Экономическая и финансовая эффективность проведения спортивных мероприятий

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Кафедра «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование»


лАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

на тему:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Выполнили:

студенты группы Б 3-4

Иван Алексеев Андреевич

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Ачилова М.Я <#"center">Москва - 2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования экономики спорта.

.1 Спорт как отрасль экономики и бизнеса

1.1.1 Роль и значение спорта для экономики и общества

.1.2Экономика и спортивный бизнес

.2 История экономики мирового спорта

.3 Финансирование профессионального спорта: сравнительный анализ

Глава 2. Экономическая эффективность спортивных мероприятий на примерах зарубежных стран.

2.1 Маркетинговые победы Олимпиады в Лондоне 2012

.2 ФИФА (Чемпионат мира по футболу)

Глава 3. Особенности развития экономики спорта в России.

3.1 Чемпионат мира 2018

.2 Олимпийские игры в Сочи 2014

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ


Последние десятилетия спорт стал важной отраслью экономики многих стран, в том числе и России. В него привлечены немалое количество рабочей силы и большие финансовые средства. Также постоянно разрабатываются и улучшаются новые модели управления спортом и его финансирования. За последние годы у населения многих стран значительно возрос интерес к собственной спортивной активности и к пассивному потреблению спорта, то есть спорт для зрителей.

По мере развития общества физическая активность и спорт все шире проникают во все сферы жизни людей, становятся все более значимой и неотъемлемой частью жизнедеятельности мировой цивилизации. Более того спорт напряженно воздействуют на экономическую сферу государства и общества, например, на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей, на внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы. Вместе с тем, почти во всех странах растает количество спортивных клубов и организаций, значительно увеличивается число людей, присоединяющихся к спорту, также увеличивается количество и качество спортивных средств массовой информации.

Таким образом, мы видим, что спорт тесно переплетаются с такими понятиями, как менеджмент, маркетинг, реклама, ценообразование, инвестирование, бизнес-планирование и экономика в целом.

В данной работе мы рассматриваем такие вопросы, как: что представляет собой экономика спорта, каковы финансовые выгоды от проведения спортивных мероприятий, и их экономическая эффективность.


Глава 1. Теоретические аспекты исследования экономики спорта


.1 Спорт как отрасль экономики и бизнеса


.1.1 Роль и значение спорта для экономики и общества

По мере развития общества спорт все шире проникает во все сферы жизни людей, становится все более значимой и неотъемлемой частью жизнедеятельности мировой цивилизации. В настоящее время миллионы людей во всех странах мира ведут здоровый образ жизни, составной частью которого являются занятия физическими упражнениями и оздоровительной гимнасткой, участие в спортивных соревнованиях. Гигантскими темпами развивается в последние десятилетия и спорт высших достижений, постепенно превращаясь в целую индустрию спортивных и зрелищно-массовых мероприятий. Спорт в современном обществе является важнейшим фактором поддержания и укрепления здоровья людей, совершенствования их культуры, способом общения, активного проведения досуга, альтернативой вредным привычкам и пристрастиям.

Вместе с тем спорт интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества: на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей, па внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы. Остановимся более подробно на роли и значении спорта для экономики и общества. Экономическая роль спорта наиболее рельефно проявляется по нескольким основным направлениям:

üоздоровительно-массовый спорт способствует минимизации экономических потерь практически во всех сферах жизнедеятельности общества, выступает альтернативой вредным привычкам, которые, как мы отметим ниже, оказывают мощное деструктивное воздействие на экономическую систему;

üспорт выступает значимым фактором увеличения продолжительности жизни населения, позитивно влияет на увеличение трудоспособного возраста людей;

üспорт является одним из основных компонентов подготовки качественных трудовых ресурсов, а следовательно, и фактором обеспечения экономического роста;

üспорт и туризм являются в настоящее время важнейшей сферой обширной предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии и туристического комплекса. С другой стороны, указанные отрасли предпринимательства пополняют федеральные и местные бюджеты за счет налоговых поступлений, что позволяет государству оперативно решать социальные проблемы населения.

В таблице №1 приводится обзор факторов, возникающих при проведении спортивных событий, и степень их влияния.


