Стрелковая и физическая подготовка биатлонистов

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БИАТЛОНИСТОВ НА ЛЕТНЕ - ОСЕННЕМ ЭТАПЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА

.1 Построение многолетней тренировки биатлонистов

.2 Методика круглогодичной тренировки юных биатлонистов

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Методы исследования

.2 Организация исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Уровень стрельбы и физической подготовки юных биатлонистов

.2 Методика стрелковой и физической подготовки биатлонистов 14-17 лет на летне-осеннем этапе годичного цикла

.3 Экспериментальное обоснование программы стрелковой и физической подготовки биатлонистов 14-17 лет на летне-осеннем этапе годичного цикла

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. В мировом спорте наблюдается неуклонный рост спортивных достижений. Успешное выступление спортсменов на соревнованиях высших рангов может быть обеспечено двумя факторами: талантом спортсмена и рациональной системой многолетней подготовки. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной, в том числе селекционной работы с юными спортсменами и необходимость постоянного поиска новых, всё более эффективных средств и методов организации подготовки спортивного резерва. В этих условиях приобретает актуальность проблема научного обоснования подготовки юных биатлонистов на летне-осеннем этапе, так как успешность в данном виде зависит от ряда факторов: высокой скорости на дистанции, меткости стрельбы и экономии времени пребывания на огневом рубеже. И всё это в системе подготовки биатлонистов должно строится с учётом возраста, квалификации, специфических зачастую противоречивых требований вида спорта, индивидуальной подготовленности.

В последнее десятилетие появилось достаточно большое количество фундаментальных исследований, посвящённых подготовке спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в различных видах спорта (В.Н. Платонов, С.М. Вайцеховский, Ф.П. Суслов, А.С. Медведев, А.Д. Комарова, В.Н. Кулаков, В.С. Мартынов, С.Ю. Тюленьков, О.П. Юшков и др.). В разработке теории и методики биатлона были предприняты определённые исследования (В.П. Афанасьев, О.М. Вахрушкин, К.С. Дунаев, В.П. Карленко, А.Л. Кривенцов, А.Н. Куракин, Я.И. Савицкий и др.), которые дали важные результаты для развития данного вида спорта. Но с позиции многолетней спортивной подготовки биатлонистов на летне-осеннем этапе, имеющиеся работы носят фрагментарный характер. Летний этап подготовительного периода является общеподготовительным, в это время закладываются основы спортивной формы, осенний и предсоревновательный этапы - специально-подготовительные, когда происходит становление и доведение до совершенства спортивной формы. На летне-осеннем этапе мы создаем прочный фундамент (объём общей физической и стрелковой работы) спортивной формы, из-за плотного графика основных стартов в соревновательный период.

Необходимость рассмотрения комплекса организационных мер, методического сочетания, и распределения тренировочных средств в многолетней подготовке юных биатлонистов на летне-осеннем этапе является актуальной задачей.

Цель исследования: разработать методику стрелковой и физической подготовки биатлонистов 14-17 лет на летне-осеннем этапе годичного цикла.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс биатлонистов 14-17 лет.

Предмет исследования: методика стрелковой и физической подготовки биатлонистов 14-17 лет на летне-осеннем этапе годичного цикла.

Задачи исследования:

.Изучить проблему подготовки биатлонистов 14-17 лет на летне-осеннем этапе годичного цикла.

.Определить исходный уровень стрелковой и физической подготовленности биатлонистов 14-17 лет.

.Разработать методику стрелковой и физической подготовки биатлонистов 14-17 лет на летне-осеннем этапе годичного цикла.

.Экспериментально обосновать программу подготовки биатлонистов 14-17 лет на летне-осеннем этапе годичного цикла.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что если методика стрелковой и физической подготовки на летнее - осеннем этапе будет характеризоваться более выраженной специальной направленностью во всех разделах подготовки и при этом основное внимание будет уделяться развитию физических способностей, специфичных для биатлона, то эффективность учебно-тренировочного процесса будет лучше.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть успешно использованы для программирования тренировочных нагрузок, определения оптимальных средств, тренировки в летне-осеннем периоде годичного цикла.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БИАТЛОНИСТОВ НА ЛЕТНЕ ОСЕННЕМ ЭТАПЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА


Летний этап (май, июнь, июль). Основная задача этапа - заложить прочный фундамент спортивной формы. Занятия в это время направлены на создание условий для приспособления организма спортсмена к повышенным нагрузкам. В тренировках рекомендуется решать следующие задачи:

1.повышать уровень общего физического развития (силы, выносливости, быстроты, ловкости, общей координации движений);

2.развивать физические качества и умения, необходимые биатлонисту (скоростную и силовую выносливость, статическое и динамическое равновесие и др.), с помощью специально-подготовительных упражнений и вспомогательных видов спорта (гребля, бег по пересечённой местности, упражнения с тяжестями, акробатика и др.);

.создавать предпосылки для лучшего овладения техникой передвижения на лыжах путём использования в тренировках имитационных упражнений лыжника, а также передвижений на лыжероллерах;

.ликвидировать слабые стороны общей и специальной подготовленности, обнаруженные на предыдущих этапах, путём акцентирования внимания на тренировке;

.повышать технические навыки в стрелковом спорте. Особое внимание обращается на совершенствование техники выстрела: выработку прочных навыков в изготовке, прицеливании и обработке спуска. В тренировочные занятия включаются различные упражнения спортивно-пулевой стрельбы;

.совершенствовать навыки выполнения стрелковых упражнений биатлона после нагрузки умеренной интенсивности. На данном этапе в тренировках преобладают упражнения общеподготовительного характера. Удельный вес специально-подготовительных упражнений преимущественно развивающей направленности меньше.

Объём нагрузки увеличивается постепенно и растёт быстрее, чем интенсивность. Постепенность в увеличении нагрузок достигается использованием равномерного и переменного методов тренировки. Структура микроциклов должна обеспечить оптимальные условия для всестороннего развития спортсменов.


.1 Построение многолетней тренировки биатлонистов


Рассматривая многолетнюю спортивную тренировку как целостную систему, мы попытались вычленить её основные структурные компоненты или подсистемы. Но поскольку ни одна из этих подсистем не существует как нечто самостоятельное, они могут быть чётко охарактеризованы лишь в ходе теоретического анализа. В этом аспекте очень важно уяснить, что собой представляет структура построения тренировочного процесса. Под понятием «структура» подразумевается определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, характеризующее строение, устройство чего-либо.

В многолетнем планировании как целостной системы происходит непрерывное «изменение» всех структурных элементов.

Матвеев Л.П. разделил общую структуру многолетнего тренировочного процесса на микро- (малые), мезо- (средние) и макро- (большие) циклы (части) тренировки. Многие специалисты поддержали эту классификацию.

Матвеев Л.П. впервые охарактеризовал эти части: микроциклы - совокупность нескольких тренировочных занятий, составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса; мезоцикл - относительно законченный ряд микроциклов (этап, месяц); макроциклы - совокупность мезоциклов, длительность их от полугода (например, подготовительный период) до четырёх лет (олимпийский период подготовки).

В теоретико-методических рекомендациях ведущих специалистов и в реальной практике подготовки ведущих спортсменов можно выделить ряд принципиально различных подходов к организации нагрузок в годичном цикле. Наиболее разработанными в методическом плане, получившими широкое практическое применение можно признать три концепции построения круглогодичной подготовки спортсменов:

·традиционную периодизацию с одним, двумя и тремя пиками подведения к наиболее ответственным соревнованиям, всесторонне обоснованную в работах Л.П. Матвеева, Н.Г. Озолина, В.Н. Платонова;

·«блочную» сопряжено-последовательную с концентрацией средств СФП в начале каждого из двух больших этапов подготовки, предложенную Ю.В. Верхошанским и экспериментально подкреплённую в ряде прикладных работ представителей его школы;

·ориентированную на индивидуально присущие разным спортсменам оптимальные сроки вхождения в состояние спортивной формы и временную стандартизацию тренирующих воздействий модель годичного цикла А.П. Бондарчука, наиболее сильной стороной, которой являются используемые автором подходы к решению актуальной проблемы переноса тренированности.

