Деятельность коммерческого банка на примере Филиала № 8290 Орского отделения Сбербанка

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»


ОТЧЕТ

по учебно-ознакомительной практике

на базе филиала №8290/049 ОАО «Сбербанк»

ОГУ 080200.62.5013.024 ОО


Руководитель от кафедры

Пасечникова Л.В

Руководитель от предприятия

Климова Н.В

Исполнитель

Нуртышева Н.А


Орск 2013


Календарный план прохождения учебно-ознакомительной практики

Вид выполняемой работыКалендарные срокиРабочее место студентаОтветственный специалист организацииЛиквидация ненужной документации Работа с клиентами у банкомата Создание электронных шаблонов основной рабочей документации08.07.13-11.07.13 12.07.13-17.07.13 18.07.13-20.07.13Филиал №8290/049 СБ РФ Филиал №8290/049 СБ РФ Филиал №8290/049 СБ РФКлимова Н.В. Климова Н.В. Климова Н.В.

Руководитель практики от организации, Климова Н.В.


Рабочие записи во время практики

ДатаВид выполняемой работыПодпись Руководителя практики от организации08.07.2013Ознакомление с техникой безопасности, знакомство с персоналом09.07.2013Изучила структуру управления, ознакомилась с обязанностями руководителя и сотрудников.10.07.2013Изучила работу отдела кадров11.07.2013Рассмотрела уровень специализации и концентрации кооперирования банка12.07.2013Ознакомилась со спецификой информационных систем13.07.2013Изучила структуру подразделения банка и их функций: экономических и управленческих15.07.2013Анализ динамики экономических показателей организации16.07.2013Рассмотрела аппарат управления банком17.07.2013Ознакомление с документацией ОАО «Сбербанк»18.07.2013Осмотр оборудования, необходимого для функционирования организации19.07.2013Рассмотрела оценку эффективности производственной структуры предприятия20.07.2013Проводила программу страхования

Руководитель практики от организации, Климова Н.В.


Характеристика студента Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ Нуртышевой Нурслу Аскаровной


Нуртышева Нурслу Аскаровна проходила учебно-ознакомительную практику на ОАО «Сбербанк» с 08 июля по 20 июля 2013 года.

За время прохождения учебно-ознакомительной практики Нуртышева Н.А. закрепила теоретические знания, полученные на занятиях в институте, приобрела практические навыки работы менеджера.

В период прохождения практики была ознакомлена с Уставом предприятия, должностными инструкциями, изучила структуру и виды деятельности предприятия, ознакомилась с историей его развития, ассортиментом производимой продукции и эффективность аппарата управления.

К выполнению полученных заданий относилась добросовестно, проявила себя ответственным, неконфликтным, аккуратным работником.

Во время прохождения практики, ею были приняты успешные попытки реализации полученных теоретических знаний на ОАО «Сбербанк».


Программа практики выполнена полностью.

Студент заслуживает оценки «________».

Руководитель практики от организации, Климова Н.В.


Введение


Экономическая и практика менеджмента по специальности 080200.62 «Финансовый менеджмент» предназначена обеспечить тесную взаимосвязь теоретического обучения с профессионально-направленной деятельностью, способствовать закреплению теоретических знаний и формированию профессиональных навыков.

Объектом изучения является Филиал №8290/049 Орского отделения Сбербанка. Продолжительность практики составила 2 недели: с 08 июля 2013г. по 20 июля 2013г.

Цель учебно-ознакомительной практики - показать, подтвердить и соединить результаты теоретического обучения с практической деятельностью, получить первое представление о своей будущей профессии менеджера, закрепить на основе собственного практического опыта основные теоретические положения и навыки за период первых двух лет обучения.

Для достижения поставленной цели потребовалось выполнить следующие задания:

знакомство с деятельностью организации в целом;

изучение организационной структуры управления;

проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности;

изучение управления производством;

изучение кадровой политики на предприятии, потенциала кадров;

изучение системы управления качеством на предприятии


1. Рабочее место


рабочее место

- огнетушитель

-рабочий стол

компьютер

-шкаф


Рисунок 1 - Схема рабочего места руководителя ОАО «Сбербанк России»


Рабочее место менеджера ОАО «Сбербанк» индивидуальное, так как закреплена индивидуальная рабочая зона, стационарное, так как он сидит на одном рабочем месте; по месту нахождения - в помещении. Рабочее место универсальное, так как таким образом оборудуют и оснащают практически все рабочие места офисных работников.

