Подземные и поверхностные воды ЮКО и их роль в становлении и развитии туристского кластера

Содержание


Введение

1. Туристский кластер как фактор создания конкурентных преимуществ региона на рынке туристических услуг

.1 Составные части и общие понятия туристского кластера

.2 Рекреационные ресурсы как основа туристского кластера

. Анализ физико-географической обусловленности формирования туристско-рекреационного потенциала подземных и поверхностных вод ЮКО

.1 Геологическое строение и рельеф - как определяющий фактор ландшафтной дифференциации территории области

.2 Климатические условия, обусловившие наличие водных ресурсов на территории области

.3 Методы оценки водных туристско-рекреационных ресурсов ЮКО

. Подземные и поверхностные воды ЮКО: перспективы и роль в развитии туристского кластера ЮКО

.1 Поверхностные воды Южно-Казахстанской области и их использование для отдыха и туризма

.2 Подземные воды Южно-Казахстанской области - организующий фактор лечебного туризма

.3 Основные принципы и общие подходы формирования туристского кластера в ЮКО: роль и место в нем водных туристско-рекреационных ресурсов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

рекреационный туристский кластер подземный

Введение


Актуальность исследования обусловлена тем, что в реализации стратегии индустриально-инновационного развития экономики Казахстана ведущая роль принадлежит системе отечественных кластеров. Особое место среди них занимает туристский кластер. Сегодняшние тенденции в развитии этой отрасли таковы, что туристы, которые хорошо изучили известнейшие курорты мира, стремятся в страны, где туристический сектор только начинает развиваться. Казахстан - в их числе.

Как известно, в февральском 2013г. Послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев отметил на необходимость разработки плана по созданию и развитию, по крайней мере, 5-7 кластеров в таких сегментах рынка, как туризм, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургия и строительные материалы. В целях реализации Послания <#"justify">водные ресурсы области на возможность их использования в рекреации;

- выявить максимально благоприятные водные объекты, для рекреационной деятельности и дать рекомендации для ее развития.

Объект исследования - подземные и поверхностные воды ЮКО.

Предмет исследования: подземные и поверхностные воды ЮКО как потенциал оздоровительной рекреации и составная часть туристского кластера.

Научная новизна состоит:

в анализе обширного материала по водным объектам Южно-Казахстанской области и выявлении перспектив их участия в становлении и развитии туристского кластера;

в применении комплексного подхода к оценке водных и водно-рекреационных ресурсов;

в предлагаемых вариантах перспектив использования водных рекреационных ресурсов в развитии туризма в области.

Практическая значимость. Путем оценки водных туристско-рекреационных ресурсов области получены данные, способствующие рациональному освоению туристско-рекреационного пространства территории ЮКО, выявлены водные объекты, первоочередного освоения и перспективного вовлечения в туристский кластер. Приведенный в работе материал представляет интерес для работы турфирм и краеведческих исследований.

Методологическую основу исследования составили теоретико-методологические работы, ведущих специалистов в области рекреационной географии и географии туризма: В.С. Преображенского, И.Т. Твердохлебова, Ю.А. Веденина, С.Р. Ердавлетова, М.В. Зорина, А.Ю. Александровой и др.

Материалы и методы исследования: для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: экспедиционный, сравнительно-описательный, картографический, историко-географический, ландшафтный, балльных оценок. Исходная информация получена из литературных и картографических источников и информационной базы ИНТЕРНЕТ.

Практической базой написания дипломной работы послужил опыт и знания, полученные во время прохождения учебно-производственных практик, во время обучения в ЮКГУ.


1. Туристский кластер как фактор создания конкурентных преимуществ региона на рынке туристических услуг


.1 Составные части и общие понятия туристского кластера


На современном этапе Республика Казахстан ставит перед собой цель реализации модели создания конкурентоспособной экономики с приоритетными отраслями, имеющими потенциал повышения конкурентоспособности. Для достижения поставленной цели применяется кластерная политика. Одной из таких приоритетных отраслей развития национальной экономики является туризм. На сегодняшний день основой для развития туристской отрасли является Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы. В ее рамках разработана Отраслевая программа развития перспективных туристских направлений Республики Казахстан на 2010-2014 годы [2].

