Физкультурно-оздоровительная работа в летнем лагере

ВВЕДЕНИЕ


Состояние здоровья детей, даже относящихся к немногочисленной наиболее благополучной I группе здоровья, ухудшается, что проявляется в сокращении адаптационных возможностей и резервов организма ребенка, в снижении сопротивляемости различного рода инфекциям, физической выносливости и толерантности к учебным нагрузкам. Летний период предоставляет возможность использовать уникальные по многогранности воздействия естественных оздоровительных факторов, для чего необходимо создать подчас минимальные дополнительные условия, прежде всего, организационного характера. Условия детского оздоровительного лагеря создают благоприятную обстановку для широкого развертывания физкультурной и спортивной работы среди воспитанников. Летом, во время каникул, ребята имеют неограниченные возможности для коллективных и индивидуальных занятий на свежем воздухе. Это игры, спорт, туризм, различного рода физические упражнения. Целесообразное их сочетание с твердым режимом и закаливанием может дать значительные результаты. Всю воспитательную и оздоровительную работу в лагере следует проводить в соответствии с учетом возраста детей, их здоровых интересов и запросов. При этом организаторы летнего отдыха детей не должны забывать, что главная задача лагеря - обеспечить детям здоровый отдых, поэтому ни в коем случае нельзя допускать перегрузку детей различными массовыми мероприятиями в ущерб их отдыху и здоровью. Вся работа должна проводиться в соответствии с намеченным планом, центром этой работы является отряд. Учебное пособие включает основы теоретических знаний к организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом возрастных особенностей детей и подростков, методические принципы подготовки спортивных мероприятий, комплексы утренней гигиенической гимнастики, подвижные игры, программы спортивных праздников, конкурсы.

ГЛАВА 1 ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ


1.1 Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в детском лагере отдыха


В современном обществе физическая культура выступает как необходимая часть образа жизни подрастающего поколения, так как она представляет собой неотъемлемую составляющую общечеловеческой культуры, область удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной активности, решает задачу физического совершенствования, разрешает проблемы рационального использования свободного времени. Постоянные умственные перегрузки в школе требуют от детей не только усердия, но и хорошего здоровья, достаточной психофизической подготовленности и полноценного отдыха на каникулах. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения целесообразность и необходимость занятий различными видами спорта в детском возрасте, а также оздоровление и закаливание растущего организма. Летнее время, время отдыха в летнем оздоровительном лагере, и его необходимо в полной мере использовать для занятий физической культурой и спортом. Главная роль в этом принадлежит инструктору физической культуры, который может привлечь соратников из отдыхающих детей и организовать спортивно-оздоровительную работу. В условиях детского оздоровительного лагеря предоставляются большие возможности для закаливания детей даже за короткую смену. Во всяком случае, можно заложить хорошую основу для продолжения начатого дела. Прежде всего, нужно уяснить, что не одними процедурами можно производить закаливание детей. Закаливание должно быть существенной частью физического воспитания ребят. Оно должно распространиться на занятия физкультурой, на трудовые процессы, на игры, на прогулки и сон. Поэтому вожатым, проводящим все время с ребятами, нужно принять самое активное участие в закаливании. От вожатых зависит, будут ли их подопечные продолжать дома начатое в лагере закаливание, что будет в свою очередь способствовать созданию прочного фундамента здоровья. Мы говорим о роли воспитателя, имея в виду, что закаливание детей проводится в лагере отдыха под руководством медицинского персонала и контролем начальника лагеря. Но даже при отсутствии общего целенаправленного руководства, что, к сожалению, нередко можно наблюдать, вожатому не следует упускать возможность организовать закаливание ребят (в разумных рамках), учитывая, что индивидуальный подход крайне труден. Закаливающие процедуры и мероприятия таят в себе и опасность, если подойти к ним неверно, например, долгое пребывание в первые дни под солнечными лучами или купание при температуре воды ниже +18 °С. Но излишняя страховка часто лишает ребят необходимых процедур. В процессе закаливания ни в коем случае нельзя забывать об основных правилах. Первое условие - уделять внимание закаливанию не от случая к случаю, а систематически: иначе смысла от предпринимаемых мероприятий не будет. Второе условие - постепенное увеличение длительности купания или иных закаливающих процедур. Следует, кроме того, учесть, что не все дети в одинаковой степени подготовлены к закаливанию, поэтому ориентироваться нужно на более слабых ребят. К основным средствам закаливания относят: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры. Воздушные ванны. Зарядка проводится в любую погоду, а одеждой, как мы уже говорили, должны быть шорты, майка и кеды (мальчики без маек). И если даже утро не очень теплое, опасаться простуды нечего: ведь зарядка проходит сравнительно быстро и в движении. В таком же костюме следует проводить и другие физкультурные занятия и состязания. Для приема воздушных ванн можно использовать прогулки и игры. Например, во время прогулки в пасмурную погоду предложить снять рубашки и погулять таким образом в течение 10-15 мин. На завтра эта «доза» может быть увеличена на 3-5 мин. в зависимости от силы ветра и температуры.

