Выбор стран, рынков и способа интернационализации фирмой своего бизнеса


Курсовая работа

Выбор стран, рынков и способа интернационализации фирмой своего бизнеса


1. Основные стадии интернационализации фирмой своего бизнеса


Процедура интернационализации фирмой своего бизнеса включает несколько стадий: анализ преимуществ и рисков, связанных с выходом компании на внешние рынки; оценка фирмой собственных возможностей и способностей ведения международного бизнеса; анализ, оценка и выбор принимающих стран, внешних рынков и способа интернационализации бизнеса. На каждой стадии фирма осуществляет определенный набор действий.


.1 Анализ преимуществ и рисков, связанных с их выходом на внешние рынки

бизнес риск международный интернационализация

Преимущества (возможности) интернационализации связаны с получением дополнительных выгод фирмой от ведения бизнеса в разных странах, на внешних рынках и по всему миру. К числу таких преимуществ (возможностей) можно отнести:

- сохранение и приумножение объемов продаж в случае снижения спроса на внутреннем рынке;

сокращение и нейтрализация резких колебаний спроса и продление жизненного цикла товара;

получение признания и формирование благоприятной репутации за рубежом, завоевание международного престижа для фирмы и ее товаров;

более быстрая и эффективная окупаемость издержек на рыночные исследования и инновации , чем это может быть сделано на внутреннем рынке;

освоение передового опыта ведения международного бизнеса, обучение и повышение компетентности менеджеров и персонала фирмы;

улучшение ликвидности активов фирмы за счет использования зарубежных источников получения наличной валюты.

Кроме того, богатая мировая практика ведения фирмами международного бизнеса выявила основные источники преимуществ выхода на международный рынок, в том числе зарубежного инвестирования:

увеличение прибыли за счет более выгодного вложения капитала в странах, обладающих необходимыми факторами и ресурсами (сырьем, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой и т.д.) или создающих благоприятные условия (налоговые, законодательные и т.д.) для привлечения иностранных инвесторов;

продвижение своих товаров или услуг на новые рынки, как путем простых экспортных операций, так и создания собственных торговых представительств и фирм, организации сети послепродажного обслуживания и т.д.;

внедрение результатов собственных научно-технических исследований и разработок, в том числе и не находящих пока применения в своей стране;

диверсификация деятельности и распределение производственных и финансовых рисков;

развитие различных форм совместного предпринимательства с зарубежными партнерами, в том числе на основе соглашений о научно-технической и производственной кооперации, строительстве различных объектов (в частности, в третьих странах) и т.д.

Однако, осуществление деятельности в новой непривычной предпринимательской (деловой) среде сопровождается повышенными рисками, дополнительными материальными и временными затратами и трудностями.

Важнейшими видами риска интернационализации являются:

- страновые риски (политические, правовые, экономические риски; трансфертный риск; риски, связанные с государственным регулированием; с разницей во временных поясах; с культурно-языковыми проблемами);

рыночные риски (риск изменения рыночных цен; операционный риск; риск, связанный со стороной по сделке; с оплатой наличными; риск поставки ценных бумаг; ущемления прав инвесторов; ликвидности; расчетов);

валютный риск и возможностей его страхования;

К трудностям, связанным с выходом на внешние рынки, относятся:

дополнительные затраты на изучение географических, демографических, политико-правовых, экономических, научно-технических, культурных, социальных и других особенностей предпринимательской среды зарубежных стран;

усложнение управления фирмой, что предусматривает необходимость подготовки квалифицированных кадров, знакомых с особенностями рынков соответствующих стран, с запросами и предпочтениями зарубежных потребителей, со спецификой ведения переговоров, владеющих иностранными языками;

необходимость модификации и адаптации товаров к требованиям зарубежных рынков;

сложности поиска зарубежных партнеров;

- издержки организации и ведения бизнеса за рубежом(стоимость труда, капитала, сырья и полуфабрикатов, оборудования, консалтинговых услуг; транспортные издержки; торговые, таможенные и инвестиционные барьеры; налоговое бремя; развитие инфраструктуры).

Таким образом, указанные преимущества (возможности) и риски, трудности, дополнительные издержки требуют своего непременного учета в дальнейшем анализе и оценке:

- особенностей принимающей страны в целом, деятельности потенциальных иностранных партнеров и конкурентов;

собственных возможностей и способностей фирмы ведения международного бизнеса. Кроме того, данные преимущества и риски интернационализации бизнеса представляют собой основные координаты:

оценки фирмой ее собственного потенциала, собственных возможностей и способностей вести международный бизнес;

анализа, оценки, выбора принимающей страны, внешних рынков и способа интернационализации бизнеса.


.2 Оценка фирмой собственных возможностей и способностей ведения международного бизнеса


Такая оценка по сути сводится к тому, чтобы оценить реальность выполнения своих обязательств перед партнерами (контрагентами), клиентами в условиях жесткой международной конкуренции и включает два основных аспекта: анализ экспортного потенциала; анализ способности осуществления инвестиционной модели ведения бизнеса.

Экспортный потенциал предприятия представляет собой его способность создавать и производить конкурентоспособную продукцию на экспорт, «продвигать» ее на внешние рынки, выгодно реализовывать там товары и обеспечивать требуемый уровень обслуживания. Комплексная оценка экспортного потенциала фирмы проводится по следующим основным направлениям:

анализ и оценка собственных экспортных (исследовательских, проектных, конструкторских, производственных, сбытовых и пр.) возможностей предприятия;

определение реальных возможностей поставщиков сырья и материалов, партнеров по научно-технической и производственной кооперации;

оценка возможностей и выявление слабых мест транспортных организаций и других объектов инфраструктуры;

определение потенциала внешнего рынка «поглощать» предлагаемые ему экспортером товары и выявление условий их прибыльной реализации.

Оценка возможностей и способностей фирмы осуществлять инвестиционные модели ведения бизнеса проводится по следующим основным направлениям:

) Изучение и анализ финансового положения и финансовых ресурсов, в том числе валютных. Развитие внешнеэкономической деятельности, особенно организация зарубежных предприятий с полным производственным циклом, требует значительных средств. Уже на первой стадии налаживания зарубежных контактов предприниматель сталкивается с необходимостью расходовать средства на зарубежные поездки, организацию деловых встреч, рекламных кампаний и т.д.

) Оценка предприятием своих технологических преимуществ, ноу-хау, патентов, товарных знаков, а также оборудования, машин, инструментов, приборов и т.д., которые, в частности, могут стать вкладом предприятия в уставный капитал при создании совместного предприятия.

) Изучение и оценка конкурентоспособности фирмы на внешних рынках, то есть способности противостоять конкурентам и удерживать определенную часть рынка. Хотя уровень конкуренции на этих рынках достаточно высок, на них всегда можно найти «нишу» не только для уникальной, но и для самой обычной продукции, поскольку дифференциация вкусов потребителей здесь продолжает усиливаться. Например, по оценкам иностранных экспертов, существует более 100 наименований российской продукции, потенциально пригодной для вывоза на рынки других стран: минеральные руды и химикаты, строительные и огнеупорные материалы, ткани, цветные металлы, некоторые типы станков и т.д.

) Оценка кадрового потенциала позволяет определить, имеется ли у предприятия достаточно квалифицированный персонал, способный грамотно и эффективно работать в непривычных условиях. В принципе в большинстве западных стран существуют специализированные фирмы, управляющие компаниями в соответствии с указаниями клиентов. Это избавляет от необходимости постоянно держать своих сотрудников за рубежом, хотя и требует всесторонней оценки такой формы организации, в том числе и с финансовой точки зрения.


