Проблемы включения стран "третьего мира" в мировое хозяйство

Оглавление


Введение

1. Теоретические основы и подходы в исследовании бедности как экономической категории

1.1 Подходы к определению бедности как экономической категории

1.2 Причины возникновения бедности и масштабы ее распространения

1.3 Концепции определения бедности, критерии и особенности измерения

2. Понятие, экономические признаки стран «третьего мира» и их место в мире

2.1 Понятие и уровень развития стран «третьего мира». Анализ экономических исследований

2.2 Особенности стратегий развития рыночной экономики и проблема выбора модели

2.3 Стратегия «экономического чуда» в новых индустриальных странах и Турции

3. Проблемы включения стран «третьего мира» в мировое хозяйство

3.1 Причины отсталости стран «третьего мира»: анализ динамики и факторов развития

3.2 Экономические проблемы стран «третьего мира»

3.3 Экономическая роль государства и пути преодоления бедности в странах «третьего мира»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б


Введение

бедность страна отсталая

Бедность - это именно тот вопрос, ответ на который исследователи пытаются найти вот уже на протяжении многих лет.

Актуальность данной работы однозначна, так как ни для кого не секрет, что многие страны находятся в таком экономическом положении, что большая часть населения в них находится за чертой бедности, особенно это касается развивающихся стран.

Феномен «бедность» исследуется учеными - экономистами, весьма глубоко и разнопланово в западной литературе, а в последние годы и в отечественной. Интерес к этому явлению усилился в последней трети XX века в связи с изучением проблемы качества жизни.

То обстоятельство, что на сегодняшний день бедность характерна, прежде всего, для стран «третьего мира», не делает ее в какой-либо мере незначимой, скорее наоборот, неспособность этих стран преодолеть данную проблему делает ее глобальной, общечеловеческой. На преодоление которой, тратится много средств, пока не приведших к видимому результату.

Ведь такое явление, несмотря ни на что, продолжает существовать. Более того, за последние годы эта проблема приобретает глобальные масштабы, возможно, это происходит из-за отсутствия рациональных подходов в преодолении бедности.

Таким образом, целью данной работы является изучение исследования различных аспектов проблемы бедности в странах «третьего мира».

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

изучить различные подходы к определению бедности как экономической категории;

выяснить причины возникновения бедности;

разобрать основные концепции определения бедности;

оценить основные критерии бедности и особенности ее измерения;

определить каковы ее масштабы;

дать определение понятию «третий мир»;

проанализировать экономическое состояние стран «третьего мира»;

выяснить каковы особенности стратегий развития рыночной экономики;

определить в чем заключается стратегия «экономического чуда»;

найти сведения о проблемах включения стран «третьего мира» в мировое хозяйство;

описать основные причины отсталости стран «третьего мира»;

проанализировать их динамику и факторы развития;

изучить предложения разрешения проблемы бедности;

Стоит также отметить, что объектом исследования является бедность в развивающихся странах, а предметом - зарубежные исследования проблемы бедности в странах «третьего мира».

Структура работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

В первой главе раскрываются основные теоретические основы и подходы в исследованиях бедности как экономической категории.

Во второй главе анализируются экономические признаки стран «третьего мира», описываются возможные стратегии развития рыночной экономики.

Третья глава, в первую очередь, характеризуется проблемами стран «третьего мира», а также в ней анализируются пути преодоления бедности в этих странах.

Теоретической базой исследования послужили учебные пособия, статистические данные, предоставленные ООН, Всемирным банком, Министерством экономического развития Российской Федерации, а также различные статьи, книги, ресурсы сети Интернет, посвященные исследованию проблемы бедности. Так как наибольшее внимание этой проблеме уделялось в ХХ веке, то в данном исследовании используются труды исследователей, работы которых издавались в тот период. На сегодняшний день, эти исследования повторно не издаются и являются первоисточниками.

1. Теоретические основы и подходы в исследовании бедности как экономической категории


В исследованиях причин возникновения бедности, чаще всего, выделяют период с XVIII до первой половины XX века, связанный с именами известных исследователей, таких как А. Смит, Д. Риккардо, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э. Реклю, К. Маркс, Ч. Бут и С. Раунтри и современный взгляд на проблему бедности в XX веке (Ф.А. Хайек, П. Таунсенд и др.).

Еще А. Смит выявил относительную природу бедности через связь бедности и социального стыда, т.е. разрывом между социальными стандартами и материальной способностью придерживаться их [24].

Еще в XIX веке было предложено вычислять черту бедности на основе семейных бюджетов и ввести тем самым критерий абсолютной бедности, связать критерии определения бедности с уровнем доходов и удовлетворением основных потребностей индивида, связанных с поддержанием определенного уровня его работоспособности и здоровья.


.1 Подходы к определению бедности как экономической категории


Во многих учебных пособиях дается множество определений такому понятию как бедность.

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, бедность означает скудость средств, которая определяет экономическую обстановку жизни человека, а также слоев населения (общественных классов, сословий, местностей) и целых стран или государств. Но, все-таки, бедность противопоставляется благосостоянию, как понятие о бедности, так и ее значение, которые определяются общим уровнем цивилизации и теми требованиями, которые предъявляются экономической обстановке жизни, личной и собирательной [28].

Также можно дать и другое определение, в котором говорится, что бедность - это состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи [29].

Необходимо отметить тот факт, что бедность, как состояние голодной жизни существовала испокон веков, но в то время считалась обычным явлением, которое было присуще большинству населения [29].

Исследователи XVIII века, такие как Риккардо, Смит, Мальтус, которые изучали эту проблему, считали, что бедность - это неизбежное следствие индустриального развития.

Хотя явление бедности изучается уже на протяжении многих десятков лет, стоит отметить, что каждый исследователь при попытке дать определение понятию бедность, привносит, что то свое.

Так Жозеф Прудон считал, что строгое взаимоограничение производства и потребления, т.е. когда человек трудом получает только то, что необходимо ему для поддержания тела и развития души, и есть бедность. Он выделял два типа бедности - сравнительную, т.е. относительную и абсолютную. Бедность, у Прудона, является неотъемлемой чертой человечества. Ведь с увеличением производства, соответственно растут и потребности людей, а значит, и относительная бедность (как результат расширения производства и потребления) [21].

В своей работе «Опыт о законе народонаселения…» Т. Мальтус пытался с помощью естественных законов объяснить противоречия общественного развития, в ходе чего и был получен его знаменитый закон прогрессии, в котором говорится: « Если рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, то рост жизненных средств, необходимых для их существования, растет только в арифметической». Именно из-за этой разницы, численность населения увеличивается и его становится в избытке. Соответственно, там, где населения в избытке и нет средств для пропитания, естественным образом, появляется бедность. Отсюда следует, что бедность - это универсальное свойство существования человеческого рода - он слишком быстро размножается. Но со слов автора, существуют эффективные «помощники», такие как голод, эпидемии, войны. Из-за них люди погибают, а, значит, численность населения сокращается [20].

В работе «Богатство и нищета» социолог Э.Реклю кроме бедности выделял понятие - нищета, как крайнее состояние бедности. Высчитав минимум средств, которые необходимы для поддержания своего существования, он смог подразделить людей на 2 категории: бедных и нищих [22].

Те, кто мог удовлетворить свои основные потребности, уложившись в высчитанный минимум средств, были отнесены к бедным, а те¸ кто не укладывались - относились к нищим.

Важно отметить и то, какое влияние на проблему бедности оказал марксизм. Марксисты (Энгельс и Маркс) выделили два типа бедности: абсолютную и относительную. Абсолютная бедность наблюдается при снижении жизненного уровня по сравнению с предыдущим периодом истории. При относительной же бедности доля национального дохода возрастает при понижении доли рабочего класса, которое происходит одновременно.

Само его существование как теории дало толчок развитию иных подходов, где основное внимание уделялось не столько экономическим аспектам бедности, сколько механизмам ее воспроизводства [26].

Во второй половине XIX века появляется статистическо-социологическое направление. К представителям этого направления относятся: Ф. Ле-Пле, Ч. Бут, С. Раунтри. Они занимались эмпирическим изучением условий жизни и социальных групп и считали бедность социальной болезнью общества.

