Валюта в международной валютной системе

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА

1.1 Валюта: понятие, виды, функции

1.2 Валютный курс и факторы, его определяющие

.3 Международная валютная система: определение, этапы развития, подходы к обновлению

ГЛАВА 2. ВАЛЮТНЫЙ КРИЗИС

.1 Характеристика валютных кризисов

.2 Пути преодоления кризисных явлений на валютном рынке

ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД

.1 Основные сведения об МВФ

.2 Цели, функции Международного Валютного Фонда

.3 Обязанности, основная задача, управление и организационная структура МВФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Связь между экономиками различных стран осуществляется через торговлю товарами и услугами и финансовые операции. В подавляющем большинстве случаев взаимный обмен результатами хозяйственной деятельности и связанные с этим международные расчеты осуществляются в денежной форме. Поэтому денежным единицам страны противостоят денежные единицы других стран. В результате складываются валютные отношения, связанные с функционированием денег в мировом хозяйстве.

Конкретной формой организации и регулирования валютных отношений выступает валютная система. Формирование устойчивых отношений по поводу купли-продажи валюты и их юридическое закрепление исторически привели к формированию сначала национальных, а затем и международной валютных систем. Пока национальные деньги остаются в пределах страны, в которой они имеют хождение, они остаются национальными денежными единицами. Когда же в силу различных обстоятельств они выходят за национальные границы, то приобретают новое качество - становятся валютой.

Самостоятельное государство стремится к тому, чтобы иметь собственную национальную валюту. Своя валюта позволяет реально и гибко управлять отечественной экономикой; обеспечивает полную независимость страны от других государств, проводящих свою денежную политику в собственных интересах; надежнее защищает национальное хозяйство от инфляции, которая может быть занесена из других стран. В условиях множественности валют возникает необходимость их взаимообмена в процессе международных экономических связей. Обмен валют осуществляется в соответствии с их валютным курсом.

Объект исследования: Валюта в международной валютной системе.

Целью настоящей курсовой работы является исследование современной международной валютной системы, ее эволюции, структуры и происходящих в валютной системе процессов.

Исследование предполагает постановку и решение следующих задач:

.Раскрыть значение валюты в международных экономических отношениях и дать представление об особенностях и этапах развития мировой валютно-финансовой системы (МВФС), а также о ведущей организации современной мировой валютно-финансовой системы - Международном валютном фонде (МВФ).

.Показать значение валютного курса для оценки положения стран в МВФС, раскрыв причины, его колебаний в зависимости от политики правительства и конъюнктуры мирового рынка.

.Охарактеризовать валютные кризисы и предложить пути преодоления кризисных явлений на валютном рынке.

Данная тема актуальна, так как валютное регулирование и валютный контроль государством являются частью механизма финансовой стабилизации, развития внешней торговли и укрепления стабильности национальной валюты. Меры воздействия государством на курс национальной валюты призваны способствовать эффективному преодолению кризисных явлений в национальной экономике и реализации тактических и стратегических интересов страны.

Валютный курс оказывает существенное воздействие на внешнюю торговлю страны, поскольку от его уровня в значительной степени зависит конкурентоспособность ее товаров на мировых рынках. Валютный курс воздействует на направление международных потоков капитала. Решение о вложении национального капитала в активы той или иной страны принимается исходя из ожидаемой реальной прибыли на инвестируемый капитал, которая зависит от процентной ставки и ожидаемых изменений валютного курса.


ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА


1.1 Валюта: понятие, виды, функции


Валюта, денежная единица - ключевой элемент денежной системы <#"justify">Виды валюты:

По типу денежной системы <#"justify">-1.золотая

.серебряная

.биметаллическая

.бумажная

По отношению к государству-эмитенту:

-1.национальная

.иностранная

-3.коллективная <#"justify">По статусу эмитента или по территории обращения:

-1.национальная <#"justify">По возможности обмена на другую валюту:

-1.свободно конвертируемая, обратимая <#"justify">-1.сильная / твёрдая (то есть устойчивая)

.слабая / мягкая

По сроку действия:

-1.постоянная

.временная

По степени использования:

-1.резервная валюта <#"justify">По наличию физической формы:

-1.реальная, наличная <#"justify">По своему текущему статусу:

-1.историческая <#"justify">По месту своего существования:

-1.реальная, существующая

-2.игровая <#"justify">Национальная валюта и её потенциал

Национальная валюта - продукт эволюции денег. В эволюции современной денежной формы одной из главных вех является отказ от золотодевизного стандарта (США, 1971 г.). Это придало новое качество институту денег посредством модели функционирования национальной валюты. В отличие от денег с обеспечением золотом (общемировым эквивалентом) потенциал национальной валюты определяется уровнем социально-экономического развития и национального богатства.

Национальная валюта по своей функциональной природе - особый институт в сфере экономических и социальных отношений. Она содержит указание на непосредственную связь с государством в лице Центрального банка страны, с учетом рамок его ответственности, долговых обязательств, его эмиссионной функции. Именно с того момента, когда государство принимает на себя функцию эмиссии денег и регулятора их обращения в макроэкономической системе, закрепляя это законными актами, возникает институт национальной валюты.

Несмотря на то, что национальный статус деньгам придается государством через объявление национальной валюты законным платежным средством, реально на первую позицию при оценке надежности национальной валюты выходит доверие участников товарно-денежного обращения к экономике страны эмитенту валюты, и соответственно готовность формировать спрос на нее, чтобы осуществлять экономические операции с ее участием.

В современных условиях укрепление потенциала национальной валюты в социально-экономическом развитии страны равнозначно упрочнению ее в мировом экономическом обороте. Имеется в виду тот важный фактор мировой конкурентоспособности страны, что развитость функций и форм её национальной валюты - это ресурс влияния на мировом рынке. Соответственно, различия потенциала валют, например доллара, евро и других обусловлены различиями в уровне развитости национальной экономики той или иной страны, производительности труда, конкурентоспособности.

Главная позиция денег в мировой экономике касается власти той или иной национальной валюты при мировом перераспределении благ. Влияние доминирующей в мировом денежном обороте национальной валюты или корзины валют, а соответственно соподчиненность других валют с их «выстраиванием» относительно так называемых твердых, являет собой момент эволюции денег и национальной валюты как реального их воплощения.

Действительно, преобладание валют одной или нескольких стран на мировом рынке определяет усиление финансовой зависимости от них экономик других стран. И России - в том числе.

И действительно, в современном мире с переменным успехом главенствуют валюты стран Евросоюза и США, которые являются передовыми индустриальными державами мира.[3, с. 36-37]

Функции валюты

Валюта выполняет функцию меры стоимости, то есть измеряет стоимость всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в валюте, - ее цена. Для определения цены продукта сама валюта не требуются, поскольку продавец товара устанавливает его цену.

В функции средства обращения валюта выступает в качестве посредника в обращении, которое осуществляется по формуле Т (товар) - Д (деньги) - Т (товар). В данном случае валюта не задерживается долго в руках покупателей и продавцов и переходит из рук в руки, выполняя функцию средства обращения мимолетно.

Валюта служит также средством сбережения. Поскольку валюта наиболее ликвидное имущество, она является наиболее удобной формой хранения богатства. Владение валютой за редким исключением не приносит денежного дохода, который извлекается при хранении богатства, например, в форме недвижимого имущества (собственности) или ценных бумаг (акций, облигаций и т. д.). Однако валюта имеет то преимущество, что она может быть безотлагательно использована фирмой или домашним хозяйством для любого финансового обязательства.

При продаже товаров в кредит валюта выполняет функцию платежного средства: ей расплачиваются за ранее приобретенный товар, когда наступает срок погашения задолженности. В такой роли валюта используется и вне сферы товарного обращения: когда выплачивается заработная плата, выполняются всякого рода финансовые обязательства (по займам, налогам, за аренду земли или помещения и т.п.).

В международной торговле осуществляется функция мировых денег: последние стали выступать в роли всеобщего эквивалента в хозяйственных взаимоотношениях всех стран. Валюта той страны, которая имеет высокий удельный вес в международной торговле и предоставляет значительные кредиты другим странам, получает преимущество. Расчеты между государствами осуществляются в национальной валюте, занимающей главенствующее положение в мировом платежном обороте.[4]


.2 Валютный курс и факторы, его определяющие


Деньги выполняют функции <#"justify">-1.определение валютного паритета государственными органами;

.формирование курсов на валютных рынках.

Валютный паритет - это законодательно устанавливаемое соотношение между двумя валютами, являющееся основой валютного курса.

