Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Государственный университет по землеустройству
Факультет Земельного кадастра
Кафедра землепользования и кадастров
Научное исследование
Ведение государственного кадастра недвижимости в Озерском районе Московской области
Автор выпускной
квалификационной работы
С.И. Бабкин
Обозначение работы
ВКР-02069964-120300.65-12ЗФ-04
Специальность 120302.65 -
Земельный кадастр
Руководитель
к.э.н., доцент Д.С. Валиев
Москва 2014
Содержание
государственный кадастр недвижимость земельный
Введение
. Ведение государственного кадастра недвижимости в Озерском районе Московской области
.1 Современные технологии ведения кадастра недвижимости в Озерском районе
1.2 Предложения по совершенствованию ведения кадастра недвижимости в Озерском районе
. Эффективность ведения государственного кадастра недвижимости
.1 Эффективность предложений по совершенствованию ведения кадастра недвижимости
Заключение
Список использованных источников
Введение
Земля неоценимое богатство общества. Она является основным природным ресурсом, материальным условием жизни и деятельности людей, базой для размещения и развития всех отраслей народного хозяйства, главным средством производства в сельском хозяйстве и основным источником получения продовольствия. Поэтому организация рационального использования и охраны земельных ресурсов - важнейшее условие существования и роста благосостояния народа.
Основным средством, регулирующим распределение земельных ресурсов, является государственный кадастр недвижимости. Государственный кадастр недвижимости - это государственная информационная инфраструктура, инструмент для решения основных целей земельных отношений российского государства.
Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений. Таким образом, стремительное развитие земельных преобразований в России, формирование рынка земель и укрепление института частных собственников вызвали необходимость разработки новых законодательных актов, обеспечивающих эффективное функционирование земельного кадастра в новых условиях - [49].
В конце 1999 г. Государственной думой был принят Федеральный закон "О Государственном земельном кадастре" - [13].
Введение федерального закона в действие с 10.07.2001 г. создает надежную правовую основу для деятельности в области формирования и функционирования Государственного земельного кадастра в России. Его положениями определена компетенция административных органов по ведению кадастра в стране, установлены требования, предъявляемые к земельно-кадастровой документации, а также определены порядок и условия предоставления кадастровой документации государственным органам, гражданам и юридическим лицам и ее использования.
июля 2007 года Государственной думой был принят Федеральный закон №221 "О государственном кадастре недвижимости" - [14].
Государственный кадастр недвижимости является основой создания единой системы учета недвижимости. Все это указывает на актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Цель данной работы заключается в выявлении назначения, принципов и перспектив развития государственного кадастра недвижимости, а также изучение его теоретической основы. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1.Изучение истории возникновения и назначение ГКН.
2.Изучение нормативно-правовой базы и принципов осуществления деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости.
.Обеспечение развития земельного оборота и рынка, системы земельных платежей.
.Выявление перспектив развития ГКН.
.Разработка предложений по совершенствованию ведения ГКУ в Озерском районе.
.Изучение вопросов государственного контроля над использованием и охраной земельного фонда страны.
.Информационное обеспечение государственной регистрации прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, эффективной системы налогообложения земель, рационального управления земельными ресурсами.
8.Решены вопросы по обеспечению безопасности жизнедеятельности на производстве.
Актуальность темы. Земельное законодательство Российской Федерации в настоящее время находится в стадии реформирования, которое осуществляется по нескольким основным направлениям. В их число входят как юридическое закрепление прав граждан на землю, установление гарантий их реализации, так и создание эффективных правовых норм, обеспечивающих осуществление функций государственного управления земельными ресурсами.
Объектом исследования является система ГКН Озерского района Московской области.
Предметом исследования является процесс создания и ведения экономически эффективной системы государственного кадастра недвижимости на территории района.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: расчетный, аналитический, балансовый, графический, системный подход.
1. Ведение государственного кадастра недвижимости в Озерском районе Московской области
.1 Современные технологии ведения кадастра недвижимости в Озерском районе
Полномочия по государственному кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - [14].
На основе положения о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии - [36], Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения ГКН, осуществления ГКУ недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы ГКУ недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. По приказу о наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению ГКН, ГКУ недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в ГКН (далее - полномочия органа кадастрового учета - [25].
Росреестр руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства экономического развития РФ, а также Положением о Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии от 1 июня 2009 года №457 - [36].
Технология централизованного кадастрового учета в Озерском районе реализуется исходя из общих принципов ведения кадастра (статья 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" - [14]), основных принципов предоставления государственных услуг, а также следующих специальных принципов:
Ñпринцип централизованного ведения баз данных кадастра, согласно которому все сведения кадастра содержатся в единой автоматизированной информационной системе кадастра (далее - АИС ГКН), ведение и администрирование которой осуществляется на уровне кадастрового округа;
Ñпринцип организационно-технологического разделения полномочий, связанных с ведением кадастра, согласно которому места непосредственной работы с лицами, обращающимися в орган кадастрового учета в Озерском отделе за выполнением кадастровых процедур и предоставлением сведений кадастра, отделены от мест принятия решений об осуществлении кадастрового учета;
Ñпринцип преемственности кадастровых сведений, согласно которому до начала реализации технологии централизованного кадастрового учета сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащиеся в базе данных программного комплекса "Единый государственный реестр земель" (ПК ЕГРЗ) в Озерском районе, конвертируются в АИС ГКН в соответствии с правовыми нормами о включении сведений о ранее учтенных земельных участках в разделы кадастра;
Ñпринцип обеспечения возможности обращения за осуществлением кадастровых процедур и предоставлением сведений кадастра в электронном виде, согласно которому в соответствии с Законом по выбору заявителя предоставляется возможность получения государственных услуг, касающихся постановки объектов недвижимости на кадастровый учет или предоставления сведений кадастра, в электронном виде;
Ñпринцип централизованного хранения кадастровых дел, согласно которому хранение кадастровых дел, содержащих документы-основания внесения сведений в кадастр, осуществляется на уровне кадастрового округа (по мере создания для этого организационно-технических условий).
Унифицированные подходы к технологии ведения кадастра позволяют обеспечить правильное и единообразное применение положений законодательства, касающихся формирования и определения характеристик земельных участков в качестве объектов недвижимого имущества и земельных отношений. На рисунке 1 приведена схема взаимодействия органов Росреестра при ведении централизованного кадастрового учета.
Рисунок 1 - Взаимодействие территориальных органов Росреестра
Основные функции Озерского отдела ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области.
Озерский отдел ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в установленной сфере деятельности осуществляет следующие основные функции - [36]:
1)Принимает следующие документы:
Ñзаявления и документы, представленные для выполнения кадастровых процедур, предусмотренных порядком ведения кадастра - [30], в том числе заявления о внесении в кадастр сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, о кадастровом учете, об исправлении ошибок в сведениях кадастра;
Ñзаявления о внесении в кадастр сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или о кадастровом учете могут быть получены от лиц, имеющих право на обращение с такими заявлениями в соответствии с статьями 20, 45 закона "О государственном кадастре недвижимости" - [14] или через органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - [12];
Ñзаявления об аннулировании и исключении из кадастра сведений о земельных участках, которые носят временный характер;
Ñзапросы о предоставлении общедоступных сведений кадастра и представленных с запросами документов;
Ñдокументы, поступающие для внесения в кадастр сведений в порядке, установленном Законом для информационного взаимодействия при ведении кадастра (без представления заявления о кадастровом учете);
2)Копирование документов, предназначенных для кадастрового учета.
