Экономическое планирование отраслей хозяйства в развитых странах и Казахстане

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Рудненский индустриальный институт

Кафедра «Экономики»


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Государственное регулирование экономики

Экономическое планирование отраслей хозяйства в развитых странах и Казахстане


Выполнил: студент

Н.М. Кравчук

Группа: ЗЭК-08во

Шифр: 080877

Проверил: преподаватель

Ю.Е. Ефимова


Рудный 2010

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Опыт государственного экономического планирования в развитых странах

1.1 Государственное экономическое планирование в развитых странах

1.2 Методы прогнозирования и планирования в развитых странах

.3 Налогообложение - метод государственного регулирования экономики

1.4 Денежно-кредитный механизм - как метод государственного регулирования экономики

.5 Государственное регулирование в АПК

2. Регулирование агропромышленного комплекса

.1 Развитие агропромышленного комплекса Республики Казахстан

.2 Особенности аграрного сектора экономики

.3 Перспективы и тенденции агропромышленного регулирования

. Методы оценки эффективности управления государственными пакетами акций (с позиции собственника, управляющего и правительства)

.1 Государственные ценные бумаги

3.1.1 Классификация ГЦБ

3.2 Классификация участников рынка ценных бумаг

.3 Акции

.3.1 Виды акций

.4 Акционерное общество

. Решение задач

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ


Данная контрольная работа включает в себя три теоретических раздела и один практический. Вариант контрольной работы 17. Номер практического задания 17.

В первом разделе контрольной работы говорится о государственном экономическом планировании в развитых странах.

Опыт государственного экономического планирования в развитых странах является для нашего государства примером. Правительство РК должно изучить опыт зарубежного планирования и попытаться управлять экономикой нашей страны также успешно, как и зарубежные страны, конечно минуя уже совершенные ошибки.

Во втором разделе контрольной работы говорится о регулирование агропромышленного комплекса.

В особенности уделяется внимание вопросам развития АПК РК, перспективам и тенденциям агропромышленного регулирования.

В третьем разделе контрольной работы говорится о методах оценки эффективности управления государственными пакетами акции (с позиции собственника, управляющего и правительства).

В этом разделе говорится об истории развития рынка государственных ценных бумаг, дается классификация ценных бумаг, виды ценных бумаг. Особое внимание уделяется акционерным обществам и акциям.

В четвертом разделе приводится решение практического задания.

1. ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ


.1 Государственное экономическое планирование в развитых странах


Изучение опыта государственного вмешательства в социально-экономические процессы позволяет сделать вывод о том, что во многих передовых странах мира в качестве основных его инструментов рассматривались прогнозирование, перспективное планирование и разработка программ по народнохозяйственным целям и приоритетам. Это объективно вызвано тем, что постепенное усложнение внутренних и внешних факторов для достижения научно-обоснованных экономических целей государства постоянно требует знания исторических перспектив. Без такого познания, как подчеркивает крупный американский экономист П. Самуэльсон, "хрупким экономическим системам, не обладающим гибкостью и способностью эволюционным путем приспособиться ко все возрастающим трудностям и социальным переменам, грозит величайшая опасность угасания, какими бы прочными они не оказались в данный момент, ибо наука и техника непрерывно изменяют естественный ход экономической жизни". Иначе говоря, "хрупкой экономической системе", каковой сейчас является и наша, эволюционный путь приспособления "ко все возрастающим трудностям" обусловлен непрерывным научно-техническим прогрессом.


1.2 Методы прогнозирования и планирования в развитых странах


За годы великой депрессии (конец 20-х - начало 30-х годов) ведущие капиталистические державы убедились в том, что расчет на полную рыночную саморегуляцию во многом ошибочен и своевременное решение возрастающих трудностей возможно при активном вмешательстве государства в социально-экономические процессы. Признание такого факта исходило из официальных позиций государственных органов, отвечающих за обеспечение экономической стабильности в стране. Так, Экономический совет при Президенте США созданный в соответствии с "Законом о занятости" (1946 г.), был призван осуществлять государственно-монополистическое регулирование экономики с учетом целевой установки данного закона - максимально поддерживать производство, занятость и покупательскую способность населения, в конце 60-х годов в обязанности указанного Совета были внесены определение национальных приоритетов в экономике, разработка методов долгосрочного прогнозирования и программирования экономического развития.

Характерной особенностью начального периода программирования в развитых капиталистических странах был принцип межотраслевого подхода к управлению экономикой. Во Франции, Швеции, Японии, ФРГ и др. странах разработанные межотраслевые программы охватывали все решающие отрасли экономики и играли важную и базовую роль и прогнозировании ее роста в целом. В США к началу 60-х годов таких программ было более 1200, среди которых важнейшее место отводилось программам экономии энергии, космических исследовании, регионального развития и др. Но ход осуществления этих программ свидетельствовал о том, что требуется усиление деятельности государства по межведомственной координации. Поэтому боле 20 лет тому назад в США были созданы территориальные филиалы центральных органов управления экономикой, где соответствующие Региональные комиссии решали вес организационные вопросы, связанные с осуществлением разработанных программ. Думается, что этот опыт был бы весьма полезен и наших условиях, поскольку эйфория по поводу быстрого перехода к рыночной системе отодвинула на задний план эффективность комплексного подхода к решению узловых народнохозяйственных проблем.

