Формирование скоростно-силовых качеств юных волеболистов

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

. СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

.1 Характеристика волейбола как средства физического воспитания и развития школьников

.2 Характеристика методов скоростно-силовой подготовки

.3 Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста

.4 Характеристика скоростно-силовых качеств, необходимых в спортивной деятельности волейболиста

.5 Периоды развития скоростно-силовых качеств волейболистов

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Методика исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ


Стремительное развитие спорта, сопровождающееся постоянным ростом и интенсивностью физических нагрузок, диктует необходимость поиска новых форм, методов и средств организации учебно-тренировочного процесса, адекватных встающим перед современным спортивным движением задачам.

С момента своего "изобретения" игра в волейбол переживает бурное развитие. Это выражается и в растущем количестве волейболистов, и в растущем числе стран-членов Международной федерации волейбола. По своей распространённости эта игра занимает ведущее положение на мировой спортивной арене.

Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности.

Специфика волейбола отчасти заключена в самом его названии: "волей" - на лету, "бол" - мяч.

Одной из важных задач в волейболе является задача определения траектории и скорости полёта мяча и умение своевременно "выйти на мяч" - занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара, блокирования. Способность быстро решать такие задачи можно развивать специальными упражнениями.

Ведущую роль играют быстрота и сила в определенных сочетаниях. При этом первостепенное значение имеет скорость мышечного сокращения и регулирования скорости движений. Особое значение придается пространственной точности движений, крайне необходимой при первых и вторых передачах мяча, подачах, нападающих ударах.

Важна быстрота двигательной реакции и способность управлять временем движений.

Ещё одна отличительная черта волейбола - сложность и быстрота решения двигательных задач в игровых ситуациях. Волейбол должен учитывать расположение игроков на площадке, предугадать действия партнеров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это действие. При скоростной игре степень и срочность решения задач, которые зависят от быстроты действий игроков, значительно повышаются.

Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств.

Цель исследования:

Выявление взаимосвязи между уровнем скоростно-силовой подготовленностью и уровнем физического развития старших школьников в возрасте 14-17 лет, занимающихся волейболом.

Для достижения данной цели необходимо решить несколько задач:

. Дать литературный обзор по изучению развития физических качеств у занимающихся волейболом;

. Изучить взаимосвязь между уровнем скоростно-силовой подготовленностью и уровнем физического развития старшеклассников.

. Определить круг основных упражнений для совершенствования (развития) скоростно-силовых качеств - быстроты передвижения, прыгучести, скоростной выносливости.

. Проверить эффективность предложенных методических средств для совершенствования (развития) физических качеств волейболистов.

Гипотеза: данный возраст - 16-17 лет - наиболее благоприятен для развития скоростно-силовых качеств спортсменов - волейболистов.

Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Методы исследования:

1. Анализ научно-методических материалов и планов подготовки юношеских волейбольных команд.

. Методы тестирования.

. Педагогический эксперимент.

. Статистическая обработка материала.

Цель наблюдения - определить эффективность разработанного комплекса упражнений.


1. СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ


.1 Характеристика волейбола как средства физического воспитания и развития школьников


В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

Волейбол как спортивная игра был популярен всегда. Для игры во дворе необходима площадка, сетка и мяч, а также желание играть. В волейбол играют на пляже, на специально оборудованных спортплощадках и во дворах. Волейбол сегодня возвращает свою былую популярность также, как и другие спортивные игры.

Волейбол - одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ловля мяча, пасы, удары. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма. Волейбол является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью.

В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников волейбол является одним из средств физического воспитания. Волейбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию - все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр. Вот почему спортивные игры, в частности волейбол, в школьной программе представлены как основной материал, который широко используется во внеклассной работе. Современный волейбол - это атлетическая игра и требования, предъявляемые к волейболистам, самые высокие.


1.2 Характеристика методов скоростно-силовой подготовки


Любые движения человека - это результат согласованной деятельности Ц.Н.С. и периферического аппарата, в частности нервно-мышечной системы. Без проявления мышечной силы никакие физические упражнения выполнить невозможно.

В специальной литературе имеется несколько определений мышечной силы как двигательного качества. Так В.М. Зациорский под силой понимает способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать им за счет мышечных напряжений.

Скоростно-силовые способности характеризуются возможностью проявления человеком предельных или околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений.

В.В. Кузнецов выделяет следующие методы силовой подготовки:

. Общая силовая подготовка, методы кратковременных усилий, "до отказа", повторный, интервальный, круговой.

. Разносторонняя целенаправленная силовая подготовка

. Специальная силовая подготовка синтетического и аналитического воздействия.

У Ю.В. Верхошанского методы развития специальной силы систематизированы по четырем пунктам: развитие абсолютной, быстрой, взрывной и реактивной способности, силовой выносливости.

В.М. Зациорский выделяет следующие методы создания максимальных силовых напряжений: повторные, максимальные и динамические усилия. Тренировочный эффект, по его мнению, достигается величиной отягощения.

Как отмечают Ю.В. Верхошанский и В.В. Кузнецов при развитии силовых качеств важно ориентироваться на следующие положения:

·эффективность отдельных силовых упражнений определяется по состоянию прироста силы соответствующих мышечных групп;

·совершенствование силовых качеств осуществляется как за счет переноса силового тренировочного эффекта с общеподготовительного на специально - подготовительные и соревновательные упражнения, так и за счет кумуляции средств силовых воздействий с различным тренировочным эффектом;

·тренировочные силовые воздействия должны быть оптимальными, так как объемные и длительные силовые нагрузки существенно снижают быстроту движений и способность к проявлению взрывных усилий.

В теоретическом плане в специальной литературе по волейболу нет обоснованной системы взглядов, регламентирующей скоростно-силовую подготовку с учетом возраста, пола, спортивной квалификации волейболистов, периодов годичного цикла тренировки. Во многих учебниках и учебных пособиях авторы вообще не рассматривают скоростно-силовую подготовку как самостоятельный раздел подготовки волейболистов. Они выделяют различные ее составляющие: специальную быстроту; силу; выносливость; координационные способности, прыгучесть - и предлагают средства и методы их реализации. Еще не определены специальные комплексы средств и методы тренировки, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств волейболистов, отсутствуют сведения о нормах нагрузок для спортсменов различного возраста и квалификации.

Возможность решения этих задач видится в индивидуализации и специализации средств и методов подготовки, оптимизации соотношения частных объемов физической и технической подготовки на основе учета возрастных особенностей состояния и подготовленности юных волейболистов, что обуславливает актуальность и необходимость проведения исследования.

