Изменение роли МВФ в условиях мирового финансового и экономического кризиса

Санкт-Петербургский государственный университет

Экономический факультет

Кафедра мировой экономики


Дипломная работа

Изменение роли МВФ в условиях мирового финансового

и экономического кризиса


Выполнила:

студентка дневного отделения

группы МЭ-52

Селезнева Анна Юрьевна

Научный руководитель:

к.э.н, доцент

Капусткин Вадим Игоревич


Санкт-Петербург

год

Содержание


Введение.3

Глава 1. Структура и проблемы МВФ5

1.1 Структура МВФ5

.2 Проблемы МВФ9

Глава 2. Влияние реформ МВФ на мировую экономику15

.1Предложения по внесению изменений в МВФ15

2.2Предпринятые меры и новые цели МВФ17

Глава 3. Оценка механизма и результатов продажи золота22

.1Крупные заемщики МВФ 2010.22

.2.Актуальные вопросы продажи золота МВФ29

.3Финансовые проблемы Европы.33

Заключение.37

Список использованной литературы.42

Приложение №1.44

Приложение№2.45

Приложение №3.51


Введение


Международный Валютный фонд развивался совместно с мировой экономикой. Падение Бреттонвудской системы по регулированию валютных курсов и развал СЭВ вывели МВФ на новые территории.

Со временем стало понятно, что у МВФ недостаточно инструментов для эффективной реализации своих задач, особенно по предотвращению кризиса. Их набор разрабатывался тогда, когда на финансовых рынках преобладали банки, большая часть международных долговых потоков приходилась на госдолги, а секьюритизированное финансирование только-только появлялось. А в последние годы произошел резкий рост и количества, и объема трансграничных потоков частного капитала, сопровождающийся усложнением финансовых технологий. Глубокая финансовая интеграция сегодня сопровождается сложной сетью внешнеэкономических связей между реальной экономикой и финансовым сектором. Эти события подпитывали исторически глобальное развитие в 2003-2007, но в то же время завершились финансовым кризисом, спровоцированным узким сегментом ипотечного рынка США и драматически перекинувшемся во все уголки мира.

Мировой финансовый и экономический кризис пришел для всех, по большому счету, неожиданно, и мир оказался, по сути, не готов. Хотя многие заявляют, что предупреждали о нем давно, и правительства должны были среагировать и подготовить свои экономики.

Как считает автор, люди во всем мире боятся нести ответственность за свои ошибки, это характерно также и для промахов мирового масштаба. Так случилось и в последнем кризисе. Огромный груз ответственности за случившееся переложили на финансовые организации. Весь год очень много говорилось о том, что Международный Валютный Фонд обязан помочь справиться со сложившейся ситуацией. Но получилось так, что мы столкнулись с глобальным экономическим и финансовым кризисом, который еще может составить конкуренцию Великой Депрессии.

Многие экономисты совсем не удивляются, что после ряда финансовых поддержек и мероприятий не удалось побороть кризис. Но в широкой общественности очень часто пришлось слышать о том, что МВФ не справляется со своей задачей, что ему требуется срочная реформация. Об этом говорилось уже на последнем Санкт-Петербургском экономическом форуме. На повестке саммита лидеров Большой Двадцатки о реформировании МВФ и ВБ говорит Гордон Браун: «Они были созданы для локальных, а не глобальных капитальных потоков. Институты, которые мы унаследовали, не годятся для решения проблем, которые нам придется решать в будущем… Между тем именно на эти международные институты будет возложена большая часть работы по стабилизации, а затем мониторингу мировой финансовой системы». При этом надо отметить, что российская сторона также приветствует изменение в деятельности МВФ.

На данный момент существует много предложений о внесении изменений в Фонд. С частью из них согласны все, с частью, соответственно, нет. Данная тема является очень важной и насущной. Поэтому целью данной работы является оценка процессу реформирования МВФ, а также поставлены следующие задачи:

·Выявить причины потребности в реформировании

·Дать характеристику по модификации МВФ

·Сравнить нынешнее состояние организации с состоянием МВФ до кризиса

·Оценить влияние реформ МВФ на мировую экономику

·Выделить крупнейшие кредиты

·Дать оценку механизму и результатам продаж золота

Глава 1. Структура и проблемы МВФ


.1Структура МВФ


Фондом руководят Совет управляющих (Board of Governors) и Исполнительный комитет (Executive Board). Совет управляющих, заведующий фондом, состоит из 1-го управляющего и дополнительно по одному управляющему от каждой страны-члена. Исполнительный комитет, который отвечает за текущую работу Фонда, состоит из 24 исполнительных директоров, представляющих одну либо наиболее государств. Исполнительным комитетом управляет директор-распорядитель (Managing Director).

Особые права заимствования (SDR) служат международными резервными активами, сделанными и выделяемыми Интернациональным денежным фондом в дополнение к имеющимся резервным активам. Идея о создании специальных прав заимствования появилась из потребности в стабильном и надежном источнике кредитования, который бы не зависел от обычных резервных активов. По совету Группы 10 - Соединенных Штатов, Великобритании, ФРГ, Бельгии, Нидерландов, Франции, Италии, Японии, Канады и Швеции - эмиссия SDR была одобрена на заседании МВФ в Рио-де-Жанейро в сентябре 1967 г.

января 1999 г. МВФ заменил в денежной корзине, образующей SDR(немецкая марка, английский фунт, доллар США, японская йена, французский франк), немецкие марки и французские франки эквивалентным количеством евро, основываясь на фиксированных обменных курсов евро и немецкой маркой и евро и французским франком соответственно, объявленных 31 декабря 1998 г. на Совете Европы.

В Международный валютный фонд может вступить любая страна. Каждой стране-члену назначается особая квота в соответствии с уровнем ее экономического развития. Члены должны вносить 25% данной квоты в обычных резервных активах, например, доллары США либо СКВ, остальное в национальной валюте. Размер квоты ограничивает и право голоса страны-члена, и размер допустимых заимствований.

Страна-член может запросить финансовую поддержку у МВФ, если она не может найти достаточное финансирование на приемлемых условиях для удовлетворения своих международных платежей при одновременном сохранении адекватных буферных. МВФ предоставляет кредиты, чтобы облегчить политику перестройки и реформы, которые необходимо осуществить, чтобы устранить проблемы платежного баланса и восстановить условия для высоких темпов экономического роста.

По просьбе страны-участницы, кредит Международного Валютного Фонда обычно предоставляется согласно «договоренности», которая, когда это необходимо, устанавливает определенную политику и меры, которые страна согласна выполнить с тем, чтобы устранить проблему с платежным балансом. Программа экономики, лежащая в основе договоренности, формулируется этой страной по согласованию с Международным Валютным Фондом и представляется Исполнительному органу Фонда в форме «Письма-обязательства». Как только договоренность одобрена Советом, кредит обычно выплачивается частями поэтапно по мере выполнения этой программы.

На протяжении многих лет МВФ разрабатывал различные кредитные инструменты, или "средства", которые направлены на решение конкретных ситуаций его различных членов. Страны с низким доходом могут заимствовать средства по льготной процентной ставке с помощью Фонда Сокращения Бедности и Содействия Экономическому Росту (PRGF) и Фонд по Борьбе с Экзогенным Шоком (ESF). Ожидается, что эти средства заменят новым набором инструментов. Нельготные кредиты предоставляются в основном через стенд-бай (SBA), Гибкую Кредитную Линию (FCL) и Pасширенные Cредства Фонда (EFF)(который используется в основном для долгосрочных целей). МВФ также предоставляет срочную помощь, иногда по льготным процентным ставкам, для восстановления после стихийных бедствий и столкновений. За исключением PRGF и ESF, все услуги подвергаются связанной с рынком процентной ставке Международного валютного фонда, известной как ставка сбора, и большие ссуды (выше определенных пределов) несут более высокую цену. Процентная ставка основана на процентной ставке SDR, которая пересматривается еженедельно, чтобы принять во внимание изменения в краткосрочных процентных ставках на главных международных денежных рынках. Количество, которое страна может заимствовать от Фонда - его предела доступа - изменяется в зависимости от типа ссуды, но обычно является кратным числом доли страны в Международном валютном фонде. Этот предел может быть увеличен при исключительных обстоятельствах. У FCL нет установленного предела.

