История создания и деятельность международных организаций


Тема


История создания и деятельность международных организаций


СОДЕРЖАНИЕ


. История создания и деятельность международных организаций

.1 Понятие, история создания и эволюция международных организаций, их роль и значение в современных условиях

.2 Юридическая природа, организационная структура и компетенция международных межправительственных организаций

.3 Привилегии и иммунитеты международных межправительственных организаций

.4 Правотворческая деятельность международных межправительственных организаций

Список использованных источников


1. История создания и деятельность международных организаций


.1 Понятие, история создания и эволюция международных организаций, их роль и значение в современных условиях


Стабильность международных отношений в XXI в., их эффективное и поступательное развитие не могут быть обеспечены без постоянного и активного взаимодействия суверенных государств, их сотрудничества в самых различных областях. При этом традиционно выделяют два основных направления такого взаимодействия:

заключение между заинтересованными странами двусторонних и многосторонних договоров и соглашений (договорно- правовой механизм сотрудничества

создание специализированных автономных структур - международных организаций - для урегулирования назревших и общих для государств проблем (организационно-правовой механизм сотрудничества).

Под международной межправительственной организацией понимается созданное в соответствии с международным правом для достижения определенных целей постоянно действующее объединение суверенных государств, имеющее организационное единство (систему органов) и обладающее международной правосубъектностью.

Следует отметить, что в современных условиях без деятельного участия международных организаций не обходится обсуждение и решение ни одного значимого вопроса международной жизни. Именно международные организации, дополнив традиционные договорные отношения между государствами организационными связями, стали новой, более качественной основой межгосударственного сотрудничества. Международные организации являются в наши дни неотъемлемым атрибутом цивилизованных взаимоотношений суверенных стран.

Межправительственные организации являются одним из трех важнейших институтов, с помощью которых осуществляется международное сотрудничество суверенных государств. Речь идет, помимо международных организаций, также о международных конференциях и международных комиссиях и комитетах, применительно к которым в международно-правовой литературе и практике часто используется единый термин - «международный орган».

Как отмечала по этому поводу доктор юридических наук, профессор Московского государственного университета Е.А. Шибаева, всем трем вышеуказанным разновидностям понятия «международный орган» отводится самостоятельное место в системе международных отношений, хотя нормативное содержание их правового положения в этой системе далеко не одинаково. Появившись последними, вслед за международными конференциями (середина XVII века), комиссиями и комитетами (первая половина XIX столетия), международные организации стали качественно новым явлением как в международных отношениях, так и в международном праве. По сравнению с международными конференциями, комиссиями и комитетами, международные организации представляли собой более сложную форму межгосударственного сотрудничества, посредством которой регулировались не только отношения между суверенными государствами как участниками организации, но также отношения с участием ее органов, персонала.

Прообразы современных международных межправительственных организаций (ММПО), именовавшиеся международными административными союзами, стали появляться во второй половине XIX столетия. Они представляли собой межгосударственные организации с весьма узкой компетенцией, включавшей в себя вопросы международного сотрудничества в специальных областях. В их числе Международный союз для измерения земли (1864), Всемирный телеграфный союз (1865), Международная метеорологическая организация (1873), Всемирный почтовый союз (1874), Международное бюро мер и весов (1875), Международный союз по охране промышленной собственности (1883), Международный союз по охране произведений литературы и искусства (1886), Международный союз железнодорожного транспорта (1886), Международный союз для печатания таможенных тарифов (1890) и др. В отличие от предшествовавших им институциональных форм межгосударственного общения (международные конференции, комиссии и комитеты), международные административные союзы имели действующие органы (так называемые «международные бюро»), хотя в целом их организационная структура была развита крайне слабо.

Первая международная организация политического характера появилась после окончания Первой мировой войны с целью дальнейшего закрепления на международной арене влияния стран-победительниц и предотвращения новой мировой войны. Ею стала Лига Наций, Статут которой был принят в 1919 г. и вступил в силу в 1920 г. В последующем - после окончания Второй мировой войны - на базе Лиги Наций в качестве правопреемника последней была создана Организация Объединенных Наций.

Международные организации олицетворяли собой новую форму межгосударственного сотрудничества по сравнению с такими международно-правовыми формами общения государств, как договорная практика и международные конференции, которые возникли задолго до появления первых международных организаций. Этих форм в определенный период времени оказалось недостаточно для того, чтобы в полной мере реализовать самые разнообразные устремления государств, обеспечить достижение ими своих целей на международной арене.Именно международные организации стали той формой сотрудничества, которая позволила реально сочетать уважение суверенитета государств с необходимостью их взаимодействия в определенных сферах деятельности. На первых порах это касалось лишь областей, без международно-правового регулирования которых эффективное функционирование механизма межгосударственного сотрудничества было весьма затруднено (метрология, телеграф, почта, железнодорожный транспорт, метеорология и др.). В последующем, в условиях развития научно-технического прогресса, диверсификации и усложнения мирохозяйственных связей, расширение сферы применения института международных организаций оказалось поистине неизбежным. В подтверждение этому можно привести следующие цифры: если на рубеже XIX-XX вв. насчитывалось не более двух десятков международных межправительственных организаций, то в настоящее время количество таковых уже превышает полтысячи.