Но ни в коем случае нельзя доводить детей до озноба, и поэтому нужно помнить, что различные физкультурные упражнения и пробежка помогут избежать этого состояния. Во-первых, тренировку получают не только мышцы, внутренние органы, но и сосуды кожи. Они реагируют на изменения внешней среды: температуру, влажность, повышается устойчивость к сквознякам. Во-вторых, через кожу происходит значительная часть газообмена. Значит, организму предоставляется дополнительная возможность «дышать». Чтобы и ночной сон способствовал закаливанию, воздух в спальне должен быть постоянно свежим. Вожатый всегда присутствует, когда ребята ложатся спать, и проверяет состояние помещения. Солнечные ванны. «Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач», - гласит старая пословица. Солнечные ванны усиливают рост, улучшают обмен веществ, состав крови, защитные свойства кожи. Под влиянием солнечного облучения повышается работоспособность, улучшается настроение. Но нужно помнить, что злоупотребление солнечными лучами способствует перегреванию организма, появлению вялости, головных болей, потере аппетита и сна. А чтобы солнце принесло только пользу, вожатый с отрядом должен соблюдать определенные условия. Солнечные ванны проводятся в оздоровительном лагере под руководством медицинского персонала и инструктора по физической культуре. Вожатые в этом принимают непосредственное участие. Отряду необходимо иметь постоянное место, где обычно проводятся солнечные ванны. Во время приема солнечных ванн все дети должны иметь легкие головные уборы из светлых тканей. Дозирование времени легко контролируется. В первые дни продолжительность солнечных ванн не должна превышать 4-6 мин., а к концу смены может быть увеличена до 35-40 мин. В середине смены, когда ребята уже успели загореть, опасения получения ими ожогов и перегревания уменьшаются. А в первые дни смены чувствительность кожи по отношению к солнечным лучам сравнительно высока. Проводить в это время различные мероприятия на свежем воздухе необходимо в затенённых местах. Известно, что оздоровительные действия солнечной радиации проявляются уже при таких дозах, которые не вызывают загара. Поэтому для закаливания нет нужды добиваться сильного загара. Но если в результате неумелого «пользования» солнечными лучами ребенок получил ожоги, тепловой или солнечный удар (первые признаки теплового или солнечного удара - головная боль, вялость, учащение дыхания и пульса), его немедленно надо перевести в прохладное место и оказать врачебную помощь.

Водные процедуры. Водные процедуры - наиболее сильное и приятное закаливающее средство, на которое организм энергично реагирует. В результате резкого сужения сосудов кожи из-за отлива крови к внутренним органам человек несколько мгновений испытывает чувство холода, после чего наступает приятное чувство теплоты вследствие расширения сосудов - это своеобразная гимнастика сосудов. Слишком долгое охлаждение вызывает повторный озноб. Он должен явиться сигналом к тому, что может наступить переохлаждение. Значит, следует водную процедуру прекратить и проделать несколько энергичных движений. Главное при закаливании водой - не продолжительность, а температура. Всего этого ребята не знают. Задача вожатого заключается в том, чтобы рассказать им о пользе систематического приема различных водных процедур для закаливания и о вреде наиболее сильных процедур без постепенного перехода к ним. При этом большое значение имеет личный пример. Вот некоторые виды закаливающих водных процедур, которые отряд может применять в различное время:

утром - обтирание туловища влажным полотенцем, обливание, утреннее купание;

днем - купание, душ;

вечером - мытье ног прохладной и холодной водой.

Одно из сильных закаливающих средств - утреннее купание. Его можно проводить в тех лагерях, которые располагают близкорасположенным водоемом или бассейном. Сначала дети только окунаются, а через несколько дней (в зависимости от температуры воды и воздуха) купаются в течение 1-2 мин. с последующими растираниями тела полотенцем. После купания проделывают ряд упражнений для согревания или пробежку. При проведении утреннего купания нужно учитывать возраст, физическую подготовку ребят, местные и погодные условия. Совместно с врачом надо решать, как проводить данную процедуру. Например, нельзя рекомендовать ее детям младше 11 лет и ослабленным ребятам старшего возраста. Однако такое исключение в южных районах можно не делать. И, наоборот, в реках с быстрым течением, где вода плохо прогревается, в озерах с множеством ключей старшим ребятам следует разрешать только купание. В оздоровительном лагере, где нет возможности организовывать купание из-за отсутствия водоемов, нужно устраивать душевые установки в достаточном количестве, чтобы все дети могли принять водную процедуру или организовывать обливание. Следует учесть, что вода в этих случаях будет холоднее, чем в реке или озере, поэтому и дозировка должна быть небольшой. Как и на купание, дети являются организованно по отрядам, имея с собой полотенце для растирания тела. Нет необходимости подогревать воду для мытья ног в вечернее время. Тогда эта процедура может преследовать не только гигиенические цели, но и быть закаливающим средством.


