Вопросы совместимости и сработанности в малой группе

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Состояние проблемы совместимости и срабатываемости в групповой деятельности

.1 Социально-психологическая характеристика понятия группы

.2 Понятие совместимости в групповой деятельности

.3 Совместимость в спортивной деятельности

ГЛАВА 2. Исследование психологической совместимости и срабатываемости хоккеистов

.1 Организация исследования

.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ


Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений и совместной деятельности человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Поэтому особенно важно, чтобы эти отношения и совместная деятельность носили максимально плодотворный характер. А, как известно условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, а именно характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение - во многом влияют на успешность совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда.

Современный период развития спорта характеризуется высоким уровнем мастерства спортсменов. В настоящее время подготовка спортсменов высокого класса требует не только знания физиологических, морфологических и психологических качеств, но и той обстановки, в которой тренируется спортсмен, его положение в коллективе, отношения с товарищами и тренером.

Среди факторов, влияющих на межличностные отношения, менее всего изученным является фактор совместимости в системе «спортсмен -спортсмен». Условия жизни и деятельности определяют совместимость людей. Она зависит и от самих людей: их интеллекта, темперамента, характера, интересов и т.д. Уже давно замечено, что одни совместно работающие люди достигают лучших результатов, чем другие, несмотря на более или менее одинаковые условия. Одни группы выполняют свою работу более продуктивно, без видимых усилий и без вмешательства извне, для других групп требуется проведение специальных мероприятий, направленных на урегулирование конфликтов, устранение напряженности в отношениях между участниками групповой деятельности. Как правило на это уходит много сил и времени. Поэтому всегда неизбежно возникает вопрос: нельзя ли подбирать людей таким образом, чтобы сократить до минимума напряжение в процессе их приспособления друг к другу, повысить эффективность их деятельности за счет исключения внутренних конфликтов?

Естественно, что совместимость двух ярких, одаренных людей - процесс сложный. Ведь каждый имеет свою индивидуальную позицию в творческой деятельности. Высокая значимость психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса хоккеистов обуславливает поиск путей, средств, методов, направленных на повышение срабатываемости в совместной деятельности и создание оптимальных взаимоотношений, что будет способствовать повышению спортивного мастерства.

Цель исследования: выявить критерии психологической совместимости партнеров в хоккее.

Задачи исследования:

. Исследовать индивидуально-психологические особенности хоккеистов и их сочетания в хоккее.

. Изучить уровень совместимости и срабатываемости в хоккее.

. Выявить критерии психологической совместимости в хоккее

. Разработать методику совместимости и срабатываемости в хоккее

. Оценить эффективность и действенность методики.

Объект исследования: совместимость индивидуально-психологических особенностей хоккеистов и срабатываемость.

Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности хоккеистов, обуславливающие совместимость и срабатываемость в хоккее.

Гипотеза: мы считаем, что изучение индивидуально-психологических особенностей хоккеистов, взаимоотношений в паре позволят выявить критерии психологической совместимости, которые обеспечивают процесс срабатываемости и в конечном итоге достижение высоких результатов.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

анализ литературных источников и документов;

педагогическое наблюдение,

педагогический эксперимент;

метод математической статистики.

Глава 1. Состояние проблемы совместимости и срабатываемости в групповой деятельности


.1 Социально-психологическая характеристика понятия группы


Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения - одна из центральных в социальной психологии.

Интерес исследователей к проблемам группы обусловлен рядом принципиальных моментов. С одной стороны, личность, ее самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. С другой стороны, группа сама по себе не является простой суммой вошедших в нее людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности.

Развитие социально-психологической науки подвело исследователей к осознанию необходимости признания того факта, что невозможно адекватно изучить личность, объяснить своеобразие сложных её жизненных проявлений вне того социального и психологического окружения, в котором она живет и развивается. Психический склад индивида, его личностное содержание формируются на пересечении различных групповых влияний. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является.

Исследования групп ориентированы на различные сферы социально-психологической деятельности, и, в частности, призваны способствовать повышению эффективности функционирования организации в целом.

В процессе развития социальной психологии исследователи неоднократно обращались к определению понятия «малая группа», при этом было сформулированно большое количество различных, порой весьма различающихся между собой дефиниций. В своих попытках определить суть малой группы авторы, как правило, шли от собственного ее понимания, диктовавшего акцентирование тех или иных сторон группового процесса [1, 20, 31, 32].

В современной психологии термин «группа» является широким и многозначными. Его применяют при характеристике любой человеческой общности, которая может быть выделена на основе различных признаков. В большинстве случаев речь идет о малой группе, в состав которой может входить от 2 до 30 человек, степень близости ее членов выступает в качестве основного критерия для объединения людей в малую группу. В контексте данной работы я буду рассматривать именно малую группу, как рабочий коллектив.

Как уже было сказано ранее, в отечественной и зарубежной психологической литературе термину «малая группа» даны весьма разнообразные определения. Их существенное отличие состоит в различных подходах к рассмотрению понятия малой группы. Проанализировав всё разнообразие определений можно выделить четыре основные категории.

. Восприятие членами группы отдельных партнеров и группы в целом.

. Мотивация членов группы.

. Организационные (или структурные) характеристики группы.

. Взаимозависимость и взаимодействие членов группы.

То есть группа - это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур.

Если подходить к рассмотрению малой группы, как некой изолированной от мира общности, функционирующей по своим, особым законам, в таком случае изложенные выше представления о ней следует признать вполне оправданными. Но группа не изолирована от социального мира, она вписана в него, и ее присутствие в нем является фактом, фиксируемым другими (группами или отдельными индивидами). Группа признается элементом окружающего мира со всеми вытекающими отсюда последствиями в смысле всевозможных взаимодействий, влияний, противодействий и т.п. [5].

В еще большей степени связь малой группы с обществом заключена в её трактовке как малой социальной группы, то есть как элементарного звена структуры социальных отношений, своеобразной функциональной единицы в системе общественного разделения труда. В этом случае в дополнение к представленным выше характеристикам малой группы, можно сказать, что речь идет о такой группе, «в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [1, с. 191].

Однако, данное определение, в принципе задающее верное направление анализа малой группы, тем не менее, является в известной мере односторонним. В данном случае не получается раскрыть психологические признаки группы, скрытые за словосочетанием «непосредственные личные контакты». Отсюда, в связи с весьма сложной природой малой группы вполне резонно напрашивается вывод о необходимости двупланового подхода к ее трактовке, а именно:

со стороны социальной составляющей;

со стороны психологической составляющей.

Итак, отправным моментом в анализе малой группы является трактовка ее как звена системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов. Их развитие, опосредствованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик.

Любые социально-психологические характеристики группы (структурные, динамические, феноменологические) должны преимущественно отражать именно признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений. В особенности это относится к характеристикам сложившейся группы как «совокупного субъекта». Но даже и в тех случаях, когда речь идет всего лишь о первичных этапах становления группы, разворачивающегося посредством взаимодействия отдельных ее членов, сопряжения их индивидуально-психологических особенностей, акцент в анализе должен быть сделан на поиске и раскрытии собственно группового начала [24, с. 10].

