Взаимодействие России и АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество)

Всероссийская академия внешней торговли

Факультет экономистов-международников

КАФЕДРА МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ


Курсовая работа

на тему:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И АТЭС (АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО)


Работу выполнил:

Студентка II-го курса ФЭМ ДО

Строй Дарья

Научный руководитель:

Доцент Ахмадулина Т.В.


Москва - 2011

Содержание


Введение

Глава 1. Характеристика деятельности АТЭС

1.1 История АТЭС

1.2 Принципы АТЭС

1.3 Цели и задачи АТЭС

1.4 Структура АТЭС

Глава 2. Роль АТЭС в современной мировой экономике

2.1 Основные экономические показатели на 2010 год

2.2 Объемы внешней торговли на 2010 год, (млрд. долл.).

2.3 Характеристики экономик АТЭС на 2010 год

2.4 Результаты деятельности Форума АТЭС

Глава 3. Анализ взаимодействия России и АТЭС

3.1 Положительное влияние членства России в АТЭС

3.2 Роль России в АТЭС

3.3 Основные проблемы и задачи на пути активизации участия России

3.4 Пути активизации деятельности России в АТЭС

3.5 Необходимые шаги в процессе активизации деятельности России

3.6 Перспективные направления сотрудничества

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение


Вторая половина XX и начало XXI веков характеризуются усилением развития интеграционных процессов во всех регионах мира. Одним из наиболее динамичных элементов интеграционных процессов является развитие стран АТЭС. В последние десятилетия АТЭС превратился в наиболее динамично развивающуюся часть мирового хозяйства. Ключевым звеном в механизме стремительного развития экономики восточно-азиатских стран стало активное использование внешнеэкономических факторов роста иполитики экспортной ориентации. Благодаря международному сотрудничеству увеличиваются масштабы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через национальные границы, сближаются национальные экономики.

Россия, две трети территории которой находятся в Азии, является неотъемлемой частью Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому естественно, что происходящие здесь процессы непосредственно затрагивают российские интересы. Активное участие России в делах АТЭС, подключение к идущим интеграционным процессам обуславливают актуальность обращения к теме "Взаимодействие России и АТЭС".

Цель курсовой работы: провести анализ деятельности АТЭС, современного состояния отношений России и АТЭС и выявить возможные перспективы дальнейшего сотрудничества, с учетом национальных интересов России.

Задачи:

1)Охарактеризовать деятельность АТЭС.

2)Определить роль АТЭС в современной мировой экономике.

)Проанализировать взаимоотношения России и АТЭС.

Глава 1. Характеристика деятельности АТЭС


1.1 История АТЭС


АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС, Asia-Pacific Economic Cooperation Forum) - международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. Образована в 1989 в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. В настоящее время в АТЭС входит 19 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) (Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония) и две территории - Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС. В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Россия участвует в АТЭС с ноября 1997 года. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960-1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов - АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

азиатский тихоокеанский экономическое сотрудничество

Организация была основана как форум для обмена мнениями, но быстро превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди направлений работы - проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса в Тихоокеанском бассейне, а так же ежегодным стало проведение саммитов (смотри приложение 1).

Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы, гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.


1.2 Принципы АТЭС


1) Сотрудничество только в экономической сфере.

С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную "совокупность экономик". Термин "экономика" подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы.

2) Почти полное отсутствие специального административного аппарата.

АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата.

3) Отказ от принуждения, примат добровольности.

АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры "соседей", стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.

4) Приоритетное внимание к информационному обмену.

Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС.


1.3 Цели и задачи АТЭС


Ее главная долгосрочная цель - углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и технологическом взаимодействии.

Цели деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества были официально определены в 1991 в Сеульской декларации:

) Поддержание экономического роста стран региона;

) Укрепление взаимной торговли;

) Обеспечение режима свободной открытой торговли согласно нормам ГАТТ/ВТО и укрепление регионального сотрудничества.

В 1994 в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

Богорская декларация 1994 - программная цель АТЭС

Формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиций к 2010 году для развитых и к 2020 году для развивающихся стран.

Осакский план действий 1995 - три основные приоритета

·Либерализация и упрощение процедур в области торговли и инвестиций.

·Содействие развитию бизнеса.

·Экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЭК).

Индивидуальные планы действий

·тарифы

·нетарифные меры

·услуги

·инвестиции

·стандарты и соответствие

·таможенные процедуры

·права интеллектуальной собственности

·конкурентная политика

·государственный заказ

Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:

. Достижение выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий в этой сфере, изучаются возможности расширения применения цифровых технологий и обеспечения их доступности для всех стран, развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления.

. Продвижение либерализации торговли и инвестиций. Расширяется применение методов упрощения торговых процедур для повышения эффективности торговли, ведется работа по улучшению инвестиционного климата в регионе, принимаются меры по поддержке многосторонней торговой системы и подготовке нового раунда торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации, сокращению сроков достижения целей Богорской декларации по либерализации торговли к 2010 и 2020 годам.