Во Франции, Японии, Турции и ряде других стран научно- методологические и организационные вопросы текущего и среднесрочного планирования решают специальные государственные органы. Во Франции эту функцию выполняет Генеральный Комиссариат по планированию, в Японии - Управление экономического планирования и Департаменты по комплексному развитию территории и т.д. Не случайно сделан вывод о том, что "сильной стороной японского экономического планирования и всей системы управления является выработка долгосрочных целей развития экономики и соответствующей структурной политики в сфере капиталовложения, а также территориального размещения производства.

В Турции среднесрочное планирование началось с разработки первого пятилетнего плана на 1963-1967 гг., и с тех пор осуществляется систематически с учетом задач планируемого периода. Так, в шестом пятилетнем плане (1988-1992 гг.) учитывалось довольно развитое состояние рыночной системы, что позволило сосредоточить внимание на научном обосновании макроэкономических показателей народного хозяйства. Опыт Турции в рассматриваемом контексте достоин детального изучения прежде всего из-за того, что в среднесрочных планах находит отражение весьма удачный симбиоз показателей с условиями развития рыночных отношений. Такой симбиоз все больше становится характерным для государственного регулирования и планирования экономики Франции, Италии, Англии и др.

Несколько иначе обстоит дело с регулированием экономики Германии, где больше внимания уделяется защите конкуренции условиям функционирования рынка, усилению антимонопольной деятельности государства и его контролирующей функции (запрещению слияния господствующих на рынке предприятий, расширению социальной функции разрабатываемых планов и программ и т.д.

В центре внимания регулирующих органов рассматриваемых в этой работе стран находятся и вопросы горизонтального подхода к обеспечению эффективного развития экономики, т.е. тотального и комплексного развития регионов. Так, например, во Франции на основе проведенных в 1982 году реформ были четко разграничены функции трех уровней (коммуны, департаменты и регионы) иерархии управления территориально-хозяйственной системой. А кантоны и районы, которые входят в состав департаментов, не имеют юридической и организационной самостоятельности при решении вопросов саморазвития. При разграничении этих функций было признано целесообразным передать в компетенцию местных органов управления решение вопросов планирования социально-экономического развития соответствующих регионов и выбора механизмов стимулирования выполнения плановых показателей. При этом планы носят комплексный характер, включая разделы по социальной сфере и природоохранным мероприятиям.

Проблемам территориальной организации народного хозяйства и ее оптимальному сочетанию с отраслевой экономикой посвящены многие правительственные решения Швеции, Англии, Германии, Южной Кореи, Японии и ряда других стран с развитой рыночной системой. В этих решениях долговременного характера основная идея сводятся к тому, чтобы при известной свободе местных органов власти в осуществлении "своей" социально-экономической политики цементирующей базой всегда оставались интересы достижения общегосударственных и макроэкономических целей.

Обобщая имеющийся опыт планирования в различных странах, американский специалист по маркетингу Мелвилл Бранч выделяет ряд его основных выгод с позиции совершенствования маркетинговой службы. В частности, планирование:

1. поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно;

2. ведет к более четкой координации усилий, предпринимаемых государством и хозяйствующими субъектами;

3. ведет к установлению показателей деятельности для последующего контроля их выполнения;

4. заставляет четко определить задачи и политические установки;

5. делает более подготовленным к внезапным переменам;

. наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.

Из вышеперечисленных выгод планирования (не только на уровне первичных звеньев народного хозяйства) наиболее актуальными для нас были бы первый, второй и шестой пункт, поскольку сегодня основным недостатком наших плановых разработок является отсутствие ориентации на использование именно этих выгод плановой работы.


1.3 Налогообложение - метод государственного регулирования

экономики


Опыт рассматриваемых стран свидетельствует также о том, что в арсенале мощных рычагов государственного регулирования экономики достойное место занимает механизм использования финансово-бюджетных ресурсов и взимания налогов. Суть практики эффективного использования этого механизма довольно хорошо изучены и достаточно освещены. На их основе можно было бы сделать ряд основных выводов.

Во-первых, через финансирование за счет бюджетных средств (субсидии, дотации, субвенции, планирование бюджетных расходов) осуществляется политика решения проблем народнохозяйственных приоритетов и ускоренного развития наукоемких отраслей. Так, в Италии, Норвегии, Дании, Швеции, Бельгии и в ряде других стран доля национального дохода распределяемая через государственный бюджет, составляет более 50%, а во Франции, Австрии и ФРГ - около 50%, Этот показатель по США и Японии находится на уровни 30%.

Во-вторых, в осуществлении структурно-инвестиционной политики важная роль относится к механизму налогообложения позволяющему повысить заинтересованность хозяйствующих субъектов в ускоренном развитии обрабатывающих отраслей промышленности и производств, обеспечивающих выпуск импортозаменяющих и конкурентоспособных видов продукции.

В-третьих, государство не должно допускать, как уже отмечалось ранее, сокращения расходов на развитие социальной сферы и науки, ибо государство в дальнейшем будет вынуждено действовать по народному изречению: "скупой платит дважды". Только в данном случае вторая плата будет неизмеримо большей, чем абсолютный размер первой. Весь опыт социально-хозяйственного развития Японии (да и не только Японии) за последние десятилетия убеждает в правомерности того, что "наука и образование выступают как главный структурный фактор интенсивной модели экономического роста". В Казахстане такого подхода к этой сфере пока нет, и финансирование ее продолжается по-старому, т. е. остаточному принципу, хотя Президент республики еще в начале 1994 г. на сессии общего собрания Национальной академии наук подчеркнул, что "совершенно выпали из поля зрения ключевые вопросы интеллектуального обеспечения производства, развития производительных сил, интеграции науки".


