Фонд социального страхования Российской Федерации

Введение


Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета.

В ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена - общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

Целью данной работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его место в бюджетной системе России. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

определение сущности, цели, задачи, структуру управления фонда;

анализ бюджета фонда;

рассмотрение проблем и перспектив развития фонда.


Глава 1. Сущность и особенности функционирования фонда социального страхования РФ


.1 Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации


Конституция страны определяет Российскую Федерацию, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из форм социального обеспечения является социальное страхование. Оно представляет собой государственную систему материального обеспечения граждан в старости, в случае временной или постоянной потери трудоспособности, а также охраны их здоровья. Осуществляется за счет особых фондов, образуемых из обязательных взносов организаций, а также дотаций из бюджетных средств на материальное обеспечение рабочих, служащих и членов их семей. Основные составляющие финансового механизма социального страхования - взносы, целевые фонды и социальные выплаты.

Выполнение основных функций государства в сфере социального страхования возложено на Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Основной функцией Фонда является финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также пособия на погребение усопших.

Развитие социального обеспечения в России. В советский период социальные пособия и льготы были призваны частично компенсировать населению низкую заработную плату, служить дополнительным стимулом для работы в особых условиях, связанных с вредными и тяжёлыми условиями труда, а также использовались как признание особых заслуг перед государством определенной категории населения. Таким образом, советская система социальной зашиты населения была призвана решать следующие основные задачи:

. Оказывать помощь нетрудоспособным гражданам, лишенным поддержки со стороны семьи, в том числе пособия на детей, многодетным и одиноким матерям и т.д.;

. Обеспечивать поддержку граждан с особыми заслугами перед обществом;

. Осуществлять выплаты пенсий и социальных пособий, в том числе трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, предоставлять льготы за работу, связанную с вредными и тяжелыми условиями труда.

Однако необходимо отметить, что, несмотря на то, что в целом в данной системе применялись отдельные инструменты для выравнивания уровня жизни населения, в то же время существовавшая система социальной зашиты была основана на категориальном принципе социальных выплат и льгот. Это приводило к тому, что социальная помощь предоставлялась не тем, кто в ней действительно нуждался, а по другим критериям: по трудовому стажу, возрасту, профессиональной деятельности. В результате помощь поступала как в бедные, так и небедные семьи, что, усугубляло социально-экономическое неравенство в стране.

Предоставление социальной помощи семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума, т.е. соблюдение принципа адресности, позволит сократить контингент получателей и повысить долю социальных трансфертов в доходах бедных слоев населения. Таким образом, достигается вертикальное равенство, т.е. происходит перераспределение дохода или потребления от богатых слоев населения в пользу малообеспеченных.

Предоставление равных возможностей в социальной поддержке тех граждан, которые реально в ней нуждаются, обеспечивает горизонтальное равенство и исключают доступ к ней прочих категорий населения.

На эффективность социальной помощи также влияет отношение трансфертов, достигающих тех граждан, которые реально в ней нуждаются, к общему объему социальной помощи.

В конечном итоге эффективность социальной политики зависит от адекватности принципов социального обеспечения, которая основывается на следующих главных принципах.

Принцип солидарности - принцип распределения социальной помощи только в зависимости от нуждаемости, без учета размеров уплачиваемых гражданами налогов и страховых взносов.

Принцип всеобщности - социальное обеспечение распространяется на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от расы, пола, политических, религиозных и иных убеждений, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам.

Принцип адресности - предполагает предоставление социальной помощи только семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума и предусматривает:

предоставление социальной помощи не категориям населения, а семьям и гражданам;

разработку системы выявления и учета малоимущих слоев населения;

проведение проверок обеспеченности населения.

Принцип общедоступности определяет, что условия, которые дают право на получение социальных пособий и льгот, доступны каждому.

Принцип многообразия закрепляет различные формы и виды социального обеспечения. К формам относятся государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, предоставление инвалидам индивидуальных средств передвижения, пособия многодетным семьям и одиноким матерям и т.д.

