Выезд за границу граждан Российской Федерации

Содержание


Введение

Глава 1. История развития миграции в России

1.1 Современные миграционные процессы в России

Глава 2. Развитие российского туризма

Глава 3. Условия выезда за границу граждан Российской Федерации

3.1 Правила пересечения государственной границы России несовершеннолетними гражданами РФ

Глава 4. Актуальные проблемы выезда за границу

4.1 Страны безвизового выезда для граждан РФ

.2 Виза: оформление и трудности

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение


На протяжении многих лет граждане некоторых стран стран, в том числе и России, покидают ее границы с разнообразными целями: путешествие, отдых, переезд, командировки и так далее. Рассматривая право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, гарантированного ст. 27 Конституции РФ, нельзя не обратить внимания на то, что в ней уже два имеются два аспекта: во-первых, свободно передвигаться в пределах своей страны, и право покидать свою страну и возвращаться в нее, во-вторых.

Является ли данный выезд за границу первым или одним из последующих - не важно, ведь каждый раз необходимо соблюдать одну и ту же "процедуру".

К тому же, если учесть, что приблизительно за последние десять-пятнадцать лет было внесено немало поправок и дополнений в законодательство, регулирующее данную "процедуру", то актуальность данной темы достаточно велика.

Рассмотрение данного вопроса с точки зрения туризма (с помощью туристических агентств) является более упрощенным вариантом, так как, обратившись в то или иное туристическое агентство, менеджеры обязательно подскажут и более того помогут подготовиться к поездке в кратчайшие сроки.

С другой стороны, есть люди, которые не доверяют туристическим агентствам и предпочитают покидать пределы страны "своим ходом". В таком случае возникает множество вопросов, например таких как: "Какие документы необходимы?" и включая "Сколько денег понадобится в поездке?".

Наряду с этим необходимо знать в какие страны необходимо открытие визы, а в какие - нет; при каком ежемесячном заработке есть право на выезд за границу, а при каком (или его отсутствии) требуется спонсор и т. д.

Данная тема была выбрана автором не случайно. Столкнувшись с некоторыми трудностями выезда за границу, автор считает нужным изучить данный вопрос более подробно.

Целью данной работы является изучение законодательных актов, регулирующих порядок выезда за границу граждан РФ, а также рассмотрение наиболее актуальных проблем и их предупреждение.


Глава 1. История развития миграции в России


На протяжении долгих периодов истории миграция жителей России была незначительной, а миграционное право было неразвитым и резко ограничивающим свободу передвижения, как в пределах страны, так и через её границы. При крепостном праве большинство крестьян были вообще лишены свободы передвижения, да и для вольных людей существовали многие ограничения. Жить повсеместно разрешалось лишь купцам первой гильдии. Большинство миграций в то время были "побегом" от тяжёлых условий жизни, носили вынужденный и неурегулированный характер. В СССР прибывало также ограниченное число зарубежных туристов в составе организованных туристских групп.

Во времена СССР существовал институт прописки разрешительного характера, ограничивающий выбор места жительства гражданами страны. Особенно это касалось городов Москва и Ленинград. А в 1920-х - 1950-х годах многие деревенские жители не имели права на получение паспорта, а значит, были лишены свободы законного перемещения по стране и выбора места жительства и работы.

Формально признавалась свобода эмиграции, но реально получить все необходимые документы для выезда за границу было затруднительно

Сначала в СССР, а потом и в России динамика численности граждан, выезжавших за границу, показывает, что в перестроечный период их число начало быстро расти с небольшим перерывом в 1992г. В 1995г. оно составило 21,3 млн. человек против 2,8 млн. человек в 1985г. Если посмотреть тренд выехавших в дальнее зарубежье, то наибольшее количество было накануне распада СССР, т.е. в 1989-1991 гг. - с 8 до 10,8 млн. человек, но даже эти показатели были меньше 1 % общего мирового туристского потока. После 1992г. большая доля численности выехавших из России обеспечивается благодаря выезжавшим в ближнее зарубежье. Так, в 1995.г. в дальнее зарубежье выехало всего 5,3 млн. человек. В среднем, по оценкам экспертов, каждый российский турист тратит за рубежом более 1,5 тыс. долл., что в 2 раза больше среднемирового уровня расходов.

С конца 1980-х годов, после открытия государственных границ СССР, миграционные связи бывших союзных республик с другими государствами заметно расширились. В частности, число эмигрантов из России в 1990 году более чем в 36 раз превысило число эмигрантов за 1986 год. В последующие годы эмиграционный поток из страны стабилизировался на уровне 100± 15 тысяч человек. Всего за 1989-1999 годы, по российским данным, из страны в дальнее зарубежье выехало на постоянное место жительства 1046 тысяч человек.

Согласно российским данным, в конце 1990-х годов почти 97% эмиграционного оттока из России направлялось в 5 стран: Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию. Привлекая данные текущего учета международной миграции этих стран, сравнивая их с российскими данными, можно попытаться скорректировать оценку числа тех эмигрантов из Российской Федерации, которые отправились за рубеж на постоянное место жительства (далее - ПМЖ) или, как минимум, на длительный срок.

Ясно, что эмигранты из России в других странах рассматриваются как иммигранты. В Германии, Канаде, США и Финляндии регистрация иммигрантов именно из Российской Федерации началась сразу после распада СССР - в 1992 году. В израильских статистических публикациях распределение иммигрантов из СССР по бывшим союзным республикам начинается с 1990 года.

В иммиграционной статистике Германии, Израиля, Канады, США, Финляндии и других стран Запада выделяется группа иммигрантов из бывшего СССР, которые в качестве своего последнего места жительства или места рождения указывают СССР, а не какую-нибудь бывшую союзную республику. Доля таких нераспределенных мигрантов была особенно значимой в первой половине 1990-х годов, а затем, по мере улучшения качества учета и изменения состава мигрантов, постепенно уменьшалась. Так, в канадских данных за 1992 год доля не распределенных по союзным республикам иммигрантов составляла 82% от общего числа иммигрантов из СССР, а в 1998 году - всего 12%. Как явные, так и скорректированные зарубежные оценки числа иммигрантов из России в соответствующие страны приведены в приложении 2.

Стабилизация положения в России, проводимая в стране политика открытых дверей и либерализация во многих сферах жизни стали основными "сдерживающими" факторами массового выезда в период происходящих трансформационных изменений. Если в начале 90-х гг., по результатам опросов об эмиграционных намерениях, экономический кризис в России был основным фактором эмиграции, то в настоящий момент экономические трудности остаются одним из основных выталкивающих факторов на фоне сохраняющихся страновых различий в оплате труда и уровне жизни для россиян.

Принятый в 1991г. "Закон о порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР" вступил в силу 1 января 1993г. Данный законодательный акт стал первым за многие десятилетия законом, цивилизованно регулирующим выезд граждан из страны для постоянного проживания за рубежом.


.1 Современные миграционные процессы в России


Согласно данным статистики, за последние 10-12 лет, миграционные процессы в России характеризуются следующими особенностями:

доля внутренних миграций в общем объеме переселений (включающем также миграционный обмен со странами СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья) увеличилась с 65 до почти 90%;

в составе мигрантов преобладает население в трудоспособном возрасте, на долю которого приходится 3/4 от общего их числа; во всех потоках среди мигрантов преобладают женщины, главным образом за счет старшей возрастной группы;

количество въехавших в Россию на постоянное место жительства превышает численность выехавших за ее пределы, что обеспечивает механический прирост населения (с начала 90-х годов он составил почти 3,5 млн. человек). Однако миграционный прирост не в состоянии компенсировать естественную убыль населения, которая за тот же период превысила 8 млн. человек;

во внешнем миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, который в рассматриваемый период уже превысил 11 млн. человек. Только за счет миграционного обмена с этими государствами Россия в период 1991-2000 гг. получила свыше 4 млн. человек;

значительно выросли масштабы вынужденной миграции - число зарегистрированных мигрантов, получивших в соответствии с действующим законодательством статус вынужденных переселенцев и беженцев, достигло к концу 90-х годов более 1 млн. человек. К росту этой категории мигрантов, главным образом в первой половине 90-х годов, привели многочисленные вооруженные конфликты, возникшие на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан, Пригородный район Северной Осетии-Алании, Чечня), а также политика, направленная на "выдавливание" русскоязычного населения, сопровождавшая первый этап суверенизации новых независимых государств. Однако в последующем по мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия количество конфликтов сократилось;

на фоне сокращения перемещений населения на постоянное место жительства заметно возросли потоки временных внешних миграций, связанных с отдыхом, ростом числа деловых поездок и поездок по частным приглашениям.

