Международно-правовые аспекты экономических отношений России и Китая

Оглавление


Введение

. Развитие двухсторонних торгово-экономических отношений России и Китая

.1 Исторический аспект российско-китайских отношений

.2 Характеристика торгово-экономических отношений России и Китая

.3 Проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая

. Правовая база российско-китайских отношений

.1 Нормативная база политических отношений России и Китая

.2 Нормативно-правовое регулирование российско-китайских экономических отношений

. Экономические отношения в рамках международных организаций

.1 Экономические отношения в рамках ШОС

.2 Экономические отношения в рамках БРИКС

Заключение

Список использованных источников

экономическое сотрудничество россия китай

Введение


Актуальность темы дипломного исследования определена фактом ведения активных экономических отношений между Китаем и Россией и растущей значимостью Китайской Народной Республики (КНР) на международной арене. Государство, крупнейшее по численности населения и третье по объему территории, со времени своего провозглашения в 1949 году cумело превратиться из беднейшего гоcударства Восточной Азии в динамично развивающуюся державу - потенциального лидеpа по величине номинального ВВП.

Сотрудничество России и Китая особенно перспективно на фоне растущих противоречий между ведущими мировыми державами по вопросам прав человека, свободы слова и расширения Организации Североатлантического договора (НАТО) на восток. С несостоятельностью режима «перезагрузки» отношений между Россией и Соединенными штатами Америки, обострением ситуации из-за событий на Украине, у России и Китая появляется все больше оснований для углубления стратегического партнерства. В связи с тем, что в России до сих пор идет становление рыночных отношений, для экономического благополучия страны имеет смысл перенять положительный опыт КНР. Наши страны объединяет не только протяженная граница, но и схожие проблемы, связанные с большим объемом территорий, сепаратизмом, общим коммунистическим прошлым.

Выбранная нами тема попытается рассмотреть экономическое сотрудничество Российской Федерации и КНР на уровне международных организаций, перечислить приоритетные направления и выявить перспективы развития этого взаимодействия. Реализация поставленной цели достигается решением следующих задач: изучить фактическую хронологию вступления и объем деятельности КНР и России в международных организациях, выявить шаги внешней политики стран как способа достижения реальных интересов в экономической области.

Степень научной разработанности: экономические отношения России и Китая - нередко являются объектом исследований российских и зарубежных экономистов, однако их международно-правовые аспекты в актуальной периодике представлены довольно небольшим количеством работ - это научные статьи и диссертационные исследования, монографии. Например, анализу международно-правовых аспектов членства в региональной организации, занимающейся в том числе и экономическим взаимодействием рассматриваемых стран посвящено диссертационное исследование Д.С.Попова «Международно-правовые аспекты членства государств в Шанхайской организации сотрудничества» (2009), монография Б.Н. Кузыка и М.Л.Титаpенко «Китай - Россия 2050: стратегия сoразвития» (2006), научная статьи А.Ю.Баранова «ШОС: Будущее и перспективы российско-китайского сотрудничества», «ШОС: Долгосрочные перспективы роста», диссертационное исследование Цзинь Дасиня «Международно-правовые проблемы добрососедских отношений между Россией и Китаем».

На современном этапе развития эта работа является первой по тематике международно-правовых аспектов экономических отношений России и Китая. Таким образом, научную разработанность данной темы нельзя признать достаточной - она требует глубокого анализа и, в первую очередь, систематизации нормативной базы: двухсторонних отношений по торгово-экономическим вопросам, международных нормативных актов.

В дипломной работе использовались труды ведущих специалистов в области востоковедения, международных и международных экономических отношений. Среди них особое место занимают российские исследователи: Бородавкин А.Н., Воскресенский А.Д., Галенович Ю.М., Гельбрас В.Г., Девятов А.П., Жулин Ю.А., Ишаев В.И., Козловский Е.А., Комиссина И.Н., Кузнецов В.Н., Кузык В.Н., Михеев В.А., Наумов И.Н., Николаева Л.Г., Островский А.Н., Попов В.В., Рогачев И.А., Рыбалкина В.Е., Селищев А.С., Селищев Н.А., Титаренко М.Л., Яковец Ю.В., Ясин Е.Л. и другие. Для раскрытия темы также были изучены и использованы труды иностранных исследователей: Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу, Чжоу Синьчэн и Фен Шаолей.

Целью дипломной работы является комплексное исследование международного и экономического взаимодействия России и Китая на уровне международных организаций и правительств стран. Рассмотреть перспективы сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества, определить взаимосвязь экономического и политического курсов КНР и России.

Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:

исследовать исторический аспект сотрудничества России и Китая в рамках 20го века;

исследовать существующие нормативные акты, связанные с экономическим и политическим сотрудничеством КНР и России;

дать характеристику торгово-экономическим отношениям России и Китая, выявить и показать их специфику;

сформулировать и аргументировать предложения по совершенствованию механизма экономического взаимодействия между странами.

изучить экономическое сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), и союза пяти быстроразвивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-африканской республики (БРИКС), рассмотреть перспективы организации как связующего механизма взаимодействия России и Китая;

Исследование над дипломной работой проводилось на основе изучения обширного нормативно-правового материала, прежде всего - международных нормативных актов: декларации о создании ШОС, программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества стран-членов ШОС, меморандума о взаимопонимании между Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС) и Всемирной таможенной организацией (ВТО), соглашений между Правительством Российской федерации и Правительством Китайской народной республики, постановлений Правительства Российской федерации, постановлений Государственного Совета КНР.

Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников.


1. Развитие двухсторонних экономических отношений


.1 Исторический аспект российско-китайских отношений


Становлению российско-китайских отношений способствовало общее социалистическое прошлое обеих стран - следующий день после официального рождения Китайской Народной Республики, 2 октября 1949 года, считается днем установления дипломатических отношений между КНР и Союзом Советских Социалистических Республик (СССР). Советский Союз был первой страной признавшей Китайскую Народную Республику как суверенное государство. Однако фактически тесные отношения между странами являлись следствием успешной помощи Советского Союза компартии Китая прийти к власти.

Документом, давшим старт к сотрудничеству между двумя странами, стал «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи» подписанный в Москве 14 февраля 1950 года. Установление благоприятных дипломатических отношений способствовало расцвету в экономике - «последующее десятилетие было оформлено целым рядом важных соглашений, в том числе о содействии в строительстве и реконструкции в КНР 156 крупных промышленных предприятий, о помощи Китаю в развитии исследований по ядерной физике и использовании атомной энергии для нужд народного хозяйства, в развитии ряда важнейших отраслей промышленности, о передаче КНР советской доли в совместных акционерных обществах». За период расцвета отношений (1949 - 1956 годов) СССР направил в Китай тысячи специалистов - в основном инженеров и ученых, делился научной документацией, и, в конце концов, за десятилетие сильно поспособствовал созданию в Китае научно-технической и промышленной базы.

Однако вскоре советско-китайские отношения стали не столь безоблачны: с приходом Хрущева и политики «мирного сосуществования» с капиталистическим лагерем в адрес советского руководства посыпались обвинения в ревизионизме. На громкие заявления СССР ответили отзывом специалистов и сворачиванием проектов по строительству и развитию промышленности Китая.

Коммунистический лагерь разделился на ленинско-марксистский и маоистский: «Великая война идей между Китаем и СССР» (как это называлось в КНР) была начата Мао Цзэдуном с тем, чтобы укрепить свою власть в КНР; постепенно заставить людей в СССР признать, что они должны почитать Китай в качестве учителя, прежде всего в идеологии; убедить США и их союзников в том, что он и его Китай идейно ведут войну против СССР; показать человечеству, что в Китае есть новые идеи, к которым надо прислушаться, причем это не тот марксизм, что в СССР».

Политическая и идеологическая полемика переросла в вооруженные конфликты. Эскалацией раскола стали пограничные столкновения на реке Уссури 1969го года, и, в конце концов, сотрудничество между странами почти прекратилось до принятия в 1979 году Китаем новых экономических реформ и политики открытости.

С этого момента начинается знаменитое «экономическое чудо», превратившее Китай в динамично развивающуюся державу. Ежегодный рост валового внутреннего продукта (ВВП) на 10% в период 1979-1999 годов изначально обеспечивался производством товаров широкого потребления и продовольствия, и получил общенародную поддержку. Поэтапно была создана уникальная и противоречивая структура - социалистическое, согласно Конституции, государство с мощным частным сектором экономики, обеспечивающим в среднем 70% ВВП страны. Новый этап советско-китайских отношений характеризуется восстановлением научно-технических и торгово-экономических связей. А также на конец-то был решен пограничный вопрос, ставший актуальным еще в 1964 году. С целью его решения 16 мая 1991 года было подписано Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части.

Новейший период в истории отношений между двумя крупнейшими государствами мира (оба входят в тройку самый больших по площади государств на планете) начинается с распада СССР и признания Китаем их преемницей Российскую Федерацию 24 декабря 1991 года.

