Анализ деятельности страховой организации

Введение

страховой управление корпоративный

При прохождении практики в ОСАО «РЕСО-Гарантия» было необходимо выполнить задачи, поставленные в программе практики, подробно изучить деятельность компании и получить первичные профессиональные навыки и умения.

Практика является важнейшим этапом в подготовке будущих специалистов, так как является максимально приближённой моделью реальных условий будущей сферы деятельности студента, и требует максимальной отдачи и внимания.

Целью практики является - приобретение практических навыков и умений в организации деятельности предприятия.

Основными задачами практики являются:

-осознание мотивов и ценностей в выбранной сфере;

-общее знакомство с деятельностью и системой управления предприятия;

-применение на практике теоретических знаний в области управления предприятием;

-приобретение умений и навыков профессионального поведения в процессе трудовой деятельности на предприятии;

-усвоение методологии и технологии принятия организационно-управленческих решений.

В качестве базы для прохождения было выбрано ОСАО «РЕСО-Гарантия», находящееся по адресу г. Санкт-Петербург, проспект Непокоренных, д. 49.


.Характеристика ОСАО «РЕСО-Гарантия»


ОСАО «РЕСО-Гарантия» - универсальная страховая компания, созданная в 1991 году. Компания имеет лицензию на 114 видов страховых услуг и перестраховочную деятельность.

Компания обладает одним из самых больших среди российских страховщиков уставным капиталом 3,1 млрд. рублей.

Общество зарегистрировано Московской регистрационной палатой 22.09.1993 года за №005.537. ИНН 7710045520. Внесено в единый государственный реестр юридических лиц за номером 1027700042413 19 июля 2002 года.

ОСАО «РЕСО-Гарантия» предоставляет широкий спектр услуг по страхованию физических и юридических лиц. Приоритетными направлениями деятельности являются автострахование (КАСКО и ОСАГО), добровольное медицинское страхование, страхование имущества физических и юридических лиц, ипотечное страхование, страхование туристов, страхование от несчастных случаев и др. Накопительное страхование жизни предлагает дочерняя компания "Общество страхования жизни "РЕСО-Гарантия".

ОСАО «РЕСО-Гарантия» - агентская компания, в ней работают свыше 19 тысяч агентов. Филиальная сеть - одна из крупнейших в России - включает в себя более 900 филиалов и офисов продаж во всех регионах России. Развитая система филиалов делает РЕСО-Гарантия компанией национального масштаба. Клиентами компании являются более 10 млн. граждан и 262 тыс. корпоративных клиентов.

Компания образована в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.92 г. № 76 "О создании Российской государственной страховой компании".

«РЕСО-Гарантия» - крупнейшая в России страховая компания, которая оказывает существенное влияние на формирование страхового рынка. Она входит в число ведущих отечественных страховщиков по объему собранных премий и является одним из лидеров в области розничного страхования. Компания входит в первую тройку российских страховых компаний, работающих в конкурентных сегментах рынка.

«РЕСО-Гарантия» имеет возможность проведения страховых операций по следующим видам страхования.

.По личному страхованию:

-добровольное страхование жизни;

-добровольное страхование от несчастных случаев и болезней;

-добровольное медицинское страхование;

-обязательное страхование от несчастных случаев и болезней.

.По имущественному страхованию:

-добровольное страхование средств наземного, воздушного и водного транспорта;

-страхование грузов;

-иных видов имущества и финансовых рисков.

.По страхованию ответственности:

-добровольное страхование ответственности владельцев автотранспортных средств;

-гражданской ответственности перевозчика;

-гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности;

-профессиональной и иных видов ответственности.

«РЕСО-Гарантия» также имеет лицензию на право осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы; лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации; сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции.

На 2013 год ОСАО «РЕСО-Гарантия» - один из крупнейших универсальных страховщиков федерального уровня и один из лидеров отечественного страхового рынка, как по объёму, так и по основным балансовым показателям. Уставный капитал компании составляет 3 миллиарда 100 миллионов рублей. Доля рынка без учета ОМС составляет 6,35%.

