности МОТ включают в себя:

а) нормотворческую деятельность - разработку и принятие конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением - главное направление в деятельности МОТ;

б) международное техническое сотрудничество - данное направление деятельности МОТ реализуется в основном посредством направления экспертов МОТ для оказания помощи странам в решении самых различных социально-трудовых проблем;

в) исследования и публикация. Первые два направления деятельности МОТ основываются на проведении систематических исследований. Исследовательские программы МОТ охватывают многие государства мирового сообщества, и полученные в ходе их реализации результаты могут быть достоянием всех желающих. При МОТ действует Международный институт социально-трудовых проблем (МИСТИ) и Международный учебный центр. МИСТИ взаимодействует, сотрудничает и обменивается результатами исследований и методическими разработками с множеством национальных научно-исследовательских учреждений в трудовой сфере. Кроме того, МОТ выпускает ряд периодических изданий, публикует тематические монографии, исследования и статистические сборники.

Рекомендации МОТ ориентируют стороны социального диалога на совершенствование правового регулирования социально-трудовых отношений. В связи с этим в текст рекомендаций включаются нормы, улучшающие положение работников по сравнению с установленным в национальном законодательстве. При этом достаточно конкретный характер положений рекомендаций позволяет использовать их на локальном уровне социального партнерства. Рекомендации МОТ могут включать специальные положения о последующих действиях для их реализации. Причем такие действия будут обязательными для принимающих рекомендацию государств.

Членство Российской Федерации в МОТ позволяет изучать и использовать международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство, осуществлять регулирование и совершенствование национального рынка труда, опираясь на рекомендации данной организации. Участие России в деятельности МОТ способствует разработке основанных на мировом опыте норм трудового законодательства, а также содействует развитию предпринимательства и решению проблем занятости.

Сотрудничество Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, предусматривающими различные формы взаимодействия Министерства труда и социальной защиты РФ, Федерации Независимых Профсоюзов России и Российского союза промышленников и предпринимателей с МОТ по вопросам расширения возможностей занятости и создания рабочих мест в нашей стране, обеспечения безопасных условий труда и расширения социальной защиты, а также соблюдения международных правовых стандартов в сфере труда и развития социального диалога. На сегодняшний день действует Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2013-2016 годы.

МОТ оказывает Российской Федерации консультативную помощь в экспертной оценке социально-трудового законодательства, практическом внедрении концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании работы службы занятости, а также социальной защиты и пенсионного обеспечения работников, разработке нового классификатора профессий, развитии трудовой статистики.

С 1959 г. в Москве действует отделение МОТ, которое в начале 90-х гг. было преобразовано в региональное бюро МОТ по странам СНГ. В 1997 г. между МОТ и Правительством РФ было подписано Соглашение, предусматривающее формирование на базе московского Бюро МОТ многопрофильной группы экспертов с целью оказания содействия в решении социально-трудовых проблем. Практическое значение придания Бюро МОТ в Москве региональных функций заключается, прежде всего, в возможности повышения эффективности координирования деятельности МОТ в Российской Федерации и странах СНГ.

Поддерживаются регулярные контакты представителей высшего руководства России с руководством МОТ.

Важную роль для развития сотрудничества России и МОТ в плане расширения участия нашей страны в международных трудовых стандартах имеет ратификация конвенций МОТ.


Задача


Представитель Российской Федерации при ООН в июне 2000 г. покинул зал заседаний Совета Безопасности ООН в знак протеста против решения о недопущении туда представителя Югославии.

Вопрос: имело ли место в связи с принятием указанного решения нарушение каких-либо положений Устава ООН?

В соответствии со статьей 32 Устава ООН любой Член Организации, который не состоит членом Совета Безопасности, или любое государство, не состоящее Членом Организации, если они являются сторонами в споре, рассматриваемом Советом Безопасности, приглашаются принять участие, без права голоса, в обсуждении, относящемся к этому спору. Совет Безопасности ставит такие условия для участия государства, не состоящего Членом Организации, какие он найдет справедливыми.

