Эстетика японского, арабского, китайского сада, русский сад-огород

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сибирский Государственный Технологический Университет»

Факультет: ЛТФ ЗДО

Кафедра философии


Эстетика японского, арабского, китайского сада, русский сад-огород


Выполнил: студент группы

Сергеева М.А

Проверил: Дорофеева Л.А.


Красноярск 2014 г.


Содержание


Введение

. Эстетика японского сада

. Эстетика арабского сада

. Эстетика китайского сада

. Русский сад-огород

Заключение

Библиографический список


Введение


Каждый день мы привыкли видеть окружающий нас растительный мир, камни, различные водоёмы ставшие для нас банальными. А ведь раньше всё это имело огромное значение для людей.

Собрав воедино всё необходимое для услады души и тела, стали появляться сады и парки. Искусство культивировать растения, окружая садами жилища, зародилось на заре истории человечества. Сады были связью жилища с окружающим миром, сотворение искусственного мира, соединяющего закрытое жильё человека и природу.

В садах отражались все стороны общественной жизни людей: философия, социум, искусство, политика. Всему есть определённый смысл. Недаром в средние века сады называли книгами, в которых сам Господь учил трудолюбивого садовода открывать таинства бытия.


1. Эстетика японского сада


Японский сад - это прежде всего философия, мировоззрение и миропонимание, символ совершенного мира земной природы, олицетворение Вселенной <#"justify">Изгороди, калитки и ограды отделяют нас от окружающего мира. За их границами должны остаться тревожащие нас проблемы и переживания. Ограды же служат своеобразными оконцами, как бы давая возможность мельком заглянуть в сад.

Шиши-одоши - аналог нашему чучелу, только изящное. Выглядит как одна или несколько бамбуковых труб, которые при наполнении водой опрокидываются и ударяются о камень, издавая мелодичный звук, который отпугивает птиц и оленей.

Магматические породы используются для имитации гор (базальт, андезит и т.д.), а осадочными породами оформляют водные сцены.

В планировке японского сада с 1392 года проявляться независимые от китайского сада национальные черты:

· исчезает осевая симметрия;

· копируются не китайские а японские пейзажи;

· появляются первые чайные сады;

· пейзажные группы формируются с учётом движения посетителя.

Сущность прекрасного японцы выражают четырьмя понятиями, называемыми «саби», «ваби», «сибуй» и «югэн». Корни первых трёх категорий уходят в синто, последняя - «югэн» - навеяна буддийской философией.

Понятие «саби» (буквально означает «ржавчина») связывает воедино красоту и естественность, относятся к природе с благоговением и нежностью. Японцы с детства воспитываются в уважении к традиционным ценностям, никогда не позволят себе сделать зарубку на коре дерева, поймать и убить какого-нибудь жука, наконец, привязать консервную банку к хвосту кошке. Японский ребенок готов сказать любому существу или предмету: «Мы с тобой одной души», и эта фраза наделена для него глубоким и понятным смыслом.

Понятие «ваби» воплощает связь между искусством и повседневной жизнью. Ваби - это мудрая воздержанность, отсутствие чего-либо вычурного и броского, благородная простота.

Понятие - «си-буй» - появилось в результате слияния первых двух принципов. Таким образом, си-буй - это красота естественности в сочетании с красотой простоты.

Понятие «югэн» поэтизирует изменчивость, недолговечность, недосказанность, асимметрию. Симметричность воспринимается японцами как повторение, а любое дублирование элементов несвойственно природе.

Сознательная недосказанность югэн лучше всего проявляется в целой поэме из камня и песка. Красота этого сада непонятна западному человеку. С их точки зрения, это прямоугольная площадка, посыпанная белым гравием, среди которого в беспорядке разбросано полтора десятка камней. Наиболее внимательные, замечают, что композиция из каменных «островков» составлена таким образом, чтобы с любой точки наблюдения её нельзя было охватить взглядом всю целиком всегда будет видно на один камень меньше, чем есть на самом деле. Западный человек видит в этом загадку, но мудрые японцы понимают, что это действительно поэзия.

