Итоговая работа по программе
профессиональной переподготовки
MINI-MBA Professional
Тема: Роль и предназначение программных средств в управлении строительными проектами
Руководитель:
Морозова Е.С.
« » ___________ 2015 г.
Выполнил:
студент
Путятин В.И.
« » ___________ 2015 г.
Москва 2015 г.
№ п/п | Содержание | Стр. |
| Введение | 2 |
Глава 1. | Особенности производства капитального строительства и его организация. | 5 |
Глава 2. | Требования к программному обеспечению управления проектами в капитальном строительстве. | 7 |
Глава 3. | Преимущества использования программных средств в управлении проектами в капитальном строительстве. | 11 |
Глава 4. | Программное обеспечение процесса управления проектом | 13 |
Глава 5. | Современные автоматизированные системы управления проектами. | 16 |
5.1. | Автоматизированные системы управления проектами содержат следующие структурные элементы | 16 |
5.2 | Набор функциональных возможностей системы управления проектами. | 16 |
Глава 6. | Программы обеспечения управления проектами | 20 |
6.1. | Microsoft Project | 20 |
6.1.1. | PlanBridge | 22 |
6.2. | Open Plan | 24 |
6.3. | Spider Project | 34 |
6.4. | Primavera Systems Inc. | 40 |
6.4.1. | Sure Trek Project Manager | 41 |
6.4.2. | Primavera Project Planner (P3) | 42 |
| Заключение | 46 |
| Список использованной литературы | 50 |
|
|
Содержание
Введение
Ведения строительного бизнеса, в современных рыночных условиях, заключается в организации эффективного управления, как необходимого условия повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия.
Современному руководителю необходимо ставить вопросы эффективного управления бизнес процессами, как стратегического направления развития бизнеса, определения и развития ключевых конкурентных преимуществ компании.
Такое видение и управление компетенциями организации является ключевой, предпринимательской, функцией менеджмента компании.
Для современного руководителя важен вопрос создания и технологии управления бизнес процессом, и именно он обеспечивает эффективную операционную деятельность компании.
Организация эффективного управления строительными проектами, является ключевой компетенцией любой строительной компании.
Современные строительные проекты все более и более сложны и длительны. В них задействованы десятки, сотни, а то и тысячи людей, бюджеты составляют десятки а то и сотни миллионов долларов США. Время реализации проектов доходит до нескольких лет.
Для управления такими проектами и было создано специальное программное обеспечение, и в тоже время, чтобы сделать процесс управления строительными проектами эффективным, необходима разработка и внедрение комплексной системы по управлению проектами.
Управление строительными проектами является объектом данного исследования, а использование специально разработанных компьютерных программных комплексов является предметами данного исследования.
В процессе подготовки данного исследования я поставил перед собой 2 задачи, а именно:
1. Рассмотреть системы управления строительными проектами, как организационно-технологические комплексы методических, технических, программных и информационных средств, направленных на поддержку и повышение эффективности процессов планирования и управления проектами.
2. Изучить программные продукты, по управлению проектами разных производителей, и определить, какие программные продукты и в каких строительных проектах эффективнее используются.
1. Особенности производства капитального строительства и его организация.
Организованная система капитального строительства.
Организационная составляющая строительного процесса - взаимосвязанная система подготовки к выполнению отдельных видов работ, установления и обеспечения общего порядка, очередности и сроков выполнения, поставки всех видов ресурсов для обеспечения эффективности и качества выполнения отдельных видов работ и строительства объектов.
Организация строительного процесса обеспечивает целенаправленность всех организационных, технических и технологических решений направленных на достижение конечного результата - ввода в эксплуатацию объекта с необходимым качеством и в установленные сроки.
Строительный процесс на каждом объекте происходит только на основе организационно-технологических документов, включающих предварительно разработанные решения по организации строительства и технологии производства работ, которые должны быть приняты в проекте организации строительства (ПОС) и проекте производства работ (ППР).
Разработка ПОС происходит на полный объем строительства, согласно проекту.
В состав ПОС включаются:
O Календарный план строительства, в котором определенны сроки и очередность строительства:
· основные и вспомогательные здания и сооружения;
· технологические узлы и этапы работ;
· пусковые и градостроительные комплексы, где распределены капитальные вложения и пообъектные объемы строительно-монтажных работ и периоды строительства.
O Генеральные планы строительства для подготовительного и основного периодов с:
· размещением постоянных зданий и сооружений;
· размещением временных, в том числе мобильных зданий и сооружений;
· размещением постоянных и временных железных и автодорог и иных путей для транспортировки строительных материалов и оборудования;
· размещением конструкций, материалов и изделий;
· размещением путей для кранов большой грузоподъемности;
· инженерными сетями;
· местами подключений временных инженерных коммуникаций к действующим сетям с указанием источников обеспечения строительной площадки:
· источниками поставок электроэнергии, воды, тепла,
· размещением складских площадок;
· со схемой установок основных монтажных кранов и других машин строймеханизации;
· схемами размещения механизированных установок и тому подобное.
O Организационно-технологических схем, оптимизирующих последовательность возведений зданий и сооружений с указанием технологических последовательностей работ.
O Ведомости с объемами основных строительно-монтажных и специальных строительных работ.
O Ведомости с указанием потребности в строительных конструкциях, изделиях, материалах и оборудовании.
O Графики потребностей в строительных машинах (основных) и транспортных средствах.
O Графики потребностей в кадрах ресурсах с разбивкой по специальностям и квалификации.
O Пояснительная записка к ПОС.
Состав и содержание ПОС могут изменяться с учетом сложности и специфики объектов.
