Гаагская конференция 1954 года

Оглавление


Введение

Глава I. Пакт Рериха 1935 года как основа Конвенции о защите культурных ценностей 1954 года

1.1 Разработка и принятие Пакта Рериха. Его структурные особенности

1.2 Вторая мировая война как доказательство необходимости принятия мер по защите культурных ценностей

Глава II. Гаагская конференция 1954 года и принятие Конвенции о защите культурных ценностей во время вооруженного конфликта

2.1 Регламент подготовки и проведения Гаагской конференции 1954 года

2.2 Совершенствование механизма осуществления основных положений Гаагской Конвенции в современном мире

Заключение

Источники и литература


Введение


Актуальность темы. В современном мире всё культурное наследие представляет собой важнейший стратегический ресурс. Оно имеет материальное воплощение и всегда требует правовой охраны. В течение последнего столетия мир захватили опустошительные вооруженные конфликты, уносящие жизни мирных граждан. В военное время, как показывает практика, и культурные ценности также часто становятся объектом противоправных посягательств вандалов, разрушения, присвоения и кражи. Это вызывает опасение и осознание необходимости их защиты, поэтому внимание к этой проблеме в последнее время возрастает.

На протяжении всей мировой истории сменяющие друг друга цивилизации старались ограничить насилие в вооруженных конфликтах, но речь шла о соблюдении гуманных норм на поле брани, и лишь в середине XX века началась кодификация данных норм посредством заключения договоров. Одной из удачных попыток решения этого вопроса является принятие конвенции "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта" на Гаагской конференции 14 мая 1954 года. Профессор, доктор юридических наук, Богуславский М.М. отмечает по этому поводу, что Конвенция носит всеобъемлющий и универсальный характер и направлена в будущее. Этот документ и по сей день имеет неоценимое значение для народов всего мира, обеспечивает нормы международного права и осуществляет охрану национальных культурных ценностей на международном уровне. Она является совершенным правовым механизмом контроля за соблюдением законов в сфере охраны культуры.

События последнего 50-летия показали, что проблема защиты культурных ценностей пока не получила достаточного разрешения. Конфликт в бывшей Югославии, акты вандализма по уничтожению музейных реликвий древности в странах Ближнего Востока (Ирак, Ливия, Египет) стали отправной точкой данной исследовательской работы. Выбор её темы вызван интересом к изучению обозначенного вопроса, желанием узнать больше о проблемах реституции культурных ценностей в послевоенном периоде и действиях великих держав по их охране.

В настоящее время существует множество международно-правовых норм, которые представляют собой эволюцию мнений о проблеме защиты культурных ценностей.

Подтверждением актуальности Гаагской конференции являются также современные документы, Красного Креста и Красного Полумесяца, рекомендации ЮНЕСКО о защите ценностей в ходе военных действий, в основу которых легла Конвенция 1954 года.

Обзор литературы. Вопрос, затронутый в данной исследовательской работе, обсуждается многими специалистами в области международного права и международных отношений. Различные аспекты соотношения понятий, используемых в международной практике при охране культурных ценностей, исследовали ученые разных стран мира.

Теоретическую основу и особый интерес представляют работы профессора М.М. Богуславского, являющегося одним из крупнейших специалистов России по международному частному праву. В работе использованы также материалы исследований профессора, известного на международном уровне в области юридического права Р.М. Валеева, заслуженного юриста РТ и РФ, а также книга юриста-международника Д.В. Бабекина "Верховенство международного права" под редакцией Н.А. Соколовой, которая была издана в честь профессора К.А. Бякешева его учениками и коллегами. Это сборник научных статей по актуальным вопросам международного публичного права, помогающий осветить с этой точки зрения принятие Конвенции на Гаагской конференции в 1954 году.

Анализ общих положений "Пакта Мира" можно найти в статье М.М. Богуславского "Пакт Рериха", где он анализирует основные истоки и вехи данного документа, обращает внимание на весомую заслугу Рериха, а также на актуальность выдвинутых им идей в наши дни. Развитие идеи защиты культурных ценностей в наши дни можно найти в статье Куцаровой М.П. "Пакт Рериха - основа международной правовой защиты ценностей культуры и ее будущее". Она утверждает, что отставание международно-правовой защиты культурных ценностей от современных реалий последних десятилетий является следствием отсутствия знаний об идеях Рериха у нынешнего поколения.

Работы Валеева Р.М. и Богуславского М.М. объединяет общие подходы к определению главенствующей роли России как инициатора гаагских соглашений, имевших влияние на социально-политический облик мира. Книга Богуславского М.М. более обширна в информационном плане, в частности касается борьбы с грабежом и незаконным вывозом великих произведений искусства в мирное время.

Статья Бабекина Д.В. "Культурные ценности - жертвы войны" рассматривает основные этапы эволюции международно-правовых актов по поводу защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, определяет основные достоинства Конвенции 1954 года и нововведения Второго Протокола 1999 года.

