Налоги и налогообложение

Налоги – это цена, которую мы платим за возможность, жить в цивилизованном обществе.

(Оливер У. Холмс  американский писатель)

Введение

В современных условиях проблема формирования эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне и ее реализация на практике приобретает особую значимость, поскольку финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при финансовом благополучии ее многочисленных территорий. Эффективная бюджетная политика в регионах и на местах позволит на деле обеспечивать финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерации. В настоящее время Россия вступила в новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Причина эта кроется не только в отсутствии достаточной и стабильной финансовой базы, но (и это главное)- в отсутствии целостной научно обоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства. Необходима дальнейшая разработка механизмов реализации таких приоритетных направлений бюджетного реформирования, как реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов, переориентация бюджетных отношений на их построение на основе «расходной концепции», реструктуризация и оптимизация

________________________________________________________________

Финансы и кредит: Учебник/ А.Ю. Козак и др. Под редак. А.Ю. Козака. Екатеринбург: МП «ПИПП» 1998 г.

доходной части бюджетов, совершенствование бюджетного устройства, бюджетных процедур и управления бюджетным процессом, построение эффективной системы межбюджетных отношений на основе развития российского бюджетного федерализма. Основу современного российского бюджетно-налогового права составляют Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации. Сущность, функции и роль финансовой категории бюджета реализуются в сфере практических действий и деятельности государства по предоставлению общественных благ, связанной с функционированием бюджетных отношений: как бюджетно-налоговое право, бюджетный процесс, бюджетная система, бюджетный механизм и бюджетная политика. Из понятия бюджетное право фактически выпадает такая его составная часть, как налоговое право. Без него бюджетное право будет неработающим - доходные источники можно распределить по звеньям бюджетной системы, но сам процесс реального исполнения бюджета по доходам регламентируется налоговым правом. Для эффективного управления системой бюджетных отношений на всех уровнях государственной власти необходим четкий и отлаженный бюджетный механизм. По эффективности бюджетного механизма можно судить о степени соответствия принятой бюджетной концепции сложившимся социально – экономическим реалиям, и наоборот. Правильно построенный бюджетный механизм может и должен влиять на рост экономики, на создание эффективной системы правопорядка и обороны, на подъем социальной сферы страны. Через главные бюджетные показатели – можно определить насколько бюджетно-налоговая политика эффективна и оптимальна. Государство, как известно, для реализации своих функций (оборонной, экономической, социальной и др.) использует бюджет, от которого во многом зависит, как будут реализованы названные функции. Но бюджетная система России отражает противоречивый характер социально-экономического развития страны. С одной стороны, низкий уровень количества и качества предоставляемых государством социальных благ. С другой стороны, острая

____________________________________________________________________

 Макрушин А.В. Барулин С.В. Налоговая политика современной России: оценка и приоритеты развития. Бюджетная система РФ: Учеб./ М.В.Романовский и др.

необходимость развития приоритетных отраслей экономики, активизации инвестиционной деятельности предполагает проведение политики ослабления государственного вмешательства в рыночную экономику, существенное снижение налогового бремени и возможность получения сопутствующих этому временных потерь доходных источников органами власти. Возникает вопрос у российских экономистов: какую политику выбрать и проводить, какая из них более эффективна? Есть ли какой-то иной, более эффективный вариант бюджетной политики?

Наука о бюджетной политике должна опираться, прежде всего на научные разработки по вопросам:

·   теории финансов и государственного финансового хозяйства,

·   бюджета и бюджетной системы, 

·   налогов и расходов государственного финансового хозяйства,

·   налогов и расходов государства,

·   управления и организации бюджетно-налоговых отношений.

Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. Управление бюджетной системой осуществляется через бюджетный механизм и его элементы: бюджетное планирование организации, бюджетное регулирование и контроль. Большое внимание в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ, как и в бюджетных посланиях руководителей субъектов РФ, отводится вопросам совершенствования межбюджетных отношений соответственно на федеральном уровне. В Российской Федерации идет активный процесс по укреплению бюджетного федерализма. Но это процесс длительный и сложный.

 В своей работе я хотела бы рассмотреть,  насколько эффективно выполняется

__________________________________________________________________

Николаев И., Шульга И., Артемьева С., Калинин А. Экономика льгот// Общество и экономика. 2003. Приведение налоговой системы в соответствии с новыми потребностями социально-экономического развития страны.

бюджетом свое функциональное  предназначение, насколько полно и качественно удовлетворяются коллективные потребности в общественных благах. Насколько эффективна бюджетно-налоговая политика российского государства?

ГЛАВА I. Экскурс в историю отечественной финансовой мысли.

Прежде чем я хотела перейти непосредственно к рассмотрению экономического содержания бюджета и организации бюджетных отношений, хотелось бы сказать,  что никакая экономическая система не рождается из ничего, т.е. имеет свою историю.

