Документы Организации Объединенных Наций и их значение для формирования правовых норм социальной работы


Документы Организации Объединенных Наций и их значение для формирования правовых норм социальной работы


Оглавление


Введение

Глава 1. Документы ООН как основа формирования правовых норм социальной работы

.1 Правовые нормы социальной работы в документах ООН

.2 Значение документов ООН для формирования правовых норм социальной работы

Глава 2. Документы ООН по основным правам детей и женщин, их реализация в Российской Федерации

.1 Значение документов ООН в социальной работе с детьми

.2 Документы ООН по защите прав женщин

Заключение

Список литературы


Введение


В наше время вопрос формирования правовых норм социальной работы является одним из главных для международного сообщества, а проблемы их реализации - важное средство проверки эффективности деятельности Организации Объединенных Наций (ООН).

Вопросы формирования правовых норм социальной работы относится к числу наиболее актуальных проблем, а их реализация и обеспечение прав человека является проблемой всего мирового сообщества, как неотъемлемая составляющая общей системы международной безопасности. Неразрывная связь между соблюдением прав человека и сохранением мира подчеркнутый во многих международных актах. В соответствии со статьей 55 Устава ООН международное сотрудничество для достижения всеобщего уважения и соблюдения прав человека признано необходимым условием для развития мирных отношений между нациями. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека отмечается, что "признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Без обеспечения прав человека не может быть прочного мира между народами и мирного сосуществования государств".

Государства-основатели ООН провозгласили права человека в качестве одной из приоритетных целей деятельности социальной работы. ООН определила содержание и составила правовые нормы социальной работы, взял за основу права человека, которые должны придерживаться все страны мира. В рамках ООН была сформирована универсальная система социальной защиты человека, ядром которой стали ее документы (декларации, пакты, конвенции, рекомендации).

Среди документов ООН, которые имеют универсальное значение для формирования правовых норм социальной работы всех государств, является Международный биль о правах, который состоит из Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах ООН установила стандарты социальной работы, к которым должно стремиться все мировое сообщество. Тем самым вопрос формирования правовых норм социальной работы превратился из внутреннего дела государства в международное.

Глобализационные процессы в мире не могли не коснуться такого сложного и одновременно актуального элемента международных отношений как проблема развития и соблюдения правовых норм социальной работы. Серьезную обеспокоенность мирового сообщества социальной работы вызывают такие явления, как социальная защита женщин, детей, инвалидов, мигрантов, торговля наркотиками, терроризм и т.д. В условиях современного мира бороться с этими преступлениями можно лишь совместными усилиями. Каждое государство должно осознавать практическую ценность международного сотрудничества в этой области, поскольку без надлежащего обеспечения прав человека прогрессивное развитие государства и всего международного сообщества невозможно.

Единичные или массовые нарушения прав человека ставят под угрозу мир и безопасность не только на национальном, но и на международном уровне. В некоторых странах нарушения прав человека приобрели систематический характер. Развитие международной политики и ее недавние события доказывают, что правительства, которые постоянно нарушают права своих граждан, нежизнеспособны. Авторитет и легитимность государств, прочность их институтов, национальное единство, экономическое развитие и стабильность международного порядка - все это зависит формирования правовых норм социальной работы, в основе которых лежит уважение прав человека.

Проблема формирования правовых норм социальной работы является актуальной для России, которая поставила целью реальное обеспечение прав и свобод человека и обязалась соблюдать международные стандарты в этой сфере. С момента обретения членства в Организации Объединенных Наций, Россия активно участвует в выработке основных документов в области прав человека. Россия ратифицировала и обязательных для себя подавляющее большинство важнейших соглашений по правам человека, разработанных в рамках ООН.

Актуальность проблематики в социально-политической науке определили научную задачу, которую определила тему курсовой работы "Документы ООН и их значение для формирования правовых норм социальной работы".

Объектом исследования является международная система формирования и реализации правовых норм социальной работы, а также деятельность Организации Объединенных Наций, направленная на решение проблем в области защиты прав человека в международной системе.

Предметом исследования - документы ООН и их значение для формирования правовых норм социальной работы.

Исходя из актуальности темы и учитывая наличие ряда аспектов, требующих углубленного исследования, целью курсовой работы является комплексный анализ деятельности ООН в области правовых норм социальной работы и защиты прав человека.

Определенная цель предполагает решение следующих задач:

. Осуществить анализ правовых норм социальной работы в документах ООН.

. Определить значение документов ООН для формирования правовых норм социальной работы.

. Исследовать значение документов ООН в социальной работе с детьми.

. Провести анализ документов ООН по защите прав женщин

Методы исследования. С целью выяснения степени научной разработки данной проблематики, для классификации научных исследований, посвященных изучению формирования правовых норм социальной работы, использовался сравнительный метод. При исследовании механизмов и процедур системы ООН по защите прав человека применялись такие методы, как исторический и системный. Работа с документальными источниками - официальными документами ООН, проводилась с помощью нормативного метода. Исторический подход позволил проследить изменения, произошедшие в структуре и направлениях деятельности ООН в области формирования правовых норм социальной работы с момента ее образования до наших дней.