В состав ППР включаются:
· календарные планы по выполнению работ на объектах или комплексный сетевой график, в котором устанавливается последовательность и срок выполнения работ при максимально возможных их совмещениях;
· генеральный план строительства с указанием границ строительной площадки и видов ее ограждений;
· действующие и временные подземные, надземные и воздушные сети и коммуникации;
· постоянные и временные дороги;
· схемы движения транспортных средств и механизмов;
· места установки грузоподъемных и машин строймеханизации, путей их перемещения и зоны действия;
· места размещения постоянных, строящихся и временных зданий и сооружений, мест расположения знаков геодезической основы, опасных зон, путей и средств подъема, работающих на рабочие ярусы (этажи);
· указание проходов в здания и сооружения, размещения источников и средств энергообеспечения и освещения строительной площадки, расположения заземляющих контуров;
· мест расположения устройств, для удаления строительного мусора, площадок и помещений складирования материалов и конструкций, площадок укрупнительной сборки конструкций, расположения помещений для санитарно-бытового обслуживания строителей, питьевых установок и мест отдыха, а также зон выполнения работ повышенной опасности;
· технологические карты (схемы) на выполнение отдельных видов работ с включением схем операционного контроля качества, описанием методов производства работ, указанием трудозатрат и потребности в материалах, машинах, оборудовании, приспособлениях и средствах защиты работающих, а также последовательности демонтажных работ при реконструкции зданий и сооружений;
· решения по производству геодезических работ, включая схемы размещения знаков для выполнения геодезических построений и измерений, а также указания технические средства геодезического контроля выполнения строительно-монтажных работ;
· решения по технике безопасности;
· решения по прокладке временных сетей водо-, тепло- и энергоснабжения и освещения (в том числе аварийного) строительных площадок и рабочих мест с разработкой, при необходимости, рабочих чертежей подводящих сетей от источников питания;
· перечни технологического инвентаря и монтажного оборудования, а также схемы строповки грузов;
· пояснительная записка.
2. Требования к программному обеспечению управления проектами в капитальном строительстве.
Основные требования строительных компаний к программным комплексам по управлению проектами практически всегда фигурируют различные элементы.
Необходимо использование все всех элементов системно:
2.1. Разработка графиков работ с поддержкой различных уровней иерархий;
· разработка календарных графиков производства:
· разработка и построение графиков потребностей в ресурсах;
· разработка и построение графика финансовых потоков для реализации проекта в целом и по отдельным видам работ;
2.2. Планирование ресурсного обеспечения:
· возможность планирования широкого спектра ресурсов:
· исполнителей и механизмов (возобновляемых ресурсов);
· материалов (расходуемых ресурсов).
2.3. Расчет и программирование разных вариантов планировки:
· при жестком временном ограничении и при ресурсных ограничениях. Варьирование этих способов поможет найти наиболее удачный компромисс: "быстрее - дешевле";
· расчет наиболее "экономичного" варианта реализации проекта за счет оптимизации стоимостных характеристик проекта при реализации проекта в разные сроки;
· привлечение альтернативных ресурсных возможностей;
· проведение анализа распределения затрат на элементы объекта, на различные строительные работы, в соответствии со структурой статей расходов;
· по возможности, полная интеграция, в корпоративные информационные системы, возможность свободного импорта-экспорта данных в программы составления строительных смет, складские и бухгалтерские программы.
Для решения подобных задач предлагается использовать специальный класс программного обеспечения - системы календарного планирования и контроля реализации проектов или иначе - системы управления проектами.
Этот программный продукт обеспечивает поддержку основных процессов временного, ресурсного и стоимостного планирования и контроля на основе алгоритмов сетевого планирования, метода критического пути, метода освоенного объема и др.
3. Преимущества использования программных средств в управлении проектами в капитальном строительстве.
Преимущества использования систем управления проектами на этапе реализации строительных проектов заключаются в том, что такие системы позволяют хранить в своей модели проекта плановые показатели по проекту (сроки, стоимости, объемы и т.д.) и вводить фактические данные по ходу реализации проекта. Выходной календарный план "плывет". Но система позволяет увидеть эти отклонения, оценить их последствия на проект в целом, проиграть и выбрать оптимальный вариант реакции на изменения, при необходимости перепланировать оставшуюся часть проекта с учетом новых реалий, оперативно внести изменения в документацию по проекту.
Именно на этом этапе система проявляет свои лучшие качества - модель проекта "живет" вместе с реальным проектом.
Менеджер проекта получает в свои руки инструмент не только контроля за совершенными событиями, но и возможность прогнозирования будущих.
В то же время, удобные, простые средства генерации отчетности по проекту позволяют легко довести необходимую информацию по проекту до всех заинтересованных лиц в требуемой форме.
Наиболее сложной является проблема обеспечения достоверными и своевременными данными для отслеживания текущего состояния проекта.
Предлагается решить это административными и экономическими мерами, так же решается и проблема безопасности.
Стадия завершения проекта часто является наиболее напряженной, как с точки зрения сроков выполнения проекта, так и с финансовой точки зрения. И в этом случае наибольшая польза от использования системы управления проектами - возможность проведения оперативного анализа.
Кроме того, на этапе завершения проекта система управления проектом предлагается использовать как инструмент для накопления статистических данных (описание ресурсов, базы данных внутренних расценок строительной компании, типичные наборы работ, стоимостные оценки и т.д.)
Использование этой статистики и баз данных позволит в дальнейшем существенно повысить качество планирования и управления проектами, а так же снизить трудозатраты на подготовку проектов управления строительством и тендерных предложений. Очевидно, что каждый следующий проект, реализованный с применением систем календарного планирования и контроля, подтверждает и углубляет, наиболее, оптимальные внутренне корпоративные стандарты управления проектами. Успешное функционирование системы управления строительством, основанное на использовании программных средств календарного планирования и контроля, существенным образом зависит от полноты и достоверности исходных данных.
Поэтому предлагается использовать уже функционируют в различных формах информационные системы (бухгалтерские, сметные системы, программы материального учета и т.п.), в рамках которых большая часть информации уже существует. Необходимо объединить и взаимно информационные потоки, порождаемые разными системами.
Система управления капитальным строительством в современных условиях учитывает современные тенденции, формулирует впечатление, что с изменением общеэкономических условий функционирования строительства как отрасли материального производства понятие строительного комплекса исчезает.
4. Программное обеспечение процесса управления проектом
Концепция управления проектом с использованием компьютерной техники в автоматизированной системе управления проектами должны иметь следующие структурные элементы:
· Средства для календарно-сетевого планирования (КСП);
· Средства для решения частных задач (предпроектный анализ, разработка бюджетов, анализ рисков, управление контрактами, временем и т. д.);
· Средства для упрощенного доступа к проектным данным;
· Средства для организации коммуникаций;
· Средства для интеграции с другими приложениями.
И строится на основе трех элементов:
· Структура работ проекта;
· Структура ресурсов;
· Матрицы назначения ресурсов на работы проекта.
Структура работ проекта - это перечень этапов и работ проекта согласно их подчиненности, взаимосвязей между работами, ориентировочной продолжительности выполнения работ.
По этим параметрам программа в автоматизированном режиме (самостоятельно) рассчитывает календарный график проекта, определяет даты начала и завершения отдельных работ и всего проекта, резервы времени.
