Стратегическое сотрудничество России и Китая на современном этапе


Курсовая работа

Стратегическое сотрудничество России и Китая на современном этапе


Введение


Тема данной работы актуальна в силу нескольких причин. Во-первых, увеличивающаяся политическая и экономическая роль коммунистического Китая дает важные предпосылки для определения, изучения и развития взаимоотношений РФ и КНР. Во вторых, Россия и Китай имеют общие экономические и политические интересы, которые нуждаются в изучении.

После распада СССР сменилась расстановка сил на международной арене. Мир потерял геополитический противовес США. И только в настоящее время начинает заявлять о себе коммунистический Китай, способный в будущем занять эту пустующую позицию. Внешняя политика России после распада СССР претерпела некоторую переориентацию. Так, потеряв значительные территории в европейской части, она стала «более азиатским», по мнению М.Л. Титаренко, государством. Резко повысилась роль дальневосточных портов и Северного морского пути с точки зрения как военно-стратегических, так и торгово-политических интересов России. Укрепление отношений добрососедства и сотрудничества со странами АТР в целом и прежде всего с Китаем стало для России не менее, если не более значимым приоритетом, чем развитие её традиционных связей с европейскими и американскими партнерами.

Исторически между Россией и Китаем складывались сложные и неоднородные отношения. В настоящее время наши отношения находятся на довольно благоприятном, дружественном этапе. Китайско-российские отношения В 2005 г. в сотрудничестве между Китаем и Россией по энергетике, финансам и электроэнергии были отмечены существенные сдвиги, стартовал механизм консультации по стратегической безопасности, вширь и вглубь развиваются отношения стратегического партнерства. В июне главы МИД двух государств обменяли ратификационными грамотами к «Дополнительному соглашению между КНР и РФ о российско-китайской государственной границе на ее восточной части», тем самым поставив точку спору о государственной границе между двумя странами. После того, как председатель Ху Цзиньтао в мае в Москве принял участие в торжествах, посвященных 60-й годовщине Великой отечественной войны, в июле того же года он совершил государственный визит в Россию и подписал с президентом Владимиром Путиным Совместную декларацию КНР и РФ о международном порядке в 21-м веке, в которой изложена совместная позиция двух стран по некоторым важным международным и региональным вопросам. В августе во Владивостоке России и на Шаньдунском полуострове и прилегающих к нему водах Китая с успехами проводились совместные военные учения «Мирная миссия 2005». В ноябре, на 10-й регулярной встрече глав правительств Китая и России были достигнуты договоренности об усилении сотрудничества по энергетике и углублении долгосрочного сотрудничества в области космоса. 1 января 2006 г. было официально объявлено о начале «Года России» в Китае.

По этому поводу существуют различные статьи. Но к сожалению фундаментальной работы, освещавшей бы наиболее полно отношения России и Китай на современном этапе нет. Но этот вопрос анализируют политики, дипломаты, кандидаты исторических наук и послы. Эти довольно авторитетные личности порой сходятся в своих суждениях, порой имеют существенные различия. Такая неоднозначность с одной стороны затрудняет изучение данной проблемы и вывода общей точки зрения на проблему, а с другой стороны, это дает альтернативность суждений и мнений общества, а так же разработку разностороннего подхода. Противоречий во взглядах много. Причем иногда они касаются основополагающих моментов. Так, ряд исследователей считает, что прогнозы о потенциале Китая противостоять США не верны. Они полагают, что это лишь временное «экономическое чудо». В то же время большинство исследователей такие как Чудодеев, Титаренко, Вознесенский и многие другие, уверены в обратном. Другим важным нерешенным вопросом является вопрос о современном политическом влиянии России. Так, Титаренко считает, что после распада СССР Россия потеряла свое стратегическое влияние и не может оказать существенного влияния на международные мировые процессы. Но альтернативная точка зрения А. Дугина показывает, что хоть роль России и уменьшилась, но благодаря её бывшему авторитету, ядерному и военному потенциалу Россия может оказать существенное влияние ни только в СНГ, но и во всем мире.

Цель данной курсовой работы изучить отношения России и Китая на современном этапе. Для осуществления этой цели поставлены следующие задачи. Во-первых, рассмотреть наиболее важные политические договоры. Во-вторых, выявить успехи и проблемы двустороннего сотрудничества. В-третьих, исходя из актуальности, т.е. возвышения Китая как мировой сверхдержавы, рассмотреть отношения США и КНР как стратегический важные как для Росси так и для всего мира. И исходя из этих отношений определить позицию России.

Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Основная часть делиться на три главы:

в первой рассмотрены современные двусторонние отношения России и Китая, во второй показана позиция Китая. И, наконец, в третьей главе освещен треугольник США, Россия и Китай.


1. Сотрудничество России и Китая.


.1 Современное положение двухсторонних отношений


Российско-китайские отношения характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях. Основные принципы российско-китайских отношений, главные направления и сферы двустороннего сотрудничества отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанном 16 июля 2001 года в Москве. Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные и межведомственные соглашения. Контакты между главами государств России и Китая носят регулярный характер - встречи проводятся не менее трех раз в год (официальные визиты, двусторонние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС). Рассматривая мнение китайской стороны, можно привести цитату главного научного сотрудника Института международных проблем Китая Ся Ишань: 'В настоящее время отношения между Россией и Китаем являются отношениями между странами новой формации. Это уже не тот союз, который мы наблюдали в 50-е годы ХХ века, не противостояние 60-70-х годов. Это не союз, не противостояние, не направленность против третьих стран, это нормальные добрососедские отношения между государствами. Только такой вариант взаимодействия имеет долгосрочные перспективы'.

Однако не все так гладко. Сегодня в России укрепляется внешнеполитическая идеология, согласно которой мировое развитие рассматривается под углом соперничества и сотрудничества государств, использующих свои конкурентные преимущества и стремящихся к повышению национальной конкурентоспособности. Поэтому Россия видит мир как арену конкурентной борьбы. Чтобы постоянно побеждать, Россия должна укреплять свои - конкурентные преимущества. В то время как мировые лидеры - конкуренты России стремятся уменьшать ее конкурентные преимущества и наращивать собственные.

