Ценообразование в мировой торговле

Содержание


Введение

Глава 1. Экономический аспект ценообразования в мировой торговле

1.1 Экономическая сущность, необходимость и возможность регулирования ценообразования в мировой экономике

1.2 Факторы и условия формирования и воздействия на цену товара во внешней торговле

1.3 Современные проблемы ценообразования в мировой торговле в условиях глобальной экономики

Глава 2. Анализ современного состояния ценообразования в мировой экономике

2.1 Анализ современных методов расчета индексов отраслевых цен в мировой экономике

2.2 Анализ воздействия колебания мировых цен на экономику государства

2.3 Анализ воздействия государственного регулирования на ценообразование

Глава 3. Совершенствование ценообразования в мировой экономике

3.1 Расчет межфакторного анализа ценообразования в мировой экономике

3.2 Направления и меры совершенствования ценообразования в мировой экономике

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение


Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен.

Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, принципов и подходов к ценообразованию и формированию модели цены, как на внутреннем рынке, так и в условиях мировой торговли. Эти модели коренным образом отличаются от принципов построения цен в централизованной экономике. Радикальные изменения в мировом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов и последовавшая интеграция России в систему мирового хозяйства привели к необходимости адаптации отечественных методов ценообразования к мировым стандартам.

Актуальность данной работы объясняется необходимостью изучения и использования на практике современными экономистами, ценовых показателей, механизмов ценообразования, анализ спроса и предложения, проектирования и формирование цены. От этого будет зависеть успешность внешнеэкономической деятельности России в ближайшем будущем.

Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода. Цена как экономическая категория выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар (работы, услугу). Цена выражает общественно-необходимые затраты на производство товара и колеблется около его стоимости.

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Применительно к мировому рынку ценообразование приобретает некоторые особенности, которые будут нами рассмотрены в данной работе. В принципиальном плане процесс ценообразования на внутреннем и внешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рынке осложняется наличием гораздо большего числа продавцов и покупателей, более острой конкуренцией.

Для системы ценообразования в современной мировой торговли характерно, как правило, рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения.

Ценообразование на различных типах рынков проводится по методике, приемлемой для каждого из четырех видов рынка, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования и от которых зависит ценовая политика стран-участников мировой торговли. В настоящей работе мы уделили несколько большее внимание системе ценообразования на нефтяном рынке, поскольку в этом направление развивается в данный момент экспортная политика нашего государства.

Целью данной работы является всестороннее изучение механизмов ценообразования на современном мировом рынке.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть ценообразующие факторы - типы рынков, виды цен и др. применительно к мировым ценам и мировому рынку.

-рассмотреть место России в системе мирового ценообразования.

ценообразование мировая торговля индекс

Глава 1. Экономический аспект ценообразования в мировой торговле


1.1 Экономическая сущность, необходимость и возможность регулирования ценообразования в мировой экономике


Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности с помощью комплекса специальных методов, которые можно разделить на две основные группы: экономические и административные. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на количество и опосредованно - на цену, относятся квотирование, правила о преимущественном приобретении товаров местного производства, лицензирование, валютный контроль, произвольно устанавливаемые стандарты, административные проволочки и требования бартерного обмена. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на цены и опосредованно - на количество товаров, относятся таможенные тарифы, субсидии, законодательство о минимальных ценах, произвольная таможенная оценка и специальные сборы.

Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете, оказывает существенное влияние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.

Государство регулирует цены внутреннего рынка, в основном, с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства.

Например, в США государство предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен ниже гарантированного уровня цен. Специальная правительственная организация по гарантированным ценам принимает в залог у производителей сельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.

Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Устанавливаются несколько категорий цен - индикативные цены, определяемые Сообществами как желательные, минимальные цены импорта или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями, официальными организациями. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом, протекционизм на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения близкого к самообеспечению и второго мирового экспортера.

Одной из разновидностей воздействия на цены мирового рынка является демпинг. Цель демпинга - завоевание определенным товаром или группой товаров внешнего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономику стран-импортеров.

Имеются и другие механизмы и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), использование которых, в конечном счете, оказывает существенное влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки зрения, крупной.

В качестве форм воздействия государства на цены международной торговли можно назвать следующие:

Государство регулирует внутренние цены и тарифы (например, на транспорт, электроэнергию) и этим оказывает воздействие на цены внешней торговли (на товары, которые фирмы данной страны экспортируют).

Государство может субсидировать (т.е. брать на себя определенную часть расходов) отечественный экспорт с целью его поддержки, создавая предпосылки для снижения цен на экспортируемые товары и усиливая международную конкурентоспособность отечественных фирм-экспортеров.

Например, в ряде случаев государство берет на себя расходы по финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, связанных с производством экспортной продукции.

Государство проводит таможенную политику в области импорта. Например, устанавливает низкие импортные таможенные пошлины на поступающее из-за границы сырьё, из которого производится экспортная продукция, и влияя на цены, по которым данная продукция будет экспортироваться.

Государство устанавливает определенные ограничения, квоты во внешней торговле. Например, когда страны по взаимному согласованию сдерживают экспорт тех или иных товаров (что дает возможность поддерживать на соответствующем уровне цены на них).

К формам прямого воздействия государства на цены внешней торговли можно отнести антидемпинговые меры и процедуры. Речь идет о реализации товаров через каналы внешней торговли на рынках зарубежных государств, по ценам ниже нормального уровня применительно для этих стран - т.е. искусственное занижение цен во внешней торговле.

Ещё одним инструментом прямого воздействия государств на цены внешней торговли является налоговое регулирование. Примером такого рода является введение налога на добавленную стоимость, которым облагаются некоторые экспортные и импортные товары, что отражается на внешнеторговых ценах.

Таким образом, государственное регулирование международных цен, необходимо для поддержания баланса спроса и предложения, а также для потребления и накопления, товарной и денежной массы.