В полной мере почувствовать красоту японского сада может тот, кто понял значение - «масс бумей» («цивилизация сосновой иглы»), т.е. умение наслаждаться красотой сосновой хвоинки, вместо того чтобы пытаться охватить взором целый лес. Отсюда и эстетическое наслаждение от зрелища одной-единственной капли росы или ветки сакуры.

Важная особенность для японского сада - его закрытость от внешнего мира, или камерность, своего рода миниатюрная модель мира. Уединенность для каждого означает что-то своё. Для кого-то достаточно высокой непроницаемой ограды, а кому-то необходимо полное уединение, вдали от людей.

Тремя наиболее известными садами Японии <#"justify">В наше время существует огромное разнообразие садов Востока, которые в целом можно разделить на те, что традиционно принадлежат ареалу ислама, и на те, что отображают мировоззрения и философские взгляды на красоту Дальнего Востока. Чтобы лучше понять специфику арабских садов, надо обратиться к Корану. «Там текут ручьи из воды, которая не портится, ручьи из молока с неизменным вкусом, ручьи из вина, дарующего наслаждение пьющим, и ручьи из чистого мёда» - такой рисовалась в Коране картина рая. Рая, который красочен, роскошен, пронизан всеми радостями бытия.

Мотивы райских садов можно заметить и в знаменитой на весь мир сказке «Тысяча и одна ночь». Сады здесь - это волшебные творения, которые наполнены благоуханием экзотических цветов, тихим журчанием кристально чистой воды, мраморными с разноцветными подушками ложами и прекрасными павлинами.

Садам придавалось особое значение, они формировались в условиях бережного отношения к живой природе и воде, т.к. от правильного орошения порой зависел весь урожай, а, следовательно, и жизнь.

Роль воды в арабском саду священна. Мусульмане пять раз в день молятся, и всегда перед молитвой производят омовение, чтобы предстать перед богом чистыми.

Самым большим достижением арабо-исламских садов можно считать организацию их обеспечения водой. Лишь в XIX веке были придуман водопровод, открывший новые возможности в создании садов.

Самой большой проблемой, с которой сталкивались строители древних арабских садов, было обеспечение водой. Система фонтанов была разработана на силе тяготения. Под ними пролегал лабиринт труб, пересекаемых клапанами и задвижками, призванными контролировать распределение воды по бесчисленным фонтанным выходам на территории всего сада.

Распространёнными были питьевые фонтанчики. Нередко арабские архитекторы устраивали и фонтаны в виде высоких струй воды, а также ручейки и бассейны различной формы. На поверхности бассейнов, прудов плавали красивые композиции из листьев и цветов лотоса. Фонтаны символизировали жизнь и ежегодное возрождение природы. Застойная вода является атрибутом зла, прибежищем демонов. Поэтому к воде на Востоке всегда относились очень бережно, и она была в саду главной.

Даже в бедных жилищах на Востоке всегда можно было встретить крохотный дворик, пересечённый журчащим арыком со склонившейся над ним виноградной лозой. При дворцах же разбивали роскошные сады с мраморными бассейнами, каналами, фонтанами и беседками с росписными стенами, на которых можно увидеть суры из Корана.

Традиционными мотивами садов считаются, геометрически точные линии, аккуратность в оформлении. Как известно, идолопоклонство строго запрещено в Исламе. Это объясняет отсутствие скульптур и росписей, изображающих живых существ в садах и парках.

Конструкция, которую принято называть «чор-бак», т.е. четыре сада, визуально разбивала план на несколько квадратов, часто разной величины, которые в свою очередь были разделены на четыре части арыками или дорожками с фонтаном посередине. Фонтан (или бассейн с крохотными фонтанчиками) облицован мрамором, разноцветными керамическими плитками или стеклом.

