Зарубежный опыт реализации региональной политики


Зарубежный опыт реализации региональной политики

Содержание


Введение

Глава 1. Зарубежный опыт реализации региональной политики на примере стран Европейского союза

1.1 Основные этапы развития региональной политики стран ЕС

1.2 Региональная политика стран Европейского союза на современном этапе - специфика и преимущества

Глава 2. Реализация зарубежного опыта реализации региональной политики для решения проблем Российской Федерации

2.1 Сотрудничество ЕС и РФ в сфере региональной политики

2.2. Применение опыта стран Евросоюза для совершенствования региональной политики Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

Введение


Актуальность курсовой работы. Одной из острых проблем социально-экономического развития государств в эпоху глобализации является межрегиональная экономическая дифференциация. В Российской Федерации сохраняется значительный разрыв между уровнями развития регионов страны, а также между имеющимися ресурсными возможностями и результатами их деятельности. Однако, данное явление характерно не только для нашей страны, но и для других государств. Добиться устойчивого экономического развития страны и обеспечения в полном объеме общегосударственных социальных гарантий всему населению невозможно без эффективно функционирующей системы государственной поддержки регионов, отстающих в экономическом развитии. Проблемы межрегиональной дифференциации требуют от государства проведения эффективной региональной политики, способствующей выравниванию сложившихся диспропорций. Необходимо чтобы государственная региональная политика выравнивания и экономическая политика регионов дополняли и соответствовали друг другу. В этой связи, для Российской Федерации будет полезен опыт формирования и реализации региональной политики в зарубежных странах, особенно в странах Европейского союза, что и будет рассмотрено в данном исследовании.

В Западной Европе региональная политика направлена, главным образом, на подтягивание, относительно остальных регионов, до уровня средних с акцентом на территориях с наихудшими экономическими и социальными показателями. При этом нередко используется перераспределение средств относительно богатых относительно бедным странам через механизмы Европейского Союза.

Объектом исследования в рамках курсовой работы выступает вся система управления региональной экономикой, а предметом - непосредственно зарубежный опыт реализации региональной политики.

Целью данной курсовой работы - анализ зарубежного опыта организации региональной политики.

Инструментами при достижении указанной цели выступали следующие задачи:

.Определение и характеристика основных этапов развития региональной политики стран Евросоюза;

2.Анализ региональной политики стран Европейского союза на современном этапе, в частности ее специфики, механизмов и целей;

.Исследование основных аспектов сотрудничества России со странами ЕС в сфере региональной политики;

.Анализ использования зарубежного опыта стран Европейского союза для решения проблем Российской Федерации в сфере реализации региональной политики.

Методологической основой для данной работы послужили наиболее эффективные и распространенные методы научного исследования, а именно - метод дедукции, метод системного анализа, сравнительно-исторический метод, метод экспертных оценок и др.

Эмпирическую базу курсовой работы составили, во-первых, нормативно-правовые акты, регламентирующие важнейшие вопросы региональной политики в целом странах Евросоюза, во-вторых, научные издания и статьи в периодической литературе многих знаменитых исследователей в области регионального управления, таких, как Бусыгина И., Артобольский С.С. и др. И, в-третьих, актуальные электронные ресурсы.

Структура работы представлена введением, основной частью (которая состоит из двух глав и четырех параграфов), заключением и библиографическим списком.

Глава 1. Зарубежный опыт реализации региональной политики на примере стран Европейского союза


.1 Основные этапы развития региональной политики стран ЕС


Как известно, процесс международной экономической интеграции в Западной Европе формально начался с создания трех межгосударственных образований: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В ходе развития этого процесса страны-участницы Сообществ все более ясно осознавали необходимость совместного решения региональных проблем. С одной стороны, сама международная экономическая интеграция рассматривалась как дополнительное средство устранения диспропорций внутри каждой из стран. С другой стороны, существование серьезных различий в развитии регионов разных стран являлось тормозом в дальнейшем укреплении связей между национальными экономиками. В конечном итоге это привело к зарождению новой формы региональной политики - на межгосударственном или наднациональном уровне.

Современная региональная политика - закономерный результат исторического развития как страны в целом, так и такой сферы, как региональная политика. Исторический аспект наиболее ярко проявляется так называемый "эффект маятника" в соотношении интересов центра и регионов.

Первый этап (1920-1932 г. г.) В этот период был сформирован ряд принципиальных подходов к размещению хозяйственных объектов, территориальной организации общества, а именно:

·необходимость создания общегосударственной системы центров, способных организовать реализацию хозяйственной и социальной политики в территориальном разрезе;

·создание экономически эффективной территориальной организации производства, в первую очередь промышленности, и формирование экономически завершенных территориальных хозяйственных единиц.