Согласно выкладкам главы Счетной палаты Сергея Степашина, за последние годы из России в эмиграцию уехали 1 млн. 250 тысяч человек. Это только официальная статистика, без учета дауншифтеров, сдавших свои квартиры в аренду и отправившихся медитировать в Гоа или Таиланд, гастарбайтеров и прочее.


Глава 2. Развитие российского туризма


Международный туризм уже более пятнадцати лет является в России одним из наиболее динамично развивающихся видов коммерческой деятельности в нашей стране. С каждым годом туристский рынок становится все более устойчивым и равновесным, ассортимент предложений на рынке - широким и дифференцированным.

При характеристике рынка туризма учитывается следующее:

·основным предметом купли-продажи являются услуги;

·кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев;

·спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью, индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;

·туристское предложение характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость туристской индустрии; низкая эластичность; комплексность.

Рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существуют различные способы классификации туристского рынка.

По отношению к определенному району (региону, стране) выделяются следующие рынки:

·рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;

·рынок въездного туризма, включающий путешествия по стране лиц, не являющихся ее жителями;

·выездного туризма, включающий путешествия жителей одной страны в другую.

Здесь хотелось бы отметить печальную для национальной экономики особенность российского туризма. Ситуация складывается таким образом, что рынок выездного туризма многократно превышает рынок въездного туризма. Выездной характер российского туризма обусловлен следующими причинами:

·новизна иностранного продукта для российского потребителя (ограниченность выездного туризма из СССР);

·упрощение порядка выезда;

·расширение внешних деловых контактов;

·увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;

·доступность цен на выездные туры;

·большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах).

Единственный способ улучшить ситуацию на рынке въездного туризма и привлечь поток валютных средств в нашу страну - это создание для иностранных туристов благоприятных условий для путешествий по нашей стране (улучшение инфраструктуры, строительство отелей среднего класса и т.д.) и установление конкурентно-способных цен на путешествия в Россию, так как большинство иностранных граждан со средним доходом не могут позволить себе посетить нашу страну, выбирая при этом страны, где цены ниже, а качество туристских услуг намного превышают российские.

Развитие туризма в России складывалось непросто. На первом этапе развития туристского рынка современной России разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. С 2000 года появилась тенденция ежегодного роста выезда российских граждан, которая наблюдалась вплоть до 2009 года.

Наиболее динамично выездной туризм из РФ начал развиваться в 90-е годы. Выездной туризм в бывшем СССР в 80-90 годы характеризовался низкими темпами роста. Среднегодовой рост составлял около 4,8%, поскольку государственное регулирование и финансирование туризма не позволяли удовлетворить спрос российских граждан на зарубежные поездки.

Либерализация внешнеэкономической деятельности в РФ в 1991 году с выходом Указа Президента № 213 от 15 ноября 1991 года, позволившего всем предприятиям осуществлять внешнеэкономическую деятельность, и ряд других мер, дала возможность удовлетворять спрос на зарубежные поездки - почти на 20% в год увеличивается количество туристских поездок за границу.

октября 1996 года был принят Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в РФ", где были определены цели и направления государственного регулирования туризма, который способствовал стабилизации положения туризма в условиях рыночной экономики.

Важным нормативным документом являлась Федеральная программа "Развития туризма в РФ на период 1995-2005 году", которая предусматривала создание современной туристской индустрии и условий для развития туризма.

В 1996 году отмечался дальнейший рост международного туризма: число прибытий составило 592 млн., что на 4,5% больше по сравнению с 1995 годом. Основными странами дальнего зарубежья, принимающими граждан из России, были: Финляндия, Турция, Китай, Польша, Германия. За десять лет с 1988 по 1998 годы сохранилась тенденция выезда россиян в Финляндию, Польшу и значительного роста выезда в такие страны, как Греция, Египет, Израиль, Испания, Кипр, Китай, ОАЭ, Турция.

Рассматривая тенденции развития международного туризма в целом и выездного туризма из РФ в 2000 и 2001 годах, следует отметить, что 2000 год был успешным для туристской индустрии: увеличение количества прибытий достигло 7%. Этому способствовало то, что 2000 год был юбилейным, а также некоторые крупные международные события: летние игры в Сиднее, Экспо-2000 в Германии и т.д.

Выезд граждан из РФ в страны дальнего зарубежья в 2000 году заметно увеличился (+16,8%) по сравнению с предыдущим годом и составил 9,8 млн. человек. С туристскими целями выезжало 4485,3 тыс. человек.

Если рассмотреть, что произошло за 1997-2000 г.г. в позиционировании наиболее посещаемых стран гражданами из РФ с целью туризма, то увидим, что на первое место вышла Польша, сместив Турцию на 3-е место, Китай поднялся на 2-ю позицию с 3-ей, Финляндия сохранила свое четвертое место, Испания поднялась на 5-ю позицию. Большой скачок сделал Египет, переместившийся с 10-ой позиции на 6-ую. Несколько снизилась популярность Объединенных Арабских Эмиратов, которые заняли 10-ую позицию вместо 5-ой. Среди стран, не вошедших тогда в десятку лидеров, следует отметить популярность в эти годы для российских туристов Болгарии, Франции, Греции, Чехии, Таиланда, Швейцарии и Республики Корея.

год был годом спада, как в международном туризме, так и выездном туризме России. По сравнению с 2000 годом произошло сокращение общего числа поездок на 431,8 тыс. (-2,4%) Число поездок с целью туризма сократилось на 6,5%. Однако общий показатель выезда в страны дальнего зарубежья был положительным и увеличился по сравнению с 2000 годом на 5,9% (10,4 млн.). Пятерка стран-лидеров осталась без изменений, поменялись позициями только Испания и Финляндия. Поток туристов в Финляндию снизился на 49,1%. Туристов потеряли также Польша (-27%) и Китай (-12,3). Турция (+10,3%) и Испания (+15%) наоборот активно привлекали туристов. Лидерами роста туристского потока из России являются Германия (+57,1%) и Египет (+37,7%), заняв тем самым 6-ю и 7-ю позиции соответственно. Также увеличился туристский поток на Кипр (+16,2%), Италию (+8,9%) и ОАЭ (+6,1%), замыкающие десятку стран дальнего зарубежью, в которые выехало наибольшее количество граждан России с целью туризма в 2001 году.

Основным видом транспорта, используемым для поездок за границу, как в 2000 году, так и 2001 году остался автотранспорт - 42,8% россиян выехали на автомобиле или автобусе. Авиатранспорт использовали 24,7%, железнодорожный - 21,9%, морской (речной) - 3,5%, пешком пересекли границу - 7,1%. Для поездок в страны дальнего зарубежья россияне использовали автомобильный (44%) и авиационный (37,7%) транспорт.

В 2003 году из Российской Федерации с целью туризма выехали 5 млн.679 тыс. человек. По сравнению с 2002 годом количество российских туристов, выехавших за рубеж, увеличилось на 13%. Количество туристов, посетивших страны дальнего зарубежья с целью туризма в 2003 году составило 4 млн. 654 тыс. человек, что на 5% больше, чем в 2002 году.

Итоги 2003 года показывают, что в выездном туризме из РФ среди 10 стран, наиболее посещаемых российскими туристами, по-прежнему остались Турция, Китай, Польша, Египет, Финляндия, Германия, Испания, ОАЭ и Италия. Впервые среди этих стран появилась Франция, вытеснив Кипр за пределы десятки, где Кипр находился с 90-х годов.

Значительных успехов достигла Турция, с 1996 года находившаяся в тройке стран, принимавших наибольшее количество российских туристов, которая увеличила прием по сравнению с 2002 годом на 51%, Германия - на 33%, а Франция - на 29%.

По данным Российского союза туриндустрии, выездной туристический поток из России в 2004 году увеличился почти на 880 тысяч и составил 6,5 млн. человек. Причем поток туристов в Турцию увеличился на 400 тыс. человек и по итогам сезона 2004 года составил 1,5 млн.человек, более 200 тыс. прибавил Египет - за ушедший год страну посетили более полумиллиона российских туристов.

Исходя из рейтинга популярности туристических направлений, составленного на основе статистических данных Российского союза туриндустрии по частоте пересечения границ этих государств российскими гражданами, первую строчку в таблице занимает Турция, которая уже много лет является одним из самых популярных для россиян туристическим и бизнес-направлением. Китай, занимающий второе место в рейтинге, пока не является особенно популярным туристическим направлением, но российские туроператоры отмечают, что доля туристических поездок в Китай увеличивается год от года. Кроме того, высок процент жителей Дальнего Востока, пересекающих российско-китайскую границу, в том числе без визы. Также, по причине соседства государственных границ в лидерах оказалась Финляндия.

