Экспортный контроль в Российской Федерации и за рубежом

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ П.А.СТОЛЫПИНА

(ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А.Столыпина)

Кафедра менеджмента и маркетинга


Реферат

по дисциплине: "Внешнеэкономические связи"

(ООП 110304.65)

на тему: "Экспортный контроль в РФ и за рубежом "


Выполнил: студент гр. 51

факультета ТС в АПК

Березовский М.С.

Проверил: Евдохина О.С


Омск 2014

Содержание


1. Экспортный контроль в РФ

1.1 Методы осуществления экспортного контроля, идентификация контролируемых товаров и технологий

.2 Разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций

.3 Таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из российской федерации контролируемых товаров и технологий

.4 Применение мер государственного принуждения (санкций)

. Экспортный контроль в США

.1 Основополагающие принципы

.2 Общая информация: списки объектов экспортного контроля

.3 Режимы экспорта, обусловленные регулированием экспорта конкретного товара

.4 Страновые ограничения по экспорту контролируемых товаров

.5 Изъятия из требований о наличии экспортной лицензии

.6 Порядок получения экспортной лицензии

.7 Специфика таможенного оформления товаров, подлежащих экспортному контролю

Список использованных источников


1. Экспортный контроль в РФ


В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" международными договорами РФ, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами и об экспортном контроле устанавливаются особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной:

·с вывозом из Российской Федерации продукции военного назначения;

·с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Экспортный контроль в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 июля 1999 года №183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее Закон №183-ФЗ) представляет собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Оружием массового поражения является ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие, средствами доставки - ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные это оружие доставлять.

Вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Основными целями экспортного контроля согласно статье 4 Закона №183-ФЗ являются:

·защита интересов Российской Федерации;

·реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

·создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

В мировой практике объектами экспортного контроля являются вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, применяемые в военно-технической области, оборудование и материалы, связанные с использованием атомной энергии, товары и технологии "двойного назначения", применяемые в военных и гражданских целях.

Основные принципы государственной политики в области экспортного контроля, закрепленными в статье 5 Закона №183-ФЗ являются:

·добросовестность выполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

·законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля;

·приоритет интересов безопасности государства;

·осуществление экспортного контроля в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей;

·единство таможенной территории Российской Федерации;

·гармонизация процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;

·взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки.

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий согласно статье 6 Закона №183-ФЗ разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей Федерального собрания Российской Федерации, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов, утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации, в частности, действуют:

·Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2003 года №36 "Об утверждении списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль";

·Указ Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 года №1082 "Об утверждении списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль";

·Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 года №1004 "Об утверждении списка возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю";

·Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 года №1005 "Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль";

·Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2004 года №580 "Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль";

·Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года №202 "Об утверждении списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль".

В целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в отношении международных режимов экспортного контроля образуется межведомственный координационный орган по экспортному контролю. Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2002 года №607 в соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об экспортном контроле" утвержден состав комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.

Экспортный контроль в Российской Федерации, согласно статье 7 Закона №183-ФЗ, осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Рассмотрим эти методы.


.1 Методы осуществления экспортного контроля идентификация контролируемых товаров и технологий


Идентификация контролируемых товаров и технологий включает в себя установление соответствия конкретных материалов, сырья, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки контролируемых товаров и технологий. После разработки указанных списков федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей Федерального собрания Российской Федерации, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов, они утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Утвержденные указы вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования.

Идентификация контролируемых товаров, на основании статьи 24 Закона №183-ФЗ, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности, который вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, имеющей на осуществление этой деятельности специальное разрешение. Экспертная организация, заключившая договор с российским участником, будет нести ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации.

Экспортный контроль распространяется также на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, которые не входят в данные списки. Это происходит в том случае, когда российские участники внешнеэкономической деятельности специально информированы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или имеют основания полагать, что данные товары, информация, работы, услуги могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом для создания оружия массового поражения и средств его доставки.


.2 Разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций


В соответствии со статьей 21 Закона №183-ФЗ внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами, информацией, работами, услугами подлежат государственной экспертизе. Правила проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 года №294 "Об утверждении правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль". Действие данных Правил не распространяется на внешнеэкономические сделки с продукцией военного назначения.