Опираясь на труды известных в этой области специалистов, в частности Б.М.Сабанти, который справедливо заметил, что «многие проблемы финансовой науки и практики, ответы на которые мы сейчас пытаемся найти в современных западных теориях, уже были поставлены и решены отечественными учеными, достижения и работы которых в настоящее время незаслуженно забыты».

Первые из известных сочинений по финансовым вопросам появились в России во времена Ивана Грозного. Их  автором бал некий И.С. Пересветов, который занимался разработкой рекомендаций по увеличению доходов государственной казны и обоснованием налоговой политики, которую проводил царь.

Интересные идеи высказал по финансовым вопросам автор первой русской истории и географии, управляющий казенными заводами на Урале с 1734 по 1737 г. В.Н. Татищев. Его идеи сводились к тому, что основным источником доходов должна быть внешняя торговля при паритете более выгодного государству вывоза продуктов обрабатывающей промышленности по сравнению с вывозом сырья. Для этого он предполагал установить высокие пошлины на экспортируемое сырье, а также учредить банк для предоставления купечеству кредита.

 Следует назвать еще одного известного  экономиста 18 века,  оказавшего

_________________________________________________________________________

Погребинский А.П. Очерки истории финансов дореволюционной России.М.: Госфиниздат, 1954.

большое влияние на финансовую политику и развитие налоговой системы России,-

А.Л. Ордын-Нащокина. Поскольку в то время отсутствовали собственные источники серебра и золота, он обосновал необходимость установления контроля за внешней торговлей и движением серебряных и золотых запасов. В этой же связи им был разработан и порядок взимания таможенных пошлин. Кроме того, он впервые в отечественной теории и практике разработал проект организации государственного кредита («земская изба»), который с выгодой для казны должен был заменить ростовщический кредит.

Большое влияние на развитие финансовой теории и практики в России оказал и граф П.И. Шувалов, который в 1740-1750 г. Подал правительству более 20 проектов по финансам, экономике, управлению. Другой декабрист – Орлов М.Ф. в 1832 г. Пишет работу «О государственном кредите». В 1841 году публикуется сочинение И. Горлова «Теория финансов», где речь уже идет не об отдельных формах налогообложения, а о своей финансовой системе, а также дается определение науки о финансах.

Наиболее видным экономистом того времени был А.И. Буковецкий. Он справедливо отмечал: « В финансовом хозяйстве не доходы, а расходы имеют решающее значение. Частное хозяйство не может истратить больше, чем у него доходов».

Таким образом я хотела бы сделать обобщающие результаты сущности категории финансов отечественными экономистами тех  лет прежде всего они заметили, сделали определенную стереотипность подходов, выражающуюся в поиске отличительных черт, границ действия финансов, денег и других стоимостных категорий, финансовых и денежных отношений, финансовых и денежных ресурсов. Их ресурсный подход к пониманию финансов заслуживает внимания хотя бы по той

___________________________________________________

Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку. М., 1929. С. 15. При этом под пониманием финансовым хозяйством он понимал только государственные финансы, отвергая саму возможность существования частного финансового хозяйства.

 

причине что он более соответствует реалиям современной экономики, в их теориях стоят подходы,  непосредственно связывающие сущность финансов с движением финансовых ресурсов.

ГЛАВА II. Бюджет и его устройство.

Работай усердно и честно плати налоги. Тысячи трудящихся в госаппарате рассчитывают на тебя.

Неизвестный автор.

1.1. Структура бюджетной системы РФ.

 Бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задачи функций государства и местного самоуправления.

 Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Правительство, издавая законы и устаналивая налоги, подобно врачу, который должен при лечении избирать наименьшее зло.

И.Бентам, английский философ, социолог, юрист.

Структура бюджетной системы Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты субъектов РФ (республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты г. Москвы и Санкт-Петербурга), бюджеты органов местного самоуправления (районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов городов, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов).

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК и вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;

Местные налоги устанавливаются НК и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и  обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящее в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Федеральный бюджет РФ является основным финансовым

__________________________________________________________

Канд. Эконом. Наук доц. Загвоздкина В.Н. В учебнике дает представление об основах налогообложения, о налоговой системе России.

планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона.

1.2. Источники государственного  бюджета.

 Государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализация социальной политики на территории всей России. За счет государственного бюджета содержаться армия, полиция, значительная часть здравоохранения. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам. Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности предприятия, какие слои  общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Источниками государственного бюджета являются:

- прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются – подоходный налог, налог на прибыль корпораций и НДС.

______________________________________________________________

Доходы бюджетов образуются за счет: а) налоговых доходов, б) неналоговых доходов, в)безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и зарубежных правительств, г) доходов от предприним. и иной приносящей доход деятельности.

- государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигации казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 %.

- эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в условиях превышения расходов над доходами.

В реальной действительности расходная часть, как правило,  превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом».

