Конъюнктурный обзор мирового рынка какао-бобов

ГОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОВОЛЖСКИЙ (г. Саратов) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)


КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Юридический факультет

Специальность - юриспруденция


Контрольная работа

по дисциплине «Гражданское право»

ВАРИАНТ №4


Выполнила:

Студентка З курса66 группы

Рожко Светлана Александровна

Домашний адрес: Саратовская область

Перелюбский район посёлок Целинный


Саратов-2009 г

1.ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВСЛЕДСТВИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА

вред обязательство индивидуализация юридическое лицо

Гражданско-правовые обязательства по общему правилу возникают из договора и иных правомерных действий. Но есть группа так называемых охранительных обязательств, основаниями возникновения которых выступают иные, чаще всего неправомерные действия. К этой группе относятся обязательства из причинения вреда, иначе называемые деликтными. Можно согласиться с существующим в юридической литературе определением обязательств из причинения вреда как «недоговорных обязательств, возникающих вследствие нарушения имущественных и личных неимущественных прав потерпевшего, которые носят абсолютный характер, призванных обеспечить наиболее полное восстановление этих прав за счет причинителя вреда, либо за счет иных лиц, на которых законом возложена обязанность возмещения вреда».

В результате причинения вреда возникает обязательство по его возмещению, субъектамикоторого являются стороны (кредитор и должник), содержание (права и обязанности сторон) и предмет. Реализация обязанности по возмещению вреда происходит в рамках охранительного правоотношения. Кредитор в обязательстве из причинения вреда имеет право требовать возмещения причиненного ему вреда, а должник обязан этот вред возместить.

Предметом (объектом) обязательств по возмещению вреда являются действия должника, обеспечивающие полное восстановление материальных и личных нематериальных благ кредитора, которым причинен вред.

Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Что же касается грубой неосторожности потерпевшего, то, если причинитель отвечает только за вину, вина потерпевшего в форме грубой неосторожности, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя, влечет уменьшение ответственности причинителя вреда. Когда же причинитель отвечает независимо от вины, то при отсутствии его вины и наличии грубой неосторожности потерпевшего размер возмещения должен быть уменьшенлибо в возмещении вреда может быть отказано.

Обязательным условием ответственности является юридически значимая причинная связь между поведением причинителя и наступившим вредом. Причинная связь может считаться юридически значимой, если поведение причинителя превратило возможность наступления вредоносного результата в действительность. Если же поведение причинителя обусловило лишь возможность наступления вреда, то юридически значимая причинная связь между поведением причинителя и вредом отсутствует.

Таким образом, для возложения ответственности за причинение вреда требуется с помощью указанных критериев установить наличие необходимой причинной связи между поведением причинителя и вредом.

Наконец, обязательным условием наступления ответственности за причинение вреда является противоправность, под которой следует понимать нарушение чужого субъективного права без должного на то управомочия. Если вред причинен случайно, то противоправность налицо, но ответственность, по общему правилу, не наступит ввиду отсутствия вины, которая необходима для полного состава правонарушения.

Наличие вреда является единственным условием, которое необходимо для возникновения всех без исключения обязательств из причинения вреда. Что же касается таких условий, как вина лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимая причинная связь между поведением указанного лица и наступившим вредом, то они могут быть, а могут и не быть, либо может быть часть их.Вред,причиняемый гражданинуможет затрагивать как имущественную, так и личную сферу потерпевшего, поэтому он подразделяется на моральный и имущественный.

Под моральным вредом понимается неимущественный вред, выражающийся в причинении потерпевшему нравственных или физических страданий. Моральный вред возникает, как правило, в каждом случае повреждения здоровья или причинения смерти. Полученное увечье не только причиняет физические страдания, но и тяжело поражает моральный мир человека. Смерть человека является также горем для его близких. Моральный вред может заключаться в умалении чести гражданина, в умалении уважения к нему со стороны окружающих под влиянием распространенных о нем порочащих сведений, не соответствующих действительности.