Аналогичный подход возобладал и в Китае, на XVII съезде КПК, который закрепил видение современного мира также в свете «конкуренции и сотрудничества» государств.

Отсюда в концептуальном плане российско-китайские отношения и в политике и в экономике носят характер стратегического сотрудничества и одновременно стратегического соперничества. Динамика соотношения между составляющими «сотрудничество» и «соперничество» определяет сложность и волнообразность российско-китайских отношений - когда совместные успехи соседствуют с взаимными претензиями.

Сегодня созданы все условия для эффективного двустороннего сотрудничества между Россией и Китаем:

в результате подписания ряда межправительственных - соглашений заложены политико-правовые и финансово-экономические основы отношений;

решен пограничный вопрос;

укрепляется реальное антитеррористическое и военное-сотрудничество, включая проведение совместных учений;

сформированы механизмы двустороннего диалога, в том числе - по наиболее чувствительным проблемам - экология, миграция, структура торговли.

Активно развивается «саммитовая дипломатия», взаимодействие в ООН. Быстрыми темпами растет торговля между двумя странами. В 2007 году взаимный товарооборот превысил 48 млрд. долл., увеличившись на 44% по сравнению с предыдущим годом. Россия стала седьмым из крупнейших торговых партнеров для Китая, а Китай - третьим для России. Развивается инвестиционное, межбанковское и финансовое сотрудничество.

Обозначены перспективы энергетического партнерства - в нефтегазовой и атомной сферах, в электроэнергетике, а также в сфере высоких технологий промышленного производства.

Китай - не только глобальный, но и региональный партнер России. Для ряда восточных регионов (Читинская, Амурская, Еврейская автономная области) не остальная часть России, а именно Китай - основной торговый партнер, важнейший фактор благосостояния населения. На долю Сибири и Дальнего Востока приходится более 70% всего российского экспорта в Китай и около четверти импорта.

Однако российско-китайские отношения, похоже, не избавятся от неловкой ситуации 'активной политики и вялНа современном этапе Россия и Китай являются стратегическим тылом друг для друга. Россия выступает как стратегический тыл Китая при решении региональных проблем в-Восточной, Южной Азии и АТР в целом. Это понимают и ценят в Китае. Сегодня, судя по всему, мир двинулся в сторону многополярности В значительной степени совместными усилиями России и Китая, которые в перспективе при сохранении потенциала стратегического взаимодействия могли бы составить основу нового много полярного миропорядка. Объективно уже сегодня Китай хотел бы поставить себя в центр азиатско-тихоокеанской геополитики. И он будет стремиться, чтобы интеграция, по крайней мере в Восточной Азии, складывалась вокруг него. Но России в свою очередь также важно понять, с чем она войдет восточно-Азиатское сообщество. В поисках своего нового места в АТР Россия стремится усилить свое экономическое присутствие регионе, прежде всего в субрегионе Северо-Восточной Азии.

Значение Северо-восточной для России связано с огромным ресурсным потенциалом ее Российской части, который может стать генератором экономического продвижения России в этот регион.

Так, В отношениях с Россией Китай нацелен на решение следующих задач:

получить доступ к восточносибирским и дальневосточным - нефтегазовым месторождениям и трубопроводным системам;

приобрести наиболее перспективные активы в отраслях, открытых - для иностранного капитала;

повысить роль китайского юаня в приграничной торговле;-

обеспечить для китайских транснациональных корпораций ведущие - позиции в экономике российского Дальнего Востока по сравнению с конкурентами из других стран.

Накапливание позитива, по количественным и качественным параметрам, является одной из двух важнейших тенденций развития двусторонних связей, усиливающей составляющую «сотрудничество» в российско-китайских отношениях «стратегического сотрудничества и соперничества».

Другая тенденция - нарастание новых проблем и рисков.

В торговле - это невыгодная для России структура товарооборота. Высокие темпы роста взаимной торговли обусловлены быстрым развитием китайской экономики в целом и ростом мировых цен на нефть, а не качеством российского экспорта, две трети которого приходятся на энергоресурсы и древесину и лишь 1,5% - на продукцию машиностроения. В российском импорте из Китая, напротив, преобладает машинотехническая продукция (около 30%).

В 2007 году возникла проблема торгового дефицита. Стремительный рост китайского экспорта в Россию впервые за историю взаимной торговли привел к образованию положительного торгового сальдо в пользу Китая в размере 8,8 млрд долл.

С 2006-2007 годов Китай начал позиционировать себя как крупный экспортер капитала - конкурент традиционным мировым игрокам, в т. ч. и России. Китай идет на многомиллиардные вложения, прежде всего, в разработку, транспортировку и переработку углеводородных ресурсов в развивающихся странах; cкупает ликвидные активы в мировой энергетике, «новой экономике», банковском секторе и т.п. Общий объем накопленных прямых китайских инвестиций за рубежом превысил 80 млрд долл.

Не разрешены некоторые вопросы в нефтегазовой сфере - от намеченных сроков отстает строительство нефтепровода и газопровода из России в Китай.

В сфере энергетики Россия и Китай не только сотрудничают, но и соперничают. Китай все чаще выступает как конкурент российскому энергобизнесу и в самой России, и в мире - в Центральной Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке.

Российско-китайское сотрудничество в военно-технической сфере, несмотря на существенные достижения последних лет, также сталкивается с нарастающими проблемами.

Нарастание проблем и рисков в российско-китайском экономическом сотрудничестве вызывает рост взаимных претензий и опасений.

Китайцы видят препятствия развитию китайско-российского «стратегического партнерства» собственно в действиях России, на которую возлагают вину за:

отсутствие «взаимного доверия»;-

отсутствие «понимания взаимных интересов и путей развития - сотрудничества» в ЦА. В том числе - отсутствие единого, согласованного понимания причин и характера «структурного кризиса» и «факторов неопределенности» в ЦА, а также отсутствие совместных китайско-российских предприятий и проектов в ЦА;

наличие проблем «производственного характера», т.е. таких, - для решения которых созданы двусторонние механизмы, однако эти механизмы не используются;

сохраняющееся восприятие в - России Китая как «угрозы».

Стратегическому партнерству, по мнению китайцев, мешает «дисбаланс внутреннего развития Китая и России». Китай при этом трактуется как «поднимающаяся держава», а Россия - как «падающая держава». Неспособность России «найти адекватную экономическую стратегию» «мешает стратегическому партнерству».