Французский социолог Ф. Ле-Пле, изучавший длительное время экономические вопросы семьи, рассматривал линию бедности, основываясь на семейном бюджете, и принималась эта линия как абсолютный критерий бедности, т.е. учитывалось самое необходимое для физического выживания.

Исследования Ч. Бута и С. Раунтри оказали большое влияние на последующее изучение данного явления. В последующем многие исследователи брали за основу труды этих ученых. Можно сказать, их работы стали неким фундаментом, основой для дальнейших изучений проблем бедности. Благодаря их исследованиям, которые заключались в том, что Бут пытался установить реальные критерии определения бедности - уровень доходов и удовлетворение основных потребностей; нормы и стандарты, необходимые для поддержания определенного уровня работоспособности и здоровья. «Исследования Бута для Лондона и Раунтри для Йорка доказали, что 30% всего населения всю свою жизнь находятся в когтях постоянной нужды» [16].

Раунтри, исследуя семьи, пришел к выводу, что существуют два вида бедности - первичная и вторичная. Первичная характеризует семьи с недостаточными средствами для удовлетворения основных нужд даже при оптимальном использовании средств. Вторичная бедность относится к тем семьям, у кого основные потребности не удовлетворяются по причине неразумной траты средств.

Наши современники получили возможность, благодаря трудам Раунтри, делить людей на тех, кто действительно беден, и тех, кто просто расточителен, в силу своего неумения либо нежелания сократить какие-либо траты.

В дальнейшем, интерес к этому явлению усилился в последней трети XX века в связи с изучением проблемы качества жизни,

Значительное внимание уделяли проблеме бедности экономисты либерального направления Т. Маршалл и Ф. Хайек.

Так Ф.А. Хайек был убежден, что принудительным путем бедность не уничтожить. Масштабы бедности можно сократить, но для этого необходимо повысить общее благосостояние населения. В целом же существование бедности необходимо для общественного блага. В работе «Пагубная самонадеянность: ошибки социализма», он подчеркивал закономерность возникновения в человеческом обществе бедности. Ее следует принять как неотвратимую реальность и пропагандировать личную ответственность человека за свое состояние, в том числе и бедность. Он выступал за ограничение государственного вмешательства, полагая, что неправомерно посягать на свободу выбора каждым предпочитаемого образа и стиля жизни. Люди сами решают, кем им быть [24].

Английский социолог П. Таунсенд в известной книге «Бедность в Великобритании» дал обобщающее определение относительной бедности: «Индивиды, семьи, социальные группы населения можно считать бедными, если они не имеют ресурсов для участия в общественной жизни, поддержания типов диеты, условий жизни, труда и отдыха, которые являются обычными или, по крайней мере, широко принятыми в обществе, в котором они живут. Их ресурсы значительно ниже того, что имеет средний индивид или средняя семья, вследствие чего они исключены из обычного стиля жизни, общепринятых моделей поведения, привычек и типов деятельности» [19].

П. Таунсенд утверждает, что примерно 25% англичан живут в реальной бедности или близки к ней. Почти 50% постоянно находятся в страхе из-за нее. Лишь немногие могут надеяться избежать печального опыта бедности и то на краткое время в течение жизни. По его мнению, причина заключается в капитализме [19]

Возможно, политические пристрастия автора диктуют логику расчетов, ибо они во многом основаны на построенном им самим субъективном индексе относительной депривации. Как и все левые, он считает, что национальный пирог не может расти до бесконечности. Поэтому чтобы помочь бедным, надо его перераспределить [19].


1.2 Причины возникновения бедности и масштабы ее распространения


Причины возникновения бедности исследуют как экономисты, так и социологи, и их взгляды на эту проблему расходятся.

Существует 2 вида объяснения бедности, как социального явления, так называемые культурные объяснения, которые подразумевают, что человек, находящийся за чертой бедности сам виноват в ней в силу своей лени, алкоголизма, его предки были бедными, и он ленится по привычке, у него бедность в генах, она - врожденное качество.

Ученые считают, что искоренить бедность можно, воспитывая в людях такие качества, как стремление к получению образования, трудолюбие и упорство в достижении цели.

Второй вид объяснения бедности - структурное, сюда входят экономические причины, такие как, безработица, низкая заработная плата, политические войны, миграция, а также низкие социальные гарантии [18].

То есть это именно тот вид бедности, когда на ее существование не оказывает никакого влияния человеческий фактор.

Из этого можно сделать вывод, что невозможность роста экономики, объясняется отсутствием средств у бедных для покупки товаров и услуг, люди получают мало денег и становятся с каждым разом беднее, отсюда беднеет и само государство.

Ученые пришли к выводу, что бедность будет существовать всегда, и она будет проблемой любой страны.

Помимо причин возникновения бедности, необходимо также отметить и каковы масштабы ее распространения.

По оценкам Всемирного банка, общее количество бедных, т.е. живущих менее чем на 2 доллара в день, составляет в мире 2,5-3 млрд. человек. В том числе общее количество людей, живущих в чрезвычайной бедности (менее чем на 1 доллар в день) - 1-1,2 млрд. чел. Иными словами, 40-48% населения мира - бедные, а 16-19% - сверхбедные [30].

Из-за уменьшения количества сверхбедных в Китае с 80-х гг. XX в. По начало XXI в. Численность людей, живущих в чрезвычайной бедности, сократилась примерно на 200 млн. С начала 90-х гг. проявляется тенденция к сокращению количества сверхбедных в другом многонаселенном государстве - Индии. В то же время в странах Африки южнее Сахары на протяжении последних 20 лет, наоборот, наблюдался постоянный рост численности сверхбедных.

Распределение беднейшего населения по регионам мира за период с 1980 г. Не претерпело существенных изменений. Все тем же остается количество бедноты мира (2/3 от общего числа бедных) по-прежнему проживающее в Восточной и Южной Азии и одна четверть - в Африке южнее Сахары. Большая часть бедного населения сосредоточена в сельских районах развивающихся государств, из-за господствующего там традиционного типа общества [2].

Соотношение числа сверхбедных к общему числу всего населения региона представлено в Таблице 1.


Таблица 1 - Чрезвычайная бедность в регионах мира в 2002 г.

РегионДоля сверхбедных в населении регионаАбсолютная численность%млн. человекАфрика южнее Сахары44303Ближний Восток и Северная Африка95ЦВЕ и Центральная Азия210Восточная Азия12214Латинская Америка947Южная Азия31437

Кроме того, список наиболее бедных стран мира по показателю ВВП на душу населения приведен в Таблице А.1 (Приложение А).

Наиболее высокая абсолютная бедность по данным ООН на 2004 год, исходя из установленной национальной границы, наблюдалась в Мадагаскаре - 71,3 %, Сьерра-Леоне - 70,2 %, Мозамбике - 69,4 %. Если же за границу бедности взять 1 доллар в день (показатель, использующийся ООН для развивающихся стран), то наиболее высокая бедность по данным на 2005 год отмечается в Нигерии (70,8 %), ЦАР (66,6 %) и Замбии (63,8 %) [33].

С начала 90-х гг. XX в. Проблема бедности и сверхбедности затронула и бывшие социалистические государства. Так, в Молдавии к категории бедных относится 64%, а к категории сверхбедных - 22% населения (данные за 2001 г.), в Монголии соответственно 75% и 27% (данные за 2001 г.). По результатам обследования, проведенного Всемирным банком в 2002 г., в России доля населения с доходом менее 1 долл. В день составляет менее 2%, с доходом менее 2 долл. - 7,5% [30].


.3 Концепции определения бедности, критерии и особенности измерения


Существует два основных подхода к определению бедности. В рамках экономического подхода бедность понимается как состояние нужды, связанное с низкими уровнями дохода и потребления индивида или домохозяйства. При комплексном подходе бедность рассматривается в широком социальном контексте и трактуется как отсутствие или чрезвычайная ограниченность доступа к ресурсам, которые определяют качество жизни индивида [33].

Бедность меняется во времени и пространстве. Безоговорочным остается тот факт, что в разных странах и в разные исторические периоды человеческие потребности различны. Для стран, которые меньше развиты бедность - абсолютное зло, нехватка необходимых ресурсов для поддержания своего биологического выживания, и элементарных прав человека. Но, несмотря на это, при всей их важности, эти нематериальные характеристики в этих странах пока отступают на второй план.