Имущественный вред при повреждении здоровья может выражаться в том, что потерпевший производит определенные расходы, вызванные данным несчастным случаем (на лечение, протезирование, дополнительное питание и др.). Вместе с тем повреждение здоровья может вызвать у потерпевшего утрату трудоспособности и соответственно - утрату трудового дохода. При причинении смерти материальный вред возникает у лиц, находящихся на иждивении умершего или имевших право на получение от умершего содержания и утративших эти средства.

На требования о компенсации морального вреда не распространяется исковая давность (п.1 ст.187 ГК, п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РК от 22 декабря 1995 года №10 «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда»).

Согласно ст. 443 ГК (как общее правило) не возмещается лишь вред, причиненный правомерными действиями (например, в состоянии необходимой обороны от противоправного посягательства). Вред, причиненный всякими иными действиями, подлежит возмещению. Это значит, что под понятие противоправных попадает большая группа действий, которые закон не запрещает, но и не разрешает причинять ими вред (в отличие от правомерных). Противоправными такие действия признаются как нарушающие общую норму о необходимости воздерживаться от причинения вреда другим лицам.

Такая широкая трактовка противоправности допустима только в отношении действий, но никак не в отношении бездействия. Для признания противоправным бездействия необходимо, чтобы на причинителе лежала обязанность совершения соответствующего положительного действия. Тогда бездействие означает нарушение этой обязанности и потому может рассматриваться как противоправное.

Причинная связь в обязательствах имеет свою специфику. Нередко возникает необходимость установления не одного, а двух звеньев причинной связи. Так при повреждении здоровья необходимо установить наличие причинной связи: между противоправным поведением и увечьем; между увечьем и утратой потерпевшим трудоспособности.

Обязанность возмещения вреда не относится к мерам ответственности, в основе возникновения указанной обязанности лежат иные условия, которые состава правонарушения не образуют. В частности, в соответствии с действующим законодательством, к мерам гражданско-правовой ответственности нельзя отнести обязанность возмещения вреда, причиненного правомерным действием, независимо от того, возлагается ли эта обязанность на причинителя вреда или на какое-то другое лицо (ч.4 ст.443 ГК).

Таким образом, в основе обязательств из причинения вреда в одних случаях лежит состав правонарушения (полный или усеченный); в других случаях указанные обязательства основываются на других условиях, не образующих состав правонарушения. Отсюда различаются условия возникновения ответственности за причинение вреда и условия возникновения обязательств из причинения вреда, не относящихся к мерам ответственности.

Указанные обязательства могут квалифицироваться по различным основаниям в зависимости от того, какой деятельностью причинён вред: обычной или связанной для окружающих с повышенной опасностью; оперативно-хозяйственной или такой, в какой воплощены выполняемые актами власти; в зависимости от того, относится ли обязанность по возмещению вреда к мерам гражданско-правовой ответственности или нет.

2.ПРАВА НА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ


Индивидуализация юридического лица, т.е. его выделение из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК). Конкретный адрес юридического лица указывается в уставе или учредительном договоре и, как правило, привязан к месту нахождения его постоянно действующего органа. Определение точного места нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении него обязательств (ст. 316 ГК) и решения многих других вопросов.

Под фирменным наименованием понимается то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди других участников гражданского оборота. Действующее законодательство предъявляет фирменным наименованиям ряд требований. Прежде всего, наименование предпринимателя должно правдиво отражать его правовое положение и не вводить в заблуждение других участников гражданского оборота. В этой связи фирменное наименование должно содержать истинные указания и организационно-правовую форму предприятия (казённое предприятие, общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество и т. п.), его тип (государственное, муниципальное, частное), профиль деятельности (производственное, научное, торговое и т. п.), личность владельца и т. д.