Экспертиза проводится федеральными органами исполнительной власти и заключается в анализе документов и информации, которые имеют отношение к внешнеэкономической сделке. Целью экспертизы является определение соответствия сделки международным обязательствам Российской Федерации, государственным интересам и требованиям экологической безопасности.

Государственная экспертиза проводится межведомственными экспертными советами, образуемыми при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации по соответствующим направлениям науки, техники и технологии. В состав советов входят уполномоченные представители федеральных органов исполнительной власти, имеющие доступ к государственной тайне, в чью компетенцию входит участие в проведение таких экспертиз. При необходимости к участию в работе межведомственных экспертных советов могут привлекаться представители других федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Экспертиза проводится на основании документов, представленных российскими участниками внешнеэкономической деятельности, перечень и требования к которым определяются законодательством Российской Федерации.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации должно зарегистрировать представленные документы и в течение 5 дней провести проверку правильности их оформления, а также полноту и достоверность содержащихся в них сведений.

При отсутствии замечаний документы направляются для проведения государственной экспертизы, в случае несоответствия документов установленным требованиям они возвращаются на доработку.

Государственная экспертиза представленных документов должна быть проведена междуведомственным экспертным советом в течение 20 дней.

При проведении экспертизы учитывается:

1.соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки;

2.обеспечение защиты политических, экономических, военных интересов и безопасности Российской Федерации;

.цель использования предметов сделки, а также степень риска их применения не по назначению;

.значение сделки для наращивания военно-промышленного потенциала государства - получателя;

.иные факторы, предусмотренные законодательством и международными договорами Российской Федерации в области экспортного контроля.

Эксперты при проведении государственной экспертизы обязаны осуществлять полный и объективный анализ представленной информации и документов, соблюдать законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля и сроки проведения экспертизы, обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность представленных сведений, выражать точку зрения органа власти, который они представляют.

По результатам проведенной экспертизы может быть выдано как положительное, так и отрицательное заключение.

Основанием для выдачи отрицательного заключения является:

·наличие в представленных документах для проведения государственной экспертизы, недостоверной или искаженной информации;

·совершение внешнеэкономической сделки на условиях, которые могут привести к нарушению международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля либо причинить ущерб политическим, экономическим, военным интересам или безопасности государства;

·наличие неприемлемого для национальной безопасности риска, связанного с распространением оружия массового поражения и средств его доставки;

·иные предусмотренные законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля основания.

Заключение подписывается всеми экспертами, участвовавшими в экспертизе, к нему прилагаются особые обоснованные мнения экспертов или федеральных органов исполнительной власти, которых они представляют, не согласных с результатами государственной экспертизы.

При наличии разногласий в срок не более 15 дней с даты заседания экспертного совета проводится согласительное совещание с представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в целях поиска взаимоприемлемого решения, результаты которого оформляются протоколом.

В случае если такое решение не найдено, вопрос об урегулировании разногласий рассматривается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации.

Заключение государственной экспертизы является основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.

Плата за проведение государственной экспертизы не взимается.

Согласно статье 19 Закона №183-ФЗ внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, подлежат обязательному лицензированию. Лицензии выдаются Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и могут быть как разовыми, так и генеральными.

Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной операции по одному контракту (договору) сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии.

На экспорт отдельных видов контролируемых товаров в иностранные государства, придерживающиеся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, могут выдаваться генеральные лицензии. Получателем генеральной лицензии может быть только российское юридическое лицо, создавшее внутрифирменную программу экспортного контроля и получившее свидетельство о государственной аккредитации. В генеральной лицензии указывается количество товаров без определения конкретного покупателя. Перечень иностранных государств, а также виды контролируемых товаров, для экспорта которых требуется получение генеральных лицензий, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разрешение на осуществление внешнеэкономической сделки, предметы которой не подпадают под действие списков контролируемых товаров и технологий, но могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, выдается межведомственным координационным органом по экспортному контролю.

Вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий может осуществляться и без лицензий, при условии, что такие товары и технологии будут оставаться под непосредственным контролем российского лица, осуществившего их вывоз, и будут в установленные сроки возвращены в Российскую Федерацию.

В целях защиты национальных интересов и выполнения международных обязательств Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники.

