Теории международной торговли

Лекция по теме: Теории международной торговли

международный торговля парадокс леонтьев

1. Теории международной торговли

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

В разное время появлялись и опровергались различные теории мировой торговли, которые тем или иным образом пытались объяснить происхождение этого явления, определить его цели, законы, преимущества и недостатки. Ниже приводятся наиболее распространённые теории международной торговли.

Меркантелистская теория международной торговли.

Из теорий международной торговли первой появилась меркантилистская теория, разработанная и проводившаяся в жизнь в XVI-XVIII вв. Яркими представителями данной школы выступали Томас Мен и Антуан Монкретьен. Сторонники этой теории не учитывали той выгоды, которую в ходе международного разделения труда страны получают от импорта иностранных товаров и услуг, а экономически оправданным считали только экспорт. Поэтому меркантилисты считали, что стране нужно ограничивать импорт (кроме импорта сырья) и стараться все производить самой, а также всячески поощрять экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота). Приток золота в страну в результате положительного торгового баланса увеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.

Главным недостатком этой теории следует считать представление меркантилистов, идущее еще от средневековья, что экономическая выгода одних участников товарообменной сделки (в данном случае стран-экспортеров) оборачивается экономическим ущербом для других (стран-импортеров). К главному достоинству меркантилизма можно отнести разработанную им политику поддержки экспорта, которая, однако, сочеталась с активным протекционизмом и поддержкой отечественных монополистов. В России наиболее ярким меркантилистом был, вероятно, Петр I, который всячески поощрял российскую промышленность и экспорт товаров, в том числе через высокие ввозные пошлины, раздачу привилегий отечественным монополистам.

Теория абсолютных преимуществ А. Смита.

Из совершенно другой предпосылки (по сравнению с меркантилистской теорией) исходила теория абсолютных преимуществ. Ее создатель, Адам Смит, начинает первую главу своей знаменитой книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.) словами о том, что «величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда», и далее приходит к выводу, что «если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом».

Теория абсолютных преимуществ гласит, что стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества. В противоположность меркантилистам А. Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке, разделяя выдвинутый французской экономической школой физиократов принцип «laissez-faire» - невмешательства государства в экономику.

К наиболее сильной стороне теории абсолютных преимуществ нужно отнести то, что она демонстрирует преимущества международной торговли для всех ее участников, к слабой стороне - что она не оставляет в международной торговле места тем странам, у которых все товары производятся без абсолютных преимуществ перед другими странами.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо.

Бывший лондонский дилер Давид Рикардо в своей книге «Принципы политической экономии и налогового обложения» (1817г.) посвятил этой теории главу, в которой доказал, что в международной торговле выгодно участвовать всем странам.

Д. Риккардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран.

Сущность теории сравнительного преимущества такова: если каждая страна специализируется на тех продуктах, в производстве которых она обладает наибольшей относительной эффективностью, или относительно меньшими издержками, то торговля будет взаимовыгодна для обеих стран. Принцип сравнительного преимущества, будучи распространен на любое число стран и любое число товаров, может иметь всеобщее значение.

Таким образом, теория относительных преимуществ рекомендует стране импортировать тот товар, издержки производства которого в стране выше, чем по экспортируемому товару. В последующем экономисты доказали, что это распространяется не только на две страны и два товара, но и на любое количество стран и товаров.

Главным достоинством теории сравнительных преимуществ является убедительное доказательство того, что международная торговля выгодна всем ее участникам, хотя одним она может давать меньше выгоды, а другим - больше.

Основным недостатком теории Рикардо можно считать то, что она не объясняет, почему сложились сравнительные преимущества.Серьезным недостатком теории сравнительных преимуществ является её статичность. Эта теория игнорирует любые колебания цен и заработной платы, она абстрагируется от любых инфляционных и дефляционных разрывов на промежуточных стадиях, от всевозможных проблем платежных балансов. Теория исходит из того, что если рабочие покидают одну отрасль, то они не превращаются в хронически безработных, а переходят в другую отрасль, более производительную.

Теория соотношений факторов производства.

На поставленный выше вопрос во многом отвечает теория соотношения факторов производства, разработанная шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертилем Олином и подробно изложенная в книге последнего под названием «Межрегиональная и международная торговля» (1933г). Используя концепцию факторов производства (экономических ресурсов), созданную французским предпринимателем и экономистом Ж.-Б. Сэем и дополненную затем другими экономистами, теория Хекшера-Олина обращает внимание на различную наделенность стран этими факторами (точнее, трудом и капиталом, так как Хекшер и Олин сосредоточились только на двух факторах). Обилие, избыток одних факторов в стране делает их дешевыми по сравнению с другими, менее представленными факторами. Производство любой продукции требует комбинации факторов, и товар, в производстве которого преобладают сравнительно дешевые, избыточные факторы, будет относительно дешев и внутри страны, и на внешнем рынке и тем самым будет обладать сравнительными преимуществами. Согласно теории Хекшера-Олина страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах производства, и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.

Парадокс Леонтьева.

Теория Хекшера - Олина разделяется большинством современных экономистов. Однако, она не всегда дает прямой ответ на вопрос, почему именно тот или иной набор товаров преобладает в экспорте и импорте страны. Американский экономист российского происхождения В. Леонтьев, исследуя внешнюю торговлю США в 1947, 1951 и 1967 гг., указал, что эта страна со сравнительно дешевым капиталом и дорогой рабочей силой участвует в международной торговле не в соответствии с теорией Хекшера - Олина: более капиталоемким оказался не экспорт, а импорт.

Так называемый парадокс Леонтьева имеет следующие объяснения:

высококвалифицированная американская рабочая сила требует для своей подготовки больших затрат капитала (т.е. американский капитал больше вкладывается в человеческие ресурсы, чем в производственные мощности);

на производство американских экспортных товаров затрачивается в больших объемах импортируемое минеральное сырье, в добычу которого были вложены американские капиталы.

Но в целом парадокс Леонтьева является предупреждением от прямолинейного использования теории Хекшера - Олина, которая, как показало последующее ее тестирование, срабатывает в большинстве, но не во всех случаях.

