Внешняя торговля и внешнеторговая политика государства

Содержание

внешняя торговля политика государство

Введение

. Теоретические аспекты внешней торговли и внешнеторговой политики государства

.1 Сущность и основные положения внешней торговли и внешнеторговая политика государства

.2 Методы и направления государственного регулирования внешнеторговой политики

. Анализ внешнеторговой политики Российской Федерации

.1 Внешнеторговая политика РФ: развитие и современное состояние

.2 Анализ современной статистики внешней торговли РФ

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Актуальность работы обуславливается тем, что внешнеторговая политика любого государства представляет собой важнейшую составную часть общеэкономического курса правительства, а в более узком плане - одну из сфер бюджетно-налоговой деятельности, связанную с регулированием объёмов, товарной структуры и географической направленности экспортно-импортных товаропотоков.

Внешнеэкономическая деятельность является одним из главных направлений развития многих современных государств, источником товаров, производство которых невозможно внутри страны, также доходов от экспортно-импортных операций. Для многих стран, где по определённым причинам отсутствуют производственные процессы, ВЭД - единственный способ обеспечения себя необходимыми товарами,

Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность, связанная с товарообменом между партнерами, находящимися в разных странах.

Объект работы - международные торговые взаимоотношения государств.

Предмет работы - международная торговля государств.

Цель работы - изучить теоретические и практические аспекты, связанные с внешней торговлей и внешнеторговой политикой.

Задачи работы:

. Раскрыть сущность и основные понятии внешней торговли и внешнеторговая политика государства

. Изучить методы и направления государственного регулирование внешнеторговой политики

. Проанализировать внешнеторговую политику РФ.

. Проанализировать современную статистику внешней торговли РФ.

Структура работы включает в себя введение, главы «Теоретические аспекты внешняя торговля и внешнеторговая политика государства» содержащей в себе теоретическую часть и главы «Анализ внешнеторговой политики Российской Федерации» содержащую практическую часть, заключение и список литературы.

Библиографический список сформирован из научных и учебных трудов таких авторов как Агапова Т.А., Батюк А.И, Задоя А.А., Ивашковский С.Н., Кухарская Н.Т., Петруня Ю.Е., Семенов К.А., Серёгина С.Ф. Кроме того использованы публикации таких авторов как Анисимов С.А., Коверкова А.П., Кравченко А.В., Литвиненко А.В. Так же были использованы ресурсы электронной энциклопедии «Википедия» и официального сайта Федеральной Таможенной Службы РФ.

1. Теоретические аспекты внешней торговли и внешнеторговой политики государства


.1 Сущность и основные положения внешней торговли и внешнеторговая политика государства


Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. В.т. страны регулируется государством.

Экспорт (англ. export, от лат. exporto - выношу, вывожу), вывоз товаров и услуг за границу для реализации их на внешнем рынке.

Импорт (от лат. importo - ввозить, привозить, вводить) - ввоз в страну товаров, работ, услуг результатов интеллектуальной деятельности и т. п. на таможенную территорию страны из-за границы без обязательств про обратный вывоз. Внешнеторговая политика - составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т.п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.

Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В «чистом виде» их можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.

Разновидности внешнеторговой политики.

Протекционизм - система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран - торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Протекционизм (фр. protectionisme, от лат. protectio защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм связан с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «…вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)».

Характер протекционизма и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления капитала и зарождения капиталистических отношений теоретиками и практиками протекционизма стали меркантилисты, которые требовали у государственной власти защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции. Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России - впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком протекционизма (Континентальная блокада 1806-14 гг.) наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Великобританией. Для эпохи домонополистического капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Великобритании, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли» Фритредерство. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель - завоевание внешних рынков. Получение монопольных прибылей внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.

Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, раздел и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного протекционизма является аграрный протекционизм (возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в.), защищающий интересы национальных монополий.

Развитие процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» протекционизма, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка» Европейское экономическое сообщество. Особенность современного протекционизма - приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире.

Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.

Основные направления протекционизма:

-Селективный протекционизм - защита внутреннего рынка от конкретного вида товара, или от конкретного государства;

-Отраслевой протекционизм - защита отрасли производства;

-Коллективный протекционизм - взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз;

-Скрытый протекционизм - нетаможенные методы протекционизма.

Свобода торговли - внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.

Как правило, правительства стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

Тарифный метод основан на использовании таможенных пошлин. Таможенная пошлина - это взимаемый государственными таможенными органами при ввозе товара на территорию данной страны или вывозе товара с этой территории обязательный взнос, являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Таможенные пошлины устанавливаются в виде твердой ставки за единицу товара (например, 2000 руб. за тонну) или в виде процента к цене товара. Таможенные пошлины могут быть:

-дифференциальные - разные ставки на одинаковые товары;

-преференциальные - устанавливаемые для всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяемые на товары прочих стран;

-покровительственные, устанавливаемые на отдельные товары с целью затруднить проникновение этих товаров на внутренний рынок. Разновидностью покровительственных пошлин являются антидемпинговые пошлины, которые применяются в том случае, если импортер продает на внешнем рынке товар по ценам, ниже действующих на внутреннем рынке.

По объекту обложения различают импортные и экспортные пошлины. Первые взимаются при выпуске импортных товаров на внутренний рынок, вторые - при выпуске товара за пределы государственных границ.