.3 Анализ, оценка и выбор принимающих стран, внешних рынков и способа интернационализации бизнеса


Анализ и оценку принимающих стран и внешних рынков международному бизнесу целесообразно проводить в такой последовательности:

Во-первых, определить страны, пригодные для приема иностранного бизнеса и иностранной фирмы, получив по возможности исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

какова политическая структура иностранного государства;

к какому типу экономической системы оно относится;

находится ли отрасль, в которой лежат интересы фирмы, в государственном или частном секторе: если в государственном секторе, то разрешает ли правительство конкуренцию частного капитала в этой отрасли;

если в частном секторе, то не перейдет ли она в общественную собственность;

рассматривает ли правительство иностранный капитал как конкурента или как партнера для местных государственных или частных предприятий;

какими способами правительство контролирует характер и размер частного предпринимательства и внешнеэкономическую деятельность;

насколько велико содействие частного сектора правительству в деле формулирования общих экономических целей.

Во-вторых, изучить, оценить и сравнить деловую (предпринимательскую) и рыночную среду различных стран и внешние рынки.

Изучение деловой и рыночной среды различных стран включает:

анализ экономических; политических и правовых; научно-технических; культурных и социальных; демографических, природно-географических и экологических факторов;

анализ и оценку общеэкономической и рыночной конъюнктуры.

Результаты сравнительного анализа деловой и рыночной среды различных стран составляет основу для анализа мирового или зарубежного рынка и предполагает:

изучение требований покупателей к потребительским свойствам товара и сопутствующих услуг, психологии покупательского поведения;

исследование емкости рынка, характера и эластичности спроса, уровня цен, степени и характера конкуренции;

изучение субъектов предпринимательской деятельности, в том числе контрагентов и представителей контактной аудитории;

исследование форм организации деятельности, принятых на данном рынке.

В-третьих, выбрать наиболее подходящие страны для осуществления инвестиционных моделей интернационализации бизнеса. От этого выбора зависит размер страховой премии, которая должна быть заложена в стоимость международного проекта, а также уровень нормы прибыли.

Оценка страны базируется на тщательном анализе: экономических условий; хозяйственного законодательства; социально-политического климата принимающей страны.

Экономические условия инвестирования оцениваются на основе следующих критериев:

колебания темпов экономического роста и инфляции;

трудовое законодательство и средний уровень оплаты труда;

наличие зон свободной торговли и предпринимательства;

уровень развития систем транспорта и связи, сети делового и финансового обслуживания (банковских, юридических, бухгалтерских, страховых услуг и т.д.).

Изучение законодательства и позиции принимающей страны по отношению к иностранным инвесторам проводится по четырем направлениям:

А) Действующее законодательство о компаниях: порядок их создания, деятельности, отчетности, слияний, ликвидации, перевода в другую страну и т.д.; меры, регулирующие или ограничивающие их деятельность (в форме контроля над ценами, объемом производства, экспорта и импорта);

Б) Валютный режим перевода капитала и прибылей за рубеж, порядок реинвестирования прибыли и т. д.;

В) Анализ налогового законодательства: типы налогов, налоговые ставки и льготы и наличие налоговых соглашений с другими государствами. При выборе страны размещения зарубежного предприятия с учетом налоговых факторов важно знать, подписано ли с этой страной соглашение об избежании двойного налогообложения. Основной смысл таких соглашений состоит в том, чтобы налог на прибыль зарубежных предприятий, взимаемый «у источника», то есть в принимающей стране, вычитался из дохода, подлежащего налогообложению в стране происхождения материнской компании.

Г) Анализ инвестиционного законодательства, в том числе ограничений, действующих в отношении иностранных инвесторов. В большинстве стран ограничения для иностранных капиталовложений существуют в отраслях, имеющих общенациональное значение, к которым, как правило, относятся военное производство, некоторые отрасли добывающей промышленности, сфера транспорта и финансовых услуг, средства массовой информации. С этой точки зрения важно выяснить, подписано ли с принимающей страной двустороннее соглашение о взаимной защите капиталовложений.

Проведенный трехэтапный анализ принимающих стран, внешних рынков позволяет фирме приступить к обоснованию и выбору принимающих стран, целевых рынков и конкретного способа интернационализации своего бизнеса.

Среди рассмотренных нами стадий процедуры интернационализации фирмой своего бизнеса особое место занимает третья стадия: анализ, оценка и выбор принимающих стран, внешних рынков и способа интернационализации бизнеса. Он является ключевым звеном в переходе от этапов исследовательской, аналитической работы к разработке конкретных способов, методов и схем ведения бизнеса в принимающих странах и на внешних рынках. В последующих параграфах данной темы будут более подробно рассмотрены некоторые методы анализа, оценки и выбора стран, внешних рынков и способа интернационализации бизнеса.


2. Некоторые инструменты, используемые для сравнения стран


.1 Показатели оценки общехозяйственной и рыночной конъюнктуры


А) Понятие конъюнктуры и основные факторы ее определяющие

Изучение факторов деловой и рыночной среды различных стран и пространства межстрановогого делового взаимодействия особо важно не само по себе, а с точки зрения их влияния на изменение деловой, экономической и предпринимательской активности фирм и компаний в различных странах и на различных рынках (национальных, зарубежных, мировых). Оценить такое влияние можно с помощью показателей общеэкономической и рыночной конъюнктуры.

Конъюнктура (от лат. Conjuncture-связывать) - создавшаяся и постоянно изменяющаяся обстановка, положение, ситуация в какой-нибудь области общественной жизни, влияющая на активность ее субъектов. Общеэкономическая конъюнктура (в широком смысле слова) - совокупность факторов и условий, определяющих изменчивое состояние всего мирового хозяйства, экономики какой-либо страны, региона и уровень экономической активности на тот или иной момент времени.

Рыночная (товарная) конъюнктура (в узком смысле слова) - стечение обстоятельств, событий, факторов текущей ситуации, способное влиять на деловую, рыночную активность участников рынка, определяющую состояние какого-либо рынка.

Общеэкономическая и рыночная конъюнктура характеризуются следующими основными чертами: непостоянство, изменчивость и постоянные колебания; противоречивость; неравномерность темпов изменения различных параметров; взаимозависимость основных параметров и элементов.

Основу движения общехозяйственной и товарной конъюнктуры составляют циклические закономерности развития экономики. Для того, чтобы понимать происходящие процессы на товарных рынках, недостаточно фиксировать колебания цен, движения запасов и изменение других показателей. Научный анализ рыночной конъюнктуры требует знания циклических закономерностей развития экономики, в том числе характерных признаков каждой фазы цикла и условий перехода из одной фазы в другую, так как основные повороты в движении конъюнктуры происходят именно при таком переходе. Одна конъюнктура присуща , например, кризису и совершенно другая - подъему.

Помимо циклических закономерностей на развитие конъюнктуры влияют и другие - нециклические факторы: все процессы и причины, развитие которых по своей природе не имеет циклического характера.

По характеру воздействия на конъюнктуру нециклические конъюнктурообразующие факторы подразделяются на постоянно действующие и не постоянно действующие.

К постоянно действующим факторам, влияющим на конъюнктуру, относятся: научно-технический прогресс, концентрация производства и капитала, государственно-монополистический капитализм, милитаризация экономики, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

К непостоянным нециклическим факторам относятся: забастовки, бойкоты и т.д., стихийные бедствия (наводнения, ураганы, засухи, землетрясения и т.п.), спекулятивные факторы, международные и внутренние политические кризисы, чрезвычайная обстановка, и т.п.

Обе группы факторов (циклические и нециклические) формирования конъюнктуры воздействуют одновременно и в тесном переплетении, дополняя, усиливая друг друга или, наоборот, взаимно ослабляя силу воздействия.

Б) Основные группы показателей, используемые для изучения общеэкономической и рыночной конъюнктуры страны

1) Производство

.1. Валовой внутренний продукт (ВВП). Показатель исчисляется в соответствии с методологией Европейской системы интегрированных счетов и СНС ООН. Расчет показателя в России ведется с 1989 г.

.2. Индекс физического объема промышленной продукции. Является основным показателем динамики выпуска промышленной продукции. Индекс физического объема промышленной продукции свидетельствует о темпах промышленного развития отдельных стран, а сопоставление сводного и отраслевых индексов характеризует специфику происходящих в экономике страны изменений

1.3. Использование производственных мощностей. Это некий синтетический показатель, который определяется по данным выборочных обследований. Он показывает, насколько запас финансовых ресурсов страны привлекается к производству продукции от максимально возможного уровня привлечения капитала. Например, в США этот показатель рассчитывается только по отраслям обрабатывающей промышленности.