Цель создания туристского кластера Казахстана - повышение конкурентоспособности территории на туристском рынке, увеличение туристского потока в регион, увеличение объема инвестиций в сферу туризма, формирование туристского имиджа регионов и страны в целом. Исходя из цели, можно сделать вывод, что туристский кластер нашей страны имеет экспортно-ориентированную направленность.

Заместитель председателя комитета по регулированию торговой и туристской деятельности Министерства индустрии и торговли РК Евгений Никитинский в интервью корреспонденту Казинформа подчеркнул, что туризм прямо или косвенно влияет на развитие 32-х отраслей экономики, которые непосредственно задействованы в данной индустрии. «Казахстанская туристическая отрасль, к сожалению, еще не воспользовалась данными преимуществами, несмотря на имеющийся туристский потенциал», - отметил он. Но, если верить прогнозам Всемирной Туристической Организации, у нашей страны есть все шансы наверстать упущенное.

Развитие туризма, по мнению специалистов, должно произойти преимущественно за счет появления новых посещаемых территорий, так как традиционные районы мирового туристического рынка уже практически достигли предела «рекреационной емкости». Правительством Республики Казахстан был утвержден план по созданию и развитию кластера «Туризм». В приоритетах туристского кластера, предусматривающего эффективное развитие туризма, как отметил Е. Никитинский, стоит развитие внутреннего и въездного рынка. Внутренний туризм концентрируется на существующем туристском потоке внутри страны, а внешний позиционирует Казахстан на международном рынке. Развитие этих приоритетов требует консолидации государственных и частных структур и согласованных действий заинтересованных министерств и ведомств.

В этих целях при Правительстве РК создан и действует Совет по туризму, который совместно с министерствами иностранных дел, внутренних дел были разработаны новые правила учета иностранных граждан. Так, в соответствии с новыми правилами, регистрация приезжих туристов органами миграционной полиции скоро будет осуществляться прямо в международных аэропортах и других пунктах пропуска через государственную границу. Теперь гостям Казахстана не придется тратить трое суток, как это было ранее, на оформление документов в миграционной полиции. Кроме того, решением того же совета с первого июля уменьшен размер ставок за оформление однократной туристической визы на 5-10 американских долларов. И увеличен срок действия многократной визы до 90 дней [3].

Основоположниками кластерного подхода являются А. Маршалл и Б.С. Ястремский, но популярность идея отраслевых кластеров для повышения региональной конкурентоспособности получила благодаря профессору Гарвардской школы бизнеса Майклу Портеру. Согласно теории Майкла Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.

По мнению М. Портера, конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров - объединений фирм различных отраслей, причем принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы.

Проанализировав конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах, М. Портер пришел к выводу, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а иногда даже в одном регионе страны. Объяснение этого явления состоит в следующем, одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании. В результате такого взаимовыгодного сотрудничества формируется «кластер» - сообщество фирм тесно связанных отраслей [4].

К туристским кластерам относятся группы предприятий, сконцентрированных географически в пределах региона, которые совместно используют специализированную туристскую инфраструктуру, локальные рынки труда и другие функциональные структуры хозяйства.

При создании туристского кластера ведущая роль уделяется крупным туроператорским фирмам, которые экспортируют свои услуги за пределы страны. На низшем уровне находятся разнообразные туристские агентства, а также многочисленные предприятия по размещению, питанию, транспортировке туристов, предоставление сопутствующих услуг и производства товаров туристического спроса. И все они объединяются общим бизнес-климатом, в пределах которого формируются необходимые для функционирования туристского кластера трудовые ресурсы, технологии, а также действуют различные стимулы, включая налоговую систему, административное регулирование и барьеры.

В процессе формирования туристских кластеров похожие и взаимосвязанные предприятия и организации взаимодополняют и кооперируются с целью создания отношений взаимного доверия, взаимообмена идеями и информацией, совместной координации действий. Все это позволяет снизить стоимость операций, осуществляющихся между партнерами. Туристские кластеры обычно взаимодействуют с научными и образовательными учреждениями, органами местной власти с целью повышения конкурентоспособности туристских услуг на внешних рынках.

В рамках туристских кластеров, возможно, такое сочетание различных предприятий, которые в одних ситуациях конкурируют между собой, а в других - сотрудничают для выработки определенных общих решений, разработки совместных инициатив, хотя это во многих случаях подлежит от структуры кластера. Итак, кластерная модель предусматривает не только взаимовыгодное сотрудничество, обмен информацией, идеями, технологиями, работниками, но и обязательно предполагает наличие конкуренции между ними.