Далее, чтобы выполнять функцию индивидуализации, фирменное наименование должно обладать отличительными признаками, которые не допускали бы смешения одной фирмы другой. Иными словами, фирменное наименование должно быть новым и отличным от уже используемых наименований.Наконец, должная степень индивидуализации участников оборота может быть обеспечена фирменным наименованием лишь тогда, когда остаётся неизменным в течение всего времени, пока пользующийся им предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус. Поэтому допускается произвольное и необусловленное какими-либо уважительными причинами изменение фирменного наименования.

Предъявляемые к фирме требования определяют и её структуру. Принято выделять две части фирмы - основную, которая именуется ещё корпусом фирмы, и вспомогательную, которую называют добавлениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью всякого фирменного наименования, содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его предмет деятельности, а в некоторых случаях и на другие его характеристики. Так фирменное наименование полного товарищества должно содержать имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество» либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слов «полное товарищество» (п. 3 ст. 69 ГК РФ).

К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются наобязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Роль таких наименований чаще всего выполняет различные условные обозначения в виде оригинальных слов (завод «Калибр»), имён собственных (объединение «Светлана»), географических названий (фабрика «Нева») и т. п. Другие добавления, например: указания «универсальный», «специализированный», «центральный» и т. п., в том числе сокращенные наименования фирмы (ЗИЛ, ЛОМО, КамАЗ и т. д.),относятся к числу факультативных и могут включаться в фирму по усмотрению её владельца.

В качестве субъектов права на фирменное наименованиевыступают, прежде всего, коммерческие юридические лица (п. 4 ст. 54 ГК). Это и понятно, так как практическую потребность в индивидуализации среди других участников гражданского оборота испытывают именно они. Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обычно приобретают и осуществляют права и обязанности под своими собственными именами, что, по общему правилу, является достаточным для их индивидуализации.

Сущность права на фирму заключается в гарантированной лицу возможности выступать в обороте под собственным фирменным наименованием. Лицо вправе совершать гражданско-правовые сделки и иные юридические действия; осуществлять личные неимущественные права; защищать свои имущественные или неимущественные права и т. д. Фирмовладелец вправе помещать своё фирменное наименование на вывесках, бланках, счётах, прейскурантах и т. п. Наименование может использоваться в разнообразных публикациях рекламного характера, объявлениях, аннотациях.

Наряду с правом на совершение разнообразных действий по использованию фирменного наименования по своему усмотрению (положительная сторона права на фирму) фирмообладатель вправе требовать от всех третьих лиц воздержания от любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему фирменного наименования (негативная сторона права на фирму).

Характеризуя юридическую природу права на фирму, следует выделить несколько свойственных ему признаков. Прежде всего, данное субъективное право носит исключительный характер, т. е. фирмовладелец обладает монополией на реализацию тех возможностей, которые заложены в данном субъективном праве. Далее, право на фирму относится к числу абсолютных прав, т. е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам.

Право на фирму часто характеризуется в литературе как личное неимущественное право, с чем следует в целом согласиться. Действительно данное право органически связано с деловой репутацией юридического лица, а также правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих предприятием. Однако столь же очевидна связь и даже зависимость материального положения предпринимателя от известности его фирмы и отношения к ней контрагентов и потребителей. Поэтому фирменное наименование нередко получает достаточно конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов предприятия, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причинённых убытков.

Право на фирму носит в принципе бессрочный характер. Это означает, что, приобретя в установленном порядке данное право, лицо может пользоваться им без ограничения каким-либо сроком, т. е. до тех пор, пока существует само предприятие, и фирменное наименование правдиво отражает его организационно-правовой статус и иные атрибуты.

Существенной особенностью права на пользование фирменным наименованием является то, что одновременно выступает и в качестве обязанности фирмовладельца.

Право на фирму охраняется на всей территории РФ, а также в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности во всех странах, являющихся участниками данной Конвенции. Таким образом, рассматриваемое право имеет экстерриториальную сферу охраны, выходящую за рамки национальных границ.

На протяжении многих лет (на практике и сейчас) права на фирму возникали в явочном порядке, т. е. приобретались теми юридическими лицами, которые первыми начинали ими пользоваться.