.4. Индекс цен производителей. Характеризует динамику цен на товары производственного назначения (без учета налогов, транспортных издержек, торговых наценок). Публикуется в российской статистике. Рассчитывается по данным выборочных обследований путем дезагрегирования товаров, производимых в рамках отдельной товарной группы. Затем в каждой товарной группе выбирается товар-представитель, прослеживается изменение цен на него, и на основе этих данных рассчитывается средневзвешенное изменение цен на все товары данной группы.

.5. Расходы на капитальное строительство. Отчет о стоимости введенных в действие объектов капитального строительства. В России аналогичные данные не публикуются, однако соответствующие статьи отчета могут быть получены по данным о вводе в действие жилых домов, объектов социально- культурного назначения, ввода в действие основных фондов.

.6. Заказы на товары длительного пользования и прочие товары, производственные запасы. Определяется количество заказов, поступивших производителям, а также уровень товарных запасов в промышленности. Кроме того, заказы на товары длительного пользования характеризуют уровень покупательной способности населения. Объем их производства в будущем периоде определяется по результатам 7-процентной выборки промышленных предприятий на основе данных о количестве заказов на товары длительного пользования. В российской статистике не рассчитывается.

.7. Уровень безработицы. Расширение (свертывание) производственных мощностей и выпуска продукции, как правило, сопровождается привлечением (сокращением) новых работников. Следовательно, данные о занятости и заработной плате являются косвенными показателями, которые могут характеризовать изменения в объеме промышленного производства. В каждой стране существует своя методика расчета этого показателя. В развитых странах она основана на методических разработках Международной организации труда (МОТ), где численность безработных, а соответственно и уровень безработицы, рассчитывается как отношение числа безработных к числу экономически активного населения. В свою очередь, экономически активное население - это общая сумма численности занятых и безработных. Численность безработных, численность экономически активного населения и численность занятых в методике МОТ определяются только по данным выборочных обследований. По методике МОТ граница трудоспособного возраста составляет от 15 до 72 лет. Что касается России, все эти показатели определяются в настоящее время тремя способами: первый способ-по методике МОТ на основе выборочных обследований, второй - по балансу трудовых ресурсов и третий способ - по данным учета регистрации безработных в службе занятости.

2) Внутренний товарооборот

2.1. Розничный товарооборот. Это объем продажи населению товаров через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Обороты розничной торговли являются одним из важнейших конъюнктурных показателей, дающих возможность оценить изменения в платежеспособном спросе населения.

.2. Личные доходы и потребительские расходы. Структура денежных доходов и расходов населения публикуется в статистических сборниках. В основу ее положены данные выборочных обследований потребительских бюджетов, проводимых органами российской статистики.

.3. Строительство жилья. В российской статистике нет аналога. Можно использовать показатели ввода в действие жилых домов (квадратных метров площади) и числа построенных квартир. В США этот показатель публикуется один раз в месяц.

.4. Продажа нового жилья. Определяется общая стоимость нового проданного жилья. В российской официальной статистике не рассчитывается.

.5. Товарные запасы и объем продаж в промышленности. Характеризует товарные запасы, а также общий объем продаж производителей, объемы оптовой и розничной продажи. В российской статистике не рассчитывается.

2.6. Потребительский кредит. Данные об объеме выданных населению кредитов по следующим направлениям: покупка автомобиля, покупка дома, прочие цели. В российской статистике не рассчитывается.

) Внешняя торговля

3.1. Экспорт товаров.

.2. Импорт товаров.

.3. Состояние торгового баланса. Торговый баланс (строка платежного баланса РФ). До 1994 г. этот показатель дефицита торгового баланса соответствовал тому показателю российской статистики, который назывался сальдо внешней торговли. Показатель сальдо внешней торговли рассчитывается с учетом торговли со странами ближнего зарубежья.

4) Состояние кредитно-денежной сферы

4.1. Учетный процент или цена банковского капитала. Учетный процент возрастает на последних стадиях повышающейся конъюнктуры и к моменту кризиса достигает наивысшей точки. Его снижение начинается обычно к концу периода депрессии.

.2. Эмиссия ценных бумаг. Под эмиссией ценных бумаг понимается выпуск их на рынок с целью мобилизации свободных денежных ресурсов для расширения и обновления основного капитала или увеличения оборотных средств. Иногда эмиссия проводится в целях реконверсии, то есть замены одних ценных бумаг другими. Например, высокопроцентные бумаги заменяются другими с более низким процентом дохода. Размер эмиссии увеличивается в период подъема, достигая максимума накануне кризиса, и резко падает в фазе кризиса и депрессии, когда полное прекращение или сокращение: обновления основного капитала делает излишним обращение к рынку ссудного капитала. Весьма чуткими к предстоящим изменениям конъюнктуры являются данные по курсам акций и облигаций. Для того, чтобы иметь возможность проследить их движение, обычно составляются индексы акций и индексы облигаций. Из первых часто выделяется индекс акций торговых и промышленных предприятий. Колебания курсов акций обычно происходят в значительно больших пределах, чем изменения других конъюнктурных показателей. Повышение курсов акций, и прежде всего акций торговых предприятий и обычно одновременное понижение курса облигаций, предшествует растущей конъюнктуре. Курсы акций повышаются в значительной степени, чем увеличивается производство. При кризисе, когда начинается массовый панический «сброс» обесценивающихся бумаг, падение курсов акций также происходит в гораздо больших размерах, чем, например, падение товарных цен и сокращение производства.

.3. Валютный курс (его повышение или повышение) оказывает непосредственное воздействие на платежный и внешнеторговый балансы страны, на конкурентоспособность экспортируемых товаров, на валютные риски.

5) Дефицит государственного бюджета. Этот показатель характеризует превышение государственных расходов над государственными доходами. Определяется по данным о государственном бюджете. Этот показатель подвержен серьезным сезонным колебаниям, связанным с определенной налоговой системой страны, т.е. существуют периоды в течение года, когда дефицит бюджета снижается за счет резкого возрастания налоговых поступлений. Поэтому сами по себе цифры дефицита госбюджета ни о чем не говорят. Однако, сравнивая эти цифры с плановым показателем бюджета, можно определить разницу между фактическими и плановыми показателями, которая позволяет определить потребности государства в покрытии дефицита и проанализировать, предвидеть те экономические меры, которые будут приняты государством для покрытия этого дефицита.

) Цены являются одним из важнейших показателей, в динамике и колебаниях которого, отражаются изменения многих других данных. Анализ движения товарных цен необходим как для полной характеристики состояния экономики в целом, так и при изучении положения конъюнктуры на каком-либо товарном рынке.

6.1. Средние цены по товарным группам.

.2. Индекс потребительских цен. Он рассчитывается как сводный индекс. Кроме того, в настоящее время имеются индексы отдельных его компонентов: индекс цен на продовольственные товары, индекс цен на непродовольственные товары и индекс цен на услуги.

.3. Индекс дефлятор ВВП. Это наиболее общий индикатор инфляции, поскольку он измеряет динамику цен на все товары и услуги (как производственного назначения, так и потребительские).

7) Деловая активность

.1. Портфель заказов, то есть число и объем заключенных контрактов (договоров, заказов, соглашений и т.п.) на покупку или продажу

.2. Характеристики совершенных сделок: их число и размер, динамику и частоту,

.3. Показатели «экономического барометра»: элементы опережающих показателей; элементы соответствующих показателей; элементы запаздывающих показателей. (Раздел: Дополнительные материалы Темы 4. Учебно-практического издания)

Среди всех рассмотренных групп показателей конъюнктуры страны особое значение принадлежит показателям деловой активности, характеризующим функционирование рыночной экономики в целом.

Более того, индексы показателей деловой активности входят в сложную прогнозную модель рынка - «экономический барометр»- систему экономических показателей, применяемых для анализа и прогнозирования конъюнктуры. Главная цель построения экономического барометра - создать инструмент, который бы четко предсказывал «экономическую погоду» в той или иной стране.