Россию можно отнести скорее к типичному для теории Хекшера-Олина случаю: изобилием природных ресурсов, наличием больших производственных мощностей (т.е. реального капитала) по переработке сырья (металлургия, химия) и ряда передовых технологий (преимущественно в производстве вооружения и товаров двойного назначения) объясним больший экспорт сырья, простой металлургической и химической продукции, военной техники и товаров дойного назначения.

В то же время теория Хекшера - Олина не дает ответа на вопрос, почему из современной России с ее огромными сельскохозяйственными ресурсами мало экспортируется сельскохозяйственной продукции, а наоборот, она импортируется в огромных количествах; почему при наличии сравнительно дешевой и квалифицированной рабочей силы страна мало экспортирует, но много импортирует гражданской машиностроительной продукции. Вероятно, для объяснения причин международной торговли теми или иными товарами недостаточно только разной наделенности стран факторами производства. Важно и то, насколько эффективно используются эти факторы в той или иной стране.

Теория конкурентных преимуществ.

Эта теория разработана американским экономистом М. Портером. Одна из общих проблем теорий внешней торговли - совмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с ответом на вопрос: как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях?

В своей книге «Международная конкуренция» (1990) он приходит к выводу, что международные конкурентные преимущества национальных фирм зависят от того, в какой макросреде осуществляется их деятельность в собственной стране.

На основе изучения практики компаний 10 ведущих стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций». Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:

факторных условий;

условий спроса;

состоянием обслуживающих и близких отраслей;

стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации.

Факторные условия определяются наличием экономических факторов, в том числе возникающие в процессе производства (повышение производительности труда при нехватке трудовых ресурсов, внедрение компактных, ресурсосберегающих технологий при ограниченности земли, развитие информационных технологий). Второй компонент - спрос - определяющий для развития фирмы. При этом состояние внутреннего спроса во взаимосвязи с потенциальными возможностями внешнего рынка решающим образом воздействует на фирменную ситуацию. Здесь немаловажно обозначить и национальные особенности (экономические, культурные, образовательные, этнические, традиции и привычки), влияющие на выход фирмы за пределы страны. Подход М. Портера предполагает преобладающее значение требований внутреннего рынка для деятельности отдельных компаний.

Третье - состояние и уровень развития обслуживающих и близких отраслей и производств. Обеспеченность соответствующим оборудованием, наличие тесных контактов с поставщиками, коммерческими и финансовыми структурами. В-четвертых, стратегия фирмы и конкурентная ситуация. Избранная фирмой рыночная стратегия и организационная структура, предполагающая необходимую гибкость - важные предпосылки успешного включения в международную торговлю. Серьезным стимулом является достаточная конкуренция на внутреннем рынке. Искусственное доминирование с помощью государственной поддержки - негативное решение, приводящее к растрате и неэффективному использованию ресурсов. Теоретические посылки М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90 - х годах.

Альтернативные теории международной торговли.

В последние десятилетия в направлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда поддаются исчерпывающему объяснению в рамках классических теорий торговли. Это побуждает как к дальнейшему развитию уже существующих теорий, так и к разработке альтернативных теоретических концепций. Причины того следующие: 1) превращение технического прогресса в доминирующий фактор в мировой торговле; 2) возрастающий удельный вес в торговле встречных поставок сходных промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства; и 3) резкое увеличение доли мирового товарооборота, приходящейся на внутрифирменную торговлю. Рассмотрим некоторые альтернативные теории.

Теория жизненного цикла товара.

Суть теории жизненного цикла продукта такова: развитие мировой торговли готовыми изделиями зависит от этапов их жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии - внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны. Поэтому производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие страны, продукт становится более стандартизированным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.

Для стадии зрелости характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не имеет конкурентные преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.

По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится частым импортером.

Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, то производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим факторам производства, например по дешевой рабочей силе. Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей и т. п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.

Теория эффекта масштаба.

В начале 80-х гг. П. Кругман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическомуобъяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.

Суть теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки производства на единицу продукции сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т. е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно этой теории многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того чтобы этот эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура рынков. Они становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.

. История и современные тенденции развития международной торговли. Основные показатели международной торговли

Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв.

Этому способствовало становление крупного машинного производства в ряде стран Европы: Англии, Германии, Голландии и др.

В XX в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., который привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. В целом характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.

Со второй половины XX века мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950-1990 гг. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6,0%, в 60-х гг. -8,2%. В период с 1970 по 1991 г. среднегодовой темп роста составил 9,0%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6,2%. Соответственно возрастал и объем мировой торговли.

Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Повысилась роль развивающихся стран в мировой торговле. Активно развивали внешнеторговые отношения страны Азии - Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Китай.

Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обуславливается выработкой заменителей сырья, более экономным его использованием, углублением его переработки. Промышленно развитые страны практически полностью контролируют рынок наукоемкой продукции. Вместе с тем, отдельные развивающиеся страны, прежде всего «новые индустриальные страны», сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в т.ч. машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран в общем мировом объеме в начале 90-х годов составила 16.3%., сейчас же этот показатель уже приближается к 25%.

Как показывает внешнеторговая статистика, в последние полтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мирового внешнеторгового оборота, превышающий темпы роста ВВП, что убедительно свидетельствует о том, что страны всё активнее участвуют в системе международного разделения труда.

В период мирового экономического кризиса международная торговля снизила темпы развития. По итогам 2008 года объемы мировой торговли выросли на 2%, в 2009 году произошёл спад международной торговли на 12%. В 2010 г. мировая торговля показала рекордный прирост с начала систематизированного за ней наблюдения. По физическому объему мировой товарный экспорт увеличился по сравнению с 2009 г. на 13,8%. Это позволило даже чуть превысить докризисный уровень 2008 г.

В пятерку лидеров крупнейших стран-экспортеров в 2010 г. вошли Китай - 1580 млрд долл. (10% мирового экспорта), США - 1280 млрд (соответственно 8%), Германия - 1270 млрд (8%), Япония - 770 млрд (5%) и Нидерланды - 572 млрд долл. (3,8%). Первую пятерку стран-импортеров составили США - 1970 млрд долл. (13%), Китай - 1400 млрд (9%), Германия - 1070 млрд (7%), Япония - 693 млрд (4,5) и Франция - 606 млрд (4%). Мировая внешнеторговая квота составляет около 30%. России заняла 12-е место в мире по экспорту (рост в 2010 г. на 32% - до 400 млрд долл.) и 18-е место - по импорту (соответственно 30% и 248 млрд долл.).