1.4 Денежно-кредитный механизм - как метод государственного регулирования экономики


Практика хозяйственной жизни передовых, промышленно развитых стран мира показывает, что составной частью и весьма гибким инструментарием "интенсивной модели экономического роста" является денежно-кредитный механизм регулирования экономики.

«Основополагающей целью кредитно-денежной политики, - подчеркивают знатоки рыночной экономики, крупные специалисты США К.Р. Макконнелл и С.П. Брю, - является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции». Отсюда ясно видно, что имеется тесная взаимосвязь между такой политикой и осуществлением стимулирующей (при наличии безработицы) и сдерживающей (при наличии инфляции) фискальной политик. Также ясно, что кредитно-денежный механизм государственного регулирования окажет вышеуказанную "помощь" только в том случае, если его использование будет ориентировано на производство материальных благ, а не на обращение готовой продукции (т.е. не на обогащение коммерчески - спекулятивных структур). При рассмотрении данного механизма весьма важно четко представлять и разницу в организации государственных кредитов и кредитов, предоставляемых банками.


1.5 Государственное регулирование в АПК


Опыт показывает, что состав механизмов которыми пользуются отдельные государства для осуществлен ценового регулирования экономики, весьма разнообразен и набор во многом зависит от реального соотношения форм ее собственности, отраслей; от поставленных кратко- и долгосрочных хозяйственных и социальных целей; от степени налаженности международных экономических связей и т.д. Так, например (большой "демократичностью" и гибкостью отличается введенная более 60 лет тому назад американская система ценообразования на сельскохозяйственную продукцию. Суть ее состоит в укреплении уверенности фермера в завтрашнем дне, что позволяет ему заранее определить возможные результаты хозяйствования). Речь идет о так называемых залоговых ценах, гарантирующих фермеру минимальный уровень доходов в случае наличия нежелательных тенденций изменения цен на рынке. Такая же гарантия обеспечивается и в случае, когда фермеры вступают в договорные отношения с товарно-кредитными корпорация. Последние, принимая от фермеров продукцию по залоговым ценам, обеспечивают их кредитами на соответствующую (продукция, умноженная на цепы) сумму. Представляется, что такая система в какой-то мере была бы приемлема и в условиях Казахстана. С этой точки зрения был бы полезен опыт США использованию целевых цен, гарантирующих нижний уровень доходов фермеров.

По сравнению с США деятельность правительства Австрии, Италии, Франции, Южной Кореи, Японии и др. стран по регулированию уровня цен носит более жесткий характер и осуществляется специальными органами управления экономикой, Франции, например, государственная деятельность по регулированию цен осуществляется через Совет по конкуренции и охватывает примерно одну пятую часть складывающихся в народном хозяйстве цен. Такая деятельность в Австрии осуществляется на основе специального закона о ценах, предусматривающего усиление регулирующей роли государства и в случае назревания Кризисных ситуаций в сфере экономики. В этой же стране первоначальный процесс, либерализации цен, берущий свое начало с послевоенных времен (1946-1947 гг.), продолжался в течение трех-четырех десятилетий. Однако все еще остается достаточно широкой сфера деятельности правительства и министерства экономики в области регулирования уровня цен на товары, произведенные в стране, и импортные товары. Если речь идет о первой группе товаров, то при регулировании их цен главным образом учитывается факт снижения цен на материально-сырьевые ресурсы, используемые для их производства; а если речь идет о второй группе товаров, то учитывается факт снижения (отмены) таможенных пошлин на ввозимую в страну продукцию сельскохозяйственного производства. Опыт показывает, чти такое усиление контрольной функции государства весьма оправдано, особенно в условиях выхода из экономического кризиса. В наших условиях был бы весьма полезен положительный опыт деятельности французского правительства по поддержке малого и среднего бизнеса через механизм льготного кредитования, налогообложения и предоставления определенных прав при ценообразовании.

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЕННОГО КОМПЛЕКСА


2.1 Развитие агропромышленного комплекса Республики Казахстан


Агропромышленный комплекс Республики Казахстан в процессе своего развития, как и другие отрасли, не избежал экономического кризиса. Кризис сельского хозяйства в Казахстане начался в восьмидесятых годах, в АПК Советского Союза. Именно это время определяется как период структурного кризиса АПК, который привел к полной стагнации сельскохозяйственного производства и увеличил зависимость СССР от импорта продовольствия, в основном зернового.

Снижение плодородия из-за безграмотного использования пахотных земель уже в 70-е годы привело к заболачиванию и опустыниванию ряда территорий. Аральское море может быть примером нерационального использования водных ресурсов.

Зона рискованного земледелия, в которой находится республика, требует значительных вложений в аграрный сектор.

Отсталая социальная инфраструктура, постоянный отток молодого, наиболее образованного и трудоспособного населения, низкая техническая вооруженность труда превратили аграрный сектор в малопривлекательный сектор экономики.

С момента обретения независимости Казахстан, как и другие постсоветские государства, приступил к модернизации экономики и реформированию всех секторов народного хозяйства. Это время стало периодом становления нового этапа в развитии сельского хозяйства, характеризующегося развитием новых форм собственности и бизнес-формирований в АПК.

В ходе осуществления аграрной реформы была создана новая структура, основанная на многообразии форм собственности. Большая часть сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий была преобразована в новые организационные формы: акционерные общества и товарищества, производственные кооперативы, фермерские (крестьянские) хозяйства, государственные предприятия, которые являются основными производителями сельскохозяйственной продукции.