Высажанные цветы олицетворяли благоденствие в загробной жизни. Деревья сочетались со строгой геометрией планировки чор-бак. Они тоже имели свою символику. Раскидистые платаны, дающие глубокую тень, означали покой, их часто высаживали группами по четыре, вокруг бассейнов и павильонов; кипарисы - вечность, цветущий миндаль - символ весны и пробуждающейся жизни, а посаженные рядом, эти же деревья олицетворяли любовь.

Принимая во внимание жаркий климат, газоны в арабских садах не выращивали, их заменяло разнообразное мощение из декоративного камня или же с помощью клумб <#"justify">Наряду с японскими, арабские сады считаются самыми закрытыми садами мира - высокая ограда надежно скрывает от посторонних сад и его обитателей.

Наиболее известные исламские сады: сады Альгамбры (рисунок 6), Хенералифе Испанской Гранады; сады Кашмира "Shalamar Bagh ", "Nishat Bagh ", Тадж-Махал, сады Агры в Индии; сады Шираза, Кашана (Иран), сады королевских дворцов, сады Агдаль, Менара, Бахия в Марракеше (Марокко).


. Эстетика китайского сада


Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. Более двух тысяч лет садоводство играло очень важную роль в китайской культуре, как при дворе императора, так и в жизни простых людей. Роскошный сад какого-нибудь вельможи и миниатюрная садовая композиция скромного человека одинаково считались ценными как способы выражения подлинной красоты вещей. Главное достоинство сада - это его естественность.

В Китае счастливым и идеальным человеком считается тот, кто находится в согласии с природой, стремится к покою, к тишине, простоте.

Философский даосизм, конфуцианство и в определенной мере буддизм можно считать теоретической базой китайского садоводства.

Конфуцианство - учение Кун-Фу-цзы или Конфуция (551-479 гг. до н.э.), принцип которого является жэнь («гуманность») - нравственный принцип, определяющий отношения между людьми в обществе и семье.

Даосизм - философское учение, основоположником которого по традиции считают Лао-цзы, жившего в конце VII - начале VI в, до н. э. Достоверных сведений о нём история не оставила.

Сань цзяо - основная религия китайцев, включает все три религиозных учения, в разное время распространившихся на территории Китая: даосизм, конфуцианство и буддизм; все они существуют одновременно, дополняя друг друга в формировании мировоззрения китайца. Для сань цзяо характерно обожествление природы и создание из её явлений символов присутствия божества.

«Инь - Ян» - одна из фундаментальных теорий китайской классической эстетики, базирующейся на теории единства противоположностей. Авторство концепции «Инь - Ян» в равной степени приписывают и даосам и конфуцианцам с той лишь разницей, что конфуцианская эстетическая мысль фокусировала внимание на этике и морали, а последователи Лао-цзы и Чжуан-цзы больше внимания уделяли красоте и искусству. Гора означает вечность, постоянство, мужское начало природы («Ян»). Вода - изменчивость, женское начало («Инь»), космический поток дао. Отражения в воде соединяют небо и землю, превращая явления в свои противоположности.

Одной из частей даосского учения был фэн-шуй («ветер и вода» или «веяния и течения»). Фен-шуй традиционная китайская геомантия, предназначенная для анализа благоприятных мест и направлений при решении вопросов градостроительства. Появление практики фен-шуй было обусловлено специфическими природными условиями. Резко континентальный климат и преимущественное направление ветров наложили отпечаток на весь быт китайцев.

В фэн-шуй рассматриваются природные стихии, обладающие жизненной силой («ци»), энергией. Эта энергия считалась благотворной. Растениям отводилась значительная роль, поскольку они отчищали воздух, предохраняли участок от ветров и наполняли дом жизненной энергией. В годовом цикле весне соответствовало дерево и синий цвет, красный огонь - лету, вода и чёрный цвет символизировали зиму, а осени соответствовали металл и белый цвет. Астрономической серединой года была земля и жёлтый цвет.

