Для наиболее полного и эффективного управления имуществом должника в процессе банкротства необходимо грамотно и правильно проводить предусмотренные законодательством процедуры. Одной из таких процедур является подготовка и проведение собрания кредиторов.
В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. No. 6-ФЗ (далее - Закон), «при проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов». Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов. В частности, согласно ст. 12 Закона к компетенции собрания кредиторов относятся:
1) принятие решения о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
2) принятие решения о заключении мирового соглашения;
3) принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
4) принятие решения об избрании членов комитета кредиторов, определении количественного состава комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
5) решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Известное Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению эффективности процедур банкротства» от 22 мая 1998 г. No. 476 в п. 5 Положения об ускоренном порядке применения процедур банкротства уполномочивает собрание кредиторов принимать решения о применении ускоренных процедур банкротства, а также утверждать план внешнего управления, составленный в соответствии с порядком применения ускоренных процедур банкротства. Кроме того, собрание кредиторов утверждает бизнес-план финансового оздоровления предприятия-должника, совершение внешним управляющим крупных сделок от имени должника и т.п. Вообще, исходя из практики банкротства предприятий, во избежание конфликтных ситуаций, арбитражному управляющему желательно по всем важным вопросам, которые возникают при осуществлении последним его полномочий, сначала заручиться поддержкой собрания кредиторов. Таким образом, роль собрания кредиторов (комитета кредиторов) в процессе банкротства трудно переоценить.
Закон четко определил круг лиц, по инициативе (требованию) которых может быть созвано собрание кредиторов. Оно может быть созвано по инициативе арбитражного управляющего, по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее одной трети от общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе одной трети от числа конкурсных кредиторов (ст. 13 Закона).
Собрание кредиторов по требованию комитета кредиторов или конкурсных кредиторов созывается арбитражным управляющим в двухнедельный срок с момента обращения комитета кредиторов или конкурсных кредиторов с соответствующим требованием к арбитражному управляющему.
В соответствии со ст. 12 Закона организацию и проведение собрания кредиторов осуществляет арбитражный управляющий. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», в части требований по обязательным платежам, - налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов участвует также представитель работников должника.
Местом проведения собрания кредиторов Закон определяет место нахождения должника. Однако собрание кредиторов или комитет кредиторов своим решением могут определить и другое место проведения собрания.
По общему правилу собрание кредиторов правомочно независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены.
Полномочия представителей кредиторов оформляются доверенностью, оформленной в соответствии со ст. 185 ГК РФ. Перед началом собрания необходимо провести регистрацию его участников, желательно сделать ксерокопии доверенностей представителей и приложить их к списку участников.
Следует отметить, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разделяет первое собрание кредиторов и все остальные собрания.
Первое собрание кредиторов выделено законодателем в отдельную процедуру по причине конкретных особенностей, присущих только этому собранию.
Одна из таких особенностей состоит в том, что созыв первого собрания кредиторов - прямая обязанность временного управляющего при процедуре наблюдения. Согласно ст. 64 Закона временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных кредиторов. Однако следует заметить, что на стыке старого и нового Законов о банкротстве арбитражные суды иногда в своих определениях поручают проведение первого собрания кредиторов одному из участников процесса. Это происходит из-за того, что после вступления в силу нового Закона (с 1 марта 1998 г.) многие предприятия уже находились на стадии решения вопроса о применении реорганизационных либо ликвидационных процедур. В данном случае суду для принятия решения нужно получить согласие собрания кредиторов, а стадия наблюдения на процессе не применялась, т.к. старый Закон такой процедуры не предусматривал. Следовательно, временного управляющего нет, собрание нужно проводить, и суд напрямую, своим определением поручает должнику провести первое собрание кредиторов.
Еще одной особенностью первого собрания кредиторов является четкое ограничение по дате проведения и дате предоставления протокола собрания в арбитражный суд. Первое собрание кредиторов должно состояться в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом. Протокол первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в арбитражный суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а также налоговые и иные уполномоченные органы, требования которых в соответствии с Законом признаны установленными и направлены временному управляющему, а также размер требований которых установлен арбитражным судом в связи с возражениями должника по требованиям кредиторов до проведения первого собрания кредиторов.
