Биржевой товар - понятие и состав, его характеристика

Министерство транспорта РФ

Новосибирская государственная академия водного транспорта

Хабаровский филиал

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Основы биржевого дела»

Тема: Биржевой товар – понятие и состав,

         его характеристика


Выполнила: Иванова О.П.

Курс: IV ЭК-01-694

Проверил: кэн Патрушев Е.Ю.


г. Хабаровск 2003 г

Содержание


Введение ……………………………………………………………...…

3




1

Биржа как элемент оптового рынка …………………………………...

4




1.1

История развития товарной биржи ……………………………………

4




1.2

Определение понятия биржи …………………………………………..

8




2

Биржевой товар – понятие и состав, его характеристика ……………

9




2.1

Роль биржевых товаров в современной мировой экономике ……….

9




2.2

Понятие и состав биржевого товара …………………………………..

13




3

Особенности развития биржевых рынков ……………………………

16




3.1

Рынок цветных и драгоценных металлов …………………………….

16




3.2

Особенности современного нефтяного рынка ……………………….

17




3.3

Характеристика сельскохозяйственного фьючерсного рынка ……...

22





Практическая часть …………………………………………………….

24





Заключение ……………………………………………………………

25





Список использованной литературы …………………………………

26


Введение

 

     Биржевая торговля... У множества людей это словосочетание вызывает в воображении образы спекулянтов, азартно совершающих свои сделки; брокеров, активно жестикули­рующих в торговом зале и напряженно всматривающихся в цифры информацион­ного табло.

     В течение длительного времени в нашей стране все, что связано с биржевой торговлей, воспринималось негативно, счита­лось проявлением «капиталистической» эко­номики. Тем самым отбрасывалась позитив­ная функция биржевой торговли в современ­ном мире, накопленный ею опыт в регулиро­вании весьма сложных взаимоотношений между участниками рынка. Ведь уже несколь­ко веков товарные биржи являются одним из центров рыночной экономики. В своей исто­рии они знали периоды расцвета и относи­тельного забвения, прошли долгий путь от локальных оптовых рынков реального товара до международных рынков финансовых опера­ций, обеспечивающих эффективное функцио­нирование реального сектора бизнеса. При этом в каждой стране, где возникали биржи, практика привносила в биржевые операции новые элементы, новые правила, новые про­дукты. Такой опыт достоин изучения уже сам по себе, но это далеко не все, что есть цен­ного в биржевой торговле.

     Биржа являет собой пример чистого рынка, на котором ежедневно происходит столкновение усилий продавцов и покупателей биржевых контрактов, которые обслуживают биржевые посредники. Это позволяет использовать данный рынок для изучения и иллюстрации многих теоретических положений современной экономической теории.

     Базовым моментом биржевой торговли является определение понятия – биржевой товар. В Европе, начиная с XVI века в качестве биржевых товаров использовались различные материалы и продукты питания: перец, гвоздика, кофе, табак, хлеб, соль, лес, сукно, рис и др. Биржи первоначального периода были биржами реальных товаров. Параметрические характеристики биржевых товаров постепенно выкристаллизовывались, и сегодня из общей массы товаров лишь немногие удовлетворяют их требованиям.

     В контрольной работе нами кратко рассмотрены вопросы истории биржи, её функционального назначения. Во второй и третьей части работы подробно раскрывается понятие биржевого товара, показаны его состав и характеристика, отражены особенности развития биржевых товарных рынков. 


1. Биржа как элемент оптового рынка

1.1 История развития товарной биржи

     Биржа возникла в Европе в период первоначального накопления капитала. И если не считать объединения денежно-меняльных контор, то первыми биржами были товарные. По некоторым данным, первые биржи появились в Италии (Венеция, Генуя, Флоренция) в связи с возникновением там крупных мануфактур и ростом международной торговли.

     В 1549 г. возникают биржи в Лионе и Тулузе (Франция), а затем возникает биржа в Лондоне (1556 г.). К числу первых бирж относят возникшую в 1556 г. биржу в Антверпене. Совре­менники называли эту биржу «бесконечной ярмаркой». Биржу в Антверпене можно считать и первой международной, так как в торгах на ней участвовали купцы и товары из многих стран Европы. Эта биржа имела собственное помещение, над входом в которое была установлена надпись на латыни «Для торговых людей всех народов и языков».

     В Японии биржа по торговле рисом появилась в 1730 г., а в США первая биржа возникла в 1848 г. в Чикаго.

     В истории появления бирж большое значение имела Ам­стердамская товарная биржа, возникшая в 1602 г. Она была мировым рынком для товаров как с Востока (перец, гвоздика, кофе, табак), так и с Севера (хлеб, соль, лес, сукно). На Ам­стердамской бирже впервые была организована торговля по об­разцам и пробам товаров, а в дальнейшем были установлены средние качественные нормы для товаров, что позволило вести торговлю без представления на биржу самой продукции.

     На Амстердамской бирже впервые, стали проводиться опе­рации с ценными бумагами. Торговля велась облигациями госу­дарственных займов Голландии, Англии, Португалии, акциями Голландской и Британской Ост-Индской, а позже — Вест-Индской торговых компаний. Всего на этой бирже котирова­лись ценные бумаги 44 наименований. Примерно с 1720 г. на этой бирже начали распространяться спекулятивные сделки с ценными бумагами. И лишь потом эта игра перекинулась на товарные сделки. Амстердамскую биржу в начале XVIII в. посе­тил Петр I.

     В целом, говоря о развитии бирж в XVIII в., можно сказать, что их создание шло довольно медленно. В основном они рас­полагались в портах, через которые шли крупные потоки меж­дународной торговли. Биржи первоначального периода были биржами реального товара, обслуживавшими потребности тор­говли. В XIX в. таких бирж стало много во всех крупных стра­нах как Европы, так и Северной Америки и Японии.

     Различный подход в разных странах к вопросу об участни­ках биржевого торга привел в процессе развития бирж к двум разновидностям: открытой и закрытой бирже.

     На открытой бирже торговля велась непосредственно са­мими участниками хозяйственных отношений — продавцами и покупателями реальных товаров, каждый из которых имел дос­туп на торги. Однако по мере увеличения объема операций появилась необходимость в привлечении специализированных участников-посредников, что позволяло самим продавцам и покупателям не тратить время на осуществление операций. Часто эти посредники выделялись из числа наиболее удачно действующих участников либо появлялись извне. В переходный период во многих случаях существовала открытая биржа сме­шанного типа, на которой действовали как сами продавцы и покупатели, так и посредники. Одна из групп посредников специализировалась на операциях для клиентов, а другая вела сделки от своего имени и за свой счет.

     На закрытой бирже торговля велась только специализиро­ванными участниками, всем другим лицам доступ в зал для торговли был запрещен. Появление биржи закрытого типа при­вело к существенным изменениям в организации биржевых операций, так как потребовалось создать систему сбора и обра­ботки заказов на осуществление операций от клиентов. В итоге крупнейшие биржи стали создавать свои периферийные службы за пределами главного здания биржи, что приблизило торговлю к клиентам.

     Существование бирж открытого и закрытого типа не только было связано с определенными этапами в развитии самих бирж, но и во многом определялось ролью государства в этом процессе. С этой точки зрения различают три вида бирж: пуб­лично-правовые (государственные биржи); частно-правовые (частные биржи); смешанные биржи.