обеспечивает возможность сотрудничества между весьма значительным количеством стран (например, число государств- членов ООН на сегодняшний день составляет 192 ');

позволяет сотрудничать самой организации с государства- ми-членами на постоянной, систематической основе;

обеспечивает сотрудничество сразу во многих сферах деятельности (особенно наглядно это проявляется в рамках многофункциональных межправительственных организаций, например ООН);

дает возможность организации осуществлять контроль за выполнением государствами международных соглашений, принятых в рамках (под эгидой) данной международной организации (например, в таких сферах, как права человека, разоружение, экономическое сотрудничество и др.).

Необходимо отметить, что представители международно-пра- вовой науки, причем как западной (Г. Кельзен, JI. Гудрих, Э. Хамбро, У. Дженкс, Г. Шермерс, Д. Боуэтт и др.), так и советской (И.П. Блищенко, В.Ф. Петровский, Е.А. Шибаева, Т.Н. Нешатаева, Г.И. Морозов, Э.С. Кривчикова и др.), уделяли особое внимание изучению института межправительственных организаций. Интересные мысли и высказывания о будущей всемирной организации государств можно найти в трудах таких известных российских юристов-международников дореволюционного времени, как Ф.Ф. Мартене, JI.A. Камаровский, Н.Н. Голубев, П.Е. Казанский. Весьма значимый вклад в это дело внесла Комиссия международного права (КМП), являющаяся вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН и занимающаяся разработкой проектов важнейших универсальных международных документов (договоров, соглашений, конвенций, пактов и т.п.).

Изучение правового статуса межправительственных организаций в рамках КМП ООН берет свое начало со второй половины 50-х гг. XX в. Именно в это время ведущие юристы- международники стали обращать внимание на особенности взаимоотношений государств и международных организаций, на специфику присущих межправительственным организациям привилегий и иммунитетов. В декабре 1958 г. в ходе очередной 13-й сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 1289(ХШ), именовавшуюся «Отношения между государствами и межправительственными организациями». Проект данной резолюции был подготовлен Шестым (юридическим) комитетом Генеральной Ассамблеи ООН.

Руководствуясь данной резолюцией, КМП ООН на 11-й сессии в 1959 г. приняла решение рассматривать тему, касающуюся статуса межправительственных организаций и их взаимоотношений с государствами, в качестве составной части общей кодификационной программы. При этом работа КМП ООН по рассматриваемой проблеме осуществлялась в два этапа. В ходе первого из них (1963-1971 гг., Специальный докладчик А. Эль-Эриан) основное внимание было уделено исследованию правового статуса, привилегий и иммунитетов представительств государств при международных организациях и их персонала, деятельности постоянных миссий наблюдателей и делегаций государств в органах межправительственных организаций и на международных конференциях, дипломатическому праву международных организаций в целом. В 1971 г. КМП ООН приняла окончательный проект статей (82 статьи), посвященных рассматриваемой проблеме, и представила его Генеральной Ассамблее ООН. Одновременно была высказана рекомендация созвать международную конференцию по вопросу разработки многосторонней конвенции, регламентирующей взаимоотношения государств и международных организаций.

Такая конференция была созвана в Вене и завершилась подписанием в 1975 г. Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.

Что касается второго этапа работы КМП ООН (1979- 1992 гг., Специальный докладчик JI. Диас Гонсалес), то в ходе него основное внимание юристов-международников было направлено на исследование особенностей юридической природы ММПО, изучению и анализу правосубъектности межправительственных организаций, их компетенции, присущих им привилегий и иммунитетов. Рассматривались вопросы правового положения принадлежащих международным организациям собственности и активов, правовые аспекты взаимоотношений межправительственных организаций друг с другом.

Современные международные организации, учитывая их почти полуторавековую эволюцию весьма далеко ушли от своих предшественников международных административных союзов - и существенно отличаются от них как по характеру и объему правосубъектности, компетенции, организационной структуре, функциям, так и с точки зрения их места и роли в существующей системе международных отношений. Именно в рамках ММПО наиболее наглядно проявляются современные интеграционные тенденции (как, например, в рамках ЕС, СНГ, ЕврАзЭС). Более того, некоторые важнейшие международно- правовые документы непосредственно посвящены различным аспектам деятельности межправительственных организаций (Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г., Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и др.).

Правовое положение современных межправительственных организаций отличается значительным разнообразием выполняемых ими функций. К числу таковых можно отнести информационную, кодификационную, оперативную, регулирующую, контрольную, нормотворческую функции. Особое значение имеет также и такая функция ММПО, как поддержание международного мира и безопасности, осуществляемая межправительственными организациями как в универсальном масштабе (ООН), так и на региональном уровне (ОБСЕ, НАТО, ОДКБ и др.).