Существуют противоречия между различными политическими и деловыми кругами Росси, что ухудшает условия сотрудничества с Китаем. В России «трудно разобраться с тем, кому верить и с кем надо работать. Россия не желает завязывать свой экспорт энергоносителей наКитай, имея стратегические намерения экспортировать нефть и газ в Японию и Южную Корею. Москва тормозит предоставление государственных гарантий российско-китайскому энергетическому сотрудничеству, на которых настаивает Китай.

Свои опасения есть и в России. Прежде всего, они связаны с угрозами китайской экспансии на российские территории.

Во-первых, сегодня не существует оснований для территориально-политической экспансии Китая на российские территории. После того как оба государства решили вопрос о российско-китайской границе, официальный Пекин снял территориальные претензии к России. Появляющиеся китайские публикации, в которых содержатся притязания на российские территории, носят академический характер и не отражают политики нынешнего китайского руководства. Современный Китай позиционирует себя как мировая ответственная держава, стремящаяся к сотрудничеству с мировыми лидерами в целях создания новой архитектуры безопасности. Территориальное давление на соседей, характерное для Китая в прошлом, не вписывается в новую внешнеполитическую стратегию Пекина. Реальную проблему представляет давление китайских провинциальных властей на властные и бюрократические структуры российских приграничных регионов в целях обеспечения наиболее выгодных условий для китайского бизнеса. А также - экспансия на российский Дальний Восток китайской «теневой» экономики, которая работает в связке с российскими «теневиками» и развитию которой активно способствует российская коррупция.

Во-вторых, демографическая экспансия не носит критического характера. Современный Китай не проводит государственной политики заселения российских территорий. Российские дальневосточные районы представляют собой слабо обжитые территории с неразвитой инфраструктурой и не входят в число приоритетов китайских мигрантов, ориентированных на богатые восточные районы самого Китая, а также на Северную Америку и Европу. Постоянно проживающие на российском Дальнем Востоке граждане Китая составляют 4-5% населения региона, что соответствует доле здесь китайского населения на закате царской России.

Стоит сказать, что демографическая экспансия Китая, которая все же существует, создает для России некоторые проблемы. Многие китайцы нарушают российское миграционное законодательство, а также уклоняются от уплаты налогов. Кроме того, как и любые мигранты, они составляют конкуренцию российским гражданам на региональных рынках труда.

В-третьих, наибольшую опасность для России представляет новая экономическая экспансия Китая, приходящая на смену традиционной экспансии дешевых низкокачественных китайских товаров. Материальной основой новой экономической экспансии Китая является, во-первых, стремительный рост инвестиционных, финансовых и товарных возможностей китайской экономики, а во-вторых, - резкое увеличение российско-китайского торгового и инвестиционного сотрудничества в последние годы.

Пока Россия, на которую приходится около 2% китайского внешнеторгового оборота и прямых зарубежных инвестиций Китая, не входит в число главных «мишеней» китайской экономической экспансии. Однако в ближайшее время следует ожидать нарастания китайской инвестиционной и корпоративной экспансии в Россию, которая быстро вытесняет «экспансию» китайских «челноков».

Новая экономическая экспансия Китая усиливает конкурентное давление на российских производителей, прежде всего, на рынках Восточной Сибири и Дальнего Востока. Китай нацеливается на следующие задачи:

получить доступ к восточносибирским и дальневосточным - нефтегазовым месторождениям и трубопроводным системам, связывая это с реализацией внутренних задач развития Северо-Востока и Северо-Запада Китая;

приобрести наиболее перспективные активы в отраслях, - открытых для иностранного капитала;

повысить роль китайского юаня в приграничной - торговле;

обеспечить для китайских ТНК ведущие позиции в экономике - российского Дальнего Востока по сравнению с российскими конкурентами и конкурентами из других стран.

Особенностью новой экономической экспансии Китая является напористое и агрессивное поведение молодого китайского капитала.

Китай сегодня является новым - по сравнению с ЕС, США, Японией - игроком на российских рынках. Поэтому его агрессивное поведение особенно бросается в глаза российской политической и деловой элите. Это новое недовольство наслаивается на старое негативное и традиционно подозрительное отношение к Китаю и порождает в России особую настороженность по отношению к Китаю - в сравнении с восприятием работы на российских рынках традиционных иностранных партнеров.

В-четвертых, России необходима рациональная политика в свете новой китайской экспансии, а не «алармистское противодействие».

Дело в том, что в условиях глобализации меняется само содержание понятий «экспансия» и «противодействие экспансии». Следовать в этом вопросе логике «холодной войны» было бы ошибочно. Важно различать экспансию как углубление взаимодействия между пограничными странами и экспансию как сознательную политику сопредельного государства, нацеленную на «захват» территории своего соседа. «Противодействие экспансии» в условиях глобализации означает не самоизоляцию России и не свертывание связей с Китаем, а напротив - сотрудничество с нашим соседом в целях нахождения рациональных развязок возникающих проблем в рамках уже созданных механизмов развития двусторонних отношений.

Не смотря на то, что политически взаимоотношения России и Китая на высоком дружеском и сотрудническом уровне, из-за взаимного недоверия, указанного выше, происходит дисбаланс между политическими и торгово-экономическими связями двух стран. Несоответствие правового и экономического сотрудничества ставит в тупик дальнейшие переговоры.

В отношениях России с Китаем очень существенны стратегические аспекты проблемы. Стратегический риск связан с тем, что Россия - на фоне интеграции Китая в мировые экономические структуры и продолжающихся рыночных и политических реформ в направлении «от внутрипартийной и низовой к всенародной демократии» - может оказаться на более «далеком расстоянии» от США и Запада, чем Китай. Это уменьшит конкурентные преимущества России как постсоветского государства и ослабит ее международные позиции.

