Ценовая политика в международном бизнесе, виды цен на рынке международных транспортных перевозок

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ"

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ


КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу "Международный бизнес"

на тему:

«Ценовая политика в международном бизнесе, виды цен на рынке международных транспортных перевозок»


Выполнил студент гр. 330/3

Ткачев Роман Сергеевич

Научный руководитель:

Солодкина Наталья Алексеевна


Санкт-Петербург

г.


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ

.1 Факторы и специфика ценообразования на мировом рынке

.2 Роль государства в формировании цен на мировых рынках

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

.1 Ценовые стратегии на мировых рынках

.2 Основные виды цен на рынке международных транспортных перевозок

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Среди множества данных, характеризующих состояние конъюнктуры мирового рынка, цена является наиболее важным, аккумулирующим показателем. Движение цен отражает изменение объемов производства и предложения товаров на рынке, покупательский спрос на них и уровни потребления, изменение запасов товаров.

На внешних рынках особенно необходима разработка четкой ценовой политики. Это связано с тем, что в международной торговле установление правильной цены товара - весьма сложный процесс, поскольку факторы, которые следует принимать во внимание при изучении международного ценообразования, гораздо многочисленнее и существеннее, чем факторы, влияющие на ценообразование при осуществлении маркетинга на внутреннем (национальном) рынке. Этим и определяется актуальность темы данной работы.

Гипотеза данного исследования - необходимость разработки четкой ценовой политики в международном бизнесе.

Целью данной работы является подробное рассмотрение ценовой политики в международном бизнесе.

Основными задачами при этом являются:

. определение факторов и специфики ценообразования на мировом рынке;

. определение роли государства и его влияния на международное ценообразование;

. рассмотрение ценовых стратегий на мировых рынках;

. изучение основных видов цен на рынке международных транспортных перевозок.

Объектом исследования является цены на рынке международных перевозок.

Предметом исследования является специфика ценообразования на рынке внешнеторговых перевозок.

В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические основы международного ценообразования и ценовой политики на внешнем рынке, а именно: факторы и специфика ценообразования на мировом рынке; роль государства и его влияние на международное ценообразование.

Во второй главе курсовой работы представлены ценовые стратегии на мировых рынках и особенности ценообразования на рынке внешнеторговых перевозок.

Для написания курсовой работы была использована методическая, научная и учебная литература, нормативные документы, законодательные акты, статьи периодической печати по анализируемой проблеме.

Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию внешнеторговых перевозок в условиях экономического кризиса.


ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ


1.1 Факторы и специфика ценообразования на мировом рынке


Изменения, происходящие в конъюнктуре мировых товарных рынков, в конечном итоге проявляются в изменениях цен на конкретные товары. По своему наиболее общему и традиционному определению цена выступает как образовавшаяся в результате действия множества факторов денежная сумма, которую намерен получить продавец, реализуя свой товар, и которую готов заплатить за данный товар покупатель. При этом реальная цена, как следует из постулатов и графических схем экономической теории, является «точкой пересечения» кривых спроса и предложения.

Очевидно, что в зависимости от того, какова конкретная цена на конкретный товар в конкретный момент времени, для продавца будут решаться (или напротив не решаться) многие проблемы:

возмещение понесенных издержек производства и обращения товара (доведения его до покупателя);

доходность (выгодность) производства и реализации данного товара как на внутреннем, так и на внешнем рынке;

появление новых стимулов для расширения производства и реализации данного товара или наоборот негативных предпосылок для свертывания его производства и реализации внутри страны и / или за рубежом.

Как и во внутренней торговле, цены в международной торговле зависят от конкретной рыночной ситуации (соотношения спроса и предложения), однако здесь взаимодействует более широкий круг участников (субъектов рыночных отношений), влияющих на конъюнктуру и соответственно на изменение цен. Следует подчеркнуть, что цены в международной торговле - это более многофакторное понятие, чем цены во внутренней торговле.

Практически любые изменения в тех или иных элементах воспроизводственного процесса (производстве, распределении, обмене и потреблении), а также ожидания изменений влияют на цены. Движение цен представляет собой результат весьма противоречивого взаимодействия множества факторов, не редко действующих в противоположных направлениях с меняющейся интенсивностью. Это служит основой то резких, то постепенных, то кратковременных, то длительных изменений уровня цен.

Анализ закономерностей динамики цен требует классификации ценообразующих факторов. Возможны разные системы классификации в зависимости от целей исследования. Важно, чтобы классификация соответствовала современным теоретическим представлениям о механизме развития воспроизводственного процесса и могла быть использована для решения проблем анализа и прогнозирования изменения цен, а также для обоснования цен при заключении коммерческих сделок.

В качестве таковой представляется схема, в которой выделяются следующие группы факторов:

влияющие на уровень затрат на единицу продукции;

меняющие покупательную способность денежных единиц, используемых в международных расчетах;

определяющие соотношение спроса и предложения;

воздействие на цены хозяйствующих субъектов и государственных институтов;

специфические условия заключения конкретных сделок.