Логичным продолжением обсуждения темы актуальности Гаагской конференции 1954 года и связанных с ней правовых документов является книга известного американского ученого Роджера О'Кифа, где он призывает охранять культурные достопримечательности нашего времени. Особенностью этой книги являются новые аспекты в рассмотрении и трактовки материалов Гаагской Конвенции, отражающие взгляды зарубежных ученых-историков. Профессор Говард М. Хенсель в своей исследовательской работе, рассматривая современные вооруженные конфликты, рассуждает на тему - могут ли быть справедливыми какие-либо военные действия в XXI веке, и каково сегодня положение дел в охране мирового культурного наследия.

Похожие аспекты и положения Гаагской конференции можно найти в одной из статей журнала "Культурный Календарь". Все это в еще большей степени подтверждает важность и глубину изучаемой проблемы.

Целью курсовой работы является анализ процесса эволюции международно-правовых актов, регулирующих охрану культурных ценностей в послевоенных международных отношениях и их способность решать поставленные перед ними задачи и их соответствия современным реалиям и потребностям мирового сообщества.

Задачи данной работы заключаются в следующем:

1)Охарактеризовать Пакт Рериха как основную концепцию создания Гаагской конвенции 1954 года.

2)Изучить и проанализировать ход событий Гаагской конференции 1954 года.

3)Детально ознакомиться с основными положениями документов, принятых на Гаагской конференции.

Объект исследования - проблема охраны культурных ценностей в послевоенный период.

Предмет исследования - Способы защиты культурных ценностей, зафиксированные в Конвенции Гаагской конференции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Хронологические рамки работы охватывают временной период, начиная с разработки Пакта Рериха, включая Гаагскую конференцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, а также послевоенные десятилетия.

гаагская конференция пакт рерих

Источниковая база исследования. Наряду с литературными источниками в основу данной курсовой работы положен большой нормативный материал, включающий международно - правовые акты, международные договоры, материалы дипломатических конференций и рабочие документы ЮНЕСКО.

По своему типу источники по данной исследовательской работе делятся на разнообразные виды исторических документов (резолюции, договоры, доклады, официальные письма, исполнительный регламент, материалы фото архива, а также мемуары и воспоминания).

Одними из главных документов, анализ которого положен в основу научной работы, стал Пакт Рериха года и его проект. Их информационная ценность заключается в том, что именно в них содержится основная информация о целях и задачах охраны культурных ценностей и обосновывается необходимость в из осуществлении.

Базовым документом для изучения освещаемой проблемы является Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года, которая содержит большой объем информации о том, что следует считать культурными ценностями, об их специальной защите в случае вооруженного конфликта, об особенностях их транспортировки. Важной частью документа является статьи о применении, исполнении и распространении Конвенции. Специальные соглашения, переводы и доклады дополняют данный документ. Конвенция позволяет получить более широкое представление о политики стран в отношении предоставления охраны ценностям культуры во время военных конфликтов. Обширный материал для изучения вопроса содержится в Преамбуле Гаагской конвенции 1954 года, которая является ее неотъемлемой частью и позволяет нам объяснить суть самого понятия "культурная ценность". Важным дополнением к Конвенции 1954 являются Первый и Второй Протоколы, детализирующие обязательства Сторон по охране культурных ценностей, а так же регулировать защиту ценностей в рамках международного права. Изучаемая тема находит свое продолжение в Европейской культурной конвенции 1954 года, которая позволяет проследить пути дальнейших совместных действий и поощряет культурные мероприятия, важные для всей Европы.

Принятые в рамках конференции Первая, Вторая и Третья резолюции содержат пожелания к органам ООН по обеспечению контроля за исполнением положений Конвенции и созданию Консультативного Комитета.

Исторический обзор событий рассматриваемой проблемы находится в Докладе об осуществлении Гаагской конвенции 1954 года по охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и двух протоколов к ней. Он включает в себя информацию о сотрудничестве с ООН, Международным комитетом Красного Креста и с другими международными организациями.

Свою характеристику изучаемой проблеме дают мемуары Н.К. Рериха "Листы дневника", содержащие информацию о подготовке принятия важнейшего международного документа по охране культурных ценностей.

Многочисленные фотоматериалы подтверждают необходимость защиты национального достояния страны во время вооруженных конфликтов. Методологическую основу курсовой работы составляет общенаучный системный подход к рассмотрению поставленных задач с использованием формально-юридического, сравнительно-правового, системно-структурного, исторического и других методов познания.