Его возникновение обуславливается многими причинами: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возникновения затраты на оборону, рост теневого сектора экономики.  Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. Дефицитный бюджет составляет от 10 до 30 %. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремиться «разгрузить» бюджет. «Разгрузка» бюджета осуществляется за счет широких слоев населения страны. Обычно «урезаются» социальные ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение.

Местные налоги в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге устанавливаются НК и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны. Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.

 Местный бюджет имеет такую же структуру, как и государственный. Он ________________________________________________________________

Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под. Ред. И.В. Горского. Финансы и статистика, 2003. С 11. Местный бюджет – форма образования и расходования ден. Средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств.

включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории

административных единиц, органы которых его принимали. Доходная часть

местного  бюджета формируется за счет налоговых поступлений, части прибыли предприятий, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий, дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов. Местные бюджеты своими доходами и расходами в государственный бюджет не входят. Они самостоятельно составляются,  утверждаются и исполняются местными органами власти. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет. Они отдают землю в аренду, иногда продают ее, предоставляют населению возможность пользоваться за определенную плату муниципальными бассейнами, дорогами.  В доходную часть бюджета поступают также штрафы, судебные пошлины, различные сборы (на уборку улиц, содержание кладбищ, и др.). Значительный процент в бюджет составляет плата за коммунальные услуги и за проезд в городском транспорте.

Как правило, доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана не только в выполнении  местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий или субвенций.  Доля субсидий в доходах местных бюджетов составляет от 20 до 40 %. Несмотря на юридическую самостоятельность бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40 % доходов, местные власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства.

_____________________________________________________________________________

СУБВЕНЦИЯ – это дотация специального назначения, ее можно использовать только для финансирования строго определенного вида деятельности,  например, строительство моста, здания школы.

В противном случае дотации могут быть сокращены либо совсем  прекращены.

Наряду с налоговыми и не налоговыми поступлениями, дотациями государства, местные органы власти в целях пополнения своего бюджета прибегают к займам. Используются они, как правило, для финансирования капитальных вложений в местную экономику. Основной формой займов является выпуск «муниципальных облигаций», реализуемых на рынке ценных бумаг вместе с правительственными.

Я хотела бы отметить, что без сбора налогов не существовал бы бюджет страны.

  ГЛАВА III. Классификация налогов РФ.

1.1.   Виды налогов и сборов.

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства Юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще всего вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, пошлины, и другие обязательные платежи определяет Закон РФ. К понятию другие платежи относятся такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

 

Панков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: Учебник. Финансы и статистика, 2005. С.16

ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ.

Федеральные

1.Налог на добавленную стоимость

2.Акцизы на отдельные виды товаров (услуг).

3.Налог на прибыль (доход ) организаций

4.Налог на доходы от капитала

5.Налог на доходы физических лиц.

6. Единый социальный налог.

7.Государственная пошлина

8. Пошлины и таможенные сборы

9.  Налог на пользование недрами

10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы

11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов

12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

13.Лесной налог

14. Водный налог

15.Экологический налог

16. Федеральные лицензионные сборы

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ.

1.Налог на имущество предприятий

2.Налог на недвижимость

3.Налог транспортный

4.Налог дорожный

5.Налог на игорный бизнес

6.Региональные лицензионные сборы

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ.

1.Налог земельный

2.Налог на имущество физических лиц

3.Налог на рекламу

4.Налог на наследование или дарение

5.Местные лицензионные налоги

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины).

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя. Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты.  Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического. Косвенные налоги выступают в трех видах: «акцизы», «фискальные налоги», «таможенные пошлины».

Акцизами облагаются,  как правило, товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички…..), а также коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги. Индивидуальные или выборочные акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Их плательщиками являются потребители данных подакцизных товаров и услуг.

Фискальные налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Например, еще с петровских времен существует в России монополия на производство спиртных напитков. Практически всегда объектом государственной монополии в России было также производство и продажа изделий из меха и золота, пользовавшихся спросом на внешнем, и внутреннем рынке. Фискальная функция налогов состоит из формирования денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту и здоровье матери ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

 Налог на добавленную стоимость (НДС)  является одним из самых важных налогов. НДС относится к косвенным налогам, поскольку его величина добавляется к цене товара и оплачивается покупателем. Источником уплаты НДС являются средства, поступающие от покупателей продукции. В итоге его оплачивает конечный потребитель товара, т. е. население. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Что же такое добавленная стоимость? Однозначной трактовки это понятие не имеет. В самом общем виде добавленная стоимость представляет собой стоимость, которую производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения добавляют к стоимости сырья, материалов

______________________________________________________________________

 

Налоги – неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Учеб. Пособие. Налоги и налогообложение. И.А.Майбуров.

или к стоимости тех товаров и продуктов, которые были приобретены для создания нового изделия или услуги. Широкая налогооблагаемая база НДС делает его универсальным. Он выполняет в основном фискальную функцию, существенно пополняя бюджет.

Ставки НДС

Основные (учетные)

Расчетные

Основная 18 %

Пониженная 10 %

Специальная 0 %

18%/118 %

 

10 %/110%

 

Рисунок.  Ставки НДС на добавленную стоимость.