Совершенствование процесса физической подготовки юных волейболистов в значительной степени зависит от правильного подбора и распределения средств и методов тренировки на разных этапах подготовки. Для этого необходимо иметь объективные данные о силе тренировочного воздействия средств и методов тренировки, направленных на совершенствование (развитие) тех или иных физических качеств, о распределении средств тренировки в рамках конкретного времени.

По мнению специалистов по волейболу, многократное выполнение блокирования и нападающих ударов развивает прыгучесть и прыжковую выносливость. Но, как показывает анализ научно-методической литературы и материалов современной практики, это чисто теоретическое толкование, без выхода на практическую реализацию.

Особое место в обучении волейболистов занимает развитие скоростно-силовых способностей. Скоростно-силовые способности являются своего рода соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежат функциональные свойства мышечной и другой систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная скорость движения. Следует иметь в виду, что внешне проявляемые в двигательных действиях сила и скорость за некоторым исключением связаны обратно пропорционально. Одна из причин такого соотношения заложена во внутренних механизмах мышечного сокращения, то есть максимальные параметры напряжения мышц достигаются лишь при относительно медленном их сокращении, а максимальная скорость движений - лишь в условиях их минимального отягощения. Некоторые из проявлений скоростно-силовых способностей получили название "взрывной силы", то есть способность по ходу движения достигать возможно больших показателей внешне проявляемой силы в возможно меньшее время (оценивается по градиенту силы или скоростно-силовым индексом, который вычисляется как отношение максимальной величины силы, проявленной в данном движении, ко времени достижения этого максимума).

"Взрывная сила" - способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. "Взрывная сила" имеет весьма существенное значение в ряде скоростно-силовых действий (ударных действиях в боксе и так далее). В качестве основных средств воспитания скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью сокращений. Для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движения, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время.

Из обширного комплекса упражнений для строго регламентированного воздействия на скоростно-силовые способности используют преимущественно те, которые удобнее регламентировать по скорости и степени отягощений. Большую часть таких упражнений применяют с нормированными внешними отягощениями, периодически варьируя степень отягощения, поскольку многократное повторение движений со стандартным отягощением, даже если они выполняются с максимально возможной скоростью, постепенно (передача в сравнительно короткие сроки) приводит к стабилизации уровня мышечных сокращений, что лимитирует развитие скоростно-силовых способностей. Чтобы избежать такой стабилизации, применяют и варьируют дополнительные отягощения и в тех скоростных действиях, которые в обычных условиях выполняются без внешнего отягощения или со стандартным отягощением. Например, отягощающие манжеты в игровых действиях руками, утяжеленные перчатки при выполнении боксерских ударов и другие. Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей - это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движения. В процессе воспитания скоростно-силовых способностей отдают предпочтение упражнениям, выполняемым с той наибольшей скоростью, которая возможна в условиях заданного отягощения и при которой можно сохранять правильную технику движений (так называемая контролируемая скорость); внешние же отягощения лимитируют в пределах, не превышающих в большинстве случаев 30-40% от индивидуально максимального.

Различные виды спорта предъявляют неодинаковые требования к отдельным компонентам скоростно-силовой подготовленности спортсменов. В одних видах результат в большей мере зависит от силовых компонентов, в других - от скоростных. Эмпирическое правило использования скоростно-силовых упражнений: "лучше заниматься чаще (в смысле частоты занятий в недельных и других циклах), но понемногу (в смысле ограничения объема нагрузки в рамках отдельного занятия).

Установлено, что использование комплекса специальных силовых упражнений с отягощениями весом 30-50% от максимального способствуют значительному повышению скоростных способностей (до 18%). Применение отягощений весом 70-90% от максимального дает наибольший прирост силовых способностей (до 19%). Применение отягощений весом 50-70% от максимума приводит к пропорциональному развитию скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей. Причем использование этой программы обеспечивает устойчивое сохранение достигнутого уровня скоростно-силовой подготовленности.

Вместе с тем показана эффективность комплексного применения средств скоростной и силовой подготовки в одном занятии или в системе смежных занятий. Последовательное выполнение упражнений в комплексе с отягощением 30% и 90% от максимальных является наиболее действенным для развития "взрывной силы" и сопровождается адаптацией организма к нагрузке скоростно-силовой направленности.

В некоторых видах спортивных упражнений быстрота движений сочетается с проявлением силы мышц, образуя комплексную скоростную особенность - резкость движений. Поэтому в видах спорта скоростно-силового характера развитию быстроты движений способствуют и средства, развивающие силу мышц. Ценность силовых упражнений для развития быстроты мышечных сокращений состоит еще и в том, что добиться существенного увеличения скорости за счет чисто скоростных упражнений трудно, а задача повышения силовых возможностей решается более просто. Однако развитие силы при этом должно проходить в условиях быстрых движений. Для этого используют метод динамических усилий: максимальное силовое напряжение создается за счет перемещения какого-то непредельного отягощения с наивысшей скоростью при полной амплитуде движения.

Несколько иной путь развития скоростно-силовых способностей предлагает А.Н. Лапутин. Суть его состоит в том, чтобы при развитии силы всех скелетных мышц человека использовать филогенетически и ортогенетически сложившиеся в организме реакции мышечной системы на естественное поле тяжести, обусловленное постоянным действием сил гравитации. Силы всех мышечных групп и условия их сокращения также неодинаковы, они находятся в строгом соответствии с массой приводимых ими в движение биозвеньев. Данный способ основан на использовании отягощений для создания дополнительного сопротивления сокращению работающих мышц. Однако масса каждого отягощения, которое применяет спортсмен, естественным образом распределяется между соответствующими мышечными группами. Это значит, что на каждую мышечную группу приходится ровно такой процент отягощения, какой она обычно испытывает при естественной гравитации, поддерживая в равновесии ту или иную процентную часть массы всего тела. В этом случае отягощение не вызывает нарушений в координационной структуре движений. Таким образом, если дополнительные отягощения расположить в области центров масс биозвеньев, а величину каждого из них дозировать в строгом процентном соотношении с массами биозвеньев по отношению к массе всего тела и соответственно по отношению к величине всего отягощения, то можно добиться того, что тело человека будет находится в естественном поле силы тяжести, только увеличенном по модулю.

В методике развития скоростно-силовых качеств волейболистов необходимо использовать непредельные усилия (30-50% от максимальных) проявляемые при предельной скорости выполнения упражнения. При этом нельзя доводить до утомления. Используется также сопряженный метод, который характеризуется развитием скоростно-силовых качеств в рамках структуры технического приема или его звеньев. Например, выполнение нападающего удара с отягощением на руках. Рекомендуется использовать и методы круговой тренировки скоростно-силовой направленности и сочетание скоростно-силовой и технической подготовки.

