Содержание
стр.
Реферат «Налогообложение имущества физических лиц»
Введение
2
Глава 1.Налог на имущество физических лиц
1.1 Общие положения
2
1.2 Ставки налогов
2
1.3 Льготы по налогам на имущество физических лиц
3
1.4 Порядок исчисления налогов
11
1.5 Порядок уплаты налогов на имущество физических лиц
12
Глава 2.Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
2.1 Общий раздел
15
2.2 Ставки налогов
16
2.3 Льготы по налогам на имущество физических лиц
18
2.4 Порядок исчисления и уплаты налога
19
Заключение
26
Список используемой литературы
28
Налогообложение имущества физических лиц
ВВЕДЕНИЕ
Налог - обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Одним из важнейших налогов является налог на имущество физических лиц, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета.
Налоги на имущество и, в первую очередь, на имущество, полученное в наследство или подарок, появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима.
Как правило, во все исторические времена и во всех государствах имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, особенно в крупных суммах, облагалось налогом в повышенных размерах, так как оно было нажито не в результате деятельности лица, получившего это имущество. Это было оправдано, тем более, что государство несло расходы по охране имущества граждан.
Введение в РФ с 1922 года налога на имущество, полученное в наследство или в виде подарка, не является чем-то новым в налоговой практике как зарубежных стран, так и в России. Подобные виды налогов есть в США, Англии,
Франции, Италии, ФРГ, Японии, Болгарии, Польше, Румынии и в других странах.
В СССР налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, был отменен с 1943 года.
В большинстве зарубежных стран действуют два налога - с наследства и с дарений, а в некоторых - единый налог с наследства и дарений. Но в первом случае эти налоги взаимоувязаны, регулируются общими нормами и имеют одинаковые ставки и порядок определения облагаемой суммы.
Как правило, в зарубежных странах налогообложение имущества, получаемого в порядке наследства или дарения, осуществляется на федеральном уровне.
По способу определения объекта обложения существуют два типа обложения налогом наследства и дарений. В США и Англии налогом может облагаться стоимость всего наследства или дарения. В остальных странах производится обложение доли каждого получателя имущества. В Италии и Швейцарии применяются оба типа обложения.
Налоговые поступления от обложения наследства и дарений в общей сумме налоговых доходов стран составляют менее 1%.
Столь незначительная доля поступлений по налогообложению наследства и дарений, несмотря на высокие (до 60-70%) предельные ставки, обусловлена системой вычетов из суммы наследования или дарения, подлежащей налогообложению.
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, был введен в действие на территории России с 1 января 1992 года Законом РФ от
12 декабря 1991 г. №2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения »с последующими дополнениями и изменениями.
Этот налог взимался и будет взиматься с наследников независимо от государственной пошлины, уплачиваемой за нотариальное оформление наследования или дарения.
Таким образом, после введения и последующих изменений в налогообложении имущества физических лиц Россия сделала еще один шаг к стабилизации капиталистического строя страны.
Глава 1.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
I.1 Общие положения
1. Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются граждане
Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее - физические лица), имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество, признаваемое Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" объектом налогообложения.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом налогоплательщиком может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
2. Объектами налогообложения являются находящиеся в собственности физических лиц: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (далее - строения, помещения и сооружения); самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок (далее - водно-воздушные транспортные средства).
3. Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.
Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Налоговой базой для исчисления налога на водно-воздушные транспортные средства является мощность двигателя, валовая вместимость, пассажиро-место.
1.2 Ставки налогов
4. Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Ставки устанавливаются в следующих пределах:
|стоимость имущества |ставка налога |
|до 300 тыс. руб. |до 0.1 % |
|от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. |от 0.1 до 0.3 % |
|свыше 500 тыс. руб. |от 0.3 до 2 % |
| |
|Представительные органы местного самоуправления могут определять |
|дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от |
|суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным|
|критериям, т.е. ставки могут устанавливаться в зависимости от того, |
|жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд|
|или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, |
|помещения и сооружения и т.п. |
|5. Налог на водно-воздушные транспортные средства уплачивается |
|ежегодно по ставкам, устанавливаемым представительными органами |
|местного самоуправления и не превышающим следующих размеров: |
|объекты налогообложения |размеры налога (в % от минимального |
| |размера оплаты труда, действующего |
| |на 1 января года, за который |
| |начисляется налог) |
|вертолеты, самолеты, теплоходы: | |
|с каждой лошадиной силы |10 |
|( с каждого КВт мощности) |13,6 |
|Яхты, катера и другие транспортные| |
|средства ( с мощностью двигателя | |
|свыше 100 лошадиных сил): | |
|с каждой лошадиной силы |5 |
|(с каждого КВт мощности) |6,8 |
|Парусные суда: | |
|с каждого пассажиро-места |30 |
|Мотосани, катера, моторные лодки и| |
|другие транспортные средства( с | |
|мощностью двигателя до 100 | |
|лошадиных сил): | |
|с каждой лошадиной силы |3 |
|(с каждого КВт мощности) |4,1 |
|Несамоходные (буксирные) суда: с | |
|каждой регистровой тонны валовой | |
|вместимости |10 |
|Водно-воздушные транспортные | |
|средства, не имеющие двигателей | |
|(за исключением весельных лодок) |5 |
1.3 Льготы по налогам на имущество физических лиц
6. От уплаты налогов на все виды имущества освобождаются следующие категории граждан: а) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней.
Для получения льготы представляется книжка Героя Советского Союза или
Российской Федерации, орденская книжка; б) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства.
Для получения льготы представляется удостоверение инвалида; в) участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан.