Рост потока российских туристов в 2005 году составил 3,5%. Эта цифра гораздо ниже, чем показатели двух предыдущих лет (в 2004 г. выезд увеличился на 15,5%, в 2003 - на 12,4%). По мнению участников туристского рынка, турпоток в последние годы остается практически неизменным и лишь перераспределяется по разным направлениям. А статистическое снижение темпа его роста произошло, из-за падения популярности шоп-туризма и продолжающегося процесса уменьшения приграничных обменов в связи с введением некоторыми странами визового режима с Россией.

Отмечался рост российского выездного потока в Турцию (+8%), Египет (+18,6%), Тунис (+3,1%) и Кипр (+3,4%). Туроператоры отмечали высокие - до 58% - показатели роста объема продаж туров в Болгарию. Причина в том, что болгарские курорты - как летние приморские, так и зимние горнолыжные - успешно реконструируются и предоставляют востребованный российскими туристами продукт в сочетании с очень приятными внутренними ценами.

В 2005 году российские туристы охотно ехали в Европу: Испанию, Францию, Италию, Чехию, Австрию, Хорватию, Венгрию. По всем этим направлениям зафиксирован рост. Операторы объясняют это, прежде всего, обилием разнообразной перевозки, хорошими ценами на этих направлениях, а также стабильным интересом к Европе со стороны самих россиян. Греция, а также Сербия и Черногория продемонстрировали стремительный скачок спроса - 45% и 95% соответственно. Исключение составили Польша (-37,7%), Мальта (-15,2%) и Германия (-9,5%).После введения виз и ограничения движения шоп-туристов, туристическая статистика по Польше, наконец, начала выравниваться. И сейчас среди 200,5 тыс. общего потока в Польшу процент туристов гораздо больше, чем, например, в 2004, хотя тогда цифра была выше - 322 тыс. Основная причина "падения" Мальты связана с увеличением цен на авиаперевозку, что заставило туристов искать этой стране альтернативу.

По данным Федеральной пограничной службы, выездной туристический поток из России, значительно замедливший темп роста в 2005 году (до 3,5% после 15,5% в 2004 г.), возвращает утраченные позиции. В 2006 году с целью туризма россиян выехало на 14,3% больше, чем в 2005.

Рекордсменом 2006 года стал Таиланд. Потеряв по итогам 2005 года 12% потока из России после страшного стихийного бедствия, эта страна, как говорится, догнала и перегнала. Рост - 102,5%, и это явно не предел.

Теперь о странах, потерявших туристов из России. И здесь - ничего удивительного. На 2,3% снизилась Германия. Эти потери меньше, чем в 2005 году (-9,7%). Причина - отношение консульства к турбизнесу. То же касается и Великобритании, потерявшей 16%.

Выезд россиян на отдых за границу в 2007 году подскочил значительно (+20,8%). Во всяком случае, за последние годы похожая динамика была зафиксирована лишь в 2002 году (+20,3%), с тех пор этот показатель выше 15,5% (2004 год) не поднимался. Таким образом, за рубежом в прошлом году побывало 9 млн. 369 тыс. российских туристов - на 1 млн. 616 тыс. больше, чем в 2006.

Рекордсмены 2007 года по динамике роста - в основном, экзотические направления: Израиль (91%), Мальдивы - (79%), Вьетнам (69,5%), Таиланд (60%). Из европейских стран, если не брать Сербию и Черногорию, которые вместе прибавили 169%, в лидерах Австрия (44%), Литва (43%), Нидерланды (37%), Хорватия (36%), Кипр (33%).

Из общих тенденций: значительно вырос поток в те страны, где богатая экскурсионная программа: Индия, Бирма, Вьетнам, Перу. Даже заядлые "пляжники" все чаще сочетают отдых с экскурсионными программами. Сформировалась явная мода на отдых в спа-отелях, что спровоцировано модой на здоровье и расширением соответствующего предложения. На курортах Италии, Венгрии, Литвы, Эстонии, Греции и многих других стран отели без спа-комплексов уже практически не строятся.

На 32% выросло число поездок россиян на отдых за рубеж в 2010 году. Выше результат был только в "юбилейном" 2000-м, когда выездной туристический поток увеличился на 59,7%. По данным Росстата, в прошлом году российские туристы совершили 12650 тыс. поездок за границу - почти на 3050 тыс. больше, чем в 2009.

Из 48 туристических стран, набравших пятизначные значения, отрицательная динамика лишь у трех, да и то минимальная. Это Сингапур (-1,5%), Украина (-6,4%) и Норвегия (-8,6%). Израиль, продемонстрировав почти такой же рост, как и в 2009 году (34,2%), с этим результатом стал лишь двадцатым.

Герой 2010 года - Мексика, которая благодаря ее активному освоению чартерными рейсами, показала невиданный рост 3562%. Не мудрено: в 2009 году статистика зафиксировала 284 турпоездки из России, а в 2010 - уже 10400. Правда, по абсолютным цифрам Мексика занимает предпоследнюю строчку в рейтинге направлений прошлого года. Что не умаляет ее заслуг.

Вообще в лидеры по темпам роста в прошлом году вышли как раз направления с небольшими абсолютными цифрами, исключая Таиланд (99,4%), который идет после Мексики. За ним Португалия (80%), Куба (74%), Доминикана (70,4%), Вьетнам (68%), Марокко (55%). Упрек в том, что с маленькими цифрами легко показать большой рост, был бы несправедлив: есть похожие по количественным результатам направления, в том числе и пляжные, которые за прошедший год выросли очень мало. Например, Иордания (0,9%).

Всего в 2010 году из России за рубеж с разными целями было совершено 39323 тыс. поездок - на 14% больше, чем в 2009 .


Глава 3. Условия выезда за границу граждан Российской Федерации


Согласно с общими положениями ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", во-первых, каждый гражданин РФ не может быть ограничен в праве как на выезд из РФ иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим ФЗ, так и на въезд в РФ.

Во-вторых, каждый гражданин, пребывающий за пределами РФ, находится под защитой и покровительством РФ, т.е. в случае возникновения на территории пребывания чрезвычайных ситуаций и т.п. РФ гарантирует принятие определенных мер по спасению своих граждан.

Согласно главе II данного ФЗ, основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ за ее пределами является:

паспорт/дипломатический паспорт/служебный паспорт/паспорт моряка.

Для оформления и выдачи паспорта необходимо написать заявление и подать его лично или через законного представителя. С заявлениями о выдаче паспорта имеют право обращаться граждане, достигшие 18-летнего возраста.

Гражданин РФ вправе выбрать один из паспортов со сроком действия. За выдачу паспорта, за внесение в него изменений уплачивается государственная пошлина.

В письменном заявлении о выдаче паспорта необходимо:

указать фамилию, имя, отчество (в том числе ранее имевшиеся);

пол;

дату и место рождения;

место жительства;

место работы (службы, учебы) в течение последних десяти лет и представить основной документ, удостоверяющий его личность.

К указанному заявлению прилагаются личные фотографии и документы об уплате государственной пошлины (в случае оформления паспорта на территории Российской Федерации) или консульского сбора (в случае оформления паспорта за пределами территории Российской Федерации) за оформление паспорта.

Паспорт выдается сроком на 5 лет; паспорт, содержащий электронный носитель информации, выдается сроком на 10 лет.

В случае подачи заявления о выдаче паспорта по месту жительства срок оформления паспорта не должен превышать один месяц со дня подачи указанного заявления.

В случае подачи заявления о выдаче паспорта по месту пребывания срок оформления паспорта не должен превышать четыре месяца со дня подачи указанного заявления.

В случае утери паспорта выдается временный документ, удостоверяющий его личность и дающий право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию.

Право на выезд гражданина РФ может быть временно ограниченно, если он:

был допущен к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям и заключал трудовой договор, предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации;

призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

Во всех случаях временного ограничения права на выезд, федеральным органом исполнительной власти выдается уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.


.1 Правила пересечения государственной границы России несовершеннолетними гражданами РФ


При пересечении государственной границы несовершеннолетний гражданин РФ, следующий совместно хотя бы с одним из родителей может выезжать из РФ по своему заграничному паспорту или будучи вписанным, в загранпаспорт родителя.

Порядок внесения детей в заграничные паспорта родителей определен Инструкцией о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ для выезда из РФ и въезда в РФ, утв. приказом МВД России от 26 мая 1997г. №310.

в обязательном порядке заграничный паспорт оформляется ребенку, когда ему исполняется 14 лет, до этого срока - по желанию родителей.

в государства - участники СНГ, с которыми РФ имеет соответствующие межправительственные соглашения о взаимных поездках граждан (Украина, Казахстан, Армения, Таджикистан, Киргизия), дети до 14 лет могут выезжать по свидетельствам о рождении, а старше 14 лет - по паспортам гражданина РФ.

