Физическая культура в Древней Греции

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Контрольная работа

По дисциплине «Теория и история физической культуры и спорта»

Физическая культура в Древней Греции


Выполнила студентка 3 курса 1 группы

Ржевская Ю.В.

Преподаватель Кривсун С. Н.


Ростов - на - Дону

-2015уч. год

Введение


Актуальность темы заключается в том, что Классическая Эллада в общественно-экономическом отношении не была наиболее развитым рабовладельческим образованием (в сравнении с Древним Китаем и Древним Римом). Несмотря на это, физическая культура греческих полисов в VI-V вв. до н.э. достигла такого уровня, которому могут позавидовать современные цивилизации - многогранное начальное физическое обучение, агонистика, система регулярных публичных состязаний, сеть стадионов и специальных учебных заведений. Расцвет системы физического воспитания Древней Греции нашел наиболее яркое выражение в физической культуре Спарты и Афин.

Цель: познакомиться со специфическими условиями, которые сделали возможным расцвет физической культуры в античной Греции.

Многогранное начальное физическое обучение, агонистика, движущим мотивом которой было достижение более высоких качественных показателей, система регулярных состязаний, сеть стадионов и палестр - специальных учебных заведений.

Сюда относится, прежде всего, демократическое устройство большинства постоянно соперничавших друг с другом полисов, которое при всей ограниченности являлось предпосылкой подлинного развития физической культуры.

Во-вторых, ни у какого другого народа древности не переплетались столь тесно, как в греческих городах, физическая культура и тяга к объединению.

В-третьих, в пору расцвета физической культуры в Греции человек сбросил с себя путы ритуалов и начал познавать свой потенциал на более высоком уровне.

Классическая Эллада в общественно-экономическом отношении не была наиболее развитым рабовладельческим образованием (в сравнении с Древним Китаем и Древним Римом). Несмотря на это, физическая культура греческих полисов в VI-V вв. до н.э. достигла такого уровня, которому могут позавидовать современные цивилизации - многогранное начальное физическое обучение, агонистика, система регулярных публичных состязаний, сеть стадионов и специальных учебных заведений. Расцвет системы физического воспитания Древней Греции нашел наиболее яркое выражение в физической культуре Спарты и Афин.


.Древнегреческая гимнастика

древнегреческий агонистика физический воспитание

Возникновение греческой античной культуры имеет свою предысторию, и связана она с крито-микенским периодом, или ранним этапом античности. Центром этой культуры в конце III и середине II тысячелетий до н.э. был остров Крит в Эгейском море, а несколько позже та часть греческого материка, где находится город Микены. Культура этого периода получила название крито-микенской, или эгейской.

На Крите археологами найдены остатки обширных сооружений в Кносе и Фесте, представляющие собой комплексы построек, группирующихся вокруг большого внутреннего двора. Расположены они на разных уровнях, соединяются между собой лестницами, коридорами, некоторые уходят под землю. Общая площадь такого сооружения в Кносе достаточно велика и составляет 24 тыс. квадратных метров.

В этот период в Кносе получила развитие физическая культура, подобная древневосточной. Популярны были обряды посвящения в звание, в которых принимали участие несколько общин. Также устраивались ритуальные турниры ради получения хорошего урожая, в которых уже встречаются борьба, бег с оружием, метание копья, кулачный бой и состязания на колесницах.

Праздники устраивались в пещерах, на вершинах гор, а также и во дворцах, где было специально оборудовано просторное помещение с широкими лестницами по бокам, служившими одновременно и трибунами для публики.

Сохранились фрагменты фресок с изображением борьбы. Найден сосуд для питья в виде рога (приблизительно 1550-1500 гг. до н.э.), на котором художник изобразил отдельные фазы кулачного боя. Вызывает интерес снаряжение бойцов, состоящее из металлического шлема для защиты головы, полосок переплетенной кожи на запястьях и специальной обуви с ремешками, укрывавшими икры. Уже в наше время в 1970 г. во время новых раскопок на Крите найдена фреска, запечатлевшая фигуры двух мальчиков в натуральную величину, ведущих кулачный бой.