Для получения льготы представляется удостоверение участника Великой
Отечественной войны или удостоверение о праве на льготы; г) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно - Морского
Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии.
Для получения льготы представляется удостоверение участника Великой
Отечественной войны или удостоверение о праве на льготы; д) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС и получающие льготы в соответствии с Законом Российской
Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе пострадавшие от катастрофы, и участники ликвидации ее последствий, переселившиеся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию
Российской Федерации для постоянного проживания независимо от того, являются ли они ее гражданами, в соответствии с международными договорами
Российской Федерации:
- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС;
- инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: o граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на
Чернобыльской АЭС; o военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; o граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; o граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
- граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
- военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1986 - 1987 годах для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно - технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
- лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения;
- граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие";
- младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня
1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
- рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения;
- граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;
- граждане, переселенные (в том числе выехавшие добровольно) из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, сроком на 5 лет со дня эвакуации (переселения);
- граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
- граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
- граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и последующие годы сроком на 5 лет со дня эвакуации (переселения);
- граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение при условии получения ими права выхода на пенсию на льготных основаниях, связанных с проживанием в данной зоне и других зонах радиоактивного загрязнения (за исключением граждан, эвакуированных, в том числе выехавших добровольно, в 1986 году из зоны отчуждения; переселенных, в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития; и переселившихся в добровольном порядке без заключения контрактов и договоров с соответствующей администрацией после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения). При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения не влечет за собой возникновения права на получение льгот;
- дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей, а также на последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей.
Для получения льгот лицами, перечисленными в настоящем подпункте, представляется специальное удостоверение инвалида и удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также специальное удостоверение, выдаваемое органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, в котором указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца; е) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеющие право на эту льготу в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". К таким гражданам относятся:
- граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также граждане, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации, из числа:
- граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в
1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 -
1956 годах;
- граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в
1959 - 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 -
1962 годах;
- граждан, эвакуированных (переселенных), а также добровольно выехавших из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку
Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации
(переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированных в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения.
К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
- граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку
Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);
- граждан, проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);
- граждан, проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр);
- граждан, добровольно выехавших на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности). В случае, если указанные граждане прибыли после 26 мая 1993 года для проживания (работы) в населенные пункты, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении
"Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), льготы по налогам на имущество физических лиц не предоставляются;
- граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванные на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в
1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванные на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 -
1956 годах;
- граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванные на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в
1959 - 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванные на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 годах;
- граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе эвакуированные (переселенные) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации
(переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащие, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированные в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября
1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
- граждане, проживающие в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку
Теча, где средняя эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).
Для получения льгот гражданами, перечисленными в настоящем подпункте, представляется удостоверение единого образца, выдаваемое в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; ж) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:
- непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
- непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
- непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и др. военных объектах;
- личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;
- непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
Для получения льготы представляется удостоверение, выданное Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации на основании заключения медико-социальной экспертной комиссии; з) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
Для получения указанной льготы представляется удостоверение воинской части или справка, выданная районным военным комиссариатом, воинской частью, военным образовательным учреждением профессионального образования, предприятием, учреждением или организацией бывших Министерства обороны
СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Министерства внутренних дел СССР и соответствующими федеральными органами исполнительной власти
Российской Федерации; и) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Для получения льгот представляется пенсионное удостоверение, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего; к) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеющие право на эту льготу в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на
Семипалатинском полигоне". К таким гражданам относятся:
- граждане, проживавшие в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах
Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые
Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на
Семипалатинском полигоне и получившие в период радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв
(бэр), и дети первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей.
Для получения льгот лицами, перечисленными в настоящем подпункте, представляются удостоверения единого образца, выдаваемые в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; л) лица, пострадавшие от радиационных воздействий. К числу таких лиц относятся:
- лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме
Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
- лица из числа летно-подъемного, инженерно - технического состава гражданской авиации и служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с 1958 по 1990 годы полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) с последующим сечением и сопровождением радиоактивного облака, его исследованиями, регистрации мощности доз в эпицентре взрывов (аварий) и по ядерно-радиационному следу при испытаниях ядерного оружия, ликвидации последствий ядерных и радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения.
Для получения льгот лицами, перечисленными в настоящем подпункте, представляется удостоверение установленного образца в порядке, определяемом
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию с Министерством социальной защиты населения Российской
Федерации, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской
Федерации и удостоверение участника ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 годах со штампом (надпечаткой) "летно- подъемный состав, участвовавший в ядерных испытаниях", выдаваемое в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию с Министерством труда Российской
Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством
Российской Федерации по атомной энергии.
7. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается: а) пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
Для получения льготы представляется пенсионное удостоверение; б) гражданами, уволенными с военной службы или призывающимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия.
Для получения льгот представляются свидетельство о праве на льготы и справки, выданные районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации; в) родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Для получения льгот представляются справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданные соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак; г) со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования.
Для получения льгот представляется справка, выданная соответствующим органом, дающим разрешение на использование сооружений, помещений или строений под вышеназванные цели; д) собственниками жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров, расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Для получения льготы представляется справка, выданная органами технической инвентаризации; е) судьями, работниками аппаратов судов Российской Федерации, которым присвоены классные чины, и проживающими с ними членами их семей в размере
50 процентов.
Для получения льготы представляется справка с места работы с указанием присвоенного классного чина и справка жилищного органа о совместном проживании членов семей судей и работников аппаратов судов Российской
Федерации.
