Международный рынок услуг

Оглавление


Введение

. Основные аспекты международного рынка услуг

.1Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг

.2Динамика и отраслевая структура рынка услуг

.3 Современная тенденция развития рынка услуг

. Анализ факторов, воздействующих на развитие международного рынка услуг

.1 Анализ динамики и отраслевой структуры сферы услуг

.2 Анализ воздействия на сферу услуг НТП

.3 Анализ взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг

2.4 Анализ глобализации услуг

3. Пути совершенствования международного рынка услуг

.1 Step и swot анализ международного рынка услуг

.2 Направленное совершенствование развития международного рынка услуг

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост - главная задача, как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это не возможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом. Как известно, в последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 - 74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 - 75% общей численности занятых, кроме того, она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно.

На развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок. Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.

Услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т.к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания. По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.

Цель данной курсовой работы рассмотреть состав и структуру международного рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

) Рассмотрение экономической сущности и факторов воздействия на рынок услуг;

) Проанализировать динамику и отраслевую структуру рынка услуг;

) Выявить и изучить современные тенденции развития рынка услуг;

) Проанализировать воздействие на сферу услуг НТП;

) Проанализировать глобализацию услуг;

) Провести step и swot анализ международного рынка услуг;

) Рассмотреть направления совершенствования развития международного рынка услуг.

Объект исследования: международный рынок услуг.

Предмет исследования: экономические отношения, возникающие в процессе функционирования международного рынка услуг.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена изучению основных аспектов международного рынка услуг. Вторая глава посвящена анализу факторов, воздействующих на развитие международного рынка услуг. Третья глава посвящена изучению путей совершенствования международного рынка услуг.


1. Основные аспекты международного рынка услуг


1.1 Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг


Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Причины длительного игнорирования услуг в контексте изучения глобализации коренятся и в особенностях продуктов труда, выраженных в форме услуги: неосязаемый характер осложняет учет и мониторинг их производства и потребления, как и внешнеэкономических операций. Крайней неопределенностью отличается и само понятие "услуга". При общепринятом широком подходе этим термином обозначают хозяйственную деятельность, результаты которой выражены в нематериальной форме, совпадают по месту и времени с производством и не могут накапливаться и храниться. То есть к "услугам" практически относят все виды и результаты трудовой деятельности, не принимающие вещную форму.

Существует два вида услуг:

¾услуги, которые опосредуются вещно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные);

¾услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные).

¾специфической отраслью услуг является международный туризм.

К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся:

¾регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства;

¾отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта;

¾услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются;

¾производство и реализация услуг находятся под большей государственной защитой (в большинстве стран находятся в полной или частичной государственной собственности), чем сфера материального производства;

¾международная торговля услугами оказывает большое воздействие на торговлю товарами;

¾не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления).

Основными формами услуг для предпринимательства являются: менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак), "ноу-хау" (обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации) и др.

Торговля услугами - важная часть мирохозяйственных связей. Рост потребностей в услугах непосредственно связан с научно-техническим прогрессом и повышением экономической эффективности производства. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично растет. На сферу услуг приходится: в США - 73% рабочих мест, в ФРГ - 41, в Италии - 35%.

Выделяют следующие особенности услуг как предмета торговли:

¾отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);

¾наличие всех признаков товара (обладают общественной потребительной стоимостью);

¾услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;

¾неоднородны или изменчивы по качеству;

¾производятся и потребляются одновременно;

¾при экспорте-импорте не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению;

¾не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговые оборот (коммунальные услуги и т.п.);

¾имеют тесную связь с рынком рабочей силы;

¾ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;

¾имеют специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровне.

Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь промышленный характер или удовлетворять личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д.

Разные услуги отличаются разностью вовлечения в хозяйственный оборот. Меньше всего вовлечены услуги, поступающие в личное потребление (за исключением образования и здравоохранения).

Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться государственными и частными производителями.

Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК.

Рост международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

Государство защищает внутренний рынок в сфере услуг с помощью так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Государство может проводить следующие мероприятия:

¾устанавливать минимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;

¾ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала;

¾вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг.

Такие ограничения применяются, в частности, для защиты рынков транспортных услуг и секторов, связанных с информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения и т.п.); вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д. Это могут быть разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.

Существенную роль в регулировании международной торговли услугами играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации: Организация международной гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Всемирная туристическая организация (ВТО) и другие, а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР).

Мировой рынок услуг состоит из множества более узких "специализированных" рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги.

Вышеперечисленные услуги подразделяются в сфере услуг на:

¾традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;

¾такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;

¾социально-культурные отрасли: наука и научное обслуживание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммунальное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреационные услуги.

К основным внешнеторговым сделкам по купле-продаже услуг относятся: операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинотехнической продукции; инжиниринг, или операции по торговле инженерно-техническими услугами; арендные отношения; операции по экспорту и импорту туристических услуг; консультационные услуги в области информатики и совершенствования управления. Инженерно-технические услуги - это комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов. В ходе развития техники часть инженерных работ обособилась от сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и стала самостоятельным видом внешнеэкономической деятельности. В качестве такого явления инжиниринг не воплощается в материальном продукте, а проявляется в некотором полезном эффекте, который может получить потребитель услуги. Тем не менее инжиниринг отличается от услуг в сфере конечного потребления или финансов и выступает как обособившаяся сфера производственной деятельности. Объектами инжиниринга в первую очередь являются вновь разрабатываемые проекты. Среди сделок типа купли-продажи услуг видное место занимают арендные отношения. Международная аренда - это сдача внаем машин и оборудования иностранному контрагенту. Этот процесс представляет собой одну из форм кредитования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору. К сделкам по купле-продаже услуг относятся и туристические услуги. В настоящее время международный туризм получил широкое распространение и стал высокодоходной отраслью экономик многих стран мира. Среди консультационных услуг в области информации и совершенствования управления широкое распространение получили аудиторские услуги, предусматривающие проверку коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, разработку предложений по ее совершенствованию, консультации по вопросам налогообложения и т.п.

Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии. Можно структурировать все отличия товара и услуги в таблице 1.

услуга рынок международный торговля

Таблица 1 - Отличия товара и услуг в международной торговле

Отличительные параметрыТоварУслугаПеремещение через таможенную границуОбязательноНе обязательноТаможенный контрольПроходятНе проходятОбласть регулированияНа границеВнутри страны в соответствии с положениями внутреннего законодательстваПравовая государственная защищенность от иностранной конкуренцииХуже защищена сфера материального производства и торговли товарамиЛучше защищен рынок услугУнификация подхода к регулированию ввоза и вывозаПрощеСложнееСтепень однородности для проведения классификацийВ общей степени однороденНеоднородны отсюда трудности классификацииРоль посредниковМожет быть существеннойУменьшается, так как услуги базируются на прямых контактах производителя и потребителяМогут являться предметом торговлиВсе товарыИсключаются услуги, поступающие в личное потреблениеМеждународная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.

Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.

