Анализ российско-британских и российско-иракских внешнеторговых связей

Введение


Актуальность темы исследования. Соединенное Королевство и Российская Федерация могут во многом выиграть от сотрудничества, которое способно содействовать росту и развитию обеих стран. Их экономики находятся в некоем взаимодополняющем положении: в то время как Россия богата природными ресурсами, ее рынок услуг развит достаточно слабо; в Великобритании же ситуация прямо противоположна. Кроме того, учитывая российский экономический рост последних лет, Российская Федерация рассматривается Великобританией в качестве обширного рынка сбыта.

Существуют три основных направления, в которых Россия и Великобритания должны вместе работать: во-первых, принимать меры по формированию наилучших условий для торговли и инвестиций; во-вторых, развивать партнерство в ключевых секторах экономического роста, таких как инновации и наука; в-третьих, сотрудничать на международном уровне для создания и поддержания стабильности и безопасности в мире, так как это является фактором будущего благополучия и богатства и Великобритании, и России.

В свою очередь Великобритания в экономическом плане рассматривается Россией как партнер, способный помочь в решении проблемы, стоящей на внутренней повестке дня - проведение успешной модернизации.

Экономическая составляющая во многом позволила отодвинуть на второй план политические и дипломатические проблемы.

Не меньший интерес представляет сотрудничество России с Ираком с целью выйти на докризисный уровень присутствия в экономике Ирака.

Предметом исследования является внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации. Объект исследования - внешнеэкономические связи с конкретными партнёрами - Великобританией и Ираком.

Цель исследования - анализ российско-британских и российско-иракских внешнеторговых связей. Данной цели отвечают задачи исследования:

.Сравнительный анализ экспорта и импорта по странам-контрагентам;

2.Анализ внешнеторговых барьеров и соглашений по странам-контрагентам;

.Определение перспективных направлений внешнеэкономического сотрудничества по странам-контрагентам.

Глава 1. Международная торговля РФ с Великобританией


.1 Экспорт


В структуре российского экспорта в Великобританию по итогам 2012 г. сохраняется высокий уровень сырьевой специализации.

Основная доля поставок приходится на минеральные продукты (продукция ТЭК) - 79,5% всего объема экспорта, а также на драгоценные металлы и камни - 9,1%. Удельный вес металлов и изделий из них составляет 4,2%, продукции химической промышленности - 4,0%, машин, оборудования и транспортных средств (1,4%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий (1,0%).

Основные экспортные товары (84% всех поставок): нефтепродукты, природный газ, сырая нефть, каменный уголь, платина необработанная, полуфабрикаты из железа и нелегированной стали. При этом практически 4/5 всего объема российского экспорта приходится на продукцию ТЭК.

В структуре импорта Великобритании преобладает также промышленная продукция - 72,7%, на сельскохозяйственную продукцию приходится 15,0%, на минеральное сырье и топливно-энергетические товары - 10,8%.

Крупнейшими поставщиками товаров в Великобританию являются: страны Евросоюза - 51,5%, Китай (9,4%), Соединенные Штаты (9,0%), Норвегия (5,3%), Канада (2,2%).

На остальные страны мира приходится 22,6% объема импорта этой страны. В стоимостном выражении импорт Великобритании в2010 г. составил 560,1 млрд. долл. США (на условиях СИФ).

Великобритания на протяжении всего периода 2000-2010 годов имела хронический отрицательный баланс в торговле товарами со странами мира (среднее значение британского дефицита внешней торговли за рассматриваемый период -123,5 млрд. долл., что составляет 14,2% товарооборота этой страны). В 2010г. внешнеторговый дефицит Великобритании составил -154,4 млрд. долл. или 16,0% объема её товарооборота.

Среднее значение коэффициента покрытия импорта Великобритании экспортом за период 2000-2010 годов составляет 0,75 (в 2010 г. - 0,72).

В торговле услугами со странами мира по итогам 2010 года Великобритания занимает 3 место по объему экспорта (226,8 млрд. долл. США, доля в мировом экспорте услуг - 6,14%), 4 место по объему импорта (160,9 млрд. долл., доля - 4,58%) и имеет положительное сальдо (+65,9 млрд. долл.).


Таблица 1. Экспорт из РФ в Великобританию. Млн. долл США

Код ТН ВЭД НаименованиеЭкспорт2012 г.в % к итогуприрост, %2011 г.в % к итогуВСЕГО10649,6100,031,28120,0100,0 01-24Продовольственные товары и сельхозсырье кроме текстильного51,30,59,047,10,627Топливо минеральное8 291,977,936,06095,775,1 28-40Продукция химической промышленности512,74,853,0335,24,130 в т.ч. фармацевтическая продукция0,30,0-33,80,40,041-43Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них11,50,143,38,10,1 44-49Древесина и изделия из нее, целлюлозно-бумажные изделия110,71,01,9108,61,3 50-67Текстиль, обувь1,70,0-38,12,80,068-70Изделия из камня, керамика, стекло2,00,0-50,24,10,171Драгоценные камни и металлы, изделия из них1 034,59,7-17,31 251,315,472-83Металлы и изделия из них384,33,6100,8191,42,472-73 в т.ч. черные металлы264,32,5130,1114,81,474-83 в т.ч. цветные металлы120,11,156,876,60,9 84-92Машины, оборудование, аппараты244,92,3269,966,20,8В экспорте услуг наибольшая доля (72,4%) традиционно приходится на сектор прочих деловых услуг, транспортные услуги составляют 14,2%, туристические услуги - 13,4%.

В импорте услуг большая часть (50,8%) принадлежит также сектору прочих деловых услуг, на туристические услуги приходится 30,2%, на транспортные услуги - 19,0%.


1.2 Импорт


Структуру российского импорта в 2012 г. формируют машины, оборудование и транспортные средства - 61,5% и продукция химической промышленности (21,7%).

Удельный вес продовольственных товаров и сельхозсырья составляет 7,8%, металлов и изделий из них - 3,8%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий (1,7%), текстиля, изделий из него, обуви (1,1%), минеральных продуктов (1,1%).


Таблица 2.Импорт в РФ из Великобритании, млн. долл. США.

