Анализ ассортимента и конкурентоспособности рыболовных товаров

Содержание  С

 

 

Введение

1. Теоретические основы ассортимента, потребительских свойств и конкурентоспособности рыболовных товаров    

1.1 Состояние и перспективы развития рынка рыболовных товаров 7 

1.2 Потребительские свойства рыболовных товаров 10

1.3 Классификация и характеристика ассортимента рыболовных товаров 12

1.4 Требования к качеству рыболовных товаров   19

 

2. Анализ ассортимента и конкурентоспособности рыболовных товаров на примере магазина «Нептун»

2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина «Нептун»   21

2.2  Анализ структуры ассортимента рыболовных товаров, реализуемых магазином «Нептун»    22

2.3 Анализ конкурентоспособности рыболовных товаров, реализуемых магазином «Нептун» 27

 

Заключение   32

 

Список использованных источников

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Актуальностью данной темы курсовой работы является то, что год от года, рыбалка как один из самых увлекательных  видов увлечений, отдыха, спорта (каждый находит в рыбалке свое предназначение) растет, ширится, развивается и приобретает поистине всероссийский масштаб, интегрируясь в данной сфере мировой экономики.

  Целью курсовой работы является анализ ассортимента и конкурентоспособности рыболовных товаров по магазину «Нептун» г.Новочеркасска.

  Задачи работы. Для решения поставленной цели в работе рассмотрены следующие задачи:

1. Изучение потребительских свойств рыболовных товаров.

2. Изучение ассортимента рыболовных товаров.

3. Анализ ассортимента рыболовных товаров по поставщика магазина «Нептун».

4. Анализ конкурентоспособности поставщиков магазина «Нептун»

5. Сделать выводы и внести предложения на основании проделанной работы.  

Данная работа содержит 34 страницы, 2 главы, 8, разделов, 2 рисунка, 6 таблиц, 3 формулы.

В нашей стране, как и в развитых зарубежных странах, активный отдых на природе стал важным элементом здорового образа жизни, необходимый для постоянного поддержания физических сил и духовного равновесия. Живя в мегаполисах, больших городах, где плохая экологическая обстановка, где человек постоянно сталкивается со стрессами, накапливает отрицательные эмоции – все это пагубно влияет на эмоциональное и психическое состояние человека, многие ищут выход из создавшегося положения: одни посещают фитнесс - клубы, другие предпочитают экстремальные виды спорта, а есть особая категория людей, фанатично преданных рыбной ловле. Это люди, которые могут часами терпеливо ожидать клева будь то жара или холод.

Истинные поклонники рыбной ловли годами совершенствуют свое мастерство, доводя технику управления снастью до совершенства, изучая энтомологию, жизнь насекомых, входящих в рацион обитателей водоемов, изучают повадки и образ жизни рыб – объектов ловли.

В последние годы на отечественном рынке рыболовного снаряжения произошли серьезные изменения, связанные в первую очередь с массированным импортом в нашу страну продукции мировых производителей и внедрению новых, популярных в Европе способов ловли рыбы.

Итогом прорыва своеобразной информационной блокады стал все возрастающий интерес к таким способам ловли, как "английское" донное или поплавочное ужение с катушкой, а также ужение с поплавком с "глухой" оснасткой. Эти современные и высокоспортивные способы ловли рыбы требуют соответствующих снастей.

   Операторы признали: в том, что рынок товаров для рыбалки отстает в своем развитии от других рынков, виноваты они сами. В свое время крупные поставщики-импортеры, совместив функции оптовых и розничных продавцов, не позволили вырасти мелким и средним оптовым компаниям. Это, в свою очередь, затормозило развитие розницы и ограничило сбытовые возможности самих импортеров.

 Осознав бесперспективность подобной организации рынка, крупные поставщики начиная с 1999 года начали сворачивать собственные розничные точки и сосредоточились на оптовых продажах и производстве. Это позволило возродить оптовое звено и по некоторым видам товара предложить цены, способные конкурировать с ценами челноков и даже вытеснять их товары с рынка. 

Производители рыболовных снастей считают, что в России, с учетом ее природных условий, рыбной ловлей “грешит” около 10% населения. Надо признать, что и здесь мы отстаем от экономически развитых стран мира. Например, в США рыбалкой увлекается около 25% граждан.

Древний инстинкт рыболова проявляется не только у мужской части населения, но и у довольно большого числа представительниц прекрасного пола.

По самым скромным подсчетам, увлеченные рыбалкой, за год вылавливают в местных водоемах не менее 150 тыс.тонн рыбы (примерно по 30 кг на ловца в год).

  Опросы покупателей снастей показали: для того чтобы обновить к сезону свой рыболовный арсенал, среднестатистический любитель тратит от $5 до $20. Есть в России и довольно много людей, которые ежегодно выкладывают на модернизацию орудий лова от $100 до $500, не говоря уже о наиболее азартных представителях рыбацкой элиты и "крутых", щедро потакающих собственным слабостям. Их затраты составляют более 500 "зеленых" в год.

Продавцы считают, что с учетом вышеперечисленных особенностей национального потребления, россияне расходуют на товары для рыбалки не менее $50 млн в год.

Анализ ассортимента показывает, что российский рынок рыболовных снастей на 95% состоит из импортных товаров, предложение которых ежегодно растет, хотя данными официальной статистики эти визуальные наблюдения не подтверждаются.