Постсоветский период развития можно поделить на два этапа - с декабря 1991 года до 2000-го, и с 2001 года по наше время соответственно. Первый этап характеризуется так называемой «челночной торговлей» - завалом новорожденного российского свободного рынка низкокачественными китайскими товарами. Российская экономика в 90-х переживала глубокий кризис и дешевые (и, как следствие, низкокачественные) товары из Китая были единственным, что помещалось в прохудившуюся потребительскую корзину рядового россиянина. С точки зрения процесса политического, российско-китайские отношения развивались как доверительное, равноправное партнерство, направленное на стратегическое сотрудничество и подкрепленное крепкими экономическими связями - поскольку, по сути, Китай, «помирившись» с Россией, приобретал непритязательный, обширный и не столь удаленный рынок сбыта.

Начиная с 2000-го, в хозяйственных связях России и Китая наметился прогресс обусловленный изменением экономических условий: после финансового дефолта 1998 года в российской экономике наступил период восстановления, а с 2001-го - подъема. Общий товарооборот России увеличился почти в 4 раза (со 150 миллиардов долларов в 2000 году до 600 миллиардов долларов в 2007м). В большинстве своем из-за продажи ресурсов: разработке нефтегазовых месторождений, и, наш взгляд, основная задача России на грядущий период состоит в том, чтобы не стать «сырьевым придатком» КНР. Многие политологи и экономисты, например А.Строков, О. Столповский, В.Парамонов считают, что при сохрани рабочей модели обмена сырья на товары Россия рискует разорить собственный производственный сектор и впасть в зависимость от импорта КНР. Захват китайскими продуктами российского рынка подавляет российских производителей и приводит к разорению и банкротству целых отрастей промышленности, не говоря уже о мелких частных предприятиях которые попросту не выдерживают конкуренции.

Однако стоит отметить, что рост экономик двух стран в целом задал положительную тенденцию к расширению торгово-экономических связей. Оценив опыт последних 60-ти лет, можно смело предположить, что основой отношений с Китаем следует считать взаимовыгодную политику стратегического партнерства, в котором каждый из участников осознает важность двухстороннего равновесия. Россия и Китай установили отношения, основанные на добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, они выступают за справедливое решение международных проблем и против силового вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Союз рассматриваемых стран может составить весомый противовес Западу, но с другой стороны - любой союз с Китаем становиться значительным благодаря его экономической и финансовой мощи.


.2 Характеристика торгово-экономических отношений России и Китая


Китай и Россия постепенно становятся «политическими друзьями», но политическая сфера всегда идёт наряду с экономической. И в этом отношении мы видим позитивную динамику. С 2000 по 2010 гг. объем российско-китайской торговли вырос более чем в 10 раз, а в 2011 г. по сравнению с 2000 г. - более чем в 15 раз (с 5,72 млрд. долл. до 79 млрд. долл.). Накопленных китайских инвестиций в России - со 100 млн. долл. в 2000 г. до 2,6 млрд. долл. в 2010 г., российских в КНР - с 220 млн. долл. до 1 млрд. долл. Показатели, действительно, поражают.

Однако стоит признаться, что в российско-китайских торгово-экономических взаимоотношениях сохраняется дисбаланс. Во-первых, стоит отметить то, что около 80% российского экспорта в Китай составляют сырьевые товары, лес и продукция химической промышленности. Китай же в основном экспортирует товары с высокой добавленной стоимостью. Во-вторых, имеет место большая зависимость от экономики Поднебесной. Китай - торговый партнер. Россия занимает 9-е место в списке десяти основных торговых партнеров КНР (в 2011 г. - 10 место). В-третьих, сохраняются высокие тарифные ограничения во взаимной торговле (дискриминационные меры в основном применяет Российская Федерация), хотя со вступлением России в ВТО есть все основания полагать, что данная проблема будет в скором времени решена.

Тем не менее, как мы видим, очень мощный политический каркас двусторонних отношений способен активизировать торгово-экономические отношения двух стран.

Для решения вышеприведённых проблем России стоит уповать на политическую сферу, ставя её в основу дальнейшего расширения экономических отношений. Пока мы лишь только на старте данного процесса, но определённые результаты уже видны. Именно политические контакты на высшем уровне способствовали созданию совместных инвестиционных фондов, заслугой политических деятелей является и нынешняя договорённость о совместном строительстве широкофюзеляжного самолёта, который должен составить конкуренцию таким гигантам, как Boeing и Airbus, покупке Китаем истребителей нового поколения, а также совместном производстве тяжёлого транспортного вертолёта. Но этого мало. Россия же сейчас нуждается в инвестициях, и использование нынешних политических отношений с Китаем может подстегнуть рост внутри страны.

Экономические взаимоотношения между Россией и Китаем долгое время проходили тернистый путь вплоть до XXI века. Послужило их экономическому и уже даже политическому сближению, качественное развитие этих двух стран, и также изменения, произошедшие на мировом рынке. Преодолев огромное количество проблем, которые долгие годы мешали налаживать экономические и политические связи, правительство двух стран пришло к необходимости укрепления продолжительного и продуктивного сотрудничества. Данное сотрудничество было закреплено Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем, которые государства подписали в июле 2001 года, и по сей день взаимоотношения соблюдаются на основании этого договора. После чего и Россия и Китай приняли ряд законов, способствующих положительному и результативному сотрудничеству.

На базе взаимовыгодного партнерства РФ и КНР лежат глобально-стратегические планы. На сегодняшний день Китай развивается быстрыми темпами, этому есть подтверждение: по международным данным Китай занимает 3-е место по показателю ВВП и 1-е место - по объему золотовалютных резервов. Уже продолжительное время Китай занимает позиции глобального масштаба. Государство целенаправленно укрепляет отношения с другими странами для установления глобальной и региональной стабильности. И в данной стратегии Россия помогает Китаю осуществить развитие в глобальном и региональном плане. На протяжении нескольких лет Россия ориентируется на восточное направление, то есть большая часть внешней политики и внешнеэкономической деятельности осуществляется с Азиатскими странами, в частности, с Китаем. Данная стратегия имеет для России важные положительные перспективы. Долгосрочное взаимодействие с Китаем - это самые результативные международные успехи РФ за последние несколько лет. В 2006 году был заключён энергетический союз между Россией и Китаем, что, безусловно, только закрепило партнерство двух стран.

Выделим несколько основных преимуществ китайско-российского торгово-экономического партнёрства: Во-первых, это продолжительные и результативные политические отношения, и налаженный механизм партнёрства. Во время периодических встреч представителей власти было создано 11 подкомиссий по главным отраслям обеих стран и для улучшения китайско-российского сотрудничества. Кроме того, было подписано множество договоров и создано огромное количество нормативно правовых актов, которые, безусловно, только закрепляли взаимовыгодное сотрудничество России и Китая. Также обе страны предоставляют бесплатные консультации по различным направлениям, например, вложение инвестиций, управление торговлей, разрешение торговых споров. Консультации позволяют разъяснить предпринимателям возможность выгодного и эффективного сотрудничества со сторонами. Во-вторых, есть взаимодополняемость в индустриальных отраслях. Россия имеет огромные преимущества по энергетике, тяжелой промышленности и высоких технологий. Китай достиг значительных результатов в отрасли машиностроения, изготовления текстиля, бытовой техники и телекоммуникаций. И, благодаря, плотному взаимоотношению страны дополняют друг друга, что способствует достижению высоких конкурентных позиций на международных и межрегиональных рынках. В-третьих, у России и Китая большая ёмкость рынка, такая особенность позволяет увеличить оборот товаров, природных ресурсов, технологий и денежных средств. В-четвёртых, главным преимуществом китайско-российского партнерства является созданная эффективная законодательная база стран. Исторически сложилось множество благоприятных факторов, которые помогли полноценно развиваться китайско-российскому экономическому партнёрству. Экономические отношения России и Китая имеют многоярусную структуру. На верхнем ярусе можно пронаблюдать крупные контракты, которые были подписаны для строительства технически сложных проектов и длительной оптовой поставки важных товаров. На среднем ярусе наблюдается пассивная роль российских предпринимателей. На нижнем ярусе, как правило, осуществляется приграничная торговля.

Основными сферами сотрудничества двух государств является энергетика, транспорт, сельское и лесное хозяйство. Эти сферы имеют не только личный коммерческий интерес, но и стратегический план длительного сотрудничества России и Китая. Данные сферы требуют постоянных комплексных нововведений, в частности совместных. На сегодняшний день важным вопросом китайско-российского сотрудничества является протяжение трубопроводных поставок газа и нефти. Сейчас принято множество выгодных нормативных актов по этому поводу, что, безусловно, вызвало резкий рост иностранных инвестиций. Кроме сотрудничества в энергетической области, Россия и Китай активно развивают агропромышленный комплекс. Сейчас подписана программа строительства жилья в сельскохозяйственной местности, развитие инфраструктуры на небольших административно-территориальных единицах, производства стройматериалов и усиление туристического бизнеса.