. Поддержание устойчивого экономического роста. Предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере, проведение диалога по макроэкономической политике для обеспечения большей предсказуемости экономического развития стран региона, содействие структурным реформам в интересах развития конкурентоспособных отраслей промышленности.


1.4 Структура АТЭС


Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет (автономный бизнес-форум (действует с 1996 г.), объединяющий в своих рядах представителей бизнеса, которые выражают точку зрения делового мира в форуме АТЭС, непосредственно участвуя в его работе), три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики:

. РГ по агротехническому сотрудничеству.

Компетенция группы распространяется на следующие сферы: развитие биотехнологий в сельском хозяйстве; производство, переработка, реализация и потребление сельскохозяйственной продукции; передача сельскохозяйственных технологий.

. РГ по энергетическому сотрудничеству.

Создана в 1990 году для сбора и анализа данных об энергетических ресурсах участников АТЭС, выявления факторов, замедляющих поступление инвестиций в сферу энергетики, и для выработки рекомендаций, содействующих привлечению инвестиций. Ставит перед собой цель максимизировать вклад энергетического комплекса в экономическое и социальное развитие региона, снижая при этом вредные для окружающей среды последствия от поставки и использования энергии.

. РГ по рыболовству.

Создана в 1991 году для изучения действующих соглашений по вопросам международного сотрудничества в области рыболовства, нацелена на максимизацию экономических выгод от использования рыбных ресурсов и поддержание устойчивости рыбных запасов. В рамках группы осуществляется несколько проектов по развитию аквакультуры. Рабочая группа также проводит исследования по торговой и инвестиционной либерализации в рыбной отрасли.

. РГ по развитию людских ресурсов.

Создана в 1990 году. Является самой крупной по численности рабочей группой АТЭС. В ее задачи входит выявление основных тенденций рынка рабочей силы в странах АТЭС, регулирование спроса и предложения рабочей силы в этих странах, подготовки и переподготовки специалистов и эффективного использования людских ресурсов во всех сферах занятости.

В составе рабочей группы функционируют пять крупных подгрупп: по проблемам делового менеджмента, проблемам образования, менеджмента по вопросам экономического развития, по подготовке специалистов в вопросах промышленной технологии и по сбору информации о рынке труда.

. РГ по промышленной науке и технологиям.

Создана в 1991 году. Отвечает за международное сотрудничество в научно-технической и инновационной сфере. Заседания рабочей группы проводятся дважды в год и в них, помимо представителей АТЭС, как правило, участвуют представители Всемирного совета путешествий и туризма.

. РГ по рациональному использованию морских ресурсов.

Создана в 1990 году. Занимается продвижением среди участников АТЭС инициатив, направленных на защиту морской среды и морских ресурсов, выступает за то, чтобы обеспечивать такую эксплуатацию морских ресурсов участниками АТЭС, которая сделала бы выгодной поддержание чистоты акватории моря.

. РГ по проблемам малого и среднего бизнеса.

Контролирует работу всех форумов, входящих в АТЭС, в данной области. В 1996 г. группа определила пять приоритетных направлений в развитии малых и средних предприятий: развитие людских ресурсов, доступ к информации, обмен технологиями, доступ к рынкам, финансирование. В рамках рабочей группы создается подгруппа по микропредприятиям.

. РГ по телекоммуникациям и информации.

Создана в 1990 году для того, чтобы обеспечить сравнимость опубликованных участниками АТЭС статистических данных о торговле. Отдает приоритет следующим направлениям деятельности: развитие людских ресурсов, передача технологий, стандартизация в сфере телекоммуникаций.

. РГ по туризму.

Призвана содействовать поддержанию устойчивости туристского сектора экономики. С этой целью рабочая группа организует различные мероприятия с участием туристских компаний для обмена информацией, мнениями и определения областей сотрудничества. При участии рабочей группы были реализованы, в частности, такие проекты, как создание Информационной туристской сети, Международного центра АТЭС по развитию устойчивого туризма.

. РГ по стимулированию торговли.

Нацеливает свою деятельность на разъяснение роли и функций правительственных агентств по развитию торговли. Группа сконцентрировала работу в таких областях, как финансирование торговли, выполнение образовательных программ, предоставление информации о торговле, поощрение сотрудничества между предпринимателями и правительственными агентствами по содействию торговле. Особое внимание рабочая группа уделяет развитию электронной коммерции и логистики в современной торговле.

. РГ по транспорту.

Создана в 1990 году с учетом необходимости обеспечения транспортных перевозок в обширном пространстве АТР, направляет свою работу на увеличение эффективности, устойчивости и безопасности региональной транспортной системы. Рабочая группа состоит из трех направляющих комитетов, действующих в следующих сферах: развитие конкурентной транспортной системы (включая развитие транспортной инфраструктуры), развитие безопасной и экологичной транспортной системы (в том числе, посредством внедрения новых технологий), развитие людских ресурсов.