3)Регистрацию заявлений и запросов в электронном виде в соответствующих книгах учета в АИС ГКН, модуль территориального отдела (АИС ГКНТО).
)Выдачу (направление) заявителю расписки о приеме документов в соответствии с частью 3 статьи 21 Закона и Порядком ведения ГКН, за исключением случаев подтверждения получения заявления и необходимых для кадастрового учета документов, представленных в форме электронных документов с использованием сетей общего пользования, осуществляемого в соответствии с Порядком представления документов в электронном виде.
5)Сканирование и перевод в электронный вид (в формате, принятом для ведения АИС ГКН) полученных документов, формирование учетных дел или документов по запросам с учетом следующих особенностей:
Ñэлектронные образы документов, поступивших с заявлениями или запросами в Озерский отдел, приобщаются к соответствующему заявлению либо запросу в АИС ГКН ТО. Электронные образы документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, размещаются на ftp-сервере в папке с наименованием соответствующего кадастрового района;
Ñпри поступлении документов для исправления ошибок в сведениях кадастра дополнительно сканируются документы-основания внесения сведений в кадастр о соответствующем объекте кадастрового учета, электронные образы указанных документов приобщаются к сканированному учетному делу.
6)Проверку на соответствие сканированных образов документов содержанию учетного дела или документам по запросу, сформированным на бумажном носителе, и устранение выявленных ошибок в сканировании.
7)Передачу электронных образов сканированных документов в межмуниципальный отдел, администрирующий соответствующий кадастровый район, для последующего выполнения технологических функций.
В рамках исполнения решений о внесении в кадастр сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости или о кадастровом учете изменений объекта недвижимости (за исключением кадастрового учета изменений, предусмотренного частью 3.1 статьи 24) распечатывает, удостоверяет и в порядке, установленном законодательством, выдает (направляет) заинтересованным лицам выписки из кадастра в соответствующем количестве экземпляров на бумажном носителе, о чем производится соответствующая отметка в АИС ГКН ТО.
В рамках исполнения решения о кадастровом учете изменений объекта недвижимости на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, направляет уведомление в Озерский отдел об осуществленном кадастровом учете.
8)Если по результатам кадастрового учета изменений в сведениях о земельном участке (включая сведения об адресе, площади, категории земель, разрешенном использовании) требуется внесение соответствующих изменений в подраздел 1 ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, уточненные сведения о таком участке не позднее трех рабочих дней направляются в виде экземпляра кадастровой выписки с сопроводительным письмом в орган по регистрации прав по Озерскому району.
9)В рамках исполнения решения об аннулировании и исключении из кадастра сведений об объекте недвижимости в порядке, установленном Законом, с сопроводительным письмом направляет (возвращает) документы в Озерский отдел, ранее представлявшиеся для постановки на кадастровый учет такого объекта.
)В рамках исполнения решений о приостановлении осуществления кадастрового учета либо об отказе в осуществлении кадастрового учета в случаях, предусмотренных Законом, с сопроводительным письмом возвращает заявителю или его представителю межевой план, представленный вместе с заявлением о кадастровом учете. До возврата межевого плана Озерский отдел Росреестра изготавливает его копию, заверяет её подписью уполномоченного должностного лица и приобщает к материалам учетного дела.
)Если заявления о внесении в кадастр сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или о кадастровом учете были получены через орган по регистрации прав, результаты рассмотрения таких документов - выписка из кадастра либо копая решения об отказе во внесении в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке, о приостановлении осуществления кадастрового учета или об отказе в осуществлении кадастрового учета -направляет в соответствующий орган по регистрации прав Озерском районе.
12)Приобщает решение об осуществлении кадастровой процедуры либо о приостановлении или об отказе в осуществлении кадастровой процедуры соответственно к документам кадастрового дела или учетного дела, формирует в установленном порядке кадастровые и учетные дела (на бумажных носителях) и обеспечивают их хранение до передачи на централизованное хранение в Кадастровую палату.
)Регистрирует в книге учета запросов в АИС ГКН ТО, сканирует и направляет запросы для рассмотрения в соответствующий межмуниципальный отдел, за исключением запросов о предоставлении копий документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в кадастр.
В рамках исполнения запросов при получении подготовленных в электронном виде выписок из кадастра осуществляет печать таких выписок на бумажный носитель, их удостоверение и выдачу (направление) в соответствующем количестве экземпляров заинтересованным лицам, о чем производится соответствующая отметка в АИС ГКН ТО.
14)Осуществляет рассмотрение запросов о предоставлении копий документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в кадастр - [14].
15)Регистрирует запросы в книге учета запросов о предоставлении копий документов, на основании которых сведения о земельном участке внесены в кадастр, в бумажном виде.
16)Осуществляет проверку на предмет наличия в кадастре запрашиваемых документов и соответствия запроса требованиям законодательства РФ в сфере регулирования кадастровых отношений.
17)В случае если по результатам проверки выявлено отсутствие в кадастре запрашиваемых сведений Озерский отдел готовит уведомление об отсутствии в кадастре запрашиваемых сведений, которое подписывается уполномоченным лицом Озерского отдела.
18)В случае если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, готовит решение об отказе в предоставлении испрашиваемых, которое подписывается уполномоченным лицом территориального отдела.
19)В рамках исполнения решения о выдаче копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в кадастр, подготавливает испрашиваемую копию документа с учетом требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования кадастровых отношений и выдает (направляет) ее заявителю в установленном порядке, о чем производится соответствующая отметка в книге учета запросов, которая ведется на бумажном носителе.
На основе принципов централизованного учета эффективно модернизирована структура Кадастровой палаты. Принимая во внимание интенсивность оборота недвижимости в Московской области и сопутствующих такому обороту обращений за оказанием государственных услуг в сфере ведения кадастра и предоставления его сведений, а также количество земельных участков, в отношении которых проводится администрирование кадастровых сведений, принятое решение о сохранении офисов приема и выдачи документов на базе ранее созданной филиальной сети Кадастровой палатой - вполне обоснованно. При этом выполнение кадастровых процедур и ведение базы данных кадастровых сведений осуществляется в аппарате управления Кадастровой палаты. Действующая схема функциональных связей при реализации Кадастровой палатой технологии централизованного учета представлена на рисунке 2, 3.