Однако любые кардинальные преобразования, не проходя для экономики государства безболезненно. Нарушение многолетних межрегиональных и межотраслевых хозяйственных связей повлекло за собой кризис в сельском хозяйстве. Причиной спада производства сельскохозяйственной продукции явилась скорая, неподготовленная и непродуманная приватизация, не учитывающая территориальной и отраслевой специфики сельского хозяйства.

Анализ реформ в сельскохозяйственной отрасли показывает, что формирование и развитие многоукладной экономики осуществлялось в несколько этапов и сейчас данная отрасль находится на стадии перехода от этапа стабилизации к этапу роста.

Можно выделить следующие основные этапы реформирования сельского хозяйства:

Первый - этап становления (с 1990 по 1994 гг.);

Второй - этап «скачкообразного развития» (с 1995 по I999гг.);

Третий - этап стабилизации (с 2000 по 2001 гг.);

Четвертый - этап роста (с 2002 г.).


2.2 Особенности аграрного сектора экономики


Поддержка сельскохозяйственной отрасли и, в частности продовольственного рынка, является одной из важнейших задач государства. Во всех развитых странах сельское хозяйство в значительной степени поддерживается государством. Эта отрасль народного хозяйства в наименьшей степени приспособлена к рынку и конкуренции.

Сельское хозяйство отличается от большинства отраслей народного хозяйства специфическими условиями производства: земля - основное средство производства; работа имеет сезонный характер; процесс труда связан с живыми организмами; рабочий период не совпадает с периодом производства; существует достаточно большой лаг (разрыв) во времени между осуществлением инвестиций и получением эффекта; неэластичен спрос на продукцию в зависимости от цен на нее; высокая капиталоемкость и энергоемкость; низкая прибыльность и, наконец, жесткая зависимость от природно-климатических условий.

В развитых странах, аграрный сектор работает не по рыночным законам, а регулируется государством, которое выделяет ему существенные прямые и косвенные дотации в виде налоговой поддержки, проводит протекционистскую политику и использует разнообразные специфические рычаги.

В условиях трансформационных процессов, связанных с переходом к рыночным отношениям, наиболее негативные изменения произошли в аграрном секторе.

С одной стороны, государство в переходный период не имело достаточных ресурсов для осуществления государственного дотирования отрасли на должном уровне. С другой стороны, проблема заключается еще и в несовершенстве законодательной базы, неэффективности принимаемых законов и программ, в отсутствии системности государственных мер, поспешном и необоснованном ускорении реформ. Отсутствие эффективных программ реформирования аграрного сектора на фоне сокращения бюджетных ассигнований в критических условиях переходного периода привело к ухудшению состояния и стагнации этой важной отрасли.

Регулирование аграрного сектора необходимо рассматривать в связи с развитием аграрно-промышленного комплекса (АПК).

АПК объединяет три функциональные сферы:- фондообразующие отрасли, производящие для сельского хозяйства средства производства и соответствующие услуги.- сельское хозяйство (растениеводство и животноводство).

III- совокупность отраслей и производств, обеспечивающих
заготовку, хранение, переработку сельскохозяйственного сырья и
реализацию конечного продукта АПК. Решение основных вопросов в агропромышленном комплексе связано с выполнением ряда социально-значимых задач. Во-первых, необходимо обеспечить продовольственную безопасность страны. Для Казахстана, продовольственное самообеспечение которого не отвечает нужному уровню, достижение продовольственной независимости является одним из важных направлений обеспечения экономически безопасности в целом.

Во-вторых, для страны, 45% населения которой живет в сельской местности, развитие сельскохозяйственного производства позволит решить проблему безработицы на селе. Высокий уровень занятости, стабильный доход будут способствовать социальной стабильности. При том, что у государства недостаточно ресурсов для того, чтобы взять на себя решение всех социальных проблем села, оно должно создать условия для развития сельскохозяйственного производства.

В-третьих, следует учитывать значительный мультипликативный эффект для всей экономики в результате развития сельскохозяйственной отрасли. Сельское хозяйство, и в большей степени производство зерна и мяса, является генератором внутреннего спроса. Степень взаимосвязи сельского хозяйства с другими отраслями очень высока. Анализ хода реализации «Новой промышленной политики» показал, что спад и неплатежеспособность сельского хозяйства сдерживают стабилизацию отраслей промышленности (машиностроения, химической, легкой, пищевой, комбикормовой) и переход к устойчивому росту. Без развития сельского хозяйства подъем сопряженных с ним отраслей вряд ли возможен. Следовательно, государственная поддержка отрасли важна для поступательного экономического развития страны в целом.

В-четвертых, Казахстан имеет все необходимые природные ресурсы для развития сельского хозяйства и продвижения отечественной продукции на внешние рынки. В перспективе отрасль может стать реальным и значительным источником твердой валюты. Для этого государство должно обеспечить все условия для повышения конкурентоспособности продукции, решения проблемы транспортных коммуникаций как внутри республики, так и на внешних рынках.


2.3 Перспективы и тенденции агропромышленного регулирования


Рыночному хозяйству аграрного сектора в основном присущи принципы госрегулирования, которые сложились в других секторах: государственный протекционизм, предусматривающий субсидирование расширенного воспроизводства; налоговое и кредитное регулирование.

Государственное регулирование агропромышленного производства должно осуществляться по следующим направлениям:

. стимулирование продовольственной безопасности государства;

. финансирование, кредитование, страхование и налогообложение; установление научно-обоснованных эквивалентных отношений между сельским хозяйством и промышленностью; создание условий для широкого внедрения достижений НТП, развития сельскохозяйственной науки и социальной сферы на селе;

. защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешне экономической деятельности.

