Учёт расчетов по социальному страхованию и обеспечению и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

ВВЕДЕНИЕ


Тема курсовой работы «Учёт расчетов по социальному страхованию и обеспечению и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» является актуальной и современной, так как наличие социальной защиты населения характерно практически для всех стран.

Страхование в Республике Беларусь, как и вся экономическая система, находится в состоянии реформирования. Страхование - это развивающаяся отрасль, опирающаяся на огромный, практически неосвоенный рынок, имеющий в Республике Беларусь большое будущее. Основанием для такого прогноза является то, что во многих развитых странах мира страховые компании по своим размерам концентрируемого в них капитала стоят наравне с банками и являются важной отраслью финансового сектора экономики.

Современный этап становления социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь требует создание действенного механизма формирования страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, что дает возможность работникам организаций в будущем быть материально обеспеченными.

Социальная защита населения выражается в том, что государство гарантирует своим гражданам материальную поддержку при утрате ими трудоспособности в результате старости, инвалидности, потере кормильца, при рождении ребенка, уходом за детьми в возрасте до трех лет, и других случаев предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Все они финансируются из соответствующих фондов социального обеспечения.

В настоящее время специалисты оценивают охват страхового рынка Республике Беларусь в пределах 10%, что позволяет говорить о значительном поле деятельности для страховщика. Возможность управлять страховым портфелем и обеспечить его сбалансированность - все это представляет большую значимость для дальнейшего развития страхового рынка Республики Беларусь.

Целью работы является учёт расчетов по социальному страхованию и обеспечению и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие основные задачи исследования:

.Раскрыть экономическую сущность страхования.

.Рассмотреть, провести и проанализировать учёт расчетов по страхованию и обеспечению в Республике Беларусь.

Объектом исследования является страхование как отношения, возникающие в процессе формирования страховых фондов.

Предметом исследования являются отношения и процессы, направленные на совершенствования страхования в системе экономических отношений.

Методологической базой исследования является диалектический метод познания и системного подхода, раскрывающие возможности изучения экономических явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности.

В работе применялись методы исследования: общенаучные методы; методы анализа и синтеза; методы экспертных оценок.

Теоретическую основу исследования составляют научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, касающиеся предмета исследования, публикации в отечественной и зарубежной периодической печати. В работе использованы законодательные и нормативные акты по страхованию, инструктивные материалы финансовых ведомств.


1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СТРАХОВАНИЯ


1.1 Виды и назначения страхования, их краткая характеристика


По своей сути страхование - это система экономических отношений, включающая совокупность форм и методов создания специального фонда средств и его использования для возмещения ущерба от неблагоприятных случайных явлений, а также для оказания гражданам и их семьям помощи при наступлении различных событий в их жизни: дожития до определенного возраста, утраты трудоспособности и т.д. [12, c. 5].

Действующим законодательством страхование определяется как система отношений «по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)».

В страховании как в двухстороннем процессе в обязательном порядке участвуют две стороны: страховщик и страхователь.

Страховщик - это юридическое лицо любой организационно-правой формы, созданное для осуществления страховой деятельности и получившее соответствующую лицензию. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

Страхователь - это юридическое или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования или являющееся страхователем в силу закона [16, с. 87].

Объективный характер процесса страхования выделяет его в самостоятельную финансовую категорию наряду с финансами и кредитом, имеющую ряд присущих ей особенностей.

Во-первых, страховые фонды образуются исключительно на основе денежных перераспределительных отношений, обусловленных наличием страхового случая, способного нанести материальный или иной ущерб.

Во-вторых, для страхования характерна замкнутая раскладка ущерба, связанная с солидарной ответственностью страхователей - участников страхового фонда - за ущерб.

В-третьих, страхование предусматривает перераспределение или выравнивание ущерба по территории и во времени.

В-четвертых, в страховании происходит сочетание индивидуальных и групповых интересов страхователей.

В-пятых, для страхования характерна возвратность мобилизованных в страховой фонд страховых платежей. Виды личного страхования: страхование на дожитие, пенсионное страхование и другие имеют накопительный характер, что сближает в этом отношении банковскую и страховую деятельность.

В-шестых, страхование предусматривает эквивалентность отношений страхователя и страховщика, самоокупаемость страховой деятельности в условиях рыночной экономики [12, с. 8].

Страхование играет ведущую роль в компенсации ущербов, и потребность в нем возрастает вместе с развитием экономики и цивилизации общественных отношений. Страхование гарантирует от случайных рисков имущественные интересы граждан и предприятий, обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства.

Развитая система страхования освобождает государство от дополнительных финансовых расходов, вызванных произошедшими неблагоприятными событиями, необходимость компенсации которых в ином случае легла бы на государство.

Страхование выполняет инновационную функцию, способствуя развитию технического прогресса и внедрению новых технологий путем компенсации связанных с этим рисков.

Концентрируя огромные финансовые ресурсы, страхование является одним из наиболее значительных источников инвестиционных вложений, что способствует, в свою очередь, развитию производства и экономики.

Функция социальной защиты населения реализуется путем создания и функционирования специальных страховых фондов, формируемых на уровне государства.