Глава I. Пакт Рериха 1935 года как основа Конвенции о защите культурных ценностей 1954 года


1.1 Разработка и принятие Пакта Рериха. Его структурные особенности


Культурные ценности, безусловно, являются неотъемлемой частью человеческой жизни. В их создание человек вкладывает свою душу, и это становится делом всей его жизни. Из поколения в поколение накапливаются величайшие достижения таланта, ума и мысли выдающихся людей, называемые шедеврами мировой культуры. Ценности культуры - это наследие человечества, культурная память и национальная гордость. Они содержат в себе историю развития и становления цивилизации. Именно поэтому охрана культурных ценностей остаётся актуальной во все времена. Понимая это, люди предпринимают попытки по разработке проектов, которые послужили бы гарантией защиты культурных ценностей. Одной из таких удачных попыток является подписание международного договора об охране научных и художественных учреждений и исторических памятников, именующейся "Пактом Рериха".

Николай Константинович Рерих - великий русский ученый и общественный деятель, автор международного Договора "Пакта", названного его именем. Этой проблеме он посвятил всю свою жизнь. В 1904 году Н.К. Рерих впервые поднял вопрос о необходимости защиты памятников культуры. В Императорском Русском археологическом обществе им был подготовлен доклад о бедственном положении памятников культуры. В 1915 году академик вновь обращается к проблеме охраны культурных ценностей и призывает подписать международное соглашение об их защите. К сожалению, его предложению не суждено было воплотиться в жизнь в то время. Понимая наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих сотрудничает с французскими юристами-международниками Г.Г. Шклявером и Ж. де ла Праделем, подготавливает проект Пакта о защите культурных ценностей. Этот проект был направлен на признание во всем мире отличительного флага - Знамени Мира - "…в целях обеспечения охраны, в случае угрозы, всех памятников, составляющих культурное наследие народов и находящихся как в государственной, так и в частной собственности". Знамя Мира - белое полотнище с тремя красными кругами, которые вписаны в красную окружность. Всё это символизирует единство прошлого, настоящего и будущего, объединенное кольцом вечности, или же совокупность религии, знания и искусства в кольце культуры.

Проект включал в себя 4 статьи:

Первая статья содержала список объектов, которым необходимо предоставлять защиту и расценивать их как нейтральные объекты в период войны. Сюда относились памятники истории, учреждения образовательного и научного характера, а так же имущество и персонал этих учреждений. В отношении таких организаций должна была осуществляться охрана и уважение на всей территории государства независимо от их принадлежности. Интересный факт - Пакт Рериха был единственным международным актом по охране культурных ценностей и единственным соглашением, которое было принято частью международного сообщества в предвоенный период.

Вторая статья предусматривала регистрацию в Постоянной Палате Международного Правосудия и департаменте Панамериканского союза (в настоящее время ОАГ) списков памятников, учреждений, публичных и частных коллекций, которым необходимо обеспечить охрану, предоставляющую настоящим Пактом. В статье так же говорилось о том, что они не пользуются привилегиями нейтралитета в том случае, если они используются в военных целях.

В третьей статье говорилось, что учреждения, пострадавшие от акта, противоречащего уважению и защите данных объектов, имеют право обратиться в международное учреждение по месту его регистрации. В свою очередь, Международное учреждение обязано было осведомить всех Высоких Договаривающихся Сторон о своем протесте, которые впоследствии могли созвать международный следственный комитет. В его функции входило установление нарушений. Комитет не выносил решения по существу. Туманность формулировок статьи можно объяснить непродуманностью института ответственности.

В четвертой статье предусматривалось, что государства могут принимать меры защиты указанных объектов и в мирное время. Их государственная принадлежность не имела значения.М. М. Богуславский дает общую характеристику проекта и замечает его универсальность, заключающуюся в том, что пакт мог быть утвержден заключением как общего, участниками которого могли стать все государства мира, так и регионального договора. К такому выводу Богуславский приходит после анализа Второй статьи Пакта.

Среди положительных характеристик Пакта Рериха нужно отметить то, что в нем не присутствует оговорка о военной необходимости. Он, как и другие, более ранние международно-правовые акты, вводит принцип регистрации культурных ценностей. Как в мирное, так и в военное время осуществлялась охрана и защита, но меры защиты в мирное время имели не полностью детализированный характер. Была лишь установлена цель "сохранение в любое время" и "государства согласились включить меры, необходимые для обеспечения уважения и защиты, в свои внутренние законодательства" (Вторая статья) .

Впервые в Пакте была привнесена идея распространения равноправного национального режима на все перечисленные объекты, которые не разделялись по национальному признаку. Пакт предусматривал защиту персонала этих учреждений.

В 1930 году печатается и публикуется текст Пакта вместе с обращением Н.К. Рериха к правительствам всего мира. Комитет по делам музеев при Лиге Наций одобряет этот проект. В Нью-Йорке организуется Постоянный Комитет Пакта и Знамени Мира. В это же время в Париже и Брюсселе организуются комитеты. Во многих странах, таких как Англия, Португалия, Куба, Франция, Италия, Бразилия, Уругвае, Швейцария, Бельгия, Индия и Боливия, - появляются такие же Комитеты. В Харбине организовался русский Комитет Пакта Рериха. По словам Рериха, в адрес этих Комитетов приходило огромное число одобряющих писем и резолюций. В Бельгии в 1931 году создается Международный союз "Пакт Рериха", в этом же году с 13 по 15 сентября прошла первая международная конференция. Она насчитывала около 100 делегатов от разных культурных и общественных организаций. Более 20 государств приняли участие в ее работе.