Искусство фэн-шуй для сада заключается в умении уравновесить инь и ян, чтобы благотворная ци двигалась плавно и размеренно, накапливаясь в установленных местах.

Китайские сады создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела. Важно, что вмешательство человека должно было идти не на замену элементов природного ландшафта, а на его дополнение.

Сады можно разделить на: императорские, сады при гробницах, храмовые, частные, сады учёных, чайный сад.

Императорские сады отражали идеологию государства, основанную на философии конфуцианства. Идеальная симметрия сада ассоциировалась с порядком, справедливостью, которые должны господствовать в государстве и в семье. В императорских садах нередко проводили официальные церемонии. Храмовые сады устроены так, чтобы максимально использовать природный ландшафт, традиционно наполнены камнем и водой, лотосами, плакучими ивами и изображением Будды на вершине комплекса. Частные сады получили свое развитие в минскую эпоху, когда стали доступны верхам китайского общества и превратились в повальное увлечение знати. Сады учёных предназначались для отдыха, размышлений и интеллектуальной работы. Чайный сад выступает важным компонентом в чайной церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо. Эстетика этого сада базирующимися на принципах простоты, скромности, естественности, неброского очарования.

В Китае дома обычно представляют угловатую конструкцию, состоящую из множества линий и поворотов. Поэтому садовый участок должен гармонично дополнять жилой дом, уравновесить все недостатки с помощью текучих форм и плавных изогнутых линий, отдавая предпочтение извилистым тропинкам, круглым клумбам и лужайкам неправильной формы.

Существуют также особые элементы сада:

-декоративный водоём;

-садовая скамейка, частично замаскированнная решёткой и вьющимися растениями;

-беседка в тихом уголке;

-береговые павильоны, террасы для отдыха, созерцания и медитации;

-китайские фонари из дерева, стекла, металла, бумаги (красного цвета). Фонари не просто устройства для освещения, они считаются символом китайской культуры, символ яркости, счастья и воссоединения;

-мосты;

-пагоды - каменные башни, место поклонения с изречениями, символизирует храм;

-студии для живописи и каллиграфии;

-лунные ворота, открывают новые виды по мере продвижения по саду и разделяют сад на зоны;

-«окна в саду» - небольшие проёмы на уровне глаз в садовых стенах в виде рамы или с красивым орнаментом, которые выполняют ту же роль, что и лунные ворота;

-скульптуры. Можно увидеть статуи львов, драконов, основное предназначение которых - защита владельцев от неприятностей, размещают у входа в дом или сад в паре. Статуи Будды создаются с почтением и помещаются в самом тихом и уютном уголке сада;

-камни (мужское начало Ян) наделяют душой. Особенно ценятся старые, сложной формы, поднятые со дна моря камни. «Горы» из камней символизируют бессмертие - важный аспект китайской философии;

-бонсеки - миниатюрные композиции из камней или из камней и растений, воспроизводящие природный ландшафт в миниатюре (размещают на столах-подставках или на земле на фоне стены);

-бонсаи - сформированные определённым образом деревья и кустарники, высаженные в контейнеры и обязательно размещенные на подставке. Чаще всего это сосна, вишня или слива, клены, хеномелес и другие;

-ограда в китайском саду не только граница земельных владений, она является частью окружающего ландшафта и возводится так, что бы не нарушать рельеф. Она следует его складкам, поднимаясь вверх и ныряя вниз, напоминая гребень извивающегося дракона - традиционного мифического образа Китая.

В китайских садах в прудиках водились рыбки, являющиеся символами начала Инь и Ян, а по земле разгуливали аисты и журавли, символы бессмертия.