Стратегические перспективы развития Китая и России состоят в том, что Китай будет наращивать экономический отрыв от России. Для этого, помимо прочего, существуют и естественные демографические предпосылки. Задача России в данных условиях не в том, чтобы не отстать или отстать, но не так сильно, от Китая. Проблема в том, чтобы не оказаться в маргинальном положении в мире на фоне интегрирующегося в мировое экономическое пространство и модернизирующегося Китая. Кроме этого важно сбалансировать противоречия в сфере поставки энергоресурсов

Обнадеживающим фактом является то, что обе страны нуждаются в стабильной внешнеполитической ситуации. А в силу того, что географически они являются соседями, то им приходится поддерживать друг друга на международной арене.

Итак, существуют определенные политические и экономические успехи и проблемы. Но, поскольку стратегические интересы стран на долгосрочную перспективу совпадают, то наиболее вероятно что эти проблемы будут решаться. Мирное развитие и подъем обеих стран требует координации и долговременного сотрудничества на основе стратегии соразвития. Разумеется дальнейшая неизменно поступательная динамика требует политической воли руководства России и Китая, настойчивой последовательной работы, взаимных уступок и учёта интересов друг друга, противодействия прямым и косвенным попыткам внешних и внутренних сил играть на реальных мнимых трудностях и естественно возникающих противоречиях между нашими странами. Однако такая работа принесет только положительный результат, поскольку отвечает коренным интересам внутреннего развития России и Китая, упрочению их международных позиций. А широкое сотрудничество и разностороннее взаимодействие двух великих государств, демонстрирующих модель миролюбивых и двусторонних и многосторонних отношений - важный фактор укрепления международного мира и безопасности.


1.2 Позиция Китая в международной политике


Китай проводит самостоятельную, независимую и мирную внешнюю политику. Ее миссия - сохранение мира на планете и содействие общему развитию. Китай стремится вместе с народами всего мира сообща продвигать благородное дело мира и развития на планете. Основное содержание внешнеполитической стратегии страны заключается в следующем:

Соответствовать течению истории, отстаивать общие интересы всего человечества. Китай желает совместно с международным сообществом прилагать общие усилия к тому, чтобы активно содействовать многополярности мира, защищать гармоничное сосуществование различных сил и сохранять стабильность международного сообщества; активно стимулировать развитие экономической глобализации в направлении, благоприятствующем достижению общего процветания, стремиться к выгоде и избегать потерь на благо всем странам мира, в первую очередь развивающимся.

Создать справедливый и рациональный новый международный политический и экономический порядок. Все страны мира должны в политике уважать друг друга, сообща вести консультации и не навязывать другим свою волю; в экономике должны осуществлять взаимное стимулирование и общее развитие и не увеличивать пропасть между бедными и богатыми; в культуре должны учиться друг у друга, совместно процветать и не отвергать культуру других национальностей; в области безопасности должны доверять друг другу, сообща защищаться, утверждать новый взгляд на безопасность, заключающийся во взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве, решать споры посредством диалога и сотрудничества и не применять силу или угрозу применения силы. Выступать против любых проявлений гегемонизма и политики силы. Китай никогда не прибегнет к политике гегемонизма и экспансии.

Защищать многообразие мира, выступать за демократизм в международных отношениях и многообразие форм развития. Мир богат и многообразен. Необходимо взаимно уважать различия культур, неоднородность социального строя и путей мирового развития, в процессе конкуренции учиться друг у друга и, несмотря на существующие различия, сообща развиваться. Дела различных стран должны решать сами народы, дела мира должны обсуждаться на равноправной основе.

Выступать против всех форм терроризма. Необходимо укреплять международное сотрудничество, совмещая при этом различные варианты, предупреждать террористическую деятельность и наносить удары по ней, всеми силами искоренять очаги терроризма.

Продолжать улучшать и развивать отношения с развитыми странами, делать основной упор на коренные интересы народов различных стран, несмотря на различия в социальном строе и идеологии, на основе пяти принципов мирного сосуществования расширять сферы соприкосновения общих интересов, надлежащим образом преодолевать разногласия.

Продолжать укреплять добрососедство и дружбу, отстаивать добрососедство и партнерство с соседями, укреплять региональное сотрудничество, продвигать на новый уровень обмен и сотрудничество с сопредельными странами.

Продолжать укреплять сплоченность и сотрудничество с третьим миром, способствовать взаимному пониманию и доверию, усиливать взаимную помощь и поддержку, расширять сферы сотрудничества и повышать эффективность сотрудничества.

Продолжать активно участвовать в многосторонней внешнеполитической деятельности, развивать свою роль в ООН и других международных и региональных организациях, поддерживать развивающиеся страны в защите их законных интересов.

С середины первого десятилетия нынешнего века во внешней политике Пекина появились новые ориентиры. К этому моменту Китай стал значимым игроком в мировой экономике. И теперь нацеливается на лидерство в мировой политике.

Здесь важно отметить два момента. Во-первых, Китай стремится к политическому лидерству не с целью навязать миру коммунистическую административно-распределительную общественную модель. Его задача состоит в том, чтобы стать равным странам, играющим ключевую роль в создании нового миропорядка, и продемонстрировать миру свою готовность нести ответственность за планетарное развитие. Основой притязаний на лидерство служит интеграция экономики Китая в мировую экономику на рыночных принципах.

Во-вторых, главным препятствием для реализации амбиций Китая является двойственное восприятие этой страны Западом. С точки зрения экономики Китай воспринимается мировым рыночно-демократическим сообществом как «свой», т.е. рыночный, с точки зрения политики - как недемократический, «чужой», живущий при сохранении монополии Компартии Китая (КПК) на политическую власть.

В свете этих двух моментов новая внешнеполитическая стратегия Китая содержит для мира, в том числе - что для нас особенно важно - и для России, как новые вызовы, обусловленные глобальными амбициями Пекина, так и новые возможности, связанные с его готовностью нести свою долю ответственности за мировое развитие.

Новые акценты во внешнеполитическом курсе Китая были проставлены на последнем XVII съезде КПК (конец 2007 года). Им можно дать двоякую оценку. С одной стороны, на высшем партийном уровне были подтверждены основные компоненты видения новым четвертым поколением китайских руководителей глобализирующегося мира, перспектив его развития и своего места в нем. С другой - сделан по-своему «внешнеполитический революционный поворот» по сравнению с XVI съездом КПК (2002 год). Тогда отчетный доклад съезду готовился представителями «третьего поколения» китайских лидеров.