В соответствии со статьей 25 Закона №183-ФЗ такие запреты и ограничения вводятся:

·федеральными законами, если они устанавливаются в отношении отдельных иностранных государств исходя из интересов безопасности Российской Федерации;

·указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, если они устанавливаются в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;

·постановлениями Правительства Российской Федерации, если они устанавливаются в отношении отдельных иностранных лиц, занимающихся деятельностью, несовместимой с принципами нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки.


.3 Таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий


Приказом ГТК РФ от 26 декабря 2003 года №1545 "О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля" утверждена Инструкция о порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятии решения в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее Инструкция №1545).

Инструкция устанавливает принципы и последовательность действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов при обнаружении признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, влияющие на применение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, должным образом не подтверждены.

Принадлежность товаров к контролируемым определяется соответствием их технических параметров и описания товарам контрольных списков.

Идентификация товаров для целей экспортного контроля, а также получение лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, включенными в контрольные списки, или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеторговой деятельности.

Порядок проведения уполномоченным должностным лицом таможенного органа документального контроля утвержден разделом 2 Инструкции №1545.

Документальный контроль в соответствии с пунктом 5 Приказа ГТК РФ от 28 ноября 2003 года №1356 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров", является одной из форм таможенного контроля. Заключается документальный контроль в проверке документов и сведений и при его проведении уполномоченное должностное лицо таможенных органов проводит анализ сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации и приложенных к ней документах, для выявления у декларируемых товаров признаков контролируемых товаров.

При обнаружении таких признаков проверяется наличие одного из следующих документов:

·лицензии специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;

·разрешения межведомственного координационного органа по экспортному контролю;

·заключения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля, подтверждающего правомерность осуществления безлицензионного вывоза контролируемых товаров;

·заключения организации, получившей в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров, либо специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля о непринадлежности декларируемого товара к объектам экспортного контроля.

Если разрешительный документ отсутствует, то проводится дополнительная проверка в целях принятия решения о необходимости независимой идентификационной экспертизы товара для целей экспортного контроля или решения о выпуске товаров без ее проведения.

В ходе проведения дополнительной проверки используются коммерческие документы, техническая документация на товар, информация, поступающая по линии правоохранительных и контролирующих органов.

Проведение дополнительной проверки включает в себя несколько этапов и на основании обобщения результатов, полученных на всех этапах проверки, принимается одно из следующих решений:

·о необходимости подтверждения сведений, заявленных о товаре, посредством представления одного из разрешительных документов. Данное решение принимается, если наименование декларируемого товара соответствует общетехническому наименованию товара, включенного в контрольные списки, при соблюдении условий, перечисленных в пункте 18 Инструкции №1545;

·о возможности выпуска товара;

·о необходимости представления заключения специально уполномоченного органа исполнительной власти в области экспортного контроля о возможности осуществления внешнеторговой сделки. Данное решение принимается при наличии в таможенном органе информации о возможном использовании декларируемого товара при создании оружия массового поражения средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также возможной причастности конечного пользователя товара или отправителя к нарушениям законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.


1.4 Применение мер государственного принуждения (санкций)


В соответствии со статьей 30 Закона №183-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля является:

·осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые распространяется экспортный контроль, без лицензий и разрешений;

·получение данных лицензий и разрешений посредством предоставления поддельных документов или документов, содержащих недостоверные сведения;

·нарушение требования лицензий и разрешений на осуществление внешнеэкономических операций, предмет которых является объектом экспортного контроля;

·неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;

·создание препятствий для выполнения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти своих функций в области экспортного контроля;

·необоснованный отказ в предоставлении информации для целей экспортного контроля, ее умышленное искажение или сокрытие;

·нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок, предметы которых являются объектами экспортного контроля.

Должностные лица организаций и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, согласно статье 31 Закона №183-ФЗ несут уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об экспортном контроле:

"Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле

. Осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

. Несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда".

В соответствии со статьей 32 Закона №183-ФЗ за нарушение лицензионного порядка осуществления внешнеэкономических операций, предмет которых подпадает под действие системы экспортного контроля, если такое нарушение причинило существенный ущерб интересам Российской Федерации, обороне и безопасности государства, если оно совершено повторно, организация может быль лишена права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех лет. Решение о лишении организации права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности принимается Правительством Российской Федерации.