Последствие введения таможенных пошлин двояко. С одной стороны, они способствуют поддержанию отечественного производства, созданию рабочих мест, обеспечению национальной безопасности. Тариф всегда выгоден производителям отечественных товаров, конкурирующих с иностранными. С другой стороны, введение таможенных пошлин приводит к повышению цен и снижению импорта товаров, на которые эти пошлины распространяются. Введение тарифных барьеров вызывает ответную реакцию других стран, объемы мировой торговли сокращаются, что ведет к менее эффективному использованию мировых ресурсов.

Наряду с тарифными методами регулирования внешней торговли широко используются другие, нетарифные методы, которые представляют собой административное регулирование внешней торговли путем:

-квотирования экспорта-импорта - установления в количественном или стоимостном выражении предельного объема (квот) на ввоз или вывоз товаров;

-введения государственной монополии на торговлю определенными товарами;

-лицензирования - требования получения от государственных органов разрешения на импорт или экспорт товаров в установленном количестве за определенный промежуток времени;

-добровольного ограничения экспорта - принятие экспортером обязательства ограничить или не расширять объем экспорта;

-введения технических и санитарных стандартов;

-налогообложения импортной продукции.

-выдачи субсидий - денежных выплат, направленных на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии часто принимают форму кредитов, выдаваемых государственными банками под процент ниже рыночного.

Хотя позиции протекционизма в современном мире довольно устойчивы, либерализация торговли на основе интеграционных процессов, предполагающих создание таможенных союзов, зон свободной торговли, является основным направлением развития торговли в современных условиях. «...Беспрепятственно осуществляемая торговля способствует взаимовыгодному международному разделению труда, в большей степени увеличивает потенциально реальный национальный продукт всех стран и создает возможность повышения уровня жизни на всем земном шаре», - писал Самуэльсон.

Таким образом, внешнеторговая политика государства - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основные цели внешнеторговой политики: изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда; изменение объема экспорта и импорта; изменение структуры внешней торговли; обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.д.); изменение соотношения экспортных и импортных цен. Существуют два основных направления внешнеторговой политики: политика свободной торговли (либерализм или фритредерство); протекционизм.


1.2 Методы и направления государственного регулирования внешнеторговой политики


Рассмотрим основные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами и соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлении и решении правительства.

Применительно к международной торговле как главному объекту регулирования правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами, законами и иными нормативными правовыми актами страны посредством:

) таможенно-тарифного регулирования;

) нетарифного регулирования;

) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

Внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ).

) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных законами.

Экономические методы регулирования.

К методам экономического характера относят различные налоги и сборы, особые виды таможенных пошлин, меры валютного регулирования, субсидии и другие.

Практически во всех странах применяется пограничное налогообложение товаров. Его целью является в первую очередь создание одинакового налогового режима для одних и тех же товаров иностранного и отечественного производства. К таким мерам относится применение акцизного сбора, других уравнительных налогов и сборов, в том числе лицензионного сбора, сбора за регистрацию.

К мерам валютного и финансового характера относятся различные ограничения на расходования иностранной валюты: множественность валютных курсов, налоги при операциях с иностранной валютой, беспроцентный залог. Под множественностью валютных курсов подразумевается установление дифференцированного курса пересчета национальной валюты в иностранную в зависимости от рода сделки, партнера или товара. В ряде развивающихся государств налоги при операциях с иностранной валютой составляют 50-60% от стоимости ввозимых товаров.

Государство для защиты своих производителей не только ограничивает импорт, но и поощряет в форме субсидий отечественных экспортеров. Экспортные субсидии могут быть в формах прямых дотаций, льготного налогообложения, льготного кредита.

В развитых странах широкое применение находят антидемпинговые меры в форме взимания с импортных товаров дополнительных высоких пошлин.

Демпинг определяется как продажа товара по ценам ниже издержек производства. Международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже мировой или ниже внутренней. Выявление демпинга выступает причиной наложения карательной антидемпинговой пошлины, которая несколько раз превышает обычную.

Главным недостатком ценовых или стоимостных методов регулирования остается их косвенное воздействие на национальную экономику. Часто иностранные экспортеры идут на их выплату за счет понижения собственной прибыли. При импорте товара с низкой эластичностью экономические барьеры могут и не повлиять на уровень импорта. Это приводит к более широкому использованию методов административного регулирования внешней торговли.

Административные методы регулирования.

Из всех нетарифных административных барьеров наибольшее распространение получила квота. Квота представляет собой ограничение производства продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны, которое действует в течении некоторого периода.

В мировой практике используются индивидуальные, тарифные, глобальные и другие виды квот.

Индивидуальные квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам . различают пропорциональную квоту, которая определяется по доле каждой страны в импорте за базовый период, и двухстороннюю квоту, предоставляемую в обмен на встречные торговые уступки или политические обязательства другой страны.

Тарифные квоты предусматривают поставку определенного количестве товара в обычном режиме, а для поставки сверх этого количества устанавливается более жесткий тариф. Например, Япония установила тарифные квоты на мясной скот , сыр, кукурузу, солод, первичный спирт.

Глобальные квоты устанавливают размер общего количества импорта товара на определенный период без распределения его между странами-поставщиками, что позволяет избирательно подходить к выбору страны-поставщика.

Рассматривая действие импортной квоты и таможенного тарифа, можно отметить, что их воздействие на уровень благосостоянии страны в целом идентично. Однако главное отличие их в том, что при введении импортной квоты происходит замена рыночного механизма административным регулированием, в то время как при введении тарифа рыночный механизм лишь корректируется.