Право на фирму является в принципе правом неотчуждаемым. В отличие от других объектов промышленной собственности, которые, как правило, могут свободно передаваться другим лицам на договорной основе, фирменным наименованием может владеть только сам фирмообладатель. Право на фирму может быть передано другому лицу лишь одновременно с передачей самого предприятия. Выдача разрешений на пользование фирменным наименованием может осуществляться на основе договоров коммерческой концессии.

Право на наименование прекращается одновременно с ликвидацией самого фирмообладателя. Выделяют дополнительные основания его прекращения: отказ самого фирмовладельца; при переходе предприятия к новому владельцу; реорганизация юридического лица; по решению суда.

В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию (товары, работы, услуги). Ведь одни и те же виды товаров могут выпускаться многими организациями. Для того чтобы их различать, используются производственные марки, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.

Производственная марка - это словесный (описательный) способ индивидуализации товара; она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар, перечень его основных потребительских свойств и ряд других данных. Производственная марка может применяться юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой.

Действующее законодательство определяет товарный знак и знак обслуживания как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц.Свойства некоторых товаров в значительной степени определяются природными условиями или людскими факторами той местности, где они производятся (например, каспийское литье или дымковская игрушка). Организации, изготавливающие такую продукцию, имеют право зарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара т. е. название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара. Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности. В отличие от товарного знака, право использования наименования места происхождения товара является бессрочным и не может передаваться по лицензии другим лицам. В свою же очередь, товарный знак призван связывать свойства и качества товара с конкретным его производителем, а не с особыми свойствами географической среды места производства товара. В остальном же по выполняемым ими функциям они весьма схожи и нередко практически неразличимы по своей внешней форме.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Антимонов Б. С. Значение вины потерпевшего при гражданском правонарушении. М., 2006. - 77с.
  2. Белов В. В. и др. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие. М., 2007
  3. Белякова А.М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. Теория и практика. М., 2006. - 91с.
  4. Варкалло В. Ответственность по гражданскому праву:
    возмещение вреда - функции, виды, границы. М.: Прогресс, 2006
  5. Гражданское право: Учебник. ТомII. Под редакцией А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М.: «Проспект», 1997. -695с.
  6. Коняев Н.И. «Право на товарный знак и промышленный образец».2006
  7. Кофман В. И. Соотношение вины и противоправности в гражданском праве // Правоведение. 2007. №1 - 69с.
  8. Краткий юридический словарь / Под редакцией А. Н. Азрилияна. - 2-е издание доп. - М.: Институт новой экономики, 2007. - 441с.
  9. Малеин Н. С. О моральном вреде. // Хозяйство и право. 1993. №3 - 32с.
  10. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в РФ. Учебник. 2-е издание. М.: Проспект, 2006
  11. Смирнов В. Т., Собчак А.А. Общее учение о деликтных обязательствах в гражданском праве. Л., 2007
  12. Сухова Г.О некоторых вопросах защиты права на товарный знак// Хозяйство и право. 2006. №4 - 101с.
  13. Шестаков Д. Проблемы защиты интеллектуальной собственности в РФ // Закон и право. 2006. №12

Нормативно-правовые источники

1.Гражданский кодекс РФ М., 2008

.Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300 «О защите прав потребителей».

.Закон РФ от 23.09.1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

.Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Ст. №8


3.Решение Задачи


В данной задаче следует вспомнить определение фирменного наименования, которое должно правдиво правовое положение предпринимателя, выступающего в гражданском обороте и не вводить в заблуждение других его участников. И не менее важно наименование должно обладать отличными признаками для того, чтобы выполнять функцию индивидуализации участника гражданского оборота и не допускать смешения одной фирмы с другой (Гл. 76 ст. 1473 ГК). То есть фирменное наименование должно быть новым и отличным от уже используемых наименований, что явно противоречит действиям Железнова в поставленной задаче.