Во-первых, даны принципиально иные оценки международной обстановки. В формулировках XVI съезда соседствовали старые и новые подходы Пекина к мировому развитию. Тезису о том, что «мир и развитие стали лейтмотивом современной эпохи», противостоял другой тезис, уходивший корнями в прошлое, - когда Китай стремился взять на себя роль лидера развивающихся стран в борьбе с «международным гегемонизмом». XVI съезд КПК характеризовал тогда «современный международный порядок» как «несправедливый» и «не изменившийся в корне». В этом контексте было сказано, что мир «очень неспокоен», создает человечеству «суровые вызовы». К их числу наряду с терроризмом были отнесены «появление новых форм гегемонизма в политике» - с явным намеком на США, а также локальные конфликты, приграничные и территориальные споры, разница в уровнях развития Севера и Юга.съезд отошел от конфронтационно-алармистских трактовок современного мира, упомянув при этом, что Китай «против любых форм» гегемонизма и сам не претендует на роль «гегемона».

Во-вторых, Китай рассматривает современный мир под новым для себя углом - через призму «конкуренции и сотрудничества» государств. По мнению «четвертого поколения» китайских лидеров, важнейшей задачей для страны должно стать повышение конкурентоспособности китайской экономики.

В-третьих, Китай стал позиционировать себя как равноправный участник международных отношений, руководство страны заявило о своей готовности к глобальному сотрудничеству:

в обеспечении мировой и региональной экологической, энергетической, финансовой и экономической безопасности;

в борьбе с терроризмом и другими угрозами.

В-четвертых, в документах XVII съезда Китай вновь подтвердил как свое негативное отношение к участию в военных союзах, так и абсолютную нетерпимость к провозглашению Тайванем независимости. Одновременно Тайваню был предложен целый пакет мер, стимулирующих экономическую интеграцию острова с материком - и тем самым готовящих хозяйственные основы для будущего объединения.

Основная задача, которая поставлена перед внешнеполитическими ведомствами Китая, заключается в том, чтобы уже в ближайшей перспективе существенно повысить роль Китая в мировых и региональных процессах и превратить его в равного или «почти равного» США мирового «игрока». Поэтому доминирующим направлением деятельности китайской дипломатии в ближайшие годы, по-видимому, будет оставаться нормализация отношений с США.

Несмотря на сохраняющиеся расхождения с Вашингтоном по вопросам демократии и прав человека, торгового дефицита США и курса китайского юаня, степени прозрачности растущих военных расходов Китая (в 2007-2008 годах ежегодный прирост почти на 18%) и др., Пекин скорее всего будет стремиться к выстраиванию с США отношений, которые, по выражению китайских руководителей, базировались бы на «общих стратегических интересах» обеих стран. Можно предположить, что в ближайшие годы Пекин постарается активизировать «экономический диалог» с США, начатый в 2006 году, и выстроить «энергетический диалог», а также развивать военное сотрудничество. Под экономическим диалогом здесь понимаются в основном двусторонние торговые отношения, тогда как энергетический диалог означает координацию действий Китая и США как глобальных импортеров энергоресурсов. Развитие сотрудничества по линии военных ведомств и ведомств по обеспечению безопасности включает создание «горячей линии» связи для предотвращения военных инцидентов, совместные военные учения, борьбу с терроризмом, наркоторговлей, пиратством в южных морях и т.д.

Высока вероятность, что Китай будет продолжать занимать выгодную для США позицию в отношении северокорейской ядерной проблемы взамен на негативное отношение США к идее о независимости Тайваня.

Можно ожидать нарастания китайской активности и по новому, для многих - неожиданному, направлению - разработке собственной концепции создания новой мировой архитектуры безопасности и совместного развития на основе выдвинутых XVII съездом КПК идей о «гармоничном мире», где под гармонией понимается сбалансированность интересов различных государств и коллективная ответственность за глобальное будущее.


2. Стратегический треугольник Россия-Китай-США

сотрудничество стратегический государство международный

Россия, Китай и США. Казалось бы что связывает три этих абсолютно разных как в политическом, географическом, так и в культурном плане страны? Почему актуально рассмотреть данный стратегический треугольник? И какую роль он играет для России?

Во-первых, на данный момент США является самой развитой в экономически и влиятельной политически страной. Общеизвестно, что Китай набирает обороты и становится серьезным потенциальным соперником США за лидерство. России важно понять внешнеполитический курс стран, направленный друг к другу. И исходя из этого вести собственную внешнюю политику. При этом стараясь сохранять хорошие отношения как с КНР, так и с США. Как предсказывает в своей книге «Великая шахматная доска» Збигнев Бжезинский, к 2015 году мир придет к противостоянию трех могущественных сил - Китая, США и Европы. Вне зависимости от реалистичности такого прогноза, взаимоотношения с крупными государствами являются ключевым вопросом внешней политики в контексте стремления Китая к мирному развитию.

На данный момент суть отношений Вашингтона и Пекина обозначена как «комплекс взаимозависимости»: стороны оценивают друг друга в прагматичных и умеренных терминах и оба государства могут соперничать и консультироваться в рамках существующих международных норм. Усиление положения Китая в мире сулит важные перемены в международной системе. Пекин добивается этого в спокойном, осторожном и мирном стиле. Американцы такой подход ценят, и общие перспективы помогут обеим державам совладать «с остаточными и потенциальными расхождениями» и сотрудничать. Такого мнения придерживается Збигнев Бжезинский. По мнению Брента Скаукрофта, ветерана никсоновского Белого дома, советника по национальной безопасности при президентах Джеральде Форде и Джордже Буше-старшем, и доверенного лица специалистов по внешней политике Демократической и Республиканской партий США, помимо названного развитие отношений Китая и США может ускорить или замедлить выход из наступившего кризиса. Он считает, что улучшение отношений с Россией и Китаем позволит решить ряд международных проблем, одним из которых является вопрос о ядерном паритете. Вообще США заинтересовано в сотрудничестве с РФ и КНР, но с каждой по разным причинам. В отношениях США и РФ интересен тот факт, что у обоих стран сменились главы государств. Поэтому неизвестен был политический курс нашего сотрудничества. Теперь можно вздохнуть спокойно, поскольку этот вопрос решается в лучшую для нас сторону.