Научная новизна исследования заключается в том, что предлагаемое исследование является попыткой комплексного анализа роли документов ООН в формировании правовых норм социальной работы.

В исследовании, которое основывается на документах главных органов ООН, определенны основы, на которых базировались подходы ООН к решению проблем нарушения прав человека. Исследована эффективность работы в указанной области, осуществлен всесторонний анализ деятельности ООН в сфере защиты прав человека, выявлены факторы, которые оказывают негативное влияние на действенность мер ООН.

Практическое значение исследования заключается в том, что оно посвящено исследованию важной научной проблемы; основные положения курсовой работы освещают становление и развитие органов ООН в области социальной защиты прав человека, определяют проблемы, существующие в указанной области, и намечают пути их решения.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Глава 1. Документы ООН как основа формирования правовых норм социальной работы


.1 Правовые нормы социальной работы в документах ООН


Спецификой формирования правовых норм социальной работы является целевая направленность на человека, улучшение условий и качества его жизни. Цель и задачи правового обеспечения социальной работы определяют сформулированы в нормативно-правовой базе конкретные принципы, которые обозначают ее основные направления. Это - соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечения государственных гарантий; равные возможности для граждан при получении социальных услуг и добровольное согласие на их получение. К целям и задачам формирования правовых норм социальной работы относится также обеспечение государственных гарантий на доступность социального обслуживания, определения и преемственность всех видов и форм социального обслуживания, адресность. Через правовые нормы социальной работы обеспечивается приоритет социального содействия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействие социальной реабилитации и адаптации. Документальная база социальной работы определяет межведомственный характер ее деятельности, территориальную организацию, формы, методы функционирования социальных служб, государственной поддержке добровольной общественной деятельности по предоставлению услуг и помощи населению.

Спецификой деятельности ООН есть целевое социальное и правовое обеспечение, которое направленно на человека, на улучшение условий и качества его жизни. Задачи целевого социально-правового обеспечения ООН сформулированные в документах, которые обозначают ее основные направления. Через правовые нормы ООН обеспечивает приоритет социального содействия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействие социальной реабилитации и адаптации.

Социальные права человека, наряду с миром, правосудием и свободой, есть основополагающим принципом Организации Объединенных Наций. Декларация прав человека (1948) признает права человека фундаментом свободы, правосудия и мира. Другие исторические документы по социальной защите человека, такие как принятая единогласно большинством государств Венская Декларация и Программа Действий, также утверждают, что демократия, развитие и признание прав человека являются взаимозависимыми. Завершив свою работу по определению стандартов прав человека, Организация Объединенных Наций меняет направление своей деятельности в сторону мониторинга внедрения законов по социальной защите и опеке человека.

Как отмечает С. Бахин, в 1997 году было введено Программу реформ Организации Объединенных Наций, в которой Генеральный секретарь отметил, что социальная защита и опека являются комплексным вопросом, который требует интеграции во все сферы деятельности ООН. Система агентств ООН, работающих в России начала внедрять подход основан на правах человека через Общую оценку страны (CCA) и Рамочную программу помощи ООН (UNDAF). Все агентства системы ООН в РФ приняли призыв Генерального секретаря и работают над разработкой и интеграцией вопросам социальной защиты и опеки человека в свои программы. Их общее понимание подхода основанного на правах человека можно суммировать в следующих трех пунктах:

Все программы должны способствовать реализации прав человека, как указано во Всеобщей декларации прав человека и других международных документах по правам человека;

Стандарты прав человека, которые находятся во Всеобщей декларации прав человека, производные законы и другие международные документы по правам человека регулируют развитие с целью сотрудничества, а также планирования и воплощения программ во всех сферах и на всех его этапах;

Сотрудничество в целях развития способствует расширению возможностей ответственных сторон выполнять свои обязанности и / или правообладателей заявлять о своих правах. Например, государства и другие ответственные стороны несут ответственность за соблюдение социальной защиты прав человека и должны выполнять правовые нормы и стандарты, содержащиеся в документах по правам человека. В случае несоблюдения ответственными сторонами своих обязательств, пострадавшие правообладатели (как простые граждане и легальные резиденты РФ) имеют право, в соответствии с предусмотренными законом правил и процедур, начать в суде, соответствующей юрисдикции или иной судебной инстанции, судебное дело по надлежащей компенсации убытков.

Подход основан на социальной и правовой поддержке человека позволяет внедрять целостный подход к развитию системы социальной работы, по которому экономические, социальные и культурные права, а также гражданские и политические права, являются полностью взаимосвязанными и равнозначными. Следовательно, мы имеем возможность принять меры не только по последствиям, таким как существующая ситуация с бедностью и нехваткой средств, выгод и т.д., но и по системе (как система принятия решений), которая порождает обстоятельства, вызывающие бедность.

Таким образом, принципы правовых норм в документах ООН регулируют процесс воплощения программ на всех его стадиях, включая предварительную оценку и анализ, планирование и разработку программы (включая установление задач, целей и стратегий); внедрение, мониторинг и оценку выполненной работы. Эти руководящие принципы дают возможность системе агентств ООН в РФ выявить уязвимые и бедные слои населения, лучше понять причины, мешающие реализации их прав, и таким образом, сосредотачивать и внедрять программы, ориентированы на защиту прав человека.