Особенностью планирования в автоматизированных системах управления проектами является то, что мы обычно не привязываем работы к конкретным датам, а лишь определяем их структуру, взаимосвязь, продолжительность выполнения. Это позволяет системе, затем использовать различные алгоритмы оптимизации проекта, отслеживать изменения календарного графика проекта во время его реализации.
Структура ресурсов проекта - это человеческие ресурсы, оборудование, материалы и средства.
В электронных таблицах описываются их основные характеристики: стоимость, производительность, количество ресурсов. Для некоторых типов ресурсов в системах можно задавать календарное их использования. Матрица назначений содержит сведения о том, какие ресурсы, какого типа и каким образом используются по каждой работе проекта. Система хранит данные о том, в каких ресурсах, с какими свойствами и в каком количестве нуждаются в работе.
После назначения ресурсов по работам проекта программа автоматически производит перерасчет календарного плана с учетом ограничений по ресурсам.
Классические системы управления проектами дополняются продуктами, которые позволяют:
· добавить или улучшить отдельные функции управления проектами, например, анализ рисков;
· учитывать рабочее время исполнителей;
· рассчитывать расписания при ограниченных ресурсах;
· интегрировать системы управления проектами в корпоративные системы управления.
На сегодня в мире разработано несколько сотен систем, реализующих функции календарного планирования и контроля проектов. Но реально на рынках СНГ представлены не более 10 программ, среди которых
O Microsoft Project,
O Open Plan,
O Spider Project,
O Sure Trek Project Manager,
O Primavera Project,
O Time Line,
O CA Super Project,
O Project Scheduler,
O Turbo Project,
O Artemis Views.
Рассмотрим самые распространенные системы управления проектами:
1. Microsoft Project с дополнением PlanBridge;
2. Open Plan Professional;
3. Spider Project;
4. Sure Trek Project Manager;
5. Primavera Project Planner (P3)
5. Современные автоматизированные системы управления проектами.
Сегодня эффективное управление проектами невозможно без использования современных программных средств, поскольку растут размеры проектов, частота их выполнения, объемы информации.
Первые программы для управления проектами были разработаны почти пятьдесят лет назад, в начале 60-х годов.
В основу этих систем были положены алгоритмы сетевого планирования и расчета параметров проекта во времени по методу критического пути. Позже в системы добавлены возможности ресурсного и бюджетного планирования, средства контроля за ходом выполнения проекта.
5.1. Автоматизированные системы управления проектами содержат следующие структурные элементы:
· средства для календарно-сетевого планирования;
· средства для решения отдельных задач (разработка бюджетов, анализ рисков, управление контрактами, время и т.д.);
· средства для упрощения и ограничения доступа к проектным данным;
· средства для организации коммуникаций;
· средства для интеграции с другими приложениями.
5.2. Набор функциональных возможностей системы управления проектами.
Как правило, универсальные системы управления проектами, представленные на рынке, обеспечивают основной набор функциональных возможностей, которые включают:
5.2.1 Средства проектирования структуры работ проекта и планирование по методу критического пути:
· описание основных параметров проекта;
· установление логических связей между работами;
· многоуровневое представление проекта;
· поддержка календаря проекта;
5.2.2. Средства планирования ресурсов и затрат:
· организационная структура исполнителей и структура расходов;
· ведение списка доступных ресурсов;
· номенклатуры материалов и статей затрат;
· назначения ресурсов и затрат по работам;
· поддержка календарей ресурсов;
· календарное планирование при ограниченных ресурсах;
5.2.3. Средства контроля за ходом выполнения проекта:
· фиксация плановых параметров проекта в базе данных;
· введение фактических показателей выполнения работ;
· введение фактических объемов работ и использования ресурсов;
· сравнения плановых и фактических показателей, прогнозирования выполнения работ;
· средства графического представления структуры проекта, и создания различных отчетов по проекту диаграмма Гантта (с электронной таблицей, которая позволяет отображать различную дополнительную информацию);
· сетевая диаграмма (PERT-диаграмма);
· создание отчетов, необходимых для планирования и контроля проекта (отчеты о выполнении графика проекта, различные отчеты по ресурсам и расходам и т.п.);
5.2.4. Средства организации групповой работы.
Использование автоматизированных систем управления проектами длительное время ограничивалось традиционными сферами (крупными строительными, инженерными, оборонительными проектами) и требовало профессиональных знаний. Но за последнее десятилетие ситуация в области использования программного обеспечения календарного планирования и управления проектами резко изменилась.
Сегодня на рынке представлено большое количество универсальных программных пакетов для персональных компьютеров, которые автоматизируют функции планирования и контроля проекта. Западные обзоры программного обеспечения для управления проектами традиционно разделяют программы, представленные на рынке, на две категории:
O системы «высшего» класса (профессиональные системы), комплексные системы предназначены для создания среды управления многочисленными сложными проектами (multi-project environment);
O более простые системы (для массового пользователя), Системы календарно-сетевого планирования обеспечивающие базовый набор функций.
Развитие информационных технологий в последнее время практически свело на нет различия между разными программами по показателям их мощности (размерами проекта, планируются по работам и ресурсам, скорости пересчета проекта). Даже дешевые пакеты сегодня способны поддерживать планирование проектов, состоящих из десятков тысяч задач и используют тысячи видов ресурсов.
Комплексные системы, предназначены для создания среды управления многочисленными сложными проектами (multi-project environment). Они включают в себя не только высокопрофессиональные инструменты для планирования, анализа и контроля за выполнением проектов, но и все необходимые средства для организации эффективных коммуникаций между участниками проектных команд и интеграции с комплексными ИС.
Провести четкую границу между остальными системами, куда попадают и программы начального уровня, в которых упор сделан на легкость применения, и профессиональные системы с расширенной функциональностью, достаточно трудно. Большинство из них содержит средства для интеграции с другими приложениями и организации эффективных коммуникаций в проектной команде (обмен информацией по электронной почте, удаленный доступ через веб-браузер с возможностью обновления данных, мастера для создания веб-отчетов и т. д.)
Второй тип пакетов (более простые системы) адресован пользователям-непрофессионалам, для которых управление проектами не является основным видом деятельности, только время от времени им необходимо спланировать небольшой комплекс работ или ввести фактические данные по проекту. В этом случае важным является простота использования и скорость получения результата.
6. Программы обеспечения управления проектами
6.1. Microsoft Project
Microsoft Project - на сегодняшний день наиболее распространенная в мире система управления проектами, благодаря сочетанию простоты использования, дружеского интерфейса и необходимых инструментов для управления проектами, рассчитанных, прежде всего на пользователей, которые не являются профессионалами в области управления проектами.