.2 Индексы комплексной оценки рисков стран международных рейтинговых агентств


На развивающихся рынках фирма может столкнуться с нестабильностью политического режима, внешними конфликтами, коррупцией, гражданскими беспорядками и войнами, контролем обменного курса, неожиданной инфляцией, различного рода дефолтами, экспроприацией частного капитала и другими событиями в стране. Поэтому для успешной работы на развивающихся рынках необходимо учитывать всю ситуацию с помощью о понятия «страновой риск».

Характер риска может быть различен и определяется факторами, лежащими в его основе, политическими, экономическими, финансовыми, социальными и др.

При оценке странового риска перед исследователем стоит несколько основных вопросов. Во-первых, какую модель оценки риска использовать. Во-вторых, где найти используемые в модели данные и информацию. И, наконец, на основании данных, из каких обнаруженных источников проводить расчеты.

Международные рейтинговые агентства, используя качественные, количественные и комбинированные различные методы оценки странового риска, рассчитывают рейтинги (индексы) странового риска для ряда стран и предлагают свои оценки клиентам.

Различия между основными рейтинговыми службами сводятся, по сути, к источникам информации для главных составляющих индекса риска и ее видам (количественная/качественная). Вот основные агентства: Bank of America World Information; Business Environment Risk Intelligence (BERI) S.A; Control Risks Group (CRG); Economist Intelligence Unit; Euromoney; Institutional Investor (II); International Country Risk Guide (ICRG); Moody's Investor Service; Political Risk Services (PRS); Standard & Poor's Ratings Group (S&P). [4, c.50]

Например, Агентство International Country Risk Guide (ICRG) . ежемесячно представляет оценку странового риска для 140 стран. Данная модель основана на оценках трех составляющих странового риска: политическом (50 пунктов из 100 в общей оценке,12 переменных), финансовом (25 из 100, 5 переменных) и экономическом (25 из 100, 5 переменных) рисках. Каждая из 22 переменных оценивается по собственной шкале, максимальные значения которых в сумме дают 100. Политический риск оценивается только качественным методом. На результирующей шкале максимальному риску соответствует 0, минимальному - 100. По данной методике в Таблице 1 политический и социально-экономический риск оценивается качественным методом по заданной группе факторов политического и социально-экономического значения. В таблице 1 представлены факторы, их максимально возможная оценка и оценка определенной страны. Максимальная оценка соответствует самому низкому риску, а самому высокому риску соответствует оценка 0.


Таблица 1. Параметры оценки политического и социально-экономического риска рейтингового агентства ICRG

ФакторыМаксимальный баллОценка страны1.Стабильность правительства129Сплоченность правительства43Законодательная сила44Общественная поддержка 422.Социально-экономические условия126Безработица41Потребительская уверенность43Бедность423.Инвестиционный климат1211Выполнение контрактов \ экспроприация44Репатриация прибыли43Отсрочка платежа444.Внутренние конфликты1210Гражданская война44Терроризм \ политическое насилие44Гражданские беспорядки425.Внешние конфликты1210Войны44Конфликт44Иностранное давление426.Коррупция627.Военные в политике648.Религиозное напряжение669.Закон и послушание6310.Этническое напряжение6611.Уровень демократии6112.Качество бюрократии43Итого10071Широко известен индекс странового риска немецкой информационной службы БЕРИ - Индекс БЕРИ( Business Environment Risk Intelligence )BERI. Определением индекса трижды в год занимается 100 специалистов. Они оценивают деловой климат в 45 странах на основании 15 установленных оценочных критериев, которым присваивается значение от 0 (неприемлемо) до 4 (очень благоприятно) (Таблица 2), каждый критерий имеет свой удельный вес. Произведение удельного веса критерия на его оценку (от 1 до 4) дает величину значимости каждого из 15 критериев. Суммируя баллы по всем критериям, получаем комплексную оценку риска данной страны. Высокое количество баллов означает "стабильность страны". Чем ниже достигнутое страной количество баллов, тем выше риск.


Таблица 2. Состав критериев для оценки риска с помощью Индекса БЕРИ

Критерий индекса БЕРИУдельный вес критерия в %012341 Политическая стабильность оценивает возможность непредвиденных перевыборов и их влияние на деловую активность122. Отношение к иностранным инвестициям и прибыли, размеры расходов на социальные нужды, касающиеся частных предпринимателей63. Национализация, начиная от возможности безвозмездной экспроприации до предоставления преимуществ местным предприятиям64. Девальвация, влияние девальвации, а также действенность методов, смягчающих ее воздействие на деятельность предприятия65. Платежный баланс по балансу счетов и общему балансу, а также факторы, влияющие на доходы иностранных инвесторов66. Бюрократические вопросы, уровень государственного регулирования, осуществление таможенных формальностей, валютных переводов и других подобных операций47. Темпы экономического роста, годовые фактические темпы роста валового общественного продукта в пределах от 3% до 6-10% и более 10%108. Конвертируемость валюты, возможность перевода национальной валюты в иностранную, а также место национальной валюты на рынке валют в той стране, в которой работает предприятие109. Возможность реализации договора, возможность соблюдения договора, а также возникновение трудностей вследствие различия в языках и обычаях610. Расходы на заработную плату и производительность труда, порядок оформления на работу811 Возможность использования экспертов и услуг помощь, которую предприятие может ожидать в области юридических консультаций, бухгалтерии, консультаций по маркетингу, в области технологии и производства строительных работ212. Организация транспорта и связи, организация и возможность использования транспортных путей и системы связи между функционирующим предприятием и филиалами, в том числе и внутри страны, а также оценка транспортной инфраструктуры413, Местное управление и число местных партнеров, которые в состоянии предоставить собственный капитал и действовать совместно при решении различных вопросов по управлению414. Краткосрочный кредит, предоставление краткосрочных кредитов иностранным представителям815, Долгосрочный кредит и собственный капитал, условия внесения партнерами своей доли в установленный капитал и условия предоставления долгосрочного кредита в национальной валюте8

2.3 Упрощенная сетка параметров


Любая фирма, применяя методику, аналогичную методикам международных рейтинговых агентств может самостоятельно построить свою собственную упрощенную сетку параметров и применить ее для сравнения стран по любым важным для фирмы факторам. Таблица 3 является примером такой сетки с информацией, разнесенной по трем основным категориям. Отдельные страны исключаются из рассмотрения сразу, если руководители, принимающие решения, считают их характеристики неприемлемыми. Например, по первому параметру страна I неприемлема (знак Н) и из последующей оценки исключается (столбец пуст).

Таблица 3. Упрощенная сетка параметров сравнения стран по признаку целесообразности проникновения на их рынки

Переменные Статистический весСтраныIIIIIIIVV1.Приемлемы (П) и неприемлемые (Н) факторы: А). Допускается 100%-е владение собственностью - Н П П ППБ). Допускается лицензирование для филиалов, находящихся под контролем головной фирмы - П П П ПП2. Доходность инвестиций (предпочтительнее высокий показатель) А). Величина необходимых инвестиций 0-5 - 4 3 3 3Б). Прямые издержки 0-3 - 3 1 2 2В). Налоговая ставка 0-2 - 2 1 2 2Г). Емкость рынка текущая 0-4 - 3 2 4 1Д). Емкость рынка в ближайшие 3-10 лет 0-3 - 2 1 3 1Е) Возможная доля рынка компании в ближайшие 2 года 0-2 - 2 1 2 1Ж). Доля рынка компании в ближайшие 3-10 лет 0-2 - 2 1 2 0ИТОГО181018103. Уровень риска(предпочтительнее низкий показатель)А). Потеря рынка в ближайшие 3-10 лет , если не проникнуть не него сейчас 0-4 - 2 1 3 2Б). Валютные проблемы 0-3 - 0 0 3 3В). Возможность политической нестабильности 0-3 - 0 1 2 3Г). Законы, касающиеся бизнеса в настоящее время 0-4 - 1 0 4 3Д). Законы, касающиеся бизнеса в ближайшие 3-10 лет 0-2 - 0 1 2 2 ИТОГО 3 3 1413

По остальным странам в сетке содержатся конкретные значения показателей и приписанные им статистические веса. Так что в итоге каждую страну можно ранжировать на основе признаков, которые руководителями компании оценены как важные. Например, страна II имеет высокую доходность инвестиций и низкий уровень риска, III - низкую доходность инвестиций и низкий уровень риска, IV - высокую доходность инвестиций и высокий уровень риска, V - низкую доходность инвестиций и высокий уровень риска. И параметры, и их статистический вес меняются от одного вида продукции к другому и от компании к компании в зависимости от положения дел внутри фирмы и вытекающих из него целей. Сетка параметров полезна, даже если сравнительный анализ проектов еще не сделан, поскольку компания с ее помощью может определить минимальное число баллов, необходимое для выделения дополнительных средств или финансирования подробного анализа реальности конкретного проекта. Однако с ростом числа переменных сетки параметров становятся обычно громоздкими, и в этом случае затемняются взаимосвязи стран.


