Шанхайская организация сотрудничества: подходы России и Китайской Народной Республики


Шанхайская организация сотрудничества: подходы России и Китайской Народной Республики


Введение

шанхайский россия китайский сотрудничество

Распад Советского Союза внес свои коррективы в развития современной геополитической карты мира. На протяжении 1990-х гг. происходили важные изменения, особенно в регионе Азиатско-Тихоокеанского региона.

Создание Шанхайской организации сотрудничество получило толчок после решения территориальных споров между КНР с одной стороны и Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном с другой. Для дальнейших консультаций было принято проводить регулярные консультации, что в итоге привело к созданию механизма международной организации, а в последствии в июне 2001 к созданию Шанхайской организации сотрудничества [1].

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня возрастает роль КНР и Российской Федерации в международных отношениях. Страны проводят многовекторную внешнюю политику, а ШОС стала сегодня важным механизмом внешнеполитической деятельности России и Китая.

Необходимо отметить, что КНР и Россия лидеры организации, между которыми существуют разногласия по поводу направленности работы организации.

В первую очередь это области развития работы организации, а также механизмы решения. КНР выступает за развития в большей степени экономических связей внутри организации, тогда как Российская Федерация стремится развивать отношения внутри ШОС на основе борьбы с терроризмом.

Различия в подходах проводимой политики заключаются в том, что Россия стремится делегировать часть полномочий, с целью разрешения территориальных споров, проведения антитеррористических мероприятий и др.

Целью работы является изучение подходов работы России и Китая в рамках ШОС.

Для реализации данной цели предусмотрено решение следующих задач:

проанализировать причины создания ШОС;

выделить различия в подходах России и КНР в рамках работы в ШОС.

Предметом работы является подходы России и Китая в ШОС.

Объект работы международные отношения.


В 1980-е - начале 1990-х гг. одной из самых обсуждаемых теорий социальных наук стала теория "нового институционализма", которая отрабатывалась на примере социологии, политэкономии и только позже на основе политологии и международных отношений.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. вопрос о состоятельности государств Центральной Азии в условиях давления со стороны исламистов на фоне крайне слабого российского участия подвинуло КНР укрепить северо-западные границы созданием Организации.

После подписания в апреле 1996 г. соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы и спустя год - о взаимном сокращении вооруженных сил в 200-километровой полосе вдоль нее их участники - Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, с одной стороны, и КНР, с другой, - активно взаимодействовали не только по реализации конкретных мероприятий, предусмотренных этими соглашениями, но и в более широком плане обеспечения стабильности и безопасности в регионе.

Термин "Шанхайская пятерка" существует с 1996 года, со времени проведения в Шанхае 26 апреля первой встречи руководителей пяти государств. Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, составляющие Совместную Сторону, и Китай, далее именуемые Сторонами подписали соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. Шесть лет назад при создании "Шанхайской пятерки" ставили перед собой самые главные цели - разрешение приграничного территориального вопроса, сохранение безопасности и укрепление доверия в военной области в районе границы между пятью странами. "Шанхайская пятерка" выдержала испытание временем и стала принципиально новой международно-правовой структурой. В течение прошедших пяти лет постоянно повышался авторитет "Шанхайской пятерки". Время, прошедшее со дня ее образования, показало жизнеспособность и практическую неисчерпаемость ее формата. Она привнесла элемент новизны в практику современных международных отношений. Тем самым, механизм "Шанхайской пятерки" вносит активный вклад в установление нового политического и экономического международного порядка. К своему шестилетнему рубежу "Шанхайская пятерка" подошла с весомым багажом достижений во многостороннем взаимодействии, а тематика обсуждений в рамках таких встреч уже вышла далеко за пределы трансграничного сотрудничества и включает в себя широкий спектр контактов в различных областях.

Событий 11 сентября 2001 г. только укрепили Пекин и Москву в стремлении укрепиться в Евразии как во "внутреннем регионе", но подобные потребности были ограничены прямым вмешательством США и Запада в дела региона.

Тем не менее "внутренний дизайн" ШОС сохранился, что и было подтверждено Астанинской декларацией 2005 г.

Сложным временем для ШОС стал период 2007-2008 гг., когда конкурирующие подходы России и Китая стали очевидны всем. Для России ШОС - это продолжение строительства архитектуры евразийской безопасности, но для Китая Организация - это инструмент укрепления внутренней Евразии через экономические рычаги, которые так сильны в руках Пекина [2, с. 15].