В связи с этим проанализируем основные ценообразующие факторы в международной торговле:

Общеэкономические факторы - ценообразующие факторы, действующие независимо от вида конкретной продукции и конкретных условий ее производства и реализации. Иными словами, это факторы общей экономической среды, в рамках которой складываются и изменяются цены. К такого рода факторам можно отнести: прохождение соответствующих фаз экономического цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем); соотношение совокупных спроса и предложения; динамику инфляции и т.д.

Конкретно-экономические - ценообразующие факторы, определяемые особенностями данной конкретной продукции (данного товара), условиями ее производства и реализации.

К ним можно отнести:

соотношение спроса и предложения на данный товар;

изменения в издержках производства и обращения данного товара;

налоги и различные сборы, связанные с данной продукцией (товаром);

изменения в потребительских свойствах данного товара (качество, надежность, внешний вид, престижность и т.д.).

Специфические - ценообразующие факторы, действующие только в отношении некоторых (отдельных) видов товаров.

К ним можно отнести: сезонность в производстве и реализации отдельных товаров (например, зимняя и летняя одежда или обувь); обязательную комплектность поставок отдельных товаров (это особенно относится к машинно-технической продукции); гарантии и условия послепродажного обслуживания и т.д.

Продвигаясь от первой к третьей группе ценообразующих факторов (общеэкономические, конкретно-экономические, специфические), мы постепенно переходим от факторов, относящихся ко всем товарам, к факторам, относящимся к отдельным специфическим товарам.

Несколько особо по отношению к первым трем группам стоят четвертая и пятая группы ценообразующих факторов (специальные и внеэкономические).

Специальные ценообразующие факторы - факторы, связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов. Это касается, прежде всего, форм деятельности государства в области внешнеэкономических связей. К ним можно, в частности, отнести формы государственного регулирования в своей собственной стране, а также формы государственного регулирования за рубежом (в странах, фирмы которых выступают в качестве партнеров по внешнеэкономическим сделкам и на рынках которых реализуются экспортируемые из данной страны товары).

Внеэкономические - политические, военные, социальные факторы, прямо не относящиеся к экономике, однако оказывающие вполне определенное воздействие на динамику цен в сфере международной торговли (например, стремясь политически поддержать Республику Куба в 60-70-е гг., СССР покупал кубинский сахар по ценам более высоким, чем этот товар можно был приобрести в некоторых других странах; войны в Персидском заливе и Ираке отразились на ценах на нефть и т.д.).

Анализируя действие этих факторов, необходимо в полной мере учитывать специфику различных типов мировых товарных рынков и, соответственно, специфику ценообразования на них. При этом следует принимать во внимание, прежде всего, положение на мировом рынке продавцов и покупателей. Как и во внутренней торговле, в международной торговле тоже есть рынок продавца (где цену диктует продавец) и рынок покупателя (где складывается обратная ситуация - цену диктует покупатель товара).

Главным критерием классификации основных типов мировых товарных рынков является характер и степень свободы конкуренции. На основе этого критерия можно выделить следующие типы рынков:

рынок совершенной (свободной) конкуренции;

рынок «чистой» монополии;

рынок монополистической конкуренции;

олигопольный рынок (рынок конкуренции немногих поставщиков).

Рассмотрим каждый из указанных типов рынков.

. Характерными чертами рынка совершенной (свободной) конкуренции являются: значительное количество конкурирующих между собой продавцов и покупателей; относительная однородность поставляемой на данный рынок продукции. В процессе конкуренции между субъектами данного рынка (продавцами и покупателями) происходит своего рода «утряска» цен, в результате чего они устанавливаются на определенном уровне. Экспортеры в подобной ситуации нередко идут на скидку в цене (на практике в размере 3-5% от ее величины), выигрывая при этом на наращивании общих объемов продаж.

. Специфика рынка чистой монополии состоит в том, что здесь господствует один поставщик данного товара, который и является монополистом. Он диктует цены на рынке и изменяет их, сочетая эти операции с соответствующими изменениями в объеме продаж товара. При этом на практике продавец-монополист вынужден исходить не из максимальной, а из некой оптимальной цены, которая формируется с учетом широкого комплекса ценообразующих факторов.

В настоящее время можно назвать немного примеров «чистых» монополистов на международных товарных рынках. В частности, на рынке алмазов «чистым» монополистом фактически является знаменитая компания «Де Бирс».

. Рынок монополистической конкуренции предполагает сосуществование нескольких фирм-монополистов. При этом в моделях монополистической конкуренции имеются две ключевые посылки.

Во-первых, каждая из указанных фирм выпускает продукцию, несколько отличающуюся от продукции фирм-конкурентов. Тем самым ситуация складывается таким образом, что покупатели совсем не обязательно начнут покупать товары других фирм в случае незначительного повышения цен на них у данной фирмы-монополиста. Дифференциация товаров в данной ситуации делает фирму монополистом на особую разновидность одного и того же вида продукции. С учетом подобных обстоятельств рассматриваемая нами фирма оказывается в определенной мере вне конкуренции.