Фонд Сокращения Бедности и Содействия Экономическому Росту (PRGF) и Фонд по Борьбе с Экзогенным Шоком (ESF).Утвержденные программы Фонд Сокращения Бедности и Содействия Экономическому Росту (PRGF) для стран с невысоким уровнем дохода поддерживаются всесторонними стратегиями этой страны, представленными в перечне Стратегий Всемирного банка по сокращению бедности. Процентная ставка, возлагаемая на кредиты Фонда Сокращения Бедности и Содействия Экономическому Росту (PRGF) и Фонда по Борьбе с Экзогенным Шоком (ESF, составляет всего 0,5 процента, и данные кредиты должны быть погашены за период 5,5-10 лет. Фонд по Борьбе с Экзогенным Шоком(ESF), который был преобразован в сентябре 2008 года, преследует цель удовлетворять потребности стран-участниц с невысоким уровнем дохода, с тем чтобы быстро и в достаточной мере решить проблемы экзогенного шока согласно всем предусмотренным требованиям.

Стэнд-бай (SBA). Большая часть помощи Фонда странам со средним доходом осуществляется через стэнд-бай. Данное соглашение разработано с тем, чтобы помочь странам решить проблемы краткосрочного платежного баланса.

Цели данной программы поставлены на устранение данных проблем, а выплата кредитов этим Фондом для достижения этих целей производится на определенных условиях (условия получения кредита от Международного валютного фонда). Длительность действия данного соглашение составляет от 12 месяцев до года, а оплата по кредиту производится не позднее срока 3¼-5 лет от момента выдачи кредита. Соглашение стэнд-бай может быть предоставлено на предупредительной основе - страны предпочитают погашать задолженности, в случае если условия ухудшатся, - и в пределах нормальных пределов доступа и в случаях исключительного доступа. SBA предусматривает гибкость относительно фазировки, и если необходимо, большую форсировку на начальном этапе.

Гибкая Кредитная Линия (FCL). Фонд «Гибкая кредитная линия» создан для стран с неколебимыми принципами, политикой и результатами политической деятельности, а особенно необходим в целях борьбы с проблемами кризиса. Меры данного Фонда одобрены для стран, которые соответствуют начальным требованиям отбора. Период действия данного соглашения составляет от 6 месяцев до года (со среднесрочным анализом), а период выплаты кредита такой же как и в случае с стэнд-бай. Доступ определен в зависимости от конкретного случая, не попадает под ограничения как в случае с обычным доступом. Выплачивается единожды, а не поэтапно. Выплаты согласно условиям данного Фонд производятся вне зависимости от выполнения определенных соглашений политики как и в случае с стэнд-бай.

Фонд Расширенных Средств Финансирования (EFF). Эта договоренность была установлена в 1974 году для помощи странам с проблемами долгосрочных платежных балансов, требующих значительных экономических реформ. Договоренности по данному Фонду предусматриваются на более длительный срок, чем в соглашении стнд-бай. Длительность данного срока составляет обычно три года. Оплата по кредиту производится через 4½-10 лет с момента выдачи кредита.

Поддержка в экстренных ситуациях. МВФ предоставляет помощь странам, в которых происходили стихийные бедствия или же страдающих от конфликтов. Резервные кредиты зависят от базисной ставки процента, хотя субсидии в виде процентных выплат доступны странам, пользующихся поддержкой Фонда Сокращения Бедности и Содействия Экономическому Росту. Кредиты должны быть выплачены через 3¼-5 лет.

В Приложении №1 можно видеть, что данные кредитные продукты действительно работают, и довольно значительные суммы выдаются странам, которые сильно нуждаются в финансирование в состоянии современного кризиса.


1.2 Проблемы МВФ


Если обратиться к истории, проблемы МВФ появились задолго до настоящего кризиса.

До войны в 1973 году эксперты обозначили ряд причин для реформирования МВФ, которые должны были стать впоследствии очевидными для всех:

1.В 70-ых годах прошлого века возможности Фонда в развитых странах уменьшились из-за роста финансовых рынков. Поэтому МВФ, как финансовый институт, стал им не нужен. Развитые страны не брали кредиты у Фонда и мало прислушивались к его рекомендациям. По вопросам координации экономической политики развитых стран главным форумом стала «большая семерка».

2.Развивающиеся страны тоже разочаровались в МВФ, потому что он не смог предсказать и предпринять необходимые меры во многих национальных финансовых кризисах, несмотря на то, что это является одной из первостепеннейших задач Фонда. Тем не менее, существовал ряд стран, которые без МВФ не могли решить свои проблемы. К таким странам можно отнести Бразилию, Аргентину и Мексику.

.Важным направлением критики в адрес МВФ было и то, что уже в начале 1980-х годов стала заметной избыточная политизированность в его деятельности, нашедшая свое выражение в попытках США в нарушение принятых правил МВФ «спасти» Мексику в 1982 г. Аналогичные критические высказывания звучали и в связи с позицией МВФ в отношении бывших соцстран, предоставление денег которым существлялось на необычно «мягких» условиях». Конечно, было бы наивно полагать, что Фонд сможет игнорировать политические приоритеты своих основных доноров, однако в равной степени вряд ли правомерны утверждения, что реформирование стран с командной экономикой изначально входило в сферу деятельности этого института.

.Деятельность МВФ стала совпадать с деятельностью ВБ (обеспечение макроэкономической стабильности), особенно это было характерно для наименее развитых стран. МВФ занимался оказанием краткосрочной помощи, а не долгосрочной, ориентированной на создание условий для выхода товаров и услуг бедных стран на мировые рынки.

Отсюда можно сделать вывод, что предпосылки для реформирования МВФ появились давно. Но сами реформы не проводились, очевидно, потому что каждый раз Фонд находил «более важные и срочные дела».

С самого начала прошлого года только и было что слышно бесконечное количество претензий в адрес МВФ, где же он был, когда начался кризис, что МВФ не выполняет свой долг по защите международной финансовой системы. В конце концов, общественность пришла к выводу, что требуется реконструкция международной финансовой архитектуры, начиная прямо с МВФ. международный валютный фонд золото

Существует ряд экономистов, кто настаивает на более существенных реформы МВФ, в частности в области управления и законности. Они придерживаются точки зрения, которую выдвигает Рам Эммануэль, глава администрации США: "Вы действительно никогда не хотели, чтобы кризис прошел впустую, это возможность сделать важные вещи, которые вы в противном случае избежали бы".

Также МВФ был раскритикован департаментом независимых оценок (IEO), одного из его внутренних подразделений. Аудиторы IEO считают, что МВФ такой, какой он есть сейчас, не в состоянии адекватно реагировать на новые проблемы и не способен разрабатывать стратегии, которые могут их решать. Глава МВФ Доминик Стросс-Кан уже признал справедливость «некоторых оценок» и в ближайшие недели, как ожидается, объявит о возможных реформах организации. В частности, им была сказана следующая фраза: «Несмотря на то, что Фонд смог отреагировать на кризис принятием ряда новаторских мер, официальный мандат Фонда, возможно, не в полной мере отражает то, что ожидается сегодня от действенного блюстителя глобальной макроэкономической и финансовой стабильности». Здесь можно отчетливо наблюдать, что директор-распорядитель признает неэффективность действия МВФ.

Деятельность МВФ аудиторы оценивали по четырем параметрам: эффективность, экономичность, ответственность и «право голоса». По их мнению, самой сильной стороной работы организации является эффективность. «Эффективности фонда способствуют компактная структура управления и возможность руководства быстро реагировать - в качестве «пожарника», когда та или иная страна сталкивается с финансовым кризисом», - отмечают аудиторы.

Однако у параметра «эффективность» существует ряд недостатков:

1.в ситуации сложившегося кризиса принимается решение, которому не хватает прозрачности.

2.довольно часто непонятно, кто конкретно будет отвечать за решения уже после их принятия.

.многие страны, которые официально являются членами МВФ, до момента голосования по той или иной программе не могут участвовать в самом процессе обсуждения и разработки.

По параметру «экономичность» МВФ соответствует большинству международных организаций. Были сокращены издержек на многочисленные совещания и встречи, однако общая сумма расходов, по мнению исследователей, остается слишком большой. Самым слабым параметром Международного Валютного Фонда была признана «ответственность». «Не существует единых стандартов, по которым действия МВФ можно оценить, нет также и адекватных механизмов для привлечения организации или ее правления к ответственности… Ответственность - это частая проблема межправительственных организаций, но она является ключевой для МВФ, действия которого могут иметь большое воздействие», - мнение аудиторов. Если уровень «ответственности» не будет повышен, то следствием может стать общее снижение эффективности и возникновение вопроса о легитимности деятельности организации.