  Напротив. По данным Госкомстата, в прошлом году в Россию было ввезено рыболовных снастей всего на $522 тыс., что на $141 тыс. меньше, чем в 2005 году. Произведя нехитрые арифметические расчеты, можно заключить, что вместе с товарами отечественного производства объем легального рынка в прошлом году составил немногим более $1 млн в розничных ценах.

Чтобы увидеть, насколько эта цифра далека от реальности, достаточно привести один маленький пример. Только рыболовной резинки отечественного производства в прошлом году в России было реализовано более чем на $370 тыс. (в ценах производителя).

По словам операторов, пока на рынке рыболовных снастей доминирует “серо-черный” челночный импорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретическая часть

 

1.1 Состояние и перспективы развития рынка рыболовных товаров в России

 

 Как утверждают эксперты, рыболовом-любителем является каждый шестой взрослый россиянин, и очень многие рыболовы не жалеют на свое увлечение средств, отсюда ежегодный рост рынка рыболовных снастей почти на 30%. Вместе с тем этот рынок, как уверяет большинство его участников, пока далек от звания цивилизованного, к тому же отечественный производитель редок и мелок, а удочками, катушками и леской всю страну снабжает Китай.


Год назад в Москве закрылось единственное специализированное предприятие "Сатурн", выпускавшее удилища, а производство всем известной марки "Волжанка" вот уже несколько лет размещено не в Балаково, а в Китае.

  Зато наши производители сильны в снастях для зимней рыбалки. Так, "Апико-Фиш" выпускает ящики для рыболовов — незаменимая вещь для "зимника": пресс-форму разработали сами ($100 тыс.), штампуют их из пластика на ЗИЛе, в год — 35 тыс., оптовая цена — 600 руб. Уже появились подделки под "апиковский" ящик, из Китая. С зимними удочками тоже самое, но здесь разработку "Апико-Фиш" технологически усилила, занявшись производством, тайваньская компания.   До трети нашего рынка — не цивилизованно, снасти продают на развалах, вдоль трасс, строительных рынках. Не говоря уже об отношениях внутри рынка: ежемесячно кто-то открывает пиратский магазин под чьим-то брендом, это приходится постоянно отслеживать.

   Одни специалисты оценивают годовой объем российского рынка рыболовных снастей страны почти в $300 млн при ежегодном росте на 20-30%. Другие же приводят еще более нескромную цифру — до $1 млрд: Получить такой показатель можно, зная общее число рыболовов (это порядка 6% взрослого населения), и среднегодовые траты каждого на свое хобби ($150-200), а 15-20% рыболовов — настоящие фанатики: откажут себе в чем- то, но и купят снасть.

 

  Рис. 1 Объем рынка рыболовных  

снастей в России и США, млн. $

 

 

   Еще  пятнадцать лет назад рыболов был просто рыболов-любитель, а теперь все делятся на поплавочников, спиннингистов, нахлыстовиков, зимников, карпятников и т. д. Соответствующие сегменты рыболовного рынка разнятся по доходности. Из-за цены 70% оборота всего рынка делают спиннинговые снасти, хотя в количественном выражении не меньше товаров реализуется для поплавочников.

   Во Франции и в Италии лидер продаж — именно поплавочные снасти. Массовым спросом там пользуются, например, 14-метровые штекерные удилища ценой порядка €1000. В России же таких удилищ в год на всю страну продается не больше ста, поэтому пытаться продвигать их на рынок сегодня просто нет смысла. Но через 10-15 лет все может измениться: любая мода изменчива, и рыболовная — не исключение.

  На рынке снастей для рыболовов нет явных лидеров, держащих более 10% рынка,— слишком много производителей и брэндов, порог входа невелик. Только в Москве порядка сотни компаний занимаются оптовой торговлей снастями, еще несколько сот розничных магазинов, а по всей стране, их порядка 5 тыс.

 

 

1.2 Потребительские свойства рыболовных товаров.

 

Потребительские свойства рыболовных товаров характеризуются следующими показателями:

1. Функциональные показатели обеспечивают выполнение товаром своих функций в соответствии с назначением, в данном случае это приманка и лов рыбы.

  Функциональные свойства имеют три группы показателей: совершенство выполнения основной функции; универсальность применения; совершенство выполнения вспомогательных операций.

  Совершенство выполнения основной функции характеризует полезный эффект потребления, степень удовлетворения конкретной потребности при использовании товара потребителем по назначению.

Универсальность применения характеризует широту диапазона условий и возможностей использования рыболовных товаров по назначению и наличие у них дополнительных функций, полезных для потребителя.

  Совершенство выполнения вспомогательных операций характеризует особенности использования рыболовных товаров при подготовке к эксплуатации, при обслуживании, хранении и ремонте.

2. Эргономические показатели обеспечивают удобство и комфорт при пользовании рыболовными товарами, создают оптимальные условия для человека в процессе отдыха, снижают утомляемость.

3. Эстетические показатели обеспечивают удовлетворение духовных потребностей человека. Эти показатели определяют целесообразность и техническое совершенство рыболовных товаров в чувственно воспринимаемых  признаках их внешнего вида. Товар может быть действительно красивым и эстетичным при условии, что показатели его внешнего вида (форма, цвет, отделка) соответствуют функциональному назначению.

4. Надежность – показатель товара, характеризующий его способность сохранять свою потребительную стоимость во времени. Надежность является сложным показателем, который делится на более простые: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Безотказность – свойство рыболовных товаров непрерывно сохранять свое работоспособное состояние в течение определенного времени потребления без вынужденных перерывов до первого отказа.

