МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Сочинский государственный университет
Факультет туризма и сервиса
Допущено к защите:
Зав. кафедрой_________________
«_______» ______________2013 г.
Курсовая работа
на тему: Характеристика и значение путешествий в Древнем мире в древнем Риме и Греции
Специальность 100200 «Гостиничное дело»
Выполнил(а): Ермакова Д.Д
Студент(ка) группы 13-ГД-2
Научный руководитель: д.и.н., доцент каф. УТТС
Самсоненко Т.А
Оглавление
Введение.
Глава 1.Характеристика путешествий.
.1 Виды путешествий в Древнем мире.
.2 Путешествия в Древнем мире
Глава 2. Походы и паломничество в Древнем мире.
.1 Паломничество и крестовые походы.
.2 Торговые пути Древнего Мира.
Заключение.
Введение
Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у людей еще в глубокой древности. Процесс познания человеком окружающего мира связан с путешествиями. Древние народы, вступившие в эпоху рабовладельческого общества, пытались уже систематизировать имеющиеся географические знания. Потребность в установлении торговых связей и для открытия новых земель заставляла людей отправляться в далёкие путешествия. С древнейших времен множество людей отправлялись в путешествия с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями. Все эти путешественники нуждались в определенных услугах со стороны местного населения в плане размещения, питания и т.д. Потребность в знакомстве с новыми многообразными явлениями жизни, относящаяся к внутренней мотивации, составляло одну из естественных черт характера человека начиная с эпохи первобытности. Путешествия и туризм являются неразрывно связанными понятиями, они описывают определенный вид деятельности человека. Путешествия могут носить как индивидуальный ,так и групповой характер. Во время путешествий происходит перемещение людей, объединенных некой единой целью. Иногда путешествие становится образом жизни. Передвижения первобытных людей, таким образом, имели множественную мотивировку, они являлись характерной чертой их образа жизни. Можно констатировать, что жизнь первобытных людей без путешествий была бы просто невозможна. Путешествия сыграли огромную роль в становлении и развитии как локальных цивилизаций древности, так и мировой цивилизации в целом.
Глава 1.Характеристика путешествий
.1 Виды путешествий в Древнем мире
Туризм относится к тому виду деятельности человека, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. Началу истории путешествий нельзя датировать не только годом, но и столетием. Необходимость в перемещениях возникла у наших предков в глубокой древности. Несомненно, что знакомство с окружающей местностью начиналось тогда, когда первобытный человек был вынужден перекочевывать с одного места на другое в поисках пищи. С возникновением скотоводства первобытный человек стал интересоваться наиболее пригодными пастбищами, а для их поиска совершать длительные переходы, прокладывая тропы и запоминая их.
С развитием межгруппового общения создаются привычные пути сообщения между селениями. Издавна большую роль играли источники воды, путь по суши прокладывался предпочтительно через них. Первобытные люди первыми пользовались способом передвижения по воде, приспосабливая плывущие по воде деревья, затем средством передвижения служила лодка из коры. Эскимосы изобретают кожаные лодки. В первобытные времена был изобретён парус. Но на самом высоком уровне было искусство изготовления лодок у народов Океании.
Почти у всех первобытных племён был широко распространён обычай взаимного посещения соседних племён. Такие визиты были обычным явлением у австралийцев и эскимосов. Древние люди способны были ориентироваться в любой обстановке. Они не терялись в девственных лесах тропиков и на необъятных просторах степей, на бескрайних снежных равнинах севера и на безмерной глади водных пространств. Некоторые народы создавали первые маршрутные карты, нанося их на кору или кожу. Жители Океании пользовались звёздами при ориентации на море.
Мореплавание налаживало контакты между странами. Из путешествий привозилось золото, слоновая кость, изделия из камня и фаянса и т.д.
Зарождение религиозного туризма происходило в Древней Индии. Именно здесь основатель буддизма Будда на протяжении 45 лет путешествовал по северной Индии. После смерти Будды тело было кремировано и прах разделен между последователями. Эти останки стали первыми реликвиями, к которым стекались многочисленные паломники.
В период расцвета городов-государств Греции возникают своего рода центры туризма. Так, греки съезжались в Олимпию со всей Эллады в качестве зрителей или участников Олимпийских игр, то есть это был спортивный туризм. Для поездки за границу житель Афин и Спарты должны были иметь своеобразные загранпаспорта - соррагис.
К особому виду путешествий надо отнести Великую греческую колонизацию. В Древней Греции зародилась курортология, лечебный туризм. Греки очень ценили тёплые целебные воды. Было известно немало источников, где возводили прекрасно оборудованные для лечения и отдыха купальни у горных источников.
