Тенденции, проблемы и перспективы развития школьного туризма

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Факультет туризма

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Рынок туристских услуг»

на тему «Тенденции, проблемы и перспективы развития школьного туризма »


Выполнила: студентка Р-334

Направления 100400 бакалавр «Туризм»

Витвицкая Владислава Владимировна

Проверила: к.э.н., ст. преподаватель Кисаева В.В.


Санкт-Петербург


Содержания


Введение

.Школьный туризм: его сущность и особенности

.1Сущность школьного туризма

.2Туризм или краеведение

.3 Влияние туризма на организм школьника

.Современное состояние рынка школьного туризма в Российской Федерации

.1Основные тенденции рынка школьного туризма

.2Что тормозит развитие школьного туризма

. Комплекс мер по решению проблем школьного туризма Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение


Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности школьника.

Туризм - прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу. Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике.

Актуальность исследования. Современное общество стремится к здоровому образу жизни. В частности, это выражается в том, что граждане желают активно проводить досуг, перемещаясь по странам и регионам, совмещая проведение свободного времени с познанием и оздоровлением.

Естественно думать, что подобный отдых они желали бы организовать и для своих детей

Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом.

Целью данного исследования является выявление основных тенденций. Проблем и перспектив развития школьного туризма и разработка комплекса мер по его развитию.

Обычно небольшая часть детей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет особый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания.

Данная цель определила постановку следующих задач:

.Определить и выяснить, что представляет из себя данный вид туризма;

.Определить его вклад в создание условий жизнедеятельности населения;

. Описать и провести анализ основных тенденций развития школьного туризма на современном этапе;

. выявить и провести анализ основных проблем развития школьного туризма, определить степень влияния каждой из проблем на его развитие;

. Сформулировать основные перспективы развития школьного туризма;

. Разработать комплекс мер по решению проблем развития данного вида туризма.

Не надо бояться школьного туризма. Пешком, на лыжах, на байдарках или на велосипедах готовьтесь отправиться с классом в путь. Поживите с ребятами интересной, самобытной, автономной, наполненной романтикой странствий общей жизнью. Станьте вместе со своими учениками-воспитанниками хоть ненадолго дружной походной семьей. Туристский поход - радикальное средство очеловечить педагогику, совершить крутой поворот в традиционной работе с классом, перейти с наезженной колеи авторитарной педагогики к сотрудничеству.


. Школьный туризм: его сущность и особенности


.1 Сущность школьного туризма


Под школьным туризмом понимаются временные выезды школьников в группе, с родителями или ближайшими родственниками, индивидуально в группах взрослых туристов или их временное проживание в семьях иностранцев. Выезды организуются с места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, спортивных или иных целях.

Школьный туризм соответствует определению Манильской декларации по мировому туризму, принятой Всемирным совещанием руководителей сферы туризма: «Туризм - один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта».

Школьный туризм относится к социальному туризму . осуществляется полностью или частично за счет средств российской Федерации. Субьектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сами школьники, наделённые естественной жаждой знаний, повышенной, по отношению к взрослым, двигательной активностью, стремлением увеличить объём знаний и расширить свой кругозор не только через обучение за школьной партой, всегда проявляют интерес к самым разнообразным путешествиям. Зачастую их интересы совпадают с интересами родителей и тогда возникает семейный туризм - наилучший активный отдых.

Поскольку туризм предоставляет возможность организовывать досуг школьников совмещая отдых с оздоровлением и познанием, то общество должно быть заинтересовано в школьном туризме. Находясь вдали от дома и родительской опеки, школьник ощущает и понимает значение коллектива, учится принимать решения и нести за них ответственность, чувствует влияние положительных нравственных качеств окружающих людей, оценивает этих людей и сравнивает себя с ними. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса.

Образовательная функция туризма школьников заключается в том, что во время путешествий закрепляются школьные знания по географии, истории, обществоведению, социологии, политологии, приобретаются новые знания. Школьник во время путешествий знакомится с культурой и обычаями разных народов, изучает родной край, пополняет знания в области краеведения.

Наиболее важной функцией туризма, по мнению многих учёных, является оздоровительная функция. Смена привычной обстановки, влияние естественно - средовых факторов на организм подростка, повышенная двигательная активность, развитие возможностей адаптации в сложных условиях смены климата, применение активных способов передвижения, самых разнообразных двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены в условиях самоконтроля способствуют укреплению здоровья ребёнка, повышению функциональных возможностей его организма.

В целом, школьник решает во время туристских поездок задачи физического воспитания, соблюдая баланс повышения уровня развития двигательных качеств, умений, навыков, умственного, эстетического и нравственного развития.