"Следует отметить, что Брюгге был первым городом, поднявшим Знамя Мира над святынями культуры" - обращает внимание Н.К. Рерих. Именно здесь, в Брюгге, Рерих выдвигает идею о создании Лиги Защиты Культуры: " Для меня настоящее собрание является как бы основанием долгожданной Лиги Культуры. Эта Лига Укрепит всемирное сознание, что истинная эволюция совершается лишь на основах Знания и Красоты. Лишь ценности Культуры дадут решение труднейшим житейским проблемам. Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспевать. В самом корне этого священного для нас понятия заключено всё почитание Света, всё служение Благу ".

В период с 1931 года по 1933 год прошли три Международные конференции в поддержку Пакта, в которых приняли участие представители американских и европейских государств. Третья международная конференция выступила с призывом ко всем правительствам с целью подписания данного Пакта. Вследствие чего проект Рериха получил большую поддержку от знаменитых общественных деятелей того периода.

В 1934 году американский президент Ф.Д. Рузвельт также решает присоединиться к Пакту Рериха. Уже 15 апреля 1935 года в Вашингтоне Ф. Рузвельт вместе с представителями от двадцати одной страны Латинской Америки подписал Договор об охране художественных, научных и исторических памятников. Данный договор, имеющий региональный характер, стал первым действующим международным актом, предназначенным для защиты культурных ценностей в военный период. Пакт Рериха включал в себя 8 статей, в них вошли основные идеи Проекта, за исключением некоторых:

)В отличие от проекта, первая статья Пакта не содержит информацию о художественных и научных миссиях, так там не упоминаются движимые культурные ценности.

2)В четвертой статье говорится, что лишь Панамериканский союз может выступать в качестве депозитария списка охраняемых памятников.

М.М. Богуславский отмечал, что подписать Договор могли все страны мира, но этот документ имел сугубо региональный характер.

декабря 1937 Рерих отправил письмо Председателю Верховного Совета СССР М.И. Калинину. В нем говорилось: "Хотя Пакт имеет задачею своею также и охранение памятников науки и искусства в военное время, но еще большая задача Пакта состоит в пробуждении патриотического сознания народа, который от начальных школьных дней будет не только узнавать исторические данные, но и внедрит себе твердое осознание, что, охраняя научные и художественные памятники, он тем самым обороняет и бережет свое лучшее неотъемлемое достояние". По решению наркома М.М. Литвинова, письмо с предложением присоединиться и поддержать инициативы, изложенные в письме, остались без ответа. Идея Рериха не нашла откликов руководителей страны того времени. Не был услышан призыв к обороне Родины, который предупреждал о смертельной опасности, стоявшей на пороге.


1.2 Вторая мировая война как доказательство необходимости принятия мер по защите культурных ценностей


Начавшаяся Вторая мировая война усугубила положение культурных ценностей и нанесла поистине громадный ущерб мировой культуре. Варварские действия немцев на оккупированных ими территориях Советского Союза, Польши и других стран навсегда сохранятся в памяти человечества. Фон Рейхенау, командующий 6-й немецкой армией, приказывал полностью истреблять памятники культуры на захваченных территориях. В своем приказе он писал: "Никакие исторические или художественные ценности на Востоке не имеют значения". Гитлеровцы проводили этот приказ в жизнь. Только на территории Советского Союза немцы разрушили 427 музеев, 44 тыс. театров и клубов, подверглись разрушению также памятники культуры и архитектуры. Были взорваны знаменитая Киево-Печерская лавра и здание Киевского университета, разрушен Чернигов, который являлся центром культуры Древней Руси. Фашистами была разгромлена Ясная Поляна, место где жил и создавал свои величайшие произведения Лев Толстой. Захватчиками был разгромлен и подожжен дом писателя, его могилу осквернили. Полностью разграблены и сожжены уникальные дворцы пригородов Ленинграда: Пушкин, Петродворец, Павловск, Ломоносов, Гатчина. Гитлеровцы разгромили Псков, превратили в руины памятники истории древнего Смоленска, сожгли Спасскую, Покровскую и Духовскую церкви. Все это, лишь малая часть потерь.

В Клину, в доме-музее П.И. Чайковского, оккупанты соорудили гараж и отапливали его рукописями, книгами, мебелью и другими музейными экспонатами, часть предметов была украдена.

По прямому указанию германского военного командования немцы разрушали и уничтожали культурно-исторические памятники, связанные с жизнью и творчеством великого Пушкина. В сообщении Чрезвычайной Государственной комиссии от 29 августа 1944 г. говорилось: "Пушкинский Заповедник и особенно усадьба поэта в Михайловском драгоценны для русского народа; здесь Пушкин закончил третью и создал четвертую, пятую и шестую главы "Евгения Онегина", закончил поэму "Цыганы", написал трагедию "Борис Годунов", большое число поэм и лирических стихотворений.