Паломничество было также очень распространенно в Древней Греции. Особенно часто посещался знаменитый храм Аполлона в Дельфах.
Таким образом, сама жизнь заставляла первобытные народы быть опытными следопытами-путешественниками, обязывала их знать географию окрестных земель. Путешествия осуществлялись благодаря наличию прекрасных дорог. Римские дороги строились по всем правилам инженерного искусства. Для преодоления водных преград возводились мосты и виадуки. Существовали специальные карты дорог с обозначением станций, где можно было остановиться на ночлег. Характерной чертой каждой станции была таверна.
Первобытный коллектив, проживая на четко определенной территории, редко нарушал ее границы - это могло повлечь за собой столкновения с другими племенами, на чью территорию он вторгался. Миграция первобытных людей представляла собой распространенное явление. Переселения были необходимы. Климатические изменения носили, как правило, весьма продолжительный характер: наступление ледников или межледниковые периоды исчислялись десятками и сотнями тысяч лет. Они несли постепенное изменение флоры и фауны. Но могли быть и скоротечные катаклизмы, например землетрясения, которые вынуждали людей покинуть данную территорию. Но на миграции влияли не в последнюю очередь антропогенные факторы. Знакомство с новыми территориями было важно охотникам, которые должны были выслеживать животных. Очевидно, что охотникам приходилось значительно удаляться от своих стоянок. Для того чтобы другие члены племени могли им помогать переносить или разделывать добычу, стали создаваться первые карты. «Картография» существовала повсеместно. Разумеется, карты не были совершенными. На земле при помощи камней, ракушечника, обломков дерева и кости, иногда даже и птичьих перьев делались эти первые карты. На них были обозначены безопасные пути, удобные проходы, броды, водопои, пастбища, норы и лежки зверей. Когда в жизнь наших предков вошло рыболовство, они сумели не только освоить реки, но на довольно утлых суденышках умудрялись выходить в открытое море, охотясь на глубоководных рыб, морского зверя и даже на таких исполинов, как киты.
В подтверждение того, что освоение мирового океана началось в эпоху первобытности, говорят и факты заселения людьми островных архипелагов Тихого океана и Австралии еще на рубеже палеолита и мезолита. В эпоху первобытности начинают закладываться и первые «торговые» маршруты. Активно развивалась посредническая торговля. Так, некоторые изделия находили более чем в 1000 км от места, где они были сделаны. Места произрастания или добычи того или иного продукта часто были четко локализованы. Это мог быть диорит, который использовался для производства топоров; охра - для раскраски тела; пичери - растение, из листьев которого производили наркотик, и др.
Фигура странствующего «торговца» считалась неприкосновенной. У австралийских «купцов» существовали специальные «посланнические жезлы», по которым их легко можно было узнать.
Со времени неолита активизируются обменные операции. Еще задолго до того как происходит третье общественное разделение.
Великие географические открытия способствовали развитию международных дипломатических и культурных связей, складыванию постоянных водных и сухопутных маршрутов между континентами, ставших в последствии туристскими.
1.2 Путешествия в Древнем мире
Теория эволюции подводит нас к тому, что для выживания и сохранения своего генофонда в меняющемся и не всегда гостеприимном и комфортном мире человек вынужден был довольно значительное время находиться «на марше», мигрировать. И расселение людей по всей планете - блестящее тому подтверждение.
