Физическая активность при заболеваниях желудочно-кишечного тракта


РЕФЕРАТ

Физическая активность при заболеваниях желудочно-кишечного тракта


1.Ограничение физической активности на уроках физкультуры по состоянию здоровья

физический упражнение желудочный

Данная работа посвящена проблеме ограничения физических нагрузок для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и органов пищеварения. Особое внимание будет уделено таким заболеваниям, как гастродуоденит, целиакия и ГЭРБ (гастроэзофогальнаярефлюксная болезнь).

Цель работы - изучить основные ограничения физической активности и применение ЛФК при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и пищеварительной системы.

Все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, на основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная, специальная.

К основной группе относят учащихся без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

К подготовительной группе относят учащихся без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями при недостаточном физическом развитии.

К специальной медицинской группе относят учащихся с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок.

Для учащихся подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки. Степень ограничения нагрузки зависит от состояния здоровья каждого учащегося, его заболевания и других показателей. Правильное распределение учащихся по медицинским группам для занятий физкультурой является важной часть работы врача и учителя физкультуры. Физическое воспитание учащихся специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе.

В свою очередь специальная медицинская группа делится на подгруппы:

Специальная «А» - учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и воспитательной работы. Для этой подгруппы занятия физической культурой проводятся по специальным учебным программам, утвержденным директором учебного заведения и согласованным с органами здравоохранения (кабинетом ЛФК, врачебно-физкультурным диспансером и др.)

Специальная «Б» - учащиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения физических нагрузок, допущенные к теоретическим занятиям и занятиям по реабилитации собственного здоровья.

Полное освобождение учащихся от занятий физкультурой может носить только временный характер. Временное освобождение от занятий или их ограничение бывают необходимыми после перенесения острых и обострения хронических заболеваний. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями определяются строго индивидуально, с учетом состояния здоровья и функционального состояния систем организма.

Физическое воспитание является важной частью оздоровительной и воспитательной работы и мощным средством укрепления здоровья и правильного физического развития учащихся.

Физическая нагрузка вызывает усиленное функционирование всех органов и систем растущего организма, ведет к совершенствованию их работы и к укреплению здоровья. В связи с этим особо важны физические занятия и закаливание учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья и состоящих в подготовительных или специальных медицинских группах. Занятия физическими упражнениями повышают общую тренированность организма учащихся с ослабленным здоровьем или с наличием тех или иных патологических нарушений и способствуют устранению или компенсации этих нарушений.


2.Заболевания желудочно-кишечного тракта, ограничивающие физическую активность


Специальные медицинские группы комплектуются из учащихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения, в частности, - учащихся, страдающих некоторыми заболеваниями желудочно-кишечного тракта и системы пищеварения, а также по совокупности заболеваний.

Так, в индивидуальном порядке решается вопрос о включении в специальную группу учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и системы пищеварения.

Распространенность заболеваний органов желудочно-кишечного тракта в настоящее время превышает 100 на 1000 населения. За последние 20 лет отмечается их рост более чем на 30%. Ведущее место в общей структуре заболеваемости среди подростков по России принадлежит хроническому гастриту и дуодениту, а также вегето-сосудистой дистонии - синдрому, взаимосвязь которого с хроническим гастродуоденитом признана мировым врачебным сообществом.

Вегетативные расстройства являются одной из актуальных проблем современной медицины. Это обусловлено огромной распространенностью вегетативных расстройств.

Синдром вегето-сосудистой дистонии - это синдромокомплекс, проявляющийся нарушением вегетативной регуляции внутренних органов, желез внутренней секреции, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания. В основе его развития лежат первичные (наследственно обусловленные) или вторичные (на фоне соматической патологии) отклонения в структурах и функциях центрального и периферического звеньев вегетативной нервной системы (ВНС). Вегетативная дисфункция нарушает иннервацию внутренних органов, что обуславливает развитие дисфункции желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, функциональные кардиопатии, сосудистые дистонии.

Хронические заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки часто начинаются в дошкольном и школьном возрасте; рецидивирующее течение болезни приводит к выраженным анатомическим изменениям органа и в дальнейшем к потере трудоспособности и инвалидизации взрослого населения.

Хронический гастродуоденит и язвенная болезнь - многофакторные и гетерогенные заболевания, обусловленные нарушением основных регулирующих систем организма (нервной, эндокринной и иммунной),

Гастроэзофагеальнаярефлюксная болезнь (ГЭРБ) - это хроническое рецидивирующее заболевание, характеризующееся определенными пищеводными и внепищеводными клиническими проявлениями и разнообразными морфологическими изменениями слизистой оболочки пищевода вследствие ретроградного заброса в него желудочного или желудочно-кишечного содержимого, способного вызвать физико-химическое повреждение слизистой оболочки. В периоды обострения, а также состояниидекомпенсации исключаются физические упражнения, так как нагрузки приводят к повышению внутрибрюшного давления и способствуют забросам содержимого желудка в пищевод и усугубляют рефлюксы.