В целом по стране «РЕСО-Гарантия» в 2013 году заняла, по данным Банка России, 4 место по объему собранных страховых премий из 420 страховых компаний, представленных на рынке (рис 1).


Рисунок 1. Крупнейшие страховые компании России, на 1 июля 2013 года.


С 2005 года РЕСО-Гарантия входит в наиболее авторитетный отечественный ранжированный список крупнейших российских компаний «Эксперт-400» рейтингового агентства «Эксперт РА». По итогам 2013 года РЕСО-Гарантия заняла 127 место в этом списке корпораций-лидеров по объему реализации своей продукции или услуг, где представлены предприятия различных отраслей экономики.

ОАО «Ресо Гарантия» располагает не имеющей аналогов на российском страховом рынке системой организации продажи, управления продающими структурами, которая позволяет ее филиалам и агентствам ежегодно удваивать объемы собираемых страховых премий. ОАО « Ресо Гарантия» решает задачу не менее масштабную - разработка стратегического плана развития компании и перспективных систем управления ее деятельностью.

Главное преимущество и сила компании - растущий профессионализм все увеличивающейся армии продавцов страховых услуг и применение современных технологий в управлении. По данным годового отчета компании за 2013 год сборы компании выросли на 11% в то время как рост рынка составил 11,4%. Таким образом, можно утверждать, что компания находится «в рынке». На фоне роста страхового рынка положение «РЕСО-Гарантия» в отрасли еще более укрепилось благодаря сбалансированной тарифной политике, развитой и квалифицированной агентской сети, активному использованию других каналов продаж.

Компания имеет самый высокий из возможных сегодня для отечественных компаний рейтинг надежности «А++» рейтингового агентства «Эксперт РА», который соответствует «исключительно высокому уровню надежности», что говорит о высокой степени доверия среди клиентов.

В 2011 году «РЕСО-Гарантия» получила сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Сертификат удостоверяет, что система менеджмента качества РЕСО-Гарантия, применительно к страхованию и перестрахованию, отвечает требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и бизнес-процессы в компании соответствуют международным стандартам.

В центральном офисе, филиалах и агентствах компании работают 7560 штатных сотрудников. Общая численность персонала «РЕСО-Гарантия» на конец 2013 года составила 23 014 человек, из них штатные сотрудники составляют 33%, а агенты - 67%. Мужчины составляют 29,5% сотрудников и агентов компании, а женщины - 70,5 %. Средний возраст сотрудников - 41,2 года. Средний стаж работы в компании - 3,5 года. В 2013 году текучесть кадров составила 14%, что существенно ниже аналогичного показателя в других страховых компаниях.


.Анализ основных составляющих системы управления ОСАО «РЕСО-Гарантия»


Миссией ОСАО «РЕСО-Гарантия» является защита благосостояния граждан России путем предоставления доступных и отвечающих их потребностям страховых продуктов.

Главной задачей ОCАО «РЕСО-Гарантия» считает повышение страховой культуры, ищет новые пути развития бизнеса в партнерских соглашениях, направленных, в том числе, на популяризацию страхования среди населения.

В 2014 году компания планирует сохранить и укрепить свои позиции в пятерке лидеров рынка по следующим приоритетным продуктам:

-автострахование,

-страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств,

-добровольное медицинское страхование,

-а также войти в пятерку лидеров рынка по обязательному страхованию опасных объектов.

Руководство ОСАО «РЕСО-Гарантия» ожидает, что будет расти доля компании в сегменте страхования имущества и ответственности промышленных предприятий и юридических лиц, а также в сегменте имущественных продуктов, ориентированных преимущественно на физических лиц.

В краткосрочной перспективе компания планирует, с высокой вероятностью, обеспечить своевременное выполнение всех финансовых обязательств, как текущих, так и возникающих в ходе страховой деятельности.

В среднесрочной перспективе существует высокая вероятность исполнения обязательств по страховым договорам даже в условиях существенных неблагоприятных изменений макроэкономических и рыночных (рынок страхования) показателей.

Корпоративное управление ОСАО «РЕСО-Гарантия» позволяет обеспечить максимально эффективную систему внутреннего контроля, создает прозрачную и понятную систему корпоративных управленческих процедур, обеспечивающих неукоснительное соблюдение прав и интересов акционеров.