Бедность в богатых странах - величина относительная. Здесь речь идет о неравенстве в распределении доходов, серьезных отклонений от преобладающих в той или иной стране жизненных стандартов, ограничениях в выборе жизненных возможностей. Стоит отметить, что между двумя этими крайними точками расположен широкий спектр государств с различными комбинациями относительной и абсолютной бедности.

Существуют различные методы измерения бедности:

Абсолютный - к бедным относятся индивиды и домохозяйства, имеющие доход ниже определенного абсолютного минимума.

Относительный - в данном случае, бедными считаются индивиды и домохозяйства с доходом, которого явно не хватает по сложившимся в обществе стандартам потребления.

Субъективный - учитываются собственные оценки населением своего материального положения [33].

Абсолютное измерение соответствует экономическому подходу к определению бедности, остальные - комплексному. В рамках абсолютного измерения бедности используются несколько критериев дохода, предложенных Всемирным банком. Наиболее употребляемый их них - 1,25 долларов (по ППС) в день на человека (до 2008 г. - 1 доллар). Это - порог абсолютной бедности, или нищеты, в которой в настоящее время проживает около 1,4 млрд. человек [30].

Указанный критерий заслуженно подвергается критике как необоснованно низкий, соответствующий национальной черте бедности в 10 - 20 беднейших странах мира. Именно на него ориентировались разработчики Целей развития тысячелетия, принятых на саммите 2000 г., ставя задачу сократить число нищих и голодающих людей к 2015 г., вдвое по сравнению с 1990г.

Всемирный Банк оценил количество людей в различных странах и по миру в целом, живущих на 1 и 2 доллара в день. В Нигерии, например, в начале 90-х годов 90,8 процентов населения жили на 2 доллара в день или менее; в Индии этот показатель в 1997 году был 86,2 процента. Всемирный банк оценил, что из 6 миллиардов людей на земном шаре 2,8 миллиарда живут на два доллара в день или меньше (около 45 процентов); 1,2 миллиарда живут на 1 доллар в день или меньше (около 20 процентов) [30].

Хотя главное заключается не в том, каким будет этот показатель, а то, какое количество людей будет проживать на него, которые не способны выйти из нищеты самостоятельно.

Другой введенный в оборот экспертами ВБ критерий уровня бедности - 2,15 долларов в день на человека. Имеются также аналогичные национальные оценки.

Для вычисления основных показателей бедности используется формула, составленная Джеймсом Фостером, Джоэлом Гриером и Эриком Торбеке (1):


, (1)


где Р - общий показатель бедности;- параметр, показывающий о каком именно показателе бедности идет речь;- черта бедности отдельного домохозяйства h, которая зависит от его состава;- уровень дохода отдельного домохозяйства h;- количество бедных домохозяйств;- общее количество домохозяйств.

На основе формулы Фостера - Гриера - Торбеке можно определить и основные показатели бедности:

коэффициент бедности и уровень бедности (a = 0);

индекс глубины бедности (a = 1);

индекс остроты бедности (a = 2).

Коэффициент бедности или доля бедных домохозяйств в общем количестве домохозяйств определяется по следующей формуле (1):


.


Коэффициент бедности характеризует степень распространенности бедности, но не позволяет оценить, насколько доходы бедных слоев населения ниже границы бедности, для чего и используют индекс глубины бедности (2):


, (2)


где N - общее количество обследуемых домохозяйств;- численность домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума;- порядковые номера бедных домохозяйств;- среднедушевая величина прожиточного минимума для i-го домашнего хозяйства, рассчитанная с учетом его половозрастной структуры (порог бедности);- среднедушевой доход i-го бедного домохозяйства.

Индекс глубины бедности характеризует среднее отклонение доходов бедных домохозяйств от величины прожиточного минимума (в долях) и выражается величиной суммарного дефицита дохода, соотнесенного с общим числом домохозяйств. Индекс глубины бедности позволяет оценить, насколько ниже относительно черты бедности расположены доходы бедных домохозяйств.

Индекс остроты бедности рассчитывается с учетом большего веса для домохозяйств с более высоким размером дефицита дохода по следующей формуле:

.


Индийский экономист Амартия Кумар Сен предложил синтетический индикатор бедности, объединяющий три фактора: распространённость этого явления, материальная недостаточность бедных людей, степень их расслоения по доходам. Данный индикатор бедности рассчитывается по формуле (3):


, (3)


где S - индекс Сена;- доля бедного населения;- отношение среднего дефицита дохода к черте бедности;- средний доход бедных домохозяйств;- черта бедности;- коэффициент Джини для бедных домохозяйств.

Коэффициент можно рассчитать по формуле Брауна (4):


(4)


или по формуле Джини (5):


, (5)


где G - коэффициент Джини; - кумулированная доля населения (население предварительно ранжировано по возрастанию доходов); - доля дохода, которую в совокупности получает Xk; - число домохозяйств; - доля дохода домохозяйства в общем доходе;- среднее арифметическое долей доходов домохозяйств [3].

Рассмотрев бедность как экономическую категорию можно сделать вывод о том, что, несмотря на длительный промежуток времени, на различные подходы к изучению данной проблемы, сама по себе проблема не решается. Более того существуют такие регионы (страны «третьего мира» - развивающиеся), где бедность уже как «неотъемлемая часть» жизни населения, эта проблема настолько укоренилась там, что устранить ее составит большой труд. Эта тема как никогда актуальна, по причине того что затрагивает уже весь мир. Все человечество стремится решить эту проблему. Предлагаются различные методы по борьбе с ней, насколько они повлияют на всю экономику в целом - покажет время.


2. Понятие, экономические признаки стран «третьего мира» и их место в мире


.1 Понятие и уровень развития стран «третьего мира». Анализ экономических исследований


Термин «третий мир» (предложенный французским демографом Альфредом Сюи) возник на этапе активного противостояния двух систем: капиталистической и социалистической. Государства, оставшиеся в стороне от непосредственного участия в этой борьбе стали называть «третьим миром».

Со временем понятие страны «третьего мира» стало синонимом слаборазвитых и бедных стран (настоящее время в мировой политике использование этого термина считается некорректным: неверным и невежливым).

К государствам «третьего мира» обычно относят бывшие колониальные и зависимые страны Азии, Африки и Латинской Америки. Эти страны стали политически самостоятельными, но опутанными сетями экономической зависимости, привязанными к зарубежному капиталистическому хозяйству, его индустриальной и научно-технической базе [2].

Стоит отметить, что к моменту освобождения экономика бывших колоний и полуколоний характеризовалась некоторыми общими чертами, наиболее важными из которых являлись:

многоукладность экономики с преобладанием докапиталистических форм хозяйства;

аграрно-сырьевая направленность экономики при общей неразвитости производительных сил;

относительная слабость, неразвитость местного национального капитала, ограниченность его возможностей на внутреннем рынке;

узость внутреннего рынка, так как значительная часть населения молодых государств получала основную часть жизненных средств от натурального хозяйства, а доля лиц наемного труда в общей численности населения была незначительной и т.п.

Отмечено, что иногда развивающиеся страны столь существенно развиваются по доходу на душу населения, по структуре экономики, по социальной структуре общества, что иногда возникает сомнение относительно целесообразности включения их в одну классификационную группу [1].

Что касается населения этих стран, то наглядное отражение количества людей, живущих за чертой бедности отражено на Рисунке 1 ( Приложение Б).

Однако, признавая чрезвычайное разнообразие стран третьего мира, необходимо учитывать те общие черты экономики, которыми, они чаще всего характеризуются, это объединяет их не только формально, но и в действительности, объединяет их общую позицию по мировым проблемам. Общность подходов к мировым проблемам обнаруживается в общей политике, для более эффективной реализации, которой развивающиеся страны создают различные межгосударственные организации (например, Организация Африканского Единства).

Ниже приведены характеристики, наиболее полно отражающие общий уровень развития стран «третьего мира»:

Масштабы распространения бедности.

Как уже было рассмотрено прежде, большинство развивающихся стран характеризуется очень низким уровнем жизни населения. При этом следует учесть, что основная масса населения этих стран имеет низкий уровень жизни не только по сравнению с развитыми странами, но и по сравнению с немногочисленными богатыми группами населения в своих странах.

. Низкий уровень производительности труда.