Целиакия (глютеноваяэнтеропатия) - мультифакториальное заболевание, нарушение пищеварения, вызванное повреждением ворсинок тонкой кишки некоторыми пищевыми продуктами, содержащими определённые белки - глютен.

Спланхноптоз, или энтероптоз (опущение органов брюшной полости) представляет собой состояние, при котором имеется более низкое, чем в норме расположение органов брюшной полости. Оно обусловлено астенической конституцией, общей слабостью или слабостью мышц живота. Ослабленный брюшной пресс не обеспечивает нормального внутрибрюшного давления, которое является одним из важнейших факторов фиксации органов брюшной полости на нужном уровне. В связи с понижением внутрибрюшного давления желудок, тонкие кишки, поперечно-ободочная кишка, печень и почки опускаются книзу, их деятельность нарушается, появляются изменения и со стороны других систем.

Язвенная болезнь - хроническое, циклически протекающее заболевание с разнообразной клинической картиной и изъязвлением слизистой оболочки желудка либо двенадцатиперстной кишки в периоды обострения. Длительность периодов ремиссии при язвенной болезни колеблется от нескольких месяцев до многих лет.

Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают в центральную нервную систему, сигнализируя об интенсивности функционирования и состоянии органов. При заболевании происходит нарушение рефлекторной регуляции, возникают патологические доминанты и порочные (патологические) рефлексы, извращающие течение нормальных процессов в организме человека.

Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому лечебная физкультура является очень важным элементом лечения язвенных процессов.

При всех заболеваниях желудочно-кишечного тракта противопоказаны любые прямые силовые упражнения, направленные на работу мышц брюшного пресса, бег. Все упражнения необходимо выполнять дозированно, исходное положение подбирается индивидуально в зависимости от диагноза и состояния больного.

.ЛФК при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и системы пищеварения


Выполнение дозированных физических упражнений, сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии и повышение уровня основных жизненных процессов, вызывает положительные эмоции. Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-психическое состояние пациентов оставляет желать лучшего (нормализация выраженных у больных явлений дистонии со стороны нервной системы). Следует отметить воздействие физических нагрузок на нервную регуляцию пищеварительного аппарата.

При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции тканей желудочно-кишечного тракта).

Комплексное лечение заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки обязательно должно включать в себя средства, способствующие улучшению кровообращения как в брюшной полости, так и вообще в организме. Это позволяет более эффективно бороться с проявлениями воспалительного процесса и, кроме того, способствовать нормализации процессов обмена веществ в тканях, без чего невозможно добиться быстрого рубцевания язвы и улучшения нарушенных функций желудка.

Не менее важной задачей является подбор средств, позволяющих нормализовать нарушенную нервную регуляцию функций этих органов. Одним из многоплановых и эффективных методов лечения заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки является лечебная физкультура со всем своим арсеналом, воздействующим на организм, и в частности, лечебная гимнастика.

Многочисленные исследованияпоказывают, что физические упражнения при заболеваниях желудка и двенадцатиперстной кишки способствуют нормализации нервной регуляции функций желудка, прежде всего двигательной и эвакуаторной, а также кислотообразующей и ферментативной, улучшают кровообращение, способствуют нормализации внутрибрюшного давления, а все вместе улучшает питание тканей, обмен веществ в них, что помогает снижению воспалительного процесса, ускорению рубцевания язвы, нормализации работы желудка и двенадцатиперстной кишки.

Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные - угнетают.

Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность.

В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных возможностей больного применяются различные формы и средства.

К противопоказаниям к занятиям относят:

·Свежая язва в остром периоде.

·Язва, осложненная кровотечением.

·Преперфоративное состояние.

·Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.

·Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.

·Выраженные диспепсические расстройства.

·Сильные боли.

·Общие противопоказания.

Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном заболевании обязателен.

Лечебная гимнастика при опущении органов брюшной полости направлена на общее укрепление организма, нормализацию внутрибрюшного давления, стимуляцию моторной и секреторной функции желудка и кишечника. И что самое главное, регулярная и дозированная тренировка специальными физическими упражнениями в сочетании с последующими гидротерапевтическими процедурами (обтирания, душ) укрепляют мышцы брюшного пресса, тазового дна, спины, что постепенно способствует установлению органов брюшной полости в нормальное анатомическое положение. Надо сказать, что этот метод - один из эффективнейших средств помощи больным при опущении органов брюшной полости.