Структура спортивной тренировки характеризуется наличием относительно обособленных звеньев тренировочного процесса: а) тренировочные занятия; б) тренировочные занятия и их части; в) микроциклы; г) мезоциклы; д) макроциклы; е) этапы; ж) периоды. Все эти звенья связаны друг с другом в единое целое.

Следует отметить, что современные представления о структуре тренировки не могут рассматриваться как неизменные. Они постоянно трансформируются, о чем свидетельствуют исследования и передовая спортивная практика последних лет.

На этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации в качестве нагрузки целесообразно применить стандартизированные тренировочные задания.

В своих работах Л.П. Матвеев рассматривает микро-, мезо- и макроциклы и сравнительно мало касается обоснования первых звеньев, т.е. тренировочных заданий и отдельных занятий. Однако в настоящее время представляет большой интерес, не только с практической точки зрения, но и теоретической, обоснование начальных звеньев всей структуры тренировочного процесса.

Учитывая, что в теории спортивной тренировки не решен вопрос о целенаправленном использовании тренировочного задания, есть смысл в его экспериментальном обосновании. Оформление такого научного поиска в области спортивной тренировки несет с собой перевод последнего на качественно новый уровень.

Учитывая, что ряд специалистов в области спорта понимает нагрузку и тренировочное задание как одно и то же, следует кратко охарактеризовать и раскрыть эти два понятия.

В теории и методике физического воспитания под нагрузкой понимается, прежде всего, количественная мера воздействия физических упражнений. Причем нагрузка сопряжена с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энергетических и др.) и с утомлением. Утомление неизбежно связано с отдыхом, во время которого происходят восстановительные процессы, обусловленные нагрузкой. Эффект нагрузки прямо пропорционален ее объему и интенсивности.

В спортивной тренировке различают внешнюю (физическую) и внутреннюю (физиологическую) стороны нагрузки. Если в первом случае внешняя нагрузка отражает величину выполненной механической работы, то во втором случае внутренняя - реакцию организма на проделанную работу.

Общий объем нагрузки в упражнениях циклического характера чаще всего оценивают по суммарному километражу (за отдельное занятие, неделю и т.д.), в упражнениях с отягощениями по суммарному весу отягощений или числу подъемов (штанги и т.д.).

В последние годы для суммарной оценки нагрузки по величине функциональных сдвигов, т.е. внутренней физиологической стороны нагрузки, используют непрерывную или достаточно частую регистрацию сердечных сокращений (с помощью телеметрической системы) и расчетом суммарных энерготрат. Абсолютная интенсивность внутренней нагрузки определяется величиной затрат энергии в единицу времени. Такими показателями могут быть ЧСС/мин, ккал/мин, г/мин.

Теперь попытаемся ответить, почему исходной структурной единицей тренировки является не нагрузка, а тренировочное задание? На этот вопрос дает ответ в своей работе В.П. Попов. Он объясняет это тем, что сами по себе абстрактные понятия работы и отдыха не несут педагогической информации. По его мнению, работа и отдых приобретают педагогический смысл только тогда, когда они определенным образом организованы. А организованная определенным образом работа и отдых - это уже тренировочное задание, дающее известную тренировочную нагрузку организму спортсмена и имеющее конкретные педагогические содержание и смысл. И основное заключается в том, что тренировочные задания всегда позволяют решать в занятии конкретную педагогическую задачу, а тренировочное занятие - это как определенная последовательность тренировочных заданий.

Волков Л.В. под тренировочным заданием понимает «назначенное для тренировки упражнение со всеми возможными условиями его выполнения, в том числе разного рода установками, формируемыми у спортсмена». Причём он считает, что знание любого задания зависит от его места и времени в ряду других заданий, и от организации заданий зависит целостность всей картины тренировки.

Попов В.П. определяет тренировочное задание следующим образом: физическое упражнение со всеми необходимыми условиями его выполнения, позволяющими решать определённую педагогическую задачу.

В рассмотренных определениях, на наш взгляд, авторы не раскрывают всех требований к содержанию самого задания. Мы предлагаем следующее определение тренировочного задания - это часть плана тренировочного задания, состоящего из одного физического упражнения или комплекса, выполняемого с определенными педагогическими задачами тренировочного процесса.

Вероятно, эти определения требуют своих уточнений, могут носить спорный, а возможно, дискуссионный характер. Тем не менее, основной организационной формой и элементом структуры спортивной тренировки является тренировочное задание. Как мы выяснили, ряд тренеров имеет набор направленных заданий с тактикой использования их в тренировочном занятии. Однако в основном многие специалисты рассчитывают на свой личный опыт. Причём большинство тренеров в поисках более эффективных тренировок значительно уменьшают свой каталог этих заданий.

Железняк Ю.Д. структуру соревновательной деятельности рассматривает как совокупность элементов (действий, операций), объединенных в целостную систему. Автор выделяет элементный набор технико-тактических действий спортсменов. У волейболистов высшей квалификации в соревнованиях было обнаружено 15 разновидностей технических приёмов и только 8 приёмов используется волейболистами чаще других.

Платонов В.Н. и Попов В.П. на примере плавания предлагают отбор необходимых тренировочных заданий производить в ходе экспериментально-тренировочного их изучения с последующим составлением каталога; причём, определив необходимый перечень тренировочных заданий для решения поставленных задач, обеспечить их оптимальную расстановку во времени и структуре тренировочного занятия.

Алабин В.Г. разработал тренировочные задания с учётом факторов, лимитирующих спортивный результат в спортивно-силовых видах спорта циклического характера на всех этапах многолетних занятий спортом.

При составлении тренировочного задания он учитывал следующие основные организационно-методические положения: 1) рациональный подбор тренировочных средств; 2) количество и характер упражнений; 3) очерёдность упражнений; 4) темп выполнения упражнений; 5) паузы отдыха между отдельными упражнениями; 6) общее количество выполнения или подходов; 7) количество выполненной работы в зависимости от зон интенсивности; 8) метод выполнения упражнений; 9) общий объём нагрузки; 10) нагрузку, выполненную в предыдущем тренировочном задании.

Если учитывать, что тренировочное задание является исходным элементом структуры тренировки (микроструктуры), то можно предполагать, что эффективность тренировочного процесса в большей степени зависит от выбора и построения наиболее оптимальных тренировочных заданий, которые бы решали конкретные педагогические задачи.

Применение стандартизированных тренировочных заданий позволяет особенно успешно моделировать тренировочный процесс юных спортсменов на ранних этапах многолетнего совершенствования (предварительная подготовка, начальная специализация, первая половина этапа углубленной тренировки), когда построение макроцикла занятий либо не предусматривает периодизации (идёт сплошной подготовительный период), либо условно ориентировано на систему периодизации.

В дальнейшем, по мнению В.П. Черкашина, начиная со второй половины углубленной тренировки моделирование системы тренирующих воздействий лучше проводить с использованием другой технологии, основанной на последовательном введении адресно-эффективных средств подготовки и оптимизации динамики парциальных объектов нагрузки.

Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта (возраст 14 - 16 лет)

Основная цель тренировки - углубленное овладение избранным видом спорта.

Основные направления тренировки. Этап углубленной спортивной подготовки является базовым для окончательного выбора будущей специализации. Поэтому физическая подготовка на этом этапе становится все более целенаправленной. Перед специалистами встает задача правильного подбора соответствующих тренировочных средств с учетом избранного вида спорта. Данный этап характеризуется неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированной работой в избранном виде. В этом случае средства тренировки имеют сходства по форме и характеру выполнения с основным упражнением. Значительно увеличивается удельный вес специальной физической, технической и тактической подготовки. Тренировочный процесс приобретает черты углубленной спортивной специализации.