     Биржи, носящие публично-правовой характер, контролиру­ются государством и создаются на основе закона о биржах. Членом такой биржи может стать любой предприниматель дан­ного района, занесенный в торговый реестр и имеющий опре­деленный размер оборота. Лица, не являющиеся членами бир­жи, также допускаются к совершению сделок согласно приоб­ретаемым ими разовым билетам. Такие биржи были распро­странены в Европе (Франция, Бельгия, Голландия). В то же время в Германии государство само учреждало их и всесторон­не регулировало их деятельность. Эти биржи именовались пуб­личными и носили открытый характер.

     В Англии и Америке государство никак не вмешивалось в деятельность бирж, они носили характер корпорации либо ча­стного учреждения и являлись закрытыми организациями.

     Смешанные биржи также характерны для континентальной Европы. Наиболее часто смешанными были фондовые биржи, например, Венская фондовая биржа. Для таких бирж характер­но то, что в руках государства находится часть акций биржи (если она создана в форме акционерного общества), что дает ему право направлять в органы управления представителей ис­полнительной власти и таким образом контролировать деятель­ность биржи.

     Интересное исследование истории бирж провел русский ученый А. Филиппов, который изучал товарные биржи начала XX в. Он выделил четыре основных типа бирж в зависимости от сочетания двух факторов:

• степени вмешательства государства в сферу биржевого оборота;

• формы организации бирж как открытых или закрытых рынков.

     Биржи первого типа — это доступное для всех собрание. Та­кие биржи либо вообще не имели каких-то законодательных норм, регулирующих их деятельность, либо регулирование было весьма ограниченным. Правительство брало на себя функцию только общего надзора за порядком на биржах. Любой желаю­щий мог стать участником биржевого торга, а биржевое поме­щение предоставлялось либо правительством, либо какой-то компанией. Биржи такого типа существовали в Голландии, Бельгии и Франции.

     Второй тип бирж — всесторонне регламентируемое госу­дарством собрание. Биржевая торговля регулируется законода­тельством и находится под строгим контролем администрации. Посетители и участники биржи не организованы в корпорации, сама биржа представляет собой открытое собрание, а члены биржевого комитета назначаются не биржей, а соответствую­щей государственной инстанцией. К такому типу относилось большинство германских бирж, за исключением бирж в ганзей­ских городах.

     Третий тип бирж — биржа закрытого типа, всесторонне регламентируемая государством. Участники биржевой торговли объединены в корпорацию. Биржевой комитет, избираемый из числа участников, строго подчиняется правительственному ор­гану. Как и в биржах второго типа, деятельность этих бирж регламентируется законом и находится под административным контролем. Помимо членов биржевых корпораций на торг до­пускаются посторонние лица, но, как правило, по особому раз­решению и с ограниченными правами. Такой тип бирж встре­чался в Австро-Венгрии и России.

     И наконец, четвертый тип биржи — это свободная корпо­рация или частное учреждение. Биржа создается без вмеша­тельства государства и представляет собой частную компанию, которая отождествляется с биржей (так происходило в США и в некоторых случаях в Великобритании), либо эта компания одной из своих целей ставит содержание и заведование биржей (Великобритания). Специального биржевого законодательства в этом случае может не быть либо оно очень ограничено. Руко­водство биржей осуществляет биржевой комитет, который на­делен широкими полномочиями и избирается общим собрани­ем членов биржи. Такой тип биржи является, естественно, за­крытым.

     Развитие бирж и биржевой торговли отразилось и на объек­тах торговли — биржевых товарах. Уже на том этапе, когда бы­ла введена торговля по образцам, к товарам, продаваемым на бирже, стали предъявляться такие требования, как массовость, однородность, делимость. Со временем добавляются и такие необходимые признаки, как возможность установления фикси­рованного качества (стандарта) и транспортабельность. Оче­видно, что указанные признаки присущи прежде всего сельско­хозяйственной продукции и сырьевым товарам, которые и представляют собой основную массу товаров, обращающихся на товарной бирже.

     Благодаря начавшемуся массовому производству типизиро­ванных видов продукции большинство товаров оказались втя­нуты в биржевую торговлю. Успехи в сфере технических усо­вершенствований путей и средств сообщения открыли возмож­ность мировой концентрации спроса и предложения. Биржа становилась органической частью национального и мирового хозяйства.

     До середины XIX в. товарные биржи оставались биржами реального товара, главная функция их была — служить одним из каналов крупной оптовой торговли. В своей высшей форме биржа реального товара приобрела следующие черты:

• торговля осуществляется на основе описания качества и в отсутствие самого товара;

• продаваемые партии товара стандартизованы, однородны и взаимозаменимы;

• проводимые на бирже операции могут иметь как произ­водственно-потребительскую, так и спекулятивную направлен­ность;

• торговля ведется по строго определенным самой биржей правилам при активном взаимодействии как продавцов, так и покупателей.

     Товарная биржа явилась родоначальницей современных бирж, и в зависимости от того, что на ней продавалось — това­ры, ценные бумаги или валюта, — от нее в дальнейшем отпоч­ковались фондовые и валютные биржи.

     Развитие экономики сделало невозможным организацию всего товародвижения через биржи из-за роста масштабов тор­говли, в результате чего торговля реальным товаром в XX в. окончательно переместилась во внебиржевой оборот. Но то­варные биржи не исчезли, их дальнейшее развитие пошло дву­мя путями. Многие товарные биржи Европы превратились в центры изучения конъюнктуры товарных рынков и консульти­рования. Другие биржи освоили фьючерсные операции, т.е. организовали куплю-продажу ряда товаров на основе заключе­ния фьючерсных контрактов. Наряду с неуклонным падением роли товарных бирж как формы оптовой торговли резко воз­растало их значение как центров финансовых операций.

     Развитие механизмов торговли фьючерсными контрактами и введение последних на все активы, которыми прежде торго­вали отдельно товарные, фьючерсные и валютные биржи, при­вело к стиранию различий между указанными видами бирж и к появлению либо фьючерсных бирж, на которых торгуют только фьючерсными контрактами, либо универсальных бирж, на ко­торых торгуют как фьючерсными контрактами, так и другими биржевыми активами, например акциями, валютой и даже от­дельными товарами.

Изменения,  произошедшие в положении товарных бирж, касались следующих аспектов их деятельности:

•   круга рынков и товаров, являющихся предметами сделок;

•   объема операций и числа товарных бирж;

•   вида сделок;

•   организации торговли и учета биржевых операций.

 

1.2. Определение понятия биржи

Практически в каждом учебном или научном труде по маркетингу в разделе, посвященном оптовой торговле, да­ется определение понятию «биржа», хотя необходимо от­метить, что и существовавшее до этого в экономической теории определение, достаточно полно характеризует бир­жу, как экономический механизм товарного рынка, его ин­фраструктурный элемент. В частности указывается, что «биржа — наиболее развитая форма регулярно функцио­нирующего оптового рынка заменимых товаров, продаю­щихся по стандартам (сортам), а иногда и по образцам...» [1] . Современные определения носят более конкретный, фун­кциональный характер, подчеркивая отдельные особенности работы биржи: «Биржа — это специально оборудованное место для торговли; это ассоциация членов, организован­ных в комитеты и избравших совет управляющих; это офис с президентом и клерками для обслуживания членов бир­жи и клиентов, имеющий правила и постановления, регу­лирующий биржевую торговлю, это пункты, оборудованные для приема-отправки продукции»[2], выделяя особенности действия биржи как рыночного механизма: «Товарная бир­жа — коммерческо-посредническое предприятие, функци­онирующее на регулярной основе, где осуществляются сдел­ки купли-продажи товара с определенными характеристи­ками» [3].

