Курсовая работа
Управление финансовыми ресурсами коммерческого банка АО «Казкоммерцбанк»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ БАНКА
.1 Понятие ресурсов банка и их роль в деятельности коммерческого банка
.2 Классификация финансовых ресурсов банка
. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ В
АО «КАЗКОММЕРЦБАНК»
.1 Управление собственным капиталом банка
.2 Оценка и анализ заемных и привлеченных средств банка и их управление
. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
заемные средства собственный капитал банк
ВВЕДЕНИЕ
Ведущая роль в современной банковской системе по праву принадлежит коммерческим банкам, предоставляющим своим клиентам полный комплекс финансового обслуживания, объемы, качество и скорость которого постоянно совершенствуются и возрастают благодаря внедрению и применению современных технологий.
В рыночной экономике ресурсы коммерческих банков имеют первостепенное значение. Они служат необходимым активным элементом банковской деятельности. Важнейшей задачей при использовании банками собственных и привлеченных ресурсов является одновременное обеспечение максимальной доходности банковских активов и приемлемого уровня ликвидности.
Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Роль их исключительно велика. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.
Таким образом, коммерческий банк, с одной стороны, привлекает свободные денежные средства юридических и физических лиц, формируя тем самым свою ресурсную базу, а с другой стороны - размещают ее от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности. При этом коммерческий банк может осуществлять свои операции только в пределах, имеющихся у него ресурсов. Характер этих операций зависит от качественного состава ресурсной базы банка. Так, коммерческий банк, ресурсы которого имеют в основном краткосрочный характер, практически лишен возможности осуществлять долгосрочные кредитные вложения.
Следовательно, в рыночных условиях именно объем и качественный состав средств, которыми располагает коммерческий банк, определяют масштабы и направления его деятельности. В связи с этим, вопросы формирования ресурсной базы, оптимизация ее структуры и обеспечении стабильности и эффективное управление становятся весьма актуальными в работе банка.
В данной курсовой работе мы ознакомимся с общей теорией управления финансовыми ресурсами коммерческих банков в целом, а также с проведением анализа системы управления финансовыми ресурсами в АО «Казкоммерцбанк» и, как следствие, выявление путей ее совершенствования.
Объектом исследования данной курсовой работы выступает коммерческий банк Республики Казахстан - АО «Казкоммерцбанк».
Теоретической и методологической основой стали труды отечественных и зарубежных ученых, научно-техническая и периодическая литература и зарубежные публикации, затрагивающие вопросы управления ресурсами банка, а также нормативные материалы АО «Казкоммерцбанк».
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ БАНКА
1.1 Понятие ресурсов банка и их роль в деятельности банка
Финансовые ресурсы коммерческой организации - это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.
Финансовые ресурсы и капитал представляют собой главные объекты исследования финансов банков. В условиях регулируемого рынка чаще применяется понятие "капитал", который является для финансиста реальным объектом и на который он может воздействовать постоянно с целью получения новых доходов банка. Таким образом, капитал - это часть финансовых ресурсов, задействованных коммерческим банком в оборот и приносящих доходы от этого оборота. В таком смысле капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов.</h4>
В такой трактовке принципиальное различие между финансовыми ресурсами и капиталом состоит в том, что на любой момент времени финансовые ресурсы больше или равны капиталу малого предприятия. При этом равенство означает, что у банка нет никаких финансовых обязательств и все имеющиеся финансовые ресурсы пущены в оборот. Однако это не значит, что чем больше размер капитала приближается к размеру финансовых ресурсов, тем эффективнее работает коммерческая организация.
В реальной жизни равенства финансовых ресурсов и капитала у работающего банка не бывает. Финансовая отчетность строится так, что разницу между финансовыми ресурсами и капиталом нельзя обнаружить. Дело в том, что в стандартной отчетности представлены не финансовые ресурсы как таковые, а их превращенные формы - обязательства и капитал. Из определения финансовых ресурсов следует, что по происхождению они разделяются на внутренние (собственные) и внешние (заемные). В свою очередь внутренние в реальной форме представлены в стандартной отчетности в виде чистой прибыли и амортизации, а в превращенной форме - в виде обязательств перед служащими банка.
Функции, выполняемые финансовыми ресурсами, неоднозначно определяют как в отечественной, так и западной литературе. Выделяют три основные функции: защитную, оперативную и регулирующую. Так как значительная доля активов банков финансируется вкладчиками, главной функцией весьма ограниченного по сумме собственного капитала является ограждение интересов вкладчиков. Кроме того, капитал банка уменьшает риск акционеров банка.
