Международные финансовые и кредитные институты: направления деятельности и их развитие


Международные финансовые и кредитные институты: направления деятельности и их развитие


Курсовая работа


СОДЕРЖАНИЕ


Условные обозначения

Введение

1. Международные кредитно-финансовые институты: теоретические вопросы формирования и развития

.1 Сущность, характеристика и функции международных кредитно-финансовых институтов

.2 Проблемы формирования международных кредитно-финансо-вых институтов

.3 Правовое обеспечение деятельности международных кредитно-финансовых институтов

Состояние развития международных кредитно-финансовых институтов

2.1 Международный Валютный Фонд

.2 Группа Всемирного Банка

.3 Банк Международных Расчетов

3 Направления деятельности международных кредитно-финансовых институтов

3.1 Деятельность Международного Валютного Фонда

.2 Деятельность группы Всемирного Банка

.3 Деятельность Банка Международных Расчетов

Заключение

Список использованных источников

Приложения


УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ


БМР - Банк Международных Расчетов;

ВБ - Всемирный Банк;

МАГИ - Международное агентство по гарантиям и инвестициям;

МАР - Международная ассоциация развития;

МБРР - Международный банк реконструкции и развития;

МВФ - Международный Валютный Фонд;

МФК - Международная финансовая корпорация;

МФКИ - международные кредитно-финансовые институты;

МЦУИС - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров;

СДР (Special Drawing Rights, SDR) - специальные права заимствования.


ВВЕДЕНИЕ


Международные кредитно-финансовые институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.

Возникновение международных финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.

Международные валютно-финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики.

Этими задачами могут быть:

-операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;

-межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;

-инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты);

-инвестиционная деятельность/кредитование в области внутренних проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.);

-благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.

В качестве примеров международных финансовых организаций можно назвать Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Европейский инвестиционный банк, Международный Валютный Фонд, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация.

Эффективность деятельности этих организаций в значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами и правительственными организациями стран-участниц. Так инвестиционная деятельность валютно-финансовых организаций зачастую предполагает тесное сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами, осуществляющих страхование и управление рисками по крупным международным проектам.

Объектом исследования данной курсовой являются международные кредитно-финансовые институты.

Предметом исследования являются кредитно-финансовая деятельность МФКИ.

Цель курсовой работы - описание развития международных финансово-кредитных институтов, а также анализ их деятельности и влияние на международную экономику в целом.

Задачи курсовой работы:

-выявить основные черты, особенности формирования и развития МФКИ;

-рассмотреть направления деятельности МФКИ;

-определить принципы формирования МФКИ и возникающие с этим проблемы;

-оценить значение МФКИ для развития глобальной экономики.

Данная курсовая работа пишется на основе печатных и источников информации глобальной сети INTERNET. Это все источники как теоретического, так и аналитического, а также статистического характера.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы формирования и развития МФКИ. Во второй главе - описание основных МФКИ, их состояние развития и международное значение на сегодняшний день. В третьей главе изложены направления деятельности МФКИ. В заключении дается анализ результатов деятельности МФКИ, их значение в развитии международной экономики.


1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ


1.1 Сущность, характеристика и функции международных кредитно-финансовых институтов


Международные финансово-кредитные институты представляют собой международные организации, создаваемые на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.

Возникновение международных финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Международные финансовые организации занимают существенное место в развитии финансовых отношений, т.к. это обусловлено следующими причинами:

1.Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ), выходящих за национальные границы.

2.Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

.Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные кредитно-финансовые институты преследуют следующие цели:

-объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

-осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

-совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Классификация международных организаций может проводиться по различным признакам и критериям, и главными из них являются интересы государств.

В соответствии со своими целями международные кредитно-финансовые институты выполняют следующие функции:

а)предоставление кредитных механизмов;

б)финансирование проектов;

в)оказание финансовой помощи отдельным странам для стабилизации их платежного баланса;

г)благотворительность;

д)проведение форумов для совместного обсуждения различных проблем и путей их решения;

е)исследование мировой экономики и механизмов ее функционирования;

ж)публикация материалов статистического характера.

К институтам глобального типа относится ООН с ее структурой подразделений. Задачами ее в области финансов являются: разрешение споров в соответствии с принципами справедливости и международного права, которые могли бы привести к нарушению мира; обеспечение единого управления экономическим развитием стран.

Ряд организаций ООН носят самостоятельный специализированный характер: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций. Отдельно стоит Банк международных расчетов (БМР), основанный в 1930 году.

Другие институты имеют региональный характер: Лига арабских государств, Европейский союз и т.д [1, с. 383].

Таким образом, можно сказать, что международные институты разделяются на глобальные (МВФ, МБРР), которые функционируют на уровне мировой экономики, и региональные (ЕС), ведущие деятельность на определенной территории и с присущими ей экономическими условиями и особенностями.


1.2 Проблемы формирования международных кредитно-финансовых институтов


Формирование современных МФКИ связано с интенсивной глобализацией во всех сферах деятельности, в частности в сфере кредитно-финансовых отношений. Несомненно, кредитно-финансовая глобализация имеет позитивные последствия. К ним, несомненно, относится снижение недостатка финансовых ресурсов в разных регионах мира. Кроме того, глобализация усиливает конкуренцию на национальных кредитно-финансовых рынках, что сопровождается как снижением стоимости финансовых услуг.

Повсеместное присутствие международных финансовых институтов означает усиление давления на правительства отдельных стран, содействуя сокращению вмешательства государства в деятельность на внутреннем рынке и либерализации международных финансовых отношений.

Следующий аспект финансовой глобализации связан с международной финансовой интеграцией, т.е. с устранением барьеров между внутренним и мировым финансовым рынком с развитием множественных связей между ними. финансовый капитал может без ограничений перемещаться с внутреннего на мировой финансовый рынок, и наоборот. При этом финансовые институты основывают филиалы в ведущих финансовых центрах для выполнения функций заимствования, кредитования, инвестирования и оказания других финансовых услуг.

Особо активную роль в интеграции мировых финансовых потоков играет такая группа корпораций, как Транснациональные банки (ТНБ), которых в мире насчитывается теперь более 100. Их основными клиентами являются промышленные и торговые ТНК.

Финансовая интеграция приносит в равной степени выгоду и заемщикам, и кредиторам. Однако и заемщики, и кредиторы подвержены риску в равной степени, включая рыночный, процентный, валютный и политический риски.

Однако международная финансовая интеграция ставит перед МФКИ и другими участниками рынка новые проблемы.

Во-первых, инвесторам может быть сложно получить надежные данные относительно деятельности на международных рынках капитала. Например, многие финансовые операции, такие, как процентные свопы, относятся к забалансовым статьям и не фиксируются четко по обычным каналам отчетности.

Во-вторых интеграция финансовых рынков привела к упрощению начала процедуры обращения финансового ресурса. Финансовым институтам, особенно тем, чья деятельность оказывает значительное влияние на состояние финансового рынка, трудно своевременно спрогнозировать или обнаружить дестабилизирующие потоки средств для того, чтобы сформировать корректирующую стратегию.

И наконец, рыночная интеграция может усилить уязвимость финансового рынка и усложнить проблему контроля за его деятельностью.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных и финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов», т.е. чем больше страна вносит капитала, тем больше ее вес и влияние на деятельность МФКИ. Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов [3, с. 208].