Отношения КНР и США являются чуть ли не самыми важными международными отношениями современности, от них во многом зависит политика других государств. За 30 лет их отношений даже в длительные периоды стабильности сотрудничество между Китаем и США велось с учетом взаимной конкуренции. Самым острым вопросом по прежнему остается Тайвань. Противодействие терроризму стало основным содержанием сотрудничества между странами после 11 сентября. И в этом контексте перед ними постоянно появляются новые стратегические задачи: корейская ядерная проблема, борьба с распространением оружия и т.д. Тао Вэньчжао полагает, что 'для США нет ни одного вопроса, который бы решался на мировом уровне без сотрудничества с Китаем, включая разразившийся в настоящее время финансовый кризис'.

Если посмотреть на указанный треугольник с других сторон, то можно выявить еще ряд мотиваций сотрудничества. Так, Москва в поисках партнера по сдерживанию напора США выбрала Пекин еще в 1990-е годы. Взаимодействие с КНР на этом направлении представлялось весьма перспективным. Лейтмотив китайской внешнеполитической риторики - не допустить чьей-либо «гегемонии» в мире в целом и в Азии в частности - созвучен российскому стратегическому мышлению. РФ и КНР выработали особую стратегию ответа Америке. Они не идут на полноценный союз для открытого противодействия Соединенным Штатам, а пытаются создавать противовес, лишь косвенно затрагивающий американское влияние. Москва и Пекин не планируют явно противопоставлять себя Вашингтону, рискуя столкнуться с жесткими ответными мерами. Они лишь стремятся продемонстрировать, что стоящий перед ними выбор в пользу партнерства с Америкой небезальтернативен. Свою политику в отношениях с США Россия и Китай строят на представлении о том, что американская мощь в мировой политике и экономике ослабевает, а российская и китайская усиливаются. В этом содержатся скрытые мотивы русско-китайского сотрудничества.

Справедливо отмечая, что у обеих стран много общих черт в оценках мировой ситуации и в их отношении к США, российское внешнеполитическое сообщество упускает из виду один значимый факт: Пекин охотно уступает Москве роль «ведущего» в противодействии неприемлемой для обеих сторон политике Вашингтона. Сама же КНР добилась более ровного и прагматичного взаимодействия с Америкой. «Китайская модель» сочетает самостоятельную линию на мировой арене, категорическое неприятие попыток включить внутриполитические проблемы в повестку дня двусторонних отношений и определенное политическое дистанцирование от Запада, чей опыт и рекомендации, по твердому убеждению пекинских руководителей, неприменимы напрямую, учитывая современные китайские реалии. Еще архитектор китайского «экономического чуда» Дэн Сяопин призывал к тому, чтобы КНР «играла незаметную роль на мировой арене и не стремилась к руководящей роли». Нынешний китайский лидер Ху Цзиньтао подчеркивает, что Пекин еще два десятилетия будет уделять первоочередное внимание вопросам внутреннего развития. Исходя из собственных интересов и оценки угроз со стороны Соединенных Штатов, Пекин заинтересован в сохранении высокого уровня противоречий между Москвой и Вашингтоном. КНР выгодна ситуация, в которой Россия воспринимается как главный критик американской политики, принимающий на себя всю силу ответной реакции. Китай еще больше, чем Россия, опасается противостоять американской политике, если результатом окажется его изоляция. Например, китайским представителям в Совете Безопасности ООН отнюдь не свойственно в одиночестве использовать право вето, когда речь идет о важной для США резолюции, если только она не касается проблемы Тайваня.

Рассмотрим теперь отношение КНР непосредственно к США. Так, ведя поиск рационального пути преодоления эффекта «чужого» - но без форсирования демократических преобразований - Пекин осуществляет следующие внешнеполитические новаторства.

Первое - выстраивание Китаем новой линии в отношениях с США, которые рассматриваются нынешним китайским руководством в качестве главного партнера Пекина на мировой арене. Второе - выстраивание, начиная с 2003 г., политического и финансового диалога с «Большой Восьмеркой». Ху Цзиньтао в качестве специального гостя участвовал во встрече «Восьмерки» в Эвиане, а министр финансов КНР и председатель центробанка имели неформальные контакты со своими коллегами из «Большой Семерки» в Дохе. Пока стороны присматриваются и изучают возможности друг друга, однако, это похоже, скорее, на начало диалога «Китай - Восьмерка / Семерка», чем на неудачный «пробный шар».

Третье - активизация роли Китая в региональных политических форумах. Пекин различает те из них, в которых он может играть «от раза к разу все более активную, но не ведущую, роль», и те, где его роль может быть главной и / или второй по значимости после очевидного лидера. К последней группе относятся ШОС, в работе которого Китай является фактическим «локомотивом» организации, в том числе и символически - штаб-квартира ШОС расположена в Пекине. А также шестисторонняя встреча по Корее, также проходящая в Пекине и, более того, вряд ли возможная без постоянного давления Пекина на Пхеньян. При этом Пекин, следуя своей традиционной тактике «осторожности и постепенности», пока не заявляет о своем стремлении к лидерству в этих форматах, оставляя ведущие позиции в первом случае Москве, во втором - Вашингтону.

Четвертое - активизация регионального экономического сотрудничества, во-первых, в двусторонних форматах с США, Японией и Южной Кореей. Во-вторых, в рамках трехстороннего сотрудничества в СВА - с Японией и Южной Кореей. Здесь, в отличие от военно-политической сферы, Китай видит возможность выстраивания интеграционных схем и без участия США. В-третьих, в форматах «АСЕАН плюс Китай» и «АСЕАН плюс три».