Во-вторых, модель монополистической конкуренции предполагает, что фирма принимает цены конкурентов как данные, тем самым, игнорируя влияние собственных решений в области цен на ценовую политику других производителей. Поэтому в модели монополистической конкуренции подразумевается, что хотя каждая фирма в действительности конкурирует с другими, она до известного предела может вести себя как монополист.

В качестве примера такой международной монополистической конкуренции можно привести автомобильный рынок Европы, где группа ведущих фирм («Форд», «Фольксваген», «Рено», «Пежо», «Фиат», «Вольво», «Ниссан») предлагают достаточно разные, но конкурирующие между собой современные автомобили.

На практике нередко вместе с фирмами-монополистами на таком рынке пытаются действовать и менее сильные фирмы, стремящиеся закрепиться в этой сфере бизнеса (на этом сегменте рынка). Характер ценообразования на данном типе рынка - конкурентный, но с преобладанием монополизма. В случае взвинчивания цен монополиями их конкуренты начинают играть на понижение, в результате чего устанавливаются более низкие цены.

В реальной экономической практике такие рынки испытывают на себе влияние процессов диверсификации деятельности фирм, которые стремятся расширить круг производимых и реализуемых ими товаров и проникнуть на новые рынки. Современные крупные корпорации - это, как правило, диверсифицированные корпорации, осуществляющие производство товаров, относящихся к самым разным, нередко напрямую не связанным между собой отраслям. Например, корпорации, работающие в сфере нефтяного бизнеса, часто развертывают свою деятельность не только в нефтехимической, химической отраслях, но и в парфюмерии, машиностроении, производстве пищевой продукции и т.д. Это позволяет им избегать тяжелых последствий экономического спада, который нередко носит волнообразный характер и по-разному проявляется в разных отраслях.

Растет и конкуренция со стороны фирм, производящих так называемые товары-субституты (товары, способные замещать другие, например пластмассы и металл, шерсть и химическое волокно и т.д.). Таким образом, конкуренция проявляет себя и на рынках, которые в настоящий момент времени представляются в значительной степени монополизированными.

. Суть олигопольного рынка состоит в том, что на нем имеет место конкуренция немногих фирм-поставщиков, которые, по существу, делят крупные сегменты рынка. Как правило, при этом фирмы заключают между собой соответствующие соглашения. В ряде случаев они заключают соглашения и с правительственными органами тех стран, на рынках которых оперируют. Имеют место и «неофициальные» (тайные) договоренности между фирмами о разделе соответствующих рынков. Формой соглашений, связанной с олигопольными рынками, является картель - соглашение, устанавливающее обязательства для всех фирм-участниц по объемам производства и реализации продукции, доле (квоте) каждого из участников в общем объеме производства и сбыта продукции, по ценам, условиям найма рабочей силы, обмену патентами. Картели формируют картельные цены, которые позволяют участникам соглашения, поддерживая высокую доходность, сохранять и укреплять свое присутствие на данных рынках.

Типичным примером международного картеля является широко известная Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК), которая периодически принимает решения о сокращении или увеличении объемов (квот) добычи нефти (что, естественно, влияет на цены).

В реальной практике современной международной торговли проявляется множественность цен, причинами которой являются ценовая политика конкретных корпораций, воздействие на цены международной торговли со стороны государств и осуществление самими государствами некоторых внешнеторговых операций (например, поставка продукции в счет помощи или в счет покрытия долговых обязательств) и др.

При этом на одни и те же товары существуют различные уровни цен. Это могут быть: цены по обычным коммерческим сделкам с платежом как в конвертируемой, так и в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте; цены во встречной торговле (когда продажа товара увязывается с закупкой товаров либо закупка товаров обусловливается соответствующей продажей товаров), в том числе по бартерным операциям («товар на товар»); цены при поставке товаров по программам помощи и др.

Однако в основе этой системы множественности цен лежат так называемые мировые цены (world prices), под которыми понимают цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.

К основным характеристикам мировых цен относятся следующие.

. Они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте (поскольку оплата в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте ведет к необоснованному завышению цен).

. Это цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое ведущее положение на данных товарных рынках.

. Это цены крупномасштабных сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные и импортные операции (в противном случае при осуществлении встречных или бартерных сделок партнеры по торговым соглашениям могут пойти на значительные отклонения в ценах).

. Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производство и/или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков).

Рассмотрим некоторые примеры установления мировых цен на важнейшие сырьевые товары.

Базой мировых цен на нефть являются официальные продажные цены стран - членов ОПЕК. При этом в качестве базисных цен используются цены на нефть ФОБ (FOB - free on board, «свободно на борту») в соответствии с принятыми в мировой торговле Правилами международных коммерческих терминов «Инкотермс» Рас-Таннура (основного нефтяного порта в Саудовской Аравии на берегу Персидского залива с годовым грузооборотом около 400 млн. т нефти).