В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса временный управляющий, руководитель должника и представитель работников должника.
В отличие от остальных собраний кредиторов, для первого собрания Закон четко установил круг вопросов, которые относятся к его компетенции. В соответствии со ст. 65 Закона к компетенции первого собрания кредиторов относятся:
1) принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
2) принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
3) определение количественного состава комитета кредиторов, избрание его членов;
4) решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Решение первого собрания кредиторов на заседании арбитражного суда является основанием для принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или вынесения определения о введении внешнего управления, или утверждения мирового соглашения.
Однако «последнее слово», конечно, остается за судом. Если первым собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления или решение о заключении мирового соглашения либо ни одно из указанных решений первого собрания кредиторов не представлено в арбитражный суд в срок, установленный п. 2 ст. 65 Закона, арбитражный суд при наличии признаков банкротства принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо в арбитражный суд не представлено ни одного решения первого собрания кредиторов, арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления в случаях:
если имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника;
если после проведения первого собрания кредиторов появились обстоятельства, дающие достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;
в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Решение собрания кредиторов оформляется протоколом. Для исключения конфликтных ситуаций и споров между участниками процесса следует внимательно отнестись к составлению протокола собрания кредиторов. Так как проведение собрания Закон относит к обязанностям арбитражного управляющего, то, как правило, составлять протокол собрания кредиторов придется именно ему.
Приведем некоторые рекомендации и практические советы для составления протокола собрания кредиторов.
Данная форма протокола является примерной, но уже не раз примененной на практике. Ее можно взять за основу для составления протокола в каждом конкретном случае, с принятием решений по конкретным вопросам и со своими вариантами участия представителей, особыми мнениями и т.д.
Следует помнить, что решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления и кандидатуру внешнего управляющего, а также сведения о нем.
В процессе проведения собрания кредиторов противоречия между участниками собрания могут возникнуть по поводу механизма подсчета голосов и определения количества голосов каждого участника. В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона «конкурсный кредитор, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в части требований по обязательным платежам налоговые и иные уполномоченные органы обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным сумме требований конкурсного кредитора, налогового или иного уполномоченного органа к должнику по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, признаваемым в соответствии с настоящим Федеральным законом установленными на дату проведения собрания кредиторов». Таким образом, для правильного подсчета голосов на собрании следует определить размер требований кредиторов, которые считаются установленными. Согласно п. 4 ст. 4 Закона размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований. Следовательно, определять количество голосов на собрании кредиторов необходимо из задолженности, подтвержденной решениями суда либо самим должником (акт сверки). Для этого требования кредиторов, признаваемые в соответствии с Законом установленными, направляются временному управляющему с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные. Кроме того, временный управляющий сам проводит работу по установлению требований кредиторов на основании документов, которые имеются у должника. Однако на практике должник нередко оспаривает требования кредиторов. В этом случае размер денежных обязательств и (или) обязательных платежей определяется арбитражным судом. В соответствии со ст. 63 Закона кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
Указанные требования направляются в арбитражный суд и должнику. Возражения по требованиям кредиторов могут быть представлены должником в арбитражный суд, кредитору, а также временному управляющему в недельный срок с момента получения соответствующих требований.
Требование кредитора, по которому должником не представлены возражения в указанный срок, признается установленным в размере, заявленном кредитором.
Требования кредиторов, по которым должником представлены возражения, рассматриваются арбитражным судом в срок не позднее одного месяца до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве. По результатам рассмотрения обоснованности возражений должника арбитражным судом выносится определение. В определении указывается размер требований кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, в отношении которых возражения должника признаны необоснованными. Определение является основанием для установления числа голосов, принадлежащих соответствующему кредитору на собрании кредиторов.