В связи с этим, можно утверждать, что возможности влияния туризма на школьников весьма велики. В то же время современный школьник очень нуждается в таком влиянии. Официальная статистика отмечает, что ученики средних общеобразовательных школ, особенно ученики старших классов, подвержены многочисленным хроническим заболеваниям. В отдельных школах число нездоровых детей доходит до 90%. Объяснений этому факту можно привести множество: низкий уровень доходов населения, неустроенный семейный быт, родительский алкоголизм и наркомания, чрезмерное увлечение компьютерной работой, просмотром телепередач, малоподвижный образ жизни, перегруженность школьников занятиями, низкая культура проведения свободного времени, отсутствие регулярных занятий физической культурой и многое другое.

В такой ситуации любые нравственно положительные средства хороши для оздоровления и развития детей.

В связи с этим, представляется несомненно актуальным заполнить досуг детей поездками и путешествиями под присмотром взрослых специалистов с соответствующей культурной и оздоровительной программой.

В современных условиях в нашей стране есть, к сожалению, весьма существенное препятствие для реализации масштабного школьного туризма. Это препятствие представляет собой низкий уровень жизни нашего населения и невозможность выделения средств для путешествий школьников. Однако это препятствие не является непреодолимым. Известны многочисленные примеры вложения в школьный туризм спонсорских средств и государственных дотаций, сбор средств нескольких родственных семей для обеспечения поездки одного школьника, и др. Кроме того, и сами родители стремятся показать мир своему ребёнку, и лучше - не один раз.

Все эти особенности возлагают дополнительные трудности на плечи организаторов школьного туризма - они должны весьма точно знать запросы этого сегмента рынка и предлагать только то, что особенно интересно школьникам и, как следствие, будет ими востребовано.

Поскольку школьник ещё не вышел из-под родительской опеки, мнение его родителей и ближайших родственников относительно его возможного путешествия становится решающим. Это значит, организаторы поездок должны изучить и эти интересы, которые, совокупно с детскими, должны дать представление об оптимальной организации туризма школьников.

В таких обстоятельствах особенно важно изучить особенности школьного туризма и дать конкретные рекомендации по организации детских путешествий.


.2 Туризм или краеведение


Понятие «школьный туризм» идентично выражению «туристско-краеведческая деятельность в школе», получившему распространение с 80-х гг. прошлого века.

Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая. Но в спортивном туристском походе приоритетным является прохождение намеченного маршрута.

Простые поверхностные наблюдения всегда делаются в походах, но полное право на жизнь имеет в школе и серьезное глубокое краеведение. И нет необходимости такому научному краеведению навязывать спортивные нормы туризма - маршрут, километраж, преодоление естественных препятствий. Серьезную научную работу учащихся трудно соединить со спортивными целями.

Содержанием туристского краеведения являются изучение природы и истории края. Этим проблемам чаще всего посвящается общешкольная экспедиционная деятельность, а также работа класса, кружка.

Опыт краеведческой деятельности свидетельствует о следующем:

·словесное, книжное краеведение педагогически неэффективно. Готовое знание - тормоз мышления, поэтому необходимо идти путем деятельностного изучения окружающей действительности, ее предметов и явлений.

·для детей важна мотивация работы: зачем изучать.

Педагоги часто задают вопрос: «Можно ли вести краеведческую и туристскую работу порознь»?

Ответ однозначен: для педагогики лучше, если это будет туристско-краеведческая работа. Научная, исследовательская деятельность учащихся и занятия физической культурой, спортом вообще вполне сочетаемы и хорошо дополняют друг друга при условии, если они разнесены по времени.

Большую роль в развитии ТКД имеет интерес учителя и его физические возможности. Как показывает практика, краеведческой деятельностью в школе чаще всего занимаются женщины, которые по тем или иным причинам (возраст, здоровье, семейное положение) не могут ходить в походы, но в краеведении видят эффективное средство педагогического воздействия на учеников. Поэтому краеведение может быть самостоятельным занятием, может существовать как отдельный вид внеклассной учебно-воспитательной работы.

Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм ТКД, т.к. только при этом можно максимально полно удовлетворить и разнообразные интересы детей.

Туристские походы во всем их собственном разнообразии составляют главное содержание школьного туризма, т.к. только в этой форме наиболее полно реализуется то, что может извлечь педагогика из детского туризма.


.3 Форма, цели и задачи туризма в школе


В школе должно быть два разных туризма:

·обязательный для всех классов («классный туризм») - минимальный по объему;

·для любителей путешествовать в виде занятий по интересам в кружках («кружковой туризм»).

Оба эти туризма в школе сильно различаются между собой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и по контингенту детей.