В 2011 г. мировая торговля выросла на 5 %. Рост объёма торговли товарами объясняется ростом цен на полезные ископаемые. Лидерами международной торговли выступали Страны Европы - соответственно 37% мирового экспорта и 38% мирового импорта, страны Азии - 18% и 23%, Страны Северной Америки - 13% и 17%.

В 2012 г. мировая торговля выросла на 2,5%. Лидером мировой торговли выступает КНР с товарооборотом 3,87 трлн.$, следом идут США - 3,82 трлн.$. Экспорт в развитых странах вырос на 1,5%, в развивающихся на 3,5%. Импорт в развитых странах вырос на 0,4%, в развивающихся на 1,5%.


Таблица 1 - Объем мирового экспорта, млрд. долларов США

годзначение20036600.020046421.020058819.0200610330.0200712440.0200815970.0200912460.0201015140.0201118150.0201218360.0

Таблица 2 - Объем мирового импорта, млрд. долларов США

годзначение20036600.020046531.020058754.0200610300.0200712090.0200815800.0200912300.0201014840.0201118030.0201218240.0

Характерными особенностями современной международной торговли являются высокие темпы торговли готовыми промышленными изделиями, а в них - машинами и оборудованием.Ещё более высокие темпы имеет торговля продукцией средств связи, электро- и электронной техникой, компьютерами; комплектующими, узлами и агрегатами, поставляемыми в порядке производственной кооперации в рамках ТНК. И ещё один феномен динамики - ускоренный рост международной торговли услугами.

Всё это не могло не сказаться на радикальных сдвигах как в товарной, так и в географической структуре мирового обмена. При этом практически неизменной за последние 15-20 лет оставалась доля основных групп развитых, развивающихся и бывших социалистических стран. Она составляла 70%, 24% 6% соответственно.

В товарном обмене мировой торговли вырисовывается очевидная тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70% мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно сказать, что в середине прошедшего столетия на долю сырья приходилось около двух третей, и только одна треть - на готовые изделия.

Анализ направлений торговли позволяет выявить, что опережающими темпами растёт взаимная торговля промышленно развитых стран, на которые приходится почти 60% мирового экспорта. В свою очередь развивающиеся страны вывозят в индустриальные страны около 70% своих экспортных товаров (из них Китай - 34%). Что же касается участников торговли, то усиливается тенденция вытеснения с мирового рынка средних и мелких экспортёров и импортёров. Внешнеторговые связи концентрируются в рамках монополистических объединений. Уже в 80-е годы связанный с деятельностью ТНК американский экспорт составил 84% всего экспорта США и 60% импорта. Аналогичная картина наблюдается и в других странах.

Характерной чертой последних лет является бартеризация внешнеэкономических сделок - рост встречной торговли. На встречные сделки приходится от 20% до 30% всей мировой торговли.

Наряду с законной торговой практикой набирают силу, особенно это касается ряда стран Юго-Восточной Азии, криминальные формы торговли: контрабанда, торговля товарами с фальсифицированными торговыми знаками (одеждой, обувью, бытовой электротехникой). Объём такой торговли достигает 60 млрд. долл. в год

В целом, можно отметить, что за прошедшее время изменился сам характер мирового рынка. На него поступают теперь уже не излишки внутреннего производства, а заранее согласованные поставки конкретному покупателю.

Внешняя торговля всех стран в совокупности образует международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда. Мировая торговля характеризуется следующими основными показателями:

внешнеторговый оборот, представляющий собой сумму экспорта и импорта;

импорт - ввоз из-за границы в страну товаров и услуг. Ввоз материальных ценностей для их реализации на внутреннем рынке - видимый импорт. Импорт комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. п. составляет косвенный импорт. Затраты в иностранной валюте на перегрузку грузов, пассажиров, страхование туристов, технологии и другие услуги, а так же переводы компаний и частных лиц за границу включаются в т. н. невидимый импорт;

экспорт - вывоз из страны товаров и услуг, проданных иностранному покупателю, для реализации на внешнем рынке, или для переработки в другой стране. К нему также относятся перевозки товаров транзитом через третью страну, вывоз привезенных из других стран товаров для продажи в третьей стране, т. е. реэкспорт;

внешнеторговая квота - отношение величины внешнеторгового оборота к ВВП;

экспортная квота - отношение величины экспорта к ВВП;

импортная квота - отношение величины импорта к ВВП.

Сравнение этих данных, взятых, конечно, в сопоставимых стоимостных величинах (единой валюте), позволяет судить о значении внешнеэкономического фактора для развития национальной экономики страны. По ряду стран показатель внешнеторговой квоты очень высокий. Так, в Болгарии он превышает 100%, а в Швейцарии, Венгрии, Бельгии -более 150%. Это свидетельствует о том, что упомянутые страны располагают меньшими естественными ресурсами, необходимыми для отечественного производства и их приходится ввозить из-за границы, но и продукция производственной специализации таких стран пользуется спросом на мировом рынке. Для более крупных стран, располагающих собственными производственными ресурсами, этот показатель несравненно ниже: в Германии, Франции, Великобритании - в пределах 50-70%, в США, Китае, Бразилии, Индии - 20-30%, в России (по годам) - 25-30%. Вполне очевидно, что такая ситуация объясняется еще и емким внутренним рынком, поглощающим значительную часть продукции национального производства.

Кроме того, международная торговля характеризуется такими показателями, как:

темпы роста относительно роста производства;

темпы прироста мировой торговли относительно прошлых лет.

Отнесение темпов роста объёмов международной торговли к темпам роста производства является отправным моментом для определения нескольких характеристик, важных для описания динамики международной торговли. Во-первых, этот показатель характеризует производительность производства в стране, то есть то количество товаров и услуг, которое она может предоставить на мировой рынок за определённый промежуток времени. Во-вторых, с его помощью можно оценить в целом уровень развития производительных сил государств с позиции международной торговли.

Второй из названных показателей определяется отношением показателя объёмов международной торговли рассматриваемого года к показателю базового года. С его помощью можно охарактеризовать процентное соотношение изменений в объёмах международной торговли за определённый период времени.