Несмотря на различия, многие спортивные игры имеют одну общую черту: в структуре движений есть ударное действие по внешнему объекту. Во всех ударных движениях есть общее - это управление ударным действием, как предварительное, так и программно-автоматическое в фазе удара.

Практические методы тренировки ударных движений с помощью нового средства - биомеханических станков основано на явлении биомеханического резонанса. Станки позволяют не только динамично развивать физические качества человека в оптимальном сочетании, но на основе индивидуального биомеханического спектра обеспечивать также достижение заранее заданных свойств биомеханического аппарата человека. Предлагаемый Агашиным Ф.К. принцип вторичных ударов состоит в выполнении одной заданной программы вторичными управлениями и коррекциями с возможностью подключить сознание в скоротечный процесс путем развертки этого процесса во времени. На этой основе разработана, достаточно подробно, методика тренировки ударных движений на станках, которая включает следующие методы.

1. Метод обобщенной динамики. Цель этого метода - целенаправленная оптимизация процесса получения кинетической энергии системы и эффективного ее использования (достаточный коэффициент полезного действия). Средства реализации метода - движение на станках, движение с тяжестями и адекватным сопротивлением во всех фазах движения в замедленном, адекватном и убыстренном темпе, с сокращенной и увеличенной амплитудой и различной симметрией. Показано, что при изометрическом сокращении скорость биохимической реакции в пять раз меньше, чем при укорочении и отсутствии груза. Это обстоятельство позволяет спортсмену в изометрических упражнениях очень экономно использовать биохимическую энергию и таким образом повышать коэффициент полезного действия своих действий и осуществлять относительное накопление энергии. Благодаря этому случай статических и квазистатических нагрузок позволяет накапливать значительную величину биопотенциальной энергии;

2. Метод модельных и симметричных упражнений. Целью настоящего метода является выработка определенных динамических структур во всех фазах, кроме фазы ударов;

3. Метод массажных упражнений. Задачей метода является упорядочение действия мышц, а также обеспечение получения спортсменом информации от отдельных узлов системы с целью построения и совершенствования пространственно-временных структур. Массажные упражнения существенно отличаются от массажа: они проводятся при активном состоянии мышц (при массаже мышцы расслаблены). Особенностями таких упражнений является и то, что они осуществляются в условиях небольших перемещений, имитирующих удар;

4. Метод переменного числа степеней свободы. Возможны следующие варианты:

а) у системы жестким закреплением ликвидированы несколько степеней свободы, в остальных ей предоставлена полная свобода. Этот вариант необходим при разрушении непригодных динамических структур спортсмена;

б) ликвидированы почти все степени свободы. Оставшиеся позволяют совершать определенные движения. Этот вариант необходим при поиске и построении необходимых структур;

5. Метод комплексной динамики. Задачей его является построение определенных динамических и кинематических структур во взаимодействии.

Исследование биомеханических характеристик основной группы приемов волейбола и ударных движений у волейболистов различных возрастных групп позволило разработать комплексную программу обучения технике движений, построенную по принципу "дерева целей".

Исследования нападающего удара в волейболе позволили установить, что наиболее близко по координационной структуре к нападающему удару стоят броски набивных мячей весом 1.5 кг одной и двумя руками из-за головы, метание утяжеленных теннисных мячей. Категорически нельзя использовать мячи весом 5-10 кг, так как нарушается координационная структура, свойственная нападающему удару. Поэтому упражнения типа метания таких мячей с места не соответствуют нападающему удару из-за значительного увеличения времени работы мышц и нарушения последовательности их включения в работу.

На основании исследования литературных источников было установлено, что существуют определенные наиболее благоприятные условия, при соблюдении которых достигается наилучший положительный эффект развития скоростно-силовых качеств.

Таким образом, по публикациям можно составить общее представление о методических подходах в обучении, используемых методах и средствах, перспективных направлениях обучения. Остро ощущается нехватка методических рекомендаций. Очевидна необходимость в разработке новых технических средств обучения.


1.3 Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста


Для применения рациональной методики обучения необходимо знать закономерности возрастного развития главнейших систем организма. Изменения, происходящие в строении и функциональном состоянии организма юных спортсменов, обусловлены не только воздействием систематических занятий физическими упражнениями, но и возрастными особенностями.

Старший возраст приходится на 14-17 лет (мальчики 15-17 лет; девочки 14-16 лет). Границы этого возрастного периода нельзя считать строго установленными, поскольку начало и завершение полового созревания, в зависимости от ряда факторов, могут сдвигаться в сторону более старшего или младшего возраста. Кроме того, было установлено, что по уровню полового созревания 15-летние мальчики соответствуют 14-летним девочкам, ибо у последних начало полового созревания относится к предшествующему периоду развития (второе детство), тогда как у мальчиков процесс полового созревания только начинается в это время.

Рост и развитие скелета. В среднем школьном возрасте происходит ускорение роста и развития в связи с половым созреванием. Увеличиваются половые различия. Продолжается окостенение скелета. К 14-16 годам в позвоночнике появляются новые точки окостенения.

Верхние и нижние поверхности тел позвонков окостеневают в 15-16 лет. В этом же возрасте происходит срастание нижних отрезков грудины. Окончание развития скелета руки у подростка женского пола на 2 года раньше, чем у подростка мужского пола. Окостенение сесамовидных костей обычно начинается с 13-14 лет. С 13-14 лет преобладает развитие лицевого скелета во всех направлениях и складываются характерные черты физиономии. С 12 лет и до взрослого состояния ежегодный прирост лицевого черепа составляет 2-3мм. К 15 годам базилярная часть затылочной кости сливается с основной. С 12 лет окружность черепа увеличивается ежегодно на 4 мм.

В период полового созревания отмечается наибольший прирост головы, у девочек к 14 годам, а у мальчиков к 15 годам. К 14 годам грудная клетка имеет все особенности взрослой, но отмечается меньшими размерами. Окружность груди в 15 лет у мальчиков в среднем 80 см, у девочек - 77,5 см. Темпы нарастания груди меньше темпа роста тела в длину. Отношение окружности груди к весу тела постоянно и равномерно уменьшается. Вес тела нарастает с возрастом быстрее, чем окружность груди. У девочек уже с 13 лет рост грудной клетки опережает ее рост у мальчиков. С 12 и до 14-15 лет у девочек увеличивается интенсивность роста поперечного размера входа в малый таз.