Исследователи полагают, что вопрос права голоса и распределение ролей в принятии решений в МВФ также должен быть подвергнут реформации:

1.необходимо предоставить право всем странам-членам высказывать свое мнение и учитывать его при принятии решений

2.данное право должно быть предоставлено гражданскому обществу и законодателям.

Если будут проведены подобные реформации, то это приведет в краткосрочном и долгосрочном периодах к росту эффективности. «Сейчас в МВФ продолжают доминировать США, которые иногда вместе с «большой семеркой», принимают все решения, накладывают санкции и т.д. В этом состоит главная проблема МВФ. Я полагаю, что в первую очередь необходимо расширить права других стран, прежде всего Китая, Индии и Бразилии, теснее вовлечь их в работу фонда. В свою очередь, большая вовлеченность в работу МВФ развивающихся стран повысит эффективность работы фонда и будет способствовать росту ее имиджа в мире», - сказал профессор Лондонской школы экономики Роберт Вейд.

Доминик Стросс-Кан в Стамбуле заявил, что он бы хотел, чтоб МВФ стал чем-то большим, чем исследовательская группировка при G20. С его точки зрения, МВФ должен иметь резерв около 1 трлн. долларов и помогать кредитами в трудное время. Директор-распорядитель считает, что наличие такого большого резерва снимет необходимость стран откладывать валюту на черный день, что приведет к уменьшению дисбаланса в экономике. Существует мнение, что страны накапливали резервы возымело отложенный эффект и привело к нынешнему кризису. (Правда, первым событием в этой цепочке стоит ошибочная политика МВФ. После того как в ответ на просьбу о кредите, например, для Мексики, России и Индонезии в 1998 году МВФ обусловил выделение денег принятием жестких мер, многие страны как раз и начали вкладывать деньги в облигации США, а не в экономику). Покупка американских долгов сумела снизить стоимость заемных денег, но подняла лихорадку расходов, которая и послужила причиной падения рынка недвижимости в Америке. А это в дальнейшем привело к финансовому кризису.

Это все будет возможно, если быстрорастущие рынки позволят МВФ работать в качестве их страхового агента. Многие же между тем, наученные горьким опытом, не готовы доверять МВФ в его нынешнем виде. Гильермо Ортис, директор Центробанка Мексики, например, заявил агентству Bloomberg News, что у него остаются сомнения относительно легитимности МВФ, а его коллега из Бразилии Энрике Мейреллес считает, что «самостраховка надежнее».

В условиях возросшей глобализации мировой экономики и, что более важно, мира финансовой системы в последние десятилетия, означает, что страны могут бежать, но не скрываться от этого кризиса и от будущих кризисов. Каждая страна была затронута, а страны с самой слабой политикой и наиболее неустойчивым финансовым положением были затронуты в первую очередь. Сфера и сила воздействия будущих кризисов могут быть уменьшены, посредством решений, принятых впоследствии сегодняшнего кризиса, но кризисы вообще не будут предотвращены. Что сейчас важно, так это смягчить последствия мирового экономического спада и восстановить стабильность на финансовых рынках.

Глава 2. Влияние реформ МВФ на мировую экономику


.1 Предложения по внесению изменений в МВФ


На сегодняшний день многие страны не доверяют МВФ, и чтобы изменить данное положение, предлагается устранить диспропорцию в распределении голосов и принятии решений. Наиболее сильное влияние имеют страны Запада и Япония. Вашингтон, у которого наибольшее количество голосов, единственный из членов МВФ обладает правом вето при голосовании, потому что для принятия важнейших решений требуется так называемое супербольшинство - 85% голосов всех членов.

Китай очень сильно ощущает на себе данный дисбаланс с недостаточным представительством, даже, несмотря на то, что в очень скором времени станет второй экономикой после Японии. Тем не менее, Пекин занимает в МВФ лишь шестое место, впереди не только США, Япония и Германия, но и Великобритании с Францией, которые давно остались позади и экономики которых в полтора раза меньше китайской. Китайцы предпринимали попытки в одностороннем порядке в 2001 году исправить положение, захотели платить больше, чтобы иметь больше голосов, но не встретили понимания у других стран-членов. Китай - не единственная страна, имеющая подобные претензии. Также не довольны страны БРИК.

По поводу квот разговоры идут уже примерно десять лет. Последнее предложение было осуществлено в Питтсбурге. Промышленно развитые страны пока согласились уменьшить свою долю голосов с 57% до 52%. Но, тем не менее, развивающиеся страны требуют полного равенства.

Несмотря на то, что Европа активно протестует, именно ей придется уступать в голосах. Помимо этого говорят, что возглавлять МВФ больше не будет европеец, в Вашингтоне полагают, что Старый Свет имеет в МВФ слишком большой вес. Члены ЕС, состоящего из 27 государств, производят 25% глобального ВВП и обладают в фонде 32,07% голосов, в то время как Соединенные Штаты, экономика которых равняется экономике Евросоюза, имеют голосов почти вдвое меньше.

Следующее предложение-требование развивающихся стран - лишить США права вето. Больше всего за это выступает Китай. Сейчас у США, помимо право вето свои люди в руководстве, штаб-квартира неподалеку от своих министерств, поэтому остальные страны считают, что организация работает в интересах США.

Россия также считает целесообразным пересмотр роли и мандата МВФ и приведение их в соответствие с новой структурой мировой валютно-финансовой системы. Помимо значительного увеличения ресурсов МВФ для выдачи кредитов, РФ полагает необходимым разработать новые кредитные механизмы, которые позволили бы оказывать содействие странам, сталкивающимся с финансовыми трудностями.

В связи с тем, что МВФ довольно скоро должен завершить работу пересмотра квот и голосов, Россия считает, что нужно, тем не менее, продолжить работу в рамках МВФ с тем, чтобы вынести на ратификацию уже более радикальный вариант реформирования, который бы более отражал существующую расстановку сил в мировой экономике. Полагают, что формулу расчёта квот МВФ следует изменить с целью соответствующего отражения в ней экономического веса стран-членов.

Наше правительство считает, что следует создать региональные фонды и механизмы финансирования экономического развития и преодоления кризисов. Их капитал можно было бы формировать за счёт средств стран того или иного региона. С помощью таких фондов осуществлялось бы предоставление средств на заемной основе с возможным привлечением финансирования МВФ, Всемирного банка, региональных банков развития. Создание подобного регионального механизма (Антикризисный фонд ЕврАзЭС) сейчас уже осуществляется.

Также Россия считает возможным привлечь иные наднациональные структуры, чтобы оказать помощь и поддержку следующих функций:

·мониторинг и формирование системы раннего предупреждения кризисов на основе постоянно обновляемой оценки системных рисков;

·глобальный кредитор последней инстанции;

·мониторинг реализации международного соглашения SURF;

·эмитент глобальной резервной валюты.


2.2Предпринятые меры и новые цели МВФ


Сейчас мы наблюдаем стабилизацию мировой экономики и начало восстановления, - указывается в тексте выступления Гайтнера 6 октября на ежегодном заседании Международного валютного фонда и Всемирного банка в Стамбуле. Его заявление было зачитано исполняющим обязанности помощника министра финансов Марком Собелом. Но мы не должны успокаиваться. Обстановка остается непростой.

В случае реализации текущих планов мир после финансового и экономического кризиса будет отличаться многосторонностью, большей скооридинированностью проводимой политики и более эффективно регулируемой финансовой системой. Планируется, что после встреч G20 МВФ будет играть большую роль.

МВФ уже внес ряд изменений в свою работу. В первую очередь это затронуло кредитование стран-членов, оказавшихся в тяжелой ситуации. В марте 2009 года была запущена программа «Гибкая кредитная линия» (FCL), благодаря которой страны смогут получить кредиты быстрее и на более мягких условиях. Данная программа предназначалась для стран со средним уровнем развития экономики. Тем не менее, Аргентина обвиняет руководство МВФ в политической ангажированности. Она считает, что причиной выданных кредитов Польше, Мексике и Колумбии, является не необходимость в средствах, а геополитические интересы США и ЕС. Для наименее развитых стран появилась программа «Быстрая кредитная линия» (RCL). В данном случае деньги тоже можно получить сразу и одним траншем.

Новинкой является также то, что Исполнительный комитет фонда привлекает средства за счет выпуска облигаций. Китай думает о приобретении не менее $ 40 млрд. облигаций МВФ, который составляет 8 процентов от целевых 500 миллиардов долларов. Но Китай обладает менее чем четырьмя процентами голосов в МВФ.