Защитная функция означает возможность выплаты компенсации вкладчикам в случае ликвидации банка, а также сохранение платежеспособности путем создания резерва на активы, позволяющего банку функционировать, несмотря на угрозу появления убытков. При этом, однако, предполагается, что большая часть убытков покрывается не за счет капитала, а за счет текущих доходов банка. В отличие от большинства предприятий сохранение платежеспособности коммерческого банка обеспечивается лишь частью собственного капитала. Как правило, банк считается платежеспособным, пока остается нетронутым акционерный капитал, т.е. пока стоимость активов не меньше суммы обязательств (за вычетом необеспеченных), выпущенных банком, и его акционерного капитала.
Оперативная функция банковского капитала имеет второстепенное значение по сравнению с защитной. Она включает ассигнование собственных средств на приобретение земли, зданий, оборудования, а также создание финансового резерва на случай непредвиденных убытков. Этот источник финансовых ресурсов незаменим на начальных этапах деятельности банка, когда учредители осуществляют ряд первоочередных расходов. На последующих этапах развития банка роль собственного капитала не менее важна, часть этих средств вкладывается в долгосрочные активы, в создание различных резервов. Хотя основным источником покрытия затрат на расширение операций служит накапливаемая прибыль, банки часто прибегают к новым выпускам акций или долгосрочных займов при проведении мероприятий структурного характера - открытии филиалов, слияниях.
Выполнение регулирующей функции капитала связано исключительно с особой заинтересованностью общества в успешном функционировании банков. С помощью показателя капитала банка государственные органы осуществляют оценку и контроль деятельности банков. Обычно правила, относящиеся к собственному капиталу банка, включают требования к его минимальному размеру, ограничения по активам и условия покупки активов другого банка. Экономические нормативы, установленные центральным банком, в основном базируются на размере собственного капитала банка. В рамках рассматриваемой классификации функций к регулирующей функции относят и использование капитала с целью ограничения ссудных и инвестиционных операций (в той мере, в какой ссуды и инвестиции банка ограничены имеющимся собственным капиталом). Многие специалисты, признавая, что главной целью банковского капитала является снижение риска, делают акцент на следующих функциях:
·капитал служит буфером, позволяющим справиться с убытками и сохранить платежеспособность;
·капитал обеспечивает доступ к рынкам финансовых ресурсов и защищает банки от проблем ликвидности;
·капитал поддерживает доверие клиентов к банку и убеждает кредиторов в его финансовой силе. Капитал должен быть достаточно велик для обеспечения уверенности заемщиков том, что банк способен удовлетворить их потребности в кредитах, даже если экономика переживает спад;
·капитал ограничивает риск.
Роль капитала как буфера при получении убытков по ссудам наглядно проявляется, если его рассматривать в контексте движения денежных средств. Если клиенты банка перестают выполнять свои обязательства по ссудам, мгновенно уменьшается приток денежных средств по процентам и основным выплатам. Отток средств не меняется. Банк остается платежеспособным, пока приток превышает отток. И здесь капитал служит буфером, поскольку позволяет уменьшать вынужденные оттоки.
Банк может отсрочить дивиденды по акциям, будучи не в состоянии платить. Выплаты процентов по банковской задолженности, напротив, являются обязательными. Банки с достаточным капиталом выпускают новые обязательства или акции, чтобы заменить потерянные притоки денежных средств новыми и выиграть время, пока не решатся проблемы с активами. Таким образом, чем больше банковский капитал, тем больше активов может оказаться неуплаченными, прежде чем банк станет неплатежеспособным, и тем меньше будет риск банка.
Капитал сдерживает рост и уменьшает риск ограничением новых активов, которые банк может приобрести через финансирование с помощью задолженности. Эта функция тесно связана с устанавливаемым государственными органами нормативом капитала к активам. Так, если банки решают увеличить размер ссуд или приобрести другие активы, они должны поддерживать рост с помощью дополнительного финансирования акционерного капитала. Это предупреждает спекулятивный рост активов, поскольку банки всегда должны оставаться в пределах своих возможностей успешного управления активами.
Названные функции финансовых ресурсов показывают, что собственный капитал - основа коммерческой деятельности банка. Он обеспечивает его самостоятельность и гарантирует его финансовую устойчивость, являясь источником сглаживания негативных последствий различных рисков, которые несет банк.