Как известно, с истока своего существования ООН были созданы специализированные учреждения, призванные обеспечить глобальное управление мировой экономикой. Среди них важнейшими были Международный Валютный Фонд, Всемирный банк (прежнее название - Международный банк реконструкции и развития). Сама по себе идея создания подобных национальных структур управления международными отношениями выглядела заманчиво для всего мира - обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальных экономик на справедливых и всем понятных принципах. В частности, в задачи МВФ как основного наднационального института, обеспечивающего стабильность международной валютный системы, входили: противодействие валютным ограничениям, создание многонациональной системы платежей по валютным операциям и др.

Более чем шестидесятилетний период работы этих международных организаций показал, что время иллюзий прошло, а наднациональные институты стали подвергаться справедливой и жесткой критике [4, с. 48].

МВФ часто критикуют различные учёные и политики. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер действий МВФ и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций.

Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов (более подробную информацию см. в приложении А). Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение Фонда. Сенат США может принять законопроект, запрещающий Международному валютному фонду выполнять определённые действия, например, выделять кредиты странам.

МВФ предоставляет займы с выдвижением ряда требований - свобода передвижения капиталов <#"justify">Анализ развития мировой экономики показывает, что программы Всемирного банка в том виде, как он их формулировал, не обеспечивали устойчивого и справедливого развития экономики. В связи с этим стало нарастать давление на Банк. Неправительственные организации на национальном и международном уровне стали добиваться открытого и демократичного рассмотрения решений, альтернативных политике Всемирного банка [6].

В 2001 <#"justify">Можно сделать вывод, что все выше написанное может привести к тому, что блага финансовой глобализации будут распределяться неравномерно. Наибольшие выгоды получат развитые страны. В результате экономики других стран, прежде всего развивающихся, могут попасть в жесткую зависимость от развитых стран и мировые финансы могут оказаться более неустойчивыми в будущем.

Чтобы решить данную проблему, нужно исходить из интересов всех участников мировой экономики, а не только ее «элиты».


1.3 Правовое обеспечение деятельности международных кредитно-финансовых институтов


Международная организация создаётся в соответствии с международным правом, на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом. В частности, любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последнее время участниками международных организаций становятся также и межправительственные организации.

Правовое регулирование международных экономических отношений осуществляется международным правом посредством присущих данной правовой системе методов. создаются юридически обязательные правил поведения, установления прав и обязанностей государств и других субъектов международного права. Нормы международного права создаются самими субъектами этой системы права путем согласования [10].

Одной из особенностей современных международных организаций, их отличие от государственных военных союзов (имевших место в средние века) является уважение равенства и суверенитета государств-участников. Этот принцип реализуется через договорную основу международных организаций, добровольность и межгосударственный характер членства. Это также находит свое выражение в рекомендательном статусе решений.

В основе правовой природы международных организаций лежит соотношение общих целей и интересов государств, которое отражается в учредительном акте.

Учредительный (или основополагающий) акт - это международный договор, фиксирующий статус, структуру и миссию организации. Он может иметь различные названия: устав, хартия, конституция, статут, конвенция, пакт. Разная терминология применяется и в отношении названия самих организаций. Это может быть федерация, конфедерация, ассоциация, союз, альянс, лига, содружество, сообщество. Различие названий не влияет на статус. Некоторые организации, не обладающие основополагающим актом, по мере развития постепенно кодифицировали рамки своей деятельности и структуру институциональной базы, создав, таким образом, основу для функционирования международной организации.

Основополагающий акт международной организации выражает общие взгляды множества государств, которые желают действовать совместно для достижения определенных целей. В теории международных отношений принято считать, что эти межправительственные соглашения должны связывать как минимум три государства, и поэтому структуры, созданные на основе двусторонних соглашений, как международные организации не рассматриваются.

Устав организации закрепляет ее полномочия, но не всегда может это сделать с достаточной полнотой. Для этого появилась концепция «подразумеваемых полномочий», под которыми понимаются дополнительные полномочия, необходимые для достижения установленных уставом целей организации [9, с. 93].

Правовой основой организации являются «правила организации». В статье 2 Венской конвенции о праве договоров с участием организаций 1986 года говорится, что «они включают учредительные акты организации, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику организации». Учредительные акты являются договорами, но договорами особого рода. В них указывается особый порядок участия и прекращения страны в организации. Стать членом можно только в результате процедуры приема. По решению организации членство может быть приостановлено.

Международные организации не являются субъектами международного права в полном смысле слова, хотя и бывают носителями некоторых международных прав и обязанностей. Обычно это называют вторичной правосубъектностью.

В настоящее время в науке широко признается положение, что государства, создавая организацию, образуют новый субъект международного права и наделяют его определенной право- и дееспособностью, а значит объем правосубъектности организаций значительно ниже государственной, которая носит целевой и функциональный характер.

Международная организация, создаваемая государствами для выполнения конкретных целей и задач, наделяется зафиксированной в учредительном акте компетенцией. С точки зрения международного права, компетенция международной организации - это объект или сфера ее предметной деятельности. В большинстве западных теорий международного права распространено расширительное толкование компетенции международных организаций. Сторонники «имманентной компетенции» (норвежский юрист Ф. Сейдерстед) и «подразумеваемой компетенции» (английский юрист В. Боуэт) исходят из того, что любая международная организация может предпринять действия, необходимые для достижения целей, независимо от конкретных постановлений учредительного акта или других международных соглашений либо в силу имманентных, внутренне присущих международным организациям свойств, либо на основе подразумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации. Обе концепции близки друг другу, так как выводят компетенцию международных организаций из ее целей и задач, что противоречит договорной природе современных международных организаций [11, с.16].

Международные организации обладают договорной правоспособностью. Как устанавливает статья 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года, «правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации»[12].

Такие договоры могут касаться как статуса международной организации (например, договор об открытии представительства), так и исполнения своей миссии. К праву заключать договоры можно отнести право на пассивные миссии - создание постоянных миссий организации в странах-участницах, а также право на активные миссии, которое позволяет международным организациям иметь представительства в странах-участницах или других организациях.

Юридический статус международных организаций имеет двойственный характер. Внутреннее право, осуществляемое на территории договаривающихся государств, позволяет действовать на основе различных контрактов или быть субъектом разбирательств в суде. Юридический статус предусматривается основополагающим актом организации. Статья 104 Устава ООН уточняет: «Организация пользуется на территории каждого из ее членов юридической способностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения своих целей» [13].

Международные организации обладают правом участвовать в дипломатических сношениях. Их представители пользуются в полном объеме дипломатическими привилегиями и иммунитетами, которые гарантированы в Конвенции о привилегиях и иммунитете специальных учреждений от 21 ноября 1947 г.: «Специальные учреждения, в том числе и имущество, пользуются иммунитетом данной юрисдикции, их здания не могут быть объектом посягательства, их имущество не может быть объектом обыска или конфискации или любой другой формы исполнительного принуждения: административного, юридического либо законодательного».

Можно подытожить, что международные организации создаются на основе мировых правовых актов и конвенций. Благодаря этому они выступают как отдельные экономически субъекты, а данные права обеспечивают их самостоятельность от государств, что дает возможность международным институтам в определенной степени проводить свою собственную политику, не завися от отдельных участников международных отношений.

всемирный банк валютный фонд деятельность

2. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНО ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ


.1 Международный Валютный Фонд


Международный Валютный Фонд- специализированное учреждение ООН <#"justify">Цели Международного Валютного Фонда:

.Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.

.Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

.Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.

.Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

.За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

.В соответствии с вышеизложенным - сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений [16, с. 238].

МВФ организован по принципу акционерного общества. Структура органов управления МВФ включает несколько уровней:

) Совет управляющих, Временный комитет, Комитет по развитию;

) Совет директоров-исполнителей (Исполнительный совет);

) директор-распорядитель.

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд. СДР <#"justify">Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов).