Меры государственной поддержки в республике разделяются на меры общего характера и специальные меры

Меры общего характера - государственное финансирование диагностики, мониторинга и борьбы с опасными болезнями животных и растений; лабораторного и фитосанитарного анализа подкарантинной продукции; сортоиспытания сельскохозяйственных культур; оценки мелиоративного состояния орошаемых земель; хранения зерна государственных резервов; сохранения и развития элитного семеноводства и племенного дела; приобретения минеральных удобрений: создания и развития информационной системы агропромышленного комплекса; проведения прикладных научных исследований.

К общим мерам можно отнести также льготное налогообложение сельхозтоваропроизводителей (патент для юридических лиц и единый земельный налог для крестьянских (фермерских) хозяйств), отсрочки выплат бюджетных долгов.

Специальные меры направлены на поддержку конкретных отраслей и производств. Они, как правило, носят возмездный характер и предназначены для финансово устойчивых хозяйствующих субъектов рынка.

К специальным мерам относятся следующие: закуп зерна в государственные ресурсы; кредитование лизинга сельхозтехники, кредитование местных бюджетов на проведение весенне-полевых и уборочных работ; кредитование системы сельских кредитных товариществ; кредитование государством посредством привлечения внешних займов; тарифная политика при регулировании экспортно-импортного режима.

Меры государственного регулирования, направленные на поддержание равновесия между спросом и предложением, структурные и социальные преобразования на селе, делятся на экономические и административные.

К экономическим методам относят поддержание соответствующего уровня цен и ценовое равновесие, обеспечивающее стимулирование устойчивости предложения и платежеспособного спроса населения на продовольственные и другие товары.

Схема государственного регулирования цен сводится к установлению верхних и нижних пределов колебания цен и условной цены, которую должно поддерживать государство.

Среди мер финансовой поддержке также могут быть дотации и компенсации, льготное кредитование и налогообложение, защита от тотальной интервенции иностранных конкурентов, государственная гарантия кредитов, закупка продовольствия.

Государство может применять нерыночные механизмы корректировки действий ценового механизма - введение прямого планирования объемов производства.

На практике применяется два его варианта:

. ограничение посевов данной культуры и вывод земли из севооборота с соответствующей компенсацией;

. введение прямого квотирования объемов производства и сбыта продукции.

Меры общего характера охватывают ограниченный круг проблем сельского хозяйства. В целом уровень государственной поддержки отрасли является низким. Расходы из республиканского бюджета на поддержку сельского хозяйства в Казахстане составляют 0,7% к ВВП, аналогичный показатель в России равен 1 %, тогда как в странах ЕС - от 25 до 30%. Сумма государственной поддержки из республиканского бюджета в пересчете на одно сельхозформирование в Казахстане составляет 1200 долл., а в США - 45000 долл. Сравнительный анализ показывает, что объем дотаций в расчете на 1 га пашни в Казахстане составляет 7,5 долл., что ниже по сравнению с Канадой более чем в 10 раз (83 долл.), с ЕС - в 115 раз (855 долл.), со Швейцарией - в 570 раз (4214 долл.).

В США дотируется 30% сельхозпродукции, в Германии- 50%, а в Японии - 75%.

В последние годы в государственной политике наметились позитивные тенденции для отрасли. В Послании Президента народу Казахстана «Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2030 год» основной темой стала тема села (аула), развитие сельского хозяйства, а именно - продовольственного рынка. В соответствии с Посланием была принята Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 гг.

В паспорте программы указаны ее цель, задачи и приоритеты.

Цель - обеспечение продовольственной безопасности Казахстана на основе формирования эффективной системы агропромышленного комплекса и производства конкурентоспособной продукции.

Для достижения цели программы предусматривается решение следующих приоритетных задач:

. обеспечение продовольственной безопасности страны;

. формирование эффективной системы агробизнеса;

. увеличение объемов продаж сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки на внутренних и внешних рынках;

. рационализация мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

Специфика функционирования агропромышленного комплекса, обеспечение продовольственной безопасности требуют проведения такой агропродовольственной политики, в которой государственное регулирование и государственная поддержка должны играть большую роль, чем в других отраслях экономики

К концу 2005 г. в аграрнопродовольственном комплексе страны созданы основы производства конкурентоспособной продукции, разработаны механизмы устойчивости системы продовольственной безопасности, сформированы сбалансированные рынки производства и реализации, расширены экспортные возможности.

3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПАКЕТАМИ АКЦИЙ (С ПОЗИЦИИ СОБСТВЕННИКА, УПРАВЛЯЮЩЕГО, ГОСУДАРСТВА)


.1 Государственные ценные бумаги


Государственные ценные бумаги (ГЦБ) - долговые ценные бумаги, выпущенные государством. Государственные ценные бумаги (ГЦБ) являются одним из самых привлекательных секторов финансового рынка, так как вложения средств в них имеют высокий уровень надежности и они обладают высокой ликвидностью. Доход по ГЦБ гарантирован государством и не облагается налогом.

Эмитентами являются Министерство финансов РК или Национальный банк РК.

Формы выпуска ГЦБ - в бездокументарной форме.

ГЦБ могут размещаться различными методами (аукционы, торги, открытая продажа и закрытое распространение и т.д.)

Покупателем ГЦБ могут быть любые юридические и физические лица, в том числе нерезиденты.