     К одной из таких особенностей относятся правила веде­ния биржевых торгов, отличных от других видов торгов­ли. По мнению О. Штиллиха [4] , «биржа — это большой рынок для оборота движимых капиталов и для правиль­ной расценки товаров и ценных бумаг, большой денежный рынок, прежде всего для государств, общин и множества промышленных предприятий. Она регулирует кредитные, денежные и платежные отношения в стране, как и между отдельными государствами. Она посредствует между ищу­щим помещения капиталом, с одной стороны, и нуждаю­щимся в капитале, с другой».

     Товарная биржа является объединением продавцов и покупателей для ведения торговых операций. Биржевая торговля организуется для облегчения самого процесса купли-продажи, для выработки более надежного его ме­ханизма. Она вобрала в себя черты как обычной рыноч­ной, так и ярмарочной торговли. Современное биржевое законодательство трактует биржу как организацию с пра­вами юридического лица, формирующую оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, про­водимых в заранее определенном месте и в оговоренное время по установленным правилам [5]. Однако современ­ная коммуникационная революция внесла в это опреде­ление некоторые коррективы, и было бы более правиль­но толковать биржу как юридическое лицо, неприбыль­ное предприятие, имеющее главной целью создание ор­ганизованного оптового товарного рынка путем проведе­ния биржевых торгов по фиксированным правилам, в четко оговоренное время с применением стандартизиро­ванных товаров. Ее главное отличие от законодательной трактовки состоит в том, что торги проводятся не обяза­тельно в гласной форме, возможен вариант и электрон­ной организации рынка. Примером тому может служить Торговая система ММВБ.

     В более широком плане биржа представляет собой орга­низованный товарный рынок, в рамках которого в соответ­ствии с установленными правилами совершаются сделки по купле-продаже определенных видов товаров. Другой особен­ностью работы бирж является их бесприбыльность. Товар­ная биржа по своему статусу представляет собой об­щественную организацию, которая не ставит своей целью получение прибыли. Это союз предпринимателей и торгов­цев, образуемый в целях создания благоприятных условий для коммерческой деятельности. Товарная биржа является неприбыльным хозяйственно-коммерческим предприятием реального товара. Сумма превышения доходов биржи над ее расходами за минусом установленных законодательством платежей может быть использована только на собственные нужды биржи. Именно эта особенность позволяет довольно четко определить место биржи в системе оптового посредни­чества, это не дополнительный механизм обогащения ком­мерсантов, а передаточное устройство в экономическом механизме общества. Если бы биржи стремились к макси­мизации своей прибыли, то это увеличивало бы плату за совершение сделки, что затрудняло бы реализацию товара. Но товаропроизводители заключают коммерческий союз между собой для того, чтобы решить проблему реализации, а не облагать куплю-продажу дополнительной пошлиной. Задача товаропроизводителей — получить «свою» прибыль, которая уже содержится в их товаре, а не пускаться в спе­кулятивную игру.

2. Биржевой товар – понятие и состав, его характеристика

2.1 Роль биржевых товаров в современной мировой экономике

     К биржевым товарам относят товары, полностью или час­тично продаваемые через биржи. Как уже отмечено выше, объ­ектами биржевой торговли являются товары, обладающие та­кими свойствами, как однородность, взаимозаменимость, воз­можность установления стандарта качества. Кроме того, до­вольно долго считалось, что биржевыми не могут быть скоро­портящиеся товары, но современная научно-техническая рево­люция позволила ввести в биржевой оборот ряд видов скоро­портящейся продукции.

Большое значение на формирование биржевого рынка того или иного товара оказывает практика ценообразования. Товары с невысокой степенью монополизации производства либо по­требления имеют больше шансов надолго остаться предметом биржевой торговли. В то же время возможно существование биржевой торговли весьма высокомонополизированными това­рами в том случае, если имеется устойчивая доля свободной торговли и немонопольные участники — продавцы либо поку­патели. Примером этого является рынок нефти и нефтепродуктов.

     В целом число товаров, продаваемых на товарных биржах, за XX в. существенно сократилось. В конце XIX в. биржевых товаров насчитывалось более 200 наименований. Крупными группами биржевых товаров были в прошлом черные металлы, уголь и ряд других товаров, с которыми сегодня операции бо­лее не ведутся. К середине XX в. число биржевых товаров со­кратилось до полусотни и с тех пор по количеству оставалось примерно постоянным. В то же время число фьючерсных рын­ков неуклонно расширялось. Под фьючерсным рынком понима­ется рынок определенного качества какого-то товара, поэтому по одному товару могут существовать несколько рынков.

     Номенклатура биржевых товаров традиционно состояла из двух основных групп — продукция сельского хозяйства и про­мышленное сырье и полуфабрикаты.

     В группу промышленного сырья и полуфабрикатов входят энергоносители (нефть, бензин, мазут, дизельное топливо), драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий) и цветные металлы (медь, алюминий, цинк, свинец, никель, олово).

     Число биржевых товаров группы сельского и лесного хозяй­ства неуклонно сокращавшееся в 80-е годы, в настоящее время вновь расширяется. В эту группу входят масличные (семена, шроты и масла), зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, рожь, овес), продукция животноводства (живой крупный рогатый скот и свиньи, мясо, окорока и др.), пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы), товары текстильной группы (хлопок, шерсть, шелк, пряжа), натуральный каучук и пиломатериалы. Среди прочих товаров можно отметить картофель и заморо­женный концентрат апельсинового сока.

     На структуру биржевых товаров воздействует ряд факторов, в том числе и такой, как научно-технический прогресс. Благо­даря ему появилось множество заменителей некоторых бирже­вых товаров искусственного или синтетического происхожде­ния. Конкурентная борьба между этими товарами способствует стабилизации цен, а значит, уменьшению биржевого оборота. Это хорошо видно на примере рынка шерсти, где объемы сде­лок в последние десятилетия сократились многократно, а на многих ведущих биржах торговля ею вообще прекратилась.

     В то же время научно-технический прогресс способствовал совершенствованию методов определения качества товаров с использованием для этих целей новейших технических средств. В итоге возможность достижения стабильного качества позво­лила расширить круг биржевых товаров за счет некоторых пи­ломатериалов, множества продовольственных товаров и драго­ценных металлов, которые ранее были недоступны биржевой торговле по стандартным контрактам.

     На современных товарных биржах появилась новая группа объектов торговли, не являющихся осязаемыми товарами и по­лучивших общее название финансовых инструментов. Ведутся операции по торговле индексами цен, банковским процентом, ипотекой, валютой, контрактами на фрахтование, на государст­венные ценные бумаги. Эти операции стали практиковаться на товарных биржах примерно с 70-х годов.

     На развитие и рост финансовых фьючерсных рынков по­влияли изменения в мировой экономике в 70-е годы, когда на­чали колебаться зафиксированные обменные курсы между дол­ларом США и западно-европейскими валютами. Валютные курсы плавали не только вследствие непостоянства денежных курсов, но и из-за колебаний курсов других финансовых средств, например, облигаций и казначейских билетов. Эта причина, а также внезапно увеличившийся государственный долг США и повлияли на относительно стабильные процент­ные ставки, что привело к установлению более колеблющихся, непостоянных ставок.