Одна из находок на Крите представляет собой бронзовый меч с рукояткой, инкрустированной золотом. Возле рукоятки, на диске диаметром 7 см, изображен человек-акробат, который, лежа на животе, касается ногами головы, настолько гибко его тело.

Особенно на о. Крит в XXV-XX вв. до н.э. популярны были игры с быками. Их появление относится к эпохе матриархата и связано с развитием скотоводства, большая роль в котором принадлежала женщинам. Поэтому первоначально в играх принимали участие только женщины. На настенной росписи в Кносе изображено, как участница хваталась за рога нагнувшего голову животного и бык взмахом головы назад бросал ее над своей спиной. Сделав в воздухе сальто, участница приземлялась сзади быка. Были и более простые прыжки поперек быка. На спине бегущего по кругу животного участницы игр демонстрировали упражнения в равновесии и вольтижировке. Позже (в эпоху патриархата) в играх с быком принимали участие и мужчины, которые, взяв быка за рога или же путем подножек и других приемов, заставляли его ложиться на землю.

Игры с быком являлись захватывающим зрелищем для зрителей, однако нередко они заканчивались трагически для людей.

Во время раскопок на юге Греции найдены два золотых кубка, на которых изображена ловля диких быков сетью. На спине одного из быков сидит человек. Эта находка предполагает, что первоосновой акробатических игр с быками на Крите была охота на диких быков с целью их приручения для домашнего хозяйства.


Рис.1. Несколько фаз акробатической игры с быком, изображенной на настенной росписи в Кносе(II тысячелетие до н.э.)


В XIII в. до н.э. на Балканский полуостров и Малую Азию вторглись враждебные племена из Европы, которые уничтожили большинство коренного населения. После их нашествия на Крите остались лишь разбитые статуи и сожженные здания, а о процветавшей физической культуре напоминали только росписи на стенах и вазах. Почти три века длились упадок экономической и запустение культурной жизни на Пелопоннесе. Лишь с конца X в. до н.э., когда завершилось заселение обезлюдевших территорий дорийцами, начался этап нового расцвета. Установление мира, оживление экономической жизни, торговли вызвали создание греческих городов-государств (полисов) со своей культурой. Города строились на плодородных землях у подножия гор. Центрами их являлись общественные и культовые сооружения. Греческие полисы строились и в колониях, основанных эллинами на побережье Италии, Сицилии, Южной Франции, Испании, на побережье Черного моря. Особенности развития греческого общества в течение архаического периода (VIII-V вв. до н.э.) отразились и на физической культуре. Специфический характер имела физическая культура аристократии, особые черты имелись в Спарте и Афинах.

В VIII в. до н.э. физическая культура аристократов была главенствующей, так как только аристократы имели средства и возможности для тренировок в верховой езде, управлении колесницей, владении оружием. Их физическая подготовка носила традиционный для правящего слоя общества характер.


.Спартанская система воспитания


Особые формы физического воспитания были в Спарте - городе, который занимал обособленное положение среди других греческих полисов. Спартанское государство было образовано в Лаконике в результате покорения дорийцами местных племен. Это определило его социальную структуру: немногочисленный привилегированный класс рабовладельческой аристократии (спартиаты, приблизительно 10 000 человек) эксплуатировал полусвободное местное население периэков (приблизительно 30 000 человек) и абсолютно бесправных илотов (около 200 000 человек). Спарта часто вела войны с соседями. Порабощенное население - илоты - иногда восставало. Это требовало, чтобы все мужское население Спарты несло воинскую повинность в специальных воинских отрядах, где была суровая воинская дисциплина. В конечном итоге это привело к созданию в Спарте в VI в. до н.э. милитаристского режима.