1.2 Классификация финансовых ресурсов банка
Структура банковских ресурсов отдельного коммерческого банка зависит от степени его специализации или, наоборот, универсализации, особенностей его деятельности, состояния рынка ссудных ресурсов. По своему экономическому содержанию ресурсы коммерческих банков весьма многообразны.
С точки зрения источников образования ресурсы коммерческих банков делятся на собственные и привлеченные.
Собственный капитал составляет основу деятельности коммерческого банка. Он формируется в момент создания банка и первоначально состоит из сумм, полученных от учредителей в качестве их взноса в уставный капитал банка. собственному капиталу также относятся все накопления, получаемые банком в процессе его деятельности, которые не были распределены среди акционеров (участников) банка в виде дивидендов либо израсходованы на другие цели. Собственный капитал олицетворяет ту сумму денежных средств, которая будет распределена среди акционеров (участников) банка в случае его закрытия.
Собственный капитал обеспечивает банку экономическую самостоятельность и стабильность функционирования. Собственный капитал считается в банковской практике резервом ресурсов, позволяющим поддерживать платежеспособность банка даже при утрате им части своих активов.
Коммерческий банк имеет возможность привлекать денежные средства предприятий, организаций, учреждений и населения. Появление второго вида ресурсов связано с вовлечением банков в новые для них сферы деятельности - операции с ценными бумагами, факторинговые, лизинговые и другие операции. Это повлекло за собой включение в состав банковских ресурсов не только денежных средств в национальной и иностранной валюте, но и ценных бумаг, имущества и связанных с ним имущественных прав. Центральный Банк для поддержания коммерческими банками своей ликвидности, т.е. способности своевременно, полностью и бесперебойно производить платежи по своим обязательствам, устанавливает обязательные соотношения между собственными средствами банка и привлеченными ресурсами.
К банковским ресурсам относятся денежные сбережения населения, которые формируются за счет сокращения текущего личного потребления и предназначаются для обеспечения его потребностей в будущем.
Ресурсами коммерческих банков являются кредиты, предоставленные другими банками, включая иностранные, а также средства других банков, находящихся на их корреспондентских счетах в коммерческом банке.
Наконец, к ресурсам коммерческих банков относятся прочие денежные средства, которые образуются в результате проведения ими других видов пассивных операций.
В зависимости от места мобилизации банковских ресурсов их подразделяют на мобилизуемые самим коммерческим банком и приобретенные у других банков. На местах коммерческими банками мобилизуется большая часть ресурсов, например вклады граждан и депозиты предприятий и организаций. Для оперативного удовлетворения дополнительных потребностей в денежных средствах коммерческие банки привлекают ресурсы, мобилизованные другими банками.
Ресурсы коммерческого банка можно классифицировать по возможности прогнозирования их величины. При этом выделяют ресурсы, поддающиеся прямому и косвенному прогнозированию. К ресурсам прямого прогнозирования относят прибыль прошлых лет и нераспределенную прибыль. Косвенному прогнозированию подлежат средства в расчетах, остатки временно свободных средств на расчетных счетах предприятий и организаций, некоторые другие источники банковских ресурсов. В зависимости от времени использования банковские ресурсы подразделяют на постоянные и временные. Постоянные - это денежные средства, чья динамика или оборачиваемость коммерческим банком может быть спрогнозирована и определенная их часть (стабильные остатки) использована для активных операций. Временные банковские ресурсы создают денежные средства, образующиеся периодически в результате некоторых банковских операций, динамику которых трудно спрогнозировать.
Таким образом, при осуществлении коммерческим банком операций у него образуются собственные и привлеченные ресурсы. В зависимости от различных условий и признаков ресурсы коммерческих банков подразделяют на различные виды.
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ В АО «КАЗКОММЕРЦБАНК»
2.1 Управление собственным капиталом банка
Управление капиталом означает прогнозирование его величины с учетом роста объема балансовых и забалансовых операций, величины рисков, принимаемых банком, соблюдения установленных нормативными актами пропорций между различными элементами капитала, с целью достижения установленных банком параметров.
Постоянные изменения в области нормативного регулирования и в состоянии финансовых рынков не позволяют банкам оценить результативность принимаемых управленческих решений. В большинстве коммерческих банках Казахстана работа по управлению капиталом ограничивается выполнением требований надзорных органов. </h4>
Значительный опыт управления капиталом накоплен мировой банковской практикой. Однако используемые приемы и методы приспособлены к условиям развитой банковской системы и не могут быть прямо перенесены на казахстанские банки.