Экономический принцип районирования предполагал выделение в качестве района своеобразной, по возможности законченной в экономическом смысле территории. Каждый из выделенных районов целевым образом организовался в крупную хозяйственную систему. Этот подход усиливался энергетическим принципом, означавшим целенаправленное формирование в пределах района энерготехнологического комплекса на основе естественных и общественных ресурсов.

Второй этап (1933-1956 гг.) характеризуется полным отходом от экономического принципа региональной политики. В сталинскую административно-командную модель не вписывался объективный процесс районирования, направленный на усиление относительной экономической обособленности районов, а следовательно, их самостоятельности. Принцип комплексного территориально-экономического развития стал подменяться понятием всестороннее развитие, что на практике означало стремление территорий к определенной натурализации своей экономики и достижения, в конечном счете, большей экономической автономности.

В то же время, именно на этом этапе появляются теории управления региональным развитием, сохранившие значение до сегодняшнего момента. В частности, это концепция энергопроизводственных циклов территориально производственных комплексов (ЭПЦ-ТПК).

Третий этап (1957-1964 гг.) это очень короткий семилетний период, когда было предпринята попытка реформы управления путем создания совнархозов. Приоритеты ведомственно-отраслевого управления сохранились, предполагалось лишь обеспечить ослабление отраслевых ведомств за счет передачи некоторых управленческих функций на места, т.е. в регионы. Совнархозы не только не были хозяевами на территории, но часто противостояли местным органам власти. Обсуждение Закона о совнархозах дало новый импульс развитию теорий территориального управления. Необходимость специализации регионов базировалась не на отраслевой, а на общеэкономической эффективности, не только на отраслях материального производства, но и на других сферах.

Одновременно появилось большое количество публикаций противоположного содержания, основанных не упрощенном понимании термина ТПК, когда производство рассматривается не в общеэкономическом смысле, а в узком значении непосредственного материального производства. В дальнейшем, тенденция к упрощенному территориально-производственному комплексообразованию получила и официальное признание.

Четвертый этап (1965-1985 гг.) характеризуется возрождением попыток сочетания отраслевого и территориального развития. Хотя приоритет ведомственно отраслевых интересов сохранялся, понятие ТПК вошло в директивные документы, и они стали рассматриваться, прежде всего, как непосредственно управляемые формы организации хозяйства. На этом этапе появляются работы по территориальным социально-экономическим системам. Сочетание теорий территориально-производственного и социально-экономического комплексообразования обусловило активизацию работ по территориальной организации общества, но и в этом случае не было ориентации на решение стратегических проблем территориального управления.

Следующий период (с 1986 г. по настоящий момент) условно называемый перестройкой характеризуется на первых порах полной неопределенностью в плане социального целеполагания и экономического механизма управления.

Вступление России в трансформационный период послужило мощным толчком для начала глубоких преобразований, затрагивающих экономические отношения, политическую систему и идеологию общества. Практически одновременно с либерализацией экономики и появлением новых негосударственных субъектов собственности, приватизацией предприятий, в стране происходит децентрализация власти и управления, значительное расширение прав территорий в регулировании социально-экономических процессов. Однако формирующаяся система отношений, основанная на многосубъектном балансе интересов, потенциально обладая неизмеримо большими резервами социальной эффективности, одновременно создает предпосылки для резкого усиления пространственной дифференциации темпов социально-экономического развития, что в свою очередь требует разработки концептуально новых подходов к решению неизбежно возникающих проблем согласования интересов разноуровневых административно-территориальных и отраслевых структур.

По мнению автора данной курсовой работы, крайне необходимо рассмотреть опыт ЕС в проведении региональной политики.

Эволюция региональной политики на Западе в целом шла в общем русле трансформации роли контрактного государства в современной рыночной экономике. Факторами, смягчающими неизбежные противоречия между разноуровневыми властными структурами, стали спецификация и защита Федеральным Центром прав собственности, возникающих на региональном и местном уровне управления.

Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на расширение самостоятельности территориальных органов власти, конечные результаты реализуемых мероприятий в значительной степени определялись сохранением и развитием конституирующей роли Центра, выступающего гарантом соблюдения прав как населения отдельных территориальных образований, так и общества в целом.

Безусловно, деятельность государства в сфере региональной политики не является априорно эффективной. К наиболее часто встречающимся в этой сфере провалам государства можно отнести:

·несоответствие между объемом закрепленных полномочий и источниками их финансирования для органов власти разных уровней;

·несовершенство критериев оценки эффективности деятельности федеральных, региональных и местных органов власти;

·вероятность достижения результатов, отличных от поставленных (например, в силу асимметричности информации в отношении особенностей социально-экономического развития отдельных территорий страны или, напротив, манипулировании на региональном и местном уровнях при выполнении предписаний Федерального Центра);

·неравномерное распределение ресурсов (например, при отсутствии или неэффективности систем межбюджетных отношений)

В состав Европейского Союза входит в настоящее время 15 государств, уровень социально-экономического развития которых неодинаков. Преодолению различий в экономическом потенциале отдельных частей ЕС служит региональная политика ЕС. Осуществляя региональную политику, ЕС "стремится сократить разрыв между уровнями развития различных регионов и уменьшить отставание регионов, находящихся в наименее благоприятных условиях, включая сельские районы".