Таможенные пошлины - это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, пересекающие границы страны.

1.2 Принцип платежеспособности.

 Какой с точки зрения общества и отдельного индивида должна быть структура налогов, их шкала, кто должен их платить? На первый взгляд, кажется, что платить в бюджет (а именно туда идут налоги) должны те, кто имеет выгоды от правительственных программ и их осуществления. Этот принцип получил название «принципа полученных благ». Действительно, некоторые налоги так и построены. Например, налоги на благоустройство территорий, содержание автодорог: те, кто их уплачивает, получают от этих программ разную отдачу. Хорошие дороги, полагают некоторые, выгодны прежде всего владельцам автомобилей. В действительности же они выгодны всем хотя потому, что позволяют доставлять в регион много хороших и разных, а главное, нужных товаров. Но если применять принцип полученных благ как основополагающий в налогообложении, то получается, что бедные семьи должны выплачивать налоги, чтобы обеспечить благотворительные программы для малоимущих, а безработные – для выплаты им пособий. А как оценить размер выгоды, получаемой каждым гражданином от существования армии, службы национальной безопасности, развития фундаментальной науки, культуры, образования? А ведь они существуют в основном за счет средств из бюджета, т. е. за счет налогов. Каким же должен быть принцип их взимания на эти нужды? Может быть, «принцип платежеспособности», согласно которому больше должны платить те, чьи доходы выше, причем как в абсолютном, так и в относительном выражении? Но и здесь все не так просто. С ростом доходов возрастает их доля, направляемая на приобретение предметов роскоши, в то время как доля расходов на приобретение предметов первой необходимости падает. Преимущественное налогообложение той части населения, которая имеет высокие доходы, сократит их возможности в приобретении предметов роскоши, а налоги на беднейшую часть населения (особенно косвенные) лишат ее возможности купить самые необходимые продукты питания и вещи. Это значит, что средства, изъятые в виде налогов у бедных, у которых доходы и так невелики, будут большей жертвой, чем те, что изъяты у богатых. Но это вовсе не означает, что богатые с удовольствием без ропота будут платить в бюджет больше.

Налогоплательщик имеет право перейти на Упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором он подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации без  учета НДС не превысил 15 млн. руб, средняя численность работников за налоговый (отчетный) период – не более 100 человек и остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн. руб. Размер налоговых ставок зависит от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения. Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговая ставка составляет 6 %. В том случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %.

Объектом налогообложения является вмененный ЕНВД, его исчисление зависит от вида предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц. Ставка единого налога установлена в размере 15 % величины вмененного дохода.

Виды предпринимательской деятельности

Физический показатель

Базовая доходность, руб./мес.

Оказание бытовых услуг

Кол-во работников, чел.

7500

Оказание ветеринарных услуг

Кол-во работников, чел.

7500

Оказание услуг по ремонту, тех обслуж, мойка автотран. средств

Кол-во работников, чел

12000

Платные автостоянки

Площадь стоянки, м

50

Розничная торговля, имеющим торговые залы

Площадь торгового зала, м

1800

Розничная торговля, не имеющие торговые залы

Торговое место, ед

9000

Оказание услуг общественного питания, имеющими залы обслуживания посетителей

Площадь зала обслуживания, м

1000

Оказание услуг по временному размещению и проживанию

Площадь спального помещения ,м

1000

Распространение рекламы на транспорте

Кол-во автобусов, трамваев, троллейбусов, речных судов, ед

10000

Составлено и рассчитано по: Бюджетная система РФ/ Пол ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского 2003.

ГЛАВА IV. Основы построения эффективной бюджетной системы. 

Исследование бюджетных расходов и доходов было бы неполным без структурного анализа их системы в современной России по группам и видам.

Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не сможет сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства.

Н.И. Тургенев, русский экономист.

1.1. Доходы  бюджетов, бюджетное устройство.

Доходы бюджетов образуются за счет: а) налоговых доходов; б) неналоговых

____________________________________________________________________

 Таблица. Составлено и рассчитано по: Бюджетная система РФ/ Пол ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского 2003.\

 

доходов; в) безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц,

международных организаций и зарубежных правительств, безвозмездных перечислений по взаимным расчетам; г) доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Структура источников формирования консолидирующего бюджета России представлена в таблице, откуда видно, что налоговые доходы являются доминирующим источником (их доля около 90 %).

СТРУКТУРА ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРУЕМОГО БЮДЖЕТА РОССИИ, %

(Доходы всего – 100%)

Доходы

1995 г.

1998 г.

2000 г.

2001г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Налоговые

83,4

82,2

81,4

87,4

89,1

90,3

91,0

Неналоговые

12,2

9,7

6,5

7,4

7,6

8,1

7,8

Источник: Российский статистический ежегодник, 2005. М., 2006.