Рациональная планировка рабочего места обеспечивает удобную рабочую позу, возможность применения передовых приемов и методов труда, минимальные траектории движений работника и движений предметов труда.

Основные требования внешней планировки: обеспечение минимального расстояния перемещений работника в течение рабочего дня, экономное использование рабочей площади и удобств на работе.

Существуют некоторые правила: для каждого предмета должно быть отведено определенное место; предметы, которыми пользуются во время работы чаще, должны располагаться ближе к работнику и по возможности на уровне рабочей зоны; все, что берется левой рукой, располагается слева, все, что правой, - справа.

Внутренняя планировка рабочего места представляет собой размещение технологической оснастки и инструмента в рабочей зоне, инструментальных шкафах и тумбочках. Она должна обеспечить удобную позу, короткие и малоутомительные движения. Что касается рабочего места, то здесь все расположено по принципу «все под рукой». Во-первых, у всех сотрудников офисные кресла на роликовой основе, что позволяет легко без лишних движений взять все, что нужно. С левой стороны на тумбочке расположен телефон-факс, что очень важно для оперативной связи с клиентами. В тумбочке лежат необходимые документы, бланки и разная документация. Рядом с монитором расположены лотки с документами, с которыми непосредственно работают. Над рабочим столом висит полочка, на которой стоит литература, необходимая для налаженного рабочего процесса - это справочник «Бизнес Беларуси», журналы, каталоги и др.

кредит банк операция кассовый

2. Общая характеристика предприятия


Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и стран СНГ. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы. Обыкновенные и привилегированные акции Банка котируются на российских биржевых площадках с 1996 года.

Основанный в 1841 году, Сбербанк России сегодня - лидер российского банковского сектора по общему объему активов. Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. По состоянию на 1 января 2013 года на долю Сбербанка приходится 28,9% совокупных банковских активов, 45,7% депозитов физических лиц, 33,6% корпоративных кредитов и 32,7% розничных кредитов. Капитал Сбербанка составляет 1,7 трлн. рублей, что соответствует 27,4% совокупного капитала российской банковской системы.

Сбербанк - современный универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк России обслуживает физических и юридических лиц, в том числе крупные корпорации, предприятия малого и среднего бизнеса, а также государственные предприятия, субъекты РФ и муниципалитеты. Услугами Сбербанка пользуются более 100 млн. физических лиц (более 70% населения России) и около 1 млн. предприятий (из 4,5 млн. зарегистрированных юридических лиц в России).

Сбербанк предоставляет розничным клиентам широкий спектр банковских услуг, включая депозиты, различные виды кредитования (потребительские кредиты, автокредиты и ипотеку), а также банковские карты, денежные переводы, банковское страхование и брокерские услуги.

В последние годы Сбербанк существенно расширил свое международное присутствие. Помимо стран СНГ (Казахстан, Украина и Беларусь), Сбербанк представлен в девяти странах Центральной и Восточной Европы (Sberbank Europe AG, бывший VBI) и в Турции (DenizBank). Сделка по покупке DenizBank была завершена в сентябре 2012 года и стала крупнейшим приобретением за 170-тилетнюю историю Банка. Сбербанк России также имеет представительства в Германии и Китае, филиал в Индии, управляет Sberbank Switzerland AG.

Миссии организации:

«Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты. Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников».

«Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее
сотрудников.» Стратегия развития: 21 октября 2008 года Наблюдательный совет Сбербанка России единогласно одобрил Стратегию развития Сбербанка до 2014 года.

Основные направления преобразований:

-Максимальная ориентация на клиента и превращение Сбербанка в «сервисную» компанию по обслуживанию индивидуальных и корпоративных клиентов;

-Технологическое обновление Банка и "индустриализация" систем и процессов;

-Существенное повышение операционной эффективности Банка на основе самых современных технологий, методов управления, оптимизации и рационализации деятельности по всем направлениям за счет внедрения Производственной Системы Сбербанка, разработанной на базе технологий Lean;

-Развитие операций на международных рынках, прежде всего в странах СНГ.


Рисунок 1.1 Цели и задачи СБ. РФ


3. Организационная структура управления предприятием


ОАО «Сбербанк России» представляет собой линейную структуру управления. Связи между звеньями управления горизонтальны и вертикальны (приложение 1).