1.2 Содержание физкультурно-оздоровительной работы в лагере


Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка). Трудно найти ребенка, который не пробовал бы дома делать зарядку. Но, к сожалению, немногие способны заставить себя включать ежедневно утреннюю гимнастику в свой распорядок дня как непременное условие, подобно умыванию, чистке зубов, приему пищи. Много добрых слов сказано об утренней гимнастике. Научно доказано, что она воспитывает жизненно важные качества, необходимые человеку, улучшает деятельность всех органов, является профилактическим средством против простудных и других заболеваний. Одна из задач ежедневной утренней гимнастики в оздоровительном лагере - привить ребятам устойчивые интерес и привычку продолжать ее выполнение дома. Являясь дисциплинирующим средством, зарядка должна способствовать организованному началу дня. А чтобы она решала и такие важные задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, воспитание воли и др., руководителям необходимы знания и опыт в ее проведении. Утренняя гимнастика не даст результата без выполнения должных требований: быстрого выхода, четкого построения, правильного выполнения каждого упражнения. Больше того, игнорирование этих требований может привести к обратным результатам: ухудшению дисциплины, разболтанности. Ребята, вышедшие на зарядку первыми, в ожидании остальных будут мерзнуть и могут даже простудиться. Нужен ряд мероприятий, чтобы зарядка выполнила свое назначение: разучивание комплексов на отрядных занятиях или сборах, проведение конкурсов на лучшее исполнение утренней гимнастики, повседневная агитационная и разъяснительная работа. Дети в раннем возрасте вряд ли смогут сами понять пользу утренней гимнастики. Лучшей агитацией является личный пример вожатого, руководителя. Вот почему руководитель должен быть, во-первых, горячим сторонником утренней гимнастики; во-вторых, неотступно требовательным к ребятам и к самому себе в выполнении зарядки; в-третьих, личным примером заражать ребят. И тогда зарядка станет не принуждением, а осознанной необходимостью. Вожатый должен заранее позаботиться о выборе места для зарядки. В первый же день следует специально построить отряд на том месте, где ему предстоит по утрам делать гимнастику. Место должно быть ровным, без кочек и ям, без посторонних предметов, по размерам умещать весь отряд в разомкнутом строе. Дистанция и интервал (расстояние между ребятами в глубину и в ширину) - 1,5-2 шага! Построить отряд лучше, не разбивая звенья, но так, чтобы дети меньшего роста были впереди. Самому встать на такое расстояние (желательно на возвышение), чтобы видеть всех ребят и чтобы они все смогли видеть руководителя. В целях закаливания организма в любую погоду на зарядку следует выходить мальчикам в шортах, девочкам - в шортах и футболках, строиться по сигналу быстро, без дополнительных команд. После подъема ребятам нужно предоставить 5-7 мин. для того, чтобы надеть тапочки и спортивные костюмы. Построение на зарядку - по второму сигналу свистка или радио. По этому сигналу все ребята в наикратчайшее время должны построиться каждый на своем месте. Проведение утренней гимнастики с двумя и больше отрядами сложнее. В силу многочисленности состава, увеличения времени на построение не смогут быть решены многие задачи: закаливание, должная проработка мышц, привитие инструкторских навыков ребятам. Объединение отрядов разных возрастов вообще должно быть исключено. Не следует отменять проведение утренней гимнастики в ненастную погоду, а нужно лишь переносить ее в другое место (под навес, в помещение). Нужно проводить ее в любых условиях ежедневно в одно и то же время. Основные методические правила составления и проведения комплексов утренней гимнастики. Важно помнить, что весь комплекс (10-15 упражнений) должен равномерно воздействовать на все крупные мышечные группы, на весь организм и внутренние органы. Составлять его необходимо в определенной последовательности, которую нетрудно установить, если руководствоваться следующими принципами:

а) первые упражнения должны тонизировать организм, способствовать переходу от сна к бодрствованию, выпрямлению позвоночника. Поэтому и рекомендуется начинать зарядку с ходьбы, с легкой пробежки («трусцой») и упражнений в потягивании;

б) последующие упражнения должны постепенно включать в работу мышцы ног, туловища, рук;

в) упражнения на силу, быстроту и на расстояние необходимо включать в середину комплекса или ближе к концу. Одни из последних упражнений - это прыжки или бег с последующим переходом на постепенно замедляющуюся ходьбу с глубоким дыханием. Закончить комплекс нужно упражнением, содействующим восстановлению до нормальной деятельности органов дыхания и кровообращения;

г) повышение деятельности всего организма вызывает потребность в усиленном дыхании. Поэтому надо следить, чтобы ритм дыхания соответствовал темпу движения. Почти в каждом упражнении есть моменты, когда усиленному вдоху и выдоху способствуют движения рук, ног и туловища. Например, поднимание рук, разведение их в стороны способствуют растягиванию мышц грудной клетки, тем самым облегчают вдох. И наоборот, наклон корпуса вперед, приседание, мах ногой вперед вызывают подъем диафрагмы, чем облегчается выдох. Таким образом, выбирая упражнения, необходимо установить моменты, способствующие вдоху и выдоху. Если трудно установить такой момент (маршировка, бег и др.), следует напомнить о том, что нельзя задерживать дыхание, что дышать нужно свободно и ритмично, акцентировать сильный выдох, что непроизвольно вызовет глубокий вдох;

д) количество повторений следует постепенно увеличивать по мере повышения тренированности;

е) для повышения интереса и нагрузки усложнять комплекс можно, включая дополнительные упражнения, соединяя два или несколько движений (рук и туловища, рук, ног и др.), изменяя исходное положение, ускоряя темп движений, сокращая паузы между упражнениями, используя спортивный инвентарь (палки, обручи и др.);

ж) качество - один из главных критериев при выполнении любых упражнений, в том числе утренней гимнастики. Поэтому руководитель должен следить за правильным положением тела при различных движениях, за выполнением упражнений с широкой амплитудой;

з) при подборе упражнений следует учитывать возрастные особенности. Ниже приведены примерные комплексы для трех возрастных групп, составленные в определенной последовательности, которой можно придерживаться и при самостоятельном составлении комплексов.