Педагогический потенциал школьного туризма, если иметь в виду весь комплекс его форм и видов, и, прежде всего, походы, очень велик. Но коэффициент полезного педагогического действия туризма зависит от подхода к нему организаторов, от их умения и опыта, персональной концепции и профессиональной подготовки.

Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции.

Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.

Туристские экспедиции организуются с целью освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться медика биологические, физиологические, геологические и другие исследования.

В школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:

·оздоровительные

·учебные

·спортивные

·познавательные и другие цели.

Чётко сформулировать одну цель похода трудно, но непременно она должна быть сформулирована и доведена до сведения каждого участника похода.

Кроме прикладных целей туристского похода можно выделить и другие группы целей.

Содержательные цели туризма:

·Физическая активность - туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.

·Поддержка хорошего состояния здоровья - одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.

·Социальная активность - создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.

·Характер приключения - ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным


.3 Влияние туризма на организм школьника


Регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физических систем. Оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности школьников. Естественное влияние двигательных качеств на физическое развитие является физиологический, обусловленный и наиболее важным фактором оптимального протекания физиологических функций организма.

Изучением влияния туризма на детский организм занимались многие. Установлено улучшение функционального состояния, проявляющее в увеличении объема крови, увеличении мощности вдоха и выдоха, улучшение силовых показателей, выносливости школьников под влиянием даже одноразовых многодневных походов. Одноразовые многодневные пешие, велосипедные, лыжные походы помимо положительного влияния на организм показали, что различные виды туризма по - разному влияют на отдельные системы. Так, на увеличении силы мышц верхнего плечевого пояса эффективнее влияют лыжные походы, мышцы спины - пешие. Мощность выдоха эффективнее улучшается в пеших походах, подвижность нервных процессов - в лыжных. Многолетние (4 - 5 лет) регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физиологических систем. Так, если кистевая сила девочек, не занимающихся спортом, в том числе, туризмом, к 16 годам, увеличиваются по сравнению с их показателями 12 - летнего возраста на 46,7%, то у регулярно занимающихся спортом - на 101,7%. У мальчиков увеличение кистевой силы составляет соответственно 881,2%; 99,9% и 126,5%.

Вот почему у занимающихся туризмом имело место, более выраженное улучшение многих физиологических показателей, и в первую очередь показателей кардиореспираторной системы. Так, у занимающихся туризмом имело более выраженное урежение пульса по сравнению со школьниками, которые не занимались ни туризмом, ни спортом, хотя и менее выраженное по сравнении. Со спортсменами. Глубина дыхания 16-летниз девочек увеличилась по сравнению с их показателями в 12-летнем возрасте на 93,6%. У мальчиков глубина дыхания увеличилась соответственно на 57,4; и 98,0%.

Все более повышается оздоровительная роль современного туризма как эффективного вида активного отдыха, восстановления организма занимающихся от отрицательного воздействия промышленного труда и производства, учебной и другой деятельности, и другой деятельности, и в профилактике влияния неблагоприятных факторов и условий современной жизни. В походах и путешествиях развиваются многие ценные физические качества человека - выносливость, сила, быстрота, ловкость, увеличивается работоспособность и др. Систематические занятия туризмом приводят к положительным сдвигам как субъективных, так и объективных показателей: урежение сердечных сокращений (с 67 до 63уд/мин), снижение уровня артериального давления (с 126±до 115±0,2мм рт.ст.), более быстрое восстановление частоты сердечных сокращений после окончания работы.


.Современное состояние рынка школьного туризма в РФ


.1Основные тенденции рынка школьного туризма


Несмотря на возросшее за последние два года внимание руководства страны к сфере детско-юношеского туризма, практически не ведется системная работа, направленная на развитие туризма как эффективного средства оздоровления, образования и воспитания школьников. В 2013 году в загородных лагерях отдохнули менее 20% детей, а большинство провели лето в лагерях дневного пребывания, которые не обеспечивают полноценный отдых, оздоровление и воспитание школьников.