Итак, обобщив все сказанное выше, можно отметить, что история формирования региональной политики ЕС крайне насыщена и напряжена, хотя и не слишком длинна: зародившись в послевоенные годы в форме мероприятий чрезвычайного характера, фактически активно она стала проводиться только с середины 70-х годов. И сегодня региональная политика превратилась в постоянно действующий фактор, без которого немыслима полноценная интеграция.


1.2 Региональная политика стран Европейского союза на современном этапе - специфика и преимущества


Рассмотрев в предыдущем параграфе данной курсовой работы этапы развития региональной политики на территории Евросоюза, весьма целесообразно будет, по мнению автора, проанализировать современное ее состояние.

Итак, в состав Европейского Союза входит в настоящее время 15 государств, уровень социально-экономического развития которых неодинаков. Преодолению различий в экономическом потенциале отдельных частей ЕС служит региональная политика ЕС. Осуществляя региональную политику, ЕС "стремится сократить разрыв между уровнями развития различных регионов и уменьшить отставание регионов, находящихся в наименее благоприятных условиях, включая сельские районы".

Чтобы понять принципы, механизмы и специфику региональной политики Европейского Союза, необходимо сначала определить логику любой региональной политики, будь то политика государств, регионов или международных организаций, - каждая может иметь свои "центры" и "регионы". Региональная политика как политика, направленная на региональное развитие внутри государства или другого типа политического сообщества, нацелена на выравнивание социально-экономического положения и эффективное экономическое развитие на всей территории сообщества.

Наиболее естественно региональная политика выглядит в государствах, поскольку именно они наиболее заинтересованы в целях, обычно достигаемых при помощи региональной политики. К ним чаще всего относятся следующие цели:

·обеспечение эффективного социально-экономического развития на всей территории государства или сообщества,

·снижение различий и диспропорций в уровне социально-экономического развития между регионами,

·обеспечение безопасности, стабильности и лояльности всех регионов по отношению к центральным органам управления, в том числе приграничных, периферийных и экономически слабых.

Это означает, что государство и любое политическое сообщество чаще всего старается поддерживать свои слабые регионы для обеспечения социального порядка, собственной легитимности и целостности, а также в целом сохранение и обеспечение единого политического, социального и экономического пространства.

Для характеристики задач региональной политики стран Евросоюза необходимо разделить 15 стран ЕС на четыре большие группы:

Четыре так называемые "интегрированные" страны - Ирландия, Греция, Португалия и Испания). Перечисленные страны традиционно являются наиболее слаборазвитыми странами Европейского Союза - в этих государствах расположены самые бедные регионы на территории ЕС);

Данную группу образуют Германия и Италия. Этих страны характеризуются большими внутренними различиями - между севером и югом Италии, а также между "старыми" и "новыми" землями Германии;

Данная группа представлена территориями Финляндии и Швеции. Этим государствам можно дать следующую характеристику: низкая плотность населения, обусловленная суровым климатом и большой удаленностью населенных пунктов друг от друга;

Австрия, Франция, Дания, Бенилюкс и Соединенное Королевство. Главные региональные проблемы, возникающие в этих странах, обычно связаны со структурными изменениями экономики, а также с проблемами занятости населения.

В "интегрированных" странах региональная политика проводится в условиях слабого развития национальной экономики по сравнению с другими странами-членами ЕС, то есть особое внимание уделяется проблемам национального экономического развития, решению же проблем регионального развития отводится второстепенная роль. Например, в Ирландии региональная политика не выделяется в качестве самостоятельного направления развития экономики. Первостепенное значение отводится развитию национальной промышленности, хотя и предпринимаются шаги, направленные на установление равномерности регионального развития.

В Португалии была разработана четкая региональная политика на период 1994 - 99 гг. Данная политика характеризовалась недостаточностью обеспечения финансовыми ресурсами, в то время как ЕС финансировал проекты по развитию национальной конкурентоспособности в области промышленности. Что касается Испании, то здесь наибольшее внимание уделяется проблеме сбалансированного развития регионов. Конституционный закон Испании гласит, что общественные власти должны "способствовать созданию условий, благоприятствующих более равномерному распределению доходов", а для обеспечения реализации принципа солидарности государство должно "осуществлять контроль за установлением справедливого и адекватного уровня экономического равновесия между различными частями страны".