Поскольку в июне 2000 г. статус СР Югославии как члена ООН не был признан и она не являлась членом Совета Безопасности, а на обсуждении Совета Безопасности стоял вопрос, затрагивающий интересы Югославии, можно говорить о том, что в связи с принятием указанного решения имело место нарушение приведенного положения Устава ООН.


Заключение


Обобщая результаты работы, можно сделать ряд кратких выводов.

Возрастание роли международных организаций в качестве одного из основных способов регулирования отношений между государствами выступает одной из характерных черт современных международных отношений. Изначально для решения общих проблем государства в основном ориентировались на двустороннее взаимодействие. Однако развитие многостороннего международного сотрудничества, требующего более высокого уровня международно-правового регулирования, привело к формированию международных организаций, и прежде всего в тех специальных областях, которые наиболее нуждались в регулировании.

Являясь вторичными (производными) субъектами международного права, международные организации создаются государствами. Для участия в международных отношениях организация должна обладать особой правосубъектностью, пределы которой обозначены прежде всего в учредительном акте международной организации.

Членство в международных организациях, определяющее характеристики членов и критерии их вступления и выхода из этих организаций, имеет ряд аспектов, которые обычно находят отражение в учредительных актах организаций. Это такие аспекты как: категории членов, условия вступления в международную организацию, права и обязанности ее членов, а также основания и порядок прекращения членства в ней.

Одной из старейших ведущих международных организаций является Международная организация труда (МОТ), имеющая статус специализированного учреждения ООН и объединяющая к настоящему моменту в своем составе 185 государств. Основные направления деятельности МОТ включают в себя: нормотворческую деятельность, международное техническое сотрудничество, а также исследовательскую деятельность и публикации.

Список литературы


Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Действующее международное право: Сб. - Т.1.

Устав Международной авиационной федерации (ФАИ) (Federation Aeronautique Internationale, FAI). Утвержден Генеральной конференцией Международной авиационной федерации 28?29 сентября 2000 года: [Электрон. ресурс] // Общероссийская общественная организация «Федерация авиационного спорта России»: офиц. сайт. Реж дост.: www.fasrus.org/doc/UstavFAI2012ru.pdfý

Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2013-2016 годы. Принята в г. Москве 11 декабря 2012 г. // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - 2013. - №3. - С. 126-133.

Егоров С.А. К вопросу о значении и возможностях применения рекомендательных актов МОТ в процессе совершенствования норм международного и внутригосударственного трудового права // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - №4. - С. 445-450.

Купреев С.С. К вопросу о соотношении понятий «правосубъектность» и «правоспособность» международных организаций // Международное публичное и частное право. - 2009. - №3. - С. 24-28.

Международная организация труда (МОТ) (справка). Департамент экономического сотрудничества МИД России. Январь 2014 года: [Электрон. ресурс] // Министерство иностранных дел России: офиц. сайт. Реж дост.: <http://www.mid.ru/bdomp/ns-dipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/c2 dd096e42c3d>53243256a29003c4e0d!OpenDocumentý

Международное право. Общая часть: учебник / Г.Я. Бакирова, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. - М.: Статут, 2011. - 543 с.

Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. - М.: Статут, 2010. - 624 с.

Международное публичное право: учебник / Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, К.А. Бекяшев, В.В. Устинов и др.; отв. ред. К.А. Бекяшев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 784 с.

Сазонова К.Л. Основные аспекты международно-правовой ответственности международных организаций // Международное право и международные организации. - 2012. - №3. - С. 124-128.

Самхарадзе Д.Г. Роль международных организаций в современных международных отношениях // Международное публичное и частное право. - 2007. - №2. - С. 11-14.

Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. - М.: Юстицинформ, 2006. - 256 с.


Теги: Международные организации  Контрольная работа  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 41935
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Международные организации
Назад