Туристские кластеры могут включать как, незначительное, так и великое количество предприятий туристского и родственных и вспомогательных секторов экономики. Они могут формироваться как из крупных, так и с малых фирм в самых различных сочетаниях и отношениях. Например, кластеры в Италии объединяют преимущественно малые и средние предприятия, в Шотландии (базовая модель ЕС) - ядро кластера формируют мощные предприятия, иногда иностранного происхождения.

Туристские кластеры характеризуются высоким уровнем взаимодействия между предприятиями, организациями, учреждениями, организациями, входящими в их состав, варьируя по форме от целевых объединений предприятий туристического бизнеса до мощных, хорошо структурированных коммерчески конкурентных образований. Туристские кластеры объединяют значительно больший круг участников, включая разнообразные институты поддержки, производственные и коммерческие структуры, а также региональные и национальные правительства (в лице туристской администрации, управление туризма) [5].

В Казахстане планируется создать 5 кластеров историко-культурного туризма. Об этом деловому порталу Kapital.kz <#"310" src="doc_zip1.jpg" />

Рисунок 1 - Схема расположения туристских кластеров


«В Стратегии «Казахстан-2050» Глава государства говорил, что нам необходимо избавляться от сырьевой направленности, нефть когда-нибудь закончится, и сейчас у нас есть хорошая возможность использовать те же нефтяные деньги на развитие инфраструктурных проектов в области туризма. Так, недавно состоялось заседание Совета туризма при Правительстве РК, который возглавляет заместитель Премьер-министра - министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев, на нем было дано поручение утвердить в этом году на правительственном уровне Концепцию развития туризма. Я думаю, приняв этот документ, мы будем иметь четкий план на ближайшие несколько лет, как мы будем развиваться», - подчеркнул М. Игалиев.

По его словам, Комитетом в этом направлении была проведена аналитическая работа, был изучен рынок Казахстана и выделены 5 кластеров, на которых можно развить туристскую сферу.

«Природа Казахстана прекрасна, у нас очень много замечательных мест, специалисты, лучшие маркетологи, порекомендовали нам обратить внимание на 5 зон на нашей территории. Сегодня уже разработан системный план развития каждого кластера, по мнению председателя Комитета у каждого из зон хорошие перспективы для развития [6].

В связи с тем, что туризм относится к экологически приемлемым и приносящим значительные доходы видам бизнеса, для активизации туристской и рекреационной деятельности необходимо развивать инфраструктуру туризма и осуществлять активный маркетинг. Для создания и развития кластера необходимо перестроить работу туристского бизнеса, объединить в ассоциацию не только туристские фирмы, но и предприятия малого и среднего бизнеса, услуги, которые требуются для того, чтобы турист, попадая в нашу область, не испытывал неудобств. Слабым звеном в туристском бизнесе региона являются гостиницы и транспорт. Поэтому для развития туристского кластера необходимо вкладывать инвестиции в развитие инфраструктуры.

Таким образом, кластерная политика, проводимая государством, способствует эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству субъектов туризма, и повышению конкурентоспособности производимого туристского продукта внутри кластера на мировом рынке.

Многие аспекты, связанные с формированием разных моделей кластеров, пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют специальных научных исследований. Это в полной мере относится и к сфере туризма. Кластерное взаимодействие обусловлено одновременным сосуществованием взаимопротиворечащих сторон - производительной и потребительной силы, - их борьбой и слиянием. Борьба и слияние противоречащих сторон составляет сущность диалектического движения. Противоречия постоянно присутствуют в экономическом процессе формирования кластера региона. Производительная сила региона формирует кластер как возможность созидания материального и интеллектуального, духовного производства, как возможность производить товары, услуги, развития всех видов производств региона. Потребительная же сила формирует кластер региона тем, что вызывает постоянную необходимость и возможность производительного и личного потребления. Эти силы обусловливают друг друга, не существуют друг без друга: «...обусловленность некоторой другой силой есть в себе действие самой силы» [7]. Именно поэтому противоречие между производительной и потребительной силами есть основное условие формирования кластера.