Статьей 189 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ предусмотрена ответственность за незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий, работ и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники:

"Статья 189. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

. Незаконные экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 188 и 275 настоящего Кодекса), - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в настоящей статье понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя"


2. Экспортный контроль США


Многие российские компании заинтересованы в импорте из США различных видов продукции, признаваемой американской стороной продукцией двойного назначения (т.е. используемой как в военных, так и в гражданских целях).

Настоящее практическое руководство освещает основные практические аспекты процедуры экспортного контроля продукции двойного назначения в США.


2.1 Основополагающие принципы


Режим экспортного контроля предусматривает возможность наложения ряда ограничений на вывоз товара из США, которые могут заключаться в необходимости получения разрешения на экспорт (лицензии), запрете на экспорт в ряд стран, контроле за конечными пользователями вывезенного из США товара и ряде других ограничений.

Перед анализом самой процедуры экспорта и необходимых действий экспортера/импортера необходимо обозначить понимание термина "экспорт" в контексте законодательства об экспортном контроле.

В соответствии с Правилами экспортного контроля (Export Administration Regulation) существует три вида экспорта:

) собственно экспорт (перемещение объекта контроля через государственную границу США морским, сухопутным, воздушным или железнодорожным транспортом, а также по почте);

) передача контролируемого объекта (например, схемы, чертрежа, компьютерной программы) по факсу, электронной почте, путем загрузки на вэб-сайт, по телефону за пределы США, а также расположенным на территории США иностранным посольствам и иностранным юридическим лицам;

) подразумеваемый экспорт (deemed export), под которым понимается предоставление иностранному гражданину (иностранным посольствам, иностранным юридическим лицам) возможности для визуального ознакомления (в том числе на территории США) с техническими спецификациями, чертежами, принципиальными схемами и иными документами, характеризующими с технической стороны технологию или программное обеспечение, включая устное обсуждение с ними технических вопросов.

Конкретная последовательность действий экспортера и импортера контролируемых товаров зависит от ответа на следующие центральные вопросы:

1.Какой товар подлежит экспорту?

2.В какую страну товар экспортируется?

.Кто является конечным получателем (пользователем) товара?

.Каково планируемое конечное использование товара?

Ниже проведем анализ практических действий, осуществляемых при экспорте из США продукции в связи с требованиями режимов экспортного контроля.


2.2 Общая информация: списки объектов экспортного контроля


В настоящее время все экспортируемые из США товары делятся на следующие три основные группы:

) товары, не подлежащие экспортному контролю;

) товары военного назначения, контролируемые Списком вооружений США (US Munitions List);

) товары двойного назначения, перечень которых определен Списком торгового контроля США (Commercial ControlList).

Для определения конкретного режима экспортного контроля необходимо осуществить следующую последовательность логических и юридических действий:

) перевести название товара на английский язык;

) самостоятельно классифицировать товар в зависимости от его групповой принадлежности по одной из категорий Списка вооружений США и Списка торгового контроля.

Каждый контролируемый товар в соответствии с обоими списками разделен на категории по групповой принадлежности: Список торгового контроля США состоит из 10 категорий, а Список вооружений США - из 19 категорий.

Экспортеру и заинтересованному импортеру необходимо самостоятельно отнести товар к одной из указанных классификационных групп в зависимости от его физических и потребительских свойств.

После групповой идентификации необходимо осуществить поиск объекта экспорта внутри конкретной контролируемой группы. Если товар находится в одной из категорий одного из двух списков контроля, то данный товар с большой степенью вероятности является предметом экспортного контроля. Если нет, то такой товар скорее всего не является объектом контроля.

В случае наличия сомнения в правильности классификации того или иного объекта экспортер или импортер могут направить классификационный запрос в Бюро промышленности и безопасности Минторга США (по товарам, включенным в Список торгового контроля) или в Директорат по оборонной торговле Государственного департамента США (по товарам, включенным в Список вооружений США).

Применительно к товарам Списка коммерческого контроля экспортер и импортер могут воспользоваться классификационным индексом, в котором первая цифра - это наименование группы контроля, последующие цифры - это номер конкретного товара внутри группы. Например, если лицо имеет намерение приобрести в США водонепроницаемые подводные телевизионные камеры (Television cameras, underwater), то данное лицо, воспользовавшись приведенным выше индексом, сможет установить, что данный товар относится к Списку торгового контроля, раздел "Морское оборудование" и подлежит экспортному контролю на условиях, определенных списком.