Михайловское было превращено немцами в военный объект и один из опорных пунктов немецкой обороны. Территория парка была изрыта траншеями, ходами сообщения, земляными убежищами. "Домик няни" был немцами разобран, а рядом с ним и даже частично на его месте построен большой пятинакатный блиндаж. Другой такой же блиндаж был построен немцами около бывшего здания музея.

Дом-музей, выстроенный на фундаменте дома, в котором жил Пушкин, немцы сожгли, и от него осталась только груда развалин. ".

В Таганроге гитлеровцы уничтожили дом, где жил А.П. Чехов, а в городе Тихвине - дом прославленного русского композитора Римского-Корсакова.

Янтарная комната и дворцовая библиотека из Царского Села были вывезены в неизвестном направлении в конце 1941 года. Следы Янтарной комнаты обрываются в Кенигсберге, библиотека была увезена в Берлин. Именно там был составлен реестр немецких государственных учреждений, по которым книги из ее фонда должны были быть распределены по различным государственным учреждениям Германии и личным архивам нацистов. Большинство книг предназначалось министерству по восточным территориям и, скорее всего, попали на его сборный пункт в Ратиборе (Силезия). Печальный список разрушенных исторических и культурных памятников можно продолжать бесконечно. Суммарный ущерб достояниям культуры СССР оценивается в миллиарды рублей. Действия варваров-фашистов совершались под призывом Гитлера создать музей трофейных ценностей в городе Линце. Немцы, которые известны своей педантичностью, даже вели архивы своей награбленной добычи. Истории известны случаи, когда они давали расписки, изымая шедевры искусства. Позже, на Нюрнбергском процессе, не осознавая своей вины, искренне оправдывались, говоря, что все изымалось законно.

Также на заседаниях Нюрнбергского процесса, который состоялся с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946, обвинителем от СССР М. Рагинским были предъявлены неопровержимые доказательства варварского отношения и бесчеловечного уничтожения городов Новгорода, Смоленска и Пскова. Так же было доказано, что руководство по умерщвлению мировой культуры происходило по заранее подготовленному плану фашистского правительства и германского военного командования.

По окончанию Великой Отечественной войны стало очевидно, что наследию культуры было нанесено чудовищное разрушение и создание международного соглашения по охране культурных ценностей было просто необходимо.

Таким образом, Пакт Рериха стал одним из самых значимых международно-правовых документов по защите культуры, который впоследствии послужил основой при создании Конвенции 1954 года по охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Глава II. Гаагская конференция 1954 года и принятие Конвенции о защите культурных ценностей во время вооруженного конфликта


2.1 Регламент подготовки и проведения Гаагской конференции 1954 года


Во второй половине XX века человеческий разум созрел до полного осознания необходимости разработки и создания конвенции, которая бы достаточным образом реализовывала основные положения охраны культурных ценностей в период военных конфликтов. Окончание Второй мировой войны стало отправной точкой в инициативе принятия новой всеобъемлющей конвенции.

В 1954 году ЮНЕСКО созывает международную конференцию. Местом ее проведения стал нидерландский город Гаага. Работа конференции началась 21 апреля и закончилась 14 мая 1954 года.

Следует отметить, что ей предшествовала серьезная подготовка. Так, по инициативе Нидерландов, на четвертой сессии ЮНЕСКО, которая проходила в Париже в 1949 году, приняли резолюцию, обращавшую внимание на защиту ценностей культуры во время военных столкновений, а на пятой сессии, проходившей во Флоренции в 1950 году, был подготовлен и разослан в адрес правительств разных стран проект конвенции. Его автором являлось правительство Италии. Ответы на данный документ были рассмотрены на дальнейшем этапе - шестой сессии Генеральной конференции.

Конвенция 1954 года стала логическим завершением работы в рассматриваемой сфере. Она включала в себя кодекс норм, касающихся бережного отношения к культурным ценностям.

Участниками данного международного собрания стали 56 государств, в их числе СССР, Чехословакия, Польша, Румыния и Венгрия. Во главе делегации СССР был советский общественный деятель и теоретик в области искусства В.С. Кеменов. Членами делегации являлись юрист-международник А.Н. Николаев, архитектор профессор Ю.Ю. Савицкий и историк Б.П. Михайлов, по инициативе которого была подготовлена фотовыставка, она имела большой успех, так как отличалась большой информативностью. В конференции принимали участие и некоторые неправительственные организации: Международный институт по унификации частного права, Международный Комитет Красного Креста и Международный совет музеев.

мая 1954 года был подписан Заключительный акт и сама Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Одновременно были приняты резолюции и одноименный протокол. По подсчету голосов, 45 государств подписали Заключительный акт, протокол - 21 государство, а конвенцию - 31. На Гаагской конференции при активном посредничестве Советской делегации осуществились предложения Николая Рериха.