Морские экспедиции снаряжала и царица Хатшепсут. Это путешествие по Красному морю составило 2000 км. Корабли всегда помещали в погребальные камеры фараона. Так, в пирамиде фараона Хеопса был обнаружен корабль длинной 43,4 м. Позднее из-за нехватки древесины стали делать лишь модели судов. Морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая. Китайцы неплохо знали географию своей страны и сопредельных земель. В Китае существовало особое бюро по производству картографических съёмок. Они хорошо знали свойства магнитной стрелки. Китайцам также приписывают также изобретение руля. Великий китайский философ Конфуций более 13 лет провёл как странствующий учитель. Географическая культура Китая находилась на высокой для того времени ступени развития. Развивая картографию с древних времен, китайцы выполняли карты на шёлке. В Древнем Китае были даже трёхмерные карты. Именно здесь появились игрушки, ставшие прообразом современных воздушных шаров. Это были полые яичные скорлупки, куда нагнетали теплый воздух. Думается, что путешествия на воздушных шарах своим рождением обязано Древнему Китаю. Одними из лучших мореходов древности были финикийцы (государство Финикия было расположено в Восточном Средиземноморье и имело многочисленные торгово-экономические связи с другими государствами). Финикийцы строили большие прочные корабли, которые долгое время лидировали в акватории Средиземного моря по своим мореходным качествам. Сухопутные торговые пути внутри страны снабжались постройками для отдыха караванов, части этих караван-сараев была укреплена. Морские путешествия в Древней Греции совершались с незапамятных времён, что нашло своё отражение в мифах. Одним из первых учёных путешественников был Геродот, который объехал Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Вавилонию, Египет, Персию, побывал на большинстве островов Средиземного моря, а также в Крыму. Свои многочисленные путешествия по разным землям Геродот описал в 9 книгах, каждая из которых называлась по имени одной из муз. В своём знаменитом труде «История», за который удостоился почётного титула «Отца истории», он описал не только историю многих народов Старого Света, но также сохранил для потомков бесценные этнографические примеры. Геродот описал обряд побратимства у скифов, при котором братающиеся подмешивали в чашу с вином свою кровь и выпивали. Таким образом, неутомимый путешественник Геродот не зря снискал себе славу первого греческого туриста. Говоря о путешествиях эпохи Эллинизма, следует упомянуть восточный поход Александра Македонского, длившийся почти 10 лет. Благодаря этому походу, греки познакомились с неизвестными до этого народами, их культурой, бытом, традициями. Этим было положено начало музееведению. За деньги, присланные Александром Македонским, его учитель Аристотель основал естественнонаучный музей.
Начало Средневековья ознаменовалось «великим переселением народов». Кроме того, продолжали развиваться экономические и культурные связи между различными странами. Этому в немалой степени способствовали поездки писателей, путешественников, дипломатов и купцов. Однако основной побудительной силой, заставлявшей людей путешествовать, были военные походы, торговля и паломничество.
Паломничество в Средние века получило широкое распространение. Странствие пилигримов в Палестину начались в 3-4 вв. В 4 в. паломничество в Святую землю стало массовым явлением. Мотивация паломничества была разной. Особую «сервисную службу» для паломников представлял рыцарский Орден Госпитальеров. Их задачей была помощь больным паломникам и купцам, защита их от разбоя. Постепенно госпитальерами была создана сеть гостиниц в городах и местечках Святой земли и по всему Ближнему Востоку.
Затем наступила эпоха Крестовых походов на Ближний Восток, которые продлились с конца 11 до конца 12 в., но оказалась чрезвычайно непрочной и недолговечной. Последствия и результаты этих колоссальных массовых европейских миграций в регион Ближнего Востока разнообразны. Прежде всего, благодаря этим походам Европа смогла познакомиться с достижениями науки и культуры Арабского мира. Европейские учёные значительно обогатили свои познания в области точных наук. Расширилось общее представление о мире.
Разнообразнее стала пища. Европейцы стали культивировать до этого неизвестные им рис, гречиху, абрикосы, лимоны. Крестовые походы имели не только общеисторический интерес, но и познавательный. Впервые западные европейцы поднялись со своих мест большими массами, в результате чего познакомились с неизвестными народами и странами. Они частично усвоили их нравы и обычаи, частично передали им свои понятия и воззрения.
С точки зрения географических открытий, движение крестоносцев имело большое значение. Оно привело к связям Европы с Арабским миром, а от арабов европейцы научились многому в области географии. Крестовые походы дали значительный толчок сухопутным путешествиям, способствуя развитию торговли. Именно усиление торговых связей помогло усовершенствованию карт. Рост торговли вёл и к новым достижениям в области мореходства. Так, в Атлантическом океане были открыты острова, расположенные у берегов Африки.
Дальнейшее развитие путешествий связано с монгольскими завоеваниями. В начале 13 в. монголо-татары создали огромную империю от Дуная до Тихого океана, завоевав Русь, пройдя через Польшу, Силезию, Моравию, и остановились у границ Италии. В результате этих завоеваний были созданы обширные, относительно безопасные пути через восточную Европу и Азию, которыми стали пользоваться купцы.
Венецианские и генуэзские купцы, достигшие в 13 веке торгового могущества на Средиземном море, не могли оставаться равнодушными к исследованиям, принятым смелыми путешественниками в Центральной Азии, Индии и Китая. Они понимали, что в интересах торговли необходимо исследовать новые страны. Одним из самых известных путешественников этого периода был венецианец Марко Поло. Почти 7 столетий прошло с тех пор, как Марко Поло поведал в своей книге об увиденном и услышанном за долгие годы странствий из Европы через страны Ближнего Востока, Среднею Азию, Казахстан и Восточный Туркестан в Китай, по многим регионам Китая и обратно в Европу морским путём через Южно-Китайское море, Индийский океан, Персидский залив.