) Если экспортируемый товар не отнесен ни к одному из Списков контроля, необходимо проверить, не распространяются ли на данный товар общие запреты на экспорт (эмбарго), установленные США в отношении ряда стран и конечных пользователей (см. подробнее п. 4 настоящего методического руководства);

) Если экспортируемый товар относится к Списку вооружений США, необходимо в дальнейшем следовать инструкциям, устанавливаемым для данной группы товаров Государственным департаментом США. Процедуры экспортного контроля товаров данной группы не являются предметом анализа настоящих методических рекомендаций;

) Если экспортируемый товар отнесен к списку коммерческого контроля, в целях определения режима его экспорта необходимо выяснить классификационный номер товара, а также причины осуществления контроля его экспорта.

экспортный внешнеэкономический таможенный контроль

2.3 Режимы экспорта, обусловленные регулированием экспорта конкретного товара


Как отмечалось выше, режим экспортного контроля зависит от того, что, куда и для каких целей экспортируется.

В настоящем разделе рассматриваются режимы экспортного контроля, связанные с его классификацией согласно Списку торгового контроля, то есть режимы, обусловленные видом экспортируемого товара.

Каждый товар в соответствии со Списком торгового контроля имеет свой классификационный номер (ECCN), который состоит из цифры от 0 до 9, определяющей категорию списка, буквы от A до E, определяющей подкатегорию товара, а также трехзначного порядкового номера товара внутри каждой категории и подкатегории (например, ECCN может выглядеть как 1A001).

Режим экспортного контроля в зависимости от вида экспортируемого товара определяется следующим образом:

) выявляется категория контролируемых товаров. Список торгового контроля состоит из следующих категорий:

Категория 0: Ядерные материалы, приспособления и оборудование, и прочее;

Категория 1: Материалы, химикаты, микроорганизмы, токсины;

Категория 2: Материалы, требующие переработки;

Категория 3: Электроника;

Категория 4: Компьютеры;

Категория 5: Средства связи и средства защиты информации;

Категория 6: Сенсоры и лазеры;

Категория 7: Навигация и авиационная радиоэлектроника;

Категория 8: Морское оборудование;

Категория 9: Силовые установки, космические суда и относимые объекты.

) выявляется подкатегория товара. Каждая категория Списка торгового контроля делится на следующие подкатегории:

(А) оборудование, сборные изделия и компоненты;

(B) тестирование, инспекции и эксплуатационное оборудование;

(C) материалы;

(D) программное обеспечение;

(E) технологии.

) находится номер товара внутри каждой подкатегории;

) в описании товара определяется графа "Причина для контроля". Список торгового контроля предусматривает следующие виды причин для контроля

NS (National Security) - национальная безопасность;

- MT (Missile Technology) - ракетные технологии;

- CB (Chemical & Biological Weapon) - химическое и биологическое оружие;

NP (Nuclear Nonproliferation) - нераспространение ядерного оружия;

CW (Chemical Weapons Convention) - конвенция о нераспространении химического оружия;

FC (Firearms Convention) - конвенция о нераспространении огнестрельного оружия;

- UN (United Nations Embargo) - эмбарго ООН;

- СС (Crime Control) - противодействие преступности;

AT (Anti-Terrorism) - антитеррористическая деятельность;

EI (Encryption Items) - криптографическая продукция;

RS (Regional Stability) - региональная стабильность;

SI (Significant Items) - значимые объекты;

SL (Surreptitious Listening) - средства прослушивания.

) определяется страна конечного назначения экспортируемого товара;

) определяется режим экспорта в соответствии со страновой таблицей (Commerce Country Chart). Для этого, в левой колонке таблицы, находится страна конечного назначения товара, в правой - причины для контроля конкретного товара.

Если для данной страны применительно к данной причине контроля стоит знак "X", то по общему правилу экспорт товара в данную страну требует разрешения (лицензии).

Если для данной страны применительно к данной причине контроля знак "Х" отсутствует, это значит, что экспортной лицензии не требуется, за исключением случаев, когда основанием экспортного контроля является экспорт товара в конкретную страну, конкретному конечному пользователю или в связи с конкретным видом использования, то есть если экспорт регулируется по основаниям, не связанным собственно с объектом экспорта.