при следовании несовершеннолетнего гражданина России через государственную границу РФ совместно с одним из родителей, согласие второго родителя не требуется, если от него в пограничные органы не поступало заявления о своем несогласии на выезд из РФ своих детей.

Вместе с тем, пограничным органам ФСБ России при осуществлении пограничного контроля предоставлено право проводить опрос лиц, следующих через границу, и мотивировано запрашивать у них дополнительные документы .

по распоряжению Пограничной службы ФСБ России от 11 июля 2005г., с 22 июля 2005г. несовершеннолетние граждане РФ (до 18 лет) при выезде из РФ по заграничному паспорту и общегражданскому паспорту РФ, в страны СНГ и дальнего зарубежья в сопровождении родителей (опекунов, усыновителей, попечителей), помимо доверенности от отсутствующего родителя (или обоих родителей), должны иметь документ, подтверждающий родство (свидетельство о рождении, об опеке, свидетельство о браке и т.д.).

При отсутствии документа подтверждающего родство, даже при наличии одинаковой фамилии родителей и несовершеннолетнего ребенка, ему будет отказано в выезде из Российской Федерации:

в случае если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из РФ несовершеннолетнего гражданина РФ, вопрос о возможности его выезда из РФ решается в судебном порядке;

правила подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2003г. № 273;

в случае если несовершеннолетний гражданин России выезжает из РФ без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина РФ с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые), он намерен посетить. При этом достаточно согласия одного из родителей, если от второго родителя не поступало заявления о его несогласии на выезд своих детей;

однако необходимо учитывать, что посольства иностранных государств, в случае оформления визы на ребенка, выезжающего без родителей, могут потребовать нотариально оформленное согласие от обоих родителей. Например, такая практика характерна для всех стран, входящих в Шенгенское соглашение, а также для Англии, США, Канады. При этом оригиналы такого согласия остаются в посольстве. Поэтому рекомендуем при оформлении выезда несовершеннолетнего за рубеж без сопровождения родителей сразу оформлять согласия родителей на его выезд в нескольких экземплярах (в зависимости от количества получаемых виз и необходимости предъявления оригиналов согласия на паспортном контроле).

МИД Российской Федерации рекомендует гражданам России при оформлении документов для выезда за границу и во время нахождения за рубежом придерживаться следующих правил:

. При получении паспорта убедитесь в правильности указания фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, сведений о детях, срока действия паспорта (в том числе и в латинской транслитерации). В паспорт должны быть вклеены фотографии вписанных в него детей в возрасте от 0 до 14 лет;

. Если для въезда на территорию иностранного государства требуется виза, рекомендуем обращаться за ее получением в дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего государства в России лично или поручить это хорошо зарекомендовавшему себя туристическому агентству;

. Получив визу иностранного государства, проверьте правильность указанных в ней данных: номер паспорта, имя и фамилия, дата рождения, категория визы, статус пребывания в иностранном государстве, срок действия визы, период, в течение которого разрешено пребывание в иностранном государстве. Допущенные в визе даже не по Вашей вине ошибки могут иметь нежелательные последствия - как при въезде, так и во время нахождения в иностранном государстве;

. Рекомендуем иметь с собой во время поездки копию паспорта, визы и приглашения, если таковое послужило основанием для ее выдачи;

. Наличие полиса медицинского страхования является обязательным условием для въезда граждан России на территорию ряда иностранных государств. В настоящее время такое требование установлено Австрией, Бельгией, Грецией, Данией, Исландией, Испанией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Португалией, Францией, ФРГ, Финляндией, Швецией, Израилем, Литвой, Чехией и Эстонией (введение этого условия рассматривается также и другими государствами). При обращении за визами этих государств граждане России должны представить полис медицинского страхования, действительный на весь срок их пребывания за границей. Информацию о том, полисы каких российских страховых организаций принимаются к рассмотрению, можно получить в консульских отделах посольств и генеральных консульствах указанных государств на территории Российской Федерации. Существует также группа государств, для въезда на территорию которых требуются сертификаты о сделанных прививках. Рекомендуем заранее поинтересоваться эпидемиологической обстановкой в государстве, которое Вы предполагаете посетить.

. С момента пересечения границы иностранного государства на Вас распространяется действие его законов, которые Вы обязаны строго соблюдать. Кроме того, хотели бы обратить Ваше внимание на необходимость уважать местные обычаи и традиции, особенно в государствах Азии и Африки;

. Помните, что в случае задержания или ареста независимо от причин, приведших к этому, Вы имеете право требовать встречи с сотрудником российского консульского учреждения в государстве пребывания;

. Рекомендуем гражданам, прибывшим в иностранное государство с целью учебы, работы или для постоянного проживания, зарегистрироваться в ближайшем к месту Вашего жительства российском дипломатическом представительстве или консульском учреждении. Не являясь обязательной, регистрация позволит Вам решать многие вопросы, не выезжая в Россию (участие в выборах и референдумах, оформление паспорта, регистрация актов гражданского состояния и т.п.), а также облегчит Вашу эвакуацию в случае возникновения в государстве пребывания военных действий, массовых беспорядков, стихийных бедствий;

. Напоминаем, что паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, действителен в течение пяти лет со дня выдачи, и срок его действия продлению не подлежит. Срок оформления нового паспорта в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации составляет, как правило, не менее трех месяцев;

. Гражданам, выезжающим за границу на работу, рекомендуем проверить надежность приглашающей Вас иностранной компании и российской посреднической фирмы. Все российские компании, занимающиеся оформлением выезда российских граждан на работу за рубеж, должны иметь соответствующие государственные лицензии. Консультации по данному вопросу можно получить в Информационно-экономической группе МИД России;

. Перед поездкой за границу на учебу, работу или для постоянного проживания следует заблаговременно легализовать свои документы. В первую очередь это относится к документам об образовании, свидетельствам, выданным органами ЗАГС, документам, касающимся имущественных отношений и вопросов социального обеспечения.


Глава 4. Актуальные проблемы выезда за границу


Рассмотрим подробнее "преграды" выезда за границу.

В случае если:

гражданин РФ был допущен к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям и заключал трудовой договор, предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, то в договоре указывается то время, на протяжении которого он не может пересекать границу РФ. Но по истечению этого времени гражданин РФ может возобновить поездки за границу.

призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, то по истечению срока службы он также может возобновить поездки за границу.

задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого. В данном случае выезд невозможен до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда.

осужден за совершение преступления - выезд возможен после истечения срока наказания (освобождения от наказания).

уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом - выезд возможен после исполнения обязательств либо после достижения согласия сторонами.

Также Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусматривает право временного ограничения граждан Российской Федерации на выезд в случае неуплаты штрафов, алиментов и прочее (данное ограничения - самое распространенное).Для того чтобы человек считался должником, должны быть выполнены несколько условий. Мало просто не оплачивать за квартиру, не платить алименты или иметь неоплаченный штраф. Против неплательщика должно быть возбуждено исполнительное производство. Инициатором его может являться только Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации. Исполнительное производство может быть возбуждено по разным причинам: уклонение от уплаты алиментов, неоплаченный кредит в банке, невозвращенный долг юридическому или физическому лицу, неоплаченный штраф ГИБДД или налог. Встречались даже случаи, которые напрямую не касаются долгов и штрафов, а, например, человек не выполнил требование по переносу забора или гаража на основании официально вынесенного решения. Самыми частыми причинами являются неуплата алиментов, кредитов и штрафов ГИБДД длительное время.

Таким образом, основанием для возбуждения исполнительного производства со стороны ФССП является неисполнение какого-либо обязательства гражданином нашей страны перед государством, другим физическим лицом или организацией.

Как считают в самой Федеральной службе судебных приставов, ограничение выезда за пределы страны является самым удачным инструментом по борьбе с должниками. Когда наши граждане лишаются "пряника" в виде долгожданного отпуска в Египте, Турции или другой стране, а также возможности совершать деловые поездки за рубеж, это становится значимой мотивацией для выполнения требований ФССП.

Судебные приставы здесь действуют одновременно в двух направлениях. С одной стороны, если человек желает получить загранпаспорт, то Федеральная миграционная служба, которая выдает эти документы, среди многочисленных других, делает запрос и в ФССП на предмет наличия долгов и неоплаченный штрафов у гражданина. Естественно, если будет получен положительный ответ, в выдаче загранпаспорта откажут - до полного погашения и прекращения исполнительного производства.

С другой стороны, если у человека уже имеется загранпаспорт, то против него может быть принята другая мера - это само ограничение выезда за границу. Инициатором выступает ФССП, которая регулярно направляет списки должников в пограничные службы контроля. Именно о таких случаях и можно чаще всего или услышать, или прочитать в новостях и на форумах: когда турист собирается садиться в самолет, в аэропорту ему отказывают в этом, мотивируя ограничением на выезд.