Факторы, определяющие развитие мировой торговли в современных условиях:

. Углубление международного разделения труда.

. Развитие НТП, ведущее к расширению товарного ассортимента, который не может произвести самостоятельно ни одна страна.

. Развитие ТНК, на долю которых приходится до 40% международной торговли.

. Увеличение масштабов и темпов вывоза капиталов.

. Усиление регулирования мировой торговли международными организациями, приведшее к сокращению средневзвешенных ставок таможенных пошлин с 45% в 1947 г. до 3 - 4% в настоящее время.

. Углубление региональных интеграционных процессов.

. Развитие транспорта, информационной, финансовой инфраструктуры.

. Милитаризация некоторых стран, приведшая к росту торговли вооружением.

. Международная торговля товарами и услугами

Во второй половине XX столетия произошли заметные изменения в структуре международной торговли, что является следствием происходящих под влиянием НТР изменений в мировом производстве. Если в 1950-х годах доля сырьевых товаров и топлива примерно равнялась доле готовых изделий, то к началу нового века доля сырьевых товаров, продовольствия и топлива упала до 25%. В то же время доля готовых изделий возросла с 50% до 70%.

В последние два-три десятилетия наиболее динамично и интенсивно развивается мировой сектор обрабатывающей промышленности, а в нем -наукоемкие изделия. Наукоемкие отрасли активнее других вовлекаются в МРТ, повышая соответственно экспортную квоту высокотехнологичной продукции от 30 до 50% в общем объеме обрабатывающей промышленности ФРГ, Японии, Великобритании, США, Франции, Италии. Повышается удельный вес машин и комплексного оборудования в мировом товарообороте. В структуре экспорта продукции машиностроительного комплекса быстрыми темпами увеличивается экспорт электротехнического и электронного оборудования, доля которого превысила 25% всего экспорта продукции этого сегмента. Вместе с тем быстро расширяющейся сферой мировой торговли стала химическая промышленность.

В экспорте промышленно развитых стран растёт доля высокотехнологичной продукции, которая в США, Швейцарии и Японии составляет свыше 20%, Германии и Франции - около 15%. Особенно быстро растёт торговля изделиями микроэлектроники, где имеется тенденция усиления лидирующих позиций Китая.

Рост промышленного производства в мировой экономике увеличивает абсолютный спрос, а значит, и потребление сырья. Однако темпы торговли сырьевыми товарами оказываются существенно ниже общих темпов роста мирового товарооборота. Это определяется следующей совокупностьюфакторов:

использованием материалосберегающих технологий, что сокращает расход сырьевых материалов на условную единицу готового продукта;

возможностью заменять натуральное сырье синтетическими материалами;

происходящими сдвигами в размещении мирового производства: поставщики сырья создают промышленность по первичной переработке и по выпуску на его базе готовых изделий.

В структуре мирового товарооборота меняется позиция продовольствия. В течение 5-7 лет после Второй мировой войны многие страны Европы и Азии были импортерами продовольствия, так как проходившие по их территориям военные действия причинили колоссальный ущерб национальному сельскохозяйственному производству. Однако, восстановив сельское хозяйство, они достигли продовольственной самообеспеченности, а отдельные страны сами стали экспортерами продовольствия. Это привело к относительному уменьшению спроса на продовольственную группу товаров на мировом рынке. В последнее время расширяется спрос на продовольствие со стороны развивающихся стран. Это обстоятельства сдерживают падение удельного веса продовольствия в структуре мирового товарооборота, снижают темпы его падения.

Торговля товарами составляет -75% мирового товарооборота, торговля услугами - 25%.


Таблица 3 - Товарная структура мирового экспорта (в %)

Наименование товарной группы195519751995200420111. Продовольствие (включая напитки и табак)20,812,28,97,67,02. Сырье18,87,54,75,15,03. Минеральное топливо11,019,59,512,113,04. Продукция обрабатывающей промышленности, в том числе:49,459,774,175,075,0а) Оборудование (включая средства транспорта)17,027,936,539,039,3б) Химические товары5,37,28,79,09,1в) Прочая продукция обрабатывающей промышленности, в том числе:27,124,628,927,026,6в1) Черные и цветные металлы7,07,35,08,29,0в2) Текстильные изделия (пряжа, ткани, одежда)6,74,96,95,15,0

Наряду с товарами значительный сектор мировой торговли охватывает рынок услуг.

В него входят самые различные виды деятельности, в том числе:

услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;

услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;

путешествия, которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам;

банковские услуги, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал.

Структура торговли услугами:

туристические услуги -25%

транспортные услуги - 21%

прочие услуги (финансовые, телекоммуникационные, строительные, образовательные, медицинские) - 54%.

По оценкам специалистов к концу 90-х годов услуги достигли 70% объема мирового ВВП, однако лишь малая часть их была вовлечена в мировую торговлю. В последнее время их доля и роль в международном обмене существенно возросли, прежде всего, за счет новых видов. Согласно Международной стандартизованной промышленной классификации ООН, услуги относятся к так называемым не торгуемым товарам, т.е. к таким, которые потребляются в той же стране, где произведены, и не перемешиваются между странами.

Общий объем услуг оставляет около 25% общей величины мирового экспорта. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые необходимы для увеличения объема экспорта товаров. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза. Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случае позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.

Некоторые виды услуг предоставляются в комплексе с товарами и их стоимость невозможно выделить. Услуги могут носить и закрытый характер, поскольку информацию о них получают в обход таможенной службы, ведущей статистику экспорта. Поэтому занижающая погрешность в учете масштаба мировых услуг достигает 40-50% от их реального годового объема.

Географические распределение торговли услугами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта, При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; сказанное выше, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно - косультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспорта доходов получают за счет туризма. Россия, другие государства СНГ и страны Балтии, хотя и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база, как и недостатки хозяйственного механизма.


Таблица 4 -Мировой объем услуг основными странами экспортерами и импортерами в 2011г. (в млн. $)

ЭкспортМлн. $%ИмпортМлн. $%США51515,2США35810,2Германия2306,8Германия2567,3Великобритания2276,2Великобритания1564,5Китай1704,6Китай1925,5Франция1403,8Франция1263,6Япония1383,8Япония1354,4Индия1103,0Индия1173,3Россия441,2Россия702,0

Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

Наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следует Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этих стран. Не рынка грузовых и пассажирских услуг доминирует США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают первенство в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50% экспортной выручки.