Паритет покупательной способности <#"justify">Различают следующие виды валютного курса:

.Фиксированный валютный курс - это официальное соотношение между двумя валютами, устанавливаемое государством, здесь колебания валют не допускаются. Валютный курс устанавливается центральным банком в определенном жестком соотношении, например, 2 доллара за 1 фунт и поддерживается путем интервенций центрального банка.

.Система гибких или плавающих валютных курсов предполагает, что валютные курсы регулируются рыночным механизмом и устанавливаются по соотношению спроса и предложения валюты на валютном рынке.[5]

.Управляемый валютный курс (управляемое плавание)- представляет собой практику управления курсом с помощью инструментов государственного регулирования.

.Кросс-курс - это соотношение между двумя валютами, которое рассчитывают исходя из их курса по отношению к курсу третьей валюты;

.Текущий - это курс наличной, т. е. кассовой сделки. По нему производятся расчеты в течение двух дней;

-6.Форвардный или курс срочной сделки, - это курс для расчета по валютному (форвардному) контракту через определенное время после заключения контракта. Поскольку изменения валютного курса имеют весьма ощутимые последствия для экономики, то вариант управляемого плавания является в современной экономике наиболее распространенным.

Для обозначения валют при заключении сделок применяются ISO-коды валют. Код отдельной валюты состоит из трех букв: первые две буквы обозначают страну, третья - валюту.


Таблица 1 Примеры ISO-кодов для некоторых валют:


Валютные курсы отображаются парой валют, участвующих в сделке, например GBP/USD или USD/CHF, где GBP/USD показывает, сколько долларов США можно купить за 1 английский фунт, а USD/CHF показывает, сколько швейцарских франков можно купить за 1 долл. США.

Торгуемая - валюта, которая покупается или продается, т. е. торгуется.

Котировка валюты - это валюта, которая служит для оценки торгуемой валюты (установления валютного курса). Так, при отображении валютной пары, первая из указываемых валют является торгуемой валютой, а вторая - валютой котировки.[2]

Виды котировок валют

В зависимости от места нахождения биржи, от страны, где совершается валютная сделка, различают:

а) прямую котировку валюты. При ней стоимость единицы иностранной валюты выражается через некоторое количество национальной денежной единицы. При обозначении валютного курса иностранная валюта выступает в качестве торгуемой, а местная - в качестве валюты котировки.

1 ед. валюты = к ед. национальной валюты ; 1 доллар = 31,133 рубль.

Такая система котировки используется в Швейцарии, Канаде и др.

б) косвенную котировку валюты (обратная). При ней стоимость единицы (т. е. 1 шт.) национальной денежной единицы выражается в некотором количестве иностранной денежной единицы. Например, котировка EUR/USD1,294 показывает, что в 1 евро содержится 1,294 долл. США, или к примеру 1 рубль = 1/31,133 долларов.

Систему косвенных котировок своей валюты, в частности, применяют Великобритания и Австралия (GBP/USD и AUD/USD). Косвенную котировку используют и при расчете курса евро (EUR/USD).

Курс валют котируется по двум направлениям:

-1.курс покупателя - это цена, по которой банк покупает иностранную валюту за национальную;

.курс продавца - это цена, по которой банк продает иностранную валюту за национальную.

Разница между названными курсами покрывает издержки на организацию продажи валюты и формирует банковскую прибыль.

При прямой котировке курс продавца больше курса покупателя.

При косвенной котировке курс покупателя больше курса продавца.

в) котировка кросс-курс.- Если котировка двух валют проводится путем расчета через третью валюту.

В межбанковской торговле валютой банк, котирующий валюту, обычно называет курсы покупки и продажи. Курс покупки обозначается как курс Bid, курс продажи - Offer(Ask).

При прямой котировке курс Bid является курсом, по которому банки покупают торгуемую (иностранную) валюту и продают национальную. Курс Offer(Ask) является курсом, по которому банк продает торгуемую валюту и покупает национальную. Величина, на которую курс Bid отличается от курса Offer(Ask), называется спредом.

Как правило, при расчете кросс-курсов третьей валютой выступает доллар США. Это связано с тем, что доллар США является основной резервной валютой и валютой сделки в большинстве валютных операций.[2]

Политика центральных банков государств, в значительной степени направлена на сдерживание резкого повышения реального курса национальной валюты. При низком реальном обменном курсе иностранные товары относительно дороги, а отечественные - относительно дешевы. Экономические агенты в подобном случае приобретают меньшее количество иностранных товаров и большее - отечественных. Поэтому величина чистого экспорта будет выше, чем было бы в случае высокого реального обменного курса, когда иностранные товары были для экономических агентов предпочтительнее вследствие их относительной дешевизны по сравнению с отечественными. Таким образом, негативные последствия повышения курса валюты на себе испытывают, прежде всего, отрасли, ориентированные на экспорт. Небезынтересен пример с автомобильной корпорацией «Тойота». Падение курса доллара всего на одну иену (а значит, рост курса иены) оборачивается финансовыми потерями в млрд. йен. А в целом, по подсчетам специалистов, при росте курса иены убытки несут не менее 70% японских корпораций и фирм.

Однако нельзя однозначно положительно оценивать искусственное снижение реального валютного курса. Заниженный курс национальной валюты имеет не только плюсы, но и серьезные минусы. Так, падение курса национальной валюты приводит к росту цен на импортные товары, выраженные в национальной валюте. Импорт сокращается. Это негативно сказывается на интересах национальных потребителей, так как делает импортные товары менее доступными, что снижает уровень потребления. Заниженный курс нежелателен и для многих производителей, которые используют в своем производстве импортное сырье, оборудование и материалы.

Это вызывает рост издержек производства и может вызвать сокращение реального объема производства при одновременном росте цен. Заниженный курс способствует сохранению искусственно заниженных цен на национальную продукцию, что в свою очередь делает неэффективной инвестиционную деятельность, провоцирует массовую утечку сырьевых ресурсов по заведомо заниженным ценам, блокирует импорт передового оборудования и технологий и потому обрекает экономику страны на годы и десятилетия застоя.

Факторы, определяющие валютный курс

Все факторы, влияющие на спрос и предложение на валютных рынках и меняющих валютный курс можно разделить на : структурные (действие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочные колебания валютного курса).

а) К структурным факторам относятся: конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение; состояние платежного баланса страны; темпы инфляции; разница процентных ставок в различных странах; степень открытости национальной экономики; государственное регулирование валютного курса.

б) К конъюнктурным относятся: деятельность валютного рынка; спекулятивные валютные операции; кризисы; войны; стихийные бедствия; прогнозы; цикличность активности в стране.[6, с.4..]

К мерам государственного воздействия на величину курса национальной валюты относятся:

.Валютные интервенции - операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.

Цель валютных интервенций - изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.

Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы. Однако объем резервов лимитирован и поддерживать курс можно лишь краткосрочно. Официальные интервенции могут проводиться разными методами - на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением.[24]

Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:

а) Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;

б) Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка;

в) Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.

.Дисконтная политика - это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. Стремясь повысить курс валюты, Центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс. Если правительство ставит цель понизить валютный курс, Центральный банк снижает учетный процент, капиталы перемещаются в зарубежные страны и в результате курс валют понижается. [24]

.Протекционистская политика государства во внешней торговле.В случае применения заградительных мер по отношению к импорту, спрос на иностранную валюту сокращается, и ее курс по отношению к национальной - падает. В свою очередь курс национальной валюты растет. Таким образом, протекционистская торговая политика повышает реальный валютный курс. Государство увеличивает налоги на импорт и устанавливает количественные ограничения на ввоз зарубежных товаров, что ведет к снижению импорта и увеличению чистого экспорта.[6, с.5..]

Протекционистские меры - это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения - совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются следующие:

а) валютная блокада;

б) запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты;

в) регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг;

г) концентрация в руках государства иностранной валюты.

Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты, к которым МВФ относит доллар США, Евро, Английский фунт стерлингов и др. [25, c. 49]

Остальные важные факторы, влияющие на валютный курс:

.Изменения во вкусах покупателей. Если потребители предпочитают покупку импортных товаров, то это вызовет спрос на иностранную валюту, и ее курс будет расти, а курс национальной валюты - падать. Подорожание иностранной валюты говорит об обесценении национальной и наоборот.

.Изменение величины национального дохода страны, а, следовательно, и доходов покупателей. С ростом доходов увеличивается потребление как собственных, так и импортных товаров, поэтому растет спрос на иностранную валюту. На валютном рынке это отразится в росте курса иностранной валюты и понижении курса национальной.