.4 Матрица "возможности - риск"


В первом параграфе настоящей темы мы особо подчеркивали: для фирмы, которая осуществляет интернационализацию своего бизнеса, преимущества (возможности) и риски, связанные с ее выходом за пределы своей страны в пространство международного бизнеса, являются основными координатами и критериями анализа, оценки и выбора принимающей страны; целевых внешних рынков; партнеров (контрагентов).

Одним из приемов практического осуществления такого анализа, конкретным способом наглядного отображения совокупности данных, которые могут входить в сетку показателей является построение диаграммы с уровнем риска на одной оси и операционными возможностями на другой. Этим методом пользуются многие компании; он известен как метод Борга - Уорнера или как матрица «возможности - риск». С помощью матрицы "возможности-риск" фирма может:

выбирать индикаторы и определять их статистический вес;

оценивать каждую страну с помощью статистически взвешенных показателей;

строить диаграммы, наглядно показывающие сравнительное положение различных стран с точки зрения возможностей и риска;

отображать на диаграмме варианты с неодинаковым размахом операций;

показывать на диаграмме ожидаемые изменения в положении стран. (Раздел: Дополнительные материалы Темы 4 Учебно-практического издания).


.5 Матрица "привлекательность страны - конкурентоспособность компании"


Успешная реализация преимуществ (возможностей) и нейтрализация рисков в процессе интернационализации компанией своего бизнеса зависит от того, в какой мере она сумеет выбрать принимающие страны по критерию соответствия условий и требований каждой страны своей конкурентоспособности. Матрица "привлекательность страны - конкурентоспособность компании" показывает степень соответствия требований страны конкурентоспособности компании, насколько продукция компании соответствует потребностям страны.

Как правило, не следует заниматься инвестиционной деятельностью в странах, попавших в правый нижний угол; наоборот, следует попытаться изъять оттуда капиталовложения, репатриируя всю наличность, которую удастся здесь получить, не заменяя устаревшего оборудования. Отдельные возможности сохраняются за лицензированием, поскольку оно может приносить определенный доход, но избавляет от необходимости инвестирования. В других секторах матрицы компании следует избрать селективный подход и анализировать каждую ситуацию отдельно, чтобы принять правильное решение о направлении дальнейших действий. Эти сегменты являются пограничными по отношению к позитивной или негативной оценке, и каждый требует конкретной оценки.

Данную матрицу можно использовать для выявления преимуществ компании по конкретному виду продукции от страны к стране. Это можно пояснить на примере компании "Форд" применительно к сектору тракторов.

По вертикальной оси, отражающей привлекательность, страны ранжированы сверху вниз по признаку привлекательности в них сбыта или производства тракторов; по другой оси ранжированы конкурентные позиции компании в данной области от страны к стране. Метод ранжирования аналогичен методу построения матрицы "возможности-риск". Шкала привлекательности включает такие переменные как: емкость рынка; потенциал его роста; степень контроля над ним; уровень бюрократизма в стране; наличие или отсутствие требований обязательного экспорта готовой продукции и применения местных комплектующих изделий наряду с фирменными; уровень инфляции; состояние торгового баланса и политическая стабильность. Шкала конкурентоспособности компании в стране учитывает: принадлежащую ей долю рынка; перспективы удержания этой доли; соответствие выпускаемой продукции потребностям страны; абсолютная прибыль на единицу продукции; прибыль в процентах к издержкам производства; качество распределительной сети автомобилей марки "Форд"; приемлемость для страны фордовской программы продвижения товаров на рынки в сравнении с конкурентами.


3. Методы и процедуры исследования международных рынков


Как мы уже знаем, главными ориентирами для фирмы, осуществляющей интернационализацию своего бизнеса является использование преимуществ (возможностей) и минимизация рисков, возникающих в процессе интернационализации. Поэтому, указанные ориентиры определяют для фирм ведущих международный бизнес (или собирающихся его вести) рамки исследования международных рынков. Это находит свое выражение в структуре данного типа исследований, состоящего из двух частей:

исследование рынка;

изучение собственного потенциала предприятия в сравнении с требованиями рынка и потенциалом имеющихся конкурентов.

Первая часть включает две группы вопросов:

) изучение и анализ условий рынка;

) изучение субъектов, форм и методов торговли.

В первую группу входят: изучение общих условий; анализ спроса; анализ предложения; анализ требований потребителей к товару; анализ перспектив развития рынка.

Вторая группа вопросов включает: анализ и оценку деятельности фирм-поставщиков; изучение и оценку фирм-конкурентов; изучение фирм покупателей интересующего товара; изучение коммерческой практики; изучение транспортных условий; изучение торгово-политических условий.

Вторая часть - исследование потенциальных возможностей собственного предприятия предусматривает: анализ результатов хозяйственной деятельности; анализ конкурентоспособности продукции; анализ конкурентоспособности предприятия; оценку конкурентных возможностей (преимуществ) предприятия.

Исследование международных рынков опирается на стройную систему сбора и обработки рыночной информации..

Методы исследования международного рынка аналогичны тем, которые используются для внутреннего рынка: кабинетные (лабораторные), полевые исследования или их сочетание.

Кабинетное изучение (иногда именуемое вторичным или библиографическим изучением) включает в себя сбор и изучение имеющихся (обычно опубликованных) данных, относящихся к предмету изучения.

Полевое исследование (известное как первичное или оригинальное исследование) включает в себя получение данных от информаторов с помощью интервью, анкетных опросов и т.д. Этот метод сбора информации во много раз дороже, чем простой анализ опубликованных материалов.

Порядок проведения работ по изучению международных рынков с использованием кабинетных и полевых методов представлен на Таблица 4.


Таблица 4. Порядок изучения международных рынков

1.Исследование доступности рынка (кабинетное изучение в своей стране)2.Исследование прибыльности (кабинетное изучение в своей стране) 3.Изучение объема(емкости) рынка (кабинетное изучение в своей стране)4.Кабинетные исследований в ограниченном числе стран, дополняющие исследования предыдущих этапов 5.Предварительные специализированные исследования по одному-двум вопросам ( непосредственное -полевое изучение зарубежного рынка)6.Начальное непосредственное(полевое) изучение зарубежного рынка7.Основное непосредственное (полевое) изучение зарубежного рынка План маркетинга Проникновение на рынок

Этот порядок основан на:

относительно недорогом кабинетном исследовании (большинство данных может быть получено в своей стране);

первоначальном охвате всех потенциальных рынков;

исключении в нисходящей последовательности наименее подходящих рынков;

размещении оставшихся рынков по степени их предпочтения;

проведении дорогостоящего полевого исследования непосредственно на приоритетных рынках для принятия решения о выходе на один или несколько рынков.

Критериями предварительного сужения поля поиска служат: доступность, прибыльность, емкость рынка.