Проанализировав основные определения малой группы в зарубежной психологии, можно увидеть, что её определяющими признаками выступают психологические особенности протекания коммуникативных актов при взаимодействии её членов [26, 29, 31, 33]. Напротив, в отечественных исследованиях малых групп, прежде всего, основной акцент смещен на выявление специфических особенностей малой группы как общностей людей, где все психологические характеристики могут быть поняты и объяснены только с учетом влияния социальных факторов, которые и определяют сущность определяемого явления.

Г.С. Антипина определяет малую группу, как малочисленную по своему составу социальную группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатия, антипатия, безразличие), так и особых групповых ценностей и норм поведения [4].

Е.С. Кузьмин, в определении малой группы её специфические особенности видит именно в единстве межличностных отношений и отношений ответственной зависимости, призванной решать общественно значимые задачи, тем самым акцентируя своё внимание не столько на особенностях межличностного общения, сколько на общественно полезной деятельности, в которой он видит ведущий группообразующий фактор [25].

Наиболее лапидарный и вместе с тем точный и ёмкий вариант определения малой группы предложен Г.М. Андреевой: «Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [1, с. 74]. В нем обозначены основные признаки малой группы, выделяемые в системе современного социально-психологического знания.

Характерным для отечественной психологии является выделение наивысшего уровня развития группы-коллектива [6, 8, 9]. При этом одним из важнейших факторов превращения группы в коллектив, по мнению большинства отечественных авторов, является социально значимая, совместная деятельность членов коллектива, которая отвечает и интересам личности и потребностям общества. В настоящей работе термины коллектив и малая группа употребляются в одном значении, поскольку малая группа, выступающая объектом исследования, обладает, в том числе, и характерными чертами коллектива, что позволяет с высокой степенью вероятности считать её таковой.

Выбор определения малой группы непосредственно связан с вопросом о её размерах, традиционно обсуждаемым многими авторами [1, 24, 31, 35]. Согласно мнению большинства исследователей, нижний количественный предел малой группы начинается в диады. Однако она не является в полной мере группой, поскольку в ней редуцируются некоторые социально-психологические явления, свойственные группе.

Верхний количественный предел малой группы (максимально возможного её объема) вызывает у специалистов споры, о чем свидетельствуют различные предлагаемые ими величины групп. Большинству авторов присуща некоторая произвольность в решении этого вопроса. Некоторые из в качестве предельной цифры предлагает «20». С таким верхним количественным пределом нельзя согласиться хотя бы потому, что отсутствуют обоснованные доводы в её поддержку. Наиболее часто верхняя граница устанавливается по критерию количества людей, имеющих возможность непосредственно взаимодействовать между собой. Однако точное определение этого количества затруднительно по причине зависимости данного параметра от характера и условий деятельности группы.

Исследователи, которые при рассмотрении обсуждаемого вопроса делают акцент на функциональной целесообразности величины малой группы в различных сферах социальной практики, подчеркивают необходимость соответствия объема группы требованиям реализации её основной общественной функции. Таково мнение Г.М. Андреевой: «Если изучаемая малая группа должна быть, прежде всего, реально существующей группой и, если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий верхний уровень, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Иными словами, если группа заданна в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел можно принять в исследовании как верхний» [1, с. 82]. Этими соображениями я и буду руководствоваться в своем исследовании, принимая за нижний предел группы 3 человека, а за верхний - реально существующий размер исследуемой группы.

По времени существования принято выделять группы временные и постоянные. Этот признак важен с психологической точки зрения, так как устойчивость контактов в группе является важным фактором формирования её психологических характеристик.

Кроме того, Ч. Кули предложено деление групп на первичные и вторичные. Первичные понимаются как группы, «которым присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Они являются первичными в нескольких смыслах, но главными в том смысле, что играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов индивида», а вторичные - это «те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные посредники виде средств связи» [26, с. 78].

В качестве основных параметров малой группы, которые необходимо учитывать для её качественной характеристики являются композиция и структура группы.

Композиция группы, или ее состав, - это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы и так далее. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны с точки зрения психологических особенностей группы.

Структура группы - это совокупность связей, рассматривающихся с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней, образующихся между отдельными индивидами или микрогруппами, как элементами этой структуры. При исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуры функциональных связей, то есть отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы, и структуру эмоциональных связей или межличностных отношений.

В исследованиях формальных групп и организаций принято выделять: организованные (по иной терминологии - формальные, официальные) и спонтанные (или неформальные, неофициальные) группы. Те и другие относятся к категории естественных групп. Первые из них представляют собой элементарные ячейки социальной организации, возникновение которых обусловлено необходимостью реализации соответствующих организационных функций. Иными словами, их появление вызвано нуждами организации и ею задано. Вторые зарождаются непроизвольно, стихийно, как внутри организованных групп, так и вне их, в процессе общения индивидов, являясь результатом взаимных психологических (эмоциональных) предпочтений последних.

Однако, различие между группами обоих типов характеризуется известной относительностью. Так, при определенных обстоятельствах спонтанная группа может приобрести статус организованной, доказательством чему служит история возникновения и последующего институционального оформления научных школ [7]. В то же время, обоюдное эмоциональное тяготение индивидов порою становится преобладающим в жизни целевой группы, и весьма вероятно, что в этот момент группа выступает, по крайней мере для сторонних наблюдателей, как прежде всего неформальная общность [6, с.123-126].

Так же в исследовании малых групп обычно выделяют социометрическую и коммуникативную структуры группы.

Социометрическая структура группы представляет собой совокупность связей между её членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста. В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения - симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности. Основными характеристиками социометрической структуры группы являются: положение, которое члены группы занимают в системе межличностных выборов; характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отвержений; наличие микрогрупп, члены которых связанны отношениями взаимных выборов. Существенной характеристикой группы, получаемой по результатам социометрического опроса, является число взаимных выборов и отвержений по отношению к числу максимально возможных [33].

Коммуникативная структура группы - это совокупность связей между её членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основными характеристиками коммуникативной структуры группы являются: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации), частота и устойчивость коммуникативных связей в группе тип данных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»). Централизованные коммуникативные сети типа «крест» (все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию), они способствуют более быстрому решению задач, а децентрализованные коммуникативные сети типа «круг» способствуют более высокой удовлетворенности членов группы.

При исследовании малых групп кроме уже приведенных характеристик их структур используются и другие показатели.

Открытые и закрытые группы. Их определяет степень открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества. В современном мире практически почти любая малая группа является открытой. Тем не менее время от времени обнаруживается существование групп, которые, вероятно, в той или иной мере можно отнести к категории закрытых вследствие их «вырванности» из мира людей, порой в течение длительного времени, например, семьи и даже целые поселенья различного рода старообрядцев или сектантов.

Группы членства и референтные группы. Основанием для подобного деления является степень значимости группы для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на систему его установок.