Существенным фактором, определяющим развитие института межправительственных организаций на современном этапе, является появление на международной арене ММПО, обладающих рядом поистине уникальных особенностей. В первую очередь, здесь необходимо отметить так называемые международные организации с элементами наднациональности (Европейский союз как самый яркий пример, ИКАО, ВОЗ), решения которых, принимаемые к тому же не единогласно, а большинством голосов, являются обязательными для государств-участ- ников. Во-вторых, речь идет и о так называемых межправительственных организациях с коммерческой функцией (Международная организация подвижной спутниковой связи (бывшая ИНМАРСАТ), ИНТЕЛСАТ и др.), цель создания и деятельности которых состоит не только в том, чтобы обеспечивать межгосударственное сотрудничество в определенной сфере, но также в осуществлении самостоятельной хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Отличительной особенностью современного этапа развития международных отношений является существенное увеличение количества и повышение роли на международной арене неправительственных международных организаций, создаваемых национальными общественными объединениями (организациями) и частными лицами разных стран. Цель их деятельности - содействие международному сотрудничеству в самых разнообразных областях (политической, экономической, социальной, культурной, научно-технической и т.д.).

Длительное время в доктрине международного права господствовала точка зрения о том, что неправительственные организации не обладают качеством международной правосубъектности и, следовательно, не могут являться полноценными участниками международного общения. Однако в настоящее время, в условиях неуклонного расширения объема предоставляемых им полномочий, причем в самых разнообразных сферах международной жизни, такая позиция, как представляется, не соответствует реальному положению дел. Многие международные неправительственные организации имеют соответствующие соглашения с межправительственными организациями о предоставлении консультативного статуса, предусматривающие наделение неправительственных организаций определенными правами и обязанностями в международном плане. Многие межправительственные организации оказывают материальную и техническую помощь неправительственным, тем самым признавая их де-факто в качестве партнеров на международной арене. Наконец, к неправительственным организациям в случае нарушения ими норм общего международного права могут применяться международно-правовые санкции. Все это свидетельствует о том, что в настоящее время наблюдается процесс постепенного становления международной правосубъектности неправительственных организаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современной системе международных отношений международные организации играют чрезвычайно важную роль. Они являются одной из важнейших правовых форм межгосударственного сотрудничества, и их влияние на формирование и развитие мировых процессов с течением времени будет только возрастать.

1.2 Юридическая природа, организационная структура и компетенция международных межправительственных организаций


Современные международные межправительственные организации, оставаясь производными субъектами международного права, тем не менее, наряду с суверенными странами являются главными действующими лицами (акторами) на международной арене. Вместе с тем ММПО как субъекты международного права не тождественны государствам, их создавшим. Международные организации имеют собственную волю и объем полномочий, необходимые для выполнения их функций. Они могут заключать международные договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, пользуются в государствах привилегиями и иммунитетами, близкими по своему характеру и объему к дипломатическим, обладают правом представительства (как активного, так и пассивного), могут возбуждать дела в судах. В случае нарушения международно- правовых норм или возложенных на них международных обязательств, а также при причинении ущерба другим субъектам (государствам, иным международным организациям) ММПО будут нести международно-правовую ответственность.

Правосубъектность межправительственной организации, безусловно, зависит от волеизъявления создавших ее государств - как первичных (основных) субъектов международного права. Тем не менее в отличие от государств, которые располагают одинаковой - универсальной - правосубъектностью, межправительственные организации обладают различными как по объему, так и по содержанию правами и обязанностями, круг которых, как правило, четко зафиксирован в их учредительных актах (уставах). Иными словами, обладание таким качеством, как международная правосубъектность, не означает уравнивания всех ММПО друг с другом в правовом положении.

Учреждение в соответствии с международным правом является ключевым признаком, определяющим юридическую природу межправительственной организации. При этом в подавляющем большинстве случаев речь идет о многостороннем межгосударственном договоре особого рода, выступающем в качестве учредительного акта организации. «Особый» статус такого международного договора обусловлен тем, что в нем помимо традиционных взаимных прав и обязанностей государств-уча- стников также фиксируются иные важные моменты (права и обязанности создаваемой международной организации, ее структура и т.п.). Довольно часто подобный межгосударственный договор имеет форму устава (статута) межправительственной организации (Статут Лиги Наций 1919 г., Устав ООН 1945 г., Устав Совета Европы 1949 г., Устав СНГ 1993 г., Статут Международного уголовного суда 1998 г. и др.).

Вместе с тем необходимо отметить, что в практике международных отношений имеют место случаи, хотя и весьма редкие, отсутствия договорной основы у межправительственной организации (ЮНИДО, ОБСЕ, Северный совет).