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда.

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. - около 2478 человек из 143 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) был Доминик Стросс-Кан (Франция), его первый заместитель - Джон Липски (США). Однако из-за недавних событий, связанных с личной жизнью Стросс-Кана, глава МВФ был вынужден покинуть свой пост. В данный момент еще неизвестно, кто будет новым управляющим. Имеется список потенциальных приемников. Главой МВФ может стать:Кемаль Дервиш (Турция), Кристин Лагард (Франция), Аксель Вебер (Германия), Тревор Мануэль (Южная Африка), Агустин Карстенс (Мексика), Арминио Фрага (Бразилия) и Марк Карни (Канада).

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты <#"justify">1)Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и т. п.

)В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс. Лимит - 30% квоты.

)С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.

)В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной экономики путем радикальных экономических и политических реформ.

Кроме функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ периодически создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные средства из различных внешних официальных источников. К временным специальным фондам относятся:

А) Нефтяной фонд в размере 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974-1976 гг.) предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов.

Б) Доверительный фонд - в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976-1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее развитые страны.

В) Фонд дополнительного кредитования или фонд Виттевеена - по имени директора-распорядителя МВФ; время действия 1979 - 1984 гг. Цель этого фонда - предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда Виттевеена (7,8 млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стран-членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из этого фонда получили 26 стран.

Г) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ; преемник фонда дополнительного кредитования, функционировал в 1981-1992 гг. Цель фонда - предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов непомерно велики по сравнению с размерами их квот [19].

Итак, МВФ является одной из самых ведущих международных кредитно-финансовых организаций благодаря развитой деятельности, капитала и количества участников.


2.2 Группа Всемирного банка


Всемирный Банк-международная финансовая организация <#"justify">ВБ является крупнейшим в мире инвестиционным институтом, имеющим 40 отделений по всему миру. Он осуществляет кредитование экономики развивающихся стран, однако, в отличие от других банков, ВБ также консультирует страны по вопросам эффективного использования полученных средств, оказывает им техническую и консультационную помощь в реструктуризации и развитии экономики, а также содействует привлечению частных иностранных инвестиций в экономику кредитуемых стран.

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития <#"justify">-Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

-Международная ассоциация развития (МАР);

В разное время к ним присоединились ещё три организации:

а)Международная финансовая корпорация <#"justify">ВБ является крупнейшим в мире инвестиционным институтом, имеющим 40 отделений по всему миру. Он осуществляет кредитование экономики развивающихся стран, однако, в отличие от других банков, ВБ также консультирует страны по вопросам эффективного использования полученных средств, оказывает им техническую и консультационную помощь в реструктуризации и развитии экономики, а также содействует привлечению частных иностранных инвестиций в экономику кредитуемых стран.

В настоящее время в соответствии с Декларацией тысячелетия <#"justify">Органы управления ВБ представлены Советом управляющих, Советом исполнительных директоров и его председателем. Высшее руководящее звено ВБ - Совет управляющих, который состоит из представителей всех стран, являющихся его членами (обычно это высокопоставленные чиновники правительств). Совет управляющих собирается один раз в год для решения стратегических вопросов, связанных с деятельностью банка: о вступлении в банк новых членов и определении условий их вступления, о временном приостановлении членства страны в банке или об изменении акционерного капитала.

Управление повседневной деятельностью ВБ и решение текущих вопросов осуществляет Совет исполнительных директоров, состоящий из 24 членов. Исполнительные директора проводят заседания обычно два раза в неделю для утверждения займов и гарантий банка, новых стратегий сотрудничества со странами и рассмотрения других вопросов, связанных с деятельностью банка.

Председателем Совета исполнительных директоров является президент Группы Всемирного банка, который избирается сроком на пять лет с возможностью переизбрания. Президент председательствует на заседаниях Совета исполнительных директоров и несет ответственность за общее руководство деятельностью ВБ.

Управление деятельностью Всемирного банка осуществляет также Комитет по развитию - совместный орган ВБ и МВФ.

Условием членства во Всемирном банке является членство в Международном валютном фонде <#"justify">-Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

-Международная ассоциация развития (МАР);

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации:

-Международная финансовая корпорация <#"justify">МБРР. Международный банк реконструкции и развития, широко известный как Всемирный банк, является основным кредитным учреждением Группы. Он является самым крупным кредитором проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. На 2000 год его владельцами являются 182 страна-член Банка. Страны, подающие заявку на вступление в члены Банка, должны сначала быть принятыми в родственную организацию Банка - Международный валютный фонд. В основном, Банк получает средства путем заимствований на международных рынках капитала. Все займы Банка должны гарантиро ваться правительствами стран-членов. Банк выделяет займы развивающимся странам под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев (составляет около 6%) . Как правило, займы предоставляются на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от 3 до 5 лет [16, с. 239].

Цели МБРР:

-оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов;

-содействие частным иностранным инвестициям;

-содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов;

-сбор и публикация статистической информации.

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд. долларов). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит «большой семерке»: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций [21].

МАР. Международная ассоциация развития, созданная в 1960 году, оказывает помощь самым бедным странам, которые не могут себе позволить брать займы у МБРР. Членами МАР являются 160 стран. Право на получение займов у МАР имеют страны с годовым доходом на душу населения не более 835 долларов США. Кредиты обеспечиваются взносами более богатых стран, прибылями МБРР, а также погашаемыми суммами по ранее выданным кредитам МАР. Указанные кредиты, как и займы МБРР, не выделяются на безвозмездной основе. Они подлежат возврату. Несмотря на свою юридическую независимость от МБРР, МАР пользуется тем же персоналом, помещения ми и техническими средствами, что и МБРР.

МФК. Международная финансовая корпорация была создана в 1956 году для стимулирования работы частного сектора в развивающихся странах. Она осуществляет это путем финансирования проектов частного сектора, оказывая помощь компаниям развивающегося мира в мобилизации финансов на международных финансовых рынках, консультируя и оказывая содействие предприятиям и местным органам самоуправления. Процентные ставки зависят от страны и проекта, а погашение займов осуществляется в течение 3-15 лет, при этом отсрочки платежей достигают 12 лет. Почти 80% своих финансовых средств МФК обеспечивает на международных финансовых рынках, а 20% заимствуется у МБРР. Ее владельцами являются страны-члены МФК, число которых в настоящее время достигает 174.

МАГИ. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций было создано в 1988 году для оказания помощи развивающимся странам в привлечении иностранных инвестиций через предоставление инвесторам гарантий от политических рисков. К этим рискам относятся экспроприация, военные действия, гражданские беспорядки, нарушение условий контракта и переводы валют. Типовой страховой полис МАГИ гарантирует инвестиции в течение 15 лет и может быть продлен до 20 лет, при этом на сегодня предельная сумма, гарантируемая по одному проекту, составляет 50 млн. долл. США. МАГИ также консультирует развивающиеся страны по вопросам, связанным с путями привлечения иностранных инвестиций. Сегодня членами МАГИ является 151 страна.

МЦУИС. Международный центр урегулирования инвестиционных споров, созданный в 1966 году, стимулирует поток инвестиций, благодаря обеспечению условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами и иностранными инвесторами. Он также выдает рекомендации и публикует труды по законодательству об иностранных инвестициях. В настоящее время членами МЦУИС является 131 страна [16, с. 239].

Можно отметить, что Группа Всемирного банка благодаря своей обширной структуре, позволяющей вести широчайшую деятельность по всем возможным направлениям, является влиятельнейшей и ведущей организацией в глобальной экономике.