В Республике Беларусь в соответствии с Положением о страховой деятельности осуществляются:

1.Следующие виды обязательного страхования:

-обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам;

-обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

-обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами;

-обязательное медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь;

-обязательное страхование ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением;

-обязательное страхование с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы;

-обязательное страхование гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);

-обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-обязательное государственное страхование (предусмотренное в законодательстве обязательное страхование жизни, здоровья и (или) имущества граждан за счет средств соответствующего бюджета);

-иные виды обязательного страхования, определенные в актах Президента Республики Беларусь или законах.

2.Виды добровольного страхования в соответствии с правилами страхования, утвержденными страховщиком либо объединением страховщиков и согласованными с Министерством финансов, включая:

-Страхование, относящееся к страхованию жизни, в том числе страхование: жизни (только на случай смерти или достижения определенного возраста застрахованным лицом, а также страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты). Дополнительно в договоре добровольного страхования жизни может быть предусмотрено страхование на случай причинения вреда жизни или здоровью застрахованного лица в результате несчастного случая, включая случаи утраты трудоспособности и получения инвалидности, а также наступления в жизни застрахованного лица иного предусмотренного в договоре страхового случая); дополнительной пенсии;

-Страхование, не относящееся к страхованию жизни, в том числе страхование: от несчастных случаев; от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу; медицинских расходов; имущества юридического лица; имущества граждан; грузов; строительно-монтажных рисков; предпринимательского риска; гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; гражданской ответственности владельцев воздушных судов; гражданской ответственности перевозчика и экспедитора; гражданской ответственности организаций, создающих повышенную опасность для окружающих; гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников; гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности; иные виды добровольного страхования, не относящиеся к страхованию жизни.


1.2 Нормативно-законодательная база регулирующая расчёты по социальному страхованию и обеспечению и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний


Все организации обязаны начислять страховые взносы по обязательному страхованию в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) и страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В порядке определения базы для исчисления этих взносов много общего, единым документом предусмотрен перечень выплат, которые не облагаются указанными взносами. Однако есть и отличия.

Как известно, объект для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН ограничен 4-кратной величиной средней заработной платы работников в республике. Ограничение базы для расчета страховых взносов в ФСЗН связано с ограничением размера выплат, которые производятся за счет этих взносов

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы, утверждаемым Советом Министров РБ, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы. Такая норма установлена в ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».

Данное ограничение связано с ограничением размера назначаемых пенсий, источником финансирования которых являются обязательные страховые взносы в ФСЗН. Для пояснения обратимся к ст. 56 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее - Закон о пенсионном обеспечении). В ней сказано, что откорректированный в связи с ростом средней заработной платы работников в республике фактический заработок, который граждане получали перед обращением за пенсией, применяемый для исчисления пенсии, свыше 400 % средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, не учитывается.

Указанная связь имеет нормативно-правовое закрепление: в заработок для исчисления пенсии включаются выплаты всех видов, на которые согласно законодательству начислялись и из которых уплачивались обязательные страховые взносы (часть первая ст. 58 Закона о пенсионном обеспечении).

Это же касается и такого вида выплат, финансируемых за счет средств государственного социального страхования, как пособия по временной нетрудоспособности. Установлено, что в заработок для исчисления пособий включаются все виды оплаты труда, на которые в соответствии с законодательством начисляются обязательные страховые взносы (п. 32 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290).

В базу для расчета взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включаются все выплаты.

Действие вышеуказанных нормативных актов, регулирующих отношения в области государственного социального страхования, на отношения в области обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не распространяется.

Последние в настоящее время определяются Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (далее - Положение № 530), а также рядом принятых в соответствии с ним постановлений Совета Министров РБ.

Так, при исчислении размера утраченного заработка (дохода) застрахованного лица (выступающего в качестве основы страхового обеспечения по данному виду страхования) учитываются все виды оплаты его труда (дохода), в т.ч. по совместительству, по гражданско-правовым договорам, суммы авторских вознаграждений, на которые согласно законодательству начислялись страховые взносы (п. 279 Положения № 530).

Объектом для начисления страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы, утверждаемым Советом Министров РБ.

Таким образом, законодательство в области обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не предусматривает какого-либо прямого ограничения максимального размера как страхового обеспечения, так и объекта для начисления страховых взносов. Выплаты, начисляемые в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, следует включать в объект для начисления страховых взносов по данному виду обязательного страхования в полном объеме.

несчастный размер страховой профзаболевание


2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ


2.1 Размер, порядок и объекты для начисления обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН)


Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются:

-для работодателей и работающих граждан - все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее - выплаты), включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь;

-для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств - определяемый ими доход.

По сравнению с прежней редакцией Закона общий размер страховых взносов разделен на: пенсионное страхование (на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца); социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им возраста 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи).

Для основной категории работодателей сохранен прежний размер страховых взносов - 35%, в том числе 29% приходится на пенсионное и 6% - на социальное страхование. Для работающих граждан страховые взносы установлены в размере 1% (на пенсионное страхование).

Для сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и садоводческих товариществ общий размер страховых взносов составляет 30% (24% приходится на пенсионное и 6% - на социальное страхование), для коллегий адвокатов - 10% (8% - на пенсионное и 2% - на социальное страхование).

Что касается гаражно-строительных кооперативов, жилищных, жилищно-строительных кооперативов, молодежных жилых комплексов, коллективов индивидуальных застройщиков (КИЗ), товариществ собственников, предприятий с иностранными инвестициями в отношении иностранных граждан, а также нанимателей, у которых работает не менее 50% инвалидов от среднесписочной численности работников, то они обязаны за работающих у них граждан по трудовому либо гражданско-правовому договору уплачивать страховые взносы в размере 35% (29% приходится на пенсионное и 6% - на социальное страхование). Ранее перечисленным категориям плательщиков полагались льготы, и обязательные страховые взносы были установлены для них в размере 5 и 20,4%.