8. От уплаты налога на транспортные средства освобождаются граждане, владеющие моторными лодками с мощностью двигателя не более 10 лошадиных сил или 7,4 киловатта.
9. Представительные органы местного самоуправления (за исключением органов местного самоуправления городов районного подчинения, поселков, сельских округов) имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогам на имущество физических лиц для категорий налогоплательщиков и предусматривать основания для их использования налогоплательщиком.
10. В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготы по налогу на строения, помещения, сооружения, а также водно- воздушные транспортные средства они освобождаются от указанных платежей начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу.
Для получения льгот по уплате налогов физические лица, имеющие право на них, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
При утрате в течение года права на льготу исчисление указанных налогов производится начиная с месяца, следующего за утратой этого права.
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
11. Закон о налогах на имущество физических лиц не затрагивает установленных в соответствии с общими нормами международного права, а также договорами бывшего СССР и Российской Федерации и законодательством
Российской Федерации налоговых привилегий персонала иностранных дипломатических и консульских представительств, других приравненных к ним в отношении налоговых привилегий официальных представительств иностранных государств и международных организаций (Венская конвенция о дипломатических сношениях, совершена 18 апреля 1964 года, ратифицирована Президиумом
Верховного Совета СССР 11.02.64 (Ведомости ВС СССР, 1964, N 18, ст. 221);
Венская конвенция о консульских сношениях, совершена 24 апреля 1964 года, присоединение СССР, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16.02.89 N
10138-XI (Ведомости ВС СССР, 01.03.89, N 9, ст. 61)).
1.4 Порядок исчисления налогов
12. Налоги на имущество физических лиц исчисляются налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения. В случае, когда физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговое уведомление на уплату исчисленного налога направляется в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика для взыскания налога и перечисления в бюджет по месту нахождения имущества.
При получении налогового уведомления на уплату налога налоговый орган по месту жительства налогоплательщика обязан его принять и вручить налогоплательщику, а также взыскать и обеспечить перечисление налога на имущество в бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.
13. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.
Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.
14. Налог на водно-воздушные транспортные средства исчисляется на основании налогооблагаемой базы по состоянию на 1 января того года, за который начисляются платежи.
Если транспортное средство находится в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.
15. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы технической инвентаризации, осуществляющие оценку строений, помещений и сооружений, а также Главное управление воздушной авиации, инспекции речного и морского пароходства, государственные инспекции по маломерным судам и другие организации, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов на имущество физических лиц по состоянию на 1 января.
Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.
1.5 Порядок уплаты налогов на имущество физических лиц
16. Налоги на имущество физических лиц зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
17. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог на имущество уплачивается каждым собственником в зависимости от причитающейся ему доли. В аналогичном порядке налог уплачивается, если строения, помещения и сооружения находятся в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).
За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по согласованию между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.
18. При переходе права собственности на строения, помещения или сооружения в течение года одним гражданином - плательщиком налогов в пользу другого (купля - продажа, мена, дарение), налог на строения, помещения и сооружения исчисляется и предъявляется к уплате первоначальному владельцу с
1 января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а каждому новому собственнику налог предъявляется с момента вступления в право собственности на строение, помещение и сооружение до момента его отчуждения.
19. За строения, помещения и сооружения, перешедшие по наследству, налог уплачивается наследником с момента (времени) открытия наследства.
Моментом (временем) открытия наследства является день смерти наследодателя, а при объявлении наследодателя умершим - день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
20. В соответствии с пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, N 32,
05.12.94, ст. 3301) член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Физическое лицо уплачивает налог на строения, помещения и сооружения с месяца, в котором был полностью внесен паевой взнос, а по новым строениям, помещениям и сооружениям - с начала года, следующего за их возведением и сдачей в эксплуатацию.
Например:
1. Физическое лицо является членом жилищно-строительного кооператива.
Дом не достроен, паевой взнос за квартиру физическим лицом выплачен полностью. Налог со строений будет исчисляться со следующего года после принятия дома в эксплуатацию;
2. Физическое лицо является членом гаражно-строительного кооператива.
Гаражный бокс построен, сдан в эксплуатацию, пай гражданином выплачен полностью, но он по каким-то причинам не занимает гараж. Налог будет исчисляться со следующего года после принятия ГСК в эксплуатацию;
3. Физическое лицо является членом жилищно-строительного кооператива.
Дом был сдан в эксплуатацию в 1994 г., пай гражданин полностью выплатил в мае 1999 г. В таком случае налог будет исчисляться с мая 1999 года.
21. За вновь возведенные гражданами строения, помещения и сооружения налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением.
В случае, когда отдельные граждане и другие указанные выше лица, имеющие строения, помещения и сооружения, на протяжении года возвели на месте нахождения этих строений, помещений и сооружений новые постройки
(гаражи, сараи и др.) или произвели пристройки, надстройки к основным строениям, то за такие постройки, пристройки и надстройки налог взимается также с начала года, следующего за их возведением.
22. В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения или транспортного средства взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или разрушены. Основанием к этому является документ, подтверждающий этот факт, выдаваемый органами технической инвентаризации, а в сельской местности органами местного самоуправления.
23. За строения, помещения и сооружения, не имеющие собственника, или собственник которых неизвестен, или взятых налоговыми органами на учет как бесхозяйные, налог не взимается.
24. За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.
25. По вновь приобретенным транспортным средствам налог уплачивается с начала года, следующего за их приобретением.
В случае уничтожения или полного разрушения транспортного средства взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором оно было уничтожено или полностью разрушено, на основании подтверждающего этот факт документа, выдаваемого органом, регистрирующим это транспортное средство.