Рост и развитие нервной системы. К 15 годам вес головного и спинного мозга почти достигает веса взрослого человека. Продолжается рост пирамидных клеток. Мозговой конец двигательного анализатора достигает почти полного развития. Ввиду совершенствования торможения улучшается контроль над эмоциями. Продолжительность сна уменьшается до 9 часов.

Время активного внимания, при отсутствии утомления, возрастает до 30 минут. На 1 см. отодвигается ближайшая точка ясного виденья, и на 2 диоптрии уменьшается аккомодация глаза. Острота слуха наивысшая с 14 до 19 лет.

Развитие двигательного аппарата. В 14-15 лет происходит усиленный рост мышц и образование массивных волокон. Вес мышц по отношению к весу тела у подростка 15 лет составляет 32,6%. К 13-15 годам становая сила увеличивается у мальчиков на 60%, а у девочек на 70%.. мускулатуру необходимо развивать равномерно, так как чрезмерное развитие одной из мышечных групп задерживает рост костей в длину.

Упражнения типа подскоков и прыжков способствуют удлинению трубчатых костей.

Сгибатели и разгибатели мышц рук развиваются в основном одновременно, а разгибатели ног и туловища - быстрее, чем сгибатели.

Сила мышц правой и левой сторон туловища и конечностей имеет большое значение для формирования осанки.

Более высокие показатели физического развития у подростков и юношей спортсменов объясняются тем, что систематическая мышечная деятельность стимулирует процессы обмена веществ в организме. В восстановительном периоде после значительных энергетических затрат, связанных со спортивной нагрузкой, в тканях откладывается больше веществ, чем их было до начала работы, то есть происходит так называемая суперкомпенсация энергетических затрат.

Изменение крови и системы кровообращения. К 14-15 годам состав крови приближается и взрослому. Количество эритроцитов и лейкоцитов такое же, как у взрослых. Количество нейтрофилов доходит до 60,5%, а лимфоцитов - 28%.

Вес сердца в 14-15 лет доходит у мальчиков до 183 грамм, а у девочек до 184,5 грамм. Следовательно, в периоде полового созревания он больше у девочек. К 13-14 годам объем сердца подростка достигает половины объема сердца взрослого. Частота пульса в покое с 12 до 15 лет уменьшается на 4-5 ударов в 1 минуту. Систолический объем возрастает с 33,5 до 41,5 см3, а минутный объем - с 2740 см3 до 3250 см3.

К 15 годам среднее систолическое давление - 117 мм.рт.ст., а диастолическое - 73 мм.рт.ст.

Электрокардиограмма подростка близка и взрослому типу. Так как кровеносные сосуды развиваются медленнее сердца и относительно сужены по сравнению с емкостью сердца, то при физической работе легко повышается кровяное давление, а вследствие повышения возбудимости симпатической системы значительно учащается сердцебиение и наблюдается аритмия. Поэтому физические упражнения нужно ограничивать, особенно при статическом усилии; например, при стоянии в течение 15-20 минут у здорового подростка иногда нарушается кровообращение.

Под влиянием систематической тренировки у юных спортсменов частота пульса становится несколько реже.

В процессе выполнения мышечной работы объем веществ у подростков увеличивается в большей степени, чем у взрослых. При этом, усиление кровообращения относительно больше, чем у взрослых, увеличение минутного объема крови достигается в основном за счет учащения сердцебиений.

При мышечной нагрузке кислородный долг у детей и подростков может быть очень значительным. Подростки старшего возраста способны с высокой интенсивностью выполнять физическую работу при нарастании кислородного долга, в то время как в более младшем возрасте организм менее приспосабливается к работе в анаэробных условиях и не может с прежней интенсивностью ее продолжать.

Дыхательная система. В период полового созревания легкие быстро растут. Их вес к 14-15 годам достигает 513-594 грамма. Частота дыхания снижается. Глубина дыхания в покое к 14-15 годам 300-375 см3, минутный объем в покое 4900-5400 см3, легочная вентиляция в покое 6500см3, жизненная емкость легких 2700-3000 см3. Потребность в кислороде возрастает в 1 минуту со 195 до 225 см3.

При планировании занятий с подростками необходимо учитывать, что их аэробные возможности ограничены даже по сравнению с более младшими детьми. Поэтому развитие общей выносливости затруднено и центр тяжести занятий должен быть перенесен на развитие скоростно-силовых качеств, а так же ловкости.

Работоспособность в зонах большой и умеренной мощностей, где энергообеспечение зависит от своевременной доставки кислорода, также увеличивается. Это связано в первую очередь с уменьшением координации в деятельности вегетативных функций при мышечной работе.

Изменения, происходящие в морфофункциональном статусе организма, и прежде всего увеличение массы тела, сказывается и на процессах обеспечения организма энергией, что приводит к заметному возрастанию суточных потребностей в пище.

Выводы: Под влиянием систематической тренировки у юных спортсменов уменьшаются затраты энергии организма, связанные с выполнением стандартной нагрузки, у них в меньшей степени возрастает потребление тканями кислорода, чем у их сверстников, не занимающихся спортом (при такой же нагрузке).

Следует учесть, что после максимальных напряжений обменные процессы протекают у юных спортсменов гораздо менее экономно и сопровождаются очень значительным усилением кровообращения. Это объясняется тем, что они способны переносить нагрузку большей интенсивности.

Во время игры в волейбол (в силу ее повышенной эмоциональности) возможны очень значительные сдвиги в функциональном состоянии организма игроков, не восстанавливающиеся длительное время. Поэтому при определении нагрузки необходимо учитывать не только функциональное состояние организма, но и степень эмоционального воздействия.


1.4 Характеристика скоростно-силовых качеств, необходимых в спортивной деятельности волейболиста


Сила. Под силой следует понимать способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. Сила - одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, поэтому её развитию спортсмены уделяют исключительно много внимания.

Средствами воспитания силы мышц являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:

·упражнения с внешним сопротивлением;

·упражнения с преодолением веса собственного тела;

·изометрические упражнения.

а) Первые упражнения, являются наиболее эффективными для развития силы и подразделяются на:

·упражнения с тяжестями, в том числе и на тренажёрах

·упражнения с сопротивлением партнёра. Эти упражнения оказывают благотворное не нервно-эмоциональное состояние занимающихся;

·упражнения с сопротивлением внешней среды (бег в гору, бег по песку или снегу, бег в воде и т.д.); +упражнения с сопротивлением упругих предметов (прыжки на батуте, эспандер, резина).

б) упражнения с преодолением собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физическому воспитанию (подготовке). Они подразделяются на:

·гимнастические силовые упражнения (отжимание в упоре лежа, отжимание на брусьях, подтягивание ног к перекладине и т.п.);

·легкоатлетические прыжковые упражнения однократные и "короткие" прыжковые упражнения; + упражнения с преодолением препятствий (ров, забор т.д.)