Одним из сравнительно новых видов нетарифных мер стало добровольное самоограничение экспорта, практикуемое развитыми странами для сдерживания импорта. Хотя внешне такая форма ограничения торговли представляется добровольной, она является результатом давлением страны-импортера. «Добровольное» самоограничение экспорта осуществляется, как правило, под угрозой применение жестких протекционистских санкций, в результате которых страна-экспортер может потерять большую часть национального рынка.

Рассмотрим механизм экспортного и импортного регулирования.

Экспорт - вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезённые в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

Импорт - ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезённые товары, предназначенные для потребления в народном хозяйстве страны, для реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте. К реэкспортным товарам относятся товары, ввезённые в страну, а затем вывезенные за границу без переработки

В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины. Экспорт из и импорт в осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях правительством в целях:

-обеспечения национальной безопасности страны;

-выполнения международных обязательств с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

-защиты внутреннего рынка страны.

Постановления о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот и выдача лицензии при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:

-соблюдение общественной морали и правопорядка;

-охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

-сохранение культурного наследия народов;

-защиту культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на них;

-необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

-обеспечение национальной безопасности;

-защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса;

-выполнение международных обязательств.

Ввозимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в стране.

На отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия. Перечни таких товаров определяются законами страны.

Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и (или) импорту товаров. Лицензии выдаются органом исполнительной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров на основе принципов не дискриминации и добросовестной коммерческой практики.

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона.

Приграничная торговля осуществляется между лицами данной страны, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории этой страны, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождение (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах с определьными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах существующей приграничной территории.

Рассмотрим вопрос содействие развитию внешнеторговой деятельности и её стимулирование.

Эффективность государственного регулирования ВЭД во многом обеспечивается за счет выработки обоснованной внешнеэкономической стратегии с всесторонним учетом интересов и возможностей страны на отдельных этапах ее развития и на перспективу.

В качестве главной цели внешнеэкономической политики должно быть провозглашено активное участие страны в создании и развитии нового международного экономического порядка. Речь идет о выработке международных правил, способствующих глобализации деловой активности и размыванию экономических границ; формировании новых норм движения капитала и зарубежных инвестиций, технологий; защите прав интеллектуальной собственности; гармонизации стандартов. Большое значение придается таким вопросам, как усиление координации макроэкономической и валютно-финансовой политики развитых стран, укрепление международной экономической системы, урегулирование внешнеторговых дисбалансов, поддержка развивающихся экономик.

Большую роль играют экономические рычаги регулирования ВЭД.

Развитию ВЭД способствует развитая система государственного страхования торговли и инвестиций.

Государство выступает также организатором системы обслуживания внешнеэкономических связей и финансирует эту деятельность из бюджетных средств. Данная система носит разветвленный характер, охватывая такие сферы деятельности, как сбор и анализ маркетинговой информации, оказание информационно-консультационных услуг, организация рекламно-выставочной работы. Она содействует повышению эффективности ВЭД, приобщению к ней новых участников.

Важным направлением государственного участия во ВЭД является информационное обеспечение коммерческой работы, сбор и анализ зарубежной коммерческой информации.

Эффективность внешнеэкономического комплекса в значительной мере зависит от прочности институциональных основ ВЭД. В системе органов государственного управления этой сферой можно выделить административные, координационные и консультативные.

Среди государственных административных органов особое место занимает Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), которое разрабатывает и координирует промышленную и внешнеторговую политику страны. МВТП обеспечивает развитие торговых отношений с зарубежными странами, решает связанные с внешней торговлей валютные вопросы, содействует производству экспортных товаров, устанавливает квоты на импорт лицензируемых товаров, выдает разрешения на импорт, определяет соответствующие правила торговли.

Данное министерство играет ключевую роль в планировании и структурной перестройке экономики в сторону приоритетного развития внутреннего рынка, высокотехнологичных и непроизводственных отраслей, увеличения экспорта при одновременном росте зарубежных инвестиций, расширения производства за рубежом, создания конкурентоспособной информационноемкой экономики, сокращения внешнеторгового дисбаланса и уменьшения зависимости от импорта сырьевых товаров и энергоресурсов.

Содействие развитию внешнеторговой политики заключается в следующем:

-усиление государственного участия в определении и реализации целей, приоритетов, основных направлений структурной политики, ее тесной увязке с внешнеэкономическим регулированием;

-укрепление законодательной и нормативно-правовой основы государственного регулирования ВЭД;

-укрепление институциональных основ государственного регулирования ВЭД. В частности, было бы оправданным создать вместо многочисленных и нередко дублирующих друг друга правительственных и межведомственных комиссий по различным вопросам ВЭД одной правительственной комиссии или совета по внешнеэкономическим связям во главе с премьером или первым вице-премьером. Задача этого органа - координация деятельности всех российских министерств и ведомств, занимающихся отдельными областями ВЭД;

-формирование общегосударственной системы информационного обеспечения внешнеторговой деятельности, финансируемой за счет средств государственного бюджета (возможно, с привлечением ресурсов предпринимательских структур) и управляемой специальным уполномоченным органом. Необходимое условие эффективного функционирования такой системы - создание широкой сети информационно-консультативных служб;

-выработка и практическое использование механизмов кредитования экспорта, предоставления государственных гарантийных обязательств, страхования торговли и инвестиций от коммерческих и политических рисков.

Таким образом, последовательность и согласованность реализации торгово-экономической политики в значительной мере обеспечивается за счет тесной межведомственной координации правительственных органов.

2. Анализ внешнеторговой политики Российской Федерации


2.1 Внешнеторговая политика РФ: развитие и современное состояние


Как известно, в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы. Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее - Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты - через Внешэкономбанк СССР.