Китайское правительство активно вводит новые реформы на село, постоянно расширяя сельскохозяйственное производство, продукция данной отрасли экспортируется в различные страны. Однако, безусловно, быстрыми темпами развивается промышленность. В Китае на данный момент массово производятся велосипеды, часы, электроника, мебель и комплектующие для машин. Кроме того, Китай занимает лидирующие позиции в освоении высоких технологий. Китайское правительство осуществляет грамотное управление национальным валютным курсом, который непосредственно привязан к доллару. Уже несколько лет китайское правительство старается ослабить свою зависимость от внешнеторговых рынков, поэтому, активно стимулирует внутренний спрос.

Огромными потоками идут иностранные инвестиции в КНР. Данный факт связан не только с принятием законопроекта, который обеспечивает иностранным предпринимателям выгодные экономические льготы, но и с дешевизной рабочей силы, недвижимости, транспорта, порты Китая и иных производственных факторов. Кроме того активно применяются налоговые и инвестиционные льготы со стороны правительства страны. Американские и европейские предприниматели, устав от профсоюзов и высокой стоимости рабочей силы организовывают свой производственный процесс в Китае. Безусловно, Китай и Россия развиваются разными темпами, но это не дало им затормозить выгодное совместное сотрудничество. Со временем страны, преодолевая незначительные противоречия, смогли эффективно использовать потенциал обоих сторон на благо экономическим реформам и модернизацию.

Российско-китайский товарооборот в 2012 году составил около 90 миллиардов долларов. По уровню потребления многих товаров, прежде всего в группе промышленного металла, КНР является крупнейшим потребителем данной продукции. Нынешняя динамика замедления китайской экономики оказывает влияние на положение дел во внешней торговле. В начале 2012 года соответствующие ведомства Китая поставили задачу по увеличению внешнего товарооборота на 10%. В начале года эта цифра казалась для России заниженной. Ведь тогда внешняя торговля росла темпами свыше 10%. Но достижение указанного показателя в 10% оказалось трудновыполнимым.

Как отмечают китайские чиновники, за 10 месяцев 2012 года объем российско-китайской торговли составил 73,6 миллиардов долларов. На протяжении указанного периода происходит замедление темпов роста показателя. В октябре значение товарооборот вырос только на 6,3 проц. При этом российский экспорт увеличился на 1,9%, а импорт на 10%. Налицо снижение динамики. Тем не менее, наша торговля, в общем-то, показала себя неплохо. Нам удалось избежать сокращения товарооборота, как это произошло с рядом китайских торговых партнеров.

В структуре товарооборота России и Китая по-прежнему доминируют энергоносители - это нефть, уголь, электроэнергия и нефтепродукты. На их долю приходится две трети, или 66,4% экспорта. Сейчас на РФ приходится 9,1% поставок нефти в Китай. Эта цифра включает в себя экспорт по нефтепроводу и морским транспортом.

Согласно данным китайской статистики, за 10 месяцев 2012 года общие поставки нефти составили 20,5 миллион тонн. Это почти 30% от роста месячных объемов. Цены на нефть в течение года были подвержены значительным колебаниям. Большой удельный вес экспорта нефти был обеспечен за счет роста объемов экспорта. Одной из причин роста стало сокращение закупок Китаем нефти у Ирана. Сейчас Россия является третьим по величине поставщиком «черного золота» в КНР и уступает только Саудовской Аравии и Анголе.

Существенно увеличились поставки электроэнергии. Они возросли почти на 90 проц. По итогам года мы можем выйти на 2 млрд кВт часов. За прошедшие месяцы 2012 года уже поставлено в Китай более 1,9 млрд кВт часов. Для масштабов КНР это не много, но динамика очень неплохая.

Все остальное осталось без особых изменений. В сегменте древесины сохраняется тенденция к сокращению поставок необработанного круглого леса в Китай. Уменьшение составило около 20 проц. На данный вид приходится 34 проц. всего российского объема поставок древесины в КНР. Одновременно с этим вырос российский экспорт «первично обработанной» древесины. По объемам он стал сопоставим с поставками круглого леса. На мой взгляд, это неплохая динамика.

Товары общего потребления составляют примерно такой же объем. Однако их доля постепенно сокращается за счет наращивания поставок более сложной продукции.

В области инвестиционного сотрудничества наметился некий застой. Есть положительные моменты - создание российско-китайского инвестиционного фонда объемом в 2 миллиарда долларов с участием Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и Китайской инвестиционной корпорацией (CIC). Часть средств фонда уже вложена в один из проектов по переработке древесины на Дальнем Востоке. Но в целом ощущается дефицит крупных проектов в области инвестиций. С другой стороны, в китайских компаниях продолжают сохраняться определенные опасения относительно инвестиционного климата России. Стоит отметить положительную тенденцию сотрудничества в сфере высоких технологий. В 2011 году был подписан межправительственный меморандум о сотрудничестве в области модернизации экономики. На предстоящей встрече премьеров, скорее всего, будет подписан протокол о механизме выполнения данного меморандума. Он предусматривает создание перечня проектов модернизационной направленности.

Это будет нескоро, но надо готовиться к грядущим изменениям. Это создаст для наших компаний новые возможности работы на фондовом рынке Китая, который пока практически закрыт. Среди зарубежных институциональных инвесторов пока нет российских участников. Запущенный в 2002 году механизм квалифицированного зарубежного институционального инвестора является одним из способов приобретения китайских акций категории «А» иностранными инвесторами.

Нестабильность глобальной экономики может привести к небольшому снижению этого показателя. К 2015 году увеличение оборота двух государств до 100 миллиардов долларов и до 200 миллиардов к 2020 году - это не самоцель, а ориентир.


.3 Проблемы и перспективы экономических отношений России и Китая


Несмотря на то, что раскол отношений между странами 1950 - 1980 гг. остался позади, формат российско-китайских отношений остается в значительной степени неэффективным, если говорить об экономике, и имеющим недоработки в правовом плане. Сотрудничество с такой экономически развитой страной как Китай может принести как пользу, так и урон российской экономике - в зависимости от структуры товарооборота. Хотя со времени существования Российской федерации как преемницы Советского союза объем товарооборота между странами увеличился в 40 раз, обмен этот сложно назвать взаимовыгодным - Россия экспортирует сырье и импортирует продукты его переработки.

Одной из главных проблем экономических отношений России и Китая является отсутствие полноценных, взаимовыгодных торгово-экономических связей, однако возможность их построения на принципах симбиоза и равноправия является одновременно одной из главных перспектив этих отношений. Первостепенной задачей в этом ключе будет являться инвестиционное и производственное взаимодействие, призванное к созданию структурно-технологической взаимозависимости большого числа отраслей национальных экономик.

Однако следует заметить, что существующая на сегодняшний день расстановка, в которой Россия играет роль поставщика относительно недорогих сырьевых ресурсов вполне устраивает Пекин. Растущие темпы развития китайской экономики только увеличивают спрос на сырье, из-за чего прослеживается снижение количества «машин и оборудования» в российском экспорте. Инвестиции в минеральное сырье, месторождения углеводородов и цветных металлов, а не в ценные бумаги и доллары США, на данный момент являются приоритетом Пекина.

Различные цели и задачи, поставленные перед руководством России и Китая, определяются ассиметрией в развитии экономик двух стран - если Китай стремится к модернизации и инновационному развитию отраслей своей промышленности, Россия же просто продает максимальный объем ресурсов по выгодной для нее цене. В данной ситуации краткосрочное сотрудничество вполне интересно обеим сторонам, однако в долгосрочной перспективе это приведет к краху и полному сворачиванию торгово-экономических отношений - сырье находящееся в распоряжении Москвы по данным службы аналитической информации Международной организации кредиторов (WOC), составленной по статистическим данным Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), составляет 60 миллиардов баррелей, что при нынешнем уровне добычи хватит России на 19 лет.

Практика масштабных поставок сырьевых ресурсов с одновременным угасанием промышленности и сворачиванием научно-технологических школ, угрожает России превратиться в сырьевой придаток Китая и мировой экономики в целом. Таким образом, для дальнейшего разумного развития российско-китайских экономических отношений необходимо поддерживать и развивать производство, снижать налог на добавленную стоимость и при этом вводить максимальный федеральный налог на сырьевой сектор. Только реконструировав экономику Российской Федерации, сделав ее привлекательной для инвесторов, можно добиться строительства взаимовыгодных экономических отношений с Китаем.

Другой проблемой российско-китайских отношений является их узко торговый формат - еще совсем недавно носившие характер челночной торговли мелкие предприниматели превратились в средних и крупных бизнесменов ведущих бизнес согласно своим краткосрочным интересам, которые не способствуют развитию стратегического партнерства между странами.

Существуют также трудности связанные с геополитическим положением стран: несмотря на существующую протяженную границу и кажущееся удобным тесное соседство России и Китая, основные промышленные центры

России расположены в европейской части страны, а в Китае развитый юг и юго-восток переполнен крупнейшими экономическими центрами, близким к основным мировым торговым коммуникациям. Сильная удаленность друг от друга центров российской и китайской промышленностей (кратчайший путь - сухопутный, порядка 7000 км) ведет к повышению затрат на транспортировку, и, как следствие, растет конечная стоимость продуктов.