Таблица №1

Положительные и отрицательные факторы спортивных событий

Действующий факторПоложительныйОтрицательныйЭкономическийИнвестиционные и потребительские расходы, возрастание занятости населениеУвеличение цен, избыточные производственные мощности после проведенияТуристическийВысокая привлекательность региона для туристовНепригодные спортивные сооружения и объекты, отсутствие интереса в дальнейшемСоциально-культурныйВозрастающие возможности досуга и отдыха для региона, содействия культурным традициямКоммерциализация частных и государственных услуг, возрастание криминогенностиПсихологическийВозрастание национальной гордостиКонфликты между местным населением и посетителямиИнфраструктурныйНовые и обновленные спортивные возможности, улучшение инфраструктурыУвеличение нагрузки на окружающую среду для основной массы населения не всегда дополнительные возможности занятий спортомПолитическийУвеличение международного авторитета: реклама для политического или экономического устройстваВозрастающий национализм, стабилизация политической системой

1.1.2 Экономика и спортивный бизнес

Как мы знаем, что в последние десятилетия бурное развитие получила индустрия спорта, как обширная отрасль предпринимательской деятельности. В нашей стране и за рубежом создается множество спортивных и туристических организаций всех форм собственности, которые осуществляют свою деятельность на коммерческой основе. В группу таких организаций входят физкультурные и оздоровительные клубы и ассоциации, фитнесс-клубы, массажные салоны, секции бодибилдинга, рукопашного боя и т.д. Другой составляющей спортивного бизнеса является профессиональный спорт - профессиональные клубы, лиги и федерации, действующие на основе самофинансирования и получающие доходы за счет рекламной, издательской деятельности, продажи нрав на теле- и радиотрансляцию национальным и международным коммуникационным корпорациям и иной коммерческой деятельности. Кроме того, современная спортивная индустрия включает в себя сферу производства спортивной одежды, обуви, инвентаря, тренажеров и аксессуаров. Как отдельные компоненты спортивной индустрии можно выделить информационно-спортивный бизнес (специализированные спортивные радио- и телеканалы, информационные агентства, спортивные издательства и т.п.) и бизнес на спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, тренажерные залы, спорткомплексы).

По своей сути бизнес очень похож на спорт: в основе предпринимательской деятельности также лежит конкуренция, соперничество индивидов и коллективов. Мотивом деятельности как в спорте, так и в бизнесе является желание участников конкуренции победить, доказать себе и другим свою значимость, завоевать уважение окружающих и коллег. Спорт и бизнес, таким образом, тесно связаны друг с другом, имеют аналогичную мотивацию и движущие силы.

Спортивный бизнес удовлетворяет такие жизненно важные потребности людей, как стремление к физической активности и долголетию, здоровью и общению, развлечениям и содержательному проведению досуга. В отличие от прочих видов предпринимательской деятельности, спортивный бизнес выполняет социально значимую роль в противостоянии чрезмерному потреблению алкоголя и табака, в борьбе с вредными привычками и малоподвижным образом жизни.

Сфера спортивного бизнеса вовлекает в свою орбиту миллионы людей, которые восстанавливают свой трудовой и эмоциональный потенциал, активно отдыхают и переключаются на иные виды деятельности, получают новые знания и умения в части двигательной активности, рационального питания, ведения здорового образа жизни. И данном аспекте спортивный бизнес выступает важнейшим элементом процесса воспроизводства качественной рабочей силы, развития и укрепления трудовых ресурсов.

Выполняя функцию реабилитации и восстановления потенциала рабочей силы, спортивный бизнес частично высвобождает финансовые и материальные ресурсы государства. Правительство, таким образом, получает за счет развития спортивного бизнеса сразу несколько полезных эффектов, которые заключаются:

·в снижении государственного финансирования разнообразных физкультурно-спортивных программ федерального и местного уровней;

·в развитии социально значимой сферы предпринимательской деятельности, за счет которой оздоравливается население и создаются новые рабочие места;

·снижается потребление алкоголя и табака, уровень преступности;

·за счет спортивного бизнеса увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Самостоятельной отраслью экономики спортивных и зрелищно- массовых мероприятий является туризм. В мировой экономике роль туризма постоянно возрастает. Являясь одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей, уступая по доходности лишь добыче и переработке нефти, туризм по данным Всемирной туристской организации, обеспечивает 10% оборота производственно-спортивного рынка планеты. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект индустрии туризма.

