Инструменты государственного регулирования внешней торговли

Содержание


Введение

1. Теоретико-методические основы внешней торговли

1.1 Сущность и основные направления внешней торговли

1.2 Торговые барьеры для РФ в мировом рынке

1.3 Инструменты государственного регулирования внешней торговли

2. Анализ торговых отношений России и процессы регулирования внешней торговли в современной России

2.1 Анализ экспорта РФ

2.2 Анализ импорта РФ.

2.3 Проблемы развития внешней торговли и недостатки ее регулирования

3. Пути развития внешней торговли России

3.1 Основные направления развития внешней торговли России

3.2 Внешняя торговля со странами СНГ как основное направление международной торговли РФ. Создание таможенного союза

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение


Показатели внешней торговли любой страны определяют уровень ее участия в мировой торговле. Чем выше эти показатели, тем выше уровень экономического развития этой страны, и соответственно, выше уровень влияния на глобальные экономические процессы, происходящие в мировой экономике. Страны, доля которых в мировой торговле является доминирующей, имеют не только экономические, но и политические рычаги влияния на мировую торговлю. Это подтверждается вполне реальными фактами. Стоило России уйти с лидирующих позиций на мировом рынке вооружений, как эта позиция была быстро занята другими странами. На попытку вернуть себе часть утерянной доли мирового рынка с помощью поставок вооружений на Кипр, эта попытка была подавлена политическими мерами: давлением со стороны США, Международного Валютного Фонда, агрессивными политическими выпадами Турции, как одного из членов НАТО.

Таких фактов в различных секторах мировой торговле, где Россия была либо лидером, либо занимала одно их лидирующих положений, очень много. С утратой внешнеэкономического влияния неразрывно связана потеря внешнеполитического влияния. В настоящее время наблюдается утрата политического влияния России на мировые процессы. Среди множества различных факторов, воздействующий на снижение влияния, на одном из первых мест, несомненно, стоит катастрофическое ухудшение основных показателей внешней торговли. Процесс нивелирования экономического влияния России на мировые процессы привел к тому, что политический вес государства постоянно снижается. Это наблюдается во всех сферах политической жизни страны. О былом могуществе и влиятельности России напоминают лишь учебники истории, да разные мемуары политических деятелей. В недавнем прошлом, при желании, Россия могла вполне реально спровоцировать либо падение мировых цен на нефть, золото, серебро, алюминий, никель, медь, фосфориты, и другие товары, либо наоборот рост цен на эти товары. Например, если раньше Россия могла диктовать условия на мировом рынке алюминия, повышать и понижать цены, в зависимости от ситуации, то сейчас эти условия диктуем уже не мы, а нам. Так, мы не можем продавать алюминий по демпинговым ценам, которые в условиях девальвации рубля обеспечат нам весомую долю рынка и высокую норму прибыли, на рынке алюминия доминируют США. Российский алюминий не пускают на мировой рынок с нашими условиями, а фактически вывозят из России на своих условиях компании США и Великобритании. При этом основная доля прибыли остается в распоряжении этих компаний. Все эти и многие другие факторы возникли не сегодня, и даже не вчера. Но все они являются вполне закономерными последствиями снижения влияния России на мировую торговлю, ухудшения внешнеэкономических показателей, экономического и политического кризисов. Безусловно, для восстановления утраченных позиций не только в мировой торговле, но и в мировой политике, России предстоит долгий и очень трудный путь. Несомненно, будет он гораздо труднее и дольше, чем путь, который в свое время проделал Советский Союз.

Внешняя торговля России - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Это подтверждается большим влиянием внешней торговли на экономику России. Настоящая работа посвящена анализу внешней торговли России и тенденциям, которые имеют место в ней, рассматриваются важные для экономики государства показатели.

Актуальность данного анализа определила следующие цели и задачи:

Определить основы внешней торговли России;

Определить торговые барьеры России на мировом рынке;

Проанализировать инструменты государственного регулирования внешней торговли;

Проанализировать экспорт и импорт Российской Федерации;

Предложить пути развития внешней торговли России.