Имеются также и другие механизмы, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, которые, в конечном счёте, оказывают существенное влияние на уровень цен на мировом рынке. Поэтому изучение опыта ценообразования и регулирования цен зарубежных стран позволяет понять закономерности и тенденции этих механизмов.


1.2 Факторы и условия формирования и воздействия на цену товара во внешней торговле


Определению мировой политики цен должно уделяться самое пристальное внимание со стороны дирекции предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность за границей. И действительно, определение цен - это как раз та часть маркетинговой политики, которая самым непосредственным образом влияет на динамику продаж и рентабельность, любой ложный шаг здесь немедленно сказывается на результатах.

Процесс ценообразования на мировом рынке является одним из важнейших. Он представляет собой формирование ценовой политики предприятия под влиянием экономических и неэкономических факторов на мировых товарных рынках или в экспортно-импортных сделках.

Мировые цены (world price) - это цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках и в основных Центрах мировой торговли. Для современного мирового рынка характерна множественность цен. На их уровень воздействуют валюта платежа, условия расчета, характер поставки и политико-экономические факторы. В условиях мировой экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации и влияния государства.

При рассмотрении процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках, необходимо внимательное изучение всех факторов, влияющих на формирование цен. По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять групп.

. Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся: экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция.

. Конкретно-экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся: издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на товар; потребительские свойства, такие как качество, надежность, внешний вид, престижность и т.д.

. Специфические, т.е. действующие в отношении только некоторых видов товаров и услуг. Это: сезонность; эксплуатационные расходы; комплексность; гарантии и условия сервиса.

. Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов. К ним относятся: государственное регулирование экономики, экономическая политика, законодательство; валютные курсы.

. Внеэкономические, т.е. напрямую не связанные с действием экономических механизмов. Это: политические; военные и другие факторы.

Схематично влияние разных факторов на международное ценообразование можно представить так как показано на рисунке 1.1.

Цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на мировом рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие вышеперечисленных групп ценообразующих факторов.

При анализе цен следует также учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международного маркетинга имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются, и, наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением возрастают, хотя и то, и другое распространяется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризиса и подъема.


Рис. 1.1 Влияние групп факторов на мировые цены


Немаловажную роль в мировом ценообразовании играет государство. Оно регулирует внутренние цены, субсидирует экспорт, поддерживает импорт и т.д., т.е. существенно влияет на мировые цены. Например, государство может предоставить экспортные субсидии компаниям, что позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и не покидать международный рынок. Государство может установить также низкий уровень импортных пошлин на те товары и сырье, которые предназначены для изготовления продукции, идущей на экспорт.

Таким образом, есть много механизмов для проведения внешнеторговой политики, существенно влияющей на мировые цены, особенно если страна является крупным экспортером или импортером.

Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методы формирования цен.

Методологический аспект ценообразования в развитых странах разрабатывается государственными органами при помощи общих принципов, методов и нормативов установления цен.

Кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение.

Наряду с прямым установлением и регулированием цен государственные органы осуществляют за ними и контроль.

Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий, воздействовать на цену таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.

В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Прежде всего, следует отметить, что либерализация цен повышает роль государств в осуществлении политики ценообразования. Она заключается в воздействии на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании им методологической помощи, разработке правовых норм и законов о ценообразовании.

Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить:

инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита,

резкого подорожания сырья и топлива,

монополизма производителей.


1.3 Современные проблемы ценообразования в мировой торговле в условиях глобальной экономики


Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли.

Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться неценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями нижних эшелонов.

Среди тех, чье влияние также сказывается на политике цен, управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры.

Процедура установления фирмой исходной цены на товар. Существует шесть этапов этой процедуры: постановке задач ценообразования, определение спроса, оценки издержек, анализа цен конкурентов, выбора метода ценообразования и установления окончательной цены. Мы рассмотрим конкретные методики ценообразования, с помощью которых происходит приспособление исходной цены к важным факторам окружающей обстановки. Среди этих методик - установление цены по географическому принципу, установление цен со скидками, установление цен и стимулирования сбыта, установление дискриминационных цен, установление цен на товары-новинки, ценообразование в рамках товарной номенклатуры. Одновременно мы рассмотрим проблемы снижения цен и ответных реакций фирмы на изменение цен конкурентами.

Ценообразование на разных типах рынков

Прежде чем приступить к рассмотрению методик ценообразования, необходимо осознать, что ценовая политика продавца зависит типа рынка. Экономисты выделяют четыре типа рынков, каждый которых ставит свои проблемы в области ценообразования. Описание рынков дается ниже.

Чистая конкуренция

Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих [ночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене. Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельна по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирование сбыта и прочих мероприятий минимальна.

Монополистическая конкуренция

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка.

Олигополистическая конкуренция

Олигополистический рывок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Если какая-то сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

Чистая монополия

При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация (например, Почтовое ведомство США), частная регулируемая монополия (например, "Кон-Эдисон") или частная нерегулируемая монополия (например, "Дюпон" в период выхода на рынок с нейлоном). В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливатъ расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. И тем не менее по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Тут и боязнь введения государственного регулирования, и нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам - на всю глубину рынка.

Таким образом, возможности и проблемы политики цен меняются в зависимости от типа рынка. За исключением случаев работы на рынках чистой конкуренции, фирмам необходимо иметь упорядоченную методику установления исходной цены на свои товары. На рисунке представлена методика расчета цен, состоящая из шести этапов.

Прежде всего фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно продуманы, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке.

Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий. Величина воздействия субъектов олигополистического рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их колебания.

Вместе с тем ценообразование на рынках машин и оборудования, например, по сравнению с сырьем и полуфабрикатами - процесс значительно отличающийся, а анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный рынок, затруднен из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее, поставщики аналогичной продукции на мировой рынок имеют определенное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т. д.

Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете, оказывает существенное влияние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.

Государство регулирует цены внутреннего рынка, в основном, с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийными являются пример поддержки государством сельского хозяйства в США и сельскохозяйственная политика ЕС. В США государство предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен ниже гарантированного уровня цен.

Вывод: Ценообразование происходит под воздействием ценообразующих факторов разбитых на пять групп: общеэкономические, конкретно-экономические, специфические, специальные, внешнеэкономические. Определяющий фактор соотношение между спросом и предложением.

Процесс ценообразования на международных рынках во многом зависит от типа рынка, в рамках которого действует соответствующий субъект внешней торговли. Это рынки чистой конкуренции, чистой монополии, конкуренции монополий и олигополии.

Также ценообразование различно для рынков различных отраслей мирового хозяйства. Важную роль в ценообразовании на товары в мировой торговле, в последние годы приобретают сопутствующие услуги, внедрение новых технологий.

Немаловажное значение имеет движение экономического цикла.

Потребность в координации ценообразования на мировом рынке привела крупные компании к созданию картелей, контролирующих цены на мировых рынках. Самым известным картелем является ОПЕК, контролировавший до недавнего времени цены на нефтяном рынке.

Государство оказывает влияние на международное ценообразование прямо и опосредовано с помощью экономических и административных методов.

Глава 2. Анализ современного состояния ценообразования в мировой экономике


2.1 Анализ современных методов расчета индексов отраслевых цен в мировой экономике


Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен:


(1)


где pi0, pi1 - цены на товар в базисном и текущем периоде.

Индекс средних цен применяется при изучении изменения цен товарных групп, цен одного товара по различным территориям и субрынкам:


(2)


где pi1, qi1 - цена и количество проданного i - го вида товара (товара на i - й территории или i - м субрынке) в отчетном году, i=l,…, n;, qi1 - цена и количество проданного i - го вида товара (товара на i - й территории или i - м субрынке) в базисном году, i=l,…, n.

Товары должны быть достаточно однородными, чтобы их количество поддавалось суммированию.

Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс. Цены различных товаров (например, кондитерских изделий и компьютеров) складывать бессмысленно. Несуммируемость элементов совокупности преодолевается путем взвешивания каждой цены по количеству проданных товаров. Сумма произведений цен товаров на их количество составляет товарооборот совокупности товаров. Чтобы выявить непосредственно изменение цен, необходимо зафиксировать показатели количества на одном из уровней:

базисного периода времени (формула Ласпейреса);


(3)


текущего периода времени (формула Пааше)


. (4)


Четкость интерпретации, экономический смысл и удобство практического расчета формулы Ласпейреса сделали ее самой популярной в мире для расчета индекса потребительских цен, который показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним. Такой расчет корректен при отсутствии значительных количественных и качественных изменений в структуре потребления (во времени и по территории, если индекс рассчитывается для нескольких регионов).

На фондовом рынке в России также рассчитываются и публикуются фондовые индексы. Одними из первых (с 1 сентября 1993 г.) на российском рынке появились индексы информационного агентства AK&M.

Следующими из наиболее важных стали индексы РТС (Российской торговой системы). Фондовая биржа РТС рассчитывает и публикует три фондовых индекса:

§индекс РТС (ныне Интерфакс-РТС, код RTSI) рассчитывается с 1 сентября 1995 г. Методика расчета разрабатывалась так, чтобы со временем он стал российским аналогом S&P 500;

§индекс текущих котировок РТС;

§технические индексы РТС, которые используются для принятия решений о приостановке торгов на бирже.

Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) рассчитывает капитализацинно взвешенный индекс ММВБ, индекс ММВБ10 и Технический сводный индекс ММВБ. С сентября 2002 г. ММВБ и Рейтер приступили к расчету совместного индекса RMX (Reuter Mices indeX), который учитывает сделки по акциям, включенным в котировальные листы ММВБ, ТРС и МФБ.

Итак, Московская фондовая биржа (МФБ) рассчитывает Сводный индекс МФБ (MSE Composite Index). Санкт-Петербургская Валютная Биржа (СПВБ) рассчитывает сводный индекс СПВБ. Фондовая биржа "Санкт-Петербург" с 1998 г. рассчитывает индекс SPSI (Saint-Petersburg's stock index). Получили известность также индексы агентства "РосБизнесКонсалтинг" (RBK Composite Index), издательского дома "Коммерсант" и индекс DP - RUX, рассчитываемый совместно газетой "Деловой Петербург" и Индексным агентством "РТС-Интерфакс".


2.2 Анализ воздействия колебания мировых цен на экономику государства


Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.

В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился по сравнению с тем, что ожидалось в середине 2008 года. Столь серьезные изменения объясняются в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Между тем, именно на этом прогнозе основывался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (прил.1). Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства государства.

На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать - их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.

В сложившихся условиях Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2010-2011 годов, а параметры бюджета на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. рублей.

Исходя из текущей оценки 2009 года, доходы бюджета будут еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.

Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы объем расходов в следующем году по сравнению с 2009 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным в Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 500 млрд. рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2010 году предусмотрены в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2011 году - 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2009 году. При этом существенно меняется структура расходов бюджета. Растет объем трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду, а также процентные платежи по государственному долгу.

Резкое сокращение запланированных доходов бюджета в ближайшие годы во многом объясняется падением мировых цен на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые цены на нефть и газ будут на 36-40% (или на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось ранее.

Новый прогноз значительно отличается от прежнего по темпам роста ВВП: если в середине прошлого года ожидалось, что ВВП в 2011 году по сравнению с 2008 годом вырастет более чем на 20%, то согласно текущим оценкам в 2011 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2008 года на 5,2%, а номинальный объем ВВП будет на 28-31% ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2009-2011 годы.