Именно от полной реализации предложенных принципов зависит эффективность новой системы социального обеспечения.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы зашиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» материальное обеспечение граждан, не участвующих в трудовом процессе по независящим от них обстоятельствам. ФСС призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. ФСС стал создаваться в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию по следствий изменение материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Действие обязательного социального страхования распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и другие категории граждан, уплата ими или за них страховых взносов или налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ, которое управляет системой обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования - федеральная государственная собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются федеральными законами в Государственной Думе после внесения их на рассмотрение Правительством РФ.

Организация социального страхования предусматривает использование следующих понятий и терминов:

страховой взнос - обязательный платеж на обязательное социальное страхование;

тариф страхового взноса - ставка страхового взноса установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц;

социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления, которого осуществляется обязательное социальное страхование;

страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию;

обеспечение по обязательному социальному страхованию - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

страховой стаж - суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов;

средства обязательного социального страхования - средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении
страховщика конкретных видов обязательного социального страхования. Основная задача ФСС - выплата страхового обеспечения по следующим видам социальных страховых рисков.

необходимость получения медицинской помощи;

временная нетрудоспособность;

трудовое увечье и профессиональное заболевание;

материнство;

инвалидность;

наступление старости;

потеря кормильца;

признание безработным;

смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

. оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

. пенсия по старости;

. пенсия по инвалидности;

. пенсия по случаю потери кормильца;

. пособие по временной нетрудоспособности;

. пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

. пособие по беременности и родам;

. ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет; . пособие по безработице;

. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

. единовременное пособие при рождении ребенка;

. пособие на санаторно-курортное лечение;

. социальное пособие на погребение;

. оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Основные задачи ФСС:

обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, осуществление мер по совершенствованию Фонда социального страхования, разработка совместно с другими заинтересованными ведомствами предложений о размере тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения о необходимости и целесообразности страхования;

сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

1.2 Управление Фондом социального страхования


Для руководства оперативной деятельностью ФСС правительство РФ назначает председателя и его заместителей. Кроме того, при ФСС образуется правление, которое возглавляет председатель ФСС. Членами правления становятся заместители председателя, а также представители правительственных органов, профсоюзов, организаций по защите интересов семей. Всего правление ФСС насчитывает 20 человек.

Председатель ФСС имеет пять заместителей, в том числе одного первого. Председатель руководит деятельностью фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач, распределяет обязанности между заместителями, вносит проект бюджета ФСС на утверждение в правительство РФ, разрабатывает совместно с заинтересованными ведомствами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию.

Правление ФСС концентрирует свое внимание на задачах фонда и совершенствовании государственного социального обеспечения, формировании и использовании резервных средств, проекте размера тарифа страховых взносов, проекте бюджета фонда и его исполнении, рассматривает отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений, а также о контрольно-ревизионной деятельности ФСС. Правительство РФ, которому подотчетна деятельность ФСС, утверждает отчет об исполнении его бюджета.

Организация работы ФСС построена по территориальному принципу и включает региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ, центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отраслях экономики; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда социального страхования РФ.

Для оперативного управления деятельностью ФСС создается правление, а при его отделениях - координационные советы в качестве совещательных органов. Фонд и его отделения имеют статус юридического лица.

Распорядителями средств ФСС являются председатель и главный бухгалтер ФСС, а в региональных и центральных отраслевых отделениях - управляющий и главный бухгалтер отделения.

Руководство отделениями фонда социального страхования осуществляют управляющие. Отделение ФСС и их филиалы осуществляют регистрацию страхователей и организуют банки данных по ним; проводят финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли; устанавливают для страхователей нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантии по социальному страхованию работников; обеспечивают полноту и своевременность уплаты взносов, исполнение бюджетов органов фонда; выполняют аккумуляцию страховых взносов для создания резервов, принимают решение об использовании свободных денежных средств; разрабатывают проекты бюджетов органов фонда и смет расходов на их содержание; производят расчеты со страхователями, органами фонда и прочими организациями; производят прием на работу и увольнение работников аппарата отделений фонда, руководителей филиалов; информируют о своей деятельности фонд, главу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, профессиональный союз.