На пути к становлению взаимовыгодных экономических отношений между КНР И РФ также встанет вопрос разницы в стоимости рабочей силы и общих затрат на производство. Благодаря мягкому субтропическому климату Китаю удается существенно снизить затраты на организацию процесса производства и труда, в России же влияние низких зимних температур на экономическую деятельность существенно повышает стоимость конечного продукта. В этой связи между Китаем и Россией вырастает следующая проблема - конкуренция в инвестиционной привлекательности. Обе страны заинтересованы во вложениях со стороны других государств, а соперничество за иностранные инвестиции объективно подрывает дружественные отношения между государствами.

Также на пути становления российско-китайских экономических отношений встает проблема отсутствия комплексной программы совместного развития. Необходимость разработки данной программы правительствами государств заключается в существовании тесной взаимосвязи между отраслями экономики. Например, машиностроение идет бок обок с металлообработкой, электронной и химической отраслями промышленности, в свою очередь химическая отрасль связана с фармацевтической и пищевой отраслями и тд. Таким образом, тесное сотрудничество в экономической сфере нереально без согласованной и детально распланированной программы сотрудничества.

Таким образом, современный формат экономического сотрудничества России и КНР не способствует развитию стратегического и взаимовыгодного партнерства, и, к сожалению, крайне невыгоден для нашей страны. По этой причине некоторые шаги по сближению и кооперации двух стран необходимо сделать внутри страны: поддерживать и развивать производство, снижать налог на добавленную стоимость и при этом вводить максимальную налоговую нагрузку на сырьевой сектор.

Решение всех рассмотренных выше проблем целесообразно благодаря большому количеству перспектив связанных с сотрудничеством двух столь весомых факторов международной арены. Заместитель директора Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук Китая Ли Юнцюань отметил, что контакты Китая и России на высоком уровне в последние годы дают основание считать, что и Китай, и Россия придают очень важное значение развитию их двусторонних отношений, рассматривая сотрудничество друга с другом как важную стратегическую возможность для ускорения собственного развития. Более того, обе страны имеют общие взгляды на многие международные вопросы, общую надежду на создание благоприятной внешней среды для своего развития.

Последние годы можно смело охарактеризовать как время активизации сотрудничества - об этом свидетельствуют частые визиты глав государств и выросший в 40 раз товарооборот между странами, но, несмотря на достигнутое страны намерены расширять сотрудничество. Новейший этап развития двухсторонних отношений России и Китая связан с вступлением в августе 2012 года России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Можно выделить множество положительных и отрицательных тенденций в динамике отношений между странами в связи с этим событием.

Из положительных моментов в первую очередь хочется выделить неизбежную регламентацию торгово-экономических отношений между странами. Это приведет к упорядочению связей, уничтожению «серых схем» торговли и плавному переходу к распланированной программе сотрудничества, что в свою очередь только способствует становлению крепких и предсказуемых партнерских отношений.

Также вступление России в ВТО способствует кооперации стран не только в рамках российско-китайского сотрудничества, но и способствует развитию всего региона. В ближайшем будущем прогнозируется увеличение импорта китайской продукции в Россию, и экспорта из России сырьевых ресурсов. По мнению профессора Фен Шаолея, директора Центра русистики одного из базовых научно-исследовательских учреждений Министерства образования Китая, « Китай и Россия, две великие державы АТР, отличаются друг от друга историческим опытом, внутриполитическим устройством и уровнем развития, региональными интересами. Но в чем-то у них схожие судьбы и соразмерные амбиции, которые позволяют идти бок обок в решении трудных задач и поиске ответов на современные вызовы, заставляют учиться решать проблемы, связанные с противоборством целей, и извлекать взаимные выгоды посредством координации усилий».

Следующей перспективой российско-китайских отношений является сотрудничество в сфере инвестиций - правила ВТО имеют гарантированный механизм для осуществления программы расширения инвестиционных потоков между странами. Китай уверенно держит лидерство по показателям привлечения капитала в сфере инвестиционных вкладов. Солидный процент китайских инвесторов - транснациональные корпорации (ТНК): 4 из 5 крупнейших мировых ТНК инвестируют именно в Китай. Центральные власти КНР постоянно поддерживают политику привлечения иностранных инвестиции, создают выгодные и привлекательные условия для ведения бизнеса в Китае - России, также заинтересованной в привлечении капитала из-за рубежа, можно перенять опыт совершенствования правовой среды, создания и поддержания принципов справедливой конкуренции. Китай вызывает доверие инвесторов, и этот факт способствовал созданию особенной структуры китайской экономики - структуры, в которой экономика страны финансируется извне. С другой стороны, Китай также инвестирует за рубеж - по данным Министерства Коммерции КНР «с 2008 года объем инвестиций в иностранные экономики составил почти 220 миллиардов долларов». Несмотря на то, что Китай вкладывает в два раза меньше, нежели получает, страна занимает пятое место в мире по объему инвестирования за рубеж. Китайское руководство готово инвестировать за рубеж - однако в строго определенные отрасли, приоритетные и необходимые Пекину. В связи с высокими темпами роста развития производства Китай испытывает потребность инвестировать в сферу природных ресурсов и энергоносителей, а также в предприятия, использующие высокие технологии и ноу-хау.

Таким образом, Китай ведет разумную и сбалансированную инвестиционную политику, направленную, конечно же, на развитие собственной экономики. Для того чтобы стать его равноправным партнером, а не «сырьевым придатком», России необходимо ориентироваться на развитие собственной производственной базы, развивать не только поставки сырья, но и высокотехнологичных товаров.

Говоря о перспективах развития российско-китайских экономических отношений, также связанных с относительно недавним вступлением России в ВТО, следует отметить закономерное повышение качества продукции, ввозимой из Китая, связанное с ожесточением требований сертификации импортных товаров. Также в нашей стране будет усилена охрана прав интеллектуальной собственности, незаконное нарушение которых стало нормой для китайских производителей.

Перспективы российско-китайских отношений на современном этапе связаны с проблемами, стоящими перед руководством двух стран. Китай сейчас находится на переходном этапе своего развития в связи с сокращением рабочей силы (старением общества) - и труд, следовательно, дорожает. Большинство наименее технологичных производств уже перебрасывается в другие страны региона - Вьетнам и Индонезию. Китаю для поддержания и повышения ВВП необходимо заняться производством высокотехнологичных товаров. Россия же испытывает необходимость в развитии производственной базы - и переключении со звания «сырьевого придатка». При неблагоприятном развитии сценария отношений между странами, углублении экспансии Китаем Дальнего Востока, Россия рискует потерять не только свои ограниченные ресурсы, но, как следствие, превратиться из развивающейся страны в некоторое подобие колоний 19-20х веков.

С другой стороны, Россия могла бы упрочнить свое положение за счет экспорта сырья с повышенным уровнем переработки и инвестиций в инфраструктуру. Существует большое количество вариантов развития отношений между Китаем и Россией, но бесспорным является тот факт, что уровень экономического развития Китая, и, следовательно, его вес на мировой арене делают его перспективным вариантом сотрудничества. Российская федерация и Китайская народная республика могут стать весьма полезными друг для друга союзниками в политической и экономической областях.


2. Правовая база российско-китайских отношений


.1 Нормативная база политических отношений России и Китая


Отношения России и Китая имеют продолжительный характер и многовековую историю. Основы современного этапа отношений России и Китая были заложены еще в 1949 г., когда были официально установлены дипломатические отношения между КНР и СССР. Тогда 2 октября 1949 было заключено Соглашение об установлении дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой. Таким образом, Советский Союз был первым государством, признавшим суверенитет Китайской Народной Республики.

Далее, в течение 50 лет на межгосударственном и межправительственном уровне было заключено более 300 договоров и соглашений, сформировавших, впоследствии, договорную базу отношений СССР и Китая и задавших дальнейший вектор взаимоотношений между Россией и Китаем после распада СССР.

После распада Советского Союза отношения между Россией и Китаем приобрели более динамичный характер, в период 1991-1999 г.г. было заключено не менее 100 соглашений на государственном и правительственном уровнях, регулирующих различные аспекты экономического и политического взаимодействия двух стран.

Правительство Китая 24 декабря 1991 года признало Российскую Федерацию в качестве правопреемницы СССР, с вытекающими из этого международными правами и обязательствами бывшего СССР.

Правовая основа сотрудничества между Россией и КНР была установлена Соглашением между правительством РФ и правительством КНР о торгово-экономических отношениях России и Китая, заключенным 5 марта 1992 г., и предусматривавшим обоюдное предоставление режима наибольшего благоприятствования, наряду с взаимным освобождением от таможенных пошлин и прочих видов налогообложения. Также Соглашение предусматривало, последующее ежегодное принятие протокола о торгово-экономическом сотрудничестве правительствами Китая и России.

Далее в течение короткого времени, в первые годы после признания России в качестве правоприемницы Советского Союза, был принят ряд документов, касающийся различных сфер: договоры по торгово-экономических отношениям, о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, о научно-техническом сотрудничестве, сотрудничестве в области туризма и т.д. - март-декабрь 1992 г.