1. Теоретико-методические основы внешней торговли


1.1 Сущность и основные направления внешней торговли


В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица, и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

В основе более углубленного изучения вопроса "Что в конечном итоге привело к развитию международной торговли?" лежат два обстоятельства.

Во-первых, экономические ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные - распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно отличаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами.

Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов.

Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах. Например, за последние 40-50 лет в России существенно повысилось качество рабочей силы и значительно увеличился объем основных фондов. Поэтому страна, экспортировавшая полвека назад преимущественно сельскохозяйственные товары и сырье, теперь вывозит изделия обрабатывающей промышленности.

внешняя торговля государственное регулирование

Точно так же новые технологии, которые способствовали развитию производства синтетических волокон и искусственного каучука, радикально изменили структуру ресурсов, необходимых для изготовления этих товаров и, таким образом, изменили относительную эффективность их производства.

По мере эволюции национальных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии. Могут претерпеть изменения даже масштабы и качество земельных и природных ресурсов. По мере того как происходят эти изменения, относительная эффективность, с которой страны производят различные товары, будет также изменяться.

Российские реформы предполагают существенную интеграцию страны в мировое хозяйство.

В перспективе, если учесть потенциальные возможности, которые открывают географическое положение на двух континентах, обилие природных богатств, значительный научно-интеллектуальный и промышленный потенциал, роль России в глобальной экономике может существенно возрасти. Под таким углом зрения надо воспринимать современное состояние российских внешнеэкономических связей и перспективы включения страны в международное разделение труда.


1.2 Торговые барьеры для РФ в мировом рынке


Торговые барьеры - ограничение свободного обмена товарами и услугами между странами через механизмы тарифного <#"justify">·адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

·специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;

·комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения.

По объекту обложения:

·импортные - на импортные товары для защиты национальных производителей;

·экспортные - на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

·транзитные - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

По характеру:

·сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера;

·антидемпинговые - применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров;

·компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

По происхождению:

·автономные - вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

·конвенционные (договорные) - устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения;

·преференциальные - имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом.

По типам ставок:

·постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств;

·переменные - ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях.

По способу вычисления:

·номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе;

·эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Импортные квоты. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно больших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.

Кроме того существуют нетарифные барьеры. Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах.

Лицензирование (licensing) - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт. Именно так поступила Великобритания, запретив импорт угля. Добровольные экспортные ограничения. Они являются относительно новой формой торговых барьеров. Так, японские автомобилестроители под угрозой введения Соединенными Штатами более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение добровольных экспортных ограничений на свой экспорт в США. Многие группы предпринимателей, занятых соответствующим производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Эффект особых интересов или концепция о поведении, обусловленном "погоней за рентой", - играет важную роль. Следует также добавить, что издержки протекционизма скрыты, поскольку тарифы и квоты включены в цены товаров. Таким образом, политические деятели сталкиваются с меньшими политическими ограничениями, идя навстречу требованиям ввести протекционистские санкции.

1.3 Инструменты государственного регулирования внешней торговли


Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.

Государственное регулирование международной торговли может быть:

·односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с её торговыми партнёрами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнёрами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);

·двусторонними, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнёрами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимной признании сертификатов качества и пр.;

·многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран - членов Европейского союза (ЕС) и др.

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

§селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

§отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

§коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

§скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Таможенные тарифы и пошлины являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применения которого признается международными нормами. В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины. В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

2. Анализ торговых отношений России и процессы регулирования внешней торговли в современной России


2.1 Анализ экспорта РФ


Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 2007 г. составила около 1, 9% (год до кризиса). А в 2012 около 2,2%.

На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

На Россию в 2012 году пришлось около 4,1 % мирового ВВП. По объёму внешнеторгового оборота в 2011-2012 гг. она занимала 18 - 19-е место - рядом с такими небольшими государствами, как Швеция и Норвегия.