ОАО «Сбербанк Росси» имеет следующую структуру управления:

-Общее собрание акционеров - высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.

-Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 6 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России, 1 внешний и 8 независимых директоров. Наблюдательный совет Банка осуществляет общее руководство деятельностью Банка, за исключением решения вопросов, отнесенных Уставом Банка к компетенции общего собрания акционеров.

-Правление Банка состоит из 13 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка. К компетенции Правления Банка относятся вопросы руководства текущей деятельностью Банка, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Наблюдательного совета Банка.

-Комитет при Правлении в целях повышения эффективности работы и развития в бизнесе банка функционирует ряд коллегиальных органов, подотчетных правлению, основными которых является решение вопросов и проведение единой согласованной системы управления.

Сбербанк России является юридическим лицом и со своими филиалами (территориальные банки и отделения) и их внутренними структурными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России.

Филиалы Сбербанка России не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Сбербанка России, имеют баланс, который входит в баланс Сбербанка России, имеют символику Сбербанка России.

Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года. Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы управления Сбербанка:

-Общее собрание акционеров - высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.

-Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 6 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России, 1 внешний и 8 независимых директоров. Наблюдательный совет Банка осуществляет общее руководство деятельностью Банка, за исключением решения вопросов, отнесенных Уставом Банка к компетенции общего собрания акционеров.

-Правление Банка состоит из 13 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка. К компетенции Правления Банка относятся вопросы руководства текущей деятельностью Банка, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Наблюдательного совета Банка.

Пo фoрмe oргaнизaции Сбeрeгaтeльный бaнк Рoссийскoй Фeдeрaции являeтся aкциoнeрным бaнкoм oткрытoгo типa. Eгo учрeдитeлeм выступaeт Бaнк Рoссии, кoтoрoму принaдлeжит и кoнтрoльный пaкeт aкций Сбeрбaнкa. Этo oбуслoвливaeт мoнoпoльнoe пoлoжeниe Сбeрбaнкa нa рынкe финaнсoвыx рeсурсoв. Сбeрбaнк являeтся aбсoлютным мoнoпoлистoм нa рынкe чaстныx вклaдoв, кoнкурирoвaть с кoтoрым кoммeрчeским структурaм чрeзвычaйнo слoжнo.кциoнeрaми бaнкa являются юридичeскиe и физичeскиe лицa. снoвнaя дoля aкций (бoлee 90%) выпущeнa в фoрмe oбыкнoвeнныx и нeбoльшaя - в видe привилeгирoвaнныx. Aкции - имeнныe. Пeрвичнoe рaзмeщeниe нoвыx выпускoв aкций oсущeствляeтся пo открытой подписке, последующие выпуски используются для наращивания капитала.

Организационная строма Сбербанка представлена следующим образом:

-Сберегательный банк России;

-Территориальные банки;

-Отделения;

-Филиалы и агенства.

Сберегательный банк России равно как головное учреждение организует работу низовых подразделений банка. При этом осуществляются:

-исследование и анализ деятельности учреждений банка;

-производство предложений точно по определению приоритетных направлений развития, текущее и стратегическое снижение,

-бюджетирование, дирижирование рисками, активами и пассивами банка;

-изучение экономики и финансового рынка страны;

-обеспечение системы Сбербанка России информацией о деятельности его учреждений;

-администрация кредитными ресурсами и внутрисистемными финансовыми потоками.

С целью расширения возможностей клиентов в 2013 году продолжено проведение мероприятий по расширению перечня продуктов и услуг, предоставляемых подразделениями банка. В результате, изменилась доля численности персонала, обслуживающего различные подразделения банка.


Рисунок 3.1 - Доли персонала, обслуживающего структурные подразделения в общей численности специалистов банка


Из рисунка 3.1 видно, что наибольший процент работников банка обслуживает операционные структурные подразделения, включая дополнительные офисы. На втором месте по количеству персонала стоят подразделения кредитования, где занято 24,3 % всех специалистов.


Таблица 3.1 - Изменение численности работников банка в 2009-2013гг.

ПоказательГод2009г.2010201120122013(на 01.05.13)Среднесписочная численность сотрудников, чел.235116243 620251 208260 000258050Изменение среднесписочной численности работников имеет тенденцию к сокращению. С 2009г. по 2012г. количество работников банка увеличилось на 16380 человек, а в 2013 г. сократилось по сравнению с предыдущим годом на 1950 человек.