Постепенное реформирование внешнеэкономической деятельности начинается с 1986г. Были расширены права государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80х годов начали получать право непосредственного выхода на внешний рынок производители экспортной продукции.

Отказ от государственной монополии внешней торговли позволил всем субъектам хозяйства России свободно выходить на мировые рынки. Первоначально для этого требовалась регистрация предприятия как участника внешнеэкономической деятельности в органах Министерства внешнеэкономических связей на местах (в области, крае, автономной республике). В настоящее время любое предприятие может свободно участвовать во внешнеторговых операциях.

Однако отказ от государственной монополии внешней торговли породил серьезные проблемы. Расширился бесконтрольный вывоз стратегически важных сырьевых товаров. Нахлынула волна импортных товаров, часто низкого качества. Возникла проблема утечки валюты.

В этих условиях необходимо было сформировать новые экономические и административные структуры по регулированию внешней торговли. Разработать и внедрить в практику эффективные методы внешнеторговой политики.

В 1993 г. в России принят Закон "О таможенном тарифе" и "Таможенный кодекс". В Законе о таможенном тарифе установлен порядок определения таможенной стоимости товаров, импортируемых в Россию. Существует 5 методов определения таможенной стоимости импортируемого товара:

) оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод);

) по цене сделки с идентичными товарами;

) по цене сделки с однородными товарами;

) на основе вычитания стоимости (на основе цены единицы товара, продаваемого в России);

) на основе сложения стоимости (оценка расходов российского экспортера товара того же вида). Могут быть случаи, когда указанные 5 методов не могут быть использованы. Тогда таможенные органы оценивают стоимость с учетом мировой таможенной практики. Кроме определения таможенной стоимости товара, важным разделом Закона о таможенном тарифе является порядок определения страны происхождения товара. А также указаны возможные тарифные льготы и порядок их предоставления.

Базовые ставки импортных пошлин применяются к товарам из стран или их союзов, пользующихся в России режимом наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Взаимное предоставление РНБ с Россией имеют более 120 стран и Европейский Союз. На товары, происходящие из стран и их союзов, не пользующихся РНБ в торговле с Россией, применяются удвоенные станки базовых импортных пошлин.

Специальный режим таможенных пошлин применяется в отношении товаров из развивающихся стран. В отношении этих стран применяются базовые ставки, уменьшенные в 2 раза. В число таких стран входят крупные торговые партнеры России Китай, Индия. Товары из наименее развитых стран (их список включает 47 государств) вообще не облагаются таможенной пошлиной.

Кроме тарифных методов, Россия применяет квотирование и лицензионный порядок экспорта и импорта определенных товаров. Нетарифные методы распространяются на все страны, включая страны СНГ.

Важнейшим шагом на пути формирования цивилизованной внешнеторговой политики является принятие в октябре 1995 г. Закона Poccийской Федерации "О регулировании внешнеторговой деятельности". Он является правовой основой внешнеторговой политики России. Целями этого закона провозглашаются защита экономического суверенитета России, стимулирование развития экономики, обеспечение эффективной интеграции России в мировую экономику. В законе также определены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России. Следует отметить, что одним из принципов является приоритет экономических мер государственного регулирования внешней торговли. Внешнеторговая политика России осуществляется таможенно-тарифными и нетарифными методами. Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются. В Законе также определены активные меры но содействию развитию внешнеторговой деятельности. В целях стимулирования роста экономики Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации способствуют развитию внешней торговли. В том числе путем осуществления федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности.

Роль внешнеэкономического комплекса в экономике страны в 1993-1997гг. постоянно возрастала.

Рост объемов внешней торговли, и прежде всего экспорта, явился одним из важнейших факторов замедления падения ВВП.

Внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной торговли) возрос с 95,2 млрд. долларов в 1993г. до 126,6 млрд. долларов в 1997г., или на 33%, в том числе оборот со странами дольнего зарубежья возрос за этот период на 39% - до 98,8 млрд. долларов, со странами ближнего зарубежья (СНГ) - на 15% и составил 27,8 млрд. долларов.

Положительное сальдо торгового баланса по сравнению с 1993г. выросло более чем на 43% и достигло 33,2 млрд. долларов, причем практически целиком за счет стран дальнего зарубежья.

Во внешнеторговом обороте России в 1997г. на страны дальнего зарубежья приходилось 75%, в 1997г. - 78%, на страны СНГ - 25% и 22% соответственно.

Экспорт России вырос за этот период с 59,2 млрд. долларов до 79,9 млрд. долларов, или на 35%, при этом в дальнее зарубежье он возрос с 44,3 млрд. долларов до 65,7 млрд. долларов (+48,2%), в ближнее - сократился с 14,9 млрд. долларов до 14,2 млрд. долларов (-4,3%). В результате этого доля стран дальнего зарубежья в общем объеме экспорта России возросла с 74,9% в 1993г. до 82,2% в 1997г., а стран СНГ - сократилась с 25,1% до 17,8%.

Анализ географии экспортных поставок свидетельствует об ориентации российских участников ВЭД в основном на промышленно развитые страны. В течении последних лет существенных изменений в географическом распределении экспорта по регионам дальнего зарубежья не наблюдалось. Товарная структура экспорта продолжала носить сырьевую направленность с преобладанием в ней энергоносителей. Вместе с тем доля необработанных сырьевых материалов в этот период несколько снизилась за счет опережающего роста экспорта металлопродукции, удобрений, нефтепродуктов, продукции органической и неорганической химии, бумаги и др. Доля экспорта энергоносителей в страны дальнего зарубежья сократилась за этот период с 46 до 41%.