Для физических лиц, самостоятельно осуществляющих свою деятельность, установлены такие же страховые взносы в размере 36% (30% приходится на пенсионное и 6% - на социальное страхование), как и для граждан, работающих у работодателей (36%, то есть 29% - на пенсионное, 6% - на социальное страхование и 1% - на пенсионное страхование с работающих граждан), с той лишь разницей, что уплачивают они эти взносы за себя сами.

Плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет фонда не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.

Плательщики, предоставляющие работу по гражданско-правовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы в дни выплат вознаграждений по этим договорам, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.

Плательщики из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет фонда не реже одного раза в квартал, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала. В случае нарушения в текущем календарном году установленных сроков уплаты указанных платежей эта категория плательщиков начиная с 1-го числа, следующего за месяцем, в котором имелось нарушение, уплачивает их в этом году ежемесячно в сроки, предусмотренные в части первой настоящего пункта.

Сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работника, и подлежащая уплате за истекший месяц, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы.

При занятости работников неполное рабочее время и (или) неполный месяц обязательные страховые взносы, подлежащие уплате за истекший месяц, должны быть не менее суммы названных взносов, исчисленной из суммы размера минимальной заработной платы (с учетом индексации) пропорционально времени, отработанному в соответствующем месяце.

Условие об обязательной уплате минимальной суммы обязательных страховых взносов не применяется при исчислении указанных взносов с выплат, начисленных в пользу лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, осужденных к лишению свободы или находящихся в лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ, работающих в общественных и религиозных организациях (объединениях) [15, c. 154].

Обязательные страховые взносы за работающих граждан начисляют, удерживают и перечисляют их работодатели в сроки, установленные в пункте 4 настоящего Положения. Заявление работающих граждан об уплате обязательных страховых взносов не требуется (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства).

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы со дня постановки их на учет в качестве плательщиков в органах Фонда.

Сумма указанных взносов, причитающаяся к уплате в бюджет фонда, исчисляется из определяемого ими дохода за истекший год, при этом сумма взносов не должна быть менее суммы, исчисленной за указанный период из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством. Уплата обязательных страховых взносов осуществляется ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

Обязательные страховые взносы не уплачиваются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами за периоды приостановления ими своей деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Уплата плательщиками обязательных страховых взносов производится за вычетом сумм расходов на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.

При перечислении обязательных страховых взносов плательщики производят уплату суммы: расходов, не принятых к зачету органами Фонда в счет обязательных страховых взносов; недоимок и начисленных пеней по указанным взносам; доплат за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования; обратного требования (регресса) в размере пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин; других платежей, предусмотренных законодательством.

2.2 Виды выплат и размеры страховых возмещений, их документальное оформление и порядок расчётов


Из средств государственного социального страхования выплачиваются пособия: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на погребение.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 80 % среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности. В размере 100 % среднедневного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни (часы) непрерывной временной нетрудоспособности, но за каждый календарный месяц не более трехкратной величины средней заработной платы рабочих и служащих в республике в месяце, предшествующем каждому месяцу временной нетрудоспособности.

В размере 100 %: участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; лицам, имеющим на иждивении троих и более детей в возрасте до 16 лет (18 лет); донорам; лицам, осуществлявшим уход за больным ребенком и др.

В размере 50 % от исчисленного пособия в случаях: временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, причиной которых явилось употребление алкоголя, наркотических или токсических веществ; нарушения режима, установленного врачом или комиссией по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, со дня его нарушения на срок, устанавливаемый комиссией; наступления временной нетрудоспособности в период прогула без уважительной причины.

Пособие по беременности и родам назначается в размере 100 % среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работницы. Но за каждый календарный месяц не более трехкратной величины средней заработной платы рабочих и служащих в республике в месяце, предшествующем каждому месяцу отпуска по беременности и родам, и не менее минимального размера пособия по беременности и родам.

Назначается и выплачивается единовременно: при рождении Пособие в связи с рождением ребенка первого ребенка - в размере пятикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения перед датой рождения ребенка; при рождении второго и последующих детей - в размере семикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет назначается в размере 100 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.

В размере 50 % от установленного пособия назначается:

-лицам, вышедшим на работу на условиях, предусматривающих их занятость на протяжении более половины месячной нормы рабочего времени;

-оформление ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования.

Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности назначается и выплачивается единовременно в размере наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка.

Пособие на погребение выплачивается в размере средней заработной платы рабочих и служащих в республике за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти. Размер пособия (материальной помощи) на погребение определяется на день смерти, а в случаях, когда по причине длительного розыска умершего погребение производилось позднее установленного дня смерти - на день погребения.

Порядок исчисления:


Офсзн = ФЗП ? К(2.1)


где, ФЗП - фонд заработной платы, т. е. выплаты в денежной и натуральной формах, подлежащие налогообложению;

К-ставка налога.

Источники средств социального страхования формируются ежемесячно, одновременно с начисленной заработной платы.