) если для экспорта по общему правилу требуется лицензия, выясняется, распространяется ли применительно к конкретному экспортеру установленный США льготный режим экспорта контролируемых товаров. Если такой режим распространяется, экспорт осуществляется без лицензии;

) если товар формально подпадает под характеристики контролируемых товаров в соответствии со Списком торгового контроля, но непосредственно не представлен в Списке торгового контроля, для целей экспорта данный товар классифицируется как товар группы "EAR 99". По многим позициям, поименованным в Списке торгового контроля, есть отдельная оговорка о том, что те же товары, описанные в Списке, но с технологическими характеристиками меньшими, чем указаны в Списке, классифицируются как товар группы "EAR99". Данной группой, как правило, охватываются низкотехнологические потребительские товары. Экспорт данных товаров осуществляется без лицензии, за исключением экспорта в ряд стран, в отношении которых действуют режимы эмбарго.


.4 Страновые ограничения по экспорту контролируемых товаров


Помимо объектного контроля правила экспортного контроля накладывают значительные ограничения на экспорт многих товаров в зависимости от страны-конечного получателя экспортируемого товара, а в ряде случаев - от конкретного получателя товара.

В этой связи при оценке перспектив экспорта из США продукции двойного назначения, а также в целях избежания применения гражданских и уголовных санкций за нарушение режима экспортного контроля, потенциальному экспортеру и импортеру необходимо осуществить следующие действия:

) Все страны мира разделены на группы A, B, D, E в зависимости от степени оценки США угрозы с их стороны. Россия находится в группе D - страны, вызывающие озабоченность (Countries of Concern). Для определения регулирования экспорта в конкретную страну необходимо ознакомиться со списком режимов различных стран применительно к экспортному контролю США. Крестик в графе соответствующей страны означает необходимость получения лицензии либо (в ряде случаев) эмбарго на поставку определенной группы товаров, указанной в правом столбце таблицы.

) Помимо странового списка, существуют несколько списков конечных получателей, экспорт контролируемых товаров которым либо требует лицензии, либо запрещен. После ознакомления с общими ограничениями применительно к конкретной стране необходимо выяснить, не является ли экспортер, импортер или конечный получатель экспортируемого товара лицом, включенным в один из нижеперечисленных списков:

список запрещенных лиц;

список неустановленных лиц;

список лиц, экспорт которым подлежит лицензированию независимо от наличия или отсутствия других условий;

список дисквалифицированных лиц.

В зависимости от включения экспортера или импортера (конечного пользователя) экспортируемого товара в тот или иной список контроля решается вопрос о необходимости получения экспортной лицензии либо о невозможности (запрете) экспорта.


.5 Изъятия из требований о наличии экспортной лицензии


После того, как потенциальный экспортер убедился в том, что для экспорта конкретного товара в конкретную страну конкретному конечному пользователю нужна лицензия (независимо от того, обусловлена ли необходимость ее получения экспортируемым товаром, страной назначения или конечным пользователем), следующим этапом является определение применимости к данному экспорту лицензионных исключений.

Лицензионное исключение - это разрешение, позволяющее в соответствии с его условиями осуществлять экспорт объектов, контролируемых Списком торгового контроля, без лицензии, даже если по общему правилу получение лицензии является необходимым.

Информация о лицензионных исключениях устанавливается применительно к каждому товару в рамках его описания в Списке торгового контроля.

Существуют следующие основные случаи экспортных исключений:

) SLV (Shipment of limited value) - данное исключение позволяет экспортировать без лицензии товар в пределах ограниченной стоимости поставки. Правило действует только для экспорта в страны группы B.

) GBS (Shipment to B countries) - данное исключение, обозначаемое в Списке торгового контроля как "GBS - Yes", позволяет осуществлять экспорт товаров (без ограничения стоимости) в страны, входящие в группу B списка режимов различных стран.

) CIV (Civil End-users) - указанное исключение позволяет экспортировать в страны, входящие в группу D:1, товары, контролируемые по соображениям национальной безопасности (NS), если конечными получателями товара являются гражданские лица. Исключение не распространяется на Северную Корею.

) TSR (Technology and software under restriction) - данное исключение разрешает экспорт и реэкспорт технологий и программного обеспечения, которые по общему правилу требуют лицензии, если контроль данных объектов осуществляется по причине национальной безопасности (NS), а экспорт осуществляется конечному получателю в стране, входящей в группу B. В Списке торгового контроля исключение обозначается как "TSR - Yes".

Список торгового контроля предусматривает ряд иных лицензионных исключений, носящих более частный характер.