     Ведущие биржи мира распространили фьючерсные контрак­ты на финансовые средства, дав тем самым возможность фи­нансовым институтам справиться с ценовыми рисками. Первые фьючерсные контракты на финансовые инструменты были за­ключены на залоговые сертификаты Правительственной на­циональной залоговой ассоциации (США) и на иностранную валюту в 70-е годы. Сертификаты были плодом совместных усилий Чикагской торговой биржи и предпринимателей, веду­щих деятельность в области залогового бизнеса. Для разработки контрактов потребовалось несколько лет интенсивной работы, и торговля этими контрактами началась в октябре 1975 г.

     Торговля фьючерсами на финансовые инструменты посте­пенно расширялась и охватывала все больше видов различных финансовых средств, включая долгосрочные казначейские обя­зательства и казначейские билеты, фьючерсы на акции, на об­лигации муниципалитета и фьючерсы на свопы (покупка ино­странной валюты в обмен на отечественную с последующим выкупом).

     За последние 10 лет срочный рынок получил дальнейшее развитие, что говорит о важности выполняемых им в рыночной экономике функций. В то же время в определенных сферах развитие рынка сдерживалось законодательным регулировани­ем. В частности, ограничивалась деятельность банков с товар­ными и фондовыми производными инструментами в связи с опасениями из-за отсутствия эффективных способов хеджирова­ния банковских рисков по операциям с этими инструментами.

     В 70-х годах на фьючерсных биржах началась торговля оп­ционами. До 1973 г. этот вид торговли существовал только на внебиржевом рынке. В апреле 1973 г. в США впервые была от­крыта торговля опционами на Чикагской бирже опционов.

В итоге сейчас сложилась весьма разнообразная товарная гамма биржевых операций, которая находится в постоянном развитии. Так, по оценкам, примерно 70% числа контрактов, по которым ведутся операции на биржах США, были утвер­ждены в течение последних 10—15 лет.

     Товарные фьючерсные контракты играли ведущую роль на биржах до конца 70-х годов. Постепенно их доля снизилась, в то время как доля финансовых фьючерсов резко возросла. В настоящее время на них приходится более 70% общего числа сделок на фьючерсных биржах.

     Среди товарных фьючерсных и опционных контрактов сей­час значительное место занимают топливные товары, драго­ценные и цветные металлы. Объем торговли фьючерсами на сельскохозяйственные товары, особенно такие, как кофе, ка­као, хлопок, сахар, значительно меньше. В целом объемы торговли фьючерсными контрактами на сельскохозяйственные то­вары сильно колеблются в различные годы.

     В современных условиях связь между фьючерсной биржей и фьючерсными контрактами усложнилась. Фьючерсным кон­трактам нужна биржа как место их заключения, в свою очередь фьючерсной бирже нужны удачные фьючерсные контракты. По мере изменения ситуации на биржах вводятся новые фьючерс­ные контракты, а устарелые фьючерсные контракты снимают­ся. Так, в 70-е годы 77% всего оборота Нью-Йоркской товар­ной биржи приходилось на фьючерсные контракты на карто­фель, в 80-е — 87% всего оборота этой биржи составляли фью­черсные контракты на нефть и нефтепродукты. На Чикагской товарной бирже в 70-е годы объем торговли фьючерсными кон­трактами на финансовые инструменты составлял всего 4% ее оборота; в 80-е годы объем финансовых контрактов превысил традиционные для этой биржи сельскохозяйственные контрак­ты и составил примерно 85% всего оборота биржи.

     В последнее время появились даже производные финансо­вые инструменты на произведения искусства — так называемые «арт-свопы» (Аrt-swops), например, на базе индекса FAI-Art-Security. Идея заключается в том, что в курсах акций, коти­рующихся на бирже магазинов художественных изделий и фирм, проводящих аукционы на предметы искусства (напри­мер, Сотби и Кристи), отражаются колебания цен на произве­дения искусства. В соответствии с этим коллекционер за счет опционов на базе индекса FAI-Art-Security  благодаря хеджиро­ванию может уменьшить неустойчивость и риски своего порт­феля ценностей, связанного с произведениями искусства.

     Международная биржевая торговля имеет ярко выраженную географическую концентрацию. Ведущими центрами были и остаются США, Великобритания и Япония. Роль американских бирж стремительно возросла во время и после Второй мировой войны, когда всюду, кроме США, биржи были закрыты. В этот период на них приходилось до 90% операций. Преобладание США во фьючерсной и опционной торговле сохранялось до се­редины 80-х годов, однако в последующие годы европейские и азиатские фьючерсные рынки стали сильными конкурентами традиционным рынкам США. За период 1985—1990 гг. доля фьючерсной торговли за пределами США увеличилась с 12,8 до 46,8%. Объемы фьючерсной торговли в Азии удвоились, а в Ев­ропе — практически утроились.

     Неамериканские участники стали играть все более заметную роль и на фьючерсных рынках США. Так, по данным Комис­сии по товарной фьючерсной торговле (США), свыше 2100 круп­ных операторов из 96 стран участвовали на американских фью­черсных и опционных рынках. На некоторых рынках ино­странное участие составляло более 30%.

     Американские товарные биржи традиционно специализиро­вались на сельскохозяйственной продукции, Великобритания — на драгоценных и цветных металлах и энергоносителях, япон­ские — на аграрной продукции, хотя сейчас эта специализация во всех трех центрах носит не столь ярко выраженный характер.

     Самые известные крупнейшие международные товарные биржи находятся в развитых странах, хотя в некоторых разви­вающихся странах также действуют товарные фьючерсные бир­жи. Довольно крупная по показателю объема торговли биржа находится в Бразилии в Сан-Пауло (биржа БОВЕСПА). В Син­гапуре действует Международная валютная биржа (СИМЭКС), на которой идут операции по контрактам на топливо и золото, там же действует и Сингапурская товарная биржа (СИКОМ), на которой торгуют фьючерсами на каучук. В том же регионе находится Куала-Лумпурская биржа финансовых фьючерсов и опционов. Значительная часть ее оборота приходится на ино­странных участников.

 

2.2 Понятие и состав биржевого товара

     Важнейшим элементом биржевой деятельности являет­ся определение биржевого товара. В период зарождения бирж им был перец. Это было обусловлено тем, что перец, как и большинство других пряностей, достаточно одноро­ден, поэтому можно на основании одной пробы составить представление о всей партии груза. В Законе РФ «О товар­ных биржах и биржевой торговле» отмечается, что бирже­вой товар — это «не изъятый из оборота товар определен­ного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в ус­тановленном порядке биржей к биржевой торговле» [6]. Ос­новные требования к биржевому товару сводятся к следу­ющим:

• биржевой товар должен быть массовым, т.е. вы­пускаться в достаточно большом объеме, многими произ­водителями и предназначаться для закупки большим чис­лом потребителей;

• биржевым товаром может быть только продукция пер­вичных — добывающих отраслей, т.е. сырье или полуфаб­рикат;

• биржевой товар должен иметь четкие стандартные характеристики, т.е. иметь регламентированные условия по качеству, требованиям хранения, измерения и транспор­тировки;