Согласно текущему прогнозу, после глубокого падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный выход из рецессии.

Существенно ухудшен прогноз показателей внешней торговли: в 2010 году по сравнению с 2009 годом экспорт в долларовом выражении снизится на 45%, импорт - на 55-58%.

По новым оценкам прибыль предприятий для целей налогообложения будет ниже, чем закладывалось Федеральным законом № 204-ФЗ, на 37% в 2010 году и на 43% в 2011 году.

Сокращение доходов ожидается не только из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса. Так, на 4 п. п. была снижена ставка налога на прибыль (за счет поступлений в федеральный бюджет), еще 0,5 п. п. федеральной ставки было передано в региональные бюджеты. В результате ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет снизилась с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.

Наряду с антикризисными мерами проведение бюджетной политики должно ориентироваться на складывающуюся в экономике ситуацию.

Развитие экономики в 2010-2012 годах будет определяться тремя основными факторами. Первый связан с выходом мировой экономики из кризиса и динамикой цен на главные сырьевые ресурсы. Второй определяется развитием частных инвестиций. Третий связан с эффективностью мер государственной антикризисной политики.

Согласно текущему прогнозу социально-экономического развития в период 2010-2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики и благодаря реализуемым правительством антикризисным мерам в России восстановится положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составит 1,0%, после чего он будет постепенно повышаться: до 2,6% - в 2011 году и 3,8% - в 2012 году.

Прогноз добычи нефти учитывает то, что с течением времени уровень добычи на выработанных месторождениях будет снижаться, а возможности добычи на новых месторождениях будут ограничены. В целом, к 2011-2012 годам добыча стабилизируется на уровне 483 млн. т. в год.

Экспорт нефти будет постепенно снижаться, при этом внутреннее потребление нефти с ростом российской экономики будет наращиваться.

Объем добычи газа, после резкого падения из-за низкого внутреннего и внешнего спроса в 2009 году, в последующие годы начнет восстанавливаться.

Прирост инвестиций в основной капитал в 2010 году составит порядка 0,5% и будет происходить главным образом за счет капитальных вложений в естественные монополии, а также в отрасли с высокой долей государственного финансирования - транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ и жилищное строительство. В 2011-2012 годах предполагается оживление инвестиционной активности во всех сегментах экономики благодаря стабилизации банковской системы и росту кредитования. Прирост инвестиций в 2011-2012 годах составит 6% и 9% соответственно.

Доходы населения в реальном выражении в 2010 году снизятся на 0,7% по сравнению с уровнем 2009 года. В последующие годы реальные доходы будут умеренно расти с темпом 2-3% в год. Средняя номинальная заработная плата согласно прогнозу будет увеличиваться на 10-11% в год.

Целевые параметры инфляции на 2010 год определены на уровне 10%, на 2011 год - 7-8%, на 2012 год - 5-7%.

Расчеты бюджетных проектировок на 2010-2012 годы основываются на прогнозе среднегодовой цены на нефть сорта "Urals" в 2010 году на уровне 55 долларов США за баррель, в 2011 году - 56 долларов США за баррель, в 2012 году - 57 долларов США за баррель (Прил.2).

Докризисный аномально высокий рост цен в середине 2008 года ожидаемо сменился их резким падением: нисходящий тренд прослеживался в целом до весны текущего года.

Быстрый подъем цен на нефть с конца весны до середины лета 2009 года стал причиной возвращения чрезмерно оптимистических ожиданий. Однако рост цен не был подкреплен фундаментальными факторами, что не позволяет рассчитывать на длительное повышение стоимости нефти на мировых рынках.

На повышение стоимости нефти оказывают влияние следующие факторы:

. Высокая ликвидность в мировой экономике. В США на 1 июня текущего года прирост денежной базы составил в годовом выражении 104% (за аналогичный период прошлого года - 1,5%).

. Спекуляции и отсутствие альтернативных направлений инвестирования в условиях затоваривания глобальных рынков. Сегодня цена на нефть в значительной степени определяется за пределами нефтяного рынка в зависимости от масштабов притока или оттока спекулятивного финансового капитала на рынок "бумажной" нефти.

. Существенное снижение добычи нефти странами ОПЕК, с июля 2008 года по март 2009 года составившее 3,38 млн. баррелей в день.

По мнению многих экспертов, наблюдавшийся в последние месяцы резкий подъем цен на нефть не имеет под собой устойчивой базы. В последние месяцы спрос на нефть падает, а предложение растет. Такая ситуация прогнозируется и на перспективу.

Международное энергетическое агентство (МЭА) практически ежемесячно сокращает прогнозы мирового спроса на нефть в 2009 году по мере ухудшения оценок падения глобального ВВП. МЭА в июле снизило прогноз спроса на нефть в перспективе пяти лет, ожидая, что спрос восстановится до уровня 2008 года не раньше, чем в 2012 году при оптимистическом сценарии.

Согласно консервативному прогнозу ОПЕК, мировой спрос на нефть восстановится до уровня 2008 года не ранее 2013 года. Оптимистический сценарий ОПЕК предполагает восстановление мирового спроса на нефть к 2011 г.

Между тем, промышленные запасы нефти в странах ОЭСР продолжают расти. Предложение нефти на мировых рынках увеличивается и благодаря росту добычи странами ОПЕК, который наблюдается четвертый месяц.

Недавняя активизация в развитых странах политических решений в области повышения энергоэффективности, по всей вероятности, приведет к дополнительному уменьшению спроса на нефть и сокращению зависимости от нее.

В то же время нефтяные страны готовы к достаточно низким ценам: цена нефти, необходимая для балансирования бюджетов 2009 года таких стран как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Ливия, Алжир и Катар, составляет не более 50 долларов США за баррель.

Таким образом, фундаментальные факторы фактически свидетельствуют о возможном сохранении в среднесрочной перспективе умеренных цен на рынке нефти при отсутствии массированного спекулятивного воздействия извне.