Но если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:

. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.

Статистика внешней торговли характеризует объем экспорта и импорта товаров, их динамику, географическое распределение, товарный состав, участие в мировой торговле, а также ее значение в экономике страны.

Под экспортом понимается вывоз товаров из страны отечественного производства, а также реэкспортные товары.

К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в хозяйстве страны, для реэкспорта и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте.

Внешний спрос России ограничивается в основном товарами топливно-сырьевой группы, металлами, удобрениями, лесоматериалами.

В таблице 1 видно, что за январь-декабрь 2012 года основную долю экспорта России составляют: нефть и нефтепродукты; природный газ; черные металлы; лесоматериалы, целлюлоза, бумага.

В процентном соотношении доля нефти в общем экспорте России в 2012 году составила 46,8%, газа - 12,5%, черных металлов - 8,9%, лесоматериалов - 2,2%.

Топливно-сырьевая ориентация российского экспорта в тесной мере носит вынужденный характер, спасая соответствующие отрасли от недогрузки и удерживая всю экономику от еще большего спада. Но в свою очередь подобная структура экспорта негативно сказывается на развитии производства внутри страны. Так вывоз за рубеж 4/5 производимых удобрений наносит огромный ущерб российскому сельскому хозяйству. Так же экспорт многих цветных металлов, внутренние цены которых в ряде случаев выше мировых и не по карману отечественным потребителям, также относится к негативным последствиям такой экспортной стратегии страны. От этого страдают собственные обрабатывающие отрасли.

Машиностроительная и некоторые другие виды готовой продукции не могут выдержать конкуренции мирового рынка или преодолеть устанавливаемые странами Запада дискриминационные барьеры на пути российских товаров.

Что касается машин и оборудования, то их доля в экспорте мизерна и никак не соответствует сложившейся структуре российской промышленности и ее научно-техническому потенциалу.

Согласно данным отчетности предприятий, за девять месяцев 2012 г. с конвейеров российских автозаводов сошло 508,2 тыс. ед. автомобильной техники, против 1397,1 ед. за тот же период прошлого года, включая 61,7 тыс. грузовых автомобилей, около 22,5 тыс. автобусов и 424 тыс. легковых автомобилей. Совокупный спад производства относительно января-сентября 2008 г. составил 63,6%, в том числе, выпуск грузовых автомобилей сократился в 3,5 раза, легковых - в 2,7 раза, автобусов - в 2,4 раза. Причины, приведшие к снижению потребительской активности в стране и значительному осложнению ситуации в российской автомобильной отрасли, общеизвестны: это глобальный спад экономики, сокращение рынка автокредитования, снижение доходов потребителей в условиях неблагоприятной конъюнктуры, а также повышение цен на импортные автомобили из-за роста таможенных пошлин и девальвации рубля.

Удельный вес машиностроения в мировом экспорте достигает 40%, в экспорте США и Германии - почти 50%, а в России он не дотягивает и до 10%.


Таблица 1. Экспорт России (распределение по товарам экспорта) 2012 год


В вывозе продукции обрабатывающих отраслей нашей промышленности более половины составляла низкотехнологичная продукция, чуть больше 40% - рядовая по технологии и лишь 1,5-1,8% - наукоемкая, высокотехнологичная. Конкурентоспособен пока только экспорт военной техники, и на этом сегменте мирового рынка Россия сохраняет четвертое место после США, Великобритании и Франции.

Сейчас российский экспорт остается одним из решающих факторов поддержки экономической деятельности в стране, в нём преобладают энергоносители, металлы, удобрения, лесоматериалы. Они дают более 3/4 всей экспортной выручки.


2.2 Анализ импорта РФ.