К специальной подготовке в большинстве видов спорта целесообразно приступить с 14 - 15 лет. Специальная подготовка в избранном виде должна проводится постепенно. В этом возрасте спортсмену нужно чаще выступать в контрольных прикидках и соревнованиях.

На данном этапе в большей степени увеличивается объем средств основной подготовки и специальной выносливости.

Этап спортивного совершенствования

(возраст 17 лет и старше)

Основная цель тренировки - максимальное повышение индивидуальных спортивных результатов в избранных видах спорта (на уровне мастера спорта и кандидата в мастера спорта).

Рассмотрим проблему подготовки спортсменов высокого класса хотя бы в общих чертах. Система подготовки спортсмена в настоящее время включает отбор и прогнозирование, применение новых нетрадиционных средств и методов развития физических качеств, восстановление, управление тренировочным процессом на всех его этапах.

С каждым годом все более актуальным в процессе специальной физической и технической подготовки следует учитывать вопрос сопряженности, роль которой на предварительном и начальном этапах незначительна. На углубленных же занятиях спортом и в период спортивного совершенствования значение сопряженности возрастает.

По мере роста мастерства спортсмена увеличивается необходимость вариативности в применении методов тренировки. До сих пор во многих видах спорта наиболее распространенным являются традиционные средства, применяемые безотносительно к структуре двигательного акта. Кроме того, использовались средства, близкие по структуре к основному движению. причем разнообразие этих упражнений достигается за счет различных методов и режимов выполнения движений (повторный, изометрический, изокинетический).

Наряду с перечисленными средствами используются новые, нетрадиционные, но уже получившие признание специалистов. К ним следует отнести упражнения на тренажерных устройствах и электростимуляцию.

Спортивный результат спортсмена зависит от ряда факторов и является как бы обобщенным показателем функциональных возможностей организма спортсмена.

По мнению большинства специалистов одним из факторов, обеспечивающих значительный рост спортивных результатов, является увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Здесь выделяются две тенденции: 1) интенсификация нагрузки при сокращении суммарного объема; 2) сравнительно мягкие режимы нагрузки с увеличением их объема. Обе тенденции получили четкое психологическое и физиологическое обоснование.

Спортивная тренировка в настоящее время требует больших затрат времени: от 200-400 ч в год у начинающих спортсменов, до 1000-1500 ч у мастеров спорта. Таким образом, многие спортсмены проводят тренировочные занятия ежедневно, а ведущие мастера спорта 2-3 раза в день. Всё это обуславливает необходимость разумного использования объёма тренировочных средств с учётом интенсивности тренировок, возраста, пола и подготовленности спортсмена.

Особенности тренировки: 1) направленность занятий со спортсменами связана с узкой специализацией; 2) увеличивается количество тренировочных занятий до 2-3 тренировок в день; 3) значительно возрастает объём и интенсивность нагрузок; 4) строгая индивидуализация тренировочной нагрузки; 5) физическая подготовка отличается значительным ростом тренировочных нагрузок с повышением удельного веса работы на выносливость; 6) проведение систематической тренировки в условиях тренировочных сборов; 7) распределение занятий в нагрузочных микроциклах моделируется в соответствии с регламентом соревнований; 8) внедрение в тренировочный процесс научно-методического обеспечения является обязательным в организации и проведении подготовки спортсменов; 9) составной частью процесса тренировки являются мероприятия, направленные на ускорение восстановления работоспособности; 10) важнейшим условием успешного осуществления спортивной тренировки является правильное планирование и проведение комплексного контроля (с целью коррекции); обязательное условие полноценной тренировки - приобретение теоретических знаний (о построении тренировки, средствах, методах, режиме, врачебном контроле, гигиенических требованиях и т.д.).

В группах спортивного совершенствования 60% времени отводится специальной физической нагрузке, 30% - общей физической подготовке и 10% - упражнениям, повышающим эмоциональность в занятиях.


1.2 Методика круглогодичной тренировки юных биатлонистов


Направленность на высшие достижения - главная закономерность тренировочного процесса в любой спортивной специализации. Тренер должен реально учитывать возможности своих спортсменов, их индивидуальные способности в гонке и стрельбе, применяя наиболее эффективные средства и методы повышения подготовленности биатлонистов в слагаемых этого вида спорта.

В тренировочном процессе должна осуществляться всесторонняя подготовка биатлонистов, так как общая физическая подготовка создаёт фундамент, основу для специальной. Нельзя, например, в достаточной мере развить такие качества, как специальная, скоростная и силовая выносливость, столь необходимые спортсмену биатлонисту для совершенствования специальной лыжной подготовки, если отсутствует разностороннее развитие силы, выносливости, быстроты. Также невозможно в совершенстве овладеть специфичными для биатлониста навыками в стрельбе: скорострельностью, стрельбой после физической нагрузки, в сложных метеорологических условиях и т.д., - если отсутствует достаточная стрелковая подготовка.

Некоторые тренера по биатлону пренебрегают единством общей и специальной подготовки спортсмена, понимая специализацию как натаскивание в ограниченном количестве упражнений, специфичных лишь для биатлона: кроссовая подготовка (в бесснежное время), лыжная (зимой), выполнение стрелковых упражнений биатлона в различных вариантах. Что приводит раннему сходу спортсмена со спортивной арены. Соотношение же общей и специальной подготовки должно быть оптимальным и изменяться в зависимости от уровня тренированности спортсмена и периода тренировки.

Чем выше уровень тренированности спортсмена, тем больший удельный вес в его занятиях имеет специальная подготовка.

Тренирующий эффект занятий будет во многом зависеть также и от оптимального соотношения и сочетания занятий по специальной стрелковой и лыжной подготовке и комплексной тренировки. Большое значение при построении тренировок имеет постепенное увеличение нагрузок, обеспечивающее соответствие между функциональными возможностями организма спортсмена и предъявляемыми к нему требованиями. В процессе тренировок не следует усложнять условия выполнения задания в специально стрелковой и лыжной подготовке, повышая скорострельность за счёт увеличения темпа стрельбы, а также увеличивая объём и интенсивность нагрузки перед стрельбой, если спортсмен не достиг удовлетворительных результатов на предыдущих занятиях. Высокий уровень требований, предъявляемых к функциональным и приспособительным возможностям спортсмена, вызывает необходимость в волнообразном повышении нагрузок. Перепад нагрузок в малых циклах тренировки вызван необходимостью регуляции процессов утомления и восстановления, а на этапах и в периодах тренировки - запаздыванием организма спортсмена к большому объёму выполненной работы. Этим достигаются полноценное восстановление работоспособности и рост тренированности спортсмена.

Соревнования по биатлону характеризуются следующими особенностями:

. Соединение в одном соревновании двух различных по основным двигательным навыкам и физическим качествам видов спорта, взаимно отрицательно влияющих друг на друга.

. Усложнение условий гонки на лыжах и стрельбы.

В соревнованиях по биатлону лыжная гонка усложняется переноской оружия и боеприпасов, произвольным изменением интенсивности передвижения (при переходе от гонки к стрельбе и наоборот), а также некоторыми изменениями в технике передвижения.

Стрельбу приходится выполнять при значительно учащённом дыхании и сердцебиении, повышенном треморе отдельных мышц, в непродолжительное время и подчас в сложных метеорологических условиях.

Каждому этапу круглогодичной тренировки свойственна своя направленность занятий, на них решаются определённые задачи, преследующие общую цель - повышение уровня тренированности спортсмена, приобретение спортивной формы, сохранение её в период основных соревнований. Поэтому удельный вес видов специальной подготовки биатлонистов на каждом этапе будет различным, в зависимости от их значимости в решении поставленных задач.