Секретариат (административный орган форума АТЭС) был создан в соответствии с декларацией по институциональной организации АТЭС, принятой в Бангкоке в 1992 г., как механизм для содействия и координации деятельности АТЭС, выполнения работ в области логистики и оказания технической поддержки, а также для управления финансовыми делами на основании указаний Старших должностных лиц АТЭС.

Таким образом, форум АТЭС представляет собой организацию со сложной структурой и строго определенными целями и задачами, которым он неукоснительно следует.

Глава 2. Роль АТЭС в современной мировой экономике


2.1 Основные экономические показатели на 2010 год


Таблица 2.1

СтранаПлощадь (тыс. км кв.) Численность населения (млн. чел.) ВВП по ППС (млрд. долл. США) ВВП на душу населения (долл. США) Рост ВВП (%) Австралия774121889,6399003,3Бруней60,419,88499001Вьетнам33189278,129006,8Гонконг17323,3427005,7Канада9985331335381003КНР959713399854670010,1Индонезия1905240103340006Малайзия33026416,4138007,1Мексика19641111560132005Новая Зеландия2684119,2273002,1Папуа-Новая Гвинея463614,9323006,2Перу128530274,785007,8Россия170981402229151003,8Сингапур0,75292,25390014,6США982730714720460002,8Таиланд51366580,381007,6Тайвань3623807,2320008,3Чили75617260147005,3Филиппины30098351,233006,7Южная Корея100491467281006,1Япония3781274338326003Всего62884,72738,441163--В мире510072685274430108004,6Доля АТЭС в мировых показателях (%) 12,334055,3--

АТЭС - самый динамично развивающийся регион в мире, на который за последние 10 лет приходится 70% мирового экономического роста. На его долю приходится 40% населения, более половины мирового ВВП, площадь экономик-членов АТЭС занимают одну десятую часть Земли, к тому же эти территории развиваются наиболее быстрыми темпами.


2.2 Объемы внешней торговли на 2010 год, (млрд. долл.).


Таблица 2.2

СтранаЭкспорт Импорт Сальдо платежного баланса Австралия210,7200,410,3Бруней10,672,618,06Вьетнам70,7681,73-10,97Гонконг382,6413-30,4Канада406,8406,40,4КНР15061307199Индонезия146,3111,135,2Малайзия192,8149,243,6Мексика303306-3Новая Зеландия33,2430,243Папуа-Новая Гвинея5,9763,5472,429Перу33,7325,747,99Россия376,7237,3139,4Сингапур358,3315,642,7США12701903-633Таиланд191,3156,934,4Тайвань277,6250,227,4Чили64,2854,2310,05Филиппины45,8957,24-11,35Южная Корея466,3417,948,4Япония735,8636,899Всего7088,7467066,13722,609В мире14920126472273Доля АТЭС в мировых показателях (%) 47,555,9-

Члены АТЭС активно вовлечены в мировую торговлю. На долю группировки приходится почти половина мирового экспорта и более половины мирового импорта. Причем большинство экономик имеет положительное сальдо торгового баланса.


2.3 Характеристики экономик АТЭС на 2010 год


Таблица 2.3

СтранаПИИ (млрд. долл.) Золотовалютные резервы (млрд. долл.) Уровень безработицыАвстралия329,138,624,6Бруней10,67353,7Вьетнам77,9516,36,4Гонконг962,2262,74,6Канада528,743,878КНР574,326224,3Индонезия81,2183,587,1Малайзия77,44104,13,5Мексика328,4116,45,6Новая Зеландия67,1817,856,5Папуа-Новая Гвинея33,021,8Перу43,4737,276,7Россия306,8497,37,6Сингапур274,6212,52,3США2581130,89,6Таиланд117,9176,11,2Тайвань111,1382,85,2Чили136,326,088,7Филиппины24,549,747,5Южная Корея110,8274,63,7Япония199,410195,2Всего69466135,43В среднем: 5,4В мире163607 4718,8Доля АТЭС в мировых показателях (%) 4282-

Огромное количество, а именно 82% всех золотовалютных резервов приходится на долю АТЭС, а так же 42% мировых прямых иностранных инвестиций. Безработица в экономиках держится на сравнительно низком уровне по сравнению со средним мировым показателем.


2.4 Результаты деятельности Форума АТЭС


1.Тарифные барьеры в регионе АТЭС снизились с 16,6% в 1998 году до 6,4% в 2004 году

2.Снизились инвестиционные барьеры.

3.Объемы экспорта товаров и услуг выросли по сравнению с 1989 годом (13,8%) и составили 18, 5 процентов от ВВП в 2003 году

.Объем денежного оборота между странами АТЭС и остальной частью мирового сообщества вырос почти в 8 раз и составил 1, 4 триллиона долларов США.

.Объем ВВП на душу населения в экономиках АТЭС увеличился с 1998 года по 2003 год на 26 %.

Глава 3. Анализ взаимодействия России и АТЭС


3.1 Положительное влияние членства России в АТЭС


В настоящее время членство в АТЭС позволяет нашей стране подключиться к процессам формирования основных принципов международной экономической политики, правил торговли и механизмов инвестиций, влияя на них в соответствии с нашими национальными интересами.