Вторая группа стран - Германии и Италии) характеризуется высокой степенью различия относительно развития отдельных регионов. Конституции этих стран подчеркивают принципы справедливого развития, уделяя тем самым большое внимание вопросам региональной политики. Согласно статье 3 Конституции Италии государство обязано "устранять все препятствия к эффективному участию всех граждан в экономическом, социальном и политическом развитии страны". Конституция Германии подчеркивает необходимость "создать одинаковые условия для работы и жизни людей во всех частях страны". Таким образом, в качестве первостепенной задачи региональной политики выделяется обеспечение возможности для структурно слабых регионов принимать активное участие в социально-экономическом развитии страны путем минимизации влияния негативных факторов, которые связаны с положением этих регионов. Региональная политика нацелена на укрепление экономического роста структурно слабых районов. Для достижения данной цели создаются долгосрочные и конкурентоспособные рабочие места, позволяя при этом стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда и облегчить проведение структурных преобразований.

В отношении региональной политики скандинавских стран можно сказать, что ее главным направлением является решение Проблем удаленных северных территорий, хотя большое внимание уделяется равномерному развитию регионов по стране.

Политика, проводимая в Швеции, направлена на формирование самостоятельного развития отдельных регионов в области экономики, уделяя при этом внимание развитию экономически сильных и активно развивающихся компаний в наиболее слабо развитых регионах. Необходимо также сделать акцент на следующем факторе, который предполагает равноправие в политике страны.

Страны северной Европы не проводят столь активную региональную политику, так как проблема неравномерного развития регионов не так актуальна. Наибольшее внимание уделяется привлечению инвестиций во внутренние районы. В данной области региональная политика является по большей части процессом промышленной реструктуризации регионов. Политика регионов в области "конкурентоспособности" является составной частью подхода в рамках политики "возрождения" и имеет ярко выраженную цель улучшения конкурентоспособности отдельных регионов.

Если проанализировать положение в 15 странах Европейского Союза, то можно заметить, что региональная политика практически во всех странах направлена на создание условия, которые позволяют регионам полностью реализовать имеющийся у них потенциал и тем самым увеличить их вклад в развитие национальной экономики. Можно сказать, что это и является главной задачей региональной политики стран-членов ЕС. Важным отличием между этими странами является существование ярко выраженного обязательства, позволяющего обеспечить равенство регионов.

В настоящее время ассигнования на региональную политику ЕС, получившую название "политики сплочения", осуществляются через три финансовых инструмента - структурные фонды ЕФРР и ЕСФ, а также созданный в 1993 г. под давлением 4 наименее развитых на тот момент стран ЕС Фонд сплочения. Средства из него получают страны, чей валовой национальный доход (ВНД) на душу населения не превышает 90% от среднего по ЕС - все 12 "новых" членов, Греция и Португалия. Для Испании введен переходный период, так как она удовлетворяет критерию в рамках ЕС-15, но не ЕС-25, а Ирландия полностью прекратила получать средства фонда в 2003 г. Структурные фонды нацелены на сокращение региональных различий (через ЕФРР также осуществляется поддержка трансграничного и транснационального регионального сотрудничества) , а Фонд сплочения - на уменьшение различий между странами. Фонд сплочения финансирует проекты в таких сферах, как трансъевропейские транспортные сети, охрана окружающей среды, а с недавних пор и альтернативная энергетика, причем до 2007 г. он действовал автономно от структурных фондов. Кроме того, для регионов стран-кандидатов на вступление в ЕС работает Инструмент помощи перед вступлением, заменивший собой все фонды, содействовавшие ранее подготовке расширения ЕС на Восток.

До 2007 г. для региональной политики ЕС использовались и другие структурные фонды. Теперь Европейский аграрный фонд развития сельской местности (образован в ходе реорганизации Европейского фонда сельскохозяйственного управления и гарантий [9] ) и Европейский фонд рыболовства (бывший Финансовый инструмент регулирования рыболовства, созданный в 90-е годы) полностью интегрированы соответственно в общую аграрную и общую рыболовную политику ЕС. Однако их деятельность по-прежнему оказывает опосредованное влияние на региональное развитие. Приоритетными целями первого из них на период 2007-2013 гг. являются: 1) повышение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства, 2) улучшение состояния окружающей среды и сельских ландшафтов, 3) повышение качества жизни в сельской местности и диверсификация экономики аграрных районов, 4) расширение возможностей для занятости в сельской местности, 5) согласованность с национальными планами развития аграрных регионов, 6) синергия с наднациональной региональной политикой ЕС. Целями Европейского фонда рыболовства стали адаптация рыболовного флота ЕС к современным условиям работы, содействие развитию аквакультуры и перерабатывающих производств рыбной отрасли, нацеленные на достижение устойчивости окружающей среды коллективные действия, достижение устойчивого развития прибрежных рыболовных зон и техническая помощь. Исключение этих фондов из системы региональной политики ЕС упростило функционирование последней, повысив ее эффективность. Одновременно укрепились соответствующие направления общей отраслевой политики ЕС.