Наиболее характерное проявление силы в волейболе - при ударных движениях (подаче и нападающих ударах), прыжках на блок и для нападающего удара, перемещениях и в падениях.

Большинство технических приёмов в волейболе требует проявление специальной силы. Так, для выполнения передачи сверху двумя руками, необходим определённый уровень развития силы мышц кистей, подачи - силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища, нападающего удара - комплексное развитие силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног.

Для эффективного применения технических приёмов в игре, волейболисту нужна, так называемая, взрывная сила - способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Поэтому специальная силовая тренировка направлена, прежде всего, на воспитание скоростно-силовых способностей спортсмена.

Прыгучесть волейболиста - это способность прыгать оптимально высоко для выполнения нападающего удара, блокирования и вторых передач. Она зависит от силы мышц и скорости сокращения мышечных волокон. Для проявления прыгучести необходима взрывная сила.

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая взрывная сила, т.е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время - прыжок.

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т.е. сочетание разбега и прыжка.

Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяющихся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета. скоростной силовой спортивный волейболист

Скорость и сила - основа прыжка. Для выполнения прыжка необходимо обладать высокоразвитой ловкости, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми.

Показатель прыгучести очень важен для игры в волейбол. Чем выше этот показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях.

Чем выше игрок отталкивается при выполнении атакующего удара по мячу, тем сложнее против него выполнять игровые действия в защите. Большинство прыжков в игре проходит на фоне усталости. Порой волейболисту приходится делать подряд несколько прыжков в условиях сопротивления. Все это предъявляет большие требования к прыгучести игроков.

Быстрота. Как характеристика темпа движения представляет собой способность быстро чередовать сокращения и расслабления отдельных групп мышц, т.е. осуществлять "включение - выключение".

Скоростные качества человека определяются, прежде всего, такими факторами как наследственность, возраст, пол, состояние нервно - мышечного аппарата (механизм), времени суток и др.

Быстрота - решающий фактор во многих видах спорта.

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы:

Ведущим методом развития быстроты как физического качества является метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и около предельной интенсивность. Количество повторений в одном занятии 3-6 повторений в 2-х сериях. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинается уже развитие выносливости, а не быстроты.

Повторный метод позволяет проявить предельные скоростные возможности на благоприятном эмоциональном фоне. При развитии быстроты необходимо быть сосредоточенным и максимально собранным, выполнять упражнения чётко и точно.

Наибольшее значение при развитии быстроты имеет скорость выполнения целостных двигательных действий - перемещений, изменений положения тела (атак, защит в поединке и т.д.). Минимальная скорость движений зависит от скоростных нервных процессов и быстроты двигательной реакции и от других способностей человека (динамической силы, гибкости, координат др.) Поэтому скоростные способности - это сложное комплексное двигательное качество. Быстрота, как способность выполнять движения быстро, наиболее характерно проявляется в волейболе при приёме подач и нападающих ударов, страховке, перемещении в блоке.

Специальная быстрота волейболиста - это способность выполнять перемещения по площадке и технические приёмы в минимальный для определённых условий, отрезок времени. Быстрота в волейболе проявляется в трёх основных фазах: в быстроте реакции (на сигнал партнёра, об изменении игровой ситуации и т.д.). Она является основной предпосылкой для умения максимально быстро, опережая соперника, оценить обстановку, принять наиболее выгодное решение и осуществить его; в предельной быстроте отдельных движений; в быстроте перемещений.

Выносливость. Важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интегральные, а также контрольный или соревновательный. Каждый из методов имеет свои особенности.

Равномерный непрерывный метод. Этим методом развивают аэробные способности различных видах спорта, в которых выполняются циклические однократно-равномерные упражнения малой и умеренной мощности (продолжительность 15-30 мин, ЧСС - 130-160 уд/мин.).

Переменный непрерывный метод. Заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения. Иногда этот метод называется метод игры скоростей или "фартлек". Предназначен для развития как специальной, так и общей выносливости.

Интервальный метод (разновидность повторного метода) - дозированное повторное выполнение упражнений относительно небольшой интенсивности и продолжительности со строго определённым временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба, либо медленный бег. Используется представителями циклических видов спорта (лыжи и др.).

Игра в волейбол с переменной интенсивностью при длительной (от 1,5 до 3 часов) быстрой и почти непрерывной реакции на изменяющуюся обстановку предъявляет высокие требования к выносливости, как к одному из важнейших физических качеств, необходимых для игры.

Специальная выносливость объединяет скоростную, прыжковую и игровую выносливость. Она зависит от уровня развития общей выносливости, подготовленности опорно-двигательного аппарата, от силы психических процессов (например, умения терпеть), от экономичности спортивной техники.

Скоростная выносливость - способность волейболиста выполнять технические приёмы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры.

Прыжковая выносливость - способность к многократному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями. Проявляется этот вид выносливости в прыжках для нападающего удара, постановки блока и выполнении вторых передач.

Игровая выносливость - способность вести игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических приёмов. Она объединяет все виды выносливости и специальные физические качества. Высокий уровень развития функциональных способностей волейболистов - один из главных факторов высокой работоспособности по ходу игры и успешной реализации всего арсенала технических и тактических средств борьбы .

Гибкость. Гибкость волейболиста проявляется при выполнении всех технических приёмов. Поэтому хорошая подвижность в лучезапястном, локтевом, лучевом и плечевом суставах, крестцово-позвоночном сочленении, а также тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, способствует эффективному ведению игры.

Ловкость. Ловкость это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать.

Ловкость - весьма специфическое качество. Можно обладать хорошей ловкостью в играх и недостаточной в спортивной гимнастике. Поэтому её целесообразно рассматривать в связи с особенностями конкретного вида спорта. Ловкость приобретает особенную важность в тех. видах спорта, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями (спортивные игры).

Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:

·выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);

·зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);

·создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);

·усложнение условий выполнения обычных упражнений;

·изменение скорости и темпа движений;

·изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).

В волейболе это качество проявляется в умении быстро перестраиваться в соответствии с моментально меняющейся обстановкой на площадке. В ходе игры непрерывно меняется обстановка, требующая быстроты ориентировки и моментального осуществления решений. К тому же, точность выполняемых движений должна быть максимальной, иначе неизбежны технические ошибки. Целый ряд технических приёмов выполняется в безопорном положении, что предъявляет высокие требования к деятельности вестибулярного аппарата. Это требует высокого развития специальной ловкости и точности движений в пространстве.