Причины, стимулирующие быстрый рост мирового рынка услуг, следующие:

¾высокий уровень жизни, повышающие спрос на услуги;

¾развитие всех видов транспорта, стимулирующих международную мобильность, как предпринимателей, так и населения;

¾новые формы связи, позволяющие заменить личные контакты продавцов и покупателей;

¾ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего, в непроизводственной сфере.

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

Современная международная торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом: приобретает растущее значение в социальной жизни всех стран. Этот процесс является объективным следствием все возрастающих потребностей научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда. Термин "международная торговля услугами" охватывает международный обмен многими видами услуг, каждая из которых обладает конкретными особенностями. Однако при всей многоликости международной торговли услугами в обмене услугами просматривается целый ряд общих закономерностей и тенденций, характерных для этой сферы международной торговли.


.2 Динамика и отраслевая структура рынка услуг


Динамика сферы услуг складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в ее темпах, что порождало непрерывные изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти прошлого века. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами и т. д. В функции этих услуг входят диффузия в хозяйстве новых технологий, разработка и распространение организационно-управленческих моделей, методов повышения эффективности использования ресурсов и т. д. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса - производственным, финансовым, управленческим. В последние годы консультанты все чаще непосредственно участвуют по контрактам в управлении фирмами или их подразделениями, в маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес-услуг - по подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата.

К быстрорастущему ядру рассматриваемой сферы относятся также услуги телекоммуникаций и кредитно-финансовых учреждений. Опираясь на новые технологии и результаты либерализации рынков, эти отрасли вышли в последние десятилетия на новый виток развития и ныне играют решающую роль в технологическом прогрессе общества и глобализации экономики.

Сравнительно высокие темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся в посторонней поддержке и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи), но по объемам услуг эта отрасль серьезно уступает другим.

Высокие позиции занимает и сфера образования. К услугам этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более высокие требования, диктуемые переходом к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных ценностей современного человека. Высокие темпы роста в течение длительного времени неизменно сохраняют и различные виды деятельности по обслуживанию свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Устойчиво увеличиваются масштабы туризма, в том числе международного, как и множества других форм активного отдыха, а также услуг киноиндустрии, видео- и аудиобизнеса, в клубной деятельности самого разного профиля.

Ряд других услуг развивается более умеренными темпами, на уровне, средних показателей по сфере услуг или по хозяйству в целом. Под влиянием противодействующих факторов складывается динамика торговли и транспорта. Относительное сужение позиций вещной продукции в структуре хозяйства, транспортировкой и реализацией которой полностью или частично заняты эти отрасли, сдерживает рост потребностей в их функциях. Но такие черты современного производства, как углубление специализации, деконцентрация, дифференциация спроса, значительно усложняют состав товарной массы и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарного обращения в процессе воспроизводства. Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к "неторгуемым" товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин "торгуемые услуги".

Экспорт услуг оценивался в 51,3 млрд. долларов, или на 30% выше показателя предыдущего года. Положительная динамика, как и годом ранее, наблюдалась во всех без исключения отраслях.

Высокие темпы роста сохранили международные операции, связанные с поездками: экспорт услуг по данной статье вырос на 24% (рис.1).


Рис. 1. Структура экспорта услуг


Из рисунка 1 видно, что несколько замедлился относительно предыдущего года прирост объема оказанных услуг связи, поездок и деловых услуг. Поступления от компьютерных и информационных услуг выросли в 1,5 раза, составив 1,6 млрд. долларов. Структура услуг, предоставленных внешним потребителям, стала более диверсифицированной. Если в 2003 году на долю операций, не относящихся к транспорту и поездкам, приходилось 28% совокупного экспорта, то в 2006 году - уже 41%, а в 2010 году этот показатель составил 47%. Импорт услуг по сравнению с 2007 годом увеличился на 29% до 76,4 млрд. долларов США. При этом высокие темпы прироста зарегистрированы по всем категориям (рис.2).


Рис. 2. Структура импорта услуг.


Видно, что доминирующее положение в импорте сохранили услуги, оказываемые гражданам во время их пребывания на территории иностранных государств, регистрируемые в платежном балансе по статье "Поездки". Расходы по этой статье достигли 24,9 млрд. долларов США, что на 12% выше показателя предыдущего года. Наряду с этим удельный вес данной категории услуг продолжал снижаться: если в 2001-2005 годах он достигал 45-48%, то в 2006 году уменьшился до 41%, а в 2010 году - до 33%.

Географическая структура торговли услугами складывалась следующим образом (рис. 3 и 4).


Рис. 3. Структура мирового экспорта услуг 2009 г. (в % к итогу).


Рис.4. Структура мирового импорта 2009 г. (в % к итогу).

Можно сделать вывод, что объем услуг, оказанных странам дальнего зарубежья, увеличившись на 28% относительно 2007 года, приблизился к 40,1 млрд. долларов, что составило 78% совокупного экспорта. Свыше половины операций приходилось на страны Европейского Союза (20,7 млрд. долларов), традиционно крупными потребителями услуг оставались также страны АТЭС (7,1 млрд. долларов).

Среди стран дальнего зарубежья основными потребителями услуг были резиденты Соединенного Королевства (11%), Соединенных Штатов и Германии (по 9%), Кипра (8%), Турции (6%), Швейцарии (4%). На долю десяти основных стран-партнеров пришлось более 58% всего экспорта.

Распределение импорта услуг по группам стран также практически не меняется на протяжении ряда лет. Основной его объем (90%) приходится на дальнее зарубежье, в 2009 году он превысил 68,9 млрд. долларов, прирост за год составил 16 млрд. долларов (30%). Внутри этой группы продолжала расти роль стран Европейского Союза: их удельный вес в совокупном импорте достиг 48%. На потребление услуг, оказанных резидентами стран АТЭС, пришлось 12% импорта, при этом его объем вырос на 28 % и составил 7,9 млрд. долларов США.


.3Современная тенденция развития рынка услуг


За прошедшие сто лет сама сфера услуг кардинально преобразилась. В начале XX века круг предоставляемых услуг был ограничен, а в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный массив домашней прислуги. Ныне насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО) - от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда.

Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг заключается в том, что она развивается не в изоляции от материального производства, а в интеграции этих видов деятельности, и от глубины интеграции во многом зависит эффективность современного хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения вещной продукции и услуг идет по нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудофункции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно-технического, административного и другого персонала и степень его участия в производстве вещного продукта. По мере роста производства товаров и услуг многократно разветвляются усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, вещном производстве расходы на услуги становятся все более крупой статьей общих производственных издержек. В последние десятилетия XX в. взаимосвязь двух типов хозяйственной деятельности поднимается на новую ступень: в новых технологиях универсального применения услуги и вещный продукт практически неразделимы, сливаются воедино. Наиболее рельефно это взаимопроникновение выражено в отраслях услуг информационно-коммуникационного комплекса, медиабизнесе, издательском деле.