Рост экспорта в страны дальнего зарубежья был обусловлен не только увеличением его физического объема, но и в значительной степени повышением мировых цен на топливно-сырьевые товары. В результате действия этих двух факторов экспорт нефти увеличился на 24%, аммиака - в 1,7 раза, минеральных удобрений - в 2,2 раза, каучука - в 2,6 раза, целлюлозы и бумаги - в 4,3% раза, алюминия и ферросплавов - в 1,8-3,0 раза.

В 1993-1997гг. отмечались определенные изменения в географии российского импорта. Доля стран дальнего зарубежья снизилась - с 73,3 до 71% при увеличении доли стран СНГ с 25,7% до 29%. Произошло также перераспределение объемов импорта между государствами дальнего зарубежья.

Одной из приоритетных задач экономических преобразований в России стала либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать равноправной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Это предполагало в свою очередь формирование базирующегося на рыночных принципах механизма государственного регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений в этой сфере.

На данный момент организация внешней торговли в России базируется на двух основных законах: Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который «определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности» и Федеральном законе «О таможенном тарифе», который устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Основными целями таможенного тарифа являются:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

На современном этапе внешнеторговая политика Российской Федерации характеризуется тремя основными направлениями:

1.Ориентация на сырьевой экспорт, на котором базируется экономика России.

2.Политика протекционизма по отношению к некоторым группам товара.

.Зависимость потребительского сектора от импорта.

Первая черта современной внешнеторговой политики Российской Федерации заключается в полной зависимости российской экономики от нефтегазового сырьевого экспорта. Следует отметить, что кризисные явления конца 2008 года и начала 2009 года связаны не с падением рынка американских ипотечных облигаций равно американских государственных облигаций, не с падением биржи (в России еще довольно-таки не развитой структуры) и финансового сектор - а исключительно резким снижением цены на 1 баррель нефти с ровня свыше 80$ до уровня ниже 40$. Та же ситуация и с другими видами энергоносителей (в первую очередь - природный газ) и другими видами сырья (например застой в металлургической отрасли был связан преимущественно с падением цен на сырье на внешнем рынке).

Что касается второй черты внешнеторговой политики - она связана с попыткой защитить отечественного производителя не способного конкурировать по качеству с производителями западными не путем улучшения качества продукции, а искусственным завышением цен на товары западных производителей (ярким пример протекционизма такого рода - отечественный автопаром).

Третья же черта современной внешнеторговой политики - постоянное увеличение импорта потребительских изделий и товаров пищевого сектора, в следствии неразвитости легкой и пищевой промышленности РФ. Данная тенденция, являясь наследием недоразвитости экономики СССР и ее враждебности по отношению к потребностям простых граждан, заметно сгладилась по сравнению с ситуацией в конце девяностых и начала двухтысячных. Однако сохранение экспортно-сырьевой зависимости российской экономики (так же являющейся наследием СССР со времен правления Брежнева) и вяло стимулирование производственного сектора ориентированного на покупателя ведет к сохранению этой пагубной черты российской экономики и на рубеже второго десятилетия нового тысячелетия.

Таким образом, цели государственного регулирования внешней торговли определяются общей экономической ситуацией в стране, остротой существующих социальноэкономических проблем. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройки промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции. Методы внешнеторговой политики России учитывают международную практику и особенности социально-экономической ситуации внутри страны. В арсенал методов внешнеторговой политики включены как тарифные, так и нетарифные методы.


2.2 Анализ современной статистики внешней торговли РФ


Проведем анализ внешней торговли Российской Федерации данными официального сайта Федеральной Таможенной Службы РФ (www.customs.ru).

В таблице 1 представлены данные по внешней торговли Российской Федерации со странами СНГ за январь-август 2010 г. (составлено на момент 03.12.2010).


Таблица 1 - Данные по внешней торговле Российской Федерации за январь-сентябрь 2010 г. (миллионов долларов США)