На первом шаге (блок 1) - при кабинетных исследованиях в своей стране - следует: составить перечень всех потенциально привлекательных рынков; расположить рынки в порядке предположительного убывающей привлекательности; представить против этих рынков сведения о степени доступности с точки зрения тарифных, нетарифных барьеров и других ограничений. Эта информация может быть получена в соответствующем правительственном органе. Первоначальная стадия изучения позволит полностью отказаться от ряда рынков, с точки зрения целесообразности организации местного производства, сборки готовых изделий или продажи лицензий.

Для сопоставления по уровню прибыли следует сравнить цены на рынке (блок 2) со стоимостью товара с учетом всех издержек. Детали, касающиеся цен на рынке, могут быть неизвестны, но их обычно можно получить с помощью переписки. Что касается ряда товаров, в том числе некоторых промышленных, получить информацию о ценах на них бывает затруднительно. В этом случае желательно отложить рассмотрение вопроса о ценах до тех пор, пока не будет определена емкость рынка (а это позволит сократить список рынков, которые надлежит рассмотреть).

При рассмотрении емкости рынка (блок 3) следует иметь в виду, что определить размеры или емкость рынка можно весьма приближенно. В отношении потребительских товаров можно взять за основу численность населения, размер доходов на душу населения, уровень расходов на интересующие товары и т.д. Обычно статистика содержит и данные о группах товаров промышленного назначения (изделия из металлов, цемент и т.д.).

Для многих промышленных товаров, однако, даже приблизительно оценка емкости рынка представляет серьезную проблему. Здесь должна быть проявлена определенная изобретательность, чтобы подойти к оценке емкости рынка, либо прибегнуть к помощи специалистов.

Кабинетное изучение в пределах своей страны в ряде случаев дополняется проведением дополнительных кабинетных исследований в ограниченном числе стран при условии, что они проводятся до дорогостоящих полевых исследований (блок 4).

Если возникает потребность в дополнительных специализированных исследованиях по одному-двум вопросам, которые важны для принятия решения о выходе на рынок, то в этом случае целесообразно обратиться к отдельным специалистам или организациям, которые выполняют такого вида исследования за соответствующую плату (блок 5).

По тем же причинам, о которых было сказано выше, может быть принято решение о начале реализации ограниченной программы полевых исследований (блок 6) непосредственно на интересующем фирму рынке. Такое решение, как правило, касается только уже определенных приоритетных рынков.

Основная программа полевого исследования рынка (блок 7) осуществляется только на ограниченном числе рынков, где можно ожидать наилучших результатов. Такое изучение может привести к выводу, что другие рынки следует отклонить, однако это решение следует принимать тогда, когда есть уверенность, что получена вся необходимая информация для подготовки плана маркетинга.

Особенности кабинетных исследований мирового рынка связаны, прежде всего с трудностями доступа к необходимой информации. Поэтому очень важно минимизировать эти трудности путем:

изучения всей информации, имеющейся в распоряжении компании и ее персонала;

приобретения каталогов конкурентов (которые часто содержат не только описание продукта, но и сведения о рынке);

ознакомления со специальными библиотеками. (Например, две главные библиотеки в Великобритании особенно могут быть полезны для исследователя международного рынка: библиотека Департамента промышленной статистики и рыночной информации и Городская деловая библиотека);

получения консультаций в Министерстве торговли и в соответствующих иностранных посольствах. (Например, полезной может оказаться библиотека при посольстве США, а также торговое представительство США, которое публикует полезные обзоры рынков и т.д.);

установления контактов с международными организациями, такими, как Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация которые публикует статистические данные, полученные из других источников;

получения сведений от соответствующих информационных банков, исследовательских организаций и т.д.;

постоянного изучения различных путеводителей, справочников и тому подобных публикаций, которые не содержат информации о рынках, однако могут указать на другие источники информации или перечень организаций, где можно получить требуемые сведения.

использования поисковых систем в ИНТЕРНЕТ.

Трудности проведения полевых исследований в зарубежных странах связаны в большинстве случаев с языковыми, социальными, культурными и другими особенностями стран.

Немаловажное значение для фирмы, собирающейся осуществлять исследование международных рынков, является ответ на вопрос: проводить изучение рынка собственными силами или поручит эту работу исследовательскому агентству.


4. Процедуры и методы выбора зарубежного рынка


Процедура выбора фирмой зарубежного рынка для экспорта своей продукции по сути своей сочетает три ключевых момента: сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товаров на рынке.

Как известно, объектами сегментации являются потребители, которые, будучи выделенными определенным образом и обладая определенными общими признаками, составляют сегмент рынка. При выходе на внешние рынки компания, решая проблемы сегментации, должна учесть, прежде всего, ценности, стиль и образ жизни различных групп потребителей в различных странах. Для решения этой задачи целесообразно использовать метод VALS (Values and Lifestyle), учитывающий ценности и стили жизни, при выделении различных групп потребителей.

Для исключения менее привлекательных рынков среди прочих могут использоваться следующие факторы:

экономические факторы (например, слишком низкий уровень доходов населения, отсутствие твердой валюты);

политический климат (нестабильная политическая ситуация, риск национализации и экспроприации);

географические факторы (очень большая отдаленность от страны, неподходящие условия местности и климата);

культурная среда (языковый барьер и проблемы религии, низкий уровень культуры и образования);

технологические факторы (слишком низкий технологический уровень и отсутствие технического мастерства);

иностранная торговая политика (слишком высокие таможенные барьеры и много различных запретов на ввоз). В свою очередь для определения привлекательных рынков следует обратить внимание на факторы привлекательности рынков.

Для определения размера рынка необходима макросегментация, т.е. разделение его по отраслям экономики промышленности, промышленным группам товаров, подгруппам товаров и т.д. По возможности макросегментация должна быть согласована с экспортной и импортной статистикой.

ШАГ 3 в модели выбора рынка включает в себя различные типы анализа рынка, выбранного в ШАГЕ 1. Этот анализ способен показать, что некоторые из ранее выбранных рынков не пригодны для компании по ряду причин, а именно, рынок недостаточно велик, динамика роста рынка низка, либо отрицательна, слишком сильная конкуренция на рынке или имеется много скрытых барьеров для выхода на рынок. При выполнении анализа приходится учитывать: потенциал рынка, спрос рынка и способность (возможности) компании.

Потенциал рынка определяется как всеобщий рынок, включающий существующие рынки (используемые) и возможные рынки (не используемые) для конкретного товара.

Спрос на рынке характеризуется объемом продаж всех конкурирующих компаний на рынке по конкретному товару.

Возможности компании рассматриваются в данном случае как эквивалент объема продаж конкретного товара отдельной компании на рынке.

В понятие "потенциал рынка", "спрос на рынке" и "способности компании" включены временные категории, такие как прошлое; текущий момент и перспектива. В результате - рынок состоит из шести видов различных объемов:

текущий потенциал рынка;

текущий спрос на рынке;

текущий спрос на товары компании;

перспектива потенциала рынка;

перспектива спроса рынка;

перспективы спроса компании, т.е. спроса, который способна в будущем удовлетворить компания.

Для того, чтобы измерить соответствующий объем необходимо воспользоваться специальными методами измерения.

При измерении текущего потенциала и текущего спроса рынка может быть использован анализ различных типов торговых статистик по данным страны.

Во многих случаях для измерения текущей способности компании имеются расчетные счета и необходимая информация о результатах ее деятельности (баланс компании, отчет и прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств).

Для определения перспективного потенциала и перспективы спроса на рынке компании могут использовать несколько методов, такие как: серия временных оценок, управляющих индикаторов, статистические оценки спроса, метод аналогий, экспертное суждение. Указанные методы различаются по своим подходам в соответствии с задачами, видом товара, доступности и надежности предпосылок.

Для оценки перспектив спроса компании определяется различная степень влияния на них: факторов страны(различных торговых препятствий: таможенный тариф, квоты, количественные импортные ограничения, нетарифные барьеры, импортные пошлины всех видов, ограничения относительно размера товара, объема, внешнего вида, упаковки, маркирования (стандарты) и конкуренции на изучаемом рынке) и факторов спроса. Влияние факторов страны и факторов спроса можно определить с помощью моделей М. Портера: «пяти конкурентных сил» и «национального ромба», применяя различные методы определения емкости рынка.