Такой порядок подсчета голосов (на основе установленных требований) представляется логичным и наиболее оправданным. Однако на практике представители Федеральной службы по делам о несостоятельности (банкротстве) настаивают на том, что количество голосов на собрании должно определяться исходя из установленных в Законе критериев для определения признаков несостоятельности:
принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника - юридического лица, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафа, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств. Такой подход представляется нелогичным и не соответствующим букве Закона, который определил количество голосов пропорциональным сумме требований, признаваемых в соответствии с Законом установленными.
Решения на собрании кредиторов понимаются по общему правилу большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов (ст. 14 Закона). Однако некоторые вопросы повестки дня принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов. Это решение о введении и продлении внешнего управления либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего.
На этапе подготовки к проведению собрания кредиторов арбитражному управляющему желательно сформировать пакет документов, подтверждающих задолженность каждому из кредиторов. Подобранные таким образом материалы следует разложить по папкам, а на собрании раздать такие папки каждому из кредиторов. В те же папки стоит положить материалы по антикризисному управлению (ТЭО, бизнес-план финансового оздоровления, заключения экспертов и т.д.).
Следует сказать несколько слов о лицах, участвующих в собрании кредиторов. Прежде всего это конкурсные кредиторы, статус которых достаточно четко определен Законом. Кроме того, новый Закон «О несостоятельности (банкротстве)» напрямую относит налоговые органы к участникам собрания кредиторов. Однако Постановлением Правительства РФ «О мерах по повышению эффективности процедур банкротства» от 22 мая 1998 г. No. 476 установлено, что Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и ее территориальные органы вправе выступать в соответствии с гражданским законодательством представителями кредиторов по денежным обязательствам при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве организаций-должников.
Кроме того, в соответствии с данным Постановлением единую позицию государства вырабатывают коллегии уполномоченных государственных представителей, образуемые Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению или ее территориальными органами.
Приходится признать, что вышеуказанное Постановление расширительно толкует положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а кое-где и противоречит ему. Таким образом, Постановление Правительства РФ от 22 мая 1998 г. No. 476 на практике пока не применяется.
Поэтому при возникновении разногласий по вопросам повестки дня собрания кредиторов между представителями Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН) и, скажем, налоговыми органами рекомендуется разделить требования данных органов (например, по местным и федеральным налогам) и дать возможность проголосовать представителям: каждому - в части «своей» задолженности. Таким образом, удается как-то регулировать принятие решений на собрании кредиторов. Таким же образом иногда стоит разделить требования ФСДН и внебюджетных фондов.
Следует заметить, что кроме несомненных достоинств новый Закон о банкротстве имеет и отдельные недостатки. Например, касательно проведения собраний кредиторов, в Законе недостаточно подробно описан процесс уведомления кредиторов о проведении собрания. А именно, нет указания на способ уведомления и на срок уведомления. Таким образом, следует считать, что уведомления кредиторам о проведении собрания должны быть направлены в разумный срок. В частности, территориальные агентства ФСДН практикуют направления уведомлений заказными письмами в месячный срок до момента проведения собрания (в данном случае наблюдается аналогия с уведомлением о проведении общего собрания акционеров в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах»). Но не всегда у арбитражного управляющего имеется месяц до проведения собрания. Поэтому на практике срок направления уведомлений кредиторам колеблется от 1 месяца до 2 недель.
На практике применяется способ уведомления кредиторов в виде направления в адрес кредитора заказного письма с уведомлением о вручении. Такое уведомление может подкрепляться сообщением по другим средствам коммуникаций (телеграмма, факс, телекс, сообщение по сети Интернет и т.д.).
В заключение хотелось бы заметить, что арбитражным управляющим и их «командам» следует с должным вниманием отнестись к подготовке и проведению собрания кредиторов. Ведь при грамотном подходе к делу можно предопределить то или иное решение собрания кредиторов, используя различные организационные и психологические аспекты проведения собрания.
Следует учесть, что арбитражные суды предпочитают принимать решения, утвержденные собранием кредиторов. Поэтому протокол собрания кредиторов, имеющийся в деле, - это уже большая вероятность принятия арбитражным судом соответствующего решения (определения).
А. ДЯГИЛЕВ «Подготовка и проведение собраний кредиторов в процессе банкротства предприятий»
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bankr.ru/