За первые пять лет 21 века внешнеторговый оборот, экспорт и импорт России увеличились в фактических ценах в 2,4 раза каждый при сверхвысоких среднегодовых темпах прироста более 19%. Столь стремительному росту внешней торговли способствовали благоприятные условия внутри страны и на внешних рынках. На внутреннем рынке спрос на отечественное сырьё, продукты первого передела и продукцию оборонного комплекса возрастал медленнее, чем возможности её производства, что позволяло наращивать экспортные поставки. Постоянное увеличение совокупного внутреннего спроса - конечного потребления и накопления - стимулировало расширению импорта.

Структура импорта за первое полугодие 2013 года представлена в приложении 2.

Проанализировав данные таблицы, можно выделить основные направления импорта России, такие как: импорт медицинской продукции, в частности медикаментов; импорт легкой промышленности, в том числе одежды, обуви; импорт машин и оборудования, где большую долю занимает ввоз из-за границы легковых автомобилей.

С момента включения России в международные экономические отношения в качестве самостоятельного субъекта в её экспорте основное место занимают сырьё и полуфабрикаты, относящиеся главным образов к продукции первого передела, а в импорте - изделия машиностроения и продовольствие. Такое положение России в системе международного разделения труда обусловлено природно-климатическими условиями, а так же особенностями её политического развития в прошедшем веке.

Товарная структура отечественной внешней торговли отражает ограниченные возможности приспособления российского производства к взаимодействию с внешним миром. Мировая торговля является ныне сферой обмена преимущественно готовыми изделиями: на них падает около 80% мирового экспорта. У России, если оперировать структурой её внешней торговли в фактических ценах, составляющий показатель составляет примерно 40%, т.е. вдвое меньше. На мировых рынках более 2/5 реализуемой продукции приходится на машины, оборудование и транспортные средства, около 16% - на высокотехнологичную продукцию. В отечественном экспорте удельный вес продукции машиностроения составляет только 8%, высокотехнологичной продукции - примерно 2%.


2.3 Проблемы развития внешней торговли и недостатки ее регулирования


Внешняя торговля по-прежнему выступает главным источником несанкционированного оттока капитала за рубеж. Чрезвычайно высокая концентрация поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда. Закономерное и нормальное для стадии экономического подъема расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождалось усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, в том числе по многим чувствительным для страны позициям.

Кроме того, отмечается высокая зависимость благополучия финансовых, бюджетных и внешнеэкономических показателей от цен на топливно-сырьевой комплекс. Их колебания делают стабильность экономики крайне неустойчивой.

Удельный вес топливно-энергетических товаров в 2012 году составил 72,4% всего российского экспорта за пределы СНГ против 73,3% годом раньше. Доля в экспорте металлов и металлоизделий выросла с 11,5 до 13,6%, продукции химической промышленности - с 5,4 до 5,6%, лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий - с 2,8 до 3,1%, доля машин и оборудования снизилась с 3,7 до 1,6%. В основе российского экспорта по-прежнему доминирует продукция с низкой добавленной стоимостью, преимущественно необработанное сырье (сырая нефть, газ, металлические руды и металлы, прошедшие лишь первичную обработку, необработанный лес). Это общая проблема российской экономики, которая усугубляет ее сырьевую зависимость.

Многие эксперты предрекают, что в ближайшие годы в случае падения цен на нефть положительное внешнеторговое сальдо опустится до нуля. И если до последнего времени многие эксперты воспринимали такой прогноз скептически, то в последнее время число скептиков резко сократилось. Как будет развиваться ситуация - покажет уже ближайшее время.

Кроме того, интерес к роли науки и инновационного процесса довольно низок в России. Если в Японии и США расходы на НИОКР достигают 3% ВНП, в странах ЕС - около 2, то в России - меньше 1%. Доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции составляет только 0,3% - это в 130 раз меньше, чем в США.

Россия отстает от ведущих стран запада по уровню внедрения информационных технологий. В наиболее развитых странах Запада доля информационно-коммуникационных технологий в ВНП составляет 2,5-4,5%, а в России этот показатель не превышает 1%.


3. Пути развития внешней торговли России


3.1 Основные направления развития внешней торговли России


Но несмотря на существенные недостатки внешней торговли России, с 1994 года до 2013 сальдо торгового баланса увеличилось в 10,6 раз (с 16927 до 179742 млн. долл. США).