Так, группа может рассматриваться просто как место пребывания индивида в социуме. Члены такой группы могут состоять в ней формально, но не разделять при этом принятые в группе установки и ценностных ориентаций (например, нормы морали, правила поведения и прочее). В таком случае речь идет всего лишь о группе членства. Если же нормы и ценности группы индивид разделяет, соотнося с ней свои установки - здесь говорится о референтной группе. Обычно у каждого индивида имеется значительное количество референтных групп. В целом же такое свойство группы, как референтность, имеет прямое отношение к интегративным процессам в ней, способствуя сохранению ее целостности и стабильности, последующему воспроизводству в качестве единицы жизнедеятельности общества.

Лабораторные и естественные группы. К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях; ко вторым - группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях. Принципиальное различие между группами обоих типов состоит в том, что в первом случае речь идет, как правило, о группах, укомплектованных случайными лицами (часто за плату) на время эксперимента и с его окончанием прекращающих свое существование. Во втором случае имеются в виду преимущественно уже сложившиеся группы с определенной историей, и которые нередко характеризуются довольно высоким уровнем социально-психологического развития [24].

Таким образом, из приведённого выше анализа феномена малых групп можно заметить, что группа представляет собой сложное образование, требующего детального изучения его строения, функций, социальных и психологических феноменов. Одним их таких феноменов являются межличностные отношения в малой группе.


1.2 Понятие совместимости в групповой деятельности

совместимость спортивный срабатываемость хоккеист

Общение - форма психологической взаимосвязи людей в процессе совместной деятельности. Благодаря общению люди объединяются в малые группы и имеют возможность обмениваться информацией. Без общения немыслима организованная совместная деятельность.

В любой группе, тем более занятой совместной деятельностью, существуют такие объекты, которые оказываются наиболее значимыми, то есть являются ценностями для всей группы в целом. Этими объектами могут быть люди, задачи, цели, идеи, события и т.п. У каждого члена группы по отношению к ним формируются свои оценки, установки или позиции, то есть они ориентируются на эти ценности и руководствуются ими в своем поведении. При этом если у членов группы ценности совпадают и совпадают отношения к ним, то это неизбежно сказывается на их взаимоотношениях. Сближение оценок приводит к сближению отношений между членами группы, они становятся более дружескими, сочувственными, сотрудничающими. Появляется переживание, называемое чувством «Мы». Это переживание усиливает притягательность в группе и в свою очередь еще больше укрепляет межличностные отношения.

Во время тренировочного и соревновательного процесса в хоккее между партнерами осуществляются межличностные взаимодействия. В социальной психологии принято различать несколько феноменов межличностного взаимодействия.

) Межличностное взаимопонимание является одним из основных феноменов межличностного взаимодействия. Взаимопонимание характеризуется сходством субъективных суждений партнеров друг одруге и соответствием этих суждений объективным особенностям этих лиц.

) Межличностное взаимовлияние - это воздействие на другую личность, предполагающее изменение поведения мыслей и чувств. В основе взаимовлияний лежит механизм подражания, внушения и конформности.

Мера взаимовлияний зависит от характера межличностных отношений: лица с установившимися положительными отношениями чаще, быстрее, больше поддаются взаимному влиянию, вследствие чего чаще обнаруживают сходство мнений, оценок и легче приходят к согласию по спорным вопросам.

) Взаимные действия выражаются в содействии, бездействии и противодействии поступкам и деятельности партнера. Синонимом содействия является помощь и взаимопомощь, при которых действия одного партнера направлены на стимуляцию, поддержание и облегчение действий другого. В целом содействие - это облегчение действий партнера в совместной деятельности.

Бездействие - это пассивное неучастие в действиях партнера. Оно может быть следствием ненужности каких-либо действий, нежелания или невозможности содействовать.

Противодействие - это такое поведение, при котором действия лица не просто мешают действиям другого, но препятствуют их совершению и являются противоположными по результату.

) Межличностные отношения - это взаимная готовность партнеров к определенному типу переживаний и действий. Готовность есть система установок, ориентации и ожиданий, определяемых эмоциональными оценками хода и результатов общения.

) Совместимость партнеров характеризуется, прежде всего, максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие.

) Срабатываемость - это феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности: количества, качества, скорости. Срабатываемость характеризуется оптимальной координацией действий партнеров, основанной на взаимном содействии.

Результаты совместной деятельности обусловлены индивидуально-психологическими особенностями хоккеиста. Большое влияние на результаты совместной деятельности оказывает совместимость.

В литературе нет однозначного определения понятия «совместимость». Так, по мнению Г.М. Андреевой, «совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения групповой функции, что члены группы могут взаимодействовать».

А.Ц. Пуни считает, что «психологическая совместимость - это вторичное образование, результат совместной деятельности, общения, отношений и поведения членов команды».

Совместимость такой эффект взаимодействия, который характеризуется максимально возможной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом и достаточно высокими эмоционально-энергетическими затратами партнеров, при значительном ощущении ими единства, целостности друг с другом.

М.И. Сетров дает такое определение: «Совместимость - есть такая общность объектов в некоторых свойствах или по существу, которая обеспечивает возможность их взаимодействия».

Под социально-психологической совместимостью понимается единство взглядов и установок, потребностей и системы ценностей двух или нескольких членов коллектива, синхронность их психомоторных реакций, одинаковый уровень возбуждения и торможения, сходство во внимании и мышлении, уровне мотивации и интеллекта, а так же в ряде других психических качеств.

Можно выделить 2 вида совместимости: совместимость групповая и совместимость межличностная. Групповая совместимость характеризует степень сплоченности группы, возможность бесконфликтного общения и согласованности действий членов коллектива в условиях совместной деятельности. Критерием межличностной совместимости является взаимопонимание и удовлетворенность результатами взаимодействия.

В исследованиях ряда специалистов, при изучении эффективности совместной деятельности было показано, что группа, превосходит отдельно взятого индивида по продуктивности большинства психических процессов: по объему и точности восприятия, внимания, памяти и отчасти мышления.

Классификация исследований в области психологической совместимости, разработанная Н.Н. Обозовым и А.Н. Обозовой позволяет выделить три подхода в изучении совместимости:

) структурный (в соответствии с ним совместимость рассматривается как сходство или различие индивидуально-личностных характеристик);

) функциональный (совместимость рассматривается как результат согласования внутригрупповых функций или ролей партнеров);

) адаптивный (в этом случае речь идет не столько о самой совместимости, сколько о ее последствиях в виде развертывающихся между партнерами межличностных отношений).

Принято различать несколько уровней (видов) совместимости, в зависимости от того, какие особенности человека включены во взаимодействие. Причем по мере усиления взаимосвязанности включается все большее число уровней. По мнению Ю.А. Коломейцева, А.Ц. Пуни и В.М. Мельникова совместимость членов спортивного коллектива следует рассматривать на трех уровнях:

. Социально-психологический - предусматривает сходство взглядов, интересов, ценностных ориентации, установок.

. Психофизиологический - основывается на взаимодействии особенностей возраста и темперамента.

. Психологический уровень - предполагает взаимодействие характеров, мотивов поведения.

А другие авторы кроме этих трех уровней выделяют еще два:

. Социально-идеологический основан на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок.

. Профессиональный - предусматривает различия в социально-психологическом статусе, который занимают тренеры в руководстве командой.

