Версальско-Вашингтонская система международных отношений

Содержание


Введение

.Версальский мирный договор и Лига Наций

.Версальско-вашингтонская система международных отношений

2.1Принципы нового мироустройства

2.2Решение международных кризисов Лигой наций

2.3Регулирование торговых и гуманитарных отношений

Заключение

Список литературы


Введение


Актуальность исследования: Проблема мироустройства и соотношения его отдельных элементов существовала довольно давно, и сейчас она продолжает, влиять на умы людей. Какой мир имеет право на существование многополярный или однополярный? На каких основах будут регулироваться отношения субъектов международной политики? Каково их соотношение и чем оно обусловлено?

Предмет исследования - Версальско-вашингтонская система международных отношений.

Объект исследования - международные отношения в XX веке.

Первая мировая война принесла с собой неисчислимые бедствия: людские потери исчислялись более 10 млн. убитых и свыше 20 млн. раненых и искалеченных. Для военных нужд использовались все материальные ресурсы воюющих держав. Невиданные расходы превратили в должников даже Францию и Великобританию. Одержав столь дорогую победу, страны Антанты приступили к определению судеб послевоенного мира. В этот период меняется сам характер войны, она отлична тех, что были в XIX веке: «И по прошествии двух лет войны каждая из сторон стала выдвигать условия, несовместимые с каким бы то ни было понятием о равновесии сил»Киссинджер подводит к мысли о создании нового геополитического поля в Европе.

Для окончательного оформления итогов первой мировой войны в июне 1919 г. в Версале собралась международная конференция. Подписанный 28 июня мирный договор с Германией основательно перекроил политическую карту мира.

Советская Россия отказалась от участия в Версальской конференции, хотя и была на нее приглашена. Но Брестский мир она аннулировала еще 13 ноября 1918 г., как только в Германии пала империя и было подписано Компьенское перемирие. Правда, России удалось вернуть лишь часть потерянных территорий.

Участники Версальской конференции видели свою задачу не только в перекройке границ. Масштабы жертв и разрушений, причиненных минувшей войной, вновь поставили на повестку дня задачу создания надежной системы международной безопасности и стабильности. При этом США и ведущие европейские державы намеревались, став гарантами такой системы, упрочить свои политические позиции.

Однако в процессе послевоенного мирного урегулирования выявились серьезные противоречия не только между побежденными и победителями, но и в стане последних. В частности, США, Англия и другие европейские державы были обеспокоены усилением позиций Японии на Дальнем Востоке.

В ходе Парижской и Версальской конференций японцам удалось закрепить за собой свои приобретения в Китае и на Тихом океане. Но в те годы США все больше ощущали себя хозяевами на международной арене. И до войны, занимая первое место в мире, они понесли в ходе ее наименьшие потери, а общая задолженность европейских стран американцам выросла до 20 млрд. долларов. Ясно было, что США попытаются извлечь выгоду из такой ситуации.

В современной отечественной историографии как правило условия Версальского мирного договора считаются исключительно унизительными и жестокими по отношению к Германии. Считается, что именно это привело к крайней социальной нестабильности внутри страны, возникновению ультраправых сил и приходу к власти фашистов. Усугубляет ситуацию тот факт, что жёсткие ограничения, наложенные на Германию, должным образом не контролировались европейскими державами (или же нарушения их намеренно спускались Германии с рук). Как аргумент в пользу второго нередко называется желание европейских держав использовать гитлеровский режим для борьбы с СССР. Этим же объясняется Мюнхенское соглашение, по которому ведущие европейские страны разрешили нацистской Германии аншлюс Чехословакии, которой они ещё вчера обещали поддержку.

Таким образом, после Первой мировой войны сложилась новая концепция международных отношений: «В действительности новые явления, созревшие или проявившиеся во время войны, ограничили свободу маневра победителей и впервые определили то, что ни одна европейская держава не могла больше решить самостоятельно проблемы, связанные с мирными договорами и с определением нового соотношения сил на континенте»

версальский лига нация международный


1. Версальский договор мирный и Лига наций


января 1919 года в Париже открылась Парижская мирная конференция, созванная державами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами побежденными в 1-й мировой войне 1914-18. Она проходила (с некоторыми перерывами) до 21 января 1920. В работе конференции участвовали Великобритания, Франция, США, Италия, Япония, Бельгия, Бразилия, британские доминионы (Австралия, Канада, Южно-Африканский Союз, Новая Зеландия) и Индия, Греция, Гватемала, Гаити, Хиджаз, Гондурас, Китай, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Польша, Португалия, Румыния, Сербо-Хорвато-Словенское государство, Сиам, Чехословакия, а также государства, находившиеся в состоянии разрыва дипломатических отношений с германским блоком (Эквадор, Перу, Боливия и Уругвай). Германия и её бывшие союзники были допущены на Парижскую мирную конференцию только после того, как были выработаны проекты мирных договoров c ними.

«В результате этого в продолжение многих месяцев переговоров Германия оставалась в состоянии неопределенности, что порождало иллюзии… Поэтому, когда в июне 1919 года миротворцы обнародовали результаты собственных трудов, немцы были потрясены и в течение двух последующих десятилетий систематически от них избавлялись» Советская Россия на конференцию приглашена не была.

Главенствующую роль играли Великобритания, Франция и США, главные представители которых - Д. Ллойд Джордж, Жорж Клемансо и Вудро Вильсон - в ходе секретных переговоров решал основные вопросы конференции. В итоге были подготовлены: Версальский мирный договор с Германией (подписан 28 июня 1919г.); Сен-Жерменский мирный договор с Австрией (10 сентября 1919г.); Нёйиский мирный договор с Болгарией (27 ноября 1919г.);Трианонский мирный договор с Венгрией (4 июня 1920г.);Севрский мирный договор с Турцией (10 августа 1920г.).

Также на парижской мирной конференции было принято решение о создании Лиги Наций и одобрен её Устав, который вошёл составной частью в вышеназванные мирные договоры.

Целью Версальского мирного договора был, во-первых, передел мира в пользу держав-победительниц и, во-вторых, - предотвращение возможной в будущем военной угрозы со стороны Германии. В целом статьи договора предусматривали следующие изменения: во-первых, Германия потеряла часть своих земель в Европе: Франции возвращались Эльзас и Лотарингия (в границах 1870 г.), Бельгии - округа Мальмеди и Эйпен, а также так называемая нейтральная и прусская части Морене, Польше - Познань, часть Поморья и другие территории Западной Пруссии, г. Данциг (Гданьск) и его округ объявлялся "вольным городом", г. Мемель (Клайпеда) передавался в ведение держав-победительниц (в феврале 1923 присоединён к Литве).