Следующий важный атрибут любой межправительственной организации - наличие у нее определенных целей, которые, во-первых, не должны вступать в противоречие с существующими международно-правовыми предписаниями, а во-вто- рых, должны иметь самостоятельный, автономный характер, т.е. являться отличными от целей государств-учредителей. Именно от целей конкретной организации, четко фиксируемых в ее учредительном акте, во многом зависит структура и компетенция межправительственной организации.

Характерной тенденцией последнего времени является значительное усложнение организационной структуры межправительственных организаций. В отличие от своих предшественниц, располагавших одним или, максимум, двумя органами, современные ММПО достаточно часто имеют четыре и более самостоятельных организационных звена.

Прежде всего, это главные (высшие) органы (ассамблея, генеральная ассамблея, конференция государств-участников и т.п.), функционирующие на сессионной (пленарной) основе, к компетенции которых относится принятие решений по наиболее важным вопросам деятельности международных организаций. Данный орган не является выборным. В его работе вправе участвовать представители всех государств - членов организации.

Отличительной особенностью главных (высших) органов межправительственных организаций является то, что при принятии ими решений используемся принцип суверенного равенства государств - членов организации (одно государство - один голос), и то, что такой орган в каждой организации только один (за исключением ООН, шесть органов которой имеют в соответствии с ее Уставом статус главных: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Секретариат и Международный Суд).

Во-вторых, ММПО имеют исполнительные органы (совет, исполнительный совет, директорат, исполнительный комитет и т.п.), отвечающие за принятие международными организациями оперативных решений и фактически исполняющие все основные функции организаций в период между сессиями (заседаниями) их главных органов. Данные органы могут быть как постоянно действующими, так и функционировать на сессионной основе. При этом в подавляющем большинстве случаев они являются выборными, т.е. органами ограниченного состава.

Формирование исполнительных органов международных организаций может осуществляться на основе различных принципов (критериев), в числе которых наибольшее распространение получили следующие: справедливое географическое представительство, учет специфических интересов (политических, экономических, тендерных и т.п.), размер финансового вклада и др.

В-третьих, это административные органы (секретариаты), занимающиеся обслуживанием деятельности главных и исполнительных органов ММПО (подготовка и публикация документов организации, предварительное формирование повестки дня заседаний ее главных и исполнительных органов т.п.). Их отличительной особенностью является то, что они не имеют представительского характера, т.е. формируются не из представителей государств- членов организации, а из международных служащих (так называемый персонал международной организации), выступающих в личном качестве. Административные органы межправительственных организаций являются постоянно действующими. Лицо, возглавляющее секретариат, как правило, является высшим административным должностным лицом организации.

В-четвертых, это вспомогательные органы (комиссии, комитеты, подкомиссии, подкомитеты и т.п.), учреждаемые, как правило, для предварительной проработки и изучения тех или иных вопросов. Они могут создаваться как на постоянной, так и на временной основе. Четких правил относительно их количества и компетенции не существует: как правило, главные, исполнительные и административные органы международных организаций самостоятельно решают вопрос о целесообразности учреждения себе в помощь того или иного вспомогательного органа.

Наконец, некоторые межправительственные организации имеют в своем составе судебные органы (международные суды, трибуналы и т.п.), занимающиеся разрешением споров с участием государств - членов международной организации, третьих стран, а в некоторых случаях и с участием персонала ММПО. Наиболее известные из них - Международный Суд ООН, Экономический Суд СНГ, Суд ЕС, Административный трибунал МОТ и др.

Еще одной отличительной особенностью современных межправительственных организаций является весьма существенное расширение сферы их компетенции. При этом общепризнанным на сегодняшний день является лишь то, что компетенция международной организации носит специальный характер, ибо определяется необходимостью осуществления ее функций и достижения поставленных при ее учреждении целей.

Традиционно выделяют два основных вида компетенции, которые присущи ММПО и всегда зафиксированы в ее уставе: предметная (круг вопросов, которыми занимается организация) и юрисдикционная (юридическая сила решений, принимаемых международной организацией по вопросам предметной компетенции).

Между тем все большую поддержку в среде ученых и специалистов получает точка зрения, согласно которой межправительственной организации могут быть присущи и иные виды компетенции, которые прямо не предусмотрены в ее уставе, но вытекают из природы и целей самой организации (т.н. «имманентная» компетенция) либо исходя из толкования отдельных положений ее устава (т.н. «подразумеваемая» компетенция). Стоит отметить, что данная точка зрения уже не носит исключительно доктринальный характер, ибо нашла свое подтверждение также и в ряде решений Международного Суда ООН, принятых им, например, в 1949 и 1962 гг.