НаправлениеОБОРОТЭКСПОРТИМПОРТДОЛЯ В ОБОРОТЕ,%Весь Мир440473,4283062,3157411,1100ЕС217847,1152680,765166,449,5АВСТРИЯ2371,2692,216790,5БЕЛЬГИЯ5893,13654,32238,81,3БОЛГАРИЯ30292645,8383,20,7ВЕНГРИЯ5842,93560,32282,61,3ГЕРМАНИЯ36141,117955,818185,38,2ГРЕЦИЯ2565,82252,9312,90,6ДАНИЯ2533,113191214,10,6ИРЛАНДИЯ829,5112,3717,30,2ИСПАНИЯ4942,42908,12034,31,1ИТАЛИЯ2683120149,86681,26,1КИПР1362,51340,322,20,3ЛАТВИЯ4926,44456,54701,1ЛИТВА2983,62349,66340,7ЛЮКСЕМБУРГ91,32,588,80МАЛЬТА952,7944,18,60,2НИДЕРЛАНДЫ42090,439100,82989,69,6ПОЛЬША14895,610910,93984,73,4ПОРТУГАЛИЯ412,8164,3248,50,1РУМЫНИЯ2414,31475,6938,80,5СЛОВАКИЯ5111,13349,41761,81,2СЛОВЕНИЯ820,482,8737,60,2СОЕД.КОРОЛЕВСТВО11163,781223041,82,5ФИНЛЯНДИЯ11383,38257,53125,82,6ФРАНЦИЯ15880,49023,66856,83,6ЧЕШСКАЯ РЕСП.5968,13967,92000,21,4ШВЕЦИЯ4639,62751,71887,91,1ЭСТОНИЯ1458,81110,1348,70,3АТЭС102543,848691,753852,123,3АВСТРАЛИЯ569,239,7529,50,1ВЬЕТНАМ1577,2803,8773,50,4ГОНКОНГ692,5648,344,10,2ИНДОНЕЗИЯ1453,9779,3674,60,3КАНАДА1667,3700,7966,60,4КИТАЙ41764,414512,4272529,5КОРЕЯ, РЕСП.12629,47640,94988,52,9МАЛАЙЗИЯ1146,3280,8865,40,3МЕКСИКА487,8202,6285,20,1НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ184,777,71070ПАПУА-НОВАЯ ГВИНЕЯ5,10,150ПЕРУ214,1167,846,30СИНГАПУР1947,21705,9241,30,4США16617,99048,87569,23,8ТАИЛАНД2141,61190,4951,30,5ТАЙВАНЬ (КИТАЙ)2416,91357,61059,30,5ФИЛИППИНЫ638,6429209,60,1ЧИЛИ275,521,4254,10,1ЯПОНИЯ16114,59084,87029,73,7СНГ6065938888,221770,713,8ЕВРАЗЭС31464,320189,611274,77,1АЗЕРБАЙДЖАН1189,8974,8215,10,3АРМЕНИЯ601501,399,70,1БЕЛАРУСЬ19438,812420,17018,74,4ГРУЗИЯ0000КАЗАХСТАН7926,35263,82662,51,8КИРГИЗИЯ989,4693,4295,90,2МОЛДОВА, РЕСП.1013,6747,3266,20,2ТАДЖИКИСТАН636,7485151,70,1ТУРКМЕНИЯ644,3556,2880,1УЗБЕКИСТАН2473,11327,21145,90,6УКРАИНА257461591998275,8АРГЕНТИНА780,9129,6651,30,2БРАЗИЛИЯ4370,61275,43095,21ВИРГИН.ОСТР., БРИТ.73,871,32,50ЕГИПЕТ1934,11711,4222,80,4ИЗРАИЛЬ1968,31392,35760,4ИНДИЯ6126,94619,21507,71,4ИРАН, ИСЛАМ.РЕСП.2442,12271,4170,70,6КУБА227,2176,450,80,1МОНГОЛИЯ734,768252,70,2НОРВЕГИЯ1496,7509,2987,50,3ТУРЦИЯ17875,214626,43248,84,1ШВЕЙЦАРИЯ7923,36309,21614,11,8ЮЖНАЯ АФРИКА386,636,9349,70,1ГРУЗИЯ (вне СНГ)187,9155,632,30Прочие страны12895,28835,44059,82,9

Проиллюстрируем данные таблицы через диаграмму представленной на рисунке 1.


Рисунок 1 - Данные по внешней торговле Российской Федерации за январь-сентябрь 2010 г. (миллионов долларов США)


Как видно из таблицы 1 и рисунка 1 абсолютном исчислении оборот внешней торговли за январь-сентябрь 2010 г. Более чем на 50% составляет оборот торговли с Евросоюзом (оборот в 162018,8 миллионов долларов США), при этом экспорт более чем в два раза превышает импорт. Второе место по объему внешней торговли занимает торговля с Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество отставая почти на 100000 миллионов долларов США от ЕС с оборотом в 162018,8 миллионов долларов США. При этом большая часть внешней торговли с АТЭС приходится на Китай (более 40,7% от оборота внешней торговли с АТЭС). В мировом обороте внешней торговли Российской Федерации, оборот внешней торговли со станами СНГ составляет всего 13,8%, при этом, как видно из таблицы 1, доля стран ЕВРАЗЭС составляет более 51,4% процента(что является следствием направленности данного геополитического образования на устранение таможенных барьеров и увеличение объемов внешней торговли). Наибольшая доля внешней торговли Российской Федерации со странами СНГ приходится на Украину и Беларусь (за январь-сентябрь 2010 года доля Украины в обороте внешней торговли России со странами СНГ составило 42% , а Беларуси соответственно 31,8%).

Сравним данные таблицы 1 и рисунка 1 со значениями 2009 года за аналогичный период (рисунок 2).


Рисунок 2 - Данные по внешней торговле Российской Федерации за январь-сентябрь 2009 г. (миллионов долларов США)


Как видно общая структура направлений внешней торговли РФ в 2010 не отличается от распределения объемов внешней торговли в 2009 году. Как видно из таблицы 1 и рисунка 1 в 2009 году (как и в 2010 году) оборот внешней торговли более чем на 50% составляет торговля с Евросоюзом (оборот в 162018,8 миллионов долларов США), при этом экспорт более чем в два раза превышает импорт. Второе место по объему внешней торговли занимает торговля с Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество отставая почти на 100000 миллионов долларов США от ЕС с оборотом в 162018,8 миллионов долларов США. При этом большая часть внешней торговли с СНГ занимает в обороте внешней торговли и вовсе незначительное место составляя 14,6%, 9% из которых приходится на страны Евразийского экономического сообщества.

Рассмотрим структуру оборота по внешней торговле Российской Федерации представленной на рисунке 3.


Рисунок 3 - Структура оборота по внешней торговле Российской Федерации за январь-сентябрь 2010 г. (в процентах)

Как видно из рисунка 3, в общем обороте внешней торговли РФ 49,5% оборота приходится на Евросоюз, 23,3% приходится на страны АТЭС и 13,8% на страны СНГ. Следовательно, основной объем внешней торговли РФ осуществляет со странами Евросоюза.