Долговечность – свойство рыболовных товаров сохранять свою потребительную стоимость до наступления предельного состояния с учетом установленной системы ухода, обслуживания, транспортирования, хранения  и потребления.

  Ремонтопригодность – свойство рыболовных товаров, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению причин отказов и повреждений и их устранению.

Сохраняемость – способность рыболовных товаров непрерывно сохранять свою потребительную стоимость при хранении и транспортировании.

5. Безопасность – показатель, который характеризует степень защищенности человека и окружающей среды от воздействия опасных и вредных факторов, возникающих при потреблении товара.

Безопасность рыболовных товаров характеризуется химической (товары не выделяют вредные для организма вещества) и механической    (защищенность человека от механических повреждений) безопасностью. 

 

1.3 Классификация и характеристика ассортимента рыболовных товаров.  

 

Рыболовные товары делят на крючковые рыболовные снасти, сетевые орудия лова и вспомогательные принадлежности. Крючковые рыболовные снасти делятся на удилищные и безудилищные.

  К удилищной крючковой снасти относят: удилища, катушки, лески, грузила и крючки.

  Удилище служит для заброса приманки с крючком, подсечки рыбы и её вываживания. Оно должно быть прямым, легким, гибким, упругим и достаточно прочным.

  Изготовляют удилища из бамбука, металла и пластмасс.

  Удилища из бамбука могут быть в виде неразрезанных хлыстов, а могут состоять из нескольких колен, соединенных металлическими трубками.

Металлические удилища изготовляют из тонкостенных, цельнотянутых стальных или дюралевых трубок. Они отличаются высокой прочностью, но слишком жестки и тяжелы, поэтому длина их не превышает 1,6 – 1,8 м.

  Удилища из стекловолокна, пропитанного термореактивной синтетической смолой, не имеют недостатков бамбуковых удилищ. Они не разрушаются водой и солнцем, не коррозируют и не стареют. Такие удилища эластичны и прочны. Удилища из стеклопластика могут быть сплошные и полые. Полые удилища выпускают разъемными из нескольких колен и телескопическими.

  В последнее время выпускают удилища из углепластика; их масса на 25 – 30% меньше, чем у стеклопластиковых, а строй лучше.

  Различают удилища для глухой и «бегущей» снасти. При глухой снасти леска крепится к вершинке удилища наглухо: удлинить ее при вываживании рабы невозможно.

  У «бегущей» снасти вместо мотовилец используется катушка. По всей длине удилища для лески расположены пропускные кольца. С помощью катушки можно в любой момент отпустить или подтянуть леску. Такие удилища оснащают пропускными кольцами, вершинкой, катушкодержателем. Они имеют рукоятку из древесины, резины, пластмассы или прессованной пробки. Крупные удилища могут быть оснащены двумя ручками.

  Катушка предназначена для намотки большого запаса лески. Это позволяет делать дальний заброс и помогает вываживать крупную рыбу.

  По конструкции катушки бывают двух типов с вращающимся барабаном   (инерционные)  и со  стационарным (безынерционные).

  Достоинством инерционных катушек является большая вместимость лески. Инерционная катушка имеет тормозное устройство и трещотку, сигнализирующую о захвате рыбной приманки. Недостатком инерционных катушек является то, что при забросе приманки в момент падения ее на воду барабан продолжает вращаться, с него продолжает сходить леска, хотя она уже не выбирается блесной, образуется борода.

  В безынерционных катушках нет движущихся по инерции деталей. Шпулька с леской закреплена неподвижно, и ее ось совпадает с направлением движения лески. Леска при забросе приманки свободно сходит спиралями со шпульки, не испытываю трения. При прекращении полета приманки леска перестает сходить со шпульки и образование «бороды» исключается. Обратная подмотка лески осуществляется специальным лескоукладывателем, который приводится во вращение рукояткой катушки.

Катушки безынерционного типа могут быть с открытой и закрытой шпулькой. Последние оборудованы колпачком, закрывающим шпульку с леской. Недостатком закрытых катушек является невозможность использования их для ловли рыбы легкими приманками.

Леска соединяет крючок с удилищем. Она должна быть малозаметной в воде, тонкой, эластичной и прочной, не смерзаться при низкой температуре и легко распутываться. Лучшим материалом для изготовления лесок является капрон.

Прочность капроновой лески одного и того же сечения не всегда одинакова и зависит от технологии изготовления, условий и продолжительности хранения. При хранении леска «стареет», теряет эластичность и прочность. Особенно быстро эти процессы протекают при солнечном освещению.

  Положительным свойством капроновой лески является ее эластичность. При растяжении до разрыва она способна удлиняться на 20-40%. Это свойство позволяет вываживать крупную рыбу на очень тонкую леску.

В зависимости от цвета воды в водоеме используют неокрашенные или окрашенные в различные цвета лески. Леска поступает в продажу на катушках отрезками по 100 м, если диаметр их не превышает 0,35мм, или в мотках при диаметре большем 0,35 мм.

  Оснащенные лески (с поплавком, грузом и крючком) выпускают поштучно намотанными на пластмассовые или картонные мотовильца. Выпускают такие лески двух типов: для поплавочных и для донных удилищ.

Грузила служат для удерживания приманки на определенной глубине. Для изготовления грузил используют свинец.

  По  назначению грузила подразделяют на поплавочные, спиннинговые, донные, жерличные и др. По массе они могут быть от 0,02 до 500 г, по форме – шар, эллипс и др., по способу крепления на леске – постоянные, скользящие и сменные.