Специалисты понимают, что детско-юношеским туризмом в стране занимаются десятки ведомств, но нет единого координирующего органа в данной сфере, потому барьерами развития отрасли остаются бюрократизм, несогласованность нормативной базы и нерациональное использование средств. Сегодня для сбора в обычный турпоход нужно оформлять до 20 различных документов, нынешний Санпин был вообще составлен без участия специалистов по детскому туризму, а Комиссия по детско-юношескому туризму при Ростуризме в составе 21 человека работает лишь «как пожарная команда». Сергей Владимирович подчеркнул, что 15,5 миллионов детей школьного возраста в стране - это серьезная цифра, которая требует серьезного подхода. «Все чиновники у нас - специалисты в 3 областях: образование, медицина и туризм. Но проблемы в этих сферах не решаются ввиду нерационального использования средств». В настоящие время проводят дорогостоящие программы для небольшого количества детей, которые проводятся при поддержке Министерства культуры, в которых можно было бы максимально упростить условия, но при этом дать возможность познакомиться с Родиной большему числу детей. «Вложение целевых ресурсов в шикарные праздники для 3% населения - путь в тупик. А на всех детей 150 миллиардов не найти - значит, нужно искать другие пути». В числе возможных путей возможно формирование сети организаций - центров дополнительного образования и туристско-краеведческой информации в регионах и включение туристических походов в комплекс ГТО в школах.

Но к сожалению необходимо помнить, что есть некоторые государственные стандарты в сфере детского отдыха, которые нужно учитывать специалистам. Например, для детских программ не рекомендуются автобусы дальнего следования, поскольку нужны проверенные оборудованные места стоянок, точки питания и т.д. Вопрос об автобусных перевозках, регулируемый Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. №1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами», вызвал особенно оживленную дискуссию - многие организации уже писали обращения с просьбой пересмотреть документ, поскольку пункт «4» запрещал перевозку в снег, дождь и «темное время суток». В Роспотребнадзоре ведется работа по устранению излишних требований из документов, регулирующих сферу детского туризма. Обновляются санитарные требования к стационарному лагерю - новые более понятные и реализуемые правила выйдут в апреле-мае и будут работать уже со следующего года (среди прочего в них подчеркивается, что оздоровительный лагерь должен длиться не менее 21 дня).

По расчетам экспертов отрасли, снятие бюрократических ограничений даже без дополнительного финансирования увеличит численность юных туристов и экскурсантов на 30-50%. При этом сами признают, что снижать требования к организаторам детского отдыха в угоду удешевлению нельзя. «Все-таки благополучие ребенка - главное», - отметила генеральный директор турфирмы «Анкор», член Комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма Ольга Санаева. Например, благодаря совместному проекту Министерства культуры и Северо-западного отделения РСТ «Моя Россия: град Петров» северную столицу смогли посетить 18 тысяч детей из регионов. А просветительские зарубежные поездки к захоронениям и братским могилам наших солдат, воевавших в Великой Отечественной войне, в Словакии и других странах, Ольга Анатольевна считает необходимым приравнять по значимости к внутреннему туризму. Она также рассказала о познавательных мероприятиях патриотического характера, приуроченных к важным государственным датам - так, 9 мая школьников собирают на всероссийскую линейку памяти, на которой с волонтерами помогает Комитет по туризму г.Москвы; 4 ноября проводится всероссийский детский туристический фестиваль «Росинка», приуроченный ко Дню народного единства, на котором дети сами проводят презентации регионов страны и общим голосованием выбирают победителя (на последнем фестивале победил Великий Устюг). «Инициатива бизнеса в детском туризме важна, так как он знает востребованность со стороны родителей и возможности власти и общественных организаций», - отметила Ольга Анатольевна. - «Потому в наших интересах не ругаться на бюрократические препоны, а заниматься разъяснительной работой, создавать условия для сотрудничества и решения проблем сектора».

В недавние время был создан экскурсионный абонемент для школьников, который был разработан для внедрения в школах области. Абонементы делятся на три аудитории - младших школьников, средних и старшеклассников, и каждый из них включает 3 экскурсии: одну загородную, одну пешеходную по городу и одну автобусную. Школьники при этом сами могут выбрать по своему интересу направление экскурсии: историческое, эколого-природоведческое или художественно-изобразительное.

Также создаются системы образовательных маршрутов, воспитывающих уважение родной культуры и здоровый патриотизм, как приорит пути развития детско-юношеского туризма на муниципальном, региональном и федеральном уровне, есть возможность выбрать интересующие их экскурсии и маршруты на сайте, на основании чего составляется дальнейший план-график).

Так же созданы «обязательные» экскурсии для школьников, выработка единых стандартов к содержанию программ, привязка экскурсий к школьной программе, просвещение самих учителей и родителей, повышение качества услуг на местах. Учителя сами заинтересованы в том, чтобы вести специальную просветительскую работу среди родителей - они издают листовки, приглашают на родительские собрания в школах представителей туроператоров для презентации культурно-познавательных экскурсионных маршрутов.