Комплексы упражнений для детей 7-9 лет составлены из игровых форм имитирующего характера, охотно принимаемых малышами. Своими движениями они должны изображать действия машин, людей, растений, животных. Само название упражнения уже дает понятие о его сущности. Воспроизведение шума мотора, леса и др. позволяет правильно ставить дыхание во время упражнений. Эти же упражнения впоследствии можно выполнять под счет. Для детей 9 лет подобные упражнения могут уже не иметь прежнего эффекта, поэтому с ними можно использовать комплекс упражнений для детей 10-12 лет с некоторыми облегчениями. После утренней гимнастики, как правило, нужно проделать водные процедуры. Общеизвестно, какую важную роль они играют как гигиеническое средство. Еще большее значение водные процедуры имеют как средство закаливания организма. В сочетании с воздушными ваннами во время гимнастики можно добиться того, что ребята станут менее восприимчивы к простудным заболеваниям. В условиях любого лагеря возможно устройство душевых или иных простейших установок для проведения водных процедур. Нужно заранее предусмотреть условия, при которых мальчики и девочки могли бы ежедневно после гимнастики под руководством вожатого или воспитателя обтираться, обливаться холодной водой или окунаться в реке. От того, как проводится утренняя гимнастика, зависит и ее исполнение. Если руководитель хорошо знает упражнения, может их показать, громко и правильно подать команду, то и весь отряд будет четко и согласованно выполнять зарядку. Ряд методических приемов проведения утренней гимнастики. После показа и краткого объяснения требовать принятия исходного положения командой: «Исходное положение ПРИНЯТЬ!». Нередко показ и объяснение превращаются в долгую процедуру. А в утреннюю прохладу стоять без движения детям не очень приятно. И чтобы эффективнее использовать время, опытные руководители одновременно с объяснением и показом в медленном темпе предлагают один-два раза повторить упражнение за собой, после чего для его начала следует команда: «Упражнение влево (вправо) НАЧИНАЙ!». Для окончания упражнения вместо последнего (четвертого или восьмого) счета командовать: «ОТРЯД, СТОЙ!». Самому делать упражнения вместе с отрядом долго не следует, а необходимо лишь следить за правильностью выполнения и ритмично подсчитывать, если упражнение выполняется не под музыку. Чтобы ребята не сбились и согласованно выполняли упражнения, руководителю непременно нужно научиться совместно с ними выполнять упражнения «зеркально» по отношению к детям. Например, давать группе команду начинать наклон влево, а самому начинать наклон вправо. Спортивный строй. Строевые приемы на занятиях по физическому воспитанию необходимы для быстрой организации коллектива на площадке, в зале, на свежем воздухе, общего сбора лагеря при проведении спортивных праздников. При правильном выполнении команд повышается эмоциональное состояние детей. Строевые упражнения способствуют также формированию правильной осанки. Не случайно они входят в школьную программу по предмету «Физическая культура» во всех классах. Однако негативное отношение к строю, особенно в последнее время, стало, чуть ли не нормой. А причина этого - поведение взрослых. Повторяющиеся изо дня в день большей частью неправильные команды, подаваемые не в командной форме, делают свое дело. Тем не менее, без разумной строевой подготовки не обойтись. Нам надо учить подростков основам строя (коллективным действиям). Однако не повторять прежних ошибок, когда эту «науку» превращали в нудный, обязательный предмет. А это значит - учить, играя и только тому, без чего действительно не обойтись. И помнить, что у этой игры свои законы. Вот некоторые из них:

без нужды не подавай команды;

не подавай их часто, если подать, то обязательно в волевой повелительной тональности;

добейся, чтобы команда была выполнена всеми и правильно, заранее продумай целесообразность построения отряда (звеньев). Основные строевые понятия.

СТРОЙ - установленное размещение занимающихся для совместных действий.

ФЛАНГ - правая и левая оконечности строя. При поворотах строя названия флангов не меняются.

ФРОНТ - сторона строя, к которой занимающиеся обращены лицом.

ШЕРЕНГА - строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.

ИНТЕРВАЛ - расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).

КОЛОННА - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу. В колонне глубина строя больше ширины или равна ей.

ДИСТАНЦИЯ - расстояние между занимающимися в глубине (в колонне).

НАПРАВЛЯЮЩИЙ - идущий в колонне первым.

ЗАМЫКАЮЩИЙ - идущий в колонне последним.

Командный язык. Команды должны подаваться четко, громко, властно. Они разделяются на две части - предварительную и исполнительную, например «Шагом МАРШ!», «Напра-ВО!» (исполнительная часть команды выделена крупным шрифтом). Команды могут быть только исполнительные, например «СМИРНО!», «СТАНОВИСЬ!». Предварительная команда произносится отчетливо, громко и протяжно. При этом учащийся принимает положение «смирно», а в движении ногу ставит тверже. Исполнительная команда подается после паузы, громко, отрывисто, энергично. По исполнительной команде производится четкое ее выполнение. Подавая строевые команды, руководитель обязан принять основную стойку. Стойка «смирно» сама по себе обращает внимание учащихся на то, что должны последовать команда или распоряжение, и выполняют их более организованно, быстрее, копируют в строю стойку руководителя.

О понятиях «налево» и «влево»: команда «Налево!» - это движение в указанную сторону с одновременным поворотом, например «Налево на два шага разом-КНИСЬ!». По этой команде учащиеся должны повернуться налево и, глядя назад через плечо, разомкнуться на дистанцию два шага.

По команде «Влево приставными шагами на два шага разом-КНИСЬ!» размыкание выполняется без поворота налево. Порядок подачи команды при перестроениях в движении: назвать строй, направление движения, способ передвижения. Например, при перестроении колонны по одному в колонну по три поворотом в движении подается команда «В колонну по три налево (направо) МАРШ!».