В иерархической системе уровней совместимости социально -идеологический и социально-психологический могут регулироваться сознательно. Включение сознания и эмоционально - волевой сферы в регулирование взаимодействия обеспечивает в большей или меньшей степени совместимость людей.

Было бы неправильно думать, что между всеми уровнями совместимости существуют четкие различия - их так же сложно определить, как все свойства, качества в психической организации личности человека.

Как верно заметил М.И. Сетров, вопрос о совместимости двух элементов возникает тогда, когда между ними есть различия. В этом случае выяснение совместимости сводится к установлению общности по каким-либо параметрам, свойствам или по существу. Поэтому психологическое сходство или различие индивидов имеет особое значение для характеристики совместимости.

Совместимыми могут любые психологические свойства человека от сенсомоторных качеств до идеологических взглядов. В силу того, что у человека имеются очень большие приспособительные возможности, а, также учитывая современные возможности обучения и воспитания, в настоящее время некоторые исследователи не склонны отводить совместимости решающую роль в целостной групповой деятельности.

Тип групповой деятельности способен влиять на содержание составляющих совместимости, и этим обусловливается разнообразие определений феномена совместимости.

Анализ материалов исследования в командах игровых видов спорта позволил выявить четыре «плана» (измерения) совместимости.

) совместимость, основывающаяся на сыгранности, сработанности партнеров (обусловлена длительным, иногда многолетним их взаимодействием);

) операционно-ролевая совместимость (в ее основе хорошее понимание партнерами замыслов и действий друг друга в различных игровых эпизодах безотносительно к продолжительности предварительных совместных тренировок);

) совместимость в личностных чертах (основывается на взаимном соответствии личностных черт партнеров);

) совместимость в игровом общении (проявляется в удовлетворенности партнеров межличностными отношениями, складывающимися между ними в ситуациях спортивной деятельности).

Феноменом противоположным совместимости, является несовместимость людей. Обозов Н.Н. считает, что психологическая несовместимость - это неспособность в критических ситуациях понять друг друга, не синхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и другие врожденные и приобретенные свойства личности, которые препятствуют совместной деятельности.

Несовместимость партнеров может отражаться не столько на их самочувствии, сколько на результатах, достигаемых ими при совместной деятельности.

Если в совместимости проявляется гармонизация межличностных отношений, то иной формой их выражения может служить конфликт. В социальной психологии существуют различные точки зрения в определении конфликтов и их классификации. Так, Н.В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей.

К.К. Платонов определяет конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений. А.А. Ершов под конфликтом понимает действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, манеры поведения.

Индивидуально - психологические особенности личности в качестве причины конфликта вызываются при различных свойствах темперамента участников совместной деятельности, нравственном и моральном несовпадении, т.е. при несовместимости.

Конфликт, как крайняя форма негативных взаимоотношений, обостряет все противоречия и несогласия, повышает эмоциональную возбудимость и психическую напряженность конфликтующих личностей.

Не всегда конфликты имеют отрицательные последствия. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемы, конфликты помогают сплотиться, мобилизуют волю, ум на решение важных вопросов, побуждают к поиску новых путей решения проблем, позволяют людям лучше понять друг друга. Но бывают ситуации, когда столкновение между членами группы нежелательны, и лучше вовремя предупредить или не допустить развитие конфликта.

Важно заметить, что конфликт требует обязательного разрешения, иначе нормальная работа и жизнь группы становятся невозможными. Разрешение конфликта приводит к разрядке, спаду напряженности, переключение внимания участников конфликта на выполнение своих непосредственных обязанностей.

Исследования, проведенные, психологами ЛГУ, позволили различить явление «совместимости» и «срабатываемости». Эффект совместимости чаще возникает в условиях личных отношений, а эффект срабатываемости является результатом деловых отношений и связан с какой-либо деятельностью: трудовой, спортивной, учебной и т.д.

Срабатываемостью называют единство взаимодействий членов группы в условиях конкретной совместной деятельности.

Выделяют три компонента взаимодействия человека с человеком, которые позволяют различить «совместимость» и «срабатываемость»:

) продуктивность деятельности и характер поведения;

) эмоционально-энергетические затраты, проявляющиеся в физиологических показателях и в субъективных показателях состояния удовлетворения работой, собой, партнером;

) особенности взаимопонимания людьми друг друга - точность понимания, отождествляемость одной личности с другой, то есть ощущение неразрывности одного с другим.

Основным критерием сработанности является продуктивность. Для повышения продуктивности при совместной деятельности необходимо соответствие сложившейся системы взаимоотношений тем требованиям, которые предъявляют к участникам цель и предстоящая деятельность.

Исследования проводимые ЛГУ, выявили, что для оптимальной сработанности необязательно сближение физиологической активности (ритма сердечных ударов). Лучше сохранение индивидуальных различий, что позволяет удерживать распределение функций активности в совместной деятельности. Плохо, когда оба стремятся быть лидерами, но не легче, когда все ждут «указаний сверху». Для совместимости же лучше сближение, уподобление, синхронизация физиологических ритмов «унисон сердец».

Между совместимостью и срабатываемостью могут быть различные соотношения, но оптимальным сочетанием является такое, когда совместимость и срабатываемость являются максимальными.

Когда говорят о совместимости свойств, имеют в виду оптимальное сочетание, вызывающее чувство удовлетворения. При совместной деятельности, в случае ее достаточно высокой успешности у членов группы возникает удовлетворенность не только собой, как при индивидуальной деятельности, но и партнером, также успешно выполняющим совместные функции, общие для них.

Существование, которое удовлетворяет участников деятельности и сохраняет их отношения можно считать эффективным. Естественно, свойства личности не существуют сами по себе, они проявляются в поведении и поступках людей. Каждый из партнеров наблюдает и оценивает свое и чужое поведение, согласуя их со смыслом существующих отношений. В результате совместимости возникает потребность быть вместе. А несовместимость, как взаимоисключающее поведение и поступки партнеров, вызывает удовлетворение только при отсутствии контакта. В этом случае совместная жизнедеятельность порождает неприязнь, антипатию, отрицательные чувства у партнеров.

Но нельзя думать, что только сочетание свойств, потребностей, привычек порождают совместимость - несовместимость людей. Исследования, проведенные в Ленинградском университете, показали, что основным критерием разделения пар по совместимости является взаимное удовлетворение общением или совместной работой.

При изучении производственных коллективов была выявлена положительная взаимосвязь между эмоциональными взаимоотношениями членов групп и срабатываемостью при совместной деятельности.

Сравнивая эффективность групповой деятельности и межличностные отношения, Н.В. Голубева и Е.С. Кузьмин пришли к выводу, что близкие эмоционально-межличностные контакты способствуют повышению производительности труда и улучшению отношения к работе.

Известный специалист по проблемам малых групп М.А. Новиков считает, что при комплектовании малых групп для выполнения работ в экстремальных условиях «вопрос стоит шире, нежели установление психологической совместимости членов группы, понимаемой, как совпадение установок, эмоционально волевых качеств и ряда других личностных признаков. Эффективной окажется, прежде всего, группа с гибкой психологической структурой, индивидуальные качества членов которой взаимодополняют и взаимозаменяют друг друга. При этом некоторая «несовместимость» партнеров не является основанием для негативной оценки при высокой взаимной мотивированности и стремлении к сотрудничеству».