Ловкость волейболиста имеет две разновидности: акробатическая ловкость, которая проявляется в падениях, перекатах во время игры в защите; прыжковая ловкость - умение владеть своим телом в безопорном положении при выполнении нападающих ударов, блокирования и вторых передач в прыжке.


1.5 Периоды развития скоростно-силовых качеств волейболистов


В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются сенситивными периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название критических. По мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностямитого или иного периода онтогенеза.

Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:

быстрота - развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;

сила - с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;

скоростно-силовые качества - с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14-16 лет.

Таким образом, возраст 14-17 лет - возраст старшеклассников - наиболее благоприятствующего для развития скоростно-силовых качеств.

Выводы: На сегодняшний день накоплен большой арсенал средств, с помощью которых решается задача развития силовых и скоростно-силовых качеств. Но можно с уверенностью сказать, что пути оптимизации подготовки далеко еще не исчерпаны.

Так, например, в большинстве прыжковых видов отталкивание выполняется одной ногой. В этот момент она испытывает нагрузку, в 5-7 раз превышающую массу тела. Вполне понятно, что подготовка к таким перегрузкам должна идти планомерно, начиная с младшего возраста. Однако на практике значительная часть подготовительных упражнений выполняется на двух ногах и не только новичками, но и хорошо подготовленными спортсменами.

Учитывая, что выполнение всех технических и тактических элементов волейбола требует точности и целенаправленности движений, большинство технических приемов в волейболе (подача, атака, блок) требует проявления взрывной силы. Поэтому физическая подготовка волейболиста должна быть направлена на развитие скоростно-силовых способностей спортсмена.

Все игровые действия в волейболе специфичны для исследуемого направления скоростно-силовых способностей волейболистов.

Возрастной период 14-17 лет характеризуется следующими изменениями показателей развития у школьников скоростно-силовых качеств и их компонентов:

·развитие быстроты происходит непрерывно с 7 до 16 лет при максимальных темпах прироста в 16-17 лет;

·увеличение силы - период с 12-18 лет при наибольшем приросте в 16 - 17 лет;

·постоянный прирост показателей скоростно-силовых качеств происходит с 9 до 18 лет при максимальных темпах прироста в 14-16 лет.

Дальнейшие исследования в данном направлении могут:

·уточнить возрастные границы наиболее интенсивного прироста отдельных компонентов скоростно-силовых способностей юных волейболистов 10-14 лет;

·установить силовую эффективность различных упражнений скоростно-силового характера и их влияние на формирование технико-тактической подготовленности;

·экспериментально определить рациональные показатели количества повторений и длительности интервалов отдыха при выполнении упражнений скоростно-силового характера для волейболистов 10-14 лет;

·разработать педагогическую технологию физической подготовки с преимущественным развитием скоростно-силовых способностей юных волейболистов.

Предлагаемый методический подход, основывающийся на первоочередном развитии скоростно-силовых способностей юных волейболистов, представляет возможность рационализировать состав и распределение средств тренировки и повысить эффективность начальной подготовки в целом.


ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ


2.1 Методика исследования


При составлении программы тестирования скоростно-силовых качеств мной учитывались мнения ряда авторов (Б.А. Ашмарин, М.А. Годик, В.И. Лях, и др.), которые считают возможным использование метода моторных тестов как основного метода диагностики скоростно-силовых качеств.

Исследование проводилось на базе секции волейбола в СОШ №67 г. Брянска, где я проходил практику январе - феврале 2008, сентябрь - октябрь 2008 г.

Перед началом эксперимента на занятиях в секции волейбола учащиеся выполняли тестовые упражнения скоростно-силовой направленности для подготовки организма занимающихся к началу эксперимента и освоения техники тестовых упражнений. Контрольная группа занималась по стандартной программе, экспериментальной был предложен дополнительный комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств, необходимых волейболистам (Приложение №1).

Цель исследования:

Анализ основных характеристик развития физических качеств, используя основные упражнения, ибо в практике волейбола основные упражнения применяются в основном для совершенствования и обучения технике и тактике игры.

Задачи исследования:

. Определить круг основных упражнений для совершенствования (развития) быстроты передвижения, прыгучести, скоростной и силовой выносливости.

. Определить начальные дозировки отобранных средств подготовки.

. Проверить эффективность игровых средств для совершенствования (развития) физических качеств волейболистов.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методических материалов и планов подготовки юношеских волейбольных команд.

. Метод тестирования.

. Педагогический эксперимент.

. Статистическая обработка материала.

Цель наблюдения - выявить особенности проявления физических качеств в волейболе.

Содержание тестов специальной физической подготовки.

Виды используемых тестов:

1.Нападающий удар с разбега из зоны 2 (4) в течении 3 минут.

2.Бег ёлочкой на одной стороне площадки.

.Прыжок в высоту с разбега толчком обеими ногами.

.Тест 9 - 3 - 6 - 3 - 9 .

.Выпрыгивание из приседа, прогибаясь, в течении 20 секунд.

.Бросок набивного мяча.

.Сила мышц брюшного пресса и спины.

.Броски теннисного мяча.

Содержание тестов

Нападающий удар с разбега из зоны 2 (4) в течение 3 минут с интенсивностью 12 нападающих ударов в минуту (оценивается попадание мяча в мишень - квадрат 3х3 метра). Разбег для нападающего удара на исходную позицию для разбега две мишени устанавливают по боковым линиям за линией нападения. Нападающие удары проводят поочерёдно в обе мишени. Потерей мяча считают удары в сетку, за пределы площадки, мимо мишени.

Бег ёлочкой на одной стороне площадки. На боковых линиях через 3 метра от лицевой линии устанавливают набивные мячи (по три мяча на линии). Старт - от середины лицевой линии, на которой также лежит набивной мяч. Испытуемый касается ближнего к нему мяча с правой стороны, возвращается к месту старта, касается мяча, лежащего на лицевой линии, касается рукой ближнего к нему мяча с левой стороны, возвращается к месту старта. Далее перемещается по этой же схеме с касанием следующих мячей. Оценивается время перемещения в секундах.

Прыжок в высоту с разбега толчком обеими ногами с касанием метрической разметки возможно выше из трёх попыток. Высота прыжка оценивается в см. определяется разница между максимальной высотой выпрыгивания и высотой, зафиксированной у игрока с вытянутой рукой, стоящего на носках перед прыжком.

Тест 9 - 3 - 6 - 3 - 9 (цифры означают дистанцию бега по волейбольной площадке). Старт - от лицевой линии, коснуться рукой средней линии, коснуться рукой линии нападения на «стартовой» стороне площадки, коснуться рукой линии нападения на противоположной стороне площадки, коснуться рукой средней линии и сделать рывок до лицевой линии, противоположной месту старта. Перемещаться с максимальной скоростью. Регистрируется время пробегания в секунду с точностью до 0.1 сек.