Базой мировых цен на нефтепродукты считаются цены основных товарных рынков - района Карибского моря, а в Западной Европе - ФОБ Роттердам (Нидерланды) и ФОБ/СИФ (CIF - cost, insurance, freight - стоимость перевозки, страхование и фрахт судна) Амстердам, Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия).

Определяющими ценами на каменный уголь являются цены крупнейших экспортеров США и Австралии и импортеров - Японии и стран Западной Европы. В качестве ориентира используются цены СИФ Амстердам, Роттердам, Антверпен.

Базой мировых цен на железную руду принято считать цены крупнейших экспортеров - Австралии, Бразилии, Канады. На практике используются среднестатистические цены импорта шведской железной руды «Кируна Д» СИФ Роттердам.

Определяющую роль в ценах на медь, свинец, цинк играют котировки Лондонской биржи металлов (ЛБМ) и цены, установленные на их базе. На базе котировок ЛБМ реализуется около 70% производимой в мире рафинированной меди и не менее 2/3 производимого в мире рафинированного свинца.

Мировыми ценами на алмазы и бриллианты являются цены единственного монополиста Алмазного синдиката. У него имеется своя Центральная сбытовая организация (ЦСО), которая решает вопросы о повышении или понижении цен на ювелирное сырье. На практике единственным доступным показателем является исчисленный на основании официальных сообщений Алмазного синдиката индекс средних цен. На рынке бриллиантов мировыми ценами считаются экспортные цены крупнейших изготовителей и экспортеров - Индии, Израиля и Бельгии, но на практике оперируют среднестатистической ценой суммарного экспорта бриллиантов Бельгии и Израиля.

Базовыми ценами для мировых цен на продовольственные товары являются: на пшеницу - цены Австралии (Сидней), на кукурузу - США (порты Мексиканского залива), на рис - Таиланд (Бангкок), на масло сливочное - Новая Зеландия, на арахис - Нигерия - Лондон, на соевые бобы - США - Роттердам, на бананы - Латинская Америка - порты США, на сахар - Нью-Йорк, на говядину - Австралия, Новая Зеландия, порты США, на баранину - Новая Зеландия, чай Шри-Ланка, кофе - Бразилия, табак - США и т.д.

На практике существуют противоречия между внутренней и международной торговлей и соответственно между внутренними и мировыми ценами. Так, например, если конкретное предприятие на внутреннем рынке является крупнейшим поставщиком, определяющим масштабы продаж и уровень цен внутри страны, то далеко не очевидно, что и в сфере международной торговли оно будет занимать такие же передовые позиции и соответственно автоматически оказывать определяющее воздействие на мировые цены.

В реальной практике имеются примеры решающей деятельности в основных центрах мировой торговли фирм тех стран, которые сами по себе не являются крупнейшими производителями данного вида продукции. В частности, во многом определяющую роль в торговле нефтью и нефтепродуктами играет англо-голландская компания «Ройал Датч Шелл», а репрезентативными (представительными) центрами - Антверпен, Роттердам и Амстердам.

Рассмотрим основные виды внешнеторговых цен. В общей совокупности этих цен выделим пять основных групп.

. Контрактные цены - это цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняются на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сторон контрактные цены не пересматриваются.

Контрактные цены обычно подразделяются на следующие подвиды: твердая фиксированная цена; твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки; цена с последующей фиксацией; скользящая цена; смешанная цена.

Использование твердой фиксированной цены с возможностью последующей корректировки связано с оговариванием условий корректировки цен с учетом возможных ценовых изменений на рынке (в частности, могут измениться цены на сырье и комплектующие изделия, из которых производится данная продукция).

Использование цен с последующей фиксацией связано с тем, что в контракте устанавливаются соответствующий принцип определения цен, а также источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Такого рода цены целесообразно применять тогда, когда в период исполнения контракта на рынке ожидается существенное повышение цен, масштабы которого оценить точно представляется достаточно сложным.

Использование скользящих цен связано с осуществлением продавцами и покупателями соответствующих расчетов по принятой в контракте формуле, первую часть которой составляет базовая цена, аналогичная по своей сути твердой фиксированной цене, а вторая часть представляет соотношение долей основных видов издержек по производству товара. Особое значение приобретает учет в формуле именно тех издержек, по которым в период исполнения контракта возможны существенные изменения. Как правило, скользящие цены используются в контрактах, связанных с поставкой сложных и уникальных товаров, имеющих продолжительный цикл изготовления.

Смешанная цена представляет собой комбинированный вариант цены, когда одна ее часть является твердой фиксированной ценой, а другая - скользящей ценой.

Контрактные цены являются коммерческой тайной и поэтому не публикуются. Однако на практике контрактные цены на определенный товар в конкретном регионе и при наличии ограниченного круга продавцов и покупателей бывают известны.