• биржевой товар должен обладать полной заменяе­мостью, т.е. товар одной укрупненной группы должен быть идентичен по составу, свойствам, виду и качеству упаков­ки, маркировки, величине партии, размеру, весу (в частности, в США пшеница дифференцируется на три со­рта: «мягкая красная», «твердая красная», «темная северная». В свою очередь, каждый сорт оценивается по трем (1, 2, 3) классам, поскольку имеет различные хлебопекарные свойст­ва. На зерновой бирже торгуется как стандартная цена пше­ницы второго класса. Если на бирже будет выставлена пшеница первого или третьего класса, то производится надбавка или скидка с цены выставленной на торги продукции);

• механизм ценообразования на биржевой товар должен регулироваться только на основе складывающейся на рын­ке конъюнктуры, на основе учета конъюнктурообразующих факторов — постоянных и переменных;

• биржевой товар должен иметь четкие границы, харак­теризующие его величину, выставленную на торги, т.е. лот (лот регламентируется грузоподъемностью или объемом тран­спортных средств, как правило, железнодорожных вагонов; либо объемом и весом товара. Поэтому фактический объем выставленной на торги продукции — лот, должен быть крат­ным биржевой единице. Например, на товарной бирже «Чи­каго Борд оф Трейд» (США), биржевая единица по пшенице составляет 5 тыс. бушелей (около 100 т), по крупному рогато­му скоту — 34 головы быков (40 тыс. фунтов или 18 т). На Лондонской бирже металлов биржевая единица меди, цинка, свинца утверждена правилами этой биржи и составляет 25 т, для олова — 5т, серебра — 311 кг).

     Согласно установленным правилам, исходя из понятия биржевого товара, каждая биржа вправе самостоятельно устанавливать состав товаров, которые будут являться объ­ектом биржевого торга. Однако при этом учитываются те требования, которые предъявляются к биржевым товарам практикой биржевой торговли. Объектом биржевой тор­говли в настоящее время являются примерно 70 видов то­варов. Их можно объединить в следующие группы и под­группы, например:

сырье и полуфабрикаты:

§   цветные металлы (медь, олово, цинк, свинец, ни­кель, алюминий);

§   драгоценные металлы (серебро, золото, платина);

 

энергоностиели:

§   жидкие (дизельное топливо, бензин, сырая нефть);

§   газообразные (газойль, природный газ, пропан);

 

сельскохозяйственные, лесные товары и продукты их переработки:

§   зерновые (пшеница, кукуруза, овес, ячмень, рожь);

§   маслосемена (льняное, хлопковое семя, соя, бобы, со­евое масло, шрот);

§   живые животные и мясо (крупный рогатый скот, свиньи, мясо окорока);

§   текстильные товары (хлопок, джут, шерсть, натураль­ный и искусственный шелк, пряжа, лен);

§   пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, рас­тительные масла, картофель, перец, яйца, арахис, концен­трат апельсинового сока).

 

     Биржевые сделки, заключенные на товарной бирже, классифицируются по разным признакам.[7]. Одним из них является наиболее часто встречаемый объект торга, кото­рый может быть представлен как в виде реального товара, так и в качестве контракта, представляющего право на то­вар или на его заключение. В соответствии с данным при­знаком биржевые сделки принято делить на две группы:

• сделки с реальным товаром;

• сделки без реального товара.

     Развитие биржевой торговли начиналось именно со сде­лок с реальным товаром, целью которых была действитель­ная поставка реально существующего товара. Эволюция биржевой торговли выработала своеобразный биржевой ме­ханизм, позволяющий заключать сделки в отсутствие това­ра на товар, который будет произведен в будущем и реаль­ная поставка которого будет осуществляться не на бирже­вом, а на так называемом наличном (реальном) рынке.

 

3. Особенности развития биржевых рынков

 

3.1 Рынок цветных и драгоценных металлов

     Все металлы можно в целом разде­лить на две группы: промышленные и драгоценные. Для некоторых из них это деление со временем становится не столь очевидным. На одном конце этого спек­тра находится золото, торговые сделки с которым часто осуществляются исключи­тельно с целью накопления. Когда инве­сторы видят неустойчивость ценных бу­маг или валюты, предположим, в резуль­тате высокой инфляции, они обращают­ся к рынку драгоценных металлов с це­лью защиты стоимости своих активов. Кроме того, добыча драгоценных метал­лов относительно ограничена, поэтому они сохраняют свою ценность несмотря на ко­лебания экономической активности.

     На другом конце спектра — чисто промышленные металлы, такие, как медь, алюминий, цинк, олово, никель и синец. Эти металлы часто называют ба­зовыми. Сделки с ними совершаются ис­ключительно с целью их переработки. Следовательно, ценность каждого из них тесно связана с колебаниями спроса и предложения на соответствующем рын­ке, что в свою очередь определяется си­туацией в конкретной отрасли экономики.

     Некоторые из металлов, например, серебро, имеют двойст­венную природу. В определенные периоды в зависимости от экономических условий серебро воспринималось то как драго­ценный металл, то исключительно как промышленный металл. Дополнительным фактором ценности серебра стало резкое уменьшение его добычи в последнее десятилетие в связи с ис­тощением основных месторождений.

     Промышленные и драгоценные металлы являются класси­ческим примером биржевого товара, отвечая всем необходи­мым для этого требованиям. С самого начала биржевой торгов­ли в мире на многих биржах операции с черными, цветными и драгоценными металлами проводились весьма активно. Но в дальнейшем судьба каждого металла складывалась по-разному. Так, черные металлы ушли из биржевого оборота в конце XIX в. и в настоящий момент являются объектом внебиржевой торгов­ли. Некоторые из цветных металлов, например, медь, постоян­но присутствовали на бирже; другие (олово) уходили и вновь возвращались на биржевой ринг. Самыми «молодыми» бирже­выми металлами стали алюминий и никель, резко возросший интерес к которым объясняется стремительным развитием вы­сокотехнологичных отраслей промышленности.

     В отличие от промышленных металлов группа драгоценных металлов стабильно присутствует на биржах многих стран. Из­менения в этой группе связаны главным образом с совершен­ствованием условий сделок, введением различных единиц кон­трактов и т.д.

     Биржевая торговля цветными металлами сконцентрирована в Великобритании и США при резком преобладании англий­ского рынка. Торговля драгоценными металлами ведется на многих биржевых площадках США, Европы и Юго-Восточной Азии, однако определяющую роль играют американские биржи.

 

3.2 Особенности современного нефтяного рынка

     До 60-х годов нынешнего столетия говорить о мировом рынке нефти и нефтепродуктов можно было лишь весьма относительно, поскольку и добыча, и. нефтепереработка были в руках между­народных нефтяных монополий, а столь высокая степень монополизации привела к существенным изменениям в рыноч­ных отношениях, основой которых, как известно, является множественность уча­стников и конкуренция между ними. Однако уже в то время наряду с регуляр­ными контрактами стала возникать прак­тика заключения разовых краткосрочных сделок, участниками которых являлись немонополизированные предприятия от­расли.