Администрация Фонда Социального Страхования и его отделений в лице руководителя и главного бухгалтера несет ответственность за правильность начисления и расходования средств на выплату пособий по социальному страхованию, оплату путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, а также за правильностью финансирования других мероприятий по социальному страхованию.

Фонд Социального Страхования совместно с Государственной налоговой инспекцией осуществляют контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов. Кроме того, с участием профсоюзов ФСС контролирует расходование средств, выделенных и предоставленных в распоряжение предприятий и организаций.

социальный страхование бюджетный доход


ГЛАВА 2.БЮДЖЕТ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ


.1 Структура доходов и расходов фонда социального страхования РФ


Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:

Налоговые доходы:

единый социальный налог - по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ

доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4%;

Неналоговые доходы:

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ;

прочие поступления.

Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.


2.2 Анализ изменения структуры доходов и расходов Фонда социального страхования РФ


Проведем анализ структуры доходов и расходов ФСС на основе данных из Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» приведенных в таблице 1.


Таблица 1. Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов: «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

Характеристика2011 год, тыс. руб.2012 год, тыс. руб.2013 год, тыс. руб.общий объем доходов бюджета458 819 504,7500 984 772,1552 573 636,4за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета64 512 740,787 250 650,394 973 882,5из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования18 000 000,019 000 000,023 000 000,0общий объем расходов бюджета Фонда456 874 617,7496 832 419,1545 056 169,4предельный объем профицита бюджета Фонда1 944 887,04 152 353,07 517 467,0общий объем доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию311 087 306,8342 058 284,2378 578 632,3общий объем доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний65 219 457,271 675 837,679 021 121,6

Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам (таблица 1): в 2011 году в сумме 458 819 504,7 тыс. рублей, или 107,8% к уровню 2010 года; в 2012 году - 500 984 772,1 тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2011 года; в 2013 году -552 573 636,4 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2012 года.

Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются:

доходы по обязательному социальному страхованию - в 2011 году - 311 087 306,8 тыс. рублей, или 108,2% к уровню 2010 года, в 2012 году - 342 058 284,2 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2011 года, в 2013 году - 378 578 632,3 тыс. рублей, или 110,7% к уровню 2012 года;

доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в 2011 году -65 219 457,2 тыс. рублей или 114,8 % к уровню 2010 года, в 2012 году -71 675 837,6 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2011 года, в 2013 году -79 021 121,6 тыс. рублей или 110,2% к уровню 2012 года;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета - в 2011 году -64 512 740,7 тыс. рублей или 104,7% к уровню 2010 года, в 2012 году -

250 650,3 тыс. рублей или 135,2% к уровню 2011 года, в 2013 году -

973 882,5 тыс. рублей или 108,9% к уровню 2012 года.

Расходы Фонда предусмотрены (таблица 1) - в 2011 году в сумме 456 874 617,7 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2010 года, в 2012 году -496 832 419,1 тыс. рублей, или 108,7% к уровню 2011 года, в 2013 году в сумме - 545 056 169,4 тыс. рублей или 109,7% к уровню 2012 года, включая расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в 2011 году в сумме 65 219 457,2 тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2010 года, в 2012 году -

675 837,6 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2011 года, в 2013 году - 664 386,6. рублей, или 110,2% к уровню 2012 года.

Представленный проект бюджета Фонда на 2011 год определяет прогнозируемый профицит бюджета в сумме 1 944 887,0 тыс. рублей, на 2012 год в сумме 4 152 353,0 тыс. рублей, а на 2013 7 517 467,0 тыс. рублей, что свидетельствует о финансовой устойчивости Фонда.

Без дефицитность бюджета ФСС на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, по замыслу разработчиков, предполагается обеспечить за счет следующего комплекса мер:

Во-первых, распространить обязательное социальное страхование на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В крупных организациях на выплаты по таким договорам приходится до 16 % оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса - до 26 %. Новая норма, с одной стороны, позволит повысить социальную защищенность этой категории граждан, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его специалистов, получит на этом дополнительно 3,7 млрд. руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития - не менее 7 млрд. руб. Кроме того, это даст возможность унифицировать базу для начисления страховых взносов во все страховые фонды.