Весьма существенную роль в практике ценообразования в международной торговле играют ценовые скидки, которые представляют собой сознательное и согласованное продавцами и покупателями уменьшение цены (фактически это так называемое «уторговывание» цены с учетом состояния рынка и условий заключаемых контрактов). В мировой практике к началу ХХ в. существовало около 40 различных видов ценовых скидок и накидок.

К числу наиболее распространенных видов ценовых скидок относятся:

Количественные скидки продавца (экспортера), они даются покупателю, например, за значительный объем единовременной покупки (когда покупатель приобретает, в частности, целую партию данного товара). Скидка такого рода может доходить до 20-30% от первоначальной цены.

Бонусные скидки - предоставляются крупным оптовым покупателям-импортерам (нередко - эксклюзивным импортерам), которые, как правило, являются постоянными клиентами. В этих условиях зарубежная фирма-экспортер нередко идет на скидки в размере 10-15% от первоначальной цены (подобное обычно практикуется в условиях монопольной конкуренции).

Скидки сконто - предоставляются при оплате товара покупателем наличными деньгами или при осуществлении фирмой-импортером предоплаты за поставку товара.

Дилерские скидки - предоставляются оптовым и розничным торговцам, торговым агентам и посредникам.

Временные скидки - применяются главным образом при реализации продукции массового спроса, которая носит сезонный характер.

Специальные скидки - предоставляются покупателям, с которыми внешнеторговая фирма имеет различные формы особых отношений.

Закрытые скидки - предоставляются на продукцию, которая реализуется в рамках внутрифирменных поставок (как элемент трансфертных цен) или по специальным межправительственным соглашениям.

Специфическим подвидом контрактных цен в международной торговле являются трансфертные цены, по которым реализуются товары в рамках международных (транснациональных) корпораций. Здесь фактически существует собственный внутренний рынок и цены устанавливаются в рамках общей ценовой политики корпорации, направленной в ряде случаев на уход от высокого налогообложения в тех или иных странах. В трансфертных ценах проявляются и указанные выше закрытые скидки.

. Справочные цены - цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях и т.д., по каналам компьютерной информации. Существенное значение здесь имеют специальные ценовые справочники. Широкое развитие в последние годы получил рынок электронных информационных услуг. Современные информационные технологии позволяют получать доступ практически ко всем видам информации о ценах, которая накапливается в автоматизированных базах данных. Однако между ценами в справочниках (справочными ценами) и фактическими ценами внешнеторговых сделок всегда существует определенная разница, масштабы которой зависят от соответствующих реальных обстоятельств.

. Биржевые цены (биржевые котировки) - цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. В основном это относится к торговле сырьем и полуфабрикатами. Биржевые цены очень оперативно отражают изменения, происходящие на рынке данного товара, поскольку биржевые котировки являются фактически ценами сделок именно в данный момент времени. Однако недостаток биржевых цен состоит в том, что они не отражают другие важные элементы современной международной торговли, связанные с ценообразованием (например, условия поставки, условия платежа и др.). Кроме того, с биржевыми ценами связана проблема, которая состоит в том, что они часто изменяются под воздействием искусственных, нередко спекулятивных факторов. Среди наиболее известных в мировой торговле бирж можно назвать Лондонскую биржу металлов, Чикагскую биржу (на ней осуществляются котировки и продажа зерна), Нью-Йоркскую биржу хлопка и др.

. Цены аукционов - цены, складывающиеся в результате аукционных торгов. Данный вид международной торговли достаточно специфичен - он связан с торговлей пушниной, чаем, цветами, предметами искусства.

. Статистические цены или цены статистики внешней торговли - усредненные цены, публикуемые в различных национальных и международных справочниках. Поскольку это усредненные цены, то они не показывают конкретную цену конкретного товара. Здесь в одну товарную группу (товарную позицию) включаются однородные, но различающиеся по своим техническим характеристикам и качеству товары, по которым собственно и осуществляется усреднение цен. Однако они характеризуют общую динамику цен в международной торговле, складывающиеся при этом тенденции и могут использоваться как своеобразный ценовой ориентир при заключаемых внешнеторговых сделках.

ценообразование мировой рынок перевозка

1.2 Роль государства в формировании цен на мировых рынках


Оценивая специфику ценообразования на различных типах мировых товарных рынков, необходимо учитывать и фактор влияния государства на цены международной торговли. Характерная особенность состоит в том, что на практике воздействие государства на цены международной торговли оказывается тем сильнее, чем больше и активнее оперируют на мировом рынке фирмы данной страны. При этом влияние государства на цены международной торговли может носить как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

В качестве форм воздействия государства на цены международной торговли можно назвать следующие:

. Государство определенным образом регулирует внутренние цены и тарифы (например, на транспорт, электроэнергию) и тем самым оказывает воздействие на цены тех товаров, которые фирмы данной страны экспортируют.

. Государство может субсидировать (брать на себя определенную часть расходов) отечественный экспорт с целью его поддержки, тем самым, создавая предпосылки для снижения цен на экспортируемые отечественные товары и повышения международной конкурентоспособности отечественных фирм-экспортеров. Например, в ряде случаев государство берет на себя расходы по финансированию НИОКР, связанных с производством экспортной продукции.