Одновременно это послужило основанием к появлению в Спарте особой системы воспитания молодежи. Образование было привилегией спартиатов; пе-риэки получали лишь навыки, необходимые для занятий ремеслами и торговлей, илоты не проходили никакого обучения - занимались земледелием. Начиналось воспитание со дня рождения младенца. Его отец обязан был показать новорожденного совету старейшин. И если совет старейшин определял младенца хилым, слабым, нежизнеспособным, то его сбрасывали, по преданию, в ущелье с горы Тайгет. Оставшихся детей не пеленали, чтобы они закалялись с момента рождения.

До 7 лет дети воспитывались в семье. Уже здесь их приучали не бояться темноты, терпеть боль, питаться любой без разбора пищей. С 7 лет воспитание детей проходило в государственных интернатах. Все мальчики разделялись на отряды (имевшие свои названия) соответственно возрасту. Их воспитанием руководили представители государства, отбиравшиеся из свободных и уважаемых граждан. В обучении могли принимать участие и любые свободные спар-тиаты, которые приходили на тренировки, наблюдали, давали советы и имели право наказывать.

Основу физического воспитания составляли бег, борьба, метание диска и копья. Девочки также должны были выполнять эти упражнения, чтобы их будущие дети были крепки телом. Законы Спарты запрещали им баловать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Физическое воспитание юношей дополнялось охотой и военными играми.

Главной целью спартанского воспитания было достижение полной физической закаленности. По словам древнегреческого историка Плутарха, спартанские мальчики грамоте учились лишь в том объеме, без которого нельзя обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В 12 лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год верхнее платье, грязные, запущенные; за весь год лишь несколько раз они ходили в баню. Спали они вместе, по отрядам, на подстилках, которые сами себе готовили из тростника на берегу Эврота.

Физическая подготовка вначале проводилась на открытой площадке за городом, которая называлась «дромос» (бег): очевидно, бег являлся основным видом подготовки. Позже учебная площадка была переведена в город и стала называться «палестрой» (от слова «пале» - борьба, т.е. место, где занимались борьбой).

Также возникли гимнасии, получившие свое название от слова «гимнос». Первоначально, у Гомера, это слово означало «без оружия», потом - «без верхней одежды» и окончательно стало употребляться в значении «обнаженный». Юноши в гимнасиях занимались физическими упражнениями, как правило на берегу реки, обнаженными, чтобы одежда не стесняла движения.

Уровень физической подготовки юношей проверялся во время празднеств, на которых они должны были доказать свое право на переход в общество взрослых мужчин.

В более позднее время юношей-спартиатов подвергали испытанию на мужество - их бичевали. Также одним из жестоких испытаний был обычай «криптий», когда 15-летние спартиаты во время ночных походов ловили находившихся вне дома илотов и убивали их.

С 16 до 20 лет юноши занимались в отрядах эйренов, где больше внимания уделялось уже упражнениям с оружием, строевой подготовке. Практиковали боевые танцы, во время которых имитировался поединок с противником, умение управляться со щитом и копьем.

С 20 лет юноши после успешных испытаний переходили в группу эфебов, где подготовка длилась до 30 лет. Вследствие такого воспитания воинов Спарта достигла большого могущества и являлась в VI в. до н. э. сильнейшим полисом Греции. Это проявлялось даже на олимпийских состязаниях эллинов. В течение VII в. до н.э. победителями игр постоянно становились спартиаты. Поэтому древнегреческие полисы заимствовали опыт спартанской системы воспитания. Систематическая физическая подготовка спартанцев практически вся являлась качественно новым явлением в истории физической культуры, так как здесь право на занятия физическими упражнениями было всеобщим для всех граждан, кроме рабов-илотов.

Однако пренебрежение духовным развитием личности явилось одной из причин застоя в общественном развитии Спарты. К тому же вследствие постоянных войн неуклонно снижалась численность спартиатов, что в итоге привело к ослаблению Спарты, которая в конце VI в. до н.э. начала утрачивать свое политическое и культурное значение среди греческих полисов, в том числе и в сфере физической культуры.