     Серьезные изменения в организации нефтяного рынка и нефтяной торговли произошли в 70-х годах, когда независи­мые компании начали строить свои неф­теперерабатывающие заводы. Их продук­ция продавалась иногда также на долгот срочной основе. Но чаще сферой дея­тельности этих участников рынка стано­вились разовые краткосрочные сделки. Поскольку сбытовая политика этих неза­висимых компаний была в основном ориентирована на краткосрочные контракты, то и их политика в области закупок сырья (нефти) также строилась подобным образом. Так, в результате двой­ного воздействия стал резко расти рынок спот — нефтяной рынок краткосрочных разовых сделок, пред­ставляющий собой самый подвижный и переменчивый сектор нефтяной торговли. Пока нефтепереработка приносит прибыль, рынок спот активно функционирует, но как только в результате неблагоприятной конъюнктурной ситуации отрасль становится убыточной, это немедленно сказывается на краткосрочном рынке.

     В условиях резко усилившейся в 80-е годы нестабильности на рынке нефти и нефтепродуктов, характеризующейся уча­стившимися периодами превышения предложения над спро­сом, а также неустойчивостью цен, значение регулярных кон­трактов как средства, обеспечивающего стабильность поставок, существенно понизилось. В то же время в связи с выдвижени­ем на первый план проблемы максимально оперативной кор­ректировки цен стал быстро развиваться рынок разовых сделок. С конца 70-х годов он стал играть для растущего числа компа­ний, в том числе и для международных монополий, роль од­ного из важнейших источников покрытия потребностей обслу­живаемых ими конечных потребителей. Так, если в конце 70-х годов компании — ведущие поставщики жидкого топлива в странах Западной Европы с помощью рынка разовых сделок обеспечивали около 10% своих продаж, то в середине 80-х го­дов — уже более 25%.

     Так сложилось, что независимые нефтяные компании скон­центрировали свои предприятия в определенных районах, удобных с точки зрения транспортировки как сырой нефти, так и произведенных нефтепродуктов. Данные районы и стали ос­новными центрами торговли на рынке спот. Это прежде всего район Амстердам — Роттердам — Антверпен, Средиземномор­ское побережье Италии, побережье Мексиканского залива США, Карибское море и, несколько позднее, Сингапур.

     Повышение доли разовых сделок с немедленной поставкой товара повлекло за собой увеличение рисков финансовых по­терь в силу значительных колебаний цен по разовым сделкам в течение небольших периодов времени. Объективный характер этих финансовых рисков обусловлен для производителей зна­чительным разрывом во времени между приобретением сырья и продуктов его первичной переработки и их реализацией конеч­ному потребителю. Увеличились финансовые риски и конечных потребителей, которые были вынуждены создавать и поддержи­вать запасы нефти и нефтепродуктов на определенном уровне в силу непрерывного характера производственного процесса. Увеличился риск возможных финансовых потерь и у торговых фирм из-за изменения цен в период транспортировки товара от места приобретения до пункта конечной реализации.

     В целом потери участников торговли при использовании ра­зовых сделок могут быть весьма значительными. Поэтому од­новременно с развитием рынка спот компании начали изыски­вать средства для страхования возможных убытков. Одним из путей снижения финансовых рисков стали нефтяные биржи, на которых с конца 70-х годов наблюдался заметный рост опера­ций и участников.

     Биржевой рынок нефти и нефтепродуктов складывался в течение довольно значительного времени, и вплоть до конца 70-х годов попытки внедрения тех или иных видов операций с этими товарами не всегда заканчивались успешно.

     В послевоенный период торговля жидким топливом была впервые предпринята в 1974 г. на бирже срочных сделок в Ам­стердаме, где стали осуществляться фьючерсные операции с дизельным топливом. В то же время на Нью-Йоркской бирже хлопка начали торговлю нефтяными контрактами.

     В 1974 г. попытка организовать биржевую торговлю нефтетоварами была предпринята и на Нью-Йоркской товарной бирже (НАЙМЕКС), в частности, операции с бункерным и ди­зельным топливом. Однако вскоре операции на указанных биржах были прекращены, поскольку в то время для биржевой торговли еще не сложились подходящие условия.

     Впрочем, с 1971 г. существует самый старый биржевой энергетический контракт на пропан, который продавался на Нью-Йоркской хлопковой бирже, а затем перешел на Нью-Йоркскую товарную биржу. Этот контракт, торговля которым не прекращалась и существует до настоящего времени, не был успешным, несмотря на свое долголетие, и объем операций по нему едва достигает нескольких сделок в день.

     Если не принимать во внимание этот контракт, то за пери­од, прошедший с первых попыток внедрения нефтяных кон­трактов и до начала более или менее успешной торговли бир­жевым контрактом на дизельное топливо в 1978 г., предпринимались неоднократные попытки внедрить топливные товары в биржевую торговлю. Эти попытки осуществлялись как в Евро­пе, так и в США, в различных центрах. Однако их неудача сви­детельствовала о том, что условия для этого еще не созрели.

     Во второй половине 70-х годов произошло существенное изменение в структуре мирового нефтяного рынка: значительно увеличилось число участников операций за счет независимых компаний при снижении роли международных нефтяных мо­нополий; уменьшилось значение регулярной торговли и воз­росла роль разовых сделок; цены разовых сделок, колеблющие­ся под воздействием множества факторов, стали основным ви­дом цен. Все эти изменения в целом и стимулировали быстрый рост и развитие биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.

     В Европе биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами, если не считать операций в 70-е годы, началась в апреле 1981 г. на специально организованной Международной нефтяной бирже (МНБ) в Лондоне. Первым стал контракт на газойль (европейское название дизельного топлива). Для стимулирова­ния торговли Лондонская биржа, учитывая опыт бирж США, стала проводить активную маркетинговую кампанию. В разви­тии этой торговли она в принципе столкнулась с теми же про­блемами, что и американские биржи, при этом ситуация ос­ложнялась фактором большей узости европейского нефтяного рынка и отсутствием корреляции между биржевыми котиров­ками в Лондоне и Нью-Йорке из-за действовавших тогда мер импортного контроля в США.

     В последующие годы Лондонская биржа вводила контракты на мазут, неэтилированный бензин и ряд других. Часть из них сохранилась до настоящего времени, но некоторые были и не­удачными.

     В Европе центром биржевой торговли нефтью и нефтепро­дуктами в конце 80-х годов стал Роттердам — на Роттердам­ской опционной и фьючерсной бирже в октябре 1989 г. нача­лась торговля контрактами на дизельное топливо и нефть сорта «брент». Контракт на дизельное топливо на Роттердамской бирже по своим условиям весьма похож на контракт Лондон­ской нефтяной биржи, но отличается тем, что предусматривает только физическую поставку. Специалисты считают, что новый центр нефтяной торговли в Европе не сможет конкурировать с Лондоном, однако окончательно это можно будет определить только со временем.

     В феврале 1989 г. первый контракт на топливо появился на Сингапурской международной валютной бирже. Предметом контракта стал мазут с высоким содержанием серы. Объемы сделок позволяли сделать вывод о том, что контракт стал хо­рошим началом. Интерес к этому контракту был вызван не только его хорошей проработкой, но и тем, что это был первый контракт на топливо в дальневосточном регионе. Учитывая возможность арбитражных биржевых операций, появление биржевого рынка в новом регионе расширило время биржевой торговли фьючерсными контрактами, которое стало составлять примерно 18 ч в сутки. После довольно неплохого начала объ­емы операций упали и торговля была прекращена. Спустя оп­ределенное время биржа предприняла вторую попытку вне­дрить этот контракт, но вновь неудачно.