Таблица 2.1 - Отчисления на социальное страхование 34% от фонда заработной платы

№п/пСодержание операцииДтКт1-в основное производство2069/12-во вспомогательное производство233-общепроизводственной деятельностью254- общехозяйственной деятельностью265- исправлением брака286- в обслуживающих производствах297- начислены пени918- доставкой товарно-материальных ценностей10Примечание. Источник: собственная разработка


За счет пенсионных отчислений удержанных из заработной платы работников в размере 1%:

Дт 70 Кт 69/2

Дебет 69 отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение и так далее.

При перечислении денежных средств в Фонд социальной защиты населения в бухгалтерии формируется запись:

Дт 69/1; (69/2) Кт 51

Аналитический учет по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» ведется в разрезе каждого вида расчетов.

В фонд социального страхования и обеспечения отчеты предоставляются нарастающим итогом с начала года - ежеквартально, до 15 числа первого квартального месяца (до 15.04 за 1 квартал; до 15.07 за 2 квартал; до 15.10 за 3 квартал; до 15.01 за 4 квартал).

Уплата налогов - в день, назначенный для получения денежных средств в учреждениях банков для выплаты заработной платы, но не позднее 15 числа следующего за отчетным месяц.

Единовременная страховая выплата застрахованному устанавливается в шестикратном размере ежемесячной страховой выплаты, определяемой в соответствии с пунктом 22 настоящего Положения.

Если в результате страхового случая наступила смерть застрахованного, единовременная страховая выплата устанавливается в двенадцатикратном размере его среднемесячного заработка (дохода), исчисляемого в соответствии с пунктом 25 настоящего Положения, и выплачивается равными долями супруге (супругу) умершего (умершей) независимо от ее (его) трудоспособности и иным лицам, имевшим на день смерти застрахованного право на получение ежемесячной страховой выплаты.

Размер ежемесячной страховой выплаты застрахованному определяется как доля его откорректированного среднемесячного заработка (дохода) до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. При этом заработок (доход), из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, не может быть ниже 60 процентов средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь, применяемой для корректировки заработка в соответствующем месяце.

Для корректировки среднемесячного заработка (дохода) застрахованного определяется его индивидуальный коэффициент, получаемый путем соотнесения ежемесячного фактического заработка (дохода) застрахованного в установленном периоде и средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь в тех же месяцах, который является средним арифметическим значением коэффициентов фактического заработка (дохода) застрахованного за каждый месяц в соответствующем периоде. Индивидуальный коэффициент заработка (дохода) застрахованного представляет собой число с пятью знаками после запятой.

Корректировка среднемесячного заработка (дохода) застрахованного осуществляется путем умножения средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за предшествующий месяц на индивидуальный коэффициент заработка (дохода) застрахованного.

При исчислении размера утраченного заработка (дохода) застрахованного учитываются все виды оплаты его труда (дохода), в том числе по совместительству, по гражданско-правовым договорам, суммы авторских вознаграждений, на которые согласно законодательству начислялись страховые взносы. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитываются пособия, выплаченные по указанным основаниям.

Перерасчет ежемесячной страховой выплаты производится в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячной страховой выплаты в случае смерти застрахованного вследствие страхового случая, ее размер определяется исходя из откорректированного заработка (дохода) застрахованного, который не может быть ниже величины, указанной в пункте 22 настоящего Положения. При определении размера ежемесячной страховой выплаты этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком включается получаемая им при жизни пенсия.

Нетрудоспособным лицам, состоявшим на иждивении умершего застрахованного и имеющим право на получение ежемесячной страховой выплаты в связи с его смертью, размер этой выплаты определяется из откорректированного заработка (дохода) умершего за вычетом доли, приходящейся на самого застрахованного. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число получателей.

Нетрудоспособным лицам, не состоявшим на иждивении умершего застрахованного, но имеющим право на получение ежемесячной страховой выплаты, ее размер определяется следующим образом: если средства на содержание взыскивались по решению суда, то размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается в сумме, назначенной судом; если средства на содержание не взыскивались в судебном порядке, то размер ежемесячной страховой выплаты нетрудоспособным лицам, которым при жизни застрахованного была назначена пенсия или они имели заработок (доход) в размере, не превышающем бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденный и действующий на дату смерти застрахованного, устанавливается в порядке, предусмотренном для определения размера алиментов.

В случае, если право на получение ежемесячных страховых выплат имеют одновременно нетрудоспособные лица как состоявшие, так и не состоявшие на иждивении умершего, то сначала определяется размер ежемесячных страховых выплат для лиц, не состоявших на иждивении. Установленная им сумма ежемесячных страховых выплат исключается из откорректированного заработка (дохода) умершего, затем исходя из оставшейся суммы определяется размер ежемесячных страховых выплат состоявшим на иждивении умершего в порядке, предусмотренном пунктом 29 настоящего Положения.

Доля ежемесячной страховой выплаты, рассчитанная каждому лицу, имеющему право на ее получение, дальнейшему перерасчету не подлежит, кроме случаев:

-рождения ребенка застрахованного после его смерти;

-назначения или прекращения такой выплаты лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего застрахованного;

-назначения этой выплаты лицам, состоявшим на иждивении умершего застрахованного и ставшим нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти;

-назначения такой выплаты лицам, не состоявшим на иждивении умершего застрахованного, но имевшим право на получение от него содержания.

Расходы на погребение умершего застрахованного, смерть которого наступила в результате страхового случая, осуществляются за счет средств обязательного страхования в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Республики Беларусь.