Мнение представителей всех стран - участников было едино: в ходе Второй мировой войны 1941-1945 годов огромному числу культурных ценностей в разных странах был нанесен колоссальный ущерб, а постоянное наращивание военной мощи создает все большую опасность их дальнейшего уничтожения. В преамбуле конвенции содержится информация о трех принципиальных положениях рассматриваемого вопроса. Они касаются принятия всех возможных мер для защиты культурных ценностей в военное время и организации их защиты уже в мирное время.

На данный момент Конвенция представляет собой главный международно-правовой акт, в рассматриваемой области. Далее следует рассмотреть ее основные положения, проанализировать их, тем самым дать общую характеристику. Сравнивая ее с предшествующими международно-правовыми документами, можно увидеть, что в ней содержатся дополнения, касающиеся применения положений документа не только в случае "состояния войны". Профессор М.М. Богуславский пишет, "Конвенция 1954 года прямо предусматривает применение ее положений в случае "любого вооруженного конфликта", который может возникнуть между сторонами, даже если "состояние войны" не было признано одной из них, в случае "частичной или полной оккупации" и даже в случае вооруженного конфликта, не имеющего международного характера".

В ранее принятых актах, отражающих данный вопрос, не было точного определения объекта международной охраны. Оно было дано только в главном документе Гаагской конференции. Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца: "а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие, как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли…, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов…

б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей…, музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей…".

Конвенция предусматривает две формы защиты культурных ценностей: общую и специальную. Для последней был предусмотрен особый знак отличия, обращающий внимание на то, что данный объект находится под специальной защитой. Он был предложен известным польским архитектором и представлял собой заостренный книзу щит, разделенный на четыре части, бело-синего цвета. По замыслу создателей именно такой знак будет хорошо виден с самолетов.

В данном документе дается разграничение понятий "охрана" и "уважение" культурных ценностей. Под "охраной" понимается системы мер, применяемые для их сохранения. Термин "уважение" подразумевает обязательства государств запрещать использование культурных ценностей в целях, которые могли бы привести к их повреждению или уничтожению при вооруженном конфликте. Следует обратить внимание на четвертую статью первой главы Конвенции, в которой сформулированы обязательства различных стран "запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей". Одно из положений Гаагской Конвенции призывает воюющие стороны воздерживаться от проявления различного вида враждебной деятельности друг к другу и сохранять культурные ценности каждой из сторон. Категорически запрещается реквизиция культурных ценностей и применение любых мер подобного характера. В их основу легли реальные события и печальный опыт Второй мировой войны.

Заслуживает внимание пятая статья изучаемого документа, в которой обязанности по охране культурных ценностей во время военных действий возлагаются равным образом и на оккупирующую сторону. Это означает, что оккупирующее государство должно поддерживать усилия местных властей по обеспечению целостности и защиты культурных объектов, находящихся на оккупированной стороне. Если говорить в общем, то культурные ценности не должны являться военными целями, не должны использоваться в военных целях и не могут подвергаться атакам противника.

Суть повышенной (специальной) степени защиты именуется в Конвенции термином "иммунитет", что означает привилегированное, особое положение ценностей. Оно предусматривает препятствование разрушению и повреждению культурных ценностей.


2.2 Совершенствование механизма осуществления основных положений Гаагской Конвенции в современном мире


Многие положения Конвенции принимались после долгих дебатов. Так в напряженной обстановке проходили дебаты по поводу статуса специальной защиты для некоторых ценностей культуры. В них принимали активное участие делегации Испании, Франции, Греции, Италии и другие. В итоге было найдено компромиссное решение, что под специальную защиту могут быть взяты только укрытия, предназначенные для сохранности движимых культурных ценностей в случае вооруженного столкновения, центры сосредоточения культурных ценностей, имеющих стратегически важное значение, при условии их удаленности от крупного индустриального центра или любого значимого военного объекта (аэродром, радиостанция, работающее на национальную оборону предприятие). Другим условием является то, что они не используются в военных целях (статья 8) . В результате эти условия значительно ограничивают круг объектов, попадающих под категорию специальной защиты.

Следует обратить внимание на вопрос о военной необходимости. Опираясь на материал четвертой статьи Конвенции, рассмотрим содержащуюся в ней оговорку, согласно которой при исключительной военной необходимости обязательство уважения культурных ценностей может быть нарушено. Появлению оговорки способствовала принципиальная позиция военных представителей Англии и США. Преимущественно социалистические страны выступали против внесения данной поправки в текст Конвенции. Представитель СССР пытался отстоять свою точку зрения - "против", апеллируя событиями истории: "Разве было бы утешением думать, что эти разрушения сделаны законно, в соответствии с Гаагской конвенцией?" Эту точку зрения разделял делегат Эквадора, говоря, что она " несовместима с духом и основными принципами Конвенции". Но из - за непреклонной позиции представителей англо - американских стран оговорка "о военной необходимости" всё - таки была включена в Конвенцию.