Государственная принадлежность Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии должна была определяться плебисцитом. В итоге часть Шлезвига перешла к Дании (1920г.), часть Верхней Силезии - к Польше (1921г.), также небольшой участок Силезской территории отошёл к Чехословакии, южная часть Восточной Пруссии осталась у Германии.

У Германии же остались и исконные польские земли - на правом берегу Одера, Нижняя Силезия, большая часть Верхней Силезии и др. Саар переходил на 15 лет под управление Лиги Наций, по истечении этого срока судьба Саара должна была решаться также путём плебисцита. На этот срок угольные шахты Саара (богатейший угольный бассейн Европы) передавались в собственность Франции.

Во-вторых, Германия лишалась всех своих колоний, которые позднее были поделены между главными державами-победительницами. Передел германских колоний был осуществлен следующим образом: Африка - Танганьика стала подмандатной территорией Великобритании;- район Руанда-Урунди -- подмандатной территорией Бельгии;- "Треугольник Кионга" (Ю.-В. Африка) был передан Португалии (названные территории ранее составляли Германскую Восточную Африку); -- Великобритания и Франция разделили Того и Камерун; -- ЮАС получил мандат на Юго-Западную Африку;- Франции получила протекторат над Марокко;- Германия отказывалась от всех договоров и соглашений с Либерией.На Тихом океане - в качестве подмандатных территорий к Японии отошли принадлежавшие Германии острова севернее экватора; - к Австралийскому Союзу - Германская Новая Гвинея; - к Новой Зеландии - острова Самоа.

Права Германии в отношении Цзяочжоу и всей Шаньдунской провинции Китая отходили к Японии (вследствие чего Версальский договор не был подписан Китаем). Также Германия отказывалась от всех концессий и привилегий в Китае, от прав консульской юрисдикции и от всякой собственности в Сиаме.

Германия признавала независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской Империи к 1-му августа 1914 года, а также отмену всех договоров, заключённых ею с Советским правительством (в том числе и Брестский мир 1918г.). Германия обязывалась признать все договоры и соглашения союзных и объединившихся держав с государствами, которые образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской Империи.

В-третьих, Германия признавала и обязывалась строго соблюдать независимость Австрии, а также признавала полную независимость Польши и Чехословакии. Вся германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной в 50 км подлежали демилитаризации, создавая так называемую Рейнскую демилитаризованную зону.

В-четвертых, вооруженные силы Германии ограничивались 100-тыс. сухопутной армией; обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегося военно-морского флота подлежала передаче победителям. Германия обязывалась возместить в форме репараций убытки, понесённые правительствами и отдельными гражданами стран Антанты в результате военных действий (определение размеров репараций возлагалось на особую Репарационную комиссию).

Дискуссия в Конгрессе о Версальском договоре началась 10 июля 1919 г. и продолжалась более восьми месяцев. После внесения 48 поправок и 4 оговорок сенатского комитета по иностранным делам изменения, произведённые в договоре, оказались настолько серьезны, что стали фактически противоречить достигнутым в Париже договоренностям. Но ситуацию не изменило даже это: 19 марта 1920 г., несмотря на все внесенные поправки, Сенат отверг резолюцию о ратификации Версальского договора. Таким образом, США, превращавшиеся в сильнейшую страну мира, юридически и во многом фактически оказалась вне Версальского порядка. Это обстоятельство не могло не сказаться на перспективах международного развития. «Таким образом, территориальные и финансовые статьи Версальского договора образовывали одно неразрывное целое; от их осуществления зависело реальное значение военной победы Франции над Германией»

Однако меры, принятые на конференции в Париже, не были столько эффективными как это ожидалось: «Было невозможно найти хотя бы один исторический пример тому, как европейские границы корректировались бы посредством призыва к чувству справедливости или при помощи чисто юридической процедуры; почти всякий раз они изменялись - или защищались - во имя национальных интересов» Национальный фактор ещё более обострился ввиду того, что многие страны считали себя униженными из-за отторжения территорий.

«В итоге они пришли к выводу, что подобно тому, как остались неудовлетворенными максималистские требования, представленные в Париже военными, например, маршалом Фошем, также не будут осуществлены и компромиссные решения. Это означало, что через некоторое время германский вопрос встанет во всей его остроте и значимости»

Лига Наций, первая всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально была основана 10 января 1920 и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН.

Из государств, подписавших договор, США, Хиджаз и Эквадор отказались его ратифицировать. В частности, сенат Соединённых Штатов отказался сделать это из-за нежелания связывать себя участием в Лиге Наций, устав которой был составной частью Версальского договора. Вместо этого США заключили с Германией в августе 1921 г. особый договор, почти идентичный Версальскому, но не содержавший статей о Лиге Наций. «…женевская организация (Устав устанавливал местопребыванием Лиги Женеву) с самого начала не была, отчасти случайно, отчасти в результате сознательного выбора, универсальной организацией, необходимой для сохранения мира»

Изоляционистскую оппозицию возглавляло руководство республиканской партии США. Президента обвинили в том, что Устав Лиги наций кое в чем ограничивает конгресс в сфере внешней политики. Особое раздражение вызывало положение о принятии коллективных мер в случаях возникновения агрессии. Противники Лиги называли её «обязательством», покушением на независимость Америки, диктатом Британии и Франции. Несмотря на изоляционизм США Киссинджер пишет: «Независимо от того, кто непосредственно это придумал, Лига наций была квинтэссенцией американской внешнеполитической концепции»

Вопрос о структуре и полномочиях проектируемой Лиги Наций вызвал множество разногласий на Парижской конференции. Целью её создания было развитие международного сотрудничества и предотвращение мировых трагедий, подобных Мировой войне 1914-1919 годов. Ещё в ходе I Мировой войны президент США и премьер-министр Британии одобрили идею создания международной организации, которая смогла бы предотвратить повторение войн мирового масштаба.

На Парижской конференции выяснилось, что существует несколько проектов Лиги Наций.