Усиливающееся давление на банки по поводу увеличения ими собственного капитала порождает необходимость в долгосрочном планировании объемов и источников роста капитала. Банковской практике известно множество способов планирования капитала, но все они включают следующие основные этапы:
·разработка общего финансового плана;
·определение величины капитала, необходимого банку с учетом его целей, предполагаемых новых услуг, условий государственного регулирования;
·определение величины капитала, который можно привлечь за счет внутренних источников;
·оценка и выбор наиболее подходящего к потребностям и целям банка источников капитала.
Планирование собственного капитала должно осуществляться на основе общего финансового плана. Определяются необходимые источники финансирования активных операций, прогнозируется размер и источники привлеченных средств (депозитные и недепозитные), оценивается состав активов по степени риска, исходя из стратегии банка. Эти данные являются необходимой исходной базой для составления плана доходов банка с учетом различных сценариев движения процентных ставок и прогнозируемого уровня непроцентных доходов и затрат. На основе прогноза выплаты дивидендов определяется вероятный размер внутренне генерируемого капитала, т.е. сумма прибыли, которая может быть направлена на прирост собственного капитала. Исходя из планируемого роста активов, рассчитывается необходимая величина капитала, привлекаемого за счет внешних источников.
Источники прироста собственного капитала традиционно делятся на внутренние (прибыль, переоценка фондов) и внешние (выпуск акций, капитальных долговых обязательств (облигаций)).
Соотношение между этими источниками нередко определяется размером банка и его стратегией. Крупные банки, имеющие доступ к национальным и международным финансовым рынкам, имеют возможность выпускать обыкновенные, привилегированные акции или облигации для поддержания непрерывного роста своей деятельности. У небольших банков такие возможности ограничены. Они, как правило, не могут привлечь инвесторов из-за отсутствия соответствующей репутации, более низкого уровня платежеспособности. Кроме того, небольшие по размеру выпуски ценных бумаг плохо реализуются на открытом рынке, их размещение связано с большими издержками и рисками. Поэтому небольшим банкам больше приходится полагаться на внутренние источники наращивания собственного капитала.
На конец 2012 года справедливая стоимость собственного капитала АО «Казкоммерцбанка» составляла 323,7 млрд. тенге, 327 тенге на каждую простую или привилегированную акцию. По состоянию на 31 декабря 2013 года, справедливая стоимость собственного капитала возросла до 507 млрд. тенге, и соответственно до 561 тенге на каждую простую и привилегированную акцию (таблица 1).
Таблица 1 - Оценка собственного капитала АО «Казкоммерцбанка» за 2012-2013 годы
Показатели2012 год2013 годСправедливая стоимость СК, млрд. тенге323,7507,0Инвестированный СК377,2389,8Приведенный избыточный доход (высокий рост)-97,9-41,0Приведенный избыточный доход (зрелый рост)44,4158,2Количество акции, млн. штук991,1903,1Количество простых акций866,9778,6Количество привилегированных акций124,3124,5Доходность на акцию, тенге327561
Текущая стоимость собственного капитала банка оценивается на уровне 17,2%, но она линейно снизилась в течение 10 лет до 13,5% (что соответствует бете на уровне 1), основываясь на предположении, что банк будет со временем становиться крупнее и стабильнее. По оценкам Global Finance АО "Казкоммерцбанк" в 2013 г. признан Лучшим банком на развивающихся рынках, также среди банков Казахстана он занимает 1 место по размеру активов и 1 место по размеру капитала.
К концу 2013 года текущая ценовая конъюнктура рынка ценных бумаг не располагала к конвертации привилегированных акций банка, но в будущем вероятность конвертации является высокой. По мнению экспертов, большинство привилегированных акций Казкоммерцбанка удерживают мажоритарные стейкхолдеры, и конвертация по максимальному коэффициенту позволит им увеличить свою голосующую долю в банке, а также получить значительный денежный выигрыш от переоценки их рыночной стоимости.
2.2 Оценка и анализ заемных и привлеченных средств банка и их управление
Основную долю привлеченных средств составляют средства клиентов (48,81%). Вторую по величине долю имеют ссуды и средства банков (10,62%). Из таблицы 7 видно, что основным направлением деятельности банка является проведение расчетов и обслуживание счетов корпоративных клиентов.
Среди срочных средств клиентов основную часть составляют вклады корпоративных клиентов. Этот показатель как раз характерен для универсальных банков, привлекающих средства юридических лиц на расчетные счета. Доля средств клиентов в обязательствах увеличилась за два года с 33,42 до 48,81%. Данную тенденцию можно оценить как положительную, т. к. это свидетельствует об эффективности организации и управления депозитной политикой банка.