Для лучшего понимания того, как можно избежать неприятной ситуации в аэропорту, меры можно разделить на "профилактические" и "перед выездом". Лучшая страховка, что вы не попадете в подобную историю - сразу же оплачивать штрафы, кредиты и долги, по мере их появления. Даже если пришлось довести до того, что против вас возбуждено исполнительное производство и такое "письмо счастья" пришло к вам в почтовый ящик, необходимо сразу же связаться с приставом для урегулирования ситуации. Нужно все же понимать, что мера о запрете на выезд из страны в первую очередь направлена на злостных неплательщиков.

Перед выездом лучше самостоятельно обратиться в районное отделение службы приставов, чтобы выяснить, не числятся ли за вами какие-либо долги или штрафы. В некоторых отделениях это могут сказать по телефону, в некоторых - при личном визите и предъявлении паспорта. Если вам скажут, что никаких долгов за вами не числится, вы можете спокойно планировать отпуск и отправляться в него.

Существует еще вариант, когда на сайте ФССП можно проверить, числитесь ли вы в базах должников. Для этого необходимо ввести свои данные - фамилию, имя, отчество или найти в базе данных. Однако стоит понимать, что здесь данные не всегда обновляются своевременно, и визит или звонок в районное отделение представляется все же более надежным.

Если же выяснится, что за вам числится долг или неоплаченный штраф по базам ФССП необходимо его оплатить, правда, при этом придется также выплатить 7% от его суммы в пользу службы приставов. Важно помнить, что, даже имея оплаченную квитанцию на руках, необходимо дождаться "зеленого света" и по данным ФССП - если по их базам вы будете числиться должником, то никакие квитанции и справки не смогут убедить пограничников. На обновление информации обычно уходит 14-20 дней, поэтому этим лучше заниматься заблаговременно.

Кроме того, важно оговориться: сумма неоплаченного штрафа или долга никакого значения не имеет. Даже если это 10 рублей, исполнительное производство может быть возбуждено. На практике проблемы с выездом га границу чаще бывают у тех, кто имеет долг от 2000 рублей. Представители ФССП неоднократно делали заявления, что целесообразно будет установить некий "минимальный порог", и если штраф менее этой суммы, то ограничения на выезд из страны вводиться не будут. Однако никаких официальных распоряжений на этот счет так и не появилось до сих пор.

Судя по всему, ограничение выезда за границу является удобным способом для того, чтобы стимулировать граждан нашей страны выполнять обязательства. С одной стороны, это является действенным социальным регулятором и уменьшает общую сумму долгов, с другой - приучает к дисциплине. Мы здесь во многом идем по пути Европы, где подобная система действует уже давно.


.1 Страны безвизового выезда для граждан РФ


Страны безвизового или упрощённого въезда - это государства, для пересечения границ которых не требуется предварительного оформления визы. Формулировка "безвизовые страны для россиян" означает, что гражданам РФ разрешено пребывание на территории этих государств без визы, т.е. она просто не предусмотрена, либо ее выдают прямо на границе или в аэропорту.

Разумеется, безвизовый режим каждой страны предполагает выполнение ряда других условий: наличие загранпаспорта с определенным сроком действия; суммы денег, достаточной на время пребывания; обратного авиабилета, ваучера отеля или подтверждения брони и т.п.

Каковы возможные причины отмены или упрощение получения визы? Многие страны в связи с тяжелым финансовым положением готовы пойти на любые шаги, лишь бы привлечь в казну деньги. "Российский туристический рынок сегодня многие рассматривают как один из самых перспективных и быстрорастущих. Крупнейшие мировые туроператоры уже сейчас открывают у нас представительства, выгодно расценивая инвестиции в российский турбизнес. Большой потенциал российского туррынка отмечают многие страны. И отмена туристических виз с Россией несомненно влияет на увеличение туристического потока из России", - говорит генеральный директор Star Travel Борис Самарянов.

Таким образом, привлечение российских туристов в страну с целью получения прибыли - одна из основных причин. Также если рассматривать, например, Латинскую Америку, где достаточно бедные страны, можно допустить вариант привлечения трудовых ресурсов.

С другой стороны, самое же ожидаемое и желанное событие среди российских туристов - отмена визового режима с Европейским союзом. Многие страны ЕС заинтересованы в отмене визового режима с Россией. Например, Испания, Греция - для этих стран, экономика которых напрямую связана с туризмом, отмена виз с Россией означает дополнительные доходы, исчисляемые миллионами долларов. Однако в ЕС есть страны, которые, напротив, по политическим причинам не желают упрощать въезд для россиян. Так, например, посол Бельгии в Москве Ги Труверуа заявил, что Европейский Союз не намерен облегчать визовый режим с Россией. По его словам, даже если Россия в одностороннем порядке отменит визы для граждан ЕС, Евросоюз не ответит тем же и не отменит визы для россиян. Главная причина опасений Союза, по мнению дипломата, - проблемы на Северном Кавказе. В Европе, по его словам, опасаются большого потока беженцев из проблемных регионов России. Посол отметил, что в ЕС и так много проблем с мигрантами. В качестве примера он привел ситуацию с беженцами из Северной Африки в Италии. В отмене виз больше заинтересована Россия, а со стороны ЕС речь может идти только об облегчении визового режима, которое будет носить процедурный характер, подчеркнул посол.

Переговоры об отмене визового режима между Россией и ЕС активизировались в 2010 году. Российские власти неоднократно заявляли, что готовы ввести безвизовый режим в любое время, но в Брюсселе сомневались, что решение об отмене виз будет целесообразным на данном этапе.

В январе Испания, Италия и Франция предложили упростить въезд в страны Шенгена для россиян. Согласно инициативе этих стран, заявителю из России в первый раз будет выдаваться одноразовая шенгенская виза, во второй - на два года с правом многократного въезда, в третий - на пять лет. Россия в ответ готова расширить список квалифицированных специалистов, которым положен безвизовый въезд. По словам источника в Еврокомиссии, заинтересованность в упрощении визового режима выражают страны, куда направляется большой туристический поток из России, наибольший прогресс в этом смысле демонстрирует Финляндия. В меньшей степени визовые новации приветствует Германия, несмотря на ее тесные связи с Россией.

Премьер-министр Франции Франсуа Фийон в ходе визита в Москву в декабре 2010 года признал, что отмены виз не будет, но пообещал, что Франция максимально использует возможности нынешних европейских правил, чтобы, в частности, автоматически давать долгосрочные визы при возобновлении краткосрочных. Параметры шенгенского соглашения позволяют странам действовать гибко в визовой политике, объяснил европейский дипломат. Франция уже старается выдавать заявителям долгосрочные визы, рассказал представитель посольства Франции в Москве Тома Бюффен.


4.2 Виза: оформление и трудности


Виза - разрешительный документ, являющийся одним из оснований въезда иностранца на территорию государства. Виза обычно выдаётся к паспорту. Как правило представляет собой вклеиваемый в паспорт талон, иногда машиночитаемый. Другие формы - штамп, марка или же отдельный вкладыш. В частности, виза-вкладыш использовалась в СССР в связи с тем, что в ранний период его существования некоторые страны не допускали на свою территорию граждан, побывавших в СССР. Во избежание этой ситуации законы США позволяют легально иметь на руках второй заграничный паспорт, а также не запрещают иметь камуфляжный паспорт. Впрочем, законодательство России также позволяет часто путешествующим россиянам иметь второй загранпаспорт в дополнение к первому лишь с тем ограничением, что первый выдаётся на 5 лет, а второй - до даты окончания действия первого. миграционный туризм граница виза

Типы виз: обыкновенная (в это понятие может включаться и транзитная), служебная, дипломатическая. Визы различаются по кратности: однократная, двукратная, трёхкратная и многократная. Разные страны имеют разные визовые режимы и классификацию виз.

За выдачу виз, кроме служебных и дипломатических, взимаются пошлины, установленные внутренним законом или международным договором.

Визу выдают консульские учреждения соответствующей страны (или группы стран) за границей (иногда - прямо на границе при въезде). В некоторых странах существуют также выездные визы (в России - только для иностранных граждан, просрочивших срок пребывания в стране), они выдаются органами внутренних дел. Считается, что визовый режим - эффективный инструмент миграционной политики. Визовый режим - условия (правила) получения визы и особый порядок пересечения государственной границы, установленный государством как в одностороннем порядке, так и на основании договоренностей между государствами.

Существуют различные типы визовых режимов: общий, дипломатический, частный, транзитный.