2.3 Банк Международных Расчетов


Банк Международных Расчетов- международная финансовая организация, в функции которой входит содействие сотрудничеству между центральными банками <#"justify">Структура управления:

. Общее собрание, возглавляемое председателем Совета директоров и состоящее из представителей центральных банков или общепризнанных финансовых институтов отдельных стран. Голоса распределяются пропорционально числу акций, которые были выделены банку каждой страны по подписке. Годовое общее собрание утверждает годовой отчет и баланс, финансовый отчет о доходах и расходах, принимает решения о выделении средств в резерв и специальные фонды, рассматривает объявления о выплате дивидендов и их сумме на предстоящий год и освобождает Совет директоров от персональной ответственности в отношении прошедшего финансового года.

. Совет директоров несет ответственность за руководство текущей деятельностью Банка и представляет Банк в его отношениях с третьими сторонами. Он пользуется исключительным правом выступать от имени БМР при заключении сделок и соглашений. Совет директоров избирает председателя из числа членов Совета, назначает президента Банка, генерального директора и других членов Администрации.

. Президент Банка отвечает за реализацию решений, принятых Советом директоров, и контролирует деятельность Администрации БМР.

. В состав Администрации входят генеральный директор, его заместитель, генеральный секретарь, директоры, управляющие различными департаментами [23, с.79].

При Банке международных расчётов в 1974 г. были созданы:

- Базельский Комитет по банковскому надзору <#"justify">3. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ


3.1 Деятельность Международного Валютного Фонда


МВФ обладает полномочиями определять источники, условия и методы своих займов, но до настоящего времени он осуществлял заимствования только у государственных структур (у стран-членов и их центральных банков). До середины 70-х годов XX в. МВФ получал займы почти исключительно в рамках Генеральных Соглашений о Заимствовании (ГСЗ). Они представляют собой кредитные линии, открытые 11 развитыми странами или их центральными банками и возобновляемые каждые пять лет. МВФ пользуется средствами этих кредитных линий по рыночным процентным ставкам в основном для предоставления крупных кредитов странам - участникам ГСЗ в целях стабилизации мировой валютной системы.

Затем фонд стал прибегать к займам и на двухсторонней основе, что позволило ему предоставлять значительные кредиты странам-членам, на платежные балансы которых особенно негативно повлияло повышение цен на нефть. В качестве кредиторов МВФ сначала выступили ряд стран из числа экспортеров нефти, а затем - некоторые развитые страны.

Срок большинства займов, получаемых МВФ, составляет от четырех до семи лет, что соответствует срокам погашения кредитов, получаемых членами этой организации за счет заемных ресурсов. Остальная часть заимствований МВФ осуществляется на сроки от одного до трех лет.

Основными направлениями деятельности МВФ являются:

надзор над мировой валютной системой;

создание ликвидных средств путем выпуска СДР;

финансирование (кредитование) членов МВФ;

разработка рекомендаций в области экономической политики и техническая помощь;

сбор и публикация статистики.

В соответствии со Статьями соглашения МВФ в обязанности фонда входит контроль над международной валютной системой и обеспечение ее эффективного функционирования. МВФ осуществляет надзор за мировой валютной системой, в частности, за политикой стран-членов в области валютного курса, и устанавливает конкретные принципы, которыми должны руководствоваться страны в отношении этой политики. МВФ должен определять реальную величину валютных курсов, давать объективную оценку экономической деятельности стран и доводить ее до сведения всех своих членов.

Осуществляя надзорные функции, МВФ проводит всесторонний анализ общего экономического положения страны и ее стратегии в области экономической политики. Позиция МВФ заключается в том, что последовательная и эффективная экономическая политика стран способствует стабилизации обменных курсов национальных валют и мировой валютной системы, обеспечивает экономический рост в мировом хозяйстве.

МВФ контролирует выполнение странами взятых ими обязательств в данной области. Эти обязательства включают проведение экономической и финансовой политики, способствующей экономическому росту и поддержанию адекватного уровня занятости при сохранении стабильности цен, а также отказ от манипулирования валютными курсами в целях предотвращения нарушений платежного баланса и получения неоправданных преимуществ одних членов перед другими.

Для осуществления надзора МВФ практикует периодические и специальные консультации. Периодические консультации проводятся со всеми странами-участницами ежегодно, в результате чего МВФ получает информацию о валютной политике и общем экономическом положении своих членов. Если та или иная страна оказалась в тяжелой экономической ситуации или возникло подозрение, что она осуществляет политику, наносящую ущерб другим странам, по решению директора-распорядителя может быть организована дополнительная консультация.

Периодические консультации проводит группа экспертов МВФ. Они собирают статистические данные по экспорту и импорту, уровню заработной платы, цен, занятости населения, конъюнктуре финансовых рынков, инвестициям, монетарным, финансовым и другим показателям, которые оказывают воздействие на формирование обменного курса валюты. Затем организуются дискуссии с высокопоставленными представителями государственных структур, целью которых является оценка экономической политики государства, а также изучение результативности мер, которые страна предпринимает для устранения ограничений на обмен своей валюты.

По итогам дискуссий эксперты МВФ готовят подробный доклад, который затем обсуждается на Исполнительном совете. По результатам обсуждения готовится заключение, которое передается правительству страны. В нем часто содержатся предложения фонда по повышению эффективности осуществляемой страной экономической политики.

Специальные консультации МВФ проводит с промышленно развитыми странами, занимающими лидирующее положение в мировой экономике, экономическая политика которых оказывает значительное воздействие на функционирование мирового хозяйства. Цель консультаций - оценить экономическую ситуацию в мире и перспективы экономического развития. Результаты этих обсуждений МВФ публикует в своих изданиях, чтобы государства могли скорректировать проводимую ими политику.

Финансирование (кредитование) членов МВФ - особое направление деятельности фонда. МВФ не является банком и посредником между вкладчиками и покупателями средств, поэтому все страны-члены имеют право на получение от него помощи, независимо от их кредитоспособности.

Кредитоспособность МВФ с начала его создания постоянно росла, на сегодняшний день МВФ обладает большим потенциалом для кредитования.

Это можно увидеть по следующему графику.


Рисунок 1 - Годовой потенциал операций МВФ, 1994-2010 гг. (млрд. СДР)


МВФ предоставляет финансирование своим членам главным образом для того, чтобы они могли преодолеть несбалансированность платежного баланса, не прибегая к торговым и платежным ограничениям. При этом соблюдается требование равного доступа стран к ресурсам МВФ. Получение кредитов фонда способствует дополнительному привлечению в страну частных и государственных инвестиций.

Финансовые ресурсы МВФ могут поступать в распоряжение его членов в рамках целого ряда подходов и механизмов, различающихся главным образом по видам проблем финансирования дефицита платежного баланса, на решение которых они направлены, а также по содержанию выдвигаемых МВФ условий.

Обычные механизмы финансирования используются МВФ для решения проблем платежного баланса государства-заемщика в целом. Специальные механизмы предназначены для предоставления членам МВФ помощи в случаях возникновения у них особых проблем при финансировании своего платежного баланса. Эта помощь носит дополнительный характер, то есть ее использование не оказывает влияния на суммы заимствований, которые страна имеет право получить из своей резервной доли или кредитных долей. Однако для решения одной и той же проблемы, связанной с финансированием платежного баланса, страна имеет право получить средства только по одному из механизмов финансирования.

Механизмы финансирования на льготных условиях были разработаны в целях оказания сравнительно долгосрочной помощи развивающимся странам с низким доходом на душу населения. Для предоставления такой помощи используются не общие ресурсы МВФ, а созданные им альтернативные источники средств (специальные фонды).