.Инфляция (относительное изменение цен). При прочих равных условиях уровень инфляции в стране обратно пропорционально влияет на величину курса национальной валюты, то есть увеличение инфляции в стране приводит к уменьшению курса национальной валюты и наоборот. Если темпы роста цен в одной стране превышают соответствующие показатели в другой, то импортные товары будут (пока курс неизменен) более дешевыми. Это увеличит спрос на них, что приведет к росту спроса на иностранную валюту.

.Состояние торгового баланса.

Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, поскольку растет спрос на нее со стороны иностранных партнеров.

Пассивный платежный баланс - порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как отечественные должники, покупая иностранную валюту для погашения своих обязательств, увеличивают предложение своей национальной валюты.

.Всякого рода ожидания различных субъектов рынка относительно изменения обменных курсов. У хозяйствующих субъектов формируются различные представления о будущих темпах роста экономики, темпах инфляции, значении реальных процентных ставок, направлениях макроэкономической политики. В итоге обобщения этих показателей складывается мнение об ожидаемых обменных курсах. При прочих равных условиях выгоднее хранить портфель активов в тех валютах, обменные курсы которых, согласно ожиданиям, повысятся. В свою очередь на международном рынке выгоднее брать заем в той валюте, курс которой в будущем может упасть. Обмен валюты, вызванный всеми этими причинами, усилит предполагаемое обесценивание или подорожание валют.

.Валютные спекуляции, доверие к валюте, ее популярность и другие обстоятельства также оказывают воздействие на валютный курс. В любом государстве валютные резервы не безграничны. Если спрос на иностранную валюту в течение длительного времени превосходит предложение, то искусственно удерживать курс национальной валюты невозможно. Здесь встает вопрос о необходимости отказаться от защиты курса и перейти к режиму плавающего курса либо законодательно снизить стоимость своей национальной валюты до уровня, соответствующего рыночному равновесию. В этом случае валютные спекуляции могут опередить правительство и начнут активно сбрасывать национальную валюту в обмен на иностранную, чтоб избежать потерь. Возникает ситуация, известная в мировой экономике под названием «спекулятивная атака на валюту». [6, С.4-19]


.3 Международная валютная система: определение, этапы развития, подходы к обновлению


Становление мировой валютной системы было обусловлено развитием международных экономических отношений и в первую очередь торговли. При экспорте и импорте разнообразных товаров и услуг становилось необходимым определять валютный курс, то есть курс национальных денежных единиц друг к другу. Подобная необходимость запустила процесс формирования мировой валютной системы.

Международная валютная система - форма организации международных валютных отношений. Она сложилась на основе развития мирового рынка и закреплена межгосударственными соглашениями.

В Международную валютную систему входят следующие элементы:

-1.международные платежные средства;

.механизм установления и поддержания валютных курсов;

.порядок балансирования международных платежей;

.условия конвертируемости (обратимости) валют;

.режим работы валютных и золотых рынков;

.права и обязанности межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения.

Конечно, в таком сложном виде мировая валютная система возникла не сразу. Она прошла долгую эволюцию, которая началась вслед за промышленной революцией и формированием мировой системы хозяйства. [7]

Этапы развития международной валютной системы:

а) Система золотого стандарта

Первый этап - это период возникновения системы золотого стандарта (XIX- начало XX в.), когда центральную роль в международной валютно-кредитной системе играло золото.

В условиях, когда национальные денежные единицы имели золотое содержание, естественно, что и в международной практике установился золотомонетный стандарт. Стихийно сложившаяся практика была узаконена в 1867 г. на Парижской конференции заключением межгосударственного соглашения, признающего золото единственной формой мировых денег. В соответствии с соглашением в международных расчетах применялись национальные золотые монеты, но значение имел не их номинал, а вес.

В основу Парижской валютной системы были положены принципы:

-1.Она основывалась на золотомонетном стандарте.

.Каждая из национальных валют имела золотое содержание. В соответствии с золотым содержанием устанавливались золотые паритеты. Любую валюту можно было свободно конвертировать в золото.

.Установился режим свободно плавающих валютных курсов с учетом рыночного спроса и предложения, ограниченный золотыми точками: если рыночный курс валюты становился ниже паритета, основанного на золотом содержании, то становилось выгоднее платить по внешним обязательствам золотом.

Для нормального функционирования валютной системы, основанной на золотомонетном стандарте, было необходимо наличие золотых запасов у каждой из стран, входящих в систему, а также достаточное количество золотых денег в обращении. Изначальная ограниченность общемировых запасов золота предопределила неизбежность кризиса и последующей смены данной валютной системы. Основная часть международных расчетов осуществлялась при этом с помощью тратт (переводных векселей), выписанных в какой-либо национальной валюте. В качестве такой валюты использовался главным образом английский фунт стерлингов, золото же использовалось для оплаты пассивного сальдо международных расчетов страны. Страны с дефицитным платежным балансом вынуждены были ограничивать денежную массу в обращении, чтобы препятствовать отливу золота из страны. Исключение составляла Великобритания, поскольку ее валюта была резервной.

Постепенно золотомонетный стандарт изжил себя, так как не соответствовал ни масштабам усилившихся хозяйственных связей, ни условиям, необходимым для дальнейшего развития экономики. Наступление кризиса ускорила Первая мировая война. С началом войны центральные банки государств-участников системы прекратили размен банкнот на золото и увеличили их эмиссию для покрытия военных расходов, что спровоцировало сильную инфляцию и хаос валютных отношений.

Выход был найден после окончания войны в установлении золото-девизного стандарта, основанного на золоте и ведущих валютах, конвертируемых в золото. Девизами стали называть средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов. Новое устройство мировой валютной системы было юридически закреплено межгосударственным соглашением на Генуэзской международной конференции в 1922 г.

В основу Генуэзской валютной системы легли следующие принципы:

-1.Ее основой были золото и девизы - иностранные валюты. Национальные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств, что снимало ограничения, связанные с применением золотомонетного стандарта, но при этом ставило мировую валютную систему в зависимость от состояния ведущих национальных экономик. Однако, в период между двумя мировыми войнами статус резервной не был официально закреплен ни за одной из валют.

.Сохранились золотые паритеты. Конверсия валют в золото могла осуществляться или непосредственно (валюты США, Франции, Великобритании) или косвенно, через иностранные валюты.

.Был восстановлен режим свободно плавающих валютных курсов.

.Валютное регулирование стало новым элементом мировой финансовой системы и осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций и совещаний.

Новая валютная система принесла относительную валютную стабильность в сферу мировых торгово-финансовых отношений, но одновременно создала предпосылки для продолжительных валютных войн и многочисленных девальваций. Перемещение основного мирового валютно-финансового центра из Западной Европы в США также должно было найти свое отражение в устройстве мировой валютной системы. США стремились к утверждению гегемонии доллара в международных расчетах, что привело к острому соперничеству между долларом и фунтом стерлингов. Стабильность валютной системы была окончательно подорвана мировым экономическим кризисом. Великая депрессия 1929-1933 гг. ударила по одной из основных валют - доллару США, что привело к хаотическому перемещению капиталов и поражению валютными кризисами то одних, то других стран, вызывая девальвации, увеличение дефицита государственных бюджетов, отлив золота. В результате Генуэзская валютная система утратила эластичность и стабильность. Был прекращен размен банкнот на золото во внутреннем обороте всех стран, и сохранилась только внешняя конвертируемость валют в золото по соглашению центральных банков США, Великобритании и Франции. Еще одним потрясением для мировой валютной системы стал экономический кризис 1937 г. , вызвавший новую волну обесценения валют. К началу Второй мировой войны не осталось ни одной устойчивой валюты.

В период войны валютные ограничения ввели как воюющие, так и нейтральные страны. Замороженные официальные курсы валют практически не менялись, хотя покупательная способность денег постоянно снижалась в результате инфляции. Вновь возросла роль золота как мирового резервного и платежного средства, и военные или стратегические товары можно было приобрести только за золото. Валютный курс утратил активную роль в экономических отношениях. Война еще больше углубила кризис Генуэзской валютной системы, разработка же проекта новой валютной системы началась уже в годы войны английскими и американскими специалистами, так как государства опасались повторения валютных кризисов 30-х годов.[8]

Итак, в чем же преимущества и недостатки валютных отношений, основанных на золотом стандарте? К числу явных преимуществ, принято относить отсутствие при золотом стандарте резких колебаний валютных курсов и низкую инфляцию. Это объясняется тем, что система золотого стандарта требует от каждой страны-участницы обменивать свою национальную валюту на золото (и обратно) по фиксированному курсу. Именно фиксированное золотое содержание валютной единицы делает невозможным резкие колебания обменного курса и крупные спекуляции на продаже-покупке иностранной валюты.