И в этих новаторствах, как ответе на вызов Китаю, содержится уже и вызов Китая мировому сообществу. Запад, сталкиваясь с новой реальностью растущего и глобализирующегося Китая, объективно вынужден менять стратегию своих отношений с Пекином. Речь идет уже не о «вовлечении» Китая, а о реагировании на его возрастающую экономическую и политическую роль. У Запада есть два варианта ответа на китайские вызовы. Первый - сдерживать Китай, играя и усиливая роль того обстоятельства, что Китай все же продолжает оставаться «чужим» в политике. Однако, со временем политику «сдерживания» будет проводить труднее: экономически «свой» Китай превращается во все более важный двигатель мирового и регионального развития, а роль Китая в отражении новых угроз, в корейском урегулировании, а также в решении других региональных проблем, усиливается. Второй вариант - выстраивать новые отношения с Китаем как с равноправным военно-политическим партнером, несмотря на то, что этому и будет мешать восприятие Китая как политически «чужого». При этом объективно вариант «выстраивания новых отношений» выгоден и Китаю, и Западу.
Китай рассматривает Россию как второго, после США, «игрока» в вопросах стратегической стабильности и ракетно-ядерной сфере. Как важного источника поставки энергоресурсов, научных технологий и военно-технической - пока не преодолено эмбарго на поставки военной техники в Китай из США и ЕС - продукции. И как важный (хотя и не главный) рынок сбыта китайского продукции («челночная» торговля ширпотребом, автомобили и т.д.) и услуг рабочей силы. В АТР Китай рассматривает Россию как не главного игрока:

Россия для Китая - «партнер» по ШОС, что открывает возможности для поиска вариантов взаимодействия с Китаем по новым угрозам в Центральной Азии;

«участник» шестисторонней встречи по Корее, что обеспечивает присутствие России в этом формате, хотя и не позволяет надеется на активное участие;

«страна, присутствующая» в АТЭС, что отражает реальную малозаметную роль России в этом Форуме.

Довольно большую роль в взаимодействии трех стран играет доллар. Страны с переходной экономикой, такие как Китай и Россия, призывают найти альтернативу доллару на роль резервной валюты. Поводом для этого стала чрезмерно мягкая политика Федеральной резервной системы, которая пытается поддерживать банковскую систему и тонущие в долгах американские домохозяйства, наращивая денежную массу.Поскольку В руках этнических китайцев находится приблизительно половина всех долларов вне Соединенных Штатов, то и Китай и США взаимозависят от доллара.

Но политика Америки подталкивает Китай к созданию альтернативной финансовой системы. Последние два десятилетия роль Китая в глобальной экономике держалась на предоставлении дешевой рабочей силы транснациональным корпорациям и на привязке юаня к доллару. Последнее позволяло Китаю использовать финансовую систему США для международных нужд, сохраняя при этом государственный контроль над финансами внутри страны и продолжая перераспределять благосостояние из прибрежных районов во внутренние. Китай осознает, что в какой-то момент ему надо стать независимым от доллара.

Итак, не смотря на определенные сложности, сотрудничество США и Китая проходит на дружественной основе. На данный момент обе страны проводят политику сближения, поскольку они заинтересованы в сотрудничестве. По мнению автора, такая политика проводится с целью выжидания и наблюдения друг за другом. Специфика состоит в том, что Китай, имея в долгосрочной перспективе идею противостояния США как гегемону и формированию многополярности, на первый план выдвигает для себя внутриполитическое развитие. Поэтому об установлении твердых мирных отношений не приходится. Хотя обе страны, понимая мировую значимость друг друга идут на многие уступки. Россия в данном контексте занимает второстепенную роль. В целом она больше тяготеет к Китаю как в силу экономических, так и идеологических причин. Однако на международно-правовом уровне политика в отношении США настроена очень дружественно.


Заключение


Отношения с Китаем - одна из наиболее важных проблем и для России, ибо речь идет о ближайшем соседе с населением более чем в 1,2 млрд. человек (только в четырех пограничных с Россией провинциях проживает 400 млн. человек), стремительно наращивающем свой экономический и военный потенциал. По уровню военных расходов, оцениваемых ведущими международными институтами почти в 32 млрд. долларов США (а по некоторым расчетам их уровень приближается даже к 45 млрд. долларов), Китай входит в число ведущих военных держав не только региона (здесь он сопоставим с Японией, затрачивающей на военные приготовления 55 млрд. долларов), но и мира.

Наши отношения с Китаем ни в коей мере нельзя ни идеализировать, ни упрощать. Они могут быть чреваты весьма опасными конфликтами, особенно в перспективе. В настоящий же момент пограничные вопросы между Россией и КНР в основном решены, двусторонние отношения ровны и стабильны, и по всем имеющимся оценкам основной вектор военно-политических усилий Китая в ближайшие годы не будет направлен в сторону России.

Используя эту ситуацию, мы могли бы активизировать российско-китайское взаимодействие по целому ряду вопросов, в особенности с учетом определенной взаимодополняемости экономик дальневосточного региона России и северо-востока КНР.

Успех нашей внешней политики в целом во многом будет зависеть от ее сбалансированности на западном и восточном направлениях: с одной стороны России нельзя поддаваться возможным уговорам Запада по созданию некой коалиции для сдерживания Китая, с другой стороны - не предлагать Китаю и не принимать от него предложений о стратегическом партнерстве на антизападной (в т.ч. антияпонской) основе. В то же время необходимо вместе с Западом работать над созданием системы связей, вовлекающих Китай в традиционные международные отношения, в особенности режимы нераспространения (РКРТ, Новый форум, Австралийский клуб и т.д.) с тем, чтобы связывать растущую роль Китая соответствующими международными обязательствами.

Необходимо четко различать два аспекта вопроса. Устойчивое добрососедство, экономическое сотрудничество, несомненно, необходимы как России, так и, вероятно, Китаю. Всякого рода конфронтационные тенденции в наших отношениях с этой страной крайне опасны, особенно если противоречия приняли бы форму открытых конфликтов. С другой стороны полномасштабный стратегический союз с КНР, особенно в случае его антизападной направленности (явной или скрытой), способен нести значительный дестабилизирующий заряд как на региональном, так и на глобальном уровне, а потому вряд ли бы был полезен самой России.

Одним из проявлений тенденции к стратегическому союзу является растущая из года в год широкомасштабная торговля России оружием с Китаем. Однако в военных сделках с Китаем Россия должна проявлять осторожность, сохраняя технологический отрыв от него и усиливая привязку китайских производителей вооружений к российским разработчикам и предприятиям. Линия на военно-техническое сотрудничество России с Китаем должна быть взвешенной. Оно, безусловно, выгодно для российской стороны как по экономическим, так и по политическим соображениям. В торговле оружием с КНР важно все правильно просчитать и соблюдать меру.