Несмотря на то обстоятельство, что туризм является самостоятельной отраслью экономики, он самым тесным и непосредственным образом связан со спортивной индустрией, причем связь эта со временем оформляется все более рельефно и ее нетрудно проследить на примере туристических рынков Западной Европы. Так, например, доля спортивного и событийного туризма возросла в последние годы по зимним видам спорта на 20%, а по летним видам - на 80%. Этот процесс, как отмечают специалисты, характерен не только для Западной Европы. В частности, российские эксперты в области туризма констатируют, что наибольший вклад в эту тенденцию вносит возрастающая популярность зимних видов спорта, а также поездок на дальние расстояния в страны, где летний период приходится на европейскую зиму

Среди видов туризма наибольшей популярностью пользуется спортивный и круизный туризм. Крайне высоко значение спорта в инновационных экономических процессах. Для того чтобы новые технологии, опытно-конструкторские разработки и иные атрибуты научно-технического прогресса внедрились в хозяйственную практику, необходимы их всесторонние испытания. Такие разноплановые испытания новых идей, материалов, технологий, двигателей, моторных масел, шин и других изделий даст спорт высших достижений. Именно в спортивных соревнованиях, в экстремальных условиях, выявляются лучшие качества новых разработок, их удобство, экономичность и иные эксплуатационные характеристики. В то же время в предельных режимах работы проявляются и слабые стороны тех или иных материалов или компонентов конструкций, становятся более ясными возможные пути устранения недостатков и направления перспективной модернизации изделий Гак, большинство новых моторных и трансмиссионных масел, двигателей и шин прошли проверку в гонках «Формула-1», в многодневных мотоциклетных гонках, в ралли «Париж - Дакар» и иных аналогичных соревнованиях.

Высокие требования спортсменов привели к созданию сверхлегких гоночных велосипедов из композитных материалов, новым технологиям создания спортивной обуви, тканей, защитных очков, шлемов, коньков, лыж, а также многих других изделий.

В то же время следует подчеркнуть, что физическая активность, спорт и туризм помимо прямых экономических выгод, оцениваемых количественно, приносят и иные блага нематериального характера, которые напрямую не поддаются количественной оценке. Здесь имеются в виду, прежде всего такие факторы, как расширение кругозора и интеллектуального уровня людей в процессе их участия в соревнованиях, в культурно-познавательных и обучающих программах. Свой досуг люди проводят более рационально и конструктивно; физкультура и спорт дают каждому человеку колоссальные возможности для самовыражения, самосовершенствования и самоутверждения. Спорт, таким образом, является существенным фактором роста благосостояния общества и улучшения качества жизни людей.


1.2 История экономики мирового спорта

спорт экономика профессиональный финансирование

Долгое время спорт и экономика рассматривались как две отдельные самостоятельные отрасли даже на Западе. Считалось, что спорт - это хобби, свободное времяпрепровождение, и он не имеет ничего общего с экономикой, профессией, торговлей. Сегодня все кардинально изменилось. В спорте стало возможным зарабатывать неплохие деньги, разумеется, в условиях жесткой конкуренции, но и традиционные ресурсы спорта становятся все более ограниченными. Вследствие этих процессов становится ясно, что спорт нуждается не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и профессиональных экономистах, управленцах, юристах, социологах. Это касается всех его сфер: спорта для зрителей, профессионального спорта, спортивных союзов и клубов, коммерческого предложения или государственного и регионального управления.

История экономики спорта представляет несомненный интерес, поскольку прошла достаточно тернистый путь в своем развитии. Спорт, спортивная наука были долгое время вне экономики. Выпускники спортивных школ и институтов после окончания своей спортивной карьеры становились в большинстве своем тренерами или учителями. Точно так же и организованный спорт развивался без особенного спроса на профессиональную экономическую компетенцию. Спорт со своими организациями и союзами стоял долгое время как настоящий антимир по отношению к рынку, финансам и экономике. Экономическая эффективность, потребности рынка и предложение спорта как рыночного продукта находились вне своих собственных понятий. Солидарность, а не индивидуальные интересы; почет, а не профессия были определяющими моментами. Финансирование спортсменов и высокие денежные вознаграждения за участие в соревнованиях были лишь случайными эпизодами. В спорте господствовали любительские идеалы, которые ограничивали экономическое использование спорта. Запрет всякой коммерциализации спортивных успехов и популярности, с одной стороны, служил определенным слоям общества, которые с помощью этого обосновывали свою идеологию, а с другой, объяснялся страхом спортивных организаций и их функционеров с коммерциализацией спорта потерять свое влияние на него. История спорта полна примеров таких ограничительных стратегий, например определение статуса спортсмена-любителя, которому запрещалось получать деньги или призы за участие в спортивных соревнованиях. Фактически же это делалось для того, чтобы ограничить доступ к спорту людей, не принадлежавших к высшим слоям общества, которые через спорт могли бы поддерживать свое жизненное содержание. Как написал в своей книге «Теория чистых людей» американский критик и экономист Т. Веблен, «спорт стал использоваться в качестве одной из форм потребления высших слоев общества, которые с его помощью подчеркивали свой социальный статус, свое благосостояние и времяпровождение». Так, любительский спорт, в особенности, если он, как теннис, парусный спорт или гольф, требовал много денег и времени, стал преподноситься как некий идеал, доступный лишь избранным. Даже обоснованная П.де Кубертеном идея олимпизма с «благородным и рыцарским характером спорта» предусматривает (или, по меньшей мере, предполагает!) социальное разграничение.