     В 1997 г. на рынке было семь успешно торгуемых контрак­тов на энергоносители, из них пять контрактов предполагали поставку различных сортов нефти и нефтепродуктов. Кроме того, введены еще три фьючерсных контракта, чей успех на рынке пока не определен. Наиболее успешным является кон­тракт Нью-Йоркской товарной биржи (НАЙМЕКС) на сырую нефть, ежедневный объем торговли которым в среднем состав­ляет 100 тыс. контрактов, а в отдельные дни — до 225 тыс. кон­трактов.

     Печное топливо. В 1978 г. на Нью-Йоркской товарной бир­же начались операции с дизельным топливом (контракт № 2) и с мазутом (контракт № 6). Контракт на мазут не вызвал инте­реса и был снят, а контракт на дизельное топливо, хотя и мед­ленно, но завоевывал интерес участников нефтяного рынка, а после резкого скачка цен в 1979—1980 гг. прочно утвердился на рынке. В первые годы действия этого контракта в день нередко заключалось только один-два контракта, однако к середине 80-х годов объем ежедневных сделок составлял уже более 20 тыс. контрактов, а в некоторые дни доходил до 40 тыс. контрактов. В середине 90-х годов объем торговли данным контрактом в среднем составлял 35 тыс. контрактов, а в некоторые дни дос­тигал 100 тыс. контрактов. Объем открытой позиции достигал 120 тыс. контрактов.

     Газойль. Следующим контрактом вслед за фьючерсом на печное топливо стал контракт на газойль, который ввела Меж­дународная нефтяная биржа в Лондоне. Газойлем в Европе обозначают печное топливо, и хотя существуют некоторые раз­личия в параметрах продукта, в целом это одно и то же. К се­редине 80-х годов торговля газойлем уже стабилизировалась, а периоды неопределенной конъюнктурной ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов приводили к существенному увеличе­нию объемов сделок.

     С начала торговли контракт постепенно завоевывал попу­лярность, но его объемы все же отражали меньшие размеры европейского рынка и достигали в 1997 г. в среднем 16 тыс. контрактов в день.

     Бензин. В 1981 г. Нью-Йоркская товарная биржа ввела кон­тракт на этилированный бензин, который был довольно ус­пешным. В 1984 г. этот контракт был заменен контрактом на неэтилированный бензин, который сразу привлек интерес уча­стников нефтяного рынка, и объемы сделок по нему превысили аналогичные показатели торговли дизельным топливом. В сере­дине 90-х годов для контракта сложились несколько неблаго­приятные условия из-за многочисленных изменений в законо­дательстве по этому продукту, введенных по экологическим мо­тивам. Однако с конца 1996 г. большая часть проблем была разрешена и торговля на этом рынке стала вестись во все большем объеме. Средний объем операций сейчас составляет примерно 30 тыс. контрактов в день.

     Сырая нефть. Активные биржевые операции с нефтепро­дуктами стимулировали Нью-Йоркскую товарную биржу на разработку фьючерсного контракта на сырую нефть и в марте 1983 г. на этом рынке начались операции с нефтью сорта «западно-техасская средняя». Контракт на нефть довольно ско­ро стал самым успешным из всех когда-либо вводимых фью­черсных контрактов. Он широко использовался как нефтяными компаниями, так и биржевыми спекулянтами и, по оценке не­которых специалистов, является фокусом для всей нефтяной промышленности.

     Введенная впоследствии на Нью-Йоркской товарной бирже практика обмена фьючерсных контрактов на реальный товар, при которой оба участника фьючерсной сделки сами оговари­вают условия поставки и сорт нефти, резко увеличила притягательность этого вида операций. В настоящее время практиче­ски все случаи завершения фьючерсных сделок реальной по­ставкой товара осуществляются с применением этой процеду­ры.

     Успешное начало биржевой торговли нефтью и нефтепро­дуктами на бирже в Нью-Йорке стимулировало ряд других по­пыток внедрения таких контрактов на американских биржах, но в итоге все эти попытки оказались неудачными.

     В настоящее время контракт на НАЙМЕКС, хотя и базиру­ется по-прежнему на нефти западно-техасской средней, имеет спецификацией легкие сорта этой нефти.

     С 1983 г. действует и фьючерсный рынок нефти сорта «брент» в Лондоне. Первые два года операции осуществлялись на стабильном уровне, однако далее стали сокращаться. Спад объяснялся прежде всего несовершенством ряда положений контракта. В итоге торговля этим контрактом практически пре­кратилась, а европейские участники нефтяного рынка стали ак­тивно использовать сделки на Нью-Йоркской бирже. Однако потребность в собственной биржевой торговле нефтью была достаточно велика, и Лондонская биржа предприняла попытку пересмотра ряда условий контракта. Это не привело к оживле­нию рынка. Третья попытка усовершенствования условий кон­тракта была предпринята Международной нефтяной биржей в 1988 г. Этот контракт с самого начала был успешным и активно использовался как нефтяными компаниями, так и биржевыми спекулянтами. В 1989 г. объем сделок этого рынка превысил показатели рынка газойля. В настоящее время средний объем торговли составляет 42 тыс. контрактов в день. Сделки по кон­тракту на нефть «брент» осуществляются и на Сингапурской бирже в соответствии с двусторонним соглашением между СИМЭКС и МНБ, хотя и в небольшом объеме.

     Природный газ. В последние годы как НАЙМЕКС, так и МНБ ввели фьючерсные контракты на природный газ. Далеко не все попытки оказались успешными. Причины относитель­ной неудачи контрактов как на природный газ, так и впослед­ствии на электроэнергию заключаются в том, что наличные рынки этих товаров менее развиты, чем рынки нефти и нефте­продуктов, а центры торговли и системы поставки не совсем сформировались. Однако в настоящий момент контракт на природный газ на НАЙМЕКС, введённый ещё в 1990г, стал довольно привлекательным, и объёмы торговли по нему увеличились до 47 тыс. контрактов в день. На МНБ контракт на прирдный газ был введён в начале 1997 г и привлёк довольно высокий интерес участников отрасли.

     Контракт на природный газ стал первым контрактом, торговля которым на обеих биржах ведётся исключительно электронным способом.. При этом приказы могут передаваться как обычным путём через брокеров, так и с использованием терминалов, расположенных непосредственно в офисах трейдеров.

 

3.3 Характеристика сельскохозяйственного фьючерсного рынка

     Сельскохозяйственные товары были первыми товарами, торговля которыми началась на организованных биржевых рынках. В начальный период на долю этих товаров приходился самый большой объем сделок, и они имели самую широ­кую номенклатуру представленных на рынке товаров. Постепенно биржевая торговля охватила и другие товарные группы, такие, как металлы, энергоноси­тели, финансовые инструменты, а сель­скохозяйственные товары, оставаясь в числе биржевых товаров, тем не менее теряли свое значение и объемы заклю­чаемых по ним сделок.

     Так, в 90-е годы наибольший рост отмечался на фьючерсных рынках зерно­вых, а также на рынках маслосемян и продуктов их переработки. Например, в США в период с 1992 по 1998 гг. объем торговли на всех американских фью­черсных рынках зерновых увеличился с 17,5 млн контрактов до 26,2 млн кон­трактов (при этом наивысший объем — 30,2 млн контрактов — был достигнут в 1996 г.), а по маслосеменам — с 18,6 до 26,9 млн контрактов.

     Низкими темпами развивались в этот период фьючерсные рынки на продукцию животноводства, где с 1992 по 1998 гг. объем торговли постепенно возрос с 6,4 до 7,5 млн контрактов. По другим подгруппам сельскохозяйственных фьючерсов си­туация складывалась по-разному.