Рисунок 2 - Технология централизованного кадастрового учета недвижимости в Московском областном округе
Рисунок 3 - Технология централизованного кадастрового учета недвижимости
Программный комплекс ведения Единого государственного реестра земель (далее - ПК ЕГРЗ) предназначен для применения в учреждениях, осуществляющих ГКН. ПК ЕГРЗ реализован как модульная распределенная многопользовательская система, обеспечивающая коллективную работу персонала, поддерживает функции, необходимые для ведения ГКН. ПК ЕГРЗ предназначен для ведения государственного кадастра недвижимости на уровне кадастрового района - [66].
Схема ведения ГКН на ПК ЕГРЗ приведена в приложении Б.
АИС ГКН предназначена для осуществления процедуры ГКУ земельных участков и связанных с ними объектов недвижимости в автоматизированном многопользовательском режиме удаленного доступа к базам данных - [64].
Преимущества ведения кадастра с использованием централизованной технологии и АИС ГКН:
)Проведение оперативного анализа состояния дел и приятия своевременных управленческих решений. Обеспечение возможности единообразного проведения кадастровых процедур, что в дальнейшем позволяет автоматизировать процессы и сократить время для их проведения.
)Создание условий для исключения субъективного подхода к рассмотрению документов, представленных для проведения кадастровых процедур и предотвращения фактов коррупции.
)Повышение качества подготовки проектов документов за счет того, что при выполнении одной процедуры повышается производительность и профессиональная подготовка сотрудников по сравнению с технологией, когда сотрудники районного отдела выполняют все процедуры сразу.
)Повышение эффективности работы за счет того, что в областном центре имеется возможность привлекать для заполнения вакансий наиболее квалифицированных специалистов, тогда как в районах области такой возможности нет.
Схема ведения ГКН на ПК ЕГРЗ приведена в приложении В.
Основные функции межмуниципального отдела г. Подольска. Межмуниципальный отдел в установленной сфере деятельности осуществляет следующие основные функции:
1)После получения электронных образов документов, поступивших из Озерского отдела Росреестра для выполнения кадастровых процедур проводит проверку на отсутствие ошибок конвертации баз данных ПК ЕГРЗ в АИС ГКН (отсутствие либо неполнота в АИС ГКН сведений об объекте кадастрового учета при наличии таковых в ПК ЕГРЗ). В случае выявления ошибок составляет протокол исправления таких ошибок и совершает следующие действия:
Ñпри выявлении неполноты в АИС ГКН отдельных сведений о переносит соответствующие записи из ПК ЕГРЗ в АИС ГКН;
Ñпри отсутствии в АИС ГКН сведений о земельном участке как объекте кадастрового учета (и наличии их в ПК ЕГРЗ) направляет через ftp-сервер протокол исправления ошибки конвертации в отдел подготовки сведений для внесения (восстановления) сведений о таком земельном участке в АИС ГКН;
2)Ввод в АИС ГКН семантических и графических данных об объекте учета в соответствии с документами, представленными для выполнения кадастровых процедур. При этом введенные данные не являются актуальными (не приобретают юридической силы) до принятия по ним решения о выполнении соответствующей кадастровой процедуры.
После ввода данных осуществляет проверку на соответствие введенных данных сведениям, содержащимся в документах, на основании которых осуществлялся ввод данных, с принятием мер по устранению ошибок в случае их выявления в результате проверки.
)В случае выявления при вводе данных ошибок в кадастре запрашивает, а Озерский отдел представляет в электронном виде, хранящиеся у него в составе кадастрового дела документы-основания внесения сведений в кадастр.
При наличии оснований, предусмотренных статьей 28 Закона, составляет протокол выявления ошибки в сведениях кадастра, который передается в отдел обработки документов для последующего рассмотрения - [14].
)Приобщает дополнительно подготовленные и полученные из Озерского отдела документы к соответствующему учетному делу в электронном виде.
5)Отправляет по электронным каналам связи внесенные в АИС ГКН записи и электронные образы документов учетного дела в соответствующий отдел обработки документов;
6)После получения электронных образов запросов и представленных с ними документов, поступивших из Озерского отдела, осуществляет проверку записей в АИС ГКН на отсутствие ошибок конвертации, проверку на предмет наличия в кадастре запрашиваемых сведений, соответствия запроса требования законодательства Российской Федерации в сфере регулирования кадастровых отношений:
В случае выявления ошибки конвертации составляет протокол исправления такой ошибки и совершает следующие действия:
Ñпри выявлении неполноты отдельных сведений о земельном участке переносит соответствующие записи из ПК ЕГРЗ в АИС ГКН;
Ñпри отсутствии в АИС ГКН сведений о земельном участке как объекте кадастрового учета (и наличии их в ПК ЕГРЗ) направляет протокол исправления ошибки конвертации в отдел подготовки сведений для внесения (восстановления) сведений о таком земельном участке в АИС ГКН;
Ñпри выявлении отсутствия в кадастре запрашиваемых сведений готовит уведомление об этом, которое подписывается уполномоченным лицом межмуниципального отдела г. Подольска;
Ñесли предоставление заявителю запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с законом, готовит решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, которое подписывается уполномоченным лицом межмуниципального отдела г. Подольска;
Ñесли содержание запроса не позволяет однозначно установить объект, в отношении которого запрошены сведения (в запросе отсутствует информация о кадастровом номере земельного участка), подготавливает уведомление о необходимости уточнения содержания запроса;
Ñв случае отсутствия в кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка и наличия оснований для ее определения в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. №222 - [22], осуществляет расчет кадастровой стоимости с составлением Акта определения кадастровой стоимости земельного участка, который подписывается уполномоченным лицом межмуниципального отдела и направляется в Озерский отдел для приобщения к кадастровому делу земельного участка;
Ñв случае выявления ошибки в сведениях кадастра запрашивает в Озерском отделе документы, в соответствии с которыми сведения внесены в кадастр, и при наличии оснований составляет протокол выявления технической или кадастровой ошибки в сведениях кадастра. Протокол подписывается уполномоченным лицом межмуниципального отдела;
Ñпри принятии решения о выдаче сведений кадастра формирует в АИС ГКН соответствующую выписку из кадастра и передает её в Озерский отдел Росреестра для распечатки на бумажный носитель, удостоверения и выдачи (направления) заявителю;
Ñуведомления об отсутствии запрашиваемых сведений, уведомления об уточнении содержания запроса или решения об отказе в предоставлении сведений направляет в установленном порядке заявителю. Вторые экземпляры уведомлений и решений передаются в Озерский отдел Росреестра для приобщения к документам по запросу.
Основные функции отдела обработки документов. Отдел обработки документов в установленной сфере деятельности осуществляет следующие основные функции:
1)Проверку документов, поступивших для выполнения кадастровых процедур, и содержащихся в них сведений на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастровых процедур - [14].