При общем визовом режиме, для всех граждан определённой страны применяются одинаковые правила для пересечения границ той или иной страны. Для дипломатического визового режима, определяются особые правила либо исключения в отношении дипломатов, делегаций и лиц сопровождающих их. При частном визовом режиме, устанавливаются определённые правила (в основном запреты) на пересечение границ определённому лицу или лицам по какому-либо признаку или без него поимённо.

Визовый режим может быть как временным, введённым в результате каких-либо субъективных факторов (проведение спортивных чемпионатов, встреча глав многих государств), так и постоянным.

Большинство европейских стран-членов ЕС и их соседей используют категории виз, предусмотренные в Шенгенском соглашении. Шенгенское соглаше?ние - соглашение об отмене паспортного и таможенного контроля на границах ряда государств Европейского союза, изначально подписанное 14 июня 1985 года пятью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Германией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило существование 1 мая 1999 года, будучи замещено Шенгенским законодательством ЕС.

Существует также Шенгенская зона - Совокупная территория государств, полностью применяющих Шенгенское законодательство, и участников де-факто, за вычетом изъятий составляет так называемую Шенгенскую зону, то есть, пространство, на котором передвижение людей происходит максимально беспрепятственно, без проводимого на постоянной основе паспортного контроля.

Если вы собираетесь выехать в Шенгенскую зону, то, по закону, от вас могут потребовать ряд различных документов, которые оговорены в Шенгенском соглашении. Однако никто заранее не может угадать полный перечень бумаг, какие истребуют конкретно в вашем случае. Например, справку о ваших доходах или доходах вашего спонсора, или справку с имеющего счета о ваших сбережениях. Дело в том, что дополнительные документы требуются тогда, когда основные не убеждают консула однозначно в вашей благонадежности. Поэтому если, например, ваша зарплата не очень велика, что подтверждает справка с места работы, могут потребоваться другие бумаги, подтверждающие вашу финансовую стабильность (справка из банка о состоянии вашего счета и др.). С одной стороны, это действительно как проверка в вашей надежности, но с другой стороны, что делать, если вы студент и долгое время копили на эту поездку, а тут выясняется, что необходимо предъявить то одну справку, то другую, которые также требуют определенных затрат?

Даже с получением Шенгенской визы в ту или иную страну возникают трудности. Так, например, чтобы получить шенген во Францию жителям Северного Кавказа нужно ждать 45 дней. Под эту же "волну" попадают жители Ставропольского края, который теперь входит в состав Северного Кавказа, что для них же является дополнительной преградой для получения визы.

Так, например, в Канаду "не впустят" холостых граждан других стран старше определенного возраста. Это может быть оправдано тем, что в Канаде пенсионеров очень хорошо обеспечивают и некоторые люди могут преследовать цель - стать гражданином Канады, женившись или выйдя замуж.

Итак, Шенгенская виза не выдается лицам, въезд которым в страны зоны по тем или иным причинам закрыт; лицам, представляющим опасность для общественного порядка и национальной безопасности или международных отношений стран-участниц. Опять же, не выдадут визу, если не закончился карантинный период после предыдущего нарушения визового режима. Но с ледует указать на один немаловажный момент: наличие визы не означает обязательного въезда в страну. Пограничники или таможенники иностранного государства имеют право отказать во въезде по формальным причинам. Например, в случае, если вы въезжаете не в ту страну, виза которой стоит у вас в паспорте. На транзит правилами Шенгенского договора выделяется 5 дней. Кроме того, в соответствии с Шенгенским соглашением, любая страна может на некоторое время ввести пограничную проверку даже на внутренних рейсах. Например, в аэропорту Хельсинки уже неоднократно проводилась пограничная проверка на рейсах внутри шенгенской зоны. Ее целью был исключительно выявление российских граждан, вылетающих в страны Шенгенского соглашения с финскими визами. Тех, у кого это был первый въезд по мультивизе или однократная виза, задерживали и отправляли на специально подготовленном автобусе на границу. Может такое произойти и в международном аэропорту Тампере, а также при посадке на паромы в Хельсинки и Турку. Тем же, кто, по мнению таможенников, правил не нарушал, просто ставили печать о пересечении границы. В качестве доказательства невиновности или, напротив, виновности служила, как правило, бронь отеля и авиабилета.

Бывает границу на время закрывают страны, в которых намечается проведение политических (саммиты, конференции), спортивных (Олимпиада, футбольные чемпионаты) мероприятий.

Есть еще один нюанс. Например, вы поехали через всю Европу в Португалию по португальской визе и собираетесь провести в этой стране большую часть отпущенного вам визой времени - то есть сделали все, как надо. Естественно, отметка в паспорте будет только той шенгенской страны, которая первой встретилась на вашем пути. Чтобы доказать, что вы все-таки были в Португалии, чтобы при следующем обращении за визой вы могли это доказать сотруднику консульства - сохраните какие-нибудь доказательства вашего пребывания в Португалии (чеки, счета из гостиницы, фотографии и др.). Ведь если в первое время после начала выдачи шенгенских виз правила первого въезда и основной страны особенно не контролировались, то есть, получив визу, например, Финляндии, путешественник летел в любую из шенгенских стран, то сейчас могут возникнуть проблемы при пересечении границы. Еще с большей вероятностью могут возникнуть серьезные проблемы при следующем получении визы.

Одной из стран, получение визы в которую является наиболее проблематичным для россиян, является Германия. Так в 2010 году многим россиянам, в том числе и приехавшим в столицу из других городов, пришлось отложить запланированные поездки в Германию, так как визовый отдел немецкого посольства в Москве аннулировал списки записи на собеседование для получения визы. В сообщении отмечалось, что россиянам придется записываться заново. Таким образом, все собеседования в визовом центре проводились по новым спискам. Причины такого аннулирования на оглашались. Проблемы с выдачей визы в Германию возникают почти у каждого второго, тем более, если учесть, что Германия - единственная визовая страна, закрывшая свое консульство в Москве.

Вдобавок к Германии, очень сложно получить визы в Англию. Так, например, в апреле 2008 года группа российских туристов, намеренных совершить автобусный тур в Великобританию, столкнулась с трудностями в получении британских виз, сообщила в пятницу РИА Новости пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. "Из 39 человек, которые 27 апреля планировали отправиться в поездку, часть маршрута которой проходит через Англию - Уэльс - Шотландию, 21 получили отказ в визе", - сказала Тюрина. Она отметила, что восемь туристов из этой группы оформили визу в Екатеринбурге, а остальные лично сдавали документы и биометрические данные в Британском визовом центре в Москве, причем москвичей среди них только 13 человек. "Еще восемь заявителей специально приезжали из Ставрополя, Сочи, Курска, Смоленска, Набережных Челнов и Новосибирска", - отметила она.

По словам Тюриной, в консульстве отказ объяснили тем, что доходы и накопления заявителей несоизмеримы с затратами, которые они понесут во время пребывания в Англии. "Хотя минимальная сумма заработных плат туристов составляла 25 тысяч рублей", - отметила пресс-секретарь РСТ.

Она также отметила, что ряд туроператоров уже отказались от туров в Великобританию.

На сегодняшний день доступна официальная визовая статистика ЕС за 2008 год. В 2008 году в десятку самых посещаемых россиянами стран Шенгена вошли (в порядке убывания числа выданных виз): Финляндия, Италия, Германия, Испания, Франция, Греция, Чехия, Польша, Австрия и Литва. Латвия и Эстония заняли, соответственно, 11-е и 12-е место. При этом Финляндия по сравнению с Эстонией выдала виз больше почти в 10 раз! (743 тысячи против 80 тысяч).

Итоги за 2009 год таковы: Финляндия 700 000 Италия 430 000 Испания 400 000 Франция 300 000 Греция 265 000 Германия 200 000 Чехия 200 000 Швейцария 140 000 Польша 100 000 Литва 100 000 Латвия 80 000 Эстония 65 000. Разумеется, эти цифры не всегда отражают количество реальных поездок в конкретную страну, поскольку, во-первых, часть виз являются многократными, во-вторых, часто посещаются сразу несколько стран, и, в-третьих, не секрет, что часть путешественников запрашивает Шенгенскую визу в том консульстве, в котором, на их взгляд, ее получить проще. Тем не менее, самыми популярными странами у россиян уже не первый год становятся Финляндия, Италия, Испания и Франция.

А в Эмиратах нет возрастных ограничений на открытие виз. Тем не менее, власти ОАЭ время от времени действительно ограничивают выдачу виз одиноким молодым женщинам. Зная о подобной практике, туркомпании стараются избегать возможных проблем и отказываются подавать документы на визы, если туристке меньше 30 лет. Однако женщине до 30 лет без проблем открывают визу, если она летит с мужем или отцом - однофамильцами. Если у мужа и жены разные фамилии и визы уже открыты, то проблем на въезде в страну не будет.