Книги Марко Поло занимают исключительное место среди произведений средневековых путешественников и географов. Они сообщают множество новых сведений как о Восточной, так и о Южной и Западной Азии. Эта книга служила одним из руководств для составления географических карт Азии и сыграла большую роль в истории великих открытий.
Говоря о путешествии в эпоху Средних веков, нельзя обойти вниманием «хождение» русского купца Афанасия Никитина в Индию. Он посетил страны Передней Азии через 200 лет после Марко Поло и побывал во внутренних районах Индии, где до него не ступала нога европейца. Свои наблюдения он изложил в записях, известных под названием «Хождение за три моря» - Каспийское, Чёрное и Аравийское. Никитин был одним из первых, кто описал индийскую природу, быт и нравы индийского населения.
Таким образом, в 10 - 14 вв. получили дальнейшее развитие походы и путешествия. Их осуществляли русские, византийцы, арабы, норманны, а во время крестовых походов многие представители европейских народов. В связи с принятием христианства на Руси в Палестину к святым местам хлынул поток русских паломников. Походы и путешествия 10 - 14 вв. несомненно, подготовили почву для эпохи географических открытий. Ещё в начале 15 в. в ряде приморских стран Европы появилось стремление к дальним плаваниям, целью которых было открытие прямого морского пути к Индии. Такую цель перед собой ставил и Колумб. Однако он положил начало открытию другого материка - Южной Америки и перешейков Центральной Америки. Им были открыты все Большие Антильские острова - Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико, Центральная часть Багамского Архипелага, большинство Малых Антильских островов и ряд мелких островов в Карибском море. Начатое Колумбом открытие континентальной Америки было завершено великими русскими мореплавателями Чириковым и Берингом.
Открытие морского пути в Индию принадлежит Васко да Гама. Он обогнул африканский берег и взял курс на северо-восток к берегам Индии. За это открытие он после прибытия получил наследственный титул «дона», а также титул «адмирала Индийского моря».
Затем были предприняты попытки найти пролив, соединяющий Атлантический океан с Тихим, и таким образом завершить дело, начатое Колумбом: достигнуть западным путём берегов восточной Азии. Новый план большой экспедиции с целью поисков юго-западного прохода в Тихий океан и достижения Азии западным путём предложил Фернан Магеллан. В результате ему удалось достичь пролива, позже названного его именем. Таким образом великий мореплаватель Магеллан завершил дело, начатое Колумбом: он достиг западным путём Азиатского материка, открыв новый морской путь из Европы в Азию. Это было первое в истории человечества кругосветное плавание; оно неопровержимо доказало шарообразную форму земли и нераздельность океанов, омывающих сушу.
Великие географические открытия способствовали развитию международных дипломатических и культурных связей, складыванию постоянных водных и сухопутных маршрутов между континентами, ставших в последствии туристскими.
Глава 2. Походы и паломничество в Древнем мире
.1 Паломничество и крестовые походы
путешествие древний мир паломничество
Покровителями странствующих и путешествующих в средневековье становятся волхвы: Бальтазар, Мельхиор и Каспар, совершившие в свое время небывалое, поистине священное странствие, пришедшие на поклонение явившемуся в мир Младенцу Иисусу. В эпоху Великих географических открытий их заступничества и помощи просили мореплаватели и миссионеры. Они стали почитаться христианами со II - III вв.
Паломничество в средние века получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III - IV вв. При императоре Константине были построены храмы в Иерусалиме, в частности над Гробом Иисуса. Мать Константина, царица Елена, в преклонном возрасте предприняла странствие в Иерусалим, где содействовала открытию Древа Креста Господня в одной из пещер, недалеко от Голгофы. К этому времени восходят имена таких известных паломников, как св. Порфирий, впоследствии ставший епископом Газским; Евсевий Кремонский; св. Иероним, изучавший в Вифлееме Святое Писание, св. Павла и ее дочь Евстахия из знаменитого рода Гракхов, которые похоронены недалеко от места рождения Иисуса Христа.