Для использования любых ресурсов МВФ страна должна представить аргументированное обоснование потребности в финансировании своего платежного баланса. В качестве критериев, определяющих необходимость финансирования, МВФ использует состояние платежного баланса страны, сальдо ее международных резервов и динамику резервной позиции страны. Учитывается также эффективность мер, принятых страной для ликвидации причин неравновесия платежного баланса.

После того как необходимость финансирования дефицита платежного баланса установлена, МВФ устанавливает, сможет ли страна выполнить свои обязательства по погашению задолженности. Определенной гарантией возврата является проведение страной соответствующей экономической политики (выполнение программы стабилизации).

МВФ предоставляет финансовые ресурсы своим членам на условиях, которые должны стимулировать принятие страной мер, направленных на экономическую стабилизацию, а значит, обеспечивающих возврат средств фонду (уменьшение дефицита платежного баланса до управляемой величины, обеспечение экономического роста, повышение занятости и финансовая стабильность; шаги по структурной перестройке экономики). При этом ожидается, что в решении структурных проблем и оздоровлении платежного баланса финансирование и стабилизационные меры будут дополнять друг друга (о том, какие были достигнуты договоренности об использовании ресурсов МВФ, можно посмотреть в приложении Д).

МВФ предоставляет свои рекомендации по экономической политике и техническую помощь странам в определенных специализированных областях, входящих в его компетенцию. Этими областями являются разработка и реализация бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, формирование организационно-правовых структур (в частности, создание центральных банков, казначейств, налоговых и таможенных органов), аудиторская деятельность, организация бухгалтерского учета, сбор и составление официальной статистики. Помощь оказывается в случаях, когда страна в связи с отсутствием подготовленных кадров обращается в МВФ с просьбой прислать специалистов для передачи необходимых знаний и подготовки кадров.

Необходимость в такой помощи была особенно велика в 60-70 гг. XX века, когда многие страны обрели независимость, и в 90-е годы, когда страны Восточной Европы и республики СНГ стали проводить рыночные реформы.

Фонд занимается также сбором и публикацией статистики своих стран-членов. Предоставление статистических данных - обязательное условие конструктивного сотрудничества каждой страны с этой организацией. Поскольку МВФ имеет доступ к статистике большинства стран мира, он располагает сведениями, характеризующими состояние государственных финансов, денежной, кредитной и валютной систем, платежного баланса, развития реального сектора экономики каждой страны, а также другими данными. Все это позволяет сделать имеющуюся информацию доступной мировому сообществу.

МВФ публикует материалы, содержащие информацию о финансовом положении стран-членов МВФ, отчеты и другие документы; выпускает периодические издания (статистические бюллетени и т.д.), экономические и финансовые обзоры и др.

Наряду с публикациями статистического характера МВФ издает серию брошюр, разъясняющих его политику и программы; выпускает журнал, в котором публикуются результаты фундаментальных исследований; печатает книги по правовым, институциональным и экономическим аспектам функционирования мировой валютной системы [2, с. 429].

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающие страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ [17].

Можно сделать вывод, что деятельность МВФ с начала его образования постоянно расширялась, благодаря чему эта международная организация приобрела большой вес и значение для мировой экономики сегодня.


3.2 Деятельность группы Всемирного Банка


На первых этапах своей деятельности с 1945 <#"justify">Основными направлениями деятельности Группы Всемирного банка являются:

-предоставление займов странам-членам, стратегия рыночных реформ которых соответствует критериям ВБ;

-совместное финансирование, в процессе которого для поддержания конкретных проектов или программ ВБ его средства объединяются со средствами других кредиторов и доноров. В качестве партнеров ВБ в соглашениях по совместному финансированию выступают правительства государств, правительственные и другие многосторонние финансовые учреждения, организации, предоставляющие экспортные кредиты, коммерческие банки, другие частные кредитно-финансовые учреждения местное финансирование может быть объединенным и параллельным. При объединенном финансировании все затраты по проекту распределяются между партнерами пропорционально, согласно предварительной договоренности. При параллельном финансировании ВБ и его партнеры финансируют различные части проекта самостоятельно;

-предоставление грантов, то есть безвозмездной финансовой помощи ВБ идущей на реализацию проектов, имеющих особо важное значение для экономики стран, а также на проведение операций по снижению задолженности беднейших членов банка; технической помощи получателям кредитов и т.д. При грантовой поддержке используются средства трастовых фондов, которыми ВБ управляет по поручению доноров, делающих взносы в эти фонды;

-предоставление гарантий частным кредиторам для реализации проектов в странах-членах банка. Эти гарантии применяются для снижения рисков, которые частные инвесторы не готовы принять при осуществлении кредитования. К рискам, которые покрываются гарантиями ВБ, обычно относятся экспроприации, войны, революции и гражданские волнения, нарушение контрактов правительством, невозможность перевода денежных средств и т.д.;

-оказание технической помощи своим членам, которая включает консультации, экспертизы, исследования состояния экономики стран (отдельных ее секторов) и подготовку соответствующих отчетов, обучение национальных кадров, семинары и конференции.

Одним из главных направлений деятельности Группы Всемирного банка является предоставление займов.

При предоставлении займов ВБ оказывает помощь в определении целей и подготовке проектов, но основную ответственность за их разработку несет заемщик. По окончании подготовки проекта и после его оценки с заемщиком проводятся официальные переговоры, которые завершаются заключением юридического соглашения. В это соглашение обычно включаются: финансовые условия и требования; таблица с указанием статей расходов, подлежащих финансированию банком; планируемые методы закупок; договоренности о контроле за осуществлением проекта, о проведении аудиторских проверок, об организационных изменениях и другие пункты, требующие особого внимания.

Решение о предоставлении займа утверждается исполнительными директорами ВБ, которым руководство банка по завершении переговоров предоставляет доклад о предполагаемом займе. После утверждения происходит подписание документов о предоставлении займа.

Заемщик отвечает за осуществление проекта и в установленные сроки информирует ВБ о ходе реализации финансируемых мероприятий. Со своей стороны ВБ контролирует исполнение, проводит регулярный анализ целевого расходования средств. После завершения проекта оцениваются полученные результаты с целью определения эффективности предоставленной помощи (о том, какие сектора мировой экономики и в каком объеме и долях кредитует ВБ см. в приложении Е).

Что же касается направлений деятельности институтов, входящих в состав ВБ, то они следующие:

МБРР предоставляет займы развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Банк дает кредиты этим странам под более низкий процент и на более длительные сроки, чем коммерческие банки. Заемщиками МБРР выступают правительства, а также правительственные организации и частные предприятия (при условии гарантий со стороны правительства по возврату средств). Займы МБРР предоставляются, как правило, на сроки 12-20 лет, при этом льготный период (отсрочка платежа) составляет 3-5 лет. Уровень процентных ставок по займам зависит от стоимости привлеченных банком ресурсов, а предельная маржа не превышает 0,5 %.

Кредит, выдаваемый МБРР, обычно покрывает около 30 % стоимости финансируемого проекта, причем эти средства предназначены, прежде всего, на покрытие валютных расходов, так как развивающиеся страны, как правило, испытывают острый недостаток иностранной валюты. Остальная часть финансирования проекта должна осуществляться за счет национальных финансовых ресурсов.