Вопрос о защите культурных ценностей в войне был дополнен вопросом о защите персонала, который вынужден выполнять функцию охраны этих ценностей. Так, согласно статье пятнадцатой, персонал должен "пользоваться уважением в интересах сохранения этих ценностей, и, если этот персонал попадает в руки противника, ему должна быть предоставлена возможность продолжать осуществлять свои функции". Подобная защита предоставляется транспорту, который используется для перевозки культурных ценностей (ст.12, 13).

Нельзя оставлять без внимания тот факт, что по инициативе советской делегации в Гаагскую Конвенцию 1954 года было включено положение об осуществлении обязательства воспитания населения в духе охраны культурных ценностей, в том числе и среди личного состава вооруженных сил. Кроме того, должна быть создана специальная служба, контролирующая выполнение данных обязательств. Также государства должны предоставлять ЮНЕСКО доклады о ходе выполнения положений Конвенции.

В качестве недостатка данного международно-правового документа можно указать на отсутствие положений об ответственности государств за нарушение взятых на себя обязательств по охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Социалистические страны предлагали внести статьи об уголовных санкциях за нарушения основных положений. Но это предложение было оспорено делегацией США, ее мнение заключалось в том, что вопросы уголовного права не входят в федеральную юрисдикцию. Однако, статья двадцать восьмая содержит положения о выявлении и уголовном наказании лиц, нарушивших или приказавших нарушить настоящую Конвенцию, но только в рамках законодательства своей страны.

Отмечая ряд недостатков Конвенции, надо иметь ввиду, что она - первое международное соглашение в данной области универсального характера, выработать которое удалось после долгих поисков решений, отвечающих интересам всех стран, участников конференции в Гааге 1954 года. Как уже отмечалось ранее, благодаря принятию Конвенции стала возможным реализация предложений Н. Рериха.

Процесс совершенствования системы охраны культурных ценностей, выдвинутый на Гаагской конференции в 1954 году, продолжился и в более позднее время. Участившиеся военные конфликты в конце XX века и увеличение размера материального ущерба, приносимые ими, позволили сделать вывод об имеющихся значительных недостатках рассматриваемого нами ранее документа. Практические шаги по ее улучшению были внесены заместителем председателя ИКОМ профессором Патриком Бойленом. Также с 1993 по 1998 годы состоялись пять встреч международных экспертов. Итогом этой работы стола подписание в мае 1999 года на Дипломатической конференции в городе Гааге Второй протокол к Гаагской Конвенции 1954 года. Появились новые нормы, уточнения и поправки предыдущих положений о защите культурных ценностей.

В нем оговорены понятия, связанные с определением "военная необходимость", что позволит избежать злоупотреблений. Было принято решение о возможности применения санкций за нанесение колоссального вреда и невосполнимых потерь культурным ценностям. По регламенту Второго протокола предусмотрено создание Межправительственного комитета (12 членов), в обязанности которых вменялся контроль по его осуществлению. Он сотрудничает с Генеральным директором ЮНЕСКО, а также многими международными и национальными правительственными и неправительственными организациями. В предыдущей Конвенции 1954 года такое положение не было предусмотрено.

Заключение


Анализируя проделанную работу по изучению Гаагской конференции 1954 года и основные положения, содержащиеся в принятых на ней документах, мы сделали ряд выводов, касающихся вопроса сохранения культурных ценностей в послевоенных международных отношениях.

Постоянная эскалация мирового военного потенциала подтолкнула общественное мнение к мысли о необходимости создания правового механизма, способного в полной мере обеспечить сохранность накопленного наследия мировой культуры. Одним из важных конструктивных моментов подготовки к конференции явился Пакт Рериха. Основываясь на этом факте, в данной работе была сделана попытка охарактеризовать данный документ как основную концепцию создания Конвенции 1954 года. Пакт своими параграфами фиксирует культурную преемственность, на которой основана эволюция человеческого общества.

При попытке анализа и изучения хода Гаагской конференции, мы пришли к следующему выводу о том, что ей предшествовала серьезная и длительная подготовка, этапами которой явились четвертая сессия в Париже, пятая сессия во Флоренции, а также шестая сессия Генеральной конференции. Весомость данного международного события подчеркивает большое количество стран-участников. Принятие основных положений Конвенции Гаагской конференции сопровождалось серьезными дискуссиями, вызванными разницей в политических курсах стран, а так же исторически сложившимися предпосылками. Очень часто конструктивные предложения СССР были блокированы противоположным мнением таких стран, как США и Великобритания.

При детальном рассмотрении положений Конвенции, можно получить всю информацию, раскрывающую проблему необходимости охраны культурных ценностей в военный период.

Во-первых, в ней дается четкое определение того, что следует подразумевать под термином "культурные ценности", ведь в подобных ранее принятых документах международного права не было четкой формулировки этого понятия.