Высокий уровень корпоративного управления делает компанию более надежной, достойной доверия клиентов и акционеров и, следовательно, ведет к повышению привлекательности компании, открывает новые возможности для развития.

Высшим органом корпоративного управления компанией является Общее собрание акционеров. В период между собраниями общее руководство компанией осуществляет Совет директоров «РЕСО-Гарантия». Он исполняет важнейшие управленческие функции: определяет стратегию развития компании, ставит стратегические цели перед исполнительным менеджментом и контролирует их реализацию, назначает ключевых руководителей, совершенствует корпоративное управление.

В качестве экспертных органов Совета директоров выступают комитеты - Комитет по аудиту, Комитет по вознаграждениям и Комитет по инвестициям, которые осуществляют предварительное рассмотрение наиболее важных вопросов деятельности компании и предоставляют Совету свои рекомендации. Активная работа комитетов отражает стремление «РЕСО-Гарантия» к постоянному совершенствованию норм и процедур корпоративного управления, является действенным инструментом коммуникации и взаимодействия между Советом директоров и менеджментом компании.

Комитет по аудиту разрабатывает для представления Совету директоров рекомендации и предложения, касающиеся подготовки и проведения аудита, выявления и предупреждения ситуаций, способствующих возникновению финансовых и операционных рисков. Одна из ключевых задач комитета - целенаправленная работа по усовершенствованию системы внутреннего контроля. Комитет непосредственно проводит отбор и утверждает аудиторов «РЕСО-Гарантия», совершенствует практику составления отчетности. В число задач Комитета по аудиту входит предварительное рассмотрение и одобрение финансовой отчетности компании до ее предоставления Совету директоров, а также утверждение плана процедур внутреннего контроля.Комитет по кадрам и вознаграждениям вырабатывает рекомендации в области методики создания системы оплаты, дополнительных вознаграждений и мотивации сотрудников «РЕСО-Гарантия». К ведению комитета относятся ключевые вопросы мотивации персонала, разработки системы вознаграждений менеджеров среднего и высшего звена компании. Кроме того, комитет разрабатывает политику и программы в области вознаграждений членов Совета директоров и членов комитетов Совета директоров, участвует в разработке условий контрактов для директоров компании перед тем, как эти документы будут представлены на рассмотрение Совета директоров.

Основной задачей Комитета по инвестициям является определение инвестиционной стратегии «РЕСО-Гарантии» для утверждения Советом директоров. В число ключевых функций комитета входит определение лимитов по видам вложений и вложений в конкретные инвестиционные инструменты.

В соответствии с общепринятыми мировыми стандартами корпоративного управления в состав Совета директоров входят независимые директора, являющиеся высококлассными специалистами и имеющие высокий авторитет в профессиональном сообществе. В соответствии с мировой практикой независимые члены Совета директоров не связаны с деятельностью компании, их задача - защищать интересы акционеров, вынося профессиональные суждения по ключевым вопросам развития компании. Независимые директора возглавляют комитеты Совета директоров, что дает дополнительную гарантию акционерам в защите их интересов при принятии стратегических решений.

Совет директоров проводит оценку перспективных программ и планов, разработанных подразделениями компании, анализирует инвестиционную и финансовую стратегию компании в целом, вырабатывает рекомендации по вопросам взаимоотношений с акционерами и инвесторами, а также дает предварительную оценку всем крупным сделкам, заключаемым компанией.

Основная цель Совета директоров - содействие повышению эффективности «РЕСО-Гарантия» в долгосрочной перспективе.

Один из ключевых принципов корпоративного управления «РЕСО-Гарантия» - открытость и прозрачность внутренних процедур и процессов компании для акционеров, партнеров по бизнесу, государственных регулирующих органов и персонала. Компания регулярно информирует заинтересованные стороны обо всех аспектах своей деятельности. «РЕСО-Гарантия» неуклонно соблюдает требования законодательства по публикации информации, подлежащей обязательному раскрытию.