Также не существует ограничений для въезда в страну для туристов, имеющих в паспорте визу (штамп) Израиля. Визу не выдадут - гражданину Израиля. Почему могут не дать визу?

1.Если ранее у вас были "проблемы" с полицией в ОАЭ.

2.Если ваши личные данные случайно совпали с данными человека из "черного" (блэк - лист) списка эмиграционной службы ОАЭ (фамилия, дата рождения и т. п.) The Dubai Naturalization and Residency Department (DNRD). 3. Если вы были депортированы из ОАЭ.


Заключение


Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее.

Но наряду с этим, и в туризме существует множество сложностей и тонкостей. Выезд за границу - достаточно сложная "процедура", требующая определенных знаний и подготовки. Естественно, пользуясь услугами туристических агентств, покинуть границу России гораздо проще, чем оформлять всю документацию самому. Но, если знать все правила подготовки и оформления документов, то сделать это вполне реально.

Так, опираясь на Федеральный закон РФ от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" можно изучить базовые требования государства при выезде за рубеж.

Также немаловажно предварительно изучить тонкости государства, в которое вы собираетесь отправиться. Ведь у каждой страны свои законы, а соответственно и свои требования.

В это же время наше государство в своих же целях чуть по чуть пытается всячески упростить выезд за рубеж гражданам Российской Федерации, вводя новые законы или поправки и дополнения в уже существующие. Но, не смотря на это, разнообразные трудности как возникали, возникают, так и будут возникать. Одним гражданам не выдали визу по одной причине, другим - по другой. Зачастую данные причины доходят до абсурда. Предупредить их порой невозможно, остается только погасить все долги (если такие есть) и надеяться, что вас одобрят "по всем параметрам". С другой стороны, Россия начала движение по направлению к упрощению получения виз, что уже является хорошим показателем.

Список использованной литературы


- Федеральный закон РФ от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон) новая редакция по состоянию на 09 марта 2010г.;

Статья Михаила Денисенко "Эмиграция из России по данным зарубежной статистики"

Данные Российского союза туриндустрии, Росстата и материалам www.ratanews.ru

Данные Российского союза туриндустрии, Росстата и Федерального агентства по туризму

-Газете "Туринфо" №12 от 23 марта 2004 года.

-Драчева Е.Л., Яворская А.О. Туристское страноведение - Испания, Кипр, Египет, Финляндия: Учебное пособие. - М.: МАТГР, 2005. - 329 с.

-Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2002. - 464 с.

-Ушаков Д.С., Технологии выездного туризма: Учебное пособие. - М.:ИКЦ "Март", 2005 год. - 384 с.

-Косолапов А.Б. Туристское страноведение. Европа и Азия. Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 400 с.

-www.bfm.ru/articles.

-www.ratenews.ru/Статистика.

-www.tourism.ru.

-www.allmedia.ru.

-#"justify">Приложение 1



Страны1990199119921993199419951996199719981999Всего10369488347103117113913105369110313966658482383674108263В том числеГермания33754337056269772991695387956964420521404918652832Израиль61023387442197520404169511519814298144331688036317Канада1791642926618747541 0031 30014401837США2322110171320014890137661065912304124661075311078Финляндия4505834515365866037287557981068

С конца 1980-х годов, после открытия государственных границ СССР, миграционные связи бывших союзных республик с другими государствами заметно расширились. В частности, число эмигрантов из России в 1990 году более чем в 36 раз превысило число эмигрантов за 1986 год. В последующие годы эмиграционный поток из страны стабилизировался на уровне 100± 15 тысяч человек (см. рис. 1 и табл. 1). Всего за 1989-1999 годы, по российским данным, из страны в дальнее зарубежье выехало на постоянное место жительства 1046 тысяч человек. (Источник - Демографический ежегодник России (1999))


Приложение 2


Страны199019911992199319941995199619971998Германия--8450985451103408107377833786717858633--104616106430115930117253908077418565241Израиль4552247276247862308224612157071648815290…4635147419269112524424858163201672715461…Канада--15183212421724246237294295--875134315321983263442584913США--8857120791524914560196681663211529--9889137721707216562207941765614392Финляндия--2572173516811844200123862469--2670174716971857200723962469

Примечание: Для каждой страны: верхняя строка - оценка по опубликованным национальным данным; нижняя строка - оценка, полученная с учетом нераспределенных иммигрантов из бывшего СССР.


Приложение 3



Приложение 4


Рисунок 1.

Въезд в Россию иностранных граждан (из стран вне СНГ), млн чел.


Рисунок 2.


Выезд за границу российских граждан (в страны вне СНГ), млн чел.


Приложение 5


Страна2010*2009*2008200720062005200420032002Турция2367,61966,72212,81923,41475,61562,71445,91038,6690,1Польша43,038,045,7109,1169,2200,5322,0422,0635,5Китай1440,4999,22059,31651,81307,01151,6941,0687,5617,1Украина-219,5309,8249,2511,7292,2330,0841,7478,6Финляндия709,0556,3666,9657,1562,6391,3377,1327,3406,2Египет2198,31615,41426,71255,4902,8695,7586,4368,4239,7Испания411,4296,3365,4318,6246,1218,7190,9168,4227,9Германия470,8363,3330,3231,3225,7231,1256,0278,1209,0ОАЭ286,9214,3228,1207,2173,9166,7175,2145,8172,6Италия451,5336,1398,1334,1245,8205,6156,1119,0149,7Кипр234,3155,1172,4150,5113,2108,1104,6107,3139,2Литва58,144,277,863,844,644,133,135,6128,9Греция386,7282,3349,2244,0198,8146,3100,391,489,7Франция222,7200,1229,2170,7138,6174,1138,5112,287,4Швейцария121,3106,483,057,644,441,342,444,665,7Болгария263,2207,4207,5173,1148,3121,291,073,155,5Израиль184,8134,798,745,323,727,723,626,646,5Чехия267,5213,9227,0178,0136,2125.0104,851,446,5Хорватия99,275,4119,3116,473,658,150,933,544,3Таиланд264,1233,1258,8232,3144,870,980,554,840,3Великобритания119,896,487,379,260,772,366,951,639,0Мальта17,912,418,817,715,513,816,314,530,5Латвия72,648,746,332,032,940,119,319,025,9Австрия135,596,6102,177,053,450,543,928,824,2Тунис180,1123,2149,0129,893,090,587,860,122,3Сербия-17,3**54,355,365,833,117,012,918,3Черногория-108,184,666,5Япония26,123,931,925,323,325,023,017,617,2Южная Корея74,258,749,432,628,929,524,116,516,7Нидерланды72,856,048,633,024,026,522,816,416,1Норвегия12,814,020,719,017,715,915,017,114,0США85,872,456,232,825,221,119,112,912,9Венгрия31,727,031,222,021,220,917,112,810,8Швеция25,319,520,914,712,322,220,614,09,6Эстония11,58,276,827,071,119,316,133,06,6Куба37,821,722,215,715,98,9---Доминикана-39,230,412,56,55,0---Индия-64,164,453,339,635,228,312,54,2Иордания10,210,116,49,94,93,5---Всего выехало с целью туризма12605,19542,111314 9369 7753 6785 6557 5679 5051 +32,1%-18,6%+20,8%+20,9%+14,3%+3,5%+15,5%+12,4%-

По данным Российского союза туриндустрии, Росстата и материалам www.ratanews.ru * По предварительным данным Росстата

** По данным Национальной туристической организации Сербии


Приложение 6


Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими выезд граждан РФ (в том числе и детей) за границу РФ, являются:

- Федеральный закон РФ от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон) новая редакция по состоянию на 09 марта 2010г.;

Указ Президента РФ от 21 декабря 1996г. № 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997г. N 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации";

Приказ МВД РФ от 26 мая 1997г. № 310 "Об утверждении инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";

Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997г. N 1598 "О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба";

Указ Президента РФ от 4 мая 1998г. № 488 "О мерах по обеспечению права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ от 9 апреля 1999г. N 397 "Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, наделяемых полномочиями оформлять и выдавать паспорта военнослужащим и лицам гражданского персонала, проходящим военную службу или работающим в этих федеральных органах, а также о порядке и условиях оформления и выдачи ими паспортов";

Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы";

Указ Президента РФ от 19 октября 2005г. № 1222 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации";

Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2005г. N 687 "Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, содержащих электронные носители информации";

Приказ МВД РФ / МИД РФ / ФСБ РФ от от 6 октября 2006г. № 785 / 14133 / 461 2Об утверждении инструкции о порядке оформления и выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации";

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007г. N 400 г. Москва "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006г. N 663"

Приказ Федеральной миграционной службы от 14 ноября 2007г. N 436 "О совершенствовании деятельности территориальных органов Федеральной миграционной службы по выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2010г. N 13 "О порядке использования бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации";

Приказ Федеральной миграционной службы от 3 февраля 2010г. N 26 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету".