Выплата страхового возмещения производится потерпевшему, а в случае его смерти - наследникам путем перечисления денежных средств на его текущий (расчетный) счет, выдачи чека, перевода по почте или выдачи денежных средств из кассы страховщика в течение трех рабочих дней после составления страховщиком акта о страховом случае.

Размер выплаты страхового возмещения определяется в белорусских рублях в соответствии с официальным курсом белорусского рубля по отношению к евро, установленным Национальным банком на день осуществления выплаты.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается на основании следующих документов: заявление; паспорт; копия свидетельства о рождении ребенка; справка о месте жительства и составе семьи или копии лицевого счета; домовой книги (при ее наличии) - для граждан, проживающих в одноквартирных, блокированных жилых домах; копии решения суда о расторжении брака либо копия свидетельства о расторжении брака или иного документа, подтверждающего категорию неполной семьи (свидетельства о смерти одного из родителей, копии решения суда о признании безвестно отсутствующим, справки о рождении ребенка с указанием основания внесения сведений об отце ребенка в случае, если запись об отце ребенка в книге регистрации актов о рождении произведена по указанию матери), - для неполных семей; копии решения суда об усыновлении (удочерении) - для семей, усыновивших (удочеривших) детей; решения местного исполнительного и распорядительного органа об установлении опеки - для граждан, назначенных опекунами ребенка; справки о том, что ребенок оформлен либо не оформлен в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования, - в случае достижения ребенком возраста полутора, двух, двух с половиной лет; справки учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, о том, что ребенок является воспитанником и относится к приходящему контингенту, - на детей, посещающих учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования, с круглосуточным режимом пребывания ребенка; справки о периоде, за который выплачено пособие по беременности и родам, - при назначении пособия по месту работы отца либо в органах по труду, занятости и социальной защите; копии приказа об изменении режима рабочего времени - для лиц, вышедших на работу на условиях, предусматривающих их занятость на протяжении более половины месячной нормы рабочего времени; справки о выходе на работу (службу), учебу до истечения отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и прекращении выплаты пособия родителю, усыновителю (удочерителю), опекуну ребенка - при оформлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет другим членом семьи.

Пособие на погребение назначается на основании следующих документов: заявления лица, взявшего на себя организацию погребения умершего; паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя; справки о смерти - в случае, если смерть зарегистрирована в Республике Беларусь; копии свидетельства о смерти - в случае, если смерть зарегистрирована за границей; копии свидетельства о рождении (при его наличии) - в случае смерти ребенка (детей); справки о том, что умерший в возрасте от 18 до 23 лет на день смерти являлся обучающимся или воспитанником учреждения образования, - в случае смерти лица в возрасте от 18 до 23 лет.

Заявление подписывается руководителем предприятия.


2.4 Регистры бухгалтерского учета и отражение в них операций порасчётам с ФСЗН


Информация о расчетах с ФСЗН отражается в соответствующих первичных документах, данные которых служат основанием для бухгалтерских записей в учетные регистры.

Аналитический учет по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению ведется в ведомости учета расходов по социальному страхованию № 55-АПК.

В данной ведомости с помесячной и поквартальной разбивкой отражается информация об остатке задолженности организации или Фонда социальной защиты населения на начало отчетного периода, начисленных и перечисленных организацией страховых взносах за отчетный период, информация о финансовых отношениях между организацией и Фондом, а также об остатке задолженности организации или Фонда на конец отчетного периода.

В отдельном разделе ведомости №55-АПК отражается информация о направлениях использования организацией средств Фонда социальной защиты населения за отчетный период.

Синтетический учет расчетов по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» ведется в журнале-ордере №10-АПК.

Начисление обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения отражается в учете по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции с дебетом счетов:

«Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и других счетов учета затрат; 92 «Внереализационные доходы и расходы» и другие - в части отчислений производимых за счет организации;

«Расчеты с персоналом по оплате труда» - в части отчислений, производимых за счет работников организации.

Сумма обязательных страховых взносов, причитающаяся к уплате за истекший месяц, должна быть не менее суммы взносов, рассчитанной из величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Исключение составляют обязательные страховые взносы организаций, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 % от общего объема произведенной продукции, которые уплачивают фактически начисленные суммы страховых взносов.

Суммы подлежащие перечислению Фонду социальной защиты населения уменьшаются на суммы израсходованные организацией на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, пособий в связи с рождением ребенка, других установленных пособий. Начисление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других выплат за счет средств Фонда социальной защиты населения отражается по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

В случае поступления от Фонда социальной защиты населения сумм превышения расходов на выплату пособий над начисленными страховыми взносами в учете составляется корреспонденция счетов по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредита счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Перечисление Фонду социальной защиты населения сумм обязательных страховых взносов отражается по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счетов учета денежных средств.

Не внесенные в установленный срок суммы платежей независимо от причины несвоевременной уплаты, являются недоимкой. На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня. В бухгалтерском учете это отражается записью по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».


2.5 Объекты, принципы и источники финансирования обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Размеры страховых возмещений


Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний особый вид обязательного страхования.

Объектом этого вида обязательного страхования выступают имущественные интересы застрахованных и иных физических лиц, связанные с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 6 п. 242 Положения о страховой деятельности).

Согласно в пункте 256 Положения о страховой деятельности такими принципами являются:

-гарантированность застрахованным права на страховое обеспечение;

-экономическая заинтересованность субъектов страхования в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-дифференциация страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска;

-обязательность регистрации страхователей у страховщика, уплаты ему страховых взносов;

-формирование и расходование средств на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на солидарной основе;

-целевое использование средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Размер страховой суммы устанавливается по соглашению сторон в белорусских рублях или в иностранной валюте.