Трансформацию производства и общества в направлении услуг исследователи часто определяют как "тихую революцию", подчеркивая тем самым не только фундаментальный характер и общественную значимость этого сдвига, но и постепенный ход изменений, а также отсутствие каких-либо катаклизмов, разрушительных форм и последствий "врастания" нематериальных видов деятельности в общую хозяйственную систему.

Главные факторы развития сферы услуг.

Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического характера. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев, специализирующихся на производстве услуг потребительского назначения, вызвано требованиями закона возвышения потребностей. В составе потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на услуги, особенно быстро на услуги высокого класса.

Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны производства, и расходы такого рода стали во всех отраслях крупной статьей общих издержек бизнеса. Традиционные виды затрат на сырье, материалы, транспорт и связь всюду существенно дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно-компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, услуги по связям с общественностью и т. д. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных промышленных отраслях и в самих отраслях этой сферы.

Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов весомо дополнялось в тот или иной период рядом других - социальных, структурных. Дополнительные потребности в услугах, прежде всего бытовых и социальных, порождал непрерывный процесс урбанизации. В результате систематического перемещения населения в города подрывался принцип самообеспечения, самодостаточности, свойственный сельскому образу жизни, а функции, ранее выполнявшиеся в рамках домашнего хозяйства, передавались специализированным структурам общественного производства.

Сильно подтолкнуло динамику услуг и массовое вовлечение женщин в производство. С этим обстоятельством прямо связано развертывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг. Крупный по размерам и разнообразный по назначению комплекс услуг вызвала к жизни массовая автомобилизация: ускоренно развивался автомобильный транспорт, территории западных стран покрылись сетью станций автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий круг потребностей автомобилистов (кафетерии, кинотеатры и т. д.).

Глубочайшее и многоплановое воздействие на сферу услуг оказала крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых странах. Также Мировой экономический кризис 2008-2010 гг., с наибольшей силой поразивший традиционные отрасли промышленности, по существу знаменовал собой переход от индустриальной модели к постиндустриальной, во главе которой стоят высокотехнологичные отрасли промышленности и сфера услуг. На этой волне особенно энергично стали выдвигаться на передовые позиции в хозяйственной структуре "продвинутые", науко-интенсивные виды услуг.

В кризисной ситуации к тому же резко возросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, способствующих решению многочисленных проблем реструктуризации, -сбытовых, организационно-управленческих, структурных, внедрения технологических инноваций и повышения эффективности.

В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов.

Снизилась доля фрахта и других транспортных услуг (с 21,9% в 1990-хг одах до 18,7% в 2009 г.), что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле.

Увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 43,2% до 65% в 2000-2010 гг.).

По темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент "особые частные услуги, куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги".

Подводя итоги первой главы, хотелось бы отметить, что с каждым годом значимость международного рынка услуг растет. Особое место и значительную долю в этой сфере занимают транспортные и деловые услуги, но наблюдается такая особенность, что место деловых услуг в общей доли мировых услуг займут туристические услуги и поездки.

Этот факт подтверждается фактическим материалом, рассмотренным в данной главе.

Также вкратце были рассмотрены факторы, влияющие на развитие международного рынка услуг. Международный рынок услуг значительно влияет на рынок товаров и на международные экономические отношения, что подтверждается внешнеторговым оборотом стран.


2. Анализ факторов, воздействующих на развитие международного рынка услуг


2.1 Анализ динамики и отраслевой структуры сферы услуг


Динамику услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического развития.

Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем "экстернализации" услуг - выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. "Экстернализация" услуг - явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую.

Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.

Проанализируем мировую торговлю услугами по категориям в таблице 2.


Таблица 2 - Мировая торговля услугами по категориям

Доля от общего объема услуг, %Абсолютное отклонение20072008200920102011ЭкспортВсего коммерческие услуги100,0100,0100,0100,0100,0Транспортные услуги22,923,720,920,821,1-2,5Поездки25,725,126,025,926,0-6,1Другие коммерческие услуги51,151,153,153,254,2+8,6ИмпортВсего коммерческие услуги100,0100,0100,0100,0100,0Транспортные услуги30,030,026,627,126,6-2,1Поездки24,424,425,125,925,1-4,7Другие коммерческие услуги45,545,548,349,448,3+6,8

Из таблицы видно, что в 2008 году произошел спад роста по всем направлениям мирового рынка услуг, этот факт можно связать с мировым экономическим кризисом 2008 года. Но к 2009 году показатели роста стали опять увеличиваться. Если анализировать весь исследуемый период, то можно сказать, что ситуация на 2009 год прослеживается негативная по сравнению с 2005 годом. Только статья "Другие коммерческие услуги" имеют положительную тенденцию как по импорту (+6,8%), так и по экспорту (+8,6%).

Следующие по количеству и росту транспортные услуги, а затем поездки.

Подводя итоги можно сделать вывод, что в структуре мирового рынка услуг происходят значительные изменения, также прямо пропорционально изменяется и динамика данной сферы. Все это связано с глобализационными процессами в экономике. Данный факт подтверждается рядом факторов.

В целом, рынок услуг развивается весьма динамично и толчком к этому является НТП, Интернет и глобализация.


.2 Анализ воздействия на сферу услуг НТП (научно-технический прогресс)


Исторически большинство услуг, за исключением транспорта и связи, длительное время развивались как бы в стороне от технического прогресса, опираясь в основном на использование трудовых ресурсов и несложных, иногда даже примитивных технологий, и эта ситуация до последнего времени менялась довольно медленно. Новая волна научно-технического прогресса захватила и эту сферу, и услуги стали широчайшим полем для применения его последних достижений, прежде всего электроники и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).


Рис. 5. Темпы роста мирового рынка ИТ-услуг в 2007-2011 годах, %


По регионам темпы развития рынка ИТ-услуг заметно различаются. В Западной Европе рынок стабильно растет приблизительно на 5% в год и будет расти примерно так же до 2010 года (данные компании Europe Intelligence Wire). В Японии темпы еще ниже - от 3,3 до 3,5%. А в Азиатско-Тихоокеанском регионе, рынок расширяется в 2 раза быстрее (темпы - 10%), и ожидается, что к 2010 году объем его составит 48,4 млрд. долл. (для сравнения: в 2005 году - 29,6 млрд. долл.).

Однако есть страны, где ИТ-рынок растет еще быстрее - в первую очередь это Китай и Индия, на долю которых приходится 65% от совокупного дохода региона в сфере ИТ-услуг. Например, в Китае объем рынка увеличивается на 5,7% каждый квартал, а среднегодовые темы роста составляют 46,2% (данные Analysys International). Высоки темпы развития сегмента ИТ-услуг и в странах Восточной Европы, например в Польше, Чехии, Словакии и др., - здесь рынок растет примерно на 15-17% в год.