При построении занятий необходимо также учитывать индивидуальную подготовленность спортсменов в отдельных слагаемых биатлона. Для этого используются различные средства и методические приёмы:

акцентирование внимания на слабой стороне подготовки в плановых тренировочных занятиях;

индивидуальные самостоятельные или внеплановые занятия под наблюдением тренера;

увеличение удельного веса занятий в отстающем виде подготовки на летнем этапе подготовительного периода.

Основными средствами спортивной тренировки, используемыми на каждом этапе круглогодичного цикла, являются физические упражнения, которые по преимущественному решению тех или иных задач подразделяются следующим образом: 1) соревновательные (основные); 2) специально-подготовительные и 3) общеподготовительные упражнения.

Основными соревновательными упражнениями являются все способы передвижения на лыжах с оружием и без оружия, стрельба после прохождения отрезков дистанции в соответствии с условиями соревнований (в комплексных тренировках).

К специально-подготовительным упражнениям относятся передвижения на лыжероллерах, имитационные упражнения с лыжными палками и без палок в подъёме, стрельба в упражнениях биатлона в спокойном состоянии и после нагрузки.

К общеподготовительным относятся различные упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости и других качеств. Для повышения общей подготовки используются вспомогательные виды спорта: плавание, лёгкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, спортивно-пулевая стрельба, гребля.

Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие на организм и отражали специфику биатлона:

для развития общей выносливости рекомендуются длительный бег с переменной интенсивностью, кроссы по сильно пересечённой местности, плавание, велосипедные гонки;

для развития силы - упражнения с отягощениями, со штангой, метания и толкания различного рода тяжестей и др.;

для развития быстроты движений и двигательной реакции - бег на короткие и средние дистанции, различные ускорения, спортивные игры;

для развития ловкости и координации движений - гимнастика на снарядах, акробатика, спортивные игры, упражнения в равновесии и на подвижных предметах, прыжки в воду, подводное плавание и др.;

для совершенствования техники меткого выстрела - спортивно-пулевая стрельба из малокалиберного и пневматического оружия;

для развития силовой выносливости - гребля, рубка и пилка дров и различного рода трудовые процессы.

Деление тренировочного процесса на строго определённые периоды обусловлено закономерностями развития спортивной формы, сезонно-климатическими условиями и календарём соревнований. Спортивная форма с педагогической точки зрения представляет собой гармоническое единство всех сторон оптимальной готовности спортсмена - физической, психической, спортивно-технической и тактической. Периоды тренировок - это последовательные этапы управления развитием спортивной формы. Годовой план принято разделять на следующие периоды:

. Подготовительный. Его основная задача заключается в создании предпосылок для приобретения спортивной формы и её становления.

. Соревновательный. Тренировки в этот период направлены на сохранение достигнутой спортивной формы и её реализацию в соревнованиях.

. Переходный. Период активного отдыха занимающихся. Его цель создать предпосылки для повышения уровня работоспособности спортсменов на следующем этапе круглогодичной тренировки.

Переходный период.

В данном периоде (апрель) спортивная форма временно утрачивается, в организме спортсмена завершаются длительные перестройки, вызванные предыдущими занятиями, усиливаются в сторону ассимиляции обменные процессы. Основная особенность этого периода - спад нагрузки, как по объёму, так и по интенсивности; занятия приобретают форму активного отдыха. В данном периоде решаются следующие задачи:

совершенствование техники передвижения на лыжах (если есть снег); устраняются те ошибки в элементах техники, которые на предыдущих тренировках;

совершенствование отдельных физических качеств (быстроты, гибкости, ловкости);

совершенствование техники стрельбы.

Основными средствами на данном этапе являются передвижения на лыжах, общеразвивающие физические упражнения, вспомогательные виды спорта; применяются как в плановых занятиях, так и индивидуально.

Методы тренировки - равномерный и переменный. Плановые тренировки продолжительностью 2 - 2,5 часа проводятся не более трёх раз в неделю.


ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ


2.1 Методы исследования


Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.Изучить проблему подготовки юных биатлонистов на летне-осеннем этапе по данным литературных источников.

2.Определить исходный уровень стрелковой и физической подготовленности юных биатлонистов.

.Определить промежуточные и конечные результаты стрелковой и физической подготовленности юных биатлонистов.

.Сравнить средние показатели результатов исследования.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1)Анализ научно-методической литературы

2)Контрольные испытания

)Педагогическое наблюдение

)Хронометраж

)Математическая статистика

. Анализу были подвергнуты литературные источники отечественных авторов в количестве 50, литература с 1967г. по 2006г.

. Контрольные испытания:

Стрельба по мишеням из положения, лёжа на дистанции 50 м - очки

Стрельба по мишени из положения, стоя на дистанции 50 м - очки

. Бег 100 м - сек. (быстроту)

. Кросс 1000 м - мин. (скоростная выносливость)

. Прыжок в длину с места - м (скоростно-силовые качества)

. Кросс 5000 м - мин. (общая выносливость)

. Отжимания, из упора лёжа - количество раз (силовая выносливость верхнего плечевого пояса)

. Подтягивание на перекладине - количество раз (силовая выносливость верхнего плечевого пояса).

. Педагогическое наблюдение. Наблюдение проводилось непосредственно по внешним признакам (потливость, покраснение лица, частота и характер дыхания и т.д.), влияния нагрузки на спортсменов, а также с помощью мониторов сердечного ритма.

. Хронометраж ручной способ секундомером - результаты фиксировались в беге, точность которых оценивалась от 10 долей секунды до секунды; метром - прыжки в длину с места фиксировались до сантиметров.

. Математическая статистика.

Использовали общепринятые методы статистического анализа с применением специального пакета программ, реализованного на базе персонального компьютера Pentium.

Рассчитывали среднее арифметическое (М), среднеквадратическое отклонение (), ошибку среднего арифметического (m), достоверность различий (по Стьюденту).

В качестве критического уровня значимости при оценке результатов статистического анализа использовался уровень значимости P<0,05, P<0,01.

Темпы прироста (изменения) показателя рассчитывали по формуле:

= (X2 / X1 - 1) x 100 %,


где F - темп прироста результата, X1 - среднее арифметическое исходного показателя, X2 - среднее арифметическое конечного показателя.


2.2 Организация исследования


Исследования, представленные в данной работе, проводились в течение 2 лет с июня 2011 по октябрь 2012г. В педагогических экспериментах принимали участие 7 спортсменов, переходящие из одной возрастной группы в другую, что позволяло нам проверять наши теоретические и методические положения в динамике многолетнего процесс подготовки биатлонистов. Поскольку общая направленность работы была связана с решением проблемы многолетней подготовки биатлонистов на летне-осеннем этапе, экспериментальные исследования строились в соответствии с необходимостью методической отработки и педагогической проверки всех компонентов системы применительно к конкретному виду спорта - биатлону.

Естественно, в системе подготовки чрезвычайно важным компонентом является система контроля, применяемая как на начальном этапе педагогической работы для определения исходного уровня подготовленности тех спортсменов, которые участвуют в процессе подготовки, так и для контроля изменения параметров под действием применяемой нами системы тренировочных средств. Поэтому, прежде всего мы поставили перед собой задачу: определить тестовую программу для комплексного контроля юных биатлонистов на этапах многолетней подготовки.

Следующим необходимым шагом в построении системы стало педагогическое исследование, целью которого было определение наиболее адекватного комплекса критериев для оценки уровня физической и стрелковой подготовленности юных биатлонистов. Был выбран комплекс тестов, состоящий из 2 контрольных упражнений, характеризующих стрелковую подготовленность и 6 - физическую подготовленность. Стрельба велась из двух положений лёжа и стоя, без нагрузки и без ограничения времени на стрельбу. Все упражнения, характеризующие физическую подготовленность юных биатлонистов проводились в конце июля и октября, в один день в два этапа (до обеда и после). На первом этапе проводили кросс 5000 м, бег 100 м, подтягивание на перекладине. На втором кросс 1000 м, прыжок в длину с места и отжимания из упора лёжа. Июньские контрольные стрельбы проводились в начале месяца, августовские, сентябрьские и октябрьские в конце месяца.