Начало закладываться обоюдное сближение России и Китая в социальных сферах: в 1992 г. было принято Соглашение о культурном сотрудничестве, 1993 г. - Соглашение в области туризма. Далее в течение всего десятилетия сотрудничество в сфере туризма расширялось заключением в 2000 г. Соглашения о взаимных поездках граждан и Соглашения о безвизовых групповых туристических поездках, призванных в дальнейшем углубить взаимопонимание и укрепление дружбы между народами двух стран, развития обменов, усовершенствования порядка взаимных поездок граждан своих государств и т.д. В 2013 было подписано, но не еще не вступило в силу межправительственное соглашение об облегчении поездок граждан, предусматривающее безвизовое нахождение в стране-контрагенте до 30 дней с возможностью дальнейшего продления срока пребывания до 90 дней в соответствующих органах.

Определенную роль в сотрудничестве в социальной сфере России и Китая сыграло Соглашение о временной трудовой деятельности граждан двух государств на территории второго государства, заключенное в 2000 г., предусматривающее законность осуществления трудовой деятельности на территории принимающего государства при наличии необходимых для ведения трудовой деятельности разрешений.

Особое место среди принимаемых Россией и Китаем договоров занимают договоры в энергетической сфере, как например, Соглашение по сооружению атомной электростанции на территории КНР и сооружении на территории КНР газоцентрифужного завода по обогащению урана для атомной энергетики, заключенные в 1992 г., как договоры, имеющие стратегическое значение для российско-китайских отношений. Сотрудничество в сфере энергетики являлось одним из важнейших пунктов во взаимоотношениях России и Китая. Так, еще в 1996 г. Было заключено соглашение о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере, а в 1997 г. был принят меморандум о взаимопонимании между правительствам России и Китая об основных принципах подготовки технико-экономического обоснования проекта строительства газопровода для транспортировки газа из Восточно-Сибирского региона Российской Федерации в КНР, а также до возможных потребителей в третьих странах, и разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Российской Федерации.

Сотрудничество России и Китая в сфере энергетики не ограничилось достигнутыми соглашениями, а продолжилось в 2000 г. заключением Соглашения о продолжении сотрудничества в энергетической сфере и межправительственным соглашением о совместном сооружении и эксплуатации на территории КНР экспериментального реактора на быстрых нейтронах.

В 2012 г. правительствами России и Китая был подписан Протокол о сотрудничестве в сооружении на территории КНР энергоблоков №3 и №4 Тяньванской АЭС. Далее 2013 г. было подписано межправительственное соглашение о совместном строительстве и эксплуатации Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода и проектах в сфере разведки и добычи нефти.

Помимо энергетической промышленности, важной точкой соприкосновения России и Китая как партнеров является сотрудничество по развитию алмазно-бриллиантовых комплексов. Так, в 1997 г. было принято соглашение о сотрудничестве по развитию алмазно-бриллиантовых комплексов двух стран, совместной георазведке и добыче алмазного сырья и прилежащей области.

Также важной составляющей успешного сотрудничества России с Китаем было строительство систем сообщений между Россией и Китаем. Так в 1995 г. было заключено Соглашение о совместном строительстве моста через р. Амур в районе городов Благовещенск и Хэйхэ, и связанный с этим Протокол 1996 г. об упрощенном порядке пересечения границы персоналом, занятым строительством моста во временном пункте пропуска. В 2001 г. было достигнуто соглашение о совместном строительстве пограничного мостового перехода через р. Аргунь в районе Олочи-Шивэй., а в 2006 г. было заключено межправительственное Соглашение о строительстве нового моста на месте существующего пограничного мостового перехода через р. Аргунь в районе населенных пунктов Староцурухайтуй и Хэйшаньтоу. В 2008 г. было принято Соглашение о совместном строительстве, эксплуатации, содержании и обслуживании железнодорожного мостового перехода через р. Амур на участке российско-китайской границы в районе населенного пункта Нижнеленинское и г. Тунцзян.

Важной частью сотрудничества было воздушное сообщение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Так первое соглашение было заключено еще в 1991 г., а в 1999 г. были заключены Соглашение с правительством Макао о воздушном сообщении и Соглашение с правительством специального административного района Гонконг о воздушном сообщении, предполагающие прямые авиационные перелеты между Россией и названными регионами Китая.

Также важным шагом в установлении конструктивных отношений между Россией и Китаем было заключение 1997 г. межправительственного Соглашения, предусматривающего сохранение Генерального консульства РФ на территории КНР в специальном административном районе Гонконг (Сянган). Далее в 2002 г. Россией и Китаем был подписан Консульский договор, определяющий и регламентирующий открытие консульских учреждений на территории второй страны.

января 1999 г. в России вступил в силу Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», определивший сферы (торгово-экономическую, гуманитарную, культурную) и предмет международной деятельности регионов, круг их потенциальных иностранных партнеров, порядок согласования региональных соглашений с Министерством иностранных дел России и фактически завершил десятилетний период формирования российско-китайских связей на региональном уровне.

Также одновременно с договорами в социальных и экономических сферах начал закладываться механизм для обеспечения регулярных встреч глав правительств России и Китая. Для этих целей было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая 1997 г., являющееся системообразующим фактором постепенного развития отношений между двумя сторонами во всех основных сферах.

Отметим, что взаимные контакты глав государств и глав правительств России и Китая поныне носят регулярный характер, что свидетельствует о высокой важности для обеих сторон продолжение взаимоотношений в том же положительном ключе. Так, например, 29 апреля 2014 г. правительством РФ было принято распоряжение Минсельхозу России провести переговоры с КНР с последующим подписанием протокола по укреплению сотрудничества в сфере сельского хозяйства.

Особое место для обеих стран занимал территориальный вопрос. Долгое время проходили переговоры по различным участкам границы между Россией и Китаем, и демаркация границы с Китаем окончательно юридически оформилась только в 2008 г. подписанием министром иностранных РФ Лаврова С.В. и министром иностранных дел КНР Яном Цзечи Дополнительного протокола, описывающего линии российско-китайской государственной границы на ее Восточной части, проходящей по фарватеру р. Амур, Китаю при этом достались о. Тарабаров и половина о. Большой Уссурийский. Площадь в 174 кв. км из спорных 375 кв. км перешли под контроль Китая. Главы внешнеполитических ведомств, таким образом, подтвердили, что всестороннее и заключительное урегулирование вопроса границы будет способствовать последующему развитию российско-китайских отношений, и будет нести положительную рефлексацию в сотрудничестве приграничных регионов двух стран.

Этому документу предшествовал ряд соглашений о режиме государственной границы России и Китая в 1994 и 2006 г.г., также Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части 2004 г. и ряд многосторонних соглашений с приграничными с Россией и Китаем государствами р. Монголия и КНДР 1994 и 1998 г.г. соответственно.

Основополагающие принципы отношений между Россией и КНР, а также ключевые направления двустороннего сотрудничества и ее сферы отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанном Президентом Российской Федерации и Председателем Китайской Народной Республики 16 июля 2001 года в Москве. Стоит отметить, что во многих направлениях сотрудничества и ведомствах, ведущих дела с китайской стороной, существуют межправительственные и межведомственные соглашения.

Принципиальную важность имеет зафиксированное в статье 6 Договора отсутствие у сторон взаимных претензий по территориальному вопросу. Этот пункт отражает общий подход сторон Договора. Включение в договор этой статьи дало мощный толчок для пограничных переговоров между Россией и Китаем.

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой является основополагающим для отношений России и Китая, он охватывает максимально возможные сферы и направления двустороннего сотрудничества. Договор был заключен сроком на 20 лет с возможностью автоматического пролонгирования на последующие пять лет. В соответствии с утверждаемыми главами государств четырехлетними Планами действий проводится реализация этого договора. Первый План действий был рассчитан на 2005-2008 годы. На данный момент действует План действий на период 2013-2016 г.г. Планы действий по реализации положений Договора включают себя соглашения по проведению совместных мероприятий, по укреплению межгосударственных связей, дипломатические консультации, совместные культурные мероприятия (2006 г. был объявлен «Годом России в Китае», а 2007 г. - «Годом Китая в России», в рамках которых было проведено 600 различных мероприятий в политической, торгово-экономической, военной, научно-технической и гуманитарной сферах), совместные военные учения, обмен различными делегациями, совместное хозяйственное пользование отдельных приграничных участков, обмен опыта в различных хозяйственных сферах и т.д.

Договор предусматривает сотрудничество во множестве сфер, в том числе в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной и других областях, также стимулирует активное сотрудничество в приграничных регионах и межрегиональное сотрудничество.

Также стоит отметить Соглашение в форме обмена нотами, заключенное правительствами РФ и КНР, об осуществлении ремонтно-восстановительных работ на советских воинских захоронениях и мемориалах и их переноса.

Определенную положительную роль в российско-китайских отношениях сыграло Соглашение, заключенное в 2005 г. правительствами России и Китая об окончательном урегулировании задолженности бывшего СССР и РФ перед КНР.