Принципиально важен для многих услуг такой результат ИКТ, как делокализация производства, возможность накопления и хранения, что подрывает довольно сильные ограничения роста услуг, обусловленные родовой спецификой - совпадением производства и потребления во времени и пространстве, нетранспортабельностью продукта. Новые Технологии позволяют передавать услуги на любое расстояние и в любое время, накапливать их и хранить в закодированном виде на материальных носителях или в электронной форме. При этом значительно улучшаются качественные характеристики: потребители получают доступ к огромному массиву информации и услугам высокого класса в режиме реального времени, пользуются преимуществами более широкого выбора услуг, иными словами, получают более высокую полезность в расчете на единицу затрат. На основе новых технологий становятся реальностью непосредственные контакты на расстоянии потребителей и производителей таких прежде территориально фиксированных услуг, как образование, медицина, культурно-развлекательные, юридические, страховые, консалтинг т. д. Интенсивным технологическим изменениям подвержены не только новые, но и традиционные отрасли - транспорт, торговля; буквально преображаются в прошлом крайне далекие от техники сферы - медицина, финансовые услуги, а также библиотеки, музеи, театры, эстрада, Развлекательные парки и т. д. Для этой сферы особенно важно применение научных подходов и решений в организационно-управленческой области вследствие особо сильного влияния этого фактора на эффективность в высокотрудоемких отраслях, да и технологические нововведения зачастую не дают здесь должного эффекта без сопутствующей организационно-структурной перестройки бизнеса.

Рынок информационных услуг является сегодня самым динамично развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.

2.3 Анализ взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг


Поистине революционные преобразования в сфере научно-информационных услуг в мировой экономической системе несет с собой Интернет.

На основе этой технологии услуги шагнули за пределы реального хозяйственного пространства. Примечательно, что услугами связано само предназначение всемирной сети - реализация широчайшего спектра их видов в виртуальном мире: безгранично разжигается рыночное поле многих отраслей, утверждается принципиально новая модель обслуживания, технологически более совершенная, экономически более эффективная.

Новый многоцелевой технологический механизм проходит начальную стадию развития, но уже определились его основные хозяйственные функции. Это - удовлетворение потребительского спроса на услуги торговли и многих других отраслей. Реализация товаров и услуг через Интернет обходится, как правило, дешевле, чем через традиционные каналы, и при большем удобстве для потребителей, получающих возможность широчайшего выбора и производителей, и способов доставки услуг.

Изменение технологий и передача информации сделали многие виды услуг способными к торговле. Одно из последних направлений развития электронной торговли через Интернет говорит о реальном функционировании глобальной экономики. О распространении Интернет говорят следующие цифры в таблице 3.


Таблица 3 - Численность пользователей Интернет, человек

Страна20062007200820092010Абсолютн отклонение, %Пользователей в стране, %Мальта301,000356,980403,878455,287584,000+283,00078.3 %Новая Зеландия3,200,0003,702,5674,011,4004,738,9485,622,092+2,422,09277.6 %Исландия225,600309,049348,000431,090467,000+241,40076.5 %Швеция6,800,0008,333,000908,677,00011,119,00012,374,009+5,574,00975.2 %Гонг Конг4,878,7135,676,8986,110,2098,764,0369,572,001+4,63,28870.7 %Дания3,762,5005,290,3905,309,8205,498,0005,572,000+1,809,50069.5 %США203,276,810289,900,999345,232,100392,198,000397,990,000+194,713,19068.7 %Сингапур2,421,8003,129,4653,857,3904,298,8604,711,920+2,290,12068.3 %Австралия13,991,61217,284,03919,398,00024,933,22228,900,038+14,908,42668.2 %Норвегия3,140,0005,199,2005,820,9486,000,2986,109,2002,969,20068.2 %Гренландия38,00048,90055,12062,76566,992+28,99266.6 %Нидерланды10,806,32813,298,48916,283,01218,294,00020,350,990+9,544,66266.2 %Южная Корея32,570,00044,381,00051,209,38259,000,00063,909,293+31,339,29365.2 %Швейцария4,836,6716,233,1997,320,1099,310,00010,122,809+5,286,13864.9 %Канада20,450,00032,594,48038,019,00039,000,14040,900,000+20,450,00063.8 %Великобритания37,800,00047,800,29058,927,88066,711,29175,399,000+37,599,00063.1 %Фарерские о-ва39,00045,00055,00067,00078,000+39,00062.8 %Финляндия3,286,0005,489,2005,924,1006,100,2006,577,028+3,29102862.6 %Бермудские о-ва39,00046,192,32357,455,66063,211,02376,900+37,90061.1 %Япония78,050,00099,000,000115,234,710133,900,700157,010,300+78,960,30060.9 %Тайвань13,800,00018,205,90224,399,00025,784,00026,789,300+12,989,30060.5 %Люксенбург270,800350,190381,233403,477450,200+179,40059.4 %Португалия6,090,0007,937,1778,937,17610,288,00012,120,000+6,030,00058.2 %Лихтенштейн20,00025,00030,00035,00040,000+20,00057.3 %Германия47,127,72556,780,30065,900,22278,566,38895,900,000+48,772,27557.0 %Россия22,300,00026,898,00034,900,39039,000,00045,000,000+22,700,00035.5 %Всего972,828,0011,299,301,2321,675,322,0091,890,003,2232,000,000,000+1,028,172,999


Из таблицы видно, что численность Интернет пользователей за последние 5 лет возросла в 2 раза и эти показатели как раз таки говорят о все большей Интернет зависимости. Но для рынка услуг это скорей всего необходимость, чем зависимость.

Большую роль играет индекс информатизации, т. е. показатель уровня распространения персональных компьютеров (табл. 4).


Таблица 4 - Уровень информатизации в некоторых странах и регионах к уровню всего мира, %

Страна (регион)Индекс информатизацииОтносительное отклонение20062007200820092010Весь мир100100100100100Северная Америка1011,211,611,712+2США678910+4Латинская Америка9,79,59,59,59,5-0,2Западная Европа8,68,58,458,5-0,1Австрия888880Франция77,17,37,37,5+0,5Германия77,27,37,47,5+0,5Италия6,76,86,977+0,3Нидерланды7,16,56,56,56,5-0,6Испания54,54,95,46+1Великобритания555550Россия22,63,23,74+2Африка2,72,52,32,63+0,3Азия2,22,32,42,32,5+0,3Китай32,62,42,22-1Индия0,50,70,80,91+0,5Япония955612+3Сингапур0,50,50,50,50,50

Из таблицы можно сделать вывод, что лидерами в использовании новых коммуникаций являются США, Япония и некоторые страны Западной Европы (Италия, Великобритания, Германия). Также видно, что уровень информатизации населения увеличивается с каждым годом. За счет глобализационных процессов происходит необратимый процесс интеграции населения планеты.

В Интернет переносятся и функции обслуживания производственного спроса. Он действует в качестве посреднического механизма в установлении эффективных хозяйственных связей между фирмами всех стран и отраслей, а также в получении ими разнообразных услуг. Тем самым устраняются избыточные промежуточные звенья в хозяйственных цепочках, оптимизируются маршруты грузоперевозок, т. е. сокращаются немалые в экономике транзакционные издержки. Через Интернет проходят крупные потоки рекламы потребительского и производственного назначения, а также огромный массив информации самого разнообразного свойства.