Код ТН ВЭД НаименованиеИмпорт2012 г.в % к итогуприрост, %2011 г.в % к итогуВСЕГО5028,4100,064,63055,3100,0 01-24Продовольственные товары и сельхозсырье кроме текстильного371,47,443,0259,78,527Топливо минеральное45,70,9-1,946,51,5 28-40Продукция химической промышленности1 180,423,540,7839,227,530 в т.ч. фармацевтическая продукция505,010,037,0368,712,141-43Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них1,60,094,50,80,0 44-49Древесина и изделия из нее, целлюлозно-бумажные изделия91,21,8-19,9113,93,7 50-67Текстиль, обувь58,41,231,544,41,568-70Изделия из камня, керамика, стекло30,10,623,724,40,871Драгоценные камни и металлы, изделия из них6,30,190,93,30,172-83Металлы и изделия из них207,74,121,7170,75,672-73 в т.ч. черные металлы152,93,017,5130,14,374-83 в т.ч. цветные металлы54,81,135,140,61,3 84-92Машины, оборудование, аппараты2 998,959,697,21 520,549,8

Основные импортные товары (доля в импорте - свыше 67%): моторные транспортные средства, части и принадлежности к ним; лекарственные средства, вакцины и сыворотки; бульдозеры, спиртные напитки (виски и т.д.), электрогенераторные установки, парфюмерно-косметические товары; моющие средства, вещества поверхностно-активные; насосно-компрессорное оборудование, двигатели турбореактивные и турбовинтовые, компоненты вычислительных машин; инициаторы реакций и катализаторы, изделия из черных металлов, оборудование для обработки минеральных ископаемых, прокат плоский из нелегированной стали (плакированный), медицинская техника, автопогрузчики, центрифуги и фильтровальные аппараты, присадки, рыба мороженая (скумбрия), телефонная аппаратура.

В общем экспорте Великобритании, в разрезе основных товарных групп преобладают поставки промышленной продукции - 74,2%, на минеральное сырье и топливно-энергетические товары приходится 16,8%, на продукцию сельского хозяйства - 7,2% всего объема экспорта (здесь и далее приводятся статистические данные Секретариата ВТО).

В страны Евросоюза поставляется 53,6% британского экспорта, в Соединенные Штаты - 14,3%, Китай (2,8%), Швейцарию (2%), Канаду (1,6%).

На остальные страны мира приходится 25,7% экспортных поставок. В стоимостном выражении экспорт Великобритании в2010 г. составил 405,7 млрд. долл. США (на условиях ФОБ).

1.3 Внешнеторговые барьеры и соглашения


Барьеры. Работа по выявлению и устранению ограничений в торговой политике зарубежных стран, негативно влияющих на доступ российской продукции, осуществляется по следующим направлениям:

профилактика и предотвращение установления необоснованных торговых барьеров на пути конкурентоспособного российского экспорта, включая работу по пересмотру действующих антидемпинговых мер и либерализации иных барьеров в торговле со стороны торговых партнеров Российской Федерации;

устранение дискриминационного подхода в отношении российских компаний на зарубежных рынках (включая решение проблемы признания рыночного статуса российской экономики и дискриминационного установления антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер);

защита российских интересов с торговыми партнерами на двустороннем и многостороннем уровнях;

поддержка средних и малых предприятий-экспортеров;

подготовка единой переговорной позиции Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности за рубежом, в том числе среднего и малого бизнеса включая регулярные консультации с заинтересованными ведомствами и российскими компаниями;

методическое, организационное и экспертное содействие российским производителям и экспортерам при выявлении торговых барьеров, включая меры торговой защиты;

разъяснительная работа с российскими производителями и экспортерами по повышению их знаний в многосторонних торговых договоренностях,

формирование договорно-правовой базы интеграционных объединений с участием Российской Федерации, в частности Союзного Государства, Таможенного союза, ЕврАзЭС и СНГ, с точки зрения обеспечения наших торгово-политических интересов, включая вопросы благоприятного доступа российских товаров.

В отношении российских товаров действуют 72 меры, в том числе:

антидемпинговые пошлины - 41, специальные защитные пошлины - 3, нетарифные меры - 15, технические барьеры - 5, квотные ограничения - 3, дополнительный налог - 1, акцизы на дискриминационной основе - 3, ограничение по номенклатуре - 1, запрет на импорт - 1.

Также проводятся 5 расследований, из них 2 специальных защитных, 1 антидемпинговое расследование и 1 расследование о включении товара под охват антидемпинговой меры, а также 9 пересмотров антидемпинговых мер и 1 пересмотр специальной защитной меры.

Соглашения. По данным Росстата, в 2012 г. в Россию поступило британских инвестиций в общей сложности на сумму 13,1 млрд. долл. США, в том числе прямых инвестиций на сумму 310,7 млн. долл. США, прочих инвестиций - 12,7 млрд. долл. США.

Общий объем накопленных британских инвестиции в экономику России по итогам2011 г. составил 26,8 млрд. долларов США, при этом в Великобритании накоплено около 3,8 млрд. долл. США инвестиций из России.

В структуре накопленных инвестиций из Великобритании основная часть - 18,7 млрд. долл. США - приходится на прочие инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции составили соответственно 3,6 млрд. долл. США и 4,6 млрд. долл. США.

Наиболее привлекательными для британских инвесторов являлись сферы обрабатывающих производств (13,3 млрд. долл. США), рынок недвижимого имущества (4,5 млрд. долл. США), оптовая и розничная торговля (3,3 млрд. долл. США), добыча полезных ископаемых (2,1 млрд. долл. США).


Таблица 3. Динамика инвестиций в Россию из Великобритании: (в тыс. долл.)

Наименование2008 год2009 год2010 год2011 год2012 годНакоплено инвестиций на начало отчетного периода13256294,8129008862,7632528465,6927599444,5822451666,84Поступило инвестиций и инвестиционных доходов26328089,2514940423,276421040,8240770064,6413103826,26Изъято (погашено) инвестиций10405966,5512971984,9615382339,1146722152,728587198,32Переоценка, прочие изменения активов и обязательств56784,56-166552,7217871,39-69362,58-147616,59Накоплено на конец отчётного периода29235202,0730810748,3523585038,7921577993,9226820678,19

Таблица 4. Динамика инвестиций из России в Великобританию: (в тыс. долл.)

Наименование2008 год2009 год2010 год2011 год2012 годНакоплено инвестиций на начало отчетного периода1015636,80957903,102474517,002678487,423278208,58Поступило инвестиций и инвестиционных доходов1890177,725143104,261777568,164822954,217042395,08Изъято (погашено) инвестиций2005818,215228260,561641236,454285613,626481058,46Переоценка, прочие изменения активов и обязательств65927,73284,37679,55-3527,89-4821,33Накоплено на конец отчётного периода965924,04873031,172611528,263212300,123834723,87

Таблица 5 Структура поступивших инвестиций за 2012 год: (в тыс. долл.)