. Государство может проводить соответствующую таможенную политику в области импорта. Например, устанавливая низкие импортные (ввозные) пошлины на поступающие из-за границы сырье и комплектующие изделия, из которых производится в данной стране экспортная продукция, оно тем самым влияет и на цены, по которым данная продукция будет экспортироваться.

. Государство может устанавливать определенные количественные ограничения, квоты во внешней торговле. Например, в рамках некоторых торговых союзов и интеграционных группировок практикуется так называемое «добровольное ограничение экспорта», когда страны по взаимному согласованию сдерживают экспорт тех или иных товаров (что дает возможность поддерживать на соответствующем уровне цены на них).

. К формам прямого воздействия государства на цены международной торговли можно отнести антидемпинговые меры и процедуры. В документах ВТО демпинг определяется как экспорт товаров по ценам ниже уровня внутренних цен на эти товары в стране экспорта или ниже сопоставимых экспортных цен на аналогичные товары, экспортируемые третьей страной, находящейся в аналогичных условиях. Иными словами, речь здесь идет о реализации товаров - в данном случае через каналы внешней торговли на рынках зарубежных государств - по ценам ниже уровня, «нормального» для стран-экспортеров (искусственное занижение цен во внешней торговле).

. Еще одним инструментом прямого воздействия государства на цены международной торговли является налоговое регулирование. Яркий пример такого рода - использование налога на добавленную стоимость, НДС, которым облагаются (или не облагаются) ряд экспортных и импортных товаров, что отражается на внешнеторговых ценах на соответствующие товары и их международной конкурентоспособности.

Таким образом можно сделать вывод всему вышесказанному, что механизмы и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики ,в конечном счете, оказывает существенное влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки зрения, крупной.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ПЕРЕВОЗОК


2.1 Ценовые стратегии на мировых рынках


Стратегия «снятия сливок» предусматривает первоначальную продажу товара по высоким ценам, включающим, кроме цены производства, все издержки, среднюю и монопольную прибыль. Она характерна для товаров-новинок, защищенных патентами. Этот весьма распространенный вид стратегии обеспечивает быструю окупаемость вложенных средств, но эффективен только для товаров и рынков с достаточно низким уровнем эластичности спроса от цены. Особенно активно стратегия «снятия сливок» применяется на стадии «внедрения» жизненного цикла, когда наблюдается некоторое превышение спроса над предложением и фирма может занять монопольное положение в производстве и реализации данного товара. Имеется немало примеров следования такой стратегии. К ней прибегли такие известные компании, как «Apple», «Sony», «IBM».Так в 1980 г. на западноевропейском рынке электронной техники цены на модели видеомагнитофонов «Sony» составляли от 1000 до 1500 долларов. Современный уровень цен более чем на 3 раза ниже.

Стратегия низких цен, или стратегия «прорыва» предусматривает первоначальную продажу товаров по низким ценам с целью стимулировать спрос, вытеснить конкурирующие товары и завоевать массовый рынок. Эта стратегия также приемлема для товаров с низкой эластичностью спроса.

Применение ее в современных условиях существенно затруднено, поскольку очень сложно повысить цены и данное обстоятельство часто служит причиной отказа от заключения сделки. Поэтому сейчас чаще используется модифицированная форма этой стратегии: низкие цены позволяют фирме «прорваться» на рынок, но в дальнейшем они не повышаются, а поддерживаются. Прибыль же обеспечивается за счет массовости продаж. Для таких действий необходимо, чтобы эластичность спроса была высокой, а по данному товару наблюдалось сокращение издержек производства и обращения в расчете на единицу продукции по мере увеличения его производства и сбыта. Пример, французский розничный гипермаркет «Auchan».

Стратегия дифференцированных цен активно применяется в торговой практике фирм, которые устанавливают шкалу возможных скидок и надбавок к среднему уровню цен для различных рынков, сегментов и покупателей. Стратегия дифференцированных цен позволяет стимулировать или сдерживать продажи различных товаров на различных рынках, «поощрять» или «наказывать» различных покупателей. Ее разновидностями можно считать стратегию льготных и стратегию дискриминационных цен. Существует целый ряд автопроизводителей, объем выпуска которых не превышает нескольких сотен тысяч штук, но чьи автомобили за счет конструкционных особенностей имеют постоянный круг потребителей (например, «Subaru»). Часть автопроизводителей сможет выжить за счет высокого качества и надежности своих автомобилей. Репутация BMW позволяет продавать автомобили этой фирмы по высокой цене и в США, и в Европе, и в Азии. В отличие от стремления снижения количества платформ для минимизации издержек большинства автомобильных компаний, «BMW» отказалась от планов использовать платформы автомобилей «BMW» для новой модели принадлежавшего компании автозавода «Rover», что объясняется позицией сохранения независимости марок.