.Особенности воспитания в Афинах


В конце VII - начале VI в. до н.э. в Греции доминирующее положение начало переходить к Афинам, которые избрали путь развития, прямо противоположный пути Спарты. После избрания в 594 г. до н.э. на высшую должность архонта Салона был проведен ряд политических реформ, направленных на ликвидацию основных прав родовой аристократии. Реформы Салона открыли путь новой общественной форме управления государством - афинской демократии. Проводимые реформы затронули и систему физического воспитания, право на которое получили все афиняне, кроме рабов.

В Афинах, в отличие от Спарты, воспитание детей было частным делом родителей, которые после достижения детьми 7-летнего возраста отправляли их в школу грамматиста, где они обучались чтению, письму и счету, а позже или одновременно - в школу кифариста, где занимались музыкой, пением, декламацией. Некоторые авторы эти школы называли мусическими (от слова «муза» - богиня-покровительница искусства, науки). С 12-14 лет они посещали палестры, частные школы, где под руководством педатриба в течение 2-3-х лет занимались гимнастикой. Здесь же велись беседы на политические и нравственные темы.

Наиболее богатые граждане Афин содержали свои палестры, где занимались их сыновья (девушки в Афинах не обязаны были заниматься физическими упражнениями).

У Платона (427-347 гг. до н.э.) - афинского философа - можно найти в «Протагоре» такие строки: «Направляют их к учителю физических упражнений, чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса».

Кроме палестр, в Афинах существовали общественные учебные заведения - «гимнасии», возглавляемые гимнасиархами, которые несли ответственность перед общиной. Гимнасии были трех типов - академии, ликеи, киносар-ги - и строились обычно вблизи храмов. В них, кроме физической подготовки, ученики развивали умственные способности, получали эстетическое и этическое воспитание. Гимнасии посещали ученики с 16-18 лет. После 18 лет дети наиболее имущих граждан обучались в группах эфебов, где они готовились управлять государством, изучали законы, учились командовать войсками, изучали тактику, строевую подготовку, различные виды воинской подготовки, а также философию.

В целом античную гимнастику древних греков можно разделить на три части: палестрику, орхестрику и игры. Палестрика включала в себя: а) главные упражнения (различные виды бега, прыжков, метаний копья и диска, борьбу, кулачный бой); б) военные упражнения (метание с помощью пращи, удары боевым копьем, стрельбу из лука); в) специальные упражнения (верховую езду, езду на колесницах, плавание); г) сферистику (игры в мяч).

В орхестрику входили акробатика, хореография, танцы в кругу, выполняемые под музыку. В раздел игр входили детские подвижные игры с палками, колесом, шаром, мячом и др.

В середине V в. до н.э. одновременно с допуском юношей на общегреческие соревнования в обучение включаются в облегченном виде основные компоненты пентатлона (пятиборья) и панкратиона (соединение борьбы с кулачным боем).

К концу V в. до н.э. физическая культура Афин несколько видоизменилась, на первый план вышли оздоровительно-развлекательные игры в мяч, появилась даже должность мастера игр в мяч. При учебных заведениях строились купальни, бани, бассейны. На первое место выдвигалась красота человеческого тела, а затем уже сила.

В конце V - начале IV в. до н.э. в греческом обществе наблюдается кризис производственно-экономических отношений, который закономерно отразился и на сфере физической культуры. Связано это было в первую очередь с новыми требованиями воинской подготовки и тактики, а также изменением отношения господствовавшего слоя к труду, массовым использованием физической силы рабов. В военном деле возросла роль легковооруженных воинов и матросов. Наметился переход к профессиональной армии. Утомительные тренировки в беге и борьбе стали не востребованными аристократической верхушкой.

После завоевания Греции Македонией (337 г. до н.э.) греческая культура распространилась в новые города и центры Азии и Африки, подчиненные Александру Македонскому. Там строились гимнасии, стадионы, купальни. Однако система применения физических упражнений изменила свою ценностную сущность. Проведение состязаний носило прежде всего зрелищный, развлекательный характер. В соревнованиях стали принимать участие профессиональные атлеты. Аристократы могли позволить себе выступать лишь в состязаниях конников и других менее трудоемких видах.