Мировой экономический кризис стал временем укрепления Китая, но поведение таких региональных игроков как Казахстан и Узбекистан показал, что ШОС - это площадка (или вернее сказать поле) для маневра в деле укрепления национального суверенитета, так как предложенная экономическая помощь от Пекина была вежливо отклонена. Совсем другое дело Кыргызстан и Таджикистан, которые рады любой помощи.

Проект Таможенного союза воспринимается Китаем как конкурентный проект и здесь ожидается подковерная борьба за экономическое влияние.

Юбилей ШОС в 2011 г. показал, что приоритеты у Организации все те же - "мягкий" контроль над Евразией. Анптинаркотическая стратегия 2011 г. тому немаловажный показатель.

Отдельное внимание стоит уделить основным приоритетам деятельности организации - они весьма обширны и расплывчаты (безопасность, экономическое и гуманитарное сотрудничество). Подобная незавершенность формулирования миссии также закономерна так как регионализация Евразии с участием России и Китая проходит в жесткой конкурентной борьбе с исламским миром и Западом, то желание "объять необъятное" также является закономерным.

Сохранение безопасности в регионе и формирование Шанхайская организация сотрудничества сформировалась на базе "Шанхайской пятерки". Термин "Шанхайская пятерка" существует с 1996 года, со времени проведения в Шанхае 26 апреля первой встречи руководителей пяти государств. Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, с одной стороны, и Китай с другой, подписали соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. При создании "Шанхайской пятерки" страны ставили перед собой самые главные цели - разрешение приграничного территориального вопроса, сохранение безопасности и укрепление доверия в военной области в районе границы между пятью странами. "Шанхайская пятерка" выдержала испытание временем и стала принципиально новой международно-правовой структурой. В течение прошедших лет постоянно повышался авторитет "Шанхайской пятерки". Время, прошедшее со дня ее образования, показало жизнеспособность и практическую неисчерпаемость ее формата. Она привнесла элемент новизны в практику современных международных отношений. Тем самым, механизм "Шанхайской пятерки" вносит активный вклад в установление нового политического и экономического международного порядка.

В 2001 году в Шанхайском форуме "Шанхайская пятерка" получила новое название. Она была преобразована в Шанхайскую организацию сотрудничества с включением в нее шестого государства - Узбекистана. Это встреча лидеров Китая, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана в Шанхае является первой встречей руководителей шести стран в наступившем веке. ШОС откроет новую страницу в истории отношений названных стран и станет важной вехой в содействии их многостороннему сотрудничеству. Шанхайский саммит стал существенным шагом от мер доверия к широкомасштабному всестороннему сотрудничеству. Он является конкретной формой обеспечения стабильности и безопасности в регионе. Шанхайская организация сотрудничества станет одним из противовесов монополярной модели мироустройства.

КНР совместно с другими участниками "пятерки" в принятой за год до создания ШОС Душанбинской декларации выступила также "против вмешательства во внутренние дела других государств, в том числе под предлогом "гуманитарной интервенцию) и "защиты прав человека". Позиция китайской стороны становилась все более определенной в условиях активизации политики силы единственной мировой сверхдержавы, резкого ухудшения китайско-американских отношений после бомбардировки посольства КНР в Белграде и очередного обострения тайваньской проблемы в 1999 г. Таким образом, оформленное на встречах "пятерки" сотрудничество на основе предложенных китайской стороной идеологических принципов для КНР было обусловлено, во-первых, общими проблемами региональной безопасности, а также, хотя и в несколько меньшей степени, американским фактором [3, с. 55].

Анализируя работы китайских исследователей-международников, можно выделить следующие отмечавшиеся ими практические задачи КНР при создании ШОС:

сдерживание сепаратистских сил "Восточного Туркестана" (Чжао Хуашэн, Син Гуанчэн);

обеспечение такого уровня безопасности, при котором Центральная Азия являлась бы надежным тылом КНР в решении проблемы юго-востока (Чжао Хуашэн);

развитие многоплановых экономических отношений (торговля, энергетическое сотрудничество в целях импорта энергоресурсов) (Чжао Хуашэн, Пань Гуан, Син Гуанчэн);

упрочение роли "ответственной державы" и снятие так называемой "китайской угрозы" в соседних государствах (Цзян И);

увеличение влияния на международной арене, усиление возможностей контроля ситуации в Центральной Азии, уменьшение возможностей влияния сверхдержавы в регионе (Чжао Хуашэн, Цзян И);

достижение стратегического согласия между КНР и РФ в Центральной Азии, признание интересов друг друга в регионе и установление отношений стратегического сотрудничества (Чжао Хуашэн, Цзян И) [5].