По соглашению сторон в период действия договора страхования страховая сумма может быть увеличена путем внесения изменений в договор страхования с уплатой дополнительной страховой премии в порядке, предусмотренном правилами.

Страховая премия по договору страхования устанавливается, исходя из размеров страховой суммы и страхового тарифа.

Страховщик при определении размера подлежащей уплате страховой премии использует корректировочные коэффициенты, определяемые в зависимости от факторов, влияющих на степень риска.

Сроки уплаты и размер каждой части страховой премии по договору при уплате в рассрочку устанавливаются договором страхования с учетом следующих требований:

-при уплате страховой премии в два срока: первая ее часть в размере не менее 50 процентов суммы страховой премии уплачивается страхователем при заключении договора страхования. Оставшаяся часть страховой премии должна быть уплачена до истечения шести месяцев со дня вступления в силу договора страхования (день уплаты оставшейся части страховой премии указывается в страховом полисе);

-при поквартальной уплате страховой премии первая ее часть в размере не менее 25 процентов страховой премии уплачивается страхователем при заключении договора страхования. Оставшаяся часть страховой премии уплачивается поквартально равными частями (но не позднее последнего дня оплаченного квартала).

При установлении страховой суммы в иностранной валюте страховая премия, исчисленная в валюте страховой суммы, может быть уплачена как в иностранной валюте (в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь), так и в белорусских рублях по официальному курсу белорусского рубля установленному Национальным банком Республики Беларусь по отношению к валюте страховой суммы, действующему на день уплаты страховой премии.

Страховая премия подлежащая уплате в иностранной валюте округляется до ближайшего целого значения. Страховая премия подлежащая уплате в белорусских рублях округляется с точностью до целого числа в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Страхователю, который в течение одного и более лет подряд заключал договоры страхования от несчастных случаев и заболеваний со страховщиком сроком действия один год, страховщик, при расчете страховой премии, если со дня прекращения предыдущего договора страхования прошло не более одного года, применяет корректировочные коэффициенты.

Днем уплаты страховой премии (ее части) по договору считается:

-при безналичных расчетах (в том числе при перечислении наличных денежных средств через банк или иное учреждение, осуществляющее перевод денежных средств) - день поступления денежных средств на счет страховщика (его представителя);

-при использовании для расчетов банковских пластиковых карточек день совершения операции, подтверждением которой служит карт-чек или иной документ, подтверждающий списание средств с карт-счета страхователя (с обязательным предъявлением его страховщику).


2.6 Синтетический и аналитический учёт расчетов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний


Синтетический и аналитический учет объектов обеспечивает полноту отражения хозяйственных операций и тождества, данных аналитического учета оборотам, остаткам по счетам синтетического учета. Аналитический учет материальных ценностей организуется в количественной и суммовой оценке, в подразделениях розничной торговли в суммовой и количественно-суммовой оценке

Для учета расчетов с Фондом социальной защиты населения используется активно-пассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открыты следующие субсчета:

69/1 «Расчеты по социальному страхованию»;

69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению».

По кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются суммы начисленных страховых взносов, а по дебету - их использование на выплату пособий за счет средств фонда социальной защиты населения и перечисление Фонду.

Кроме того, по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции с дебетом счета 99 «Прибыли и убытки» отражается начисленная сумма пени за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции с дебетом счета 51 «Расчетный счет» - суммы, полученные из фонда социального страхования.

Предоставленная отсрочка и (или) рассрочка по платежам в Фонд социальной защиты населения в соответствии с законодательством отражается в бухгалтерском учете на отдельном субсчете к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

При перечислении в Фонд социальной защиты населения отчислений, а также санкций и пени производится запись по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

На субсчете 69/1 «Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчеты по отчислениям на государственное социальное страхование персонала работников предприятия.

На субсчете 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.

По дебету счета 69 отражается сумма начисленных выплат за счет средств ФСЗН (пособий) в корреспонденции с кредитом счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Выдача разовых пособий отражается бухгалтерской записью по дебету счета 69 и кредиту счета 50 «Касса».


Таблица 2.3 - Корреспонденция счетов

№ п/пСодержание операцийДебетКредит1.Начислено в Фонд социальной защиты населения от суммы заработной платы рабочих основного производства, кооперативов, малых и совместных организаций20692.Начислено в Фонд социальной защиты населения от суммы заработной платы работников цехов вспомогательного производства23693.Начислено в Фонд социальной защиты населения от суммы заработной платы рабочих, обслуживающих оборудование, и работников общецехового назначения25694.Начислено в Фонд социальной защиты населения от суммы заработной платы работников заводоуправления26695.Начислено в Фонд социальной защиты населения от суммы оплаты рабочих, связанных с исправлением брака28696.Начислено в Фонд социальной защиты населения от суммы заработной платы работников ЖКХ, пошивочных и других мастерских бытового обслуживания, столовых, домов отдыха, санаториев и других учреждений оздоровительного культурно-просветительного назначения, научно - исследовательских и конструкторских подразделений29697.Начислено в Фонд социальной защиты населения от суммы оплаты рабочих, занятых упаковкой на складе и отгрузкой продукции44698.Начислено в Фонд социальной защиты населения от суммы заработной платы рабочих, занятых ликвидацией основных средств91699.Начислено в Фонд социальной защиты населения от суммы выплат работающим за счет создаваемых резервов966910.Начислено в Фонд социальной защиты населения от суммы заработной платы работающих, занятых освоением новых видов продукции, горноподготовительными работами, подготовительными работами в сезонных отраслях промышленности, рекультиваций земель и др.976911.Удержание 1% из заработной платы работников7069Примечание. Источник: собственная разработка