Однако, оценивая новый технологический феномен, эксперты сходятся во мнении о его колоссальном хозяйственном потенциале, максимально полное раскрытие которого невозможно без создания соответствующих условий. Среди самых настоятельных - увеличение парка технических средств в распоряжении потребителей и повышение компьютерной грамотности населения, что критически важно для его бедных слоев и слаборазвитых стран; разработка принципов и нормативов правового регулирования хозяйственных отношений в принципиально новой рыночной среде, в том числе на наднациональном уровне. В Интернете особенно актуальны обеспечение прав личности, коммерческой тайны и т. д.

Итак, анализ показывает, что рост Интернет-аудитории в мире в последние годы происходит в первую очередь за счет Азии (традиционно в этот регион включают также Океанию и Австралию), а среди азиатских стран наибольшие темпы по освоению Интернета сейчас показывает Китай.

Самыми активными интернетчиками в мире оказались жители островных государств Мальты, Новой Зеландии и Исландии. Также очень распространен Интернет в Гонконге, что естественно, так как этот регион является одним из наиболее технологически развитых в сфере IT . В Европе наибольшую Интернет-активность проявляют скандинавы. Так, три скандинава из четырех выходят в Сеть. На первом месте - Швеция (82% населения), далее идут Дания и Финляндия (по 70%). Из стран Евросоюза Интернет наименее распространен в Литве, Польше, Португалии (по 29%), Венгрии (28%) и Греции (25%).

И, наконец, немалый процент Интернет пользователей, конечно, среди американцев. Три четверти взрослого населения США, являются постоянными пользователями Сети. Большинство американских пользователей имеют широкополосное соединение (57%) и выходят в Сеть из дома (66%).

Круг Интернет пользователей в России только набирает свои обороты и составляют 8% от общего числа Интернет пользователей в мире.


2.4 Анализ глобализации услуг


Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение ее отраслей в систему мирохозяйственных связей. Этот процесс, довольно медленный, но на протяжении большей части прошлого века, в последние 1,5-2 десятилетия получает сильнейшее ускорение. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали, многосторонне стимулируя их рыночную экспансию, уже упомянутые факторы: либерализация экономики и научно-технический прогресс. Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных экономических объединений и организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС.

Не менее сильным ускорителем интеграции услуг в мировое хозяйственное пространство послужила научно-техническая революция и в первую очередь ИКТ. С позиций глобализации услуг принципиальное значение имеет такой результат новых технологий, как делокализация производства услуг, в результате чего многие услуги отрываются от национальной почвы, приобретают способность участвовать в торговых сделках на внешних рынках.

С конца прошлого века процесс глобализации услуг получает новое мощное ускорение с появлением Интернета, изначально ориентированного на наднациональные потоки реализации товаров и услуг.

В последние два-три десятилетия XX в. и в начале нового века активизируется и такой канал глобализации услуг, как межстрановое перемещение их потребителей и производителей. Стабильно высокими темпами растут потоки туристов, а также лиц, выезжающих за рубеж с деловыми и иными целями. В 2009 г. общая выручка от международного туризма достигла 465 млрд. долл. и составила в США 101 млрд. долл., Италии, Франции, Испании - 27-31 млрд. долл. Все более популярной становится практика получения за рубежом образования, медицинской помощи, и мировой рынок этих услуг формируется стремительными темпами. Масштабы международной миграции существенно увеличиваются за счет производителей услуг - физических лиц, выезжающих за рубеж в поисках выгодной работы.

Как компонент общего процесса, глобализация услуг вызывает широкую научную и общественную дискуссию относительно ее хода и последствий. Доводы ее сторонников обычно те же, что и защитников глобализации товарных рынков: оптимизация аллокации ресурсов в масштабах планеты, повышение эффективности их использования; расширение под воздействием конкуренции набора услуг и возможностей потребительского выбора, снижение цен и улучшение качественных характеристик. Кроме того в результате обмена нематериальными ценностями растут масштабы и ускоряется динамика международной диффузии научного знания, передовых технологий, производственного опыта, эффективных организационно-управленческих моделей. Присутствие довольно широкой прослойки мелкого и среднего бизнеса сдерживает давление монополий в мировом хозяйственном пространстве, усиливает конкурентные начала к выгоде потребителей. Не применимы к услугам и такие негативные проявления глобализации товарных рынков, как перенос за рубеж "грязных" производств, их разрушительное воздействие на природную среду и т.п.

Немалый вклад вносит международный обмен услугами в гуманитарный прогресс: с улучшением условий доступа потребителей к высококачественным услугам сфер образования, здравоохранения, культуры и проведения досуга повышается качество жизни, идет взаимообогащение культур народов. Но хорошо известны и минусы глобализации услуг. Это прежде всего бесконтрольное движение вторичных финансовых потоков, спекулятивное раздувание операций на мировых рынках финансовых услуг, приводящие к кризисным потрясениям с крупным ущербом для населения, а также быстрый перенос кризисных явлений и других хозяйственных аномалий из одних стран в другие и т. д.

В ряду нежелательных последствий глобализации услуг - угроза вестер-низации, американизации образа жизни, навязывания населению чуждых жизненных стандартов и стереотипов поведения, а также загрязнение Интернета асоциальным содержанием при очевидном запаздывании в разработке и применении принципов, законов и норм его регулирования. Углубляется, как уже отмечалось, разрыв между "золотым миллиардом" и остальным населением планеты в потреблении нематериальной продукции, грозящий глобальным же и разрушительным противостоянием сил, выигрывающих от нее и остающихся в проигрыше. Но несмотря на активизацию антиглобалистов, в мировом сообществе растет восприятие глобализации, как объективного процесса непрерывного поступательного движения производительных сил, перерастающих национальные рамки, остановить который невозможно. Соответственно на первый план в мировой политике и экономике выдвигается непростая задача максимизации в масштабах планеты выгод глобализации и сведения к минимуму негативных проявлений и воздействий.

Несмотря на явное ускорение и умножение форм глобализации услуг, по степени интеграции в мирохозяйственное пространство эта сфера пока уступает материальному производству. И барьеры в трансграничной торговле и других каналах перемещения услуг остаются сравнительно более высокими и разнообразными. В новом столетни можно ожидать большего прогресса в преодолении существующих препятствий и дальнейшего обогащения системы международного обмена за счет растущих потоков нематериальной продукции, в том числе и с высоким научным содержанием. Вместе с XX в. окончательно ушли в прошлое довольно распространенные в свое время представления об услугах как о вспомогательных результатах деятельности, отвлекающих якобы ресурсы от материального производства. Впереди, по-видимому, изменения не меньшей глубины значимости, конкретные формы которых при возрастающем динамизме изменений предугадать очень не просто. Не вызывают сомнения дальнейшее усложнение технологического уровня и отраслевой структуры сферы услуг, повышение качества и разнообразия продукта, опережающее развитие наукоинтенсивных отраслей, услуг производству и социальной и гуманитарной направленности, дальнейшее повышение действия услуг на эффективность и конкурентоспособность хозяйств, качество жизни населения. В наступившем веке, по всей вероятности, усилится тенденция к интегрвции вещных компонентов производства и услуг в единых технологических процессах, хозяйственных комплексах и структурах. Границы между двумя секторами хозяйства будут все более размываться, их разделение становиться условным, а каждая общественная потребность удовлетворяться при самых различных комбинациях вещной продукции и услуг.