В странах третьего мира производительность труда крайне низкая, по сравнению с промышленно развитыми странами. Причина этого может быть, в частности, в отсутствии или жестком дефиците дополнительных факторов производства (физического капитала, опыта менеджмента). Для повышения производительности необходимо мобилизовать внутренние сбережения и привлечь иностранный капитал для инвестиций в вещественные факторы производства и в человеческий капитал. Необходимо учитывать также отношение работников и менеджмента к повышению своей квалификации, способность населения адаптироваться к изменениям в производстве и обществе, отношению к дисциплине, инициативность, отношение к власти.

. Высокие темпы роста населения.

Наиболее явный показатель, характеризующий различия между промышленно развитыми странами, - это коэффициент рождаемости.

Ни одна развитая страна не достигает уровня рождаемости 20 родившихся на 1000 чел. Населения. В развивающихся странах уровень рождаемости варьирует от 20 человек (Аргентина, Китай, Таиланд) до 50 (Нигер, Замбия, Руанда, Танзания, Уганда). Конечно, коэффициент смертности в развивающихся странах выше, чем в промышленно развитых, отсутствие хорошей системы здравоохранения в странах «третьего мира» делает это различие не столь значительным.

. Высокий и растущий уровень безработицы.

Сам по себе рост населения не является негативным фактором экономического развития. Но в условиях экономического застоя не создаются дополнительные рабочие места, поэтому высокий естественный прирост населения порождает огромную безработицу. Если к видимой безработице добавить скрытую безработицу, то почти 35% рабочей силы в развивающихся странах не находит применения.

. Большая зависимость от сельскохозяйственного производства и экспорта топлива и сырья.

Примерно 65% населения развивающихся стран живет в сельской местности, а в промышленно развитых - 27%. В сельскохозяйственном производстве занято более 60% рабочей силы в странах «третьего мира» и всего 7% - в промышленно развитых странах, при этом вклад аграрного сектора в создание ВНП около 20% и 3% соответственно. Сосредоточение рабочей силы в аграрном секторе и первичном секторе промышленности обусловлено тем, что низкие доходы вынуждают людей заботиться, в первую очередь, о пропитании, одежде, жилье.

Кроме доминирования аграрного сектора в экономике, в странах «третьего мира» наблюдается экспорт первичной продукции (сельского хозяйства и лесоводства, топлива и других видов минерального сырья). В странах Африки к югу от Сахары первичная продукция обеспечивает более 92% валютной выручки.

. Подчиненное положение, уязвимость в системе международных экономических отношений.

Необходимо подчеркнуть резкое неравенство экономической и политической мощи стран «третьего мира» и промышленно развитых стран. Оно проявляется в доминировании богатых стран в международной торговле, в возможности последних диктовать условия передачи технологий, инвестиций и иностранной помощи.

Сегодня еще большее влияние оказывают высокие экономические и социальные стандарты развитых стран (демонстрационный эффект). Образ жизни западной элиты, стремление к богатству могут способствовать коррупции, расхищению национального богатства в развивающихся странах привилегированным меньшинством. Наконец, «утечка мозгов» из стран «третьего мира» в развитые страны также негативно влияет на экономическое развитие эмиграции квалифицированного персонала. Совокупное воздействие всех негативных факторов определяет уязвимость развивающихся стран от внешних факторов, которые могут оказать главное влияние на их экономическое и социальное положение.

ООН разработала классификацию развивающихся стран, благодаря которой можно выделить 3 группы стран: наименее развитые (44 страны), развивающиеся страны - не экспортеры нефти (88 стран) и страны-члены ОПЕК (13 стран-экспортеров нефти) [31].

Другая классификация предложена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая включает некоторые страны и территории, не охваченные статистикой ООН. Эта классификация предлагает деление на страны с низким уровнем дохода (61 страна), со средним уровнем дохода (73 страны), новые индустриальные страны (11 стран), страны-нефтеэкспортеры члены ОПЕК (13 стран).

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) разработал свою систему классификации. Данная классификация включает 125 стран (развивающихся и развитых), население каждой, из которых более 1 млн. человек. Затем эти страны делятся по критерию уровня дохода на душу населения на четыре группы: низкий уровень дохода, средний, выше среднего и высокий доход. Первые три группы охватывают 101 страну, в большинстве своем это развивающиеся страны. Остальные 24 страны с высоким уровнем дохода разделены на 2 группы: 19 стран являются типичными промышленно развитыми странами, а 5 стран (Гонконг, Кувейт, Израиль, Сингапур и Объединенные Арабские Эмираты) отнесены ООН к развивающимся странам [17].

Для оценки степени дифференциации развивающихся стран могут быть применены 7 показателей.

) Размеры стран (территория, численность населения и доход на душу населения).

) Особенности исторического развития и колониального периода.

) Обеспеченность материальными и трудовыми ресурсами.

) Роль частного и государственного сектора.

) Характер производственных структур.

) Степень зависимости от внешних экономических и политических сил.

7) Институциональная и политическая структура общества.

.2 Особенности стратегий развития рыночной экономики и проблема выбора модели


Страны, которые развиваются, являют собой интересный объект для исследования форм и методов стратегии экономической стабилизации и характеризуются большим разнообразием последних. К тому же, стоит подчеркнуть различия в проведенных экономических реформах в этих государствах. Рыночная экономика является, для теперешнего этапа развития человечества, универсальной формой экономической координации. В этих странах, в отличие от тех, которые вынyждены были исполнять экономическое восстановление, образованной рыночной системы не существовало вообще.

Страны, которые развиваются, особенно на ранних стадиях экономической перестройки, находятся в специфическом положении. В нестабильности их экономических систем заложен значительный положительный потенциал - возможность выбора, которого лишены развитые экономики. Решающая роль в этом процессе принадлежит государству, задачей которого является направление стихийно действующих рыночных законов в конструктивное русло.

Существенной особенностью развивающихся, является низкий исходный уровень стратегий экономических субъектов. Поэтому невозможно поручить им реализацию значительной части задач экономической координации, как это происходит в развитых странах. В условиях рыночной недостаточности, когда действенность инструментов косвенного регулирования является низкой, значительная надежда возлагается на непосредственное выполнение государством предпринимательских функций. В частности, в 1970-1980гг. доля государственных компаний в добыче нефти стран ОПЕК выросла с 2% до 80% [9, c.49]. Более 90% банковского капитала Индии принадлежало государству [14, с.155].

Основными мотивами развития государственного сектора были стабилизация цен, мобилизация сбережений, концентрация валютных поступлений, эксплуатация природных ресурсов. Особым видом государственного предпринимательства является корпорации развития, осуществляют кредитование, информационное обслуживание компаний и т.д. По мере совершенствования стратегий частных экономических субъектов доля государственной собственности может уменьшаться.

Нельзя не отметить то, что наибольший интерес регионы Латинской Америки и Юго-Восточной Азии представляют с точки зрения анализа эффективности стратегий стабилизации и экономического роста в развивающихся странах. Вдобавок ко всему прочему, экономическая политика государств, принадлежащих к каждому из этих регионов, имеет много общих черт. Латиноамериканская и азиатская концепции являются различными методами решения одной ключевой проблемы - экономической стабилизации, и сравнительный анализ методов и последствий стабилизационных стратегий в этих группах стран позволит выяснить составляющие национального успеха.

Как оказалось, после второй мировой войны страны Латинской Америки прошли стадии кейнсианских экспериментов стимулирования спроса, монетаристских либерализационных реформ с целью поиска оптимальных путей реализации стратегии импортозамещения. Однако, малоразвитое с/х и форсированная индустриализация привели к формированию малоэффективных производственных структур, к увеличению объемов импорта и ухудшению платежных балансов [13].

В отличие от латиноамериканских стран, в новых индустриальных странах (НИС) Юго-Восточной Азии средний темп экономического роста с 1965 г. Составил 5,5% в год. В этих странах построена или строится высокоэффективная, конкурентная, ориентированная на экспорт экономика [14].