В IV в. паломничество в Святую Землю сделалось настолько массовым явлением, что и среди самих паломников оно часто стало восприниматься просто как «зарубежный туризм». Это потребовало введения ограничений на данный вид странствий со стороны церкви. Известны по этому поводу выступления св. Григория Нисского, указывавшего на злоупотребления и опасности странствований на богомолье в Иерусалим. Начиная с IX в. паломничество стало налагаться в виде публичной кары и средства к искуплению вины. В 868 г. знатный и богатый бретонец Фротмонд, убивший своего дядю и одного из братьев, был присужден на трехразовое «путешествие» в Святую Землю для получения полного искупления своих грехов. Римский префект Цензий, оскорбивший самого папу в церкви Санта-Мария-Маджоре, пленив его в алтаре и посадив в тюрьму, был вынужден вымаливать себе прощение у подножия Гроба Господня. Хроники пестрят подобными рассказами.
В XI в. католическая церковь заменила паломничеством церковное покаяние. Согрешившие осуждались оставить отечество и должны были скитаться, подобно Каину. Но такая форма покаяния вполне соответствовала деятельному и беспокойному характеру западноевропейских народов.
Надо отметить, что паломничество существовало и поощрялось всеми религиями, начиная с глубокой древности. Оно является одной из сторон внутренней мотивации туризма и близко самым естественным чувствам человека, помноженным на религиозный порыв. В средневековье не было страны в Европе, которая бы не имела «своего» мученика или апостола, к которому обращались за помощью и поддержкой люди. Уже в раннее средневековье паломничество к святым мощам носило массовый характер. По свидетельству Григория Турского, «огромная толпа народа собралась вокруг могилы святого Нице-тия, как рой пчел. Одни хватали кусочки воска, другие немножко пыли, некоторые вытягивали несколько нитей из покрывала на могиле или стебельки травы, принесенные богомольцами к подножию усыпальницы». Но мощей святых для поклонения не хватало, а разделение их на части еще не практиковалось. За мощами совершались длительные путешествия по многим странам Европы.
В большой чести у паломников были св. Иларий в Пуатье, св. Марциал в Лиможе, св. Сернен в Тулузе, св. Дени в Париже, св. Реми в Реймсе, св. Мартин в Туре, которому шли поклоняться за 200 км и более. Со временем объектами поклонения паломников становятся гробницы епископов. Известно паломничество основателя франкского государства Хлодвига к обители Сен-Мартен в Туре в 498 г.
Появилось много странствующих монахов, которые переходили из одного монастыря в другой, всячески избегая контроля. К «местным» паломническим центрам можно отнести Гаргано, знаменитый чудесами св. Михаила, или Кассино, прославленный св. Бенедиктом. Были свои святыни и на Пиренейском полуострове, занятом маврами, куда также шли паломники из Европы. Паломничеством, конечно же, пытались замаливать грехи. К знаменитейшим западноевропейским паломникам XI в. относят Фулька Анжуйского, обвиненного как в убийстве жены, так и в других преступлениях, который три раза посещал Святую Землю; Роберта Нормандского, отца Вильгельма Завоевателя, по велению которого был убит его брат Ричард. Роберт, прибыв в Иерусалим, увидел перед воротами города многочисленную толпу странников, ожидавшую доброго богача, который бы уплатил за них пошлину, открывавшую доступ к святыням. Легенда утверждает, что он заплатил за всех паломников. В 1054 г. епископ Камб-рейский Литберг осуществил паломничество во главе более 3000 человек из Фландрии и Пикардии. Но почти все из его «войска божьего» погибли в Болгарии от голода, а оставшиеся в живых подвергались нападениям мусульман. Спустя десять лет еще более многочисленный отряд из германских земель также отправился в путь с берегов Рейна. Они достигли Палестины, где патриарх Иерусалимский сделал им торжественную встречу под звуки литавр. Эпоха крестовых походов и предшествующие ей массовые паломничества христиан в Святую Землю являются наиболее массовыми «странствиями» эпохи средневековья. Представители практически всех социальных слоев приняли в них участие. Многочисленные мемуары, научная и исследовательская литература дают возможность оценить эти процессы и понять значение этого явления с точки зрения истории зарождения и развития туризма и различных «сервисных служб» в Европе в этот период.
.2 Торговые пути Древнего Мира
Циркуляция товаров и коммерческая жизнь в средневековой Европе не затухала, хотя христианство, проповедуя евангельскую бедность, относилось к ней с презрением. Иоанн Златоуст прямо говорил, что «ремесло купца неугодно Богу». Эту тему развивал и Фома Аквинский, утверждая, что «торговля имеет в себе нечто постыдное», впрочем, полностью осознавая ее необходимость. Со временем, в XII в., профессия купца была морально реабилитирована генуэзским архиепископом в его «Золотой легенде», где он самого Христа уподобил купцу, который на корабле креста приплывает, дабы дать возможность людям обменять земные, преходящие вещи на вечные. Купцы старались отдавать предпочтение водным путям: как морским, так и речным. Это происходило из-за многочисленных налогов во всех крупных городах, а также бессчетных сборов - за переезд через мост и переход через брод, за поднятую пыль, за ремонт дороги и т.п. Морские торговые связи были столь отлажены, что когда ирландскому миссионеру Колумбану в начале VII в. понадобилось из Нанта вернуться на родину, то никаких проблем с морским транспортом у него не возникло.