Основные виды ГЦБ в Республике Казахстан:

- Краткосрочные ГККО (МЕККАМ <#"center">3.1.1 Классификация ГЦБ

По эмитенту:

правительство РК (Министерство финансов);

национальный Банк РК;

местный исполнительный орган.

По срокам обращения:

Краткосрочные - до 1 года;

Среднесрочные - от 1 года до 10 лет;

Долгосрочные - свыше 10 лет.

По условиям покупки:

По дисконтированной стоимости;

По номинальной стоимости.

По способу получения доходов:

Процентные ГЦБ;

Дисконтные ГЦБ;

Выигрышные ГЦБ;

Комбинированные ГЦБ.

ГЦБ могут приобретаться на первичном или вторичном рынках.
На первичном рынке Инвестор (юридические и физические лица) приобретает ГЦБ непосредственно у Эмитента (Министерство Финансов, Национальный банк Республики Казахстан) путем покупки на аукционе, первичных торгах или подписки при размещении. Вторичный рынок ценных бумаг - это сфера обращения ценных бумаг, куда они попадают после того, как их начинает продавать первый владелец, купивший их у Эмитента. Вторичный рынок делится на организованный (Казахстанская Фондовая биржа, Котировочные системы) и неорганизованный.

Торги идут в режиме реального времени, что позволяет производить денежные расчеты между покупателями и продавцами ценных бумаг в течение одного рабочего дня.

Все операции на рынке ценных бумаг осуществляются через банки или брокерские компании, имеющие государственную лицензию на занятие брокерско-дилерской деятельностью на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов.


3.2 Классификация участников рынка ценных бумаг


Возникновение рынка ценных бумаг связано с практикой торговых и ростовщических операций. Они породили первые ценные бумаги - векселя и коносаменты. Дальнейшее его расширение связано с появлением акционерных обществ и эмиссионной деятельностью государства. Инвестирование капитала в ценные бумаги в широких размерах началось в середине XIX в. К этому времени рынок ценных бумаг уже получил значительное развитие. Определился и круг его участников. Первоначально ими были физические лица, выступавшие в качестве трейдеров-индивидуалов и владельцев банкирских домов, затем и юридические лица. В настоящее время участников рынка ценных бумаг, являющихся одновременно и эмитентами и трейдерами, можно разделить на несколько основных групп.

. Государство, муниципалитеты, крупнейшие национальные и международные компании, имеющие высокий имидж. Поэтому выпуск и реализация ими ценных бумаг обычно не бывают затруднительными: их всегда готовы принять в больших количествах. Эти государственные и муниципальные ценные бумаги не всегда обеспечивают высокие доходы, однако они обладают высокой степенью надежности и поэтому всегда есть слои населения (пенсионеры, одинокие, семьи, потерявшие кормильца и т.д.), которые, не желая рисковать, предпочитают вкладывать свои средства именно в такие бумаги.

. Финансовые институты, совершающие операции с ценными бумагами (коммерческие и инвестиционные банки, страховые общества, пенсионные фонды и др.). Большинство из них объединяют средства различных инвесторов (юридических и физических лиц) и ищут возможности их вложения в доходные ценные бумаги. Они стремятся либо завладеть контрольными пакетами акций, либо, во избежание риска, разместить свои капиталы в различных отраслях экономики.

.Индивидуальные инвесторы - частные лица, в том числе владельцы небольших предприятий венчурного бизнеса.

. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Доступ к необходимой информации облегчают им проводить операции с ценными бумагами. Для получения соответствующей лицензии на право заниматься одним или несколькими видами деятельности, к профессиональным участникам финансового рынка предъявляется ряд требований:

квалификационные, требования, когда в штате юридического лица необходимо наличие специалистов, имеющих квалификационные свидетельства на право заниматься соответствующей деятельностью. Это требование исходит из сложившейся мировой практики. Во всех странах с развитой рыночной экономикой к работе с клиентами на финансовом рынке допускаются лица, имеющие определенный уровень образования и сдавшие специальный экзамен;

требования к организационно-правовой форме, когда любой профессиональный участник рынка ценных бумаг, в соответствии с законодательством, должен быть зарегистрирован в организационно-правовой форме акционерного общества;

финансовые требования - это уровень достаточности собственного капитала профессионального участника. Чистый собственный капитал - это активы предприятия минус его обязательства. Уставный капитал - это средства, привлекаемые юридическим лицом в качестве вкладов для организации дела (посредством участия учредителей или акционеров). Уполномоченный орган устанавливает уровень достаточности не уставного капитала, а собственного.

Инвестор, доверяющий свои денежные средства профессиональному участнику, знает, что его активы должны быть защищены от всевозможных рисков. Инвестора не должны волновать никакие проблемы профессионального участника. Поэтому у последнего должен быть достаточный собственный капитал, используя который он сможет рассчитаться с инвестором, а затем уже решать свои проблемы с неисполнительными контрагентами, банком и др.

К профессиональным участникам рынка ценных бумаг относят:

. Торговые площадки:

биржевые. На сегодня у нас действует лишь Казахстанская фондовая биржа (KASE), начавшая свое существование с 1997 г.;

внебиржевые.

. Торговые агенты:

брокеры - это посредники, осуществляющие операции за счет и от имени клиента;

дилеры - это посредники, проводящие операции за свой счет и от своего имени в Казахстане выдается общая лицензия на занятие брокерско-дилерской деятельностью, когда эти посредники самостоятельно могут определять для себя за чей счет и от чьего имени будет совершаться данная сделка. Кроме того, необходимо отметить, что в мировой практике брокерами и дилерами могут быть как юридические, так и физические лица, в то время как в нашей республике деятельность брокеров-дилеров выполняют только юридические лица.