2.3 Стратегия «экономического чуда» в новых индустриальных странах и Турции


Стратегия экономической стабилизации и роста в новых индустриальных странах является, по мнению автора, одной из наиболее интересных сфер для исследования. Рассмотренные западноевропейские страны и Япония осуществляли возрождение экономики, имея изначально высокий уровень. Страны, которые развиваются, на сегодня не достигли какой-либо заметной и прочной стабилизации экономических систем. Основные новые индустриальные страны (НИС), такие как Гонконг, Юж.Корея, Сингапур и Тайвань в послевоенные годы перешли от отсталой, полуфеодальной общественно-экономической системы к современной высокотехнологичной конкурентоспособной экономике.

Известно, что в период с 1970 по 1980 гг. темпы роста ВВП составляли 9,4% у НИС против 5,8% у развивающихся [13]. Стоит отметить, что для этих стран характерен низкий уровень инфляции в среднем за 1961 - 1990 гг. она составила около 7,5%. В том числе, в Юж. Корее за 1961-1980 гг. она составляла около 18% , с 1980 г. Произошло ее снижение, в Тайване - 6,2%, в Гонконге - 8,8% [6].

В 1980 - 1992гг. рост среднедушевого ВВП составил в Юж. Корее 7,1%, Тайване - 6,1%, Таиланде - 5,8% [15].

Без всякого сомнения, благодаря такому стремительному экономическому росту сегодня можно говорить о достижении этими странами национального экономического успеха. Факторы этого успеха следует искать в особенностях экономических стратегий, которые позволили совместить потребности эффективного включения в мировую экономическую систему и сохранения своеобразия национальных общественно-экономических систем.

Ко всему прочему, стоит заметить, что в возрождении экономик НИС второй «волны» (Юж. Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг) сыграла государственная собственность. Государство принимало непосредственное участие в формировании производственной инфраструктуры и развитку базовых отраслей - черной металлургии, тяжелого машиностроения, нефтехимии. Развитие государственной собственности дало возможность для построения рыночной экономической структуры четкой стратегической направленности.

Ко всему выше перечисленному стоит добавить, что государство доминировало в области инфраструктуры, коммунальной сфере, энергетике Тайваня, Сингапура, Таиланда, Юж. Кореи.

В Тайване много промышленных предприятий было создано государством с постепенной передачей в частную собственность. Несмотря на значительное сокращение доли госпредприятий с 50% до 14% они сохранили ведущие позиции в ключевых отраслях. Все банки страны также принадлежали государству [13, c.23]. В Таиланде в середине 80-х гг. госсобственность доминировала в производстве и распределении электроэнергии, водоснабжении, сфере коммунальных услуг, транспорте и связи.

В начале 60-х гг. правительство Юж. Кореи воплощало в жизнь последовательную стратегию построения рыночной инфраструктуры посредством регулирования инвестиций, административного вмешательства в деятельность компаний, жесткого протекционизма.

Благодаря взвешенным направлениям государственного инвестирования в НИС наблюдалось фактическое отсутствие эффекта вытеснения частных инвестиций государственными, что является одной из методологических принципов классической экономической теории [12].

Первым и обязательным этапом развития НИС были индустриализация и политика импортозамещения. По мнению ряда исследователей, колоссальный успех этих стран обусловлен именно тем, что в период резких структурных сдвигов в экономике развитых стран, вызванных НТР, уже имели благодаря индустриализации достаточные промышленные мощности. Это давало им возможность выхода на мировые рынки и доминирования в сегментах, которые только образовались или освободились.

Одной из составляющих устойчивости экономик НИС сегодня считается наличие разветвленных субподрядных схем, которые сосредоточены вокруг крупных предприятий. В такие схемы входит большое число малых фирм, связанных не только кооперационными связями, но и финансово, за счет лизинга, обмена кадрами, переплетения капиталов.

Также, подчеркнем, что стратегия и тактика построения промышленной структуры, удовлетворяющей потребностям рыночной экономики, производились с четко определенными стратегическими планами. В Тайване, например, они имели четырехлетний срок исполнения. Реализация первого плана началась в 1953 г. В Юж.Корее использовалось пятилетнее планирование. Первая пятилетка там была начата в 1962 г. Ее основная цель - это индустриализация, увеличение производительности с/х, развитие базовых отраслей и импортозамещения. Приоритетами второй (1967 - 1971 гг.) стали расширение экспорта потребительских товаров, стимулирование развития с/х благодаря увеличению экспорта его продукции. Третий план (1972 - 1976 гг.) предусматривал достижение сбалансированного роста, выравнивание развития регионов, расширение базы тяжелой промышленности. В конечном счете, шестой и седьмой планы (1987, 1996 гг.) были направлены на увеличение экспортного потенциала, на структурные изменения, развитие наукоемких отраслей, технополисов, увеличение открытости национальной экономики [11].

В конце 1993г. В Юж. Корее был принят долгосрочный план «Стратегия интернационализации для новой экономики». В нем предусматривалось расширение экспорта и инвестирования за рубежом, открытие внутренних рынков и финансового сектора для привлечения иностранных товаров и капиталов, предоставление большей свободы предпринимательской деятельности, поощрения развития с/х [9].

Таким образом, исходя из экономических систем, на первом этапе НИС устанавливали как приоритет развитие с/х, базовых отраслей, легкой промышленности, где работали преимущественно низкоквалифицированные рабочие. Следующим этапом был переход к отраслям, где использовался квалифицированный труд, по мере накопления капиталов происходила переориентация на капиталоемкие производства, затем на области с интенсивными технологиями. Только после этого, когда экономическая система приобретала сбалансированность, а значит и стабильность, в жизнь воплощалась поэтапная либерализация экономики.

Также через рынок капитала для привлечения накапливаемых населением ресурсов правительствами НИС была создана сеть почтовых сберегательных банков и банки развития для предоставления долгосрочных кредитов. Осуществлялось жесткое регулирование и контроль за банками [14]. Низкая склонность к потреблению позволяла применять ограничения на депозитный процент банков. В течение 1971 - 1990 гг. реальная процентная ставка по депозитам в Юж. Корее составляла 1,88%, в 1976 - 1991гг. в Малайзии - 2,77%, в течение 1974 - 1991гг. в Тайване - 3,86%.

Значительное внимание уделялось преференциальным кредитам с обеспечением целевого направления средств. По признанию специалистов Всемирного банка, целевые кредиты в случае их строгого мониторинга способствовать увеличению инвестиций, поддерживать технологический рост и освоение новых направлений деятельности [6]

В 90 - х гг. благодаря стабильным темпам экономического роста, благоприятным финансовым показателям и расширению сфер влияния японского и южнокорейского капиталов в НИС почувствовали существенный приток капиталов. За 1990 - 1994 гг. прямые инвестиции в Юго - Восточной Азии выросли в 4 раза. В середине 90 - х гг. их поступления в страны региона общий объем составил более 55%, направленных в развивающиеся страны.

Исходя из понимания необходимости приоритетного развития объектов экономической стратегии государства, правительства НИС, для осуществления успешной стратегии, уделяли особое внимание созданию благоприятного экономического климата. Еще одной особенностью институциональной структуры НИС является система взаимосвязей между современными крупными и традиционными малыми предприятиями. Осознавая неизбежную искривленность процессов конкуренции в неразвитой рыночной среде и опираясь на корпоративность национального сознания, авторы стратегий развития НИС сделали ставку на сочетание конкуренции и корпоративного поведения, создали для этого соответствующие институциональные структуры.

Реализуя указанные меры, правительствам НИС удалось в короткий срок выработать рациональные стратегии частных экономических субъектов. Благодаря этому главными ориентирами их деятельности стало неполучение текущих сверхдоходов, а стратегическое развитие и овладение рынками.

Приведенная стратегия могла реализоваться лишь при условии сильной власти. Поэтому специфической чертой формирования НИС было существование в большинстве из них тоталитарных политических режимов. Следует отметить, что тоталитаризм в этих странах существенно отличается от европейского, положительно влияет на достижение общественного согласия.

Итак, кроме экономических и политических факторов, не последнюю роль в развитии НИС сыграли и социокультурные факторы как элемент сравнительных преимуществ в международной конкуренции. Правительствам этих стран удалось объединить в своей экономической стратегии рационализм и прагматизм западной цивилизации с традиционными коллективистскими мировоззренческими позициями конфуцианской этики. Благодаря этому сформировалась идеология экономического роста, произошло объединение усилий наций вокруг этой цели. Воплощение в жизнь этой стратегии способствовало развитию национальных традиций предпринимательства и деловой культуры, основанных на самодисциплине, доверии и ответственности, распределении результатов роста между членами общества, в повышении образовательного уровня и укреплении технологической и инженерной культуры. Это сформировало специфическую мотивационную систему, которая стала основой восточноазиатской модели «экономического чуда».