Во-вторых, начисление пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам из среднего заработка не за 12 месяцев работы, как это происходит сейчас, а за два календарных года, предшествующих страховому случаю. Логика этой меры основана на том, чтобы учитывать не краткосрочный, а устойчивый заработок, с которого поступали взносы. Предполагается, что для стабильно работающих и страхующихся граждан ухудшений не произойдет, но зато эта мера позволит исключить случаи злоупотребления правом, как со стороны работодателя, так и со стороны работника, и будет более справедливой с точки зрения возмещения утраченного дохода и принципа эквивалентности страхового возмещения уплаченным взносам.

Третья новация, заложенная в бюджете ФСС, касается изменения трудового стажа при определении размера пособия. Основа для этой новации изменения в законодательстве, по которым с 2007 года при определении процентной ставки пособия учитывается не непрерывный трудовой стаж, а страховой, включающий все периоды трудовой деятельности, в том числе и отпуск по беременности и родам, военную службу и т. д. Авторы предлагаемой меры исходили из того, что сегодня 80 % застрахованных граждан имеют право на получение пособия в размере 100 % заработка, и это не способствует стремлению работников скорее выздороветь и возвратиться на работу. Поэтому предлагается повысить «стажевые пороги» следующим образом: выплачивать 60 % заработка тем, кто проработал не менее 8 лет (сейчас - 5 лет), 80 % - при стаже от 8 до 15 лет, 100 % -- при стаже от 15 лет (сейчас - 8 лет). Эта норма должна сэкономить 10,6 млрд. руб.

И, наконец, четвертая новация в социальном страховании - оплата пособий по нетрудоспособности за счет средств ФСС не с третьего дня, как сейчас, а с четвертого. По мнению экспертов Минздравсоцразвития, эта мера будет экономически стимулировать работодателей обеспечивать своим работникам безопасные и комфортные условия труда, что в свою очередь позволит снизить заболеваемость. Кроме того, это должно усилить контроль работодателя за обоснованностью больничных листов. При этом, считают эксперты, если уровень заболеваемости в результате принятых работодателем мер будет ниже среднего, его расходы будут сопоставимы с теми, которые он несет сейчас при оплате первых двух дней больничного листа.


2.3 Проблемы и пути совершенствования Фонда социального страхования РФ


В условиях рыночных преобразований особое место занимают проблемы социального обеспечения граждан. Социальное обеспечение связано с защитой со стороны общества в лице государства от рисков потери трудоспособности и безработицы, потери кормильца. Социальное страхование выступает одним из методов такой защиты. Реформирование в области социального обеспечения, и социального страхования в том числе, должно быть направлено на повышение социальной защищенности населения от возрастающих в условиях рынка рисков. С другой стороны, следует учитывать, что данная цель не должна противоречить стимулированию деловой активности и стабильности государственных финансов.

В настоящее время Россия находится в стадии выхода из кризиса. В соответствии с этим, существует ряд трудностей с уплатой налогов и взносов. И в этой связи есть проблема: как сбалансировать доходы и расходы системы внебюджетных социальных фондов?

Когда Департамента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации начинал подготовку предложений по реформированию социального страхования, в том числе и вопросов сбалансированности бюджетов государственных социальных фондов, было принято решение, что их несбалансированность и наличие дефицита с кризисом никак не связаны. Вызваны они другими причинами.

Дефицит бюджета Фонда социального страхования носит системный характер, который сразу проявился, как только начали отказываться от прямого ограничения размеров пособий. Его причина - в существовании специальных налоговых режимов, установленных в свое время в целях поддержки ряда страхователей, в том числе сельхозтоваропроизводителей, представителей малого бизнеса. Суть этих режимов в том, что страхователь осуществляет платежи в ФСС не от фонда оплаты труда, а в форме составной части специального налога - единого сельхозналога, единого налога на вмененный доход и т.п.