Microsoft Project - один из лидеров по возможностям объединения участников проекта средствами электронной почты или Интранета. При описании ресурса для каждого исполнителя может быть указан адрес его электронной почты.
Для распространения информации среди участников проекта достаточно выполнить команду Team Assing, а для получения информации о состоянии работ - команду Team Status. Информация о работах проекта может храниться в формате NTML и печататься на внутреннем Web-сервере.
Во многих западных компаниях Microsoft Project - это привычное дополнение к Microsoft Office даже для рядовых работников, которые используют его для планирования графиков несложных комплексов работ.
Рабочее окно Microsoft Project в виде диаграммы Гантта представлен на рис. 6.1.
Рисунок 6.1. - Диаграмма Гантта в Microsoft Project
Среди преимуществ Microsoft Project - достаточно гибкие и удобные средства создания отчетов.
Основные типы отчетов могут быть выбраны из (Report Gallary). Кроме стандартных форматов файлов Microsoft Project: MPP и MPX, пользователь может хранить информацию по проекту в форматах ODBC, Excel и Access. Формат MPD (Microsoft Project Database) позволяет хранить все данные о проекте в структуре, доступной как с Microsoft Project, так и с Access.
Для быстрого включения в работу начинающих Microsoft Project предоставляет кроме обычных средств помощи также возможность пошаговой разработки проекта (Create Your First Project) и интеллектуальной подсказки (Answer Wizard).
К основным функциям, связанным с планированием и контролем выполнения проекта, которые появились в новой версии, можно выделить следующие:
· иерархические коды структур для работ и ресурсов;
· невозобновляемые ресурсы (материалы) как вид ресурсов;
· месяц как единица длительности работы;
· индивидуальный календарь работ;
· графические индикаторы для наглядного представления "проблемных" задач;
· поля с возможностью расчета формул, которые определяются пользователем;
· две шкалы времени (основная и дополнительная);
· возможность примерно определять период выполнения работы (с последующим уточнением);
· создание шаблонов проектов.
Особое внимание в новой версии было уделено организации обмена информацией в команде проекта.
Новый продукт Microsoft Project позволяет осуществлять двусторонний обмен данными между всеми участниками проекта, а также предоставление информации лицам, у которых не установлен Microsoft Project.
6.1.1. PlanBridge
PlanBridge – дополнение к Microsoft Project, которое расширяет возможности использования Project для управления проектами в строительстве, промышленности, проектировании, и других отраслях.
PlanBridge является надстройкой для Microsoft Project, упрощающей проектную коммуникацию и отраслевые применения продукта от Microsoft.
Рисунок 6.2. - Рабочее окно PlanBridge.
Компоненты продукта:
· проектная коммуникация и обмен данными между Microsoft Project и Excel;
· позволяет организовать распространение и сбор проектных данных планировщиком (менеджером проекта), работающим в Microsoft Project.
· это решение для организации проектной коммуникации, не требующее использования корпоративной сети, которое позволяет менеджеру легко и удобно обмениваться данными проекта с его участниками, посредством уникального механизма экспорта/импорта проектов из Microsoft Project в Excel.
Для каждого этапа проекта выбираются срезы информации о проекте, которые необходимо передать участникам команды проекта или внешним подрядчиком, с указанием, какие данные необходимо от них получить.
В наших условиях основой для формирования плана проекта часто становятся строительные сметы. PlanBridge добавляет в Microsoft Project функцию импорта строительных смет из формата АРПС. Выгрузка в этот формат поддерживается большинством отечественных сметных программ. Более того, функция импорта из АРПС доступна в PlanBridge бесплатно и без ограничений для всех желающих.
Выбор наиболее важные ресурсов в вашем проекте, через механизм Ресурсных Столбцов настраивает автоматическую связь параметров их назначений с полями задач. Отображение этих полей в столбцах представления «Диаграмма Ганта».
Физический объем в информационной модели строительного проекта – это мера для объективной оценки трудозатрат и прогресса выполнения работы.
В Microsoft Project плановый физ. объем задается назначением материального ресурса на задачу. Фактически выполненные объемы работ вы можете получить в отчете от технического надзора, работающего на месте строительства, и автоматически загрузить их в модель вашего проекта через Ресурсный Столбец. В результате нажатия всего одной кнопки на ленте инструментов PlanBridge, процент завершения всех задач вашего проекта будет пересчитан в соответствии с их физическими объемами. Теперь вам будет гораздо легче оценить показатели Освоенного Объема.
В отличие от простых VBA-макросов и сырых поделок программистов-ремесленников, PlanBridge сделан так, чтобы профессионалы управления проектами могли устанавливать и эксплуатировать продукт легко и массово. Ради этого предоставляется пользователям ряд преимуществ.
Продукт обладает публичной и понятной историей версий. Его новые возможности сразу описываются, а старые никуда внезапно не исчезают.
Из любого окна программы доступна ее встроенная документация.
В PlanBridge встроена автоматизированная система диагностики.
6.2. Open Plan
Open Plan - это профессиональная система управления проектами, которая характеризуется, в частности, мощными средствами ресурсного и бюджетного планирования, позволяют значительно облегчить нахождение наиболее эффективного распределения ресурсов и составления рабочего расписания их.
Интерфейс продукта - достаточно оригинальный (рис. 6.3). Рабочее пространство представлено в виде нескольких рабочих столов, на которых размещены ярлыки стандартных объектов (файлы проектов, календарей, ресурсов, кодов, шаблонов) и ярлыки файлов. С открытием проекта открывается «записная книжка проекта» - набор рабочих столов с ярлыками к файлам, которые непосредственно касаются проекту. Использование шаблона для проекта осуществляется простым перемещением нужного ярлыка на записную книжку проекта.
Рисунок 6.3. - Рабочее окно Open Plan
Основные характеристики Open Plan.
O Создание модели проекта
Open Plan имеет мощные средства структуризации модели проекта, основанные на:
· иерархической структуре работ (Work Breakdown Structure);
· сеточной модели (PERT-диаграмма);
· иерархической структуре ресурсов;
· иерархической системе кодирования работ.
Система Open Plan предоставляет гибкие и удобные средства для формирования иерархической структуры работ (рис. 6.4.).
Менеджер может формировать неограниченное количество уровней иерархии проекта. Open Plan обеспечивает широкие возможности для создания логической структуры проекта, включая любые типы связей между задачами.
При планировании допускается составление календаря работ и связей между ними, а также учета целевых дат начала и завершения отдельных работ.