В 2007-2013 гг. осталось три основных цели - "конвергенция" (бывшая "цель 1") , "региональная конкурентоспособность и занятость" (объединившая "цель 2" и "цель 3") и "европейское территориальное сотрудничество". В связи с уменьшением после расширения на Восток среднего по Евросоюзу ВВП на душу населения возник статистический эффект, потребовавший переходного периода хотя бы с урезанной помощью для регионов, где ВВП на душу населения в рамках ЕС-15 ниже 75% от среднего, а в ЕС-25 - выше 75%.

Также необходимо вкратце охарактеризовать инструменты региональной политики стран ЕС.

Существует целый ряд инструментов, которые имеют разное значение для различных стран. С точки зрения исторического развития выделяют пять больших классов политических инструментов:

средства, идущие на сдерживание размещения новых предприятий в перенаселенных регионах;

пространственное распределение деятельности государства в области экономического развития;

стимулирование деятельности компаний путем финансовой поддержки;

формирование инфраструктуры;

"мягкие" меры по стимулированию развития.

В настоящее время роль средств, идущих на сдерживание и "пространственное распределение деятельности государства в области экономического развития", существенно сократилась. Средства сдерживания использовались во Франции - в отношении Парижа и его пригородов) , Соединенным Королевством - в отношении Лондона и Юго-восточного региона) . Но в 1970 году Соединенное Королевство отказалось от этой политики. В Париже в последующие годы применялась политика в отношении стимулирования развития бизнеса в основном за пределами столичного региона и перемещения предприятий за пределы столицы Франции. В настоящее время только Франция и Греция стимулируют развитие промышленности, которая расположена вдали от перенаселенных столиц.

За последние десятилетия роль экономической деятельности государства в качестве инструмента региональной политики существенно снизилось. Приватизация в области производства лишила правительство возможности оказывать влияние путем принятия решений об инвестициях в указанные производства. Существует еще один важный аспект, касающийся экономической деятельности государства, который со временем утратил свою роль в качестве инструмента региональной политики: общественные закупки. В некоторых странах ЕС - Италия, Германия, Соединенное Королевство) проводилась политика по схемам предпочтительных закупок продукции у поставщиков из определенных районов. Впоследствии Европейский Суд назвал эти меры противозаконными, так как они являются причиной национальной дискриминации.

В настоящее время большинство стран-членов ЕС в качестве инструментов региональной политики используют три последние группы. Финансовое стимулирование включает в себя дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т. п. Данные методы призваны заинтересовать фирмы размещать производство или инвестировать средства в проблемные регионы. Данные инструменты находят широкое применение практически во всех странах ЕС. К "мягким" элементами инфраструктуры относятся поддержка информационных сетей, консалтинговая деятельность, научные исследования и т. д.

Глава 2. Реализация зарубежного опыта реализации региональной политики для решения проблем Российской Федерации


.1 Сотрудничество ЕС и РФ в сфере региональной политики


Для повышения научной и практической значимости работы необходимо, по мнению автора, рассмотреть основополагающие направления сотрудничества Российской Федерации с Евросоюзом в сфере формирования и построения региональной политики.

Итак, Россия и ЕС подписали Меморандум о начале диалога в сфере региональной политики 23 мая 2007 года.

В нем изложены принципы, организационные механизмы и методы взаимодействия, а также определены основные цели сотрудничества, среди которых:

. Сотрудничество и обмен информацией по соответствующим стратегиям, способствующим экономическому росту, укреплению конкурентоспособности и повышению уровня занятости населения.

. Обмен информацией об опыте разработки и реализации региональной политики, с особым вниманием к стимулированию развития отсталых районов, укреплению приграничного сотрудничества и развития приграничных регионов.

. Обмен мнениями и наработками в плане реализации многоуровневых форм управления и принципа партнерства в региональной политике.

. Обмен опытом разработки региональных стратегий и методик подготовки многолетних программ.

. Поддержка и содействие сотрудничеству между российскими регионами и регионами Европейского Союза.

. Усиление сотрудничества по вопросам пространственного развития.

. Проведение семинаров и встреч высокого уровня.