Французский проект Лиги имел антигерманскую направленность. Сама Германия не должна была входить в эту организацию. При Лиге предлагалось сформировать международные вооруженные силы и международный генеральный штаб.

Английский проект содержал лишь схему арбитража между крупными державами, которые объединялись в союз, целью которого было предотвращение внезапного нападения одного из членов союза на другого. Английское правительство полагало, что это позволит сохранить её огромную колониальную империю.

Американский проект в отличие от английского, не ограничивал членство в Лиге только крупными державами. Устанавливался принцип взаимных гарантий территориальной целостности и политической независимости всех членов Лиги. Впрочем, возможность пересмотра существующих государственных образований и их границ допускалась, при условии, что три четверти делегаций Лиги признают их не соответствующими изменившимся национальным условиям и принципам самоопределения наций.

Уже в Париже Вильсон составил новый проект устава, включив в него пункты о переходе германских колоний и бывших владений Османской империи в распоряжение Лиги, с тем, чтобы она выдавала мандаты на управления этими территориями малым странам. Предлагая допустить в Лигу Германию и малые страны, американцы рассчитывали, что те попадут в экономическую зависимость от США. Это, вкупе с предусматриваемым уставом Лиги вмешательством в территориальные споры, должно было ослабить позиции Англии и Франции. «Вера Вильсона в коллективную безопасность как панацею предполагала объединение стран мира против агрессии, несправедливости и, что весьма важно, избыточного эгоизма» То есть через ослабление идет приближение потенциалов стран. Поэтому многими людьми высказывалась мысль, что Лига наций - это инициатива США, и вот что Черчилль пишет по этому поводу: «Идея эта возникла в большинстве цивилизованных стран в течение трех последних лет войны, и для пропагандирования ее образовался ряд обществ как в Америке, так и в Англии»

В конечном итоге устав Лиги стал компромиссом между английским и американским проектами. Работа по Уставу после длительных споров и согласований была завершена 11 апреля 1919 г. 28 апреля Устав был одобрен конференцией и вошёл в качестве составной части во все мирные договоры с Германией и ее европейскими союзниками - Версальский, Сен-Жерменский, Трианонский и Нейиский. Устав Лиги предполагал превращение Лиги наций в главный инструмент установления и регулирования нового мирового порядка. В вводной части Устава провозглашались основные принципы международного сотрудничества для достижения мира и безопасности: противодействие войне, развитие открытых и справедливых отношений на основе признания принципов международного права, строгого уважения и выполнения всех обязательств, вытекающих из международных договоров.

Первая статья Устава определяла членство в организации. В Лиге было представлено три типа государств. Первую группу составляли государства-учредители, подписавшие Устав как часть мирного договора и перечисленные в приложении к Версальскому договору. Это были союзные и присоединившиеся к ним державы. Вторая категория состояла из стран, которые не участвовали в Первой мировой войне и поэтому не входили в список подписавших мирные договоры. В Лигу наций были приглашены войти (в случае их согласия признать Устав) шесть европейских, шесть латиноамериканских стран и Персия.

К третьей группе относились все остальные государства. Для присоединения к Лиге им было необходимо пройти специальную процедуру голосования и получить согласие не менее двух третей государств, представленных на Ассамблее. Претендовать на вступление в Лигу имели право любые государства, доминионы или "самоуправляющиеся" территории, включая колонии (это условие было введено по предложению Британии специально для упрощения приема в Лигу Британской Индии.) Процедура выхода из Лиги предусматривала заблаговременное (за два года) уведомление об этом всех остальных участников Лиги. При этом отделяющееся государство было обязано в течение этих двух лет по-прежнему выполнять все требования Устава и другие ранее принятые перед Лигой международные обязательства.

Главными органами Лиги наций были Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат. Ассамблея представляла из себя собрание, состоявшее из представителей всех членов Лиги, и созывалась, как правило, один раз в год, в сентябре, или при необходимости всякий раз, когда возникала угроза миру. Ассамблея могла рассматривать любые вопросы, касающиеся "мира во всем мире" и соблюдения договоров. На заседаниях Ассамблеи делегации стран должны были иметь не более трех представителей, и каждая страна имела один голос.

Совет Лиги состоял из постоянных представителей первоначально пяти главных союзных и присоединившихся держав (Великобритании, Италии, США, Франции, Японии) и четырех непостоянных, избиравшихся из членовЛиги на Ассамблее. Совет должен был собираться не реже одного раза в год и рассматривать широкий круг вопросов, находившихся в компетенции Лиги или влиявших на поддержание мира во всем мире и соблюдения договоров. Любое государство - член Лиги могло участвовать в заседаниях Совета, если обсуждался вопрос, затрагивавший его интересы. Правила принятия решений в Лиге регулировались пятой статьей Устава. За исключением специально оговоренных случаев, все решения, принимаемые на Ассамблее и Совете, требовали консенсуса, то есть единогласного голосования.

Международный секретариат, согласно шестой статье Устава, располагался в Женеве. Он состоял из генерального секретаря и "тех секретарей и сотрудников, которые могут потребоваться". Совет назначал генерального секретаря с последующим его утверждением на Ассамблее.

Государства - члены Лиги признавали, что поддержание мира требует сокращения национальных вооружений до возможно низкого уровня, который соответствовал бы национальной безопасности и международным обязательствам (статья 8). План сокращения вооружений составлялся Советом и предлагался соответствующим правительствам для рассмотрения. Такие планы должны были пересматриваться каждые пять лет. Члены Лиги обязались также обмениваться "полной и честной" информацией об уровнях вооружений, военных программах и военном производстве.

Одной из ключевых статей должна была стать десятая статья Устава. В ней говорилось, что государства - члены Лиги принимают на себя обязательства "противодействовать агрессии, уважать территориальную целостность и существующую политическую независимость членов Лиги". В случае любой агрессии или опасности её возникновения Совет Лиги должен был определить средства и коллективные действия, с помощью которых можно было выполнить указанные выше обязательства. Однако, четких гарантий или порядка действий в случае угрозы агрессии статья не предусматривала, в документе не было даже самого определения агрессии.

Любая война или ее угроза против члена Лиги или любой другой страны должны были стать предметом обсуждения всей международной организации, которая должна была предпринимать меры по сохранению мира (статья 11). В случае появления такой опасности генеральный секретарь Лиги обязан был собрать Совет по требованию одного из членов Лиги. Любая страна - член организации имела право привлечь внимание Ассамблеи или Совета к любым нарушениям нормальных международных отношений, угрожающим миру и доброму взаимопониманию народов.