Важно учесть и другое: поскольку золото - металл достаточно редкий, то произвольно увеличить его количество, находящееся в распоряжении банков и правительства, непросто (в отличие от бумажных денег, которых можно напечатать сколько угодно). А раз это так, то и произвольно увеличивать масштабы денежного обращения (т. е. выпускать в обращение дополнительные бумажные деньги) было невозможно. Почему? Да потому, что в условиях золотого стандарта бумажные деньги свободно размениваются на золото.

Следовательно, излишнее их количество немедленно вернется в банк, который будет сам наказан за излишнюю эмиссию: вместо золота у него останется бумага (банкноты). А это означает, что при реальном золотом стандарте инфляция весьма незначительна.

Однако золотой стандарт имел и недостатки:

.В этой системе существует жесткая взаимосвязь между объемом денежной массы, обращающейся в мировой экономике, и объемом добычи и производства золота. Открытие новых месторождений золота и рост его добычи приводили к мировой инфляции, а отставание производства золота от роста реального производства вело к дефициту наличных денежных средств.

.В условиях золотого стандарта невозможно было проводить самостоятельную национальную кредитно-денежную политику, направленную на решение внутренних экономических проблем своей страны. Это обстоятельство заставило все европейские страны, включая Россию, отказаться от золотого стандарта во время первой мировой войны. Ведь финансировать военные расходы приходилось в основном за счет эмиссии бумажных денег, для конвертации которых не хватило бы никакого золотого запаса страны. После войны восстановить золотой стандарт так и не удалось, хотя некоторые европейские страны (Англия, Франция) и пытались это сделать.

Золотой стандарт до сих пор кажется некоторым экономистам и политикам наилучшим принципом организации международных валютных отношений. Главное, утверждают они, что в условиях золотого стандарта должно исчезнуть такое большое зло, как инфляция. В 1981 г. президент США Рейган создал далее специальную комиссию для изучения этого вопроса. Однако, взвесив «за» и «против» комиссия не рекомендовала американскому правительству возврат к золотому стандарту.

б) Бреттон-Вудская валютная система

Начало второго этапа развития международной торговли датируется 1944 годом, когда основные участники международной торговли провели конференцию в городе Бреттон-Вудс (США). На этой конференции и было определено устройство послевоенной валютно-кредитной системы (получившей название Бреттон-Вудской). Для внедрения и руководства новой системой был создан Международный валютный фонд (МВФ).

Бреттон-вудская система была очень похожа на систему золотого стандарта. Дело в том, что в ее основе лежал принцип двойственного обеспечения бумажных денег - и золото, и доллар. Страны, подписавшие Бреттон-Вудское соглашение, зафиксировали курсы своих национальных валют в долларах. Со своей стороны, доллар получил твердое золотое содержание (35 долларов за тройскую унцию золота, которая равнялась 31,1 г).

Таким образом, доллар признавался основной резервной и расчетной валютной единицей, поскольку свободно обращался в золото. Эта система обеспечивала доллару монопольную позицию в мировой валютной системе.

Все остальные страны-участницы Бреттон-Вудской системы обязывались поддерживать курсы своих валют по отношению к доллару на постоянном уровне. Если, в результате колебаний спроса и предложения на внешних валютных рынках курс валюты данной страны отклонялся от постоянного более чем на 1 %, ее Центробанк обязан был вмешаться и с помощью продажи (или покупки) долларов выровнять ситуацию.

Во время Бреттон-Вудской системы мировая экономика и торговля развивались очень быстро. Это были годы экономического чуда: инфляция сохранялась на низком уровне, безработица сокращалась, рос жизненный уровень европейцев. Однако одновременно разрушались основания Бреттон-Вудской системы.

Дело в том, что производительность труда в промышленности США оказалась ниже, чем в Европе и Японии. Это привело к уменьшению конкурентоспособности американских товаров, а следовательно, к снижению их импорта в Европу и, наоборот, к росту экспорта европейских и японских товаров в США. В результате в Европе скопилось большое количество долларов.

Эти доллары западноевропейские банки, как правило, вкладывали в американские казначейские бумаги, что привело к росту долга США другим странам. К тому же часть долларов была предъявлена в конце 60-х годов центральными банками ряда европейских стран к прямому размену на золото. Золотой запас США начал уменьшаться. Все это сделало переоценку доллара неизбежной. В результате двух девальваций (понижения - золотого содержания) доллара (в 1971 и 1973 гг.) Бреттон-Вудская система фактически рухнула. После официального прекращения обмена доллара на золото (1971 г.) фиксированные курсы валют уступили место плавающим.[7]

в) Ямайская валютная система

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы. Соглашение стран - членов МВФ в Кингстоне (январь 1976 г.) было названо Ямайским соглашением. Это соглашение, известное также под образным названием «коктейль из ямайского рома», определило контуры новой международной валютной системы.

Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и много-валютный стандарт. Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

-1.выравнивание темпов инфляции в различных странах;

.уравновешивание платежных балансов;

.расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Новизна и особенность Ямайской валютной системы состояли в следующем: введен стандарт СДР, или специальные права заимствования (special drawing rights), т. е. международный резервный актив, эмиссия которого осуществляется МВФ и распределяется между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. СДР не имеют материально-вещественной формы существования и фигурируют в виде бухгалтерской записи на счетах центральных банков, а также на специальном счете МВФ.

СДР был введен вместо золотодевизного стандарта. Отменена официальная валютная цена золота, а также заявлено о недопустимости установления государственного или межгосударственного контроля над мировыми рынками золота с целью искусственного замораживания его цены.

Центральные банки получили возможность свободно покупать золото на частном рынке по складывающимся там ценам и совершать сделки в золоте между собой на базе его рыночной стоимости. Также было упразднено существовавшее до того времени обязательство стран-участниц МВФ делать взнос в капитал Фонда в золоте. Было ликвидировано право МВФ, требовать от стран-участниц золото в счет их взносов в капитал Фонда или при осуществлении каких-либо операций с этими странами.

Формирование коллективной валютной единицы призвано оказывать стабилизирующее воздействие на мировую экономику, смягчать последствия нарушений равновесия платежных балансов, служить своего рода заслоном на пути перенесения возмущений на внутреннюю экономику страны.

В соответствии с этим в положения устава МВФ, относящиеся к механизму СДР, были внесены определенные изменения:

-1.Привязка стоимости СДР к золоту прекращает свое существование.

.Странам-участницам предоставляется возможность вступать по взаимному согласию в сделки друг с другом с использованием СДР без предварительного принятия Фондом какого-либо решения по данному вопросу.

В мае 1979 г. директорат МВФ принял резолюцию, предоставившую странам-участницам право осуществлять различные операции, такие как погашение любого договорного обязательства, без перевода валюты, в которой произведена сделка, предоставление кредитов в СДР, использование их в качестве залога при получении займов и т. п.

.Право владеть средствами в СДР может быть предоставлено международным валютно-финансовым организациям, специализированными учреждениями ООН и т. д.

.СДР заменяют золото и национальные валюты при осуществлении платежей странами-членами Фонду и Фондом странам-членам и возможно их использование в операциях, производимых в рамках департамента МВФ.

Таким образом, современная валютная система основана на много-валютном стандарте и плавающих валютных курсах. Это имеет ряд несомненных достоинств:

-1.гибкость много-валютной системы с плавающими курсами хорошо удовлетворяет требованиям растущей сложности мировой экономической системы. Согласование курсов валют берет на себя рынок;

.на базе этой системы вырос современный глобальный валютный рынок, адекватный идущим процессам экономической глобализации;

.отдельные страны получили возможность вырабатывать гибкую валютную политику и использовать валютный курс как один из важнейших инструментов экономической политики.

Однако итоги функционирования СДР свидетельствуют о том, что они оказались далеки от мировых денег. Более того, возникли проблемы эмиссии и распределения, обеспечения, метода определения курса и сферы использования СДР. Вопреки замыслу, СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством.

Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран в марте 1973 г. не обеспечило их стабильности. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с валютной спекуляцией.

Ямайская валютная реформа не обеспечила валютной стабилизации. Кредитные возможности МВФ, несмотря на увеличение кредитов, остались скромными по сравнению с огромными международно-финансовыми потоками и дефицитом платежных балансов.

Итак, у Ямайской системы обнаружился ряд недостатков, свидетельствующих о необходимости ее дальнейшего развития:

-1.валютная система стала гибкой, но очень неустойчивой. Многие государства не смогли выработать валютную политику, обеспечивающую им устойчивое экономическое развитие;

.МВФ не имеет ни достаточных финансовых ресурсов, ни адекватной концепции дня успешного глобального регулирования международной валютно-финансовой системы;

.данная система продуцирует многочисленные финансовые кризисы.