В процессах конкуренции не может быть отделения производства от потребления, нацеленности конкурентоспособности только на активизацию производства или активизацию потребления. Данное утверждение имеет особую значимость в связи с тем, что многие экономисты акцентируют внимание на необходимости развивать реальное производство, направлять инвестиции в это производство. На самом деле задачей должно быть одновременное обеспечение реального развития как производства, так и потребления в регионах. Указанные утверждения важны с той точки зрения, что кластер необходимо рассматривать не только как группу географически соседствующих взаимосвязанных организаций, но и как множественное взаимодействие между всеми организациями и потребителями. Из этого следует, что при формировании и развитии кластера одного региона необходимо выходить за пределы этого кластера, учитывать потребительную силу других регионов. Это обеспечит устойчивое функционирование кластера. В то же время объективное сосуществование и взаимодействие производительной и потребительной сил не гарантирует наличие в том или ином регионе кластера [8].

Так, Н.Н. Пидгурская, наряду с таким известным признаком кластера, как территориальная локализация предприятий, вовлеченных в индустрию туризма, разработала дополнительные признаки, свидетельствующие о существовании кластера туризма в регионе:

) присутствие на территории туристских организаций, реализующих конкурентоспособные турпродукты, что создает основу для развития смежных с туризмом отраслей, вовлечения местного населения в туристскую деятельность;

) существование устойчивых экономических связей между организациями, ориентированными на удовлетворение общественных потребностей в рекреации;

) наличие государственных и некоммерческих институтов поддержки туристской деятельности в регионе;

) наличие уникальных туристских ресурсов, что позволяет создавать сильные туристские бренды с меньшими затратами;

) способность турфирм территории привлекать туристов, отличающихся высокой требовательностью к качеству и составу туристских услуг;

) существование на территории необходимой инфраструктуры [9].

Предложенные признаки позволяют определить наличие или отсутствие туристского кластера на исследуемой территории. Данный список следует дополнить очень важным положением - наличие устойчивого потребительского спроса на туристический продукт. Анализ туристского кластера позволяет определить его роль в формировании конкурентных преимуществ региона на рынке туристских услуг. Успех кластеров улучшает экономическую ситуацию в регионе, поэтому кластеры имеют политическую значимость для органов власти, в первую очередь в связи с выполнением социальных обязательств.

Все участники кластера получают выгоду от устойчивых взаимодействий. Они получают преимущества перед организациями, не входящими в кластерное образование за счет снижения издержек (вследствие эффекта масштаба). Этот эффект используется и вне кластерных образований, однако тесные партнерские связи участников кластера позволят извлечь больше выгоды в аналогичные периоды. Кроме того, кластеры стимулируют значительное повышение производительности труда и внедрение инноваций. Используя репутацию кластера, предприятия малого и среднего бизнеса получают новые возможности доступа к ресурсам, а совместно бизнес и региональные власти могут искать пути наиболее эффективного продвижения своих инициатив через федеральные структуры.

Для реализации кластера как фактора конкурентных преимуществ региона необходимо, для начала, провести тщательный анализ его современного состояния с целью разработки стратегии его развития. На рисунке 2 показан вариант модели туристского кластера.


Рисунок 2 - Модель туристского кластера


Основным элементом такого кластера выступают туристско-рекреационные ресурсы, которые играют ключевую роль в развитии туризма. К ним относятся: природные, исторические, социально-культурные объекты туристского показа, а также иные объекты. На основе имеющихся в регионе туристских ресурсов формируются туристские продукты и прогнозируется развитие туризма в регионе в целом.

Другой важный элемент модели туристского кластера - предприятия туристской индустрии, в том числе туристские фирмы, производящие и реализующие туристские продукты, которые взаимодействуют с поставщиками специализированных туристских услуг (по сути - хозяйствующими субъектами социальной сферы, оказывающие туристам социальные услуги, предусмотренные соответствующим турпакетом).

Не последнюю роль в туристском (туристско-рекреационном) кластере играет рыночная и инженерная инфраструктура, а также общие факторы развития региона - природно-климатические, культурно-исторические, социально-экономические, политико-правовые.


.2 Рекреационные ресурсы как основа туристского кластера


Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих: капитала, технологии, кадров, рекреационных ресурсов. Это означает, что, недостаточно имея капитал, приобрести кадры, технологию и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая - рекреационные ресурсы - является в Казахстане наиболее дешевой, то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Именно поэтому государство уделяет все больше внимания такой стратегически важной отрасли, как туризм [10].