     Эти тенденции объясняются не только относительным сни­жением доли указанных товаров в международной торговле, но и тем, что, существуя уже продолжительное время, фьючерсная торговля так и не стала широко используемым инструментом для некоторых категорий участников рынка. Так, фьючерсы редко используются производителями сельскохозяйственной продукции — фермерами. Чаще они используют форвардные контракты. Основными же пользователями сельскохозяйствен­ных фьючерсов являются посреднические фирмы.

     В США Комиссия по товарной фьючерсной торговле про­вела в начале 80-х годов исследование среди фермеров об ис­пользовании ими форвардных и фьючерсных рынков. Основ­ным результатом этого исследования был вывод, что фермеры продают свою продукцию на форвардном рынке дилерам и редко используют напрямую фьючерсные рынки. Дилеры яв­ляются более крупными пользователями фьючерсов, чем про­изводители. Однако значительная часть производителей при­нимают во внимание фьючерсные цены при заключении фор­вардных контрактов с дилерами. Так, примерно 10% фермеров США вели операции по фьючерсам в то или иное время. Одна­ко если среди этих фермеров выделить крупные хозяйства с ежегодным объемом продаж более 100 тыс. долл., то здесь вели такие операции уже 20% фермеров.

     Из указанных выше 10% фермеров 33,4% осуществляли операции по тем товарам, которые они производят или исполь­зуют. Следовательно, только 3,34% (10% • 0,334) всех произво­дителей зерновых вели фьючерсные операции по тем товарам, которые они используют или производят. Оставшиеся 6,7% (10% • 0,67) производителей зерновых использовали фьючерсы для чистой спекуляции по другим товарам.

     Форвардные контракты в отличие от фьючерсов подогнаны под нужды сторон сделки по условиям качества, количества, времени и места поставки и финансовым обязательствам. Про­изводитель зерновых может выйти на местного покупателя и сделать ему твердое предложение в любой день на свою существующую или будущую продукцию. Фермеры используют фор­вардные рынки в значительно большей степени, чем фьючерс­ные.

     Хотя только небольшая часть фермеров используют фью­черсные рынки, почти половина фермеров так или иначе при­нимали во внимание фьючерсные цены. Некоторые из них просто просматривали фьючерсные котировки перед заключе­нием форвардного контракта с посредником, другие подписы­вали форвардный контракт, цены которого базировались на фьючерсном рынке.

     В настоящий момент номенклатура биржевых сельскохозяй­ственных товаров весьма многообразна и включает, как говорилось выше, следующие основные группы:

• масличные культуры, среди которых выделяются соя-бобы и продукты переработки сои;

•   зерновые культуры;

•   пищевкусовые товары (кофе, какао-бобы, сахар);

•   текстильное сырье и пряжа;

•   продукция животноводства и живой скот;

•   концентрат апельсинового сока, картофель и некоторые  другие более мелкие ассортиментные единицы.

 

Практическая часть

1.   Минимальная сумма средств на счёте капитала, имеющего открытую позицию называется поддерживающей маржой.

2.   Присутствие спекулянтов жизненно важно для фьючерсных рынков, поскольку они обеспечивают ликвидность рискового капитала и фьючерсных контрактов

3.   Показатель количества сделок, заключённых на фьючерсных рынках за определённый период, называется объём торговли.

4.   Скалпер использует краткосрочные колебания цен для получения прибыли.

 

Задача.

Условие:

Трейдер продал 20000 бушелей кукурузы по мартовским фьючерсным контрактам по 1.80 долл / буш. Первоначальная маржа составляет 400 долл. за контракт. Сколько ему требуется внести в качестве первоначальной маржи?

 

Решение:

     Условие задачи не позволяет однозначно определить размер первоначальной маржи, т.к. фьючерсный контракт на кукурузу может быть объёмом в 5 тыс. бушелей (на Чикагской торговой бирже) и в 1 тыс. бушелей с теми же месяцами поставки (на Среднеамериканской бирже).

     В связи с тем, что Чикагская торговая биржа является мировым центром торговли зерновыми и популярность её контрактов значительно выше, условно принимаем, что объём контракта составляет 5тыс. бушелей.

Определяем количество контрактов: 20000 : 5000 = 4;

Размер первоначальной маржи составит: 4 х 400 = 1600 долл.

 

Ответ: первоначальная маржа по его позиции составляет 1600 долларов.

 

Заключение

 

     Важность параметрических характеристик биржевых товаров, их обязательность подтверждает негативный опыт создания первых товарных бирж в современной России.

     Возрождение биржевой торговли в современной России началось в июле 1990г., когда была зарегистрирована Московская товарная биржа (МТБ). Начавшаяся в стране экономическая реформа, ломка старого экономического механизма привели к разрыву традиционных систем снабжения и сбыта для многих российских предприятий, и биржа в тот период стала многим казаться спасительным выходом из сложной ситуации. В результате в 1990 – 1991гг. в России имел место «биржевой бум», в ходе которого было создано более 800 бирж, т.е. больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Конечно, это было неестественно, и с точки зрения общепринятых стандартов название «биржа» обоснованно можно было применить только к некоторым из них. Остальные же представляли собой обычных рыночных посредников.

     Многие организации того периода, называвшие себя биржами, не соответствовали обязательным признакам данного организованного рынка. Так, у некоторых отсутствовало чёткое расписание торгов, проводившихся нерегулярно. Биржевые контракты не были стандартизованы по объёму и некоторым другим условиям, а порядок формирования цен не позволял назвать их биржевыми котировками. В ассортименте многих присутствовали наряду с классически биржевыми товарные группы другого профиля, включавшие как товары народного потребления, так и машины, и оборудование. Каждая биржа в организации торговли шла своим путём, формируя как структуру, штат, правила торговли, так и свой набор товарных групп.

     Появление в 1992г. Закона «О товарных биржах и биржевой торговли» привело к существенным изменениям в деятельности товарных бирж. Проведённую после принятия этого закона перерегистрацию смогли пройти далеко не все из существовавших на тот момент учреждений. Так, к середине 1992г. перерегистрацию прошли только 270 бирж. Оставшиеся биржи реорганизовали свою деятельность, многие изменили ассортимент своих товаров, отказавшись от небиржевых товарных групп. Именно в этот период началась стандартизация контрактов и первые попытки введения фьючерсов.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.   Экономическая энциклопедия / Под ред. А. М. Румянцева. М.,  1975. Т.1.

2.   Узун В. Я. Товарная биржа М., 1995. №9.

3.   Васильев Г. А., Каменева Н. Г. Товарные биржи. М., 1991.

4.   Штпиллих О. Биржа и ее деятельность. СПб., 1992.

5.   Закон РФ. О товарных биржах и биржевой торговле от 20 фев­раля 1992 г. //Рос. газ. 1992. 6 мая. Разд. 1. Ст. 2.

6.   Закон РФ. О товарных биржах и биржевой торговле. Ст. 6. П. 1.

7. Биржевая деятельность / Под ред. А.Г.Грязновой и др. М.: Финансы и статистика, 2000.


Теги: Биржевой товар - понятие и состав, его характеристика  Курсовая работа (практика)  РЦБ, ценные бумаги
Просмотров: 14923
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Биржевой товар - понятие и состав, его характеристика
Назад