Документальная база социальной защиты прав человека ООН находится в состоянии постоянного развития и совершенствования. Успех этого процесса в значительной степени зависит от доброй воли государств-членов ООН, от добросовестного выполнения ими взятых на себя обязательств, от желания сотрудничать между собой, от стремления права человека использовать для защиты человека, а не как лозунг, за которым стоят совсем другие политические цели.


.2 Значение документов ООН для формирования правовых норм социальной работы


Среди общепризнанных документов в сфере обслуживания социальной работы выделяется Международный билль ООН о правах человека. ООН внесла весомый вклад в развитие права на социальное обслуживание, приняла ряд важных универсальных международно-правовых актов и зафиксировала в базовых документах обязанность государств сотрудничать в вопросе развития соответствующей системы.

Международный билль ООН о правах человека состоит из пяти документов, одним из которых является Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., которая сыграла и продолжает играть важную роль в утверждении прав человека. Это первый в истории международных отношений акт, в котором были закреплены широкий круг прав и свобод человека, которых должны придерживаться все без исключения государства. В Декларации представлены положения, выражающие основные идеи права социального обеспечения, их классификация. Преамбула этого документа провозглашает веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. В ст. 22 указано, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Всеобщность социальной защиты имеет абсолютный характер и не может быть ограничена национальным законодательством.

Право на социальное обеспечение и социальную защиту человек имеет при условии наступления обстоятельств, которым закон придает правового значения. Декларация приводит основные из них, а именно: безработица, болезнь, инвалидность, вдовство, старость, материнство, детство. В ст. 25 Всеобщей декларации указано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

В 1966 г. ООН были приняты такие важные документы, как Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Международные пакты - это международные договоры, в которых сформулированы нормы - социальные стандарты по обеспечению и защите прав человека и основных свобод, основанных на положениях Всеобщей декларации прав человека, и закреплены конкретные обязательства государств-участников по соблюдению и воплощения в жизнь таких норм. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят Генеральной Ассамблеей ООН на XXI сессии в 1966 году, ратифицирован СССР 19 октября 1973 г. Таким образом, этот документ стал частью национального законодательства, следовательно, частью правовых норм социальной работы.

В Пактах приведен перечень прав человека и гражданина, которые образуют своеобразный международной кодекс прав человека и гражданина. В отличие от Декларации, эти акты являются юридически обязательными договорами государств, которые являются их участниками. РФ является участником обоих этих договоров. Государства-участники взяли на себя обязательства принять необходимые законодательные меры для обеспечения прав и свобод, предусмотренных в Пактах. Эти важные международно-правовые документы в системе отечественной социальной работы заложили фундамент права на социальное обеспечение, в том числе права на социальное обслуживание. Значительное внимание в Пактах уделено правам человека в сфере социальной защиты населения, где расширено право на социальное обеспечение, обязывающие государства гарантировать их выполнение. В соответствии со ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, государства признали право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. В ст. 11 Пакта отмечено, что государства признают не только право каждого на достаточный жизненный уровень, но и на непрерывное улучшение условий жизни как его, так и его семьи, обязуясь при этом принимать меры по обеспечению реализации этого права. Государства признают право каждого человека на свободу от голода. Статья 10 фиксирует, что особая охрана должна обеспечиваться матерям в течение беременности, до и после родов путем предоставления оплачиваемого отпуска или отпуска с достаточными пособиями на социальное обеспечение.

Декларация социального прогресса и развития, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 году, закрепляет, что социальный прогресс и развитие должны направляться на постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества путем выполнения, в частности, следующих основных задач:

преодоление голода и недоедания и гарантия права на надлежащее питание; ликвидация нищеты и обеспечение неуклонного повышения уровня жизни, а также справедливого и равномерного распределения доходов;

достижения высокого уровня здравоохранения и обеспечение охраны здоровья всего населения, по возможности бесплатного обеспечения всех, особенно лиц, имеющих низкий доход и большие семьи, удовлетворительным жильем и коммунальным обслуживанием;

предоставление всестороннего социального обеспечения и услуг социального попечительства, создание и улучшение системы социального обеспечения и страхования для всех лиц, из-за болезни, нетрудоспособности или преклонного возраста временно или постоянно не могут зарабатывать на жизнь, с целью обеспечения надлежащего уровня жизни для таких лиц, их семей и иждивенцев;

охрана прав матери и ребенка, забота о воспитании и здоровье детей, проведение мероприятий, направленных на охрану здоровья и благосостояния женщин, особенно матерей, работающих во время беременности и ухода за младенцами, а также матерей, заработок которых является единственным источником обеспечение семьи;

предоставление женщинам отпусков и пособий по беременности и материнством с сохранением за ними места работы и заработной платы;

защита прав и обеспечение благосостояния детей, престарелых и инвалидов, обеспечение защиты детей, страдающих физическими и умственными недостатками.