В настоящее время МБРР предоставляет займы трех видов:

.Займы, на основе валютного пула - многовалютные долговые обязательства, принимаемые в долларовом эквиваленте. Обязательства каждого заемщика по займу представляют собой долю в валютном пуле и имеют такой же валютный состав, как и все другие займы на основе валютного пула. Ставка ссудного процента по этим займам является переменной;

.Одновалютные займы по ставке ЛИБОР - займы, которые выдаются и погашаются в валюте, избранной заемщиком (как правило, в резервных национальных валютах и евро). Ставка ссудного процента по этим займам является переменной;

.Одновалютные займы с фиксированной процентной ставкой, которые выдаются и погашаются в валюте, избранной заемщиком (как правило, в резервных национальных валютах и евро). Финансовые показатели деятельности МБРР за 2006-2010 гг. представлены в таблице 1:


Таблица 1 - Основные финансовые показатели МБРР, 2006-2010 гг. (млн. долл. США)

20062007200820092010Доход от основной деятельности1 6961 3201 7401 6592 271Непогашенные займы109 610104 401103 00497 80599 050Совокупные активы228 910222 008212 326208 030233 599Совокупный собственный капитал35 46338 58836 47439 92641 548

Ресурсы MAP формируются за счет переводов из прибыли МБРР, взносов промышленно развитых стран (пополнение средств осуществляется, как правило, каждые три года), а также возвращенных кредитов.

На получение ссуд MAP имеют право беднейшие и наименее кредитоспособные страны с очень низким уровнем дохода - большинство кредитов выдается странам с годовым доходом на душу населения в среднем 800 USD.

Кредиты MAP предоставляются только правительствам государств - членов MAP, их срок составляет 35-40 лет, а погашение начинается по истечении 10-летнего льготного периода. Кредиты выдаются в национальной валюте кредитуемого государства. Проценты по этим кредитам не выплачиваются, взимается только комиссия на покрытие административных расходов.

.Проекты, которые кредитуются за счет ресурсов MAP, должны соответствовать тем же стандартам, что и проекты, финансируемые МБРР. Каждый кредитуемый проект проходит политико-экономическую экспертизу, целью которой является наиболее эффективное использование выделенных средств. Финансовые показатели деятельности МАР за 2006-2010 гг. представлены в таблице 2:

Таблица 2 - Основные финансовые показатели МАР, 2006-2010 гг (млн. долл. США)

20062007200820092010Доход (убыток) от основной деятельности(1 684)(986)(2 043)(2 075)1 818Непогашенные кредиты на цели развития115 743120 907127 028102 457113542Совокупные источники ресурсов на цели развития / собственный капитал127 930130 378102 871110 212123619

Для развития частного предпринимательства МФК осуществляет:

-финансирование частного сектора путем предоставления займов и инвестирования средств в акционерный капитал частных предприятий. При этом МФК привлекает к финансированию частных инвесторов, в том числе нерезидентов, играя роль катализатора, то есть демонстрируя прибыльность инвестиций в кредитуемых странах;

-управление рисками частных компаний посредством проведения операций СВОП, связанных с валютными курсами и процентными ставками, а также использования механизмов хеджирования;

-техническую помощь и консультирование правительств и руководителей частных предприятий по вопросам реструктуризации, приватизации, прямых иностранных инвестиций, разработки планов предпринимательской деятельности, подготовки и оценки проектов, мобилизации ресурсов для финансирования проектов и т.д.

5.МФК не требует правительственных гарантий при предоставлении кредитов, поэтому кредитует только высокорентабельные предприятия. Кредиты МФК обычно покрывают не более 25 % стоимости проектов, их срок составляет в среднем 7-8 лет, по ним заемщиками выплачивается рыночная процентная ставка. Финансовые показатели деятельности МФК за 2006-2010 гг. представлены в таблице 3:


Таблица 3 - Основные финансовые показатели МФК, 2006-2010 гг. (млн. долл. США)

20062007200820092010Доход от основной деятельности9821 9531 4092 5891 438Ликвидные активы, за вычетом сопутствующих производных финансовых инструментов13 05513 32512 73013 26914 622Займы, инвестиции в акционерный капитал, долговые ценные бумаги, нетто10 27911 48912 78715 79623 319Совокупный капитал7 7829 82111 14114 01718 261

МАГИ предоставляет гарантии инвесторам, вкладывающим средства в страны, являющиеся его членами. Срок гарантий - 15-20 лет, они покрывают до 90 % общего объема инвестиций. МАГИ также осуществляет операции по совместному страхованию и перестрахованию, при этом агентство дополняет национальные системы страхования и координирует свою деятельность с национальными страховыми компаниями.

Наряду с гарантиями и страхованием МАГИ оказывает техническую помощь и проводит консультирование, содействуя развивающимся странам в их усилиях по привлечению иностранных инвестиций. В этих же целях проводятся встречи между правительствами и потенциальными инвесторами, учебные семинары, организуются ознакомительные поездки.

.Кроме того, МАГИ предоставляет рекламные услуги по распространению информации об инвестиционных возможностях и создании условий для содействия инвестированию в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Финансовые показатели деятельности МФК за 2006-2010 гг. представлены в таблице 4:


Таблица 4 - Основные финансовые показатели МАГИ, 2006-2010 гг. (млн. долл. США)

20062007200820092010Доход от основной деятельности2624174955Операционный капитал8118308639501 019Общий объем предоставленных гарантий3 2593 1383 3103 2093 578Чистый объем предоставленных гарантий по странам, соответствующим критериям кредитования МАР (%)1 1391 3411 4351 4111 477

МЦУИС выполняет функции международного арбитра по урегулированию споров между иностранными инвесторами и странами-заемщиками.

Для этого МЦУИС осуществляет согласования или арбитражные разбирательства между сторонами. В настоящее время положение об обращении по спорным вопросам в МЦУИС является стандартным пунктом международных инвестиционных соглашений и договоров [2, с. 436].

В завершении можно сказать, что группа Всемирного банка имеет большое число направлений деятельности, что позволяет ей быть ведущей организацией в глобальной экономике.


3.3 Деятельность Банка международных расчетов


Ключевые области деятельности Банка могут быть разделены на следующие категории:

. Форум для международного валютного сотрудничества; контроль за банковской деятельностью; экономическое и валютное сотрудничество в Европе.

. Выполнение роли центра валютно-экономических исследований в целях анализа функционирования международных финансовых рынков и согласования валютной политики государств для наиболее эффективного выполнения своих функций центральными банками (сбор и публикация данных о развитии международного банковского дела, системе управления в центральных банках).

. Кредитно-банковские операции:

а) депозитно-ссудные операции с центральными банками;

б) прием правительственных вкладов по особым соглашениям;

в) операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);

г) инвестиционные услуги для центральных банков;

д) краткосрочное финансирование центральных банков.

. Функции агента и доверенного лица центральных банков в осуществлении операций на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) и операций, связанных с кредитами и займами ЕС.

Для более широкой деятельности БМР привлекает заемные средства. данные о привлеченные заемных средств за 2005-2010 гг. показаны на графике


Рисунок 2 - Привлеченные средства,2005-2010 гг


Управляя резервами центральных банков, БМР осуществляет традиционные формы инвестирования. Средства, не востребованные для кредитования других центральных банков, размещаются на мировых финансовых рынках. Основными формами инвестиций являются депозиты в коммерческих банках и покупка краткосрочных обращающихся ценных бумаг, включая казначейские векселя США. Эти операции в настоящее время составляют основу деятельности банка. БМР также кредитует другие центральные банки за счет средств, полученных в качестве депозитов из центральных банков. Кредитные операции БМР могут быть в форме «свопов» с золотом, кредитов, обеспеченных золотом, или легко реализуемых на рынке краткосрочных ценных бумаг, кредитов под золото или размещенных в БМР валютных депозитов на ту же сумму и с теми же сроками погашения, необеспеченных кредитов в форме авансов или депозитов и кредитов на условиях «стэнд-бай». Кроме того, также применяются различные сочетания указанных выше видов кредита. В области валютных операций БМР является участником соглашения ФРС об операциях «своп». Отчет о деятельности БМР за 2005-2010 гг. можно проследить на графике:


Рисунок 3 - Чистая прибыль от деятельности, 2005-2010гг


Однако БМР не имеет права предоставлять ссуды правительствам и открывать им определенные виды счетов. Также не разрешаются операции с недвижимостью. По уставу, при проведении банковских операций БМР должен гарантировать, что его действия не противоречат денежной политике центрального банка-клиента.