Под рекреационными ресурсами понимается совокупность компонентов природных комплексов и объектов историко-культурного наследия, формирующих гармонию целостности ландшафта, прямое и опосредованное потребление которых оказывает благоприятное воздействие, способствует поддержанию и восстановлению физического и духовного здоровья человека. Природные условия, в рекреационных ресурсах, занимают часто ведущее место.

Качество рекреационных ресурсов отражает восприятие человеком тех свойств природных комплексов, которые в интегральной форме выражают его наиболее уникальные потребительские свойства, в том числе и с точки зрения восстановления здоровья человека, его психологического, физического и эмоционального состояния. Поскольку эстетическое восприятие, в отличие от физического, индивидуально и вместе с тем выражает принадлежность человека к определенной этнической культуре, а использование отдельных свойств рекреационных ресурсов многогранно и неоднозначно, в основу оценки положены следующие положения:

высокое качество отдыха обеспечивается только многообразием возможностей (лечебных, спортивных, познавательных, эстетических и пр.);

первозданность, необычность, самобытность рекреационных ресурсов определяют их общечеловеческую ценность;

потребность человека в общении с "дикой природой" естественна и должна быть непременно удовлетворена;

природные рекреационные ресурсы исчерпаемы, имеют ограниченные возможности к восстановлению, незаменимы [11].

На основе исходных положений разработан методический подход по оценке рекреационного потенциала территории. На первом этапе составлена шкала качественной балльной оценки по каждому компоненту: рельефу, климату, поверхностным водам, растительному и животному миру, гидроминеральным ресурсам, природным и культурно-историческим памятникам.

Ресурсы климата через продолжительность комфортного и дискомфортного периодов благоприятствуют отдыху или ограничивают пребывание человека на открытом воздухе. Наибольший потенциал имеют территории с благоприятным климатом, не имеющие ограничений по режиму и видам отдыха на открытом воздухе. Повышение дискомфортности климата, обусловленное совокупностью параметров атмосферы, ограничивающих пребывание человека на открытом воздухе, ведет к снижению рекреационной ценности территории.

Одним из важных для человека компонентов ландшафта, определяющим качество его отдыха, является вода: как поверхностная, так и подземная. В зависимости от температурного режима открытых водоемов, являющегося одним из основных ограничительных факторов, а также площади акватории водоемов, наличия естественных речных препятствий, привлекательных для разных видов спорта, наличия качественной питьевой и разнообразия минеральных вод дифференцируется рекреационная значимость той или иной территории.

При оценке достоинств других природных компонентов, привлекательность ландшафта учитывается через многообразие их форм. Кроме того, дополнительно учитываются: при оценке рельефа - панорамность и живописность, крутизна склонов; при оценке растительного и животного мира - редкие и исчезающие виды, в том числе, занесенные в Красную книгу, ненарушенный растительный покров; при оценке гидроминеральных ресурсов - их количество, значимость для областного и регионального использования. Отмечаются уникальные памятники культуры и природные объекты национального масштаба: горные системы, озера и реки, особо охраняемые природные территории, являющиеся сокровищницами генофонда растительного и животного мира.

В итоге наибольшей привлекательностью обладают территории с максимально широкими возможностями развития рекреационных услуг, которые оставляют право выбора вида отдыха за человеком. Рекреационная ценность территории снижается по мере уменьшения разнообразия компонентов ландшафта и имеет наименьшую значимость при монотонном рельефе, суровом климате, длительно ограничивающем пребывание на открытом воздухе, при дефиците воды, скудно представленных флоре, фауне и отсутствии объектов историко-культурного наследия. В основу оценки для определения рекреационного потенциала приняты теоретические расчеты удельной емкости, по Н.Ф. Реймерсу (1990) - 4 человеко-дня в год на 1 га. Такие низкие нормативы гарантируют качество отдыха, отсутствие негативной реакции среды и ее сохранение на достаточно длительный период [12].

Как отрасль хозяйства и род деятельности рекреация относится к той группе отраслей и родов деятельности, которые имеют ярко выраженную ресурсную ориентацию.

Рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, на формирование рекреационных районов и центров, на их специализацию и экономическую эффективность. Но это влияние не прямое. Оно опосредуется социально-экономическими факторами и, прежде всего, объемом и структурой рекреационных потребностей.