Состав и структура доходов федерального бюджета Российской Федерации представлены в таблице за 2000-2003 гг (%).

Доходы по группам и видам

Годы

  2000   2001   2002 2003

Среднее значение

Всего доходов в том числе:

100

100

100

100

100

1. Налоговые доходы – всего из них:

84,7

93,45

94,44

93,39

91,49

Налог на добавленную стоимость

34,81

43,27

36,39

39,13

38,4

Таможенные пошлины

21,57

15,97

15,25

13,89

16,67

Единый социальный налог

________

_________

13,23

15,12

14,17

акцизы  

15,04

15,76

10,57

9,56

12,73

Налоги и платежи за пользование природными ресурсами

1,39

3,12

8,64

7,56

5,18

Подоходный налог с физических лиц

3,0

0,16

________

_____________

_______

Налог на игорный бизнес

0,02

0,03

0,05

0,05

0,04

Лицензированные и регистрационные сборы

0,07

0,11

0,04

0,06

0,07

Налог на покупку иностранной валюты

0,19

0,13

0,09

_______________

_________

Прочие налоги и сборы

0,44

0,14

0,11

0,11

0,2

Государственная пошлина

_______

_________

________

0,11

0,11

2.Неналоговые доходы – всего, из них:

7,76

5,38

4,91

6,03

60,2

Доходы от госуд. имущества деятельности государственных организаций

3,1

2,25

2,37

3,44

2,79

Доходы от внешнеэкономической деятельности

4,32

2,64

2,25

2,31

2,88

Прочие неналоговые доходы

0,34

0,49

0,29

0,28

0,35

3. Доходы целевых бюджетных фондов.

7,62

1,17

0,65

0,58

2,5

Подавляющую массу всех доходов составляют налоговые доходы в среднем за период за 2000-2003 гг. 91,5 %, из них наиболее крупными доходными источниками являются НДС- 38,4 %, таможенные пошлины – 16,7%, единый социальный налог – 14,2 %, акцизы – 12,7 %, налог на прибыль – 9,9%, платежи за пользование природными ресурсами – 5,2 %. Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов колеблется в среднем в размере 6%, дивиденды по акциям, принадлежащем государству – около 13 %, платежи государственных предприятий – 18 %, отчисления от прибыли Центробанка России – 11%, прочие поступления от имуществ – 5%.

 Масштабы фактической мобилизации доходов в бюджетную систему, достигаемые ценой огромных потерь, для социально - экономического развития страны, мягко говоря, неудовлетворительны. Налогообложение в целом направлено в основном на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий являются низкорентабельными. Но менее высоко налоговое давление на доходы населения, хотя формально оно представлено в виде ставки подоходного налога в размере 13 %. При этом никто не учитывает скрытую форму обложения доходов населения через косвенные налоги, носителем которых оно выступает  (по под счетам около 70 % суммы косвенных налогов оплачивается домашними хозяйствами через различные цены, в которых налоговая составляющая колеблется  в среднем в пределах 45-50 %. По оценкам специалистов, размер теневой экономики в России составляют минимум 30 % официального объема ВВП.

Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70 %

 

Составлено и рассчитано по: Бюджетная система Российской Федерации: О.В. Врублевская.

всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес

 (традиционные косвенные налоги в виде НДС, акцизов, налог с продаж, таможенных пошлин; все налоги, которые относятся на издержки производства и обращения). Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной стране. Конечно, в сложных российских условиях косвенные налоги являются более надежными, стабильными и не зависящими от инфляции источниками доходов государства. Однако высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следственно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за  собой сокращение налоговых поступлений. Кроме того, конечными плательщиками косвенных налогов на бизнес становятся не только население и государственные учреждения, но  и предприятия – производители (продавцы) в случае нарушения процесса реализации продукции и невозможности переложения налогов через цены на потребителей (товары могут вообще быть не проданы либо проданы по ценам, не возмещающим налоги).

Поэтому высокие косвенные налоги также влияют на финансовое состояние предприятий – производителей (продавцов), заставляют их уходить полностью или частично в сферу теневой экономики, от которых государство не получает вообще никаких налогов.

Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо, но налоговая инспекция напомнит.

Пьер Данинос, француский журналист.

1.2. Теневая экономика.