Особое место в системе отношений России и Китая занимают вопросы стратегической безопасности. Был сформирован механизм консультаций по вопросам стратегической безопасности, ставший важным каналом регулирования взаимодействия двух стран в этой сфере. В ноябре 2008 года прошел третий раунд консультаций.

В рамках укрепления стратегической безопасности были подписаны многосторонние Шанхайское (апрель 1996 года) и Московское (апрель 1997 года) соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы. В соглашении участвовали Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Далее на базе «Шанхайской пятерки» в 2001 году была создана Шанхайская организация сотрудничества, призванная укреплять стабильность и безопасность с объединенными усилиями государств-участников. Двусторонние взаимоотношения между Россией и Китаем и многосторонние - в рамках организаций ШОС и БРИКС были естественны в условиях мирового финансового кризиса. Следует отметить активные действия, предпринимаемые в рамках ШОС направленные на борьбу с преступной деятельностью по распространению наркотических средств, проводимая в соответствии с Антинаркотической стратегией стран-участников ШОС и принятой Программой действий по ее выполнению. Однако, еще до этого - в 1996 г. правительствами РФ и КНР было заключено соглашение о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотиков.

В военной сфере также ведется партнерская деятельность: в 2002 г. было заключено Соглашение о поставках из РФ в КНР продукции военного назначения, оказания технического содействия, согласно которому Россия обязалась поставить в Китай эскадренные миноносцы проекта 956ЭМ и прочую военную технику и т.д.; в 2005 г. было подписано Соглашение о статусе воинских формирований РФ, временно находящихся в КНР, и китайских воинских формирований, временно пребывающих на территории РФ, позволяющее проведение совместных военных учений и укрепление сотрудничества в военной сфере.

Движение к укреплению стратегической безопасности, проводимое Россией и КНР носит положительный характер, так как Пекин видит в Москве надежного стратегического партнера, о чем свидетельствует неизменность позиций Китая по отношению к России, несмотря на антироссийские настроения связанные с политическим кризисом на Украине.

В октябре 2011 года в Пекине был подписан Меморандум между правительствами РФ и КНР о партнерстве в области модернизации экономики, способствующем созданию наиболее благоприятных условий для ведения российскими компаниями предпринимательской деятельности, содействовать реализации совместных проектов, инвестированию в инновационные технологии, продвижению на рынок современных конкурентоспособных продуктов.

Активно развиваются межрегиональные связи, начиная с Соглашения 1997 года о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации и местными правительствами Китайской Народной Республики, после чего было подписано более ста соглашений о сотрудничестве между властями административно-территориальных единиц различного уровня. К настоящему времени более 70 субъектов РФ имеют активные связи с провинциями КНР.

Так, например, ведется реализация федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" и "Программы по возрождению районов Северо-Востока Китая", и в соответствии с I Совместной декларацией России и Китая от 26 марта 2007 года и Планом действий по реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, была разработана Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики с периодом действия с 2009 по 2018 г.г.

В 2009 г. Правительство РФ и Правительство САР Гонконг КНР заключили договор о взаимной отмене визовых требований для граждан РФ и постоянных жителей САР Гонконг КНР, что позволяет гражданам РФ пребывать в Гонконге без виз в течение 14 дней, если они не имеют намерения осуществлять трудовую или учебную деятельность.

Также ведется активная работа в сфере сотрудничества в области образования, еще в 1995 г. было принято Соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степеней, Соглашение об охране прав интеллектуальной собственности 1996 г. Большое внимание уделяется вопросам экологической безопасности. В частности, было принято множество документов, координирующих взаимные действия по охране белого тигра - Протокол по охране тигра 1997 г., касательно заповедных зон - Соглашение о заповеднике «Озеро Ханка», Соглашение об охране перелетных птиц и мест их обитания 2013 г.; Соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования мирового океана 2003 г., Соглашение в области туризма и т.д..

В сфере освоения космического пространства - Соглашение о сотрудничестве в области пилотируемой космонавтики 1996 г., а также Соглашение об уведомлениях о пусках баллистических ракет и космических ракет-носителей 2009 г., что позволило КНР утвердиться как космическая держава.


2.2 Нормативно-правовые документы экономического характера


С началом дипломатических отношений СССР и КНР были заложены предпосылки для политических и экономических отношений двух стран. В частности велось активное сотрудничество в торговых отношениях. Так в 1958 г. между Советским Союзом и Китаем был заключен Договор о торговле и мореплавании.

К началу 1990-х годов Правительство СССР заключило с Правительством КНР Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Торговое соглашение 1990 г., а также Соглашение о государственном кредите для поставок из КНР в СССР товаров - 1991 г.

Далее, после распада СССР и становления нового режима, для оформления отношений между новым капиталистическим государством - Россией и важнейшим стратегическим партером - Китаем потребовались новые договоры, касающиеся торговых и экономических отношений.

Первым договором в торгово-экономической сфере, заключенным между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, стало межправительственное Соглашение о торгово-экономических отношениях 1992 г.

Далее, с открытием российского рынка товаров и услуг, процесс заключения договоров приобрел ярко выраженный динамичный характер, охватывающий все более широкие сферы взаимодействия.

Так, в декабре 1992 г. вместе с Соглашением о кредитовании Россией строительства на территории Китая атомной электростанции, было заключено Соглашение о государственном кредите для поставок из КНР в Российскую Федерацию продовольственных товаров, необходимых для удовлетворения растущего спроса на российском рынке.

В связи с быстрым развитием российско-китайской предпринимательской деятельности, обусловленной дешевизной товаров народного потребления из Китая и обширностью российского рынка, появилась необходимость в регулировании налоговой политики обеих государств по отношению к предпринимателям, ведущим деятельность по обе стороны границы. С этой целью в 1994 г. было заключено межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.

Дальнейшее развитие экономические связи России и Китая получили с заключением Соглашения о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики и Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля в 1996 г.

Далее в 1997 г. правительствами были составлены, но не заключены Торговое соглашение на период 1997-2000 г.г. и Протокол о торгово-экономическим сотрудничестве, касающемся поставок оборудования, материалов из России и предоставления услуг для ТЭС "Суйчжун", "Иминь" и "Цзисянь".

В 1998 г. был принят ряд, документов, направленных на регулирование экономических отношений России и Китая: Соглашение в форме обмена письмами между правительствами о продлении срока действия протокола между правительством РФ и правительством КНР о торгово-экономическом сотрудничестве в 1997 г. и Протокол между правительствами РФ и КНР о торгово-экономическом сотрудничестве в 1998 г. В тот же период для упрощения ведения предпринимательской деятельности для российских граждан был организован упрощенный пропуск в отдельные части торговых комплексов, действующие по китайскую сторону российско-китайской границы с заключением соответствующего Соглашения.

В 1999 г. был принят очередной межправительственный Протокол о торгово-экономическом сотрудничестве. Также в 1999 г. сотрудничество России и Китая в предоставлении упрощенного входа российских граждан в китайские части торговых комплексов в г. Хэйхэ и г. Суйфэньхэ, расположенные с китайской стороны границы с Россией. С г. Хэйхэ, в частности, было организовано речное сообщение в период навигации и автомобильное в период ледостава.

В 2000 г. было заключено очередное межправительственное торговое соглашение сроком с 2001 по 2005 г.г.

Важной частью торгово-экономического сотрудничества России и Китая стало межправительственное Соглашение, заключенное в 2006 г., о поощрении и взаимной защите капиталовложений, обеспечивающее благоприятные условия инвесторам для осуществления капиталовложений на территории страны-партнера.

В 2009 г. РФ и КНР утвердили Соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере, что дало толчок для строительства и активного использования нефтепровода «Сковородино-Мохэ», в 2013 г. было подписано следующее Соглашение о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью, направленное на увеличение объемов поставок сырой нефти в Китай.

Далее в 2010 г. было достигнуто Соглашение об открытии отделения торгового представительства РФ в КНР в г. Шанхай, представляющего интересы России и являющегося частью Генерального Консульства России в г. Шанхай.

В настоящее время торгово-экономические отношения России и Китая регулируются общемировыми правовыми нормами в связи с тем, что КНР является членом ВТО. Что качается России, то она только вступила в эту организацию и ей еще необходимо привести свое законодательство в соответствии с требованиями ВТО.

Торгово-экономические отношения между двумя странами регулировались, прежде всего, внутренним законодательством России и Китая. Каждое из государств имело свои «руководства» по внешнеэкономической деятельности, таможенные кодексы, законы о безопасности, иностранных инвестициях и следовало их положениям в осуществлении двусторонних торгово-экономических отношений России и Китая. Для России были характерны не только периодическое изменение «правил игры» на высшем уровне, которое ставило в тупик как зарубежных, так и российских участников внешнеэкономической деятельности, но и временами несоответствие федеральных и местных законов, неподчинение региональных властей общероссийскому законодательству.