26. При переходе права собственности на транспортное средство от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а каждым новым собственником с момента вступления в право собственности на транспортное средство до момента его отчуждения.
27. За строения, помещения и сооружения, а также водно-воздушные транспортные средства налог уплачивается независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.
28. Налоговые органы, исчислившие налог на строения, помещения и сооружения, а также налог на водно-воздушные транспортные средства, вручают гражданам налоговые уведомления на уплату указанных налогов не позднее 1 августа.
В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога. Форма налогового уведомления утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Налоговое уведомление передается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом.
Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
29. Уплата налогов производится равными долями в два срока - не позднее
15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. не позднее 15 сентября.
30. При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога - это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
В случае, когда физические лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Так, при неуплате налогов по сроку 15 сентября требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 15 декабря, а по сроку 15 ноября - не позднее 15 февраля.
31. В случае, когда граждане своевременно не были привлечены к уплате налогов, исчисление им налогов может быть произведено не более чем за три предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения. В этих случаях дополнительные суммы налогов на имущество уплачиваются в следующие сроки: суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся до конца года сроки, но с тем, чтобы на уплату соответствующей суммы было не менее 30 дней; суммы, начисленные на текущий год по истечении всех сроков уплаты и за предшествующие годы, - равными долями в два срока: через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления) и через месяц после первого срока уплаты. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления).
Такие же сроки устанавливаются и при перерасчете платежей и доначислении сумм за текущий год в связи с неправильным определением стоимости строений, помещений и сооружений, с неправильным применением ставок и т.д.
32. Начисленные ранее суммы могут быть снижены или отменены в связи с возникновением права на льготы, утраты права собственности и по другим причинам. В таких случаях при понижении исчисленных на текущий год сумм в связи с пересмотром налогообложения или возникновением у налогоплательщика права на льготу с начала года суммы налога, подлежащие снижению, исключаются равными долями по всем срокам уплаты.
Если сумма налога по истекшим ко дню снижения налоговой суммы срокам полностью уплачена, приходящиеся на эти сроки сложенные суммы исключаются из суммы, уплачиваемой к очередному сроку уплаты. Пеня, уплаченная по этим срокам, уменьшается на ту же долю, на которую уменьшена первоначальная сумма платежа, а излишне уплаченная пеня засчитывается в погашение платежа по очередному сроку.
Если ко времени понижения первоначально исчисленных сумм налога все сроки уплаты истекли и налог полностью уплачен, сумма излишне уплаченных налогов подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов на имущество физических лиц или задолженности по пеням, начисленным тому же местному бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки
(задолженности).
Пересмотр неправильно исчисленных налогов за прошлые годы производится не более чем за три года в таком же порядке.
33. В случае неуплаты налогов в установленные сроки начисляется пеня за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
34. В случае неуплаты налогов на имущество физических лиц в установленные сроки к физическим лицам применяются меры налоговой ответственности в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
35. Обжалование действий налоговых органов и их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской
Федерации.
ГЛАВА 2
НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА,
ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ
2.1 Общий раздел
1. Плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее именуемые "физические лица"), которые становятся собственниками имущества, переходящего к ним на территории Российской Федерации в порядке наследования или дарения.
2. Налог уплачивается в случае, когда физические лица принимают в порядке наследования (как по закону, так и по завещанию) или дарения жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно- строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, земельные участки, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
3. Налог взимается при условии выдачи нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство или удостоверения ими договоров дарения, в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества превышает: а) на день открытия наследства - 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; б) на день удостоверения договора дарения - 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.
4. Оценка жилого дома, квартиры, дачи и садового домика, переходящих в собственность физических лиц в порядке наследования или дарения, производится органами коммунального хозяйства (технической инвентаризации) или страховыми организациями.
Оценка транспортных средств производится страховыми органами или организациями, связанными с техническим обслуживанием транспортных средств, при оформлении права наследования - судебно-экспертными учреждениями системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Оценка другого имущества производится экспертами (специалистами- оценщиками).
5. Нотариусы, а также другие должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны представить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность физических лиц, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, в случаях: а) если имущество перешло в собственность физических лиц, проживающих на территории Российской Федерации, - в 15-дневный срок с момента выдачи свидетельства о праве на наследство или удостоверения договора дарения; б) если имущество перешло в собственность физических лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, - в период оформления права собственности на это имущество.
6. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется от стоимости (оценки) наследственного имущества на день открытия наследства, даже если бы стоимость этого имущества в момент выдачи свидетельства была бы иной по сравнению с его оценкой на день открытия наследства.
7. Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется со стоимости имущества, указанной сторонами, участвующими в сделке, но не ниже оценки, произведенной органами, указанными в пункте 4 настоящей Инструкции.
8. Имущество, перешедшее в порядке наследования или дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога, что должно быть подтверждено соответствующей справкой налогового органа.
2.2 Ставки налога
9. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется в следующих размерах: а) при наследовании имущества стоимостью от 850-кратного до 1700- кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда: o наследникам первой очереди - 5 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; o наследникам второй очереди - 10 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; o другим наследникам - 20 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; б) при наследовании имущества стоимостью от 1701-кратного до 2550- кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда: o наследникам первой очереди - 42,5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 10 процентов от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; o наследникам второй очереди - 85-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 20 процентов от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; o другим наследникам - 170-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30 процентов от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; в) при наследовании имущества стоимостью свыше 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда: o наследникам первой очереди - 127,5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 15 процентов от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; o наследникам второй очереди - 255-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30 процентов от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; o другим наследникам - 425-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 40 процентов от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.