Строевые приемы, построения и перестроения. «Отряд (звено), в одну шеренгу (в две шеренги) СТАНОВИСЬ!». Подав команду, руководитель становится «смирно», а отряд выстраивается влево от него так, чтобы интервалы (расстояния по фронту между локтями) были равны ширине ладони. При этом носки у всех должны быть на одной прямой линии. Все принимают строевую стойку, т.е. «смирно»: пятки вместе, носки врозь на ширину ступни, плечи развернуты, руки опущены, кисти прижаты к бедрам, ногтевые фаланги согнуты, голова прямо, смотреть прямо перед собой. Строевая стойка принимается после каждой предварительной части любой команды, если до этого была команда «ВОЛЬНО!». Чтобы показать, куда следует выстраиваться отряду (звену), руководитель поднимает левую руку в сторону. С началом построения руководитель выходит из строя, становится лицом к нему и следит за выстраиванием отряда. Если необходимо выровнять строй, например, после выполнения каких-либо перестроений, поворотов, подается команда «РАВНЯЙСЬ». По этой команде все стоящие в строю, кроме правофлангового, поворачивают голову направо и выравниваются так, чтобы каждый видел грудь четвертого от себя. Затем подается команда «СМИРНО!», по которой все быстро поворачивают голову прямо. Но излишне подавать команду «РАВНЯЙСЬ!» всякий раз перед командой «СМИРНО!». По команде «ВОЛЬНО!» можно встать свободно, ослабить одну ногу, но нельзя сходить с места и разговаривать. Команда «ОТСТАВИТЬ!» подается при отмене выполнения строевого приема. По этой команде дети принимают предшествующее ей положение. Построение в шеренгу. Построение отряда производится по звеньям, звеньевые становятся на правом фланге своего звена. Для построения по росту (что часто необходимо во время физкультурных занятий) подается команда «Отряд, в одну шеренгу по росту СТАНОВИСЬ!». Для произведения расчета подается команда «Отряд - по порядку (или по три, по четыре, или на первый и второй) РАССЧИТАЙСЬ!». Расчет начинается с правого фланга. При расчете отряда в звеньях на первый и второй звеньевые в расчет не входят. Построение в колонну. Подав команду «Отряд (звено), в колонну по одному (по два) СТАНОВИСЬ!», руководитель становится в положение «смирно» лицом в сторону движения и поднимает правую руку вверх. Все становятся за ним в затылок друг к другу, на дистанцию одного шага. Повороты на месте. Повороты на месте выполняются по командам «Напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Кру-ГОМ!», «Пол-оборота Напра-ВО!», «Полоборота Нале-ВО!». Перестроение на месте. Перестроение на месте из одной шеренги в две производится по команде «Отряд, в две шеренги СТРОЙСЯ!». По исполнительной команде вторые номера на первый счет делают шаг левой назад, на второй счет - шаг правой, чтобы встать в затылок первому номеру, на третий счет приставляют левую ногу. Для перестроения обратно в одну шеренгу подается команда «Отряд, в одну шеренгу СТРОЙСЯ!». Вторые номера на первый счет делают шаг левой влево, на второй - шаг правой вперед, на третий счет, приставляя левую ногу, становятся на линию первых. Перестроение на месте из одной шеренги в три - отряд рассчитывается по три. По команде «В три шеренги СТРОЙСЯ!» вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам; одновременно третьи номера на три счета делают шаг левой вперед, шаг правой в сторону, приставляют левую, становясь впереди вторых номеров. Перестроение из шеренги в колонну с захождением плечом. После предварительного расчета по три (четыре, пять и т. д.) подается команда «В колонну по три (четыре, пять и т.д.) левое (правое) плечо вперед шагом МАРШ!». Когда отряд зайдет в необходимое направление, подается команда «Отряд, СТОЙ!», а для движения в новом направлении подается команда «ПРЯМО!». Размыкания и смыкание. Размыкание на месте производится по команде «Направо (налево) разом-КНИСЬ!» или «Направо (налево) на столько-то шагов разом-КНИСЬ!». Все, за исключением того, от которого размыкаются, делают поворот в указанную сторону и учащенным шагом идут вперед, смотря на идущего сзади, и, после того как он остановится, делают указанное количество шагов, останавливаются и делают поворот в сторону фронта. Если интервал не указан, то размыкаются на один шаг. Смыкание производится в обратном порядке по команде «Направо (налево) сом-КНИСЬ!». Размыкание приставными шагами. Команда «Влево (вправо, от середины) на столько-то шагов приставными шагами разом-КНИСЬ!». Начинают размыкание стоящие с краю, затем последовательно через каждые два счета вступают остальные. Для смыкания подается команда «Влево (вправо, к середине) приставными шагами сом-КНИСЬ!». Размыкание одной шеренги уступами производится в три или четыре шеренги. Для размыкания в три шеренги подается команда «На шесть, три на месте РАССЧИТАЙСЬ!» или «На четыре, два на месте РАССЧИТАЙСЬ!», а для размыкания в четыре шеренги - «На девять, шесть, три на месте РАССЧИТАЙСЬ!» или «На шесть, четыре, два на месте РАССЧИТАЙСЬ!». После расчета подается команда «По расчету равнение направо шагом МАРШ!». Из шеренги выходят в соответствии с расчетом или стоят на месте. Смыкание производится по команде «На свои места шагом МАРШ!». Вышедшие вперед поворачиваются кругом, возвращаются в исходное положение и самостоятельно поворачиваются кругом. Повороты в движении. Для поворота направо и налево движущегося отряда, подаются команды «Напра-ВО!», «Нале-ВО!». Исполнительная команда подается одновременно с постановкой одноименной повороту ноги. По этой команде нужно сделать шаг другой ногой, повернуться на носках, одновременно с поворотом вынести вперед одноименную ногу и продолжать движение в новом направлении.

Поворот кругом исполняется по команде «Кругом МАРШ!». Исполнительная команда дается под правую ногу, затем делается шаг левой ногой, потом правой вперед и несколько влево, резко повернуться на носках налево кругом, передавая тяжесть тела на правую ногу, с левой ноги продолжить движение в новом направлении. Повороты в движении бегом выполняются по тем же командам, что и при движении шагом. Перемена направления. Для перемены направления подается команда «Отряд, правое (левое) плечо вперед МАРШ!». Направляющий заходит налево (направо) до команды «ПРЯМО!». Остальные следуют за ним. На площадках, в залах перед командой «МАРШ!» можно добавить команду «В обход!». Передвижения. Обход. Команда «Налево (направо) в обход шагом МАРШ!». Противоход. Команда «Противоходом налево (направо) МАРШ!». Движение «змейкой» - несколько противоходов подряд. Величина «змейки» определяется по первому противоходу. Команды «Противоходом налево (направо) шагом МАРШ!», «"Змейкой" МАРШ!». Движение по диагонали. Команда «По диагонали МАРШ!» подается, когда направляющий подходит к углу зала.