В настоящее время странами в целях снижения спекулятивной составляющей в цене на нефть осуществляется разработка соответствующих мер. Так, в ходе последнего саммита лидеров "большой восьмерки" было предложено ввести запрет спекулятивной торговли нефтью и установить ценовой коридор для "черного золота".


2.3 Анализ воздействия государственного регулирования на ценообразование


Основы ценовой политики согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (часть десятая статьи 15) относит разработку и осуществление мер по проведению единой политики цен к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004г. №649 Правительство Российской Федерации осуществляет непосредственное руководство Федеральной службой по тарифам (ФСТ России), образованной Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. №314.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004г. №332 (с изменениями от 24 февраля, 22 апреля 2009г.) утверждено Положение о Федеральной службе по тарифам, которым определены полномочия ФСТ России как федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования и контроля применения цен (тарифов), в том числе цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.

Миссия ФСТ России - это осуществление правового регулирования в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, а также осуществление функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти.

Цель ФСТ России - это обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров и услуг в инфраструктурных секторах на всех уровнях государственного ценового регулирования.

Задачи ФСТ России:

. Обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов.

. Повышение эффективности государственного контроля регулируемых цен и тарифов.

Распределение расходов ФСТ России по целям, задачам и программам произведено с помощью разработанного Службой проекта методики распределения финансовых средств Федеральной службы по тарифам между ведомственными целевыми программами.

Характерные особенности распределения средств:

. Задача 1. предусматривает реализацию ВЦП "Эффективное регулирование", объем финансирования, которой в 2009 году, т.е. в отчетном периоде и в плановом периоде 2010-2012 гг. имеет приоритетное значение и составит - 69,8 % расходов.

. Задача 2. предусматривает реализацию ВЦП "Контроль тарифов", объем финансирования, которой составит около 30,2 % бюджета Службы в течение всего планового периода.

Не распределено по задачам и программам 8.4% средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ в 2009 году - "Жилище в 2002-2010 годах" и "Развитие государственной статистики в 2007-2011 годах".

Результативность бюджетных расходов.

Общественно-значимые результаты по регулированию в сфере естественных монополий изложены в прил.3.

Результаты выполнения основных мероприятий по внедрению методов бюджетирования, ориентированных на результат в ФСТ России на 2009гг.:

Ведется разработка проекта положения о подготовке плана деятельности ФСТ России;

Ведется разработка проекта порядка организации бюджетного процесса (составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности);

Итак, Мероприятия ФСТ России по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результат (БОР), направлены на повышение результативности бюджетных расходов Службы на основе разработки и внедрения системы бюджетного программно-целевого планирования.

Глава 3. Совершенствование ценообразования в мировой экономике


3.1 Расчет межфакторного анализа ценообразования в мировой экономике


На величину цены оказывают воздействие внутренние и внешние факторы.

К числу внутренних факторов относятся цели организации и маркетинга, стратегии по отношению к отдельным элементам комплекса маркетинга, издержки, организация ценообразования.

С точки зрения целей маркетинговой деятельности можно рассматривать следующие подходы к ценообразованию:

максимизация прибыли в долгосрочном плане;

-максимизация прибыли в краткосрочном плане;

увеличение показателя рыночной доли;

сохранение статуса ценового лидера в отрасли;

препятствие появлению новых конкурентов;

сохранение лояльности со стороны торговых посредников;

улучшение имиджа организации;

улучшение продаж "слабых продуктов";

предотвращение "ценовых войн".

Цена является одним из элементов комплекса маркетинга, поэтому выбор цены также определяется с учетом выбора стратегий относительно других элементов комплекса маркетинга. Например, цена зависит от качества продукта, затрат на его продвижение, от стадии жизненного цикла продукта.

Цена должна покрывать все издержки: производственные, товародвижения и продаж, связанные с продвижением, и принести определенную прибыль с учетом риска ее получения.

К числу внешних факторов относятся: тип рынка; оценка соотношения между ценой и ценностью продукта, осуществляемая потребителем; конкуренция; экономическая ситуация; государственное регулирование; возможная реакция посредников.

В конце концов, является или нет цена правильной, решает потребитель. Хорошее ценообразование начинается с выявления потребностей и оценок соотношения между ценой и ценностью продукта. Каждая цена обусловливает различную величину спроса, характеризующего реакцию потребителя на рыночное предложение. Зависимость цены от величины спроса описывается с помощью кривой спроса.

Кривая спроса показывает, какое количество продукта будет куплено на определенном рынке за фиксированный период времени при разном уровне цен на данный продукт. В большинстве случаев, но не всегда, чем выше цена, тем ниже спрос (исключение, например, составляет спрос на престижные товары). Для определения степени чувствительности спроса к изменению цен используют показатель эластичности спроса по ценам, который определяется как отношение процента изменения величины спроса к проценту изменения его цены.

В общем случае эластичность спроса - это зависимость его изменения от какого-либо рыночного фактора. Различают ценовую эластичность спроса и эластичность спроса от доходов потребителей (подсчитывается аналогично). На рис 2 изображены две кривые спроса, причем увеличение цены от Ц1 до Ц2 (рис.2а) приводит к относительно слабому падению спроса (от С2 до C1). В этом случае говорят, что спрос является неэластичным. Примером могут служить тарифы на электроэнергию, квартплата за жилье. Аналогичное увеличение цены на кривой спроса (рис.26) приводит к значительному увеличению спроса - эластичный спрос. Так ведут себя цены на товары не первой необходимости, скажем, легковые автомобили. Многие мечтают их купить, и как только снижение цены на подобные товары дает возможность это сделать, покупка совершается.