10. При применении положений пункта 9 настоящей Инструкции необходимо исходить из того, что при наследовании по закону, согласно статье 532
Гражданского кодекса РСФСР, установлено: а) наследниками первой очереди являются дети (в том числе усыновленные), супруг, родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти; б) второй очереди - братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Наследники второй очереди призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников первой очереди или при непринятии ими наследства, а также в случае, когда все наследники первой очереди лишены завещателем права наследования.
11. Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется в следующих размерах: а) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 80- кратного до 850-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда: o детям, родителям - 3 процента от стоимости имущества, превышающей 80- кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; o другим физическим лицам - 10 процентов от стоимости имущества, превышающей 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; б) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 851- кратного до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда: o детям, родителям - 23,1-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 7 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; o другим физическим лицам - 77-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 20 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; в) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 1701- кратного до 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда: o детям, родителям - 82,6-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 11 процентов от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; o другим физическим лицам - 247-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30 процентов от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; г) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, свыше 2550- кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда: o детям, родителям - 176,1-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 15 процентов от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; o другим физическим лицам - 502-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 40 процентов от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.
12. При исчислении налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, установленного в кратном размере от минимальной оплаты труда, учитывается установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда на день открытия наследства или удостоверения договора дарения.
2.3 Льготы по налогу
13. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, не взимается: а) со стоимости имущества, переходящего в порядке наследования пережившему супругу, или дарения имущества одним супругом другому.
Налог не взимается независимо от того, проживали супруги вместе или нет.
Основанием для предоставления льготы является свидетельство о регистрации брака, а в случае его отсутствия - решение суда о признании факта супружества; б) со стоимости жилых домов (квартир) и с сумм паевых накоплений в жилищно-строительных кооперативах, если наследники или одаряемые проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем или дарителем на день открытия наследства или оформления договора дарения.
Факт совместного проживания подтверждается справкой из соответствующего жилищного органа или городской, поселковой, сельской администрации, а также решением суда.
В частности, не лишаются права на льготу по налогу физические лица, получающие имущество в порядке наследования или дарения, проживающие совместно с наследодателем или дарителем и временно выехавшие в связи с обучением (студенты, аспиранты, учащиеся), нахождением в длительной служебной командировке, прохождением срочной службы в Вооруженных Силах. В этом случае основанием для предоставления льготы является справка соответствующей организации о причинах отсутствия гражданина; в) со стоимости имущества, переходящего в порядке наследования от лиц, погибших при защите СССР и Российской Федерации, в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо в связи с выполнением долга гражданина СССР и Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка.
Основанием для предоставления льготы является документ соответствующей организации о смерти наследодателя; г) со стоимости жилых домов и транспортных средств, переходящих в порядке наследования инвалидам I и II групп.
Основанием для предоставления льготы является удостоверение инвалида.
Льгота предоставляется тем физическим лицам, которые имели указанные выше группы инвалидности на момент получения свидетельства на право наследования; д) со стоимости транспортных средств, переходящих в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Основанием для предоставления указанной льготы является пенсионное удостоверение, выданное соответствующими органами в установленном порядке.
14. Не являются плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, сотрудники дипломатических и консульских представительств и приравненных к ним международных организаций, а также члены их семей. (Венская конвенция о дипломатических сношениях, совершена
18 апреля 1961 года; Венская конвенция о консульских сношениях, совершена
24 апреля 1964 года.)
2.4 Порядок исчисления и уплаты налога
15. Исчисление налога физическим лицам, проживающим на территории
Российской Федерации, и вручение им платежных извещений производится налоговыми органами в 15-дневный срок со дня получения соответствующих документов от нотариусов и должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия.
16. Исчисление налога физическим лицам, проживающим за пределами
Российской Федерации, и вручение им платежных извещений производится до получения ими документа, удостоверяющего право собственности на имущество.
Выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается.
17. Налог исчисляется со стоимости имущества, переходящего от каждого конкретного наследодателя в собственность наследника, в зависимости от причитающейся ему доли.
18. При получении физическим лицом в дар имущества, принадлежащего на праве общей совместной собственности нескольким физическим лицам, а также при дарении физическим лицом имущества в общую совместную собственность нескольким физическим лицам, налог исчисляется со стоимости имущества, соответствующей доле, причитающейся каждому одаряемому от каждого из дарителей, по ставке, определяемой в зависимости от степени родства дарителя и одаряемого и в зависимости от суммы стоимости этого имущества.
Доли участников общей совместной собственности на имущество признаются равными, если иное не определено на основании закона или не установлено соглашением всех ее участников.
19. Сумма исчисленного налога на имущество, переходящее в собственность физических лиц в порядке наследования, в случае наличия в составе этого имущества жилых домов (квартир), дач и садовых домиков в садоводческих товариществах, уменьшается на сумму налога на имущество физических лиц, подлежащую уплате этими лицами за указанные объекты до конца года открытия наследства, в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. "О налогах на имущество физических лиц".
В случаях, когда физическому лицу от одного и того же физического лица неоднократно в течение года переходит в собственность имущество в порядке дарения, налог исчисляется с общей стоимости имущества на основании всех нотариально удостоверенных договоров.
20. Физические лица уплачивают исчисленный налог на основании платежных извещений, вручаемых им налоговыми органами, в следующем порядке: а) физические лица, проживающие на территории Российской Федерации, уплачивают налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения; б) физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации, уплату налога производят до получения ими документа, удостоверяющего их право собственности на имущество.