На основании данных принципов, достичь этих задач можно с помощью таких средств и методов:

предоставление бесплатного обслуживания в сфере здравоохранения всему населению и обеспечение того, чтобы соответствующие профилактические и лечебные учреждения, а также медицинское обслуживание были доступны всем;

принятие законодательных мер и административных положений с целью осуществления всесторонних программ в сфере социального обеспечения и социальной заботы, а также в улучшении и координации существующего обслуживания;

принятие мер и предоставление обслуживания в сфере социального обеспечения рабочим-мигрантам и их семьям в соответствии с принятыми международно-правовыми актами;

принятие надлежащих мер для восстановления трудоспособности лиц с умственными или физическими недостатками, особенно детей и молодежи, с целью помочь им как можно в большей степени стать полезными членами общества;

подготовка национальных кадров и персонала, необходимых для социального развития.

Еще одним документом, который влияет на развитие социальной работы не только в России, но и во всем мире, является Европейская социальная хартия, принятая 18 октября 1961, а 3 мая 1996 пересмотрена. Хартия - это единственный документ, который гарантирует основные социальные и экономические права в полной мере. Учитывая эволюцию в сфере социальных прав в последние годы, этот документ заполнил пробелы, которые были в Хартии 1961 г., и теперь является европейским договором о защите прав человека, который соответствует реалиям XXI века.

В этом документе раскрыто содержание таких прав людей в сфере социального обеспечения, как:

право на социальное обеспечение (ст. 12);

право на социальную и медицинскую помощь (ст. 13);

право на социальную, правовую и экономическую защиту (ст. 16);

право трудящихся-мигрантов и членов их семей на защиту и помощь (ст. 19);

право женщин, работающих на охрану материнства (ст. 8);

право на охрану здоровья (ст. 11);

право на социальное обслуживание (ст. 14);

право инвалидов на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества (ст. 15);

право детей и молодежи на социальную, правовую и экономическую защиту (ст. 17);

право пожилых людей на социальную защиту (ст. 23);

право работников с семейными обязанностями на равные возможности и одинаковое отношение к ним (ст. 27);

право на защиту от бедности и социального отчуждения (ст. 30).

В Хартии перечислены не только социальные, но и экономические права. Критерием их разграничения является сфера труда (экономические права) и жизнедеятельность человека вне сферы занятости (социальные права). Взятые на себя обязательства государства выполняют с помощью законов или правил, соглашений между работодателями и организациями трудящихся, а также с помощью сочетания этих двух методов и других соответствующих средств.

Хартия предусматривает контроль за соблюдением государствами взятых на себя обязательств. Уже более 90 лет такой специализированный орган ООН, как Международная организация труда, принимает ответные на кризисы в социальной сфере, продвигая вечные ценности, последовательные политические лозунги и практические действия для утверждения социальной справедливости, чем сделала весомый вклад в развитие отношений в области социальной работы.

Акты этой международной организации тоже содержат стандарты, касающиеся социальной работы.

Конвенция МОТ №102 "О минимальных нормах социального обеспечения" 1952 г. является флагманом среди других актов этой международной организации, касающихся социального обеспечения. Она устанавливает минимальные нормы для всех ее 9 разделов, которые включают такие виды помощи: медицинскую, в связи с болезнью, по безработице, по старости, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, семейные, по беременности и родам, инвалидности, в случае потери кормильца.

С учетом разных условий в различных государствах Конвенция предусматривает установление минимального уровня обеспечения во всех перечисленных случаях, определяет круг лиц, которые нуждаются в обеспечении, и минимальные размеры выплат для различных субъектов. Она не предусматривает, как достичь целей, предусмотренных в ней, но предлагает определенную гибкость для стран-участников. Цели могут быть достигнуты посредством использования схем (универсальных, социального страхования, социальной помощи). Предполагается, что схемы социального обеспечения должны действовать на трехсторонней основе, что гарантирует и укрепляет социальный диалог между правительством государства, организациями работодателей и работниками.

Конвенция МОТ №117 "Об основных целях и нормах социальной политики" 1962 г. рассматривает личность как таковую, которая при создании ей надлежащих условий способна самостоятельно обеспечить себя средствами к существованию и принять активное участие в создании социальных фондов, с помощью которых сможет обезопасить себя от социальных рисков. Государства обязались принимать меры для обеспечения независимым производителям и наемным работникам условий, которые создадут им свой жизненный уровень личными усилиями и обеспечат поддержание прожиточного минимума. При определении прожиточного минимума учитываются такие основные потребности семей работников, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование. С целью улучшения благосостояния работников, составляющей которого является социальное обеспечение и самообеспечения, государствам рекомендуется поощрять добровольные формы сбережений.

Конвенция МОТ №157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" 1982 г. предусматривает, что, заключая между собой двух - или многосторонние акты, члены МОТ обязаны, в частности, закрепить в них социальное обеспечение, которое основано на принципе взаимности.

Европейский кодекс социального обеспечения (подписан государствами-членами Совета Европы 16 апреля 1964 г.) гарантируют минимальный уровень социальной защиты, в том числе медицинского обслуживания, выплату пособий в случае болезни и временной нетрудоспособности в связи с производственными травмами, пособий в связи с рождением ребенка, по безработице, инвалидности, в случае смерти кормильца, а также семейные пособия и пенсии.