«Теневая экономика» - сложное по структуре, многоплановое понятие. Прежде всего, она ассоциируется с криминальными, т. е. преступными, уголовно-наказуемыми способами извлечения доходов. Однако экономическая преступность важная,  но не исчерпывающая часть теневой экономики. Более распространенно понимание теневой экономики как скрытой от государства (неучтенной, нелегальной) деятельности. Такой подход к теневой экономике отражает ее главный признак – теневая экономика юридически не существует, она функционирует вне форм государственного публично-правового контроля, сопровождается извлечение неконтролируемого дохода. В последнее время появилось определение теневой экономики как ведение дел (бизнеса) с нарушением установленных правил (налогообложения, кредитования, лицензирования регистрации и т. д.). Поэтому теневую экономику определяют как незаконное предпринимательство. По оценкам специалистов, размер теневой экономики в России составляют минимум 30 % официального объема ВВП. Таким образом, теневая экономика характеризуется с различных позиций, разные авторы включают в нее разное количество структурных элементов. Та часть экономики, в которую включаются инициативные экономические отношения между гражданами или их объединениями – реальная деятельность людей по оказанию бытовых услуг, ремонту и строительству жилья, обслуживанию автомобилей, бытовой техники, занимающихся частной медициной или педагогической практике, и т.д. – не может восприниматься как негативная, нежелательная для общества. Однако  если такая вполне законная деятельность сопряжена с извлечением неконтролируемого государством дохода, с укрытием его от налогообложения, возникают отношения, предусмотренные Уголовным кодексом. Не сама по себе предпринимательская (или иная экономическая) деятельность образует правонарушение, а лишь нечестное предпринимательство, нарушение установленных правил занятия экономической деятельностью. В зависимости от степени общественной опасности этого нарушения наступает административная или уголовная ответственность, а также возмещается причиненный вред. Есть и иное отношение к той части теневой экономики, которая паразитирует на человеческих пороках, обслуживает деструктивные общественные потребности, способные нравственно и физически деформировать личность. Здесь сама по себе соответствующая деятельность является общественно-опасной и преступной (проституция, торговля и иные сделки с детьми, наркобизнес, порнобизнес, незаконная торговля оружием и т. п.). Таким образом,  структуру современной российской теневой экономики можно представить в виде трех блоков:

1.«Подпольная» экономика – предпринимательская и иная экономическая деятельность, ориентированная на удовлетворение нормальных общественных потребностей, но,  однако она осуществляется в неконтролируемых государством формах в целях извлечения неконтролируемого дохода и уклонения от налоговых платежей.

2.«Фиктивная» (мошенническая ) экономика –– предпринимательская и иная экономическая деятельность, сопряженная с различного рода обманами,  мошенничеством (обман при получении кредитов и их использования, сбыт поддельных денежных знаков, валюты, ценных бумаг, кредитных и расчетных карт,  фиктивное банкротство, ложная реклама, обман кредиторов и т.д.).

3.Криминальная («черная») экономика, ориентированная на удовлетворение деструктивных общественных потребностей (скупка краденного, торговля золотом, проституция и т.д.).

Основными причинами существования и развития теневой экономики являются нестабильность и разбалансированность экономики официальной, находящейся в глубоком кризисе, неэффективность налоговой и в целом фискальной политике государства. Но как я думаю,  теневой бизнес есть и будет всегда в любой стране. Определенная часть предпринимателей готова легализовать свой бизнес, но при условии снижения налогового бремени до приемлемого уровня. В нашей стране запредельно высокое совокупное налоговое бремя на российских товаропроизводителей (в среднем более 50 коп. на 1 рубль выручки), несмотря на тенденцию снижения совокупной доли начисленных налогов в добавленной стоимости, она составляет сейчас не менее 32 % что, как минимум, на 5 % превышает оптимальный уровень налогового давления на российскую экономику (примерно 27 %). На чрезмерность налогового бремени указывают такие «симптомы», как низкий уровень фактической собираемости налогов, не снижающая высокая задолженность предприятий по налогам и сборам (в среднем 25 % к доходам консолидируемого бюджета), массовый уход бизнеса в теневую сферу, об истинных масштабах которой можно лишь догадываться. Существенное снижение налогового бремени, несомненно повысят доверие к Правительству, что позволит получить дополнительные неналоговые доходы от государственного имущества, выпуска государственных займов…

Формирование и распределение средств бюджета на всех  уровнях бюджетной

системы – объемный и многоэтапный процесс, охватывающий социальную,

экономическую, финансовую и другие сферы деятельности государства.

Если обратиться к российскому историческому опыту в сферу управлени

бюджетной системой, то, например, в период существования СССР общее

управление финансовой системой, в том числе и бюджетной системой, было возложено на высшие органы государственной власти и государственного управления, которые разрабатывали и утверждали законы, постановления и другие документы о регулировании финансовых отношений, о государственном бюджете и его исполнении.

 В настоящее время в субъектах Федерации управления использованием бюджетных средств возложено на территориальные финансовые органы. Субъектами предварительного контроля выступают органы государственной власти (в процессе составления, рассмотрения,  утверждения и распределение лимитов и смет расходов) на региональном и местном уровнях. Я хотела бы привести  утвержденные программы по Ростовскому областному бюджету на 2007г.

Утвержден областной бюджет на 2007 год по расходам в сумме 62070125,4 тыс рублей, по доходам в сумме 59426322,5 тыс. рублей.

Предусмотрены субсидии из Фонда софинансирования социальных расходов на

 

 

____________________________________________________________________

Бекетова О.Н. Налоговое бремя и налоговые пределы в современной России/ в сборнике научных трудов: Финансовые проблемы переходной экономики. 2001 год.