Сумма обязательных страховых взносов, причитающаяся к уплате за истекший месяц, не должна быть меньше суммы взносов, рассчитанной из размера минимальной заработной платы, установленной в соответствии с законодательством в месяце, за который начислены взносы. Часть средств, отчисленных в Фонд социальной защиты населения, используется самими организациями для выплаты следующих видов пособий:

-по временной нетрудоспособности;

-по беременности и родам;

-в связи с рождением ребенка;

-по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-ех лет,

-на погребение;

-на оплату одного свободного от работы дня, предоставляемого ежемесячно матери, воспитывающей ребенка - инвалида в возрасте до 18 лет;

-других выплат, предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании.


Таблица 2.4 - Корреспонденция счетов

№ п/пСодержание операцийДебетКредит1.Начисление пособия по больничному листу69702.Выплата других пособий (в связи с рождением ребенка;6970по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-ех лет,на погребение; на оплату одного свободного от работы дня, предоставляемого ежемесячно матери, воспитывающей ребенка - инвалида в возрасте до 18 лет;других выплат, предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании)3.Разница между начисленной суммой взносов и использованной перечисляется фонду в сроки, установленные для выплаты заработной платы69514.Если сумма начисленных пособий за счет ФСЗН превышает сумму взносов в ФСЗН, то ФСЗН возмещает организации эту сумму51695.За несвоевременную уплату взносов начисляется пеня9969Примечание. Источник: собственная разработка


При полной журнально-ордерной форме учет по данному счету ведется в журналах-ордерах 10, 10/1, а при сокращенной - в журнале ордере № 5. Информация по счету 69 при упрощенной форме учета обобщается в ведомости №5. Затем ежеквартально заполняют расчетную ведомость по средствам Фонда социальной защиты населения. Для заполнения этой ведомости используют также данные аналитического учета счета 69.

Аналитический учет заработной платы и связанных с ней расчетов ведется по каждому работнику предприятия. Организация аналитического учета обеспечивает последующую группировку показателей по составу работающих, видам оплат и удержаний и т. д. Данные аналитического учета используются для исчисления средней заработной платы, при расчете отпускных выплат, пособий по временной нетрудоспособности, пенсий.

Ежеквартально до 15 числа месяца следующего за отчетным кварталом организация предоставляет отчеты в органы Фонда социальной защиты населения.

Отчет представляется на бумажном носителе нарочным (отчет не направляется почтовым отправлением) или в виде электронного документа, соответствующего требованиям, установленным Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1665), в порядке и формате, определяемом Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Данные отчета заполняются в целых числах.

По строке 001 раздела I отражается среднесписочная численность застрахованных работников, которая определяется так же, как среднесписочная численность работников.

По строке 004 раздела II отражается общая сумма выплат в денежном и (или) натуральном выражении, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, на которую начисляются обязательные страховые взносы, - всего.

По строке 006 отражается остаток задолженности плательщика Фонду по состоянию на 1 января отчетного года, который переносится из строки 021 отчета за январь-декабрь предыдущего года и сохраняется без изменения в отчетах отчетного года.

По строке 008 раздела III отражаются начисленные обязательные страховые взносы.

По строке 012 отражается сумма пени за несвоевременную уплату обязательных страховых взносов, начисленной по актам проверок плательщика, в том числе по результатам сдачи отчета за предыдущий отчетный период.

По строке 015 отражается сумма которая следует у платежу - всего (сумма данных строк 006, 008, с 010 по 014).

По строке 016 отражаются расходы, произведенные за счет обязательных страховых взносов в Фонд: по графе 1 - за период с начала года; по графе 2 - за отчетный квартал; по графам 3, 4, 5 - по месяцам отчетного квартала.

По строке 017 отражаются расходы, в Фонд социально защиты населения: по графе 1 - за период с начала года; по графе 2 - за отчетный квартал; по графам 3, 4, 5 - по месяцам отчетного квартала.

По строке 019 отражается уплаченная плательщиком сумма в Фонд социальной защиты населения, зачтенная сумма расходов и списанная сумма платежей плательщику (сумма строк 007, 016-018).

По строке 021 отражается сумма задолженности на конец отчетного периода плательщика Фонду социальной защиты населения (строка 021 = строка 015 - строка 019).

По строкам 201-203 в графе 1 раздела IV отражается количество дней, за которые начислены пособия; в графе 3 - сумма начисленных пособий.

По строкам 206, 208, 212, 214, 216 и 218 раздела IV заполняются данные о пособиях лицам, обучающихся по дневной форме обучения в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре; военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучив тему курсовой работы, автор пришел к выводу, что в современных условиях социальное страхование является важнейшим направлением социальной политики.

Обоснованная система социального страхования - одно из условий обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания стабильности в обществе. Материальной основой данной системы выступают специализированные фонды денежных средств, количество и назначение которых в каждом государстве соответствуют уровню его экономического и политического развития.