Перестроения. Перестроение отряда из колонны по одному в колонну по три (по четыре) производится по команде «Отряд, в колонну по три (четыре) шагом МАРШ!» (на ходу - «МАРШ!»). По этой команде первое звено обозначает шаг на месте, остальные звенья, выйдя слева на линию первого, также обозначают шаг на месте, образуют походную колонну по три (по четыре). После этого подается команда «ПРЯМО!» или «Отряд, СТОЙ!». Обратное перестроение отряда из колонны по три (по четыре) производится по команде «Отряд, в колонну по одному шагом МАРШ!» (на ходу - «МАРШ!»). По этой команде первое звено идет прямо, остальные обозначают шаг на месте и по мере выхода звеньев из колонны поочередно по команде своих звеньевых «ПРЯМО!» начинают движение полным шагом, следуя в затылок впереди идущего звена. Перестроение в движении из колонны по одному в колонну по два (три, четыре и т.д.) поворотом. Команда «В колонну по два (три, четыре и т.д.) налево (направо) МАРШ!». После поворота первой группы следующие группы делают поворот на том же месте, что и первая, по команде своего замыкающего. При необходимости в этом перестроении можно дать указание об интервале и дистанции. Для обратного перестроения подается команда «В колонну по одному направо (налево) в обход шагом МАРШ!». Перестроение колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением и сведением. Команда «Через центр МАРШ!», как правило, подается в середине верхней или нижней границы зала. Команда «Направо и налево в обход в колонны по одному МАРШ!» подается на противоположной середине. Действия: первые номера идут направо, вторые - налево в обход. Команда «В колонну по два через центр МАРШ!» подается при встрече колонн в середине зала, где начиналось перестроение. Продолжая дробление и сведение, можно построить колонны по четыре, восемь. Обратное перестроение называется разделением и слиянием.

спортивный оздоровительный секционный подросток


ГЛАВА 2. CПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ


2.1 Организация секционной работы в оздоровительном лагере


В системе физкультурно-оздоровительной работы в условиях оздоровительного лагеря формы оздоровительной и спортивной секционной работы являются частью системы физического воспитания и не должны быть раз и навсегда предложенными и принятыми к проведению. Они видоизменяются в зависимости от стоящих на определенном этапе развития воспитательной системы лагеря педагогических задач в области физического воспитания и их востребованности детьми. А также дополняются современными технологиями общей физической подготовки (ОФП) и оздоровления. Дети любят заниматься в спортивных секциях. В детском оздоровительном лагере инструктор по физической культуре и спорту создает условия для проведения секционной работы, а именно: оптимальный режим дня для занятий спортом и спортивную многофункциональную базу и привлекает дополнительные подготовленные кадры. Запись в оздоровительные и спортивные секции необходимо вести с учетом функционального состояния, физического развития и физической подготовленности воспитанников. Для содействия укреплению здоровья воспитанников лагеря занятия в секциях необходимо проводить с использованием специального спортивного оборудования, которое должно соответствовать всем необходимым санитарно-гигиеническим требованиям. Оценку эффективности деятельности занимающихся необходимо осуществлять как по качественным (степени владения программным материалом физкультурно-оздоровительной деятельности), так и количественным показателям (сдвиги в физической подготовленности). Инструктор по физической культуре детского оздоровительного лагеря, ведущий оздоровительную или спортивную секцию, должен вести:

учет посещаемости в учебной документации (журнал посещения или лист учета), где указан списочный состав группы, возраст, отряд, подпись воспитанника о прохождении инструктажа по технике безопасности;

протоколы тестирования физической и технико-тактической подготовленности воспитанников в секции;

аттестационные листы сдачи нормативов (по необходимости). Физкультурное образование в оздоровительном лагере осуществляется через систему занятий в оздоровительных и спортивных секциях. Занятия должны иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятий, выбор методов и средств обучения и воспитания, способы организации занимающихся. На каждом занятии инструктор по спорту решает комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом занятии. Задачами физического воспитания на секционных занятиях в детском оздоровительном лагере могут быть следующие: содействие гармоничному физическому развитию ребенка, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды; воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни; формирование знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на основные системы организма, представлений о приемах самоконтроля; формирование правил поведения и соблюдения техники безопасности во время занятий, оказание первой медицинской помощи при травмах; расширение досуга детей и приобретение новых знаний, умений и навыков на занятиях в выбранном виде спорта (системы упражнений); углубленное представление о выбранном виде спорта, соревнованиях, лучших спортсменах, инвентаре; развитие качеств личности: волевых, нравственных, этических, дисциплинированности и др. развитие координационных качеств (ориентация в пространстве, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения основных параметров движения); развитие кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости); воспитание привычки к самостоятельным занятиям по избранному виду спорта (системе упражнений) в свободное время.

Инструктор по физической культуре самостоятельно определяет содержание учебного материала, методы и средства обучения, оздоровления и воспитания, способы организации занятий в соответствии:

с задачами занятий в оздоровительных и спортивных секциях;

возрастными особенностями контингента занимающихся;

дифференцированием занимающихся на медицинские группы;

материальными и организационными условиями проведения занятий. Обучение воспитанников двигательным навыкам по выбранным видам должно опираться на приобретенных в школе умениях. Высокое качество этого процесса обеспечивается за счет умелого применения подводящих и подготовительных упражнений, раздельного и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения и развития двигательных способностей, что очень важно для кратковременного пребывания детей в лагере. Но инструктор должен учитывать то, что лагерь в первую очередь является оздоровительным учреждением, и интенсификация методов должна быть обоснована с медицинской точки зрения.