Говоря о причинах помимо уже сказанного Черчилль пишет: «…созданию Лиги способствовала все более и более укреплявшаяся вера в выгоды экономического сотрудничества. К этому можно было бы добавить и другие причины, именно - то обстоятельство, что в течение более чем четырех лет двадцать миллионов человек сражались друг с другом и уничтожали друг друга, а теперь бойня эта приостановилась, и большинство людей думало, что она никогда более не повторится»

Члены Лиги наций (12, 13, 14 статьи) были обязаны передавать спорные вопросы, угрожающие возникновением военных конфликтов, в международный третейский суд или на рассмотрение Совета. С момента оглашения решения третейских органов до объявления войны должно было пройти не менее трех месяцев. Со своей стороны третейский суд должен был принимать решения в возможно более короткие сроки, а Совет был обязан в течение шести месяцев после обращения к нему одного или обоих участников конфликта изучить ситуацию и представить Ассамблее соответствующий доклад. Для решения конфликтов и споров между государствами создавался Международный суд в Гааге.

В случае развязывания войны государством - членом Лиги такие действия должны были рассматриваться остальными участниками Лиги как акт войны против всех них. В этом случае все государства должны были прекратить всякие сношения с агрессором. Совет имел право давать рекомендации правительствам заинтересованных государств касательно военных мер, необходимых для реализации принципов Устава Лиги.

В эту же статью был включен параграф об условиях исключения из Лиги наций государств, нарушивших Устав. Для решения об исключении требовалось большинство голосов членов Совете при условии, что в дальнейшем это решение было подтверждено всеми остальными членами организации.

Устав (статьи 23, 24, 25) впервые устанавливал правила международного гуманитарного сотрудничества и общие стандарты трудовых отношений. Члены Лиги соглашались обеспечивать справедливые и гуманные условия труда для всех мужчин, женщин и детей как в своих собственных странах, так и во всех других странах и территориях, на которые распространяется их промышленная и коммерческая деятельность. Для контроля за соблюдением этого обязательства создавалась Международная организация труда (МОТ).

Кроме того, Лига наций получила права контроля над торговлей опиумом и другими опасными лекарственными средствами, а также торговлей оружием со странами, в отношении которых "такой контроль необходим в общих интересах". Также Лига должна была добиваться свободы торговых путей и справедливого отношения к торговле со стороны всех членов организации.

Члены Лиги обязались поддерживать и развивать сотрудничество с национальными организациями Красного Креста в интересах содействия улучшению здравоохранения, ограничению эпидемий и "облегчению страданий во всем мире". Таким образом: «Система, созданная Лигой Наций, основанная на принципе коллективной безопасности, была весьма характерным проявлением благородного продвижения в направлении институционализации международных отношений с целью вписать их в юридическую схему, способную возобладать над силой и дать гарантии адекватного силового решения для блокирования правовых нарушений»

В 1920-е годы число членов Лиги постоянно росло. Ей действительно удавалось разрешать некоторые локальные споры. К сожалению, на серьезный международный уровень Лига наций так и не вышла её решения просто были бы проигнорированы. Важнейшим направлением деятельности Лиги было предотвращение межгосударственной агрессии и сохранение послевоенного устройства мира. Однако в 1930-е годы страны, пострадавшие от жестких условий версальского мира, стали оправляться от удара и начали наращивать свой военный потенциал, на что не последовало серьёзной реакции ведущих государств мира. А поскольку Лига Наций не могла сделать больше, чем страны-участницы, то её протесты просто игнорировались.

Соглашения, принятые в послевоенный период, являлись целым комплексом договорённостей, направленных на разрешение противоречий в Западной Европе, Африке, Ближнем и Дальнем Востоке и Тихом океане. В этом смысле Вашингтон был одновременно как продолжением Версаля, так и началом его пересмотра. Хотя Версальско-Вашингтонская система очень быстро обнаружила свою недееспособность, она всё же завершила процесс мирного урегулирования и способствовала хоть и временной, но всё же стабилизации.

Важнейшим событием этого периода стал так же Вашингтонская конференция 1921 - 1922 гг.

Целью конференции было ограничении морских вооружений, проблема Д. Востока и бассейн Тихого океана.

Конференция проходила с ноября 1921 г. по февраль 1922 г. в столице США Вашингтоне.

В ней участвовали: США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Португалия. Германия, лишённая по Версальскому договору всех владения на Тихом океане, и Россия - "ввиду отсутствия единого правительства" - на конференцию приглашены не были. Однако делегация Дальневосточной Республики прибыла в Вашингтон без приглашения и вела там переговоры вне рамок официальной повестки дня с представителями США и других держав, добиваясь главным образом решения о выводе японских войск с её территории.

Всего было подписано семь договоров и два дополнительных соглашения.

США, Великобритания, Франция и Япония подписали сроком на 10 лет "договор четырёх держав" о неприкосновенности островных владений и территорий на Тихом океане. Они обязались соблюдать статус-кво в отношении принадлежащих им в Тихом океане островов и вступать в переговоры друг с другом в случае возникновения в регионе опасности для их прав и интересов со стороны какой-либо страны, не являющейся участницей договора, для принятия надлежащих мер каждой из сторон самостоятельно или вместе со всеми.

"Договор четырёх держав" отменил военно-политический союз Великобритании и Японии, заключённый в 1911 г. Сделано это было для того, чтобы не провоцировать недоверие между великими державами. Это решение, принятое под давлением Вашингтона, было неоднозначно воспринято в разных странах. Многие полагали, что наличие союза с Японией давало Западу инструмент воздействия на политику Токио и могло помешать превращению Японии в экспансионистскую державу. Вместе с тем, созданная многосторонняя основа международного регулирования в принципе создавала более надежную базу для стабилизации обстановки в регионе.6 февраля 1922 г. девять держав -- Китай, США, Британская империя, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Португалия --- подписали договор о принципах политики в китайском вопросе ("договор девяти держав"). Он гарантировал суверенитет, независимость и территориальную целостность Китая, обязывая участников воздерживаться от использования сложной ситуации в Китае для получения особых прав и привилегий. Все девять стран подписали также договор, обеспечивавший совместное регулирование китайских тарифов и "равные возможности" в стране в области торговой и предпринимательской деятельности. Державы также согласились уважать права Китая как нейтрального государства в случае войны, в которой Китай не участвует.