Выпрыгивание из приседа, прогибаясь, в течении 20 сек. (количество прыжков).

Бросок набивного мяча (1 кг) на дальность одной рукой с места (в метрах).

Сила мышц брюшного пресса и спины: поднимание туловища до прямого седа из положения лежа на спине (руки за головой) в течении 10 сек. (количество раз).

Бросок теннисного мяча. На высоте составляющей 80% от максимального прыжка испытуемого, и на расстоянии 80 - 100 см от средней линии натягивают веревочку. В середине противоположной площадки маркируется мишень размером 1х1м. Спортсмен выполняет 10 бросков теннисного мяча в мишень, преодолевая препятствие (попадания).

Тестирование проводилось дважды - вначале эксперимента и после его окончания. Результаты изложены в таблице (Приложение №2).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

·Объектом исследования является скоростно-силовые качества учащихся старшего школьного возраста, целенаправленно занимающихся волейболом в спортивной секции. Исследование особенностей проявления двигательных качеств определяет уровень физической подготовки волейболистов, и позволяет выявить пробелы в общефизической и специальной подготовке, реализация которых окажет существенную помощь в улучшении всего тренировочного процесса.

·В результате изучения и анализа литературных источников мы разобрали разные трактовки определений многих авторов таких качеств, как сила, выносливость, быстрота, гибкость и ловкость. Но смысл определений физических качеств остается неизменным.

·Особенность проявления физических качеств зависит, во-первых, от возрастных особенностей юных спортсменов, во-вторых - от выполняемых упражнений, характерных для каждого вида. В возрасте 14-17 лет посредством специализированных упражнений спортсмен наиболее успешно развивает и совершенствует свою прыжковую и силовую подготовленность.

·Характер проявления физических качеств неразрывно связан с возрастными особенностями.

·В заключение хотелось бы отметить, что физической подготовке юных волейболистов нужно уделять большое внимание. Наряду со специальной физической подготовкой не нужно забывать о большой роли, которую играет общая физическая подготовка.


БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Айриянц А.Г. «Волейбол», - М.: ФиС, 1976.
  2. Амалин М.Е. «Тактика волейбола», - М.: ФиС, 1972.
  3. Ахмеров Э.К. «Волейбол для начинающих», - Мн.: «Полыня», 1985.
  4. «Спортивные игры» под ред. Н.П. Воробьева, М., «Просвещение», 1975.
  5. Голомазов В.А. «Волейбол в школе», - М.: «Просвещение», 1976.
  6. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. «Подготовка юных волейболистов», - М.: ФиС, 1967.
  7. Железняк Ю.Д., Служский Л.Н. «Волейбол в школе», - М.: «Просвещение», 1989.
  8. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. «Юный волейболист», - М.: ФиС, 1979.
  9. Ковалев В.Д. «Спортивные игры», - М.: «Просвещение», 1988.
  10. Оинума С. «Уроки волейбола», М.: ФиС, 1985.
  11. Осколкова В.А. «Волейбол», - М.: ФиС, 1959.
  12. Фетисова С.Л. «Биомеханическое исследование подач в волейболе и методика их совершенствования», - Л., 1974.
  13. Фидлер М. «Волейбол», - М.: ФиС, 1972.
  14. Фурманов А.Г. «Начальное обучение волейболистов», - Мн., 1976.
  15. Фурманов А.Г. «Волейбол», - М.: ФиС, 1983.
  16. Фурманов А.Г. «Играй в мини-волейбол», - М.: «Советский спорт», 1983.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Методика прыжковой подготовки волейболистов


Совершенствование системы подготовки волейболистов должно основываться на изучении закономерностей их соревновательной и тренировочной деятельности.

Одним из основных компонентов соревновательной деятельности является прыжковая подготовленность игроков. Доказано, что 90-95% выигрыша очков в игре достигается в борьбе над сеткой (блок, нападение), поэтому прыжковая подготовленность волейболистов должна быть на высоком уровне.

Развивая прыгучесть, следует, прежде всего, укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. Нужно ежедневно утром уделять не менее 5 минут укреплению ахиллова сухожилия и голеностопного сустава.

Сначала нужно разогреть массажем мышцы голени. Затем приступить к сгибанию и разгибанию голеностопного сустава двумя ногами одновременно. Потом вращать стопы 1,5-2 мин. Затем проделать упражнения левой и правой ногами медленно - по 100-150 движений (для удобства обопритесь о стену или стол под углом 70-75 градусов). Полезно сгибать стопы с амортизатором, с отягощением или преодолевая сопротивление партнера. Хорошо использовать медицинболы - катать их стопами. Можно ходить и прыгать на носках с отягощением в руках или на плече. Эффективны для укрепления стопы и голени прыжки на песке.

Упражнения:

·На тренировках после кросса и гимнастики прыжки на прямых ногах с поднятыми вверх руками 3-4 раза по 1 мин (интервал 5-7 мин). Интервалы используются для развития других игровых качеств - быстроты, силы, ловкости, координации движений или совершенствование техники игры. Прыжки выполняются толчками 2 ног, приземление на заряженную стопу. Затрата времени на отталкивание от пола - минимальная.

·То же, но толчок и приземление выполняется с левой ноги на правую, и наоборот, - поочередно (ноги чуть шире плеч). То же вперед - назад на расстояние нормального шага - "маятник".

·Прыжки с поворотом на 180, 360 градусов с поднятыми вверх руками.

·Прыжки в приседе (полезны не только для укрепления мышц голени, но и бедра, спины). Можно выполнять их в парах - спиной друг к другу, руки сцеплены в локтях.

·Продвижение в стороны, вперед - назад.

·Прыжки с гирями, гантелями, "блинами". Можно имитировать обманные движения (передачу) во время прыжков.

·Прыжки через обычную скакалку на 1 или 2 ногах до 5 мин.

·Запрыгивание (затем спрыгивание) на препятствие высотой 50 см толчком голеностопов, не сгибая ног в коленях. Сериями по 23 - 30 прыжков подряд.

·Прыжки вперед назад с длиной прыжка не более 50 см. Упражнение выполняется как соревнования на время : кто сделает больше прыжков за 1 мин.

·Серийные прыжки с отягощением в виде штанги, гири, медицинбола. Выполняется в течении 25 - 30 с.