Уже сегодня Запад (прежде всего США, а также Япония) после длительной паузы в отношениях с Китаем, вызванной в первую очередь развалом биполярной глобальной системы безопасности, возобновил с ним тесное взаимодействие в сферах экономики, политики, технологических обменов и т.д. Не исключено, однако, что именно Россия может при определенных условиях оказаться в этом геополитическом уравнении «третьим лишним».

Само собой разумеется, что любые усилия России и других стран в сфере безопасности не должны носить оттенка антикитайской направленности. В то же время, на наш взгляд, Россия имеет право и возможность разыгрывать «китайскую карту» в регионе, в том числе в целях получения определенных экономических и политических дивидендов. Важно при этом «не перегибать палку», иначе результат может быть прямо противоположным задуманному.

Перспективы российско-китайских отношений в контексте тенденций глобального и регионального позиционирования Китая и России предстают в следующем виде:
Усиления глобальных и региональных позиций Китая на основе экономического роста, укрепления внутренних правовых и финансовых основ для развития частного капитала, взаимодействия Китая с глобальными структурами (ВТО, G-7/8, НАТО, АТЭС, АСЕАН и т.д.), углубления китайско-американского экономического партнерства и партнерства по борьбе с терроризмом и распространением ядерного оружия. Новообретаемый имидж Китая будет, пусть пока и ограниченно (пока сохраняется монополия КПК на власть), ослаблять (но не полностью преодолевать) восприятие Китая Западом как «политически чужого» и, соответственно и пропорционально, ослаблять и антикитайские настроения.
Угроза для российского позиционирования в мире состоит в том, чтобы не оказаться - в глобальных и региональных раскладах - на более далеком от Запада «политическом и экономическом расстоянии», чем Китай. В противном случае ослабление антикитайских настроений будет компенсироваться в (продолжающем существовать) «глобальном пространстве агрессивного мышления» ростом настроений антироссийских.
В данных условиях нужно реагировать на новые вызовы глобализирующегося Китая не противодействуя ему, а взаимодействуя с ним.
Для этого важно, во-первых, отказаться от примитивного восприятия «китайской угрозы» как демографической и военной экспансии в «азиатскую Россию» и центрально-азиатское пространство (позиционируемая зона российских интересов). А вместо этого анализировать и учитывать новые китайские вызовы, корни которых в возрастающем влиянии Китая на мировые товарные и фондовые рынки и на мировую и региональную политику. Проще - перестать быть высокомерным. Во-вторых, на глобальном и региональном (Центральная Азия, Северная Корея) уровне важно выстраивать отношения партнерства и взаимодействия в треугольнике Россия-Китай-США на основе совпадения антитеррористических и нераспространенческих интересов. В частности, использовать северокорейскую ядерную проблему и ШОС, ищущую свою стратегическую нишу, для выстраивания такого сотрудничества. В-третьих, необходимо обновить стратегию экономического развития России с учетом фактора интеграции «азиатской России» в формирующееся интеграционное пространство в СВА (Китай, Япония, Южная Корея). Угроза интересам рыночно-демократизирующейся России возникнет в том случае, если Россия пойдет по пути сдерживания и противодействия выходящему за свои границы Китаю. В этом случае дальнейшая интеграция Китая в глобальную экономику при параллельном ослаблении его имиджа «чужого» Западу будет усиливать контр-позиции Китая и, в ответ, требовать от России ненужных и излишних материальных затрат и политических издержек. Итак, существуют как успехи, так и проблемы двустороннего сотрудничества. Однако позитивная тенденция преобладает. Китай рассматривает Россию как равного партнера. По крайней мере политически. Экономически же нам предстоит наращивать обороты взаимодействия и сотрудничества. На отношение к нам Китая определенное влияние имеет авторитет СССР.

Список использованной литературы


1Бергер. Я. Китай уточняет курс // Азия и Африка сегодня. №3. 2008. с. 2

2Габуеев А. Энергетическая политика Китая в ЦА // Азия и Африка сегодня. №1. 2008. с. 15

Галенович Ю. Россия и Китай: понять друг друг // Азия и Африка сегодня. №4. 2008. с. 2

Галенович Ю.М. Америка и Китай. Китай в мировой политике. Москва. 2001. 529 с.

Гельбрас В. КНР: социальные последствия реформ и открытости // Азия и Африка сегодня. №7. 2008. с. 9

Давыдов А. США-КНР - партнерство или соперничество? // Азия и Африка сегодня. №6. 2008. с. 2

Джеральд Сейб « «Серому кардиналу» внешней политики США нравятся перспективы улучшенных отношений с Россией и Китаем» // «The Wall Street Journal», США. 01 мая 2009

Дугин А. Простая формула российско-китайских отношений // Амурская правда. 2006. №70. 20.04.

Зевелёв И.А. Россия и Китай в зеркале американской политике // «Россия в глобальной политике». №5, Сентябрь - Октябрь 2007

Кортунов С. Россия в ATP: национальные интересы» // Публикации клуба мировой политической экономики. 25. 01.2008

Ларин. А. Грозит ли России «Китаизация»? // Российская Федерация сегодня. -2005. №3. с. 69.

Михеев В. «Роль Китая в глобализующемся мире» // Отечественные записки №3 (42) (2008)

Михеев В. Позиционирование Китая и России в глобальной и региональной экономике и политике // Азия и Африка сегодня. №8. 2008. с. 2

Семенов А. Дракон бросится на медведя // Азия и Африка сегодня. №10. 2008. с. 2

Титаренко М.Л «Россия лицом к Азии». 1998. 320 с.

Чудодеев Ю. Российско-китайское стратегческое парнерство на современном этапе-проблемы и перспективы // Азия и Африка сегодня. №5. 2008. с. 48

Энди С. Если Китай разуверится, доллар рухнет // «The Financial Times» 04 мая 2009

18Яскина Г. Монголия, Россия, Китай: вместе к развитию в XXI в. // Азия и Африка сегодня. №12. 2008. с. 58

19#"justify">http://www.china.org.cn/russian/index.htm).


Теги: Стратегическое сотрудничество России и Китая на современном этапе  Диплом  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 11083
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Стратегическое сотрудничество России и Китая на современном этапе
Назад