Выплаты из ФСС застрахованные из этих организаций получают в полном объеме в соответствии с нормами российского законодательства. Хотя обеспечены эти выплаты платежами самих организаций менее чем на 50%. Следует отметить, что когда вводились нормы о льготном обложении этих категорий плательщиков, предполагалось, что речь будет идти о 3-5 млн. человек, занятых на малых предприятиях. Но сейчас в подобных организациях, зачастую созданных вычленением отдельных участков крупных предприятий, занято гораздо больше - 13 млн. человек, и каждый год прибавляется практически по миллиону. При этом число рабочих мест в стране не увеличилось, по-прежнему в экономике занято около 62 млн. работников среднесписочного состава. Поэтому чем дольше эта ситуация сохранялась бы, тем дольше сохранялся бы и рос дисбаланс бюджета Фонда социального страхования.

С принятием нового законодательства о страховых взносах законодатель уравнял организации, ранее использовавшие специальные налоговые режимы, со всеми остальными плательщиками и ввел переходный период для реализации этой нормы. Уже с 2011 года, когда норма начала вводиться в действие, ситуация с поступлением доходов в бюджет ФСС начала улучшаться. А к 2015 году, когда норма будет применяться в полном объеме, проблемы несбалансированности его бюджета в этой части уже не будет.

Одно из важных направлений социального страхования, как известно, - страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По этому виду социального страхования доходов для выполнения обязательств государства в принципе достаточно. Стоит что-то менять в системе тарификации?

Формально оснований для беспокойства по поводу этого вида социального страхования вроде бы нет - ведь бюджет здесь сбалансирован и исполняется даже с некоторым профицитом. Однако на деле без модернизации тарифной политики, изменения целей и задач социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не обойтись.

Перемены здесь нужны, и главное в них - переориентация тарифной политики на позитивные задачи. Сегодня целью этого вида страхования по-прежнему остается обеспечение страховых выплат в возмещение вреда по факту возникших случаев причинения вреда жизни и здоровью работника. Такая цель ставилась при передаче этих выплат от предприятий фонду. А в перспективе целью страховщика должны также являться профилактика и предотвращение возникновения страховых случаев, особенно если речь идет о профессиональных заболеваниях, а также реабилитация пострадавших, имея в виду их возвращение к трудовой деятельности и активной жизни.

Должны измениться и классификация рисков, принципы их оценки. Сегодня оценка производится по двум показателям - объему выплат по имеющимся страховым случаям и размерам фонда оплаты труда по виду экономической деятельности. Чем больше фонд оплаты труда, тем ниже «риски», чем меньше, - тем выше. По этим же принципам производятся классификация рисков и установление страховых тарифов. Но фонд оплаты труда на деле никак не связан с условиями труда и их влиянием на жизнь и здоровье работника.

Иными словами, целью модернизации тарифной политики в этой сфере социального страхования должны стать ее конкретизация и адресность.

Принципы тарификации в этом виде страхования следует пересмотреть вплоть до того, чтобы устанавливать свои тарифы для каждого конкретного предприятия, с учетом того, какие вредные условия производства имеются на нем и что делается для того, чтобы эти условия не наносили непоправимый вред здоровью работников. Тем самым это побуждает работодателя к модернизации технологии, снижению вредности производства. При невозможности таких решений - к своевременному выводу работников с вредных производств. Недостатки существуют также и в Законе о Бюджете Фонда социального страхования, в частности Законом не предусмотрены бюджетные ассигнования на:

детский оздоровительный отдых и на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам для долечивания в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения;

расходы по проведению углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

осуществление мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных и ассигнования для проведения научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда.

Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на проект Федерального Закона «О Бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» предлагает обратить внимание на необходимость рассмотрения и решения в ближайшей перспективе следующих вопросов:

. Рекомендовать Минздравсоцразвития России как координатору деятельности государственных внебюджетных фондов разработать методику прогнозирования объемов поступлений в Фонд страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

. В целях более обоснованного подхода к формированию показателей по объему поступлений страховых взносов на очередной финансовый год рекомендовать Фонду как главному администратору поступлений страховых взносов на основе представляемых страхователями расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам разработать форму отчетности о базе для начислений по страховым взносам, включающей, в том числе, информацию по распределению начисленной облагаемой базы по категориям плательщиков, а также объему выплат, не облагаемых страховыми взносами.