Рисунок 6.4. - Диаграмма Гантта в Open Plan.
Предусмотренная в Open Plan возможность создания иерархической структуры ресурсов - исполнителей, оборудования, материалов, затрат, представлена на рис. 6.5., позволяет выбирать степень детализации при просмотре загрузки ресурсов, проводить планирование и назначение ресурсов на разных уровнях.
Рисунок 6.5. - Структура ресурсов в Open Plan
Дополнительным средством структуризации в Open Plan является универсальная система кодов.
Благодаря назначению кодов различным элементам проекта на основе заданной иерархической структуры достигается суммирование данных соответствующего уровня для получения отчетов, которые отражают информацию в желаемом разрезе.
Разработана иерархическая структура кодов, хранится в специальном файле и может быть использована для других проектов.
O Управление ресурсами.
Open Plan позволяет управлять всеми видами ресурсов, а именно:
· возобновляемыми ресурсами (люди, оборудование);
· невозобновляемыми ресурсами (материалами), в том числе ресурсами с ограниченным сроком годности;
· финансами, которые описываются в ресурсном файле.
Количество имеющихся ресурсов на любой момент реализации проекта описывается параметром доступности. Для возобновляемых ресурсов, этот параметр определяется доступной их численностью в определенном временном интервале.
Для невозобновляемых ресурсов - это общее количество и дата, с которой ресурс поступает в распоряжение.
Для ресурсов с ограниченным сроком - общее количество и временной промежуток, в течение которого ресурс можно использовать.
В Open Plan возможно задавать изменение стоимости ресурсов во времени - повышение или понижение цен.
Если после какого-то промежутка времени происходит повышение или уменьшение цены ресурса, то это изменение отражается в результатах стоимостного анализа.
В системе также определено понятие квалификации ресурса. Для работы можно обозначить потребность в количестве ресурсных единиц и квалификации ресурса. Это дает возможность менеджеру проекта назначать на выполнение работы не конкретный ресурс, а с помощью Open Plan выбрать наименее загруженный в период выполнения работы ресурс соответствующей квалификации.
Таким образом, эффективность создания рабочего расписания при назначении ресурсов достигается возможностью:
· во-первых, делать запрос не на конкретного исполнителя, а на определенную квалификацию или принадлежность к определенной группе в иерархической структуре;
· во-вторых, указывать альтернативный ресурс для замены исходного.
На запрос менеджера выполняется автоматический поиск оптимального с точки зрения доступности ресурса для назначения его для выполнения той или иной задачи.
Open Plan предлагает два варианта описания потребности в ресурсах при назначении их на работу:
1) назначить количество ресурсных единиц в единицу времени;
2) указать общее количество ресурсов на все время работы, определив характер функции использования (увеличение количества в начале, в конце, в середине, равномерную загрузку).
Ресурс также может быть предназначен не на все время работы, а на определенный промежуток времени, начиная с указанного момента от начала работы.
Open Plan предлагает мощные средства анализа степени обеспеченности проекта ресурсами за счет сравнения профиля потребности проекта в ресурсах и профиля доступности ресурса. Данный анализ может быть проведен как для отдельного ресурса, так и для группы ресурсов.
В Open Plan предусмотрены два базовых метода для расчета дат ресурсного планирования:
· ресурсное планирование при ограничении времени (согласовывать загрузки ресурсов при соблюдении целевых дат проекта);
· ресурсное планирование при ограничении ресурсов (не допускать перезагрузки ресурсов, даже если дата завершения проекта отложена).
Вообще, менеджер проекта может устанавливать собственные правила для планирования ресурсов, в том числе определять приоритетность работ.
O Планирование и контроль расходов.
Open Plan позволяет реализовать такие функции по планированию и контролю расходов:
· расчет затрат по проекту с учетом и без учета изменений в стоимости ресурсов;
· «запоминание» нескольких прогнозных вариантов выполнения проекта в разные сроки для поиска «экономного» времени реализации;
· возможность автоматического расчета затрат на основе количества отработанных ресурсных единиц;
· анализ стоимости по фактическому объему.
Средства запоминания нескольких вариантов реализации проекта, ввод фактических данных по расходам, по работе и отработка ресурсов позволяют проводить анализ как прогнозных, так и реальных расходов.
В Open Plan предусмотрены специальные процедуры планирования и контроля затрат, среди которых особенно важны средства анализа и построения отчетов по фактическому объему.
Система контроля бюджета за фактически выполненным объемом работ базируется на трех показателях:
1. плановая стоимость запланированных работ;
2. плановая стоимость выполненных работ;
3. фактическая стоимость выполненных работ.
Эти показатели представлены суммарными кривыми расходов на рис. 6.6. (ПСЗР - «плановая стоимость запланированных работ», ПСВР - «плановая стоимость выполненных работ», ФСВР - это «фактическая стоимость выполненных работ»).
Рисунок 6.6. - Анализ затрат по фактическим объемам в Open Plan
Рисунок 6.7. - Среднемесячная численность специалистов отделов, занятых в проекте
O Анализ рисков Системы
Open Plan располагает аналитическими инструментами, основанными на методе Монте-Карло, которые позволяют определить возможные риски в оценке сроков завершения отдельных работ, этапов и всего проекта.
Таким образом, оценивается вероятность отклонения сроков выполнения работ от графика и, отсюда, превышение бюджета, а также другие негативные последствия.
Анализ рисков в Open Plan реализуется следующими средствами:
· процедурами ввода оптимистических и пессимистических оценок параметров для определенных или всех работ проекта;
· выполнением анализа рисков по методу Монте-Карло для вычисления вероятности завершения работ по проекту в установленные сроки;
· подготовками отчетов, которые используются для анализа влияния неопределенности на реализацию проекта;
· гистограммами рисков показывающих вероятность распределения определенных дат для ключевых работ проекта. На рис. 6.8. представлена гистограмма, построенная по датам раннего начала работ. Она показывает процент попадания раннего начала на указанный интервал.
Рисунок 6.8. - Диограмма рисков в Open Plan
O Многопроектное планирование:
Возможность работы в многопроектном режиме позволяет пользователям рассматривать большой проект как проект, состоящий из меньших субпроектов, и осуществлять более гибкое управление им на разных уровнях.
Работа в многопроектном режиме предоставляет средства для контроля и распределения единых ресурсов организации по всем проектам, которые она осуществляет.
Объединение проектов, таким образом, служит двум целям:
1. можно осуществлять анализ загрузки ресурсов в масштабах проектов всего предприятия;
2. есть возможность обеспечить среду для интегрированного программного управления крупными комплексными проектами, разделенными на субпроекты.