 

исполнение расходов бюджетов муниципальных районов и городских округов:

По проведению противопожарных мероприятий, приобретению и монтажу противопожарной сигнализации и разработке проектно - сметной документации на производство работ для муниципальных  бюджетных образовательных учреждений;

По приобретению программного обеспечения и его сопровождению оплате услуг кредитных организаций по зачислению компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

На улучшение питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений из малоимущих семей.

Утверждены в составе расходов бюджета субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление расчетов с поставщиками услуг за предоставленные в декабре 2006 года меры социальной поддержки ветеранам труда и гражданам, приравненным к ним, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и членам семей,  детям их многодетных семей, отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также бюджетные ассигнования на осуществление расчетов с поставщиками услуг за предоставленные в декабре 2006 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения  и коммунальных услуг отдельным категориям граждан: инвалидов, ветеранов, гражданам подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний.

Увеличены суммы бюджетных кредитов, предоставляемых в 2007 на:

·   кредитование муниципальных образований для строительства жилых домов в

_____________________________________________________________________________________

Областной закон Ростовской области от 20 сентября 2007 г. № 766-3С

«О внесении изменений В Областной закон «Об областном бюджете на 2007 г

целях реализации мероприятий по содействию гражданам в приобретении

·   (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности;

·   поддержку сельхозтоваропроизводителей Ростовской области на цели приобретения горюче-смазочных материалов;

·   поддержку сельхозтоваропроизводителей Ростовской области на цели приобретения семян.

Областной закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Если вы действуете в нарушениях правил, вас штрафуют: если вы действуете по правилам, вас облагают налогом.

Лауренс Дж.Питер, американский писатель

 

Заключение.

В своей работе я думаю, рассказала как раскрываются основопологающие понятия в области бюджета.

Налоговая политика – это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системы страны и ее функционирования. Конечно,  фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны.

Цели налогового контроля

Основная цель налогового контроля: обеспечение исполнения налогового законодательства всеми субъектами налоговых правоотношений

Выявление налоговых правонарушений и преступлений и привлечение к ответственности виновных лиц

Предупреждение налоговых правонарушений и преступлений в будущем

Обеспечение неотвратимости наступления налоговой, административной или уголовной ответственности

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании  - это отчисления от федеральных налогов. Оценивая современную российскую действительность, следует отметить, что бюджетно-налоговые права органов власти субъектов РФ и муниципалитетов ущемлены. Это касается завышения их расходных обязанностей по сравнению с их имеющимися в их распоряжении доходными источниками. Доля собственных доходов в общей сумме доходов местных и региональных бюджетов составляет всего 12-35 %, территориальные органы власти чаще всего не имеют возможности влиять на основные элементы (ставки, льготы) собственных налогов и оставлять их у себя  в полном объеме. Таким образом -  это мешает сформировать и реализовывать на низовых уровнях собственную территориальную бюджетную политику. Еще одним недостатком бюджетно-налогового права в России является нестабильность бюджетно-налогового законодательства. Принимаемые Правительством РФ различные программы развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений на субфедеральном уровне не имеет статуса закона, а поэтому полнота их реализации вызывает сомнение. До 80 % налоговых доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов,  что говорит о жестокой их зависимости от вышестоящих уровней государственной власти.  Что подрывает развитие перед российским правительством и органами власти субъектов РФ стоит важнейшая задача создания такого налогового режима, который с одной

_______________________________________________________________________________

  Налоговая политика России: проблема и перспективы / Под редакцией

И.В.Горского. Финансы и статистика, 2003 год.

 

стороны, обеспечит полный и своевременный сбор налогов, необходимых и достаточных для финансирования  разумных государственных расходов, а с другой стороны, благоприятные условия для стабилизации экономики, развития производства и роста благосостояния граждан. Действующая же в настоящее время налоговая система не в состоянии в полной мере выполнять эту задачу. Важнейшей причиной этого является нежелание (сознательное или подсознательное) разработчиков и субъектов управления налоговым процессом отойти от стереотипных подходов в налоговой политике, сформированной еще в начале 90-х годов. Один из них – ориентация налоговой системы и элементов отдельных налогов (ставок, объектов) на выполнение преимущественно фискальных задач, т.е. стереотип излишней фискальности. Например, в законе о конкретном налоге закладывается заведомо завышенная ставка в расчете на получение с большего своей нормальной доли. Однако на самом деле высокие ставки «пугают» плательщиков, заставляют их уклоняться от налогов, а в результате бюджет недополучает не только начисленную завышенную, но и «нормальную» сумму налога.

ВЫВОД 1.