Крючки рыболовные являются важнейшими деталями любой снасти. Крючок должен быть прочным, тонким и иметь острое жало. Головка крючка может быть выполнена в форме колечка или лопатки.

  Крючки могут быть одногибными и двугибными.

  Размеры крючков характеризуются их номером, длиной цевья и толщиной проволоки, из которой они изготовлены.

  Номер крючка определяется его шириной  - расстоянием от жала до цевья – может быть от 2,5 до 16 мм. Крючки одного и того же номера могут иметь цевье разной длины и быть изготовлены из проволоки разного диаметра.

  В зависимости от количества поддевов различают одинарные, двойные (двойники) и тройные (якорьки) крючки.

   Искусственные приманки используются для имитации натуральных наживок. Их делят на две группы: блесны и искусственные мушки.

  Блесны используют для имитации живых рыбок при ловле хищных рыб. Изготавливают блесны из стали, меди и латуни штампованием, никелируют или покрывают цветными эмалями.

В зависимости от способа лова различают блесны спиннинговые и для отвесного блеснения. По характеру движения блесны в воде их разделяют на вращающиеся, колеблющиеся, воблеры, девоны и мормышки. По размерам они могут быть от 20 до 70мм и более.

Вращающиеся блесны имеют металлический стержень, вокруг которого они вращаются при движении в воде.

Колеблющиеся блесны представляют собой узкие изогнутые пластинки, которые при движении имитируют ослабевшую или раненную рыбку.

  Воблеры – ныряющие блесны, выполненные в форме рыбки. Выпускают их с косой пластинкой или скошенной торцевой частью, благодаря чему приманка ныряет при движении.

  Девоны – это пропеллерные блесны, представляющие собой металлический пустотельный корпус, на корпусе укреплены две лопасти, благодаря чему девон на течении постоянно вращается.

  Блесны для отвесного блеснения применяют для ловли глубоководных раб со льда или лодки.

  Мормышки относятся к блеснам отвесного блеснения и представляют собой маленькое блестящее грузило-приманку с паянным в него крючком.

Искусственные мушки – это одноподдевный рыболовный крючок с прикрепленными к его цевью перьями, нитями, лоскутами шелка.

  Для соединения деталей удилищной снасти используются карабины рыболовные, застежки и кольца заводные.

Карабины рыболовные служат для оснащения блесен и для предохранения лески от перекручивания.

Застежки предназначены для соединения лески с поводками, блесен с карабинами.

Кольца заводные – это проволочные двухвитковые кольца с плотно прилегающими витками.

  Удочки. В зависимости от способа ловли удочки бывают: поплавочные, спиннинговые, проводочные, нахлыстовые, донные, для отвесного блеснения и зимние.

  Поплавочная удочка состоит из удилища, лески, поплавка, грузила, поводка и крючка. Сигнализатором клева служит поплавок, поэтому удочка называется поплавочной.

  Особенностью проводочного удилища  является повышенная жесткость его вершинки, способной выдерживать нагрузку до 2,5 кг. Как и поплавочные, проводочные удилища оснащают пропускными кольцами, петлей на вершинке, мотовильцами и катушкой для лески.

  Спиннинг состоит из удилища, к которому прикрепляется катушка с леской и пропускные кольца. По способу заброса приманки удилища разделяют на одноручные и двуручные.

  Удилище для нахлыста отличается от спиннингово тем, что катушкодержатель находится у комля ниже рукоятки. Важнейшей деталью нахлыстовой снасти является леска-шнур, выполняющий функцию груза.

 Донная удочка состоит из короткого бамбукового или пластмассового удилища жесткого строя с заостренным комлем для закрепления в береговом грунте. К удилищу прикрепляется леска с грузилом.

Удилища для удочек отвесного блеснения изготовляют из хлыстов бамбука или стекловолокна. Длина их не превышает 0,8-1 м. Удилище может быть оснащено глухой или «бегущей снастью».

  Зимние удочки состоят из короткого удилища, тонкой лески и мормышки. Удилище состоит из упругого и гибкого хлыстика вставленного в рукоятку. На верхшинке удилища прикрепляют вибрирующий сторожок из стальной пружинки или резиновой трубки.

  Безудилищные крючковые снасти.

К безудилищным крючковым снастям относят: дорожки, кружки, жерлицы.

Дорожка представляет собой деревянное или пластмассовое мотовильце, шарнирно соединенное с рукояткой и оснащенное спиннинговой снастью.

  Жерлица представляет собой рогатку из бамбука или пластмассы длиной 130-200мм, к рукоятке рогатки прикреплены петля, которая накидывается на колышек, вставленный в береговую кромку таким образом, чтобы жерлица плавала в воде.

  Кружок – это пенопластовый круг диаметром 150 и толщиной 28 мм, на боковой поверхности кружка имеется желоб, на который наматывается леска, оснащенная так же, к леске прикрепляются грузило, поводок и крючок с приманкой.

  Сетевые орудия лова.

К сетевым орудиям лова относят: сети, бредни, невода, рачницы, верши, наметки, которые вяжут из капроновых или хлопчатобумажных ниток.

  Сети, бредни, невода, наметки продают по специальным разрешениям только государственным и общественным организациям.

  Верша – это цилиндрическая сеть, натянутая на три проволочных кольца с одним или двумя воронкообразными входами.

  Рачница состоит из одного или двух колец с натянутой на них сеткой.