Наименование видов экономической деятельности по разделам ОКВЭДИнвестиции в Россию из-за рубежаИнвестиции из России за рубеж Инвестиции - всего13 103 826,267 042 395,08 Прямые инвестиции - всего310 748,62284 135,63 Портфельные инвестиции - всего18 287,46626 727,37 Прочие инвестиции - всего12 774 790,186 131 532,09По видам экономической деятельности по разделам ОКВЭД:Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство12 220,00-Добыча полезных ископаемых1 707 582,663 889 962,61Обрабатывающие производства7 796 314,711 790 846,38Производство и распределение электроэнергии, газа и воды20 947,489 394,61Строительство7 188,59513,53Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования1 609 155,67349 785,52Гостиницы и рестораны187,39-Транспорт и связь307 820,71951 912,95Финансовая деятельность81 773,5822 083,52Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг1 537 627,6427 895,26Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг23 007,830,70

Таблица 6. Структура накопленных инвестиций на 2012 год (в тыс. долл.)

Наименование видов экономической деятельности по разделам ОКВЭДИнвестиции в Россию из-за рубежаИнвестиции из России за рубеж Инвестиции - всего26 820 678,193 834 723,87 Прямые инвестиции - всего3 566 619,082 563 320,63 Портфельные инвестиции - всего4 565 668,72626 565,87 Прочие инвестиции - всего18 688 390,40644 837,39По видам экономической деятельности по разделам ОКВЭД:Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство49 959,623,90Рыболовство, рыбоводство1,53-Добыча полезных ископаемых2 128 609,36412 735,14Обрабатывающие производства13 309 395,46488 867,24Производство и распределение электроэнергии, газа и воды1 612 051,536 148,62Строительство200 690,24106,81Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования3 256 238,71574 079,43Гостиницы и рестораны31 042,65-Транспорт и связь882 664,63789 279,71Финансовая деятельность527 839,6817 010,89Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг4 467 801,861 546 492,14Образование0,68-Здравоохранение и предоставление социальных услуг91,04-Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг354 291,17-международный торговля великобритания ирак

Итак, для России Великобритания является важным торговым партнером. Российско-британские торгово-экономические отношения развиваются достаточно успешно и имеют хорошие перспективы.

Динамика торгово-экономических отношений идет по нарастающей, что в равной степени относится не только к традиционной форме сотрудничества - торговле, но и к другим формам хозяйственного взаимодействия. Этому способствует активный российско-британский диалог на всех уровнях.

На Великобританию нее приходится около 3,3% от общего внешнеторгового оборота нашей страны (Германия -10%, Нидерланды - 8%, Италия - 7%, Китай - 5,5%).

Глава 2. Международная торговля РФ с Ираком


.1 Экспорт


В довоенный период (до 2003 г.) Ирак являлся одним из основных торгово-экономических партнеров России на Ближнем Востоке. После окончания активной фазы военной операции коалиционных сил в Ираке наши усилия были сосредоточены на защите интересов российских организаций на завершающем этапе гуманитарной программы ООН, реализации ранее заключенных в ее рамках контрактов. В настоящее время реализуются контракты на восстановление теплоэлектростанций в иракских городах Басра и Насирия, а также в пригороде Багдада. В стране находится порядка 350 специалистов российских компаний.

Стоит заметить, что перспективность иракского рынка всегда определялась его высокой платежеспособностью, обеспеченной вторыми по величине в мире запасами нефти, возможностями экспорта на этот рынок российской продукции.

Однако описанные выше события, с которыми столкнулся Ирак за последние два десятилетия, резко сократили объем двустороннего товарооборота. В 2003-2009 гг. российско-иракская торговля практически представлена российским экспортом

.

Рис.1. Динамика российского экспорта в Ирак в 2003-2009 гг.


По данным Минэкономразвития России, прирост российского экспорта был обеспечен за счет поставок в 2008 г. 148,7 тыс.т пшеницы на сумму 42,7 млн долларов (в 2007 г. поставки не осуществлялись) и увеличения поставок металлоизделий на сумму 42,8 млн долларов (в 2007 г. - на сумму 11,7 млн долларов). Доля этих товаров составила 84% стоимостного объема российского экспорта в эту страну.

В 2009 г. российский экспорт (на 76% представлен зерновыми) составил на сумму 57,6 млн долларов (уменьшение на 37,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.).

Рис.2. Динамика российского экспорта в Ирак в 2010-2012 гг.


В период 2010-2012 гг. российский экспорт в Ирак также отличался неустойчивостью и по-прежнему имел выраженную продовольственную (преимущественно зерновую) направленность.


2.2 Импорт


Экономическое сотрудничество России и Ирака налажено в основном в сфере нефтедобычи. Россия заинтересована в разработке нефтяных месторождений Ирака. Контракты с Ираком заключили российские компании РВО «Зарубежнефть», «ЛУКойл», «Славнефть» и «Татнефть», но большинство соглашений заморожено из-за санкций ООН. Наиболее успешно в Ираке действует «Зарубежнефть». На восстановление нефтяных месторождений российскими компаниями планировалось в течение 23 лет выделить 3,7 млрд. долл. США.

Стоит особо отметить, что до недавнего времени эффективное и действенное энергетическое сотрудничество России с Ираком было невозможно не только из-за сложной политической ситуации в стране, следствием которой явилось огромное количество различных рисков, но и из-за того, что не получили решения вопросы признания иракскими властями аннулированных или приостановленных иракской стороной в одностороннем порядке следующих контрактов и договоренностей в сфере углеводородов:

· контракт между Министерством нефти Ирака и консорциумом компаний во главе с компанией «Лукойл» по разработке второй очереди месторождения Западная Курна;

· контракт с компанией «Зарубежнефть» на дообустройство и разработка месторождения Нахр Бен Умр;

· контракты с «ВО «Машиноимпорт» по обустройству первой очереди месторождения Западная Курна, бурению скважин на юге Ирака, строительству газопровода «Насирия-Багдад»;

· контракт «Стройтрансгаз» по строительству второго стратегического нефтепровода и разведке блока № 4 (Западная пустыня), а также участие российской компании в проекте строительства газопровода «Западный газ» и нефтепроводов «Ирак-Сирия» и «Ирак-Иордания»;

· контракт с компанией «Татнефть» по разведке и разработке блоков № 8, 9 (Западная Пустыня);

· привлечение «ВТК «Нефтегазэкспорт» к разработке и обустройству нефтяного месторождения Гарраф;

· участие «МНГК «СоюзНефтеГаз» в реализации проекта разработки месторождения Рафидейн.