Анализ методических материалов и современная практика показывают, что методика совершенствования прыгучести волейболистов носит несистематизированный характер: не учитываются задачи этапов подготовки; большинство средств и методов, используемых для совершенствования прыгучести, по своей структуре не адекватны основным; ограниченный выбор средств прыжковой подготовленности снижает тренировочный эффект; отмечается нерациональное распределение прыжковых упражнений в тренировках.

В методику прыжковой подготовки входит католог прыжковых упражнений, укрепляющие мышцы-разгибатели тазобедренного, коленного и сгибатели голеностопного суставов и программа прыжковых тренировок.

Каталог

. Прыжки вверх из положения приседа или полуприседа (угол между бедром и голенью перед прыжком - 130-140о).

. Запрыгивание на тумбу высотой 80-100 см.

. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием ногами.

. Прыжки вверх ножницами (сильное сгибание и разгибание в голеностопных суставах).

. Прыжки вверх из глубокого приседа (спина прямая): шаг - присед - прыжок.

. Прыжки вверх с выпрямленными коленями, за счет голеностопного сустава.

. Бег с высоко поднятыми коленями (колено поднимается быстро и высоко).

. Перепрыгивание через барьер толчком двух ног из глубокого приседа (прыжок - поворот лицом к барьеру - прыжок - поворот и т.д.).

. Имитация блока после одного приставного шага (выпрыгивание из полуприседа и глубокого приседа).

. Прыжки с разбега толчком двумя ногами с доставанием маркировки как можно выше.

Программа прыжковой подготовкиэтап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной. В каждой тренировке последовательно выполняются упражнения 2, 3, 4, 7.

Дозировка: 20 прыжков (запрыгиваний) в серии (2-3 серии); отдых между сериями -1-2 мин. Интервал между упражнениями - 2-3 мин. Упражнения выполняются с набивными мячами (3-5 кг).этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной. Последовательно через день выполняются упражнения 1, 5, 8. Два раза в семидневном микроцикле с помощью этих же упражнений совершенствуется только прыжковая выносливость.

Дозировки для прыгучести: 20 прыжков в серии (2 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 130 уд/мин.

Дозировки для прыжковой выносливости: 15 прыжков в серии (4 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 120 - 130 уд/мин.

Интервал между упражнениями на прыгучесть - 2-3 мин, на прыжковую выносливость - 3-5 мин.этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной. Последовательно выполняются упражнения 6, 9, 10 в одной тренировке через день.

Дозировка для прыгучести: 25 прыжков в серии (3-4 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 130 уд/мин. Интервал между упражнениями - 2-3 мин.

Один раз в 7-дневном микроцикле совершенствуется прыжковая выносливость с помощью этих же упражнений.

Дозировка для прыжковой выносливости: 20 прыжков в серии (4-5 серий); во время отдыха между сериями - снижение пульса до уровня 130 уд/мин. Интервал между упражнениями - 4-5 мин.

Прирост показателей прыгучести и прыжковой выносливости значителен в сравнении с этими же показателями, полученными в ходе исследования прыжковой подготовки в подготовительном периоде, до внедрения экспериментальной программы. Прыжковая подготовка волейболистов эффективна и рекомендуется для использования в командах мастеров по волейболу.

Комплекс упражнений для прыгучести.

  1. Прыжки на одной, двух ногах в различных направлениях.
  2. Прыжки на месте с подтягиванием ног.
  3. То же, но с продвижением вперед.
  4. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.

Варианты: а) ноги вместе;

б) ноги на ширине плеч;

в) одна нога впереди;

г) со сменой положения ног;

д) с поворотом на 900, 1800, 3600;

е) доставание подвешенного предмета.

  1. Прыжки в длину с места.
  2. Многоскоки тройные, пятерные, десятерные.
  3. Прыжки на носках руки за голову.
  4. Прыжки через скакалку.
  5. Прыжки через гимнастическую скамейку.

Варианты: а) стоя боком к скамейке;

б) стоя лицом к скамейке;

в) прыжки на одной ноге через скамейку;

г) прыжки на 2х ногах через скамейку с продвижением вперед;

д) то же, но одной ноге.

  1. Прыжки стоя на 2х скамейках из приседа с гирей 16-32 кг.
  2. Прыжки сериями, стоя на месте с доставанием баскетбольного щита.
  3. Прыжки через две, поставленные друг на друга скамейки.
  4. Прыжки с отягощением (мешки с песком, пояса).
  5. Прыжки на месте с амортизаторами.
  6. Серийные прыжки через барьеры.

В процессе целенаправленной подготовки происходит улучшение показателей максимальной силы.


Таблица 1

Методический комплекс для максимального развития силы и выносливости

Параметры физической нагрузкиРекомендацииФизические упражнения1. Из упора руками попытаться сдвинуть с места неподвижно закрепленный предмет. 2. Из упора стоя на согнутых ногах давление (жим) на неподвижный предмет с целью сдвинуть его с места. 3. Разгибаясь, давить плечами вверх на закрепленную перекладину. 4. Из полуприседа попытка поднимать предмет, явно превышающий возможности занимающегося. 5. Из полуприседа и полунаклона попытаться выпрямиться, пытаясь поднять закрепленный предмет (например, каменную колонну). 6. Сидя, туловище закреплено, попытаться опустить (вниз) руки, лежащие на гимнастической стенке (столе, стуле...). 7. Попытаться поднять ноги из положения сед углом (ноги закреплены). 8. Сжимать стол (или какой-либо другой предмет), сдавливая его с боков. 9. Сгибание рук в локтевых суставах (кисти закреплены). 10. В положении стоя руками попытаться оторвать жердь от гимнастической стенкиКоличество упражнений в одном занятииВ комплексы в течение 1-2 недель включать по 2-3 упражнения для каждой группы мышц. Всего с учетом хорошей подготовленности - до 9-10Количество повторений упражнений в отдельной серииДо 8-10Число серий в занятии2-3Число занятий в микроцикле5 недель по 3 занятия в каждомПродолжительность упражненияОт 4-6 до 7 с. При этом максимум напряжения должен приходиться на 3-4-ю сВремя серии упражненийОт 12-18 с в начале тренировок до 80 с - в концеПродолжительность занятия по направленному развитию максимальной силыдо 20-25 минВеличина усилийПредельноеВремя отдыхавнутри серииоколо 20 смежду сериями30-120 смежду занятиямиот 24 ч до 2 дней после максимальных нагрузокСодержание отдыхаДыхательные упражнения, упражнения на расслабление и растягивание


Теги: Формирование скоростно-силовых качеств юных волеболистов  Курсовая работа (теория)  Туризм
Просмотров: 7108
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Формирование скоростно-силовых качеств юных волеболистов
Назад