Традиционный китайский сад отличается богатой и разнообразной растительностью, не зная чистых травяных газонов. В Китае растения не подстригали и не выравнивали. Этот принцип восходил к более глобальному принципу сохранения равновесия и гармонии. В качестве почвопокровных растений используются некоторые травянистые многолетники (хосты, кислица), а также декоративные злаки.

Сад включал плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами.

Любое дерево, кустарник или цветок в китайском саду имеют свой смысл, связаны с сезонными явлениями или событиями из жизни владельцев. Приход весны всегда символизируется цветением вишни, сливы (олицетворяет силу характера), персика, плакучей ивы, стройных тополей, и банановых деревьев, пышных магнолий и граната; а также цветущими декоративными кустарниками - форзицией, рододендронами, хеномелесом (айва японская). Чуть позднее главным акцентом в саду становятся цветущие алые азалии. А осень знаменуется пронзительно-шарлаховой листвой разнообразных клёнов. Основное растение - сосна, символ постоянного благородства, напоминающая китайцам о бесконечности времени. Кроме сосен, из хвойных высаживаются можжевельники и кипарисы.

Популярностью пользовался бамбук - упругий, полый внутри и потому служивший символом живительной пустоты, выносливости и стойкости.

Обширную область китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Наибольшим почтением пользовался пион (лучшим считался "танцующий львёнок"). Хризантема - символ покоя и долголетия. Разводили розы, гортензии, нарциссы, гиацинты, гранаты, а на юге - орхидеи.

С приходом буддизма важным растением китайского сада становится лотос. Лотос, тянущийся к солнцу из тёмной глубины вод, как бы пронизывает все уровни мироздания и являет неудержимую силу жизненого роста. Его нежные лепестки, распускающиеся над самой водой, представляют собой символ чистоты души Будды, неуязвимой для "грязи и тины" материального и суетного мира.

Как и в китайском пейзаже, цвета садовой флоры довольно сдержанные. Внимание привлечено главным образом к форме растений и игре света и тени.


. Русский сад-огород


Очень долгое время об эстетике огорода никто особенно не задумывался. Главное, чтобы урожай был достаточным - нужно было прокормиться. Сады «для удовольствия» появились гораздо позднее.

Получая земельные участки, часть надела отгораживалась и использовалась под выращивание овощей. Вероятно, отсюда произошло слово "огород", буквально означающее "огороженная территория".

В средневековой России до европеизированных нововведений Петра Великого первые сады были созданы монахами при монастырях.

В русских монастырях обожествлялась сама природа, а не сад, продукт деятельности человека. Человеческая жизнь и её потребности рассматривались как греховные и недостойные святости. Сады на новых распаханных землях устраивались по преимуществу для утилитарного их использования.

Они не были символами рая небесного или рая земного. Рай - это окружающая, не измененная греховным человеком природа. Поэтому святой и праведник должны жить среди праведной же природы.

Совершая паломничество в Палестину, монахи приносили из посещаемых по пути стран растения с диковинными цветами, которые использовали при устройстве цветников в монастырских садах. Они отличались особенной красотой, и прихожане, никогда не видавшие ничего подобного, называли их раем, райгородом. В саду символом Богородицы всегда была лилия (по церковному - крин). Высаженная у водного источника (криницы), она составляла главный элемент цветочной композиции. Там, где позволял климат (в южной зоне - в Киеве, Чернигове, Козельске), при храмах высаживали виноград - библейский символ священного дерева. Из обильно цветущих пород в ландшафте церквей использовались рябины, орешник, черемуха. Местные породы (вязы, дубы, липы, берёзы) всегда были формообразующими для рукотворных ландшафтов при храмах.

Как правило, монастырские сады имели планировку, напоминавшую голландскую: прямые дорожки располагались крестообразно, что придавало им религиозно-символический смысл.