Если экспорт какого-либо товара подпадает под действие того или иного лицензионного исключения, такой экспорт осуществляется без получения лицензии, но с соблюдением дополнительных требований, применяемых к конкретному виду исключений.


.6 Порядок получения экспортной лицензии


Экспортная лицензия (когда она требуется) должна быть получена непосредственно экспортером, находящимся на территории США.

Обращение за получением лицензии в большинстве случаев осуществляется в электронном виде в следующем порядке:

) потенциальный экспортер регистрируется в системе электронной выдачи экспортных лицензий SNAP-R .

) после подтверждения регистрации администратором системы экспортер может приступить к заполнению заявления о выдаче лицензии.

) заявление должно раскрывать информацию о поставляемом товаре, его классификации в соответствии со Списком торгового контроля, физических свойствах, а также о получателе товара, его контактные данные, предполагаемый способ использования экспортируемого товара;

) общие требования к заполнению заявления о выдаче лицензии приведены в Приложении 1 раздела 748 Правил экспортного контроля. К ряду товаров (например, химической продукции и многим другим видам) применяются дополнительные требования по заполнению анкеты.

) к заявлению должен быть приложен значительный перечень документов, зависящий от типа товара и страны назначения экспорта.

) в ряде случаев (например, экспорт товаров, контролируемых по причине национальной безопасности) экспортер для получения лицензии обязан предоставить сертификат конечного пользователя (импортный сертификат) - официальный документ страны импорта, подтверждающий, что именно импортер будет являться конечным пользователем объекта на территории страны его места нахождения. В России функции по выдаче данных сертификатов применительно к продукции двойного назначения принадлежат, Федеральной службе по техническому и экспортному контролю. Нормативным актом, регулирующим порядок выдачи сертификатов, является: Постановление Правительства РФ от 11.10.1993 № 1030.

) если предоставление сертификата не требуется, конечное назначение экспортируемого товара подтверждается соответствующей декларацией получателя, также представляемой при обращении за лицензией (см. форму такого заявления);

) после предоставления полного комплекта документов Бюро промышленности и безопасности в течение 9 дней имеет право принять решение о проведении консультаций с иными государственными органами США по вопросам, связанным с выдачей лицензии. В любом случае решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии должно быть принято в течение одного месяца с момента подачи полного комплекта документов.


.7 Специфика таможенного оформления товаров, подлежащих экспортному контролю


Особенности таможенного регулирования товаров, подлежащих экспортному контролю, сводятся к следующим основным моментам:

) экспортер заполняет экспортную декларацию, в которой указывает либо на наличие лицензии на экспорт, либо на лицензионное исключение, представляет описание объекта, указывает его классификационный номер (ECCN) либо на его отсутствие, а также представляет иную предусмотренную декларацией информацию;

) если экспортер имеет право на пользование автоматизированной системой экспорта (AES), соответствующая информация передается через данную систему посредством заполнения электронной экспортной информации (EEI);

) в ряде случаев (например, воздушная перевозка, осуществляемая пассажиром), заполнение декларации требуется только в случае экспорта товаров, требующих лицензии. В данных случаях при экспорте без лицензии или в порядке экспортного исключения заполнение таможенных деклараций не требуется

) экспорт товаров, требующих экспортной лицензии, подлежит дополнительному контролю уже после выбытия товара с таможенной территории США. Так, перевозчик товара обязан уведомить Бюро промышленности и безопасности обо всех случаях несанкционированного изменения маршрута следования товара. Во многих случаях Бюро требует официального подтверждения ввоза в страну товара, экспортируемого по лицензии (применительно к России данные подтверждения выдаются Федеральной таможенной службой России).


Список использованных источников


1 .Конституция РФ, принята 12.12.93 г.

. Таможенный кодекс РФ (1993 г.).

.Таможенный кодекс Российской Федерации (2003 г.)

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ с изменениями и дополнениями в ред. ФЗ от 08.12.2003 №162-ФЗ, 169-ФЗ.

. Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 г.№3615-1.

. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. - М.: издательство НОРМА, 2001.

.Жуков Е.Ф. Международные экономические отношения.

ООО "Издательство Юнити-Дана",- М,1999.


Теги: Экспортный контроль в Российской Федерации и за рубежом  Реферат  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 25700
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экспортный контроль в Российской Федерации и за рубежом
Назад