Существовавшая долгое время автономия спорта с течением времени стала уменьшаться благодаря возникновению (впервые в США) независимых спортивных союзов и картелей, вмешательству государства и средств массовой информации в дела спорта. Спортивные организации и союзы достаточно долго и активно протестовали, но в результате процесс коммерциализации и профессионализации спорта лишь ускорился.

Первые систематические работы об экономических проблемах спорта появились в США в середине 50-х годов. Университеты США раньше всех осознали необходимость готовить менеджеров спорта и отреагировали на это соответственно: во-первых, были опубликованы эмпирические исследования экономических вопросов профессиональных командных видов спорта и, во-вторых, появились первые учебники по спортивному менеджменту.

Первой работой в области экономики спорта можно считать статью С. Розенберга, опубликованную в 1956 г. в одном из ведущих американских экономических журналов на тему: «Рынок труда профессиональных игроков в бейсбол». В ней дискутировались три момента:

§в профессиональном командном спорте для зрителей продуцируется некая неопределенность результата спортивного состязания и чем дольше неясен результат, тем больше его привлекательность для присутствующих зрителей;

§неопределенность результата будет выше тогда, когда все команды имеют в своих составах спортсменов одинаковых игровых качеств, распределенных равномерно на все команды;

§эта совокупность игровых качеств может автоматически рассматриваться в качестве нерегулируемого рынка труда. Одновременно здесь действует закон убывающей отдачи: для отдельной команды нерентабельно в определенный момент приобретать новых игроков, поскольку они вряд ли привлекли бы на стадион дополнительное количество зрителей и оправдали свое присутствие.

Этими тезисами С. Розенберг обосновал уже достаточно хорошо развитую сегодня науку - экономику спорта. Его последующие работы, касающиеся определения факторов спроса на спорт для зрителей, упорядочения форм кооперации между владельцами профессиональных команд, опубликованы во многих статьях и книгах, дополнены многочисленными теоретическими исследованиями других ученых и сегодня остаются самыми популярными и востребованными. Что касается спортивного менеджмента, то за последние годы многие американские университеты ввели его в число учебных курсов и, соответственно, появилось достаточное количество публикаций и книг на эту тему. В большинстве своем это исследования, в которых речь идет либо об отношениях спортивных коммерческих организаций США (Т. Хоггерти, Г. Патон), либо об особенностях свободных объединений и отношениях спорта и государства (Н. Маркус, Д. Клатель). Другие исследования - это конкретные рецепты, рекомендации о том, например, как наилучшим образом размещать рекламный стенд на баскетбольном матче (Э. Скейлтс) или какими знаниями и квалификацией должен обладать управляющий стадионом (Дж. Парке, Б. Зангер, Дж. Мейсон). В Великобритании среди основоположников можно назвать исследовательскую группу (Дж. Кейрнс, Н. Дженнет, П. Слоан), которая занималась изучением вопроса о том, какие цели преследуют в своем экономическом поведении продавцы спорта. Они дополнили знания еще одним важным моментом: каким образом принимают свои решения продавцы спорта и к каким последствиям это приводит. Надо заметить, что английская наука долгое время базировалась на американских примерах, хотя нельзя не отметить, что уже в 1966 г. Институт политического и экономического планирования опубликовал сообщение об экономических проблемах профессионального английского футбола. Еще следует отметить работы, посвященные исследованиям проблем профессионального спорта, и, прежде всего, его командных видов (М.Коллинз). В заключение назовем публикацию под названием «Экономика свободного времени и спорт» (Э.Кук), которая, правда, рассматривает важнейшие положения экономической теории без учета особенностей спорта.