Взаимоотношения между людьми, степень совместимости между ними обусловлены типом темперамента. Под темпераментом обычно понимают совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующие динамику психической деятельности человека. Свойства темперамента являются врожденными, и поэтому они устойчивы и постоянны. Выделяют четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Научное объяснение темпераментам дала неврологическая теория И.П. Павлова. В своих работах он пришел к выводу, что физиологической основой темпераментов является один из четырех типов высшей нервной деятельности, которые характеризуются определенной совокупностью показателей основных ее свойств: силы, подвижности и уравновешенности.

Исследования показывают, что свойства темперамента играют существенную роль в совместной деятельности, что отражается на конечном продукте - эффективности. Она выше в тех случаях, когда свойства темперамента партнеров противоположны по структуре. Поэтому совместимыми являются холерики с флегматиками и сангвиники с меланхоликами. Частично совместимы холерик и сангвиник, флегматик и меланхолик. Абсолютно несовместимыми являются холерики с меланхоликами и сангвиники с флегматиками. При совместной деятельности двух одинаковых темпераментов более эффективно сотрудничают два сангвиника, более или менее два флегматика и меланхолика. Хуже всего взаимодействуют два холерика, т.к. они вспыльчивые и неуравновешенные.

Исходя из характера выраженности психических функций мышления, интуиции, ощущения и эмоций выделяют 16 психосоциотипов. В основе выявления психосоциотипа лежит типология личности, разработанная К. Юнгом. Согласно данной типологии людей можно разделить на типы по следующим характеристикам: «экстраверсия -интраверсия», «рациональность - иррациональность», «логика - этика», «сенсорика - интуиция». Каждый из них содержит весьма устойчивый набор свойств, которые являются врожденными. Зная психосоциотипы разных людей, можно, заранее предвидеть как будут развиваться их взаимоотношения.

Важным фактором совместимости выступает гармония характеров. Практика показывает, что межличностные контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее, у тех его членов, черты характера которых дополняют друг друга.

То, как оценивает себя и свои возможности спортсмен, имеет большое значение для общения с партнерами по совместной деятельности. Для спортсмена с высокой самооценкой характерно активное и непринужденное общение с партнерами, достаточно терпимое отношение к негативным замечаниям. Напротив, неуверенный в себе спортсмен с пониженной самооценкой будет чаще играть пассивную роль в общении, ждать негативной оценки со стороны других. Как правило, такие спортсмены могут быть еще и высоко тревожными.

Возможность действовать совместно основывается на взаимопонимании спортсменами друг друга. Взаимопонимание - это не только правильное понимание качеств личности другого, его запросов, ценностей, привычек, но и возможность прогноза поведения, мнения, оценок. По мнению В.И. Румянцевой взаимопонимание является важнейшим фактором результативности совместных действий.

Эмпатия способствует преодолению многих барьеров на пути к взаимопониманию, помогает выстоять в трудных ситуациях. Люди сближаются, когда сочувствуют друг другу, откликаются на переживания и, главное эмоционально поддерживают, успокаивают, пытаются снять негативные эмоции. Формула «не сошлись характерами», которая используется во всех случаях возникновения разногласий, чаще всего означает, что достигнут предел понимания одним человеком непонимания его переживаний и интересов со стороны другого. Эмпатия - это устойчивое свойство личности, его трудно воспитать, но невозможно и разрушить.


1.3 Совместимость в спортивной деятельности


При анализе совместимости в системе «спортсмен - спортсмен» нельзя понимать этот феномен абсолютно, т.е. думать, что совместимость, во-первых, должна быть на всех уровнях и, во-вторых, должна иметь максимальную выраженность. Полная совместимость предполагает оптимальное сочетание всех ее видов, наличие определенного соотношения между ними, их взаимодополняемость и взаимозаменяемость.

По мнению Коломейцева Ю.А. спортивная деятельность характерна ситуациями, где, то один, то другой вид совместимости выступает на первый план и обусловливает эффективность деятельности коллектива. Если, например, дело касается совместных действий по выполнению тренировочных и соревновательных заданий, то эта деятельность будет предъявлять повышенные требования, в первую очередь, к психофизиологической и психологической совместимости. Хотя это и не означает, что влияние социальной совместимости в данном случае полностью исключено. У одних спортсменов она может отходить на второй план, у других обусловливая слаженность и продуктивность действий, способствовать более полному раскрытию психофизиологической и психологической совместимости.

Значение того или иного вида совместимости обусловлено особенностями спортивной деятельности. Поэтому при комплектовании спортивных групп важно будет знать особенности организации совместной деятельности.

Согласно классификации видов спортивной деятельности, предложенной Г.Д. Бабушкиным и Е.В. Кулагиной, выделяют три вида организации совместной деятельности:

) последовательно выполняемая совместная деятельность. Этот вид спортивной деятельности имеет место в спортивных играх (командных и парных);

) синхронно выполняемая совместная деятельность (бесконтактная). К ней относятся отдельные элементы фигурного катания, спортивной акробатики, художественной гимнастики (командные упражнения),

Список использованной литературы


1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.:МГУ, 1980. - С. 269.

. Андрушишин И.Ф. Методика совершенствования тактической подготовки высококвалифицированных волейболистов на основе межличностно-функционального взаимодействия: Автореф.дис. ...канд.пед.наук. - М., 1993.-20 с.

. Бабушкин Г.Д. Психология труда тренера по спорту. - Омск: ОГИФКД985. - 85 с.

. Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности. - Омск, 2001. - 110 с.

. Бабушкин Г.Д., Рогов А.И. Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта». - Омск, 1996. - 84 с.

. Белоус В.В. Функциональная роль темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей // Вопросы психологии. - 1984. - №4. - С. 102-107.

. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М.:Наука, 1994.. 400 с.

. Богданова Д.Я. Социально-психологическая характеристика спортивного коллектива. - Л. ЛГУ, 1977. - 42 с.

. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.:МГУ, 1982. - 200 с.

. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Просвещение, 1987.- 176 с.

. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев. Лолитиздат Украины, 1989.- 189 с.

. Голубева Н.В., Кузьмин Е.С. Исследования малых групп // Психологический журнал. - 1981.- №7.- С. 17-22.

. Григорович И.Н. Повышение эффективности спортивной деятельности баскетболисток с учетом их индивидуально - психологических особенностей: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Омск, 1985. - 21 с.

. Гришина Н.В. Социально - психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. - М., 1983. -318с.

. Гуленко ВВ., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика-межвозрастной педагогике. - М.: Совершенство, 1997. - 270 с.

. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. - М.:МГУ, 1979. - 42 с.

. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.:МГУ, 1984. - 194 с.

. Ершов А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - Л.:3нание, 1976. - 30 с.

. Ершов А.А. Психологическая соактивность людей. - М.:3нание, 1992-32с.

. Коллектив и личность / Под ред. К.К. Платонова и др. - М.: Наука, 1975.-263 с.

. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. - М.: ФиС, 1984. - 128 с.

. Коломейцев Ю.А Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности / на примере плавания: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М.,1985.- 24 с.