Я считаю что, высокие ставки налогов подрывают экономическую активность, и чем они выше, тем дороже это обходиться обществу. Даже после существенных изменений, внесенных принятыми уже на данный момент главами части второй НК РФ, действующая налоговая система продолжает оказывать угнетающее воздействие на развитие производственной сферы российской экономики. Такое состояние, когда у законопослушных налогоплательщиков, полностью уплачивающих все налоги, не остается достаточно финансовых ресурсов для инвестирования затрат на развитие производства  обновления изношенных основных фондов, принято характеризовать как неблагоприятный налоговый режим, толкающий предприятия к сокрытию объектов налогообложения. Главное условие стабильности – отражение каждым бюджетом всех форм финансовых взаимоотношений государства и общества. Я считаю, необходима обязательная публикация бюджетной отчетности по всем разделам бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы, а также прозрачность процедур осуществления закупок товаров и услуг для государственных нужд. Должны использоваться обоснованные критерии при проведении конкурсов, а также предоставлять возможность участия в конкурсах всем производителям соответствующих товаров и услуг. При таких условиях приоритет должен отдаваться отечественным производителям. Это, будет способствовать рациональному и эффективному использованию бюджетных средств и углубленной реализации функций власти. Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. В рыночной экономике налоги – один из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы, они служат теми «кровеносными артериями», по которым происходит финансовое наполнение бюджетов различных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Понимание налогоплательщиками объективной необходимости уплаты налогов во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая не может быть сформирована без адекватного образовательного процесса подрастающих поколений.

ВЫВОД 2. Можно и даже нужно через систему образования, средства массовой информации, наглядную агитацию,  формировать у россиян осознанное представление о том, что налоги являются  не только принудительным отчуждением имущества, но и установленным платежом за потребляемые каждым гражданином  общественные блага. В сегодняшней ситуации, когда подавляющее большинство населения стало исправно платить налоги, положение существенным образом изменилось. Ведь совсем несколько лет назад  не платить налоги было «правилом хорошего тона».

ВЫВОД 3.

И в заключении хочется сказать что, налоговая политика не отражает рыночной мотивации российской экономики, не создает стимулов налогоплательщикам, стимулирует сокрытие объектов налогообложения. На самом деле высокие ставки «пугают» плательщиков, как я уже подчеркивала, заставляют уклоняться от налогов, а в результате бюджет недополучает не только начисленную, но и «нормальную» сумму налогов. Итак, на всех этапах экономического развития стратегическая цель бюджетной политики - это обеспечение финансовой и социальной стабильности в государстве. Политика любая, в том числе и бюджетная, может считаться действенной, если такая политика обязательна для исполнения, иначе она превращается в пустой политический лозунг, вырождается в политическую трескотню. Реализация принципа обязательна не только от исполнителей, но и, от законодателей власти.

Налоги для государства то же, что парус для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его.

Екатерина II, российская императрица.

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Современная экономика.// Учебное пособие – профессор Мамедов О.Ю.

2.Налоги и налогообложение – второе издание д-ра экон. Наук, проф. И.А.Майбурова.

3.Мировая экономика: основы – Г.А. Голева, В.И. Самофалов.

4.Ценнообразование – Т.Г. Евдокимова, Г.А. Маховикова.

5.Бюджетный кодекс Российской Федерации – Система гарант Платформа

6.Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации – Т.М. Ковалева, С.В.Барулин.

7.Бюджет и бюджетный процесс в РФ. Т.М. Ковалева// Изд-во Рос. Экон. Акад. им. Г.В. Плеханова.

8.Исторические типы финансов. Ю.М.Березкин. Иркутск 2000.

9.Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка, 1999.

10.Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие/ Е.А. Чернышов, Н.П. Молчанов, А.А. Новикова, Т.А. Салтанова, 2000.

11.О функциях налогообложения и о регулятивном значении налогов в экономике // Налоги. 2000. №1  А.В.Брызгалин.

12.Федеральные и налоги и сборы с организаций: Учебник / Под. Ред. Л.П. Павловой, Л.И. Гончаренко.

13.Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Д.Г. Черника, 2005.

14.Экономика льгот. // Общество и экономика. 2003. И.Николаев, И.Шульга.

15.Организация налогового учета и налогового контроля: Учеб. Пособие Н.А. Попонова, Г.Г. Нестеров, А.В. Терзиди, 2006.

16. Финансы как стоимостная категория. Вознесенский Э.А.

17. Федеральные налоги и сборы с организаций. Под ред. Л.П. Павловой, Л.И. Гончаренко, 2004.

18. О природе несостоятельности российской фискальной системы. Е. О. Балацкий

19. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3 статья 2, вступающие в силу с 1 января 2008г.

20.Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 120-Ф9-3.

21.Налоги: реформы и практика. Пепеляев В.Г.

22. Понятийный аппарат микроэкономики. доц.И. Шелкова

23. «Известия» от 10 февраля 2008 г. Статья «Областной бюджет впервые заглянул на годы вперед».

24. Концепция бюджета // Экономика и жизнь № 37 (сентябрь).

25. Экономика и жизнь. № 42 (октябрь) 2006 г.// Концепция бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Теги: Налоги и налогообложение  Курсовая работа (теория)  Налоги
Просмотров: 46667
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Налоги и налогообложение
Назад