Географическая направленность торговли услугами отличается большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров, промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг.

Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южноазиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных и строительных услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги, и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.

Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны - на Предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).

Доля стран с переходной экономикой по - прежнему невысока -3,5-2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно.

В результате разворачивающихся глобализационных процессов сфера услуг дополнилась стремительно растущим сектором услуг, оказываемых не локально, вне связи с конкретным местом проживания или работы потребителя услуги. Благодаря телекоммуникационным средствам связи все услуги, носящие характер предоставления или перемещения информации, "мгновенно" - в течение нескольких лет развития телекоммуникационных технологий - приобрели глобальный характер.

Таким образом, влияние глобализации на сферу услуг выразилось, прежде всего, в разделении сферы услуг на два крупных непересекающихся сектора, которые отражены в таблице 5.


Таблица 5 - Влияние телекоммуникационных технологий и глобализации на сферу услуг

Сфера услугТрадиционные услугиИнформационные услугиЛокальный характерГлобальный характер без территориальной привязкиНепосредственный контакт с потребителемКонтакт "он-лайн", опосредованный телекоммуникационными средствамикоммунально-бытовые, частично медицинские (касающиеся врачебного вмешательства) и частично транспортные (сухопутных средств транспорта) услуги;банковские, телекоммуникационные, образовательные, консультационные услуги, услуги связи, а также частично медицинские (консультации) и транспортные (морской и воздушный виды) услуги.

Следует отметить, что развитие телекоммуникационных технологий и глобализационных процессов привело к возникновению самой возможности предложения ряда новых видов услуг, а также спроса на новые виды услуг, в ответ на который возникло соответствующее предложение со стороны как компаний телекоммуникационной отрасли, так и предприятий традиционной сферы услуг.

Отметим также, что глобализацию нередко трактуют как распространение по всей планете либеральных ценностей англосаксонского, прежде всего, североамериканского происхождения, американизацию различных обществ. Данный аспект глобализации повлиял, прежде всего, на изменение мирового товарного рынка. В сфере услуг данный аспект выразился в распространении по всему миру таких предприятий обслуживания как МакДональдс, Вестерн Юнион и др., успех которых связывается не только с тем, что проезжающие потребители требуют привычного уровня и привычных характеристик удовлетворения их потребностей, но и с тем, что часть местного населения испытывает повышенный интерес к данным сетям обслуживания, желая "почувствовать себя американцем". При этом "быть американцем" является положительной ценностью, а традиционное поведение и местные модели и предпочтения оцениваются отрицательно.

Влияние глобализации на мировой рынок услуг мы можем проследить по темпу роста мирового экспорта и импорта рынка услуг (Таблица 6 и 7).


Таблица 6 - Анализ мирового экспорта услуг, млн. долл. США.

ЭкспортАбсолютное отклонениеТемп роста, %Весь мир20052006200720082009Северная Америка132500144567165764185676173545+41045130,1США102393132986141786150865145324+42931141,9Латинская Америка4250057094639807792364788+22288152,4Западная Европа449900675654709809907532798543+348543177,5Австрия1784425065264543009026787+8943150,1Франция545727523110145010986586989+32417159,4Германия97864106653112097124687116098+18234118,6Италия579627479796432107287105687+47725182,3Нидерланды3779946765602418109764064+26265169,5Испания2024928342290973498732194+11945159,0Великобритания5087973922840219765389432+38553175,8Россия2497031102392565113141656+16686166,8Aфрика2940034987354204267233665+4265114,5Азия215100276097290433301865276082+60982128,3Китай920715087305324697637978+28771412,5Индия66157936832890897986+1371120,7Япония9232399671104531110980106799+14476115,6Сингапур9430934610666110919767+337103,5

Итак, по таблице можно сказать что, по всем странам наблюдается рост экспорта рынка услуг, на самый больший рост произошел в Китае - это может быть связано с численностью населения, а наименьший в Африке, так как там глобализация только начинает набирать свои обороты.


Таблица 7 - Анализ мирового импорта услуг, млн. долл. США.

ИмпортАбсолютное отклонениеТемп роста, %Весь мир20052006200720082009Север. Америка20052006200720082009США247500260931283916299005278023+30523112,3Латинс.Америка205580231069255455286700268092+62512130,4Западная Европа6490071234778818092379084+14184121,8Австрия716000921100109775412099061106003+390003154,4Франция3444151098626556656764095+29654186,1Германия6817173774809548156078650+10479115,4Италия149107176209201980231657222099+72992148,9Нидерланды6148582098858228798886000+24515139,8Испания5574575651774339065384900+29155152,3Великобритания3762045980523576073255690+18070148,0Россия101408133009154783160900157983+56575155,7Aфрика3874544715581456546751746+13001133,5Азия4030047676610036745663001+22701156,3Китай366800444000512073609239576777+209977157,2Индия4608049898540705709153099+7019115,2Япония2178625451260383013429013+7227133,2Сингапур106612109990131723130980117856+11244110,5

Из данной таблицы следует вывод, что кризис 2008 года также отразился на мировом импорте услуг и в 2008 году наблюдается спад, но если рассматривать период за пять лет, то во всех странах произошел рост импорта услуг. Наибольший рост импорта услуг наблюдается в Европе и России. Здесь основную роль играют туристические услуги и именно за счет туристов из этих стран такие цифры.

Итак, влияние таких факторов на развитие международного рынка услуг как НТП, Интернет и глобализация действительно существенно.


3. Пути совершенствования международного рынка услуг


3.1 Step и swot анализ международного рынка услуг


Все подходы к разработке стратегии рынка сводятся к теоретическому анализу в сочетании с интуицией разработчиков, которыми в первую очередь должны быть субъекты, детализирующие и реализующие стратегию. Важным является и то, что стратегия никогда не может быть продумана и просчитана до конца, а ее корректировка по мере изменения внешних и внутренних условий - процедура необходимая.

Из сказанного следует, что универсального, пригодного на все случаи жизни метода разработки стратегии не существует, но опыт подсказывает несколько возможных направлений разработки.

Методика Pest-анализа, дает наибольший результат, если анализ проводится регулярно с использованием одинакового формата. В этом случае фиксируют показатели динамики факторов и их влияние на рынок. В итоге можно получить так называемую модель реакции конкретного рынка на совокупность факторов макросреды. Это не что иное, как своего рода модель опыта, которая может позволить повысить качество принятия всех видов рыночных решений предприятия. При выборе стратегии необходимо учитывать данные Pest анализа (таблица 8).