МВФ планирует и дальше содействовать укреплению появляющегося глобального экономического подъема, путем разработки рекомендаций по вопросам экономической политики, и достигать целей реформ, которые были приняты в Стамбуле. Эти цели относились к мандату Фонда, его роли в финансировании, надзору на многосторонней основе и управлению. МВФ разработал программу, направленную на достижение данных целей.

Государства-члены МВФ не собираются останавливать политику поддержки экономики своих стран, пока подъем не станет достаточно стабильным, более того, они планируют информировать друг друга о своих стратегиях «выхода», также о реализации этих стратегий. МВФ в настоящее время анализирует такие стратегии, в том числе завершения аккомодационных мероприятий в налогово-бюджетной политике, и политики денежно-кредитного и финансового секторов. Чтобы это все проанализировать нужен учет практических соображений, связанных с решением трудных задач и нахождением компромиссов. Осложняется это тем, что страны находятся в ситуации, когда они заканчивают свои антикризисные программы, меняют пути развития и модифицируют основы своей политики, чтобы макроэкономической и финансовой стабильности.

Ожидается, что в процессе пересмотра мандата МВФ будут сформулированы новые принципы МВФ в отношении надзора, кредитования и функционирования международной валютной системы. В ходе этого будет дана оценка надлежащего объема ресурсов МВФ и его распределения между квотами и заемными ресурсами. Также будет рассмотрена роль Фонда в финансировании и вопрос о дальнейшем развитии инструментов МВФ в качестве альтернативы самострахованию и накоплению чрезмерного объема резервов. При этом особенное внимание будет уделено возможностям таких ресурсов как гибкая кредитная линия и превентивные договоренности с высоким уровнем доступа, в качестве средства предоставления странам более эффективной помощи в противодействии изменчивости финансовых потоков при сохранении достаточно надежных механизмов защиты. Кроме того, Исполнительный совет рассмотрит причины нестабильности в международной валютной системе и возможности диверсификации запаса резервных активов. Этот анализ позволит по-новому взглянуть на методы осуществления экономического надзора.

Фонду должен содействовать программе, принятой Группой 20-ти «Основы уверенного, устойчивого и сбалансированного роста», так как это дает возможности для значительного роста действенности надзора за экономикой наиболее значимых государств-членов Фонда. Исполнительному совету предстоит обговорить такую основу и процедуры, которые определяют роль МВФ во взаимных оценках Группы 20-ти. МВФ будет и по-прежнему изучать глобальные тематические вопросы, а также политику стран, чей финансовый сектор не очень большой по сравнению с размером их экономики, а также ход преодоления кризиса в странах с формирующимся рынком.

Международный валютно-финансовый комитет призвал Исполнительный совет обеспечить выполнение поставленной задачи по проведению реформы к январю 2011 года, с тем, чтобы увеличить долю квот динамичных стран с формирующимся рынком и развивающихся стран как минимум на 5 процентов за счет перераспределения квот от стран с чрезмерным представительством в пользу стран с недостаточным представительством. За основу будет принята действующая формула расчета, которая не даст возможности допустить сокращения доли голосов беднейших стран. В Коммюнике апреля 2009 Международный Денежно-кредитный и Финансовый Комитет (IMFC) призывал к быстрому началу Четырнадцатого Общего обзора Долей так, чтобы это было закончено к январю 2011 - приблизительно два года раньше срока. Как часть этого процесса, штат Международного валютного фонда обновил индивидуальные данные государств - членов по переменным, используемым в новой формуле долей в течение периода 1995-2007. Информация представлена в миллионах SDR и в проценте их соответствующих глобальных общих количеств. Новая формула обеспечивает более простое и более прозрачное средство завоевания относительных положений участников в мировой экономике и включает переменную ВВП, которая является смесью ВВП за рыночные курсы и ВВП за обменные курсы ППС, открытость, изменчивость, и международные резервы (см. Приложение).

Кроме того, МВФ и далее будет заниматься вопросами реформы управления, включая формирование открытого и прозрачного порядка отбора руководства МВФ. Соответствующая рабочая группа исполнительных директоров уже организована и возглавляется дуайеном Исполнительного совета.

В настоящее время МВФ в полном объеме предпринимает шаги по реализации новой модели увеличения собственных доходов, включающие продажу золота, и привлечение ресурсов на цели кредитования и субсидирования, которые необходимы для удвоения объема имеющихся у МВФ льготных кредитных ресурсов.

Кроме того, принимая во внимание потребности своих государств-членов, которые оказались наиболее уязвимыми в посткризисный период, МВФ проанализирует, какие меры экономической политики в странах с низкими доходами нуждаются в корректировке в целях сохранения устойчивости долговой ситуации и, которые будут содействовать росту экономики и процессу макроэкономической и финансовой стабилизации.

Глава 3. Оценка механизма и результатов продажи золота


.1Крупные заемщики МВФ 2010


Конец 2009 и текущий 2010 год можно считать показательными в том плане, что мы видим, насколько мировой финансовый кризис сказался на той или иной экономике стран. Основные неожиданные и непредсказанные потрясения уже прошли, государства могут трезво оценить урон и настоящее экономическое положение. Вследствие этого, волна денежных заимствований только растет. С точки зрения целей исследования, следует обратить внимание на последние основные и наиболее значимые кредиты Международного Валютного Фонда.

Начать хотелось бы с недавнего кредита Ираку в размере 3,6 миллиарда долларов. Существенно то, что немедленно государство сможет воспользоваться только 455 миллионами, а оставшимися в течение последующих двух лет. Обращение правительства Ирака в МВФ по поводу получения кредита было осуществлено в конце мая 2009 года. Бюджет Ирака характеризуется тем, что его расходная часть превышает доходную на 19,6 млрд. долларов. Основной причиной считают падение мировых цен на «черное золото» вследствие мирового финансового кризиса, доходы от которых составляют 90% бюджетных поступлений. Рост экономики Ирака замедлился до 4% в год, но ожидается, что скоро дойдет до 8% при постепенном росте цен на нефть. В течение 2010 и 2011 годов средства фонда будут направлены на сокращение дефицита бюджета и поддержки оплаты импорта.

В марте 2009 года власти Румынии договорили с МВФ о предоставлении кредита в 20 миллиардов евро. В ноябре 2009 года из-за политической нестабильности в Румынии, МВФ отказался выделять средства. Мировой кризис нанес сильный ущерб экономике страны, в середине января 2010 года бедными насчитывались 23% населения. Но, тем не менее, недавно МВФ одобрил немедленную выплату в размере 3,32 миллиардов долларов по программе Stand-By Arrangements (SBA) на год. Общая сумма в соответствие с программой составит 12.6 миллиардов.

В феврале 2010 года между Белоруссией и МВФ было достигнуто соглашение о предоставлении транша на сумму почти 700 миллионов долларов. Данный транш является частью программы по стабилизации платежного баланса, под которую выделяется кредит Stand-By общей суммой на 3,6 миллиарда долларов.

Необходимо отметить очень интересную ситуацию с Латвией. Международный Валютный Фонд МВФ выделяет Латвии кредитный транш в 275 миллионов долларов. К такому решению пришли в результате второго обзора программы по борьбе с кризисом, которую поддерживает Фонд. Планируется, что всего будет выделено около 1,37 миллиарда долларов. Данную программу для страны приняли в конце 2008 года. На то время она было несколько больше - 1,71 миллиард, что являлось 1200% квоты страны. Поддержка Международного валютного фонда - часть скоординированного усилия с Европейским союзом, скандинавскими правительствами, Всемирным банком, и другими двусторонними кредиторами, которые обеспечивают финансирование, необходимое, чтобы гарантировать, что существенное коммунальное обслуживание, особенно поддержка того, что наиболее пострадало от кризиса, могут быть поддержаны в случае резкого падения доходов государства.

Латвийские власти остаются преданными восстановлению макроэкономической стабильности и, в конечном счете, роста. Они быстро поправлялись в течение 2009 и обрисовали в общих чертах ключевые меры, чтобы продвинуться далее в 2010. Решающие дальнейшие усилия необходимы, поддержаны сильной международной поддержкой от Европейского союза, скандинавских стран, и других партнеров, в дополнение к Международному валютному фонду.

Особое внимание хотелось бы оказать Греции. Европейская страна, член Евросоюза, столкнулась со сложнейшей ситуацией с рефинансированием 300-миллиардного долга и снижением бюджетного дефицита - в конце 2009 года 12,7% ВВП. Весной этого года Афины провели антикризисные меры, самая последняя предполагала экономию 4,8 миллиарда евро в 2010 году за счет роста потребительских налогов, уменьшения доплат госслужащим, приостановку роста пенсий.