Во II веке до н.э. после римских завоеваний проведение эллинских игр широко распространилось по всему Средиземноморью: около 40 городов проводили у себя состязания наподобие олимпийских желая подчеркнуть блеск и величие самих городов и их римских наместников. Агонистика практически полностью вытеснила гимнастику из гимнасий. Таким образом, классическая античная гимнастика как средство физического воспитания постепенно утратила свое влияние.

.Древнегреческая агонистика


Весомое место в развитии физической культуры Древней Греции, и впоследствии в современной спортивной жизни, сыграли древнегреческие агоны (игры). Агонистика - это разработанная система демонстрации физических возможностей через публичные соревнования по строго установленным правилам. Корень агонов лежит в ритуальных обрядах посвящения. С появлением эллинской системы физического воспитания, начиная с IХ в. до н.э., агонистика возродилась в новом качестве. Причиной послужили постоянная междоусобица и раздоры Древнегреческих государств. Чтобы предотвратить их, царь Элиды Ифит и Ликург из Спарты подписали договор "Об обязательном сохранении божественного мира во время игр". Однако придавать древнегреческим агонам только политическую окраску было бы несправедливо, т.к. они еще имели и глубокие культовые, культурные и нравственные истоки. По убеждению античных греков, чем прекраснее тело человека, тем лучше он сам. Это убеждение строилось на идеале калогатии (сумма совершенства тела и духа) и определяло образ жизни свободного гражданина Эллады по принципу "золотой середины". Стремление к совершенству и эстетике нашло свое отражение в названии участников древнегреческих агонов - "aisthetikos", что означало эстетический, чувственный, т.е. красивый. В роли атлетов считали почетным выступать историки, философы, ораторы, драматурги. Ярким примером может служить победитель в борьбе Аристокл (Платон). Местом проведения первых агонов была выбрана Олимпия. Официальной датой первых Олимпийских игр Древней Греции считается 776 г. до н.э. Однако, согласно записям историков Аристодама и Полибия, это произошло на 108 лет раньше, т.е. в 884 г. до н.э. Популярность агонистики была настолько велика, что вслед за олимпийскими стали проводиться истмийские (586 г. до н.э.), пиорийские (582 г. до н.э.), немейские (473 г. до н.э.), панафинейские (565 г. до н.э.). Таким образом, Олимпийские игры были не единственным праздником в соревнованиях атлетов. В 4-летний интервал между Олимпийскими играми устраивались игры и для женщин в честь богини Геры. Эти женские аргоны носили название Гереи или Героиды.

В местах проведения игр строились прекрасные архитектурные сооружения. Например, в Олимпии был возведен уникальный архитектурный ансамбль, включающий 5 стадионов, ипподром, храмы Зевса, Геры, Леонида, гимнасия и палестра, павильон "Эхо", хранилища эталонов, олимпийского огня, мастерская Фидия, зал собраний и много других сооружений. Участники соревнований делали заявку на участие в агонах за год. За последние 30 дней до начала игр полагалось упражняться только в Элидских гимнасиях под наблюдением требовательных элланодиков. Они давали разрешение о готовности участника к играм. В играх не имели право участвовать рабы, "варвары", святотатцы, убийцы, злостные неплательщики налогов и те, кто находился под судом. А также атлеты государств, ведущих войну. Программа игр состояла из 2-х частей - священнодействия (1 день) и состязания (4 дня). Поэты читали зрителям свои произведения, художники выставляли свои картины, скульпторы - скульптуры, представители государств оглашали договоры, законы и важные документы. Во время состязаний на стадионе находились "номофилаки", следившие за строгим соблюдением правил, и палочники. За подкуп судей, запугивание соперника, недозволенные приемы и т.п. провинившихся наказывали на месте. Программа Олимпийских игр постоянно расширялась - от 1 упражнения в беге на 1 стадий (175-192 м) до 20 видов состязаний в дальнейшем (прыжки в длину с отягощением, метание диска, копья, соревнование колесниц, бег с военным снаряжением, борьба и т.п.). С 632 г. до н.э. в древнегреческих агонах стали принимать участие и дети, по облегченным видам программы (например, беговые дистанции были уменьшены вдвое). Перед открытием Игр все участники торжественно произносили клятву: "Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками". Роль физической культуры в Элладе была настолько велика, что физически слабого считали бескультурным и про таких говорили: "не умеет ни читать, ни плавать". Позднее, с приходом римлян в Элладу в олимпийских агоназ стали принимать участие атлеты со всей Римской Империи: Северной Африки, Западной Европы, Ближнего Востока. Победитель, одержавший трижды победу, назывался Олимпионик и получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет, т.е. 292 раза. В 394 г. н.э. император Феодосий I специальным декретом упразднил древнегреческие агоны, а Феодосий II приказал разрушить все сооружения.