Также сотрудничество планируется осуществлять в следующих сферах: энергетика, электроэнергетика, восстановление инфраструктуры в стране и сотрудничество в военной сфере вооружений.

Сотрудничество с Россией может быть обоюдовыгодно. В частности, потому, что значительная часть иракских промышленных объектов, нуждающихся сегодня в модернизации или восстановлении, была построена при участии еще советских специалистов. Зибари подчеркнул, что Багдад готов допустить российские компании к восстановлению и реконструкции Ирака.

Что касается Ирака, жизненные интересы России лежат не в том, чтобы установить цену за свою поддержку Америки, и не в том, чтобы сохранить высокую мировую цену на нефть. Они заключаются в том, чтобы гарантировать безопасность российских граждан и стабильность соседних регионов. Наши соседи должны строго придерживаться поддающихся проверке принципов нераспространения, а также полного и необратимого уничтожения биологического и химического оружия. С этой точки зрения необходимость разоружения Ирака является абсолютно бесспорной. Как цель для мирового сообщества это не вызывает никакого сомнения.

Отношения между Ираком и Советским Союзом, а впоследствии Россией - исторические и многосторонние. И даже политическая нестабильность не смогла их подорвать. Мы видим, что после 2003 года эти отношения не прерывались.

Ирак на протяжении многих лет был крупнейшим экономическим партнером Советского Союза на Ближнем Востоке (по оценкам, в 1980-х годах ежегодный советско-иракский товарооборот превышал два млрд. долл. - по ценам тех времен). К 2003 году масштабы присутствия российских компаний в Ираке резко сократились, а объем торговли сократился в восемь раз (до 252 млн. долл.). Однако даже в годы санкций ООН, отбросивших одну из самых передовых стран региона на десятилетия назад, в Ираке успешно работали российские машиностроительные, электроэнергетические и другие фирмы. Так, в 1997 году концерн в составе компаний ЛУКОЙЛ, «Зарубежнефть» и «Машиноимпорт» подписал контракты на общую сумму свыше 4 млрд. долл. (в ряде СМИ даже называлась сумма 10 млрд.), в том числе на разработку нефтеносных пластов залежей на юге Ирака. В частности, речь шла о месторождении «Западная Курна-2» в провинции Басра, открытом советскими геологами в 70-х годах прошлого века, причем по контракту доля российской нефтяной компании должна была составить 9,6% планируемой добычи. С наращиванием внешнего давления на режим Саддама Хусейна все громче звучали заявления, что «прежние контракты будут пересмотрены в пользу американских корпораций». В попытке сохранить влияние в Москве пошли даже на списание 80% иракских долгов (сумма составила почти 8 млрд. долл.), однако ожидаемого эффекта это не дало, да и не могло дать - вопрос вытеснения России из Ирака был уже предрешен. С 2003 года практически все самые лакомые куски иракского «нефтяного пирога» оказались в полном распоряжении американских и британских компаний, которые захватили действовавшие кустовые площадки на самых богатых месторождениях, нефтепроводы и перекачивающие станции, другие сохранившиеся важнейшие объекты инфраструктуры и при минимальных вложениях приступили к извлечению прибылей. Общие убытки российских компаний, включая упущенную прибыль, оцениваются в 70 млрд. долл. Среди наиболее пострадавших компаний - «Зарубежнефть» (вела переговоры о возможности разработки целого ряда месторождений в Северной Курне), «Союзнефтегаз» (контракт на разработку нефтяного месторождения «Рафидейн»), «Транснефть», «Татнефть» (вели переговоры об освоении месторождений на юге Ирака), «Стройтрансгаз» (накануне войны получила право на разработку нефтегазового месторождения на западе Ирака). Помимо нефтегазовых, значительные потери понесли и другие компании из России: так, Ирак был одним из самых крупных рынков сбыта продукции российского автопрома. Свою продукцию туда поставляли КамАЗ, Уральский автомобильный завод, Курганмашзавод, ГАЗ, шины для автомобилей продавали в Ирак «Татнефть» и «Сибур» - список далеко не полный. 29 сентября 2004 года одновременно в Москве и Хьюстоне (США) было объявлено о подписании соглашения о стратегическом сотрудничестве ЛУКОЙЛ с американской нефтегазовой компанией ConocoPhillips, которая обязалась (с перспективой получения 17,5% в совместном разделении продукции) содействовать отстаиванию прав своего российского партнера в Ираке. 12 декабря 2009 года было объявлено, что новый тендер на освоение одного из крупнейших в мире месторождений «Западная Курна-2» выиграл консорциум в составе российской компании ЛУКОЙЛ и норвежской Statoil (российская компания получила 56,25%, норвежская - 18,75%), Ирак на правах «хозяина» был представлен компанией North Oil Company с долей в 25%. Согласно контракту, на месторождении планируется добывать 1,8 млн. баррелей нефти в сутки, а прибыль инвесторов предполагается в размере 1,15 доллара за баррель от сверхлимитной добычи. Результат тендера 31 января 2010 года был закреплен официально - подписан договор об оказании услуг по разработке и добыче нефти на месторождении «Западная Курна - 2» сроком на 20 лет (с правом пролонгации на 5 лет на новых условиях), который был ратифицирован Кабинетом министров Ирака. Начало промышленной добычи запланировано на 2014 год. Практически одновременно, в конце 2009 года, консорциум в составе российской «Газпром нефть», Kogas (Корея), Petronas (Малайзия) и ТРАО (Турция) был признан победителем тендера на разработку месторождения Бадра, расположенного в провинции Васит на востоке Ирака. Доля участия «Газпром нефти» в проекте в качестве оператора составила 30%, Kogas - 22,5%, Petronas - 15%, ТРАО - 7,5%. Участие иракского правительства, которое представлено в проекте Иракской геологоразведочной компанией (Oil Exploration Company, OEC) - 25%. Срок контракта - 20 лет (с возможным продлением на 5 лет), расчетный объем капиталовложений - 2 млрд. долларов, начало добычи запланировано на 2013 год, с 2017 года объем извлекаемой нефти должен составить 170 тыс. баррелей в сутки при возмещении 5,5 доллара за баррель. Казалось, лед тронулся, скоро пойдет нефть, а за ней и деньги. В начале мая 2010 года российский холдинг ТНК-ВР заявил о создании совместного предприятия с иракской Iraq Oil Company for Oil Investments. Согласно официальному сообщению, целью являлось «изучение потенциальных проектов по приобретению, управлению и разработке нефтегазовых месторождений на территории Ирака» - подразумевались три крупных газовых месторождения Аккас, Мансурия и Сиба. Уже в октябре того же года представитель компании объявил, что ТНК-ВР отказалась от своих планов, официальное объяснение было таково: «ТНК-ВР внимательно изучила возможность участия в тендере на разработку месторождений газа в Ираке. В связи с жесткими сроками, установленными местными властями, у компании не было достаточно времени, чтобы завершить финальную оценку проекта. Поэтому мы приняли решение не участвовать в данном тендере». Однако некоторые эксперты полагают, что истинная причина отказа заключалась в том, что прогнозируемые (и просчитанные) риски зашли далеко в «красный сектор». ЛУКОЙЛ, окрыленный «успехом в Западной Курне-2», в мае 2012 года объявил о том, что получил право (совместно с японской INPEX Corporation) на геологоразведку и последующую разработку Блока 10 - довольно обширного района на территории соседних с Басрой провинций Зи-Кар и Мусанна. Условия контракта, парафированного правительством Ирака в июле 2012 года, таковы, что у многих специалистов, знакомых с ситуацией в Ираке, от них «захватывает дух»: инвесторы обязались провести в течение 5 лет (с возможным продлением на 2 года) программу геологоразведки, вложив не менее 100 млн. долл. При подтверждении коммерческих запасов нефти возможна добыча в течение 20 лет с возможным продлением еще на 5 лет. Выплаты компенсации за добытую нефть (5,99 доллара от проданного барреля) начнутся по достижении уровня 25% от плановой добычи, которая будет определена по завершении разведочно-оценочного этапа. Примечательно: из 10 заявленных иракской стороной слотов Багдаду с трудом удалось «пристроить» лишь 4, а на остальные при таких требованиях не нашлось ни единого претендента. Между тем в мае 2012 года норвежская Statoil, просчитав все риски, вышла из совместного с россиянами проекта «Западная Курна-2» - её доля досталась ЛУКОЙЛ, составив в сумме 75%, а сам ЛУКОЙЛ вместе с North Oil Company (25%) перешел в разряд подрядчиков иракской государственной нефтяной компании South Oil Company. При этом, по предварительным оценкам, инвестиции ЛУКОЙЛ в этот проект до 2015 года должны составить 4,5 млрд. долл., а общие затраты могут достичь 30 млрд. долларов. По контракту 2009 года иракская сторона обязалась предоставить для разработки месторождения «Западная Курна-2» территорию, свободную от претензий третьих сторон. С началом работ, однако, выяснилось, что эту землю считают своей десятки тысяч человек, ее обрабатывающих, там проживающих и не желающих ее покидать «просто так». У них появились общественные защитники и даже «неформальные лидеры» как в виде шейхов племен, так и просто «активистов с активной жизненной позицией и связями», которые стали «отстаивать свои права» в том числе путем прямого вымогательства, шантажа и даже угроз в адрес иностранных инвесторов и подрядчиков. Лишь в начале 2012 года в Багдаде признали существование проблемы, но решать ее не торопятся, хотя это существенно тормозит ход реализации грандиозного проекта. 17 ноября 2012 г.правительство Ирака сообщило, что оно поддержит ЛУКОЙЛ и китайскую национальную нефтяную корпорацию, если они захотят выкупить долю Exxon Mobil. Соглашения на добычу в Иракском Курдистане компания Exxon Mobil подписала с Эрбилем в конце июля 2012 года, а через две недели Багдад заявил, что будет добиваться разрыва контрактов с курдской автономией, поскольку они не были одобрены федеральными властями.