. Корнеева Т.В. Комплектование и особенности подготовки спортивных пар в теннисе: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1985.- 24 с.

. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 318 с.

. Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой. - Смоленск, 1987. - 81 с.

. Немов Р.С. Психология. - М., 1995.-Т.1.- С. 444-506.

. Новиков М.А. Психологические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях // Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 1981. - С. 195.

. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. - Л.:ЛГУ, 1991. - 31 с.

. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.ЛГУ, 1979. - 151 с.

. Обозов Н.Н. Подходим ли мы друг другу на работе и в личной жизни. - Л., 1991. - 31 с.

. Обозов Н.Н., Обозова АН. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Психология межличностного познания. - М., 1981.- С. 80-92.

. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Просвещение, 1982.-255с.

. Петровский А.В. О некоторых феноменах межличностных взаимоотношений // Вопросы психологии. - 1976.- №3.- С. 16-25.

. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. - Л.:ЛГУ, 1990. - 184 с.

. Попов А.Л. Психология. - М.: Наука, 2001. - 336 с.

. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - С.47-49.

. Психология: Учебник для ИФК / Под ред. В.М. Мельникова. - М.: ФиС, 1987.-376 с.

. Психология: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. А.Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1984.- С. 183-187.

. Ратушина Е.В. Комплектование парно-групповых составов спортивной акробатики на основе учета совместимости: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Омск, 1998. - 20 с.

. Румянцева В.И. Общение в экстремальных условиях спортивно-игровой деятельности группы /на примере гандбольных команд /: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Л, 1975. - 23 с.

Приложение 1


Изучение свойств темперамента (методика Айзенка)

. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?

. Часто ли бывает у вас беспокойное чувство, что вам что- либо хочется, а вы не знаете что?

. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман.

. Держитесь ли вы обычно в тени в компании?

. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и бесповоротно то, что вам приказывали?

. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?

. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?

. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?

. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?

. Нравится ли вам находиться среди людей?

. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?

. Упрямитесь ли вы иногда?

. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?

. Могли бы вы назвать себя бесчестным?

. Предпочитаете ли вы работать, заниматься в одиночестве?

. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезных причин?

. Вы по натуре живой человек?

. Смеетесь ли вы над неприличными шутками?

. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?

. Чувствуете ли вы себя неловко, в какой либо одежде, кроме повседневной?

. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточить на чем-то свое внимание?

. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?

. Часто ли вы погружены в свои мысли?

. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?

. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?

. Часто ли вы думаете о своих делах?

. Очень ли вы любите вкусно поесть?

. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?

. Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?

. Хвастаетесь ли вы иногда?

. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?

. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти в скучную компанию?

. Бываете ли вы иногда таким беспокойным, что не можете долго усидеть на месте?

. Склонны, ли вы планировать свои дела тщательно и раньше, чем следовало бы?

. Бывают ли у вас головокружения?

. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а, не обсуждая с другими?

. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали какой-то тяжелой работы?

. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?

. Беспокоят ли вас ваши нервы?

. Предпочитаете ли больше строить планы, чем действовать?

. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?

. Нервничаете ли вы в местах скопления народа?

. При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу?

. Бывают ли у вас сильные головные боли?

. Считаете ли вы обычно, что все само уладится, и придет в норму?

. Трудно ли вам заснуть ночью?

. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?

. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?

. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?

. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?

. Часто ли с вами случаются неприятности? 53.Любите ли вы рассказывать истории друзьям?

. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?

. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?

. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете, тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять?

. Часто ли у вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?

Приложение 2


Изучение личностной тревожности

. Я могу долго работать не уставая.

. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.

. Обычно руки и ноги у меня теплые.

. У меня редко болит голова.

. Я уверен в своих силах.

. Ожидание меня нервирует.

. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.

. Я не могу сосредоточиться на чем-либо одно.

. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.

. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

. Я часто ловлю себя на мысли, что меня что-то тревожит.

. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство других людей.

. Я не слишком застенчив.

. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.

. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

. Я краснею не чаще, чем другие.

. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

. Я редко замечаю у себя сильное сердцебиение или одышку.

. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.

. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.

. Обычно я спокоен, и меня не легко расстроить.

. Меня часто мучают ночные кошмары.

. Я склонен, все принимать слишком всерьез.

. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.

. У меня беспокойный и прерывистый сон.

. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.

. Я более чувствителен, чем большинство других людей.

. Бывает, что не нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.

. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие.

. Мой желудок сильно беспокоит меня.

. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.

. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.

. Мне порой, кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.

. Я легко прихожу в замешательство.

. Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть.

. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.

. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

. Я никогда не опаздывал на свидания или работу.

. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.

. Иногда мне хочется выругаться.

. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо.

. Меня беспокоят возможные неудачи.

. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

. Меня нередко охватывает отчаяние.

. Я - человек нервный и легко возбудимый.

. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда пытаюсь что-нибудь сделать.

. Я почти всегда испытываю чувство холода.

. Мне не хватает уверенности в себе.

. Я легко потею даже в прохладные дни.

. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.

. У меня очень редко болит живот.

. Я считаю, что мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.

. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.

. Я легко расстраиваюсь.

. Практически я никогда не краснею.

. У меня гораздо меньше различных опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых.

. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

. Обычно я работаю с большим напряжением.


Приложение 3


Личностный опросник Дж. Роттера


аккуратностьвосприимчивостьсдержанностьбеспечностьжизнерадостностьстыдливостьвдумчивостьзлопамятностьтерпеливостьвспыльчивостьмедлительностьтрусостьгордостьмечтательностьувлекаемостьгрубостьмнительностьхолодностьзаботливостьмстительностьэнтузиазмзавистливостьнастойчивостьригидностьзастенчивостьнепринужденностьсмелостьискренностьнерешительностьсамостоятельностькапризностьнесдержанностьтактичностьизысканностьобидчивостьцелеустремленностьлегковериеосторожностьинфантильностьнежностьотзывчивостьальтруизмнервозностьпедантичностьнадменностьобаяниеподозрительностьсамообладаниерадушиепринципиальностьуверенностьупорствопрезрительностьскромностьчуткостьразвязанностьконфликтностьэгоизмрассудительностьрешительность

. а) неудачи чаще всего происходят оттого, что не повезло

б) неудачи чаще всего происходят оттого, что мы сами допускаем ошибки.

. а) если хорошо постараться, то всегда добьешься своего и получишь признание

б) к сожалению, наши заслуги чаще остаются непризнанными.

. а) отметки, которые нам ставят в школе, обычно соответствуют тому, что мы знаем и как себя ведем

б) отметки часто бывают, несправедливы, они зависят от настроения учителя и его отношения к ученику.

. а) как ни старайся, все равно некоторые люди не будут к тебе хорошо относиться

б) надо уметь ладить с людьми и они будут к тебе хорошо относиться.

. а) я верю, в счастливый случай и всегда готов использовать возможность его не упустить, даже если я рискую что-то потерять

б) лучше добиваться скромного успеха, чем надеяться на счастливый случай, рисковать и иметь возможность все потерять.