Наименования видов проверок, осуществляемых в зависимости от вида заявленной кадастровой процедуры:
Ñпроверка на соответствие сведениям кадастра, в том числе графического отображения местоположения границ объекта, заявленного для кадастрового учета;
Ñпроверка полномочий заявителя;
Ñпроверка комплектности документов;
Ñпроверка документов по форме и содержанию сведений, требуемых для кадастрового учета;
Ñпроверка на наличие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия;
Ñпроверка на отсутствие противоречий сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в кадастре (за исключением случаев поступления документов для учета изменений объектов недвижимости);
Ñпроверка на наличие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в кадастр сведений об объекте недвижимости как ранее учтенном;
Ñпроверка полномочий заявителя и обоснованности временного характера сведений кадастра при рассмотрении заявлений;
При проверке документов, представленных в целях устранения оснований приостановления осуществления кадастрового учета, проверяется наличие в представленных документах необходимых для возобновления осуществления кадастрового учета сведений, а также соблюдение установленного срока такого приостановления.
2)Результаты проверки оформляются протоколом проверки, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение. Протокол проверки оформляется в электронном виде в АИС ГКН и подписывается на бумажном носителе уполномоченным лицом отдела обработки документов.
Факт проведения проверки, в том числе по отдельным ее показателям, подтверждается в АИС ГКН путем указания фамилии и инициалов уполномоченного лица, выполнявшего проверку, и даты внесения сведений об объекте недвижимости в кадастр.
3)В соответствии с протоколом проверки в АИС ГКН формируется проект решения об осуществлении кадастровой процедуры, о приостановлении осуществления либо об отказе в осуществлении кадастровой процедуры в соответствии с основаниями и требованиями к содержанию решений, предусмотренными Законом. В случае выявления ошибок во введенных в АИС ГКН данных возвращает их на стадию ввода данных для исправления с обоснованием причины такого возврата.
4)В случае выявления при проверке пересечения границы земельной участка, заявленного для кадастрового учета, с границей кадастрового квартала, о этом в установленном порядке составляется протокол, который приобщается материалам учетного дела.
При отсутствии предусмотренных Законом оснований, исключают осуществление кадастрового учета, в установленном порядке могут принимать меры, направленные на корректировку границы кадастрового квартала (при соблюдении нормативно установленных правил кадастрового деления территории), либо осуществляется подготовка проекта решения о кадастровом учете соответствующего объекта в условном кадастровом квартале с границами, проходящими по границе кадастрового района, или в условном кадастровом квартале с границами, проходящими по границе кадастрового округа.
)Протокол проверки, электронные образы документов учетного дела и проект итогового решения направляются по электронным каналам связи в отдел кадастрового учета, уполномоченный администрировать кадастровый район по месту нахождения объекта соответствующей кадастровой процедуры. Распечатанный протокол проверки передается в отдел кадастрового учета по реестру входящей и исходящей корреспонденции.
Основные функции отдела кадастрового учета. Отдел кадастрового учета в установленной сфере деятельности осуществляет следующие основные функции:
1)Осуществляет контроль соответствия результатов проверки документов, представленных для выполнения кадастровых процедур, требованиям законодательства Российской Федерации о регулировании кадастровых отношений (подтверждение результатов проверки).
В случае обнаружения ошибок в введенных данных протокол проверки и электронные образы документов учетного дела возвращаются в межмуниципальный отдел для исправления введенных данных с обоснованием причины такого возврата.
Должностное лицо отдела кадастрового учета, уполномоченное на принятие итогового решения, может изменить протокол проверки, удостоверив изменения своей подписью.
)При подтверждении результатов проверки по основаниям, предусмотренным Законом, принимает соответствующее решение - [14]:
Ñо внесении в кадастр сведений о ранее учтенном объекте недвижимости;
Ñо постановке объекта недвижимости на кадастровый учет;
Ñо кадастровом учете изменений объекта недвижимости (в том числе о кадастровом учете, изменении либо снятии с кадастрового учета части объект недвижимости);
Ñо кадастровом учете адреса правообладателя;
Ñо снятии с кадастрового учета объекта недвижимости;
Ñо внесении сведений в кадастр в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;
Ñоб исправлении ошибок в сведениях кадастра;
Ñоб аннулировании и исключении из кадастра сведений об объекте недвижимости;
Ñо приостановлении осуществления кадастрового учета;
Ñоб отказе в осуществлении кадастрового учета;
Ñоб отказе в снятии с кадастрового учета объекта недвижимости;
Ñоб отказе во внесении сведений в кадастр) в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия, об отказе в исправлении ошибок в сведениях кадастра;
Ñоб отказе во внесении в кадастр сведений о ранее учтенном объекте недвижимости;
Ñоб отказе в аннулировании и исключении из кадастра сведений об объекте недвижимости;
Ñо внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Итоговое решение, составленное в соответствии с положениями порядка ведения кадастра, удостоверяется в АИС ГКН.
Распечатанные протокол проверки и итоговое решение подписываются уполномоченным лицом отдела кадастрового учета.
)При принятии решений о выполнении кадастровой процедуры подтверждает в установленном порядке внесенные записи в АИС ГКН.
4)При принятии решений:
Ñо внесении в кадастр сведений о ранее учтенном объекте недвижимости;
Ñо постановке объекта недвижимости на кадастровый учет;
Ñо кадастровом учете изменений, влекущего изменение сведений о категории земель, разрешенном использовании, площади, земельного участка;
Ñо внесении сведений в кадастр в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия, относящихся к изменению сведений о категории земель, разрешенном использовании, площади, земельного участка;
Ñотправляет сведения и документы учетного дела в отдел расчета кадастровой стоимости для определения кадастровой стоимости земельного участка и внесения сведений о кадастровой стоимости в АИС ГКН.
5)В рамках реализации решений о выполнении кадастровой процедуры:
Ñформирует и удостоверяет в АИС ГКН кадастровый паспорт или кадастровую выписку о земельном участке в зависимости от вида выполненной кадастровой процедуры и количества необходимых экземпляров;
Ñпередает подготовленные в электронном виде выписки из кадастра в Озерский отдел для печати, заверения уполномоченным в установленном порядке лицом и выдачи (направления) заинтересованному лицу;
Ñпередает подготовленные протоколы и решения на бумажном носителе в отдел сканирования для формирования электронного кадастрового дела;
6)При принятии решения об аннулировании и исключении из кадастра сведений об объекте недвижимости исключает соответствующие записи из АИС ГКН. Если данное решение принято на основании части 4 статьи 24 Закона о кадастре подготавливает поручение в территориальный отдел о необходимости направления в установленном порядке документов, представленных вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости.
7)При принятии решения о приостановлении либо об отказе в осуществлении кадастровой процедуры удостоверенные подписями на бумажном носителе протокол проверки и решение передает в отдел сканирования для приобщения к электронному учетному делу.
Основные функции отдела расчета кадастровой стоимости. Отдел расчета кадастровой стоимости в установленной сфере деятельности осуществляет следующие основные функции:
1)При наличии оснований, предусмотренных Методическими указаниями, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, составляет Акт определения кадастровой стоимости, который распечатывается и удостоверяется уполномоченным лицом отдела расчета кадастровой стоимости.
2)Производит действия по вводу и подтверждению внесенных в АИС ГКН сведений о рассчитанной кадастровой стоимости земельного участка.
3)Принимает решения по вопросам, связанным с исправлением ошибок в сведениях кадастра о кадастровой стоимости.