На завершающем шаге - сегментация рынка означает разделение рынка на определенные группы продавцов, т.е. разделение на сегменты, которые могут обслуживаться определенными группами продавцов, использующих определенные комплексы маркетинга(системы: товар, стимулирование, цена, каналы распределения). Как известно, тот или иной привлекательный рынок (или его сегмент) реально доступен фирме благодаря соответствующим ему вариантам комплекса маркетинга. Следовательно, такая сегментация рынка создает основу для вариантов развития комплекса маркетинга зарубежного рынка и выполняет важную функцию определения доступных для фирмы сегментов зарубежного рынка, т.е. реальных кандидатов рынка экспорта продукции фирмы. Если выбранный сегмент рынка оказывается неспособным быть основой для приемлемых вариантов развития комплекса маркетинга, то он, несмотря на свою привлекательность, должен быть отклонен как кандидат рынка экспорта.

Для облегчения окончательного выбора зарубежного рынка - для превращения привлекательного рынка (или его сегмента) в реального кандидата рынка экспорта- используются матрицы «привлекательность рынка - возможности фирмы (конкурентные позиции)». Этот метод базируется на установлении соответствия доступности и привлекательности рынка. Поскольку установление данного соответствия означает установление способности фирмы работать на привлекательном рынке, то применение указанных матриц позволяет определить способность фирмы работать на данном рынке или его сегменте в той или иной стране.

После выбора целевого рынка руководству компании необходимо выбрать приемлемый способ интернационализации своего бизнеса. В свою очередь, выбор фирмой способа интернационализации своего бизнеса включает:

Во-первых, оценку и выбор метода проникновения на выбранный зарубежный рынок;

Во-вторых, обоснование способа ведения бизнеса в принимающей стране.

5. Оценка и выбор метода проникновения (entry mode) на зарубежные (глобальные) рынки


Фирма, решая задачи интернационализации своего бизнеса использует и комбинирует различные виды международного бизнеса и модели международного предпринимательства в качестве инструментов (методов) интернационализации своей деятельности.

Эти инструменты можно сгруппировать как методы проникновения (выхода) на глобальные рынки. Оценка и выбор метода выхода на глобальные рынки опираются на анализ преимуществ и недостатков каждого конкретного метода. При этом, эклектическая теория Даннинга позволяет достаточно глубоко проанализировать факторы, определяющие выбор способа проникновения из следующих альтернатив: выпуск товаров в родной стране (экспорт), выпуск продукции в стране пребывания на собственных предприятиях компании (прямые зарубежные инвестиции и совместные предприятия) или выпуск продукции в стране пребывания на независимых предприятиях (лицензирование, франчайзинг и контрактное производство).


Таблица 5. Методы проникновения (выхода) фирмы на глобальные рынки

Виды бизнеса Основные характеристикиЭкспорт/Импорт- Прямой Фирма самостоятельно выходит на международные рынки с произведенной в определенной стране продукцией- КосвенныйФирма пользуется услугами посредника для минимизации риска и для приобретения знаний и опыта в международном бизнесеКонтрактные видыЛицензированиеКомпания позволяет зарубежной фирме использовать ее технологию, патенты, торговые марки, авторские права за определенную плату (роялти)ФранчайзингОсобая форма лицензии, в которой компания позволяет другой компании использовать свою систему ведения бизнеса в целом под ее маркой за определенную платуКонтракт на производствоКонтракт в соответствии с которым компания передает производство своей продукции зарубежной компанииУправленческий контрактФирма продает свой управленческий опыт и ставит менеджмент зарубежной компанииКонтракт «под ключ»Особый тип управленческого контракта, обычно применяемого в строительстве различных объектов. Он предполагает обеспечение заказчику услуг управления всем процессом до полной готовности объекта к функционированию. Дополняющий маркетинг(piggyback)Соглашение между партнерами, поставляющими неконкурирующие продукты и разрешающими друг другу использовать свои рынкиС участием в собственностиУчастие в доли бизнесаМиноритарное участие в акциях компаний - стратегически важных поставщиков и партнеровСовместное предприятиеДве или более компаний объединяют свои активы, участвуют в акционерном капитале компании в соответствие с собственным вкладом, разделяют риски в процессе достижения общих деловых целейСобственное зарубежное дочернее предприятиеПринадлежащее на 100% нерезиденту зарубежная фирмаДругие методы межфирменной кооперацииНеформальная кооперацияНеформальное соглашение, основанное на доверии и дружбе, согласно которому партнеры обмениваются информацией, технологиями, персоналом.КонсорциумСтратегический альянс компаний, которые объедияняют свои исследовательские и производственные ресурсы для достижения общих целей

Таблица 6. Преимущества и недостатки различных методов проникновения фирмы на глобальные рынки

Способ проникновенияОсновные преимуществаОсновные недостаткиЭкспортОтносительно низкий уровень финансового риска Возможность постепенного проникновения на рынок Приобретение знаний о местном рынке Возможность избежать ограничений на иностранные инвестицииУязвимость к тарифным и нетарифным ограничениям на торговлю Сложности с доставкой грузов Потенциальные конфликты с дистрибьюторамиЛицензированиеНизкий уровень финансовых рисков Возможность оценки потенциала рынка без больших затрат Возможность избежать тарифов, нетарифных ограничений, ограничений на иностранные инвестиции Возможность получения информации о местных рынках от лицензиатаОграниченные возможности рынка/ограниченные прибыли Зависимость от лицензиата Потенциальные конфликты с лицензиатом Вероятность создания нового конкурентаФранчайзингНизкий уровень финансовых рисков Возможность оценки потенциала рынка без больших затрат Возможность избежать тарифов, нетарифных ограничений, ограничений на иностранные инвестиции Осуществление более жесткого контроля по сравнению с лицензированием Возможность получения информации о местных рынках от франчайзиОграниченные возможности рынка/ограниченные прибыли Зависимость от франчайзи Потенциальные конфликты с франчайзи Вероятность создания нового конкурентаКонтрактное производствоНизкий уровень финансовых рисков Выделение минимального объема ресурсов на выпуск продукции Распределение ресурсов компании на другие виды деятельности в цепочке создания ценностиОграниченный контроль (который может сказаться на качестве продукции, сроках доставки и т. д.) Ограниченные возможности в плане получения опыта Потенциальные проблемы в сфере связей с общественностью - может возникнуть необходимость в проверке условий труда и т.д.Управленческие контрактыВозможность выделения ресурсов компании тому направлению деятельности, в котором компания имеет наибольший опыт Минимальный финансовый риск при выходе на зарубежный рынокПотенциальные прибыли ограничены договором Вероятность непреднамеренной передачи партнеру собственного опыта и методов работы компанииСтроительство и оснащение объектов «под ключ» Возможность выделения ресурсов компании тому направлению деятельности, в котором компания имеет наибольший опыт Возможность избежать всех рисков, связанных с деятельностью компании в долгосрочном периоде Финансовые риски (превышение допустимого объема издержек) Строительные риски (отсрочки, проблемы с поставщиками и т. д.)Прямые зарубежные инвестиции Возможность получения больших прибылей Осуществление контроля над выполнением операций Приобретение знаний о местном рынке Возможность избежать тарифов и нетарифных ограничений Необходимость больших инвестиций в производственные мощности и систему управления Более высокий уровень подверженности политическим рискам Уязвимость к ограничениям на прямые иностранные инвестиции Более сложная система управления

Эклектическая теория Даннинга предполагает анализ трех факторов выхода на зарубежный рынок: преимуществ обладания ценными активами; преимуществ размещения; преимуществ интернализации операций. К числу других факторов, которые также подлежат тщательному анализу, принадлежит: необходимость контроля над работой дочерних предприятий; доступность ресурсов; международная стратегия компании.