  Вспомогательные рыболовные принадлежности.

  К ним относят: подсачки, садки, багорики, глубиномеры, отцепы, кормушки, малявочницы, каны, ящики-чемоданы, пешни, ледорубы и черпаки.

  Подсачок состоит из рукоятки длиной 80-150см и сетки, натянутой на круглый обруч, бывают неразборными и складывающимися.

  Садок – это сетевой мешок, собранный на металлических кольцах.

  Багорики выпускают простые, состоящие из стального стержня, крючка и деревянной рукоятки, и складные.

  Глубиномер – это конусный кусок свинца, на вершине которого имеется петелька, а в основание вставлена пробка.

Отцепом освобождают крючки от зацепа, делают их из свинца.

Кормушка – это сетчатый конический корпус, изготовленный из мягкой стали с откидной крышкой.

Малявочница – небольшая мелкоячеистая сетка, натянутая на проволочный обруч диаметром 80-90 см.

Пешни используются для вырубки во льду лунок. Рабочие части их могут иметь форму долота, сабли, пики и лопаточки, которые насаживаются на деревянную или металлическую рукоятку.

Ящики-чемоданы изготовляют из сплавов алюминия с покрытием эмалью.

Ледоруб состоит из коловорота и режущей части. По конструкции они бывают разборными и неразборными; по способу удаления измельченного льда – шнековыми и безшнековыми; по конструкции режущей части – со стационарными, съемными или регулируемыми ножами.

Черпаки изготовляют из алюминиевых сплавов, резервуар делают перфорированным.

 

 

 

1.4 Требования к качеству рыболовных товаров.

 

  Товары для рыбной ловли по материалам, форме, конструкции, отделке и размерам должны быть изготовлены в соответствии с нормативно-технической документацией и отвечать функциональному назначению, обладать высокими эргономическими свойствами и надежностью, иметь приятный внешний вид.

При осмотре бамбуковых удилищ обращают внимание на их цвет. Бамбук высокого качества имеет темно- желтый или коричневый цвет. Удилища зеленоватого цвета изготовлены из недозрелого бамбука, они склонны к короблению и растрескиванию после окончательного высыхания. Удилища не должны иметь нарушения лакового покрытия, так как бамбук легко впитывает влагу и загнивает.

Телескопические удилища должны легко раздвигаться и надежно фиксироваться. Длина соприкасающихся поверхностей наружной и внутренней трубок должна быть не менее трех внутренних диаметров наружной трубки, а в концевой секции -  не менее пяти диаметров. На поверхности стеклопластиковых удилищ не допускаются раковины, трещины, расслоения и глубокие царапины.

  Стеклопластиковые удилища длиной 4 м должны без разрушения выдерживать нагрузку не менее 1,5кгс, а более 4м – не менее 2 кгс.

Все детали удилищ, изготовленные из черных металлов, должны иметь антикоррозийное покрытие.

  Лески не должны иметь механических повреждений и узлов внутри бобины. Окраска их подводных частей должна быть неярких цветов (под цвет водной растительности), а надводных частей – обеспечивать легкость наблюдения за поплавком при слабой освещенности.

  Крючки рыболовные чаще всего имеют следующие дефекты: плохая заточка жала (он должен легко вонзаться или царапать ноготь); колечко или лопаточка имеют острые края, которые режут леску не узле; слишком длинная и сильно отогнутая или слишком короткая бородка; крючки перекалены (ломаются под действием нагрузки) или недокалены (разгибаются); слишком толстая проволока; низкое качество антикоррозийного покрытия.

  В спиннинговых инерционных катушек барабан должен вращаться легко и бесшумно. Продольные и поперечные люфты барабана при вращении не допускаются. Зазор между корпусом барабана и катушкой не должен превышать 0,15 мм во избежание попадания туда лески. В безынерционных катушках должна обеспечиваться необходимая скорость подмотки лески. За один оборот рукоятки лескоукладыватель должен сделать не менее 3,5 оборота. Работа катушки должна быть бесшумной, узлы и детали – покрыты бескислотной смазкой. Защитно-декоративные покрытия катушек не должны шелушиться, иметь пятнистость и наплывы краски.

  Наборы рыболовных принадлежностей должны иметь вкладыш с перечислением ассортимента входящих в набор изделий. Большинство товаров для рыбной ловли на сорта не делят.

  Рыболовные принадлежности упаковывают в соответствии с техническими условиями предприятий –изготовителей.

Рыболовные товары хранят в сухом отапливаемом помещении при температуре 15-20º С и относительной влажности воздуха 55-65%. Следует оберегать от воздействия прямых солнечных лучей и от отопительных приборов удилища из клееного бамбука. Блесны металлические должны быть завернуты в промасленную бумагу. Вершинки удилищ, связанных по 100шт., обшивают мешковиной. Удилища хранят в вертикальном положении утолщенным концом вниз.

 

 

 

 

 

2. Практическая часть

2.1 Характеристика организационно-правовой деятельности магазина «Нептун»

 

Название: магазин «Нептун»

Форма собственности: частная, ИП Моисеев В.В.

Основной вид деятельности: реализация рыболовных товаров.