4)Передает в отдел кадастрового учета Акт определения кадастровой стоимости и внесенные в АИС ГКН сведения для формирования и удостоверения выписок из кадастра.
Основные функции отдела сканирования. Отдел сканирования в установленной сфере деятельности осуществляет следующие основные функции:
1)После получения документов учетного дела в электронном виде и на бумажном носителе сканирует подготовленные в результате выполнения кадастровой процедуры документы (протокол, решение, Акт определения кадастровой стоимости земельного участка) и приобщает электронные образы документов к соответствующему учетному делу.
2)В случае принятия решения о выполнении кадастровой процедуры из документов учетного дела формирует в АИС ГКН кадастровое дело.
3)Осуществляет в АИС ГКН ведение архива кадастровых и учетных дел.
4)Передает документы на бумажном носителе в отдел приема и отправки документов для направления в территориальный отдел и (или) выдачи заявителю.
Основные функции отдела приема и отправки документов. Отдел приема и отправки документов в установленной сфере деятельности осуществляет следующие основные функции:
1)Наряду с территориальным отделом реализует функции, предусмотренные п. 2.1-2.7 - [12], а также принимает заявления, необходимые для кадастрового учета документы и запросы, представленные в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, независимо от места нахождения объектов кадастровых процедур и вида запрашиваемых сведений кадастра.
2)Обеспечивает в установленном порядке прием и отправку документов, подготовленных в структурных подразделениях аппарата управления Кадастровой палаты в рамках реализации функций, предусмотренных настоящим документом:
Ñосуществляет передачу (направление) в Озерский отдел Росреестра подготовленных на бумажном носителе протоколов проверки, решений об осуществлении кадастровых процедур и Актов определения кадастровой стоимости земельных участков для приобщения к соответствующему кадастровому делу;
Ñосуществляет передачу (направление) в Озерский отдел Росреестра подготовленных на бумажном носителе протоколов проверки и решений об отказе во внесении в кадастр сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, о приостановлении или об отказе в осуществлении кадастрового учета для приобщения к соответствующему учетному делу;
Ñосуществляет передачу (направление) заинтересованным лицам решений об отказе во внесении в кадастр сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, о приостановлении или об отказе в осуществлении кадастрового учета;
Ñразмещает на интернет - портале государственных услуг, оказываемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в электронном виде, документы, подготовленные по результатам рассмотрения заявлений и запросов, поступивших в орган кадастрового учета посредством использования сетей связи общего пользования.
Организация взаимодействия и контроля деятельности структурных подразделений Кадастровой палаты при реализации ими основных функций.
Организация деятельности структурных подразделений Кадастровой палаты по осуществлению основных функций, обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации о регулировании кадастровых отношений при реализации этих функций, а также служебный контроль над деятельностью структурных подразделений Кадастровой палаты возлагается на начальников указанных структурных подразделений в соответствии с их должностными обязанностями.
Структурные подразделения Кадастровой палаты реализовывают основные функции с соблюдением сроков, установленных законодательством РФ о регулировании кадастровых отношений для осуществления кадастровых процедур и предоставления сведений кадастра.
Предельный (максимальный) срок рассмотрения структурным подразделением поступивших документов определяется пропорционально предельному (максимальному) сроку для осуществления кадастровых процедур или предоставления сведений кадастра, установленному законодательством РФ о регулировании кадастровых отношений, исходя из количества структурных подразделений Кадастровой палаты, реализующих основные функции по рассмотрению соответствующих документов, и количества поступлений документов в структурные подразделения.
Например, Вариант 1. Согласно части 1 статьи 17 Закона, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней, если иное не установлено законом - [14].
Основные функции по обеспечению постановки на кадастровый учет объектов недвижимости возложены на семь структурных подразделений Кадастровой палаты. При этом Озерский отдел осуществляет прием документов, представляемых для кадастрового учета, и в дальнейшем (в случае принятия решения об осуществлении кадастрового учета), выдачу (направление) заинтересованным лицам выписок из кадастра, подготовленных по результатам рассмотрения указанных документов.
Таким образом, предельный (максимальный) срок рассмотрения документов, поступивших для кадастрового учета, в каждом структурном подразделении Кадастровой палаты составляет 2,5 рабочих дня.
Вариант 2. Согласно части 8 статьи 14 Закона, кадастровые выписки об объекте недвижимости предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено Законом - [14].
Функции по обеспечению предоставления указанных сведений возложены на два структурных подразделения Кадастровой палаты. При этом Озерский отдел осуществляет прием запросов и в дальнейшем (при наличии законных оснований) удостоверение и выдачу (направление) заинтересованным лицам выписок из ГКН, подготовленных по результатам рассмотрения запроса. Таким образом, предельный (максимальный) срок рассмотрения таких запросов в каждом структурном подразделении Кадастровой палаты составляет 1,6 рабочих дня.
Координация деятельности структурных подразделений Кадастровой палаты по реализации основных функций и контроль за соблюдением сроков их осуществления обеспечивается отделом координации и анализа деятельности.
С 01 октября 2013 года документы (межевой план, технический план, акт обследования) сдаются в электронном виде в формате XML заверенные ЭЦП кадастрового инженера.
Минусы:
-Бумажный носитель не нужен;
-Не читаемость дисков (царапины, прожиги, падения и т.д.);
-Неудобно обжаловать отказы в судах;
-Ошибки сотрудниками органа кадастрового учета при отправке в центральный аппарат для проверки;
-Неудобство для заявителей (не видно информации на диске)
-Программное обеспечение кад.палаты не справляется с объемами
-Неудобство проверки XML схемы
Возможность в кадастровой Палате сдавать документы для регистрации прав имеет плюсы:
-Разгрузка очередей в самой регистрационной палате;
-Территориальное удобство
-Появление новых специалистов
-Экстерриториальный принцип сдачи документов в регистрационную палату в любом районе Московской области.
-Отправка документов и получение через портал государственных услуг облегчает работу и получение необходимой информации, минуя центральную кадастровую палату.
.2 Предложения по совершенствованию ведения кадастра недвижимости в Озерском районе
В настоящее время существует ряд недостатков в ведении кадастровых процедур, устранение которых необходимо для совершенствования системы ГКН.
После перехода на централизованный учет у ФГБУ "ФКП Росреестра" Озерского района появилось множество проблем. Одна из самых значительных является нарушение органом кадастрового учета установленных федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" - [14] сроков по постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и выдачу сведений из ГКН. В примере можно выделить следующие случаи:
)Гражданин обращается с заявлением о постановке своего земельного участка на государственный кадастровый учет 8 февраля 2011 г. Срок постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет составляет 20 рабочих дней. Однако данный срок не соблюдается органом кадастрового учета по Озерскому району, и гражданин получил запрашиваемые документы спустя 3 месяца;
)Гражданка обращается в орган местного самоуправления Озерского района с целью изменения адреса земельного участка. Орган местного самоуправления выносит постановление о присвоении адреса земельному участку, отправляя данное постановление в порядке информационного взаимодействия в орган кадастрового учета. Срок для внесения изменений в адрес земельного участка установлен 30 календарных дней. Однако изменение адреса произошло через 2-3 месяца.