Одной из новых экономических стран некоторые специалисты считают Турцию. Ведь ее динамичное экономическое развитие имеет общие черты с НИС. Так, к началу 80 - ч гг. в Турции сохранялась значительная доля государственного сектора - от 50% до 75% [10].

Собственно, именно правительством была сделана первая значительная инвестицию в развитие национального машиностроения - создание в 1950г. Государственной корпорации машиностроения и химической промышленности. Первые частные инвестиции в этой области были осуществлены лишь через 10 лет. Половина всех вложений в 60-80-х годах были государственными. Государственными или под контролем правительства были крупные банки, что позволяло удерживать низкие процентные ставки. Проводилась активная политика государственного патернализма - протекционизм, сельскохозяйственные дотации, ограничения притока иностранных капиталов, поддержка развития профсоюзов. Осуществлялось стратегическое планирование. Согласно первого пятилетнего плана развития с 1963г. Была провозглашена стратегия импортозамещающей индустриализации. Результаты стратегии 60-70-х годов были положительными. Средний темп роста ВНП составил 7%, а промышленного производства - 9% в год. В отличие от НИС, в Турции не произошло своевременной переориентации экономической стратегии. Проблема валютных поступлений решалась за счет притока краткосрочных капиталов и продажи природных ресурсов на фоне ресурсного бума 70-х [9].

Невзирая для антиинфляционные мероприятия, Турция продолжала реализовывать промышленную политику.

Процессы приватизации в Турции были медленными. Распространялась аренда предприятий. Официально провозглашался постепенное отрешение государства из сфер деятельности, которые могут быть открыты для частных капиталовложений. [8, c.64].

Благодаря принятым в середине 90 - х гг. экономика Турции продолжала расти быстрыми темпами. На 1994г. Более 85% турецкого экспорта уже составляла продукция перерабатывающей промышленности. Государству принадлежали 46% банковских активов. Это обеспечивало значительное повышение уровня стабильности экономики. Следует отметить, что активный экономический рост происходит одновременно с высокой инфляцией, которая находится на уровне около 80% годовых. Итак, опыт построения рыночной экономики Турции специфический и требует детального изучения.

Таким образом, изучение практики государственной экономической стратегии НИС подтверждает возможность эффективного применения государственной экспансии для снижения уровня нестабильности экономической системы, построения структуры экономической стратегии разных уровней, достижения высокого уровня развития экономики, включение в мировую экономическую систему за небольшой промежуток времени. Проведенный анализ подтверждает мнение исследователей о том, что реализация именно активной государственной стратегии - единственный способ занять достойное место на мировом рынке для стран, оказавшихся в положении догоняющих [12].


3. Проблемы включения стран «третьего мира» в мировое хозяйство


.1 Причины отсталости стран «третьего мира»: анализ динамики и факторов развития


Среди причин отсталости развивающихся стран можно отметить их колониальное и зависимое прошлое, перенаселенность, низкий уровень технологии, многоукладность экономики, в которой огромные массы людей связаны с традиционным аграрным сектором хозяйства, воспроизводящим экономическую и социальную отсталость, специфику этносоциополитической структуры, а также характер взаимоотношений стран богатого «Севера» с отсталым «Югом».

Преодоление разрыва между «Севером» и «Югом» займет длительный исторический период. По самым оптимистическим оценкам западных экономистов, возможность ликвидации существующего разрыва между развитыми и развивающимися странами может возникнуть лишь в середине XXI в., да и то при условии значительного притока внешних ресурсов [5].
.2 Экономические проблемы стран «третьего мира»


Характерной особенностью экономик всех стран «третьего мира» является их не гармоничность в развитии отраслей народного хозяйства, которая объясняется тем, что они не прошли последовательно фазы экономического развития, как до этого сделали развитые страны. Для наименее развитых стран характерно слабое развитие рыночного механизма. Это обусловлено рутинным состоянием сельского хозяйства (занято в среднем 80% самодеятельного населения, создающего всего 42% валового внутреннего продукта, неразвитостью промышленности, низким покупательным уровнем населения).

Национальный капитал в большей части, сосредоточен в коммерческой сфере. Однако больше внимания уделяется торговле импортными товарами и отсутствием инвестирования национального производства из-за возможного уровня риска [17].

Для экономики этой группы стран характерна неразвитость производственной, вспомогательной инфраструктуры, транспортной сети, электроэнергетики, системы связи, банковского дела, что совсем не способствует привлечению иностранных инвестиций и сдерживает развитие экономики на основе скудных внутренних накоплений.

Не на последнем месте демографическая ситуация этих стран, как способ негативного воздействия на экономику. Высокие темпы прироста населения способствуют сохранению низкого уровня дохода, сдерживают рост покупательной способности. А низкая производительность сельского хозяйства в сочетании с увеличением числа проживающих в этих странах ведет к недостатку средств для удовлетворения естественных потребностей [2].

Уже давно понятно, что в мире неразвитым странам в мировом хозяйстве выделяют периферийное место, основные функции которых постоянная поставка сырья и наличие неквалифицированной, дешевой рабочей силы.

Хотелось бы также уделить внимание политике этатизма, т.е. когда государство напрямую вмешивается в экономику с целью ускорить темпы ее роста. Именно такая политика характерна для многих развивающихся стран. Из-за отсутствия частных капиталовложений и иностранных инвестиций государству не остается иного выбора, кроме как взять на себя роль инвестора. Однако в некоторых развивающихся странах осуществляется политика разгосударствления или так называемая приватизация, которая подкреплена некими «стимулами» частного сектора (льготное налогообложение, либерализация импорта, протекционизм в отношении особенно важных предприятий, которые находятся в частной собственности).

Исследователями отмечено, что эти страны условно можно разделить на несколько групп, если руководствоваться необходимыми критериями: структура экономики страны, экспорта и импорта, степень открытости страны и вовлеченность в мировое хозяйство, а также некоторые особенности экономической политики государства.

Ко всему выше перечисленному, также можно добавить несколько слов, касаемо внешнего долга. В исследовании Нгана Симона Пьера, говорится, что сегодня 80% задолженности беднейших стран Африки принадлежит МФУ, в отличие от ситуации в других странах «третьего мира», которые достигли определенной стадии индустриализации, где внешние долги в основном привлекаются от частных субъектов или богатых стран. Бывшие французские колонии такие, как Камерун, Конго, Кот-д'Ивуар и Габон находятся в сложном положении. Существует сейчас оправдание тому, почему Африка по-прежнему платит за долги, которые уже выплачены давно.

В 2004 г. Суммы, выплаченные на обслуживание долга превысили US $ 450 млрд., или в 5,5 раза объема официальной помощи в развитии (US $ 79 млрд). Несмотря на эти окончательные цифры, долг в настоящее время используется в качестве средства ущемления и шантажа со стороны доноров. Возьмем в качестве примера Францию. Когда Франция дает деньги Камеруну или Кот-д'Ивуар, она использует средства от транзакций счетов в Казначействе Франции центральных банках этих стран. Эти счета, как мы отметили выше, состоят из внешних активов африканских государств. Таким образом, когда Кот-д'Ивуар обращается с экономической просьбой к Франции, она повторно использует собственные средства, сопровождающиеся высокой процентной ставкой, не учитывая, что эти деньги принадлежат ему прикомандированных к нему права и факта. Африка не может независимо развиваться в эпоху глобализации. В статье автор задается вопросом, почему бы не создать альтернативу Валютному фонду, состоящую из африканских стран и достойных стран «третьего мира», который имел бы аналогичный опыт и сумел бы утвердиться среди незаменимых партнеров Запада, таких как Индия, Бразилия, Венесуэла или Корея? Одно можно сказать наверняка, если такая масштабная нищета, которая существует в Африке, будет продолжать расти, то стабильность не возможна ни на континенте, ни во всем в мире [27].