Был поднят вопрос добровольной аккредитации туроператоров в сфере детского туризма. Вице-президент по внутреннему и въездному туризму Уральской Ассоциации туризма (УАТ), директор фирмы «Детское бюро путешествий» Наталья Ларионова рассказала, что в УАТ уже вошло 17 компаний, которые взяли на себя обязательство придерживаться определенных стандартов качества и осуществляют межведомственную коммуникацию по безопасности детских перевозок.

Начальник отдела туризма Центра культуры и туризма Кировской области Александр Долматов отметил, что построить стационарный лагерь - недешевое удовольствие, на которое требуется как минимум 300 млн. рублей. Потому в своей области для работы с детьми и молодежью руководители туристического направления взяли на вооружение палаточные лагеря - например, с 2011 года в Кировской области проводится молодежный палаточный лагерь «Трамплин», который образно называют «Вятская Швейцария».

Направление «Социальные проекты» АСИ на сегодня разработало «Модельную программу развития системы отдыха и оздоровления детей в субъектах РФ», в которой зафиксирован комплекс мер, рекомендованный к тиражированию на всей территории РФ. В программу входит привлечение частных инвестиций в сектор детского отдыха, повышение качества услуг и увеличение вариативности программ детского отдыха, а также объединение всех детских лагерей отдыха в единую систему отдыха. Пилотными регионами по внедрению программы на сегодняшний день являются Пермский край, Ульяновская область и Санкт-Петербург. Продолжается разработка методических рекомендаций для регионов по внедрению моделей государственно-частного партнерства в сфере детского отдыха - прорабатываются такие механизмы, как контракт жизненного цикла, инвестиционное соглашение, договор аренды, контракт на управление, сервисный контракт, совместное предприятие, концессионное соглашение, ГЧП-соглашение, а также меры государственной поддержки (налоговые льготы, кредиты, бюджетные субсидии, гарантии, сертификат - частичная компенсация родителям стоимости путевки).

школьный туризм краеведение проблема

2.2 Что тормозит развитие туризма в школе


Развитие предметов и явлений идет в борьбе противоречий, в борьбе старого и нового. И все мы участвуем в этой борьбе на той или другой стороне. Чтобы успешнее содействовать развитию школьного туризма, надо хорошенько разобраться в возникающих на этом пути противоречиях, выяснить, что именно тормозит его развитие, кто его противники, каковы их свойства и особенности. Мы, как настоящие туристы, которые, отправляясь в поход, изучают все естественные препятствия, поджидающие их на маршруте, чтобы успешнее их преодолеть, тоже должны знать возможные естественные препятствия.

По отношению к школьному туризму как предмету нашего изучения все причины, тормозящие его развитие, можно разделить на внутренние, скрытые в самой школе, и внешние, внешкольные, расположенные над ней. Есть и причины, обусловленные свойствами самого предмета - школьного туризма. Всё в жизни взаимосвязано. Классифицируя причины, надо помнить об их единстве. Надо также учитывать, что всё взаимосвязано и во времени: происшедшее вчера живет сегодня и будет иметь завтра свои последствия как внутри, так и вовне предмета.

Безусловно, хочется отметить, что самые распространенные проблемы туризма в Российской Федерации, будь то школьный туризм или гастрономический, спортивный это нехватка инфраструктуры, которая соответствует своему качеству и цене. Нехватка автобусов и людей, которые этим желают заниматься, а также не хватает инвестиций и программ для благополучия и развития школьного туризма. Но хотелось бы остановиться на других причинах, которые не менее важны.

Попробуем проанализировать причины, тормозившие в прошлом и продолжающие тормозить сегодня развитие школьного туризма.

.Причины внешкольные - объективные

Самой главной, всеохватывающей, глобальной причиной явилась Бюрократическая административно-командная система (БАК-система), до сих пор оказывающая губительное влияние на все сферы жизни. Бюрократизм, конечно, имел негативное влияние и на народное образование. Чрезмерная централизация привела к огосударствлению управления школой, отлучению общества от ее задач и нужд.

Остановимся на трех элементах БАК-системы, которые по отношению к школьному туризму имеют, на наш взгляд, наиболее зловредное влияние. Это:

·отчуждение от творчества;

·уравниловка в оплате труда;

·урокоцентризм.

.Отчуждение от творчества

Диктат, административный произвол - типичные составляющие бюрократического централизма; его основной принцип: «Приказ начальника - закон для подчиненного» - никак не совместим с инициативой работника, с его творческим подходом к делу. Утверждение БАК-системы привело к снижению активности учителей, к параличу педагогического творчества, воспитывало формализм, пассивность, равнодушие, наплевательское отношение к работе.