Адрес: 346404, г.Новочеркасск, ул. Калинина 41

Режим работы: Понедельник-суббота:

С 9.00 до 18.00

  Перерыв с 13.00 до 14.00

  Воскресенье с 9.00 до 14.00

  В магазине «Нептун» учет, поступление и реализация товара ведется при помощи программы 1С:Бухгалтерия. За этим следит директор магазина Моисеев Виктор Викторович, в его подчинении находятся: бухгалтер, и два продавца, работающие посменно. Так как товароведа на предприятии нет, его обязанности выполняет директор, то есть: заказ товара, прием товара, расчеты с поставщиками, заключение договоров. Директор магазина – Моисеев Виктор Викторович является председателем ростовского общества рыболовов – спортсменов, что является немаловажным в его работе.

  В обязанности продавцов входит:

  - надлежащее хранение товара

  - подготовка и выкладка товара в торговом зале

  - консультация покупателей и реализация товара.

Магазин располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Это- помещение торгового зала, помещение приемки, хранения и подготовки товара к продаже, кабинет директора и комната отдыха.

Товар в торговом зале  товар размещен на витринах, полках, специальных сетках.

  Отпуск товара производится через кассу, находящуюся в торговом зале.

  Основными поставщиками товара являются следующие фирмы: «Три кита», «Сфера» и шведская фирма «Ноар Марк», чье представительство находится в городе Ростове-на-Дону.

  Постоянным покупателям магазина выдаются клубные карты, по которым можно получать скидки  при последующем приобретении товара.

  Делая вывод, в данном вопросе можно сказать, что торговый процесс в магазине поставлен хорошо, эффективно использованы торговые площади, выбран наиболее удобный метод продажи, представлен дополнительный спектр услуг.

 

2.2 Анализ структуры ассортимента рыболовных товаров, реализуемых магазином «Нептун»

 

Структурой ассортимента товаров называют состав товарных групп, входящих в ассортимент и количественное соотношение между ними, выраженное в процентах, долях. Обычно доли (удельный вес) каждой группы рассчитывается по товарообороту.

В магазине структура ассортимента должна быть наиболее рациональной, чтобы в полной мере удовлетворять потребности населению. С этой целью  в данной работе будет интересным провести анализ ассортимента рыболовных товаров на примере магазина «Нептун» по следующим признакам:

- удельный вес товаров, поставляемых одним поставщиком, в общем ассортименте;

  -  удельный вес товаров, поставляемых одним поставщиком, в общем товарообороте;

  - по сезонности.

   Рассмотрим подробно все эти признаки.

 

 

Ассортимент предлагаемой продукции:

Спиннинги (Три кита)

Удочки  (Три кита)

Нахлыстовые удочки (Сфера)

Зимние удочки (Сфера)

Безудилищные крючковые снасти:

Кружок (Три кита)

Дорожка (Три кита)

Лески:

Обычная (Ноар Марк)

Плетеная (Ноар Марк)

Крючки (Сфера)

Поплавки (Сфера)

Грузила (Три кита)

Искусственные приманки:

Воблеры (Ноар Марк)

Блесны  (Ноар Марк)

Мормышки (Сфера)

Силиконовые приманки (Ноар Марк)

Искусственные мушки (Ноар Марк)

Оснастка:

Зажим (Сфера)

Застежка (Сфера)

Карабин (Сфера)

Кольцо заводное (Сфера)

Вспомогательные рыболовные принадлежности:

Подсачик (Три кита)

Садок (Три кита)

Багорик (Три кита)

Глубиномер (Ноар Марк)

Отцеп (Ноар Марк)

Кормушка (Сфера)

Ящик-чемодан (Ноар Марк)

Ледоруб (Сфера)

Крепление под удочку (Ноар Марк)

Сигнализатор поклевки (Три кита)

Стойка для удочки (Ноар Марк)

Чехол для удочек (Три кита)

Тубус для удочек (Сфера)

Кресло (Три кита)

Стол (Три кита)

Палатка (Три кита)

Директор магазина следит за пополняемостью и структурой ассортимента, посещает выставки и спортивные соревнования, благодаря этому он может видеть новую снасть «в деле» и узнать будет ли изделие иметь спрос у потребителя, так же на формирование ассортимента влияет сезон, так как в разное время года используются различные снасти для лова рыбы.

  Основными поставщиками являются такие фирмы как: «Сфера», «Три кита» и «Ноар Марк». Какие именно товары поставляют эти фирмы сказано выше.

 

Рис. 2   Распределение рыболовных товаров по поставщикам

  На рис.2 видно, что доля каждого поставщика в общих объемах поставок примерно одинакова.

 Удельный % в общем ассортименте товаров  для летней и зимней рыбалки Таблица 2.1

Фирмы - поставщики

Летний сезон

Зимний сезон

Три кита

21,6

5,4

Сфера

13,5

8,1

Ноар Марк

13,5

2,7

 

Как видно из таблицы 1, основным поставщиком зимних снастей является фирма «Сфера», летних – «Три кита». Вообще же, фирмы в большем ориентированы на летний сезон, это обусловлено тем, что для зимней рыбалки необходим минимум снаряжения – это удочка, леска, мормышка, сигнализатор поклевки и ледоруб. Все остальные снасти не так важны.

 

Объем поставок в зависимости от сезона в 2008г., % ко всему ассортименту

 Таблица 2.2.

Фирмы-поставщики

Зима

Весна

Лето

Осень

Три кита

10,5

15,7

34,8

33,8

Сфера

19,7

20,4

29,7

29,8

Ноар Марк

6,9

16,5

27,6

26,9

 

  Из таблицы 2, объем поставок увеличивается с конца весны и до конца осени, это связано с периодами активности у рыб.  К тому же, не так много любителей зимней рыбалки, все в основном отдыхают в теплое время года, ведь рыбалка - это прежде всего отдых.