В отличие от КНР, внешняя политика РФ во второй половине 1990-х гг. претерпела принципиальные изменения по сравнению с первой половиной десятилетия. Поворот от евроатлантизма к континентальности, продвижение к многополюсному миру получили доктринальное оформление после 1996 г., когда министром иностранных дел РФ стал Е. Примаков. Россия вновь обратила внимание на ключевую роль центральноазиатского региона в обеспечении безопасности ее южных рубежей в условиях развития внутриафганского конфликта и потери власти в Кабуле признанного Москвой президента Б. Раббани. Настораживало и развитие крайне важным в геополитическом отношении Узбекистаном отношений "стратегического партнерства" с США. Официальный Ташкент стремился получить гарантии безопасности в случае выхода афганского конфликта на узбекскую территорию и охотно пошел на сближение с США и развернутое участие в программе НАТО "Партнерство ради мира". В России же официально декларированные намерения противостоять "попыткам других государств ограничить ее влияние" и "ослабить ее позиции в Закавказье и Центральной Азии" оказались несостоятельны ми в условиях азиатского финансового кризиса 1997 г., падения цен на энергоносители и ослабления фондовой, валютной бирж и рынка облигаций, увенчавшихся августовским дефолтом 1998 г. Экономическая интеграция в СНГ становилась практически невозможной. Вместе с выходом талибов к северным границам Афганистана и ориентацией Узбекистана, Туркменистана и Кыргызстана на помощь западных партнеров это означало сильнейший вызов для РФ в регионе и в СНГ в целом [3, с. 54].

Следует отметить, что в отношениях РФ и КНР второй половины 1990-х гг. последовательно прослеживалось стремление сформировать новый, так называемый многополюсный международный порядок как ответ на "новые проявления блоковой политики", попытки "расширения и усиления военных блоков" (НАТО) и тенденции к "установлению примата силы над международным правом". Подобное сближение соответствовало озвученной в декабре 1998 г. "доктрине Примакова": продвижении к многополярности и желательному формированию треугольника "Москва-Дели-Пекин". Отношения по линии "Москва-Пекин" выстраивались в ситуации, когда Москва не имела достаточного экономического и политического влияния в Центральной Азии, а Пекин - легитимного с точки зрения РФ обоснования расширения своего присутствия в регионе. Москва, для которой вопросы об угрозе дестабилизации региона или заполнения центральноазиатского "вакуума" западными акторами встал крайне остро в условиях российского финансового коллапса, была согласна установить с КНР "правила игры" в Центральной Азии. При этом российские инициативы на саммитах "шанхайской пятерки" имели не идейный, как у КНР, а четкий прикладной характер: в ее интересах было ускорить проведение встреч министров обороны, совещаний глав правоохранительных органов. Это означало, что российские интересы в "пятерке" были нацелены именно на сферу безопасности.

После занятия В. Путиным поста российского президента курс на формирование "многополярной системы международных отношений" продолжал оставаться ключевым во внешнеполитической доктрине РФ. Приоритетным направлением внешней политики оставалось СНГ, на пространстве которого в 2000 г. было заявлено новое экономическое объединение ЕврАзЭС. Однако российская экономика не полностью избавилась от последствий кризиса 1998 г., к тому же в условиях ведения второй чеченской кампании говорить о возможностях строго самостоятельного решения проблем безопасности в центральноазиатском регионе было сложно. При этом данные проблемы не теряли своей остроты. В ходе систематических наступлений Исламского Движения Узбекистана (ИДУ) на территорию Кыргызстана и Узбекистана в 1999-2000 гг. ситуация в регионе приближалась к критической точке. "Шанхайская пятерка", к которой в 2000 г. присоединился Узбекистан, могла стать для РФ интересным механизмом для решения вопросов безопасности в Центральной Азии совместно с КНР. При этом по показателям торговли с регионом КНР явно уступала РФ. Принципиальная разница состояла в том, что Россия в данном отношении последовательно теряла позиции в Центральной Азии, а Китай - последовательно их занимала. В описанных условиях согласие на инициированное КНР развитие "шанхайского процесса" выглядело вынужденным шагом [4].

О взгляде РФ на ШОС достаточно четко высказался президент В. Путин на установочном саммите "шестерки" в июне 2001 г.: российская сторона предпочитала рассматривать создававшуюся организацию как "воплощение концепции безопасность через сотрудничество" консенсус был официально подтвержден в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, заключенном на двадцатилетний срок. РФ и КНР взяли на себя обязательства по "укреплению стабильности, утверждению атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества в регионах, прилегающих к их территориям", содействуя "усилиям по созданию в этих регионах соответствующих их реалиям многосторонних механизмов взаимодействия по вопросам безопасности и сотрудничества" (ст. 14). "Реалии" центральноазиатского региона на тот момент требовали безотлагательного решения и привели РФ в ШОС.