По отдельному договору от 4 февраля 1922 Япония возвращала Китаю суверенитет над Шаньдунским полуостровом (переданным ей в Версале в 1919 г.), а также железную дорогу Циндао-Цзинань и территорию Цзяочжоу. Глава японской делегации также дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы "Двадцати одного требования" Японии. ("Двадцать одно требование" Японии - требования, предъявленные Японией Китаю 18 января 1915 в целях установления японского господства в Китае, политического и экономического.) Они состояли из 5 групп:1-я группа требовала, чтобы Китай безоговорочно признал все условия, о которых Япония в будущем договорится на мирной конференции с Германией по вопросу о германской территории в Шаньдуне, которая была арендована там немцами и захвачена японцами в 1914г.;2-я группа предусматривала продление срока аренды Люйшуня (Порт-Артура), Даляня (Дальнего) и Южно-Маньчжурской железной дороги Японией до 99 лет;3-я группа предполагала превращение Ханьепинского металлургического комбината в смешанное японо-китайское предприятие; -- 4-я группа обязывала Китай не предоставлять какой-либо третьей державе гавани, бухты или острова;5-группа содержала общеполитические требования Японии: о приглашении Китаем японских советников, создании единой японо-китайской полиции в важнейших городах, новых японских железнодорожных концессиях в Китае и т.д.) «Вашингтонская конференция обнаружила воочию два основных факта, крайне важных для Великобритании: необычайное усиление промышленной и финансовой мощи Америки и ослабление связей между Англией и ее доминионами в связи с вовлечением последних в сферу влияния транс-атлантических республик»

февраля 1922 г. США, Великобритания, Франция, Италия и Япония подписали "Договор пяти держав" об ограничении морских вооружений. Путь к его заключению открыло согласие Лондона на предложение США отказаться от "стандарта двух держав", в соответствии с которым Великобритания старалась поддерживать общий тоннаж водоизмещения своего военно-морского флота на уровне флотов любых двух других великих держав, вместе взятых. Новый план, представленный США, предусматривал установление довольно высокого уровня морских вооружений и для Японии, хотя квота для нее была предусмотрена меньшая, чем для США и Британии.

Договор устанавливал пропорцию предельного тоннажа линейного флота его участников: США - 5, Великобритания - 5, Япония - 3, Франция - 1,75, Италия - 1,75.

Договор ограничивал размеры судов, подлежащих закладке в будущем. Ни одна из держав не должна была приобретать или строить линейные суда водоизмещением более 35 тыс. т. На этом настаивали США, поскольку Панамский канал не мог пропускать боевые корабли большего тоннажа, а Соединенным Штатам было крайне важно иметь возможность свободно перебрасывать свой флот из Атлантического океана в Тихий и обратно. Общий тоннаж линкоров не должен был превышать: для США и Великобритании 525 тыс. т, для Японии 315 тыс. т, для Италии и Франции 175 тыс. т.Устанавливался также тоннаж авианосцев: - для США и Великобритании 135 тыс. т, - для Японии 81 тыс. т,- для Италии и Франции 60 тыс. т.

Впрочем, общий тоннаж военно-морского флота держав не ограничивался, что фактически сохраняло превосходство флота Великобритании. США, Великобритания и Япония согласились сохранить статус-кво в вопросе береговых укреплений и военно-морских баз. Они отказались от дополнительного военного строительства во всех точках региона за исключением ряда оговоренных районов: Соединенным Штатам было разрешено продолжать строительство укреплений в зоне, прилежащей к их побережью, у берегов Аляски, в районе Панамского канала и Гавайских островов. США отказывались от попыток укреплять Алеутские острова, со стороны которых они могли угрожать Японии; Великобритания сохраняла право заниматься усилением своих позиций в островных владениях, примыкающих к побережью Канады, Австралии с прилежащими к ней территориями и Новой Зеландии, но отказывалась расширять базы в Гонконге и в островных владениях к востоку от 110 меридиана восточной долготы; Япония принимала обязательство не наращивать вооружения на Курильских островах, островах Бонин, Амама-Осима, Лушу (Люйшу), Формоза (Тайвань) и Пескадорских.

Также устанавливался десятилетний мораторий на новое строительство судов и замораживалось количество военно-морских баз на Тихом океане.

Таким образом, Германия и Советская Россия оказались пострадавшими, что вызвало взаимовыгодное сближение двух стран. Германия строила на территории СССР запрещенную договором военную технику и обучала свои вооруженные силы. Советский Союз получил официальное признание статуса важной европейской страны (1922), в результате его были вынуждены признать также страны Антанты, иначе Германия имела привилегированное положение в торговле с Россией.

И СССР, и Германия считали Версальский мир несправедливым. Страны Антанты сняли с себя всю ответственность за мировую войну, хотя на самом деле это была общеевропейская трагедия, и вина за неё лежала на всех участвующих сторонах.Слишком большая сумма репарации, взысканной с Германии, привела к инфляции и обнищанию больших масс населения. Можно сказать, что благодаря Версальскому договору возник режим Адольфа Гитлера, выдвинувшего популярные лозунги реванша.


2. Версальско-вашингтонская система международных отношений


.1 Принципы нового мироустройства


Подводя итоги тому, что было сказано выше, можно выделить следующие особенности системы международных отношений послевоенного периода:

1.Создание Лиги Наций - органа коллективной безопасности в Европе. В предшествующие периоды уже появлялись такие мысли, но после первой мировой они получили своё юридическое оформление. Соответственно менялся принцип регулировки отношений между странами. Если раньше равновесие сил достигалось за счет большого количества двусторонних или же трехсторонних договоров, опутывающих всю Европу, то теперь страны объединялись и выступали единым фронтом ради общих интересов и главный из которых - мир в Европе. Создатели Лиги Наций считали, что мир будет прочнее при наличии этой общей силы, в пику пересечению множества личных, национальных интересов.

2.Новый миропорядок активно пропагандировал юридическое, правовое основание международных отношений. Если раньше тайная дипломатия, нарушение договоров, считалось чем-то естественным, то после Первой мировой войны, осознав угрозу исходящую от такого типа политики, страны пришли к осознанию открытости взаимоотношений. О строгом соблюдении норм международного права, а так же данных ранее обязательств.