Аналогично и в Германии долгое время не было экономистов, которые бы интенсивно занимались проблемами спорта, соответственно, отсутствовали публикации на эту тему. Впервые сообщение об экономике спорта появилось в 1965 г.: в нем рассматривались и развивались вопросы экономики футбола (М. Менцлер, Р. Стэглин). Следующие исследования (М. Гэртнер, В. Поммеренс) представляли собой обширную модель факторов, влияющих на посещаемость футбольных матчей в бундеслиге. Далее отметим работы, связанные с изучением экономических аспектов числа трансферов в профессиональном спорте (М.-П.Бюх, Х.-М. Шельхаас). В 1984 г. выходит первая книга об экономике спорта (К. Хайнеманн), в 1987 г. - первый учебник по экономике спортивного предприятия (К. Хайнеманн). Сегодня Германия является страной, где проблемам экономики спорта и спортивного менеджмента уделяется наибольшее внимание. В первую очередь это касается исследований в области спортивного спонсорства (М. Брун, А. Херманнс, П. Рот), а также вопросов профессионализации спорта (К. Дитрих, К. Хайнеманн, М. Шуберт). Отдельно следует выделить работы профессора Х.-Д. Хорха, которые посвящены проблемам влияния структуры ресурсов на деятельность спортивных союзов и клубов. Хотя во Франции экономика спорта представлена и недостаточно широко, можно выделить отдельные статьи, которые впервые эмпирически обосновывали экономическое значение спорта и представляли первые данные о таком обосновании (К. Дориак; В. Андреефф, Ж. Нис). В 1987 году появилась первое обобщенное издание по экономике спорта (В. Андреефф), без сомнения, являющееся одним из наиболее фундаментальных. Кроме вышеназванных, отметим публикацию ученых Гренобльского университета, представивших подробный технико-экономический анализ Олимпийских игр в г. Альбервиле. Нет сведений об интенсивных исследованиях проблем спорта в Италии: хотя уже в 1966 г. появился первый статистический отчет о ситуации в спорте, в котором содержались отдельные цифры об экономическом положении, но научного обоснования почти не было. Позднее появилось обширное сообщение о спорте и экономике, подготовленное Национальным олимпийским комитетом Италии, но по существу в нем тоже шла речь о ситуации в итальянском спорте.

Испания лишь совсем недавно стала уделять внимание вопросам связи спорта и экономики. Здесь можно назвать исследования (Ф. Брунет, М. Дель Касталло, X. Алонсо), связанные с экономическим анализом Олимпийских игр в Барселоне и трудоустройством выпускников различных спортивных школ и университетов.


1.3 Финансирование профессионального спорта: сравнительный анализ


В течение последних двух десятилетий в России сложилась определенная система профессионального спорта, имеющая свои характерные черты, нюансы и специфические особенности. Становая конструкция коммерческого спорта, возведенная за эти годы, получилась не особенно гармоничной, со своими диспропорциями и перекосами.

Не будем анализировать во всем своем многообразии такое объемное явление, как российский профессиональный спорт. Остановимся лишь на рассмотрении вопроса, касающегося фундаментальной основы данного феномена, который еще называют спортом высших достижений - финансировании профессиональных клубов, атлетов, тренеров. Поговорим также о спросе на спортивных менеджеров, которых пытается готовить отечественная система физкультурно-спортивного образования.

Профессиональный спорт в экономически развитых странах представляет собой разветвленную систему бизнеса, которая функционирует на рыночных принципах. Это положение означает, что спрос на зрелища и имидж профессиональных атлетов, существующий в среде болельщиков и массового потребителя, удовлетворяется участниками спортивных рынков на основе адекватного предложения и равновесных цен. При этом основными каналами финансирования профессионального спорта являются:

üпродажа прав на показ зрелища (спортивного соревнования, церемоний награждения, открытий и закрытий игр и т.д.), реализуемая в виде продажи абонементов, билетов, прав трансляции вещателям всех типов;

üпоступления от рекламы любого вида (в местах соревнований, по индивидуальным и коллективным контрактам клубов, атлетов, федераций, Олимпийского комитета и проч.);

üот продажи атрибутики с индивидуальными признаками (клубными цветами, логотипами, рекламой спонсоров);

üот осуществления прочих видов коммерческой деятельности.