Главным источником финансового обеспечения социального страхования являются страховые взносы работодателей. Разница между суммой начисленных и уплаченных взносов объясняется действующей в Республике Беларусь зачетной системой, когда в Фонд перечисляется разница между суммой начисленных взносов и выплаченных пособий.

К страхуемым социальным рискам работающих граждан относятся: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

Из средств государственного социального страхования выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственных медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, пособие на погребение. Кроме этого, подавляющее большинство средств Фонда расходуется на выплату трудовых и социальных пенсий.

Существующая система социальной защиты населения предусматривает достаточно широкий спектр социальных мероприятий, однако необходимо решать проблемы финансовой устойчивости системы, адресности социальных выплат, выделение средств на доплаты к пособиям, ориентировать политику государственной социальной помощи на создание условий выхода из кризиса малообеспеченных семей.

Наряду с сохранением государственной системы социального страхования целесообразно создавать и развивать негосударственную систему.

Обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования выплат пенсий и пособий за счет поступлений - одна из главных функций Фонда социальной защиты населения. Для осуществления данной функции организуются систематические проверки плательщиков. Их целью является контроль правильности начисления обязательных страховых взносов и других платежей, своевременность их уплаты в полном объеме, проверка обоснованности и правильности использования средств на все выплаты по государственному социальному страхованию; выявление нарушений законодательства по государственному социальному страхованию и принятие соответствующих мер к плательщикам и их должностным лицам.

В условиях изменяющихся экономических условий система социального страхования требует постоянного совершенствования.

Увеличение возраста выхода на пенсию нецелесообразным, так как, во многом, желание продолжить трудовую деятельность объясняется снижением уровня жизни после выхода на пенсию, так как уровень пенсионного обеспечения в Республике Беларусь в подавляющем большинстве случаев ниже заработной платы, которую гражданин получал ранее.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.О государственном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в Респ. Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15.10.2001 №1493 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

2.Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: Закон РБ от 29.02.1996 №138-ХШ // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

.Об основах государственного социального страхования: Закон РБ от 31.01.1995 №3563-ХИ // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

.Об утверждении перечня регистров журнально-ордерной формы учета в организациях агропромышленного комплекса и инструкции по применению регистров журнально-ордерной формы учёта в организациях агропромышленного комплекса: постановление М-ва сельского хозяйства и продовольствия Респ. Беларусь от 31 мая 2004 г. №41.

.Об утверждении перечня первичных учетных документов: постановление Совета Министров, 24 марта 2011 года. - 2011-. №360 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

.Алешкевич, И.Н. Использование средств государственного пенсионного и социального страхования / И.Н. Алешкевич // Финансы, учёт, аудит, - 2006 г. №1. С. 17-18.

.Белов, Н.Г. Контроль и ревизия в сельском хозяйстве: учеб. пособие для вузов / Белов, Н. Г. - Москва.: Агоропромиздат, 2005 г. - 320 с.

.Бухгалтерский учет / А.И. Болдинова. Под общ. ред. И.Е. Тишкова - 5-е изд., перераб. и доп. - Минск: Выш. шк., 2001. - 685 с.

.Бухгалтерский учет и аудит в АПК: учебник для студентов экон. специальностей с.-х. вузов/ Л.И. Стешиц.- Минск:«ИВЦ Минфина», 2005- 537с.

.Бухгалтерский учет. Документы. Корреспонденции счетов. Регистры. Отчетность: практическое пособие / Н.И. Ладутько [и др.]; под общей редакцией Н.И. Ладутько. - 6-е изд., перераб. и доп. - Минск: ФУ Аинформ, 2007. - 808 с.

.Волкова, О.В. Пути реформирования системы социального страхования/ О.В Волкова // Ресурсосбережение и экология в с/х. / Горки,2005. С.226-228.

.Захарьин, В.Р. Особенности бюджетного учета в подсобных сельских хозяйствах образовательных учреждений / В. Р. Захарьин // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2010.

.Клипперт, Е.Н, Калинина, Т.М, Жолик, М.Г., Лабурдова, А.О. Пути совершенствования системы пенсионного обеспечения/ Е.Н.Клипперт, Т.М. Калинина, М.Г. Жолик, А.О. Лабурдова // Сборник научных трудов в 4-х томах:материалы VII республиканской науч.конф. студентов,магистрантов и аспиранто / Горки, 2005. С. 70-74.

.Корнеева, Л.Н. Проблемы страхования и учёта / Л.Н. Корнеева // Организация производства в условиях рынка:материалы междунар. науч.-практ. конф. / Горки, 2003. С.75-76.

.Лемеш, В.Н. Ревизия и аудит: пособие для студентов экон.спец. В 2 ч. / В.Н. Лемеш. - Минск: Изд-во Гревцова, 2008. - 384 с.

.Медведев, В.В. Изменения в первичном бухгалтерском учете в сельском хозяйстве. / В.В. Медведев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2002.- №11. С. 107.

.Михалкевич, А.П. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: учеб. пособие / А.П. Михалкевич - Минск: БГЭУ, 2006. - 688 с.

.Образовский, А.Т. Особенности бухгалтерского учёта / А.Т. Образовский // Особенности бухгалтерского учета в других отраслях. - Минск, 2008.- 92 с.


Теги: Учёт расчетов по социальному страхованию и обеспечению и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  Курсовая работа (теория)  Банковское дело
Просмотров: 39613
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Учёт расчетов по социальному страхованию и обеспечению и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Назад