Чтобы узнать достаточно ли полон ассортимент магазина, рассчитаем коэффициент полноты ассортимента по формуле:

 

  Кп = Пф/ Пб (1)

Где Кп – коэффициент полноты магазина на 20.12 2008г

Пф – фактическое количество разновидностей товаров

Пб – количество разновидностей товаров по прайс-листу на 1.12.2008

 

Кп = 2292/ 3369 = 0,7

 

 

  Можно сказать, что ассортимент магазина недостаточно полон, так как коэффициент равен 0,7. Это связано с зимним периодом года, когда покупательский спрос на товары не очень велик.

 

Общий товарооборот магазина за 2 года, млн. руб  Таблица 2.3.

Годы

Товарооборот, млн. руб

2007

2340

2008

3420

 

 

Как видно из таблицы 3, товарооборот магазина за 2008 год больше чем за 2007 год на 1млн. рублей, это связано с недостаточно рациональной политикой предприятия в отношении ассортимента.

 

Товарооборот магазина за 2008год по поставщикам Таблица 2.4.

Фирмы-поставщики

Товарооборот, тыс. руб

% к общему Т/О

Три кита

1260

36,8

Сфера

1365

39,9

Ноар Марк

795

23,2

 

Согласно данным таблицы 4, наибольший удельный вес в товарообороте занимает фирма «Три кита».

Следующим показателем, характеризующим эффективность ассортимента товаров, является показатель обновляемости ассортимента. Обновление происходит за счет пополнения набора товаров новыми образцами и исключением из них устаревших образцов.

Итак, фактическая обновляемость ассортимента магазина равна 25,5%, отсюда коэффициент обновления равен 0,9

 

 

Кн = Н/ Пф * 100%   (2)

 

  Кн = 0,9

 

 

 На основании рассмотренных данных можно сделать вывод, что выбран рациональный способ формирования ассортимента и работы с поставщиками.

Такой способ формирования ассортимента позволяет создавать больше удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению импульсивных покупок.

 

2.3 Анализ конкурентоспособности поставщиков магазина «Нептун»

 

Разработка проблемы конкурентоспособности товаров и услуг напрямую зависит от выбранного метода оценки.

Отметим, что оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем.

Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:

ü   если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам.

На конкурентоспособность фирм, занимающихся продажей рыболовных товаров, влияют следующие параметры: качество, надежность, стабильность работы, стаж работы на ростовском рынке, т.е. известность фирмы и цена товаров.

В качестве оценки конкурентоспособности товаров двух фирм-поставщиков магазина «Сфера» и «Три кита», возьмем 2 спиннинга с одинаковыми параметрами:

1) Спиннинг от фирмы «Сфера»

Фирменное наименование: Волжанка

Страна производитель: Россия

Длина изделия в собранном виде: 2,7 м

Материал из которого изготовлено удилище: Углепластик

Гибкость удилища: 7 – 28 г

Материал ручки: Пробка

Снабженность катушкодержателем: Есть

Дальность заброса приманки весом 20г: 55 м

Цена: 750 рублей

 

2) Спиннинг от фирмы «Три кита»

Фирменное наименование: Kola

Страна производитель: Корея

Длина изделия в собранном виде: 2,7 м

Материал из которого изготовлено удилище: Углепластик

Гибкость удилища: 7 – 28 г

Материал ручки: Пробка

Снабженность катушкодержателем: Есть

Дальность заброса приманки весом 20г: 65 м

Цена: 1250 рублей

 

Главными показателями конкурентоспособности фирм-поставщиков рыболовных товаров являются качество товаров, цена, надежность, стабильность работы, квалификация персонала, которые определяют по 18-бальной шкале.

Самая конкурентоспособная фирма, занимающаяся продажей рыболовных товаров должна иметь следующие показатели:

Качество товаров – 5 баллов;

Цена – 4 балла;

Стабильность работы – 5 баллов;

Квалификация персонала – 5 баллов.

 

Оценка спиннингов: Таблица 2.5

 

Показатели конкурентоспособности фирм

Три кита

Сфера

Качество товара

5

4

Цена

3

4

Стабильность работы

4

4

Квалификация персонала

5

5

Итого:

17

15

 

 

 

Общая оценка конкурентоспособности: 16-18 баллов – отлично; 13-15 баллов – хорошо; 10-12 баллов – удовлетворительно; 9 баллов и менее - неудовлетворительно.

Из проделанного сравнения можно сделать следующий вывод: ни одна из фирм не получила наивысшую оценку – 18 баллов. Фирма «Три кита»  попадает в поле отличной оценки, в то время как фирма «Сфера» может быть оценена только на «хорошо».

  Расчет индекса конкурентоспособности. Сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам определяют по формуле:

Jn = S ai* ji; (3)

 

Где: n – число анализируемых количественных параметров;

аi– вес i-го параметрического индекса;

ji– параметрический индекс i-го параметра.

 

Этапы оценки конкурентоспособности  товара делятся на :

1. формирование основных параметров, по которым будет оцениваться конкурентоспособность исследуемого товара.

2. разбиение параметров на уровни конкурентоспособности. Я выбрала 4-х бальную шкалу - от «0» (плохой признак) до «3» (признак отлично выражен).

3. построение матрицы-таблицы «Параметры * Уровни» и по ней оценивается исследуемый продукт.