Сухопутные средства сообщения были в средневековой Европе частично унаследованы от варварских народов, а частично достались в наследство от античности. Для передвижения использовали легкие двух- и четырехколесные повозки. Они и положили в XIV в. начало пассажирским экипажам многих видов. Для перемещения грузов пользовались большими крытыми грузовыми телегами, где колеса часто представляли собой сплошные деревянные диски. В связи с незначительной потребностью в транспорте для перевозки людей в период раннего средневековья особого внимания на его усовершенствование не обращалось. Все отличие между грузовыми повозками и повозками для путешественников заключалось только во внешней их отделке, поэтому последние отличались нередко роскошным убранством. Во Франции с XIII в. были экипажи, украшенные резьбой и росписью на наружных стенах кузова. Сверху кузов по обручам был обтянут дорогими коврами, а внутри помещали множество подушек для ослабления толчков во время езды. Лошадей, чтобы их вид соответствовал убранству экипажа, нередко покрывали дорогими попонами.
Кроме повозок продолжали использовать для путешествий и носилки (портшезы). К ним прибегали преимущественно больные путешественники, а также те, кто предпочитал этот, безусловно, более дорогой, но комфортный способ передвижения, езде на лошади. При дальних путешествиях в них впрягали по одной лошади спереди и сзади. Погонщик в этом случае шел с кнутом около носилок. Достаток и социальное происхождение проявлялось в этом случае в изящных украшениях портшеза и дорогих занавесях и подушках . Экипажи, из-за их крайне ограниченного использования, мало подвергались изменениям. Вплоть до XVI в. путешественники ехали или верхом, или на специальных носилках, которые везли лошади. Указом Филиппа Красивого (1294) правом пользования экипажами обладали лишь женщины княжеского происхождения и их ближайшее окружение. И поэтому даже в XV в. использование экипажа воспринималось как роскошь и было редким явлением.
Купцы, военачальники, послы, а также путешествующие богатые люди при поездках на дальние расстояния пользовались итинерариями - дорожными путеводителями, составленными на основе рисованных карт с иллюстрациями.
Регулярное дорожное сообщение в раннее средневековье существовало в Южной Европе благодаря римским дорогам, которые начинают свою вторую жизнь, когда их стали восстанавливать, с VI в. В то время на карте Европы появились новые, первоначально варварские, королевства. Надо отметить, что характерной чертой всего средневековья была обязанность - как горожан, так и крестьян - поддерживать порядок на тех дорогах, а также мостах, которые находились на их территориях. Они обязаны были их чинить и мостить. По мере распространения христианства подобный труд стал считаться богоугодным делом.
В эпоху средневековья почти все путешествия, так или иначе, носили оттенок паломничества и миссионерства. Но были и путешественники, которых толкала в путь «жажда приключений». К таковым относится Вениамин Тудельс-кий, живший XII в., который по праву может считаться первым европейским путешественником, посетившим страны Востока и описавший их.
В эпоху средневековья был развит и лечебный туризм.
Город Ахен, который можно считать столицей государства Карла Великого, был расположен на месте привилегированного термального курорта, на котором еще отдыхали и лечились знатные римляне и кельты. Чудодейственные свойства этих вод связывали с воздействием бога Гранна. Карл Великий, как и его отец Пипин III, любил посещать это место. Карл воздвиг свой королевский дворцовый ансамбль рядом с термальными банями. Ансамбль представлял собой вершину архитектурной мысли того периода времени.
Не отставала в решении этих проблем и Византия. Лучшие дороги империи были на Балканах. Они опоясывали все горные хребты. Дороги шли через Триест вдоль Дуная к Черному морю и далее к Константинополю. На этих магистральных дорогах повсеместно были построены караван-сараи, где путешественники могли отдохнуть, принять пищу, а также осуществить любые торговые операции. В Европе они назывались приюты, госпитали, странноприимные дома. Как правило, они располагались, как своего рода «межевые столбы», на расстоянии дня пути друг от друга. Они напоминали большие амбары, свет в них проникал через бойницы, проделанные вместо окон. Людей помещали на помостах, расположенных вокруг крытого двора, и к этим помостам привязывали лошадей. Таким образом, каждый мог видеть свое животное и не беспокоиться, что его украдут.