. Организации, входящие в инфраструктуру фондового рынка, к которым относятся:

) депозитарий - профессиональный участник финансового рынка, осуществляющий функции клиринга, номинального держателя, платежного агента и др. В Казахстане существует акционерное общество «Центральный депозитарий ценных бумаг», созданное решением учредительного собрания от 16 мая 1997 г. и зарегистрированное как юридическое лицо Управлением юстиции г. Алматы за №12301-1910-АО от 18 июля 1997 г. Перерегистрация общества была произведена 28 октября 1999 г. и 9 апреля 2002 г. в соответствии с действующим Законом РК «Об акционерных обществах». Центральный депозитарий является некоммерческой организацией и выполняет следующие основные функции:

осуществление номинального держания;

регистрация сделок и учет прав по эмиссионным ценным бумагам и др. финансовым инструментам;

функции платежного агента по сделкам с финансовыми инструментами, находящимся в номинальном держании и по выплате доходов по ним;

клиринг по сделкам с финансовыми инструментами;

консультационные, информационные и другие виды услуг, не противоречащие законодательству РК;

) регистраторы. Каждое акционерное общество, образованное в соответствии с законодательством РК, должно не позднее одного месяца с момента государственной регистрации эмиссии ЦБ обеспечить ведение и хранение реестра держателей ЦБ.

В целях защиты имущественных прав и интересов собственников ЦБ-профессиональные участники РЦБ (регистраторы и номинальные держатели), осуществляющие регистрацию сделок с ЦБ, а также АО, самостоятельно ведущие реестр держателей ценных бумаг обязаны закреплять факты исполнения сделок, связанных с переходом прав на ЦБ от одного лица к другому.

Номинальные держатели выполняют функции по регистрации сделок с ценными бумагами клиентов и фактов их обременения, подтверждают их права на обладание, обеспечивают наличие ЦБ клиентов и возможности сделок с ними, выполняют функции платежного агента, обеспечивают клиентов информацией по переданным в номинальное держание ЦБ, а также иные функции в соответствии с договором на номинальное держание. Деятельность номинального держателя осуществляется на основании лицензии, выдаваемой Агентством РК по регулированию и надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями.

По требованию регистратора для осуществления собственниками прав, связанных с ЦБ, номинальный держатель обязан предоставить список зарегистрированных держателей ЦБ на определенную дату. В него не включаются те держатели ЦБ, которые не предоставили номинальному держателю права на раскрытие указанной информации.

Функциональные обязательства регистратора заключаются в следующем:

регистрация прав собственности посредством ведения реестра держателей ЦБ и оформления письменных или электронных документов, подтверждающих указанную регистрацию;

ведение и хранение реестра держателей ЦБ;

подтверждение прав держателей ЦБ посредством предоставления выписок из реестра;

регистрация фактов изменения прав собственности на ЦБ путем изменения соответствующей записи в реестре;

регистрация права голоса и фактов обременения прав собственности на ЦБ;

контроль за объемом эмитированных ЦБ и его соответствием зарегистрированному объему;

хранение, выдача и погашение сертификатов ЦБ, выпущенных в документарной форме;

осуществление регистрации корпоративных действий;

регистратор вправе оказывать эмитентам консультационные .услуги в подготовке общего собрания, а также по расчету дивидендов.

Регистратор не может делегировать свои полномочия по ведению реестра или их часть иным лицам за исключением случаев, установленных законодательством. Регистратор не вправе приобретать на правах собственности ЦБ эмитентов, ведение реестров которых он осуществляет;

) клиринговые организации - профессиональные участники финансового рынка, проводящие взаимозачет взаимных требований и обязательств сторон, участвующих в совершении сделок с финансовыми инструментами;

) кастодианы - профессиональные участники финансового рынка, выполняющие учет и хранение финансовых инструментов и денег клиентов и подтверждающие права по ним с принятием на себя обязательств по их сохранности. В РК кастодианами могут быть только банки, обладающие лицензией на кастодиальную деятельность и сейфовые операции;

) управляющие портфелем ценных бумаг - профессиональные участники финансового рынка, осуществляющие от своего имени в интересах и за счет клиента деятельность по управлению объектами гражданских прав. Основные их функции:

инвестирование денег в финансовые инструменты;

ведение учета совершаемых сделок с финансовыми инструментами;

осуществление прав пользования и распоряжения вверенных им финансовых инструментов и др.

Исключительными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, несовместимыми ни с какими другими видами, являются:

ведение реестров держателей ценных бумаг;

депозитарная деятельность - может совмещаться только с клиринговой деятельностью;

управление портфелем ценных бумаг инвестиционного фонда;

фондовые биржи;

котировочные системы внебиржевого рынка.


3.3 Акции

прогнозирование планирование агропромышленный акция

Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества. Дает ее владельцу право на присвоение части прибыли в форме дивиденда.

3.3.1 Виды акций

Различают обыкновенные и привилегированные акции. Как и обыкновенные акции, привилегированные акции представляют собой ценную бумагу, указывающую на долю участия ее держателя в корпорации.

От обыкновенных акций их отличает следующее:

дивиденды на привилегированные акции, как правило, устанавливаются по фиксированной ставке;

- они выпускаются с указанием номинала и размера дивиденда в процентах или в долларах на акцию;

- дивиденды по привилегированным акциям выплачивается до выплат по обыкновенным акциям и не зависит от прибыли корпорации;

- держатели привилегированных акций имеют преимущественное право на определенную долю активов корпорации при ее ликвидации;

как правило, держатели привилегированных акций не имеют преимущественных прав на покупку акций нового выпуска и права голоса.