В целях совершенствования процесса управления средствами бюджета Фонда социального страхования РФ предполагается целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которые позволят Фонду финансировать расходы на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Также в целях реализации положений статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», предусматривающей страховое обеспечение по виду обязательного социального страхования «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей», следует найти возможность осуществления финансирования санаторно-курортного лечения работников. А также принять в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения соответствующий федеральный закон.

Немаловажным аспектом совершенствования управления средствами бюджета Фонда являются возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности. Кроме того, необходимо принять меры по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития. Именно потому, что, как уже сказано было ранее, отсутствие полноценной законодательной базы негативно сказывается на функционировании системы государственного социального страхования в целом.

Заключение


Данная работа была посвящена изучению особенностей Фонда социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования имеет большое социально - экономическое значение.

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные фонды.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Фонд социального страхования создан для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования.

Основными задачами Фонда социального страхования являются:

обеспечение гарантированных государством пособий;

участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников;

подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

В отличие от бюджетной системы государственные внебюджетные фонды социального назначения профицитны, т.е. доходы превышают расходы.

Доходная часть внебюджетных фондов социального назначения формируется главным образом за счет социальных отчислений.

Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.

Конституция страны определяет Российскую Федерацию, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из форм социального обеспечения является социальное страхование. Оно представляет собой государственную систему материального обеспечения граждан в старости, в случае временной или постоянной потери трудоспособности, а также охраны их здоровья. Осуществляется за счет особых фондов, образуемых из обязательных взносов организаций, а также дотаций из бюджетных средств на материальное обеспечение рабочих, служащих и членов их семей. Основные составляющие финансового механизма социального страхования - взносы, целевые фонды и социальные выплаты.

Выполнение основных функций государства в сфере социального страхования возложено на Фонд социального страхования Российской Федерации.

Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Основной функцией Фонда является компенсация или минимизация последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Совершенствование системы социального страхования является насущной необходимостью.

В своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В этой связи требуется принять не просто отдельные меры по совершенствованию отдельных механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.

Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ, которое управляет системой обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования - федеральная государственная собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются федеральными законами в Государственной Думе после внесения их на рассмотрение Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Механизмы обязательного социального страхования позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков. Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.


Литература


1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.06.2011)

. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об основах обязательного социального страхования"

. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ред. от 01.07.2011)

. Федеральным Законом от 06.10.2011 № 267-ФЗ "Об исполнении бюджета фонда социального страхования российской федерации за 2010 год" (принят ГД ФС РФ 21.09.2011)

. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2005 № 701 (ред. от 08.05.2009) "О родовом сертификате" (вместе с "Инструкцией по заполнению родового сертификата", "Порядком обеспечения родовыми сертификатами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, их учета и хранения") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2005 № 7337)

. Заключение на проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 8 октября 2010 г. № 47К (749), п.19)

. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах".
9. Архипова А.И., Погосова И.А . - Финансы, 2009. . Беспалов М.В. Об уплате обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды РФ в 2010 году // "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2010.

. Захарьин В.Р. Выплаты социальных пособий в 2010 году //"Экономико-правовой бюллетень", 2010.

12. Касьянова Г.Ю. Страховые взносы на зарплату: порядок начисления и уплаты обязательных платежей в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинскогострахования. 5-е изд., 2012. <#"justify">15. Кричевский Н. А. Социальное страхование. - М.:Издательский дом Дашков и К, 2009.

16. Куликов Л.М. Финансы, 2009.

17. Курбангалеева <#"justify">Приложение


Динамика расходов Фонда Социального страхования













Теги: Фонд социального страхования Российской Федерации  Курсовая работа (теория)  Банковское дело
Просмотров: 52181
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Фонд социального страхования Российской Федерации
Назад