Таблица 2 - Анализ привлеченных и заемных средств АО «Казкоммерцбанк», млн. тенге
Показатели30.09.201331.12.201231.12.2007Темп роста, %Сумма% к итогуСумма% к итогуСумма% к итогуСсуды и средства банков Продолжение Таблицы 2255,25310,62296,39112,88723,43127,0135,28Средства клиентов1172,63548,81979,45342,57895,08333,42131,01Прочие привлеченные средства32,1071,34137,3245,97148,9345,5621,56Итого привлеченных средств1459,99560,771413,16861,421767,44866,0082,60Финансовые обязательства41,9481,7554,3392,367,7300,29542,66Выпущенные долговые ценные бумаги717,52829,86678,28529,48739,68827,6297,00Прочие резервы13,630,5710,2760,4510,6380,40128,13Обязательства по отложенному налогу на прибыль17,0990,7110,2050,4430,4961,1456,07Дивиденды к выплате0,770,030,0050,000,0020,003850,00Прочие обязательства9,7340,4116,9410,7413,8450,5270,31Субординированный заем141,8775,91117,7245,12108,1664,04131,17Итого заемных средств942,58639,23887,77538,58910,56534,00103,52Всего привлеченных и заемных средств2402,581100,002300,943100,002678,013100,0089,72
Доля выпущенных банком ценных бумаг выросла с 27,62 до 29,86% обязательств банка. Анализируя структуру привлеченных средств, можно прийти к выводу о ее постоянности. Так, на протяжении исследуемого периода основную долю занимали средства в расчетах, текущие и расчетные счета и счета корпоративных клиентов, это говорит о направленности работы банка с корпоративными клиентами.
Снижение обязательств был вызван, прежде всего, снижением привлеченных средств, темп роста которых составил 82,6% (снизился на 17,4%). В свою очередь, снижение привлеченных средств произошел за счет снижения ссуд и средств банков (снизились на 64,72%) и прочих привлеченных средств (на 78,44%).
В связи с укреплением позиций банка на рынке и с ростом доверия населения банку объем средств клиентов розничного бизнеса увеличился до 327,6 млрд. тенге в сравнении с 263,8 млрд. тенге (рост за 2013 год 63,8 млрд. тенге или 24,2%). Их доля на конец 2013 года в общем объеме средств клиентов составила 25,7% в сравнении с 26,9% на конец 2012 года.
Объем средств клиентов корпоративного бизнеса (без учета средств, выделенных по госпрограммам) составил 773,3 млрд. тенге в сравнении с 680,6 млрд. тенге (рост за 2013 год 92,7 млрд. тенге или 13,6%). Их доля на конец 2013 года в общем объеме средств клиентов составила 60,6% в сравнении с 69,5 на конец 2012 года. Остатки на счетах клиентов за 2013 год увеличились на 30,3%, розничные депозиты увеличились на 24,2%, чистая процентная маржа составила 7,8%.
Что касается заемных средств банка, то темп роста в 2013 г. по сравнению с 2011 г. составил 103,52%. Заемные средства формируются в основном за счет выпущенных долговых ценных бумаг 27,62% в 2011 году, 29,48% - в 2012 г., 29,86% - в 2013 г.
Коэффициент адекватности капитала, рассчитанный на основании консолидированной отчетности, по состоянию на 31 декабря 2013 года составил 20,1% в сравнении с 17,7% по состоянию на 31 декабря 2012 года, а коэффициент адекватности капитала первого уровня составил 15,9% по сравнению с 13,5%, соответственно.
Также необходимо отметить, что неисполненной задолженности по своим обязательствам банк не имеет, что говорит о его стабильной и устойчивой деятельности и привлекательности, как для кредиторов, так и для клиентов, размещающих свои средства в банке
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
Приоритетные направления развития банка, как субъекта рынка, основываются, прежде всего, на рассмотрении и устранении структурных и функциональных недостатков.
Совершенствование структуры банка и ревизия функциональных аспектов деятельности должна способствовать достижению основных целей его развития, прежде всего удовлетворению спроса на банковские услуги, более качественному выполнению функций, повышению конкурентоспособности банка и предлагаемых им продуктов на рынке, и, конечно же, увеличению финансовой базы. И вместе с тем отвечать базовым потребностям экономики.