Во-вторых, был введен новый термин "специальная защита", который предусматривал охрану стратегически важных объектов культуры, а отличительный знак, обозначающий ее и принятый на той же конференции, имеет свою охранную силу и используется в нынешнее время.

Также нельзя оставить без внимания дискуссию, которая разгорелась по поводу оговорки о "военной необходимости", дающей право на нарушение уважения к культурным ценностям при исключительной военной ситуации. Ее отстаивала делегации правительств США и Великобритании. Несмотря на протесты СССР и некоторых других стран соцлагеря, данная оговорка была все-таки включена в текст Конвенции.

В Конвенции не остался без внимания вопрос об осуществлении обязательств воспитания уважения к культурным ценностям среди гражданского населения и в армии. Делегация Советского Союза была инициатором внесения предложения о создании специального надзорного органа, контролирующего выполнение обязательств по охране ценностей культуры в военное время.

Неоспорим тот факт, что принятый на Гаагской конференции 1954 года важный международно-правовой документ (Конвенция), при наличии некоторых недочетов учитывает интересы большинства стран-участниц, отражает основные принципы защиты культурных ценностей и обязывает воинствующие стороны придерживаться выполнения положений данного документа.

Анализируемый в данной исследовательской работе документ не является окончательным вариантом гуманного подхода к охране объектов культуры во время военных действий. В конце XX века его логическим продолжением явилось принятие Второго Протокола в 1999 году, принципы которого действуют и по сей день.

Неоспорим факт, что культура - хрупкий цветок, разрушающийся и умирающий на глазах тех, кто ее создал, и тех, кто является ее носителем, поэтому международное содружество не может допустить того, чтобы происходило варварское разрушение всего, что создавалось талантом людей в течении многих тысячелетий. Именно этому служат статьи Конвенции, принятой в 1954 году.


Источники и литература


Источники:

1.Второй протокол к Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов, 1954 г. // Международное право: Сборник документов. М., 1982

2.Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта // #"justify">.Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха) // #"justify">.Европейская культурная конвенция от 19 декабря 1954 г. // Сборник международных договоров СССР. - М., 1994. - Вып. XLVII.

.Заключительный Акт межправительственной конференции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Гаага 1954. #"justify">.Информация об осуществлении Гаагской конференции 1954г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и двух протоколов к ней от 1995г. и 1999г. // #"justify">.Исполнительный Регламент конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта // #"justify">.Пакт Рериха. #"justify">.Письмо Н.К. Рериха М.И. Калинину от 24.12.1937 // #"justify">.Преамбула Гаагской конференции 1954 // https: // www.icrc.org/rus/assets/files/other/05_irrc_854_mainetti_rus. pdf

.Приказ немецкого командования о поведении войск на Востоке 1941 г. // #"justify">.Протокол к Гаагской конференции 1954г. О защите культурных ценностей во время вооруженного конфликта // #"justify">.Резолюции Гаагской конференции 1954 // #"justify">.Резолюция седьмой международной конференции американских государств по Пакту Рериха // found-helenaroerich.ru/programs/pact/pact. doc

15.Records of the general conference. Twenty-seventh session. resolution 3.5 // #"justify">16.Сообщение Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. // Внешняя политика Советского Союза. 1945 год. М., 1949. С.52-56.

Исследования:

17.7 Августа1954г. - Гаагская Конференция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Календарь культуры // #"justify">18.Бабекин Д.В. "Культурные ценности - жертвы войны" // #"justify">.Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М.: Юристъ, 2005. - 429 с.

.Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. М., 1979. - 190 с.

.Валеев Р.М. Роль России в проведении гаагских конференций. // История государства и права. - 2009. - №12. - С.2-5.

.Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К.А. Бекяшева / под ред. Н.А. Соколовой. - М: Проспект, 2013.

.Куцарова М.П. Знамя Мира - Красный Крест Культуры // Культура и время. - 2003. - № 2 (8). - С.169-175.

.Куцарова М.П. Пакт Рериха - основа международной правовой защиты ценностей культуры и ее будущее. Материалы Международной научно-общественной конференции. // Культура и Время. - 2005. - №4.

.Рерих Н.К. Привет конференции Знамени Мира // Знамя Мира. М., 1995. С.383-389.

.Рубаник, К.П. Гаагская конвенция 1954г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. // Советское государство и право. - 1957. - № 8. С.117-120

.Рудзитис Р. Николай Рерих. Мир через культуру. Минск: Лотаць, 2002. - 160 с.

28.Roger O`Keefe. The Protection of Cultural Property in Armed Conflict // Cambridge Academ. 2006. С.428

.The Law of Armed Conflict: Constraints on the Contemporary Use of Military Force. Howard M. Hensel. Ashgate Publishing, Ltd., 2007. С.266


Теги: Гаагская конференция 1954 года  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 35448
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Гаагская конференция 1954 года
Назад