Особое значение Константинополя в жизни Византии, широкий интерес к его истории и достопримечательностям, нужды многочисленных путешественников, посещавших столицу империи, вызвало появление ряда путеводителей.
По большей части путеводители были не очень высокого класса, давая разрозненные исторические и топографические сведения о столице. Один из них, «Краткий исторический обзор», относится к VIII в. Более подробный путеводитель «Отечество Константинополь» был составлен на рубеже X-XI вв. Он состоял из трех частей. В первой рассказывалась собственно история возникновения города и отдельных городских районов, во второй давалась топографическая структура Константинополя, а третья повествовала о главных достопримечательностях столицы - городских памятниках, дворцах как императора, так и частных лиц, банях, больницах, монастырях, церквах и т. д. Отдельно рассказывалось о постройке и освящении храма Св. Софии. По структуре эта работа очень сильно напоминала современные путеводители. И кроме подробной и точной топографии города «Отечество Константинополь» базировался на очень широком круге источников. В нем использовались произведения Прокопия Кесарийского, Иоанна Лида, патриарха Фотия, хронистов VIII -IX вв. и др.
Путешествующих было много, но дороги были совсем не безопасны. Шайки разбойников могли ограбить кого угодно, в том числе и пилигримов. Разбоем занимались даже рыцари, а иногда и более знатные сеньоры: графы и бароны, которых «интересовали» богатые купеческие караваны. Путники вне города чаще всего находили приют и защиту в монастырях. Здесь они всегда могли получить кусок хлеба, безопасный ночлег и благословение их дальнейшего пути. С XIV-XV вв. во всех сколько-нибудь крупных городах существовали гостиные дворы. Здесь могли остановиться путешественники за умеренную плату. Кроме того, во многих трактирах были комнаты для проезжих.
Еще один вид путешествий был характерен для средневековья: внутренняя колонизация. Это явление было присуще многим регионам Европы, но особенно ярко оно проявило себя на Пиренейском полуострове.
Одной из христианских святынь, находившихся в Галисии, была могила Святого Иакова (Сантьяго). Она привлекала паломников буквально со всей Европы: из итальянских, французских и германских земель. Всех пришельцев из Западной Европы жители Пиренейского полуострова называли франками. По пути продвижения паломников - а они, пройдя четыре гряды Пиренеев, следовали через земли басков, Кантабрию, Астурию, прежде чем попадали в Галисию, где находилась могила апостола, - стали возникать новые поселения и расширяться старые.
Испанский король Санчо Наваррский в X в. распорядился о строительстве многочисленных приютов для путников. В следующем веке король Наварры и Арагона Санчо Рамирес освобождает паломников от всех видов пошлин в первых городах после Пиренейских перевалов - Хаке и Памплоне. Для привлечения новых поселенцев из паломников многие населенные пункты стали получать различные льготы и привилегии. В XI в. приюты - альбергерии и оспита-лии, где паломники и лица, их сопровождающие, могли не только отдохнуть, но и получить медицинскую помощь, обменять деньги, появляются на протяжении всего пути следования пилигримов по испанским землям. При альбергериях и оспиталиях стали появляться и кладбища для пилигримов, содержавшиеся за государственный счет. Приюты на горных дорогах обязывали их смотрителей во время снегопада или тумана звонить в колокола, указывая странникам дорогу к жилью, если надо, то они должны были выступать и в роли проводников. Должности смотрителей скоро стали дефицитными, так как они очень высоко оплачивались, а их владельцы за столь важную, нужную и опасную службу получали различные льготы, а некоторые даже возводились в дворянское достоинство.
Но кроме паломников привлекались сюда и просто иностранные поселенцы, в частности торговцы. Зачастую они получали льготы на монопольное снабжение паломников хлебом и вином, все жители становились свободными, независимо от своего прежнего состояния, могли иметь движимость и недвижимость.
Регулярные контакты с иноземцами носили не только торгово-экономический, но и научно-образовательный характер. «Путешествия за знаниями» становятся характерной чертой средневековья.
Великий шелковый путь - древний торговый путь из Европы в Китай через оазисы Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока существовал со II в. до н. э. Название торговому пути дали перевозимые товары - по этой дороге европейцы получали шелк из Китая, а в Китай, соответственно, поступали европейские товары - шерсть, золото.