Таким образом, перед коммерческим банком встает задача, связанная с необходимостью выбора эффективной и адекватной ситуации модели улучшения финансового состояния. Эта задача разбивается на несколько принципиальных подзадач, которые можно разделить на несколько условных групп.
Оптимизация затрат и процесса продаж. К первой группе относятся вопросы, касающиеся увеличения объемов продажи банковских продуктов и извлечения большей прибыли от основной деятельности. Одним из способов решения данных задач является разделение функций по разработке и реализации продуктов между участниками банковской группы, что позволяет сократить затраты и оптимизировать процесс продаж. Для этого необходимо создание модели, в которой центр банковской группы несет идеологическую и методологическую нагрузку по разработке продуктов, которые впоследствии могут тиражироваться и распространяться через дочерние структуры. Углубление специализации и четкое разделение функций позволяют банку не только повысить качество разрабатываемых продуктов, но и проводить согласованную сбытовую политику. Типизация банковских продуктов упрощает процесс продвижения услуг до конечного потребителя и позволяет избежать стандартных маркетинговых ошибок.
Единая система риск-менеджмента. Вторая группа включает в себя вопросы, связанные с процедурами контроля рисков и сохранения общего уровня устойчивости банка. В современном банковском бизнесе высокую актуальность имеет тезис «больше правильно измеренного риска - больше дохода». По мере укрупнения размеров бизнеса и расширения сфер, в которые вовлекается коммерческий банк, увеличивается и спектр рискованных операций. Традиционные риски, такие, как кредитный, ценовой, процентный и валютный, с которыми регулярно сталкиваются финансисты, дополняются относительно новыми. К ним относятся риски потери управляемости, инвестиционные риски, риски потери репутации и кадровые риски. В условиях усложнения структуры банковского бизнеса и ускорения экономических процессов в банке повышается роль риск-менеджмента.
Построение единой системы риск-менеджмента в банке и банковской группе является сложной и многоступенчатой задачей. Выявление видов рисков и анализ их влияния на банкуппы - начальный уровень ее решения. Принципиально важным при анализе воздействия риска становится внедрение шкалы его количественной оценки и оценки размеров потенциального ущерба. Определение допустимых зон риска позволяет более четко формулировать бизнес-задачи для банка.
Кредитные риски - одни из наиболее существенных в банковском бизнесе. Управление ими является сложной задачей, требующей проведения единой кредитной политики. Внедрение балльных методик оценки уровня риска анализируемого заемщика дает возможность выставления четкой системы «отсечек», при которых потенциальная угроза возникновения ошибок серьезно сокращается. Внедрение единой кредитной политики позволяет формализовать подходы к заемщикам, распределить кредитные ресурсы пропорционально целевым ориентирам развития банка и поддерживать допустимый уровень риска на одинаковые сегменты рынка и клиентские группы.
Регламентация деятельности всех подразделений банка не только формализует процедуры и механизмы текущего банковского бизнеса, но и упрощает сам процесс принятия управленческих решений.
Управление финансовыми потоками. Третья группа задач состоит из вопросов, относящихся к области управления финансовыми потоками, оптимизации структуры активов и пассивов. Агрессивный подход к изменениям дюрации банковского портфеля далеко не всегда себя оправдывает. Большинство финансовых институтов в Казахстане являются классическими коммерческими банками, использующими в своей деятельности депозиты и вклады до востребования. Последние изменения конъюнктуры финансового рынка показали, что агрессивная политика использования ресурсов, полученных из стандартных источников для финансирования долгосрочных проектов, весьма рискованна. Однако отказываться от работы с данными источниками пассивов стратегически неверно. В этих условиях найти золотую середину между активной кредитной политикой и поддержанием сбалансированной устойчивой ликвидности - одна из наиболее важных стратегических задач. Построение банковской деятельности, имеющей дополнительные возможности привлечения и размещения ресурсов, является одним из частных способов решения задачи «сохранения доходности операций при поддержании допустимого уровня риска».
Важнейшим направлением оптимизации структуры банка должно стать улучшение координации действий подразделений банка и создание мобильных структур реагирования на конъюнктурные изменения. Это позволит повысить качество предлагаемых банковских продуктов, и будет способствовать их востребованности (в частности, развитию расчетных, депозитарных операций, и т.д.). Целевая ориентация на потребности клиента и охват больших территорий требует расширения возможного спектра организационных форм. Наряду с филиалами, предлагающими широкий набор услуг клиентам целесообразно выделение специализированных агентств и передвижных операционных касс для работы в отдаленных районах, ориентированных как на комплексное и индивидуальное обслуживание, так и на развитие отдельных направлений бизнеса.