С середины 2000-х гг. Китай начал обращать внимание на гуманитарное взаимодействие в ШОС, выдвигая конкретные инициативы. Еще на Астанинском саммите 2005 г. Ху Цзиньтао выступил с идеей организации в КНР трехлетней подготовки 1500 специалистов и управленцев стран-членов ШОС. Взаимодействие в области образования могло способствовать дальнейшему укреплению авторитета КНР в регионе и отвечало курсу Пекина на распространение вовне китайской культуры, а также концепции "мягкой силы" во внешней политике, официально утвержденной XVII съездом КПК в 2007 г. В таком контексте руководство КНР последовательно выдвигало инициативы выделения китайской стороной стипендий для студентов из стран-членов ШОС, организации в КНР курсов для студентов и учащихся стран ШОС. Ответное предложение России в гуманитарной области имело реактивный характер: в 2007 г. президент В. Путин обосновал необходимость создания Университета ШОС как сети учебных заведений шести государств с согласованной программой обучения.

Сложным временем для ШОС стал период 2007-2008 гг., когда конкурирующие подходы России и Китая стали очевидны всем. Для России ШОС - это продолжение строительства архитектуры евразийской безопасности, но для Китая Организация - это инструмент укрепления внутренней Евразии через экономические рычаги, которые так сильны в руках Пекина.

Мировой экономический кризис стал временем укрепления Китая, но поведение таких региональных игроков как Казахстан и Узбекистан показал, что ШОС - это площадка (или вернее сказать поле) для маневра в деле укрепления национального суверенитета, так как предложенная экономическая помощь от Пекина была вежливо отклонена. Совсем другое дело Кыргызстан и Таджикистан, которые рады любой помощи [5, с. 11].

Юбилей ШОС в 2011 г. показал, что приоритеты у Организации все те же - "мягкий" контроль над Евразией. Антинаркотическая стратегия 2011 г. тому немаловажный показатель.

Таким образом, на протяжении 2000-ых гг. стали очевидны различия в подход к существованию и формированию Шанхайской организации сотрудничества между Россией и КНР. Для России важной целью является укрепление в АТР, развитие политики направленной против распространения терроризма, разрешения споров и другое. Для КНР - это развитие экономических связей в регионе.


Заключение


Сохранение безопасности в Центрально-Азиатском регионе будет приоритетным направлением деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и в будущем. Шанхайская организация сотрудничества придает большое значение региональной безопасности и предпринимает все усилия для ее обеспечения.

Главная задача "Шанхайской пятерки" - ускорить решение приграничных территориальных вопросов.

С самого начала создания ШОС существовали различия в подходах к дальнейшей организации сотрудничества. В условиях растущего влияния на международные отношения Соединенными штатами Америки, а также угроза вмешательства на северо-западе страны со стороны Афганистана, рост зависимость экономики страны от нефти и другие факторы вынудили Китай проводить активную внешнюю политику.

Российская Федерация также была открыта к диалогу, а развитие связей с КНР имело также большое значение, особенно с целью разрешения территориальных споров.

Самой важной причиной, по моему мнению, было развитие экономических связей, которое было обусловлено быстрым развитием экономического потенциала КНР.

Вторая причина - это разрешение территориальных споров с бывшими советскими республиками, но после того, как эта проблема была решена, КНР стал дистанцироваться от этой политики, потому что у страны существует ещё одна проблема - принадлежности Тайваня, которую Китай стремится разрешить без вмешательства посторонних сил.

Для России важное значение имеет ее укрепление в Азиатско-Тихоокеанском регионе, потому что в 2000-е гг. страна стала претендовать не только на лидерство в регионе, но и в мире. КНР сегодня негласно выступает против укрепления российского влияния в регионе. Кроме этого Россия стремится больше развивать связи в области политики, в области противодействия терроризма и др.

Не смотря на различия в области сотрудничества в рамках организации, существуют и точки соприкосновения в рамках организации, то есть против усиления американского засилья в регионе и в мире.


Список использованных источников


1.Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества / Шанхайская организация сотрудничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <#"justify">6.Сыроежкин К. Шанхайская организация сотрудничества: возможности для России / К. Сыроежкин // Центральная Азия и Кавказ. - 2011. - №14. - С. 12-19.


Теги: Шанхайская организация сотрудничества: подходы России и Китайской Народной Республики  Реферат  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 36853
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Шанхайская организация сотрудничества: подходы России и Китайской Народной Республики
Назад