Российский профессиональный спорт стоит особняком от общепринятой и распространенной бизнес-модели. Пропорции по группам финансирования в отечественном спорте совершенно иные. Продажа прав трансляций соревнований и доходы от билета в российских игровых видах спорта (основными из которых являются футбол, хоккей, баскетбол, волейбол) в процентном соотношении в 2-3 раза уступают европейским и американским. И это при том, что стоимость атлетов, тренеров и их зарплата вполне сопоставимы по своим размерам.

Для стороннего наблюдателя возникает почти неразрешимая проблема - каким образом работает российский спортивный бизнес, если его затраты кратно превышают получаемые доходы, а спрос на услуги коммерческого спорта явно ниже соответствующего предложения?

По всем канонам предпринимательской деятельности глубоко убыточный бизнес существовать не может, если не происходит «срезание костов» (то есть радикальное снижение издержек по всем направлениям), не открываются новые перспективы получения прибыли, то бизнес идет к своему неизбежному концу - банкротству.

Однако зарубежные экономисты зря ломают голову над парадоксом, как россияне, со среднемесячной заработной платой в 500-600 евро могут обеспечивать некоторым легионерам (например, камерунцу Этоо) дневной доход в 2 млн. руб. Найти нечто подобное, скажем, в Финляндии, Швеции или Норвегии невозможно. И это несмотря на то, что средняя месячная зарплата жителей Скандинавии превышает российскую в 7-8 раз. В чем же причины такого странного и сюрреалистического явления, как российский профессиональный спорт, в котором нет ни одного прибыльного клуба, но где существуют огромные зарплаты и бонусы?

Основных причин две и каждая из них имеет свои корни и предысторию. Первая причина того, что отечественный профессиональный спорт живет не по средствам, коренится, как ни странно, в российской налоговой системе, согласно которой все физические лица платят налог в бюджет по единой ставке в 13%, вне зависимости от величины дохода.

На заре становления рыночной экономики, в начале 1990-х гг., в нашей стране несколько лет существовала прогрессивная шкала налогообложения, но от нее быстро отказались в связи с неспособностью государственных налоговых органов собирать необходимые платежи. Повальный уход от налогов лиц с высокими доходами проложил путь к единой ставке налогообложения, которая, в свою очередь, стала основой для быстрого наращивания капитала многими предпринимателями. В результате этого процесса произошла значительная дифференциация общества по доходам. При этом олигархам понадобились весьма дорогие игрушки - спортивные клубы, которые бы могли тешить их самолюбие и служить инструментом самореализации.

Если оставить в стороне морализаторский момент и этические оценки происшедшего, то можно сделать вывод о неустойчивости данной модели профессионального спорта, зависящего от капризов, сиюминутных желаний и финансового состояния отдельных индивидов.

Другая причина искаженного функционирования системы финансирования профессионального спорта в России - государственное вмешательство. В данном аспекте можно выделить два направления:

1.Прямое финансирование профессиональных спортивных клубов и отдельных атлетов из бюджетов краев, республик, областей и муниципальных образований;

2.Косвенное финансирование элитного спорта через государственные корпорации - Газпром, Роснефть, ВТБ, Транснефть, РЖД и некоторые другие.

Контрольные пакеты указанных компаний принадлежат государству и полностью контролируются правительством. Таким образом, мы видим, что государство в лице своих главных персон осуществляет моральную и финансовую поддержку профессионального спорта на самом высоком уровне.

Весьма показательными примерами в этой сфере являлись обращения некоторых спортивных клубов по игровым видам спорта непосредственно к В.Путину с просьбой о срочной финансовой поддержке. И такая помощь неизменно оказывалась. Десятки миллионов рублей поступали на счета клубов-банкротов и ситуация вновь возвращалась на круги своя.

С позиций спортивного менеджмента сложившиеся тенденции в финансировании профессионального спорта в нашей стране чреваты весьма неприятными последствиями и кризисными явлениями. Уже в ближайшем будущем они проявятся в таких областях, как:

а) снижение посещаемости стадионов и спортсооружений болельщиками. При этом зрительская аудитория спорта высших достижений на телевидении также будет понемногу сокращаться. Этот вектор является результирующей величиной сразу многих сил, которые действуя в совокупности, обусловливают ухудшение ситуации. Не будем вдаваться в детали, отметим лишь, что здесь имеются в виде этические особенности, когда на футбольный газон, ледовую площадку или баскетбольный паркет выходят исключительно миллионеры (В прошлом году Барак Обама назвал спорящих владельцев спортклубов и профессиональных атлетов «спором миллиардеров с миллионерами»). Немаловажную роль также сыграют факторы старения населения, ухудшения экономической ситуации в стране, неуверенности людей в завтрашнем дне и т.д.