региональная политика европейский союз

Европейская комиссия также опубликовала на своем официальном сайте информацию о приоритетах сотрудничества с Россией, где отметила, что Россия и ЕС порой сталкиваются со схожими проблемами в сфере региональной политики и что ЕС обладает ценным опытом, который может пригодиться и в России

Таким образом, речь скорее идет не о взаимовыгодном сотрудничестве и обмене опытом, а о передаче опыта ЕС российским государственным и региональным властям. Европейская комиссия обозначила следующие основные направления передачи опыта (они, кстати, лишь частично совпадают с целями сотрудничества, обозначенными в Меморандуме) :

. Опыт ЕС в разработке инструментов поддержки инновационно-ориентированного регионального развития.

. Подготовка стратегий регионального развития и реализация программ (повышение согласованности стратегий регионального развития, программ реализации и инструментов их финансирования) .

. Обмен информацией о возможностях финансирования приграничных регионов (как регионов ЕС, так и российских регионов) из структурных фондов ЕС и из российского бюджета на период 2007-2013 годов и последующие финансовые периоды. Это должно способствовать лучшему информированию приграничных регионов по обе стороны границы относительно возможностей использования финансирования для реализации совместных проектов.

. Классификация и типологизация регионов.

. Многоуровневое управление и местное самоуправление.

. Совершенствование статистических инструментов для информационного обеспечения региональной политики в России.

. Пространственное планирование, этнические меньшинства, развитие городов.

. Обмен опытом в сфере решения проблем "моногородов".

региональная политика европейский союз

В рамках реализации указанного выше Меморандума была создана совместная рабочая группа, в которую вошли представители Генерального директората региональной политики Европейской комиссии и Министерства регионального развития России.

Кроме того, как и предполагалось, конкретная работа по обмену или передаче опыта обычно проводилась в виде проведения (в основном за счет средств ЕС) семинаров и конференций, посвященных различным вопросам регионального развития. Так, в 2008 и 2009 годах в Москве прошли семинары, посвященные стратегиям регионального развития и применению принципов многоуровневого управления. Затем интерес сместился в сторону решения проблем моногородов: в 2010 и 2011 годах в Брюсселе состоялись семинары по развитию сотрудничества России и ЕС и опыта партнеров по диалогу в сфере моно-индустриальных городов. В 2009 году Европейская комиссия опубликовала на русском языке брошюру "Европейская региональная политика: источник вдохновения для стран, которые не входят в ЕС? "

В ней, помимо краткого описания истории и основных принципов региональной политики ЕС, рассказывается и о тех уроках, которые, по мнению Европейской комиссии, могут извлечь страны, не входящие в ЕС, из опыта реализации региональной политики Союза. В частности, там говорится о том, что региональное развитие является процессом, требующим наличия эффективных институтов, а также организации"тесного сотрудничества между правительствами, организациями бизнеса и социальными группами на каждом уровне". В брошюре подчеркивается, что успех региональной политики ЕС базируется на реализации принципа партнерства и децентрализованном управлении программами регионального развития, которые и являются основой системы многоуровневого управления в сфере региональной политики. Особо отмечается и роль в региональном развитии трансграничного сотрудничества, поддержка которого входит в число важнейших целей современной региональной политики ЕС. Пожалуй, трансграничное сотрудничество остается одной из наиболее развитых сфер в диалоге и реальном сотрудничестве между Россией и ЕС.

Таким образом, говоря о региональной политике Европейского Союза, можно сделать выводы о том, что в ее рамках поддерживаются регионы, испытывающие серьезные трудности в результате реструктуризации экономики: а именно, сельскохозяйственные и старопромышленные регионы. При этом региональная политика направлена не столько на поддержание уровня жизни в этих регионах или выравнивание экономического положения, сколько на формирование условий для дальнейшего собственного успешного развития этих регионов за счет использования их внутреннего потенциала. В первую очередь это достигается путем постановки четких целей со стороны ЕС: модернизации инфраструктуры, системы образования, переобучения и повышения квалификации населения, то есть борьбы с безработицей и стимулирования развития сферы услуг и других постиндустриальных областей экономики. Европейский Союз, таким образом, стремится не столько к выравниванию экономического благосостояния населения, сколько к созданию условий для постиндустриальной экономики и "экономики, основанной на знаниях", что соответствует общей стратегии развития ЕС, сформулированной в Лиссабонской стратегии и позже в Стратегии "Европа-2020".


2.2. Применение опыта стран Евросоюза для совершенствования региональной политики Российской Федерации


Таким образом, в рамках данной работы целесообразно будет задать следующий вопрос - "Какой же опыт в области проведения региональной политики может оказаться полезным для России? "

Первое. На опыте ЕС Россия может оценить преимущества и недостатки того или иного концептуального подхода к сущности регионального развития. Очевидно, что наиболее оптимальным для сегодняшней России был бы подход стимулирования внутреннего потенциала регионов, к которому ЕС перешел после кризисов 70-80-х годов.