.3 Экономическая роль государства и пути преодоления бедности в странах «третьего мира»


Для большинства развивающихся стран характерно активное участие государства в экономике. Отсталость, хроническая нехватка инвестиционных ресурсов, односторонняя зависимость от мирового хозяйства, необходимость привлечения иностранного капитала для модернизации экономики объективно усиливали роль государства как хозяйствующего собственника.

Государственный сектор создавался, прежде всего, путем расширения его позиций за счет нового строительства в инфраструктуре и промышленности, частично - национализации. Доля государственных предприятий в ВВП составляла в 90-х гг. в среднем 11% (в развитых странах - 5%). Государство заметно усиливало свое влияние и в социальной сфере (особенно в образовании), наращивая бюджетные ассигнования на его развитие.

Усилению экономической роли государства способствовали перспективные планы, принятые в большинстве развивающихся стран под влиянием советского опыта планирования. По некоторым оценкам, за 1950 - 1980 гг. было утверждено более 300 планов, однако многие из них существовали скорее как заявления о намерениях правительства. Вместе с тем некоторые страны «третьего мира», например Индия, продолжают осуществлять пятилетние планы, способствующие росту современной промышленности и инфраструктуры.

Участие государства не отменяло в большинстве развивающихся стран рыночные механизмы, хотя оно нередко пыталось их ограничивать путем контроля над частным предпринимательством. Например, в Индии промышленность государственными указами была разделена на три группы с разной степенью разрешенного участия частных предпринимателей. Некоторые производства (оборонные, стратегически важные) были для них закрыты. В ещё большей степени такого рода ограничения относились к частному иностранному капиталу. Эта стратегия формировала смешанную экономику на основе взаимодействия государственного и частного секторов [32].

Несомненно, роль государства в становлении экономики играет немаловажную роль, тем не менее, следует, рассмотреть какие именно пути преодоления бедности предлагаются на протяжении многих лет исследователями. Каковы их основные идеи? Также в работе приведены, примеры развитых стран, в которых были использованы различные методы для борьбы с этой проблемой.

С давних времен перед человечеством стоит проблема бедности, попытки разрешения данной проблемы принимаются на протяжении многих десятилетий. В первую очередь одним из примеров преодоления бедности можно считать труды А. Смита и Ж. Прудона. Их основной идеей было то, что преодолеть бедность можно только благодаря труду. Именно в нем заключается основной способ преодоления этой проблемы [23][21].

В дальнейших исследованиях можно наблюдать предложения, которые все сводят к индустриализации, которые в какой-то мере могут себя оправдать. Нельзя не отметить, что наиболее важным для развивающихся стран будет активная поддержка индустриально развитых стран, в предоставлении различных кредитов и инвестировании.

Стоит отметить, что согласно оценкам ведущих специалистов важнейшим фактором решения проблемы бедности является экономический рост, поскольку именно он ведет к увеличению валового национального дохода, за счет которого формируется фонд потребления. Также в борьбе с бедностью важна и государственная помощь бедным, хотя ее увеличение ведет к снижению остроты проблемы бедности, но не к решению.

Если рассматривать методы борьбы с бедностью на примере стран, которые достаточно эффективно развили свою экономику, то стоит отметить США.

Действующие в США программы борьбы с бедностью охватывают 15-20 % населения. Помощь бедным представляется в том случае, когда человек является бедным и принадлежит к одной из субсидируемых категорий. В их числе: семьи с маленькими детьми, особенно с одиноким родителем или безработным кормильцем; нуждающиеся люди старше 65 лет, инвалиды, слепые ветераны войны и их семьи, работающие бедные (через налоговые льготы), а также все граждане, чей доход ниже определённых требований. Эта помощь оказывается в денежной и натуральной формах.

Помощь в натуральной форме - это талоны на питание, медицинское обслуживание пожилых, дешёвое жилье, уход за малолетними и другие социальные услуги.

Так, В Чехии устанавливается гарантированный прожиточный минимум (с выплатой пособия в случае его отсутствия) на уровне минимальной пенсии. В Болгарии получить социальную помощь могут те, доход которых ниже социального минимума и ниже физиологического. Кроме того, одиноким людям старше 70 лет и инвалидам I группы, имеющим доходы ниже установленного минимума, предоставляются бесплатные купоны на питание, и оплачивается 1/2 расходов на коммунальные услуги. Инвалиды и дети с тяжёлыми заболеваниями, не имеющие автомобиля, пользуются бесплатным проездом на городском пассажирском и пригородном транспорте; предусмотрены и иные формы обслуживания инвалидов и пожилых. Социально незащищённым группам, несколько раз в год оказывается материальная помощь на удовлетворение потребностей в сезонной одежде, покупку учебных пособий, дорогостоящих лекарств.

Несмотря на усилия отдельных правительств по устранению бедности, пока, к сожалению, во многих странах существует голод и нищета, безработица и безграмотность, неудержимо распространяемые инфекционные заболевания, особенно ВИЧ-СПИД, усиливается угроза сообщения озонового слоя, парникового эффекта.

Так, в результате всего этого в 2000г. Главы правительств 180 государств мира подписали так называемую Декларацию тысячелетия, определив восемь ключевых задач мирового развития на период до 2015г. И призвав международные экономические организации сориентировать свои программы помощи на их достижение. Первой в числе этих задач в декларации названа задача уменьшения к 2015г. Вполовину числа людей, вынужденных существовать менее чем на 1 доллар в день [31].

На недавно проведенном мероприятии, которое было специально организованно накануне Весенних совещаний Всемирного банка и МВФ мероприятия - Голоса мира в борьбе с бедностью. Представителями более чем 80 стран решался и обсуждался вопрос: «Как покончить с бедностью при жизни одного поколения?». Непосредственное участие в данном мероприятии приняли президент группы организаций Всемирного банка Джим Ен Ким и генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун [30].

Директор Ким заявил: «люди, живущие менее чем на 1,25 долларов США в день, - это честно говоря, пятно на нашей совести, и мы собираемся сделать все возможное, чтобы уменьшить их долю в общей численности населения до 3%».

Данное мероприятие и более тесное сотрудничество между Всемирным банком и ООН стали апогеем многомесячной кампании директора Кима, обращенной ко всем людям планеты с тем, чтобы получить ответ на вопрос: « Что необходимо сделать для того, чтобы покончить с бедностью» и учесть эти рекомендации при разработке стратегии действий [30].

Можно надеяться, что все-таки в будущем данное мероприятие принесет свои плоды, но пока судить об этом рано. Возможно, что предлагаемые пути решения преодоления бедности, в какой-то мере способны сократить число бедных как в развивающихся странах, так и в мире в целом.

Заключение


Рассмотрев понятие бедности в развивающихся странах, можно с уверенностью сказать, что поставленные задачи были достигнуты. В ходе исследования выяснилось:

Во-первых, развивающиеся страны - это особая категория государств, сохраняющих, хотя и в разной степени, определенные общие признаки социально-экономического отставания, в том числе многоукладность хозяйства, традиционные формы собственности и общественных институтов, низкую производительность общественного труда.

Во-вторых, стоит отметить, тот факт, что понятие бедность может трактоваться по-разному: и как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов, и как определенное самоощущение себя в социуме. Все зависит от автора и от концепции, которой он придерживается при рассмотрении этого вопроса.

Также, как выяснилось в ходе исследования история изучения бедности, включает два периода. Период с XVIII до первой половины XX века, когда этой проблемой занимались такие известные ученые, экономисты и философы как Адам Смит, Д. Риккардо, Карл Маркс и др. Второй период изучения этого вопроса, связан с именами таких исследователей как Хайек, Таунсенд и др. В процессе изучения этого вопроса многими учеными были выдвинуты понятия и критерии бедности. Также разрабатывались теории и концепции бедности, которые были рассмотрены в данной работе. Также стоит отметить, что в работе были использованы труды ученых первого периода, которые являются первоисточниками.

Также немаловажным остается то обстоятельство, что в ходе социально-экономического развития общность претерпевает существенные изменения, усиливает расслоение на подгруппы. Различия в темпах роста, скорости модернизации экономики и воздействии мирового хозяйства способствует дифференциации развивающихся стран. Социально-экономические стратегии развивающихся стран ставят целью преодоление отсталости, преобразование традиционных хозяйственных структур, изменение позиции в международном разделении труда, интеграцию в мировое хозяйство. Методом достижения этих целей в большинстве развивающихся стран стала индустриализация по двум основным моделям - импортозамещающей и экспортоориентированной.