. Международный информационный и технологический обмен

Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанными прежде всего с обменом научно-техническими знаниями и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно- консультационными и другими услугами).

Выделяют следующие формы информационно - технологического обмена:

. Коммерческий: продажа технологий, патентов, лицензий, «ноу хау»; лизинг, инжиниринг, консалтинг, франчайзинг.

. Некоммерческий: симпозиумы, конференции, круглые столы, стажировки, формирование совместных банков данных, «утечка умов», Интернет.

. Нерыночный - промышленный шпионаж.

Основными формами коммерческой передачи технологии являются:

передача технологии в материализованном виде - станков, агрегатов, автоматического и электронного оборудования, технологических линий;

иностранные инвестиции и вызывающие ими строительство, реконструкция, модернизация предприятий, фирм, производств, если они сопровождаются притоком инвестиционных товаров, а также лизингом;

продажа лицензий, патентов;

совместное проведение НИОКР.

На современном рынке технологий, особенно высоких технологий, в электронике, химии, вычислительной технике возросла роль «ноу-хау». Этот термин вошел во многие языки мира как заимствование из английского knowhow - «знаю как». Под «ноу-хау» понимается предоставление одним юридическим лицом другому за определенную плату и на конфиденциальной основе производственных, технических, технологических, коммерческих, организационных и прочих секретов, не имеющих патентно-лицензионного обеспечения. Ныне по частоте сделок купля-продажа «ноу-хау» опережает лицензионные соглашения, чтобы этими секретами не завладели конкуренты.

Основной формой международного обмена научно-техническими достижениями выступает лицензионная торговля, предметом которой являются патентные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т.д.

Лицензия - это разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, торговой марки, необходимых для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.

В большинстве случаев, однако, лицензионные соглашения включают не только продажу права на использование патента, но и передачу необходимых для его освоения ноу-хау (так, почти 98% фирм США, торгующих лицензиями, продают одновременно с ними и «ноу - хау». Сроки действия лицензионных соглашений, принятые в международной практике, варьируют (в зависимости от вида и объекта лицензии) от 3до 10 лет.

Мировым лидером в экспорте лицензий являются США. Положительное сальдо в торговле лицензиями из промышленно развитых стран имеют также Великобритания и Швейцария. Япония, которая с начала 50-х гг. была одним из крупнейших в мире импортеров лицензий, теперь также продает лицензии. Поэтому разрыв между импортом и экспортом технологий у этой страны сокращается и можно ожидать, что в ближайшее время Япония станет нетто-экспортером технологических знаний. Из развивающихся стран целенаправленно закупают технологии за рубежом КНР, Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия и Турция. Кроме того, эти страны также продают (хотя и в меньших масштабах по сравнению с импортом) лицензии в соседние государства. Остальные развивающиеся страны относятся к числу государств с импортной направленностью лицензионной торговли и к странам с эпизодическим характером лицензионной торговли.

В международной лицензионной торговле важную роль играет внутрифирменный обмен технологиями в рамках ТНК. Особенно велика роль внутрифирменной лицензионной торговли в США (свыше 75% экспортных поступлений по лицензионным соглашениям промышленных компаний).

Ведущие отрасли лицензионной торговли - электротехника и электроника, общее машиностроение, химия и нефтехимия, транспортное машиностроение, текстильная и пищевая промышленность. Особенно высокими темпами развивается торговля лицензиями в области электротехнического производства и электроники. Самостоятельные позиции в международной торговле услугами занимает торговля инженерно-консультационными услугами (инжиниринг), отделившаяся от НИОКР под воздействием НТР и концентрации капитала в области инженерной деятельности. Инжиниринг - это инженерно-консультационные услуги, обособленны в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов.

Почти 95% экспорта инжиниринговых услуг приходится на фирмы развитых стран. Основными же импортерами инжиниринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80% мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в развивающихся странах - нефтедобывающие государства Азии. Второй по важности рынок - африканский (главным образом, Северная Африка). В 80-е и 90-е гг. в импорте инжиниринга возрастала доля промышленно развитых стран Европы и Азии. Началось проникновение западных инжиниринговых фирм на рынки Восточной Европы, СНГ и Китая.

Доминирующее положение на международном инжиниринговом рынке занимают компании США. В последнее время, однако, они сталкиваются с острой конкуренцией со стороны фирм других капиталистических стран: на Ближнем Востоке - Великобритании и ФРГ; в других государствах Азии - Великобритании и Японии; в Африке - Франции и Великобритании; в Латинской Америке - Канады и ФРГ. Растет также активность на внешнем рынке инжиниринговых фирм Скандинавии, Нидерландов и Швейцарии; началось проникновение компаний Мексики, Бразилии, Республики Корея, Индии и ряда других развивающихся стран.

Наибольшее распространение в международных арендных отношениях получил лизинг. В практике МЭО лизинг выступает как специфическая форма финансирования в мировой торговле. Его суть состоит в долгосрочной аренде машинного, промышленного оборудования, строительной техники, других инвестиционных товаров. Развитие лизинга связано с инвестиционной и внедренческой деятельностью.

В рамках долгосрочной аренды различают две основные формы лизинговых операций: финансовый и производственный, или операционный лизинг.

Технология операции финансового лизинга следующая: специализированная лизинговая фирма (арендодатель) по заказу какого-либо субъекта хозяйствования, желающего получить право пользования конкретным имуществом (арендатора), приобретает за собственные средства указанное имущество у определенного производителя этого имущества, а затем сдает его в наем предприятию-пользователю. Отношения лизинговой фирмы с фирмой- производителем есть обычная сделка купли-продажи, а отношения лизинговой фирмы с арендатором (пользователем) - арендная сделка, которая оформляется долгосрочным арендным договором. Срок аренды устанавливается, как правило, на основе периода амортизации предмета аренды (машин, оборудования, строительной техники и т.д.) и в зависимости от вида имущества может составлять 5-10-20 и более лет. Арендная плата включает три элемента: периодические платежи в соответствии с порядком амортизации предмета аренды (таким образом за указанный базовый период покрывается вся или большая часть стоимости арендного имущества), затраты лизинговой компании по привлечению необходимых средств для его покупки и установленная в договоре прибыль лизинговой компании (арендодателя).