Термин «рекреационные ресурсы» в научный обиход вошел сравнительно недавно. В 50-60-е годы он в научной литературе не встречался. Очевидно, появление этого понятия следует относить к 1968-1971 гг. Именно в эти годы Ю.К. Ефремов в одной из своих работ к рекреационным ресурсам рекомендовал относить места отдыха и туризма, живописные пейзажи, красивые и декоративные виды организмов. В этом же году В.Б. Нефедова предложила рассматривать в качестве рекреационных ресурсов такие элементы природы, как геологическое строение, рельеф, климат, поверхностные и подземные воды, растительность и почвы.

Три года спустя Б.Б. Родоман рекомендовал относить к рекреационным ресурсам только те элементы географической среды, которые могут быть использованы для отдыха. Б.Б. Родоман под рекреационными ресурсами понимал «элементы географической среды (понимаемой в широком, природно-социальном смысле слова), которые могут быть использованы для отдыха».

Н.Ф. Реймерс дал следующее определение «рекреационные ресурсы - часть природных и культурных ресурсов, обеспечивающих отдых как средство поддержания и восстановления трудоспособности и здоровья людей».

В.Б. Михно к рекреационным ресурсам относит «компоненты природной среды и феномены (необычные объекты, факторы) социокультурного характера, которые благодаря определенным свойствам могут быть использованы для организации рекреационной деятельности»[11, с.54].

Согласно Н.С. Мироненко, рекреационные ресурсы - это объекты и явления природы, результаты человеческой (антропогенной) деятельности, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения. Они обладают рядом свойств:

Во-первых, они историчны, то есть могут видоизменяться по мере роста рекреационных потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. Например, становятся рекреационными ресурсами (объектами туристского показа) болота, промышленные предприятия, старая техника и оборудование и др.

Во-вторых, они территориальны, то есть занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже сейчас требует территорий, почти равных используемым сельским и лесным хозяйством.

В-третьих, обладают организующей ролью, способствуя формированию особых рекреационных пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию, набор рекреационных предприятий от туристских маршрутов.

В книге «Рекреационная география» авторы трактуют рекреационные ресурсы как «компоненты географической среды и объекты антропогенной деятельности, которые благодаря таким свойствам, как уникальность, историческая или художественная ценность, оригинальность, эстетическая привлекательность и целебно-оздоровительная значимость, могут быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий». Следует отметить, что в этом определении существует некоторая неясность с содержанием терминов «компоненты» и «объекты». Можно ли рассматривать, например, ресурсы любительского охотничьего промысла как рекреационные, так как они не отвечают ни одному из перечисленных выше свойств [13].

Известные специалисты в сфере туризма классифицируют туристско-рекреационные ресурсы по разным признакам. Ниже в таблице 1 приведен один из вариантов такой классификации [14].


Таблица 1

Классификация туристско-рекреационных ресурсов

№ п.п.Признак классификацииВиды туристских ресурсов1Составляющие туристского потенциала регионаПриродные. Культурно-исторические. Социально-экономические.2Характер участия в формировании турпакетаПрямые (непосредственно используемые туристами, отдыхающими). Косвенные (организуют использование прямых ресурсов)3Выполняемая функция туристской деятельностиПознавательно-образовательные. Лечебно-оздоровительные. Спортивные4Отношение к продукту трудаСозданные природой. Созданные человеком для целей туризма. Созданные человеком в целях социально-экономического развития региональной экономики.5Отношение к институтамКлассические (не институциональные). Институциональные6Характер участия в производстве тураЕстественные (созданные природой). Формирующие туристский интерес. Инфраструктурные. Выступающие в качестве средств производства (факторов производства тура).7Формирование цели путешествияКурортно-рекреационные. Культурные. Религиозные. Информационно-познавательные. Информационно-деловые8Роль в производстве вида продуктаСоздающие материальный продукт. Создающие материальные услуги. Создающие нематериальные услуги.9Секторальная принадлежностьКоммерческого сектора. Общественного сектора. Некоммерческого сектора. Сектора домохозяйств10Отраслевая принадлежностьПитания. Торговли.


Теги: Подземные и поверхностные воды ЮКО и их роль в становлении и развитии туристского кластера  Диплом  Туризм
Просмотров: 8912
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Подземные и поверхностные воды ЮКО и их роль в становлении и развитии туристского кластера
Назад