Во втором случае, у каждого подпроекта, может быть свой файл ресурсов. Работа в многопроектном режиме, предоставляет пользователю средства для объединения проектов организации в одно целое, составление общего расписания, согласование деятельности различных подразделений и организаций, участвующих в проекте.
С сочетанием проектов в один файл они превращаются во внешние субпроекты, если употреблять термин Open Plan (или в суммарные работы), с ними следует обращаться так же, как и с внутренними субпроектов. Можно задавать связи между работами различных внешних субпроектов, которые затем отражаются в отдельных файлах проектов. После ресурсного планирования, в объединенном проекте, возможна разработка пользователем системы приоритетности работ различных проектов, которая укажет на очередность распределения ресурсов по проектам в процессе планирования.
К основным преимуществам Open Plan принадлежит также то, что система может работать с данными любого профиля, касающиеся деятельности предприятия.
Программное обеспечение Welcom можно настроить на работу с различными базами данных благодаря объектно-ориентированной и клиент-серверной архитектуре. Пользователь может выбирать, в каком формате сохранять данные по проекту - в собственном формате Open Plan, в форматах Oracle, SQL Server, Sybase, xBase).
Open Plan обеспечивает возможность ограничить доступ к данным проекта, позволяет предоставлять различные права доступа к отдельным данным, регулируя их совместное использование.
Система Open Plan реализована в двух вариантах - Open Plan Professional и Open Plan Desktop, - каждый из которых соответствует различным потребностям исполнителей, менеджеров и других участников проекта. Обе версии проекта работают с одной базой данных, поэтому нет необходимости в обмене данными. Совместное использование профессиональной и «облегченной» версии системы управления проектами позволяет не только учесть потребности всех групп пользователей, но и значительно снизить стоимость установки программы.
Пользователи Open Plan Desktop получают в распоряжение все средства для создания проектов, управления ими в процессе реализации, отчетности, но не имеют доступа к ряду процедур настройки, таким образом, они могут использовать в своей работе все мощные средства, которые предоставляет система, но без лишних осложнений.
6.3. Spider Project
Spider Project отличается мощными алгоритмами планирования ограниченных ресурсов и большим количеством дополнительных функций. Рабочее пространство главного окна Spider Project разбиты на три функциональные зоны (рис. 6.9). В левой части - ярлыки открытых проектов, в средней - ярлыки шаблонов, а в правой части размещаются ярлыки на открытие документов.
O Удобство интерфейса
Модуль управления проектами отличается простотой и удобством навигации. Информация о проектах выдержана в строгом иерархическом порядке.
Рисунок 6.9. - Робочее окно в Spider Project
O Основные характеристики Spider Project
· Работы и взаимосвязи между работами, существующие пакеты по управлению проектами, работы в основном характеризуются длительностью их выполнения.
· В Spider Project вместо продолжительности можно задавать физические объемы работ. Тогда продолжительность определяется программой в процессе создания расписания работ в зависимости от производительности необходимых ресурсов.
· В Spider Project используются те же типы взаимосвязей, что и в других пакетах. Различия есть в определении задержек, наряду с временными задержками можно использовать и задержки по объемам работ.
· Формирование расписания проекта и расчет критического пути программа Spider Project позволяет, помимо традиционного критического пути, определить ресурсный критический путь и резервы выполнения работ, учитывая ограниченность ресурсов.
· Расписание выполнения проекта можно вычислить, учитывая не только на ограниченность возобновляемых ресурсов, но и на графики поставок и финансирования проекта, причем не только по суммарным затратам, но и по отдельным составляющим и центрам затрат и материалов.
O Иерархические структуры
В Spider Project можно использовать неограниченное количество различных иерархических структур работ и ресурсов. Кроме того, можно создавать так называемые неполные структуры, которые не включают в себя все работы проекта.
Неполные структуры - удобный инструмент для подготовки отчетов и анализа отдельных аспектов проекта. Примером такой неполной структуры может быть структура поставок, в которую входят только те операции, которые отражают поставки материалов для проекта.
O Ресурсы
В Spider Project ресурсы разделяют на возобновляемые (люди, оборудование), невозобновляемые (материалы) и задают отдельно.
При этом можно дополнительно указывать, какие материалы используются как возобновляемые ресурсы, тогда, определив последние, можно автоматически предусмотреть использование необходимых материалов.
Кроме отдельных ресурсов можно задавать мультиресурсы и пулы. Мультиресурсы - это группы ресурсов, которые выполняют работу совместно (например, бригада, программист с компьютером и т. Д.). Их можно назначать на выполнение работы полностью, что означает назначение всех ресурсов, входящих в мультиресурс.
Пулы - это группы взаимозаменяемых ресурсов. Использование ресурсных пулов лишает менеджера необходимости жестко назначать исполнителей на работы проекта. Ему достаточно указать общую численность необходимых для выполнения работ ресурсов, а также то, из каких ресурсов это количество выбрать. Это позволяет сократить непроизводительные простои ресурсов и облегчить работу менеджера проекта.
Основное отличие от подходов, используемых в других пакетах, заключается в том, что ресурсы пула могут иметь различную производительность.
Назначение ресурсов В Spider Project в ходе назначения ресурсов на выполнение работ проекта появляется понятие команды, то есть группы ресурсов, которые выполняют работы совместно. В команду могут входить как отдельные ресурсы, так и мультиресурсы и пулы.
Ресурсы могут быть назначены на выполнение работ частично, тогда задается загрузки назначенных ресурсов в процентах рядом с количеством. Материалы могут быть назначены прямо на операцию или на ресурс (тогда можно получить отчет об использовании материалов отдельными ресурсами).
O Расходы
Кроме назначения стоимости часа работы возобновляемого ресурса и стоимости единицы материалов, расходы можно распределять непосредственно по работам. Например, если работа выполняется по контракту с фиксированной ценой, то нет смысла определять стоимость часа работы ресурса, а надо просто использовать суммарную стоимость назначения ресурса (подрядчика) на работу.
O Анализ рисков
Алгоритм анализа рисков отличается от реализованных в других системах тем, что при моделировании рисков как исходную информацию используют не оценки продолжительности работ (оптимистичные, пессимистические), а оценки производительности ресурсов.
Групповая работа над проектом программа Spider Project не предусматривает одновременного доступа к изменению данных.
Ответственный за определенную часть проекта (фазу) предоставляет менеджеру проекта свои файлы, и решение принять или отвергнуть изменения остается за менеджером проекта. Именно такое решение, по мнению разработчиков, позволяет избежать путаницы при изменении проектных данных.