2.2 Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в оздоровительном лагере


В первые три дня пребывания детей в оздоровительном лагере инструктор физической культуры и спорта совместно с вожатыми и воспитателями отрядов определяет, каковы спортивные интересы у воспитанников, насколько физически они подготовлены, какие они знают спортивные и подвижные игры. С этой целью в каждом отряде проводится спортивное занятие, в которое включают упражнения в беге на короткие дистанции, прыжки в длину, метание маленького мяча в цель и одну-две игры с большими и маленькими мячами. В соответствии с физической подготовленностью и возрастом ребят уточняются программы занятий физкультурой и план лагерных соревнований. План соревнований составляется в зависимости от сроков пребывания детей в лагере. Наиболее интересные соревнования включаются в программу физкультурного общелагерного праздника, проводимого в последние дни пребывания детей в лагере. На этом празднике рекомендуется провести: соревнования в эстафетном беге, соревнования лучших метателей и прыгунов отрядов, встречи лучших отрядных команд по спортивным играм. Соревнования представляют собой различные по характеру деятельности, масштабу, целям специально организованные мероприятия, участники которых в ходе неантагонистического соперничества в строго регламентированных условиях борются за первенство, достижение определенного результата, сравнивают свой уровень подготовленности в каком-либо виде спорта, спортивной дисциплине. Средствами организационно-педагогической регламентации спортивных соревнований являются: единый календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, положение о спортивном соревновании, правила спортивных соревнований, сценарии и др. Результаты соревнований могут быть представлены в сводной таблице.


2.3 Методические принципы подготовки и проведения спортивных мероприятий


Для проведения любого спортивного мероприятия заранее детально продумывается ряд моментов, которые можно расположить по пунктам последовательно по определенной логической системе. Такой документ называется положением. Безусловно, не для всех мероприятий оно составляется в письменном виде. Но подготовка пусть самого простого мероприятия должна вестись именно по всем его пунктам, уяснение которых помогает организатору провести его на должном уровне. И, наоборот, при легкомысленном, пренебрежительном отношении к такой подготовке мероприятие может быть сорвано, не будет достигнута цель. Крупные мероприятия требуют того, чтобы положение было составлено заблаговременно и сообщено отрядным вожатым и пионерскому активу.

Цели и задачи. Прежде всего, необходимо уяснить, с какой целью проводится мероприятие, какие задачи ставятся перед ним, например: подведение итогов, выявление сильнейших спортсменов и команд, приобретение навыков участия в соревнованиях и др.

Место и время. Точно определяется, где и когда мероприятие проводится. Время проведения должно соответствовать времени, указанному в календарном плане.

Руководство. Вопрос о том, кто организует мероприятие в отряде, заранее решен. Подготовка и непосредственное проведение спортивно-массовых мероприятий в отрядах осуществляются вожатым отряда, а в масштабе лагеря - инструктором по физической культуре. Инструктор по физической культуре обязан оказывать отрядным вожатым помощь в организации мероприятий, контролировать их проведение. Только убедившись, что вожатый с его активом полностью готовы, разрешать им проведение мероприятия.

Участники. Кто участвует в соревнованиях? Все ли ребята или команды от каждого звена? Нужно учесть возраст и пол. Допуск ребят к соревнованиям согласовывается с врачом.

Программа. Перед проведением того или иного мероприятия необходимо тщательно продумать упражнения, длину дистанции и т.д., перечень других требований, которые организаторы собираются включить. Результаты будут зависеть от целей и задач данного мероприятия. К примеру, будет иметь значение, в какое время смены оно проводится: в начале или ближе к ее завершению, когда ребята получили уже должную подготовку для участия в более сложных и трудных соревнованиях. Нет смысла проводить товарищеские встречи, пока не выяснены силы участников, не скомплектованы команды.

Условия зачета и определение победителей. Это один из главных разделов положения. Здесь требуется с предельной ясностью оговорить все моменты, позволяющие выявить победителей и последующие места в личном и командном первенствах. В зависимости от программы и характера соревнований определяются и условия зачета. По характеру зачета спортивные соревнования бывают личные, командные и лично-командные. Личные соревнования - это такие, в которых выявляются личные результаты участников и по ним определяются занятые места. Например:

а) по показанным результатам по легкой атлетике, по плаванию; б) по одержанным победам в городках, по настольному теннису, шахматам и т.д.; в) по количеству набранных баллов или очков в конкурсах на лучшее выполнение вольных упражнений, пирамид, упражнений на снарядах.

В командных соревнованиях выявляются только места команд и коллективов. Например, каждому звену, отряду лагеря или их командам место выводится:

а) по сумме очков, полученных зачетным количеством участников (по

таблице оценки результатов);

б) по сумме результатов, показанных зачетными участниками;

в) по сумме мест зачетного количества участников;

г) по сумме результатов или очков участников, занявших определенные места.

При организации таких соревнований заранее оговаривается, какое количество результатов от каждого звена (отряда, лагеря) идет в зачет. К числу командных соревнований относятся типично командные спортивные и подвижные игры: волейбол, ручной мяч, футбол, баскетбол, пионербол и др. Однако соревнования по любому виду можно провести как командные. К лично-командным соревнованиям относятся такие, в которых выявляются как личные места, т.е. каждого участника (и соответственно их результатам выводятся места), так и командные, где по сумме очков (результатов, мест) выводятся соответствующие места звеньев (отрядов, лагерей). Закон соревнований - это создание одинаковых условий для всех участников. Говоря об условиях зачета, следует обязательно помнить об этом. Например, в 1-м звене собрались старшие по возрасту ребята, и, конечно, результаты в любом спортивном состязании заведомо предрешены в пользу этого звена. Или в звеньях неодинаковое количество мальчиков и девочек. Ясно, что преимущество будет у звена, где больше мальчиков. А в общелагерном масштабе, когда спортивные мероприятия проводятся между отрядами или командами отрядов, такие моменты различия возраста и пола, а значит, различия физического развития, встречаются постоянно. Во всех случаях нужно продумать зачет так, чтобы личные и командные результаты были оценены объективно. В спортивно-массовых мероприятиях желательно делить детей на следующие возрастные группы: 1) 8-9 лет; 2) 10-11 лет; 3) 12-13 лет; 4) 14-16 лет. Отряды и группы создаются по возрастному принципу, иногда не совпадающему с указанным. Например, в одном отряде дети 11-12 лет, в другом - дети 13-14 лет. Это обстоятельство не может быть препятствием для подведения командных итогов в отрядных мероприятиях. В общелагерных (общешкольных) мероприятиях, особенно в командных, учет результатов детей производится по установленным возрастным группам.