.«Особенно рельефно это проявилось в 1995 г. в Мексике («текиловый кризис», причем страна четко выполняла все рекомендации МВФ), в 1997 г. - в ЮВА (которые тоже по совету МВФ открыли свои финансовые рынки для свободного перемещения капитала) и в 1999 г. в Бразилии.»

Надежных антикризисных мер ни у ведущих стран, ни у международных организаций нет. Не хватает рычагов дня нейтрализации гигантских спекулятивных перетоков капитала, способных дестабилизировать валютные системы даже довольно крупных стран. Все финансовые рынки - валютные, фондовые - переплелись так тесно, что малейшие кризисные явления на одном из них почти мгновенно приводят к аналогичным явлениям на других.

На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны относительно стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.[9]

г) Европейская валютная система

Пройдя долгий путь развития, Европейская валютная система к концу 70-х годов XX в. приобрела четкие очертания. В это время активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза. В проекте председателя Комиссии ЕС Р. Дженкинса (октябрь 1977 г.) упор был сделан на создание единого европейского органа для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля над экономикой стран - членов ЕЭС. Принципы валютной интеграции были положены в основу проекта, предложенного Францией и ФРГ, в Бремене в июле 1978 г. В итоге переговоров 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС).

К числу основных целей создания ЕВС можно отнести: обеспечение достижения экономической интеграции; создание зоны европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, основанной на долларовом стандарте; ограждение Общего рынка от экспансии доллара.

ЕВС -это международная (региональная) валютная система, совокупность экономических отношений, связанная с функционированием валюты в рамках экономической интеграции; государственно-правовая форма организации валютных отношений стран Общего рынка с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. ЕВС является подсистемой Ямайской валютной системы.

ЕВС базируется на европейской валютной единице - евро (ранее - ЭКЮ). Стоимость евро определяется по методу валютной корзины, включающей валюты стран - членов ЕС.

Доля каждой валюты в корзине евро зависит от удельного веса страны в совокупном ВНП государств - членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах поддержки.

Введение евро прошло ряд этапов.

Первый этап (1990-1993 гг.) можно назвать подготовительным. В этот период были проведены мероприятия, необходимые для вступления в силу положений Маастрихтского договора. В частности, устранялись ограничения на свободное движение капитала в ЕС, принимались и осуществлялись национальные программы сближения денежных и бюджетных политик.

Второй этап (1994-1998 гг.) был посвящен подготовке к введению единой валюты ЕС - евро. Был учрежден Европейский валютный институт, явившийся предтечей Европейского центрального банка (ЕЦБ). Были сформированы три критерия вхождения в Европейский Валютный Союз:

-1.уровень инфляции страны-претендента не должен превышать 3 %, а общая задолженность - 60 % ВВП страны;

.средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки не должна отклоняться более чем на 2 % от среднего показателя этих ставок в 3 странах с наименьшей инфляцией. В мае 1998 г. в валютный союз вошли 11 стран, удовлетворивших этим критериям: ФРГ, Франция, Голландия, Бельгия, Люксембург, Дания, Испания, Ирландия, Португалия, Италия и Австрия.

Третий этап (1999-2002 гг.) был связан с непосредственным переходом к единой европейской валюте. С 1 января 1999 г. курсы национальных валют стран - участниц зоны евро были зафиксированы по отношению к евро.

Начала действовать Европейская система центральных банков, включая ЕЦБ и центральные банки стран зоны евро. 1 января 2002 г. началась замена национальных банкнот на евро. Все банковские счета конвертировались в европейскую валюту.

В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использует его в качестве реальных резервных активов.

В ЕВС осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.[9]

Международная валютная система: подходы к обновлению

Реформирование международной валютной системы - один из приоритетов действий стран «двадцатки». Оно направлено на обеспечение системной стабильности, содействие организованному ее приспособлению к новым условиям и устранению разрушительных колебаний потока капитала, беспорядочных движений валютных курсов и постоянного их противостояния. «По данным, на начало 2010 г., дневной оборот глобального валютного рынка достиг 4 трлн. долл. по сравнению с 3 трлн. долл. в 2007 г. Ежедневные валютные сделки на условиях спот (немедленная поставка ценностей и немедленная оплата сделки покупателем) в апреле 2010 г. составили 1,5 трлн. долл. Основную долю ежедневного оборота на валютном рынке занимают сделки таких финансовых институтов, как пенсионные фонды, страховые компании, центральные банки и др. На эти финансовые институты приходится 2,5 трлн. долл. ежедневного оборота на валютном рынке.» Специфичной формой выражения современного валютного порядка является соперничество доллара и евро. Две трети мировых валютных резервов состоят из долларов. Все сделки на товарных рынках осуществляются в долларах. Евро занимает четверть валютных резервов и преобладает в сфере обмена долговых ценных бумаг. Торговля на евро сконцентрирована в Европе, Средиземноморье и частично в африканских странах.

Варианты исхода соперничества доллара и евро неопределенны. Слабость евро состоит в том, что эта валюта создана союзом государств, тогда как США - единое государство, где кредитно-денежная политика подкрепляется фискальной. В ЕС же фискальная политика реализуется национальными государствами.

Реформирование валютной системы. Президент Мирового банка Р. Зоеллик для стабилизации валютной системы предложил «рассматривать золото как международный справочный пункт рыночных ожиданий относительно инфляции, дефляции и будущей стоимости валюты». Вместе с тем он признал, что возврата к системе золотого стандарта быть не может.

Система золотого стандарта неприемлема ныне и потому, что она ограничивает возможности правительств регулировать экономику.

В свое время Дж. Кейнс и Г. Уайт придерживались различных позиций по поводу создания валютной системы. Дж. Кейнс желал, чтобы издержки по переустройству валютной системы несли страны с профицитом и дефицитом балансов по текущим операциям. Г. Уайт хотел, чтобы такие издержки несли страны с дефицитом баланса по текущим операциям. В современных условиях для США - страны с дефицитом платежного баланса - такое требование неприемлемо. Но решать проблему за счет стран с профицитом платежного баланса также неприемлемо.

Дж. Стиглиц считает, что альтернативы современной валютной системе отличаются по степени амбиций. Наименее амбициозная состоит в том, что будет происходить расширение внутри МВФ системы специальных прав заимствования (СДР), которые выпускаются только эпизодически. На основе новой системы они выпускались бы регулярно и в более крупных масштабах. Самой амбициозной является система, которая обеспечивает выпуск новой глобальной резервной валюты и создает стимулы для стран не поддерживать высокий уровень профицита. Постоянный профицит содействует формированию неэффективного глобального совокупного спроса. Дж. Стиглиц считает, что можно было бы ограничить объемы валютных резервов странам с постоянным профицитом.

Предлагается и мультивалютная система. Один из специалистов аргументирует: «Перед 1914 г. существовало три валюты: британский фунт стерлингов, французский франк, германская марка. Фунт был самым важным, две другие валюты играли второстепенную роль. Доллар и фунт функционировали в 1920- е и 1930-е гг. В перспективе доллар, евро и юань будут ведущими интернациональными валютами, потому что США, Евросоюз и КНР будут тремя крупнейшими экономиками». В то же время он считает, что пространство окажется достаточным и для более чем трех валют.

Некоторые экономисты выражают опасение, что мультивалютная система окажется нестабильной. Доллары, евро, юань будут торговаться, будучи взаимозаменяемыми, их валютные курсы будут опасно изменчивыми. Заменимость будет создавать соблазн изменить их роль существенным образом.

Даже ограниченная потеря доверия к политике одной из держав с резервной валютой может привести к изъятию центральными банками сомнительной валюты, ухудшая финансовые трудности в проблемной стране. Последствия для остальных стран, в которых будет наблюдаться ревальвация валюты, окажутся нежелательными.

Мультивалютная система будет нестабильной, и полностью преодолеть это невозможно. Тем не менее, координация действий центральных банков способна ограничить масштабы бедствий. В марте 2011 г. впервые с начала 2000-х гг. министры финансов и управляющие центральными банками стран «семерки» осуществили скоординированную интервенцию на валютных рынках. Их целью было понизить и стабилизировать валютный курс иены и прекратить спекуляцию японской валютой.

Тем не менее, никто не доволен существующей валютной системой - правилами, нормами и институтами. Х.С. Шин, советник президента Южной Кореи, заявил после окончания саммита 2010 г.: «Мы совершили прорыв: центром дискуссий стали не валютные курсы, а проблема макроэкономических дисбалансов». Но принятие решений о преодолении диспропорций лидеры стран «двадцатки» отложили.[10, с. 56-57,62,63]

Валюта - это особый способ функционирования денег, когда национальные деньги опосредуют международные торговые и кредитные отношения. Таким образом, деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой. Категория «валюта» обеспечивает связь и взаимодействие национального и мирового хозяйства.