Дело доходило и до централизации мышления, мнений, взглядов, оценок предметов и явлений, форм и методов работы. Торжествовал «закон трамвая» - «не высовывайся». Единственно верным взглядом, верным подходом к вопросам обучения и воспитания школьников становился взгляд, подход Вышестоящего Начальника. Творческие личности, имевшие собственные убеждения, свой взгляд, свой подход к делу, оказывались в сложной ситуации. Некоторые в своем творчестве «уходили в подполье», но это продолжалось недолго - до тех пор, пока их не обнаруживали и не «брали за воротник». Почти полвека господства БАК-системы приучили школу жить по указке, загнали ее в рамки санкционированных образцов. Такова была общая тенденция.

Кажущаяся легкость использования административных методов кружила управленцам голову. Ведь как просто, как удобно: приказал - и тотчас ответ: «Будет сделано». Но приказы начальников далеко не всегда соответствовали объективным законам развития, а посему часто не могли быть выполнены и не выполнялись. Тому в истории мы знаем тьму примеров: планы, возведенные в ранг закона и обязательные для исполнения, срывались, оставаясь только на бумаге. И никто не нес ответственности за их неисполнение.

Такую же примерно картину мы видим и в отношении школьного туризма: все руководство - «за», а дело - ни с места. Принимаются отличные решения и приказы, вводится «система обязательных форм туристско-краеведческой работы в школе», но ничто не меняется. Усилий много, а толку чуть - это характерная черта БАК-системы.

Многие годы государство ратовало за развитие школьного туризма: и Совет Министров СССР, и бывшие Министерства просвещения СССР и союзных республик, и такие могущественные общественные организации, как профсоюзы и комсомол, - все «всемерно» содействовали туризму: принимали десятки постановлений, решений и приказов по его расширению, углублению и росту. А детский туризм, особенно школьный, развивался в стране слабо.

Почему-то, отставив в сторону такую реальную вещь, как материальный интерес (мол, «не существен»), БАК-система пыталась внедрить принцип моральной, творческой, профессиональной заинтересованности учителя в проведении походов с детьми. Но одновременно перекрывала творческий путь шлагбаумом согласований, рамками инструкций, окриками: «Не пущать!» И дело глохло, не успев набрать обороты. Каста администраторов в поисках причин издает все новые и новые постановления и указы. И вот в 1954 г. Минпрос РСФСР в письме от 10 мая указывает: «…главной причиной слабого развития детского туризма является недооценка его роли и значения со стороны учителей и руководящих работников народного образования».

Нет здесь недооценки. Учитель не глуп - если его познакомили на деле с такой формой работы, как туризм, он легко поймет ее значение и оценит по достоинству. Но почему использовали и используют туризм в своей работе единицы? А что же другие? По недомыслию - не могут понять и оценить? Нет, конечно. Тут во взаимосвязи действуют многие причины торможения.

Но, повторим, самым главным негативным следствием деспотизма БАК-системы в школе является подавление творческого начала в работе учителя.

.«Уравниловка» в оплате труда

Под так называемой «уравниловкой» имеется в виду социальная несправедливость в виде равной оплаты за неравный труд, т.е. оплата труда учителя без учета его качества и количества. А что касается школьного туризма, тут мы видим его совершенно бедственное финансовое положение, которое вне стен школы (на базе учреждений дополнительного образования детей) еще более или менее благополучно, но в школе отличается неурегулированностью и вопиющей несправедливостью.

Разумеется, все учителя во всех классах не могут вести туристические кружки, но существующая оплата труда учителя-воспитателя никак не поощряет развитие туризма и создает условия для благополучия именно «низкорентабельного» учителя. Так равная оплата вносит разлад в педколлектив, так она тормозит становление ТКД (туристическо-краеведческую деятельность) в школе.

Другой аспект бедственного финансового положения туризма в школе состоит в том, что учитель терпит материальный ущерб от проведения походов, экскурсий, экспедиций с учащимися. Расходы на транспортные переезды при проведении одно-двухдневных походов невелики, но государство их на свой счет не берет. Финансовые работники строго берегут каждую государственную копейку, а вот личные копейки, потраченные учителем на выполнение служебных обязанностей, административно-финансовый аппарат не волнуют. Каждый раз при проведении похода, загородной экскурсии учитель вынужден из своего кармана выкладывать какую-то сумму на проезд к начальному пункту маршрута и обратно. Почему? Он стесняется попросить денег на дорогу? Да, это унижает его. Но не только в этом дело - он знает, что никто не оплатит эти расходы, поскольку школьной сметой они не предусмотрены.