3.Происходит ослабление колониальных империй: Германия (лишается своих владений), Англия и Франция, не могут рассчитывать на гарантии сохранения своих колоний, так как это не было юридически закреплено. Субъектами нового миропорядка остались только метрополии. Ослабление колониальных империй так же способствовало сближению их потенциалов, политическое поле в Европе создавалось из относительно равных по мощи государств. Больше не допускался излишний колониализм и империализм.

4.Принцип демилитаризма. Во многом он остался на бумаге, но впервые была сформулирована мысль, что для государства достаточно столько оружия, сколько необходимо для защиты и безопасности.

5.Были разработаны стандарты гуманитарного сотрудничества стран: гарантии соблюдения стандартов трудовых взаимоотношений, деятельность Красного Креста. То есть усилился внешний контроль за внутренней жизнью стран.

.Принцип единоличности заменяется принципом коллегиальности. Все решения по международным вопросам решаются совместно, что, во-первых, замедляет процесс принятия решения и следовательно мер, во-вторых, способствует снижению ответственности.

.Версальско-вашингтонская система в недостаточной мере учла национальные интересы отдельных государств, что во многом стало причиной Второй мировой войны. Перекройка территорий стран привела не только к ущемлению национальной гордости, но и к разрушению тех экономических связей, которые существовали.

.Стоит так же отметить, что за пределами версальско-вашингтонской системы долгое время оставался СССР, не входили в состав Лиги Наций и США. То есть два крупнейших геополитических центра функционировали за рамками созданной системы и уже по своим правилам.


.2 Деятельность Лиги наций по разрешению международных кризисов


В первые годы существования Лига наций была центром организации борьбы против Советского государства большевиков в России. В Лиге Наций обсуждались разнообразные планы интервенции и разрабатывались общие дипломатические акции против Советской России. В связи с вражеской относительно большевистской власти позицией Лиги Наций, советское правительство отрицательно относилось к ней, считая ее деятельность вмешательством во внутренние дела СССР. Здесь уже возникает вопрос. А как же право наций на самоопределение? А как же добрососедское существование? Становиться очевидно, что Лига Наций не столько заботится о сохранении мира, сколько является проводником определенной политики, направленной на контроль за внутренней жизнью государств.

Лига наций осуществляла многочисленные попытки устранить острые разногласия между ее главными участниками. С целью устранения преград относительно вступления Германии в Лигу Наций и прекращения вражды, которая оставалась между Германией и государствами-победителями в Первой мировой войне, в 1925 году была созвана Локарнская конференция. Главным ее итогом стали соглашения между Германией с одной стороны и Францией и Бельгией с другой по поводу неприкосновенности их общих границ, а также отказ от войны как средства решения территориальных проблем. Той же цели служили соглашения о репарациях (план Дауеса 1924- 1925 гг., план Юнга 1929-1930 гг.). В 1926 г. дипломатическую изоляцию Германии удалось преодолеть, и она вступила в Лигу Наций.

Наиболее показательны два инцидента: агрессия Японии против Китая и конечно, Мюнхенский сговор. Как же Лига наций отреагировала на эти события?

В тот самый день, когда началась японская агрессия в Маньчжурии, в Совете Лиги наций приступал к исполнению своих обязанностей в качестве члена Совета представитель Китая доктор Альфред Ши. Он сразу же официально обратился к Лиге наций, требуя немедленного вмешательства для прекращения агрессии против Китайской республики. Но Совет Лиги наций по просьбе Японии отложил обсуждение вопроса. И только 30 сентября Совет Лиги по настоянию китайского делегата все же рассмотрел вопрос о японской агрессии. Однако кроме обращения к обеим сторонам, в котором Совет просил обе стороны ускорить нормализацию своих отношений, он не предпринял никаких практических шагов для разрешения конфликта и сдерживания агрессора. Расчёт японского империализма оправдался и Великие державы не предприняли никаких активных действий в знак протеста. Совет отложил дальнейшее рассмотрение вопроса на 14 октября 1931 г.

Тем временем в Маньчжурию продолжали прибывать транспорты с японскими войсками. Одновременно японский представитель в Лиге наций не переставал заверять, что Япония не желает никаких территориальных приобретений и эвакуация войск уже началась.

октября Совет Лиги принял резолюцию, в которой предложил Японии в трехнедельный срок вывести свои войска из Маньчжурии. Но по Статуту Лиги наций этот документ не имел никакой юридической силы, так как он был принят не единогласно - Япония проголосовала против.

Двумя днями позже, 26 октября, японское правительство опубликовало декларацию, которая заключала в себе основные принципы японской политики в Маньчжурии. Декларация провозглашала взаимный отказ от агрессивной политики; уничтожение всякого организованного движения, нарушающего свободу торговли и возбуждающего межнациональную ненависть; обеспечение охраны во всей Маньчжурии прав японских граждан и уважение договорных прав Японии. Китайское правительство заявило, что готово во всем пойти навстречу Японии, если та отзовет свои войска. Но было очевидно, что подобные декларации публиковались лишь с целью предотвращения возможных протестов западных стран. Тем временем военная оккупация Маньчжурии продолжалась.

Действия Японии находили поддержку английского национального правительства, пришедшего к власти в августе 1931 г. в условиях серьёзного внутриполитического кризиса. Оно держалось в вопросе о японской агрессии не только пассивно, но и явно благожелательно. Незадолго до начала захвата Манчжурии Япония завязала с Англией переговоры о фактическом разделе Китая на сферы влияния. Усиление Японии в Китае означало бы ослабление в этом регионе США, что было на руку Англии. Уверенная на лондонских переговорах в полном нейтралитете Англии, Япония смело начала осуществлять свои планы.

Иной была позиция США, интересы которых были напрямую затронуты японской агрессией. 5 ноября 1931 г. американское правительство отправило Японии резкую ноту, в которой высказывался протест против любых переговоров между Японией и Китаем до прекращения военной оккупации. Одновременно американская дипломатия добивалась в Лондоне и Париже общего дипломатического выступления против Японии, однако все её усилия оказались тщетными.

На очередной сессии Лиги наций, открывшейся в Париже, 16 ноября, Англия выдвинула предложения по урегулированию конфликта. Эти предложения сводились к тому, чтобы Китай, не претендуя ни на какие предварительные гарантии, вступил в непосредственные переговоры с Японией и обязался уважать договорные права Японии в Манчжурии. Япония же уведёт свои войска тогда, когда сочтёт себя вполне удовлетворённой. Здесь видна уже прямая поддержка Японии Англией, однако против этих предложений снова выступили США.