21. Начисление налога и вручение платежного извещения производится налоговым органом по месту нахождения имущества либо по месту нотариального удостоверения перехода имущества в собственность другого лица в порядке наследования или дарения. Если плательщику не был исчислен налог по месту нахождения или нотариального удостоверения имущества, то справка о стоимости имущества направляется в налоговый орган по месту жительства плательщика для начисления и взыскания налога.
22. В случае необходимости налоговые органы могут предоставить рассрочку или отсрочку уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, но не более чем на два года с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующей в Сберегательном банке
Российской Федерации.
Под отсрочкой понимается перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок.
Под рассрочкой понимается распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.
Решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, принимаются начальниками государственных налоговых инспекций на основании письменного заявления налогоплательщика. В заявлении должны быть указаны причины, по которым налогоплательщик нуждается в отсрочке или рассрочке.
Заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, принимается от физических лиц в течение трехмесячного срока со дня вручения платежного извещения. В случае подачи гражданином заявления по истечении этого срока отсрочка (рассрочка) по уплате данного налога налоговым органом не предоставляется.
Сумма причитающихся к уплате процентов определяется по ставке на срочные вклады, действующей в Сбербанке России на момент вынесения решения налогового органа о предоставлении налогоплательщику отсрочки (рассрочки), без последующего перерасчета этой суммы в случае изменения ставок на срочные вклады.
Начисление процентов должно производиться исходя из количества дней отсрочки (рассрочки) платежа налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
В случае уплаты физическими лицами причитающихся сумм налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, и процентов ранее срока, указанного в решении налогового органа, перерасчет суммы процентов не производится.
По истечении установленных сроков уплаты налогов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени и начисленных процентов по предоставленным отсрочкам (рассрочкам) в установленном порядке.
23. При неуплате налога в установленные сроки взимается пеня в размере
0,7 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки платежа. При этом начисление пени производится с установленного срока уплаты налога
(трехмесячного срока), а в случае, если была предоставлена рассрочка или отсрочка уплаты налога, пеня начисляется со следующего дня после окончания срока рассрочки или отсрочки. На сумму процентов за предоставление отсрочки
(рассрочки) по уплате налога пеня не начисляется.
В соответствии с Указом Президента РФ от 08.05.96 N 685 с 20 мая 1996 г. пеня, взыскиваемая с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога, установлена в размере 0,3 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа.
В настоящее время применяется размер пени, установленный статьей 75
Налогового кодекса РФ.
В случае, когда конечный срок уплаты совпадает с выходным
(праздничным) днем, пеня начисляется начиная с первого рабочего дня после выходного (праздничного) дня.
24. На каждого плательщика налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, налоговым органом открывается отдельный лицевой счет.
25. За непредставление либо несвоевременное представление налоговым органам документов, необходимых для исчисления налога, на нотариусов и руководителей органов, которым предоставлено право совершать нотариальные действия, налагается штраф в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ПРИМЕРЫ
ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО
В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ
Пример N 1
Налоговый орган 15 февраля 1995 г. получил от нотариуса сведения о том, что наследство открыто с 10 сентября 1994 г. наследником первой очереди.
Стоимость наследованного имущества составляла 25000000 руб. Минимальная месячная оплата труда на день открытия наследства составляла 20500 руб.
Определяются:
1.1. Соотношение стоимости наследованного имущества с размером минимальной месячной оплаты труда, применявшимся на день открытия наследства.
25000000 : 20500 = 1220, т.е. стоимость имущества составила более 850- кратного, но не превысила 1700-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, в связи с чем применяется ставка в размере 5 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.
1.2. Стоимость имущества, не облагаемая налогом.
20500 x 850 = 17425000 руб.
1.3. Стоимость имущества, облагаемая налогом.
25000000 - 17425000 = 7575000 руб.
1.4. Сумма налога, причитающаяся к уплате.
7575000 x 5 : 100 = 378750 руб.
Пример N 2
Налоговый орган 15 декабря 1994 г. получил от нотариуса сведения о том, что наследство открыто с 1 июня 1994 г. наследником первой очереди, совместно проживающим с наследодателем. Общая стоимость наследованного имущества составляла 40000000 руб. (наследуемое имущество состоит из квартиры стоимостью 20000000 руб., дачи - 5000000 руб., машины - 15000000 руб.). Минимальная месячная оплата труда на день открытия наследства составляла 14620 руб.
Определяются:
1.1. Так как наследник совместно проживал с наследодателем на день открытия наследства, то со стоимости квартиры (20000000 руб.) налог не взимается.
40000000 - 20000000 = 20000000 руб.
1.2. Соотношение стоимости наследованного имущества с размером минимальной месячной оплаты труда, применявшимся на день открытия наследства.
20000000 : 14620 = 1368, т.е. стоимость имущества составила более 850- кратного размера минимальной месячной оплаты труда, в связи с чем применяется ставка в размере 5 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.
1.3. Стоимость имущества, облагаемая налогом.
20000000 - (850 x 14620) = 7573000 руб.
1.4. Сумма налога.
7573000 x 5 : 100 = 378650 руб.
1.5. Сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате наследником: на квартиру -
20000000 x 0,1 : 100 : 12 x 7 = 11667 руб. на дачу -
5000000 x 0,1 : 100 : 12 x 7 = 2917 руб.
1.6. Сумма налога с имущества, переходящего в порядке наследования, причитающаяся к уплате наследником, за вычетом налога на имущество физических лиц.
378650 - 14584 = 364066 руб.