Прямых целевых ассигнований на школьный туризм нет. Это тоже делает его дальнейшее развитие затруднительным. Проведение экскурсии - еще куда ни шло, а чтобы пойти в поход, учителю нужны и рюкзак, и соответствующая обувь, и спальный мешок. А все это вместе тянет на значительную сумму денег. Где их взять? Ведь бесплатное обеспечение учителя специальным туристским снаряжением тоже не предусмотрено.

Здесь мы видим явный и глубокий разрыв между финансовыми возможностями и горячим желанием органов народного образования внедрить в школу туризм, сделать его массовым и даже обязательным слагаемым системы внеурочной воспитательной работы. Все это есть следствие так называемого остаточного принципа финансирования социальной сферы.

.Урокоцентризм

Если первый тормозящий элемент имеет организационный характер, второй - экономический, то третий - чисто идеологического свойства.

В педагогике приоритетное значение получило накопление знаний ребенком, изучение основ наук. В.Караковский отмечает: «Урок был провозглашен основной формой не только учебной, но и воспитательной работы... Сознанием педагогов завладела удобная иллюзия: образование автоматически обеспечивает и высокий уровень воспитанности личности. Многие десятки лет обучающая функция гипертрофически развивалась в ущерб воспитывающей, причем она практически начисто вытеснила воспитание из школы. Много лет учитель получал зарплату только за уроки, и уже в этом самом акте оплаты его труда заключалась недооценка воспитания».

Это противоречие носит черты всеобщности, оно свойственно системе народного образования в целом, но в каждой конкретной школе имеет разные оттенки и разную степень напряжения. Для каждой школы этот элемент торможения в воспитании детей, в том числе средствами туризма, имеет внутреннее происхождение.


.Комплекс мер по развитию коммерческого школьного туризма на примере Санкт-Петербурга


Резюмируя ситуацию на рынке школьного туризма в России, можно с уверенностью утверждать - в целом сфера школьного туризма в России развивается. Школьная жизнь у детей успешно протекает только там, где есть соответствующие условия, а также профессиональная организация.


Рекомендации по решению проблем школьного туризма в Российской Федерации

№ПроблемаСпособ решения1.Отстсутвие инфраструктуры для развития школьного туризма в регионахСоздание современного высокоэффективного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей школьников и детей, а также привлечение инвесторов для строительства инфраструктуры гостиничной.2.Недостаточный уровень профессионализма работников, занятых в сфере школьного туризмаРасширение программ обучения по направлению школьного туризма, создание специальных курсов, возможно и институтов. Создания современной системы подготовки учителей а так же людей желающих заняться школьным туризмом. Мотивация работников сферы туризма, поощрение подарками и акциями.3.Уровниловка (в оплате труда)Оплата организатору школьной поездки билетов, проживания, питания государством либо инвесторами. Поощрение финансово и материально тех работников, которые проявляет инициативу к организации школьных походов, экскурсий и тд.4.УрокоцентризмСоздание работниками атмосферу для физического развития учащихся. Не акцентироваться только на проведение уроков в самом. здание, необходимо проводить уроки вне помещения на природе, показывая детям окружающий мир.5.Несоответствие цены и качества размещения в гостиницахСоздания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных кампаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России. 6.Неразвитость автобусного паркСоздание современного высоко комфортного автобусного парка. Специализированого для перевозки детей. Продумать маршрут по которым, будет осуществляться перевозка, чтобы было продуманы остановки и т.д.7.Отсутствие статистических данныхПредоставление на официальных сайтах статистических данных в открытом доступе.

Таким образом, можно сделать вывод, что школьный туризм является неотъемлемой частью на рынке туристских услуг. Привлекательность регионов России напрямую зависит от развитой инфраструктуры, интересных маршрутов, инвесторов и прежде всего самих учителей и педагогов, занимающих школьным туризмом. Почти каждая сфера имеет свои проблемы, и сфера школьного туризма не является исключением. В данном разделе были изучены проблемы школьного туризма в России и представлены некоторые пути их решения. Нужно отметить, что существуют и другие проблемы, но они не настолько сильно распространены, как те, которые были рассмотрены в контрольной работе.


Заключение


В последнее время желающих заниматься в секции туризма становится все больше. Учащиеся, посещающие секцию «Туризм» не пропускают уроки, более выносливы, реже подвергаются различным заболеваниям. Родители довольны тем, что туризм решает проблему занятости детей, одобряют выбор своих детей, принимают участие в организации походов. Правильно организованное и проведенное туристское путешествие обеспечивает хороший отдых, физическое развитие и спортивное совершенствование ребят, расширяет кругозор, воспитывает коллективизм, любовь к природе, дисциплинированность, самостоятельность и инициативу.