.3 Внешнеторговые барьеры и соглашения


Главным препятствием на пути возвращения российских компаний в Ирак остается проблема безопасности. Хотя российским специалистам не впервой работать в зонах риска, тем не менее, даже они не готовы возвращаться в Ирак при сохранении нынешней ситуации, когда и места их проживания и маршруты передвижения должны охранять группы автоматчиков. В нынешних условиях добыча углеводородов в Ираке по сути равноценна войсковым операциям. В этой ситуации наиболее логичным вариантом является возвращение специалистов в те зоны и в те провинции Ирака, в которых местные власти способны обеспечить должный уровень безопасности работающих.

Отсутствие безопасности порождает ряд сопутствующих проблем. Первая из них - это проблема транспорта. Добираться в Ирак напрямую не представляется возможным. Чтобы попасть в страну и районы добычи углеводородного сырья, приходится использовать обходные пути, пробираться через соседние страны, подвергая себя по дороге дополнительному риску. Вторая проблема - юридически-правовая. Вопросы добычи нефти на законодательном уровне не отрегулированы. Багдад еще не решил, насколько, в какой степени и на каких условиях он готов будет отдать свои стратегические месторождения иностранным компаниям: будут ли это соглашения о разделе продукции или какие-то иные формы. Раньше было обязательным условием разработки месторождений вхождение в проекты иракской национальной нефтяной компании, говорилось также о необходимости предоставить государству, как минимум, контрольный пакет акций в крупных месторождениях.

Иракская сторона предпочтет гибкие схемы, используя различные формы сотрудничества. Возможно, что после подготовки проекта, например, в виде совместного предприятия и его оценки иракской стороной, последняя определит, какой процент она оставит себе, а что передаст инвестору, или же она в его интересах вообще откажется от доли. Относительно новых объектов местные власти практически однозначно настаивают на дифференцированном подходе: каждый проект будет рассматриваться отдельно, но в соответствии с законом, которого пока нет

Одно из предъявляемых к иностранным компаниям требований - облагородить район своей деятельности. Готовящийся законопроект делит все нефтяные месторождения страны на разведанные и уже работающие. Последние будут отданы национальной нефтяной компании ННК, которая займется поиском партнеров, исходя из коммерческой целесообразности.

Непрочность новой иракской власти порождает противоречия между законодательными актами центра и провинций. В особенности это касается Курдистана, который в меньшей степени пострадал от ударов сил коалиции и где поддерживается относительный порядок. Курдистану необходимы средства на развитие, и он готов двигаться к освоению месторождений быстрее, нежели это делают центральные власти. В Курдистане уже работают многие иностранные компании, в основном китайские, сингапурские и других стран.

Вместе с тем в Багдаде сформировали свой «черный список» зарубежных компаний, из числа подписавших контракты с курдским региональным правительством. Им будет запрещено вести бизнес в стране и экспортировать нефть. Ещё в начале 2007 г. правительство Ирака внесло в парламент законопроект, определяющий доли доходов от нефти между Багдадом и иракскими провинциями, а также условия предоставления контрактов иностранным компаниям, однако парламент его пока не принял. Тогда в августе 2007 г. более решительное полуавтономное региональное правительство Курдистана провело собственный закон о нефти, после чего было заключено более полутора десятков соглашений о разделе продукции с несколькими иностранными нефтяными компаниями в обход центрального правительства Ирака, а количество компаний, согласившихся сотрудничать напрямую с Курдистаном, достигло 20. По этим соглашениям, нефтяным компаниям будет отходить 15% всей добываемой по контракту нефти.