Степень эластичности спроса на изменение цены характеризует коэффициент ценовой эластичности спроса, который определяется как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены. Например, при увеличении цены на 2% спрос упал на 10% - это означает, что коэффициент эластичности спроса равен - 5 (отрицательный знак означает обратную зависимость между ценой и спросом). Данный коэффициент, как правило, хотя и не всегда, является отрицательной величиной. Таким образом, доход, получаемый от реализации товаров с эластичным спросом, в ряде случаев может быть повышен при снижении в определенных пределах цены на эти товары.

В общем случае кривая эластичности имеет изогнутый характер, отражающий изменение спроса в зависимости от различных уровней цены. Отсюда вытекает, что чем сильнее повышаются цены, тем чувствительнее к их изменению становится покупатель; то же относится и к снижению цены.

Для ряда товаров, например, престижных, кривая ценовой эластичности может иметь особый характер (прил.4). Снижение цены на престижные товары приводит к увеличению спроса только в определенных пределах. Как только цена перестанет соответствовать имиджу престижного товара, спрос на него начнет падать.

Если не имеется надежной статистики относительно влияния уровня цен на объем реализации, то для определения ценовой эластичности возможно проведение специальных экспериментов. Например, на пробном рынке на небольшой период времени вводится пятипроцентное повышение цены на исследуемый товар. Если окажется, что это повышение не отразилось на объеме продаж, то оно вводится на всех рынках,

Итак, на цены влияют также факторы конкуренции, экономической ситуации и государственного регулирования. Необходимо учитывать возможную реакцию посредников - назначаемые цены должны дать возможность торговым посредникам получить свою норму прибыли, способствовать их превращению в союзников организации-производителя, помочь посредникам эффективно сбывать товар.

3.2 Направления и меры совершенствования ценообразования в мировой экономике


Прогноз сценарных условий социально-экономического развития на период 2013-2015 годов разработан на вариантной основе. Основные варианты прогноза - вариант 1 (консервативный) и вариант 2 (умеренно-оптимистичный) разработаны на основе единой гипотезы внешних условий и различаются эффективностью реализации государственной политики, в том числе за счет различных условий бюджетных правил. Развилки также связаны с возможностями повышения конкурентоспособности частного бизнеса и поддержания инвестиционного спроса со стороны инфраструктурных компаний. Два дополнительных сценария (А и С) тестируют экономику на различную динамику цен на нефть.

В основных вариантах прогноза (варианты 1 и 2) предполагается умеренное восстановление мировой экономики. Уровень цены на нефть Urals повышен в 2012 году по отношению к предыдущей версии прогноза (представленного в декабре 2011 года) на 15 долларов, до 115 долларов США за баррель в результате высоких цен, сложившихся в январе-марте текущего года. Прогнозируется, что цена нефти будет оставаться на уровне, близком к 120 долларов за баррель до середины 2012 года, со второго полугодия цена на нефть начнет снижаться в результате роста предложения и достигнет к концу года уровня 102-104 долларов за баррель. В 2013-2014 гг. прогноз цен на нефть сохранен на уровне предыдущих оценок. В 2013 году прогнозируется снижение цены до 97 долларов за баррель. С 2014 года прогнозируется, что вслед за ростом потребления нефти возобновится тенденция умеренного роста цен. В 2014 году цена на нефть составит 101 доллар за баррель, в 2015 году предполагается на уровне 104 доллара за баррель.

Вариант 2 (умеренно-оптимистичный) отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. В условиях варианта рост ВВП в 2012 году составит 3,4%, а в 2013-2015 гг. ускорится до 3,8-4,7 процента.

Вариант 1 (консервативный) предполагает сохранение низкой конкурентоспособности по отношению к импорту, а также более низкие расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора. Сценарий основан на проведении более жесткой бюджетной политики, связанной со стагнацией государственного инвестиционного спроса и более низкими темпами роста заработных плат бюджетников и военнослужащих. Это обусловливает выход на бездефицитный федеральный бюджет к 2015 году. Годовые темпы роста экономики в 2012-2015 гг. оцениваются на уровне 3,1-4,1%, что в среднем на 0,4 п. п. ниже, чем в основном сценарии.

Умеренно-оптимистичный вариант является более инновационно ориентированным, предполагает проведение преобразований в секторе развития человеческого капитала и науки, направленных на развитие инноваций. Вариант основан на осуществление мер, заложенных в государственных программах развития образования, здравоохранения, науки и технологий, а также традиционных секторов экономики.

Вариант А - дополнительный вариант более сильного снижения цен на нефть. В начале 2013 года ожидается резкое падение цены до уровня 80 долларов за баррель, среднегодовая цена в 2013 году составит 82 доллара за баррель, а в 2014-2015 гг. предполагается небольшой рост цены на нефть на 1-2% в год. Вариант также предусматривает риски снижения спроса на российский газ в связи с увеличением предложения газа на европейском рынке. Это может привести к более быстрому снижению цен на экспортируемый газ за счет пересмотра контрактов и больших объемов продаж на спотовом рынке. Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, этот сценарий в наибольшей степени обострит риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. Высокие цены на нефть в 2012 году приведут к значительному укреплению курса рубля, а в 2013-2015 гг., понизившись до 82-85 долларов за баррель, станут причиной резкого ослабления обменного курса, приведут к ускорению инфляции и замедлению внутреннего спроса. После роста экономики в 2012 году на 3,4%, в 2013 году рост замедлится до 2%. В 2014-2015 гг. произойдет восстановление роста на уровне 3,5-4 процентов.

Вариант С - дополнительный вариант который, характеризуется сохранением высоких уровней цены на нефть, достигнутых в начале 2012 года. В среднегодовом выражении в 2012-2013 гг. цена на нефть составит 125 долларов за баррель, в 2014-2015 гг. несколько снизится до 115-120 долларов за баррель. Темпы роста ВВП в 2012-2014 гг. за счет "фактора нефти" могут на 0,3-0,4 п. п. превышать уровень базового варианта и составлять 3,7-4,1%, в 2015 году рост экономики будет соответствовать базовому сценарию, составив 4,7 процента.