. Греческие философы о значении гимнастики и агонистики


Древнегреческие ученые, педагоги, врачи по-разному относились к физической культуре, занятиям физическими упражнениями своих современников. Одни придавали этому большое значение, другие порицали и насмехались над увлечениями греков.

Наиболее полно точку зрения древних греков на физическую культуру выражали их философы. Так, к примеру, Сократ (469-399 гг. до н.э.) говорил: «Было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Человека, не умеющего писать и плавать, в Древней Греции считали «телесным и умственным калекой».

Ученик Сократа, философ Платон (427-348 гг. до н.э.), в молодости носил имя Аристокл и имел хорошие физические данные, что позволяло ему с успехом выступать в соревнованиях по борьбе на Истмийских играх. В своих произведениях «Законы» и «Государство» он писал: «Дитя должно находиться в непрерывном движении», а «гимнастические упражнения обязательны для всех мальчиков и девочек». Также Платон утверждал, что «телесные упражнения, выполненные даже против воли, нисколько не повредят телу».

Один из крупнейших античных ученых и философов Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, утверждал, что физическое воспитание должно предшествовать умственному. Однако он был противником «атлетического» направления в физическом воспитании, порицал спартанскую систему воспитания. Аристотель говорил, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье». Аристотель предупреждал, что тяжелые физические нагрузки в детские годы преждевременно изнуряют организм, и в зрелом возрасте такие люди неспособны будут показывать высокие результаты. Слова Аристотеля актуальны и сейчас. Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) придерживался мнения, что занятия физическими упражнениями служат средством профилактики и лечения разных болезней.

Во II в. до н.э. в Древней Греции появляется первое руководство по физическому воспитанию. Это произведение Филострата Флавия «О гимнастике», в котором он описывает некоторые гимнастические упражнения, предлагает методику обучения и подготовки к олимпийским состязаниям.


Выводы


В Древнем мире физическая культура начала приобретать классовый характер: ее достижения оказались в основном достоянием так называемых свободных граждан, рабовладельцев.

Развитие физической культуры достигло довольно высокого уровня: система воспитания в Спарте, Афинах, агонистика. Физическое воспитание в основном носило военно-прикладной характер.

Наивысшего уровня развития физическое воспитание достигло в Древней Греции, так как здесь оно в большей степени освободилось от религиозного влияния, к тому же государства-полисы по своему политическому устройству были более демократичными, чем, например, монархии. Древнегреческие агоны (игры) стали прообразом современного международного олимпийского движения.

В Древнем мире физическое воспитание становится самоцелью. Физические упражнения выполняют функцию подготовительных действий для более эффективного труда и военного дела.

Зарождаются и начинают функционировать государственные формы организации физического воспитания, появляются элементы его научной (на уровне практического опыта) обоснованности.


Литература:


.Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебное пособие. - М.: Академия, 2004

2.Суриков И. Древняя Греция: история и культура. - М.: Астрель, 2005

.Дубенюк Н., Бакал Н.С., Безверхий С.П. Большая Олимпийская энциклопедия. - М.: Эксмо, 2009

.А.-И. Марру. История воспитания в античности (Греция). - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998


Теги: Физическая культура в Древней Греции  Реферат  Туризм
Просмотров: 48442
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Физическая культура в Древней Греции
Назад