О дальнейшей судьбе арендованного имущества арендодатель (лизинговая компания) и арендатор (пользователь имущества) могут договориться на альтернативной многовариантной основе. По истечении срока действия арендного соглашения арендатор может:

а) вернуть лизинговой компании предмет аренды;

б) подписать новое соглашение на аренду;

в) купить предмет аренды по остаточной стоимости;

г) по договоренности с лизинговой компанией продать арендованное имущество также по остаточной стоимости и рассчитаться с арендодателем.

Производственный или операционный лизинг представляет собой сделку на срок меньше, короче амортизационного периода предмета аренды. После завершения срока арендного соглашения предмет договора возвращается собственнику (лизинговой компании), или арендатор заключает с ним новый договор аренды. В операционном лизинге арендные ставки обычно выше, чем в финансовом, так как арендодатель, не имея полной окупаемости затрат, вынужден учитывать возможный коммерческий риск и повышает цены на услуги.

К рынку технологий относят франчайзинг. Франзинг (анг.Franchise - привилегия, право) - система продаж или передачи лицензий на технологию и товарный знак. Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокую репутацию на рынке, передает на определенных условиях неизвестной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает на это определенную компенсацию (доход).

. Регулирование внешней торговли

Государственное регулирование внешней торговли осуществляется административными и экономическими методами, автономно и на договорной основе посредством заключения и выполнения двусторонних и многосторонних соглашений. В двусторонних договорах определяется режим для иностранных экспортеров. Наиболее распространен режим наибольшего благоприятствования или режим недискриминации, который предоставляет всем участникам равные условия.

Многостороннее регулирование осуществляется:

в рамках интеграционных объединений;

на основе международных товарных соглашений и картелей производителей и экспортеров (ОПЕК);

специализированными международными организациями - Всемирной торговой организацией (ВТО), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Внешнеторговая политика- это деятельность, которая регулирует торговые отношения страны с другими государствами. Она играет значительную роль в обеспечении эффективного использования внешнеторгового фактора в национальной экономике.

Основные направления внешнеторговой политики: свободная торговля (freetrade, фритредерство) и протекционизм.

Протекционизм в узком смысле - это защита национального производства от иностранной конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. Под протекционизмом в широком смысле следует понимать все меры государства, направленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Сторонниками протекционизма являются менее развитые страны, которые не выдерживают свободной конкуренции. Протекционизм позволяет создать в таких странах национальное производство, что в условиях свободной торговли весьма затруднительно. Как показывает мировая практика, затяжной период протекционизма может привести к неконкурентоспособному производству даже на внутреннем рынке, к формированию неадекватной структуры хозяйства современным реалиям, к отставанию в экономическом развитии. Селекционный или выборочный протекционизм широко использовался всеми странами в период создания новых отраслей.

Свободная торговля означает ослабление и отмену мер протекционизма, т.е. либерализацию внешней торговли вплоть до полной отмены всех ограничений, когда основным регулятором становится рынок. Свободная торговля вовсе не означает полного устранения государства от регулирования внешней торговли. Усилия государства в этом случае направлены на обеспечение максимальной свободы национальным хозяйствующим субъектам в области внешней торговли. Общая тенденция развития внешнеторговой политики после второй мировой войны - ослабление протекционизма и либерализация. В последние годы развитие международной торговли осуществляется в условиях ускоренной либерализации; происходит усиление воздействия международного и регионального регулирования, ослабевает национальное регулирование.

Государственное регулирование внешней торговли осуществляется тарифными и нетарифными методами.

К тарифным методам регулирования относятся таможенный тариф и таможенные пошлины.

Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень товаров, против которого показаны ставки таможенных пошлин. Таможенные тарифы конкретизируются совокупностью ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина- взнос, который уплачивается при перемещении товарами таможенной границы.

Таможенный тариф имеет несколько колонок:

для товаров из стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования (базовый тариф);

для товаров из стран, не пользующихся режимом наибольшего благоприятствования (применяется двукратная ставка таможенной пошлины по сравнению с базовой);

для товаров из развивающихся стран и из наименее развитых стран (применяются преференциальные ставки таможенных пошлин в интервале от 0 до 75% от базовой).

Размер таможенной пошлины зависит от того, откуда поступает товар: имеются ли с этой страной договорные отношения, является ли она членом Всемирной торговой организации (ВТО). Государство устанавливает размер пошлин самостоятельно или по договоренности с другими странами. Уровень пошлин зависит также от степени обработки товара: сырье продается беспошлинно, на высокотехнологичные товары устанавливаются самые высокие пошлины.

Классификация таможенных пошлин:

. По способу установления пошлины бывают: адвалорные (в процентах с таможенной стоимости), специфические (ставка с объема, веса и т.д.), комбинированные: размер налога устанавливается при сочетании первых двух методов с выбором наибольшего варианта.

. По направлению движения товара пошлины могут быть экспортными, импортными, транзитными.

. В зависимости от уровня цен на товары - компенсационные и антидемпинговые пошлины устанавливаются для выравнивания цен.

. В зависимости от того, производится или не производится товар в данной стране, - пошлины считаются фискальными, если они взимаются с товаров, не производимых в данной стране; протекционистские пошлины устанавливаются на товары, производимые в данной стране.

Кроме таможенных пошлин при пересечении границы с товаров взимаются различные таможенные сборы: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, экспортные налоги, импортные сборы, компенсационные сборы и т.п. К финансовым методам регулирования относятся различные валютные ограничения, в том числе авансовые депозиты, ограничения на обмен валюты, валютный курс, валютный контроль.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности по сравнению с тарифными методами. Они представляют такую же угрозу либерализации торговли. К нетарифным инструментам относятся разнообразные экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

Квотирование. Самой распространенной формой нетарифного ограничения является квота, или контенгент. Квотирование (контингирование) - это ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, позволенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Квотируется в основном импорт товаров.

Лицензирование. Реализуется посредством выдачи государством лицензий на импорт или экспорт товаров и одновременного запрета на нелицензированную торговлю. Государство может предоставлять право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия).