Вслед за монастырскими стали возникать царские, боярские сады. Огородами занимались многие сословия: крестьяне, стрельцы, ямщики.
В XVI-XVII вв. появились аптекарские сады, также называемые огородами, разводимые гряды с лекарственными травами и кустарниками, плоды которых использовались в лечебных целях. Просяной сад был заложен в глубине лесного массива. Он имел квадратную форму и был огорожен деревянной оградой красного цвета. В устройстве этого сада выделялся насыщенный цветом живой ковёр из одних только злаков - овса, пшеницы, проса, ячменя и т.д.

Сад с цветами долгое время назывался потешным садом и считался самым декоративным. Разведение их считали смешной забавой. Ведь от них съедобных плодов не получишь. Здесь в огромном саду был устроен лабиринт, который по-русски называли Вавилоном, а также обширный зверинец. Там же находилась весьма красивая аптека с ботаническим садом.

Для русского человека почва - это живой организм, который при минимальном человеческом воздействии способен сохранять или даже преумножать свою продуктивность. Не даром к ней относились с большим уважением и всегда называли её Мать-Земля.

Русский сад работает на человека внутри себя, на своего хозяина. Прежде всего для него характерно - естественность и непринуждённость, гармония с природой, место где можно убежать от ежедневной суеты, отдохнуть и поразмыслить. Разумное сочетание красоты и практичности.

Фруктовый сад и огород непременно присутствуют в русской усадьбе. Выращивание различных культур стало необходимым средством снабжения продовольствием. Несколько яблонь, пара груш, вишня, высаженные вдоль тына (ограждения); между плодовыми деревьями разводили красную и чёрную смородину, кусты крыжовника и малину, лекарственные и пряные травы. Тут же располагали овощи: лук, чеснок, свекла, репа, морковь, а пониже, у пруда, - капусту. Иногда, на открытой площадке, делали крытые слюдой парники, в которых выращивали дыни и другие теплолюбивые культуры.

В огороде устанавливали колодец, руслица (бороздки, для напускной поливки), так как в летние месяцы саженцы требовали тщательного полива. Устанавливали пугало (чучело) для защиты саженцев от птиц, а со временем устанавливали и для отпугивания посторонних, желающих нажиться чужим урожаем. Пугало переодически переодевали, меняя место его расположения.

Огород расположен так, чтоб не представать перед чужими взорами, располагался за домом. На Руси не принято было водить посторонних на огород, поэтому обычно его укрывали за ширмами, шпалерами с лианами или ограждением.

Ландшафтные композиции сада привязывали к постройкам усадьбы - цветущие кусты, небольшие цветники и деревья. Деревья - только осваиваемой климатической зоны, никаких заморских пальм в русском саду нет. Зато есть рябины, клёны, берёзы, сосны. Любимое дерево русского сада - липа. Для украшения сада используют самые распространенные многолетники - колокольчики, садовую ромашку, водосборы, флоксы, акониты, разноцветные люпины, пионы. Из летников применяют астры, ноготки, турецкую гвоздику, космею, петунию и настурции. Из кустарников - неприхотливые сирени, жимолости, чубушники.

По русской традиции в доме бывает много гостей. Гости не сразу попадают в основной сад, так как сначала находятся перед домом, в парадной. Лишь избранные проходят за дом, в этот «мир своих», что тогда - в усадьбе, что сейчас - в современном загородном владении. Часто это место для «чужих» в отличие от места за домом усадьбы «для своих» (рисунок 9) - кусочек, показывающий уровень достатка, но не обнажающий личную жизнь. Она скрыта в доме и в саду за ним. Причём попадают они в сад для конкретного человека, а не в сад для всех, построенный лишь в угоду положительному общественному мнению. Попав в него, они невольно подделываются под хозяина, так как это диктует сама атмосфера. Для них обычно оборудованы беседки или павильоны, а под яблонями - традиционная площадка для вечерних посиделок и чаепития (над ней устраивается крыша или раскрывали большой зонт, иначе падающие яблоки и посуду перебьют и гостям достанется). Отдельные зоны иногда разделяют арками, перголами, которые обрамляют хмелем, вьюном, каприфолью, виноградной лозой, либо разделяют кустами сирени или шиповника.