В рамках активизации работы по оказанию методической и практической помощи корпоративным клиентам, а также улучшения координации действий подразделений, предлагающих различные виды продуктов клиентам, возникает необходимость создания института персональных менеджеров. Данная структура позволит банку перейти к предложению комплекса банковских продуктов.
С точки зрения совершенствования функциональных аспектов деятельности банка на рынке, наиболее приоритетными направлениями ревизии и пересмотра являются:
взаимодействие банка с реальным сектором экономики;
обслуживание населения;
развитие расчетной системы и банковских технологий.
Рост потребностей реального сектора экономики и оздоровление инвестиционного климата в стране позволяет расширить спектр и объемы операций по обслуживанию реального сектора экономики. Главным направлением в этой сфере является кредитование и проектное финансирование, содействующие развитию национальной экономики, поддержке отечественного производителя товаров и услуг. При этом важнейшей задачей банка должно являться формирование качественного и высокодоходного кредитного портфеля за счет увеличения темпов кредитования корпоративных клиентов в иностранной валюте. Повышая гибкость условий кредитования с учетом индивидуальных потребностей клиента, банк должен проводить и взвешенную процентную политику, основанную на экономической эффективности кредитных операций, учете рыночной конъюнктуры и поддержании необходимого уровня процентной маржи. Основными способами оптимизации уровня кредитных рисков посредством их диверсификации могут являться:
·предоставление синдицированных кредитов;
·страхование инвестиционных и кредитных рисков, с помощью которого кредитные и портфельные риски диверсифицируются между банками и страховыми компаниями;
·хеджирование портфельных рисков путем создания компенсирующей позиции для каждой конкретной рисковой операции;
·форфетирование портфельных и валютных рисков, когда форфейтер берет на себя все риски экспортера без права регресса.
Основными направлениями в кредитовании реального сектора экономики следует выделить: краткосрочное коммерческое кредитование, инвестиционное кредитование и проектное финансирование. Так, краткосрочное кредитование в иностранной валюте должно быть ориентировано на удовлетворение потребностей клиентов в оборотных средствах. В качестве целевой группы по данному виду кредитования могут быть выделены предприятия легкой и пищевой отраслей, службы быта, торговые и торгово-посреднические предприятия. Развитие кредитования экспортно-импортных операций должно осуществляться с учетом ситуации на валютно-финансовых и сырьевых рынках, возможного повышения странового рейтинга Казахстана. Это существенно расширит возможности банка по применению не кредитных инструментов, таких, как форфейтинг, документарные операции и гарантии.
Инвестиционное кредитование должно стать одним из основных инструментов завоевания наиболее привлекательного сегмента рынка - крупных и кредитоспособных клиентов страны и, как следствие, послужит банку дополнительным катализатором развития широкого спектра валютных операций, а также сопутствующих услуг.
Постепенное возрождение казахстанского рынка корпоративных ценных бумаг позволяет в будущем рассчитывать на дальнейший рост его инвестиционной привлекательности. В связи с чем, банк может формировать инвестиционные портфели акций корпоративных эмитентов. Особый интерес представляют корпоративные долговые обязательства и векселя предприятий реального сектора экономики.
Сохраняя приоритетные ценовые условия банк должен стремиться к привлечению на обслуживание, как целевой группы потенциальных клиентов, экономически активное население страны и молодежь. Созданию системы долгосрочного взаимовыгодного партнерства должна способствовать реализация программ поддержки индивидуальных операций на финансовых рынках, доверительное управление средствами клиентов, финансовый консалтинг, брокерское и агентское обслуживание, использование передовых информационных технологий, в том числе интернета. Наряду с тиражированием стандартных конкурентоспособных банковских продуктов, ориентированных на потребности всех социальных и возрастных групп населения банку целесообразно предлагать индивидуальное обслуживание и вкладные продукты для состоятельных клиентов. Привлекательность банковских карт для населения должна обеспечиваться развитием операций по овердрафтному кредитованию по карточным счетам.
Продвижение новых банковских продуктов и банковских услуг на рынке должно осуществляться с учетом потребностей различных групп населения в кредитных ресурсах: на образовательные цели, учитывая нынешнее стремление граждан к получению образования за границей; на потребительские цели для молодых семей; на покупку потребительских товаров и на неотложные нужды под заклад золотых слитков, и монет из драгоценных металлов; на покупку жилья и т.д. При этом одним из обязательных условий занятия банком лидирующего положения на данном сегменте рынка, должно стать комплексное расчетно-кассовое обслуживание физических лиц, предполагающее высокое качество предоставляемых услуг, гибкую тарифную политику и низкую трудоемкость операций для клиента. Основной задачей банка в данном направлении должно стать увеличение доли обслуживания безналичных денежных потоков населения в иностранной валюте.