Добровольные экспортные ограничения. Особое распространение получила форма количественного ограничения импорта - это добровольные экспортные ограничения, когда страна-импортер вводит квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Такие экспортные ограничения считаются не добровольными, а вынужденными: они включаются либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить жесткие протекционистские меры. В настоящее время в рамках ВТО поставлена задача отмены добровольных экспортных ограничений.

Экспортные субсидии. В особенную группу мер, используемых государством для регулирования отношений страны с мировым хозяйством, относится так называемый активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта. Государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт для защиты национальных производителей. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии. Экспортные субсидии- это льготы финансового характера, которые предоставляются государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры приобретают возможность продавать товар на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем.

Экспортные субсидии бывают прямыми и косвенными. Прямые экспортные субсидии - выплата дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Косвенные - путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п. В соответствии с правилами ВТО применение экспортных субсидий запрещается. Но если они все-таки применяются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путем взыскания компенсационных импортных пошлин.

Демпинг. Демпинг - распространенная форма конкурентной борьбы на мировом рынке. Экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене ниже нормальной. Демпинг является, во-первых, следствием государственной внешней политики (экспортер получает субсидию); во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах (фирма-экспортер, занимающая монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж).

Международные картели. Еще одной формой внешнеторговой политики, которая связана с монополизацией рынка, является международные картели. Это монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами для установления выгодных цен. Такие картели создавались многократно на рынках сырьевых и сельскохозяйственных товаров, характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене с ограниченным числом продавцов. В качестве примера можно привести международный картель стран - экспортёров нефти - ОПЕК.

Экономические санкции. Формой государственного ограничения внешней торговой деятельности являются экономические санкции. Примером может быть торговое эмбарго - это запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Введение эмбарго на торговлю с другой страной устанавливается в основном по политическим мотивам. По отношению к какой-либо стране экономические санкции могут также нести коллективный характер, например по решению ООН.

Технические, административные средства. Включают таможенные формальности, технические стандарты, санитарные, экологические и другие нормы безопасности, требования к упаковке, рекламе. В последнее время получили широкое распространение.

Методы и формы государственного регулирования, рассмотренные выше, это лишь основные инструменты внешнеторговой политики. На практике их гораздо больше.

Государственное регулирование импорта осуществляется в соответствии с краткосрочными и стратегическими национальными задачами. Главная цель регулирования импорта - это защита национального производства. Вместе с тем осуществляется ограничение импорта для поддержания активного торгового баланса или снижения его дефицита. Импортное регулирование проводится также с целью получения необходимых товаров для развития производства и удовлетворения потребностей населения с целью поощрения импортозамещающего производства в рамках экономической стратегии импортозамещения, в том числе и в специальных промышленных зонах. Импортозамещающее производство - это производство товаров, направленное на вытеснение импорта.

Главная задача в области экспортной политики - это увеличение валютных доходов посредством увеличения объема экспорта и стабилизации цен, диверсификации его товарной структуры, освоения новых рынков.

Стимулирование экспорта осуществляется во многих странах уже на стадии производства в рамках экспорториентированной экономической стратегии. Специальным экспортным зонам и отдельным экспорториентированным предприятиям предоставляются льготы при закупке иностранных технологий, оборудования, сырья, привлечении иностранных специалистов. Такие предприятия или зоны пользуются таможенными, валютными льготами, получают освобождение от налогов или налоговые каникулы, снижение выплат в социальные фонды, льготные платежи за энергию, воду, ассигнования на модернизацию и т.п.

На стадии экспорта осуществляется отмена пошлин и других сборов, выдаются премии, возвращаются налоги, предоставляются субсидии. Государство осуществляет страхование, кредитование экспортера или импортера, обеспечивает выгодный валютный курс; предоставляет информационные, консалтинговые, образовательные услуги экспортерам.

Тем не менее применяются и ограничения в виде запрета экспорта того или иного товара по политическим и иным мотивам, по причинам безопасности (контроль над технологиями военными и двойного назначения), в целях охраны национального достояния. Возможен запрет или ограничение вывоза сырья под предлогом истощения сырьевых ресурсов или удовлетворения национальных нужд. Возможны ограничения на вывоз субсидированных дефицитных товаров путем введения квот, пошлин, лицензий, налогов на экспорт.

. Ценообразование в международной торговле

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках, необходимо внимательно изучать все факторы, оказывающие влияние на формирование цен, как общего порядка, так и прикладные. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же, как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. Цена, в том числе и международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух потребностей зависит от многих условий, получивших название ценообразующие факторы. По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять перечисленных ниже групп:

Общеэкономические - действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации:

экономический цикл;

состояние совокупного спроса и предложения;

инфляция.

Конкретно экономические - определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации:

издержки;

прибыль;

налоги и сборы;

предложение и спрос на конкретные товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;

потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

Специфические - действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

сезонность;

эксплуатационные расходы;

комплектность;

гарантии и условия сервиса.

Специальные - связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:

государственное регулирование;

валютный курс.

Внеэкономические:

политические;

военные;

религиозные;

этнические и др.

На международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов.

Соотношение спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущается субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на внутреннем. Он должен постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и мировыми.

Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие мировой товарный рынок означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм - поставщиков и покупателей. В мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего, естественно относится состояние спроса и предложения.

Современный мировой рынок товаров и услуг характеризуется высокой подвижностью цен. Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике цены на конкретную продукцию одного и того же рынка могут существенно различаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность выбора цены. В рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны: свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках национального государства. Перемещение факторов производства сдерживается государственными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Все это отражается на формировании мировых цен.

На мировом рынке отсутствует системы контроля за ценами и связанных с ним государственного регулирования цен, отсутствие валютной монополии, наличие многовалютной среды, в которой выбирается валюта цены на договорной основе экспортером и импортером товара.

Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что связано с политикой цен компаний, внешнеторговыми операциями государства, торгово-политическими и валютными факторами. На практике множественность цен означает наличие ряда цен на один и тот же товар одинакового качества при прочих равных условиях поставок (таможенные пошлины, транспортные расходы и т.д.).