Недавно на Саммите ЕС страны договорились, что если Греции будет угрожать реальный дефолт, то страна сможет воспользоваться поддержкой со стороны ЕС и МВФ. При этом значимость угрозы должны подтвердить все страны зоны евро. В очень короткий срок Греции требуется привлечь €15-20 миллиардов. Решение, предложенное Германией и Францией, несет в себе предоставление двусторонних кредитов на рыночных условиях, при этом предполагается одновременное финансирование Международным Валютным Фондом.

В итоговом заявлении, подписанном главами государств и правительств зоны евро, говорится, что они "готовы способствовать скоординированным двусторонним кредитам как части пакета помощи, также включающего существенное финансирование со стороны МВФ".

Чтобы получить необходимый кредит, Афинам следовало попросить Еврогруппу, чтобы она активировала пакет помощи, при этом, сумма кредита сразу в документах не оговаривалась. Политики полагали, что в такой ситуации доминирующую роль в кредитовании целесообразно играть Европе, хотя не так давно Европа вообще была против какого-либо участия Фонда.

Афины рассчитывают, что в конце года они смогут свои обязательства и сократить дефицит бюджета до 8,7%.

Международный валютный фонд (МВФ) одобрил на 9 мая трёхлетний кредит в размере € 30 миллиардов Греции в рамках совместного проекта финансирования Европейского Союза и МВФ на € 110 миллиардов, чтобы помочь стране преодолеть долговой кризис, оживить и модернизировать экономику.

"Сегодняшние решительные действия МВФ по помощи Греции внесут свой вклад в огромные международные усилия по восстановлению стабильности в зоне евро и безопасного подъема в мировой экономике", сказал директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан. Это является прямым подтверждением того, что международное сообщество согласно сделать все, чтоб поддержать Грецию.

Программа, утвержденная советом МВФ, составляет около € 5,5 миллиардов, который вместе с ЕС будет в размере € 20. Эти денежные средства становятся сразу доступными для Греции из Фонда в рамках совместного финансирования с Европейским Союзом. В 2010 году общий объем финансирования со стороны МВФ составит около € 10 миллиардов и вместе составят около € 30,0 миллиардов, обещанных Европейским Союзом. Совместное финансирование означает, что Греция не придется использовать международные финансовые рынки до 2012 года: ей предоставляется возможность снова поднять свою экономику. По словам Стросс-Кана, правительство разработало экономически и социально сбалансированные программы с поддержкой наиболее уязвимых слоев населения., являющийся частью совместного пакета финансирования вместе с Европейским союзом на сумму не менее € 110 млрд (около $ 145 млрд) на три года, влечет за собой исключительный доступ к ресурсам МВФ, составляет более 3200 процентов квоты Греции и утвержден в соответствии механизмом Фонда в случае чрезвычайного финансирования. Данное действие является уникальным для МВФ.

Греческое правительство разработало целый пакет антикризисных мер, которые должны решить две задачи. Греция столкнулась с проблемой дефицита (бюджетный дефицит на 2009 года достиг 13,6% ВВП) и государственного долга, а также с проблемой конкурентоспособности.

Чтобы решить эти проблемы стране следует создать устойчивые финансы правительства. Это требует сокращения бюджетного дефицита и изменение отношения долга к ВВП по нисходящей траектории. Вследствие того, что заработная плата и социальные пособия составляют 75 процентов от общегосударственных расходов, пенсионные счета и государственная зарплата должны быть сокращены. На сегодняшний день вряд ли существуют другие возможности для маневра с точки зрения фискальной консолидации.

Экономика должна быть более конкурентоспособной. Это означает политику, направленную на рост и реформы по модернизации экономики и открытию различного рода возможностей для всех. Это также означает, что инфляция будет ниже среднего уровня по еврозоне, в том числе сохранение заработной платы и трудовых затрат ровными, так что Греция может восстановить ценовую конкурентоспособность.

Многих интересует вопрос, почему бы Греции не выбрать путь реструктуризации своего долга. Джон Липски, Первый Исполнительный Директор, сказал, что реструктуризация задолженности создаст больше проблем, чем она потенциально может решить, и по умолчанию сделает вещи гораздо хуже.

·Реструктуризация задолженности не посодействует потенциалу роста Греции. Тип фискальной и структурной реформы, принимаемые в рамках Правительственной программы, предназначены для того, чтобы сократить расходы, сделать рынок труда более гибким, а также улучшить деловой и инвестиционный климат.

·Паутина экономических и политических взаимосвязей, учитывая, что греческими облигациями владеет разнообразнейшее множество частных инвесторов и общественных структур, несколько осложняет альтернативы введения в действие программ правительства. Любые воспринятые положительные ближайшие эффекты реструктурирования долга должны быть взвешены против «эффекта ».

·Большая часть регулирования в Греции необходима, чтобы устранить большой первичный дефицит (дефицит чистых процентных платежей). Это - главная проблема для Греции, а не уровень долга.

Но благоразумное регулирование долга - часть стратегии правительства, и оно обновляет свои инструменты, чтобы гарантировать, что риском адекватно управляют.

Отвечая на вопрос журналистов, означает ли греческий SBA возвращение Международным валютным фондом к более ранним временам " подробного перечня "из условий предоставления кредитов, Липски сказал, что это были целенаправленные условия, которые поспособствуют устранению диспропорций в греческой экономике. Итого, Греция обязуется «уменьшить дефицит бюджета до 8,1% валового внутреннего продукта 2010 году, до 7,6% - в 2011 и до 6,5% в 2012. К 2014 году дефицит греческого бюджета не должен превышать 3% ВВП - максимального показателя по правилам ЕС.».

·У греческих властей есть сильная собственность и лидерство, и это - их программа.

·Программа сосредоточена на двух ключевых проблемах Греции: высокий уровень задолженности и недостаточной конкурентоспособности. Условия очень сильно сосредоточены на этих вопросах.

·Программа предусматривает меры по защите наиболее уязвимых слоев населения, которые являются критическим компонентом к эффективному выполнению.

Кроме того, программа направлена на сохранение стабильности финансового сектора Греции. Поскольку банковская система проходит период дефляции, которая, как ожидают, будет воздействовать на рентабельность и балансы банков, гарантия, касающаяся давлений на платежеспособность, будет расширена за счет создания Фонда финансовой стабильности (FSF).

Реальный рост ВВП, как ожидают, резко сократится в 2010-2011, и оправится после того с безработицей, достигающей максимума почти в 15 процентах ВВП к 2012. Финансовое регулирование в 2010-11 подавит внутренний спрос в краткосрочном периоде; но с 2012 и далее ожидаются повышение доверия рынка, возврат к кредитным рынкам, а также всеобъемлющие структурные реформы, которые приведут к росту. Несмотря на трудности в осуществлении мер, пара последних опросов общественного мнения показывают, что большинство поддержали программу правительства, которая разработана с учетом справедливости.

Инфляция согласно прогнозам останется ниже европейского среднего уровня. Необходимое регулирование в ценах, как ожидают, появится от сжатия внутреннего спроса, как посредством финансового регулирования, так и через попытки сдержать государственную заработную плату и пенсии и другие затраты в экономике. Из-за их демонстрационных эффектов, заработная плата частного сектора, как ожидают, также уменьшится. Это поможет восстановить ценовую конкурентоспособность.

Благодаря объединенным усилиям, на сегодняшний день Греция уже полностью погасила десятилетние облигации стоимостью 8,5 миллиардов евро. Помимо уже переведенных Фондом 5,5 миллиардов долларов, Греция получила первый транш от Евросоюза в размере 14,5 евро.


3.2 Актуальные вопросы продажи золота МВФ


В мировой экономике можно наблюдать повышенный интерес к золоту МВФ, по причине прошлогоднего заявление, что Фонд собирается реализовать около 403 тонн.

МВФ уже продал 212 тонн центральным банкам - это почти 2 миллиарда долларов, но на этом не остановился и собирается последовательно выводить золото на рынок, при этом, не навредив его работе. Точно известно, что МВФ продолжит хранить большую часть своих активов в золоте. А сумма, которую МВФ собирается продать составляет 1/8 от общих запасов.

В МВФ считают, что самое главное в процессе продажи золота - является ненанесение вреда механизму рынка обращения золота. Именно поэтому, сначала все продажи металла осуществлялись только крайне нуждающимся ЦБ. Таким образом, продажи осуществлялись в исключительно узком сегменте рынка. Следовательно, продажи на открытом рынке будут происходить постепенно и, что немаловажно, прозрачным образом.