Данная проблема существенно затрудняет процесс оформления объектов недвижимости, создает множество судебных споров и жалоб, а также отнимает много времени и денежных средств, потраченных на судебные разбирательства.
Поэтому предлагаю сократить межмуниципальные отделы, которые являются связующими звеньями между территориальными отделами и центральным аппаратом и передать полномочия в территориальные отделы. Таким образом, сократится время на конвертацию данных, проверку ошибок конвертации баз данных ПК ЕГРЗ в АИС ГКН (отсутствие либо неполнота в АИС ГКН сведений об объекте кадастрового учета при наличии таковых в ПК ЕГРЗ). После сокращения предлагаем распределить штат и заработную плату по районам, которые относятся к данным межмуниципальным отделам. Таким образом, у государственных служащих, специалистов территориальных отделов Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра" повысится заработная плата и заинтересованность в выполнении обязанностей, возлагаемых на них, следовательно увеличится эффективность производительности труда и качество обслуживания населения, также это поспособствует привлечению в Росреестр грамотных специалистов в сфере землеустройства, кадастра, технической инвентаризации, геодезии, картографии, других областях.
В соответствии с существующим законодательством для постановки земельного участка на кадастровый учет необходимы документы, устанавливающие право на земельный участок. В условиях Москвы сложилась практика, при которой такими правоустанавливающими документами являются "Распоряжение префекта" и "Распоряжение Департамента земельных ресурсов". В соответствии с законом при подаче заявления о постановке на государственный кадастровый учет необходим оригинал правоустанавливающего документа. На практике этого сделать невозможно, так как оригинал храниться у префекта и собственнику необходимый документ выдается в виде копии. На основании копии процедура постановки вызывает затруднения, приводит к приостановке постановку на кадастровый учет с последующим отказом, так как копия без предоставления оригинала не является документом. По общепринятому порядку (и в нотариальной конторе, и в любой организации) копия заверяется при наличии оригинала документа. Это связано с тем, что современные технологии позволяют выполнить любой подложный документ с очень высоким качеством, не говоря о копии.
Следовательно, необходимо дублировать правоустанавливающие документы. Например, первый экземпляр - у префекта, второй предоставлять собственнику или на законном основании предоставить собственнику право действовать на основании копии.
Наиболее сложная ситуация обстоит с постановкой на кадастровый учет ранее учтенного объекта недвижимости. Понятие "частной собственности на землю" было введено в 1993 году с принятием Конституции - [1] и было закреплено Земельном кодексом Российской Федерации 2001 года - [8]. До принятия Земельного кодекса Российской Федерации существовало право пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю и т.д. Причем выделялись в соответствии с правоустанавливающими документами жилые здания, но не земельные участки. При строительстве зданий, сооружений земельный участок (приусадебный земельный участок) автоматически переходил в пользование собственника жилого здания. Существуют земельные участки, границы которого не установлены и собственники жилого дома считают, что если они пользуются участком всю жизнь, значит, они являются собственниками земельного участка. Но в соответствии с законодательством до приватизации земля является государственной собственностью.
В соответствии с п. 21 гл. III Порядка ведения государственного кадастра недвижимости - [14], решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя и следующих документов:
Ñсвидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. №177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" - [23];
Ñсвидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. №1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
Ñдокумента, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшем в месте издания такого документа на момент его издания;
Ñвыписки из похозяйственной книги, оформленной в соответствии с приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 г. №146 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок" - [65];
Ñдоговора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;
Ñгосударственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств.
Для постановки на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка подаются документы, в которых говориться о выделении домовладений, а на земельный участок документов не выдавалось. С вступлением в силу закона "О государственном кадастре недвижимости" - [14], данные домовладения "зависли в воздухе", т.к., в отличие от старого законодательства, права на домовладение не достаточно для обладания земельного участка. Поэтому землю необходимо приватизировать. Документы, имеющиеся у обладателей домовладений зачастую не соответствуют перечню документов, указанных в законе.
Около 50% пользователей ранее учтенных земельных участков в Озерском районе получают отказ в постановке на кадастровый учет. Причин отказа множество, но одна из основных причин отказа, что законом не установлен четкий состав документов.
При постановке на кадастровый учет земельного участка, выделенного в большинстве случаев в довоенный период в Озерском районе, необходимые документы утеряны, лица, имеющие права на земельный участок, недееспособны либо их вообще нет в живых, а по закону для постановки на кадастровый учет необходимо присутствие всех дольщиков земельного участка. Основанием для постановки на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка служит документально обоснованная цепочка передачи земельного участка от собственника, который получал право на земельный участок во многих случаях в 20-30 гг ХХ века.
Соответственно во многих случаях цепочка передачи земельного участка прерывается по причине отсутствия необходимых правоустанавливающих документов на земельный участок. Многие документы предоставляются в ненадлежащем виде, т.е. они до такой степени ветхие, что с них невозможно сделать копию.
)В связи с вышесказанным предлагается внесение дополнений в обязательный список для постановки на кадастровый учет вместо приписки "и т.д." всех вариантов правоустанавливающих документов либо снятие ограничений по списку необходимых документов, заменив его общим термином "правоустанавливающие документы".
)Дать в законе более конкретные разъяснения по участникам, претендующих на постановку на кадастровый учет или предложить более упрощенный порядок, который ускорит процесс постановки.
Что касается утраченных, ветхих и непригодных при использовании в процессе постановки на кадастровый учет документов необходимо установить четкий порядок восстановления путем использования сопутствующих материалов и документов путем использования принципа поручительства лиц, имеющих отношение (например, соседи), привлечение материалов организации, участвовавших в предоставлении земельного участка (садоводческие хозяйства, предприятия, организации, учреждения).
В эпоху развитых технологий процесс документооборота в любой сфере стремится к минимизации затрат времени и человеческого труда, следовательно не стоит дублировать работу друг друга. Ведь землеустроители и без того ксерокопируют, сканируют и ведут базу документов в отношении своих заказчиков.
Предлагается внести поправки в ст.38 ФЗ №221 - [14], которые будут регламентировать не только оформление межевого плана, но и форму его подачи в орган кадастрового учета (бумажный вид "плюс" электронная версия).
В соответствии с регламентом проведения кадастровых процедур необходимые сведения в Озерском районе могут предоставляться заявителю по каналу связи, то есть, по электронной почте, но в настоящий момент на практике эта процедура не осуществляется. По нашему мнению, ввод в практику предоставление сведений по электронной почте облегчит процесс получения сведений заявителями.
Предлагаемые нововведения будут способствовать более точному толкованию положений действующего законодательства о кадастровом учете в процессе правоприменительной практики.