. а) я считаю, что люди, тщательно планирующие свои действия, обычно добиваются хороших результатов

б) думаю, что тщательное планирование не всегда разумно, т.к. многое зависит от обстоятельств, которые нельзя предвидеть заранее.

. а) есть люди, о которых можно смело сказать, что они во всем нехороши б) даже в очень плохом человеке можно найти что-то хорошее.

. а) многое из того, что со мной случается (и хорошего и плохого) зависит, в основном, от меня самого, и если я захочу, я могу изменить поведение в нужную сторону

б) часто случается, что мои поступки расходятся с моим желанием и моей волей, и мне порой бывает трудно изменить свое поведение в нужную сторону.

. а) привлекательность человека больше всего зависит от его природных и внешних качеств, и в меньшей степени, от работы над собой, над своими недостатками

б) привлекательным человек становится, прежде всего, благодаря работе над собой, самосовершенствованию, тренировке. 10.а) со всеми ребятами можно поладить, если быть с ними дружелюбными б) есть люди, которых невозможно расположить к себе.

Приложение 4


Изучение уровня эмпатийных тенденций

. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

. Взрослых детей раздражает забота родителей.

. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.

. Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

. Больному человеку можно помочь даже словом.

. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

. Я равнодушен к критике в мой адрес.

. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.

. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

. Родители относятся к своим детям справедливо.

. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

. Я не обращаю внимания на плохое настроение моих родителей.

. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

. В детстве я приводил домой кошек и собак.

. Все люди необоснованно озлоблены.

. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

. Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

. Из конфликтной затруднительной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

. Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Приложение 5


Изучение мотивации соревновательной деятельности

. В научно-популярных изданиях меня больше всего интересует описание жизни великих спортсменов, известных людей, новых открытий.

. Можно сказать, что я живу по пословице: «семь раз отмерь, один раз отрежь».

. Стремление к достижению целей у меня всегда выражено достаточно сильно.

. Вступая в игру (шахматы, теннис, бадминтон и др.) с сильным соперником, я заранее предвижу свое поражение.

. Неудачное начало в соревнованиях мобилизует меня на дальнейшие действия.

. Готовясь к соревнованию, у меня возникают сомнения в достижении поставленной цели.

. Вступая в различные спортивные игры, я ориентируюсь на выигрыш, независимо от соперника.

. Я часто читаю медицинскую литературу, где сказано, как уберечься от различных заболеваний.

. Я охотно пойду на лекцию о современных достижениях в спорте, медицине, технике и др.

.Неудачное начало на спортивных соревнованиях сковывает мои действия, снижает активность.

. Выполняя действие (например, подачу в волейболе, теннисе и т.п.), я почти всегда уверен в точности его выполнения.

. На результаты моих выступлений больше всего влияет боязнь поражения, проигрыша, опасение подвести команду, тренера.

.Спорт тем и хорош, что дает возможность стать известным, знаменитым.

. При выступлении на соревнованиях неудачные действия сохраняются надолго в моей памяти.

. Во время ходьбы на улице, в помещениях, я смотрю вперед, и бывает, из-за этого часто спотыкаюсь.

. Перед выполнением спортивных действий иногда появляется сомнение в правильном их исполнении.

. На результаты моих выступлений больше всего влияет нацеленность на успех.

. В случаях плохого настроения на соревнованиях я не уверен в успешном выступлении.

. Занятия спортом дают человеку возможность ощущать свой авторитет, признание, уважение окружающих.

. В случае неудачного выступления на соревновании я сильно расстраиваюсь, и это отрицательно влияет на мои дальнейшие выступления.

Приложение 6


Изучение психической надежности спортсмена (методика В.Э. Мильмана)

. В каких случаях вы выступаете успешно в ответственных соревнованиях?) находясь в спокойном состоянии, когда не волнуюсь; Б) находясь в состоянии повышенного возбуждения;) в состоянии сильного возбуждения.

. Вы обычно сильно волнуетесь на соревнованиях? А) да; Б) иногда; В) нет.

. Вы обычно точно оцениваете степень своего волнения и других эмоциональных состояниях?

А) да; Б) не могу сказать определенно; В) нет.

. Нравится ли вам выступать в прикидках, контрольных упражнениях? А) да; Б) не могу сказать точно; В) нет.

. Можете ли вы в течение наиболее важного периода сезона поддерживать стабильный уровень высоких результатов?

А) да; Б) бывают колебания; В) нет.

. Стабильна ли ваша техника?

А) да; Б) бывают колебания; В) нет.

. Сильно ли сбивают вас неожиданные помехи? А) да; Б) иногда; В) нет.

. Мешает ли волнение в соревнованиях выступать наилучшим образом? А) да; Б) иногда; В) нет.

. Вы полностью выкладываетесь на важных соревнованиях? А) да; Б) иногда; В) нет.

. Вы охотно выполняете объемные, интенсивные нагрузки?

А) да; Б) не всегда; В) нет. 11 Сильно ли действуют на вас неудачи?) да, сильно расстраивают; Б) быстро забываются;) не придаю большого значения.

.В каких случаях вы достигаете лучшего результата?) при строгом контроле своих действий; Б) при автоматическом выполнении;) нечто среднее.

.Бывают ли у вас во время ответственных соревнований серьезные, необъяснимые ошибки, влияющие на результат выступления? А) да; Б) иногда; В) нет.

. Возникают ли у вас при удачном стечении обстоятельств чувства, что «дело сделано», «скорее бы все заканчивалось»?

А) да; Б) иногда; В) нет.

. Когда вы обычно начинаете испытывать волнение перед ответственными соревнованиями?) за несколько дней перед соревнованием; Б) накануне соревнований;) непосредственно перед стартом.

. Трудно ли вам отключаться от мыслей о предстоящем выступлении на ответственных соревнованиях?

А) да; Б) нет; В) могу отключиться, но ненадолго.

. Проводите ли вы специальную настройку перед выходом на старт? (возможно несколько ответов)) нет, не провожу;

Б) стараюсь успокоиться, снять напряжение;) стараюсь думать о чем-то приятном;

Г) сосредоточиваюсь на предстоящем выступлении;

Д) стараюсь активизироваться, поднять мышечный тонус;

Е) стараюсь отвлечься от мыслей о предстоящем соревновании;

Ж) стараюсь вызвать в себе спортивную злость;

) перебираю в уме тактические и технические моменты предстоящего выступления;

И) использую разминку в качестве психологической настройки.

. Можете ли вы, если сочтете нужным, быстро переключиться с одного вида настройки на другой?

А) нет; Б) обычно в этом нет необходимости; В) да.

. Можете ли вы в ходе спортивной борьбы при необходимости заставить себя быстро успокоиться?

А) нет; Б) не всегда; В) да.

. Пользуетесь ли вы для этих целей словесными приказами?

А) нет; Б) обычно нет в этом необходимости; В) да. 21 .Вы многим готовы пожертвовать в жизни ради успехов в спорте?) да, могу отказаться от многого;

Б) этой проблемы пока не возникало;) нет.

.Каково ваше отношение к соревнованиям?) соревнование-это трудный экзамен; Б) соревнование-это праздник;) и то, и другое.