Серьезным фактором повышения стабильности функционирования банка в целом является совершенствование действующей расчетной системы, включая проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.
Совершенствование банковских технологий также должно проводиться исходя из приоритетных направлений развития бизнеса. Однако, рост конкуренции на рынке банковских услуг, частые изменения законодательной и нормативной базы предъявляют повышенные требования к гибкости внедряемых технологий, возможности их адаптации к новым банковским продуктам, эффективности их использования.
Особое внимание в этой сфере следует уделить созданию автоматизированной системы обеспечения управления банком, позволяющее решать задачи как в области управления рисками, управления портфелями кредитов и ценных бумаг, так и в области стратегического и бизнес планирования, маркетинга, мониторинга и контроля. С учетом этого, в банке должны быть разработаны современные технологические схемы совершения и оформления клиентских операций, обеспечивающие сокращение сроков прохождения платежей, совершенствование расчетов, развитие электронного документооборота, внедрение новых банковских продуктов и услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики ресурсы коммерческих банков имеют первостепенное значение. Они служат необходимым активным элементом банковской деятельности. Важнейшей задачей при использовании банками собственных и привлеченных ресурсов является одновременное обеспечение максимальной доходности банковских активов и приемлемого уровня ликвидности.
Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Роль их исключительно велика. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.
Основанный в 1990 году, АО «Казкоммерцбанк» является одним из лидирующих банков в Казахстане. Чистый процентный доход до формирования резервов на обесценение процентных активов за 2013 год составил 193,2 миллиардов тенге против 199,5 миллиардов тенге за аналогичный период 2012 года. Объем ссуд корпоративному сектору составил 1886,6 млрд. тенге по состоянию на 31 декабря 2013 года в сравнении с 1793,7 млрд. тенге по состоянию на 31 декабря 2012 года. Доля ссуд корпоративному сектору в общем объеме ссуд клиентам выросла с 83,6% на конец 2012 года до 87,3% на конец 2013 года.
По состоянию на 31 декабря 2013 года объем ссуд розничному сектору составил 274,1 млрд. тенге в сравнении с 351,1 млрд. тенге по состоянию на 31 декабря 2012 года. В связи с укреплением позиций банка на рынке и с ростом доверия населения к банку объем средств клиентов розничного бизнеса в 2013 году увеличился до 327,6 млрд. тенге в сравнении с 263,8 млрд. тенге в 2012 году. Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур.
Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской
инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в Казахстане. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база; разгул преступности в стране как следствие желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское; стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль как следствие развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом.
Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Банковское дело: учебник для вузов / под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. 4е издание, переработанное и дополненное М.: Финансы и статистика, 2000. 464с.: ил.
.Банки и банковские операции. Учебник под ред. Е.Ф. ЖуковаМ.: «Банки и биржи», 2002
.Николаенко О.А. Личные сбережения населения. // Экономический журнал ВШЭ. 2000 №4 с.500
.Ряузов Н. Стратегия коммерческого банка на рынке ценных бумаг. Опыт Банка ЗЕНИТ // Рынок ценных бумаг 2000. №22. С. 717.
.Сейткасимов Г.С. Банковское дело. - Алматы: Каржы-Каражат, 1998г., 166 с.
.Журнал «Банки Казахстана» №6, №7, №8, - 2010г.
.Э.Дж.Долан и др. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. Пер. с анг. С.- П., 1994.
.Демичев А. Банковский сектор и экономика // Экономист. - 2001. - N 11. - С.55-60.
.Егоров С.Е. О состоянии банковской системы и путях ее укрепления // Деньги и кредит.- 1999. - N 4. - С.6-11.
.Елкин Д. Банковский бизнес // Деловая жизнь. - 1993. - N 4. - С.36-40.
.О Национальном Банке РК: Указ президента РК, имеющий силу закона, от 30.03.1995 г.
.Журнал "Банковское обозрение" № 7, №8, №10, - 2013 г.
.Журнал "Банковский менеджмент" № 3, - 2013 г.
.http://ru.kkb.kz.pdf
15.>www.tengry-finance.kz <http://www.tengry-finance.kz>