Подводя итог, хочется отметить, что необходимо прийти к пониманию того, что жесткое следование классно-урочной системы значительно ссужает учебно-воспитательный процесс. Есть предметы, требующие выхода учащихся за пределы помещений в окружающий мир. Важную роль в этом деле могут сыграть многие виды внешкольной деятельности. Среди них особое комплексное решение многих учебно-воспитательных и оздоровительных проблем принадлежит туристско-краеведческой деятельности, то есть школьному туризму.

Как уже отмечалось, туризм сегодня выступает как познавательный активный отдых, в оздоровлении организма. достижение науки, изменяя характер труда и учебы, действуют и на самого человека: на первое место выдвигаются его мыслительные, эмоционально-психические функции, на второй план отходят двигательные, физические. Происходит снижение двигательной активности при повышении уровня эмоционального напряжения. Гиподинамия, вызванная недостаточной двигательной активностью, вызывает быструю утомляемость, которую снять сложнее, чем усталость, вызванную физическими усилиями. Лучшим и наиболее эффективным способом восстановления физических и духовных сил является активный отдых, который должен рассматриваться как одна из основных потребностей человека. Наиболее доступным и полезным видом активного отдыха является туризм. Туризм и здоровье неотделим. Туристские путешествия не только способствуют физическому закаливанию организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, они все больше становятся настоятельной потребностью человека как активный, насыщенный физическими нагрузками отдых. Еще раз отмечу: туризм - мощное средство профилактики различных заболеваний, в особенности сердечно-сосудистых, болезней нервной системы, органов дыхания, пищеварения. В настоящее время надо шире использовать походы выходного дня для подготовки учащихся к более сложным путешествиям, отработки техники, проверки снаряжения. Таким образом, в походах - высок не только оздоровительный и спортивный, но и воспитательный и образовательный эффект.

По итогам изучения темы работы можно сделать следующие выводы:

Туристская работа в школе является частью физического воспитания и направлена на комплексное решение задач физического воспитания. Развитие сектора детского загородного отдыха в России - на сегодня одна из стратегических задач государственного уровня. Как описывалось выше государство старается вложить средство в школьный туризм. Но очень важно суметь решить проблемы касающиеся мотивации школьных работников, учителей, дать возможность и финансово и материально развиваться в этом. Создавать различные поездки, куда классный руководитель или руководитель краеведческого кружка сможет поехать без денежных затрат, а так же мотивировать чтобы заинтересовать и детей и учителей внедрять это в школы ведь, туристская работа является одним из наиболее действенных и эффективных методов воспитания школьников и служит обязательной формой внеклассной работы. Она должна включаться в годовой план школы как самостоятельный раздел. Ведь наше будущее, это наши дети.


Библиографический список


1.Официальный сайт туризма. Манильская декларация. Режим доступа <#"justify">Приложение 1


Эксперты в области туризма и образования из 48 регионов России собрались в Геологическом музее имени В.И. Вернадского в Москве на конференции по развитию школьно-образовательного туризма.

В ходе форума были обсуждены вопросы о том, как развивается этот чрезвычайно востребованный туристический продукт. Так, школьные туры в Москву на сегодняшний день составляют большую часть столичных экскурсионных программ. Они включают в себя как экскурсии для школьников, так и образовательные туры. Длительность таких программ - от 1 до 7 дней. Цены на подобные поездки в Москву вполне доступны. Например, стоимость 3-дневного пребывания в столице в составе группы с проживанием в отеле, питанием и тремя экскурсиями в среднем составляет 6000 руб. и зависит от количества выбранных экскурсий, заявила на церемонии открытия форума заместитель председателя столичного комитета по туризму и гостиничному хозяйству Ирина Руденко.

Режим доступа: <http://www.tourprom.ru/news/22442/>


Приложение 2


По данным Л.В. Кофман., при использовании массовых форм самодеятельного туризма в сочетании с природой - климатическими факторами значительно улучшаются показатели внешнего дыхания по сравнению с исходными данными на 200мл, наблюдается урежение пульса с 76 до 68,2уд/мин, снижение показателей артериального давления со 130/80мм рт.ст. до 115/75мм.рт.ст. и др.


Приложение 3


Учитель Р.В. Нехаев из Москвы говорит: «Вывод, к которому я пришел, таков: хорошо организованный поход - лучшая форма воспитательной работы». А учительница А.Г. Новикова из Москвы пишет: «Я не могу представить себе работу в классе без туризма. Только в походах воспитатель может по-настоящему узнать ребят, понять их интересы, и работать ему станет много легче».


Теги: Тенденции, проблемы и перспективы развития школьного туризма  Контрольная работа  Туризм
Просмотров: 20908
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Тенденции, проблемы и перспективы развития школьного туризма
Назад