б) сдувание финансового пузыря на рынках профессионального спорта может происходить достаточно быстро - вспомним, например, крах «Кирх-Медиа» и серьезному кризису в немецкой Бундеслиге, когда профессиональным игрокам приходилось самим оплачивать свой проезд к местам соревнований и платить за отели из собственного кармана.

Экономические трудности в еврозоне, снижение спроса и цен на нефть, газ и другие сырьевые товары, может быстро и больно ударить по российскому бюджету, госкорпорациям и профессиональному спорту, который не готов к развитию событий по негативному сценарию. Попав в ситуацию резкого снижения экспортных доходов, российское правительство вынуждено будет резать по живому как в социальной сфере, так и в профессиональном спорте. Политика секвестирования и затягивания поясов породит волну банкротств профессиональных клубов, их реструктуризацию и переход на рыночные принципы функционирования.

К описанным нами нерадужным перспективам следует добавить еще один штрих - низкую квалификацию спортивных менеджеров. Понятно, что в текущем состоянии status quo менеджерам профессионального спорта нет нужды особо напрягаться и зарабатывать везде, где только можно. Найдите такого чудака, который будет искать способ заработать для клуба 100 тыс. руб. в месяц, если областная администрация или госкорпорация просто дает 20 или 30 млн. руб. В такой нерыночной среде кто угодно расслабится.

Надо ли говорить, что если современным спортивным менеджерам в России не надо активно и творчески трудиться, привлекая денежные средства по всем возможным каналам, то и спроса на этих самых менеджеров нет. Выпускники физкультурных вузов, получивших диплом по специальности (или специализации) спортивный менеджмент, могут рассчитывать лишь на работу в таких конкурентных областях, как фитнес или торговля спортивными товарами. В коммерческом спорте России, в топ-клубах и федерациях им места нет. Как же будут развиваться события в ближайшие годы и будет ли что-то меняться в финансовой модели отечественного профессионального спорта? На наш взгляд, перемены неизбежны и даже неотвратимы. Вопрос только в скорости трансформационных процессов, радикальности и болезненности.


Глава 2. Экономическая эффективность спортивных мероприятий на примерах зарубежных стран


.1 Маркетинговые победы Олимпиады в Лондоне 2012г.


Не только спортсмены становились триумфаторами на завершившихся Олимпийских играх - 2012. Были здесь и победители среди спонсоров и брендов, которые выиграли в Лондоне по-крупному.

1. Adidas. Компания Adidas представила рекламную кампанию Take the Stage ("Выйди на сцену") <#"justify">2.2 Чемпионат мира по футболу (ФИФА)


В среднем 260 млн. телезрителей смотрят хотя бы один матч чемпионата мира по телевизору - естественно, такое популярное соревнование не может не приносить гигантские доходы. Вопрос - кто эти доходы получает? «Советский спорт» попытался ответить на него в очередной главе исследования «Взгляд в 2018-й».

Что заработает ФИФА? Безусловно, все сливки снимает, прежде всего, организатор турнира - ФИФА. На чемпионате мира в ЮАР Международная федерация футбола заработала 3,2 миллиарда долларов. Столь внушительная сумма не должна удивлять: дело в том, что именно ФИФА владеет самым дорогим «товаром», связанным с чемпионатом мира, - телеправами.

Продажа телевизионных прав компаниям по всему миру принесла ФИФА около 50% общего дохода от ЧМ-2010 - то есть около 1,6 млрд. долл. Остальное - это доходы от спонсоров и коммерции. ФИФА делает все, чтобы заработать на чемпионате мира максимально возможные суммы. Для этого ФИФА просит страны, проводящие турнир, сделать для нее значительные послабления в государственном законодательстве. На самом деле даже не просит, а требует. Каждая страна, подавшая заявку на проведение турнира, должна представить определенные гарантии от правительства, отвечающие требованиям ФИФА к руководству страны. Долгое время широкой публике было неизвестно, какие именно там указаны требования, - ФИФА настаивала, чтобы эти документы оставались конфиденциальными. Однако правительство Голландии, страны, претендовавшей на проведение ЧМ-2018 вместе с Бельгией, решило опубликовать список гарантий, чтобы вынести требования ФИФА на общественное обсуждение.