До сегодняшнего дня золото продавалось по рыночным ценам. Желание высказали три центральных банка, среди которых оно и было реализовано в порядке очереди. Несмотря на то, что время, отведенное для продажи государственным покупателям закончилось, Фонд все еще готов рассмотреть запросы желающих.


Таблица № 1.

Крупнейшие продажи золота МВФ.

ПокупательОбъемДатаРезервный Банк Индии200 тонн19 - 30 октябряБанк Маврикия2 тонны11 ноябряЦентральный Банк Шри-Ланки10 тонн23 ноября Источник: www.imf.org, персонал МВФ


Самая крупная покупка была осуществлена Индией-200 тонн за $6,8. Покупатель очень удивил людей, так как эксперты полагали, что им будет Китай, который жаждал на то время увеличить свои золотые запасы. Ни для кого не является секретом, что Индия очень крупный потребитель золота, но, как правило, это для ювелирной промышленности, центральный же банк никогда не стремился увеличить резерв, равные $285 миллиардам. Доля золота до осуществления операции была около 3,5%, а потом стала около 6%.

К основным целям продажи золота относятся:

·Создание новой модели доходов, задачей которой является снижение зависимости от доходов кредитования для административных затрат. Данная модель должна создать различные источники поступления доходов таким образом, чтобы они соответствовали функциям, которые осуществляет МВФ. Также будет создан обеспечительный фонд от продажи золота, деньги от которых будут инвестированы.

·Оказание поддержки странам с низким уровнем дохода. В прошлом году МВФ собрался аккумулировать 17 миллиардов долларов в срок до 2014 года для выдачи займов странам с низкими доходами. В первую очередь речь идет о странах Африки, сильно пострадавшие от финансового кризиса. МВФ создал пакет, в который входят ресурсы, поступающие от продаж золота. Этот пакет должен обеспечить экстра-средства для полуторамиллиардных субсидий, которые компенсируют издержки на низкопроцентные кредиты.

МВФ заработал на продажах Банку Маврикия почти 72 миллиона долларов, тогда как продажа Центральному банку Шри-Ланки принесла 375 миллиона долларов.

Надо отметить, что Международный Валютный Фонд информировал о результатах завершения каждой сделки, чтобы участники и общественность были уверены в надлежащем механизме и чистоте проведения операции.

Исполнительный совет Международного Валютного Фонда подвел итоги пересмотра состояния о годовом доходе Фонда на финансовый год, заканчивающийся 30 апреля 2010, и установил ставку ссудного процента на будущий финансовый год, который закончится 30 апреля 2011 года.

Прогноз о положение чистой операционной прибыли в финансовом году 2010 (в СДР равной 365 миллионов (534 миллиона долларов) отличается от прогноза, представленного в начале финансового года (в СДР составляет 290 миллионов (424 миллиона долларов). Такой улучшенный прогноз в первую очередь объясняется за счет более высокого по сравнению с прогнозируемым доходом на инвестиционный портфель Фонда, который составляет огромное количество бумаг с фиксированной доходностью, низким уровнем чистых административных расходов, в условиях СДР, отражаясь при этом в колебаниях курса валют между долларом и СДР.

На финансовый год 2010 чистая прибыль составит прибыль от продажи золота в размере 3,5 миллиардов СДР(5,1 миллиарда долларов), это является только частью от ограниченных продаж золота Фондом. Продажи золота, являющиеся главным элементом новой доходной модели Фонда, будут вложены в резерв, а также повысят количество запасов Фонда, которые идут на предоставление займов странам с низким уровням дохода согласно стратегии, установленной исполнительным советом Международного Валютного Фонда в июле 2009 года. Идея о данном вкладе, который является устойчивым источником дохода, еще не утверждена и продолжает рассматриваться собранием, утверждающим поправки к Статьям Соглашения по расширению условий инвестиционного мандата.

Исполнительный совет Фонда принял решение о минимально допустимом резерве процентной ставки, которая расходуется Фондом в пользу стран-участников по нельготному кредиту, остающемуся неизменным на одну сотую проценту выше процентной ставки СДР на финансовый год 2011, согласно главным принципам установления размера расходов.

3.3 Финансовые проблемы Европы


Министры финансов стран Евросоюза собирались на переговоры 10 мая 2010 года, чтобы решить, как преодолеть долговой кризис Европы. События, которые переживает Греция могут подтолкнуть к дефолту Испанию и Португалию, у которых тоже серьезные задолженности. В таком случае Европа лишится лояльности кредиторов. А если учесть, что практически каждая европейская страна - заемщик, то данная ситуация не будет сулить ничего хорошего. В приложении №2 можно увидеть список стран и сумму их долга.

Проблемы с долгами возникли в ЕС следующим образом - в ситуации глобального кризиса шли очень большие правительственные расходы на поддержку банков и компаний. Отсюда образовались огромные дефициты бюджетов. Таким образом, страны нарушили критерии государств по Маастрихтскому соглашению. К самому значительному проявлению кризиса Европейский Союз относит падение курса евро к доллару США до 1,25 доллара за евро.

На помощь Европе целенаправленно был создан стабилизационный фонд в €750 миллиардов, что равно 1трилиону долларов. Примечательно, что в них не учитываются уже выделенные €110 миллиардов для Греции. Полагают, что такая сумма фонда должна успокоить кредиторов, дефолта не допустят.

Денежные средства фонда должны состоять из €440 миллиардов от стран ЕС, €60 миллиардов от Еврокомиссии и €250 миллиардов от МВФ, который давал согласие на предоставления суммы, равно половине от участия ЕС. При этом деньги могут быть в любых формах - в виде гарантий или государственных кредитных линиях.

Конечно, в процессе изучения данной проблемы, невольно возникает вопрос, для кого этот фонд - для всех стран-членов ЕС или лишь для участников зоны евро. С одной стороны, на переговорах присутствовали все государства, но с другой, было четко озвучено, что главная задача фонда - не позволить рухнуть евро. Отсюда следует, что если, например, Британия захочет получить поддержку фонда, то ей следует также участвовать в его создании. В ответ на это министр финансов Великобритании сказал, что евро поддерживать отказывается. На сегодняшний день Европа поделилась на три части - Европа, где в обращении Евро, Европа, которая лояльно относится с евро, и Великобритания.

Для спасения Европы было принято решение о том, что ЕЦБ будет скупать долги тех участников, у которых они наикрупнейшие и которые маловероятно погасят самостоятельно. Все это делается ради того, чтобы успокоить кредиторов.

Следующим шагом в помощь Европе стала борьба с валютными спекулянтами. Участники переговоров сошлись на том, что именно из-за спекулянтов пошла молва о том, что валюта евро является ненадежной, вследствие чего необходимо законодательно защитить евро. Также были обвинены рейтинговые агентства, которые, присуждая стране негативный рейтинг, побуждали кредиторов завышать процент по ссуде. «В январе прошлого годакогда агентство Standard & Poor`s понизило кредитный рейтинг Испании, инвесторы и спекулянты тут же разуверились во всей европейской экономике и в евро. В результате курс единой европейской валюты значительно понизился». Отсюда можно сделать вывод, что в Европе создается искусственная система платежеспособности, а долги одной страны становятся общими. Создается дополнительная уверенность для кредиторов, что если конкретная страна не сожжет погасить долг, то за нее заплатит Европа, если у фонда не хватит средств, тогда будет платить ЕЦБ.

Необходимо отметить, что такая система платежеспособности используется в США. В прошлом году ФРС решила скупать облигации федерального казначейства, которые создавались с целью покрыть огромный дефицит страны.

Имеются и примеры искусственного валютного курса. МВФ, который активно участвовал в новой европейской схеме обязательной платежеспособности, организовали как инструмент искусственного курса всех валют по отношению к американскому доллару и друг к другу. В то время, разумеется, искусственный курс обеспечивался огромными резервами золота, находившимися в США и частично отданными в распоряжение МВФ как взнос в его уставный фонд.

Можно привести современный российский пример искусственного курса рубля к доллару и евро. В этой ситуации искусственный курс евро, если говорить об этой валюте, обеспечивается большими золотовалютными резервами РЦБ, образовавшиеся по причине того, что за российскую нефть поступает большое количество долларов.

Американская ФРС положительно восприняла создание в Европе новой платежной и валютной системы. США понадеялись, что данный европакет облегчит наросшее в мире беспокойство. Представителей международных инвестиционных банков поразил огромный размер европейского фонда с одной стороны, с другой о нем пока известно еще слишком мало подробностей.