Участие России в АТЭС способствует углублению взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и отвечает стратегическим интересам нашей страны, поскольку обеспечивает благоприятные внешние условия для развития отечественной экономики и повышения уровня жизни населения. Кроме того, членство в АТЭС создает условия для решения спорных вопросов и выявления общих интересов с другими государствами-участниками. Это способствует решению экономических задач, определяемых национальными приоритетами России, и позволяет выстроить новую систему партнерских отношений со странами АТР.

Важно, что принятые в АТЭС принципы добровольности, гибкости и равенства всех его членов на практике предполагают различные требования к различным экономическим системам, представленным на форуме. В значительной степени благодаря давлению его азиатских участников появилось общее понимание того, что развивающимся государствам, а также странам, переживающим процесс системной трансформации, в том числе России, должны быть обеспечены более мягкие условия членства в АТЭС. Благодаря этому они, выступая в форуме в качестве равноправных участников регионального экономического диалога и сотрудничества, избавлены от односторонней международной критики и патронирования.

Улучшение экономического положения, стабилизация внутренней жизни страны, продвижение по пути реформ, при всех значительных проблемах, которые предстоит решить, создают предпосылки для более активного участия России в интеграционном поле АТР, прежде всего, Северо-Восточной Азии. Все это открывает как новые возможности, так и ставит проблемы перед российской дипломатией.

Активная деятельность в рамках АТЭС не только уменьшит опасность выпадения России из тихоокеанского экономического пространства, но и позволит принимать деятельное участие в дальнейшей разработке основных принципов торгово-экономического сотрудничества в регионе с учетом собственных интересов, которые практически закладывают материально-экономические основы нового политического порядка в АТР.

В качестве членов рабочих органов АТЭС, российские эксперты получают возможность принимать участие в обсуждении и разработке рекомендаций по стратегическим проблемам экономического и социального становления стран Тихоокеанской Азии, в частности, узловым вопросам внешней торговли, инвестиционной деятельности, развитию трудовых ресурсов, что может создавать более благоприятные условия для российских участников внешнеэкономических процессов в регионе.

В рабочих органах АТЭС исследуются актуальные для российских реформ и устойчивого развития проблемы, такие как управление макроэкономическими процессами и структурными преобразованиями в экономике, совершенствование налоговой и таможенной систем, оптимизация финансовых структур и систем социальной поддержки, рассматриваются проблемы сотрудничества в сферах энергетики, транспорта, информационных технологий и экологии, наращивания потенциала людских ресурсов, содействия предпринимательству, прежде всего, малому и среднему.

Следует отметить, что участие в рабочих группах и комитетах АТЭС позволит с небольшими затратами получить доступ к уникальной информации экономического и инженерного характера по всем отраслям и видам хозяйственной деятельности региона, технической, технологической, управленческой экспертизе, на сбор которой обычным порядком ушли бы годы и значительные средства.

Интенсификация участия России в интеграционных процессах в регионе может оказать определенное содействие социально-экономическому развитию регионов Дальнего Востока и Сибири, в том числе и на базе модели, рационально сочетающей импортозамещение с экспортной ориентацией при приоритетном значении участия во внутрироссийском разделении труда.

Во внешнеполитическом плане активизация участия в АТЭС является важным компонентом поворота в сторону АТР российской внешней политики. Активность в АТЭС увеличит весомость и вероятность участия России в решении основных политических проблем региона.

Участие в АТЭС создает более благоприятный климат для решения вопроса о вхождении России в ВТО.

Бюджет АТЭС может быть источником финансирования на состязательной основе проектов многостороннего сотрудничества России со странами АТР. В 2001 году были финансово поддержаны три проекта по проблемам инвестиций и загрязнения морских организмов.

Форум представляет также благоприятные возможности для продвижения интересов предпринимательского сообщества России в регионе, в том числе через налаживание деловых контактов, участие в выработке рекомендаций лидерам АТЭС, в диалогах Форума по автомобильной и химической промышленности, посредством выдвижения собственных инициатив.


3.2 Роль России в АТЭС


Россия также играет немаловажную роль в деятельности АТЭС.

Сегодня это уникальный механизм диалога и согласования позиций стран-участниц по ключевым вопросам экономики, торговли и инвестиций, активизации экономического и технического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Более 70% внешнеторгового оборота России с азиатскими странами приходится на государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Россия вносит свой реальный вклад в экономическое развитие этого региона - прирост ежегодного товарооборота нашей страны со странами-участницами АТЭС составляет более 20%. В настоящее время страны АТР являются единственным регионом мира, с которым Россия стабильно увеличивает объем торговли: на его долю приходится до 22% экспорта и до 15% импорта внешнеторгового оборота России.

Наиболее крупными торговыми партнерами России в регионе являются Китай, Япония и Республика Корея (Южная Корея). Достаточно весом товарооборот России с Сингапуром и Таиландом. Объем торговли с другими странами региона заметно ниже.