Под номером 3 в списке - гарантии от государства о полном освобождении ФИФА от налогов на все виды платежей и операций. «ФИФА и ее партнеры будут полностью освобождены от налогообложения на территории Голландии. ФИФА и ее партнеры будут свободными от налогообложения субъектами. Полное освобождение от налогообложения не привязано к турниру и не ограничено во времени. Освобождение касается доходов, расходов и всех видов платежей наличными или любым другим способом на территории страны», - говорится в документе.

Голландцы отказались соблюсти эти требования ФИФА, поэтому их совместная заявка с Бельгией и стала аутсайдером выборов. Тем не менее, такие требования обязательны для страны, которая собирается проводить чемпионат мира. Германия и ЮАР - предыдущие страны, проводившие ЧМ, эти гарантии предоставили. Правда, в итоге не все требования были выполнены: в ЮАР ФИФА все же облагалась налогом на определенные операции, в том числе на доходы от продажи сувенирной продукции. В Германии же правительство отказалось освободить от налогообложения Немецкий футбольный союз.

Благодаря освобождению от налогов ФИФА сохраняет в своей казне огромные суммы. Как уже говорилось выше, организация получила с турнира в ЮАР 3,2 млрд. евро. На что же ФИФА тратит все эти деньги? Около миллиарда долларов тратится на подготовку чемпионата мира, все остальное идет в казну ФИФА, и за счет этих средств федерация живет ближайшие четыре года. Дело в том, что чемпионат мира - по сути, единственный источник доходов для ФИФА на других турнирах она не зарабатывает. Поэтому проведение всех остальных соревнований, социальных и благотворительных программ финансируется именно из средств, заработанных раз в четыре года на ЧМ. Неудивительно, что ФИФА так бережно относится к своим доходам от турнира.

Что заработает российский футбол? Не только ФИФА зарабатывает на спонсорстве. Чемпионат мира - блестящая возможность пополнить свою казну тем национальным футбольным федерациям, чьи сборные участвуют в турнире. Особенно это касается федерации, чья страна принимает соревнование. Согласно исследованию американского аналитика Клиффорда Шульца, в 1994 г. в США из всех денег, потраченных компаниями на спонсорство, 65% пошло на спорт. В Германии в 2006 г. на спорт было потрачено 63% спонсорских денег, а в ЮАР - целых 80%.

Таким образом, в стране - хозяйке ЧМ дополнительные доходы в год чемпионата мира получают предприятия, связанные с футболом. Значит, российский футбол имеет неплохие шансы обогатиться в 2018 г.

ЮАР раскошелилась на 5,1 млрд. Одно можно сказать с уверенностью: каждый раз расходы на проведение турнира превышают первоначальные ожидания. Правительство ЮАР поначалу объявляло, что на подготовку к ЧМ будет выделен всего 421 млн. долл. Сейчас же говорится о том, что в действительности правительству пришлось раскошелиться на 5,1 млрд. долл.

В концовке турнира Министерство финансов ЮАР опубликовало расходы на различные отрасли, связанные с организацией ЧМ. Однако в министерстве предупредили, что эти цифры предварительные и, возможно, будут пересмотрены. Кроме того, суммы были предоставлены только по тем отраслям, на которые выделялись средства непосредственно из государственной казны. На некоторые отрасли, финансированные из городских бюджетов или из карманов частных предпринимателей, данные предоставлены не были. Общая сумма составила 3,5 млрд. евро, но даже само министерство признавало, что на самом деле она должна получиться намного больше.

Принято считать, что чемпионат мира благотворно влияет на экономику страны - хозяйки турнира. Впрочем, многие аналитики по всему миру спорят с этим утверждением.


Сколько правительство ЮАР потратило на организацию ЧМ-2010

ОтрасльСумма в евроСтадионы1 209 044 000,00Железнодорожный транспорт1 161 770 000,00Пригородный железнодорожный транспорт115 668 000,00Строительство/модернизации шоссе45 095 000,00Автобусный транспорт51 649 000,00Базы для команды и тренировочные полягородской бюджетФан-зоныгородской бюджетАварийные энергоснобжение и коммунальные услуги14 048 000,00Организация телетрансляций, телекомуникаций154 946 000,00


Теги: Экономическая и финансовая эффективность проведения спортивных мероприятий  Практическое задание  Туризм
Просмотров: 7549
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономическая и финансовая эффективность проведения спортивных мероприятий
Назад