Рассмотрим более подробно структуру внешней торговле Российской Федерации соцстранами членами ЕС (рисунок 4).


Рисунок 4 - Структура оборота по внешней торговле Российской Федерации со странами членами ЕС за январь-сентябрь 2010 г. (в процентах)

Как видно из рисунка 4 среди стран Евросоюза наибольшая доля оборота внешней торговли приходится на Нидерланды (19,3% от оборота внешней торговли РФ с ЕС), Германию (16,5% от оборота внешней торговли РФ с ЕС) и Италию (12,3% от оборота внешней торговли РФ с ЕС).

Рассмотрим темп роста оборота внешней торговли РФ (таблица 2).


Таблица 1 - Темпы роста внешней торговли Российской Федерации за январь-сентябрь 2010 г. (миллионов долларов США)

НаправлениеОБОРОТЭКСПОРТИМПОРТ Весь Мир137,1137,1137 ЕС134,5138,1126,6 АВСТРИЯ94,263,8117,3 БЕЛЬГИЯ142,5151,8129,5 БОЛГАРИЯ151,5155,2130,2 ВЕНГРИЯ133,1137,5126,7 ГЕРМАНИЯ134,3144,9125,3 ГРЕЦИЯ163,3169,9127,9 ДАНИЯ114,399,5136,2 ИРЛАНДИЯ132,484,4145,3 ИСПАНИЯ134,7137,7130,5 ИТАЛИЯ117,4115,3124,4 КИПР252,1257,9107 ЛАТВИЯ146143,9169,9 ЛИТВА103,7104,4101,3 ЛЮКСЕМБУРГ95,298,195,2 МАЛЬТА297,1298,1215,8 НИДЕРЛАНДЫ152,7156,2118,4 ПОЛЬША133,2131,3138,6 ПОРТУГАЛИЯ156,3183,4142,4 РУМЫНИЯ148,2142,5158,2 СЛОВАКИЯ150,3166,9126,5 СЛОВЕНИЯ150,2187146,9 СОЕД.КОРОЛЕВСТВО122,4120,8127 ФИНЛЯНДИЯ123,8128,5113 ФРАНЦИЯ137,4146127,4 ЧЕШСКАЯ РЕСП.126,6127,5125,1 ШВЕЦИЯ133,2131,9135,2 ЭСТОНИЯ143,4150,1125,5 АТЭС154,3158,2150,9 АВСТРАЛИЯ124,7136,8123,9 ВЬЕТНАМ136,1121,7155,2 ГОНКОНГ178,2178,5174,4 ИНДОНЕЗИЯ217,7380,3145,7 КАНАДА128,2159,1112,4 КИТАЙ156,4126,1179,4 КОРЕЯ, РЕСП.178,9204,8150 МАЛАЙЗИЯ9872111 МЕКСИКА117,988,3154,7 НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ186,42239,6111,9 ПАПУА-НОВАЯ ГВИНЕЯ105,14,4152,5 ПЕРУ162,1149,5233,4 СИНГАПУР133,1196,740,5 США132,2144,4120,1 ТАИЛАНД244,6503,6148,8 ТАЙВАНЬ (КИТАЙ)208,8247,7173,8 ФИЛИППИНЫ200,6207188,7 ЧИЛИ126,7221,8122,3 ЯПОНИЯ156,2182,9131,5 СНГ129,2120,9147 ЕВРАЗЭС109,298137,1 АЗЕРБАЙДЖАН94,289128,5 АРМЕНИЯ121,8120131,6 БЕЛАРУСЬ117,9105,6148,6 ГРУЗИЯ000 КАЗАХСТАН87,280,5104,5 КИРГИЗИЯ106,6107,3105 МОЛДОВА, РЕСП.156,9174,9121,8 ТАДЖИКИСТАН117,4120,5108,6 ТУРКМЕНИЯ7870283,5 УЗБЕКИСТАН139106,5215,1 УКРАИНА174,6183,4162 АРГЕНТИНА88,8159,881,6 БРАЗИЛИЯ140,3242,2119,5 ВИРГИН.ОСТР., БРИТ.139,2134,512129 ЕГИПЕТ134,1134,5130,7 ИЗРАИЛЬ157,3178,7121,9 ИНДИЯ119,9113,4145,2 ИРАН, ИСЛАМ.РЕСП.112,5112,4114,7 КУБА118,9140,277,8 МОНГОЛИЯ153,6152,4171,9 НОРВЕГИЯ107,383,3125,9 ТУРЦИЯ131,2127,9148,7 ШВЕЙЦАРИЯ141,8147124,4 ЮЖНАЯ АФРИКА13462,3152,5 ГРУЗИЯ (вне СНГ)799,4669,412561,4Прочие страны125,9123,2132,3

По данным таблицы 2 построим диаграмму иллюстрирующую темпы роста внешней торговли по разным направлениям (рисунок 5).


Рисунок 5 - Темпы роста оборота по внешней торговле Российской Федерации за январь-сентябрь 2010 г. (в процентах)

Как видно из рисунка 5 наибольший рост объемов внешней торговли наблюдается соцстранами АТЭС. При этом в целом по миру темпы роста импорта и экспорта примерно равны.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют, в России в последние годы наблюдается рост внешнеторгового оборота, 86,2% которого приходится на страны дальнего зарубежья и 13,8 % на страны СНГ. Географическая структура внешнеторгового оборота характеризуется увеличением торговли со странами Западной Европы и относительным сокращением доли азиатских стран. Усиление ориентации российской внешней торговли на страны Запада связано с возможностью получения кредитов, высоких технологий, новых машин и оборудования.