Товарная структура российского вывоза в страны АТР имеет определенные позитивные отличия от структуры общероссийского экспорта. В этом экспорте гораздо ниже доля топливных товаров (последние представлены практически только каменным углем) и выше доля машин и оборудования. В нашем вывозе в страны АТР весомо представлены также химические товары (особенно удобрения), черные, цветные, редкие и драгоценные металлы, лесные товары, морепродукты.

Структура ввоза из этих стран мало отличается от общего импорта России: машины и оборудование, одежда, обувь, текстиль, бытовая электроника, продовольствие, хотя доли этих товаров в импорте заметно колеблются по странам.

Развитие совместного предпринимательства. По объему инвестиций - впереди Япония (немного меньше трети всех инвестиций стран АТР в России). Речь, таким образом, идет преимущественно о небольших предприятиях. За редким исключением все эти предприятия заняты в торгово-посреднической деятельности и сфере обслуживания. Лишь небольшая их часть функционирует в производственной сфере (добыча и переработка морепродуктов, лесная промышленность).

Туризм. В области делового туризма выделяются индустриально развитые страны - Япония, Китай, Сингапур, Тайвань. На купально-пляжном туризме специализируются Таиланд, Китай, Индонезия, Малайзия. Популярны у иностранных туристов поездки с посещением памятных мест России. Основными странами-поставщиками туристов в регион остаются КНР, Япония и Республика Корея.


3.3 Основные проблемы и задачи на пути активизации участия России


Главная проблема, стоящая на этой стезе - низкий уровень российской вовлеченности в международную экономическую жизнь региона, асимметрия в экономических отношениях России со странами-членами АТЭС. Доля России во внешнеторговых операциях стран АТР находится в районе 1%, ее инвестиции в эти государства незначительны. В связи с этим, подчас, нет почвы для обсуждения с российскими представителями в рабочих органах АТЭС конкретных, подчас технико-экономических вопросов в этой области, таких скажем, как тарифный режим в некоторых отраслях, конкретные положения регулирования торговли услугами, "электронной торговли", передвижения рабочей силы.

В то же время доля стран АТЭС во внешнеторговых, прежде всего, экспортных, операциях России относительно высока (свыше 15%), что превышает объем экспорта в страны СНГ и сопоставимо с аналогичными показателями для стран Центральной и Восточной Европы, которые сравнительно недавно были тесно интегрированы с экономикой России. Иными словами, Россия зависит в большей мере от торгово-экономических связей со странами АТЭС, чем последние от российских рынков и сфер приложения капитала.

До тех пор, пока российские компании, российский капитал во взаимодействии с государством не выйдет солидным образом на рынки и сферы приложения АТР, говорить будет трудно о реальных процессах интеграции России в экономическое пространство этого региона, равно как неуютным и неполноценным будет самочувствие российских представителей в рабочих органах АТЭС.

В последнее время можно говорить о некоторых позитивных, хотя и ограниченных, сдвигах в этом направлении. Российские транснациональные компании более внимательно смотрят в сторону азиатских рынков по ряду причин - насыщения товарами и услугами рынков Западной Европы, рост капитализации российских компаний, что расширяет потенциал зарубежного инвестирования, возросшее понимание возможностей предпринимательства в странах АТР.

Россия заинтересована развивать отношения с АТЭС, поскольку на них приходится около 20% российской внешней торговли и около 25% накопленных иностранных инвестиций в РФ. В ноябре 1998 по инициативе МИД России был сформирован "Деловой клуб АТЭС" - неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион. В него входят более 70 крупных российских фирм и банков.


3.4 Пути активизации деятельности России в АТЭС


К настоящему времени можно говорить о том, что создан политический фундамент и функциональная инфраструктура российского участия в АТЭС. Россия в качестве полноправного участника регулярно принимает участие в саммитах. Регулярным стало участие российских представителей в отраслевых министерских встречах по вопросам торговли, финансов, малого и среднего предпринимательства, образования и др., заседаниях комитетов и рабочих групп, различного рода форумах, выставках, семинарах.

К деловым саммитам АТЭС, которые сопутствует встречам в верхах, проявляют интерес российские предпринимательские круги, которые хотели бы оценить возможности для деловой деятельности в этом регионе.

Создан государственный механизм участия в работе АТЭС - Комиссия правительства по вопросам участия в форуме АТЭС, в состав которой входят представители федеральных органов исполнительной власти, ряда субъектов Федерации, науки. Под эгидой Комиссии действует Деловой клуб АТЭС, в который входят около 40 крупнейших компаний и банков России, занятых в широком круге областей - энергетике, телекоммуникациях, передовых технологиях, финансовых услугах, торговле. Три руководителя крупных российских компаний по утверждению Президентом представляют отечественный бизнес в Деловом консультативном совете АТЭС. В 2001 году впервые прошло его заседание в столице России.

Россия все более активно проводит атэсовские мероприятия на своей земле. В том же году в Москве был проведен Форум по деловому сотрудничеству в сфере инновационного предпринимательства и заседание рабочей группы по телекоммуникациям, а во Владивостоке прошли инвестиционный симпозиум и масштабная инвестиционная ярмарка, совещание по современным подходам к оценке влияния загрязняющих соединений на морские организмы. Там же в 2012 году пройдет саммит АТЭС.