Стратегия единых цен используется, как правило, при реализации товара по каталогам, образцам, через каналы посылочной торговли. В данном случае она наиболее приемлема, удобна и способствует формированию круга постоянных клиентов. Примером может послужить компания «Clinique». На российском рынке ориентирована на покупательниц с высоким уровнем дохода, солидных, для которых важно не только и не столько качество продукции, сколько ее цена, т.к. пользование продукцией данной компании является в их кругу атрибутом состоятельности и успеха. Поэтому компания установила на производимый товар относительно высокую цену и стремится удержать ее на таком уровне.

Стратегия ценового лидера предусматривает либо «привязку» своего уровня цен с движением и характером цены признанной фирмы-лидера на данном рынке по конкретному товару, либо заключение негласного соглашения с лидером на данном рынке или сегменте о том, что в случае изменения цены лидером фирма также проводит изменения цен на свои товары. Подобная стратегия привлекательна для фирм, не имеющих возможности или не желающих проводить свои собственные разработки ценовой стратегии, однако одновременно она достаточно рискованна, так как чрезмерно сковывает инициативу фирмы.

Стратегия «убыточного лидера» (или стимулирования комплексных продаж) заключается в том, что товар - лидер комплекса реализуется по низким ценам, а другие входящие в комплекс изделия, обладающие новизной, предлагаются по ценам, включающим монопольную прибыль. В результате фирма получает целевую прибыль. Стратегия «убыточного лидера» довольно часто используется на последней стадии жизненного цикла товара, когда применение других видов стратегии затруднено или вообще невозможно.


2.2 Основные виды цен на рынке международных транспортных перевозок


Особыми факторами, определяющими уровень цен на внешнем рынке, являются условия платежа и базисные условия поставок в международных сделках купли-продажи товаров, а также специфика форм внешней торговли (встречная торговля, компенсационные сделки и т.п.).

Сердцевиной базисных условий является система франкирования. Франкирование - это оплата за перевозку груза от производителя до потребителя. Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения товара транспортные расходы включаются в состав цены.

В международной практике используется немало различных вариантов франкирования (базисов поставки). Прежде, чем подробно их проанализировать, обратимся к регламентирующим документам.

Первоначально в ХIХ в. начали складываться отдельные виды договоров продажи, связанных с морской транспортировкой товаров. Затем они получили отражение в типовых контрактах и судебной практике различных стран. Международной торговой палатой в 1936 г. были приняты международные правила по толкованию торговых терминов - «Incoterms» («Инкотермс»). В этот документ неоднократно вносились актуальные дополнения, и в настоящее время «Инкотермс» действует в редакции 2000 г.

Рассмотрим содержание десяти основных вариантов базисных условий поставки, предусмотренных «Инкотермс-2000».

. ЕХW - «Ех Works» - «с завода». Потребитель полностью оплачивает все транспортные расходы. Условие действует для всех видов транспорта.

2. FOR - «(free on rail), less thenfull load» - ФОР или «франко-вагон меньше полного». Поставщик оплачивает расходы по доставке груза на железнодорожную станцию от правления.

3. FOR - «(free on rail), full load» - ФОР или «франко-вагон полный». Поставщик оплачивает не только все расходы по доставке груза на станцию отправления, но и стоимость его погрузки в вагон.

. DAF - «Delivered at Frontiers» - ДАФ или «поставлено на границу до указанного пункта». Поставщик оплачивает все расходы до первой границы с зарубежным государством. Условие действует для наземных видов транспорта.

. FAS - «Free Alongside Shop» - ФАС или «свободно вдоль борта судна». Условие действует для водного транспорта. Поставщик оплачивает все расходы до порта отгрузки. В отличие от условий ФОБ, по условиям ФАС покупатель обязан за свой счет оплатить экспортные пошлины и ввозные сборы, а также зафрахтовать судно. Поставщик выгружает груз на причале перед пароходом.

. FOB - «Free on board» - ФОБ или «франко-борт судна». Условие действует для водного транспорта. Поставщик оплачивает все расходы до порта отгрузки, включая стоимость погрузки груза с причала на судно.

. CAF - «Cost And Freight» - КАФ или «стоимость и фрахт». Условие действует для водного транспорта. Поставщик оплачивает все расходы до указанного в контракте порта.

. CIF - «Cost, Insurance, and Freight» - СИФ или «стоимость товара, страхование и фрахт». Условие действует для водного транспорта. Поставщик оплачивает все расходы до порта назначения и оплачивает страховку судна от риска гибели товара или его порчи при перевозке.

. ЕХQ - «Ex Quaq» - «с пристани». Поставщик отплачивает все расходы до порта назначения, включая стоимость выгрузки.

. DDP - «Delivered Duty Paid» - «поставлено, пошлина оплачена». Условие действует для всех видов транспорта. Поставщик несет все расходы и риски, связанные с осуществлением таможенных формальностей, оплатой пошлин, налогов и сборов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В реальной практике современной международной торговли проявляется множественность цен, причинами которой являются ценовая политика конкретных корпораций, воздействие на цены международной торговли со стороны государств и осуществление самими государствами некоторых внешнеторговых операций.