Еще одна проблема, с которой неизбежно сталкиваются желающие работать в Ираке российские производители, - это близкое к катастрофическому устаревание оборудование и основных производственных фондов (скважин, предприятий, терминалов, емкостей для хранения нефтепродуктов, трубопроводов, которые почти 20 лет не обновлялись). Сейчас у российских производителей существует определенное и четкое понимание ситуации в Ираке: они готовы будут работать в этой стране только на основе общепризнанных тендеров и соответствующих международных гарантий.

При налаживании торгово-экономического сотрудничества с Ираком российским компаниям нужна серьезная государственная поддержка. Одна из форм такой поддержки - это вывод связанных с Ираком российских компаний из всевозможных «черных списков». Давно говорилось, что вряд ли есть какая-либо альтернатива действиям в рамках ООН. Однако пока потенциал этой организации, в том числе в плане привлечения к урегулированию ситуации в Ираке постоянных членов СБ ООН, включая Россию и Китай, использован слабо. Важно взаимодействие и с такой организацией, как Лига арабских государств. Необходимы серьезные программы восстановления экономики Ирака. Это скажется на жизни населения страны, которое не одно десятилетие существует в условиях жесточайшего кризиса. И к этим восстановительным работам должны привлекаться государства, имеющие опыт долговременного сотрудничества в сфере добычи и переработки углеводородного сырья на Ближнем Востоке и в Ираке, в частности. Россия вполне может принять в них участие. Это может быть выражено в поставках уже на данном этапе оборудования для жизненно важных отраслей экономики страны. Компания Нефтегазэкспорт уже сейчас готова предложить Ираку более 1000 наименований бурового и нефтепромыслового оборудования. Это может быть подготовка специалистов для экономики Ирака, особенно ее нефтегазовой сферы. И здесь полезен опыт Лукойла, благодаря стараниям которого в России учатся иракские студенты. Большую пользу Россия могла бы оказать в восстановлении и развитии железных дорог в Ираке, в пополнении вагонного парка, в строительстве объектов электроэнергетики. В России много специалистов, знающих Ирак и проблемы этой страны не понаслышке. Их возвращение и помощь Ираку могут быть неоценимыми.

До сих пор действует предложенный США механизм экспертизы товаров, поставляемых в Ирак, на основе т.н. «обзорных списков товаров» (ОСТ). Основная идея этого механизма заключается, с одной стороны, в упрощении и ускорении процедуры экспертизы в Комитете по санкциям товаров и технологий, предлагаемых для поставки в Ирак, а с другой, в более тщательной проработке контрактов, предусматривающих экспорт в Ирак товаров двойного назначения. В настоящее время американцы предлагают внести в ОСТ порядка 20-ти новых наименований товаров, а для более чем 10-ти позиций товаров пересмотреть технические параметры. Это может серьезно подорвать интересы российских компаний, поставляющих в Ирак тяжелую автодорожную технику, автопокрышки для грузовых автомобилей, стальную арматуру.

Глава 3. Сравнительный анализ


.1 Экспорт


Торгово-экономические и инвестиционные связи, по оценке российской стороны, оказались в наименьшей степени затронуты факторами политической конъюнктуры, появились новые форматы взаимодействия - российско-британский экономический и финансовый диалог. Растет также взаимодействие национальных фондовых рынков.

В товарной структуре российского экспорта в Великобританию традиционно доминируют сырьевые товары (минеральное топливо, драгметаллы и т.д.) - более 90%. В свою очередь две трети импортируемых британских товаров составляют машины, оборудование, средства транспорта.

Более 77% российского экспорта в Великобританию пришлось на минеральное топливо, поставки которого возросли на 20,2%. В январе-июне 2012 г. имел место рост стоимостных объемов экспорта сырой нефти в 4,7 раза до 1,0 млрд.долл. (1,8 млн.т.) и нефтепродуктов - на 39,8% до 2,1 млрд.долл. (3,7 млн.т). Одновременно произошло сокращение поставок газа на 44,3% до 0,5 млрд.долл. (3,2 млрд.м3) и угля каменного - на 38,8% до 0,4 млрд.долл. (6,5 млн.т).

Поставки драгоценные металлов, камней и изделий из них выросли на 37,9%, а их удельный вес в стоимости экспорта - до 12,4% (10,8% годом ранее).

Экспорт товаров химической промышленности сократился на 3,9%, в т.ч. неорганических химических продуктов - на 15,9% и минеральных удобрений - на 1,8%. Имел место рост поставок органических химических соединений в 1,7 раза. Удельный вес товаров химической промышленности в российском экспорте составил 4,7% (5,9% годом ранее).

Поставки древесины, изделий из нее и целлюлозно-бумажных изделий выросли в январе-июне 2012 г. на 41,6% до 71 млн.долл.США, в т.ч. экспорт массы древесной - в 6 раз, древесины и изделий из нее - в 1,8 раза, печатных изданий и книг - в 1,7 раза. Удельный вес древесины, изделий из нее и целлюлозно-бумажных изделий в общем объеме экспорта в отчетный период составил 1,4% (1,2% годом ранее).

Стоимостные объёмы продаж в Великобританию российских металлов и изделий из них выросли на 5,4%, в т.ч. черных металлов - на 10,2%. Экспорт цветных металлов снизился на 2,8%, несмотря на рост стоимостных объемов поставок никеля - в 511 раз, меди - в 2,2 раза, алюминия - на 15,8%. Это произошло вследствие падения поставок свинца на 75,6%, прочих недрагоценных металлов - на 33,4%, а также прекращения поставок в отчетный период цинка и олова. Удельный вес металлов и изделий из них в общем объеме экспорта составил 2,6% (3,0% годом ранее).

В январе-июне 2012г. вывоз из нашей страны на британский рынок машин, оборудования и аппаратов снизился на 2,3%, а их удельный вес в экспорте составил 0,7% (0,9% годом ранее). Вместе с тем, имел место рост поставок по таким статьям, как часы и их части в 52 раза, суда, лодки и плавучие средства - в 1,9 раза, механические устройства и оборудование - на 23,5%, электрические машины и оборудование - на 5,2%. Существенно сократился экспорт средств наземного транспорта и запасных частей к ним (на 82,6%), а также летательных аппаратов (на 20,9%), инструментов и аппаратов - на 13,6%.

Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (данная товарная группа представлена, главным образом, рыбой, жирами и маслами, напитками, растительными материалами для плетеных изделий и пр.) в отчетный период вырос на 47,4%, их удельный вес составил 0,5% (0,4% годом ранее).

В иракско-российских отношениях преобладает исключительно российский экспорт, преимущественно продовольственной направленности. В последнее время Россия также намерена расширить своё присутствие на рынке вооружений.

3.2Импорт


Лидирующие позиции в импорте из Великобритании занимали машины, оборудование и аппараты - 45,9% импорта, поставки которых сократились на 11,2%, в т.ч. средств наземного транспорта - на 24,7%.

Ввоз металлов и изделий из них увеличился на 48,2%, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - на 35,0%, продукции химической промышленности на 17,8%, в т.ч. фармацевтической продукции - на 32,6%, целлюлозно-бумажных изделий - на 13,9%. Снизился импорт изделий из камня, керамики и стекла на 12,3%, текстиля, текстильных изделий и обуви на 6,9%.

Важной составляющей российско-британского сотрудничества является торговля услугами, которая имеет устойчивую тенденцию роста. Ее оборот по данным Банка России, составил 8,3 млрд. долл. Великобритания лидирует среди зарубежных стран по обороту торговли услугами, при этом она - главный партнер как по экспорту услуг из России (3,8 млрд.долл.), так и по импорту (4,5 млрд.долл.).

В отношении Ирака российский импорт практически отсутствует, если не считать незначительных (на десятки миллионов долларов по равнению с многомиллиардным оборотом советского периода) статей, преимущественно нефтяных контрактов.


.3 Внешнеторговые барьеры и соглашения


Внешнеторговые барьеры и соглашения в отношениях РФ с Великобританией и с Ираком также несопоставимы. В Ираке тарифное регулирование производится на основании нескольких законодательных актов, основным из которых является Закон «О таможне» 1984 г. По аналогии с Брюссельским тамож. тарифом все ввозимые в Ирак товары разбиты на 21 группу. В основу системы положен принцип полного освобождения или минимум тарифов для основных средств производства, импорт которых стимулирует развитие национальных отраслей. Предметы роскоши, а также ряд потребительских товаров, близких к ним облагаются повышенными пошлинами.

Кабинету министров предоставлено право вводить повышенные пошлины в качестве протекционистских или ответных (защитных) мер. В 1998 г., в отношении ряда импортируемых товаров и услуг применялся военный сбор, который сводил до минимума рентабельность многих сделок.

В период действия экономических санкций эти меры направлены на сокращение оттока валюты из страны, а также ограничение импорта предметов роскоши и продукции не входящей в список основных потребтоваров. Минторг постепенно пересматривает этот список с целью поддержания активности частного сектора на внутреннем рынке.

В Минюсте при участии других ведомств ведется разработка системы экспортного контроля на основе изучения опыта развитых стран. Иракские делегации уже дважды посетили Россию и провели переговоры во всех основных министерствах и ведомствах, входящих в систему экспортного контроля РФ.

В стране введено лицензирование на импорт некоторых видов высокотехнологичной продукции, которая включена в специальный Перечень. Лицензионное оформление, а также ведение указанного Перечня (разработка, уточнение, внесение изменений, публикация и т.д.) возложены на минторг.

Иракское законодательство не предусматривает специальных мер и поддержку национальных экспортеров. Учитывая, что основной статьей экспорта является нефть, кабинетом министров проводится постоянная работа через механизм ОПЕК, а также двусторонние договоренности с арабскими странами, по вопросам регулирования объемов продаваемой нефти и цен на нее.

Акцизы в качестве меры налогового регулирования ВЭД в Ираке не применяются.

Стратегия торгово-экономических отношений Великобритании с Россией строится на признании британцами успехов нашей страны в части обеспечения политической и экономической стабильности, выполнения Россией обязательств по оплате ее внешнего долга и др. В целом они положительно отзываются о программе социальных преобразований в нашей стране, понимая, что российское правительство намерено сделать экономику более диверсифицированной, конкурентоспособной, менее зависящей от нефти и газа.

Британская служба торговли и инвестиций рассматривает Россию в качестве одного из приоритетных экспортных рынков (наряду с Бразилией, Китаем, Индией, Индонезией, Малайзией, Мексикой, Катаром, Саудовской Аравией, Сингапуром, ЮАР, Республикой Корея, Тайванем, Таиландом, Турцией, ОАЭ и Вьетнамом). При этом подчеркивается, что Российская экономика является десятой экономикой мира по своим масштабам, удельный вес прямых иностранных инвестиций в российском ВВП выше, чем в Индии и приближается к уровню Китая.

В числе приоритетных для себя секторов в экономике России британцы выделяют: авиационно-космическое машиностроение, инфраструктуру аэропортов, автомобилестроение, общее машиностроение, финансовые услуги, сектор информационно-телекоммуникационных технологий и энергетику. При этом Британская служба торговли и инвестиций отмечает, что в таких секторах, как управление строительным проектированием, строительство, торговля товарами класса «премиум», инфраструктура спорта и отдыха (особо подчеркивается предстоящая в Сочи Олимпиада в 2014 году), развитие пригородной транспортной инфраструктуры, водоснабжение и канализация, у британского бизнеса имеются наилучшие перспективы.

Великобритания на правительственном уровне поддерживает присоединение России к ВТО и сыграла важную роль в завершении переговоров по данному вопросу в рамках ЕС. Скорейшее присоединение России к ВТО поддерживают и предпринимательские круги Великобритании, понимая, что вступление России в эту организацию будет способствовать решению сохраняющихся проблемных вопросов, препятствующих полноправной интеграции нашей страны в мировую экономику.

Великобритания также выражает заинтересованность в установлении более тесных экономических связей между Европой и Россией, придавая большое значение взаимоотношениям России и ЕС.

Заключение


По итогам исследования можно сделать выводы:

1.Во внешнеторговых отношениях с Великобританией актуальной является задача расширения номенклатуры российского экспорта и совершенствования его структуры.

Российскую сторону не вполне удовлетворяет структура взаимной торговли. Это относится в первую очередь к российскому экспорту, основу которого составляют энергоносители, что обуславливает зависимость экспорта от конъюнктурных рыночных колебаний.

Россия играет важную роль для Великобритании в поставках топливно-энергетических ресурсов, сырья и полуфабрикатов и останется надежным поставщиком этих товаров.