Мировой валютный рынок среагировал на новость об образовании новой системы быстрым ростом евро до $1,31. Но позже стало ясно, что это был результат игры спекулянтов на триллионном размере фонда. Игра шла всего несколько часов, и евро снова подешевел до $1,26.

Заключение


То, что МВФ не смог своевременно и эффективно справиться с кризисом доказало отсутствие необходимых инструментов и слабость самого механизма. Это привело к тому, что программы, предлагаемые МВФ считались политически даже вредными. В сложившейся ситуации многие страны, в особенности, страны Азии, очень часто шли по пути самофинансирования и тем самым значительные буферы валютных резервов. Это привело к глобальным дисбалансам за последнее десятилетие.

После нескольких провалов в налаживании механизма предупреждения кризиса, только нынешний кризис обеспечил консенсус стран в этом направлении. В марте этого года МВФ представил программу Гибких кредитных линий, что является наиболее значительным изменением в процессе взаимоотношений со странами-членами Фонда после развала Бреттонвудской системы.

Для МВФ обусловленность помощи является очень важным для обеспечения выполнения требуемых изменений в политике стран-реципиентов этой помощи и сохранности возвратности кредитов. Обусловленность стала более сфокусированной с тем, чтобы обращения в Фонд случались до того как ситуация стала практически безнадежной.

Финансовые пакеты МВФ должны быть достаточно большими, потому что объемы частного капитала в нынешних условиях подвержены изменениям. Поэтому МВФ увеличил пределы доступа вдвое, а для беднейших стран Фонд планирует предоставить льготные кредиты на сумму в $6 миллиардов в течение последующих 2-3 лет. Также МВФ увеличил втрое кредитные ресурсы до $750 миллиардов а Двадцатка приняла решение о новом размещении СДР, которая увеличит мировую ликвидность на $250 миллиардов Конечно, может показаться, что эта сумма в глобальном масштабе невелика, однако, эти ресурсы могут положительно повлиять на резервы развивающихся стран и наибеднейших государств.

Разумеется, реформирование механизма МВФ является наиважнейшей проблемой, нельзя недооценить значимость вопроса контроля. В данном вопросе Фонд усиливает акцент на финансовых рисках и их взаимосвязь с макроэкономическими результатами. Несмотря на то, что МВФ недооценил разрушительную мощь кризиса, он, все же, одним из первых сообщил о рисках финансового сектора, призывал к глобальному фискальному стимулированию и очистке банковских балансов.

Была создана «Система раннего предупреждения», которая предусматривает проведение дважды в год системного обзора рисков и глобальных взаимосвязей. Презентация этой системы прошла на встрече МВФ и Всемирного банка в Стамбуле.

Большая Двадцатка поручила МВФ дважды в год проводить анализ предпринимаемых государством мер по борьбе с кризисом. Для этого МВФ будет печатать "Фискальный обзор Группы 20", отслеживающего применение странами фискальных стимулов и мер финансового надзора. Также МВФ обязан контролировать реализацию реформ системы регулирования и надзора, согласованных в рамках Совета по финансовой стабильности и других органов стандартизации.

По требованию развивающихся стран, которые считают, что в Фонде несправедливо представлены интересы стран-членов, произошло перерассмотрение квот, реформа которых должна быть завершена к январю 2011 года.

Несмотря на то, что все усилия приложены к борьбе с сегодняшним кризисом, реформы нацелены и на посткризисный период. Планируют, что они не только смягчат эффект и сократят частоту будущих кризисов, но и поспособствуют открытости и интеграции экономик.

Учитывая, что политика в сфере финансового и экономического секторов остается привилегией национальных государств, значимая роль Большой Двадцатки демонстрирует расширение принятия решений на наднациональном уровне. Но большим недостатком является то, что большинство стран не принимают участия в этом процессе, а решения принимаются на основе подавляющего консенсуса.

Новый механизм МВФ предполагает открытие кредитных линий не отдельным странам, а сразу группе, которые во время кризиса попали под угрозу. Вместе с тем государствам не требуется запрашивать помощь, потому, что Фонд будет самостоятельно открывать кредитную линию, но только если антикризисная политика страны будет обоснована. Предполагают, что новый кредитный механизм сначала будет оформлен в сентябре, а впоследствии подтвержден Советом Управляющих.

Доминик Стросс-Кан принял решение усовершенствовать и модернизировать мандат Фонда, для того, чтобы сделать организацию «хранителем системной стабильности», учитывая выводы сегодняшнего мирового финансового кризиса. Согласно мандату, МВФ следует охватывать весь спектр политики в макроэкономике и финансовом секторе, которая оказывает воздействие на общую стабильность в мире. Вследствие этого, Доминик Стросс-Кан определил три наиважнейших направления деятельности.

.«Во-первых, центральным уроком кризиса стало то, что надзор в целях предотвращения кризисов должен быть гораздо более строгим - с большим охватом финансового сектора и вопросов регулирования, а также лучшим пониманием системных рисков.

. «Во-вторых, если фонд будет служить надежным поставщиком финансирования в период кризиса, то наше кредитование в ответ на кризис должно иметь такую скорость, охват и размеры, которые выходят далеко за рамки прежних представлений»

.«Мы должны делать больше для укрепления долгосрочной стабильности международной денежно-кредитной системы, прежде всего посредством укрепления стабильности резервов», - отметил Доминик Стросс-Кан.

Также было отмечено, что МВФ не уделяет достаточного внимания взаимосвязям между экономиками, поэтому теперь Фонд будет стараться вести многостороннюю систему надзора, выделяя несколько основных финансовых институтов, сквозь которые проходит мировой капитал. Это все делается для того, чтобы была возможность составить глобальную карту рисков.

Во время кризиса МВФ рассматривал заново механизмы своей деятельности, обдумывал, как следует работать по преодолению кризисов и разработке превентивных мер. На данный момент специалисты МВФ пересматривают вопросы работы Фонда, связанные с механизмами контроля над передвижением капитала и рядом мер для использования странами по предотвращению кризиса.

Результатом работы экспертов является новый вариант кредита - Flexible Credit Line. Он предусматривает для стран довольно большие объемы средств на длительные сроки. Кроме того, кредит предоставляется в кратчайшие сроки, а для доступа к ресурсам фонда не нужно выполнять дополнительные условия. Разумеется, страны должны соответствовать основным базовым критериям МВФ, а тем государствам, которые не соответствуют требованиям, была предложена расширенная программа Stand-By, и, кроме того, увеличена квота на допустимое количество использования средств Фонда.

В общем и целом следует сказать, что МВФ был в значительной степени реформирован. Было приложено много усилий, чтоб оптимизировать механизм организации под современные проблемы. Большая часть общественности была крайне недовольна работой МВФ в разгар кризиса. Но изучив данную проблему, можно сделать вывод, что организация достаточно оперативно и вдумчиво подошла к проблеме и предприняла серьезные действия, где-то и в чем-то уступки, для выхода на свой личный новый уровень.

Список использованной литературы


1.Ломагин Н.А., Погорлецкий А.И., Сутырин С.Ф., Шеров-Игнатьев В.Г. Мировая экономика и международные экономические отношения. СПб., 2007.

2.Nikita A. Lomagin, Sergei F. Sutyrin, Intergovernmental Economic Oganizations: uneasy transformation ahead. 271-286. Ученые записки. К 25-летию открытия в Ленгосуниверситете кафедры международных экономических отношений.- Издательство «Европейский Дом»,2008 - Санкт-Петербург - 332 стр.

.Вестник Санкт-Петербургского Университета, 2008 год, сер.5,вып.2, Н. А. Ломагин, Поиски путей реформирования международного валютного фонда на рубеже XX и XXI вв., стр. 42-52

.www.expert.ru/printissues/expert/2009/44/mezhdu_proshlum_i_buduschim/

5.www.economist.com/theworldin/displaystory.cfm?story_id=14742698

6.www.economist.com/businessfinance/displaystory.cfm?story_id=14584651

7.www.imf.org/external/np/exr/facts/rus/protectr.pdf

8.www.rfbs.ru/content/view/377/121/

9.www.imf.org/external/pubs/ft/survey/so/2008/NEW101608A.htm

10.www.iie.com/publications/papers/truman0109.pdf

11.www.washingtontimes.com/news/2009/apr/27/imf-role-grows-with-crisis/

12.www.forex-bis.ru/struktura.html

13.www.niisp.ru/News/Interview/art23

14.www.imf.org/external/russian/np/sec/pr/2009/pr09441r.pdf

15.www.rbcdaily.ru/2008/05/30/world/347875

16.www.cefir.ru/download.php?id=2180

17.#"center">Приложение №1


Договоренности по основным механизмам, утвержденные в 2009 году (в миллионах СДР).