Учащимся с хроническими заболеваниями в необходимо введение элементов оздоровительного режима: уменьшение учебной нагрузки, ЛФК по специальной программе, обязательная ежедневная утренняя гимнастика, прогулки до и после занятий. Как лечебно-оздоровительный фактор - 5-6-разовое питание. В комплексном плане реабилитации больных с заболеваниями органов пищеварения на всех этапах дифференцированное, патогенетически обоснованное применение лечебной физкультуры обеспечивает повышение эффективности лечения, способствует восстановлению работоспособности и поддержанию ее на необходимом уровне. Физические упражнения влияют на функции пищеварения через ЦНС.

Утренняя гигиеническая гимнастика преследует цели общего развития и укрепления здоровья, повышения работоспособности, и помогает закаливанию, содействует более полноценному переходу из заторможенного состояния в бодрствующее. В утренней гигиенической гимнастике используют небольшое (8-10) число упражнений, охватывающих основные мышечные группы; физические упражнения должны быть простыми.

Задачи ЛФК:

·Общее оздоровление и укрепление организма больного.

·Воздействие на нейрогуморальную регуляцию пищеварительных процессов.

·Улучшение кровообращения в брюшной полости и малом тазу, предупреждение спаечного процесса и застойных явлений.

·Укрепление мышц брюшного пресса и стимуляция моторной функции пищеварительной системы.

·Улучшение функции дыхания.

·Повышение эмоционального тонуса.

Утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки, терренкур, подвижные игры, элементы спортивно-прикладных упражнений, езда на велосипеде, плавание, гребля, ходьба на лыжах, райттерапия. Кроме того, применяется массаж и самомассаж живота.

Лечебная гимнастика (ЛГ) является одной из основных форм ЛФК.

Терапевтический эффект ЛГ будет значительно выше, если специальные физические упражнения будут выполняться группами мышц, получающими иннервацию от тех же сегментов спинного мозга, что и пораженный орган. Это упражнения с участием мышц шеи, трапециевидных, мышц, поднимающих лопатку, большой и малой ромбовидных, диафрагмы, межреберных мышц, передней стенки живота, подвздошно-поясничной, запирательной, мышц стопы и голени.

При заболеваниях органов пищеварения эффективность ЛГ во многом зависит от выбора исходных положений, позволяющих дифференцированно регулировать внутрибрюшное давление.

К специальным упражнениям относятся:

·дыхательные упражнения, особенно диафрагмальное дыхание, которое, ритмично изменяя внутрибрюшное давление, оказывает массирующее воздействие на печень, желудок, кишечник. В результате увеличивается желчеотделение, перистальтика желудка и кишечника, улучшается венозный отток, уменьшаются застойные явления в органах пищеварения.

·упражнения на расслабление: снижают повышенный тонус ЦНС, рефлекторно понижают тонус мышц желудка, кишечника, эффективны для снятия спазмов привратника желудка, сфинктеров.

·упражнения для мышц брюшного пресса.

·упражнения для мышц тазового дна. При расслаблении и сокращении мышц брюшного пресса, давление в брюшной полости то повышается, то понижается, оказывая массирующее влияние на внутренние органы. Активно действующие мышцы брюшного пресса, спины и малого таза, усиливают приток крови к органам брюшной полости, а это способствует ликвидации воспалительных процессов, нормализации кровообращения в печени, почках, устранению застоя венозной крови в области малого таза, а также, повышает окислительные процессы и обмен веществ. Укрепление мышц брюшного пресса и тазового дна способствуют нормализации положения органов пищеварения, особенно при опущении внутренних органов.

·упражнения, способствующие оттоку желчи из желчного пузыря. Используются различные исходные положения: стоя, стоя на коленях, сидя, лежа, коленно-локтевое, коленно-кистевое. В положении лежа на спине с согнутыми ногами и на четвереньках достигается наилучшее расслабление органов брюшной полости. Для улучшения оттока желчи, лучше всего исходное положение лежа на левом боку (продвижению желчи способствует сокращение стенок желчного пузыря, сила тяжести желчи), а также на четвереньках. Лежа на правом боку, улучшается кровоснабжение печени, обеспечивается массаж печени за счет увеличения Экскурсии правого купола диафрагмы. Исходное положение: лежа на спине с приподнятым ножным концом кушетки, а также коленно-локтевое положение используются при спланхноптозах. В различных исходных положениях выполняются движения туловищем, ногами с большой амплитудой в сочетании с дыханием.