Реализация стратегии в развивающихся странах объективно во многом зависит от роли государства в экономике, его способности мобилизировать внутренние ресурсы, повысить норму накопления и привлечь зарубежные инвестиции в целях модернизации хозяйства. В развивающихся странах при поддержке государства сохраняется мелкое производство как необходимый элемент социально-экономической структуры, обеспечивающий товарами и услугами массовый спрос населения и занятость. Социально-экономические процессы в развивающихся странах в возрастающей степени формируются под воздействием мирового хозяйства. Это в первую очередь связано с импульсами научно-технического прогресса, распространяющимися от Центра к Периферии, растущим значением мировой торговли.

Поступления средств по межгосударственным программам помощи развитию и от международных финансовых организаций, привлечение частного иностранного капитала расширяют финансовые и технические ресурсы развивающихся стран. В то же время ограниченная эффективность использования заемных средств и растущие выплаты по внешней задолженности стали постоянным фактором, осложняющим социально-экономическое положение.

Особую остроту глобальной проблеме бедности придает то, что многие развивающиеся страны в силу низкого уровня доходов пока не имеют достаточных возможностей для смягчения проблемы бедности. Именно поэтому для ликвидации очагов бедности в мировом хозяйстве <#"justify">Всемирная история: учебник для студентов ВУЗов под редакцией Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М. : ЮНИТИ - ДАНА,2012. - 687 с. ISBN 5 - 978-5-238-01639-9.

История экономики. Под редакцией Кузнецовой О.Д. и Шапкина И. Н. - М. : ИНФРА - М, 2009. - 384 с.

Матвеев М.М. Основы социальной экономики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. М. : 33.Кокшетау, 2011 ISBN 978-601-206-051

Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие - Калининград : Калининградский университет, 2009. - 87 с.

Хмелев И. Б. мировая экономика: Учебно - методический комплекс. - М. : Изд. Центр ЕАОИ, 2008.

Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. Пособие. - М. : 2010.

Лаврентьев В.Н. Новые индустриальные страны Азии: перестройка промышленной структуры. М. : Наука, 1990 - 192 с.

Современный цивилизованный рынок / Под ред. А. М. Алексеева и др. - Ярославль: Изд. Дом 2Д-студия, 1995. - 624 с.

Турция: новые тенденции экономического развития в 80-е годы. - М. : Наука, 1991. - 317 с.


Составная часть периодических изданий (газета, журнал)


Авдашева С. Турция: национальная модель либерализации экономики // Вопросы экономики. - 1992. - №11. - с.93 - 101.

Андрианов В. Роль государства в формирование рыночной модели динамичной экономики в Южной Корее / / Экономист. - 1994. - № 8. С - 90 - 96.

Жуков С.В. Роль государства в сотворении «южнокорейского чуда» / / Рос. Экон. Журн. - 1993. - № 5. - С. 98 - 104.

Колганов А. Закономерности переходной экономики: экономические теории и модели / / Вопр. Экономики. - 1995. - № 2. - С. 50 - 60.

Лузин Г.П., Павлов К.В. Об изучении переходных, кризисных состояний экономики / / Общество и экономика. - 1995. - № 7-8. - С. 3 - 22.

Шань Вэйянь. Смешанная система и продолжение рыночных реформ в китайской экономике / / Вопр. Экономики. - 1992. - № 11. - С. 53-62.


Зарубежная литература


Booth Ch. Life and labor of the peоple in London. London-New York, 1892. P. 33.Emil Stangeland. Pre-Malthusian Doctrines of Population. A Study in the History of Economic Theory. New York, 1904/1966.rich countries got rich and why poor countries stay poor by Eric S/ Reinert/ Publisher Anthem Press India and Third world network/ ISBN 978 - 1 - 84331 - 333 - 5/ year 2008, pages 398.P/ Poverty in United Kingdom. Berkeley: univ. of California, 1979, p. 31


Книги с одним автором


Мальтус Т.Р. Опыт закона о населении. М. : 1895

Прудон П.-Ж. Бедность как экономический принцип. М. : 1908. С.10.

Реклю Э. Богатство и нищета. М. : 1906. С.33.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М. : Эксмо, 2007. 350 с.

Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма. М. : Новости, 1992.


Статьи из сборников и журналов


Нган Тони Франсуа Симон Пьер. Задолженность стран «третьего мира» или как прийти к условиям эксплуатации и рабства // Горный информационно - аналитический бюллетень. Москва, 2010. С. 395 - 397 Издательство Горная книга. ISSN 0236-1493.

Макоули А. Определение и измерение бедности// Бедность: взгляд ученых на проблему, М. : 1994. С.7 - 10.

Приложение А


Таблица А.1 - Список наиболее бедных стран по уровню ВВП за 2012г. (см. 1.2 настоящей работы).

Название страныУровень ВВПКраткая характеристика социально-экономического положениядолларов1 Конго348Одна из самых разрушительных, смертоносных и страшных войн в Конго не только унесла жизни миллионов людей восьми стран, вовлеченных в нее, но и полностью уничтожила экономику Конго. Земли и хозяйства были разорены, 5,4 миллиона людей умерли от болезней и голода. 2 Либерия456Либерия, опасающаяся повторения гражданской войны, пытается перенять государственную систему Соединенных Штатов. Однако эта система не позволяет им пока восстановить экономику, а люди, пережившие ужас, в котором 15,000 детей-солдат сражались друг против друга, все еще просыпаются от кошмаров.3 Зимбабве487Эту страну не посетила война, недостаток природных ресурсов не был для них столько губительным, но есть причина, которая значит больше, чем просто экономический кризис - увеличение заболеваемости. Средняя продолжительность жизни в Зимбабве является самой низкой в мире: женщины доживают до 37 лет, мужчины - до 34 лет! Устранить такую ситуацию способны лишь комплексные программы по борьбе с ВИЧ и СПИД. 4 Бурунди615Основной доход бюджету государства приносит экспорт кофе. Но и сегодня после окончания кровавого соперничества смерть продолжает преследовать жителей Бурунди. Более 57% детей страдают от недоедания, тысячи людей умирают от СПИДа и голода.5 Эритрея 735Несмотря на то, что Эритрея располагает очень удачным географическим положением - на Суэцком канале, что могло бы способствовать торговле, экономическое развитие страны сложилось не так безоблачно. Ведь эта страна переходила от одной империальной державы к другой. 6 Центрально - Африканская Республика768Можно подумать, что на целый континент Африки наложено темное проклятье, иначе чем объяснить то, что даже Центрально-Африканская Республика, обладающая запасами алмазов, нефти, пиломатериалов и урана, живет за чертой бедности. На жителя страны приходится по 1 доллару в день. продолжение таблицы А.17 Нигер771Казалось бы, солнечное, но не слишком жаркое лето, пахотные земли и запасы ресурсов могли бы послужить стране хорошую службу. Однако политическая нестабильность, диспропорции и дискриминация между мужчинами и женщинами оказали крайне негативное влияние, так и не позволив Нигеру построить крепкую экономическую систему.8 Сьерра - Леоне849Страшно подумать, что страна, которая обеспечивает вес мир лучшими алмазами, титаном и бокситами, сама живет крайне бедно, экономя на своих гражданах. Почти 70% людей едят в лучшем случае дважды в день. 9 Малави860Одна из стран, нуждающаяся в самом необходимом. В ее плену оказались собственные граждане, которые из-за долгов и нехорошего поведения правителей, лишились на какое-то время поддержки от МВФ. После того, как ситуация резко покатилась вниз, США приняли решение о восстановлении финансовых потоков в Малави.10 Того899Несмотря на то, что страна является крупнейшим производителем фосфора, а экспорт сельскохозяйственной продукции, кофе, какао и хлопка составляют 40% доходов бюджета, половина местного населения живет на 1,25 долл. в день.Источник: #"266" src="doc_zip15.jpg" />

Источник: <#"justify">Рисунок 1 - Количество людей, живущих в бедности (см. пункт 2.1 настоящей работы).


Теги: Проблемы включения стран "третьего мира" в мировое хозяйство  Диплом  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 12062
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Проблемы включения стран "третьего мира" в мировое хозяйство
Назад