4. расчет общего индекса конкурентоспособности Jn (как среднеарифметическое различных показателей).

5. оценка конкурентоспособность товара в соответствии с интервалами (по итоговым показателям индекса конкурентоспособности Jn):

3,00 – 2,26: очень высокая конкурентоспособность фирмы;

2,25 – 1,51: высокая конкурентоспособность фирмы;

1,50 – 0,76: средняя конкурентоспособность фирмы;

0,75 – 0,00: низкая конкурентоспособность фирмы.

Таблица-матрица «Параметры * Уровни» Таблица 2.6

Параметры оценки конкурентоспособности

«Три кита»

«Сфера»

Материал

3

3

Гибкость

2

2

Дальность заброса

3

1

Цена

2

3

 

  Для рассматриваемых фирм анализ показателей конкурентоспособности показал:

общий индекс конкурентоспособности для фирмы «Три кита» составляет:

Jn = (3+2+3+2)/4 = 2,5

общий индекс конкурентоспособности для фирмы «Сфера» составляет:

Jn = (3+2+1+3)/4 = 2,25

… что в соответствии с приведенной выше шкалой конкурентоспособности означает: наивысшим уровнем конкурентоспособности обладает товар фирмы «Три кита» (2,5). А вот конкурентоспособность фирмы «Сфера» можно оценить только на «хорошо»(2,25).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

На основании изучения деятельности розничного торгового предприятия «Нептун» за период 2008 года можно сделать следующие выводы и сформировать рекомендации.

   1.  Анализ структуры ассортимента рыболовных товаров проводился по следующим признакам:

- удельный вес товаров, поставляемых одним поставщиком, в общем ассортименте;

  -  удельный вес товаров, поставляемых одним поставщиком, в общем товарообороте;

  - по сезонности.

  В сложившейся ситуации руководству предприятия, с целью увеличения объемов реализации, рекомендуется расширить ассортимент сопутствующих товаров, а также товаров для туризма. С целью привлечения внимания покупателей следует выставлять новинки в отдельной витрине. В зимний период проводить различные акции и скидки на товар, не пользующийся спросом. Это будет способствовать ускорению реализации и сокращению товарных запасов.

2. Анализ ассортимента также показал, что ассортимент формируется преимущественно под влиянием покупательского спроса. Следует отметить также, что на формирование ассортимента оказывает влияние выход различных технических новинок, за которыми следит директор магазина.

3. Наиболее рационален выбор поставщиков, с которыми работает магазин, одна фирма в большем занимается поставками товаров для зимней рыбалки, другая для летней.  Товар предлагаемый фирмами отличается высокой конкурентоспособностью.

4.  С целью систематического получения о том, какие группы товаров и их разновидности имеются в продаже и каких нет, на какие группы товаров спрос в магазине «Нептун» не удовлетворяется, по каким образуются излишние товарные запасы, в магазине для изучения покупательского спроса следует применять метод наблюдения.

Кроме того, продавцам предприятия рекомендуется, с целью изучения покупательского спроса и повышению конкурентоспособности товаров проводить социологические исследования и на их основе осуществлять формирование оптимального ассортимента товаров на предприятии. Это позволит обеспечить удовлетворение покупательского спроса и приведет к повышению экономической эффективности магазина. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1.Бузукова Е.А. Ассортимент магазина. Методы анализа и практические советы, Изд: Питер,2007

2. Богатырева Т.Г., Грызанов Ю.П., Задесенец Е.Е. и др. Справочник товароведа: Непродовольственные товары: в 3-х томах. Т.2 – М: Экономика, 1988

3. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности, Феникс, 2000

4. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения, Норма, 2007

5. Орловский Э.И. Товароведение культтоваров, М: Экономика,1987

6. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров, Дашков и К, 2005

7.  Печенежская И.А., Шепелев А.Ф., Товароведение и экспертиза культурно-бытовых товаров: Практикум. Учебное пособие, Изд.: Мини Тайп,2005

8. Чечик А.М. Товароведений и экспертиза товаров культурно-бытового назначения, Дашков и К, 2007

9. Ходыкин А.П. Товароведение и экспертиза культтоваров: товары для спорта и активного отдыха, Дашков и К, 2006

10. Шаповалов В.А. Маркетинговый анализ:учебное пособие, Норма 2005

11. ГОСТ 18617-83. ОХОТНИЧЬИ И РЫБОЛОВНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

12.  ОСТ 6-11-104-79 Удилища стеклопластиковые телескопические. Общие технические условия.

13. ОСТ 6-06-387-84 Леска капроновая рыболовная 

14. ТУ 221 РСФСР 0540-80 Удилища рыболовные комбинированные

15. ТУ 221РСФСР 0554-82  Приманки искусственные комбинированные

16. РСТ РСФСР 655-81 Ледорубы рыболовные. Общие технические условия.

17. Ведомости для ВУЗов №5, 2003

18. Маркетолог № 7, 2006

19. Коммерсант. Деньги №4, 2008

20. Рыболов Элит № 3, 2006

21. Рыболов Элит №5, 2007

22. Рыболов Элит, №7, 2007

23. Рыбалка №2, 2008

24. Рыбалка № 5, 2008

25. Торговое дело № 8, 2007

26. Управление сбытом №9, 2007


Теги: Анализ ассортимента и конкурентоспособности рыболовных товаров  Курсовая работа (практика)  Товароведение
Просмотров: 37357
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Анализ ассортимента и конкурентоспособности рыболовных товаров
Назад