В этой ситуации мировые цены выступают как общий ориентир при определении цен конкретных внешнеторговых сделок. Однако цена внешнеторгового контракта всегда конкретна и зависит от широкого спектра ценообразующих факторов и реальных обстоятельств (экономических, политических, социальных и др.).

Весьма существенную роль в практике ценообразования в международной торговле играют ценовые скидки, которые представляют собой сознательное и согласованное продавцами и покупателями уменьшение цены.

Таким образом, в мировой торговле начала XXI в. действует сложная система цен, которые изменяются под воздействием широкой совокупности разнообразных ценообразующих факторов.

Можно сделать вывод о том, что воздействие государства на цены международной торговли оказывается тем сильнее, чем больше и активнее оперируют на мировом рынке фирмы данной страны. При этом влияние государства на цены международной торговли может носить как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

В зависимости от различных аспектов внешнеэкономической деятельности, целей и задач фирм, технических и других причин во внешнеторговых операциях широко используются различные виды цен. При этом цены товаров, обращающихся на мировых рынках, базируются на мировой цене, имеющей как минимум следующие три особенности:

. Мировая цена отклоняется от внутренней.

. Множественность мировых цен, т.е. наличие нескольких рядов цен на одни и те же товары.

. Быстрое «старение» мировых цен, отражающее сдвиги в конъюнктуре товарных рынков.

В теории ценообразования имеются две полярные позиции. Согласно так называемой затратной концепции цена, или тариф должны адекватно отражать затраты соответственно на выпуск продукции и ее перевозку. Иная точка зрения - рыночная исходит из платежеспособности, дифференциации тарифов по родам грузов с учетом доли транспортных расходов в их стоимости, возможной конкуренции со стороны других видов транспорта и взаимозаменяемости продукции.

Установленные одним из изложенных способов и объявленные затем в прейскуранте тарифные ставки должны рассматриваться как предельные ставки регулируемых тарифов и как ориентировочные - для свободных тарифов. При этом предельные ставки будут предназначаться для тарификации перевозок, соответствующих установленным стандартам (нормативным срокам доставки, нормам естественной убыли грузов и т.п.). За перевозки с улучшенным качеством железные дороги должны взимать повышенную плату как при регулируемых, так и при свободных тарифах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Международный бизнес : Учеб.-метод.пособие:В 2 кн. Кн.2 / А.И.Евдокимов, Ю.Ю.Погорелова, В.В.Панин и др.; Под ред.А.И.Евдокимова и В.И.Черенкова; С.-Петерб.гос.ун-т экономики и финансов.Каф.междунар.экон.отношений. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2002. - 260 с. : табл. - ISBN 5-7310-1511-2 : 55-08.

.Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (заключена в Вене 11.04.1980 г.).

.Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 594 с.

.Дэниелс Дж.Д., Радеба Л.Х. Международный бизнес / Пер. с англ. - М.: Дело, 2009. - 728 с.

.Информационный бюллетень внешнеэкономической деятельности / Под ред. В.П. Помаза. - СПб.: Синтез-Полиграф, 2009. - 293 с.

.Киреев А. Международная экономика. - М.: Банки и биржи, 2009. - 276 с.

.Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: Высшая школа, 2008. - 281 с.

.Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. В.А. Алексунина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2008. - 716 с.

.Международные экономические отношения: Учебник / Под. ред. Н.Н. Ливенцева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 648 с.

.Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко - М.: Проспект, 2007. - 512 с.

.Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова - М.: Юристъ, 2008. - 367 с.

.Мировая экономика: конспект лекций / Под ред. В.П. Воронина. - 2-е изд., доп. - М.: Высшее образование, 2007. - 204 с.

.Пикулев Ю.В., Сельцовский В.Л. Мировая экономика и торговля. Статистический справочник. - М.: Логос, 2008. - С. 63-67.

.Семак Е. А. Глобализация и интернационализация экономики. Мн.: БГУ, 2008. - 327 с.

.Татарников Е.А., Максимчук Л.В. Мировая экономика: Краткий курс. - М.: Аллель-2000, 2007. - 71 с.

.Трухачев В.И. Международная торговля. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 264 с.

.Черников Г.П. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: Дрофа, 2009. - 432 с.

.Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система // Сборник статей по регулированию внешнеторговой деятельности. - М., 2009. - 208 с.

.Минфин предлагает контролировать ценообразование по внешнеторговым сделкам резидентов ОЭЗ, от 30.01.2007 г. // #"justify">.Транспортное обеспечение внешнеторговых перевозок, от 14.09.2008 г. // http://www.comtransport.ru/articles/54/


Теги: Ценовая политика в международном бизнесе, виды цен на рынке международных транспортных перевозок  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 4241
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Ценовая политика в международном бизнесе, виды цен на рынке международных транспортных перевозок
Назад