Для ознакомления с положением на месте, Совет Лиги наций, по предложению Японии, решил создать комиссию, вошедшую в историю как комиссия Литтона. Расследование этой комиссии не принесло никаких практических результатов, что ещё раз подтвердило недееспособность Лиги наций, как миротворческой организации.

Важнейшими вопросами, обсуждаемыми в Лиге Наций на протяжении 1934-1939 гг., были итальянская агрессия против Эфиопии (1935- 1936 гг.), нарушение Германией Версальского мирного договора в связи с ремилитаризацией Рейнской зоны (1936 г.), итало-немецкая интервенция в Испании (1936-1939 гг.), увлечение Германией Австрии (1938г). По мнению Киссинджера: «Первоначальная реакция западных демократий на приход Гитлера к власти заключалась в ускорении выполнения собственных обязательств по разоружению. Германское правительство теперь возглавлялось канцлером, который открыто намеревался сбросить версальский порядок, перевооружиться и затем проводить политику экспансии. Даже при этих обстоятельствах западные демократии не видели нужды в особых мерах предосторожности»

Политика западных государств в этот период - умиротворение агрессоров - объяснялась старанием направить фашистскую агрессию восточнее, против СССР. Эта позиция превратила Лигу Наций в прикрытие немецкой, итальянской и японской агрессии против других стран. Этим и объяснялась беспомощность Лиги Наций, которая не смогла осуществить ни одного эффективной меры против фашистской агрессии накануне Второй мировой войны. Например, в октябре 1935 г. Ассамблея Лиги Наций по требованию ряда государств, в том числе СССР, приняла решение о применении экономических и финансовых санкций против Италии, которая напала на Эфиопию. Однако, в связи с позицией западных государств, важнейшая часть итальянского импорта - нефть - не была внесена в список предметов, запрещенных для ввоза в Италию. Это облегчило и ускорило заинтересованность Италией Эфиопии (1936 г.). В июле 1936 г. по требованию Великобритании и Франции решение Лиги Наций относительно санкций против Италии вообще было отменено. Вот что пишет Киссинджер о положении Италии: «В плане военной мощи Италия даже отдаленно не напоминала Великобританию, Францию или Германию. Но пустота, существовавшая вследствие неучастия Советского Союза в Лиге наций, сделала Италию полезным придатком в деле сохранения независимости Австрии и, в определенной степени, поддержания демилитаризации Рейнской области» В период итало-немецкой интервенции в Испании в 1936-1939 гг. некоторые западные государства добились от Лиги Наций того, что она не только не приняла никаких мер по сдерживанию агрессоров, а и вовсе уклонилась от рассмотрения этого вопроса. «Разве путем перевооружения Гитлер не воплотил на практике то, на что в принципе уже согласилось большинство членов Лиги? К чему реагировать, пока Гитлер не совершил конкретного акта агрессии? В конце концов, разве не для этого создана система коллективной безопасности? Рассуждая подобным образом, лидеры западных демократических стран уходили от трудных обязанностей по принятию тех или иных решений»

Упрямая борьба СССР за создание системы коллективной безопасности на протяжении 1934-1939 гг. не нашла широкой поддержки в Лиге Наций. Подписание 23 августа 1939 г. в Москве пакта о ненападении между СССР и Германией (так называемый «пакт Молотова-Риббентропа») оттолкнул от СССР последних сторонников системы коллективной безопасности в западных странах. Для правящих кругов Великобритании, Франции и США дальнейшее пребывание СССР в составе Лиги Наций оказалось нежелательным. Используя советско-финляндскую войну 1939-1940 гг., которая едва не привела к вооруженному конфликту между СССР и Великобританией и Францией, как повод, западные страны добились того, что решением Совета Лиги Наций 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из этой организации. Деятельность Лиги Наций с этих пор, по сути, прекратилась, хотя формально она была ликвидирована лишь в апреле 1946 г. решением специально созванной для этого Ассамблеи.

Несмотря на все свои недостатки и нелады, Лига Наций все же выполняла функции сохранения мира. Лига Наций стала первой в мире такого рода международной организацией. Нынешняя Организация Объединенных Наций (ООН) действительно является прямой правопреемницей Лиги Наций.


2.3 Регулирование торговых и гуманитарных отношений


Помимо своих основных функций, Лига наблюдала за Постоянной палатой международного правосудия и несколькими другими агентствами и комиссиями, созданных для решения международных проблем. Они включали Комитет по изучению правового статуса женщин, Комиссию разоружения, Организацию здравоохранения, Международную организацию труда, Комиссию мандатов, Международную комиссию по интеллектуальному сотрудничеству (предшественник ЮНЕСКО), Постоянный центральный опийный совет, Комиссию для беженцев и Комиссию рабства. Несколько из этих учреждений были переданы Организации Объединенных Наций после Второй мировой войны - Международная организация труда, Постоянный суд международного правосудия (как Международный суд) и Организация здравоохранения (реструктурированный как Всемирная организация здравоохранения) стали учреждениями ООН.

Организация здравоохранения Лиги состояла из трёх органов - Бюро здравоохранения, содержащее постоянных представителей Лиги, исполнительного раздела Общего консультативного совета или Конференции, состоящей из медицинских экспертов, и комитета здравоохранения. Целью Комитета являлись проведение расследований, надзор за функционированием Лиги здоровья и получение готовых работ, которые должны быть представлены на рассмотрение Совету. Организация здравоохранения также успешно работала с правительством Советского Союза в целях предотвращения эпидемий тифа, включая организацию крупной просветительской кампании по поводу этой болезни.

В 1919 году Международная организация труда (МОТ) была создана как часть Версальского Соглашения и стала частью операций Лиги. Ее первым директором был Альберт Томас. МОТ успешно ограничила использование свинца в красках и убедила несколько стран принять восьмичасовой рабочий день и рабочую неделю в сорок восемь часов. Она также работала над тем, чтобы положить конец детскому труду, расширить права женщин на рабочем месте и установить ответственность судовладельцев за транспортные происшествия с участием моряков. Эта организация продолжала существовать после расформировании Лиги, став учреждением Организации Объединенных Наций в 1946 году.