ПРИМЕРЫ
РАСЧЕТА НАЛОГА С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО
В ПОРЯДКЕ ДАРЕНИЯ
Пример N 1
Если в течение 1994 года физическим лицом от одного и того же дарителя, не состоящего с одаряемым в родственных отношениях, по нотариально удостоверенным договорам дарения получены три подарка (в январе - на сумму
1000000 руб., в апреле - на сумму 5000000 руб. и в декабре - на сумму
10000000 рублей), в этом случае налог исчисляется в следующем порядке:
1. Стоимость первого подарка составила 1000000 рублей.
Определяются:
1.1. Соотношение стоимости подарка с размером минимальной месячной оплаты труда, применявшимся в момент получения подарка.
1000000 : 14620 = 68, т.е. стоимость имущества составила менее 80- кратного размера минимальной месячной оплаты труда, в связи с чем имущество не попадает под налогообложение.
2. Общая стоимость первого и второго подарков составила 6000000 руб.
(1000000 + 5000000).
Определяются:
2.1. Соотношение стоимости подарка с размером минимальной месячной оплаты труда, применявшимся в момент получения двух подарков.
6000000 : 14620 = 410, т.е. стоимость имущества составила более 80- кратного, но не превысила 850-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, в связи с чем применяется ставка в размере 10 процентов от стоимости имущества, превышающей 80-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.
2.2. Стоимость имущества, не облагаемая налогом.
14620 x 80 = 1169600 руб.
2.3. Стоимость облагаемого налогом имущества, превышающая 80-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.
6000000 - 1169600 = 4830400 руб.
2.4. Сумма налога.
4830400 x 10 : 100 = 483040 руб.
3. Общая стоимость трех подарков составила 16000000 руб. (1000000 +
5000000 + 10000000).
Определяются:
3.1. Величина, рассчитываемая для определения соотношения общей стоимости трех подарков с размером минимальной месячной оплаты труда исходя из удельного веса стоимости каждого подарка в их общей стоимости и размеров минимальной месячной оплаты труда, действовавших на момент получения каждого из подарков.
1000000 : 16000000 x 14620 + 5000000 : 16000000 x 14620 + 10000000 :
16000000 x 20500 = 18295 руб.
3.2. Соотношение стоимости подарков с величиной, рассчитанной в соответствии с подпунктом 3.1.
16000000 : 18295 = 874, т.е. стоимость имущества превысила 850-кратный размер минимальной месячной оплаты труда, в связи с чем применяется ставка
77-кратного размера минимальной месячной оплаты труда + 20% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.
3.3. Стоимость облагаемого налогом имущества, превышающая 850-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.
16000000 - (18295 x 850) = 449250 руб.
3.4. Сумма налога.
18295 x 77 + 449250 x 20 : 100 = 1498565 руб.
Сумма налога к уплате (с учетом суммы, уплаченной ранее)
1498565 - 483040 = 1015525 руб.
Пример N 2
Гражданин Н. в январе 1995 г. получил в подарок квартиру, стоимостью
10000000 руб., которая принадлежала на праве общей совместной собственности его матери и ее супругу, не являющимся отцом одаряемого.
Минимальная месячная оплата труда на день оформления договора дарения составила 20500 рублей.
1. Стоимость подарка, подаренного матерью, составила 5000000 рублей.
Определяются:
1.1. Соотношение стоимости подарка с размером минимальной месячной оплаты труда, применявшимся в момент получения подарка.
5000000 : 20500 = 244, т.е. стоимость имущества составила более 80- кратного, но не превысила 850-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, в связи с чем применяется ставка в размере 3 процентов от стоимости имущества, превышающей 80-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.
1.2. Стоимость имущества, не облагаемая налогом.
20500 x 80 = 1640000 руб.
1.3. Стоимость имущества, облагаемая налогом.
5000000 - 1640000 = 3360000 руб.
1.4. Сумма налога, причитающаяся к уплате.
3360000 x 3 : 100 = 100800 руб.
2. Стоимость подарка, подаренного супругом матери, составила 5000000 рублей.
Определяются:
2.1. Соотношение стоимости подарка с размером минимальной месячной оплаты труда, применявшимся в момент получения подарка.
5000000 : 20500 = 244, т.е. стоимость имущества составила более 80- кратного, но не превысила 850-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, в связи с чем применяется ставка в размере 10 процентов от стоимости имущества, превышающей 80-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.
2.2. Стоимость имущества, не облагаемая налогом.
20500 x 80 = 1640000 руб.
2.3. Стоимость имущества, облагаемая налогом.
5000000 - 1640000 = 3360000 руб.
2.4. Сумма налога, причитающаяся к уплате.
3360000 x 10 : 100 = 336000 руб.
Сумма налога, причитающаяся к уплате.
100800 + 336000 = 436800 руб.
Пример N 3
Физическое лицо в январе 1995 года подарило квартиру стоимостью
35000000 руб. двум физическим лицам (супругам) в общую совместную собственность, состоящим с дарителем в различных родственных отношениях
(дочь и зять).
Минимальная месячная оплата труда на день оформления договора дарения составила 20500 рублей.
2. Стоимость подарка, полученного дочерью, составила 17500000 руб.
Определяются:
2.1. Соотношение стоимости подарка с размером минимальной месячной оплаты труда, применявшимся в момент получения подарка.
17500000 : 20500 = 853, т.е. стоимость имущества превысила 850-кратный размер минимальной месячной оплаты труда, в связи с чем применяется ставка в размере 23,1-кратного размера минимальной месячной оплаты труда + 7% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.
2.2. Стоимость, превышающая 850-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.
17500000 - (850 x 20500) = 75000 руб.
2.3. Сумма налога, причитающаяся к уплате.
20500 x 23,1 + 75000 x 7 : 100 = 478800 руб.