Можно отметить возросшую активность российских представителей в отраслевых министерских встречах и заседаниях рабочих групп по вопросам торговли, финансов, науки и техники, информационных технологий, малого и среднего бизнеса, образования, рыболовства, стандартизации, равно как в совещаниях старших должностных лиц, семинарах и выставках.

3.5 Необходимые шаги в процессе активизации деятельности России


В новых геополитических условиях России требуется ясное и взвешенное понимание своих национальных интересов и угроз им в Азиатско-тихоокеанском регионе.

В настоящее время жизненно важным для России является обеспечение государственного суверенитета, территориальной целостности страны, преодоление дезинтеграционных тенденций.

В свете сказанного основные подходы к выработке стратегии России в АТР в XXI в. кратко можно было бы сформулировать в следующем виде:

России важно активно и глубоко участвовать в процессах

Азиатско-тихоокеанской интеграции в интересах поднятия экономики Сибири, Дальнего Востока и России в целом;

в целях обеспечения национальной и региональной безопасности России важно развивать военно-политические и стратегические отношения с партнерами по региону по принципу "безопасность через партнерство и соразвитие";

России необходимо адаптировать свою социально-экономическую и финансовую политику к параллельному сотрудничеству с двумя интеграционными группировками - Евросоюзом и формирующимися объединениями в Северо-восточной Азии и Азиатско-тихоокеанском регионе в целом;

в стратегическом отношении России важно выполнить свою евразийскую функцию связующего и объединяющего экономического, финансового, информационно-культурного и цивилизационного пространства между Европой и Восточной Азией.

Главной стратегической целью России в АТР является превращение ее в связующее экономическое, финансовое коммуникационное, культурное, цивилизационное звено европейской и азиатской экономик и - шире - европейского и азиатского миров. Достижение этой цели предполагает участие России в создании в перспективе единого Азиатско-тихоокеанского экономического, а затем и политического дома, который живет на принципах единообразия закона при множественности культур и цивилизационно-страновых различий. Россия при этом должна стать органичной частью азиатско-тихоокеанской экономической интеграции.


3.6 Перспективные направления сотрудничества


Регулярное участие российских президентов в саммитах, проведение мероприятий АТЭС на территории России свидетельствуют о приоритетности этого направления для высшего руководства страны. Еще одним подтверждением этого факта стало решение провести саммит АТЭС 2012 г. (в период председательства России в этой организации) во Владивостоке.

В настоящее время формируются основные направления, по которым российские компании во взаимодействии и поддержке государства могут внести реальный вклад в развитие многостороннего экономического сотрудничества в АТР - это область энергетики, использование геостратегического положения России как естественной транспортной, коммуникационной связующей между Западом и Востоком, весомый научный потенциал.

Поскольку Россия является важнейшим поставщиком леса, рыбы, морепродуктов, металлов и других ресурсов, зависящие от их бесперебойных поставок страны Восточной Азии (особенно Китай и Япония) заинтересованы в развитии регионального сотрудничества в области их защиты и сохранения. В перспективе эта зависимость будет только усиливаться (серьезной региональной проблемой может стать, к примеру, нехватка пресной воды в Китае). Недавние экологические катастрофы на заводах Северо-Восточного Китая, последствия которых ощутили на себе все страны Северо-Восточной Азии, свидетельствует об актуальности темы сотрудничества в таких сферах, как охрана окружающей среды и ресурсосбережение.

Россия может внести весомый вклад в обеспечение транспортного сообщения между Восточной Азией и Европой. В том числе путем соединения Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей. В связи с этим необходимо подготовить для обсуждения целый ряд проектов, направленных на совместное с зарубежными партнерами использование российского транспортного потенциала.

Наиболее масштабным видится сотрудничество в области энергетики, которое вызывается быстрым ростом спроса на энергоносители в странах СВА. При этом парадокс энергетической ситуации в этом регионе состоит в том, что при наличии значительных залежей энергетического сырья, прежде всего, в Восточных районах России, основные его потребители - Японии, Ю. Корея, Китай, Тайвань подавляющую его часть привозят извне.

Наконец, у России есть еще один ресурс - весомый образовательный и научный потенциал вузов и академических институтов Дальнего Востока. В вузах Владивостока и Хабаровска ежегодно растет число иностранных, в первую очередь китайских, студентов, что открывает отличные возможности для наращивания экспорта российских образовательных услуг в страны АТР. Существуют и другие направления регионального сотрудничества, приоритетность и эффективность которых надо оценивать уже сейчас, чтобы иметь возможность представить проработанные проекты для обсуждения в 2012 году.

Заключение


В целом, при строгом учете проблемных компонентов, можно сказать, что интересам России отвечает энергичное, заинтересованное участие в деятельности АТЭС, более полное использование открывающихся в этом случае возможностей.