Приложение 7


Изучение направленности личности (методика В. Смекал и М. Кучера)

. Больше всего удовлетворение в жизни дает: А - оценка работы

Б - сознание того, что работа выполнена хорошо В - сознание, что находишься среди друзей

. Если бы я играл в футбол или волейбол, то хотел бы быть: А - тренером, который разрабатывает тактику игры

Б - известным игроком

В - выбранным капитаном команды

. Лучшими тренерами являются те, которые: А - имеют индивидуальный подход

Б - увлечены своим видом спортом, вызывают интерес к нему

В - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения

. Спортсмены оценивают как самых плохих тренеров, которые: А - не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны

Б - вызывают у всех дух соревнования

В - производят впечатление, что тренерская работа их не интересует

. Я рад, когда мои друзья:

А - помогают другим, если для этого представляется случай

Б - всегда верны и надежны

В - интеллигенты с широкими интересами

. Лучшими друзьями считаю тех:

А - с которыми хорошо складываются взаимоотношения Б - которые могут больше, чем я В - на которых можно надеяться

. Я хотел бы быть известным, как тот, что: А - добился жизненного успеха

Б - может сильно любить

В - отличается дружелюбием и доброжелательством

. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть: А - научным работником

Б - начальником отдела В - опытным летчиком

. Когда, я был ребенком, я любил: А - играть с друзьями

Б - успехи в делах

В - когда меня хвалили

. Больше всего мне не нравится:

А - когда я встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи

Б - когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения В - когда меня критикует мой тренер

. Основная роль школ должна была бы заключаться в: А - подготовке учеников к работе по специальности

Б - развитии индивидуальных способностей и самостоятельности В - воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми

. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А - по любому вопросу свободно высказываются все Б - человек теряет индивидуальность в общей массе В - невозможно проявление собственной инициативы

. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его А - для встреч с друзьями

Б - для любимых дел и самообразования В - для беспечного отдыха

. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда: А - тренируюсь с симпатичными мне людьми

Б - выполняю задание, которое меня удовлетворяет В - мои усилия достаточно вознаграждены

. Я люблю, когда:

А - другие меня ценят

Б - чувствую удовлетворение от выполненной работы В - приятно провожу время с друзьями

. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось чтобы: А - отметили результат, который я показал

Б - похвалили меня за мое отношение к спорту

В - сообщили о том, что меня выбрали в какой-нибудь руководящий орган.

. Лучше всего я прогрессировал бы в спорте, когда тренер: А - имел бы ко мне индивидуальный подход

Б - стимулировал бы меня на более интенсивный труд

В - вызывал бы дискуссию по различным вопросам моей подготовки

. Нет ничего хуже, чем:

А - оскорбление личного достоинства Б - неудачное выполнение важной задачи В - потеря друзей

. Больше всего я ценю: А - личный успех

Б - совместную тренировку В - практические результаты

. Очень мало спортсменов:

А - действительно радуются выполненному заданию

Б - с удовольствием тренируются в коллективе В - выполняют задание по настоящему хорошо

. Я не переношу: А - ссоры и споры

Б - неприятие всего нового

В - людей, ставящих себя выше других

. Я хотел бы:

А - чтобы окружающие считали меня своим другом Б - помогать другим в общем деле В - вызывать восхищение других

. Я люблю тренеров, которые: А - требовательны

Б - пользуются авторитетом В - доступны

. На тренировке я хотел бы:

А - чтобы решения принимались коллективно

Б - самостоятельно выполнять поставленную тренером задачу

В - чтобы тренер признал мои достоинства

. Я хотел бы прочитать книгу:

А - об искусстве хорошо уживаться с людьми Б - о жизни известного человека В - типа «сделай сам»

. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть: А - дерижором

Б - солистом

В - композитором

. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу: А - смотря детективные фильмы

Б - в развлечениях с друзьями В - занимаясь своим хобби

. При условии, что я тренер, я бы с удовольствием:

А - выдумывал и предлагал интересные конкурсы и викторины в команде Б - старался бы в них участвовать

В - взял бы все руководство по их проведению в свои руки

. Для меня важнее всего знать: А - что я хочу сделать

Б - как достичь цели

В - как привлечь других к достижению моей цели

. Спортсмен должен вести себя так, чтобы: А - другие были им довольны

Б - выполнить прежде всего свою задачу

В - его нельзя было укорить за отношение к тому, чем он занимается

Приложение 8


Методика определения сработанности и совместимости (Тест «Срасов»)

. Он правильно выполняет свои профессиональные функции.

. Работу он выполняет вовремя, не задерживает других.

. Он качественно выполняет работу (после него не надо что-либо переделывать).

. Он правильно понимает профессиональные функции других.

. Он точно оценивает быстроту работы других.

. Он правильно оценивает качество работы других.

. Он сопереживает другим, если совместная работа выполняется хуже.

. Он приходит на помощь в том случае, когда общая работа не ладиться.

. Он хорошо чувствует, когда общая работа легко или плохо ладиться.

. Он готов придти на помощь другим, когда это нужно.

. Он быстро готов откликнуться на просьбу о помощи.

. С ним легко работать.


Приложение 9


Цифровой тест (методика В. Мегедь и А. Овчаровым)

. Ваша работоспособность, как правило, всегда одинакова и меняется только по определенным признакам. Вы последовательны в работе, все доводите до конца. Решения принимаете внезапно и не любите их менять. Вам легко придерживаться установленных правил, строгой дисциплины, нравится порядок.

. Ваша работоспособность зависит от настроения, которое может меняться без видимых причин. Периоды подъемов сменяются спадами активности. Вы часто действуете без подготовки, рассчитывая на везение. Вам трудно подчиняться строгим графикам и инструкциям.

. Вы не любите выяснять причины ссор и недоразумений. Ставите разум выше чувства, объективно, судите о людях, независимо от симпатий. Предпочитаете не обсуждать моменты личной жизни, как своей, так и других.

. Вы склонны идти на компромиссы в делах ради хороших отношений. Вас интересуют чувства и взаимоотношения между людьми. Стараетесь делать другим приятное, часто говорите комплименты.

. Вы реалист, не любящий пустых фантазий, практичны и деятельны, уверены в себе. Предпочитаете не распыляться на несколько дел сразу: тщательно занимаетесь одним. Многие вещи любите делать своими руками, проверяете результат сделанного вами и другими.

. Вы хорошо предвидите будущее, часто вспоминаете прошлое, стремитесь к новизне и переменам. Склонны к колебаниям и сомнениям, всегда уверены в себе, рассеянны. Больше тяготеете к теории, чем к практике.

. Вы осмотрительны, сдержанны, мало инициативны в общении, недоверчивы к новым людям. Контролируете себя, не любите выставлять свои заслуги на показ. Стараетесь сдерживать себя в споре, чтобы не сказать лишнего.

. Вы легко сходитесь с новыми людьми, стремитесь расширить круг своих знакомых. Вам легче понять другого, чем себя. Вы непринужденны, импульсивны и откровенны. Часто склонны к риску и опрометчивости, не сдержанны.


Теги: Вопросы совместимости и сработанности в малой группе  Диплом  Туризм
Просмотров: 39932
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Вопросы совместимости и сработанности в малой группе
Назад