Выделяют несколько уровней цен фактической реализации товаров:

) цены по обычным коммерческим сделкам;

) цены по бартерным соглашениям;

) цены по программам помощи и т.д.

Не все цены реализации на внешнем рынке выступают в качестве мировых. Чтобы при множественности цен реализации товаров выделить мировую цену, надо, чтобы она удовлетворяла ряду требований. Во-первых, мировой может считаться цена крупных коммерческих и постоянных сделок. Во-вторых, платежи должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте, так как расчет в неконвертируемой валюте нередко приводит к завышению цены. В-третьих, мировыми могут быть признаны цены сделок, осуществляемых в важнейших центрах международной торговли, где регулярно производятся крупные экспортные или импортные операции.

По отдельным конкретным товарам наиболее представительными, приближающимися к мировым ценам на сырье, могут быть признаны экспортные цены основных его производителей, а также импортные цены западноевропейских рынков и цены крупнейших бирж. Так, по алюминию это экспортные цены Канады, по каучуку - цены Сингапурской биржи, по пушнине - цены Нью-Йоркских и Лондонских аукционов, по цветным металлам - биржевые котировки Лондонской биржи металлов.

В международном экономическом и статистическом анализе принято выделять две основные группы цен: на продукцию обрабатывающей промышленности и на сырье. В первой группе в качестве мировых цен, как правило, выступают экспортные цены крупных компаний-продуцентов и экспортеров этой продукции. Базой экспортных цен являются формируемые этими компаниями цены на внутреннем рынке.

Характерной чертой мировых рынков машин и оборудования являются существенные различия в мировых ценах на однородную продукцию в зависимости от выбора продуцента-экспортера из-за больших различий в их издержках.

Множественность цен на рынке сырьевых товаров поддерживается наличием региональных зон (западно-европейская, американская и т.д.), использованием различных валют для выражения этих цен (при господствующей роли доллара США), нарушением баланса спроса и предложения на эти товары. Особая роль в формировании цен на мировых рынках сырьевых товаров принадлежит государству или группе государств, которые выступают в качестве ведущих экспортёров или импортёров сырья. Причем группы государств - экспортеров чаще всего функционируют в виде так называемых межгосударственных ассоциаций производителей, пытающихся влиять в выгодном для себя направлении на формирование и динамику мировых цен экспортируемых ими сырьевых товаров(например, ОПЕК). В таблице 5 приведены данные о движении цен на сырье в мировом масштабе.


Таблица 5 - Данные о движении цен на сырьё (%)

2008200920102000-20102005-20111. Сырьевые товары28-30+26+10+82. Металлы-8-20+48+13+153. Сырье для производства напитков+23+2+14+9+124. Продовольствие+23-15+12+6+85.Сельскохозяйственное сырье-1-17+33+2+56. Энергоносители+40-37+26+11+8

Цены мировых товарных рынков по источникам информации, сфере применения и способу использования принято подразделять на несколько групп:

Контрактные - конкретные цены на продукцию, согласованную продавцом и покупателем в ходе переговоров. Они, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительная на весь период действия контракта, если ее не подвергали пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют собой коммерческую тайну. В принципе контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных.

Справочные- цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает не биржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная литература по ценам на не биржевые товары получила очень большое распространение.

Биржевые - цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырье и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все6 изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент.

Цены аукционов - цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период. Аукционный вид торговли достаточно распространен.

Статистические внешнеторговые - публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Эти цены определяются делением стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Они не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир.

В мировой практике ведения внешней торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые скидки - метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта. По ценам специалистов, существуют около 40 различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространенным относят следующие скидки:

продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке. Может достигать 20-30% первоначальной цены;

для эксклюзивного импортера, если фирма-импортер - единственный поставщик товара в страну или регион, добивается наилучших условий продажи этого товара, по существу помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Эта скидка составляет 10-15% первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;

сконто - в случае осуществления импортером предоплаты, полной или частичной за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и при прямом банковском переводе денег при оформлении товарных накладных;

традиционному партнеру (бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с один и тем же экспортером. В данном случае экспортер уверен в своем партнере-покупателе в отношении правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставляется обычно на годовой объем продаж товара. Характерная в первую очередь для рынка совершенной конкуренции;

за покупку внесезонного товара, как правило, предоставляется на рынке сельхозпродукции, одежды, обуви и др.;

дилерская предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли. Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкре6тного случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2-10% первоначально предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более существенные скидки.

. Роль ВТО в регулировании международной торговли

Всемирная Торговая Организация (ВТО, World Trade Organization - WTO) - международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли <#"208" src="doc_zip1.jpg" /> <#"justify">Литература


1.Мировая экономика: учебное пособие / [В.В. Клочков и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 510 с.

2.Мировая экономика: учебник / Р.К. Щенин [и др.]. - Москва: РГГУ, 2008. - 479 с.

.Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / [М.И. Плотницкий и др.]. - Минск: Современная школа: Мисанта, 2011. - 614 с.

.Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник: / [В. В. Алексеев и др.]. - Москва: Магистр, 2008. - 653 с.

.Новая экономика / [Е.Ф. Авдокушин и др.]. - Москва, 2009. - 542 с.

.Олехнович, Г.И. Мировая экономика: учебно-методический комплекс / Г. И. Олехнович. - Минск: Амалфея, 2009. - 359 с.

.Почекина, В.В. Мировая экономика: избранные научные труды / В. В. Почекина. - Минск: Право и экономика, 2010. - 684 с.

.Смирнов, Е. Н. Введение в курс мировой экономики: (экономическая география зарубежных стран): учебное пособие / Е. Н. Смирнов. - Москва: КноРус, 2009. - 404 c.

.Фаминский, И.П. Мировое хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки (вторая половина XX - начало XXI в.): учебное пособие / И. П. Фаминский. - Москва: Магистр, 2010. - 668 с.

.Халевинская, Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Е.Д. Халевинская. - Москва: Магистр, 2009. - 364 с.

.Экономика Европейского союза: учебник / [Р.К. Щенин и др.]. - Москва: КноРус, 2012. - 558 с.

.Экономика: учебное пособие для студентов вузов / [О.С. Пузиков и др.]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 477 с.


Теги: Теории международной торговли  Лекция  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 11175
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Теории международной торговли
Назад