2. Эффективность ведения государственного кадастра недвижимости
.1 Эффективность предложений по совершенствованию ведения кадастра недвижимости
В данной части будут рассмотрены вопросы определения эффективности предложений по совершенствованию ведения кадастровых процедур Озерским отделом ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области. Для конкретного расчета эффективности предложений по совершенствованию ведения кадастровых процедур Озерским отделом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, мы воспользовались официальными статистическими данными по количеству проведенных процедур за весь период работы Отдела с 2010 по 2011 гг.
Таблица 1 - Анализ числа заявок о постановке на кадастровый учет и предоставлении сведений, принятых Отделом Росреестра по Озерскому району до перехода на централизованный учет (с 01.01.2010 по 31.10.2010)
МесяцПостановка на кадастровый учетПредоставление сведенийЯнварь102354Февраль128452Март129713Апрель186610Май169687Июнь131766Июль133751Август189536Сентябрь170643Октябрь136699Итого14736211
В таблице 8 приведены статистические данные по количеству числа заявок о постановке на кадастровый учет и предоставление сведений после перехода на централизованный учет.
Таблица 2 - Анализ числа заявок о постановке на кадастровый учет и предоставлении сведений, принятых Отделом Росреестра по Озерскому району после перехода на централизованный учет (с 01.11.2012 г.)
Постановка на кадастровый учетПредоставление сведенийНоябрь137348Декабрь0165Январь095Февраль6169Март37179Апрель57224Май49311Итого2801491
Для наглядности обращения граждан в динамике представлено на диаграмме (рис. 4)
Рисунок 4 - Динамика обращений граждан о постановке на кадастровый учет и предоставлении сведений из ГКН
Анализ числа заявок о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и предоставлении сведений из ГКН, принятых Озерским отделом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области показал, что после перехода на централизованный кадастровый учет количество земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет уменьшилось.
В соответствии с вносимыми предложениями по совершенствованию ведения кадастровых процедур нами предлагается сократить межмуниципальный отдел в г. Подольске, в который стекается вся информация по 18 районам, включая и Озерский район.
Организационная структура отделов Росреестров южного направления приведена в приложении Г.
В межмуниципальном отделе г. Подольска в настоящее время работают 76 сотрудников и их заработная плата составляет в среднем 10 000 рублей в месяц. После сокращения межмуниципального отдела предлагаем распределить штат сотрудников и соответственно их заработную плату по 18 районам:
)76:18 = 4 чел. добавится в каждом районе.
Следовательно, в территориальном отделе Росреестра по Озерскому району число сотрудников увеличится на 33% и составит 13 человек.
)76 *10000 = 760000 тыс. руб.
)760000:18 = 42222 тыс. руб.
)42222:13 = 3500 тыс. руб.
Получаем, что всего на зарплату в межмуниципальном районе г. Подольска государство выделяет 760000 рублей в месяц. Разделив эту сумму на 18 районов, получим, что на Озерский район приходится 42222 тыс. руб.
Распределив данную сумму на количество работников в Озерском отделе, получим, что их заработная плата составит 13500 рублей в месяц, т.е. увеличится на 35%.
Теперь посчитаем экономию государства от сокращения межмуниципального отдела г. Подольска.
Таблица 3 - Сводная ведомость о затратах
МероприятияВсего ед.Стоимость ед., в руб. в мес.Итого, в руб. в годЗатратыАренда помещения (9 кв.м/чел.)684 кв.м.273 0003 283 200Электроэнергия и коммунальные услуги-10 693128 318Амортизационные отчисления-18 200218 400Канцелярские товары и прочие расходы-21 200254 400Итого --3 884 318
Проанализировав рынок недвижимости г. Подольска, в частности размер арендной платы за офисные помещения, можно утверждать, что 1кв.м. нежилого помещения стоит 800 руб. в месяц. Исходя из того, что площадь межмуниципального отдела должна составлять 684 кв.м., так как в среднем на 1 сотрудника приходится 9 кв.м., то 1 кв.м. нежилого помещения будет оцениваться в 400 руб., так как стоимость арендной платы уменьшается при значительном увеличении занимаемой площади (табл. 4).
Таблица 4 - Анализ арендной платы
Площадь, кв.м.Стоимость за 1 кв.м., Руб.1800100700200650300600400550500500600450700400
Экономическая эффективность - результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сокращение межмуниципального отдела увеличит экономию денежных средств государственного бюджета в размере 3884318 руб. в год, а также сократит время на обработку данных и получение сведений из ГКН, что говорит о достаточной эффективности предлагаемых мероприятий по сокращению межмуниципального отдела.
Заключение
В данной работе на основании требований действующего законодательства была представлена технология ведения государственного кадастрового учета земель в Озерском отделе ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области", были выявлены недостатки ведения кадастровых процедур и внесены предложения по их совершенствованию. В ходе исследования были проанализированы теоретические и методические положения ведения государственного кадастра недвижимости, порядок внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости; состояние и использование земель в Озерском районе; дан анализ эффективности предложений по совершенствованию кадастровых процедур.
Анализ показал, для повышения эффективности ведения кадастровых процедур необходимо:
Ñ.создать полноценную законодательную базу для ведения государственного кадастра объектов недвижимости;
Ñсоздать систему взаимодействия органов;
Ñобеспечить полноту и доступность государственных информационных ресурсов в интересах различных пользователей (получение кадастровой информации по каналам связи);
Ñусовершенствовать процесс оформления прав на объекты недвижимости, постановку на кадастровый учет не только земельных участков, но и зданий, сооружений, объектов незавершенного строительств;
Ñорганизовать оформление правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, государственную регистрацию прав объектов недвижимости при четком взаимодействии с городскими и федеральными организациями;
Ñсоздать ведомственную систему обучения и подготовки кадров в сфере кадастрового учета и регистрации объектов недвижимости;
Ñразработать и внедрить систему мотивации сотрудников, ориентированную на качество государственных услуг;
Ñунифицировать учетно-регистрационные процедуры и создать единую административно-процессуальную модель оказания государственных услуг. (Возможность подачи одного заявления для кадастрового учета и регистрации прав);
Ñвнедрить электронный документооборот.
Применение предложенных мероприятий позволит оптимизировать учетную деятельность на этапе обработки поступаемых сведений, сократить трудовые затраты, обеспечить экономию бюджета, и, в целом, повысить качество государственных услуг.
Список использованных источников
1.Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации [Текст]: от 25.12.1993 [с изм. и доп. от 08.06.2012, №1-ФКЗ] - М.: офиц. текст - Юридическая литература, 2013. - 48 с.
2.Российская Федерация. Законы. Водный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 03.06.2006, №74-ФЗ [с изм. и доп. от 25.06.2012, №93-ФЗ] - М.: Юридическая литература, 2013 - 39 с.
.Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 29.12.2004, №190-ФЗ [с изм. и доп. от 28.07.2012, №133-ФЗ] - М.: Юридическая литература, 2013 - 60 с.
.Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: федеральный закон от 30.11.1994 №51-ФЗ [ред. от 06.12.2011, №393-ФЗ, с изм. от 27.06.2012] - М.: Юридическая литература, 2013 - 122 с.
.Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федеральный закон от 26.01.1996 №14-ФЗ [с изм. от 28.11.2011 №336-ФЗ] - М.: Юридическая литература, 2012 - 164 с.
.Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: федеральный закон от 26.11.2001 №146-ФЗ [с изм. от 05.06.2012 №51-ФЗ] - М.: Юридическая литература, 2013 - 33 с.
.Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Текст]: федеральный закон от 18.12.2006 №230-ФЗ [с изм. от 08.12.2011 №422-ФЗ] - М.: Юридическая литература, 2012-119 с.
.Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 25.10.01, № 136 [с изм. и доп. от 28.07.2012 №133-ФЗ] - М.: Юридическая литература, 2013 - 70 с.
.Российская Федерация. Законы. Лесной кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 04.12.2006, №200-ФЗ [c изм. И доп. от 28.07.2012, №133-ФЗ] // Российская газета, 2013 - 62 с.
.Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: федеральный закон от 31.07.1998, №146-ФЗ [c изм. и доп. от 28.07.2012, №133-ФЗ] // Консультант, 2013 - 172 с.
11.Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федеральный закон от 05.08.2000, №117 - ФЗ [c изм. и доп. от 2.10.2012, №162-ФЗ] // Консультант, 2013 - 524 с.
12.Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Текст]: от 21.07.1997, №122-ФЗ [с изм. и доп. от 28.07.2012, №133-ФЗ] // Консультант, 2013 - 47 с.
.Российская Федерация. Законы. О государственном земельном кадастре [Текст]: федеральный закон от 02.01.2000, №28-ФЗ [с изм. и доп. от 04.12.2006, №201-ФЗ] // Консультант, 2013 - 62 с.
14.Российская Федерация. Законы. О государственном кадастре недвижимости [Текст]: федеральный закон от 24.07.2007, №221-ФЗ [c изм. и доп. от 23.07.2013, №250-ФЗ] // Российская газета, 2013 - 133 с.
15.Российская Федерация. Законы. О землеустройстве [Текст]: федеральный закон от 18.0.2001, №78-ФЗ [c изм. и доп. от 18.07.2011, №242-ФЗ] // Консультант, 2012 - 8 с.
.Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: федеральный
закон от 06.10.2003, №131-ФЗ [c изм. и доп. от 25.06.2012, №91-ФЗ] //
Консультант, 2012 - 94 с.
.Российская Федерация. Законы. Об особо охраняемых природных территориях [Текст]: федеральный закон от 14.03.1995, №33-ФЗ [c изм. и доп. от 25.06.2012, №93-ФЗ] // Российская газета, 2012 - 48 с.
18.Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды [Текст]: федеральный закон от 10.01.2001, № 7-ФЗ [c изм. и доп. от 25.06.2012, №93-ФЗ] // Российская газета, 2012 - 36 с.
19.Российская Федерация. Указы Президента. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти [Текст]: Указ Президента от 12.05.2008, №724 // www.rosreestr.ru.
20.Российская Федерация. Указы Президента. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Текст]: Указ Президента от 09.03.2004, №314 // www.rosreestr.ru.
21.Российская Федерация. Указы Президента. О Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии [Текст]: Указ Президента от 25.12.2008, №1847 [c изм. и доп. от 21.05.2012, №636-ФЗ] // www.rosreestr.ru <#"justify">40.Боголюбов С.А. Земельное право [Текст]: Учебник 3-е изд. - М.: Юрайт, 2011. - 230 с.
41.Варламов, А.А. Информационное обеспечение земельного кадастра [Текст]: учеб. Пособие / А.А. Варламов, С.А. Гальченко. -М.: ГУЗ, 1999. - 55с.
.Варламов А.А. Земельный кадастр [Текст]: в 6 т.: т.1 Теоретические основы государственного земельного кадастра: Учебник / А.А. Варламов. - М.: Колос, 2003. - 382 с.
.Варламов А.А. Земельный кадастр [Текст]: в 6 т.: т. 2. Управление земельными ресурсами: Учебник / А.А. Варламов. - М.: Колосс, 2004. - 528с.
.Варламов А.А., С.А. Гальченко. Географические и земельные информационные системы [Текст]: учеб. для студентов вузов / А.А. Варламов, С.А. Гальченко. - М.: КолосС, 2006. - 400 с. - (Земельный кадастр в 6 т. / А.А. Варламов, С.А. Гальченко, Т.6.).
.Варламов А.А., С.А. Гальченко. Государственная регистрация и учёт земель [Текст]: учеб. для студентов вузов / А.А. Варламов, С.А. Гальченко. - М.: КолосС 2006. - 528 с. - (Земельный кадастр в 6 т. / А.А. Варламов, С.А. Гальченко, Т. 3.).
.Галиновская Е.А. Земельное законодательство: особенности формирования и развития Текст. / Е.А. Галиновская. // Журнал российского права. - 2009. - №11. - С. 14-25.
.Долганова Н.С. Комментарий к Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ: (постатейный) [Текст] / Н.С. Долганова. - М.: Юстицинформ, 2009. - 408 с.
.Калинин Н.И. О совершенствовании законодательства в части оборота земель сельскохозяйственного назначения Текст. / Н.И. Калинин // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2010. - №1.
.Львов А.А., Семкина О.С., Кухтин П.В. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2011. 17 с.
50.Огарков, А.П. С заботой о людях и об эффективном использовании земли Текст. / А.П. Огарков // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2009. - №10.
51.Приходько, В.Ф. Экономическая эффективность формирования информационно-аналитической системы кадастра недвижимости муниципальных образований Московской области Текст.: дис. к.э.н. / В.Ф. Приходько. - М.: ГУЗ, 2010.
52.Раздорожный, А.А. Охрана труда и производственная безопасность [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.А. Раздорожный. - М.: Издательство "Экзамен", 2011. - 510с.
53.Стурман В.И. Экологическое картографирование [Текст]: Учебное пособие / В.И. Стурман. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 251 с.
54.Трифонова Т.А., Мищенко Н.В., Краснощеков А.Н. Геоинформационные системы и дистанционное зондирование в экологических исследованиях [Текст]: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2010. - 352 с.
.Безопасность жизнедеятельности [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. Белова С.В. - М.: Высшая школа, 2011. - 448 с.
.Дистанционное зондирование и географические информационные системы: теория и практика цифровой обработки изображений [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.М. Берлянта. - М.: Научный мир, 2009. - 168с.
.Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. / Госкомстат России. - М., 2013. - 813 с.
.Теория и методы управления земельными ресурсами в условиях многообразия форм собственности на землю [Текст]: монография / под науч. ред. А.А. Варламова; Государственный университет по землеустройству. -
М., 2006. - 343 с.
59.Формирование и ведение Государственного кадастра недвижимости как информационного ресурса государственного управления земельным фондом [Текст] / О.Б. Раевская // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель - 2010. - №2 - С. 20-28.
60.#"justify">61.#"justify">62.#"justify">63.#"justify">.#"justify">.#"justify">67.http://ru.wikipedia.org - Свободная энциклопедия.