Значительное своеобразие современным межправительственным организациям придает и существующий в их рамках институт международной ответственности. Речь идет о реальной возможности применения санкций со стороны международной организации к государствам-членам, нарушающим международно-правовые нормы либо возложенные на них в соответствии с уставом обязательства. Следует также отметить, что санкции международных организаций могут применяться к государствам за нарушение как материальных, так и процессуальных международно-правовых норм. В первом случае санкции могут выразиться в приостановлении права голоса, технической помощи, членства и даже в исключении из организации. В случае нарушения процессуальных норм (внутренних правил процедуры ММПО) виновные в этом государства могут быть лишены права голоса и права на подписание заключительного акта, их представителям может быть сделано замечание, а также ограничено время выступления при обсуждении тех или иных вопросов.

Значительные изменения за время существования межправительственных организаций претерпела и процедура принятия ими решений. Между тем, как справедливо указывает А.В. Куликов, довольно часто «авторитет как самой организации, так и ее конкретных решений, а также степень их юридической и моральной обязанности, определяется процедурой их выработки и принятия». Первым с точки зрения времени появления стал способ принятия решений, в основу которого был положен принцип единогласия (абсолютного и относительного). Именно на основе этого метода принимались решения в большинстве международных административных союзов, а также в Лиге Наций.

В последующем, столкнувшись с неэффективностью данного принципа, государства постепенно перешли к мажоритарному методу принятия решений (т.е. на основе большинства голосов).

Кроме того, известны и в настоящее время широко применяются на практике такие методы принятия решений в рамках международных организаций, как консенсуалъный (без проведения голосования), появившийся лишь во второй половине XX в., а также принятие решений взвешенным голосованием, когда количество голосов, принадлежащих тому или иному государству, напрямую зависит от величины его финансового вклада в организацию.

Институт членства - еще один атрибут ММПО, придающий специфику их юридической природе и отличающий межправительственные организации как субъектов международного права от суверенных и независимых государств, в рамках которых ничего подобного не существует. По сути, институт членства представляет собой особую правовую конструкцию (связь), фиксирующую «принадлежность» государства к ММПО, их (т.е. международной организации и ее государства-члена) взаимные права и обязанности.

Принимая во внимание добровольный характер участия любого государства в той или иной межправительственной организации, принятие в члены и прекращение членства в ММПО осуществляются на основании соответствующего волеизъявления государства. Один из самых свежих примеров добровольного прекращения членства государства в международной организации - выход Грузии из СНГ в 2009 г. Единственным поводом для принудительного прекращения членства государства в международной организации является исключение государства из ММПО в связи с совершением им международного правонарушения, выразившегося, например, в нарушении государством - членом организации основных принципов, закрепленных в ее уставе, обязательств, относящихся к специальным сферам деятельности, финансовых обязательств перед организацией и т.п. При этом необходимо, чтобы соответствующая мера ответственности была предусмотрена уставом ММПО.

Принятие государства в члены международной организации может существенным образом отличаться в зависимости от того, к какой разновидности относится данная конкретная организация. В этой связи принято различать межправительственные организации открытого и закрытого типа. Первые отличает то, что вступление государства обусловлено преимущественно его собственным желанием и не предполагает какого-то особого, специфического, многоступенчатого механизма принятия (ООН, Интерпол). Стать членом ММПО закрытого типа, как правило, гораздо сложнее, что обусловлено необходимостью соблюдения определенной процедуры, получения согласия на вступление со стороны других членов организации либо, например, необходимостью удовлетворять тем или иным требованиям (критериям). Яркими примерами подобного рода организации являются ВТО, Европейский союз, Совет Европы и др.

На практике иногда проводят различие между первоначальными и присоединившимися членами международной организации. К первым, в частности, относят государства, принимавшие непосредственное участие в разработке и принятии устава ММПО, а ко вторым - те страны, которые вступили в организацию уже после начала ее деятельности.

Особую правовую конструкцию представляет собой так называемое ассоциированное членство государства в международной организации, специально предусмотренное учредительными актами некоторых ММПО (ЮНЕСКО, Европейский союз и др.). Такое членство рассматривается в качестве своеобразной альтернативы полноправному (полноценному) членству государства в международной организации по причине наличия определенных ограничений в правовом положении ассоциированного члена в части его взаимоотношений с организацией. Как правило, ассоциированным членом ММПО становится государство, которое либо не желает, либо не может по тем или иным причинам стать полноправным членом организации.


.3 Привилегии и иммунитеты международных межправительственных организаций


Для выполнения своих функций и нормальной деятельности международные организации должны располагать определенными привилегиями и иммунитетами, которые обеспечивали бы им независимость от юрисдикции и вмешательства государственной власти страны пребывания. Эти привилегии и иммунитеты определяются многосторонними договорами, двусторонними соглашениями государств и международных организаций, а в определенных случаях и внутригосударственным законодательством отдельных стран. Объем привилегий и иммунитетов для различных международных организаций не одинаков. Наибольшими привилегиями и иммунитетами обладают универсальные межгосударственные организации и среди них - Организация Объединенных Наций.

Привилегии и иммунитеты ООН и ее сотрудников установлены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г., Соглашении между США и ООН о местоположении центральных органов ООН от 26 июня 1947 г., Соглашении между Швейцарией и ООН от 11 июня 1946 г. о статусе органов ООН в Женеве.