В этом направлении были сделаны определенные усилия. Однако значительная работа еще впереди. Сделать это можно только усилиями заинтересованных представителей всех слоев российского общества - предпринимателей, государственных деятелей, ученых, общественных работников, наконец, гражданского населения.

Работа Форума создает условия для поступательного и бесконфликтного развития всего региона, решения накопившихся в нем экономических, социальных, экологических и иных проблем.

В заключение можно констатировать, что участие России в многогранной деятельности АТЭС способствует решению актуальных задач формирования в нашей стране современной рыночной экономики, подключению к интеграционным процессам, разворачивающимся на пространстве АТР, а в более широком плане - нашему равноправному и взаимовыгодному партнерству с мировыми экономическими лидерами по важнейшим проблемам глобального хозяйственного развития.

Список литературы


1. Булатов Л.С. Мировая экономика: Уч. - М.: Экономист, 2004

. Гурова И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Уч. - М.: Дело, 2003

. Киреев А.П. Международная экономика: Уч. - М.: Международные отношения, 2005.

. Кудров В.М. Мировая экономика: Уч. - М.: Бек, 2002

. Ломакин В.К. Мировая экономика: Уч. - М.: Юнити, 2004

. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Уч. - М.: Инфра - М, 2005.

. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: Уч. - М.: Инсан2001.