В начале исследования были сформированы две группы спортсменов, имеющих примерно одинаковый уровень подготовленности. Для этого вся учебно-тренировочная группа прошла тестирование по восьми параметрам, которые являются наиболее информативными с точки зрения оценки специальной подготовленности спортсменов. Сравнение межгрупповых средних, проведенное по критерию Стьюдента, показало, что между выделенными группами статистически достоверных различий нет. Это означает, что в начале педагогического эксперимента выделенные группы не различались.

Были проведены контрольные испытания, в котором принимали участие две группы спортсменов. В первой группе (ЭГ) было 10 спортсменов и во второй группе (КГ) - 10 спортсменов. Возраст испытуемых 14-17 лет. Для решения поставленной задачи была разработана методика стрелковой и физической подготовки биатлонистов 14-17 лет на летне-осеннем этапе годичного цикла.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ


3.1 Уровень стрельбы и физической подготовки юных биатлонистов


Исходные показатели физической и стрелковой подготовленности представлены в таблице 1.


Таблица 1

Двигательные и стрелковые тестыЭГ (n=10)КГ (n=10)Бег 100м13.013.1Кросс 1000м3.133.11Кросс 5000м19.5419.41Прыжок в длину с места2.332.34Подтягивание на перекладине1615Отжимание из упора лежа5752Стрельба лежа8484Стрельба стоя5861

Полученные результаты, как в стрельбе, так и в физической подготовленности соответствуют, по 5 балльной шкале Москаленко, среднему уровню подготовленности для данной возрастной группы.


3.2 Методика подготовки биатлонистов 14-17 лет на летне-осеннем этапе годичного цикла


Это специально-подготовительный этап характеризуется более выраженной специальной направленностью во всех разделах подготовки. Основное внимание уделяется развитию физических способностей, специфичных для биатлона. Спортивно-техническая и тактическая подготовка направлена на формирование прочного и подвижного динамического стереотипа при совершенствовании техники соревновательных действий. Удельный вес специальной подготовки значительно возрастает. Динамика нагрузки характеризуется более быстрым повышением объема и интенсивности, чем на предыдущем этапе. В тренировках рекомендуется решать следующие задачи:

еще больше повышать уровень физической и лыжной подготовки. Увеличивается удельный вес упражнений, способствующих развитию тех двигательных качеств и навыков, которые в первую очередь обеспечивают успех спортсмену в гонке и стрельбе;

совершенствовать навыки выполнения стрелковых упражнений после нагрузки различной интенсивности.

Целесообразно в комплексных тренировках перед стрельбой вводить нагрузку, идентичную соревновательной (передвижение на лыжероллерах, бег с лыжными палками, имитация ходов, бег с грузом);

совершенствовать элементы техники передвижения на лыжах. Увеличивается удельный вес передвижений на лыжероллерах, бега с лыжными палками и др.;

развивать скоростную и специальную выносливость, совершенствовать специфическую координацию движений. Включаются упражнения, способствующие укреплению тех групп мышц, которые выполняют основную работу в гонке на лыжах с оружием (мышцы ног, рук, спины). Общее развитие физических качеств уступает место развитию качеств, имеющих решающее значение в условиях соревнования;

развивать моральные и волевые качества.

Средства тренировки:

Общеразвивающие подготовительные упражнения те же, что и на предыдущем этапе, однако удельный вес их меньший и применяются они в основном для поддержания общего физического развития и в разминке.

Специально-подготовительные упражнения применяются на данном этапе в большем объеме и в основном имитационного характера, что к началу занятий на снегу способствует быстрому переносу специфичных для биатлонистов качеств и навыков на основные упражнения. Значительное место отводится занятиям различными видами спорта. Широко используется повторный и переменный бег по пересеченной местности и стадиону. Контрольные тренировки и соревнования в беге на различные дистанции являются своеобразным тестом для определения тренированности спортсменов. По сравнению с предыдущим этапом бег и имитационные упражнения проводятся на местности более сложного рельефа; продолжительность и объем занятий увеличиваются. При имитации лыжных ходов с палками в подъем необходимо использовать дополнительный груз (вещевые мешки с песком, макеты оружия и др.), превышающий вес оружия на 50-75%.

В первый месяц этапа в хорошую погоду используются гребля, плавание, применяются спортивные игры (в разминке), гимнастические упражнения.

Стрельба приобретает большую специальную направленность. Совершенствуются навыки выполнения стрелковых упражнений в условиях, близких к соревновательным.

Специально-стрелковая подготовка помогает совершенствованию навыков в выполнении упражнений биатлона в сложных условиях. Нагрузка, используемая в данных тренировках, может быть широкого диапазона: бег в сочетании с ходьбой и имитацией лыжных ходов, передвижение на роликовых коньках (лыжах) с оружием и без оружия.

Следует варьировать как количество серий выстрелов, так и количество выстрелов в серии, чередовать стрельбу после нагрузки со стрельбой в спокойном состоянии, уточняя поправки в прицеле после каждой серии и приобретая тем самым опыт правильной установки прицела в зависимости от условий стрельбы. Кроме того, целесообразно использовать следующие упражнения специальной направленности:

) чередование стрельбы боевыми патронами со стрельбой «вхолостую», например: нагрузка - стрельба «вхолостую» из положения лежа, нагрузка - стрельба боевыми патронами из положения лежа, просмотр мишеней, анализ стрельбы и повторение задания. Данный прием приучает спортсмена контролировать каждый выстрел и находить причины допущенных ошибок в стрельбе.

Количество серий из различных положений устанавливается тренером индивидуально; 2) стрельба в ограниченное время с изготовкой; 3) стрельба-соревнование по установкам.

Иногда используются упражнения спортивно-пулевой стрельбы: скоростная, дуэльная.

Для совершенствования вестибулярного анализатора и выработки устойчивости при изготовке к стрельбе используются следующие упражнения: имитация изготовки при стрельбе стоя после выполнения вращений, переворотов, кувырков и др.; упражнения в равновесии на качающейся опоре (канат, катки и т. д.); имитация изготовки для стрельбы стоя на небольшой опоре (гимнастическое бревно, лестница и др.). Эти упражнения используются в разминке перед стрельбой.

Комплексные тренировки помимо задач стрелковой подготовки (совершенствование техники и тактики стрельбы в условиях, близких к соревновательным) решают задачи общефизической и специальной лыжной подготовки биатлонистов, а также снижения до минимума отрицательного влияния гонки на стрельбу. Строгого разграничения между специальной стрелковой и комплексной тренировками нет, основное отличие состоит в том, что используемая в комплексных тренировках нагрузка по своему воздействию на организм спортсмена более адекватна соревновательной.

Нагрузка комплексных тренировок по объему и интенсивности должна способствовать не только совершенствованию техники стрельбы в условиях, близких к соревновательным, но и помогать развитию спортивной работоспособности биатлонистов как лыжников - гонщиков. Используются переменный бег по пересеченной местности, бег с имитацией попеременных ходов в подъемы с лыжными палками с грузом и без груза, передвижение на роликовых коньках (лыжероллерах) с оружием и без него с последующим переходом к стрельбе. Длина пробегаемых отрезков - от 1 до 4 км. Например, в первой половине этапа целесообразно короткие отрезки дистанции - 1-1,5-2 км пробегать несколько раз (до 16 км). Это позволит увеличить количество серий стрельб в одном занятии.

Исследованиями установлено, что большой эффект дает бег большой и умеренной мощности с ускорениями по 100-150 м на каждом пробегаемом перед стрельбой отрезке.