Российский закон, как и законы многих других стран, закрепляет принцип относительной новизны заявляемых наименований.Новыми будут считаться лишь такие заявленные наименования, которые по своему содержанию не являются тождественными до степени их смешивания. Таким образом, мы видим, что ни предприниматель Железнов, ни регистрирующая организацияне вправе были использовать и регистрировать фирменное наименование, которое принадлежит другим лицам, зарегистрировавшим его ранее и выпускающее однородную продукцию. Известно, что сущность юридической охраны наименования состоит в предоставлении его хозяину возможности неограниченного использования наименования, исключаяиз числа пользователей всех других лиц. За владельцем закрепляется право запрещать любому третьему лицу применять своё зарегистрированное имя и никто, кроме управомоченного лица, не может им пользоваться. Любое использование фирменного наименованиядругими лицами без согласия владельца в какой-либо форме составляет правонарушение. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона РФ о товарных знаках данные действия можно квалифицировать как нарушение прав владельца на средство индивидуализации, то есть несанкционированное использование фирменного наименования, зарегистрированном на имя другого лица в отношении однородных товаров. И сама регистрирующая организация, имея в Едином государственном реестре юридических лиц с таким же наименованием по п. 1 ст.7 Закона РФ о товарных знаках предусматривала возможность отказа в регистрации наименования, если оно тождественно или сходно до степени смешения с наименованиями других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров Российской Федерации.

Здесь преобладает наличие вреда, возможно выраженного в потере прибыли и репутации другой табачной фабрики. Соответственно возникают обязательства из причинения вреда (Гл. 59 ст. 1064-1081 ГК РФ) основаниями возникновения, которых выступают неправомерные действия. Далее возникает ответственность, в свою очередь основаниями которой является вина (умысел); вред; противоправность поведения причинителя вреда, т. е. нарушение чужого субъективного права без должного на то управомочия; причинная связь между противоправным поведением и вредом (когда возможность наступления вредоносного результата перешла в действительность).

В условии возникшей задачи ничего не было сказано о прекращении прав на фирменное наименование и о продлении срока регистрации свойства на наименование (ст. 16, 36 Закона РФ о товарном знаке). На основе отсутствия этих данных в задаче, я исходя из того, что Дано, считаю, что другая табачная фабрика «Дымок» вполне имеет право требовать прекращения незаконного использования фирменного наименования, товарного знака или наименования места происхождения. В данном вопросе нас волнует фирменное наименование. Если вследствие незаконного использования чужого средства индивидуализации - наименования «Дымок» - Железновым у обладателя данного средства фабрики «Дымок» возникли убытки, то он владелец имеет право на их возмещение в полном объёме. Основная трудность здесь заключается в обосновании истцом конкретного размера упущенной им выгоды. В известной степени эту задачу облегчает абзац 2 п. 2 ст. 15 ГК РФ, гласящий, что «если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы». В качестве особого способа защиты права на фирменное наименование выделяется опубликование судебного решения (ст. 46Закона РФ о товарных знаках) в целях восстановления деловой репутации потерпевшего. Такого рода публикация, текст, место и время опубликования которой во избежание дальнейших споров должны быть определены самим судом, подлежит оплате нарушителем.

Существует и иные гражданско-правовые средства, с помощью которых обладатели прав на средства индивидуализации могут добиваться их защиты.

Ну и, наконец, действующее законодательство рассматривает незаконное использование фирменное наименование как уголовно-наказуемое деяние (ч. 1 ст. 180 УК РФ). Однако для квалификации такого деяния как преступления необходимы такие признаки, как неоднократность или причинение крупного ущерба. В конкретном же конфликте признаков уголовного деяния не наблюдается, поэтому действия нарушителей следует охарактеризовать как гражданское правонарушение, следовательно, требования истца правомерны и должны быть удовлетворены.


Теги: Конъюнктурный обзор мирового рынка какао-бобов  Доклад  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 7798
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Конъюнктурный обзор мирового рынка какао-бобов
Назад