Валютный курс определяют как стоимость денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим: для обмена валют при торговле товарами и услугами, движении капиталов и кредитов; для сравнения цен на мировых рынках, а также стоимостных показателей разных стран; для периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм, банков, правительств и физических лиц. Валютный курс испытывает на себе воздействие многочисленных факторов. Он оказывает самое непосредственное влияние на эволюцию современных международных экономических отношений.

Международная Валютная Система является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. Она представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующую эволюцию отражает ряд этапов.

Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы.

Хотя Международная Валютная Система преследует глобальные мирохозяйственные цели, она тесно связана с национальными валютными системами. Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран.

международный экономический валютный кризис


ГЛАВА 2. ВАЛЮТНЫЙ КРИЗИС


2.1 Характеристика валютных кризисов


Более половины оборота валюты на глобальном рынке связано с движением ценных бумаг и капиталов. Следовательно, состояние валютных отношений зависит от ситуации в финансовой сфере. Основным фактором, порождающим валютный кризис, является состояние платежного баланса.

В экономической литературе валютный кризис представляется как резкое обострение ситуации на валютном рынке. Простейшее определение состоит в том, что валютный кризис означает значительную номинальную девальвацию или обесценение национальной валюты. Валютный кризис возникает, если ситуация подпадает под следующие критерии: во-первых, валютный курс изменяется более чем на 25%, во-вторых, происходит удвоение валютного курса по сравнению с предыдущим годом. «Так, между началом кризиса и концом 2008 г. эффективный валютный курс фунта стерлингов уменьшился примерно на 25%. Это падение происходило в течение двух этапов: в первый год кризиса и непосредственно после банкротства американского инвестиционного банка «Лемон Бразерс». С начала 2009 г. эффективный валютный курс фунта стерлингов был довольно стабильным.»

Валютные кризисы происходят при всех режимах валютных курсов. Тем не менее, особенно часто они происходят в странах с так называемыми свободно падающими режимами, по классификации С.Рейнхарта и К.Рогова. Эта категория включает валютные режимы стран, в которых годовая инфляция равна или превышает 40%. Кроме того, валютные кризисы возникают в связи с переходом от фиксированного режима к управляемому или свободно плавающему. Кризис проявляется не только в колебаниях валютного курса, но также в падении цен на финансовые активы, изменениях процентных ставок, приостановке операций на межбанковском рынке, уменьшении золотовалютных резервов. Валютный кризис является отражением состояния экономики, которая функционирует нормально, пока сбалансирована. Успех Бреттон-Вудской системы был обязан не столько координационному механизму, сколько тому факту, что главные страны, в первую очередь США, «держали в порядке» свою экономику. Эта система потерпела крах, когда в США вышли из-под контроля инфляция и дефицит бюджета.

Проблемы, которые беспокоили мир до кризиса- крупные и изменчивые потоки капитала, быстро растущие чрезмерные резервы - снова вышли на первый план. Оставшись нерешенными, эти проблемы могут посеять семена для следующего кризиса.[10, с. 57-60]

В нынешние дни валютные кризисы не оставили безучастными уже практически ни одного человека. Основные вопросы, которые сейчас больше всего волнуют любого управляющего это то, как пережить мировой финансовый кризис и минимизировать потери.

Кризисы имеют свойство время от времени повторяться, между ними есть стабильность и рост, потом опять возникает спад и кризис. Важно понимать, что кризис, как и в природе, это естественный отбор, и в результате него происходит очищение бизнеса - выживут сильнейшие, а слабые - погибнут. Слабые в отношении продаж, доходов или в финансовой стратегии, нарушающие законы денег - обанкротятся. Экономика циклична - кризисы есть и будут, и их трудно предугадать.

Любой кризис - это толчок в сторону позитивного переворота. Случился кризис - надо найти причину и скорректировать стратегию работы.

Оценкой глобальных потрясений заняты умы всего мира. А пока они оценивают высоту завалин после финансового краха, оставшиеся в живых компании сокращают персонал, чтобы уменьшить свои затраты.

Сокращением рабочих мест занимаются даже крупнейшие международные компании. Уволить одного-трех сотрудников из расчета на десять человек - это один из немногих доступных способов спасти изрядно пошатнувшуюся финансовую систему компании. В условиях замерзших кредитных рынков тяжело даже мировым гигантам, не говоря уже о малом и среднем бизнесе. Когда крупнейшие компании в своей отрасли, начинают сокращать производство, становится, действительно, не до смеха. Экстренное урезание бюджетов и вынужденный отказ от перспективных проектов затрагивают все секторы экономики.

Сокращение реальных доходов, поредевший ассортимент супермаркетов и изменение потребительского спроса, урезание бонусов, премий и увольнение сотрудников компании, обанкротившиеся предприятия и разорившиеся банки - хочется оставить в прошлом.[11, с. 21]

Как мы видим, самостоятельно экономика выйти из кризиса не сможет, но и обязательно должна использоваться грамотная политика государства, чтобы борьба против кризиса не стала плачевной для экономики.

Кризис является составляющей фазой экономического цикла и он необходим, так как восстанавливаются нарушающиеся пропорции общественного производства. Для кризиса характерны следующие признаки: рост массы нереализованной продукции; сокращение кредита; повышение ссудного процента; снижение курса акций и т.д. Все это обусловливает обесценение капитала и сдерживание предпринимательской деятельности, что приводит к падению прибыли, кризису неплатежей, а часто и банкротству. [12, с. 150]

Кризис продолжается до тех пор, пока общество не исчерпает товарные запасы, после чего опять появляется и поддерживается товарный спрос. Во время кризиса разоряются неэффективные хозяйства, остаются на рынке наиболее сильные производители, которые способны быстро наполнить рынок товарами, когда в этом появляется потребность.

На такой фазе экономического цикла, как депрессия, падение ВВП и увеличение безработицы существенно замедляются, объем инвестиций близок к нулю. Поэтому в этот период экономика характеризуется застоем в производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. Вместе с тем в экономике формируются отдельные точки роста, связанные, как правило, с появлением новой продукции. Через определенное время экономическая система преодолевает низшую точку, называемую впадиной, и начинается оживление.

На стадии оживления движение всех экономических показателей меняет направление: доход и занятость вновь начинают расти. Предприниматели начинают постепенно расширять производство. Это вызывает спрос на факторы производства, который соответственно определяет дополнительный спрос на потребительском рынке. Увеличение роста производства приводит к тому, что его объемы достигают докризисного уровня. Когда предприятия доводят объем производства до высшей точки, достигнутой в предыдущем цикле, то начинается экономический подъем.

В процессе подъема продолжается обновление основного капитала и увеличение производственных мощностей. Усиливается инвестиционный и потребительский спрос, что способствует росту совокупного предложения. Соответственно растут цены и доходы, а безработица, напротив, сокращается. На этом этапе увеличивается спрос на кредит.

Однако в определенный момент субъекты прекращают обновлять основной капитал и сокращают спрос на инвестиционные товары. А другие участники рынка, не связанные с инвестиционным комплексом, продолжают увеличение объемов продукции. В результате, расширение производства начинает обгонять спрос, и экономика входит в новый кризис.[13, с. 24]

Локальные валютные кризисы - поражают отдельные страны или группу стран даже в условиях относительной стабильности мировой валютной системы. (После Второй мировой войны периодически возникали локальные валютные кризисы во Франции, Великобритании, Италии и в др. странах.) Специальные валютные кризисы, вызываются иными факторами: кризисом платежного баланса, долговым кризисом, чрезвычайными событиями.

Долговой кризис- кризис неплатежеспособности, при котором должник оказывается не в состоянии погашать свой долг.[14]

Процесс управления валютными кризисами зависит от валютной политики государства, которая реализуется, через бюджетно-налоговую политику. Во время кризиса для стимулирования роста производства расширяются государственные заказы частным предприятиям, а также государственное строительство. Государство также активизирует налоговые механизмы для регулирования масштабов капиталовложений и потребительского спроса. Важный инструмент антициклического регулирования государства - применение кредитной политики через изменение учетной, т. е. процентной, ставки, которую взимает Центральный банк при предоставлении ссуд коммерческим банкам. [12, с. 155]

Рассмотрев данный вопрос, мы выяснили, что валютный кризис цикличен, несёт структурный характер, а также тяжело переносится всеми экономическими странами мира, протекая неравномерно. Но всё же он необходим экономике для замены старой валютной системы на новую, более стабильную, а адекватная и грамотная политика государства лишь поможет этому.