Умеренно-оптимистичный вариант 2 предлагается использовать в качестве базового для разработки параметров федерального бюджета на 2013-2015 годы (Прил.5).

В 2012 году и среднесрочной перспективе экономическая конъюнктура будет оставаться нестабильной. Темпы восстановления мировой экономики, после спада в 2009 году на 0,7%, в 2010 году достигли 5,2%, но в 2011 году замедлились до 3,7 процента. Долговые проблемы развитых стран спровоцировали летом 2011 года падение стоимости мировых фондовых активов, неуверенность инвесторов в своевременном погашении задолженности и волну снижения суверенных кредитных рейтингов.

Значительную негативную роль сыграли внешние шоки: рост политической нестабильности и перебои с поставками нефти из основных нефтедобывающих регионов, а также землетрясение в Японии в марте 2011 года, повлекшее за собой чувствительный сбой производства в японском и мировом автомобилестроении и некоторых других отраслях. Потери самой Японии достигли 0,7% ВВП. В итоге темпы восстановления развитых стран упали вдвое: с 3,2% в 2010 году до 1,5% в 2011 году, зона евро и Япония в IV квартале 2011 г. зафиксировали сокращение ВВП.

Главным потенциальным локомотивом роста в группе развитых стран остаются США, экономическая динамика которых может быть в ближайшие годы основным фактором, сдерживающим распространение негативных тенденций кризиса зоны евро на мировую экономику.

Итак, в 2011 году темпы восстановления экономики США составили 1,8%, что превышает средний показатель развитых стран, составляющий 1,5%. Весь 2011 год квартальная динамика ВВП сохраняла тенденцию ускорения роста: 0,4% в годовом выражении в I квартале, 1,3% во втором, 1,8% в третьем и 3% в IV квартале. В I квартале 2012 г. рост экономики США может оставаться достаточно высоким. В США закрепилась восходящая динамика потребительских расходов, стимулируемая ростом стоимости активов домохозяйств и доступным кредитом, что обеспечит США в 2012 году темпы роста в интервале 1,7-2 процента.

Однако в целом в прогнозный период до 2015 года в американской экономике сохранится высокая неопределенность и риски значительного снижения темпов роста. В промышленности вялые темпы роста сопровождаются экспансией издержек, снижением конкурентоспособности и динамики производительности труда. Продолжится рост долговой нагрузки на экономику: госдолг, превысивший в 2011 году объем экономики, увеличится до 105,6% ВВП в 2012 году и до 107,1% в 2013 году. Будут ограничены возможности финансирования фискальных мер, обеспечивших посткризисное восстановление. Остается слабой положительная динамика доходов населения, не преодолена стагнация жилищного сектора. В результате в 2013 году под сдерживающим влиянием исчерпания финансовых стимулов и сокращения возможностей роста за счет сбережений населения динамика американской экономики замедлится до 1,2-1,6% ВВП. В 2014-2015 гг. возможно ускорение роста до 2,5-2,8%, основанного на инвестиционной активности, росте производительности труда, нормализации рынка труда, расширении потребления населения и постепенной нормализации жилищного сектора американской экономики.

Заключение


В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера.

Ценообразование происходит под воздействием ценообразующих факторов разбитых на пять групп: общеэкономические, конкретно-экономические, специфические, специальные, внешнеэкономические. Определяющий фактор соотношение между спросом и предложением.

Процесс ценообразования на международных рынках во многом зависит от типа рынка, в рамках которого действует соответствующий субъект внешней торговли. Это рынки чистой конкуренции, чистой монополии, конкуренции монополий и олигополии.

Также ценообразование различно для рынков различных отраслей мирового хозяйства. Важную роль в ценообразовании на товары в мировой торговле, в последние годы приобретают сопутствующие услуги, внедрение новых технологий.

Немаловажное значение имеет движение экономического цикла.

Потребность в координации ценообразования на мировом рынке привела крупные компании к созданию картелей, контролирующих цены на мировых рынках. Самым известным картелем является ОПЕК, контролировавший до недавнего времени цены на нефтяном рынке.

Государство оказывает влияние на международное ценообразование прямо и опосредовано с помощью экономических и административных методов.

После распада Советского Союза, Россия пытается в течение последних двух десятилетий интегрироваться в систему мирового ценообразования. Наиболее актуальны для России вопросы ценообразования на рынке энергоресурсов.

Список использованной литературы


1.Конвенция о праве международных договоров <garantF1://2440820.0> (Вена, 23 мая 1969 г.).

.Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (Вена, 23 августа 1978 г.).

.Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями <garantF1://2441089.0> или между международными организациями (Вена, 21 марта 1986 г.).

.О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 1 декабря 2007 г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 29. - Ст.2757.

.Айзенберг Н.И. Экспериментальный сравнительный анализ методов расчета индексов цен на основе тестового и экономических подходов // Вестник НГУ. Сер. Соц. - экон. науки. - 2010. - Т.10, вып.4. - С.163-179.

.Афанасьева М.В. Качество экономики и отраслевые цены // Микроэкономика. - 2009. - N 6. - С.266-274.

.Беляев Л. Необходимость минимальных внутренних цен на энергоносители // Экономист. - 2012. - N 2. - С.64-71.

.Беляев Л.С. России необходимы минимальные внутренние цены на энергоносители // Энергия: экономика, техника, экология. - 2012. - N 6. - С.2-9.

.Вальтух К.К. Воспроизводство и ценообразование: Теория, исслед. систем. статистики. - М.: Янус-К. Т.1: Динамика основных производственных фондов. - 2009. - 744с.

.Вальтух К.К. Воспроизводство и ценообразование: теория, исследования системной статистики. - М.: Янус-К. Т.2, ч.1: Динамика продукции. Динамика цен капитальных вложений. - 2010. - XXXIV, 732с.