3. Стоимость подарка, полученного зятем, составила 17500000 рублей.
Определяются:
3.1. Соотношение стоимости подарка с размером минимальной месячной оплаты труда, применявшимся в момент получения подарка.
17500000 : 20500 = 853, т.е. стоимость имущества превысила 850-кратный размер минимальной месячной оплаты труда, в связи с чем применяется ставка в размере 77-кратного размера минимальной месячной оплаты труда + 20% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.
3.2. Стоимость, превышающая 850-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.
17500000 - (850 x 20500) = 75000 руб.
3.3. Сумма налога, причитающаяся к уплате.
20500 x 77 + 75000 x 20 : 100 = 1593500 руб.
ПРИМЕРЫ
РАСЧЕТА ПРОЦЕНТОВ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТСРОЧКИ (РАССРОЧКИ)
УПЛАТЫ НАЛОГА С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО
В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ
Пример N 1
Платежное извещение на сумму 55 тыс. руб. на уплату налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, вручено плательщику 4 марта 1995 г., налог должен быть уплачен не позднее 3 июня 1995 г., т.е. последним днем уплаты считается 3 июня. Гражданин в течение трехмесячного срока подал заявление в госналогинспекцию о предоставлении ему отсрочки по уплате налога сроком до 1 августа. Налоговый орган 27 мая 1995 г. вынес решение о предоставлении ему отсрочки до 1 августа.
Проценты начисляются со дня, следующего за последним сроком уплаты налога (с 4 июня 1995 г.), по день, предшествующий дню уплаты налога, указанному в решении (31 июля 1995 г.).
Таким образом, проценты начисляются за 58 дней предоставления отсрочки: с 4 июня по 31 июля 1995 г.
На момент принятия решения о предоставлении отсрочки в Сбербанке
Российской Федерации действовала ставка по срочным вкладам в размере 80% годовых.
Расчет процентов:
55000 x 58 x (0,5 x 80 : 100)
---------------------------------- = 3496 руб.
365
Таким образом, гражданин не позднее 31 июля 1995 г. обязан уплатить налог в сумме 55 тыс. руб. и 3496 руб. процентов за предоставление отсрочки по уплате налога.
Пример N 2
Платежное извещение на сумму 50 тыс. руб. на уплату налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, вручено плательщику 4 марта 1995 г., налог должен быть уплачен не позднее 3 июня 1995 г., т.е. последним днем уплаты считается 3 июня. По письменному заявлению гражданина налоговый орган решением от 27 мая 1995 г. предоставил ему рассрочку по уплате налога равными долями в два срока до 1 августа и до 1 сентября 1995 г.
На момент принятия решения о предоставлении отсрочки в Сбербанке
Российской Федерации действовала ставка по срочным вкладам в размере 80% годовых.
Расчет процентов:
25000 x 58 x (0,5 x 80 : 100)
------------------------------------ = 1589 руб.
365
25000 x 89 x (0,5 x 80 : 100)
------------------------------------ = 2438 руб.
365
Таким образом, гражданин по первому сроку уплаты (не позднее 31 июля) обязан уплатить 25000 руб. (50% от суммы налога) и 1589 руб. (проценты за
58 дней рассрочки по уплате налога) и по второму сроку (не позднее 31 августа) - соответственно 25000 и 2438 рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сейчас налоги на имущество физических лиц необременительны и недоимки по ним почти нет. многим категориям граждан (в 1996г. - 44%) предоставлены льготы по их уплате. На сегодня средняя оценочная цена единицы объекта недвижимости на одного человека составляет 17 млн. руб., соответственно, средняя сумма налога - 17 тыс. руб. в год.
Однако ситуация с оценкой зданий, помещений и сооружений во многих регионах остается проблемной. Как правило, применяется корректировка старой оценки, определенной Бюро технической инвентаризации в 1982 году, с учетом повышающих коэффициентов. По своей сути такие оценки имеют затратный. а не рыночный характер. Применять же реальную рыночную оценку пока не позволяет законодательная база.
На сегодняшний день в России не оценены 5,3 млн. строений, принадлежащих более чем 4 млн. граждан. В основном, это - садовые домики и дачи. В соответствии с существующим законодательством вместо оценки БТИ для исчисления налога разрешено применять страховую оценку, однако многие из этих строений не застрахованы. Граждане не регистрируют свои строения, делая вид, что они пока не достроены. местные органы власти в первую очередь должны быть заинтересованы в уплате налога на строения, помещения и сооружения, поскольку он идет в их бюджеты, что происходит не всегда.
В связи с этим необходимо принять ряд мер. Налог на имущество физических лиц должен быть дифференцирован в зависимости от вида имущества, увеличен необлагаемый налогом минимум, а ставки налога в целом должны быть увеличены. Верхнюю планку ставок предполагается поднять до 8 %. Однако это может отрицательно отразиться на бюджете владельцев имущества. Они не смогут уплачивать налог в полном объеме, собираемость снизится, появится недоимка. Для того чтобы налог был реально собираем, нужно разработать и ввести систему оценки и учета имущества, находящегося во владении частных лиц.
Список используемой литературы
1. Юткина Т. Ф. «Налоги и налогообложение»: Учебник. - М.:ИНФРА-М.,
1999. - 429 с.
2. Налоги на имущество физических лиц. - М.: «Ось - 89», 2000. - 32 с.
3. Наследование и дарение. - М.: «Ось - 89», 2001. - 64 с.
4. АКДИ «Экономика и жизнь» вып. 5 (37), 94 г.
5. Доклад Черника
Доклад Сокола М.