Заключение


В данной работе была достигнута поставленная цель и решены следующие задачи:

. Раскрыта сущность и основные понятии внешней торговли и внешнеторговая политика государства

. Изучены методы и направления государственного регулирование внешнеторговой политики

. Проанализирована внешнеторговая политика РФ.

. Проанализирована современная статистику внешней торговли РФ.

В ходе выполнения работы сделаны следующие выводы, соответствующие поставленным задачам:

. Внешнеторговая политика государства - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основные цели внешнеторговой политики: изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда; изменение объема экспорта и импорта; изменение структуры внешней торговли; обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.д.); изменение соотношения экспортных и импортных цен. Существуют два основных направления внешнеторговой политики: политика свободной торговли (либерализм или фритредерство); протекционизм.

2. Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами и соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлении и решении правительства. Последовательность и согласованность реализации торгово-экономической политики в значительной мере обеспечивается за счет тесной межведомственной координации правительственных органов.

3.Как известно, в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Одной из приоритетных задач экономических преобразований в России стала либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать равноправной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Это предполагало в свою очередь формирование базирующегося на рыночных принципах механизма государственного регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений в этой сфере. На современном этапе внешнеторговая политика Российской Федерации характеризуется тремя основными направлениями: ориентация на сырьевой экспорт, на котором базируется экономика России, политика протекционизма по отношению к некоторым группам товара, зависимость потребительского сектора от импорта. Цели государственного регулирования внешней торговли определяются общей экономической ситуацией в стране, остротой существующих социально-экономических проблем. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройки промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции. Методы внешнеторговой политики России учитывают международную практику и особенности социально-экономической ситуации внутри страны. В арсенал методов внешнеторговой политики включены как тарифные, так и нетарифные методы.

. В абсолютном исчислении оборот внешней торговли за январь-сентябрь 2010 г. Более чем на 50% составляет оборот торговли с Евросоюзом (оборот в 162018,8 миллионов долларов США), при этом экспорт более чем в два раза превышает импорт. Второе место по объему внешней торговли занимает торговля с Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество отставая почти на 100000 миллионов долларов США от ЕС с оборотом в 162018,8 миллионов долларов США. При этом большая часть внешней торговли с АТЭС приходится на Китай (более 40,7% от оборота внешней торговли с АТЭС). В мировом обороте внешней торговли Российской Федерации, оборот внешней торговли со станами СНГ составляет всего 13,8%, при этом, как видно из таблицы 1, доля стран ЕВРАЗЭС составляет более 51,4% процента(что является следствием направленности данного геополитического образования на устранение таможенных барьеров и увеличение объемов внешней торговли). Наибольшая доля внешней торговли Российской Федерации со странами СНГ приходится на Украину и Беларусь (за январь-сентябрь 2010 года доля Украины в обороте внешней торговли России со странами СНГ составило 42% , а Беларуси соответственно 31,8%). В общем обороте внешней торговли РФ 49,5% оборота приходится на Евросоюз, 23,3% приходится на страны АТЭС и 13,8% на страны СНГ. Следовательно, основной объем внешней торговли РФ осуществляет со странами Евросоюза. Среди стран Евросоюза наибольшая доля оборота внешней торговли приходится на Нидерланды (19,3% от оборота внешней торговли РФ с ЕС), Германию (16,5% от оборота внешней торговли РФ с ЕС) и Италию (12,3% от оборота внешней торговли РФ с ЕС).Наибольший рост объемов внешней торговли наблюдается соцстранами АТЭС. При этом в целом по миру темпы роста импорта и экспорта примерно равны. Приведенные данные свидетельствуют, в России в последние годы наблюдается рост внешнеторгового оборота, 86,2% которого приходится на страны дальнего зарубежья и 13,8 % на страны СНГ. Географическая структура внешнеторгового оборота характеризуется увеличением торговли со странами Западной Европы и относительным сокращением доли азиатских стран. Усиление ориентации российской внешней торговли на страны Запада связано с возможностью получения кредитов, высоких технологий, новых машин и оборудования.

Список используемой литературы


1.Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. «Дело и Сервис», 2006 - 448с.

2.Анисимов С.А. О внешней торговле, налогах и таможенных пошлинах. www.economic.ru

.Батюк А.И. Макроэкономика. - М.: 2006 - 320с.

.Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Макроэкономика. - 2-е изд. - М.: Изд.«Знання» 2006 - 368с.

.Ивашковский С.Н. Макроэкономика. - 3-е изд., испр., доп. - М.: Дело, 2007 - 472с.

.Коверкова А.П. Международная торговля. www.finans.ru

.Кравченко А.В. Внешнеторговые связи: о пользе дружбы. www.aup.ru

.Кухарская Н.Т. Экспортно-импортная политика. - М.: Дело, 2007 - 472с.

.Литвиненко А.В. Современная экономика России. www.cfin.ru

.Панчишин С.А. Макроэкономика. - Таганрок: Изд. «Лебедь», 2005. - 601с.

.Рыбалкина В.Е. Международные экономические отношения. - 5 изд. -М.: ЮНИТИ, 2007. - 387с

.Семенов К.А. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 387с.

.Электронная энциклопедия «Википедия». #"justify">.Энциклопедия «Глоссарий.ru». www.glossary.ru

15.Официальный сайт Федеральной Таможенной Службы РФ. www.customs.ru <http://www.customs.ru>


Теги: Внешняя торговля и внешнеторговая политика государства  Диплом  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 12956
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Внешняя торговля и внешнеторговая политика государства
Назад