Определяющие этические нормы и принципы социальной работы изложены в документе "Этика социальной работы: принципы и стандарты", одобренном Международной федерацией социальных работников в 1994 году. Он включает Преамбулу, в которой кратко обоснована важность этической осведомленности как составляющей профессиональной практики социальных работников, а также разделы "Международная Декларация этических принципов социальной работы" и "Международные этические стандарты социальных работников".

Закрепление права на социальные услуги на уровне общепризнанных документов по правам человека является важной гарантией признания мировым сообществом этого права и возлагает на наше государство обязанности по его обеспечению. Однако для того, чтобы гарантировать реализацию в России этого права в частности, и развития социальной работы в целом, каждому человеку и гражданину нужно, наряду с созданием надлежащей нормативно-правовой базы, принять меры в административной, судебной, политической, экономической, социальной, образовательной и других сферах государственной и общественной жизни.


Глава 2. Документы ООН по основным правам детей и женщин, их реализация в Российской Федерации


.1 Значение документов ООН в социальной работе с детьми


Дети, как объект социальной работы представляют собой отдельную, самостоятельная часть общества, которой присущи особые правила поведения, своеобразные жизненные взгляды, которые обеспечивают ее развитие, становление и преобразование во взрослую часть общества.

В документах ООН особое внимание уделено защите прав детей. Одним из ее первых правовых актов было создание в 1946 году Детского фонда ООН как международной чрезвычайной организации помощи детям в разоренных Второй мировой войной странах Европы. С 1953 года Детский фонд ООН стал именоваться ЮНИСЕФ, он помогает всем нуждающимся детям мира.

Стратегическим документом по защите прав детей стала Всеобщая декларация прав человека. В ней впервые были зафиксированы основы защиты прав детей, в частности в ст. 25 указано, что детство "дает право на особую заботу и помощь". Свое развитие Декларация получила в Пактах о правах человека (1966), которые гарантировали равные права всем детям и обеспечения их социальных потребностей. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка - документ, в котором определены фундаментальные принципы социальной работы с детьми.

Оба документа - Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка - есть составной частью Международного билля о правах человека.

Весь комплекс международных правовых стандартов, по социально-правовой защиты детей, ратифицировали практически все страны мира. Это - Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. - комплексное соглашение, которое обязывает государства, которые ратифицировали, принять меры по обеспечению и защите прав детей.

Конвенция ООН о правах ребенка (1989) является основой обеспечения прав ребенка. Конвенция ООН о правах ребенка - не просто декларация, а международное соглашение, которое, каждая страна должна придерживаться ее требований, опираться на них, в том числе путем внесения дополнений и изменений в свое законодательство с целью защиты детей от различного рода посягательств.

Конвенция содержит полный перечень прав ребенка: на жизнь, на имя, на приобретение гражданства, на заботу со стороны родителей, на сохранение своей индивидуальности; право на свободу совести и религии; право на личную и семейную жизнь; неприкосновенность жилища; тайну корреспонденции; право пользоваться самыми услугами системы здравоохранения; благами социального обеспечения; на уровень жизни, необходимый для ее развития; на образование; на отдых и т.п.

Целью Конвенции является установление стандартов для защиты детей от пренебрежения, с которыми они сталкиваются в определенной мере ежедневно во всех странах. В ней принимаются во внимание культурные, политические и экономические особенности государств, является очень важным фактором. На первом плане в этом документе стоят права ребенка.

Преамбула Конвенции ООН о правах ребенка содержит упоминание о ее основных принципах, а именно:

принципы Хартии ООН (1945), Всеобщей декларации прав человека (1948) И Международных Пактов по правам человека (1966);

убеждение в том, что семьи должно быть предоставлено особую защиту, и ребенок должен расти в семейном окружении в атмосфере счастья, любви и радости;

убеждение в том, что ребенок должен воспитываться в духе идеалов, провозглашенных Уставом ООН, и в частности в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности;

понимание того, что дети требуют особой заботы, как это было провозглашено в Женевской Декларации прав ребенка (1924) и Декларации прав ребенка (1959), как это признано во Всеобщей Декларации прав человека (1948), Международных обязательствам к правам человека (1966), ряду обязательств и уставах специализированных агентств и других декларациях (таких, как «Пекинские правила» 1985 года по ювенальной юстиции);

признание того, что есть дети, которые живут в особенно плохих условиях, и такие дети требуют особого внимания;

признание важности традиций и народных культурных ценностей в защите детей и обеспечении их гармоничного развития; признание важности международного сотрудничества.

Конвенция содержит три основных нововведения, которые сегодня являются основой формирования правовых норм социальной работы с детьми.

Во-первых, она вводит понятие "прав участия" для детей и признает значение информирования самих детей об их правах.

Во-вторых, Конвенция поднимает такие вопросы, которые раньше никогда не рассматривались в международных документах: право детей, пострадавших от жестокости и эксплуатации, на реабилитацию и обязанность правительства предпринимать шаги для ликвидации традиционной практики, которая вредит здоровью детей.