.2 Пути преодоления кризисных явлений на валютном рынке


«На основе опыта кризисов 1998-1999 и 2001 годов правительства стран-лидеров готовились к отражению новой экономической дестабилизации за счет создания мощных финансовых резервов. Россия образовала Стабилизационный фонд в размере 548,1 млрд. долларов. Китай сконцентрировал огромные золотовалютные резервы, достигающие 1,68 трлн. долларов. Еврозона собрала более 500 млрд. долларов. Япония - 1,02 трлн. долларов. Золотовалютные резервы США относительно невелики, в несколько раз уступают запасам Японии. При этом, государственный долг страны к концу 2007-ого года достиг почти 10 трлн. долларов, а суммарный долг государства, штатов и корпораций достиг 40 трлн. долларов.» В качестве антикризисной стратегии всеми странами предполагалось оказывать финансовую помощь попавшим в затруднение компаниям, способствуя восстановлению нормального режима их работы. Также государства планировали направлять финансовые ресурсы на поддержание стабильного курса ценных бумаг и расчетных валют.

Однако, как показали первые месяцы нового глобального кризиса, все эти меры оказались неэффективны. Они способствовали кратковременной стабилизации на фондовых рынках, временно восстанавливали платежный баланс корпораций, но не снимали причин кризиса.[15, с. 10]

В США меры по снижению ставки рефинансирования, финансовой накачке компаний и временного стимулирования спроса за счет возврата части налоговых поступлений населению не смогли предотвратить вхождения национального хозяйства в полосу кризиса.[16, с. 13]

Для других стран, включая Россию, вхождение в мировой кризис происходило с серьезным временным отрывом от США. Наряду с США проблемы начали испытывать и хозяйства европейских стран: Франции, Великобритании, Ирландии, Швейцарии, Люксембурга и Испании. «Прибыль одного из крупнейших французских банков Credit Agricole по итогам 2007 года снизилась по сравнению с прогнозом на 16,8%. Убытки компании на американском ипотечном рынке в I квартале 2008 года составили 1,2 млрд. евро. Другой французский банк Societe Generale объявил о списании 1,18 млрд. евро по кредитным инструментам и падении чистой прибыли в I квартале на 23% до 1,1 млрд. евро. Крупнейший швейцарский банк Credit Suisse обнародовал информацию о потерях 2,85 млрд. долларов. Еще большие потери понес крупнейший европейский банк UBS AG. За IV квартал 2007 года они составили 13,7 млрд. долларов. Всего банки мира уже списали в связи с американским «народным дефолтом» (массовыми неплатежами по жилищным закладным) более 320 млрд. долларов. Merrill Lynch и UBS почти полностью лишились капитала. Банки Morgan Stanley, Mizuho Financial Group, Citigroup и Washington Mutual понесли убытки на треть капитала. Совокупные потери на рынке ипотеки и связанных с ней долговых ценных бумаг оцениваются МВФ в 565 млрд. долларов.

Власти РФ разместили на счетах проблемных банков средства Пенсионного фонда. Среди государств СНГ в наиболее затруднительном положении оказался Казахстан. Причина - финансовые проблемы, вернее, банковский кризис, вызванный невозможностью расплатиться за дешевые иностранные кредиты. Из казахских банков начался отток средств, их рейтинги резко снижены. Правительство Казахстана выделило в помощь банкам 4 млрд. долларов, при общих финансовых резервах страны в 40 млрд. долларов. Однако ни этой суммы, ни золотовалютных запасов Казахстана не хватало. Применение подобных мер правительствами других стран приводило лишь к углублению кризиса. Получение отсрочки для корпораций за счет дальнейшего падения потребления не только не снимает противоречий кризиса, а напротив - обостряет их.» [17, с. 10]

В современных условиях бюджетная политика России направлена на преодоление последствий системного кризиса и стабилизации в первую очередь социально-экономической ситуации.

С этой целью актуальными задачами бюджетной политики являются:

-1.повышение уровня минимальных государственных гарантий перед обществом: минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий и их регулирование в соответствии с ростом потребительских цен;

.стабилизация уровня жизни населения, создание условий режима защищенности наименее обеспеченной части населения, предотвращение обнищания населения и негативных последствий безработицы;

.оказание помощи населению регионов попавших в кризисные ситуации в результате катастроф, стихийных бедствий, межнациональных конфликтов и сепаратистских последствий;

.выравнивание условий социально-экономического развития регионов при одновременной поддержке тех регионов, которые имеют важное стратегическое значение;

.стабилизация работы сектора экономики, как главного элемента обеспечения жизни общества и безопасности государства;

.централизация всех видов доходов и иных ресурсов на счете Федерального казначейства с целью оперативного вмешательства в негативные последствия;

.обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной и других видов продукции;

.погашение задолженности бюджетным организациям и другим получателям бюджетных средств;

.обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

.повышение роли бюджета развития РФ как источника государственной инвестиционной политики и т.д.[18, с. 33]

Чисто теоретически преодоление кризиса требует переориентировать всю экономическую политику на людей, которые и есть нормальные потребители и которых у нас сознательно душат: безумной эмиссией подрывающей зарплаты, отсутствием социальной защиты и пригодных для жизни пенсий. Нет потребителей - нет рынка. Есть спрос, поправятся дела в производственном и кредитном секторах. Только такая политика требует крайне продуманного регулирования. Впрочем, есть альтернатива: власти просто ждут, пока закончится кризис. Кризис все еще воспринимается верхами как некая конъюнктурная неприятность, а не системное потрясение. Правительство и корпорации ждут, пока цены на нефть снова вырастут. Но кризис не заканчивается.[19, с. 40]

На население власти тратить денег не намерены. Это для них только статья издержек, поскольку правительство у нас отражает интересы монополий (сырьевых, что важно). Главная ориентация на внешний рынок, внутренний потребитель в сравнении с ним вторичен. В ЕС, США или Японии ситуация отличается от российской ненамного. Власти готовы тратить деньги на разовые выплаты потребителям, но не желают способствовать стабильному повышению их доходов.[20, с. 2]

Вывод: Итак, направленные на действительное преодоление кризиса меры должны сочетать стимулирование спроса с протекционистской защитой рынка. Необходимо поднять пенсии с чудовищно низкого уровня. Нужны реальные пособия по безработице, в несколько раз превышающие теперешний уровень и не привязанные к прописке. Должны создаваться новые рабочие места. Банковский процент надо ограничить 6%. Необходимо произвести технологическое обновление индустрии и создание новых производств. Государство должно отказаться от исключительно монетарных методов регулирования и осуществлять там, где необходимо прямое вмешательство.


ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ)


.1 Основные сведения об МВФ


Международный Валютный Фонд (МВФ; International Monetary Fund -IMF) занимается содействием международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере, обеспечивает финансовую стабильность, способствует международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности во всем мире.

Идея создания МВФ зародилась на конференции Организации Объединенных Наций, созванной в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир, США, в июле 1944 года. Правительства 44 стран, представленных на этой конференции, поставили целью сформировать основу для экономического сотрудничества, которое позволило бы не допустить повторения порочного круга девальваций в целях получения конкурентных преимуществ, ставшего одной из причин Великой депрессии 1930-х годов. МВФ был создан 27 декабря <#"justify">-1.Число государств-членов: 188 стран

.Штаб-квартира: Вашингтон, округ Колумбия

.Исполнительный совет: 24 директора, представляющие страны или группы стран

.Число сотрудников: приблизительно 2475 из 156 стран

.Общая сумма квот: 360 млрд долларов (по состоянию на 09/08/2012)

.Дополнительные обязательства о выделении ресурсов: 1 триллион долларов

.Принятые обязательства о выделении кредитов (по состоянию на 09/08/2012): 243 млрд долларов, из них 186 млрд долларов еще не были использованы.

.Крупнейшие заемщики (утвержденные суммы на 09/08/2012): Греция, Португалия, Ирландия

.Самые крупные превентивные кредиты (суммы, утвержденные на 09/08/2012): Мексика, Польша, Колумбия

.Консультации в рамках надзора: в 2011 году завершены консультации со 128 странами, а в 2012 финансовом году - со 117 странами.

.Техническая помощь: в 2011 финансовом году объем на местах составил 198,2 человеко-лет

.Прозрачность: в 2011 году примерно 90 процентов докладов о консультациях, докладов персонала, связанных с программами, и документов по вопросам экономической политики были опубликованы.» [21]


.2 Цели, функции Международного Валютного Фонда


Цели МВФ:

-1.Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.

.Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счет этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

.Способствовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.

.Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

.За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

.В соответствии с вышеизложенным, сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений. [22, Статья I , с.2]

Функции МВФ:

-1.соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики);

.финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;

.расширение мировой торговли

.кредитование

.стабилизация денежных обменных курсов

.консультирование стран-дебиторов (должников)

.разработка стандартов международной финансовой статистики

.сбор и публикация международной финансовой статистики


.3 Обязанности, основная задача, управление и организационная структура МВФ


Обязанности и основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам (и их гражданам) вести операции друг с другом.

Эта система крайне важна для содействия устойчивому экономическому росту, повышения уровня жизни и сокращения бедности.

Надзор за экономикой. Для поддержания стабильности и предотвращения кризисов в международной валютно-финансовой системе МВФ наблюдает за экономической политикой стран, а также за экономическими и финансовыми изменениями в странах, регионах и мире с помощью официальной системы, известной как надзор. В рамках системы надзора МВФ дает рекомендации 188 государствам-членам, поощряет меры политики, содействующие экономической стабильности, уменьшающие уязвимость по отношению к экономическим и финансовым кризисам и повышающие уровень жизни. Он проводит регулярную оценку глобальных перспектив в издании «Перспективы развития мировой экономики», финансовых рынков - в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» и изменений в сфере государственных финансов - в своем «Бюджетном вестнике», а также публикует ряд изданий по перспективам развития региональной экономики.

Финансовая помощь. Финансирование МВФ дает странам-членам необходимую передышку для преодоления проблем с платежным балансом.

МВФ за счет собственных или привлеченных ресурсов предоставляет кредиты в иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-членов. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами стран-членов Фонда: казначействами, центральными банками, валютными фондами. Кредиты предоставляются в форме продажи МВФ иностранной валюты на национальную (или предоставления СДР).

В связи с самыми последними реформами инструменты кредитования МВФ были дополнительно усовершенствованы, с тем, чтобы обеспечить гибкие средства предотвращения кризисов для широкого круга государств-членов с прочными основными показателями, обоснованной экономической политикой и надежными институциональными основами такой политики.

В странах с низкими доходами МВФ Фонд удвоил лимиты доступа к займам и наращивает кредитование беднейших стран мира, процентные ставки по этим кредитам установлены на нулевом уровне до конца 2012 года.

МВФ эмитирует международные резервные активы, известные как специальные права заимствования (СДР), которые могут дополнять официальные резервы государств-членов. Два распределения в августе и сентябре 2009 года привели к увеличению объема выпущенных СДР почти в десять раз до общей суммы примерно 204 млрд. СДР (312 млрд. долларов). Государства-члены могут добровольно обменивать СДР на валюту между собой.

Техническая помощь. МВФ предоставляет техническую помощь и проводит обучение кадров для содействия государствам-членам в укреплении их потенциала для разработки и проведения эффективной политики. Техническая помощь предоставляется в нескольких областях, включая налоговую политику и налоговое администрирование, управление расходами, денежно-кредитную и курсовую политику, надзор за банковской и финансовой системой, законодательные основы, а также статистику.

Ресурсы. Ресурсы МВФ обеспечиваются его государствами-членами преимущественно посредством внесения платежей в счет квот, которые в целом отражают размеры экономики каждой страны.

При завершении 14-го Общего пересмотра квот в декабре 2010 года управляющие приняли решение увеличить ресурсы МВФ по квотам до 730 млрд. долл. и провести существенное перераспределение долей квот между государствами-членами. В середине 2012 года государства-члены объявили о дополнительных обязательствах по увеличению ресурсов МВФ на 456 млрд. долл. для укрепления мировой экономической и финансовой стабильности.

Традиционно, ежегодные расходы на функционирование Фонда покрываются в основном за счет получаемых процентов по непогашенным кредитам, но государства-члены недавно согласились принять новую модель доходов, основанную на различных источниках, которые в большей степени отвечают разнообразным видам деятельности Фонда.

Управление и организационная структура МВФ

МВФ подотчетен правительствам государств-членов. На верхнем уровне его организационной структуры находится Совет управляющих, в котором каждое из государств-членов МВФ представлено одним управляющим и одним заместителем управляющего. Совет управляющих собирается один раз в год на Ежегодных совещаниях МВФ и Всемирного банка. Двадцать четыре управляющих входят в состав Международного валютно-финансового комитета (МВФК) и обычно встречаются дважды в год. В ведение Совета входят: изменение статей Соглашения, прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров.

Исполнительный совет в составе 24 членов, который представляет все государства-члены, наблюдает за повседневной работой МВФ, в штаб-квартире в Вашингтоне, округ Колумбия; руководство этой работой осуществляет МВФК, и она поддерживается персоналом МВФ.

Директор-распорядитель МВФ является главой персонала МВФ и Председателем Исполнительного совета; ему содействуют четыре заместителя Директора-распорядителя. В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).

Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные отделы: Африканский, Европейский I, Европейский II, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по бюджетно-налоговым вопросам, правовой и исследовательский.[21, с.1-3]


Рис.1. Организационная структура МВФ [23]


МВФ осуществляет наблюдение и контроль, за соблюдением странами-членами своего устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение работы суммируем основные выводы, сделанные нами в процессе анализа международной валютной системы.

-1.Национальная и иностранные валюты являются важнейшими элементами международной валютной системы, выступая в виде денежных единиц, используемых в расчетах по внешнеэкономическим операциям; мировая валютная система прошла в своем развитии ряд этапов; осуществлению валютного регулирования на межгосударственном уровне содействуют глобальные и региональные валютно-финансовые организации, наиболее влиятельной из которых является МВФ.

.Валютный курс, наряду с процентной ставкой, является своеобразной ценой актива; выступая в виде номинального и реального курса продажи и покупки, через прямую, обратную или кросс-котировку, валютный курс играет центральную роль в сфере валютной политики, испытывая воздействие многочисленных экономических, политических и социально-психологических факторов.

Подводя окончательный итог проведенному исследованию, необходимо сделать основный выводы: Итак, международные валютные отношения - одна из наиболее динамично развивающихся форм международных экономических отношений. В зависимости от степени свободы обмена национальной валюты на иностранную, различаются свободно конвертируемые, частично конвертируемые и неконвертируемые валюты. Соотношение между двумя валютами, цена одной валюты, выраженная в денежных единицах другой страны, называется валютным курсом. Валютный курс испытывает на себе воздействие многочисленных факторов. Формирование устойчивых экономических отношений по поводу купли-продажи валюты и их правовое оформление образуют валютные системы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Валюта. / [Электронный ресурс]: <#"justify">6. Улюкаев А. Проблемы свободного движения капитала. // Вопросы экономики. 2007. № 7. - С.4-19.

7.Филипова И.В. , Алексанин Д.М., Куликов С.Е. //Мировая валютная система и этапы ее развития. / [Электронный ресурс]: <#"justify">10. Г.Чибриков. Международная валютная система : Подходы к обновлению // Журнал Экономист - 2011 - № 7 - С.56-63.

. Евченко М. Кризис поразил мир, но не парализовал // Coach. - 2008. - №9. - С. 21..

12. Юрьева .Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. - М.: МГУЭСИИ, 2008. - С. 150, 155..

. Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2008 - С. 24..

14. Ефимов В.С. // Роль финансов в развитии международного сотрудничества. / [Электронный ресурс]: <#"justify">15.Колташов В.. Кризис глобальной экономики: Учебник. - М.: ИГИСД, 2009. - С. 10..

. Чая В.Т. Аналитические триггеры как инструмент антикризисного управления //Экономический анализ. Теория и практика.- 2008.-№ 12.- С. 13..

. Сандул И. Еврозарплата // Корреспондент. - 2009. - № 46. - С. 10..

.Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2007. - С. 33..

.Возможности потребителей подорваны повсеместно. Зотин А. Спекулянты возвращаются // РБК. - 2009. - № 12. - С. 40..

.Бартон. Д. В условиях кризиса // Вестник McKinsey. - 2008. - № 20. - С. 2..

21.Международный Валютный Фонд. Информационная справка. Официальный сайт МВФ.- С.1-3. / [Электронный ресурс]: <http://www.imf.org/external/np/exr/facts/rus/glancer.pdf> (25.11.2012 Г.)

.Статьи соглашения Международного Валютного Фонда. Официальный сайт МВФ. // Статья I , С.2. / [Электронный ресурс]: <http://www.imf.org/external/pubs/ft/aa/rus/index.pdf> (25.11.2012 Г.)

.Схема организационной структуры. Международный Валютный Фонд. Официальный сайт МВФ. / [Электронный ресурс]: <http://www.imf.org/external/russian/orgchartr.htm> (25.11.2012 Г.)


Теги: Валюта в международной валютной системе  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 33489
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Валюта в международной валютной системе
Назад