Во второй половине летне-осеннего этапа длина отрезков увеличивается до 2,5-4 км, а интенсивность повышается за счет увеличения количества ускорений, тренировок на более сложном рельефе местности. Использование бега субмаксимальной мощности возможно только к концу этапа и при достаточном совершенствовании стрельбы в условиях, близких к соревновательным. Полезно использовать повторяющиеся серии стрельб. Например: 4 серии стрельбы по 5 выстрелов после нагрузки- просмотр мишеней, анализ стрельбы, повторение данного задания полностью, сопоставление результатов стрельбы после первого и второго задания.

Методы тренировки.

На данном этапе используются переменный, повторный, равномерный и контрольный методы тренировки.

Переменный метод - применяется для совершенствования специальной и силовой выносливости, а также совершенствования техники стрельбы в условиях, близких к соревновательным. Интенсивность ускорений при беге значительно выше, чем на предыдущем этапе, и составляет примерно 70-80% от максимальной. Занятия проводятся на одном или нескольких тренировочных кругах различной пересеченности. Круг должен замыкаться на рубеже.

Повторный метод используется для развития быстроты и скоростной выносливости. Интенсивность выполнения упражнений - 90-100% от максимальной. На стадионе повторный бег (отрезки от 100 до 400- 1000 м), на местности - интенсивный бег с имитацией лыжных ходов в подъемы (круг не более 100 м).

На специально-стрелковых и комплексных тренировках повторный метод используется во второй половине этапа на отрезках не более 1000 м (не менее чем в 100 м - стрелковый рубеж). Общая дистанция повторно пробегаемых отрезков не должна превышать половины соревновательной. Отдыхом служит время стрельбы на рубеже.

Равномерный метод (длительные тренировки, походы) используется очень редко для повышения общей выносливости и применяется перед снижением нагрузки.

Контрольный метод применяется на данном этапе для определения тренированности биатлониста, помогает совершенствовать тактические навыки, воспитывать волевые качества. Используется обычно в виде повторного пробегания отрезков дистанции со стрельбой по правилам соревнований. Например, 5х3 км или 4x4 км. Общая длина отрезков не должна равняться соревновательной. Применение контрольных тренировок целесообразно в конце каждого месяца и обязательно - в конце этапа.

Из перечисленных методов ни один не может быть универсальным. Наибольший эффект дает рациональное сочетание методов.

Как уже указывалось, динамика нагрузки на летне-осеннем этапе характеризуется более быстрым повышением объема и интенсивности, поэтому волнообразность изменения нагрузки несколько иная, чем на предыдущем этапе. После двухнедельного повышения нагрузки (8-10 занятий) ее следует снижать в течение недели (4-5 занятий); затем снова повышать, но больше, чем раньше, последующее снижение также должно быть меньше. Перед тем как снижать нагрузки, целесообразно проводить большие по объему тренировки (длительные походы). В недельном цикле надо проводить 4-5-разовые занятия при следующем соотношении: общая и специальная лыжная подготовка - 2-3 занятия, специальная стрелковая - 1 занятие, комплексная - 1 занятие. Продолжительность занятий зависит от задач тренировки и колеблется от 2,5 до 5-6 час. Всего на данном этапе проводится 18-20 занятий в каждом месяце.

Соотношение ОФП и СПФ в летнее - осеннем периоде у биатлонистов 14- 17 лет.

В подготовительном периоде биатлонистами применялись следующие средства тренировки: общеразвивающие гимнастические упражнения (ОРУ), игровые виды спорта (баскетбол, ручной мяч, теннис и т.д., кроме этого различные подвижные игры), велосипед, плаванье, гребля, силовые упражнения, кроссовая подготовка и различная ходьба.

Кроме этого применялись: передвижения на лыжах, лыжероллерах, имитация с лыжными палками и без, а также имитационные упражнения лыжных ходов, работа с резиновыми амортизаторами и на блочных тренажерах.

Распределение обще и специальных подготовительных средств подготовки по месяцам подготовительного периода в процентном соотношении было следующим: май - ОФП 87%, СПФ 13%, июнь ОФП 71%, СПФ 29 %, июль ОФП 75%, СПФ 25 %, август ОФП 70 %,СПФ 30%, сентябрь ОФП 31%, СПФ 69%, октябрь ОФП 23%, СПФ 77%, ноябрь ОФП 34%, СПФ 66%.

За весь летнее - осенний период соотношение составило ОФП 52 %, СПФ 48%.


.3 Экспериментальное обоснование программы стрелковой и физической подготовки биатлонистов 14-17 лет на летне-осеннем этапе годичного цикла

тренировка биатлонист стрелковый физический

В таблице 2 и на рисунке 1 представлены изменения результатов двигательных тестов биатлонистов до и после педагогического эксперимента.

В ЭГ в беге на 100 м. в начале эксперимента результат был 13,0 с. После окончания 12,8, процент изменений составил - 1,5.

В беге на 1000 м. в начале эксперимента результат был 3,13 м. после эксперимента 3,01 процент изменений - 3,8 (Р< 0,05).

В беге на 5000 м. в начале эксперимента результат был 19,5 м. в конце - 18,0, изменение составило - 7,6 % (Р< 0,05).

В тесте прыжок в длину с места в начале эксперимента результат был 233,3 см. в конце - 245,3 см. % изменений 5,1 (Р< 0,05).

В тесте подтягивание результаты были 14,1 и 18,5 раз соответственно в начале и конце эксперимента. Изменение составило 12,5 % (Р< 0,05).

Прирост результатов в тесте отжимания составил 12,2 % (Р< 0,05).

В КГ по аналогичным двигательным тестам были получены следующие результаты.

Результат в беге на 100 м. изменился с с 13,1 с. до 13,0 с, процент изменения - 0,7, результат в беге на 1000 с.- 3,1 м. до 3,0 м. процент изменения - 1,6, в беге на 5000 м. - с 19,4 м. до 18,4 м. - изменение составило - 5,2 %.

В прыжках в длину с места прирост результата составил 0,8 %.

Количество подтягиваний в начале эксперимента было 15,3, в конце - 16,6, изменение 6,6 % (Р< 0,05), количество отжиманий изменилось с 52,2 раз до 56,4 раз, что составило 7,6 % (Р< 0,05).

Средний процент положительных изменений в ЭГ составил 7,1, в КГ - 3,75.

Количество достоверных изменений в ЭГ также оказался выше по сравнению с контрольной.

Это говорит об эффективности разработанной нами методики.

Изменение показателей двигательных тестов в экспериментальной и контрольной группах до и после педагогического эксперимента

Таблица 2

Двигательные тестыЭГ (n=10)КГ (n=10)Начало эксперим.Окончание эксперим% приростаНачало эксперим.Окончание эксперим% приростаБег 100м (с.)13,0±0,1112,8±0,1- 1,513,1±0,1313,0±0,01- 0,7Бег 1000м (мин.)3,13±0,53,01±0,8- 3,8*3,1±0,93,0±0,9- 1,6Бег 5000м19,5±1,218,0±1,3- 7,6*19,4±1,818,4±1,9- 5,2Прыжок в длину с места (см)233,4±1,9245,3±2,15,1*234,6±2,3236,1±2,50,8Подтягивание на перекладине (раз)14,1±0,518,5±0,412,5*15,3±0,616,6±0,46,6*Отжимание из упора лежа (раз)57,3±3,664,5±3,212,2*52,2±2.256,4±2,47,6*Средний % прироста7,13,75Кол-во достоверных различий52Примечание: * - различия между возрастными группами достоверны при Р< 0,05; ** - различия достоверны при Р< 0,01.


Рис. 1. Изменения показателей двигательных тестов после педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах.

В таблице 2 и на рисунке 2 представлены результаты стрельбы в ЭГ и КГ до и после педагогического эксперимента.

В стрельбе из положения лежа результаты изменились в ЭГ с 84,5 до 89,3, процент положительных изменений составил 5,9 (Р< 0,05), из положения стоя с 58,2 до 65,4, процент изменений - 12,0 (Р< 0,05).