Государство-членВид договоренностиВступление в силуУтвержденная суммаНовые договоренностиАрмения28 месяцев «стэнд-бай»6.03.2009368,0Беларусь15 месяцев «стэнд-бай»12.01.20091618,1Коста-Рика15 месяцев «стэнд-бай»11.04.2009492,3Сальвадор15 месяцев «стэнд-бай»16.01.2009513,9Грузия18 месяцев «стэнд-бай»15.09.2008477,1Гватемала18 месяцев «стэнд-бай»22.04.2009630,6Венгрия17 месяцев «стэнд-бай»6.11.200810537,5Исландия24 месяца «стэнд-бай»19.11.20081400,0Латвия27 месяцев «стэнд-бай»23.12.20081521,6Мексика12 месяцевГибкая кредитная линия17.04.200931528,0Монголия18 месяцев «стэнд-бай»1.04.2009153,3Пакистан23 месяца «стэнд-бай»24.11.20085168,5Сербия15 месяцев «стэнд-бай»16.01.2009350,8Сейшильские острова24 месяца «стэнд-бай»14.11.200817,6Украина24 месяца «стэнд-бай»5.11.200811000,0Всего:65777,3Источник: Международный Валютный Фонд. Годовой отчет 2009. Преодоление глобального кризиса.


Приложение№2


Подсчитанные квоты -- по членам (в процентах)

Рассчитанные доли квот

Текушее 1/ 2/Бывшее 1/ 3/

Соединенные Штаты Америки17,81618,988Япония6,9878,030Германия5,8886,226Франция4,2134,015Соединенное Королевство4,5844,428Китай 4/7,4746,389Италия3,0983,336Саудовская Аравия0,8500,835Канада2,4232,569Россия2,4342,053Индия2,1841,997Нидерланды1,8981,930Бельгия1,3621,504Бразилия1,9691,725Испания2,2432,304Мексика1,8641,969Швецария1,2341,211Корея2,1762,245Австралия1,3261,321Венесуэла0,4550,427Швеция0,9560,992Аргентина0,5910,583Австрия0,8470,913Индонезия0,9030,901Дания0,7830,852Норвегия0,7940,810Южная Африка0,5870,588Малайзия0,8150,859Нигерия0,4600,337Польша0,9100,868Иран0,6330,593Турция1,1650,987Тайланд0,8070,835Сингапур1,2411,031Кувейт0,2920,257Украина0,4070,338Финляндия0,5210,545Ирландия1,1011,173Алжир0,4050,374Ирак0,2090,225Ливия0,2480,215Греция0,5790,644Израиль0,4220,471Венгрия0,4080,433Пакистан0,3560,356Румыния0,3510,302Португалия0,4660,494Филиппины0,4390,465Чехия0,5100,508Египет0,4020,382Новая Зеландия0,2560,263Чили0,3690,350Колумбия0,3560,326ОАЭ0,5610,385Болгария0,1410,136Перу0,2530,241Марокко0,1880,186Бангладеш0,1690,173Демократическая республика Конго0,0300,028Замбия0,0360,034Сербия0,1300,099Вьетнам0,2800,230Казахстан0,3180,199Словакия0,2490,208Люксембург0,4860,624Шри-Ланка0,0900,090Беларусь0,1350,121Республика Гана0,0500,050Хорватия0,1480,154Зимбабве0,0160,020Эквадор0,1500,157Сирия0,1860,165Тринидад и Тобаго0,0660,059Кот Д'Ивуар0,0580,061Судан0,0830,075Уругвай0,0740,073Катар0,1880,135Тунис0,1130,117Республика Ангола0,1600,134Узбекистан0,0690,065Словения0,1300,132Ямайка0,0490,053Кения0,0760,065Ливан0,1980,151Мьянма0,0540,049Йемен0,1050,110Оман0,1270,120Доминиканская республика0,1010,100Бруней-Даруссалам0,0650,041Гватемала0,0880,095Панама0,0820,065Танзания0,0460,044Коста-Рика0,0800,083Камерун0,0630,063Литва0,1080,100Уганда0,0570,035Бахрейн0,0970,100Боливия0,0450,041Сальвадор0,0630,068Иордания0,0730,073Босния и Герцеговина0,0570,056Афганистан0,0430,038Сенегал0,0320,032Азербайджан0,0730,051Кипр0,0680,069Габон0,0380,039Грузия0,0280,025Латвия0,0760,060Намибия0,0220,023Эфиопия0,0540,047Папуа Новая Гвинея0,0310,026Багамские острова0,0230,025Никарагуа0,0280,027Гондурас0,0550,042Либерия0,0080,008Молдова0,0200,018Мадагаскар0,0260,024Исландия0,0690,043Мозамбик0,0310,027Гвинея0,0130,015Сьерра Леоне0,0060,006Мальта0,0380,039Маврикий0,0280,031Парагвай0,0410,043Туркменистан0,0640,056Эстония0,0700,060Мали0,0320,021Суринам0,0110,010Армения0,0220,018Гайана0,0070,008Киргизия0,0160,014Ботсвана0,0530,054Камбоджа0,0330,032Таджикистан0,0160,014Республика Конго0,0360,029Гаити0,0170,018Сомали0,0020,002Руанда0,0110,011Бурунди0,0040,004Того0,0110,011Непал0,0320,033Фиджи0,0120,011Малави0,0290,010Македония0,0300,030Барбадос0,0150,016Чад0,0330,032Нигер0,0130,012Мавритания0,0110,009Бенин0,0220,015Буркина Фасо0,0190,019Албания0,0320,031Косово0,0160,017Центральноафриканская Республика0,0050,006Лаос0,0130,013Экваториальная Гвинея0,0490,038Монголия0,0140,012Свазиленд0,0170,018Лесото0,0100,010Гамбия0,0030,003Черногория0,0170,010Сан Марино0,0110,013Белиз0,0060,006Эритрея0,0070,008Вануату0,0020,003Джибути0,0040,005Сент-Люсия0,0040,004Гвинея-Бисау0,0020,004Антигуа и Барбуда0,0040,005Гренада0,0030,003Самоа0,0020,003Кабо-Верде0,0060,005Сейшельские острова0,0050,006Тимор0,0050,006Соломоновы острова0,0020,003Мальдивские острова0,0050,005Коморские острова0,0020,002Сент-Китс и Невис0,0020,002Бутан0,0050,005Сент-Винсент и Гренадины0,0030,003Доминика0,0020,002Сан - Томе и Принсипи0,0010,001Тонга0,0010,002Кирибати0,0020,002Микронезия0,0020,002Маршалловы острова0,0010,001 Республика Палау0,0010,002

/ На основе следующей формулы: CQS = (0,50 * ВВП + 0,30 * Открытость + 0,15 * Изменчивость + 0,05 * Резервы) ^ К. ВВП смешанного использования рынке 60 процентов и 40 процентов обменных курсов ППС. К коэффициент сжатия 0,95.

/ На основе данных по 2007 годы.

/ На основе данных по 2005 год. Отражает воздействие корректировки текущих поступлений и платежей за реэкспорт, международных банковских ставок и немонетарного золота.

/ Включая Китай, PR, САР Гонконг и САР Аомэнь.

Источник: Международный Валютный Фонд

Приложение №3


Государственные долги стран ЕC на конец 2009 года.

Страна€ млрд% ВВПГермания1762,2173,2Италия1760,77115,8Франция1489,0377,6Великобритания1118,8668,1Испания559,6553,2Голландия347,0260,9Бельгия326,6196,7Греция273,41115,1Австрия184,1166,5Польша172,3551Швеция135,0742,3Португалия125,9176,8Ирландия104,6764Дания92,5941,6Финляндия75,2244Венгрия74,678,3Чехия50,535,4Румыния27,9223,7Словакия22,5935,7Словения12,5235,9Кипр9,5356,2Литва7,8529,3Латвия6,7536,1Люксембург5,4614,5Болгария5,0114,8Мальта3,9569,1Эстония0,997,2Источник : Eurostat


Теги: Изменение роли МВФ в условиях мирового финансового и экономического кризиса  Диплом  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 19825
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Изменение роли МВФ в условиях мирового финансового и экономического кризиса
Назад