На Руси, за домом можно было обнаружить пруды заросшие камышом, с тростником и болотным ирисом по краю, и конечно же с утками; скрывающиеся в зелени потайные тропы; ручейки и мостики. В тени аллей размещают скамейки и лавочки.

Ограждение (тын) или заборы - своеобразное проявление национального менталитета. Пространство русской усадьбы было окружено высокими стенами леса, а сейчас защитить и подарить уединённость частной жизни может только деревянный забор.

После размещения всех насаждений и построек обязательно должна остаться лужайка, предназначенная для игр, загорания, пикника, на которой нет ничего кроме травы. Подстриженный газон, в русском саду заменяют полевые цветы - клевер.

чайный ограда сад огород


Заключение


Каждый сад - результат напряжённого труда, серьёзной духовной работы и глубоких размышлений.

Садовое искусство - уникальное явление, представляющее тщательно разработанную философско-эстетическую систему осмысления природы как универсальной модели мироздания. Сады, как и другие виды искусства, развивались в соответствии с ходом времени и изменениями в обществе.

Многие до сих пор воспринимают сад как набор деревьев, кустов и травы на ограниченной площади. На самом деле сад - гораздо более широкое явление, он - отражение живущего в нём человека. Хочется верить, что со временем поменяется отношение к саду. Углубившись в созерцание сада, отрешившись от повседневной суеты, нередко занимающей все наши мысли, чуткий зритель откроет гармонию и в глубине своей души. Восточные учителя говорят: если придет чувство слияния с природой, придёт и просветление.

Может быть, в связи с изменением отношения проявится и особый символизм сада (посадка деревьев при рождении нового члена семьи, памятные камни и скульптура, легенды сада, семейная геральдика в его орнаментах и т.д.).


Библиографический список


1. Курбатов, В.Я. Всеобщая история ландшафтной архитектуры. Сады и парки мира / В.Я. Курбатов. - М.: Эксмо, 2007. - 736 с. 2. Ожегова, Е.С. Ландшафтная архитектура. История стилей: справочное издание / Е.С. Ожегова. - М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2009. - 560 с.

. Залесская, Л. С. Ландшафтная архитектура: учебник для вузов / Л. С. Залесская, Е. М. Микулина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1979. 240 с.

. Кочережко, О. И. Ландшафтный дизайн вашего приусадебного участка. Советы дизайнера / О. И. Кочережко, Н. В. Кочережко. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 272 с. - ( Все обо всем).

. Ожегов, С.С. История ландшафтной архитектуры / С.С. Ожегов. - М.: Архитектура-С, 2003. - 232 с. - (Приусадебное цветоводство, сад и огород).

. Лебедева, А. Японский сад / А. Лебедева. - М.: Вече, 2003. - 319 с. : ил.

7. Лучшие китайские сады. История, дизайн, философия, Издательство: Арт-родник <http://www.labirint.ru/pubhouse/424/>, 2010 г - 256 с. Переводчик: Лисицына Т. Г. <http://www.labirint.ru/authors/68765/> Редактор: Хлебнова Т. И. 8. Сокольская, О. Б. История садово-паркового искусства: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 260500 «Садово-парковое и ландшафт. стр-во» / О. Б. Сокольская. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 348, [1] с., [8] л. цв. ил. : ил.

. Вергунов А. П., Горохов В. А. Вертоград. Садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века). - М.: Культура, 1996. - 431с.

. Дормидонтова В. В. История садово-парковых стилей: Учебное пособие для вузов. - М.: «Архитектура-С», 2003. - 208 с.


Теги: Эстетика японского, арабского, китайского сада, русский сад-огород  Реферат  Строительство
Просмотров: 26870
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Эстетика японского, арабского, китайского сада, русский сад-огород
Назад