3. Экономические отношения в рамках международных организаций


.1 Экономические отношения в рамках ШОС


После распада СССР российско-китайские отношения, который и без того были непростыми, по прогнозам не имели перспектив гармонизации, а их дальнейшее развитие в позитивном смысле казалось маловероятным.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - это международная организация регионального уровня, созданная в 2001 году лидерами России, Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Предпосылкой создания данной организации явилась необходимость обеспечения безопасности и стабильности на региональном уровне. Прочие предпосылки были заложены в диалоге между Россией и Китаем задолго до распада Советского Союза во время ведения переговоров касательно территориальных споров. В 1996 году было образована «Шанхайская пятерка», в состав которой входили: Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. В числе результатов деятельности прообраза ШОС можно выделить: успешное продвижение процесса решения исторически заложенных вопросов государственных границ в отношении Китая и четырех государств-членов, способствование урегулированию мира и спокойствия в приграничных зонах, активное продвижение торгово-экономических связей между пятью странами; непрерывное укрепление координации между государствами-участниками на мировой арене. Шанхайская пятерка стала важной силой в регионе, созданная с целью продвижения мира и дальнейшем развитии во всем мире. К 1999 году было проведено не одно заседание и на момент проведения саммита в Бишкеке (Киргизия) было положено начало созданию перманентных механизмов сотрудничества: встречи министров и экспертных групп. Начинала зарождаться новая международная организация. Каждая страна назначала национальных координаторов. В 2001 году была проведена встреча в Шанхае, на которой было принято решение о принятии в состав Организации Узбекистана. Это повлекло за собой смену наименования на Шанхайскую организацию сотрудничества. В числе первых документов, принятых ШОС: «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», а также «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятерки».

ШОС не являет собой военный блок (например, как НАТО) или открытое регулярное совещание по безопасности (например, как АРФ АСЕАН). Она занимает промежуточную позицию. Основными задачами организации были провозглашены укрепление безопасности и стабильности на обширном пространстве, которое объединяет государства-члены, борьба с террористическими организациями, сепаратизмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и ростом трансграничной организованной преступности, обеспечение международной информационной безопасности. Позже в число основных целей организации были включены: расширение и стабилизация экономического сотрудничества, а также партнерства в сфере энергетики, взаимодействия в области науки и культуры. По мнению некоторых теоретиков, сдерживающим фактором в деятельности ШОС является инерциальное охлаждение периода 1960-1970-х гг.

Мировой рейтинг ШОС с каждым днем набирает высоту, а устойчивая тенденция постепенного, последовательного возрождения отношений России и Китая определяет формирование общей ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Многие страны хотели бы вступить в состав ШОС, однако на саммите в 2006 году в Шанхае было объявлено о наложении моратория на расширение данной организации и введении абсолютно новой формы участия в данной организации. Одной из причин такого решения стал иранский кризис, косвенно повлиявший на подготовку процесса перевода Иранской республики из наблюдателя в иной статус. Такое решение было вызвано необходимостью приостановления чересчур стремительного увеличения организации и необходимостью идеологического и политического осознания и адаптации к современной ситуации на мировой арене организации в том виде, в котором она была сформирована. Однако Россия и Китай продвигают принцип открытости ШОС в ее диалоге и контактах с иными международными организациями и государствами, а также выражают намерение Организации в увеличении ее позитивного влияния в сфере регионального и международного сотрудничества.

В становлении Шанхайской организации сотрудничества присутствую два качественно отличающихся друг от друга этапа. Первым этапом стал период исключительно региональной активности в Центральной Азии с 1996 по 2004 год. В то время страны Запада не воспринимали Организацию всерьез. Второй этап - период международной геополитической активности в глобальном масштабе (с 2004 года по настоящее время). Фундаментальным для развития глобализма ШОС является стратегическое партнерство Российской Федерации и Китайской Народной Республики, потенциал которого оказывает воздействие на всех членов организации и ее работы в целом. Идеологически основным принципом остается неофициально декларируемая политика «сдерживания» США и стран Запада. Этот новый формат сотрудничества является новым вариантом постбиполярного мира, который локально действует на евразийском пространстве и находит свое проявление в противостоянии Шанхайской организации сотрудничества, ЕврАзЭС и ОДКБ с одной стороны, и проектов НАТО, ГУАМ, «Демократической оси» Украина - Прибалтика - Польша - Грузия и прочих альтернативных Китаю и России проектов - с другой.

КНР вкладывает больше экономический смысл в проект Шанхайской организации сотрудничества. Именно Китай смог в свое время убедить Россию и партнеров Центральной Азии в том, что деятельность Организации должна охватывать как можно больше различных направлений, в том числе гуманитарное, экономическое, интеграционное, а не только лишь вопросы безопасности. В 2005 году КНР предложила выделить на развитие экономических проектов 900 млн. долларов. Механизмы экономического сотрудничества были запущены, и деятельность Организации обрела действительно характер комплексного взаимодействия. Для КНР участие в деятельности ШОС в области экономического сотрудничества - это, прежде всего, доступ в нефтегазовый сектор, который гарантирует поставку казахстанской нефти, а также перспектива участия в иных крупномасштабных проектах Казахстана. Помимо поддержания стабильности и безопасности в регионе, Китай заинтересован в энергетических ресурсах Каспия.

С российской стороны действия в рамках Организации направлены в основном на техническое сотрудничество, а также предоставление медицинских услуг. Основные усилия сосредоточены на энергетическом секторе, в первую очередь это сфера машиностроения. Со стороны КНР основная деятельность направлена на экспорт в Россию продукции с высокой добавленной стоимостью, в частности легкой промышленности, а также услуг в области жилищного строительства. Касательно инвестиций, они направлены на машиностроение и топливно-энергетические комплексы, в приграничных районах - это финансирование отдельных отраслей сельского хозяйства, в первую очередь животноводства и лесной промышленности.

Для Российской Федерации и Китайской Народной Республики создание Шанхайской организации сотрудничества означало качественно новый уровень отношений. Организация оказала содействие в реализации программ двустороннего сотрудничества. В повестке дня ШОС оказалось большое количество двусторонних российско-китайских программ. Примером может послужить создание Энергетического клуба ШОС - проект России и Китая, созданный для осуществления бесконфликтного сотрудничества в сфере поставки и потребления энергии. Однако нельзя назвать этот проект отвечающим исключительно российским и китайским требованиям, он также направлен на вовлечение центрально-азиатской энергетической политики в российско-китайские отношения.

Владимир Владимирович Путин в своем интервью для газеты «Жэньминь жибао» отметил, что в рамках ШОС необходимо укрепить политическое взаимодействие активным сотрудничеством в экономической сфере. ШОС, по мнению президента, способна реализовать самые крупные совместные проекты. Очевидным преимуществом для достижения общих целей стран-участниц являются богатейшие природные ресурсы, динамично развивающиеся экономики стран Центральной Азии, технологический потенциал. В связи с этим существует необходимость расширения сотрудничества в области высоких технологий, энергетики, транспорта и инфраструктуры, сельского хозяйства, а также в сфере информации и коммуникаций.

Резюмируя сказанное, можно отметить рост Шанхайской организации сотрудничества из региональной организации с направленностью на разрешение локальных проблем до одного из ключевых игроков на международной арене. Сферой интересов союза являются уже Средний Восток и Южная Азия. В то же время в структуре ШОС нашел свое воплощение треугольник Россия - Индия - Китай.

Во многом благодаря ШОС сотрудничество России и Китая можно назвать стратегическим партнерством. Позитивным моментом в отношениях двух стран является то, что их интересы в рамках Организации во многом схожи. Так, очевидно, что КНР и РФ стремятся к ограничению роста присутствия США в регионе. В области экономики обе страны нацелены на укрепление региональных связей и обеспечение рынков сбыта экспорта Центрально-азиатском регионе.

В то же время существуют разногласия в проведении политики распределения энергоресурсов, в которых Китай заинтересован в получении доступа к этим ресурсам, а Россия в свою очередь нацелена на удержание контроля над поставками энергетических ресурсов. Возможно, этот конфликт интересов в последующем станет причиной конфликта между государствами, однако, на данный момент странами достигнуто понимание о необходимом сотрудничестве с целью стабилизации экономической и политической систем.

Таким образом, Шанхайская организация сотрудничества предоставила возможность для России и Китая решать региональные вопросы, которые представляют для них взаимный интерес. Несмотря на надежды становления Организации своего рода механизмом сглаживания напряжения российско-китайских отношений, ШОС не является гарантом отсутствия в будущем возможных конфликтов как в политической, так и в экономической сферах. Кроме того, немаловажным фактором развития данной организации является ее соответствие интересам других государств-участников.

Достижение целей Шанхайской организации сотрудничества, в частности в установление экономической интеграции и создание зоны свободной торговли, обуславливает необходимость нахождения компромисса в решениях России и Китая. Необходимо поставить четкие стратегические задачи, провести ряд многосторонних мероприятий по унификации договорно-правовой базы, а также создание единой тарифной базы, решение вопросов финансовой деятельности. Очевидно, что в краткосрочной перспективе вопрос создания зоны свободной торговли в рамках ШОС не решится. Такой шаг со стороны государств-участников Организации возможен лишь в среднесрочной или даже долгосрочной перспективе.