Награждение. Каждую победу не следует оставлять без внимания, имея в виду, что в условиях лагеря проводится большое количество соревнований в звеньях, отрядах и между отрядами. Подведение итогов и награждение - это важный воспитывающий момент. Надо продумать детально, кого и как наградить, в каком месте и кто награждает. Кроме того, когда награждение производится несвоевременно, теряется целостность того или иного мероприятия, а иногда и смысл, так как на повестке дня уже будут стоять другие мероприятия. Вот почему, обдумывая ход проведения соревнований, нужно придать большое значение и ведению протоколов.

Хорошая организация учета и обработка результатов соревнований позволяет своевременно подвести итоги, довести их до сведения участников и зрителей. Положение о спортивном мероприятии обязан знать каждый его участник. К участникам соревнований предъявляются и такие требования: знать основные правила, выступать в опрятной спортивной одежде, соблюдать дисциплину, быть вежливыми. Спорные вопросы, могущие возникнуть в ходе подготовки и самих состязаний, разрешаются вожатыми, представителями, капитанами команд. Начинаться и заканчиваться товарищеские встречи и иные соревнования (в спартакиадах, на первенство лагеря, отряда) должны с соблюдением установленного традиционного ритуала. Работники детских лагерей отдыха должны использовать соревнования для воспитания у детей настойчивости в борьбе с трудностями, воли к победе, выдержки, упорства, умения владеть собой при поражении и не хвастаться своими победами. Они обязаны воспитывать и укреплять у детей чувство коллективизма, чувство ответственности за спортивную честь звена, отряда. Но не следует забывать о необходимости товарищеского отношения к противнику, уважения к судьям. Ни в коем случае нельзя «подогревать» ажиотаж при матчевых встречах, да и в других соревнованиях призывом «Победа любой ценой» или искать причины поражения в «несправедливом» судействе. Помнить, что каждая встреча должна быть истинно товарищеской и дружеской. Вожатый и другие руководители несут персональную ответственность за спор с судьями, за неисполнение их распоряжений. Это порочит честь коллектива. Одно из главных положений всемирного олимпийского движения - «Основное не победа в соревновании, а участие в нем» - должно стать лозунгом при проведении любых соревнований в оздоровительном лагере.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения целесообразность и необходимость занятий различными видами спорта в детском возрасте, а также оздоровление и закаливание растущего организма. Летнее время, время отдыха в летнем оздоровительном лагере, и его необходимо в полной мере использовать для занятий физической культурой и спортом. Главная роль в этом принадлежит инструктору физической культуры, который может привлечь соратников из отдыхающих детей и организовать спортивно-оздоровительную работу. В детском оздоровительном лагере инструктор по физической культуре и спорту создает условия для проведения секционной работы, а именно: оптимальный режим дня для занятий спортом и спортивную многофункциональную базу и привлекает дополнительные подготовленные кадры. Запись в оздоровительные и спортивные секции необходимо вести с учетом функционального состояния, физического развития и физической подготовленности воспитанников. Для содействия укреплению здоровья воспитанников лагеря занятия в секциях необходимо проводить с использованием специального спортивного оборудования, которое должно соответствовать всем необходимым санитарно-гигиеническим требованиям. Оценку эффективности деятельности занимающихся необходимо осуществлять как по качественным (степени владения программным материалом физкультурно-оздоровительной деятельности), так и количественным показателям (сдвиги в физической подготовленности). Для проведения любого спортивного мероприятия заранее детально продумывается ряд моментов, которые можно расположить по пунктам последовательно по определенной логической системе. Такой документ называется положением. Безусловно, не для всех мероприятий оно составляется в письменном виде. Но подготовка пусть самого простого мероприятия должна вестись именно по всем его пунктам, уяснение которых помогает организатору провести его на должном уровне.

И, наоборот, при легкомысленном, пренебрежительном отношении к такой подготовке мероприятие может быть сорвано, не будет достигнута цель. Крупные мероприятия требуют того, чтобы положение было составлено заблаговременно и сообщено отрядным вожатым и пионерскому активу.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Афанасьев С. Что делать с детьми в загородном лагере / С. Афанасьев, С. Коморин. - М., 1994.

. Байков В. П. В детском оздоровительном лагере / В. П. Байков // ФК в школе. - 1995. - № 3.

. Крайман М. И. Туристские походы, экскурсии, краеведение в лагере с дневным пребыванием / М. И. Крайман. - М., 1990.

. Кодыш Э. Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм / Э. Н. Коды5ш. М, 1990.

. Леванова Е. А. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных / Е. А. Леванова. - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 176 с.

.Мартынова Л. В. Игры и развлечения на воде / Л. В. Мартынова, Т. Н. Попкова. - М. : Педагогическое общество России, 2006. - 96 с.

.Найминова Э. Физкультура. Методика преподавания, спортивные игры / Э. Найминова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2003. - 256 с.


Теги: Физкультурно-оздоровительная работа в летнем лагере  Курсовая работа (теория)  Туризм
Просмотров: 48753
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Физкультурно-оздоровительная работа в летнем лагере
Назад