Второе. Тексты ЕС, посвященные региональной политике, позволяют получить прекрасное представление о понятийном аппарате, которым Союз пользуется в этой области. Вообще вопрос о дефинициях представляется крайне актуальным для России - без его решения вряд ли возможно дальнейшее развитие региональной политики. На сегодняшний день ситуация, к сожалению, такова, что практически каждый пишущий или говорящий о региональной политике, имеет в виду какое-то свое определение, не всегда понятное даже самому автору. Сейчас в России "ходит", по меньшей мере, 8 определений региональной политики. Таким образом, необходимо срочно выработать договоренность по этому поводу.

Третье. Типология регионов и критерии районирования - здесь опыт ЕС просто бесценен. В России было предпринято уже несколько попыток районирования территории страны, однако они были либо неполными, то есть выделяли лишь какой-то тип регионов, либо проводились не для целей региональной политики.

Четвертое. Определение принципов и приоритетов региональной политики. Возможно, принципы региональной политики, которыми руководствуется ЕС, не совсем годятся для России, однако ключевой момент в данном случае заключается в том, что эти четкие и единообразные для всех регионов принципы обязательно должны существовать и неукоснительно соблюдаться. В России же сегодня средства выделяются в зависимости от близости того или иного региона к "верхам, что просто недопустимо. Примером здесь может служить выделение средств Москве на "выполнение столичных функций"

Пятое. Наконец, важным моментом является изучение российского регионального развития, российских регионов и последующее опубликование этих результатов. Данные региональных исследований долгое время считались секретными, сегодня же не изученность региональных проблем ведет к тому, что мы просто не знаем точно, что происходит в стране на уровне регионов, не говоря уже о местном уровне.

Поддержание необходимых территориальных (региональных) пропорции в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов, по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития. Осуществление новой стратегии регионального развития страны требует не только активизации региональной политики федерального центра, но и совершенствования всех правовых, институциональных, экономических механизмов федеративных отношении.

Перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономического пространства могут осуществляться только под воздействием консолидированной политики государства и конструктивных сил российского общества. Стратегия регионального развития должна определять приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов и национального экономического пространства, а региональная политика - увязывать конкретные меры по реализации стратегии со всеми другими направлениями социально-экономической политики и ресурсными возможностями федеративного государства.

В начале XXI веке Россия столкнется с рядом новых явлений, последствия которых для качества ее экономического пространства неоднозначны:

необходимость продолжения экономического роста на новой качественной основе;

усиливающаяся зависимость российских регионов от мирового хозяйства;

переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов;

изменение образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы;

ужесточение экологических требований с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития.

Новые реалии будут создавать для экономического пространства Российской Федерации, как новые сложные проблемы, так и новые возможности.

Главные цели стратегии регионального развития заключаются в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности страны и гармоничном развитии всех регионов на основе их оптимальной специализации в общероссийском и международном разделении труда, использования ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ. Необходимость укрепления экономической целостности страны сохраняется как одна из главных целей стратегии на весь период ее осуществления.

Таким образом, сотрудничество с ЕС и внимательное изучение его опыта способствует выработки национальной концепции региональной политики России.

Заключение


Данная курсовая работа была посвящена исследованию зарубежного опыта реализации региональной политики. По мнению автора, было целесообразно проанализировать данный вопрос на примере стран Евросоюза, и подчеркнуть, что опыт ЕС крайне важен для совершенствования системы регионального управления в Российской Федерации на современном этапе.

Глава 1 курсовой работы была посвящена исследованию теоретических аспектов формирования, принципов и механизмов функционирования региональной политики стран Евросоюза, что значительно повышает научную значимость работы в целом и заслуживает отличной оценки на защите.

В главе 1 было выяснено, что история формирования региональной политики стран Евросоюза крайне насыщена и напряжена, хотя и не слишком длинна: зародившись в послевоенные годы в форме мероприятий чрезвычайного характера, фактически активно она стала проводиться только с середины 70-х годов. И сегодня региональная политика превратилась в постоянно действующий фактор, без которого немыслима полноценная интеграция.

Помимо этого, стоит отметить тот факт, что региональная политика ЕС служит преодолению различий в экономическом потенциале отдельных ее частей. Осуществляя региональную политику, ЕС "стремится сократить разрыв между уровнями развития различных регионов и уменьшить отставание регионов, находящихся в наименее благоприятных условиях, включая сельские районы".

Региональная политика практически во всех странах Евросоюза на современном этапе направлена на создание условия, которые позволяют регионам полностью реализовать имеющийся у них потенциал и тем самым увеличить их вклад в развитие национальной экономики. Можно сказать, что это и является главной задачей региональной политики стран-членов ЕС.