.2 Экономические отношения в рамках БРИКС


Многие развивающиеся страны на сегодняшний день отличаются быстрым экономическим развитием. Беспрецедентным примером такого развития являются страны БРИКС (англ. BRICS) - Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-африканская Республика. «…Российская Федерация, стоявшая у истоков становления БРИКС, рассматривает этот союз как ключевой фактор содействия в расширении многостороннего партнерства с Китайской Народной Республикой, Бразилией, Индией и ЮАР, установления сбалансированности систем в мировом экономическом управлении…мы убеждены, что в дальнейшем пятисторонний диалог должен поспособствовать генезису более согласованного способа разрешения наиболее актуальных вопросов международных отношений и развития мировой экономики, а также укреплению роли стран-участниц БРИКС в формировании повестки дня в глобальном масштабе», - высказал свое видение Чрезвычайный и полномочный посол РФ в КНР Сергей Сергеевич Разов. Дипломаты других стран-участниц также выразили большие надежды касательно усиления роли БРИКС на региональном уровне и в мировом масштабе, готовности выдержать спад в мировой экономике и завоевать более значительное мировое присутствие. Такая оценка данного форума говорит о его прогнозируемом значительном потенциале.

Не смотря на глубокие культурные, политические и социальные различия страны БРИКС обладают общими характерными чертами, среди которых: ускоренный рост и интенсивный процесс модернизации промышленной сферы, определяющий значимую роль в мировой торговле, а также большая численность населения, обширная территория и большое количество природных ресурсов, которые позволяют им занять важное стратегическое положение на мировой арене.

Изначально предпосылками создания такого рода объединения можно назвать лишь общность стран-участниц в динамичности и экономической перспективности для инвестиций, однако, в последующем оно стало блоком стран, прочно объединенных идеями реформирования международных экономической и политической систем с целью повышения учета мнения стран БРИКС.

Со стороны России были очевидны предпосылки к таким изменениям в развитии событий и в теории, и в практике. С теоретической точки зрения это было воплощением многолетних стремлений создания политического треугольника: Россия, Индия и Китай, а также, в усиление евразийской концепции, было положено начало диверсификации внешней политики РФ от усиливающейся ориентации на страны Западного блока.

Выгодное положение государствам-членам БРИКС обеспечивает наличие огромного количества наиболее важных ресурсов для мировой экономики. Так, в Бразилии хорошо развито сельское хозяйство, Россия является крупнейшим в мире экспортером минеральных ресурсов, Индия является поставщиком интеллектуальных, а Китай - трудовых ресурсов. Высокая численность населения является ключевым условием дешевизны труда в этих странах, что способствует высокому темпу экономического роста.

В связи со значительным размером этих стран ожидается трансформация экономического роста в расширение политического влияния, формирование новой экономической элиты и снижение влияния «золотого миллиарда <#"justify">. Специальная литература


1. Архив информационного агентства ИТАР-ТАСС [Электронный ресурс] URL: #"justify">. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1998.

. Блинов А.С. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. М., 2003;

. Братерский М. РФ может перейти на рубли в торговле со всеми странами БРИК //РИА Новости: официальный сайт. Электронный ресурс] URL: #"justify">. Брик - самосбывающееся пророчество//"Известия" от 10.12.2008г.

. Бородавкин А.Н. Россия и Китай: по пути добрососедства и сотрудничества//Проблемы Дальнего Востока. 2009. №5. стр. 12

. Галенович Ю. М. Россия в «китайском зеркале». Трактовка в КНР в начале XXI века истории России и русско-китайских отношений. М: Восточная книга, 2011, 318 с.

. Гаджиев К.С. Геополитика: история и современное содержание дисциплины // Полис. 1996. № 2; Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997;

. Гао Шуцинь, Российско-китайские отношение в условиях глобализации / РАН. Ин-т сравнит. Политологии, центр. Дальневост. Центр-Азия. полит. исслед. отв. ред. Железняков А.С., - М., 2010, - 192 с. - Библиогр. С.145-156. Прил. С.157-191.

. Дахин В.Н., Проскурин А.С. Политические проблемы глобализации. М., 2003.

11. Д.К. Каролине. «Этапы становления и развития бразильско-российских отношений» [Электронный ресурс] URL: <http://www.humanities.edu.ru/db/msg/39465>

. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций. М., 2003.

. Журавлева Н.В. «На наш век хватит» //Деловая газета Взгляд, М. 2005-2014 [Электронный ресурс] URL: <http://vz.ru/economy/2012/11/2/605487.html> (Дата обращения 13.04.2014)

. Интервью Кирилла Дмитриева, генерального директора Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), для Российской газеты, "Российская Бизнес-газета" №848 (19) <http://www.rg.ru/gazeta/biznes/2012/05/22.html> [Электронный ресурс] URL: <http://www.rg.ru/2012/05/22/dmitriev.html>

. Климовец, Ольга Валентиновна Экономические интересы России в международном партнерстве БРИК: монография / О.В. Климовец Ставрополь: Сервисшкола, 2007. - 12 с.

. Кузнецов В.Н. Оборот России и Китая составит 90 миллиардов долларов//Научно-издательский проект. М., 2010-2014. URL: <http://kuznetsovvn.ru/news/putinline/oborot-rossii-i-kitaya-sostavit-okolo-90-mlrd-dollarov.html> (дата обращения 29.03.2014)

. Козловский Е.А., Комаров М.А., Макрушин Р.Н., эл. изд. СОЮЗ ГОСУДАРСТВ - Бразилия, Россия, Индия и Китай: проблемы минерального сырья и недропользования, 203 с.

. Лунев С.И., Широков Г.К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. М., 2001.

. Лу Инджин «Россия и Китай стремятся к взаимной выгоде»// ИА Синьхууа 1998-2014 [Электронный ресурс] URL: <http://russian.people.com.cn/95181/8202614.html> (Дата обращения 15.04.2014)

. Львов Д. Экономика России: прорыв в XXI век // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - №4. С.32-42.

. Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России // Под общ. ред. С.А. Проскурина. М., 2003.

. Меркулов В.И. Россия-АТР: узел интересов. М., 2005.

. Михеев В.В. Глобализация и азиатский регионализм: Вызовы для России. М., 2001.

. Николаева Л. БРИК: иллюзия спасения // Общественно-политический и деловой еженедельник: официальный сайт, 2008г. [Электронный ресурс] URL: http://comments.com.ua/?spec=1223567475&sart=1223567822

. Орлов А. Аналитика на службе государства // Международная жизнь, от 30 ноября 2009 г.

. Остановить деглобализацию мировой экономики Ренато Руджиеро Россия в глобальной политике 2009-10-31.

. Оценки, прогнозы, приоритеты // Экспертно-аналитический журнал Вектор ВТБ №6, 2009.

. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2003.

. Парменова М.И. Индия и проблемы региональной безопасности в Южной Азии в конце ХХ - начале XXI века: Дисс. …канд.полит.н. М., 2004.

. Парамонов В., Строков А., Столповский О. Статья для журнала Время Востока «Отношения между Россией и Китаем: история, современность и будущее»

. Проскурин А.С. Глобализация как фактор поляризации современного мира // Социально-гуманитарные знания. М., 2001.

. Портяков В. Российско-китайские отношения в 2008 году Проблемы Дальнего Востока 2009-02-28.

. Российско-китайское сотрудничество: проблемы и решения (материалы Всероссийской научно-практической конференция, МГИМО (У) МИД РФ, г. Москва, 21-22 декабря 2006 г.) / под ред. А.В. Лукина; Научно-координационный совет по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. - М.: МГИМО-Университет, 2007. - 204 с.

. Современный миропорядок и Россия / Под общ. ред. В.А. Михайлова. М., 2005.

. «Сборник статей специалистов ИЛА РАН «Серия: Аналитические тетради (№ 18). Новые партнеры Латинской Америки - Китай, Южная Корея, Индия, ЮАР.» //Москва, «Наука», 2005 год.

. Статистическая база ООН / UN COMTRADE: официальный сайт. - Режим доступа: <http://comtrade.un.org/db/>.

. Страны БРИК и экономика//Российская Бизнес-газета, N 15, 24.04.2007, с. 1.

. Фен Шаолей «Перспективы российско-китайских отношений в АТР»// Журнал «Россия в глобальной политике», М. 2002-2013, №6 2013

. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. // Полис. 1994. № 1.

. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2003.

. Яо Цзянь «Инвестиционное развитие Китая в современных условиях» // ИА Синьхуа 1998-2014 [Электронный ресурс] URL: <http://russian.people.com.cn/31518/7242947.html>

. Ясин Е., Снеговая М. Институциональные и культурные ограничения догоняющих стран // Вопросы экономики, 30.11.2009.

43. «Dreaming With BRICs: The Path to 2050» - Economic Research from the GS Financial Workbench» at <http://www.gs.com>

. Saha B.P. Globalization and Global Information Society: Threat to Indian Society and Cultural Ethos. Calcutta, India, 1999.


Теги: Международно-правовые аспекты экономических отношений России и Китая  Диплом  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 49613
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Международно-правовые аспекты экономических отношений России и Китая
Назад