По предварительным данным таможенной статистики, с учетом торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, внешнеторговый оборот России в январе-сентябре 2013 г. составил 617,3 млрд. долларов и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. в стоимостном выражении на 0,6% (в январе-сентябре 2012 г. против января-сентября 2011 г. - прирост на 3,1%), в том числе со странами дальнего зарубежья - прирост на 2,0% до 534,2 млрд. долларов, странами СНГ - спад на 7,7% до 83,1 млрд. долларов.

Замедление темпов роста стоимостных объемов внешней торговли России в январе-сентябре 2013 г. против января-сентября 2012 г. обусловлено существенным снижением экспортных поставок за счет падения экспортных цен и снижением объемов торговли со странами СНГ по стоимости, физическому объему и средних контрактных цен.

В таблице 3 представлены результаты внешней торговли РФ, а ниже график 1 иллюстрирует динамику развития внешнеэкономических отношений по данным таблицы.


Таблица 3. Внешняя торговля Российской Федерации товарами в январе-сентябре 2013 г. (млрд. долларов)

ОборотЭкспортИмпортСальдоВсего617,3385,6231,7153,9темпы прироста в %0,6-0,11,7…Дальнее зарубежье534,1333,0201,2131,7темпы прироста в %2,01,82,5…Страны СНГ83,152,630,522,2темпы прироста в %-7,7-10,2-2,9…

График 1. Динамика развития внешней торговли РФ товарами


Таким образом, внешний рынок РФ является динамично развивающимся. Но для полноты картины необходимо рассмотреть основные направления развития международной торговли России. Объем экспорта и импорта товаров по странам мира - торговым партнерам России, - важный показатель для выявления перспектив развития и эффективности международной торговли. На рисунке 1 показана доля определенных групп стран во внешнеторговом обороте России.


Рисунок 1. Удельный вес стран во внешнеторговом обороте РФ 2013г.


На рисунке видно, что наибольшим удельным весом обладают страны ЕС и АТЭС. Страны, входящие в состав СНГ уступают.

Исходя из вышесказанного, для России приоритетным направлением должно стать развитие торговли со странами СНГ.


3.2 Внешняя торговля со странами СНГ как основное направление международной торговли РФ. Создание таможенного союза


Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских не сырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций.

К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел "Внешнеэкономическая политика") и Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.

Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества. Россия последовательно придерживается рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений. Эти базовые принципы являются объективной предпосылкой для продвижения современных форм интеграции на пространстве Содружества.

В ноябре 2008 года одобрена Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года. Стратегия - комплексный документ, представляющий собой систему согласованных государствами - участниками СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений.

Мировой финансовый и экономический кризис оказывает существенное негативное влияние на экономическую ситуацию в странах СНГ, которые вплоть до последнего времени были одним из самых динамично развивающихся регионов мира. Сила воздействия кризиса на экономику стран СНГ проявляется по-разному в зависимости от степени их интеграции в глобальную экономику, состояния финансовой и банковской систем, фондового рынка. К концу 2008 года экономика ряда стран Содружества в полной мере ощутила влияние мирового финансово-кредитного кризиса - особенно заметным оно было в странах с относительно более высоким уровнем интеграции в мировую экономику.

Как и в других государствах, в странах СНГ от кризиса страдают реальный сектор экономики, государственные финансы, фондовый рынок, валютная и банковская сферы. Негативное воздействие на основные отрасли экономики стран СНГ оказало снижение мировых цен на нефть, металлы, зерно, а также сокращение внешнего спроса на ряд экспортируемых странами Содружества товаров.

В связи с этим в 1995 году руководители Казахстана, России, Беларуси, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС, а 6 октября 2007 года в Душанбе Беларусью, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза и принято решение о создании на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства, а 6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза. Позже в октябре 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу.

Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России - форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер [5]. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

В официальных документах ЕврАзЭС используется наименование "Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества" или, чаще, просто "Таможенный союз". В прессе распространены неофициальные наименования, такие как "Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана".

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Белоруссии, Казахстана и России, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Как заявлял в октябре 2011 года ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев, "после десятилетия распада и деградации появление регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве - важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам государств". По его словам, о неоспоримой выгоде создания единой таможенной территории говорят данные статистики внешней и взаимной торговли. Так, общий товарооборот Белоруссии, России и Казахстана за первое полугодие 2011 года вырос более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Произошёл взрывной рост взаимной торговли внутри Таможенного союза, особенно на приграничных территориях (более чем на 40 процентов). Примерно на треть увеличились поступления от импортных пошлин в Белоруссии и России, а в Казахстане - более чем в три раза.целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Она стала преемницей комиссии Таможенного союза, деятельность которой, согласно статье 39 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, была прекращена 1 июля 2012 года.

На заседаниях Экономического совета СНГ в 2008 году были приняты соответствующие решения по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса, предложения о поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле, определен Перечень базовых документов, регламентирующих функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ, обсужден ход выполнения Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ в части экономического сотрудничества.

В 2011 году продолжалась работа по важнейшим направлениям интеграционного сотрудничества в Евразийском экономическом сообществе: формирование Таможенного союза; проведение согласованной экономической политики; активизация взаимодействия в реальном секторе экономики; совместное развитие энергетического рынка; формирование транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС формирование общего финансового рынка; взаимодействие в аграрном секторе

Важную роль в системе координации деятельности всех участников внешнеэкономического процесса, действующих на пространстве СНГ, играют торговые представительства Российской Федерации. Торгпредства действуют сейчас во всех странах СНГ, кроме Грузии. Одна из приоритетных задач Министерства РФ и других федеральных органов исполнительной власти заключается в содействии расширению присутствия российского бизнеса в экономике стран СНГ, в снятии препятствий для работы на рынках, для торговли и инвестиций. Такая задача поставлена перед торгпредствами в странах СНГ, и они активно ее решают.

Максимальное содействие российскому бизнесу в развитии торговли, инвестиционного сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ - одна из важнейших задач Минэкономразвития России. Регулярные консультации с отечественными предпринимателями ведутся по линии созданного при Минэкономразвития России Совета по внешнеэкономической деятельности.

Важнейшими показателями, характеризующими степень эффективности интеграционных процессов во взаимной торговле, являются объём и динамика внешнеторгового оборота.

По данным таможенной статистики 2013 года внешнеторговый оборот России остался на уровне 2012 года и составил 763,6 млрд. долларов США. Со странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот составил 660,6 млрд. долларов США, со странами СНГ - 103,0 млрд. долларов США.

Для торговли России практически со всеми странами СНГ на 2013 год характерно значительное положительное сальдо в размере 189,3 млрд. долларов США (снижение на 0,4 млрд. долларов США)

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2013 году:

·Доля топливно-энергетических товаров составила 47,0% (в 2012 году - 54,5%). Физические объемы экспорта угля каменного снизились на 4,2%, нефтепродуктов - на 42,9%, в том числе: дизельного топлива - на 53,3%, топлив жидких - на 29,9%. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта нефти сырой на 0,8%, бензина автомобильного - на 25,5%, керосина - на 44,5 %.

·Удельный вес машин и оборудования в 2013 году составил 15,9% (в 2012 году - 13,4%). Стоимостные объемы экспорта электрооборудования возросли на 6,4%, механического оборудования - на 1,1%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного - на 28,8%. Снизились стоимостные объемы экспорта инструментов и аппаратов оптических - на 10,1%. Физический объем вывоза легковых автомобилей возрос на 20,9%.

·Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в 2013 году составила 10,8% (в 2012 году - 9,5%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы увеличился по сравнению с 2012 годом на 4,5%, а физический - на 15,4%.

·Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2013 году составил 10,6% (в 2012 году - 9,0%). Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы увеличился по сравнению с 2012 годом на 7,6%, а физический - на 7,4%.

·Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в 2013 году составила 6,6% (в 2012 году - 5,4%). По сравнению с 2012 годом стоимостные объемы поставок этих товаров увеличились на 11,5%, физические - на 15,3%.

·Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2013 году составила 3,6% (в 2012 году - 3,0%). Стоимостной объем экспорта этих товаров увеличился на 9,6%, физический - на 8,0%.

В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2013 году:

·Доля машин и оборудования составила 34,2% (в 2012 году - 36,7%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с 2012 годом сократился на 15,0%. Стоимостные объемы ввоза железнодорожного оборудования сократились на 28,3%, электрического оборудования на 14,0%. Физические объемы ввоза легковых и грузовых автомобилей снизились на 32,4% и 48,6% соответственно.

·Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2013 году остался на уровне 2012 года и составил 15,8%. Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2012 годом снизился на 8,9%, а физический остался на уровне предыдущего года. Сократились физические объемы ввоза черных металлов и изделий из них на 0,4%, проката плоского из железа и нелегированной стали - на 5,4%.

·Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства составил 14,3% (в 2012 году - 11,5%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2012 годом возросли на 20,4%, в том числе: говядины - на 31,6% раза, мяса птицы - на 22,0%, сыров и творога - на 6,9%. Физический объем закупок свинины снизился на 36,6%, сливочного масла - на 7,9%.

·Доля импорта топливно-энергетических товаров в 2013 году составила 4,8% (в 2012 году - 5,3%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем-ноябрем 2012 года снизился на 15,8%. Физические объемы ввоза угля каменного сократились на 15,0%, нефтепродуктов - на 6,1%.

·Доля импорта продукции химической промышленности в 2013 году составила 10,2% (в 2012 году - 10,8%). Стоимостной и физический объемы импорта этих товаров снизились по сравнению с прошлым годом на 11,8% и 2,7% соответственно.

В приложении 3 приведены данные экспорта и импорта России в 2013 году с отдельными странами, входящими в состав СНГ.

Заключение


Можно, конечно, надеяться на то, что Россия, продолжая опираться на традиционные экспортные отрасли, сохранит относительно высокие темпы экономического роста и удвоит ВВП в начале 2-ого десятилетия. Однако, важнее решить проблему подъёма обрабатывающей промышленности и аграрного сектора, создав, таким образом надёжную основу для устойчивого развития в будущем, дополнительные рабочие места и плацдарм для преодоления бедности. При этом важно добиться чтобы российские товаропроизводители научились выпускать готовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Анализ состояния и прогнозов развития от дельных отраслей народного хозяйства говорит о том, что возможности изменить характер участия в системе мирохозяйственных связей в ближайшие годы незначительны. Но в средне срочной перспективе внешнеэкономическую специализацию страны можно было бы диверсифицировать, опираясь на природные факторы, в частности на ее наделенность лесом и пригодной для ведения сельского хозяйства землей. Определенный вклад в обновление экспортной специализации страны могла бы внести и научно-техническая сфера, которая располагает высокими технологиями в оборонных и некоторых других отраслях промышленности и достаточно широкой сетью организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования. Такая диверсификация могла бы помочь укреплению позиции страны в качестве экспортера и снижению ее импортной зависимости. Для модернизации экономики требуется, по имеющимся оценкам громадный объём капитальных вложений - более 2 трлн. долл. в течении ближайших 20 лет. Это означает, что среднегодовой объём инвестиций в основной капитал должен превышать нынешний уровень примерно в 2,8 раза. Финансовые рынки в России - кредитный и фондовый - к сожалению, ещё недостаточно развиты.