Показания для назначения ЛФК:

·хронические гастриты с нормальной, повышенной и пониженной секрецией;

·язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки;

·дискинезии желчевыводящих путей и хронические холециститы;

·хронические гепатиты;

·хронические колиты, в основном со склонностью к запорам;

·грыжи пищеводного отверстия диафрагмы;

·спланхноптоз (опущение внутренних органов).

Противопоказания для назначения ЛФК:

·общие;

·период обострения заболевания с выраженным болевым синдромом, многократной рвотой и тошнотой;

·осложненное течение заболевания: кровотечение при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, язвенном колите, прободение язвы, острые перивисцериты (перигастрит, перидуоденит).

Занятия имеют и воспитательное значение: больные привыкают систематически выполнять физические упражнения, это становится их повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления.

Таким образом, мы выяснили, что государственная образовательная программа предполагает занятия физической культурой для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и системы пищеварения в специальной группе. В данной работе мы сосредоточили своё внимание на подгруппе «Б», которая рекомендована учащимся, имеющим значительные отклонения в состоянии здоровья, вызванные серьёзными хроническими заболеваниями. Такие учащиеся допущены к теоретическим занятиям и занятиям по реабилитации собственного здоровья.

В своей работе мы рассматривали ограничения физической активности учащихся, имеющих такие диагнозы, как: целиакия, язвенная болезнь, спланхноптоз, ГЭРБ, гастродуоденит. До недавнего времени подростки с подобными диагнозами были полностью освобождены от занятий спортом, ЛФК для них не были разработаны.

Ввиду того, что в последние десятилетия отмечается значительный рост заболеваний ЖКТ, увеличилось количество медицинской популярной литературы, научных работ по таким редким заболеваниям, как целиакия, ГЭРБ, широко представлены программы ЛФК.

В своей работе мы представили примерный комплекс ЛФК, представленный в работе Мошкова В.Н. В ходе исследования нам удалось выяснить, что при некоторых заболеваниях ЖКТ допустимы занятия фитнесом, танцами, плаванием, велопрогулки.


Список литературы


1.Аруин Л.И., Капуллер Л.Л., Исаков В.А. «Морфологическая диагностика болезней желудка и кишечника», Москва 1998.

.Дудникова Э.В. Клиническое значение билиарных рефлюксов в формировании гастроэзофагеальнойрефлюксной болезни и гастродуоденитов у детей и методы их коррекции/Э.В. Дудникова // Клинич. перспективы гастроэнтерологии, гепатологии. - 2006. - №5.

.Епимахова Ю. Вегетососудистые расстройства и хронические гастродуодениты у подростков/Ю. Епимахова, В. Сапожников // Мед.газ. - 2007. - №62.

.Кондакова О.Б. // Клинико-генеалогическое, иммунологическое и морфофункциональное исследование целиакии (диссертация на соискание ученой степени к.м.н.). - Москва, 1999.

.Михалик Д.С., Жуков Г.В., Николаенкова Л.И., Козлова И.С., Богданова Т.А. ЦЕЛИАКИЯ: БОЛЕЗНЬ И ОБРАЗ ЖИЗНИ // Земский врач. 2012. №4. URL: #"justify">6.Мошков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней. 3-е изд.; М.; Медицина, 1977. 375 с. Ивашкин В.Т., Трухманов А.С. Современный подход к терапии гастроэзофагеальнойрефлюксной болезни во врачебной практике. РМЖ 2003.

.Мухина Ю.Г., Ужевко С.А., Котлукова Н.П. Гершман Г.Б. Лысиков Ю.А. Олимпиева С.П., Корнева Т.И. // Критерии остроты патологического при целиакии у детей.

.Парфенов А.И. // Загадки глютеновойэнтеропатии. - Московский медицинский журнал 1997, май.

.Приворотский, В.Ф. Хронические гастриты и гастродуодениты у детей/В.Ф. Приворотский, Н.Е. Луппова // Рос.семейный врач. - 2003. - №1.

.Ратникова, М.А. Хронический гастрит, дуоденит (гастродуоденит) и язвенная болезнь у детей / М.А. Ратникова // Мед.помощь. - 2000. - №6.

.Хавкин А.И., Приворотский В.Ф. Cовременные представления о гастро-эзофагальном рефлюксе у детей. Часть II. Гастроэзофагеальнаярефлюксная болезнь. - Московский НИИ педиатрии и детской хирургии. МАПО, Санкт-Петербург.URL: #"justify">.Щербаков, П. Хронический гастродуоденит у детей / П. Щербаков // Мед.газ. - 2004. - №73, №74.


Теги: Физическая активность при заболеваниях желудочно-кишечного тракта  Реферат  Туризм
Просмотров: 22685
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Физическая активность при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
Назад