Логистика древней караванной торговли была выработана четко: в начале пути из Европы в Китай товары везли на телегах и повозках, лошадях; после Памира перегружали на верблюдов, передвигаясь от оазиса к оазису в среднем по 20 км в день. Купцы брали с собой и товары из последнего места пребывания и продавали их по дороге.
Путешественники того времени - купцы - высоко оценивали «предпринимательский климат» далекого Китая. Так, арабский путешественник Ибн Баттута (1304-1377) писал: «…Китай - самое безопасное и лучшее место в мире для путешественника. Путник один может совершить переход в девять месяцев и ничего не бояться, даже если он нагружен сокровищами. На каждой станции есть гостиница, за которой присматривает специальный офицер с отрядом пеших и конных солдат».
В XIII-XIV вв. по этому пути путешествовал венецианский купец Марко Поло, оставивший об этом письменные свидетельства.
Ныне по большей части дорог Великого шелкового пути проложены современные пути сообщения - железные и автомобильные дороги.
Заключение
Путешествия, а туризм считается одной из их разновидностей, сопутствовали человеку на протяжении всей его истории. По мере того как совершенствовалось общество, становились более совершенными, разнообразными и комфортабельными и виды путешествий. О туризме в современном его понимании можно говорить с момента возникновения первых цивилизаций. Очевидно, что уже во времена Саргона Великого в Месопотамии или в правление династий фараонов Древнего царства часть населения, относящаяся к правящей элите, могла позволить себе «временные выезды (путешествия) ...с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания». Изучение генезиса туризма помогает лучшему усвоению тех или иных основополагающих исторических вех. И поступательное развитие туризма входит как необходимая составная часть в мировой исторический процесс. Можно констатировать, что на различных этапах истории путешествия и туризм сыграли колоссальную прогрессивную роль в развитии человеческого социума в целом, как стимулируя науку, развитие средств транспорта, торговлю, дипломатию, так и оказывая в целом позитивное влияние на людей.
В наши дни невозможно представить себе любой крупный город без туристов, как иностранных, так и отечественных. Туристская индустрия охватила не только Европу, но и большинство стран Америки, Азии, Африки, Австралию и даже Антарктиду. Туристы спускаются под землю (спелеологи, диггеры), покоряют все новые горные вершины и даже стали летать в космос. Все сколько-нибудь крупные реки, акватории всех океанов также входят в туристское пространство..
Путешествия настолько прочно вошли в жизнь современного общества, что превратились в его неотъемлемую составную часть, став образом жизни. И какой бы мотивацией ни руководствовался человек, отправляясь в путешествие, он всегда будет сталкиваться с чем-то новым и неожиданным для себя. И не зря существует афоризм, что «отдых - это перемена деятельности». Он прекрасно применим к туризму, так как в основе любого вояжа лежит потребность в получении от него максимума удовольствия и отдыха (пусть как перемены рода деятельности). Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, пока существует человек, пока он работает, создавая для себя антропогенную среду обитания, ему будет необходим отдых, одной из разновидностей которого и являются путешествия.
Но туризм - это не только естественная, а теперь уже и само собой разумеющаяся часть жизни любого социума, это еще и «движитель» развития этого социума. Он оказывает существенное благотворное влияние на развитие экономики, совершенствует и социальную структуру общества, создавая новые рабочие места и тем самым борясь, в частности, с безработицей. Есть все основания утверждать, что мировой туризм имеет огромный потенциал. Новые технологии - как в индустрии туризма, так и в сопредельных областях экономики - будут способствовать дальнейшему поступательному развитию как путешествий, так и общества в целом.
Нельзя забывать о такой важнейшей составляющей туризма, как укрепление политической стабильности. Туризм может развиваться только в мирных условиях. Войны, любые политические конфликты, гражданские разногласия, как и экономические кризисы и депрессии, препятствуют его развитию. Не случайно одним из главных положений «Кредо миролюбивого путешественника», принятого на конференции в Ванкувере в 1988 г., провозглашалось: «Предлагать руку дружбы всем, кого я встречу».
Очевидно, что туризм способствует формированию единого туристского пространства в масштабах всей Земли, что приводит к дальнейшей консолидации народов и государств. Меняются времена, меняется ментальность, меняется и отношение к путешествиям. Но при всех его трансформациях туризм был, есть и будет неотъемлемой частью всего человеческого социума.
Список использованной литературы
1.Соколова М.В. История туризма 2009г.
.Артёмова Е.Н., Козлова В.А. Основы гостеприимства и туризма 2009г.