Кроме того, БМР периодически организует совещания экспертов для анализа экономических, валютных и других вопросов, представляющих интерес для центральных банков. Он проводит исследования в области денежной и валютной политики и теории. На БМР возложена обязанность по наблюдению за международными финансовыми рынками, созданию банков данных для центральных банков Группы десяти стран и Швейцарии, а также по подготовке статистического обзора международного банковского дела. (Группа десяти стран состоит из Бельгии, Канады, Франции, Италии, Японии, Нидерландов, Швеции, Великобритании, США и Западной Германии. Швейцария принимает в ней участие) [23, с. 79].

Из всего выше написанного следует, что БМР является главной международной организацией, деятельность которой направлена на операции с центральными банками, поддержке их стабильности, предоставлению им различных кредитно-финансовых услуг и аналитики.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


К числу основных глобальных международных кредитных организаций относят Международный Валютный Фонд, Банк Международных Расчетов, а также группу организаций Всемирного Банка.

Основные задачи данных организация являются содействие сбалансированному росту международной торговли, предоставление кредитов странам-участникам, межгосударственное валютное регулирование

Капитал данных организаций формируется за счет взносов стран-участников. Размер взноса определяет возможность влияния страны на деятельность той или иной финансово кредитной организации.

Международный валютный фонд, Всемирный банк и Банк Международных расчетов играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов.

Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы.

Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной.

В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

Вместе с тем принятие решений об оказании финансовой помощи нужно демократизировать, дистанцируясь от нынешнего порядка, основанного практически на принципах акционерной компании, где музыку заказывает тот, кто больше платит. Сегодня МВФ не без оснований подозревают в том, что он проводит политику, отвечающую прежде всего интересам США.

Нужно повышать ответственность МФКИ, расширять до глобальных масштабов сферы действия некоторых принципов, правил и кодексов поведения, которые существуют в наиболее развитых национальных финансовых системах.

С другой стороны, необходимо наделить МФКИ более широкими полномочиями по надзору за соблюдением государствами-членами правил поведения в финансовой сфере.

Также желательно увеличивать финансовые ресурсы МФКИ, предназначенные для оказания финансовой поддержки тех стран, которые проводят надлежащую экономическую политику, но сталкиваются с трудностями в получении внешних кредитов из-за ухудшения ситуации на мировом рынке.

Разумеется, все это - очень непростые задачи, которые невозможно решить быстро и безболезненно. Но определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются на базе существующих международных организаций - МВФ и Всемирного банка. И руководство Фонда, и лидеры "большой семерки", и так называемая "группа десяти" (самых крупных стран-доноров МВФ) активно обсуждают проблемы реформирования МФКИ, занимающих центральное место в системе механизмов регулирования мировой финансовой системы и принимают конкретные меры.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 608 с.: ил.

2.Деньги. Кредит. Банки. Учебник/Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др. ; Под ред. Г.И. Кравцовой. - Минск: БГЭУ, 2003.-527с.

.Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А. С. Булатова. М.: Экономисть, 2005. - 734 с.

4.Хмыз О.В. Проблемы реформирования МВФ Финансовый бизнес, 2009. - № 6. - С.48.

5.Тарасов М.И. Еще одна жертва МВФ// РИФ [электрон. Ресурс].

Режим доступа :

<#"justify">Режим доступа :://www.irex.ru/press/pub/polemika/05/stu/.

.Всемирный банк: направления деятельности, критика его политики// Эффективный бизнес решения [электрон. Ресурс].

Режим доступа:

<#"justify">8.Дж. Стиглиц. Человеческое лицо глобализации// Белорусская цифровая библиотека [электрон. Ресурс].

Режим доступа:://library.by/portalus/modules/ruseconomics/readme.php?subaction=showfull&id=1130409940&archive=&start_from=&ucat=12&.

.Внутреннее право международных организаций/ Маргиев В.И. - Майкоп, 1999. - 282 c.

10.Толочко О.В. Внешнеэкономические отношения как объект правового регулирования// Белорусский журнал международного права и международных отношений 2003 - № 2

11.Международное право: Учебник Отв.ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М.: Международные отношения, 1996. - 608 с.

12.Международное право. Особенная часть. Лукашук И.И. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 517 с.

.Устав Организации Объединенных Наций 1945 года.

.Конвенция Объединенных Наций о представительстве государств в отношениях с международными межправительственными организациями 1975года.

15.Международный валютный фонд <Международный%20валютный%20фонд>// официальный сайт [электрон. Ресурс].

Режим доступа:

<#"justify">16. Моисеев С.Р. Международные финансовые рынки и международные финансовые институты. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003 г. -245 c.

17. МВФ// Википедия [электрон. Ресурс].

Режим доступа:

#"justify">20. Группа Всемирного банка// Википедия [электрон. Ресурс].

Режим доступа:

<#"justify">21. МБРР// официальный сайт [электрон. Ресурс].

Режим доступа:

<#"justify">22 БМР// Википедия [электрон. Ресурс].

Режим доступа:

<#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ А


Финансовые механизмы Международного валютного фонда

кредитный механизм (год введения)цельусловияпоэтапное осуществление покупок и мониторингДоговоренности «стэнд-бай» (1952 г.)среднесрочная помощь странам, испытывающим трудности платежного баланса краткосрочного характера.принятие политики, обеспечивающей уверенность в том, что трудности платежного баланса государства-члена будут разрешены в течение разумного периода.Квартальные покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий.Гибкая кредитная линия (2009 г.)Гибкий инструмент использования кредитных траншей для удовлетворения всех потребностей, связанных с платежным балансом, потенциальных или фактических.Очень сильные перспективные макроэкономические детерминанты, основа экономической политики и демонстрируемые в течение определенного времени положительные результаты.утвержденные суммы доступны немедленно и на весь период действия договоренности при условии завершения среднесрочного обзора в случае однолетних договоренностей.Механизм расширенного кредитования (1974 г.)более долгосрочная помощь для поддержки структурных реформ государств-членов в целях преодоления трудностей платежного баланса долгосрочного характера.принятие 3-летней программы, включающей структурные преобразования, с ежегодным подробным представлением мер политики на последующие 12 месяцев.Квартальные или полугодовые покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий.Экстренная помощьпомощь в преодолении трудностей урегулирования платежного баланса, связанных со следующим:не применимо, хотя помощь в постконфликтных ситуациях может быть сегментирована на две и более покупки.1. на случай стихийных бедствий (1962 г.)стихийные бедствия.разумные усилия по преодолению трудностей платежного баланса.2. В постконфликтных ситуациях (1995 г.)последствия гражданских беспорядков, политических потрясений или международных вооруженных конфликтов.упор на развитие институционального и административного потенциала, с тем чтобы заложить основу для договоренности в рамках верхнего кредитногорасширенный кредитный механизм (ЕСФ) (1988 г.)5более долгосрочная помощь в преодолении устойчивых трудностей платежного баланса, носящих структурный характер; обеспечение устойчивого экономического роста при сокращении бедности.принятие трехлетней договоренности об использовании программы, поддерживаемые в рамках ЕСФ, основываются на документах по стратегии сокращения бедности, которые готовятся странами в рамках процесса широкого участия заинтересованных сторон и включают в себя меры макроэкономической и структурной политики и политики сокращения бедности.полугодовые (или иногда квартальные) фактические выплаты, обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий.Механизм кредита «стэнд-бай» (ссФ) (2010 г.)подобные целям договоренностей о кредите «стэнд-бай» для удовлетворения краткосрочных потребностей, связанных с урегулированием платежного баланса, и превентивных потребностей.принятие 12-24-месячной договоренности. Заменяет компонент высокого доступа механизма финансирования для преодоления внешних шоков и используется для оказания поддержки в большом числе случаев.Механизм ускоренного кредитования (2010 г.)ускоренная помощь для удовлетворения срочных потребностей, связанных с регулированием платежного баланса и вызванных внешними шоками, стихийными бедствиями.нет необходимости в программе, основанной на проведении обзоров, или предъявлении ретроспективных условий. Заменяет компонент доступа экстренной помощиОбычно одно отчисление средств.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Международный валютный фонд: условия погашения кредитов