.Гаврилова А.А. Механизм конкуренции и ценообразования на мировом рынке нефти // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2012. - N 2. - С.54-81.

.Гафарова Г.Р. О правовом регулировании ценообразования // Финанс. право. - 2011. - N 6. - С.2-4.

.Гельвановский М. Мы за ценой не постоим? // Рос. Федерация сегодня. - 2012. - N 1. - С.30-31.

.Гельвановский М. Ориентация внутренних цен на мировые - глубокое заблуждение отечественных либералов. За это мы расплачиваемся из своего кошелька. // Рос. Федерация сегодня. - 2009. - N 9. - С.22-23.

.Глазова Е.С. Цены: рыночный механизм и государственное регулирование / Е.С. Глазова, М.П. Степанова // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 10. - С.40-50.

.Домнин Д.С. Планирование цен товаров повседневного спроса (FMCG) на основе данных о продажах // Микроэкономика. - 2010. - N 4. - С.147-151.

.Дунаева Е. Теория цен и глобализация // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2010. - N 4. - С.93-100.

.Зайцева Ю.В. Социально ориентированная модель ценообразования на электроэнергию // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 31. - С.85-88.

.Иванникова Е. Соглашение о ценообразовании / Е. Иванникова, А. Дрожжин // Налог. вестник. - 2012. - N 4. - С.10-14.

.Игольникова В. Балансовые экономико-математические модели как инструмент формирования тарифов в энергетике // Пробл. теории и практики управл. - 2009. - N 10. - С.79-84.

.Мельников Р.М. Колебания мировых цен на нефть как фактор нестабильности российской экономики // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 10. - С.37-42.

Приложения


Приложение 1


Сравнение основных параметров прогноза социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета

20102011 ФЗ о бюджете № 204-ФЗОценкаИзменение %ФЗ о бюджете № 204-ФЗПрогнозИзменение %ФЗ о бюджете № 204-ФЗПрогнозИзменение %ВВП, млрд. руб. 51 47538 461-25%59 14642 372-28%67 61046 783-31%Накопленный рост ВВП в % к 2008 году106,7%91,5%-14%113,7%92,4%-19%120,8%94,8%-22%Накопленный ИПЦ в % к декабрю 2008 г. 108,5112,03%116,0123,06%124,0133,07,3%Курс доллара среднегодовой24,732,632%26,034,533%27,337,036%ЦеныЦены на нефть Urals (мировые), долл. / баррель9554-43%9055-39%8856-36%Цены на газ, долл. / тыс. куб. м421229-46%363219-40%358215-40%Экспорт углеводородовНефть сырая, млн. т255,0245,5-4%261,0243,0-7%262,0241,0-8%Газ природный, млрд. м3213,5160,8-25%222,7170,0-24%227,0181,5-20%Нефтепродукты, млн. т115,4117,32%117,6115,4-2%117,8113,6-4%Добыча углеводородовНефть, млн. т503488-3%514485-6%518483-7%Газ природный млрд. м3700580-17%715596-17%725610-16%Внешняя торговляЭкспорт,, млрд. $507274-46%502276-45%509282-45%Импорт,, млрд. $370190-49%434195-55%490205-58%Другие показатели в млрд. руб. ФЗП1288810746-17%1520011722-23%1770812977-27%Прибыль предприятий для целей налогообложения121054850-60%135508510-37%151558580-43%Амортизация для целей налогообложения1630185414%1815202211%2021225111%

Приложение 2


Приложение 3



Таблица 1

Динамика изменения регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на 2010-2012 гг., согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов.

2009 оценкапрогноз2010 20112012Электроэнергия (за период) предельный рост регулируемых тарифов, определяемых Правительством Российской Федерации, для всех категорий потребителей 19 8 для населения25101010рост цен (регулируемых тарифов и рыночных цен для всех категорий потребителей) 21-21,512,5-1413,5-1612,5-14 (справочно) доля свободного рынка, % 30,553,27676,2Газ природный (рост цен регулируемых Правительством Российской Федерации для всех категорий потребителей) 15,826,615,715,1реализуемый населению1627,420,816Железнодорожные перевозки, прирост тарифовПассажирские перевозки в дальнем следовании, в регулируемом секторе22101010Перевозки грузов12,412,49,27Рост регулируемых цен на тепловую энергию1810-1512-149-11Приложение 4



Приложение 5


Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2015 годы

20112012201320142015Цены на нефть Urals (мировые), долл. /барр. С109,31251251151202,111597101104А115828385Валовой внутренний продукт, темп роста %С104,3103,7104,1104,0104,72103,4103,8104,4104,71103,1103,6103,9104,1А103,4102,0103,5104,0Инвестиции в основной капитал, %С108,3107,5108,8106,6107,92106,6106,4107,3107,81102,3107,3107,0107,8А106,6101,9104,3106,8Реальная заработная плата, %С104,2106,6106,6105,7106,52106,3105,4106,3106,0106,0104,8105,4104,9А106,3101,2101,7102,5Оборот розничной торговли, %С107,2106,9106,8105,0105,92106,3105,0105,6105,71106,3104,5104,9105,0А106,3102,4103,0105,2Экспорт - всего, млрд. долл. СШАС52258760859863425585265515811558526550580А558458462475Импорт - всего, млрд. долл. СШАС32437743947552324694074454851361401440484А371372383415

Мировая экономика. Темпы роста мировой экономики, %

2010 отчет2011 отчет2012 оценка 201320142015прогнозМир5,23,73,23,44,14,0США3,01,81,7 - 2,0 1,2-1,62,82,5Еврозона1,91,4-0,6-00-0,91,41,4Китай10,49,28,07,77,67,3СНГ (без России) 7,25,94,95,65,75,2


Теги: Ценообразование в мировой торговле  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 47768
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Ценообразование в мировой торговле
Назад