С этих позиций разработана и система групповой работы через Интернет. Система взаимодействия между участниками проекта, с использованием сети Интернет, предусматривает осуществление следующих процессов:
1) передача на сервер созданной главным менеджером полной версии проекта, определение перечня пользователей и уровня их доступа;
2) получение пользователями системы, с учетом ограничений в доступе к проекту, плана-проекта, только для чтения или плана отдельной фазы (подфазы) проекта для управления реализацией;
3) передача пользователями в результате выполнения функций управления измененного плана (фазы) на сервер, откуда его получает руководитель проекта.
Когда пользователь обращается к серверу, система производит его идентификацию, обеспечивая таким образом разграничение доступа к проекту.
Пользователи могут создать в пакете или импортировать из других программ различные справочники и сделать их проектными базами данных.
Spider Project позволяет:
· неограниченно увеличивать количество показателей, которые учитывают в проекте;
· создавать и использовать в расчетах любые дополнительные табличные документы и базы данных;
· вводить формулы расчета.
Наряду со стандартными графическими отчетами - диаграммой Гантта, представленной на рис. 6.10., сетевой диаграммой, диаграммами загрузки ресурсов, затрат материалов и графиками затрат по проекту и отдельными фазами, Spider Project предлагает пользователям ресурсную диаграмму Гантта и линейную диаграмму.
Рисунок 6.10. - Диаграмма Гантта в Spider Project
В ресурсной диаграмме Гантта, рис 6.11., отражаются периоды загрузки ресурсов.
В табличной части показана иерархическая структура ресурсов.
В графической, периоды загрузки ресурсов и подразделений.
В линейной диаграмме по горизонтальной оси откладываются метрические характеристики проекта (километры, этажи и т.п.), а по вертикальной оси - время.
Пользователи могут выбирать, какие виды работ отображать на линейной диаграмме.
Рисунок 6.11. - Ресурсная диаграма Гантта Spider Project
6.4. Primavera Systems Inc.
Primavera Systems Inc. для построения интегрированной системы управления проектами, компания предлагает на рынке несколько продуктов:
· Sure Trek Project Manager - для использования на низших уровнях управления;
· Primavera Project Planner (P3) - профессиональный пакет управления проектами для работы со сложными многоуровневыми проектами;
6.4.1. Sure Trek Project Manager - это программный продукт, ориентированный на управление небольшими проектами, субпроектами, а также на работу конкретных исполнителей с фрагментами проектов.
Он может работать как самостоятельно, так и совместно с Primavera Project Planner в корпоративной системе управления проектами.
Рабочее окно Sure Trek Project Manager, которое отражает диаграмму Гантта, представлен на рис. 6.12.
Рисунок 6.12. - Диаграмма Гантта в Sure Trek Project Manager
Sure Trek Project Manager в отличие от Primavera Project Planner ограничен в инструментах планирования, но включает средства, ориентированные на начинающих пользователей:
· мультимедийный обучающий ролик и Мастер создания проектов.
· он также представляет более широкие возможности для наглядного просмотра проектной информации.
· можно изменять масштаб шкалы времени, например, просматривать текущий месяц в неделях, а другую часть проекта, которая осталась, - в месяцах.
· режим просмотра сетевой диаграммы включает шкалу времени, что позволяет оценивать не только логику выполнения работ, но и зависимость их во времени.
6.4.2. Primavera Project Planner (P3) - центральный программный продукт семьи Primavera, хорошо известный во всем мире. Сегодня Primavera Project Planner используют для управления средними и крупными проектами в различных сферах, хотя наибольшее распространение этот программный продукт получил в сфере управления строительными и инженерными проектами.
Для моделирования проекта Primavera Project Planner предлагает широкий набор инструментов, который включает около 20 уровней WBS. В программе предусматривается девять типов работ (задача, веха, гамак, встреча и т.д.), все типы зависимостей между работами, 10 типов ограничений. Текущий вариант проекта может сравниваться с неограниченным количеством базовых планов.
Primavera Project Planner представляет довольно стандартный для всех подобных систем графический интерфейс. Рабочее окно Primavera Project Planner линейной диаграммой показано на рис. 6.13.
Рисунок 6.13. - Линейна диаграма Primavera Project Planner
Но Р3 предоставляет дополнительные возможности:
· Возможность группировки и упорядочения работ по различным признакам на различных уровнях детализации проекта, позволяет представить информацию в более удобном виде в зависимости от конкретной управленческой ситуации. Например, используя эти средства, всю информацию по проекту можно сгруппировать по фазе проекта на первом уровне иерархии, по ответственным ресурсом на втором уровне и отсортировать по дате начала работы - на третьем уровне.
· Возможность разбить экран по горизонтали для независимого просмотра двух частей проекта или, используя функцию Progress Spotlight, быстро выделить работы, которые требуют внимания в заданный период времени.
Различия средств ресурсного планирования Primavera Project Planner:
· В описании ресурса могут быть указаны нормальное и максимальное количество наличия данного ресурса, а также его цена с шести часовыми интервалами.
· Ресурс может быть определен как, что им можно управлять, тогда объем назначение такого ресурса на задание влияет на продолжительность ее выполнения. Например, определив, что рабочие - это ресурс, которым можно управлять, а бригадир - нет, можно достичь сокращения сроков выполнения задачи «Прокладка траншеи» за счет назначения большего числа рабочих. Увеличение же числа бригадиров не повлияет на продолжительность работы.
· При планировании загрузки ресурсов может возникнуть необходимость описать нелинейно профиль использования ресурса по отдельной работе. Primavera Project Planner позволяет это сделать, предлагая 10 стандартных кривых, или определить собственный профиль использования, распределив работы на 10 временных периодов.
· Primavera Project Planner позволяет выбрать режим пересчета графика выполнения проекта, подобрать критерии перепланировки работ, что особенно важно для крупных проектов, когда менеджер не в состоянии самостоятельно проанализировать причины недостаточности ресурсов и найти решение для каждой конкретной работы.
Среди режимов пересчета можно выделить «выравнивание вперед» (определение возможной даты завершения проекта по заданной начальной дате), «выравнивание назад» (определение поздней допустимой даты начала проекта), сглаживание перегрузки ресурсов в пределах резервов времени по работам или в пределах заданного интервала.