ООН по привилегиям и иммунитетам приравнена к дипломатическим представительствам государств; она имеет право на флаг и эмблему. Страна пребывания должна обеспечить неприкосновенность штаб-квартиры ООН, создать условия для нормальной деятельности ООН и ее органов, в частности, не должны чиниться препятствия въезду на территорию ООН и выезду с нее должностных лиц ООН, представителей государств, специализированных организаций и приглашенных органами ООН (экспертов, свидетелей и др.). Недопустимо вмешательство в дела ООН со стороны органов государственной власти страны пребывания. Даже при совершении преступления на территории ООН местные органы власти не могут производить уголовно-процессуальные действия (аресты, обыски, выемки и т.д.) без согласия Генерального секретаря ООН. В свою очередь ООН и ее сотрудники должны уважать законы страны пребывания и не вмешиваться в ее внутренние дела.

Генеральный секретарь ООН, все его заместители, а также представители ООН в других регионах и отдельных государствах обладают в полном объеме привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми дипломатическим представителям государств. Дипломатические привилегии и иммунитеты распространяются на членов семей указанных лиц. Для остальных должностных лиц ООН в основном применяется функциональный иммунитет, то есть они пользуются отдельными привилегиями и иммунитетами во время выполнения служебных обязанностей. Генеральный секретарь ООН имеет право отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, в случаях, когда иммунитет препятствует правосудию и отказ от него не наносит ущерба ООН. В отношении Генерального секретаря ООН право отказа от иммунитета принадлежит Совету Безопасности ООН (ст. 20 Конвенции 1946 г.).

Привилегии и иммунитеты специализированных учреждений ООН и их сотрудников, согласно Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г., такие же, какими обладают ООН и представители государств в ООН.

В полном объеме привилегиями и иммунитетами пользуются высшие должностные лица специализированных учреждений: генеральные директоры, их заместители, ответственные секретари, а также члены их семей. Другие должностные лица имеют несколько ограниченные привилегии и иммунитеты.

Между специализированным учреждением и государством, на территории которого оно расположено, заключаются соглашения о взаимных правах и обязанностях. Известны соглашения между МОТ, ВОЗ, ВМО, МСЭ, ВПС, ВОИС и Швейцарией и др. Эти соглашения, как правило, расширяют круг должностных лиц специализированных учреждений, на которые распространяются дипломатические привилегии и иммунитеты.

Помимо ООН и ее специализированных учреждений отдельными (самостоятельными) международными договорами урегулированы вопросы привилегий и иммунитетов ряда иных межправительственных организаций и органов. В их числе можно отметить следующие: Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г., Соглашение о привилегиях и иммунитетах Международного агентства по атомной энергии 1959 г., Соглашение о привилегиях и иммунитетах Международного трибунала по морскому праву 1997 г., Протокол о привилегиях и иммунитетах Международного органа по

морскому дну 1998 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах ЕврАзЭС 2001 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества 2004 г. и др.

межправительственный организация правотворческий

1.4 Правотворческая деятельность международных межправительственных организаций


Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. В настоящее время широко признается положение о наличии двух составляющих правотворческой деятельности международных организаций: непосредственная правотворческая деятельность и участие в правотворческом процессе государств.

При участии в правотворческом процессе государств (такую деятельность также называют квазинормотворческой или вспомогательной функцией) международные организации сами не создают норм международного права, а лишь участвуют в создании международных договоров. Компетенция международных организаций в части осуществления ими вспомогательной функции может быть весьма различной и определяется учредительными актами, другими документами, регламентирующими их деятельность в зависимости от целей и задач организаций.

По способу разработки в теории международного права различают договоры, принятые в рамках международной организации, и договоры, принятые под эгидой международной организации. Их различие заключается в том, что определение содержания правила поведения в первом случае целиком осуществляется в рамках международной организации, а во втором имеет место и в ее органах, и непосредственно на международной конференции, созванной для этого. Причем определяющей тенденцией в настоящее время является то, что разработка договоров, одобрение и принятие их текста все больше сосредотачиваются в рамках международных организаций, что предусматривается их учредительными актами.

В юридической литературе выделяется несколько преимуществ активного использования государствами институционального механизма международных организаций как постоянного форума, вместо эпизодически собирающихся конференций. Во-первых, благодаря постоянному изучению позиций государств по вопросам ее компетенции организация лучше информирована относительно необходимости цодготовки проекта договора. Во-вторых, перманентный процесс взаимодействия и консультаций между представителями стран-членов в организации во многом способствует формированию юридического мотива, а в дальнейшем - выработке предварительного проекта конвенции. В-третьих, важная роль принадлежит секретариатам как органам по изучению проблематики, подготовке и рассылке необходимой документации, а в ряде случаев и по подготовке проекта соглашения. В-четвертых, международные организации имеют возможность привлекать на постоянной или временной основе высококвалифицированных специалистов.