В КГ аналогичные показатели были 84,7 и 87,5 (3,5 %, Р< 0,05) и 61,1 и 63,8 (3,2 %) соответственно.

Средний процент положительных изменений в ЭГ составил 8,9, в КГ - 3,35. Количество достоверных изменений в ЭГ - 2, в КГ - 1.

Что также говорит об эффективности разработанной нами методики.


Изменение показателей стрельбы в экспериментальной и контрольной группах до и после педагогического эксперимента

Таблица 3

Стрелковые тестыЭГ (n=10)КГ (n=10)Начало эксперим.Окончание эксперим% приростаНачало эксперим.Окончание эксперим% приростаСтрельба лежа84,5±0,989,3±0,75,9*84,7±0,987,5±0,83,5*Стрельба стоя58,2±1,265,4±1,412,0*61,1±1,263,8±1,23,2Средний % прироста8,93,35Кол-во достоверных различий21Примечание: * - различия между возрастными группами достоверны при Р< 0,05; ** - различия достоверны при Р< 0,01.

тренировка биатлонист стрелковый физический

Рис. 1. % прироста показателей стрельбы после педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах.


ВЫВОДЫ


1. Полученные исходные результаты, как в стрельбе, так и в физической подготовленности соответствуют, по 5 балльной шкале Москаленко, среднему уровню подготовленности для данной возрастной группы.

. Методика стрелковой и физической подготовленности на летнее - осеннем этапе характеризуется более выраженной специальной направленностью во всех разделах подготовки. Основное внимание уделяется развитию физических способностей, специфичных для биатлона.

Средства тренировки. Общеразвивающие подготовительные упражнения те же, что и на предыдущем этапе, однако удельный вес их меньший и применяются они в основном для поддержания общего физического развития и в разминке.

Специально-подготовительные упражнения применяются на данном этапе в большем объеме и в основном имитационного характера, что к началу занятий на снегу способствует быстрому переносу специфичных для биатлонистов качеств и навыков на основные упражнения.

Методы тренировки. На данном этапе используются переменный, повторный, равномерный и контрольный методы тренировки.

Распределение обще и специальных подготовительных средств подготовки по месяцам подготовительного периода в процентном соотношении было следующим: май - ОФП 87%, СПФ 13%, июнь ОФП 71%, СПФ 29 %, июль ОФП 75%, СПФ 25 %, август ОФП 70 %,СПФ 30%, сентябрь ОФП 31%, СПФ 69%, октябрь ОФП 23%, СПФ 77%, ноябрь ОФП 34%, СПФ 66%.

За весь летнее - осенний период соотношение составило ОФП 52 %, СПФ 48%.

. Разработанная методика оказалась эффективной, т.к. об этом свидетельствуют результаты педагогического эксперимента.

В ЭГ положительные изменения в результатах двигательных тестов оказались выше, чем в КГ.

В тесте бег на 100 м. на 0,8 %, в беге на 1000 м. на 2,6 %, в беге на 5000 м. 2,4 %, в прыжках в длину с места на 4,3 %, в подтягивании на 5,9 %, в тесте «отжимание» на 4,6 %.

Причем количество достоверных изменений в ЭГ оказалось выше чем в контрольно 5 и 1 соответственно.

В стрельбе лежа в ЭГ процент положительных изменений составил 5,9 % в КГ 3,5 %, стрельбе стоя в ЭГ - 12,0 % в КГ - 3,2 %. Количество достоверных изменений в ЭГ - 2, в КГ - 1.

Что также говорит об эффективности разработанной нами методики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Алабин, В.Г., Алабин, А.В., Бизин, В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. - Харьков: Основа, 1993. 244с.

2.Афанасьев, В.П. Исследование структуры выстрела в биатлоне // Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки. - Вып.2. - Алма-Ата, 1974. С. 40-42.

.Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1979. - 359с.

.Бутин, И.М. Многолетняя подготовка юных лыжников // Лыжный спорт. - 1977. - Вып.1. - С. 51-55.

.Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176с.

.Гибадуллин, И.Г., Захарченко, А.А. Распределение циклической нагрузки у биатлонистов различной квалификации в годичном цикле тренировки: метод. рекомендации. - Утинов: УдГУ, Респ. шк. высш. спорт. мастерства, 1989. - 16с.

.Гибадуллин, И.Г., Савицкий, Я.И. возрастная динамика общей физической подготовленности юных биатлонистов 11 - 16 лет // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 11. - С. 33-34.

.Гибадуллин, И.Г. многолетнее планирование тренировочного процесса в подготовке спортивного резерва по биатлону (методическое пособие). - Удмуртский государственный университет. - г. Ижевск, 1991 г. - 73 с.

.Гибадуллин И.Г. Особенности стрелковой подготовки юных биатлонистов = Peculiarities of Shooting Training in Young Biathlonists / И.Г. Гибадуллин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : детский тренер : журнал в журнале. - 2005. - N 3. - С. 35-37.

.Гибадуллин И.Г. Стрелковая подготовка юных биатлонистов / И.Г. Гибадуллин, С.Н. Зверева ; М-во образования и науки, Федер. агенство по образованию, Гос. образоват. ужреждение высш. проф. образования "Ижев. гос. техн. ун-т". - Ижевск: Изд-во Ижев. гос. техн. ун-т, 2005. - 107 с.: табл.

.Гибадуллин И.Г. Управление психоэмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания / Гибадуллин И.Г. // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - N 8. - С. 46-47.

.Гибадуллин И.Г. Управление тренировочным процессом в системе многолетней подготовки биатлонистов. Научное издание. Рец. - канд.пед.наук, доц. ИжГТУ Новокрещенов В.В., канд.пед.наук, проф. УдГУ Осинцев В.В. Ижевск, ИжГТУ 2005г. 208 с., таб.

.Дунаев, К.С., Савицкий, Я.И. О развитии скоростной и силовой выносливости у юных биатлонистов // Теория и практика физической культуры. - 1988. - №11. - С. 22-24.

.Дунаев, К.С., Савицкий, Я.И. зависимость спортивно-технического результата от скорости бега и меткости стрельбы в биатлоне // Теория и практика физической культуры. - 1980. - №12. - С. 53-55.

.Дунаев К.С. Анализ соревновательной деятельности как фактор оптимизации процесса подготовки российских биатлонистов к ответственным стартам / К.С. Дунаев // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2008. - N 2. - С. 40-43.

.Дунаев К.С. О рациональном соотношении средств физической подготовки в этапах подготовительного периода высококвалифицированных биатлонистов / К.С. Дунаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - N 11 (33). - С. 28-31.

.Дунаев К.С. Проектирование динамики нагрузки в годичном цикле тренировки квалифицированных биатлонистов / К.С. Дунаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - N 10 (32). - С. 32-34.

.Дунаев, К.С. Некоторые подходы к совершенствованию физической подготовленности высококвалифицированных биатлонистов / К. С. Дунаев// Человек, спорт, здоровье. III Международный конгресс 19-21 апреля 2007 года Санкт-Петербург, Россия : материалы конгресса / С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта [и др.]; под ред. В.А. Таймазова. - СПб., 2007. - С. 58-59.

.Дунаев, К.С. Структура и модельные характеристики физической подготовленности высококвалифицированных биатлонистов / К. С. Дунаев// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - Вып. 4 (26). - С. 22-26.

.Дунаев, К.С. Вопросы развития силовой выносливости биатлонистов в подготовительный период / К.С. Дунаев, Д.Я. Алексашин // Научные труды Международных конференций ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ (МСХА), ЛНАУ. 2006 год, города Москва. Т. 4. - Луганск, 2006. - С. 100-104.

.Дунаев, К.С. Совершенствование специальной стрелковой подготовки биатлонистов / К.С. Дунаев, Д.Я. Алексашин // Научные труды Международных конференций ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ (МСХА), ЛНАУ. 2006 год, города Москва. Т. 4. - Луганск, 2006. - С. 116-118.