Приложение 7


Страны безвизового въезда:

·Абхазия

·Азербайджан (въезд по загранпаспорту)

·Антигуа и Барбуда (1 месяц)

·Аргентина (90 дней)

·Армения (въезд по загранпаспорту)

·Багамские острова (90 дней)

·Барбадос (28 дней)

·Белоруссия (разрешен въезд по общегражданскому паспорту)

·Босния и Герцеговина (туризм 30 дней, при наличии ваучера турфирмы либо оригинала приглашения от физического/юридического лица)

·Ботсвана (90 дней)

·Бразилия (90 дней)

·Венесуэла (90 дней)

·Вьетнам (15 дней)

·Гайана (90 дней)

·Гватемала (90 дней)

·Гондурас (90 дней)

·Гонконг (14 дней)

·Гренада (90 дней)

·Доминика (21 день)

·Доминиканская республика (30 дней)

·Израиль (90 дней)

·Казахстан (разрешен въезд по общегражданскому паспорту)

·Киргизия (разрешен въезд по общегражданскому паспорту)

·Колумбия (90 дней)

·Куба (30 дней)

·Лаос (15 дней)

·Македония (до 90 дней, приглашение и ваучер не требуются с 1.03.2011 по 31.10.2011)

·Малайзия (1 месяц)

·Мальдивские острова (30 дней)

·Марокко (3 месяца)

·Микронезия (30 дней)

·Молдавия (въезд по загранпаспорту)

·Намибия (3 месяца)

·Никарагуа (90 дней)

·Острова Кука (31 день)

·Перу (183 дня)

·Самоа Западное (60 дней)

·Сальвадор (до 90 дней)

·Свазиленд (1 месяц)

·Северные Марианские острова (45 дней при наличии обратных билетов)

·Сейшельские острова (1 мес)

·Сербия (30 дней)

·Таджикистан (разрешен въезд по общегражданскому паспорту)

·Таиланд (30 дней)

·Тринидад и Тобаго (90 дней)

·Тунис (30 дней, только для членов туристических групп при наличии ваучера)

·Турция (30 дней, безвизовый режим с 16.04.2011)

·Узбекистан (въезд по загранпаспорту)

·Украина (разрешен въезд по общегражданскому паспорту)

·Фиджи (4 месяца)

·Филиппины (21 день)

·Хорватия (до 90 дней, приглашение и ваучер не требуются с 1.04.2011 по 31.10.2011)

·Черногория (1 месяц)

·Чили (безвизовый въезд на срок до 90 дней)

·Эквадор (90 дней)

·Южная Корея (15 дней при ряде условий; до 30 дней на о. Чеджудо)

Страны, где виза ставится на границе:

·Бангладеш (15 дней)

·Бахрейн (14 дней)

·Боливия (до 30 дней)

·Бурунди (при наличии специального разерешения МИД страны)

·Гаити (3 мес)

·Гамбия (до 90 дней, только для лиц, прибывших чартером или в составе туристических групп)

·Грузия (30 дней - туристическая виза, 3 дня - транзитная)

·Джибути (10 дней,1 мес, только в аэропорту)

·Египет (30 дней, бесплатный "Синайский штамп" - 15 дней)

·Замбия (период пребывания)

·Зимбабве (90 дней туристическая виза, 30 дней - деловая, 3 дня - транзитная)

·Индонезия (30 дней)

·Иордания (30 дней)

·Иран (15 дней; при наличии электронного подтверждения от МИДа Ирана)

·Кабо-Верде (30 дней)

·Камбоджа (1 месяц)

·Кения (3 месяца)

·Кипр (при наличии "предвизы", оформленной он-лайн)

·КНР (только о. Хайнань - до 15 дней, а/п Далянь - транзит 7 дней, ряд наземных КПП для жителей приграничных территорий)

·Коморские острова (2 недели)

·Кувейт (1 месяц при ряде условий)

·Ливан (при ряде условий; 3 месяца)

·Маврикий (2 месяца)

·Мадагаскар (90 дней)

·Макао (30 дней)

·Мозамбик

·Мьянма/link>(28 дней, при ряде условий)

·Непал (60/150 дней)

·Сан-Томе и Принсипи (1 месяц; при наличии визового разрешения, оформленного через авиакомпанию)

·Сент-Винсент и Гренадины (до 30 дней)

·Сирия (до 15 дней; при ряде условий)

·Суринам (2 месяца; при наличии разрешения МИДа Суринама)

·Танзания (90 дней - туристическая виза, 2 недели - транзит)

·Восточный Тимор (30 дней)

·Того (7 дней)

·Тонга (31 дней)

·Тувалу (1 месяц)

·Туркменистан (при ряде условий; 10 дней)

·Уганда

·Центральноафриканская Республика (7 дней при наличии разрешения от Службы Иммиграции)

·Шри-Ланка (30 дней)

·Эритрея (1 месяц при наличии визового разрешения, оформленного принимающей стороной в Службе Иммиграции)

·Эфиопия (1 месяц, только в аэропорту)

·Ямайка (30 дней)

Страны с особыми или облегченными условиями въезда:

·Албания

·Бахрейн (при наличии визы, оформленной онлайн)

·Катар

·КНР (при ряде условий)

·Либерия

·Мексика (до 30 дней, при наличии визового подтверждения, оформленного онлайн)

·Руанда (при наличии визового подтверждения, оформленного онлайн)

·Cент-Китс и Невис (при наличии визового подтверждения, оформленного онлайн)

·Тринидад и Тобаго

·Эритрея

Страны с минимальным сроком оформления визы и/или минимальным набором документов на визу:

·Гвинея-Бисау

·Гайана

·Кабо-Верде

·Кипр

·Кувейт

·Монголия

·Нигер

·ОАЭ

·Оман

·Сингапур

·Финляндия

Страны, с которыми достигнуты договоренности и заключены Межправительственные Соглашения об отмене виз:

Уругвай (соглашение о подписании договора об отмене виз от 15 февраля 2011 г.)


Приложение 8


Страны, применяющие Шенгенское законодательство

Полное применение:

- Австрия

Бельгия

Венгрия

Германия

Греция

Дания

Испания

Италия

Латвия

Литва

Люксембург

Мальта

Нидерланды

Польша

Португалия

Словакия

Словения

Финляндия

Франция

Чехия

Швеция

Эстония

Кроме того, к Шенгенскому законодательству присоединились некоторые государства Европейской экономической зоны/Европейской ассоциации свободной торговли, не являющиеся членами ЕС:

Исландия

Норвегия

Швейцария

Все эти государства применяют Шенгенское законодательство в полной мере. На тех же условиях ожидается присоединение к Шенгенскому законодательству Лихтенштейна.

На границах между этими странами не осуществляется на постоянной основе паспортный контроль (что не исключает возможности проведения выборочного контроля). Краткосрочные визы (категории C, см. ниже), выдаваемые этими государствами, являются шенгенскими, то есть, предоставляют право на посещение всех государств Шенгенской зоны.


Приложение 9


Страны Шенгенской зоны:

Австрия

Бельгия

Чехия

Дания

Эстония

Финляндия

Франция

Германия

Греция

Венгрия

Исландия

Италия

Латвия

Литва

Люксембург

Мальта

Нидерланды

Норвегия

Польша

Португалия

Словакия

Словения

Испания

Швеция

Швейцария


Архив


Если в конце 80-х годов лидирующими странами по приему советских гостей были Польша, ГДР, Болгария, Финляндия, то в середине 90-х годов лидерство захватила Турция, куда в 1995 г. выезжали 764 тыс. человек, из них 538 тыс. с целью туризма. Далее идут Финляндия, Польша, Германия и Китай - соответственно 640,9 478,7 442,8 и 342,9 тыс. человек.

Единая политика освоения экономического пространства в составе СССР, определяющая в том числе экспансию русскоязычного населения за пределы России в третьей четверти ХХ века, а также отсутствие активной политики, привлекающей население в страну, определили объемы оттока населения и слабый иммиграционный приток.

Тема- интранет сайт во внутреннем пиаре компании (интранет-внутр.сайт)

Одна из глав- инструменты внутреннего пиар компании. Она описывает газеты, рассылки с новостяит и тд. Еще в этой главе необходимо проанализировать газету,рассылку и внутр. Инструмент компании - т.е. классический анализ текста газеты,…://drakyla81.livejournal.com/6785.html://www.atorus.ru/ratings/of_state/mintur_state/article/1163.html


Теги: Выезд за границу граждан Российской Федерации  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 21882
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Выезд за границу граждан Российской Федерации
Назад