лимиты доступасборыГрафик погашения (годы)Очередные платежиГодовой: 200% квоты; кумулятивный: 600% квоты.ставка сборов плюс дополнительный сбор (200 базисных пунктов с непогашенного кредита сверх 300% квоты; дополнительно 100 базисных пунктов, если непогашенный кредит продолжает превышать 300 процентов квоты в течение более чем 3 лет) .31/4-5Ежеквартальнолимиты доступа отсутствуют.ставка сборов плюс дополнительный сбор (200 базисных пунктов с непогашенного кредита сверх 300% квоты; дополнительно 100 базисных пунктов, если непогашенный кредит продолжает превышать 300 процентов квоты в течение более чем 3 лет).31/4-5ЕжеквартальноГодовой: 200% квоты; кумулятивный: 600% квоты.ставка сборов плюс дополнительный сбор (200 базисных пунктов с непогашенного кредита сверх 300% квоты; дополнительно 100 базисных пунктов, если непогашенный кредит продолжает превышать 300 процентов квоты в течение более чем 3 лет) .41/2-10Один раз в полугодиеОбычно ограничивается 25% квоты, хотя в исключительных случаях могут быть предоставлены более крупные суммы, до 50%.ставка сборов; однако при наличии ресурсов ставка сборов может субсидироваться до 0,5 процента в год.31/4-5ЕжеквартальноГодовой: 100% квоты; кумулятивный: 300% квоты.0% (7/1/2010-конец 2011 года)51/2-10Один раз в полугодиеГодовой: 100% квоты; кумулятивный: 300% квоты.0% (7/1/2010-конец 2011 года)4-8Один раз в полугодие0% (7/1/2010-конец 2011 года)

ПРИЛОЖЕНИЕ В


Международный валютный фонд: двусторонние соглашения о займах и покупке облигаций, действующие на 30 апреля 2010 года (млрд.)

Валюта и суммаЭквивалент в долл.СШАЯпониядолл.США100,00100,0Канададолл.США10,0010,0банк НорвегииСДР3,004,6ВеликобританияСДР9,9215,5Федеральный банк Германииевро15,0022,2банк Нидерландовевро5,317,8национальный банк Данииевро1,952,9банк Португалииевро1,061,6Францияевро11,0616,7национальный банк Бельгииевро4,746,4Центральный банк Мальтыевро0,120,2Словацкая республикаевро0,440,6Чешский национальный банкевро1,031,4Центральный банк Швецииевро2,473,3банк Финляндииевро1,301,7Испанияевро4,145,5народный банк КитаяСДР32,0049,9Бразилиядолл.США10,0010,0резервный банк Индиидолл.США10,0010,0ИТОГО270,3

ПРИЛОЖЕНИЕ Г


Международный валютный фонд: объем сделок в 2009-2010 году (млрд. СДР)

государство-членвид договоренностидата вступления в силуутвержденная суммаАнгола27 месяцев, стэнд-бай23 ноября 2009 года858,9Босния и Герцеговина36 месяцев, стэнд-бай8 июля 2009 года1014,6Колумбия12 месяцев, гибкая кредитная линия11 мая 2009 г6966,0Доминиканская республика28 месяцев, стэнд-бай9 ноября 20091094,5Сальвадор36 месяцев, стэнд-бай17 марта 2010513,9Ирак24 месяцев, стэнд-бай24 февраля 20102376,8Ямайка27 месяцев, стэнд-бай4 февраля 2010 года820,5Мальдивы36 месяцев, стэнд-бай4 декабря 2009 года49,2Мексика12 месяцев, гибкая кредитная линия25 марта 201031 528,0Молдова36 месяцев, механизм расширенного кредитования29 января 2010184,8Польша12 месяцев, гибкая кредитная линия6 мая 200913 690,0Румыния24 месяцев, стэнд-бай4 мая 200911 443,0Сейшельские острова36 месяцев, механизм расширенного кредитования23 декабря 200919,8Шри-Ланка20 месяцев, стэнд-бай24 июля 2009 года1653,6Армения28 месяцев, стэнд-бай22 июня 2009165,6Беларусь15 месяцев, стэнд-бай29 июня 2009651,4Грузия33 месяцев, стэнд-бай6 августа 2009270,0Пакистан25 месяцев и 1 неделя, стэнд-бай7 августа 20092067,4Сербия27 месяцев, стэнд-бай15 мая 20092268,3ИТОГО5422,7ВСЕГО77 636,3

ПРИЛОЖЕНИЕ Д


Объемы кредитования Всемирного банка по секторам (млн. долл. США)

СЕКТОР200520062007200820092010Сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство1 933,61 751,91 717,41 360,63 400,02 618,3Образование1 951,11 990,62 021,81 926,63 444,84 944,5Энергетика и горнодобывающая промышленность1 822,73 030,31 784,04 180,36 267,49 925,2Финансы1 675,12 319,71 613,61 540,74 235,69 136,6Здравоохранение и другие услуги в социальной сфере2 216,42 132,32 752,51 607,96 305,56 792,0Промышленность и торговля1 629,41 542,21 181,31 543,52 806,51 251,3Информация и связь190,981,0148,856,5329,2146,3Судебно-правовая система и государственное управление5 569,35 857,65 468,25 296,49 491,610828,2Транспорт3 138,23 214,64 949,04 829,96 260,69 001,9Водоснабжение, канализация, защита от паводков2 180,31 721,03 059,42 359,94 364,94 102,8ВСЕГО ПО СЕКТОРАМ22 307,023 641,224 695,824 702,346 906,058747,1

Объемы кредитования Всемирного банка по секторам (%)

СЕКТОР200520062007200820092010Сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство8,677,416,955,517,254,46Образование8,758,428,197,807,348,42Энергетика и горнодобывающая промышленность8,1712,827,2216,9213,3616,89Финансы7,519,816,536,249,0315,55Здравоохранение и другие услуги в социальной сфере9,949,0211,156,5113,4411,56Промышленность и торговля7,306,524,786,255,982,13Информация и связь0,860,340,600,230,700,25Судебно-правовая система и государственное управление24,9724,7822,1421,4420,2418,43Транспорт14,0713,6020,0419,5513,3515,32Водоснабжение, канализация, защита от паводков9,777,2812,399,559,316,98ВСЕГО ПО СЕКТОРАМ100100100100100100


Теги: Международные финансовые и кредитные институты: направления деятельности и их развитие  Диплом  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 8836
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Международные финансовые и кредитные институты: направления деятельности и их развитие
Назад