В-третьих, она включает принципы и нормы, и в частности вопросы, касающиеся усыновления/удочерения и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Соответственно, статьи Конвенции ООН о правах ребенка можно разделить на три основные части:

. Статьи 1-4: основные статьи, которые определяют права ребенка и обязанности государств-сторон. ратифицировавших Конвенцию;

. Статьи 42-45: процедуры мониторинга внедрения Конвенции;

. Статьи 46-54: формальные положения, которые регламентируют порядок вступления в силу Конвенции.

Таким образом, Конвенция о правах ребенка дает серьезные правовые нормы для защиты прав ребенка и контроля за этой деятельностью.


.2 Документы ООН по защите прав женщин


Организация Объединенных Наций с момента ее создания одним из ведущих направлений в своей деятельности решила вопроса по установлению гендерного равенства во всех государствах-членах организации.

Практика социальной работы показывает, что женщины во всем мире сталкиваются с проявлениями дискриминации различной степени и до сих пор нуждаются в защите своих прав, несмотря на закрепление во многих международных актах положений относительно прав женщины и механизмов их реализации и защиты.

Формирования правовых норм социальной работы с женщинами и создания специального механизма защиты их прав впервые был поставлен на международном уровне в начале ХХ века. В 1919-1923 гг. Международной организацией труда был принят целый ряд рекомендаций и конвенций, направленных на защиту прав женщин.

В середине ХХ века наступает новый этап формирования правовых норм социальной работы с женщинами, в основе которых повышено внимание со стороны международного сообщества к проблеме защиты прав женщин. В это время принимается ряд международно-правовых документов, которые закрепляют принцип равенства женщин и мужчин и базируются на признании равенства прав и возможностей женщин и мужчин.

Так в июне 1945 г., в преамбуле к Уставу Организации Объединенных Наций было отмечено: "Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправия мужчин и женщин".

В этом контексте, целесообразно согласиться с мнением О.В. Сягровець о том, что "принцип равноправия Организации Объединенных Наций стал одним из основополагающих принципов социальной работы с женщинами".

Вместе с тем необходимо отметить, что Устав ООН ссылается не только на "равноправие мужчин и женщин", но и имеет целью "осуществлять международное сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка, религии".

декабря 1948 ООН было принято Декларацию прав человека. Статьей 2 Декларации предусмотрено: "Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без различия расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения".

По мнению О.В. Сягровець, "в целом Общая декларация прав человека оказала значительное влияние на развитие принципа недискриминации по половому признаку социальной работы. Она послужила платформой, на основе которой стали разрабатываться международные договоры, предусматривающие специальные нормы, регламентирующие права женщин как определенной социальной группы".

Внесение положения статье о равенстве прав женщины и мужчины является достижением Комиссии ООН по положению женщин, которая была основана в 1946 году. Целью создания этой Комиссии было обеспечение представления докладов и рекомендаций по вопросам защиты прав женщин по пользованию ими основными правами человека и по вопросам решения неотложных проблем в сфере защиты прав женщин (например, обеспечение их равенства с мужчинами) и тем самым способствовать улучшению положения женщин во всем мире.

Одним из важнейших международных актов в сфере защиты прав женщин является Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, (1949), благодаря которой ООН было закреплено правовые нормы, которые запрещали торговлю людьми, в том числе и женщинами, независимо от ее целей.

Еще в 1948 году ООН обратила свое внимание на обеспечение прав женщин в трудовых отношениях. Принятие ООН Конвенции о ночном труде женщин в 1948 г., путем пересмотра Конвенции о ночном труде женщин 1919 г. и 1934 г., а в дальнейшем принятие в 1951 г. Международной организацией труда Конвенции о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, закрепили трудовые права женщин, в частности, запрет работы в ночное время, а также недопущение ситуаций, когда оплата женщине будет ниже, чем мужчине, только на основании полового признака.

Н. Иваницкая и Д. Ванаш отмечают, что "в контексте трудовых отношений требуется слепое соблюдение принципа гендерного равенства социальной работы, т.е. равенства по признаку пола. Физиологически представители существующих статей настолько различными, что закрепление подобной равенства было бы фикцией, которую невозможно выполнить".

Равная оплата труда женщин и мужчин не стала единственным законодательно утвержденным принципом в сфере трудовых отношений. С целью обеспечения равных возможностей и равного отношения в области занятий, ликвидации дискриминации в отношении расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национальности или социального происхождения в 1958 г. МОТ была принята Конвенция о дискриминации в области труда и занятий.

Е. Холостова отмечает, что первые стандарты МОТ были разработаны для защиты женщин от эксплуатации на работе в целях охраны здоровья, особенно до и после рождения ребенка. Чуть позже усилия были направлены на расширение возможностей работы для женщин, что является необходимым условием для обеспечения равных возможностей в сфере труда.

Дальнейшая борьба ООН за закрепление прав женщин развернулась на фоне борьбы женщин за участие в политической жизни общества. Принятие в 1952 г. Конвенции о политических правах женщин закрепило право женщины на участие в выборах. При этом Конвенцией было провозглашено не только право женщины на голосование, но и на право занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законом.

Закрепление политических прав женщин можно охарактеризовать как еще одну ступень в борьбе ООН за права женщин в мире. Однако настоящая Конвенция не стала единственной, которая касается непосредственно прав женщины. В комплексе Конвенции о политических правах женщин были приняты Конвенции о гражданстве замужней женщины (1957 г.), о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков (1962 г.), Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.).

Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979) занимает особое место среди законодательных актов, учитывая его значительное влияние на установление, защиту и развитие прав женщин во всем мире. Именно этим документом определено понятие "дискриминация в отношении женщин". В соответствии с ст. 1 этого документа, дискриминация в отношении женщин означает "любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, направленные на ослабление или аннулирования признания, пользования или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области".

При этом важно оговориться, приведенное в ст. 4 Конвенции, согласно которому принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического ровенства между мужчинами и женщинами, а также мероприятий по охране материнства нельзя считать, как это определено настоящей Конвенции, дискриминационным.

В этом смысле вполне целесообразно согласиться с мнением Т. Юзефавичус., который отмечает, что тем самым Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. внесла существенные коррективы в трактовку прав человека. Впервые мировым сообществом в один ряд с категориями "свобода" и "равенство" как предпосылками и сущностью прав человека была поставлена категория "справедливость".

Стоит также заметить, что инициирование принятия Конвенции и создание комиссий - не единственное направление деятельности ООН по защите прав женщин. ООН инициирует и всячески поддерживает проведение различных международных конференций, по вопросам защиты прав женщин.

Так, в 1975 г. прошла Первая Всемирная конференция по положению женщин (Мехико, Мексика). Всемирная конференция ООН приняла ряд важных актов, в частности, Декларацию о равноправии женщин и их вклад в развитие мира и Всемирный план действий, которые призвали все правительства, все специализированные учреждения ООН, все мировое сообщество к созданию справедливого общества, в котором женщины, мужчины и дети смогут жить в условиях уважения, свободы и процветания.

В 1980 г. и 1985 г. были проведены еще две Всемирные конференция в Копенгагене (Дания) и в Найроби (Кения).

Одновременно в 1995 г., была проведена Пекинская конференция, которая стала четвертой конференцией по положению женщин. На ней были приняты Пекинская декларация и Платформа действий.

Пекинская платформа действий считается повесткой дня для расширения возможностей женщин. Ее цель - ускорение осуществления Найробийских перспективных стратегий в области улучшения положения женщин, которые были приняты на Всемирной конференции в Найроби в 1985 г., а также устранение всех препятствий на пути активного вовлечения женщин во все области общественной и частной жизни. В Платформе определены 12 важнейших проблемных областей, среди которых - бедность среди женщин, возможности в области образования, охрана здоровья, неравноправное представительство женщин в структурах власти и участие в принятии решений и т.п. В платформе также предложены стратегические цели и меры, которые необходимо принять правительствам, международным сообществам, неправительственным организациям и частному сектору для достижения упомянутых целей.

Однако, несмотря на все положительные сдвиги и деятельность международного сообщества в этом вопросе, все же существуют проблемы, которые не дают в полной мере реализовать задекларированные, в частности, неблагоприятные экономические последствия перехода к рыночной экономике, в том числе таких приоритетных вопросов социальной работы как: занятости населения, охраны здоровья и социального обеспечения.

Исследуя вопрос законодательного закрепления механизма защиты прав женщин на международном уровне, приходим к выводу, что основными достижениями международного сообщества, в частности Организации Объединенных Наций в области прав женщин, является инициирование и поощрение международного сотрудничества в этой сфере; признание равноправия мужчин и женщин; запрет торговли женщинами, в том числе запрет проституции; запрет насилия в отношении женщин, поскольку насилие является нарушением прав женщины, требует развития механизмов предотвращения насилия и помощи жертвам насилия; закрепления принципов равенства в политической, экономической и других сферах жизни общества.


Заключение

документ социальный объединенный нация

Таким образом, в заключении стоит отметить, что документы Организации Объединенных Наций есть основным институтом формирования правовых норм социальной работы, в основе которых лежит защита прав человека.

За годы своего существования ООН внесла существенный вклад в развитие международного сотрудничества в этой области, на поиски путей и методов прекращения нарушений прав человека, формирования эффективных гарантий обеспечения этих прав и создания надлежащих условий жизни людей во всем мире. Именно под эгидой ООН была создана универсальная система защиты прав человека. На данный момент в рамках ООН подготовлено и принято более семидесяти таких документов и, таким образом, сформировалась достаточно широкая система международно-правовых актов, направленных на формирования правовых норм социальной работы.

ООН разработала базовые документы, которые декларируют универсальность и неотделимость прав человека. Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный акт об экономических, социальных и культурных правах является ядром инструментов ООН в области защиты прав человека. Основные положения и принципы этих документов и сейчас остаются актуальными. Они, в частности, нашли широкое отражение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников настоящего Совещания.

Подвергнув научному анализу функции и полномочия главных органов Организации Объединенных Наций, действующих в области прав человека, можно сделать вывод, что они представляют собой универсальную систему формирования правовых норм социальной работы. От ее надлежащего функционирования зависит предупреждения и решения многих международных конфликтов и споров. Однако, в некоторых случаях по тем или иным соображениям Организация Объединенных Наций не принимает необходимых мер, в то время как реакция международного сообщества на случаи нарушения прав человека должен быть быстрым и эффективным. Это наводит на мысль, что сегодня существует потребность в реорганизации системы деятельности органов ООН в области прав человека.