3.4 Акционерное общество


Акционерное общество - образуются путем объединения на паевой основе средств участников (акционеров) и относится к компаниям с ограниченной ответственностью. Акционеры отвечают по своим обязательствам только собственным капиталом, внесенным в акционерное общество. Товарищество ограничивает развитие дела, поскольку есть возможность изъятия пай в той форме, в какой он был внесен. Скажем, один из участников товарищества представил в качестве своего пая помещение, в котором идет производство. Изъятие им помещения будет означать прекращение самого производства. Капитал акционерного общества образуется в денежной форме и разбивается на равные по своей номинальной величине и неделимые паи. Последние представлены в виде ценных бумаг - акций. Если пай изымается из акционерного общества, то осуществляется это в денежной форме. Выход из общества какого-то участника не приводит к остановке производства. Уменьшается лишь денежный капитал общества, восполнить который легче, чем имущество. Различают два вида акционерных обществ:

закрытые акционерные общества. Они представляют свой капитал в виде акций;

открытые акционерные общества. Они отличаются свободной продажей акций их владельцам. Число акционеров в этих обстоятельствах бывает очень большим;

4. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ


Задача 17.

Исходные данные:

Предположим, что экономика состоит из двух секторов (отраслей) и имеется следующая информация о коэффициентах прямых затрат (размерность матрицы 2х2) и размерах валового выпуска по каждому сектору (каждой из двух отраслей). Информация приводится в балансовой таблице (таблица 11): по первой строке - коэффициенты прямых затрат продукции 1-й на производство единицы продукции 1-й (а11) и 2-й (а12) и валовой выпуск продукции 1-й (х1); по второй строке --коэффициенты прямых затрат продукции 2-й на производство единицы продукции 1-й (а21) и 2-й (а22) и валовой выпуск продукции 2-й (х2).


Таблица 11 - Исходные данные

Коэффициенты прямых затрат (аij)Валовой выпуск (хi11 = 0,2а12 = 0,5х1 = 170а21= 0,3а22 = 0,6х2 = 4 (х1121)

Определите: валовой внутренний продукт по экономике в целом

1 + у2) и соотношение валового выпуска и ВВП и промежуточного потребления.


Решение:

1.Строим систему:


а11*х1+а12*х2+у1=х1у1=х1-а11*х1-а12*х2

а21*х1+а22*х2+у2=х2у2=х2-а21*х1-а22*х2

2. Находи х2:


х2=4*(а11*х1+а21*х1+у1)

х2=4*(0,2*170+0,3*170)=340


. Находим у1 и у2:


у1=170-0,2*170-0,5*340=-34

у2=340-0,3*170-0,6*340=85


. Находим ВВП:


ВВП= у1+ у2

ВВП=-34+85=51


. Находим валовый выпуск:


ВВ= х1+х2

ВВ=170+340=510


. Находим соотношение валового выпуска и ВВП:


ВВП/ВВ*100%

/510*100%=10


. Находим промежуточное потребление:


ПП=ВВ-ВВП

ПП=510-51=459

8. Находим соотношение валового выпуска и промежуточного потребления:


ВВ/ПП=510/459=1,11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Прежде всего хотелось бы сказать следующие, что при изучении и научном обобщении практики государственного регулирования в других странах я не ставила задачи ее неизменного переложения на наши условия социально-экономического развития. Это невозможно из-за следующих причин объективного характера:

1. республика отличается от других стран геополитическими природно-экономическими, социально-демографическими этно-культурными и др. особенностями;

2. в условиях Казахстана мы имеем дело с процессами создания национальной экономики и перехода от директивно-плановой модели хозяйствования к рыночной, чему очень трудно найти аналогию в мировой экономической истории;

3. радикальные изменения в системе управления и хозяйствования во многом происходят без должного обоснования и носят "революционный" характер, тогда как меры по государственному регулированию в странах с рыночной экономикой являются продуктом их эволюционного развития.

За последние несколько лет в АПК РК произошли значительные изменения, прежде всего сельское население ранее покидавшее сельскую местность стало возвращаться назад, это, прежде всего, связано с правильной политикой государства.

Также продукция АПК стала выходить на мировой рынок, а это большой шаг в развитие АПК Казахстана. Выпуск государственных ценных бумаг - важный источник привлечения средств для мобилизации дополнительного капитала для уже существующих предприятий, а также пополнения государственного и местного бюджета. Это своеобразный канал финансирования.

Следует отметить, что введение различного вида государственных ценных бумаг в финансово-денежный оборот позволяет без увеличения общей денежной массы повысить мобильность финансовых ресурсов, сосредоточить их на более важных участках производства, обращения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Искаков У.М. «Финансовые рынки и посредники». Алматы. 2005.

2.Литвиненко Л.Т. «Рынок государственных ценных бумаг». М., 1998.

3.Мамыров Н.К., Ихданов Ж. «Государственное управление экономики в условиях Казахстана». Алматы, 1998.

4.Торегожина М.Б. «Государственное управление экономики». Алматы, 2007.

.Литература из Интернета.


Теги: Экономическое планирование отраслей хозяйства в развитых странах и Казахстане  Контрольная работа  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 31026
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономическое планирование отраслей хозяйства в развитых странах и Казахстане
Назад