Лига хотела отрегулировать торговлю наркотиками и учредила Постоянный центральный опийный совет, чтобы контролировать статистическую систему управления, введённую вторым Международным опийным соглашением, которое добилось производства, изготовления, торговли и розничной продажи опиума и его побочных продуктов. Совет также установил систему свидетельств импорта и экспортных разрешений для законной международной торговли наркотиками.

Комиссия по вопросам рабства стремилась искоренить рабство и работорговлю людьми во всём мире и боролась с проституцией. Её основным успехом являлось давление на правительства, которые управляли переданными под мандат странами, чтобы положить конец рабству в этих странах. Лига обеспечила обязательство Эфиопии отменить рабство как условие членства в 1926 году и работала с Либерией над отменой принудительного труда и межплеменного рабства. Она также преуспела в том, чтобы уменьшить показатель смертности рабочих, строящих железную дорогу Танганьики, с 55 % до 4 %. Отчёты были сведены к контролю рабства, проституции и торговле женщинами и детьми.

Под руководством Фритьофа Нансена, Комиссия по делам беженцев заботилась о беженцах, включая наблюдение за их репатриацией и, когда необходимо, переселение. В конце Первой мировой войны было два-три миллиона экс-военнопленных, разбросанных по всей России - в течение двух лет с момента основания комиссии, в 1920 году, она помогла 425 000 из них вернуться домой. Она также учредила паспорт Нансена в качестве средства идентификации лиц без гражданства.

Комитет по исследованию правового статуса женщин стремился расследовать положение женщин во всём мире. Он был образован в апреле 1938 и распался в начале 1939 года. Среди участников комитета была P. Bastid (Франция), M. deRuelle (Бельгия), AnkaGodjevac (Югославия), H. C. Gutteridge (Великобритания), KerstinHesselgren (Швеция), DorothyKenyon (Соединенные Штаты), М. PaulSebastyen (Венгрия) и HughMcKinnon (Великобритания).


Заключение


Можно выделить несколько причин, которые сделали послевоенную систему мирного урегулирования неустойчивой и неэффективной.

Версальский порядок не был всеобъемлющим. Прежде всего, из него "выпадали" СССР и США - две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в Европе в ХХ веке было уже невозможно. Фактически была восстановлена многополярная структура европейских отношений в духе европейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом казалось отсутствие на континенте стран, которые бы слишком явно вырывались вперед по своим геополитическим и иным возможностям.

Именно эти идеи и привели к тому, что усилия Франции по максимальному ослаблению Германии увенчались успехом: она была разделена на части, искусственно уменьшена в размерах и поставлена в крайне тяжелое экономическое положение. Но потому же и сама Франция усилиями Британии не получила преобладания в Европе и не смогла реализовать в полной мере планы расширения своего влияния. Вот, что пишет об этом Киссинджер: «В течение двух столетий она[Франция] изо всех сил добивалась преобладания в Европе, а теперь, по окончании войны, почувствовала неуверенность в своей способности самостоятельно защитить собственные границы от побежденного враг»

Но подобное европейское равновесие было возможно лишь при участии Пруссии, (место которой занимала теперь единая Германия) и России. Новую европейскую безопасность предстояло строить, во-первых, в условиях объединившейся Германии, и, во-вторых, в условиях уменьшившейся в размерах и изолировавшейся от европейских дел России.

К сожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств было учтено, результатом чего и стало раздробление Германии, что позволило отсрочить конфликт между интересами крупнейших европейских стран и естественным стремлением немцев к объединению. Второе же поначалу вовсе не было принято в расчет - в тот момент казалось, что участие США в европейских делах является достаточным возмещением за уход из европейской политики России. В этой ситуации срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подрывал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно.

Фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономического взаимодействия европейских стран. Дело в том, что новое государственное размежевание полностью разрушало экономические связи в Центральной и Восточной Европе. Вместо единого рынка, проницаемого и достаточно открытого, Европа оказалась территорией, разбитой на несколько десятков маленьких, отгородившихся друг от друга таможенными стенами рынков. Часто новые малые государства остро соперничали не только в политической, но и в экономической области, полностью сосредоточиваясь на собственных хозяйственных трудностях и не пытаясь для их преодоления предпринимать совместные усилия.

Провозглашённый принцип самоопределения наций породил экономический раскол, преодолеть который европейские страны так и не смогли. Это создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете. Европа оказалась не готовой к принятию совместных решений по финансовым и экономическим вопросам. К тому же экономическое разорение Германии, раздавленной тяжестью наложенных на неё репарационных выплат и не способной, поэтому выйти из состояния депрессии с быстротой, необходимой для экономического подъёма не только в стране, но и во всей Европе, оказало решающее воздействие на негативное развитие ситуации.

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов привёл к резкому ухудшению отношений как между странами-победительницами, так и между ними и побеждёнными государствам и. Всё это вкупе с внутринациональным кризисом большинства государств привело к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй Мировой войне.

Лига Наций, первое рабочее заседание которой состоялось 16 января 1920 года в Женеве, шла на поводу у Антанты. Не сумев ограничить агрессию Франции против Германии (оккупация Рурской области в 1923 году), Лига Наций утратила авторитет и возможности вмешаться в более серьезные конфликты 1930-х годов и предотвратить II мировую войну.

Тот порядок, который был предложен Вильсоном строился уже на новых принципах мироустройства, отличных от того, что было в XIX веке: «Вильсон предлагал такой мировой порядок, при котором противостояние агрессии базировалось бы скорее на моральных, чем на геополитических суждениях»


Список литературы.


1.Киссинджер Г. Дипломатия [Электронный ресурс]. - URL: #"justify">.Нольфоди Э. История международных отношений [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/nolfo/01.php

3.Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов/ [Электронный ресурс]. - URL:<http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Polak/34.php>

.Нартов Н. Геополитика: Учебник для вузов/ [Электронный ресурс]. - URL:<http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/nart/07.php>

.Павлович М. Вашингтонская международное положение [Электронный ресурс]. - URL:<http://www.magister.msk.ru/library/revolt/pavlm001.htm>

.Черчилль У. Мировой кризис [Электронный ресурс]. - URL: <http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/cherch/08.php>


Теги: Версальско-Вашингтонская система международных отношений  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 28046
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Версальско-Вашингтонская система международных отношений
Назад