Организация Объединенных Наций приложила немало усилий для формирования правовых норм социальной работы с женщинами, детьми, инвалидами, трудовыми мигрантами, трудящимися, беженцами и др. Сегодня институциональная система социальной защиты этих категорий населения является достаточно разветвленной и включает правовые формы и методы по улучшению их положения в современном обществе.

Проблема формирования правовых норм социальной работы является сложной и многоплановой. Современное состояние социальной работы и защиты прав человека в России далеко от идеала, однако сегодня в мире ни одно государство не может констатировать, что оно полностью выполняет свои международные обязательства в области прав человека. И Россия не является исключением. Недостаточно эффективной является деятельность России в сфере защиты прав женщин, детей и инвалидов. В значительной мере этому способствует отсутствие соответствующих институтов.

Таким образом, формирование правовых норм социальной работы и защита прав человека является широкой и разноплановой, происходит во всех направлениях с целью улучшения ситуации по защите прав человека, в соответствии с обязательствами международных документов, принятых в рамках ООН.

Мы считаем, что международный опыт формирования правовых норм социальной работы и пути их реализации должны быть поняты как часть опыта социального развития в целом.

Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на окружающий мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений.

Следует отметить, что "передавать опыт нельзя, передается мысль, выведения из опыта".


Список литературы


1.Апостолова Т.М. История социальной политики Российской Федерации: учеб. пособие / Под общ. ред. Н.Р. Косевича. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 478 с.

.Бауринг Билл. Международная защита прав человека. Сборник дел по правам человека. - Будапешт, 1996. - 650 с.

.Бахин С.В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Известия вузов. Правоведение. - 2011. - №6. - С. 31-41.

.Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. - М.: БЕК, 2012. - 410 с.

.Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа" / Васильчиков В.М. - М.: Академия, 2009. - 335 с.

.Горевич А.Д. Международное право в документах: Учеб. пособие. - М., 2010. - 598 с.

.Даниленко В.Н. Декларация прав и реальность. - М.: Юридическая литература, 2009. - 219 с.

.Дискриминация в отношении женщин. Центр ООН по правам человека: Публикации ООН. / Электронный ресурс: #"justify">.Захаров Н.В. Выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров. - М.: Знание, 1987.

.Иваницкая Н., Ванаш Д. Гендерное равенство на работе: М = Ж? // Труд и Закон, 2014. - №2 (159). - С. 54-59.

.История социальной работы: учебник / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. - М.: Юрайт, 2013. - 503 с.

.История социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. - М.: РГСУ, 2011. - 398 с.

.Конвенция о правах ребенка 1989 г. / Международное право в документах: Учеб. пособие. - М., 2013. - С. 148-159.

.Кузнецов А.Н. Социальная защита и пенсионное обеспечение пожилых людей в странах Северо-Западной Европы: учеб. пособие / Кузнецов А.Н. - Мурманск: МГТУ, 2011. - 107 с.

.Ломейко В. Приоритет гуманистических ценностей // Международная жизнь. - 1989. - №1. - С. 89-92.

.Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. - 2-е изд., доп. - М.: Юстицинформ, 2009. - 656 с.

.Манов Б.Г. ООН и содействие осуществлению соглашений о правах человека. - М., 1986. - С. 29-37.

.Международная защита прав человека. Документы и комментарии / Сост. и автор комментариев М.В. Буроменский. - Харьков: ООО "Синтекс ЛТД", 2008. - 298с.

.Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебник / Анисимова С.А., Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. - М.: Юрайт, 2011. - 425 с.

.Поощрение и защита прав детей. Торговля детьми, детская проституция и детская порнография. Записка Генерального секретаря. А/54/411. 29/09/1999.

.Права человека: учебник / Васильева Т.А., Карташкин В.А., Колесова Н. С., Колотова Н.В.; отв. ред. Е.А. Лукашева; Ин-т государства и права РАН. - 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2012. - 559 с.

.Правовое обеспечение социальной работы: учебник / Акимова Ю.А., Байдарова О.И.; под ред. Е.И. Холостовой, О.Г. Прохоровой. - М.: Дашков и К, 2013. - 251 с.

.Протоиерей Г.П. Избранные труды: Благотворительность и социальное призрение (XVIII - 60-е годы XIX века). - М.: "Древнехранилище", 2008. - 284 с.

.Сягровец Е. Участие БССР в разработке специальных международных конвенций по защите прав женщин // Журнал международного права и международных отношений, 2007 - №1. - С. 12-18.

.Устав Организации Объединённых Наций / Электронный ресурс: #"justify">26.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. / Электронный ресурс: #"justify"> (Дата обращения 04.04.2014).

.Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: учебное пособие - М.: Дашков и К, 2010. - 231 с

.Шарин В.И. История социальной работы: учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2009. - 368 с.

.Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с детьми и женщинами: учебник / Юзефавичус Т.А. - М.: Академия, 2010. - 206 с.


Теги: Документы Организации Объединенных Наций и их значение для формирования правовых норм социальной работы  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 6272
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Документы Организации Объединенных Наций и их значение для формирования правовых норм социальной работы
Назад