Важной задачей является увеличение российского несырьевого экспорта в Великобританию, в том числе за счет расширения поставок отечественной конкурентоспособной машинно-технической продукции.

Российская сторона заинтересована в развитии широкомасштабной производственной и научно-технической кооперации с британскими компаниями, в первую очередь в таких сферах деятельности как машиностроение, электроника и телекоммуникации, пищевая, фармацевтическая промышленность, и в других современных отраслях.

Увеличение российского экспорта высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью на британский рынок может быть достигнуто в результате организации международной производственной и научно-технической кооперации, вовлечения российских научных разработок в хозяйственный оборот, а российских лицензий, ноу-хау и других объектов промышленной и интеллектуальной собственности в экспортный оборот.

2.перспективы энергетического сотрудничества России и Ирака. Среди перспективных направлений можно выделить контракт на разработку второй очереди нефтяного месторождения Западная Курна, а кроме того проект по реконструкции нефтепровода Киркук-Баниас. Что касается иракской нефти, то Ирак намерен увеличить к концу текущего года ее производство с нынешних 2,5 миллиона до 3,0 миллиона баррелей в день, а к 2014 году рассчитывает выйти на показатель в 4,5 миллиона баррелей.

Ирак имеет третьи по величине запасы нефти в мире, которые оцениваются в 115 миллиардов баррелей, но испытывает нехватку технологий и средств для их эксплуатации. В этой связи правительство Ирак объявило о разработке закона о защите прав инвесторов.Даже после появления в стране международно признанной администрации возобновление действия российско-иракских контрактов на разработку месторождений и строительство трубопроводов представляется возможным, но все же маловероятным. Вместе с тем определенные перспективы у российских компаний остаются. Эта надежда связана, прежде всего, с опытом работы наших специалистов в Ираке, с наличием значительного количества российского оборудования в стране, а также с получившими образование в России и лояльно относящимися к нам местными кадрами.

Список использованных источников


1.Britain's relations with Iran // British Foreign & Commonwealth Office. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.fco.gov.uk/en/global-issues /mena/017-iran/. - Title from screen.

2.Foreign Secretary in Russia // British Foreign & Commonwealth Office. - 2010. - October 13. -Electronic text data. - Mode of access: http: //www.fco.gov.uk/en/news/latest-news/?view= News&id=22924309. - Title from screen.

.Hague, W. Britain's prosperity in a networked world // British Foreign & Commonwealth Office. -2010. - July 15. - Electronic text data. - Mode of access: http: //www. fco. gov. uk/en/news/latest-news /?view=Speech&id=22551011. - Title from screen.

4.http://news.ng.ru/2004/06/11/1086950242.html. -Загл. с экрана.

5.PM's press conference in Moscow // The official site of the British Prime Minister's Office. -2011. - Sept. 12. - Electronic text data. - Mode of access: http: //www. number 10. gov. uk/news/pms-press-conference-in-moscow/. - Title from screen.

.PM's speech in Moscow // The official site of the British Prime Minister's Office. - 2011. - Sept. 12. -Electronic text data. - Mode of access: http: //www. number 10. gov.uk/news/pms-speech-in-moscow. - Title from screen.

.Prime Minister leads business delegation to Russia // The British Embassy in Russia. - 2011. - Sept. 14. - Electronic text data. - Mode of access: http: //ukinrussia.fco.gov.uk/resources/en/press-release /535454482/green-ukti. - Title from screen.

8.Барановский В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений. - М.: ЮНИТИ, 2011. - С. 28.

.Брагинский О.Б. Мировой нефтегазовый комплекс М.: Наука, 2012. - 605 с.

.Декларация о партнерстве на основе знаний для модернизации между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии // Администрация Президента РФ. - 2011. - 12 сент. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://news.kremlin.ru /ref_notes/1032. - Загл. с экрана.

.Иванов И. Импорт и импортозамещение в России //Мировая экономика и международные отношения, 2012, № 1, с.15-21

.Ик, С. Первый визит Лаврова в Лондон: осторожные надежды / С. Ик // Русская служба Би-Би-Си. - 2011. - 14 февр. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian /international/2011/02/110213_lavrov_uk_first_ visit.shtml. - Загл. с экрана.

13.Капитонова, Н. Потепление англо-российских отношений / Н. Капитонова // Информационный портал Московского государственного института международных отношений МИД России. -2011. - 13 сент. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts /document 210615. phtml. - Загл. с экрана.

14.Киреев А. Международная экономика. - М.: Банки и биржи, 2011. - 276с.

.Колесов В.П. Международная экономика. М.: ИНФРА-М, 2012. - 273 с.

16.Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: Высшая школа, 2011. - 281 с.

17.Международные экономические отношения / Под. ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 182 с.

.Минин, C. Британские СМИ: Путин не простит Кэмерону Грузию / C. Минин // Независимая газета. - 2011. - 13 сент. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.ng.ru/printed/259322. -Загл. с экрана.

19.Пресс-конференция с Премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном по завершении российско-британских переговоров // Администрация Президента РФ. - 2011. - 12 сент. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //kremlin.ru/transcripts/12663. - Загл. с экрана.

.Россия: доклад МАГАТЭ по Ирану может помешать диалогу // BBC Russian. - 2011. -October 25. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2011 /10/111025_iran_china_russia_iaea.shtml. - Загл. с экрана.

.Соловьев, В. Россия и Британия понизили разногласия / В. Соловьев, Е. Черненко // Коммерсантъ. - 2011. - 13 сент. (№ 170 (4711)). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www.kommersant.ru/doc/1771934. - Загл. с экрана.

.Уильям Хейг о позиции России по Сирии // The British Embassy in Russia. - 2011. - 5 окт. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //ukinrussia. fco. gov.uk/ru/news/?view=News&id=664 765382. - Загл. с экрана.

23.Устинов Н.Н. Мировая торговля. Статистическо-аналитический справочник. - М.: Экономика, 2012. -400 с.

.Цена оттепели между Британией и Россией Интернет-проект «ИноСМИ». - 2011. - 17 сент. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //inosmi.ru/europe/20110917/174773457.html. - Загл. с экрана.

.Экономика развивающихся стран: Сб. ст. памяти В.А. Яшкина / Ин-т востоковедения РАН. Ин-т стран Азии и Африки при МГУ; Сост. А.М. Петров. - М.: Гуманитарий, 2011. - 283 с.


Теги: Анализ российско-британских и российско-иракских внешнеторговых связей  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 35835
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Анализ российско-британских и российско-иракских внешнеторговых связей
Назад