Столь же высокими требованиями к прозрачности компания руководствуется и во внутрикорпоративных отношениях. Топ-менеджмент компании регулярно общается с сотрудниками всех подразделений бэк-офиса, посещает в течение года несколько филиалов в регионах, а руководители всех филиалов также регулярно посещают центральный офис. С 2007 года введена практика проведения видеоконференций с участием руководителей самых крупных филиалов компании

Рассмотрим организационную структуру ОСАО «РЕСО-Гарантия». Организационная структура управления в сфере страхования, также как в любой другой организации, включает звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи между ними - горизонтальные и вертикальные.

Крупные страховые компании разделяются на структурные подразделения, ориентированные на выполнение соответствующих функций управления. Связи между структурными подразделениями носят горизонтальный характер.

Уровни управления представляют собой совокупность звеньев управления, отражают иерархическое построение организации и отношения руководства и подчинения между уровнями разного уровня.

Управленческие задачи менеджеров в сфере страхования зависят от должности и специализации.

На высшем уровне управления - генеральным директором ОСАО «РЕСО-Гарантия» и его заместителями разрабатываются решения стратегического характера, затрагивающие политику организации в сфере развития страховой деятельности. Помимо этого, руководители осуществляют координирование деятельности своих заместителей - руководителей отделов и других подчиненных.

Специфика единоначального или коллегиального управления определяет два подуровня управления - полномочное управление и общее руководство.

Средний уровень управления обеспечивает реализацию политики функционирования организации, разработанной руководством высшего уровня, и делегирует определенный объем задач подразделениям и отделам низшего уровня. Специалисты среднего уровня отвечают за подбор работников для выполнения поставленной задачи и обеспечение его необходимыми ресурсами и информацией, осуществляют контрольные функции, так как они отвечают за своевременное выполнение поставленных задач, и проводят мониторинг результатов с целью выявления отклонений от запланированных показателей. Например, руководитель отдела продаж планирует деятельность менеджеров по продажам, устанавливает для них график работы, показатели будущих продаж, оценивает результаты их предыдущей работы, осуществляет текущий и конечный контроль, проводит обучение и информационную поддержку.

Специалистам среднего уровня необходимо знать всю специфику страховой деятельности, быть хорошими организаторами, обладать навыками работы с персоналом.

На низшем уровне управления ОСАО «РЕСО-Гарантия» менеджеры выполняют не только управленческие, но и исполнительские функции. Они заняты реализацией еженедельных и ежедневных задач, работают непосредственно с исполнительским персоналом организации и отвечают за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

Многоуровневая структура управления в страховой компании целесообразна при: разветвленной сети обслуживания и большом географическом охвате, большом числе работников.

Организационная структура страховой компании «РЕСО-Гарантия» представлена на рис.2.


Рисунок 2. Организационная структура ОСАО «РЕСО-Гарантия»


Организационная структура управления компанией является линейно-функциональной. Она представляет собой синтез линейной и функциональной организационных структур. В ее основу положены вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным службам организации (маркетинг, работа с клиентами, планирование, финансы, реклама и др.). При такой организационной структуре сохраняется движение по инстанциям, но функции, относящиеся ко всей организации, например кадровая политика, подготовка производства, планирование сроков и контроль их выполнения и т.д., выделяются в функциональные отделы, которым предоставляются полномочия для дачи распоряжения. Руководители линейного и функционального отделов имеют право на совместное принятие решений для соответствующего отдела организации.

За конечный результат организации в целом отвечает ее руководитель, задача которого состоит в том, чтобы все функциональные службы вносили свой вклад в его достижение. Поэтому он много усилий тратит на координацию и принятие решений по продукции и рынкам.

К достоинствам данной системы управления относятся:

-высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков;

-централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении задач организации;

-функциональная специализация и опыт;

-высокий уровень использования потенциала специалиста по функциям;

-экономичность, достигаемая за счет однородности работ и рынков.

Однако для такой системы характерны следующие недостатки:

-возникновение проблем межфункциональной координации;

-ответственность за общие результаты работы только на высшем уровне;

-недостаточная реакция на изменение рынка;

-ограниченные масштабы предпринимательства и инноваций;

-увеличение времени принятия решений из-за необходимости согласований.