Таблица 8 - Pest-анализ мирового рынка услуг

Группы факторовСобытия/факторыФакты и цифрыВлияние на рынокПолитические1. трансформация структуры рынка услуг; 2. регулирование международного рынка услуг международными экономическими организациями.Сокращение доли правительственных услуг с 12% до 7,8%.1. происходит сокращение доли официальных или правительственных услуг.Экономические1. ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда; 2. уменьшение удельного веса сырья в международной торговле; 3. ростом доходов населения; 4. в поступлениях развитых стран наибольший удельный вес составляют деловые услуги, а в поступлениях развивающихся стран главной является статья "туризм"; 5. Страны Азии специализируются на инженерно-консультационных строительных услугах, ориентированы на финансовые услуги.Доля развивающихся стран за 5 лет увеличилась с 17% до 33%1. ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего, в непроизводственной сфере; 2. снизилась доля фрахта и других транспортных услуг; 3. увеличивается доля туризма в экспорте услуг; 4. в среднем 17% всех валютных поступлений, а в ряде стран и более, например, на Ямайке - 30%, в Панаме - 55%; 5. возрастает доля развивающихся стран, в первую очередь, за счет стран Азии.Социальные1. высокий уровень жизни. Что подтверждает высокий уровень информатизации и увеличение ВВП на душу населения. Спрос на услуги за исследуемый период увеличился в 2 раза.1. повышает спрос на услуги.Технологические1 развитие всех видов транспорта; 2. новые формы связи; 3. совершенствование средств транспорта, развитие инфраструктуры туризма.Доля туризма - 44%1. стимулирующих международную мобильность, как предпринимателей, так и населения; 2. позволяющие заменить личные контакты продавцов и покупателей; 3. увеличивается доля туризма в экспорте услуг.Проанализировав международный рынок услуг с помощью Pest-анализа можно сделать вывод, что данном на мировом рынке происходят существенные трансформации и на это влияет множество факторов.

Прежде всего, необходимо заметить, что рынок услуг в целом начинает занимать ведущую долю в мировой экономике и при этом оказывает значительное влияние на мировой рынок товаров.

Ставший сегодня уже азбучной истиной, SWOT-анализ внешних и внутренних параметров рынка нефти позволит:

¾определить возможности и угрозы;

¾построить матрицу SWOT-анализа;

¾выбрать товары и рынки, на которых товары будут продаваться;

¾построить экономическую стратегию, определив доступные ресурсы, необходимые для ее реализации.

Выбор стратегии участия рынка нефти в мировой экономике будет осуществляться на основе проведённого SWOT-анализа.


Таблица 9 - SWOT-анализ международного рынка услуг

Внутренняя среда(S)(W)Высокая доля рынка в мире и по регионам; Постоянная разработка и внедрение новых услуг; Увеличение качества услуг с каждым годом; За счет НТП и Интернета безграничный круг действий.Практически невозможное регулирования ввоза и вывоза услугВнешняя среда(O) Постоянно растущий спрос на данном рынке и появление новых клиентов Постоянные разработки и внедрение новых видов услуг Высокая способность мировой инфраструктуры, что позволяет быстро внедрять новые технологические и производственные решения Улучшение качества услуг во всех секторах экономики(T) Появление на рынке новых услуг Повышение требований рынка по качеству услуг Изменение характера спроса на различные виды услуг Падение спроса на отдельные виды услуг Изменения в действующем законодательстве Неблагоприятные демографические изменения в миреОслабление позиций рынка товаров и расцвет эпохи рынка услуг в мире Возможность быстрого развития с началом экономического роста и восстановлением уровня спроса на мировом рынке услуг в целом

В ходе исследования был произведён подробный анализ внешней среды - как мирового рынка услуг в целом, так и региональных рынков услуг. Были оценены все возможности мирового рынка услуг, а также внедрение данного рынка во все отрасли экономики.

Несмотря на общее положительное состояние данного мирового рынка, были выявлено, что это еще не предел всех возможностей и необходимо предпринять меры по рационального его расширению. Можно предложить следующие рекомендации и сформулировать чёткую стратегию на пятилетний период. Рекомендации, выработанные в ходе исследования, приведены в таблице 10.


Таблица 10- Расширенная SWOT-матрица анализа мирового рынка услуг

(S)(W)(O)Ориентация на потребителя Постоянная разработка и внедрение новых услуг Внедрение и совершенствование новых систем, способствующих расширению рынка услуг Повышение уровня инфраструктуры на мировом рынке услугЗаинтересованность людей в услугах как тех, которые будут приобретать данный продукт, так и тех, кто будет его продавать(T)Повышение конкурентоспособности услуг (над товарами) Большее внедрение НТП и Интернета на мировой рынок услуг Инвестиции в мировой рынок услугРазработка рациональной системы измерений и оценки качества мировых услуг, эффективности и производительности Непрерывный контроль за качеством мировых услуг Информационное обеспечениеПроанализировав все плюсы и минусы для рынка услуг необходимо придерживаться стратегии дифференциации и расширять свои возможности как в количестве так и в качестве мировых услуг.

Применение методов грамотного стратегического планирования позволит мировому рынку услуг стать лидером на мировом рынке и оставить позади мировой рынок товаров.


.2 Направленное совершенствование развития Международного рынка услуг


Опережающее развитие сферы услуг - один из атрибутов "сервисной экономики", возникающей в условиях постиндустриальной трансформации общества. Относясь к "третичному сектору" современной экономики, сфера услуг играет все более весомую роль в производстве валового продукта и структуре занятости; в развитых странах в этой сфере ныне занято от 2/3 до 80% экономически активного населения.

Фактически объемы и темпы роста международной торговли услугами выше официальных, что объясняется несовершенством и большими различиями национально-государственных систем подсчета услуг, в том числе их международных форм.

Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Постепенно выросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, связанные с разнообразными и сложными проблемами их реструктуризации и развития - техническими, сбытовыми, управленческими и т.д. Одновременно из состава крупных фирм в массовом порядке выделялись и переходили на самостоятельный бизнес их непрофильные подразделения, специализирующиеся на услугах. Итогом взаимодействия и взаимовлияния долговременных и преходящих факторов было существенное повышение вклада отраслей услуг в экономический рост, эффективность хозяйства, социальный прогресс и глобализацию хозяйственной жизни. Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем "экстернализации" услуг - выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. "Экстернализация" услуг - явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг. Мировой рынок услуг состоит из множества более узких "специализированных" рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг.

Причинами, стимулирующими быстрое возрастание мирового рынка услуг являются следующие:

зрелая экономика и высокий уровень жизни повышают спрос на услуги;

развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность как предпринимателей, так и населения;

новые формы связи, в том числе спутники, иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей;

ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, что ведет к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

В общем, прослеживаются следующие основные направления совершенствования международного рынка услуг:

1.С каждым годом все больше будут разрабатываться и внедряться новые услуги в мировую экономику за счет глобализационных процессов;

2.Произойдет внедрение и совершенствование новых систем, способствующих расширению международного рынка услуг;

3.Повысится уровень инфраструктуры на международном рынке услуг за счет развития НТП и Интернет-технологий;

4.Международный рынок услуг займет доминирующее положение на мировом рынке и постепенно вытеснит рынок товаров;

5.Будут разработаны рациональные системы измерений и оценки

качества мировых услуг, эффективности и производительности.