К недостаткам средств ресурсного планирования Primavera Project Planner можно отнести ограничение по количеству календарей. Кроме главного календаря проекта, Р3 позволяет описать только 30 дополнительных календарей, тогда как возможность задавать индивидуальные графики работы для каждого ресурса уже стало нормой в современных пакетах управления проектами.
Другое ограничение связано с количеством ресурсов, которые контролируются при выравнивание профиля загрузки ограниченных ресурсов.
Система управления контрактами Primavera Expedition является средством для всестороннего управления проектной документацией (чертежами, спецификациями, контрактами, сметами и т. Д.).
Этот пакет позволяет:
· отслеживать сроки подготовки документов (плановые и текущие), маршрут их следования;
· готовить и рассылать пакеты документов участникам проекта, организовывать хранение и поиск всей необходимой документации;
· контролировать доходы и расходы по проекту и оценивать влияние изменений, вносимых на стоимость проекта и его продолжительность.
Пакеты программного обеспечения управления проектами на сегодня позволяют автоматизировать все основные операции, а именно:
· разработку расписания выполнения проекта без учета и с учетом ограниченности ресурсов;
· определения критического пути и резервов времени выполнения работ по проекту;
· определение потребности проекта в финансировании, материалах и оборудовании;
· оценку рисков и планирование проекта с их учетом;
· анализ выполнения проекта;
· определение отклонений выполнения работ от запланированного и прогнозирование основных параметров проекта.
Заключение
Изучив вопрос, управления строительными проектами, с использованием специально разработанных компьютерных программных комплексов, я пришел к выводу, что на сегодняшний день на рынке СНГ представлено определенное количество универсальных программных пакетов, которые автоматизируют функции планирования и контроля проекта.
Обзоры универсального программного обеспечения для управления проектами разделяют программы, на две категории:
O Большие проектные комплексы (профессиональные системы), комплексные системы предназначены для создания среды управления как многочисленными, так и объемными проектами (multi-project environment);
O Малые проектные комплексы (для массового пользователя). Системы календарно-сетевого планирования, обеспечивающие базовый набор функций.
1. Большие проектные комплексы
Комплексные системы, предназначены для создания среды управления многочисленными сложными проектами (multi-project environment).
Они включают в себя не только высокопрофессиональные инструменты для планирования, анализа и контроля за выполнением проектов, но и все необходимые средства для организации эффективных коммуникаций между участниками проектных команд и интеграции с комплексными ИС.
Это профессиональные системы управления проектами, характеризуется, в частности, мощными средствами ресурсного и бюджетного планирования, позволяют значительно облегчить нахождение наиболее эффективного распределения ресурсов и составления рабочего расписания их.
Они имеют мощные средства структуризации модели проекта, основанные на:
· иерархической структуре работ;
· сеточной модели;
· иерархической структуре ресурсов;
· иерархической системе кодирования работ.
· анализе системных рисков.
Менеджеры использующие такие программы могут формировать неограниченное количество уровней иерархии проекта.
Эти программные комплексы обеспечивают широкие возможности для создания логической структуры проекта, включая любые типы связей между задачами.
При планировании допускается составление календаря работ и связей между ними, а также учета целевых дат начала и завершения отдельных работ.
2. Малые проектные комплексы
Это более простые системы (для массового пользователя), Системы календарно-сетевого планирования обеспечивающие базовый набор функций. Но даже недорогие пакеты программного обеспечения управления проектами, сегодня способны поддерживать составление планов, состоящие из десятков тысяч задач и использующие тысячи видов ресурсов.
В данных программных продуктах упор сделан на легкости применения. Большинство из них содержит средства для интеграции с другими приложениями и организации эффективных коммуникаций в проектной команде (обмен информацией по электронной почте, удаленный доступ через веб-браузер с возможностью с возможностью обновления данных, мастера для создания веб-отчетов и т. д.
Из основных функций данных программ, можно выделить следующие:
· иерархические коды структур для работ и ресурсов;
· невозобновляемые ресурсы как вид ресурсов;
· месяц как единица длительности работы;
· индивидуальные календари работ;
· графические индикаторы для наглядного представления "проблемных" задач;
· поля с возможностью расчета формул, которые определяются пользователем;
· две шкалы времени (основная и дополнительная);
· возможность примерно определять период выполнения работы (с последующим уточнением);
· создание шаблонов проектов.
Малые проектные комплексы рассчитаны на пользователей непрофессионалов, для которых управление проектами не является основным видом деятельности, и периодически время от времени им необходимо спланировать небольшой комплекс работ или ввести фактические данные по проекту.
Для малых проектных комплексов важным является простота использования и скорость получения результата.
Изучив самые распространенные системы управления проектами:
1. Microsoft Project с дополнением PlanBridge;
2. Open Plan Professional;
3. Spider Project;
4. Sure Trek Project Manager;
5. Primavera Project Planner (P3)
Мы приходим к выводу, что программы:
O Spider Project;
O Open Plan;
O Primavera Project Planner (P3)
Являются большими проектными комплексами, системами «высшего» класса (профессиональные системы), предназначенными для создания среды управления многочисленными и сложными проектами (multi-project environment), и позволяющими значительно облегчить нахождение наиболее эффективного распределения ресурсов, и составления рабочего расписания их.
А программы:
O Microsoft Project с дополнением PlanBridge;
O Sure Trek Project Manager;
Являются малыми проектными комплексами, и ориентированы на управление небольшими строительными проектами, субпроектами, а также на работу конкретных исполнителей с фрагментами строительных проектов.
Эти программы подходят для непрофессионалов.
Практический опыт, свидетельствует нам о том, что без системного подхода к процессу управления строительными проектами, компании не могут успешно развиваться и теряют свое конкурентное преимущество
Список использованной литературы
Книги
Арчибальд Р.
А88 Управление высокотехнологичными программами и проектами / Рассел
Д. Арчибальд ; Пер. с англ. Мамонтова Е. В . ; Под ред. Баженова А. Д., Арефьева
А. О. - 3-є изд., перераб. и доп. - М. : Компания АйТи ; ДМК Пресс,
2010.
Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г.
Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. — 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2004.
И.И. Мазура и В.Д. Шапиро.
Управление инвестиционно-строительными проектами: международный подход.
Руководство / Под ред. - М.: Авваллон, 2004.
Разу М. Л. и др.
Модульная программа для менеджеров. Управление программами и проектами 8. М.: ИНФРА-М, 2000.
Журнал
О.М. Янбулатова, С.А. Гордиенко,а,э, Энис, Т.Г. Кирса
«Програмное обеспечение для управления проектами»
Журнал «Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал)» Выпуск № 4 / том 17 / 2007