Поэтому их укрепление - важнейшее условие успешного решения задачи сближения объёмов сбережения и накопления. Некоторые отечественные специалисты считают, что нельзя терять время и ждать, когда банковская система и финансовые рынки достигнут необходимой степени зрелости и станут надёжными источниками финансирования. В целях активизации инвестиционного процесса они полагают необходимым, по примеру других стран, наладить деятельность государственных банков развития. Не менее важной задачей, чем стимулирование инвестиций и перелива капитала из сырьевых в перерабатывающие отрасли, является активизация использования инновационного фактора на базе целенаправленного развития научно-технической сферы. Расходы на исследования и разработки в стране составляют 1,28% ВВП, в том числе на фундаментальную науку - 0,3%. Организационная структура отечественной науки, исследований, разработок остаётся архаичной и не отвечает потребностям рынка.

В перспективе предполагается продолжение принятия мер по гармонизации российского законодательства с нормами и правилами Всемирной торговой организации в области таможенных процедур, лицензирования, сертификации и стандартизации, предоставления государственных субсидий, санитарных и фитосанитарных правил, интеллектуальной собственности, регулирования в сфере услуг и т.д. Положительное влияние на развитие экспорта окажет постепенное снижение вывозных таможенных пошлин, прежде всего на готовые изделия, а также мероприятия в рамках процесса присоединения страны к ВТО, что позволит улучшить условия доступа отечественных товаров на внешние рынки и устранить многие действующие дискриминационные ограничения.

Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

Список используемой литературы


1.Байков М. актуальные проблемы экономических отношений Россия - ЕС // МЭ и МО. - 2010. №6. - с.29-36

2.Белоусов А. Эволюция системы воспроизводства российской экономики от кризиса к развитию // Москва. - 2009. - №4. - с.222 - 281.

.Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // МЭ и МО. - 2009. - №9. - с.312.

.Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире // Вопросы экономики. - 2011. - №5

.Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. - 2009. - №5. - с.30-51.

.Горохов А. На перепутье: экономическая ситуация на данный момент // Москва. - 2009. - №2. - с.144-149

.Кожинов В. О грядущем пути России // Москва. - 2009. - №1. - с.212-216

.Мировая экономика: учебное пособие/под ред. С.Ф. Сутырина - СПб.: изд-во С. - П., гос. ун-та, 2011, 356 с.

.Оболенский В. Внешняя торговля России: темпы сверхвысокие, товарное наполнение прежнее // МЭ и МО. - 2009. - №1. - с.76-87

.Оболенский В. Россия на мировых рынках готовой продукции: что впереди? // МЭ и МО. - 2010. - №8. - с.16-24

.Оболенский В. Формирование внешнеэкономической специализации России // М., ИМЭМО РАН, 2011

.Скляров И. Куда стремится товародвижение? // Экономика и жизнь. - 2009. - №48. - с.32

.Федорова Н. Уместен ли торг? // Экономика и жизнь. - 2009. - №48. - с.1

.Щебарова Н. Внешнеэкономическая политика России // вопросы экономики. - 2010. - №1. - с.154 - 157

.Энциклопедия стран мира, под ред.А. Симония, 2009. - 1319 с.

.Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждённая правительством РФ в августе 2003 г. // Российская бизнес-газета, 07.10.2003

17.www.cbr.ru <#"center">Приложения


Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3


Экспорт и импорт России с отдельными странами, входящими в состав СНГ в 2013 году

СТРУКТУРА ЭКСПОРТА РОССИИ ПО СТРАНАМ СНГ1) 2013 г., в %

Азербайджан Армения Беларусь Казахстан Киргизия Республика Молдова Таджикистан Туркмения Узбекистан Украина4,2 1,3 28,0 24,1 3,0 1,6 1,0 1,7 3,6 31,5

СТРУКТУРА ИМПОРТА РОССИИ ПО СТРАНАМ СНГ1) 2013 г., в %

Азербайджан Армения Беларусь Казахстан Киргизия Республика Молдова Таджикистан Туркмения Узбекистан Украина1,4 0,8 30,6 23,8 0,3 0,9 0,1 0,3 2,9 38,9

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС России).


Теги: Инструменты государственного регулирования внешней торговли  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 44175
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Инструменты государственного регулирования внешней торговли
Назад