Произойдет совершенствование и обновление следующих основных сфер рынка услуг:

.Электронная торговля может радикально изменить структуру производства и распространения туристических услуг, устранив потребность в таких вспомогательных структурах, как распределительные сети, туроператоры-оптовики и турагенты. Телекоммуникационные и информационные технологии позволяют получить информацию с любого расстояния и в любом режиме времени, в том числе online.

.Высокими темпами будет развиваться индустрия транспортного обслуживания. Одной из крупнейших отраслей является сектор авиатранспортных услуг. Примерно 70 % рынка авиатранспортных услуг приходится на пассажирские перевозки, причем 40 % общего числа международных туристских прибытий приходится на воздушный транспорт.

.Расширение международного и внутреннего туризма, включая поездки на отдых с деловыми целями, тенденция к осуществлению нескольких непродолжительных поездок в течение года (дробление отпуска) способствуют дальнейшему повышению спроса на услуги воздушного транспорта.

.По прогнозу ВТО, до 2015 г. предполагается увеличение числа пассажиров, пользующихся воздушным транспортом, на 3 % ежегодно. Наиболее значительный рост ожидается на Ближнем Востоке - 4,8 % в год. Быстрыми темпами будет возрастать число пассажиров на европейском континенте - 3,15 % ежегодно. В Азиатско-Тихоокеанском регионе также прогнозируются высокие темпы роста числа пассажиров - 2,7 % в год.

.Еще наиболее высокими темпами будет развиваться индустрия морских и речных круизов - около 5 % ежегодного роста.

.Индустрия железнодорожных перевозок будет развиваться за счет трансконтинентальных и внутриконтинентальных скоростных железных дорог. В то же время будет постепенно уменьшаться удельный вес автомобильных перевозок. Наиболее важными критериями оценки транспортного средства будут являться уровень комфорта, безопасность движения, экологическая безопасность, стоимость перевозки, скорость и вместимость.

.Еще больше возрастет значимость услуг по обслуживанию внешнеэкономической деятельности, увеличиться объем инвестиционных, консультационных, информационных услуг, возрастет роль услуг в сфере финансового консультирования, управления активами, на передний план выходят банковские услуги в сфере информационных технологий с использованием Интернета.

Таким образом, главную роль в развитии международного рынка услуг играет глобализация. Глобализация резко усиливает процесс потоков услуг, а также капитала, информации и технологий, обычно не попадающих под регулирование национальных правительств. Глобализация имеет долговременный характер, а ее движущей силой является, прежде всего, революция в сфере информационно-коммуникационных технологий, либерализация рынков и обострение международной конкуренции.


Заключение


На протяжении двух последних десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира.

При рассмотрении данной темы можно сделать следующие выводы:

1.отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. Также к сфере услуг относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.

2.сфера услуг постоянно изменяется, наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы.

3.специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда.

4.присоединение к ГАТС позволяет многим странам эффективно использовать преимущества участия в глобальной экономике.

5.оборот услуг практически невозможно регулировать таможенными пошлинами и акцизами, но услуги составляют уже более 20% от объема международной торговли. Рассматриваются различные аспекты международной торговли услугами - субсидирование социальных услуг, регулирование миграции, влияние развития информационных технологий и т.д.

6.мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - сфера услуг.

.на развитие мирового рынка услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.

8.ускорение развития отраслей услуг, повышение технологического уровня и качественных показателей возможно также за счет всемерного расширения контактов производителей по линии внешней торговли, иностранных инвестиций, корпоративных и иных связей в целях заимствования передовых технологий, опыта организации и управления, культуры деловых отношений. Это помогло бы ускорить развитие отраслей услуг и тем самым устранить или смягчить структурный дисбаланс и технологическое отставание, тормозящие модернизацию экономики страны.


Список использованной литературы


1.Батманова, Е. С., Томилов П. С., Мировая экономика и международные экономические отношения/ Е. С. Батманова, П. С. Томилов - Екатеринбург: УГТУ, 2008.- 111с.

.Булатов А.С. Мировая экономика / Под ред. Булатова А.С. - М.: Юристъ, 2010. - 344с.

.Бурменко Т.Д. Даниленко Н.Н. Сфера услуг: Экономика: Сфера услуг в современном обществе: Сущность и классификация услуг; Рынок услуг и предпринимательство: Бизнес-план для малых предприятий сферы услуг; Мировой рынок услуг и др.: Учебное пособие для вузов (под ред. Бурменко Т.Д.). М.: КноРус, 2008. - 667 с.

.Буров А.С. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг//Учебное пособие для вузов. - М.: Изд. "Экзамен", 2010. - 416 с.

.Дюмулен И.И. Международная торговля услугами: Учебное пособие. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2010. - 343 с.

6.Ломакин, В. К. Мировая экономика: Учебник/ В. К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011.- 672с.

7.Мовсесян А.Г., Огнивцев С. Мировая экономика. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 349 с.

.Почекина В.В. Услуги в международной экономике / В.В. Почекина, Ю.П. Якубук; Под ред. В.Ф. Медведева - Мн.: НО ООО "БИП-С", 2009. - 178с.

9.Руднева А.О. Международная торговля и мировые товарные рынки. - М.: Восток Запад, 2009. - 344 с.

10.Спиридонов И.А. Мировая экономика. - М.: ИНФРА, 2011. - 503 с.

.Спиридонов Э. С. и др. Мировой рынок информационных услуг. М: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. - 416 с.

.Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика: Учебник. М.: КНОРУС, 2011. - 320 с.

13.Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. М.: КноРус, 2009. -223 с.

14.Балацкий Е. Глобальные институциональные ловушки: сущность и специфика \\ Мировая экономика и международные отношения. 2006. - №9. - С.102-107.

.Ефремов А. Проблемы организации торговли услугами // Экономист. - 2007 - № 4 - С. 57-60.

.Максимова М. Проблемы стабильности мировой экономики // МЭ и МО. 2009. № 9. С. 13.

.Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация // МЭ и МО. 2009.

18.Турбан Г.В. Мировой рынок услуг: факторы и масштабы развития // Белорусский экон. журн. - 2008. - № 1. - С. 133-141.

.Рынок электронной коммерции: все еще впереди - http://blog.nbcrs.ru/2010/06/blog-post_2366.html

20.Серебрянников П.И. Международная торговля на рынках услуг [Электронный ресурс] // Горизонты промышленной политики: [сайт]. - [Б.м.], 09.12.03. - URL: http://www.prompolit.ru/131888 (04.11.09)

21.www.cbr.ru/statistics

22.www.eur.ru

23.www.forex.ru

24.www.gks.ru

25.www.opec.org

26.www.rubricon.com

27.www.rumarket.info/index4.html

.www.rusimpex.ru/

29.www.slovari.yandex.ru

30.www.shpori4all.narod.ru/

31.www.tfi.uz/et

32.www.wto.org


Теги: Международный рынок услуг  Диплом  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 9427
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Международный рынок услуг
Назад