В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может выступать в различных ролях, соответствующих начальным фазам процесса заключения международного договора. Завершающая же фаза правотворческого процесса, или придание согласованным нормам обязательной силы межгосударственного договора, может стать только результатом особо выраженной воли отдельных заинтересованных государств.

В начальных фазах правотворческого процесса международная организация может:

а) быть инициатором, выступающим с предложением о заключении определенного межгосударственного договора;

б) выступить как автор проекта текста подобного договора;

в) созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью согласования текста договора;

г) сама сыграть роль такой конференции, осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем межправительственном органе;

д) выполнять функции депозитария после заключения договора;

е) пользоваться определенными полномочиями в области интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии

В качестве вспомогательной функции международных организаций в нормотворческом процессе государств, несомненно, выступает участие организаций в кодификации международного права. В современной практике и теории международного права уже сложилось широкое понимание кодификации международного права, отражающее ее сущность и назначение. Согласно этому пониманию кодификация международного права представляет собой систематизацию и усовершенствование норм общего международного права, осуществляемые путем установления и точного формулирования содержания действующих норм, пересмотра устаревших норм и разработки новых норм с учетом развития международных отношений. В итоге эти нормы закрепляются в едином внутренне согласованном порядке этих норм в международно-правовом акте, который призван с возможно большей полнотой регулировать определенную область международных отношений в интересах обеспечения миролюбивых отношений и сотрудничества между государствами.

Исторически сложилось два основных типа процесса кодификации: без участия международной межправительственной организации (так называемый ad hoc процесс) и кодификация, проводимая в рамках международной организации.

В современном международном праве наряду с универсальными международными организациями в кодификационном процессе повышается роль региональных межправительственных организаций. Учредительные документы некоторых из них предусматривают осуществление такой деятельности (например, Организация американских государств, Совет Европы и др.).

Специфика реализации вспомогательной функции международных организаций регламентируется их учредительными документами, решениями, принятыми высшими органами организации, Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Согласно ст. 5 данной Конвенции она применяется к любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, и к любому договору, принятому в рамках международной организации, без ущерба для соответствующих правил данной организации. Иными словами, положения Конвенции 1969 г. распространяются на договоры, принятые в рамках международных организаций с учетом правил процедуры, действующих в организации.

Как правило, в рамках международной организации разработкой проекта международного договора занимаются вспомогательные органы, которые традиционно разделяют на постоянно действующие (имеющие постоянный характер, например, Комиссия международного права ООН) и временные, создаваемые для осуществления конкретной задачи по кодификации и подготовке проектов статей или конвенций (например, Специальный комитет ООН об определении агрессии).

В настоящее время в процессе подготовки международных договоров увеличивается роль вспомогательных органов международных организаций. Как показывает практика международных организаций, проекты договоров вносятся на рассмотрение их высших органов только после предварительного согласования таких проектов на уровне вспомогательных органов.

Принятие текста международного договора, составленного в рамках международной организации, происходит согласно правилам голосования, применяемым в том органе, который принимает договор. Уставы некоторых международных организаций (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.) прямо предусматривают процедуру принятия разрабатываемых ими договоров. В уставах других международных организаций об этом ничего не говорится. К ним относится и ООН. Согласно сложившейся в Генеральной Ассамблее практике тексты разработанных в ООН договоров принимаются ею с использованием процедуры голосования, предусмотренной для принятия решений по важным вопросам, т.е. большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании государств - членов ООН (ст. 18 Устава ООН)1.

В нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность региональных международных организаций, также не всегда прямо предусматриваются нормы, касающиеся процедуры принятия международных договоров. К таким организациям относится, например, СНГ. Нормативные документы, регламентирующие деятельность этой организации, содержат лишь отсылочные нормы, касающиеся процедуры принятия международных договоров, заключаемых в рамках СНГ. Так, согласно Правилам процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, принятых Решением Совета глав государств СНГ 9 октября 2009 г., заключение международных договоров в рамках СНГ, их вступление в силу, применение, толкование, внесение изменений, выход из договоров, прекращение и приостановление действия, а также порядок формулирования оговорок осуществляются в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г.

При реализации вспомогательной функции в правотворческом процессе государств международные организации часто осуществляют функции депозитария международных договоров, заключенных в рамках организации. Одной из наиболее важных функций депозитария является учет и хранение международных договоров. Так, согласно ст. 102 Устава ООН «всякий договор и всякое международное соглашение, заключенное любым членом Организации после вступления в силу настоящего Устава, должны быть, при первой возможности, зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы». Договоры и другие международно-правовые документы публикуются Секретариатом ООН в специальных сборниках договоров ООН «United Nations Treaty Series».