Преимущества обладания ценными активами (ownership advantages) - это преимущества, обусловленные наличием в собственности компании материальных и нематериальных ресурсов, которые предоставляют этой компании конкурентное преимущество перед другими компаниями. Обладание богатыми запасами никелевых руд позволяет базирующейся в Торонто компании Inco, Ltd.,в прошлом известной под названием International Nickel, занять лидирующие позиции как в производстве первичного никеля, так и в выпуске никелевых сплавов Роскошная привлекательность шампанского «Dom Perignon» и духов «Christian Dior» (продуктов, выпускаемых французской компанией LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton) хотя и принадлежит, в отличие от никелевых рудников, к категории нематериальных активов, также обеспечивает эту парижскую компанию конкурентным преимуществом перед ее соперниками на международном рынке. Так как местные компании, скорее всего, имеют в своем распоряжении больше информации об условиях ведения бизнеса на внутреннем рынке, чем иностранные компании. Последние, намереваясь проникнуть на новый рынок, должны обладать определенными активами, которые позволили бы им превзойти информационные преимущества местных компаний. Выбор способа проникновения зависит от характера конкурентного преимущества, обусловленного обладанием ценными активами. Например, передачу овеществленной технологии в большинстве случаев лучше всего осуществлять посредством организации дочерних предприятий. В то же время компании, конкурентное преимущество которых основано на широкой известности бренда, в некоторых случаях проникают на зарубежные рынки посредством лицензирования или франчайзинга. Кроме того, наличие специфических преимуществ компании определяет возможность ведения необходимых переговоров и, следовательно, влияет на решения о способах проникновения.

Преимущества размещения (location advantages) обусловлены теми факторами, от которых зависит предпочтительное размещение производства в стране пребывания, а не в родной стране. При определении оптимального места для размещения производственных мощностей специалисты компании скрупулезно сопоставляют экономические и внеэкономические характеристики внутреннего рынка с соответствующими характеристиками зарубежных рынков. Предположим, на основании такого анализа сделан вывод о предпочтительности размещения мощностей на территории родной страны, а не в стране пребывания; в таком случае компании целесообразно выходить на рынок зарубежной страны посредством экспорта товаров. С другой стороны, в случае, если предпочтение отдается производству продукции в зарубежной стране, компания может либо инвестировать капитал в зарубежные мощности, либо продать лицензии на использование технологии и товарной марки действующим местным производителям. Окончательный выбор между производством продукции в родной стране и в стране пребывания зависит от многих факторов. Большое значение имеют такие факторы, как ставки заработной платы и затраты на приобретение земельных участков в этих странах. Кроме того, компания может рассмотреть такие факторы, как избыточные или недоиспользованные мощности действующих предприятий, наличие доступа к средствам проведения научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, нужды потребителей, а также дополнительные административные издержки на управление иностранным предприятием. Политический риск также требует тщательного анализа. Бремя гражданской войны, коррупция органов власти или нестабильность правительства существенно ослабляет желание многих компаний выделять значительный объем ресурсов для выхода на рынок страны, в которой складываются подобные условия.

Политика правительства страны также может оказать большое влияние на выбор способов проникновения. Высокие тарифные ограничения препятствуют развитию экспортной торговли и стимулируют зарубежное производство продукции. С другой стороны, высокий налог с доходов корпораций или правительственный запрет на репатриацию прибылей сдерживают поток ПЗИ.

Преимущества от интернализации операций (internalization advantages) - это преимущества, обусловливающие предпочтительность производства товаров или предоставления услуг силами самой компании вместо заключения договоров с другими компаниями на выполнение соответствующих работ. Решающее значение для принятия решения о степени интернализации имеет уровень транзакционных издержек (издержек на ведение переговоров, мониторинг и приведение соглашения в действие). Если эти издержки высоки, компания может использовать для зарубежного проникновения ПЗИ и создание совместных предприятий. Если уровень транзакционных издержек невысок, компания может воспользоваться такими способами проникновения, как франчайзинг, лицензирование или контрактное производство. В процессе принятия соответствующего решения руководству компании необходимо тщательно проанализировать как характер преимуществ от обладания ценными активами, имеющимися в распоряжении компании, так и ее способность гарантировать формирование продуктивных и гармоничных рабочих взаимоотношений с любой местной фирмой, с которой компания намерена вести бизнес.

Какие бы факторы ни влияли на выбор метода проникновения компании в зарубежные экономики, этот выбор во многих случаях сводится к отысканию компромисса между следующими факторами: уровень риска, которому подвергается компания; потенциальный выигрыш, который предполагается получить в результате проникновения; возможность получения ресурсов, необходимых для конкурентоспособности компании; уровень контроля, которого добивается компания.


5. Обоснование способа ведения бизнеса в принимающей стране


Процесс такого обоснования целесообразно осуществлять в следующем порядке.

Во-первых, оценка выгод от ведения бизнеса в принимающей стране, основанная на:

  • выявлении специфических факторов страны (национальный ромб М.Портера), обеспечивающие конкурентные преимущества фирмам;
  • характеристике наиболее перспективных рынков;
  • характеристике успешных компаний (местных и иностранных), действующих на этих рынках;
  • выявлении факторов мотивации и покупательских предпочтений потребителей на перспективных рынках;
  • установлении эффективных взаимоотношений с партнерами (контрагентами) и местным сообществом.
  • Во-вторых, оценка риска и определение издержек связанных с ведением бизнеса в принимающей стране: комплексная оценка странового риска (политические, правовые, экономические риски; трансфертный риск; риски, связанные с государственным регулированием; с разницей во временных поясах; с культурно-языковыми проблемами); характеристика рыночных рисков (риск изменения рыночных цен; операционный риск; риск, связанный со стороной по сделке; с оплатой наличными; риск поставки ценных бумаг; ущемления прав инвесторов; ликвидности; расчетов); оценка валютного риска и возможностей его страхования; издержки организации и ведения бизнеса (стоимость труда, капитала, сырья и полуфабрикатов, оборудования, консалтинговых услуг; транспортные издержки; торговые, таможенные и инвестиционные барьеры; налоговое бремя; развитие инфраструктуры).
  • В-третьих, оценка преимуществ и потерь для каждого из возможных видов торговых, кооперационных (контрактных) и инвестиционных моделей международного бизнеса, организуемых в принимающей стране:
  • Организация экспорта товаров в принимающую страну (оценка возможностей прямого и косвенного экспорта)
  • Организация торговли услугами в принимающей стране (лицензия, франчайзинг, управленческие контракты, лизинг, международные перевозки)
  • Кооперационные и контрактные модели международного бизнеса (стратегические альянсы, соглашения о разделе продукции, концессии).
  • Организация совместного предприятия по производству продукта в принимающей стране.
  • Покупка или строительство собственного предприятия по производству продукта в принимающей стране (организация полностью самостоятельной, ассоциированной, дочерней компании, филиала).

В-четвертых, обоснование наиболее приемлемого вида бизнеса, способов его запуска, финансирования и реализации в принимающей стране:

  • Обоснование выбранной модели интернационализации бизнеса (торговая модель, кооперационная модель, инвестиционная модель).
  • Представление схемы запуска выбранной модели бизнеса (способы поставки товаров и услуг, таможенные процедуры, формы взаимоотношений с возможными партнерами, посредниками, конкурентами)
  • Обоснование выбора формы и страны регистрации фирмы.
  • Способы финансирования выбранной модели интернационализации бизнеса.

Литература


1. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя cреда и деловые операции. Пер.с англ., 6-е изд. - М.: Дело Лтд, 2003. Гл.15.

. Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес, 4-е изд./Пер. с англ. Под ред. А.Г. Медведева. - СПб.: Питер, 2006. - Гл.12.

. Современная внешнеэкономическая деятельность/ Под ред. д.э.н., профессора Б.М. Смитиенко - М.: МГУП, 2010. - Гл. 2.

. Совместные предприятия в практике международных экономических отношений. - М.: Внешторгиздат, 2010. - С.23-25.

. Ноздрева Р.Б. и др. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 10. - М.: «ИНФРА-М», 2009. - С.67-109.


Теги: Выбор стран, рынков и способа интернационализации фирмой своего бизнеса  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 10588
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Выбор стран, рынков и способа интернационализации фирмой своего бизнеса
Назад