В главе 2 автором анализируются вопросы, обладающие уже более практическим характером, в частности - сотрудничество ЕС и РФ в сфере региональной политики на современном этапе и применение опыта стран Евросоюза для совершенствования региональной политики Российской Федерации.

В процессе исследования было выяснено, что на опыте ЕС Россия может оценить преимущества и недостатки того или иного концептуального подхода к сущности регионального развития. Очевидно, что наиболее оптимальным для сегодняшней России был бы подход стимулирования внутреннего потенциала регионов, к которому ЕС перешел после кризисов 70-80-х годов

Типология регионов и критерии районирования - здесь опыт ЕС просто бесценен. В России было предпринято уже несколько попыток районирования территории страны, однако они были либо неполными, то есть выделяли лишь какой-то тип регионов, либо проводились не для целей региональной политики.

Определение принципов и приоритетов региональной политики. Возможно, принципы региональной политики, которыми руководствуется ЕС, не совсем годятся для России, однако ключевой момент в данном случае заключается в том, что эти четкие и единообразные для всех регионов принципы обязательно должны существовать и неукоснительно соблюдаться.

Библиографический список


Нормативно-правовые акты

.Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации. Проект Министерство регионального развития Российской Федерации

.Меморандум о начале диалога в сфере региональной политики 23 мая 2007 года

Авторские источники и специальная литература

.Алексеев В.В. и др. Зарубежный опыт антидепрессионной региональной политики. Екатеринбург. - 2011.233 с.

.Артобольский, С.С. Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов: возможности использования зарубежного опыта. Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы её выравнивания / С. С. Артобольский. - М: Научный мир, 2012. - 46 с.

.Бирюков С.В. Легатимация статуса региональной политической власти // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. № 4. С.77-95.

.Бусыгина И. Структурная политика и роль регионов в Европейском Союзе, в: Климанов В., Зубаревич Н. (ред.) Политика и экономика в региональном измерении, СПб: Летний сад, 2010, с.34.

.Бусыгина К.М. Стратегии европейских регионов как ответ на вызовы интеграции и глобализации. М., 2013.

.Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. - М: ИНФРА-М, 2011. - 185 с.

.Зуев В.Н. Феномен наднационального хозяйственного механизма Европейского союза. Москва: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008.

.Кондратьева Н. Б. Регионы России и Европейского Союза на пути к строительству Общего экономического пространства / Н. Б. Кондратьева. - М.: Ин-т Европы РАН; Рус. сувенир, 2008. - 112 с. - (Доклады Института Европы; № 223) .

.Кузнецова, О.Н. Мировой и российский опыт региональной экономической политики. Мировая экономика и международные отношения / О. Н. Кузнецова. - СПб: Питер, 2014 - 93 с.

.Ларина, Н. И. Региональная политика в странах рыночной экономики / Н. И. Ларина, А. А. Кисельников. - М: Вестник БИСТ, 2010. - 315 с.

.Региональная политика стран ЕС / Центр европейских исследований ИМЭМО РАН. Отв. ред. А. В. Кузнецов. М., ИМЭМО РАН, 2013, 230 с.

.Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии // Программа Европейского Союза ТАСИС. Новосибирск. - 2012.

.Уткин Э. А., Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление. М. - 2013.416 с.

.Хасбулатов О. Р. Региональный аспект макроэкономической политики в странах-членах Евросоюза: институциональная эволюция. - Ж. Вестник Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, №5 (17) , 2012

.Эйсмонд, А. Г. Европейская региональная политика: анализ основных направлений исследования. Социология и политология / А. Г. Эйсмонд. - М: Идея-Пресс, 2010. - 111 с.

.Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России // Сборник обзоров ИНИОН. М. - 2013.

.Юилл, Д. В. Основные характеристики региональной политики: опыт европейских стран / Д. В. Юилл. - М: Научный мир, 2011. - 55 с.

.Яровой Г. О., Белокурова Е. В. Европейский Союз для регионов: что можно и нужно знать российским регионам о ЕС. - СПб.: Норма, 2012. - 368 с.

Электронные ресурсы

.Рябова С. Г., Долгова Е. В. Зарубежный опыт формирования и реализации региональной политики // Проблемы и механизмы устойчивого социально-экономического развития территории. - 2012. - № 1; Электронный ресурс. [Режим доступа] URL: probl-ust-razvit-ter. esrae. ru/1-5 (дата обращения: 24.11.2014) .

.Официальный сайт Европейской комиссии. Электронный ресурс. [Режим доступа] http: //epp. eurostat. ec. europa. eu/portal/page/portal/nuts_nomenclature/introduction (дата обращения 20.11.2014)

.Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. Электронный ресурс. [Режим доступа]


Теги: Зарубежный опыт реализации региональной политики  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 22573
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Зарубежный опыт реализации региональной политики
Назад