Статья 80 Венской конвенции 1969 г. также предусматривает, что договоры после их вступления в силу направляются в Секретариат Организации Объединенных Наций для регистрации или для хранения в делах и занесения в перечень, в зависимости от случая, и для опубликования. Такая же норма отражена и в ст. 81 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

Кроме вспомогательной функции международные организации осуществляют непосредственную правотворческую деятельность, которая включает:

а) заключение межправительственными организациями международных соглашений (так называемое внешнее право международных организаций);

б) принятие решений по вопросам осуществления целей организации (решений, определяющих поведение стран-членов по основным вопросам деятельности организации);

в) принятие решений по внутриорганизационным вопросам или создание внутреннего права (к нему относят нормы, регулирующие функции, структуру и взаимоотношения внутренних подразделений международных организаций, статус и функции их должностных лиц и служащих, а также нормы, содержащиеся в решениях относительно внутренней жизни организации или ее органа).

Исходя из субъектного состава выделяют две категории договоров с участием международных организаций:

договоры, заключаемые международными организациями друг с другом;

договоры, заключаемые международными организациями с государствами.

Механизм заключения международных договоров международными организациями с другими субъектами международного права определен в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. и включает несколько стадий (составление и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора, выражение согласия на обязательность договора). В Конвенции 1986 г. установлено, что правоспособность международной организации заключать договоры регулируется соответствующими правилами этой организации. В ст. 2 раскрывается понятие «правила организации», которые, в частности, включают учредительные акты организации, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику организации.

Анализ учредительных актов международных организаций свидетельствует, что договорная правоспособность закрепляется в них, как правило, двумя способами: либо в общем положении, предусматривающем право заключать любые договоры, способствующие выполнению задач организации (например, ст. 65 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.), либо в специальном положении или положениях, определяющих возможность заключения организацией определенных категорий соглашений (например, ст. 43 и 63 Устава ООН) и с определенными сторонами (с любыми государствами или только с государствами-членами, с любыми международными организациями или только с некоторыми из них).

Вместе с тем учредительные документы некоторых международных организаций не содержат специальных положений, предусматривающих право организации заключать любые договоры, способствующие выполнению задач организации. Например, учредительные документы Содружества Независимых Государств не содержат специальных положений, предусматривающих право данной организации заключать любые договоры, способствующие выполнению ее задач. В то же время Устав СНГ допускает возможность заключения соглашений об ассоциированном членстве. Так, на основании решения Совета глав государств СНГ к Содружеству в качестве ассоциированного члена может присоединиться государство, желающее участвовать в отдельных видах его деятельности, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве (ст. 8 Устава Содружества).

Кроме того, договорная правоспособность СНГ реализуется в соответствии с отдельными решениями государств-участников. Наряду с этим некоторые органы Содружества (например, Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ) обладают правом заключения международных договоров в соответствии с их учредительными документами.

Изучение практики непосредственной правотворческой деятельности международных организаций показывает, что наряду с заключением международных соглашений они принимают большое количество решений, затрагивающих разнообразные сферы их деятельности.

В международно-правовой литературе решение международной организации определяется как согласованное волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации. При этом термин «решение» имеет общее значение. В уставах международных организаций обычно раскрывается его понятие и избирается конкретная правовая форма: рекомендация, решение, резолюция, заключение и т. п.

Юридическая сила решений международных организаций определяется документами, регламентирующими их деятельность, они могут иметь как обязательный, так и рекомендательный характер.


Список использованных источников


1. Абашидзе, А.Х. Неправительственные организации: международно правовые аспекты: учеб. пособие А.Х. Абашидзе, Д.А. Урсин. - М., 2002.

. Ашавский, Б.М. Межправительственные конференции: международно правовые вопросы / Б.М. Ашавский. - М., 1980.

. Зайцева, О.Г. Международные организации: принятие решений / О.Г. Зайцева. - М., 1989.

. Капустин, А.Я. Международные организации в глобализующемся мире: монография / А.Я. Капустин. - М., 2010.

. Кривчикова, Э.С. Основы теории права международных организаций / Э.С. Кривчикова. - М., 1979.

. Крылов, Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций Н.Б. Крылов. - М., 1988.

. Кузнецова, Е.В. Международные неправительственные организации: правовые вопросы: учеб. пособие Е.В. Кузнецова. - Минск, 2008.

.Маргиев, В. И. Внутреннее право международных организаций / В.И. Маргиев. - Владикавказ, 1995.

. Международные организации под ред. И.П. Блищенко. - М., 1994.

. Моравецкий, В. Функции международной организации В. Моравецкий. М., 1976.

. Морозов, Г. И. Международные организации: некоторые вопросы теории Г.И. Морозов. - М., 1974.

. Шибаева, Е.А. Право международных организаций: вопросы теории / Е.А. Шибаева. - М., 1986.

. Шибаева, Е.А. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций Е.А. Шибаева, М. Поточный. - М., 1988.


Теги: История создания и деятельность международных организаций  Диплом  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 17414
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: История создания и деятельность международных организаций
Назад