. Лосюков А.П., "Россия и АТЭС" "Бизнес Матч", № 32 2002

9. www.asean-russia.ru

. www.unctad.org

. www.ruseconomy.ru

. www.wto.org

. www.cia.gov

Приложения


Приложение 1. Эволюция АТЭС


ГодМесто проведенияРезультаты1993Сиэтл, СШАНа нем лидеры обсудили перспективы формирования сообщества стран АТР, основанного на принципах открытости и партнерства, которое будет вести к свободному движению товаров, услуг и инвестиций, обеспечению устойчивого экономического роста, достижению более высокого уровня жизни и стандартов образования, сохранению окружающей среды. 1994Богор, ИндонезияПринята "Декларация об общей решимости экономических лидеров АТЭС", которая определила в качестве долгосрочной цели формирование к 2010-2020 годам системы свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 1995Осака, ЯпонияУчастники форума приняли Программу действий по реализации заявленных целей. Ключевым моментом Программы стала договоренность лидеров стран подготовить индивидуальные планы действий, направленные на либерализацию торгового и инвестиционного режимов, а также коллективные планы по развитию экономического и технического сотрудничества. 1996Манила, ФилиппиныУчастники саммита договорились приступить, начиная с 1997 года, к практическим шагам по продвижению процесса либерализации торговли и инвестиций. Соответственно были приняты Манильский план действий АТЭС, в основу которого положены индивидуальные планы действий стран-участниц и коллективные планы по либерализации торговли и инвестиций, а также Декларация АТЭС о создании рамочных условий для экономического и технического сотрудничества и развития. 1997Ванкувер, КанадаВ ходе пятой встречи были утверждены критерии членства в АТЭС, решен вопрос о приеме из 11 кандидатов трех новых членов: России, Вьетнама и Перу, после чего на прием в организацию был объявлен 10-летний мораторий. Была также принята специальная Декларация, в которой выражались намерения усилить экономическое и научно-техническое сотрудничество. В Ванкувере была согласована программа ускоренной добровольной секторальной либерализации, предусматривавшая устранение к 2010 году тарифных и нетарифных барьеров в 15 секторах торговли товарами, причем в 9 из этих секторов конкретные шаги должны были быть предприняты, начиная уже с 1999 года. 1998Куала-Лумпура, МалайзияБыло принято решение перенести рассмотрение вопроса об ускоренной добровольной секторальной либерализации во Всемирную торговую организацию. Значительное внимание участники саммита уделили поиску согласованных подходов к преодолению финансово-экономического кризиса и обеспечению общей экономической стабильности в АТР, облегчению условий торговли и инвестиций, активному развитию экономического и технического сотрудничества, обращенного в ХХI век. В Куала-Лумпуре Россия, как и Перу и Вьетнам, стала полноправным членом АТЭС. 1999Окленд Новая ЗеландияОсновными темами седьмого саммита АТЭС в стали уроки азиатского финансового кризиса, меры по восстановлению и поддержанию экономического роста в регионе путем укрепления функционирования рынков, роль АТЭС в упрочении системы многосторонней торговли в свете начала нового раунда переговоров в рамках Всемирной торговой организации. Были также рассмотрены итоги деятельности Форума за десять лет и обозначены перспективы развития в новом тысячелетии. 2000БрунейВ центре внимания восьмого саммита АТЭС в была, прежде всего глобализация с присущими ей рисками и возможностями ускорения темпов экономического развития, повышения благосостояния населения, освоения новейших информационных и телекоммуникационных технологий и связанная с этим проблематика "новой экономики". Обсуждалась проблема укрепления многосторонней торговой системы. 2001ШанхайСаммит был посвящен решению проблем управления процессами изменений, вызванными глобализацией и "новой экономикой", а также использования вытекающих из этих процессов преимуществ для Азиатско-тихоокеанского сообщества в долгосрочной перспективе, было заявлено о необходимости более широкого участия и более тесного сотрудничества в рамках АТР. Особое внимание было уделено значению средних, малых и микро-предприятий. Отличительной чертой прошедшего саммита стало то, что наряду с рассмотрением традиционных вопросов, были также рассмотрены актуальные вопросы политического характера. При этом на саммите было принято Заявление глав государств и правительств стран АТЭС, "однозначно и решительным образом" осуждающего террористические акции вообще и совершенные в США в частности. 2002Лос-Кабос, МексикаДекларация лидеров - итог саммита и своего рода план действий на очередной годичный срок председательства в АТЭС другой страны (в Лос-Кабосе председательство в АТЭС перешло от Мексики к Таиланду). В декларации лидеров, принятой в Лос-Кабосе, выделены следующие основные направления регионального сотрудничества как первостепенные для всей организации: свободная и открытая торговля и инвестиции; укрепление экономических основ сотрудничества; противодействие терроризму и экономический рост. 2003Бангкок, ТайландПриоритетными направлениями развития были признаны: либерализация торговли и инвестиций; улучшение обеспечения человеческой безопасности (терроризм и распространение оружия массового поражения); использование людьми и обществами АТЭС для получения преимуществ от глобализации. В Бангкоке, помимо ситуации в АТЭС, подробно обсуждалась проблема ВТО. 2004Сантьяго, ЧилиБыло решено поддерживать друг друга в борьбе с терриризмом, уменьшать неравенство в экономиках, бороться с коррупцией, и двигаться в направлении вступления в ВТО, снижая торговые барьеры. Также рассматривался вопрос о сохранении пищевых запасов, безопасности судоходства в Тихом Океане. 2005Пусан, КореяЛидеры АТЭС одобрили Пусанскую "дорожную карту" движения к формированию зоны свободной торговли в регионе. "Дорожная карта" включает поддержку многосторонней торговой системы, усиление индивидуальных и коллективных действий, содействие развитию системы высококачественных региональных торговых соглашений и соглашений о свободной торговле, Пусанcкую повестку дня для делового сообщества, стратегический подход к задаче наращивания потенциалов, применение первопроходческих инициатив, отмечается в документе. Участники саммита подтвердили также что намерены бороться с международным терроризмом и противодействовать распространению оружия массового уничтожения (ОМУ). Особое внимание на саммите было уделено борьбе с пиратской продукцией. 2006Ханое, ВьетнамВ итоговой декларации участники саммита отразили стратегию развития региона по вопросам развития свободной торговли и инвестиций, безопасности человека, создания более сильного общества и более динамичных и гармоничных сообществ. 2007Сидней, АвстралияИтоговая декларация, включает в себя ряд основополагающих пунктов: верховенство многосторонней торговой системы; региональная экономическая интеграция; обеспечение безопасности человека; укрепление роли АТЭС. Отдельным пунктом прописано проведение форума АТЭС 2012 года во Владивостоке. Впервые в истории АТЭС была принята декларация об изменения климата, энергетической безопасности и "чистом развитии", намечающая план будущих действий, совместных акций и инициатив. Лидеры АТЭС подтвердили приверженность к более тесной региональной интеграции, включая инициативы по структурным реформам. Они приветствовали новый план АТЭС по упрощению процедур в области внешней торговли. 2008Лима, ПеруПо итогам визита был подписан пакет документов, том числе Политическая декларация, в которой стороны зафиксировали совпадающие подходы по ключевым международным проблемам Участники двухдневного совещания выступили за сокращение разрыва между развитыми и развивающимися экономиками региона и указали на необходимость уделять внимание социальным аспектам глобализации. Лидеры зафиксировали общую позицию по таким вопросам, как региональная экономическая интеграция, либерализация торговли и инвестиций, повышение безопасности личности, изменение климата, энергетическая безопасность. По традиции важное место в дискуссии заняли проблемы международной безопасности и противодействия терроризму. 2009Сингапур, СингапурПо итогам встречи лидерами стран была принята Декларация. Главы государств договорились стимулировать всеобъемлющий рост, содействовать устойчивому росту, противодействовать протекционизму, поддерживать многостороннюю систему, ускорять региональную экономическую интеграцию, укреплять экономическое и техническое сотрудничество, усиливать безопасность личности, бороться с коррупцией, совершенствовать управление и укреплять АТЭС. 2010Иокогама, Япония, 2010 год. Лидеры выступили за дальнейшее продвижение к построению системы свободной и открытой торгово-инвестиционной деятельности в регионе, выступили против протекционизма и согласились продлить до 2013 года одобренную в 2008 году приверженность воздерживаться от создания новых барьеров в инвестиционной деятельности, торговле товарами и услугами, введения новых экспортных ограничений. 2011Гонолулу, штат Гавайи, США, 2011 год. 2012Владивосток, Россия. 2012 год. 2013Индонезия, 2013 год.


Теги: Взаимодействие России и АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество)  Диплом  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 24242
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Взаимодействие России и АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество)
Назад