Таблица 3.2 - Изменение структуры персонала банка в 2009-2013 гг., %

Категория работниковГод20092010201120122013Управленческий персонал30,931,23131,130Специалисты45,946,347,547,247,1Обслуживающий персонал23,222,521,521,722,9

Из таблицы видно, что наибольшую долю в общей численности работников банка занимают специалисты. Их удельный вес с 2009 г. по 2011 г. вырос на 1,6%. В 2011-начале 2013 г. наблюдается сокращение доли специалистов на 0,4%.

Руководством ОАО «Сбербанк» планируется продолжить сокращение численности работников и в последующих годах. При этом общее число уволенных к 2014 году составит 210000 человек. Снижение числа работников будет составлять от 3-5% ежегодно. Процесс оптимизации численности будет проходить поэтапно, в первую очередь «за счет вакансий, оптимизации распределения персонала и незамещения естественного выбытия».

Сокращения численности персонала затронут и центральный аппарат. Здесь планируются сокращения более чем на 10%.

ОАО «Сбербанк» действует согласно своей стратегии развития, а именно, сокращает численность работников, совершенствует профессиональные навыки персонала, объединяет имеющиеся структурные подразделения с одновременным увеличением количества производимых в них операций.

Для того, чтобы наглядно показать стиль работы служащих Сбербанка, обратимся к рисунку 3.2, на котором представлено типичное рабочее место кассира-операциониста ОАО «Сбербанк».


Рисунок 3.2 Схема операционной кассы СБ РФ: 1 - рабочий стол; 2 - компьютерный стол; 3 - стул подъемно-поворотный; 4 - передвижной сейф / закрытая тележка для транспортировки денег; 5 - сейф; 6 - компьютер; 7 - сортировка; 8 - машина для счёта банкнот; 9 - прибор для контроля банкнот; 10 - стол подсобный; 11 - стул; 12- факс; 13 - переговорное устройство; 14 - передаточный лоток в пулезащитном исполнении


Как можно судить по данной схеме, в операционных кассах ОАО «Сбербанк» всё расположено, исходя из принципа простоты и скорости обслуживания. Близкое расположение необходимого для нормального функционирования кассы оборудования повышает эффективность работы кассира-операциониста за счёт увеличения скорости обслуживания клиентов посредством уменьшения времени, нужного для совершения операций.


Заключение


В данном отчете была рассмотрена деятельность коммерческого банка на примере Филиала №8290 Орского отделения Сбербанка.

В отчете была рассмотрена характеристика Филиала №8290 Орского отделения Сбербанка и основных направлений его деятельности, произведен анализ его деятельности и финансового состояния.

В ходе анализа финансовой отчетности было выявлено, что все нормативы: нормативы ликвидности и нормативы риска строго соблюдаются, что свидетельствует о стабильном финансовом состоянии филиала, его надежности.

Основные операции, проводимые в Банке: предоставление кредитов, валютные операции и расчетно - кассовое обслуживание.

Деятельность филиала постоянно совершенствуется вместе со Сбербанком России.

Основой развития Банка является улучшение взаимоотношений с клиентами, сохранение лидирующего положения Банка на данном сегменте финансового рынка в условиях нарастания конкуренции.

Для достижения своих целей Банк ставит следующие задачи:

увеличение предоставляемых услуг;

улучшение качества предоставляемых услуг;

проведение гибкой тарифной политики;

снижение трудоемкости операций для клиента и Банка;

увеличение скорости прохождения платежей, как в рублях, так и в иностранной валюте за счет совершенствования внутренних технологий Банка.

Для достижения поставленных целей следует также повысить гибкость управления Банком, обеспечить быстроту реакции на меняющиеся рыночные условия, опережающими темпами развивать современные информационные технологии, развивать маркетинговую деятельность, рекламу. Достижение поставленных целей невозможно без качественного повышения квалификации и профессионализма персонала, совершенствования системы мотивации и стимулирования кадров.

Именно на практике в Сбербанке мне удалось сопоставить теоретические основы менеджмента с практической деятельностью.


Теги: Деятельность коммерческого банка на примере Филиала № 8290 Орского отделения Сбербанка  Отчет по практике  Банковское дело
Просмотров: 37809
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Деятельность коммерческого банка на примере Филиала № 8290 Орского отделения Сбербанка
Назад