Анализируя организационную структуру компании можно утверждать, что она в целом отвечает основному направлению ее деятельности. Штат фирмы достаточен для организации сбыта страховой продукции посредством заключения договоров.

Персонал фирмы обладает достаточной квалификацией для выполнения своих функциональных задач. Основным направлением дальнейшего совершенствования организационной структуры фирмы является достижение высокого качества и своевременности обработки управленческой и текущей деловой информации.

Информационная система ОСАО «РЕСО-Гарантия» представляет собой единую централизованную систему. Основной особенностью организации информационного обеспечения автоматизированной информационной системы (АИС) «РЕСО-Гарантии» является необходимость иметь полную базу данных по всем договорам компании за максимально длительный период.

Это связано с тем, что при заключении нового договора с клиентом необходимо иметь полную информацию о его предыдущих страховках (наличие и характер выплат) и обеспечить просмотр всех связанных с этими случаями документов. Такая информация должна храниться в базе данных, постоянно обновляться и получать ее надо сразу после запроса.

Так, при расчетах, например ставки взноса или тарифа, необходимо изъять из базы данных необходимую статистику и выполнить расчетные действия по договорам страхования за существенно длительный прошедший период, при этом обработке подвергается каждый договор.

Благодаря наличию единой информационной системы, информация о клиенте заносится в базу в режиме онлайн. Это позволяет клиентам обратиться в любой офис «РЕСО-Гарантия» на территории России для внесения изменений и для урегулирования страховых случаев независимо от того, где был куплен полис.

Процесс страхования включает в себя следующие этапы:

.Заключение договора страхования.

-Физическое (или юридическое) лицо, имеющее объект(ы) для страхования, подаёт заявление в «РЕСО-Гарантия».

-Филиал «РЕСО-Гарантия» организует экспертную оценку объекта. Результаты экспертизы в письменном виде предоставляются в ОСАО «РЕСО-Гарантия».

-Собранная информация анализируется и разрабатывается индивидуальная программа страхования данного предприятия.

-Страховой агент заключает договор с физическим (юридическим) лицом, который вступает в силу после заверения директором филиала. Затем договор отправляется в отдел по страхованию физических (либо юридических) лиц для фиксирования его в базе данных. Далее договор передается в бухгалтерию, где происходит начисление заработной платы страховому агенту.

-Бухгалтерия производит выплату зарплаты агенту.

.Выплата по договору:

-При наступлении страхового случая клиент направляет заявление в органы власти, уполномоченные законом расследовать данное происшествие и в отдел выплат филиала «РЕСО-Гарантия». Уполномоченный законом орган власти принимает решение и направляет его в отдел выплат.

-Отдел выплат передает решение о выплате в бухгалтерию и информацию о наступлении страхового случая в экономический отдел.

-Бухгалтерия направляет информацию о выплате в отдел по страхованию физических (юридических) лиц.

-Отдел по страхованию юридических лиц собирает информацию и она фиксируется в базе данных.

-Бухгалтерия производит выплату клиенту.


Заключение


По результатам практики были получены основные данные об ОСАО «РЕСО-Гарантия», необходимые для ответов на вопросы, поставленные перед началом прохождения практики.

При описании характеристики предприятия были изучены следующие документы:

-Устав (редакция №8) - Утвержден решением Общего собрания акционеров (протокол N 27от 23 марта 2007г.)

-Изменения в устав ОСАО «РЕСО-Гарантия» (ОГРН 1027700042413 от 19 июля 2002 г.)

-Годовой отчет ОСАО «РЕСО-Гарантия» за 2013 год.

В ходе практики был проведен анализ основных составляющих системы управления предприятием, а для этого были изучены:

-миссия, стратегические цели и задачи предприятия;

-действующую на предприятии организационную структуру управления, структурные подразделения и их функции;

-информационная система предприятия.

В процессе прохождения практики и написания отчета были применены знания, полученные в ходе обучения, а также получены новые знания о сфере страхования.


Теги: Анализ деятельности страховой организации  Отчет по практике  Банковское дело
Просмотров: 38172
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Анализ деятельности страховой организации
Назад