.Дунаев, К.С. Анализ выступления сборной команды России по биатлону в сезонах 2002-2006 гг. и основные направления подготовки российских биатлонистов к Олимпийским играм 2010 г. в г. Ванкувере (Канада) / К.С. Дунаев, Д.Я. Алексашин, Н.С. Загурский, В.И. Мелихов, В.Н. Пальховский, А.А. Селифонов // Зимние виды спорта : информационно-аналитический сборник. - М., 2006. - С. 40-62.

.Дунаев, К.С. Подготовка сборной команды России по биатлону к XXI зимним Олимпийским играм в Ванкувере (Канада) : практическое пособие / К.С. Дунаев, Д.Я. Алексашин. - М. : Издательско-полиграфический центр МИКХиС, 2007. - 62 с.

.Дунаев, К.С. Характеристика современного биатлона и пути улучшения спортивных результатов / К.С. Дунаев, Д.Я. Алексашин, Н.С. Загурский // Научные труды Международных конференций ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ (МСХА), ЛНАУ. 2007 год, города Москва. Т. 4. - Луганск, 2007. - С. 84-87.

.Дунаев, К.С. Некоторые вопросы повышения спортивного мастерства специальной стрелковой подготовки биатлонистов / К.С. Дунаев, Д.Я. Алексашин // Научные труды Международных конференций ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ (МСХА), ЛНАУ. 2007 год, города Москва. Т. 4. - Луганск, 2007. - С. 88-90.

.Дунаев, К.С. Некоторые подходы к совершенствованию физической подготовленности высококвалифицированных биатлонистов / К.С. Дунаев // 3-й Международный конгресс «Человек, спорт, здоровье» 19-21 апреля 2007 г. г. Санкт-Петербург. - СПб : Олимп-СПб, 2007. - С. 58-59.

.Дунаев, К.С. Структура и модельные характеристики физической подготовленности высококвалифицированных биатлонистов / К.С. Дунаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 4. - С. 22-26.

.Дунаев, К.С. Совершенствование стрелковой подготовки биатлонистов с использованием стрелкового тренажера «СКАТТ» и контроль за ней / К.С. Дунаев, Д.Я. Алексашин, Н.С. Загурский, Я.И. Савицкий // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. - С. 51-52.

.Дунаев, К.С. Проектирование динамики нагрузки в годичном цикле тренировки квалифицированных биатлонистов / К.С. Дунаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 10 (32). - С. 32-34.

.Дунаев, К.С. О рациональном соотношении средств физической подготовки в этапах подготовительного периода высококвалифицированных биатлонистов / К.С. Дунаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11 (33). - С. 28-31.

.Дунаев, К.С. Технология целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов : монография / К.С. Дунаев ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2007. - 300 с.

.Железняк, Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: автореф. дис. … д-ра пед. наук - М., 1981. - 36с.

.Каширцев Ю.А., Савицкий Я.И. Использование пневматической винтовки в подготовке биатлонистов //Теор. и практ. физ. культ. 1985, № 2, с. 11.

.Кинль В.А. Пулевая стрельба : [По спец. N 2114 "Физ. воспитание"] / Кинль Валерий Александрович. - М.: Просвещение, 1989. - 206 с.: ил.

.Кинль В.А. Биатлон / Кинль В.А. - Киев: Здоровья, 1987. - 128 с.: ил.

.Кошкаров, Л.Т. текущий контроль за тренировочными и соревновательными нагрузками лыжников-гонщиков // теория и практика физической культуры. - 1984. - № 3. - С. 3 - 5.

.Краснов, В.П., Фомин, С.К. Исследование эффективности различного построения структуры соревновательного микроцикла у юных лыжников // теория и практика физической культуры. - 1976. - № 3. - С. 29-32.

.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 542с.

.Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки - М.: Физкультура и спорт, 1977г. - 279 с.

.Манжосов, В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков: очерки теории и методики. - М.: Физкультура и спорт, 1986г. - 95 с.

.Михайлов, В.В., Минченко, В.Г. распределение тренировочной нагрузки в годичных циклах подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1988г. - № 3. - С. 23-26.

.Москаленко, В.А., Кривенцов, А.Л. Точность стрельбы юных биатлонистов в связи с интенсивностью нагрузки // Основные проблемы физической культуры и спорта. - М.: ВНИИФК, 1978г. - С. 58-63.

.Маматов, В.Ф., Пименов, А.Н. Подготовка юных биатлонистов // Лыжный спорт. - Вып.2. - 1976. - С.51-54.

.Набатникова, М.Я. Проблема совершенствования специальной выносливости спортсмена при циклической работе субмаксимальной и большой мощности: автореф. дис. … д-ра пед. наук. - М.: ГЦОЛИФК, 1974г. - 52 с.

.Набатникова, М.Я. Теоретические аспекты исследования системы подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1980г. - № 4. - С. 21-23.

.Набатникова, М.Я., Балашова, Н.Н., Кабачкова, П.Н. Система тренировочных и соревновательных нагрузок юных спортсменов // Основы управления подготовкой юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1982г. - С. 127-177.

.Начинская, С.В. Спортивная метрология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005г. - 240 с.

.Огольцов, И.Г. Биологические закономерности адаптации организма к тренировочным нагрузкам // Лыжный спорт, 1984г. - Вып. 2. - С. 15-28.

.Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003г. - 863 с.

.Пимонов, А.Н., Москаленко, В.А., Савицкий Я.Н. Влияние физической нагрузки на время и точность стрельбы юных биатлонистов // Теория и практика физической культуры, 1978г. - № 3. - С. 31-33.

.Платонов, В.Н. О концепции периодизации спортивной тренировки и развитии общей теории подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1998г. - № 8. - С. 23-29.

.Попов, Ю.А., Гибадуллин, И.Г. Возрастная динамика специальной физической подготовленности у юных биатлонистов // Методические аспекты подготовки биатлонистов различной квалификации: сб. информ. и метод. матер. № 13 (209). - М.: ВНИИФК, 1985г. - С. 5-6.

.Раменский, Н.Г. Планирование подготовки юных биатлонистов // Лыжный спорт. - 1975. - Вып.2. - С. 31-32.

.Савицкий, Я.И. Биатлон. - Изд. 2-е, перераб. И доп. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 168с., ил.

.Савицкий Я.И. Физиологические основы нагрузочного тестирования / Савицкий Я.И. // Теория и практика физ. культуры. - 1981. - N 12. - С. 55.

.Савицкий Я.И. Особенности учебно-тренировочного процесса при подготовке юных биатлонистов. -М.: ФиС, 1981.

.Селуянов, В.Н. Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 1998г. - № 3. - С. 46-50.

.Слимейкер Р., Браунинг Р. Серьёзные тренировки для спортсменов на выносливость : Пер. с англ. - Мурманск: Издательство «Тулома», 2007. - 328 с.

.Суслов, Ф.П., Шепель, С.П. Структура годичного соревновательно-тренировочного цикла подготовки: реальность и иллюзии // Теория и практика физической культуры. - 1996г. - № 8. - С. 57-61.

.Тузов, В.Ф., Савицкий, Я.И. Построение недельного тренировочного цикла в соревновательном периоде при подготовке юношей биатлонистов // Теория и практика физической культуры. - 1975г. - № 12. - С. 31-33.

.Тузов, В.Ф. Тренировка юношей-биатлонистов в подготовительном периоде // Лыжный спорт, 1975г. - Вып. 1. - С. 18-20.

.Янсен П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость : Пер. с англ. - Мурманск: Издательство Тулома, 2006. - 160 с.


Теги: Стрелковая и физическая подготовка биатлонистов  Курсовая работа (теория)  Туризм
Просмотров: 18069
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Стрелковая и физическая подготовка биатлонистов
Назад